Юрий викторович щербатых общая психология введение. Ощущение — это отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств

Ощущение - это один из самых простейших и в то же время важных психологических процессов, сигнализирующих о том, что происходит в данный момент времени в окружающей нас среде и в нашем собственном организме. Он дает людям возможность ориентироваться в условиях, которые их окружают, и сопрягать с ними свои поступки и действия. То есть ощущение - это познание окружающей среды.

Ощущения - что это?

Ощущения - это отражение определенных свойств, которые присущи предмету, при непосредственном воздействии их на человеческие или животные органы чувств. С помощью ощущений мы получаем знания о предметах и явлениях, такие как, например, форма, запах, цвет, размеры, температура, плотность, вкус и прочее, улавливаем разнообразные звуки, постигаем пространство и совершаем движения. Ощущение - это первейший источник, дающий человеку знания об окружающем его мире.

Если человек был бы лишен абсолютно всех органов чувств, то никакими бы способами он бы не сумел познать окружающую среду. Ведь именно ощущение - это то, что дает человеку материал для сложнейших психологических процессов, таких как воображение, восприятие, мышление и прочее.

Так, например, те люди, что от рождения лишены зрения, никогда не смогут представить, как выглядит синий, красный или любой другой цвет. А человек, страдающий с рождения глухотой, не представляет, как звучит голос мамы, мурлыканье кошки и журчание ручья.

Итак, ощущение - это в психологии то, что порождается в результате раздражения тех или иных органов чувств. Тогда раздражение - это воздействие на органы чувств, а раздражителями называются явления или предметы, которые тем или иным способом воздействуют на органы чувств.

Органы чувств - что это?

Мы знаем, что ощущение - это процесс познания окружающей среды. А с помощью чего мы чувствуем, а следовательно, познаем мир?

Еще в древней Греции выделяли пять органов чувств и ощущений, соответствующих им. Их мы знаем еще со школы. Это слуховые ощущения, обонятельные, осязательные, зрительные и вкусовые. Так как ощущение - это отражение окружающего мира, а мы используем не только эти органы чувств, современная наука значительно увеличила сведения о возможных видах чувств. Кроме того, термин «органы чувств» на сегодняшний день имеет условную трактовку. «Органы ощущений» - более точное название.

Окончания чувствительного нерва - это главная часть любого органа чувств. Они называются рецепторами. Миллионы рецепторов имеют такие органы чувств, как язык, глаз, ухо и кожа. Когда раздражитель воздействует на рецептор, возникает нервный импульс, передающийся по чувствительному нерву в определенные участки коры головного мозга.

Кроме того, существует сенсорный опыт, который порожден внутри. То есть не в результате физического воздействия на рецепторы. Субъективное ощущение - это и есть подобный опыт. Один из примеров подобного ощущения - это шум в ушах. Кроме того, ощущение счастья - это тоже субъективное ощущение. Таким образом, можно сделать вывод, что субъективные ощущения индивидуальны.

Виды ощущений

Ощущение - это в психологии воздействующая на наши органы чувств действительность. На сегодняшний день насчитывают порядка двух десятков разнообразных органов ощущений, которые отражают воздействие на организм человека. Все виды ощущений являются результатом воздействия на рецепторы разнообразных раздражителей.

Таким образом, ощущения разделяют на внешние и внутренние. Первая группа - это то, что нам рассказывают о мире наши органы чувств, а вторая - то, о чем нам сигнализирует собственное тело. Рассмотрим их по порядку.

К внешним ощущениям относятся зрительные, вкусовые, обонятельные, осязательные и слуховые.

Зрительные ощущения

Это ощущение цвета и света. Все предметы, которые нас окружают, обладают каким-либо цветом, тогда как совершенно бесцветным предметом может быть только тот, которого мы совершенно не видим. Различают хроматические цвета - разнообразные оттенки желтого, синего, зеленого и красного, и ахроматические - это черный, белый и промежуточные оттенки серого.

В результате воздействия световых лучей на чувствительную часть нашего глаза (сетчатку) возникают зрительные ощущения. В сетчатке находятся два вида клеток, реагирующих на цвет - это палочки (около 130) и колбочки (порядка семи миллионов).

Активность колбочек происходит только в дневное время суток, а для палочек, наоборот, такой свет слишком ярок. Видение нами цвета - результат работы колбочек. В сумерках проявляют активность палочки, и человек все видит в черно-белом свете. Кстати, отсюда и известное выражение, что ночью все кошки серы.

Разумеется, что чем меньше света, тем хуже человек видит. Поэтому, с целью предотвратить излишнее напряжение при работе глаз, настоятельно рекомендуется не читать в сумерках и в темноте. Подобная напряженная деятельность отрицательно сказывается на зрении - возможно развитие близорукости.

Слуховые ощущения

Различают три вида подобных ощущений: музыкальные, речевые и шумы. Слуховой анализатор во всех этих случаях выделяет четыре качества любого звука: его силу, высоту, тембр и длительность. Кроме того, он воспринимает темпо-ритмические особенности звуков, воспринимаемых последовательно.

Фонематический слух - это способность к восприятию звуков речи. Его развитие обуславливается речевой средой, в которой воспитывается ребенок. Хорошо развитый фонематический слух существенно влияет на безошибочность письменной речи, особенно в период обучения в начальной школе, тогда как ребенок с плохо развитым фонетическим слухом делает при письме множество ошибок.

Музыкальный слух малыша формируется и развивается точно так же, как и речевой или фонематический. Раннее приобщение ребенка к музыкальной культуре играет здесь огромную роль.

Определенный эмоциональный настрой человека могут создавать различные шумы. Например, шум моря, дождя, вой ветра или шелест листвы. Шумы могут служить сигналом опасности, например шипение змеи, шум приближающейся машины, грозный лай собаки, а могут сигнализировать о радости, например гром салюта или шаги любимого человека. В школьной практике зачастую говорится о негативном влиянии шума - он утомляет нервную систему школьника.

Кожные ощущения

Тактильное ощущение - это ощущения прикосновения и температурные, то есть чувство холода или тепла. Каждый вид нервных окончаний, находящийся на поверхности нашей кожи, позволяет нам почувствовать температуру среды или же прикосновение. Разумеется, чувствительность различных участков кожи различна. Например, к ощущению холода больше восприимчивы грудь, поясница и живот, а к прикосновениям - кончик языка и подушечки пальцев, менее всего восприимчива спина.

Весьма выраженный эмоциональный тон имеют температурные ощущения. Так, положительным чувством сопровождаются средние температуры, несмотря на то что эмоциональные окраски тепла и холода значительно различаются. Тепло расценивается как расслабляющее чувство, а холод, наоборот, бодрящее.

