Правопонимание и теория государства и права. Доржиев Ж.Б

План

1. Сущность правопонимания и основные подходы к его классификации.

2. Основные типы правопонимания и правовые теории.

Литература

1. Бережнов А.Г. Теоретические проблемы правопонимания и формирования содержания права // Вестник Московского университета (далее - ВМУ). Сер. 11. Право. – 1999. - № 4.

2. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права: Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов. – М.,1999.

3. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов. – М., 2000.

4. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1996.

5. Теория государства и права: Учебник для юрид. вузов и факультетов / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. – М., 1997.

6. Теория права и государства: Учебник для вузов / Под ред. Г.Н. Манова. – М., 1996.

7. Четвернин ВА Понятие права и государства: Учебное пособие. – М., 1997.

1. Важнейшие типы правопонимания

Право является одним из сложнейших и уникальных феноменов. Интерес к нему возник еще в Античном мире и с тех пор не только не ослаб, но даже усилился. Это означает, что проблема правопонимания относится к числу вечных.

Авторы учебника «Теория государства и права» под редакцией В.М. Корельского и В.Д. Перевалова (М., 1997. – С. 217) считают, что правопонимание – это научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению.

Как следует из определения, субъектом правопонимания является конкретная личность. Это может быть рядовой гражданин, обладающий минимальными правовыми знаниями, профессиональный юрист, способный толковать и применять правовые нормы или ученый – правовед, занимающийся изучением права. Таким образом, правопонимание субъективно и оригинально, но оно может совпадать у представителей определенных социальных групп, что позволяет его изучать и классифицировать.

Объектом правопонимания может быть право вообще, право конкретного общества в конкретную эпоху, отрасль или институт права, отдельные правовые нормы.

С учетом многообразия представлений о праве, их нужно и можно типологизировать на основе определенных критериев. Так, если в основе классификации лежит особенность решения основного вопроса философии о соотношении бытия и сознания, то выделяются идеалистический и материалистический типы правопонимания. Первый тип представлен теологическими учениями о праве, второй - различными научными теориями .

В зависимости от того, что рассматривается в качестве источника правообразования – человеческая природа или государство – различают естественно-правовой и позитивистский типы правопонимания. Первый основывается на идее естественных, неотъемлемых прав человека, различении права и закона, естественного и позитивного права. Второй основывается на идее субъективного права, являющегося производным от объективного права, установленного государством, а также на отождествлении права и закона.

В зависимости от того, в чем усматривается основа права – в норме права, в правосознании или в правоотношении – выделяют нормативистский , психологический и социологический типы правопонимания. Нормативизм основан на представлении о том, что право – это совокупность норм, выраженных в законах и иных позитивных актах; что нормы права – издаются государством и в них выражается государственная воля, возведенная в закон; что от норм права зависит возникновение правоотношений, правосознание и правовое поведение.

Для психологического типа правопонимания характерно признание конкретной психической реальности – правовых эмоций человека, которые подразделяются на: а) переживание позитивного права, установленного государством; б) переживание интуитивного, личного права. Последнее выступает регулятором поведения человека и поэтому рассматривается как реальное право.

Для социологического типа характерно понимание права, как эмпирического явления, которое нужно искать не в норме права или психике человека, а в реальной жизни. В основу понятия права в этом случае положено общественное отношение, защищенное государством. Нормы закона и правосознания не отрицаются, но и не признаются правом Они являются только признаком права, а само право – это порядок в общественных отношениях.

В зависимости от того, отождествляют или различают субъекты правопонимания право и закон, В.С. Нерсесянц и его последователи выделяют позитивистский и непозитивистский типы правопонимания. Позитивисты считают правом любые законы и иные нормативные акты, которые защищаются государством и обеспечиваются силой его принуждения. Субъекты непозитивистского правопонимания различают право и закон, обосновывают приоритет права перед законом.

2.1. Позитивистский тип правопонимания. Классический легистский позитивизм.

Теория классического позитивизма была разработана в конце XIX в., но и поныне сохраняет свое влияние в юриспруденции. Ее создателями были Остин (Англия), Лабанд и Бергмом (Германия), Шершеневич (Россия).