Обонятельные ощущения

Обоняние - это способность чувствовать запахи. В глубине носовой полости располагаются специальные чувствительные клетки, способствующие распознаванию запахов. Обонятельные ощущения у современного человека играют сравнительно небольшую роль. Однако у тех, кто лишен какого-либо органа чувств, остальные работают более усиленно. Например, глухо-слепые люди способны распознавать людей и места по запаху, получают с помощью обоняния сигналы об опасности.

Обоняние также может сигнализировать человеку о том, что рядом опасность. Например, если в воздухе витает запах гари или газа. На эмоциональную сферу человека оказывают большое влияние запахи окружающих его предметов. Кстати говоря, существование парфюмерной промышленности целиком и полностью обусловлено эстетической потребностью человека в приятных запахах.

Вкусовые и обонятельные ощущения тесно связаны друг с другом, так как обоняние помогает определить качество пищи, а если у человека насморк, то все предлагаемые блюда ему будут казаться безвкусными.

Вкусовые ощущения

Они возникают из-за раздражения органов вкуса. Таковыми являются вкусовые почки, которые расположены на поверхности глотки, нёба и языка. Выделяют четыре основных вида вкусовых ощущений: это горькое, соленое, сладкое и кислое. Ряд оттенков, возникающий в пределах этих четырех ощущений, придает вкусовое своеобразие каждому блюду.

К кислому восприимчивы края языка, к сладкому - его кончик, а к горькому - его основание.

Необходимо заметить, что на вкусовые ощущения в значительной степени влияет чувство голода. Если человек голоден, то невкусная пища кажется значительно приятнее.

Внутренние ощущения

Эта группа ощущений дает человеку знать о том, какие изменения происходят в его собственном теле. Интероцептивное ощущение - это пример внутреннего ощущения. Оно сообщает нам о том, что мы испытываем голод, жажду, боль и прочее. Кроме того, выделяют еще двигательные, осязательные ощущения и ощущение равновесия. Разумеется, интероцептивное ощущение - это крайне важная способность для выживания. Без этих ощущений мы бы ничего не знали о своем собственном организме.

Двигательные ощущения

Ими обуславливается то, что человек чувствует движение и положение в пространстве частей своего тела. С помощью работы двигательного анализатора человек имеет способность чувствовать положение своего тела и координировать его движения. Рецепторы двигательных ощущений располагаются в сухожилиях и мышцах человека, а также в пальцах рук, губах, языке, потому что этими органами нужно совершать тонкие и точные рабочие и речевые движения.

Органические ощущения

Этот вид ощущений рассказывает о том, как работает организм. Внутри органов, например пищевода, кишечника и многих других, находятся соответствующие рецепторы. Пока человек здоров и сыт, он не ощущает никаких органических или интероцептивных ощущений. А вот когда в организме что-то нарушается, они проявляются сполна. Например, боль в животе появляется, если человек употребил в пищу что-то не слишком свежее.

Осязательные ощущения

Этот вид чувств обусловлен слиянием двух ощущений - двигательного и кожного. То есть осязательные ощущения появляются при прощупывании какого-либо предмета движущейся рукой.

Равновесие

Это ощущение отражает положение, которое занимает наше тело в пространстве. В лабиринте внутреннего уха, который еще называется вестибулярным аппаратом, при изменении положения тела происходит колебание лимфы (особой жидкости).

Орган равновесия тесно связан с работой остальных внутренних органов. Например, при сильном возбуждении органа равновесия у человека может наблюдаться тошнота или рвота. По-другому это называется воздушная или морская болезнь. Устойчивость органов равновесия при регулярной тренировке возрастает.

Болевые ощущения

Чувство боли имеет защитное значение, так как оно сигнализирует о том, что в организме что-то неблагополучно. Без этого вида ощущений человек не чувствовал бы даже серьезных ранений. Аномалией считается полная нечувствительность к боли. Она не приносит человеку ничего хорошего, например, он не замечает, что режет себе палец или положил руку на горячий утюг. Разумеется, это приводит к постоянным травмам.

Любое ощущение вызывается тем или иным раздражителем, который может быть действующим извне - цвет, звук, запах, вкус; изнутри - голод, жажда, тошнота, удушье; одновременно извне и изнутри - боль.

По характеру действия раздражителя на рецепторы ощущения подразделяются на три группы : экстерорецептивные, интерорецептивные и проприорецептивные.

1 . Экстерорецептивные ощущения . Отражают свойства предметов и явлений внешней среды. К ним относят зрительные, слуховые, вкусовые, температурные и тактильные ощущения. Зрительные ощущения возникают в результате действия на глаз человека электромагнитных волн. С их помощью люди способны различать до 180 тонов цвета и более 10 000 оттенков между ними. Слуховые ощущения

представляют собой отражение в сознании человека шумов, издаваемых окружающими его предметами. С их помощью он воспринимает речь других людей, контролирует многие виды работ, наслаждается музыкой и т.д. Обонятельные ощущения являются отражением запахов, которые присущи тем или иным предметам. Они помогают человеку различать распространенные в воздухе летучие вещества и запахи. Вкусовые ощущения отражают вкусовые свойства предметов: сладкое и горькое, соленое и кислое и т.д. Они определяют качественные особенности принимаемой человеком пищи и находятся в большой зависимости от чувства голода. Температурные ощущения - это ощущения тепла и холода. Тактильные ощущения отражают воздействие на поверхность тела, включая наружные и внутренние слизистые оболочки. Они совместно с мышечно-двигательными составляют осязание , с помощью которого человек определяет качественные особенности предметов - их гладкость, шероховатость, плотность, а также прикосновение предмета к телу, место и размер раздражаемого участка кожи.

2 . Интерорецептивтые ощущения . Отражают состояние внутренних органов. К ним относят ощущение боли, равновесия, ускорения и др. Болевые ощущения сигнализируют о повреждениях и раздражениях органов человека, являются своеобразным проявлением защитных функций организма. Интенсивность болевых ощущений бывает различной, достигая в отдельных случаях большой силы, что может даже привести к возникновению шокового состояния. Ощущения равновесия обеспечивают вертикальное положение человеческого тела. Они возникают в результате функциональной деятельности вестибулярного анализатора. Ощущения ускорения - это ощущения, отражающие развивающиеся при движении человека центробежные и центростремительные силы.

3. Проприорецептивные (мышечно-двигательные) ощущения . Это ощущения, отражающие движение нашего тела. С помощью мышечно-двигательных ощущений человек получает информацию: о положении тела в пространстве, о взаимном расположении всех его частей, о движении тела и его частей, о сокращении, растяжении и расслаблении мышц и т.п. Мышечно-двигательные ощущения носят сложный характер. Одновременное раздражение различных по своему качеству рецепторов дает своеобразные по качеству ощущения: раздражения рецепторных окончаний в мышцах создают ощущение мышечного тонуса при выполнении движения; ощущения мышечного напряжения и усилия связаны с раздражением нервных окончаний сухожилий; раздражение рецепторов суставных поверхностей дает ощущение направления, формы и быстроты движений.

Человеческая жизнь наполнена разным опытом, который поступает через сенсорные системы. Самое простое явление из всех психических процессов - это ощущение. Нет ничего более естественного для нас, когда мы видим, слышим, чувствуем прикосновения объектов.

Понятие ощущения в психологии

Почему актуальна тема: "Ощущение"? По психологии данный феномен изучают уже достаточно длительное время, стараясь дать более точное определение. На сегодняшний день ученые все еще пытаются понять всю глубину внутреннего мира и физиологии человека. Ощущение - это в общей психологии процесс отображения отдельных качеств, а также черт предметов и явлений действительности в условиях непосредственного воздействия на органы чувств. Способность получать такой опыт характерна для живых организмов, у которых есть нервная система. А для осознанных ощущений живые существа должны обладать головным мозгом.

Первичная стадия до появления такого психического процесса характеризовалась простой раздражимостью, благодаря которой происходило избирательное реагирование на важное воздействие из внешней или внутренней среды. Реакция соответственно сопровождалась изменениями в состоянии и поведении живого организма, на что обратила внимание общая психология.

Ощущение - это в психологии первое звено в познании внешнего и внутреннего мира человеком. Существуют разные виды этого феномена, зависимо от тех раздражителей, которые их продуцируют. Эти предметы или явления имеют связь с разными типами энергии и, соответственно, порождают разные по качеству ощущения: слуховые, кожные, зрительные. В психологии также выделяют чувства, связанные с мышечной системой и внутренними органами. Такие феномены не осознаются человеком. Исключением являются лишь болезненные ощущения, которые идут от внутренних органов. Они не доходят до сферы сознания, но воспринимаются нервной системой. Также человек получает ощущения, которые связаны с такими понятиями, как время, ускорение, вибрация и другие, жизненно важные факторы.

Стимулами для наших анализаторов становятся электромагнитные волны, которые входят в пределы определенного диапазона.

Характеристика видов ощущений

В психологии предусматривают описание и различных их видов. Первая классификация относится еще к древнему периоду. В ее основе лежат анализаторы, которые определяют такие виды, как обоняние, вкус, осязание, зрение и слух.

Еще одна классификация ощущений в психологии представлена Б. Г. Ананьевым (выделял 11 видов). Существует также систематическая типология авторства английского физиолога Ч. Шеррингтона. В нее входят интероцептивный, проприоцептивный и экстероцептивный типы ощущений. Рассмотрим их подробнее.

Интероцептивный тип ощущения: описание

Этот вид ощущений дает сигналы от от разных органов и систем, которые характеризуются определенными показателями. Рецепторы получают сигналы из пищеварительной системы (через стенки желудка и кишечника), сердечно-сосудистой (стенки сосудов и сердца), из мышечной ткани и других систем. Такие нервные образования имеют название - рецепторы внутренней среды.

Эти ощущения принадлежат к наиболее древней и примитивной группе. Они характеризуются неосознанностью, диффузностью и очень близки к эмоциональному состоянию. Другое название этих психических процессов - органические.

Проприоцептивный тип ощущения: описание

Информацию о том, в каком состоянии находится наше тело, дает человеку проприоцептивное ощущение. В психологии выделяют несколько подвидов этого типа, а именно: ощущение статики (равновесия) и кинестетики (движений). Мышцы и суставы (сухожилия и связки) - это места локализации рецепторов. Название таких чувствительных участков достаточно интересное - тельца Паччини. Если говорить о периферических рецепторах проприоцептивных ощущений, то локализируются они в канальцах внутреннего уха.

Понятие ощущения в психологии и психофизиологии изучено довольно хорошо. Этим занимались А. А. Орбели, П. К. Анохин, Н. А. Бернштейн.

Экстероцептивный тип ощущения: описание

Эти ощущения поддерживают связь человека с внешним миром и делятся на контактные (вкусовые и осязательные) и дистантные (слуховые, обонятельные и зрительные ощущения в психологии).

Обонятельное ощущение в психологии вызывает споры ученых, так как они не знают, куда точно его поместить. Предмет, который излучает запах, находится на дистанции, но молекулы аромата имеют контакт с носовыми рецепторами. Или же бывает, что предмет уже отсутствует, а запах все равно витает в воздухе. Также обонятельные ощущения имеют значение в употреблении пищи и определении качества продуктов.

Интермодальные ощущения: описание

Как в случае с обонянием, есть и другие ощущения, которые сложно классифицировать. Например, это вибрационная чувствительность. В ее состав входят ощущения от слухового анализатора, а также от кожи и мышечной системы. По мнению Л. Е. Комендантова, вибрационная чувствительность является одной из форм звукового восприятия. Доказано ее огромное значение в жизни людей с ограничением или отсутствием слуха и голоса. Такие люди имеют высокий уровень развития тактильно-вибрационной феноменологии и могут определить движущийся грузовик или другую машину даже на большой дистанции.

Другие классификации ощущений

Также подлежит изучению в психологии М. Хэда, который обосновал генетический подход к разделению чувствительности. Выделил два ее вида - протопатическую (органические ощущения - жажда, голод, примитивные и физиологические) и эпикритическую (сюда относятся все известные ученым ощущения).

Также разрабатывал классификацию ощущений Б. М. Теплов, выделяя два типа рецепторов - интерорецепторы и экстерорецепторы.

Характеристика свойств ощущений

Следует отметить, что ощущения одинаковые по модальности могу быть абсолютно непохожими друг на друга. Свойствами такого познавательного процесса являются его индивидуальные особенности: качество, интенсивность, пространственная локализация, продолжительность, пороги ощущений. В психологии эти феномены были описаны учеными-физиологами, которые были первыми, кто начал заниматься такой проблемой.

Качество и интенсивность ощущения

В принципе любые показатели явлений можно разделить на количественный и качественный виды. Качество ощущения определяет его отличия от других видов этого феномена и несет базовую информацию от стимулятора. Невозможно измерить качество с помощью каких-либо числительных приборов. Если возьмем зрительное ощущение в психологии, то его качеством будет цвет. Для вкусовой и обонятельной чувствительности - это понятие сладкого, кислого, горького, соленого, ароматного и так далее.