Основные идеи теории:

1) право в научном, а не в идеологическом понимании – это закон; законы содержат абстрактные, общеобязательные нормы, т.е. правила поведения, подкрепленные принудительной силой государства;

2) государство первично, право вторично; право есть продукт законодательной деятельности государства;

3) правоотношения (т.е. отношения, урегулированные правом) возникают только после принятия закона; не может быть дозаконо-творческих правоотношений;

4) отрицание естественных и неотчуждаемых прав человека, признание только основных прав и свобод граждан, установленных (дарованных) законодателем.

Достоинства теории:

Подчеркивает важное значение формально-юридических свойств права;

Обращает внимание на приоритетную роль государства в регулировании важных общественных отношений.

Слабые стороны:

Признает правовыми любые законы, в том числе и нарушающие права и свободы человека и гражданина;

Не признает правовыми отношения, урегулированные договорами частных лиц, при отсутствии соответствующего закона;

Ставит человека в зависимое положение от государства и его аппарата.

2.2. Нормативистская теория права

Эта теория права была разработана в ХХ в. Ен основоположником является Г. Кельзен, австриец по происхождения, создатель первого в мире австрийского конституционного суда, долгое время проживавший в США, где он спасался от нацистов.

Основные идеи теории:

1) право это система (пирамида) норм, на самом верху которой находится «основная (суверенная) норма», принятая законодателем (конституция), и где каждая низшая форма черпает свою законность в норме с большей юридической силой;

2) по Кельзену, бытие права принадлежит к сфере должного, а не сущего. Оно, таким образом, не имеет обоснования все сферы норм долженствования. Поэтому юридическая наука должна изучать право в «чистом виде», вне связи с политическими, социально-экономическими и другими оценками;

3) в основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты – решения судов, договоры, предписания администрации, которые относятся к праву и должны соответствовать основной норме.

Достоинства теории:

Она верно подчеркивает такое определяющее свойство права как нормативность и убедительно доказывает необходимость соподчинения правовых норм по степени их юридической силы;

Она органически связывает нормативность с формальной определенностью права, что существенно облегчает возможность руководствоваться юридическими требованиями, сформулированными в юридических актах;

Она признает большие возможности государства влиять на общественное развитие, так как государство устанавливает и обеспечивает основную норму.

Слабые стороны теории:

Чрезмерное внимание формальной стороне права, игнорирование его содержательной стороны и связи с социально-экономическими и политическими факторами;

Преувеличение роли государства в установлении эффективных норм.

2.3. Социологическая теория права

Эта теория была разработана в ХХ в. Ее основные представители: Эрлих, Жени, Муромцев и др.

Основные идеи теории:

1) разделяет право и закон, но в связи с тем, что право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов. Если закон находится в сфере должного, то право – в сфере сущего;

2) под правом понимаются юридические действия, юридическая практика, правопорядок, применение законов и т.п. Право – это реальное поведение субъектов правоотношений – физических и юридических лиц. Отсюда другое название данной теории – теория «живого» права;

3) «живое» право формулируют прежде всего судьи. Они «наполняют» законы правом, выступают субъектами правотворчества.

Достоинства теории:

Ориентирует на реализацию права, на сущее, где оно обретает практическое осуществление;

Обоснованно отмечает приоритет общественных отношений, как содержания, над правовой формой;

Хорошо согласуется с ограничением государственного вмешательства в экономику, с децентрализацией управления.

Слабые стороны:

Если под правом понимать реализацию законов, реальный правопорядок, то теряются четкие критерии правомерного и неравномерного, так как реализация может быть как законной, так и противозаконной;

В силу переноса центра тяжести правотворческой деятельности на судей и администраторов увеличивается опасность некомпетентности и откровенного произвола со стороны должностных лиц.

2.4. Психологическая теория права

Данная теория была разработана в ХХ в. Ее основателями являются Петражицкий, Росс, Рейснер и др.