Количественная характеристика ощущения - это его интенсивность. Такое свойство является необходимым человеку, поскольку для нас важно определять громкую или тихую музыку, а также светло или темно в помещении. Интенсивность переживается по-разному в зависимости от таких факторов: силы действующего стимула (физические параметры) и функционального состояния рецептора, который подвергается воздействию. Чем больше показатели физических характеристик стимула, тем большая интенсивность ощущения.

Длительность и пространственная локализация ощущения

Еще одной важной характеристикой считается длительность, которая обозначает временные показатели ощущения. Это свойство тоже подвержено действию объективных и субъективных факторов. Если раздражитель действует долго, то и ощущение будет длительным. Это объективный фактор. Субъективный заключается в функциональном состоянии анализатора.

Стимулы, которые раздражают органы чувств, имеют свою локацию в пространстве. Ощущения помогают определить местонахождение того или иного объекта, что играет значимую роль для жизнедеятельности человека.

Пороги ощущений в психологии: абсолютный и относительный

Под абсолютным порогом понимают те физические параметры стимула в минимальном количестве, которые вызывают ощущение. Есть раздражители, которые лежат ниже, чем уровень абсолютного порога, и не вызывают чувствительности. Но на организм человека все равно влияют эти закономерности ощущений. В психологии исследователь Г. В. Гершуни представил результаты экспериментов, в которых было обнаружено, что звуковые стимулы, которые находились ниже, чем абсолютный порог, вызывали определенную электрическую активность головного мозга и увеличение зрачка. Эта зона являет собой субсенсорную область.

Есть и верхний абсолютный порог - это показатель раздражителя, который не может адекватно восприниматься органами чувств. Такие переживания вызывают боль, но не всегда (ультразвук).

Кроме свойств, существуют также и закономерности ощущений: синестезия, сенсибилизация, адаптация, взаимодействие.

Характеристика восприятия

Ощущение и восприятие в психологии являются первичными познавательными процессами по отношению к памяти и мышлению. Краткую характеристику этому явлению психики мы дали, а теперь перейдем к восприятию. Это психический процесс целостного отображения предметов и явлений действительности при их непосредственном контакте с органами чутья. Ощущение и восприятие в психологии изучали физиологи и психологи Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко, Т. С. Комарова и другие ученые. Процесс сбора информации обеспечивает человеку ориентацию во внешнем мире.

Следует отметить, что восприятие характерно только для человека и высших животных, которые способны формировать образы. Это процесс объективации. Доставка в кору головного мозга информации о свойствах предметов - это функции ощущений. В психологии восприятия выделяют формирование образа, полученного на основании собранной информации о предмете и его свойствах. Образ получается в результате взаимодействия нескольких сенсорных систем.

Виды восприятия

В восприятии выделяют три группы. Вот наиболее распространенные классификации:

Свойства восприятия

С. Л. Рубинштейн заявляет, что восприятие людей имеет обобщенный и направленный характер.

Итак, первым свойством этого процесса считается предметность. Восприятие невозможно без предметов, ведь они имеют свои определенные цвета, форму, величину и назначение. Скрипку мы определим, как музыкальный инструмент, а тарелку - как столовый прибор.

Второе свойство - целостность. Ощущения сообщают в мозг элементы предмета, его определенные качества, а с помощью восприятия эти отдельные черты складываются в целостный образ. На концерте оркестра мы слушаем музыку целостно, а не звуки каждого музыкального инструмента отдельно (скрипку, контрабас, виолончель).

Третье свойство - константность. Оно характеризует относительное постоянство форм, оттенков цвета и величин, которые мы воспринимаем. К примеру, мы видим кота, как определенное животное, независимо от того в темноте он или в светлой комнате.

Четвертое свойство - обобщенность. Человеку свойственно классифицировать предметы и относить их к определенному классу, зависимо от признаков, которые имеются.

Пятое свойство - осмысленность. Воспринимая объекты, мы соотносим их с нашим опытом и знаниями. Даже в том случае, если предмет незнакомый, человеческий мозг пытается сравнить его уже с привычными объектами и выделить общие черты.

Шестое свойство - избирательность. В первую очередь воспринимаются объекты, которые имеют связь с личным опытом или активностью человека. Например, смотря спектакль, актер и посторонний человек по-разному будут переживать то, что происходит на сцене.

Каждый процесс может протекать как в норме, так и в патологии. считают гиперестезию (повышенную чувствительность к обыкновенным стимулам внешней среды), гипестезию (снижение уровня чувствительности), агнозию (нарушенное узнавание объектов в состоянии ясного сознания и небольшое снижение общей чувствительности), галлюцинации (восприятие несуществующих предметов в реальности). Иллюзии характерны при ошибочном восприятии предметов, существующих в реальности.

Напоследок хочется сказать, что психика человека - довольно сложное устройство, и отдельное рассмотрение таких процессов, как ощущение, восприятие, память и мышление - искусственное, ведь в реальности все эти феномены происходят параллельно или последовательно.

Познание окружающей среды и собственных состояний начинается у человека с такого психического процесса, как ощущение . Именно ощущения позволяют человеку ориентироваться в окружающей среде, различать звуки, цвета, запахи, вкус продуктов, а также оценивать вес и размеры предметов. Однако ощущение не способно дать человеку целостной картины отражаемых объектов. С помощью ощущений живое существо способно получить знания об отдельных свойствах тех или иных предметах.

В.М. Козубовский дает следующее определение: «Ощущение – это психические познавательный процесс отражения отдельных свойств реального внешнего мира и внутреннего состояния человека, которые непосредственно воздействуют на органы чувств в данный (текущий) момент. При ощущении происходит первичная обработка информации именно на сенсорном уровне, то есть на уровне отдельных свойств предметов и явлений».

Стоит отметить, что ощущения свойственны всем живым существам, обладающим нервной системой. Ощущения являются чувственным отображением объективной реальности, так как возникают из-за воздействия различных раздражителей на органы чувств. Именно в том, что по средствам ощущений отражается реально существующий внешний раздражитель, выражается объективность ощущений. Однако ощущениям также свойственна и субъективность, которая обусловлена зависимостью ощущений от индивидуальных особенностей и текущего психического состояния человека.

Физиологической основой ощущений являются анализаторы, то есть каналы, по которым человек получает сведения о внешней среде и собственном, внутреннем состоянии. В своей совокупности анализаторы образуют сенсорную систему человека.

Ощущения берут свое начало с физического процесса раздражения, который возникает при воздействии различных факторов на органы чувств человека: зрение, обоняние и др. Появление ощущений непосредственно зависит от работы мозга, однако, чтобы мозг смог воспринять те или иные раздражители, они должны передаваться ему в виде электрических сигналов. Перевод сигналов различной модальности в электрическую форму осуществляется с помощью рецепторов.

Каждый рецептор работает с определенными сигналами: зрительный реагирует на световые раздражители, слуховой — на звуковые и т.д. При этом в мозг передается не только информация о наличии раздражителя, но и о его характеристиках. Кодирование характеристик сигнала реализуется через преобразование физических раздражителей в электрические сигналы с определенными параметрами. Так, например: ощущению прикосновения к руке соответствуют последовательному ряду прямоугольных электрических импульсов, при этом легкому прикосновению соответствует малое количество импульсов в ряду, сильному давлению – большое количество.

Электрический сигнал после кодирования поступает в рецептивные зоны коры больших полушарий по афферентным нервам, при этом каждый рецептор имеет определенную рецептивную зону. Перемещение сигналов обеспечивается физиологическим процессом возбуждения — свойством нервных клеток (нейронов) реагировать на раздражение. При возбуждении клетка переходит из состояния физиологического покоя к активности.

В коре больших полушарий электрический сигнал вызывает простейшие эмоциональные переживания ощущений, которые поступают на периферию организма посредством возбуждения через эфферентные нервы. Таким образом, возникает ответная реакция организма, которая может иметь форму движения или внутреннего процесса.

Так, например, пение птиц, шум морского прибоя уравновешивает нервную систему и способствует релаксации. Организм также реагирует и на ощущения запахов. Японская фирма «Сиейдо» успешно применят запахи для повышения стрессоустойчивости своих работников. На сайте «Мир психологии и саморазвития» вы можете более подробно изучить такие направления в психологии как цветотерапия, музыкотерапия и ароматерапия.

В психологии выделяют следующие свойства ощущений:

  1. Интенсивность ощущения характеризует субъективный чувственный опыт человека, и выражает степень испытываемого ощущения, которая зависит от силы раздражителя и функционального состояния рецептора.
  2. Длительность ощущения – это отрезок времени, в течение которого сохраняется ощущение воздействия раздражителя после его прекращения.
  3. Латентный (скрытый) период ощущения – отрезок времени от момента начала действия раздражителя до момента начала возникновения ощущения.
  4. Последействие ощущения — отрезок времени от момента окончания действия раздражителя до исчезновения ощущения. Так, из-за последействия ощущений мы не замечаем перерывов между кадрами при просмотре фильма.
  5. Пространственная локализация раздражителя — свойство ощущения обеспечивать способность человеку определять пространственное положение действующего на рецепторы раздражителя (направление звука, место появления болевой точки на теле и др.)

Ощущения классифицируются по признакам, то есть в зависимости от того, какие их свойства требуется подчеркнуть:

— по виду модальности (зрительные, слуховые, обонятельные, кожные и вкусовые ощущения);

— по уровню осознанности подразделяются на осознаваемые и неосознаваемые (например, ощущения равновесия);

— по месту расположения рецепторов выделяются интероцептивные, экстероцептивные и проприоцептивные.

Интероцептивные ощущения – это ощущения, которые сигнализирует о состоянии внутренних процессов организма и связанные с внутренними рецепторами, расположенных на стенках внутренних органов (ощущение голода, жажды, боли и т.д.)

Сведениями из внешней среды человека обеспечивают экстероцептивные ощущения , которые возникают как при непосредственном контакте с источником раздражения (контактные), так и посредством источника, находящегося на некотором расстоянии (дистантные). Стоит отметить, что обонятельные ощущения иногда относятся к нейтральным, так как источник запаха находится на расстоянии, а молекулы, несущие запах, имеют непосредственный контакт с рецепторами человека.

Существуют и другие классификации ощущений. Интересно, что в психологии преобладает гипотеза о существовании магнитного ощущения, которое некоторым видам животных (дельфины, голуби, пчелы и т.д.) помогает ориентироваться в магнитном поле Земли.

В следующих статьях Вы более подробно узнаете о разных видах ощущений.

Ощущения - простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений при их непосред­ственном воздействии на соответствующие рецепторы

Рецепторы – это чувствительные нервные образования, которые восприни­мают воздействие внешней или внутренней среды и кодируют его в виде набора электрических сигналов. Эти сигналы затем поступают в мозг, который их расшифровывает. Этот процесс сопровождает возникновением простейших психических явлений – ощущений.

Часть рецепторов человека объединены в более сложные образования – органы чувств. У человека есть орган зрения – глаз, орган слуха – ухо, орган равновесия – вестибулярный аппарат, орган обоняния – нос, орган вкуса – язык. В то же время некоторые рецепторы не объединяются в один орган, а разбросаны по поверхности всего тела. Это рецепторы температурной, болевой и тактильной чувствительности. Большое количество рецепторов находятся внутри тела: рецепторы давления, химического чувства и т. д. Например, рецепторы, чувствительные к содержанию глюкозы в крови, обеспечивают возникновение чувства голода. Рецепторы и органы чувств - это единственные каналы, через которые мозг может получать информацию для последующей переработки.

Все рецепторы можно разделить на дистантные , которые могут воспринимать раздражение на расстоянии (зрительные, слуховые, обонятельные) и контактные (вкусовые, тактильные, болевые).

Анализатор – материальная основа ощущений

Ощущения являются продуктом деятельности анализаторов человека. Анализатором называют взаимосвязанный комплекс нервных образований, который осуществляет прием сигналов, их трансформацию, настройку рецепторного аппарата, передачу информации к нервным центрам, ее обработку и расшифровку. И.П. Павлов считал, что анализатор состоит из трех элементов: органа чувств ,проводящего пути и коркового отдела . Согласно современным представлениям, в состав анализатора входит как минимум пять отделов:рецепторного, проводникового, блока настройки, блока фильтрации и блока анализа. Так как проводниковый отдел, по сути представляет собой всего лишь электрический кабель, проводящий электрические импульсы, наиболее важную роль выполняют четыре отдела анализатора. Система обратной связи позволяет вносить корректировку в работу рецепторного отдела при изменении внешних условий (например – тонкую настройку анализатора при разной силе воздействия).

Пороги ощущений

В психологии существует несколько понятий порога чувствительности

Нижний абсолютный порог чувствительности определяют как наименьшую силу раздражителя, которая может вызывать ощущение.

Рецепторы человека отличаются очень высокой чувствительностью к адекватному раздражителю. Так, например, нижний зрительный порог составляет всего 2-4 кванта света, а обонятельный равен 6 молекулам пахучего вещества.

Раздражители, имеющие силу менее пороговой, не вызывают ощущений. Они называются подпороговыми и не осознаются, однако могут проникать в подсознание, определяя поведение человека, а также составляя основу его сновидений, интуиции, неосознанных влечений. Исследование психологов показывают, что подсознание человека может реагировать на очень слабые или очень короткие раздражители, которые не воспринимаются сознанием.