Основные идеи теории:

1) психика людей – этой фактор, определяющий развитие общества, в том числе его мораль, право и государство;

2) понятие и сущность права выводятся не через деятельность законодателя, а через психологические закономерности – правовые эмоции людей;

3) все правовые переживания людей делятся на два вида – переживания позитивного (установленного государством) и интуитивного (личного, автономного) права. Последнее может быть и не связано с первым. Интуитивное право выступает подлинным регулятором поведения людей и поэтому должно рассматриваться как «действительное» право.

Достоинства теории:

Обращено внимание на психологические процессы, которые являются такой же реальностью, как экономические, политические и др. отношения. Отсюда, вывод, что нельзя издавать законы без учета социальной психологии и нельзя применять их без учета психологических особенностей людей;

Повышает роль правосознания в правовом регулировании и в правовой системе общества;

Источник прав человека выводится не из законодательства, а из психики самого человека.

Слабые стороны:

Слишком сильный крен в сторону психологических факторов в ущерб другим, от которых также зависит природа права;

В связи с тем, что «подлинное» (интуитивное) право практически оторвано от государства и не имеет формально определенного характера, в данной теории отсутствуют четкие критерии правомерного и неправомерного, законного и незаконного поведения.

2.5. Естественно-правовая теория

Одной из основных правовых теорий ХХ в. является естественно-правовая теория или теория естественного права. Свою завершенную форму она получила еще в XVII-XVIII вв., в период буржуазных революций. Ее виднейшими представителями были Гоббс, Локк, Радищев и др.

Основные идеи теории:

1) разделяются право и закон, «неписанное», т.е. естественное и позитивное право, т.е. законы, принимаемые государством;

2) отождествляются право и мораль. Такие абстрактные нравственные ценности как справедливость, свобода, равенство составляют ядро права, определяют правотворческий и правоприменительный процессы;

3) источник прав человека находится не в законодательстве, а в самой «человеческой природе», приобретается от рождения, либо от бога.

Достоинства теории:

Это революционная, прогрессивная доктрина, под флагом которой совершались буржуазные революции, а в настоящее время – переход от тоталитаризма и авторитаризма к современной демократии;

В ней верно подмечено, что законы могут быть неправовыми;

Она провозглашает источником прав человека природу или бога, и тем самым «выбивает» теоретическую почву произвола чиновников и государственных структур.

Слабые стороны:

Понимание права как абстрактных нравственных ценностей «уменьшает» его формально-юридические свойства, в результате чего теряется критерий законного и противозаконного, т.к. определить это с позиций справедливости, представления о которой могут быть разными у разных людей, весьма непросто;

Такое правопонимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием, которое действительно может быть различным у разных людей.

Тип правопонимания - определенное направление в познании сущности и
социального назначения права.

В любом типе правопонимания встречается три элемента в понятии права -
это норма права, правосознание и правоотношение.

Существует четыре типа правопонимания: нормативный, философский
(нравственный), социологический и интегративный.

Право в нормативном правопонимании

Право - совокупность охраняемых государством норм, приведенная в
иерархическую систему, которая представляется в виде лестницы, где
каждая верхняя ступенька обуславливает нижнюю, а нижняя вытекает из
верхней, ей подчиняется.

Т.е. правом признается государственная воля, выраженная в обязательном
нормативном акте, обеспеченном принудительной силой государства.

Право в социологическом правопонимании

Право - реальное поведение людей, удовлетворяющее их интересам и
потребностям, это то, что реально удовлетворяет потребности, что должно
"наполнять" законы своим реалистичным содержанием.

Основная идея: "Право следует искать не в нормах, а в самой жизни".

Право в философском правопонимании

Право - это совокупность высших, постоянно действующих, независимых от
государства норм и принципов, условий, олицетворяющих разум,
справедливость, объективный порядок ценностей, мудрость Бога, не только
являющихся директивами для законодателя, но и действующих прямо, при
которых произвол одного (лица) совместим с произволом другого с точки
зрения всеобщего закона свободы. (По Канту)

Право в интегративном правопонимании

Право - это совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных
официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих
борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг с другом.

34.Нормативистский подход к пониманию права
Нормативистский подход.определяет право как совокупность охраняемых государством норм. Характерным является представление о праве как о системе норм, где на самом верху находится основная норма, принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме более значительной юридической силы. Содержание нормативистского подхода к праву определяется во взгляде на действительность через призму принятых государством нормативных актов.
Нормативное понимание права самое пригодное для отражения его инструментальной роли. Определение права как совокупности охраняемых государством норм позволяет гражданам и другим исполнителям правовых предписаний знакомиться с содержанием последних по тексту нормативных актов и соответственно сознательно избирать вариант своего поведения. Уже по одной этой причине нельзя отвергать данный подход. Нельзя связывать его с одними именами (например, именем Вышинского), забывая о других, или с одним временем (например, временем культа личности), не принимая во внимание позитивную роль нормативистских воззрений и нормативистской практики.
1. Нормативный подход больше, чем какой-либо другой, подчеркивает определяющее свойство права – его нормативность. Иметь в виде руководства общее правило – это благо, особенно если оно всеобщее и устойчивое.
2. Нормативность в данном подходе органически связана с формальной определенностью права, что существенно облегчает возможность руководствоваться правовыми требованиями.
3. Фиксированность средств государственного принуждения в случаях нарушения права
4. Противостояние режиму произвола и беззаконию.
5. Косвенная ориентация на необходимость возведения в закон надлежащей (справедливой, моральной, прогрессивной и т.п.) воли.
6. Ориентация на подзаконное нормативное регулирование общественных отношений в ходе юридической практики.
7. Признание широких возможностей государства влиять на общественное развитие.
Отрицательное в нормативном подходе проявляется в игнорировании содержательной стороны права: положения и степени свободы адресатов правовых норм, субъективных прав личности, моральности юридических норм, соответствия их объективным потребностям общественного развития. Сам по себе нормативный подход к праву был бы неплох. Уязвимым его делает, как это ни парадоксально, государство. В силу разных причин в определенных обстоятельствах оно удовлетворяется устаревшими нормами или, хуже того, издает акты, идущие вразрез с жизнью, принимает нормы, работающие на консервативные силы.

35.Естественно-правовой подход к пониманию права
Естественно-правовая теория права. Сторонники этой теории права полагали, что кроме права, которое устанавливает государство, существует естественное право, присущее человеку от рождения. Это - право на жизнь, свободу, равенство, собственность и ряд других. Следовательно, естественное право - это высшее право по отношению к действующему праву. В рамках данной теории разделяются право и закон, т.е. наряду с позитивным правом (законами, принимаемыми государством), существует высшее, подлинное, естественное право, свойственное человеку от рождения.
Еще в глубокой древности наметилось различие права (естественного) и закона. Кульминацией такого подхода были взгляды и практика буржуазной революции, направленной против феодального произвола и беззакония (часто возводимого властью в закон). Возрождение естественно-правовых идей имело место после второй мировой войны как реакция на юридический позитивизм и фашистскую политическую систему. Естественно-правовые взгляды всегда активизировались при переходе от полицейского государства к государству правовому. Хорошей иллюстрацией могли бы служить взгляды И. Канта, для которого свойственно было соединение теоретического (философского) и практического начал. Право, по Канту, – «это совокупность условий, при которых произвол одного (лица) совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы».
Философия права получила свое развитие у Гегеля. По Гегелю, право означает осуществление свободы свободной воли или еще короче – «наличное бытие свободы».
Основной постулат рассматриваемого направления – вывод о существовании высших, постоянно действующих, независимых от государства норм и принципов, олицетворяющих разум, справедливость, объективный порядок ценностей, мудрость Бога, не только являющихся директивами для законодателя, но и действующих напрямую. Оттенки мнений многообразны, но практика ориентируется на поиск лучшего решения – справедливого и разумного. Теология призывает обратиться к Богу, светский вариант ориентирует на природу вообще, природу человека, природу вещей.
Из современных ученых разделение права и закона, обращение к справедливости как одному из абстрактных определений права последовательно и весьма обстоятельно аргументирует В. С. Нерсесянц. Им, в частности, замечено, что различение права и закона велось и ведется (и теоретически можно вести) не только с естественно-правовых позиций. Это необходимый момент любого теоретического подхода к правовым явлениям. В позиции В. С. Нерсесянца привлекает, во-первых, признание им нормативности права, а во-вторых, указание на то обстоятельство, что в законе не может быть конкретизируемо «любое произвольно взятое содержание, но лишь определенное по своей сущности содержание (т.е. свобода)...». Последнее замечание, собственно как и естественно-правовое направление, как любой «философский» подход, представляет ценность для законодателя. Не подлежит сомнению значение данного подхода для науки права. Однако весьма примечательно, что общеобязательность и возможность властно-принудительной защиты В. С. Нерсесянц связывает с нормой закона, а не права. По-видимому, он осознает, какие могут наступить неблагоприятные последствия, если допустить применение права наряду с законом и вопреки закону.Обоснование таких предложений встречается у ряда представителей теории «возрожденного естественного права». Но именно они представляют собой опасность для режима законности.