Верхний абсолютный порог чувствительности меняет сам характер ощущений (чаще всего - на болевую). Например, при постепенном увеличении температуры воды, человек начинает воспринимать не тепло, а уже боль. То же самое происходит при сильном звуке и или давлении на кожу.

Относительным порогом (порог различения) называют минимальное изменение ин­тенсивности раздражителя, вызывающее изменения в ощущениях. Согласно закону Бугера-Вебера, относительный порог ощущений является постоянным, если измерять его в процентах от исходной величины раздражения.

Закон Бугера - Вебера : «Порог различения по каждому анализатору имеет

постоянную относительную величину»:

DI /I = const, где I- сила раздражителя

Классификация ощущений

1. Экстерорецептивные ощущения отражают свойства предметов и явлений внешней среды («пять чувств»). К ним относят зрительные, слуховые, вку­совые, температурные и тактильные ощущения. На самом деле, рецепторов, которые обеспечивают эти ощущения, больше пяти, и так называемое «шестое чувство» здесь ни при чем. Например, зрительные ощущения возникают при возбуждении палочек («сумеречное, черно-белое зрение») и колбочек («дневное, цветовое зрение»). Температурные ощущения у человека возникают при раздельном возбуждении рецепторов холода и тепла . Тактильные ощущения отражают воздействие на поверхность тела, и они возникают при возбуждении или чувствительных рецепторов прикосновения в верхнем слое кожи, или при более сильном воздействии на рецепторы давления в глубоких слоях кожи.

2. Интерорецептивные ощущения отражают состояние внутрен­них органов. К ним относят ощущение боли, голода, жажды, тошноты, удушья и др. Болевые ощущения сигнализируют о повреждениях и раздраже­ниях органов человека, являются своеобразным проявлением защитных функций организма. Интенсивность болевых ощущений бывает различной, достигая в отдельных случаях большой силы, что может даже привести к возникновению шокового состояния.

3. Проприоцептивные ощущения (мышечно-двигательные). Это ощущения, отражающие положение и движения нашего тела. С помощью мышечно-двигательных ощущений человек получает информацию о поло­жении тела в пространстве, о взаимном расположении всех его частей, о движении тела и его частей, о сокращении, растяжении и расслабле­нии мышц, состоянии суставов и связок и т. п. Мышечно-двигательные ощущения носят сложный характер. Одновременное раздражение различных по своему качеству рецепторов дает своеобразные по качеству ощущения: раздражения рецепторных окончаний в мышцах создают ощущение мышечного то­нуса при выполнении движения; ощущения мышечного напряжения и усилия связаны с раздражением нервных окончаний сухожилий; раз­дражение рецепторов суставных поверхностей дает ощущение направ­ления, формы и быстроты движений. К этой же группе ощущений многие авторы относят и ощущения рав­новесия и ускорения, которые возникают в результате возбуждения рецепторов вестибу­лярного анализатора.

Свойства ощущений

Ощущениям присущи определенные свойства:

· адаптация,

· конт­раст,

· пороги ощущений,

· сенсибилизация,

· последовательные образы.

Воображение – это процесс, творческого преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений, отсутствующих ранее. Помимо данного, существуют и другие определения воображения. Например, его можно обозначить, как способность представлять отсутствующий (в данный момент или вообще в реальности) объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им. Иногда в качестве синонима использует термин «фантазия», который обозначает как процесс создания чего-то нового, так и конечный продукт этого процесса. Поэтому в психологии принят термин «воображение», обозначающий только процессуальную сторону данного явления. Воображение отличается от восприятия двумя особенностями: - источником возникающих образов служит не внешний мир, а память; - оно меньше соответствует реальности, так как всегда содержит элемент фантазии. Функции воображения: 1 Представление действительности в образах, что дает возможность пользоваться ими, выполняя операции с воображаемыми предметами. 2 Формирование внутреннего плана действий (создание образа цели и нахождение способов ее достижения) в условиях неопределенности. 3 Участие в произвольной регуляции познавательных процессов (управление воспоминаниями). 4 Регулирование эмоциональных состояний (в аутотренинге, визуализации, нейро-лингвистическом программировании и др.). 5 Основа для творчества – как художественного (литература, живопись, скульптура), так и технического (изобретательство) 6 Создание образов, соответствующих описанию объекта (когда человек старается представить себе нечто, о чем он слышал или читал). 7 Продуцирование образов, которые не программируют, а заменяют деятельность (приятные грезы, подменяющие скучную реальность). Виды воображения: В зависимости от принципа, положенного в основу классификации, можно выделять разные виды воображения (Рис. 10.1):
Классификация воображения Характеристика отдельных видов воображения Активное воображение (преднамеренное) - создание человеком по собственному желанию новых образов или представлений, сопровождающееся определенными усилиями (поэт ищет новый художественный образ для описания природы, изобретатель ставит цель создать новое техническое устройство и пр.). Пассивное воображение (непреднамеренное) - при этом человек не ставит себе цели преобразования реальности, а образы спонтанно возникают сами (этот тип психических явлений включает в себя широкий спектр явлений, начиная от сновидений до идеи, внезапно и незапланированно возникшей в сознании изобретателя). Продуктивное (творческое) воображение - создание принципиально новых представлений, не имеющих непосредственного образца, когда действительность творчески преобразуется по-новому, а не просто механически копируется или воссоздается. Репродуктивное (воссоздающее) воображение - создание образа предметов или явлений по их описанию, когда действительность воспроизводится по памяти в том виде, какова она есть. Характеристика отдельных видов воображений: Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. По степени преобразования действительности они могут быть или репродуктивными или продуктивными. Иван Михайлович Сеченов называл сновидения «небывалой комбинацией бывалых впечатлений», а современная наука полагает, они отражают процесс перевода информации из оперативной в долговременную память. Другая точка зрения заключается в том, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в реальной жизни.

Галлюцинация - пассивные и непроизвольные формы воображения. По степени преобразования действительности чаще всего бывают продуктивными. Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие явной связи с окружающей человека действительностью. Обычно галлюцинации являются результатом каких-то нарушений психики или воздействием на мозг лекарственных или наркотических веществ.

Грезы в отличие от галлюцинаций являются вполне нормальным психическим состоянием, которое представляет собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим. Это пассивный и продуктивный тип воображения.