Субъектом правопонимания всегда выступает конкретный человек, например:

а) гражданин, обладающий минимальным правовым кругозором, столкнувшийся с проблемами права вообще;

б) юрист-профессионал, имеющий достаточный запас знании о праве, способный применять и толковать правовые нормы;

в) ученый, человек с абстрактным мышлением, занимающийся изучением права, обладающий суммой исторических и современных знаний, способный к интерпретации не только норм, но и принципов права, владеющий определенной методологией исследования.

Поэтому правопонимание всегда субъективно, оригинально, хотя представление о праве могут совпадать у группы лиц и у целых слоев, классов.

Объектом правопонимания могут быть право в планетарном масштабе, право конкретного общества, отрасль, институт права, отдельные правовые нормы. При этом знания об отдельных структурных элементах экстраполируются на право в целом. Важную познавательную нагрузку здесь несут среда и взаимодействующие с правом общественные явления.

Содержание правопонимания составляют знания субъекта о его правах и обязанностях, конкретных и общих правовых дозволения, запретах, а также оценка и отношение к ним как справедливым или несправедливым. В зависимости от уровня культуры, методической оснащенности субъекта выбора предмета изучения правопонимание может быть иным или неполным, правильным или искаженным, положительным или отрицательным.

Объективно человек понимает право так, как это позволяет ему собственный разум в определённых культурно-логических традициях соответствующей эпохи и общества. Для него понимание права во временном масштабе ограниченно рамками его жизни. Однако это не означает, что после его смерти правопонимание исчезает совсем. Такие элементы правопонимания, как знания, оценки, могут передаваться другим людям, а исследователь-ученый оставляет после себя ещё и письменные представления о праве. Другими словами, образ права, сложившийся в умах наших предшественников и выразившийся в виде той или иной концепции, оказывает заметное влияние на формирование правопонимания у потомков.

В истории правовой мысли сформировалось три основных подхода в понимании права (три основные концепции):

Нормативный.

Социологический.

Нравственный или естественно-правовой (ценностный или аксеологический).

Нормативный подход говорит, что право есть не что иное, как система норм, правил поведения, которые устанавливаются государством, т.е. все зависит от государства. Такой подход господствовал в нашей стране в период с 1930-х по 90-е года.


Социологический подход сформировался преимущественно в 20 веке и в основном в американской правовой мысли. В соответствии с этим подходом право рассматривается не только как нормы, установленные государством, а скорее, как сами общественные отношения, складывающиеся в обществе, т.е. мерой всех вещей является общество. (Жизнь намного богаче, разнообразнее, чем правовые нормы; жизнь развивается, а правовые нормы не успевают за развитием общества; судьи сами могут творить, создавать право).

Согласно нравственному подходу, право - это различные правовые идеи, представления, взгляды людей на право (о праве), которые опираются на естественное право. В науке ТГП существует три ответвления нравственного подхода: естественно-правовая теория, психологическая теория права и солидаризм. Нормы, установленные государством, сторонники нравственного подхода называют позитивным правом, но они указывают, что существует и естественное право. В этом случае мерой всего является человек.

Существует еще и четвертый подход - интегративный или интегральный, который включает в себя черты вышеназванных концепций. Здесь признается нормативность права, одновременно допускает создание норм судьями, когда их прецеденты соответствуют реальным обстоятельствам. Признаются также природные права человека, как право на жизнь, на неприкосновенность личности. Одновременно считается, что право имеет общесоциальное значение. Содержание его определяется социально-экономическим, политическим строем, классовым и национальным составом общества, уровнем религиозности и другими факторами. Однако в настоящее время по поводу этого подхода имеются самые разные мнения, и проблема является дискуссионной.

Теория естественного права

Представители: Сократ, Аристотель, Т. Гоббс, Г.Гроций, Дж. Локк, Вольтер, Монтескье, Жан-Жак Руссо, А. Н. Радищев

Суть теории: Главное - это духовное, идейное, нравственное начало. Приоритет над нормативным и реальным началами. Право - это возведённая в закон справедливость, в рамках данной доктрины разделяется право и закон, так как закон может быть не правовым. Право возникает естественным путём, появляется раньше государства, а нормы права лишь воплощают эти идеи. Само право даровано богом или природой, поэтому государство должно уважать и соблюдать естественные права и свободы человека (право на жизнь, имя, собственность, создание семьи и др.). После Второй мировой войны идёт процесс возрождения естественного права.

Историческая школа права

Представители: Г.Гуго, Савиньи, Пухта

Суть теории: Право - это историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно. Законодатель должен максимально выражать «общее убеждение нации». Право основано на общих интересах, солидарности (многопартийность в парламенте), создание норм международного права - нормы договора (фиксированное согласие) или обычай (молчаливое согласие). Творец права - не законодатель, а народ; Народ-правотворец → основной источник права - обычай. Негативное отношение к кодификации права в лучшем случае - излишне и даже вредно, так как законодатель может исказить волю народа.

Психологическая теория права

Представители: Э.Р. Бирлинг, Л. Кнапп, Г. Тард, Л.И. Петражицкий, А. Росс.

Суть теории: Психика людей - это фактор, определяющий развитие общества, в том числе и право. Делится на два вида права - позитивное право и право каждой личности. Понятие и сущность права выводятся не из деятельности законодателя, а прежде всего из психологических закономерностей - правовых эмоций людей, которые носят императивно-атрибутивный характер. Правосознание состоит из правовой идеологии и правовой психологии. Роль правосознания и правовой культуры чрезвычайно важна.

Социологическая школа права

Представители: О. Эрлих, С. А. Муромцев, Роско Паунд, Дж. Фрэнк, Р. Иеринг

Суть теории: Право - это не то, что задумано и не то, что записано, а то, что получилось в действительности. Право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов. Если закон находится в области должного, то право - в сфере сущего. Есть право в текстах («мёртвое право») и есть право поведения субъектов правоотношений («живое право»). Формулируют такое «живое» право прежде всего судьи в процессе юрисдикционной деятельности (Паунд: «Право - то, что решил судья»). Источник познания права - это непосредственное наблюдение жизни, поступков; изучение обычаев и документов (договоры, завещания, сделки).

Позитивная теория

Представители: К. Бергбом, Г. Ф. Шершеневич, Дж. Остин

Суть теории: Эта теория возникла в значительной степени как оппозиционная «естественному праву». Право - это приказ, принуждение исходящий от государства. Право возникает с государством, не будет государства - не будет права. Кто нарушает нормы позитивного права - санкция (кара, наказание).

Нормативизм (неопозитивизм)

Представители: Р. Штаммлер, П. И. Новгородцев, Г. Кельзен

Суть теории: Право исходит только от государства - право немыслимо без государства, как и государство без права. Исходным является представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится «основная норма», принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме большей юридической силы. Правовые нормы носят иерархичный характер, в основании находятся индивидуальные акты. По Кельзену, право - это сфера должного, а не сущего. Оно, таким образом, не имеет обоснования вне сферы норм долженствования и его сила зависит от логичности и стройности системы юридических правил поведения. Право следует изучать в «чистом виде», наука должна описывать свой объект таким, какой он есть, а не предписывать, каким он должен быть.