Мечта от грезы отличается тем, что она более реалистична и в большей степени осуществима. Мечта относятся к типу активных форм воображения. По степени преобразования действительности мечты чаще всего бывают продуктивными. Особенности мечты: - Мечтая, человек всегда создает образ желаемого. - Она не включена напрямую в деятельность человека и не дает сразу же практических результатов. - Мечта направлена в будущее, в то время как некоторые другие формы воображения работают и с прошлым. - Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются эмоциональной насыщенностью, ярким характером, и в то же время – отсутствием понимания конкретных путей к осуществлению мечты. Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувства беспокойства, вины, агрессивности. Механизмы переработки представлений в воображаемые образы. Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов: Агглютинация - «складывание», «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок - кентавр, Змей-Горыныч и пр.

Гиперболизация - существенное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей, которое приводит к качественно новым свойствам. Примером могут служить следующие сказочные и литературные персонажи: гигантский гомеровский циклоп, Гулливер, Мальчик–с-Пальчик. Акцентирование - выделение характерной детали в создаваемом образе (дружеский шарж, карикатура).

2.Восприятие – целостное отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Восприятие - всегда совокупность ощущений, а ощущение - со­ставная часть восприятия. Однако восприятие - не простая сумма ощущений, получаемых от того или иного предмета, а качественно и количественно новая ступень чувственного познания.

Схема формирования психических образов при восприятии:

Физиологическими основами восприятия является согласованная деятельность нескольких анализаторов, протекающая при участии ассоциативных отделов коры головного мозга и центров речи.

В процессе восприятия формируются перцептивные образы , с которыми в дальнейшем оперируют внимание, память и мышление. Образ представляет собой субъективную форму объекта; он является порождением внутреннего мира данного че­ловека.

Например, восприятие яблока складывается из зрительного ощущения зеленого круга, тактильного ощущения гладкой, твердой и прохладной поверхности и обонятельного ощущения характерного яблочного запаха. Складываясь вместе, эти три ощущения дадут нам возможность восприятия целого предмета – яблока.

Восприятие следует отличать от представлений , то есть мысленного создания образов предметов и явлений, когда-то воздейство­вавших на организм, но отсутствующих в данный момент.

В процессе формирования образа на него воздействуют установки, ин­тересы, потребности, и мотивы личности. Так образ, возникающий при виде одной и той же собаки, будет различным у случайного прохожего, собаковода-любителя и человека, которого недавно покусала какая-то собака. Их восприятия будут отли­чаться полнотой и эмоциональностью. Огромную роль в восприятии играет желание человека воспринимать тот или иной предмет, активность его восприятия.

Свойства восприятия

Восприятия человека отличаются от ощущений рядом специфических свойств. Основные свойства восприятия, это:

· константность,

· целост­ность.

· избирательность,

· предметность,

· апперцепция,

· осмысленность,

Виды восприятия

Существуют три основные классификации процессов восприятия – по форме существования материи, по ведущей модальности и по степени волевого контроля.

Согласно первой классификации , существует три вида восприятия

Восприятие пространства - это восприятие расстояния до объектов или между ними, их взаимного расположения, их объема, удаленности и направления, в кото­ром они находятся.

Восприятие движения - это отражение во времени изменений по­ложения объектов или самого наблюдателя в пространстве.

Восприятие времени – наименее изученная область психологии. Пока только известно, что оценка длительности временного отрезка зависит от того, какими событиями (с точки зрения конкретного человека) он был заполнен. Если время было заполнено множеством интересных событий, то время проходит быстро, а если значимых событий было мало, то время тянется медленно. При воспоминании имеет место обратный феномен – период времени, заполненный интересными делами, кажется нам более продолжительным, чем «пустой». Материальной основой восприятия времени человеком являются так называемые «клеточные часы» - фиксированная длительность некоторых биологических процессов на уровни отдельных клеток, по которым организм и сверяет длительность больших промежутков времени.

Вторая классификация восприятия (по ведущей модальности) включает в себя зрительное, слуховое, вкусовое, обонятельное, тактильное восприятие, а также восприятие своего тела в пространстве.

В соответствии с этой классификацией в нейро-лингвистическом программировании (одном из направлений современной психологии), всех людей принято делить на визуалов, аудиалов и кинестетиков . У визуалов преобладает зрительный тип восприятия, у аудиалов – слуховой, а у кинестетиков – тактильный, вкусовой и температурный.

3. Память - способность (живой системы фиксиро­вать факт взаимодей­ствия со средой, сохра­нять результат этого взаимодействия в форме опыта и использовать его в поведении.

память- это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку. Она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт. Человеческая память - это не просто какая-то единая функция. В ней участвует много различных процессов. Существуют три совершенно различных типа памяти: 1) как "непосредственный отпечаток" сенсорной информации; 2) кратковременная память; 3) долговременная память.

Непосредственный отпечаток сенсорной информации . Эта система удерживает довольно точную о полную картину мира, воспринимаемую органами чувств. Длительность сохранения картины очень невелика - 0,1-0,5 с. Закройте глаза, затем откройте их на мгновение и закройте снова. Проследите за тем, как увиденная вами четкая, ясная картина сохраняется некоторое время, а затем медленно исчезает.

Кратковременная память удерживает материал иного типа. В данном случае удерживаемая информация представляет собой не полное отображение событий, которые произошли на сенсорном уровне, а непосредственную интерпретацию этих событий. Например, если при вас произнесли какую-то фразу вы запомните не столько составляющие ее звуки, сколько слова. Обычно запоминается лишь 5-6 слов. Сделав сознательное усилие, вновь и вновь повторяя материал, можно удержать его в кратковременной памяти на неопределенно долгое время. Непосредственные отпечатки сенсорной памяти невозможно повторять, они сохраняются лишь несколько десятых долей секунды и продлить их нет возможности.

Долговременная память . Существует явное и убедительное различие между памятью о только что случившемся событии и событиях далекого прошлого. Долговременная память- наиболее важная и наиболее сложная из систем памяти. Емкость первых названных систем памяти очень ограничена: первая состоит из нескольких десятых секунд, вторая - несколько единиц хранения. Емкость же долговременной памяти практически безгранична. Все, что удерживается на протяжении более чем несколько минут, должно находиться в системе долговременной памяти. Главный источник трудностей, связанных с долговременной памятью -это проблема поиска информации.

В памяти выделяют три процесса: запоминание (ввод информации в память), сохранение (удержание) ивоспроизведение. Эти процессы взаимосвязаны. Организация запоминания влияет на сохранение. Качество сохранения определяет воспроизведение.

Процесс запоминания может протекать как мгновенное запечатление - импритинг . Состояние импритинга у человека возникает в момент высокого эмоционального напряжения. Вероятна его связь с периодами сенситивного развития психических функций. При многократном повторении одного и того же раздражителя происходит его запечатление без сознательной установки на это. Намерение сохранить материал в памяти характеризует произвольное запоминание.