Материалистическая теория права

Представители: Маркс, Энгельс

Суть теории: Право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса, то есть как классовое явление. Содержание выраженной в праве классовой воли в конечном счете определяется характером производственных отношений, носителями которых выступают классы собственников, держащие в своих руках государственную власть. Право представляет собой такое социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право - это нормы, устанавливаемые и охраняемые государством.

Москва 2008

ВВЕДЕНИЕ

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ПРАВОПОНИМАНИЯ

Нормативизм

Естественно-правовое правопонимание

Социологическая теория права

Психологическая теория права

Инегративное правопонимание

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подходы к пониманию права, его сущности и назначению всегда вызывали множество споров и разногласий. Актуальность проблемы правопонимания обусловлена не только теоретической, но и практической важностью, поскольку принятие юристом того или иного типа правопонимания оказывает решающее воздействие их на методологическую, мировоззренческую и ценностно-ориентирующую позицию. Особенно очевидно это воздействие проявляется у юристов, осуществляющих свою профессиональную деятельность в сфере законотворчества и правоприменения. В юридической науке за все время ее существования сложились различные типы правопонимания. Среди всех типов можно выделить четыре основных: это нормативизм, социологический позитивизм, естественно-правовой и психологический подход. Это основные подходы, однако, в истории правовой мысли появлялись различные концепции, которые зачастую были обусловлены узкоисторическими конкретными потребностями тех или иных социальных сил. Так, например, существовала историческая школа права, которая возникла в первой трети XIX в. в Германии, остававшейся раздробленной феодальной страной со слабой буржуазией. Эта школа отстаивала действовавшее в Германии феодальное право и закрепляемое им реакционные феодально-крепостнические институты, резко выступала против любых изменений и новых веяний, поскольку согласно этой теории право образуется само собой, как например, складывается язык или вырастает полевой цветок. В этой связи, характеризуя историческую школу права Маркс писал, что она «подлость сегодняшнего дня оправдывает подлостью вчерашнего, …объявляет мятежным всякий крик крепостных против кнута, если только этот кнут – старый, унаследованный исторический кнут…» . Таким образом, явно существует потребность стремиться к наибольшей объективности во взглядах на сущность и назначение права. Разнообразие подходов к праву связанно, прежде всего, с особенностями самого права, в результате познания которого какой-то одной группе свойств придается доминирующее значение. Рассмотрим уже вышеупомянутые основные типы правопонимания.