Организованное повторение материала с целью его запоминания называется заучиванием . Значительный рост способности к заучиванию падает на возраст от 8 до 10 лет и особенно возрастает с 11 до 13 лет. С 13 лет наблюдается относительное снижение в темпах развития памяти. Новый рост начинается с 16 лет. В возрасте 20-25 лет память человека, занятого умственным трудом, достигает высшего уровня.

По механизму выделяют логическое и механическое запоминание. По результату - дословное и смысловое .

Сама по себе направленность на запоминание не дает должного эффекта. Ее отсутствие может быть компенсировано высокими формами интеллектуальной активности, даже если сама по себе эта деятельность и не была направлена на запоминание. И только сочетание этих двух составляющих создает прочную основу максимально успешного заучивания, делает запоминание продуктивным.

Лучше всего запоминается то, что возникает в качестве препятствия, затруднения в деятельности. Запоминание материала, данного в готовом виде, осуществляется с меньшим успехом, чем запоминание материала, найденного самостоятельно, в ходе активной деятельности. То, что запоминается хотя бы и непроизвольно, но в процессе активной интеллектуальной деятельности, сохраняется в памяти прочнее, чем то, что запоминалось произвольно.

Результат запоминания выше при опоре на наглядный, образный материал. Однако продуктивность запоминания при опоре на слова с возрастом увеличивается, чем при опоре на картинки. Поэтому разница в использовании тех и др. опор с возрастом уменьшается. При самостоятельном придумывании словесные опоры становятся более действенным средством запоминания, чем готовые картинки.

В широком смысле опорой запоминания может быть все, с чем мы связываем то, что нами запоминается или что само "всплывает" в нас как связанное с ним. Смысловой опорой является некоторая точка, т.е. нечто краткое, сжатое, служащее опорой какого-то более широкого содержания, замещающего его собой. Наиболее развернутой формой смысловых опорных пунктов являются тезисы, как краткое выражение основной мысли каждого раздела. Чаще в качестве опорного пункта выступают заглавия разделов.

Материал запоминается лучше и забывается меньше в тех случаях, когда опорные пункты были выделены в процессе запоминания. Сила опорного пункта зависит от того, насколько глубоко и основательно мы осмысливаем благодаря ему содержание раздела. Смысловой опорный пункт- это опорный пункт понимания. Для нас наиболее важны не опорные пункты, а та смысловая деятельность, которая необходима для выделения.

4. Мышление - это высшая форма познавательной деятельности человека, социально обусловленный психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, процесс поисков и открытия существенно нового.

Главными особенностями протекания процесса мышления являются:

    Обобщенное и опосредованное отражение действительности.

    Связь с практической деятельностью.

    Неразрывная связь с речью.

    Наличие проблемной ситуации и отсутствие готового ответа.

Обобщенное отражение действительности означает, что в процессе мышления мы обращаемся к тому общему, что объединяет сходный ряд предметов и явлений. Например, когда мы говорим о мебели, то подразумеваем под этим словом столы, стулья, диваны, кресла, шкафы и т. д.

Опосредованное отражение действительности можно увидеть на примере арифметической задачи сложения нескольких яблок или на определение скорости двух поездов, движущихся навстречу друг другу. «Яблоки», «поезда» - это лишь символы, условные образы, за которыми вовсе не должны стоять конкретные фрукты или составы.

Мышление возникает на основе практической деятельности , из чувственного познания, но выходит далеко за его пределы. В свою очередь, правильность мышления проверяется в ходе практики.

Мышление неразрывно связано с речью . Мышление оперирует понятиями, которые по своей форме являются словами, а, по сути – результатом мыслительных операций. В свою очередь, в результате мышления может происходить уточнение словесных понятий.

Мышление имеет место только тогда, когда имеется проблемная ситуация . Если же можно обойтись старыми способами действия, то мышление не требуется.

1.2 Качественные характеристики мышления

Мышление, как и другие познавательные процессы человека, обладает рядом специфических качеств. Эти качества в разной степени присутствуют у различных людей, и в разной степени важны при решении различных проблемных ситуаций. Какие-то из этих качеств более значимы при решении теоретических задач, какие-то – при решении практических вопросов.

Примеры качеств (свойств) мышления:

Быстрота мышления - способность находить правильные решения в условиях дефицита времени

Гибкость мышления - умение изменять намеченный план действий, при изменении обстановки или изменении критериев правильного решения

Глубина мышления - степень проникновения в сущность изучаемого явления, способность выявлять существенные логические связи между компонентами задачи

1.3 Мышление и интеллект

Интеллект - совокупность умственных способностей человека, обеспечивающих успех его познавательной деятельности.

В широком смысле под этим термином понимают совокупность всех познавательных функций индивида (восприятие, память, воображение, мышление), а в узком – его мыслительные способности.

В психологии существует понятие структуры интеллекта ,однако, понимание этой структуры варьирует в широких пределах в зависимости от взглядов того или иного психолога. Например, известный ученый Р. Кеттел выделял в структуре интеллекта две стороны: динамическую, или текучую (“fluid” ), и статическую или кристаллизованную (“crystallized” ). Согласно его концепции, текучий интеллект проявляется в задачах, решение которых требует быстрой и гибкой адаптации к новой ситуации. Он больше зависит от генотипа человека. Кристаллизованный интеллект больше зависит от социальной среды, и проявляется при решении задач, требующих соответствующих навыков и опыта.

Можно использовать и иные модели структуры интеллекта, например, выделив в нем следующие компоненты:

·Способность к обучению (быстрому освоению новых знаний. умений и навыков);

·Способность успешно оперировать абстрактными символами и понятиями;

·Способность к решению практических задач и проблемных ситуаций.

·Объем имеющейся долговременной и оперативной памяти.

Соответственно, тесты на интеллект включают в себя несколько групп заданий. Это тесты, выявляющие объем знаний в определенной области, тесты, оценивающие интеллектуальное развитие человека в связи с его биологическим возрастом, тесты, определяющие способности человека решать проблемные ситуации и интеллектуальные задачи. Помимо этого существуют и специальные тесты на интеллект, например, на абстрактно-логическое или пространственное мышление, на вербальный интеллект и пр. К наиболее известным интеллектуальным тестам относятся:

Тест Стенфорда-Бине : оценивает интеллектуальное развитие ребенка.

Тест Векслера: оценивает вербальный и невербальный компонент интеллекта.

Тест Равена: невербальный интеллект.

Тест Айзенка (IQ) –определяет общий уровень развития интеллекта

При исследовании интеллекта в психологии встречается два подхода: интеллектуальные способности являются врожденными или интеллектуальные способности развиваются в процессе индивидуального развития, а также их промежуточный вариант.