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ПРАВОПОНИМАНИЯ

Нормативизм

Право, согласно нормативистскому пониманию, представляет собой совокупность общеобязательных правил поведения, установленных или санкционированных государством и обеспеченные в случае необходимости его принуждением. Родоначальником и крупнейшим представителем нормативистской школы был австрийский юрист Ганс Кельзен (1881-1973). Его теоретические взгляды окончательно сформировались в период, последовавший за распадом Австро-венгерской монархии. В то время Кельзен преподавал в Венском университете и занимался активной политической деятельностью, выступая в роли советника по юридическим вопросам первого республиканского правительства. По поручению К. Реннера, главы кабинета, Кельзен возглавил подготовку проекта Конституции 1920 года, юридически оформившей образование Австрийской республики. С некоторыми изменениями эта конституция действует и по сей день. После присоединения Австрии к нацистской Германии ученый эмигрировал в США. Самая известная работа Кельзена называется «Чистая теория права». Кельзен был убежден, что юридическая наука призвана заниматься не социальными предпосылками или нравственными основаниями правовых установлении, как доказывают приверженцы соответствующих концепций, а специфически юридическим (нормативным) содержанием права. Кельзен подчеркивал, что чистая теория «не отрицает того, что содержание любого позитивного порядка, будь то право международное или национальное, обусловлено историческими, экономическими, моральными и политическими факторами, однако она стремится познать право с внутренней стороны, в его специфически нормативном значении» . Нормативизм развивает тезис о том, что право следует познавать лишь из самого права, и подкрепляет его ссылкой на постулат, согласно которому «должное» - это особая, доопытная сфера, создаваемая человеческим разумом и независимая от «сущего» (т.е. природы и общества). Посколько право представляет систему правил должного поведения, оно лежит в сфере «должного» и, следовательно, независимо от сущего. Отличительной особенностью нормативного понимания Кельзена является то, что он выводит право не из воли государства, а из «основной нормы», абстрактного мистифицированного понятия, содержание которого сводится к тому, что «должно вести себя так, как предписывает конституция», так как она якобы исходит из основной нормы. То есть источником единства правовой системы Кельзен называет основную норму, которая является мысленным допущением, постулирующимся нашим сознанием с целью обоснования всего государственного правопорядка в целом. Кельзен писал: «Эта норма есть основная норма государственного правопорядка. Она не установлена позитивным правовым актом, но как свидетельствует анализ наших юридических суждений – представляет собой допущение, необходимое в том случае, если рассматриваемый акт истолковывается как акт создания конституции, а акты основанные на этой конституции, - как правовые акты. Важнейшая задача правоведения – выявить это допущение. В этом допущении заключается последнее… основание действительности правопорядка» . Таким образом, придается легитимность существующему правопорядку, в том числе и государству, поскольку, по Кельзену, государство – это тот же правопорядок, только взятый под иным углом зрения: государство есть следствие, продолжение права, которое возникает раньше, чем государство.

Так же ранее крупнейшими представителями были У. Блекстон (1723 - 1790) и И.Бентам, Дж. Остин (1790 - 1859) в Англии. В Германии классиком нормативизма считается К. Бергбом благодаря его книги «Юриспруденция и философия права» (1892). В России юридический позитивизм был особенно влиятелен во второй половине XIX века (М.Н. Капустин, С. В. Пахман, П.К. Ренненкампф и др.). Среди теоретиков права этого направления особую известность приобрел Г.Ф. Шершеневич (1863 - 1912). В XX веке, помимо Кельзена, известными представителями нормативизма были англичанин Г. Харт и итальянец Н. Боббио.

Особенно полезно в нормативизме то, что он обращает внимание на такие качества права, как нормативность, формальная определенность, что способствует совершенствованию права как системы, его формализации, необходимой для использования в праве ЭВМ, данных кибернетики. С идеями нормативизма связанно широкое распространение в современном мире институтов конституционного контроля, создание специального органа для которого было впервые предусмотрено в Конституции Австрии 1920 года. В целом нормативизм доминирует в практическом мышлении юристов. Нормативизм заложил основы теории права как строго юридической науки, которая отличается от философии права.

Естественно-правовое правопонимание

Концепции естественного права довольно разнообразны, но всех их объединяет взгляд на право не как на акт государственной воли, предполагающий законное принуждение в случае неподчинения, а как воплощение справедливости и разума.

Появление естественно-правовых теорий связанно с разложением феодальных отношений и развитием капиталистического способа производства. Основоположниками буржуазной концепции естественного права считается Г. Гроций, в учении которого можно усмотреть сильное возвышение естественного права. Он пишет, что «естественное право… столь незыблемо, что не может быть изменено даже самим богом» . Гроций разделяет право на естественное и волеустановленное, но волеустановленное право предопределено правом естественным: «Мать естественного права есть сама природа человека, которая побуждала бы его стремиться ко взаимному общению, даже если бы мы не нуждались ни в чем; матерью же внутригосударственного права является самое обязательство, принятое по взаимному соглашению, а так как последнее получает всю силу от естественного права, то природа может слыть как бы прародительницей внутригосударственного права» . Исходным положением концепции Г. Гроция является положение о естественном состоянии в котором изначально находятся люди и которое характеризуется как «состояние войны или мира». В этом состоянии действует лишь естественное право, т.е «предписание здравого разума, коим то или иное действие, в зависимости от его соответствия или противоречия самой разумной природе, признается либо морально позорным, либо морально необходимым; а следовательно, такое действие или воспрещено, или же предписано самим Богом, создателем природы» .