Правильно оформляем европротокол. Европротокол – что это

Европротокол - это когда разъехаться после небольшого ДТП можно без вызова ГАИ. В Беларуси его ввели летом 2010 года. Сделали, как в ЕС : при незначительных авариях можно разъехаться, не обращаясь в дорожную милицию, а заполнив специальный бланк. Ущерб оплатит страховая компания, штраф за ДТП виновнику платить не придется. Кроме того, гаишники не тратят время на выезд и оформление мелких аварий, разборки и замеры, не создают лишних пробок на дороге.

Согласно опросам, 82% граждан предложение поддерживают. А пока оно согласовывается в различных инстанциях, вспомним, для чего нужен европротокол и почему ему маловато лимита в 400 евро.

1. Всегда ли можно составить европротокол?

К сожалению, нет. Составить европротокол и разъехаться можно при соблюдении ряда условий:

В аварии столкнулись два автомобиля (не больше и не меньше) и не пострадали люди.

У обоих водителей все в порядке с документами и есть действующие страховки на авто.

Водители не предъявляют претензий к физическому состоянию друг друга (речь об алкогольном или наркотическом опьянении).

Понятно, кто виноват в аварии.

Ущерб каждого участника составляет не больше 400 евро. Кстати, до апреля 2014 года лимит был в 200 евро.

2. Где взять документ и как его правильно заполнить?

Официальное название европротокола - «Извещение о дорожно-транспортном происшествии». Это два бело-сине-желтых самокопирующихся листочка. Их выдают вместе со страховкой на машину. Если бланков с собой не оказалось - не беда, можно попросить их у любого водителя. Бланки также всегда есть в офисах страховых компаний, на заправках.

Поскольку бланк самокопирующийся, заполнять его надо с нажимом - это позволяет делать копию в момент заполнения. Сделать нужно все аккуратно, без помарок и исправлений. Ничего сложного в заполнении бланка нет - на обратной стороне есть подробные инструкции, что и как делать. Если есть вопросы, можно позвонить в страховую компанию и проконсультироваться - номер телефона указан в шапке страховки. Если вы случайно ошиблись - лучше заполнить бланки заново.

Если за рулем автомобиля находится не его владелец, а другой человек - не страшно. В европротоколе есть графа «Страхователь» (тот, на кого оформлена страховка на машину) и «Водитель» (тот, кто был за рулем). Данные обоих лиц нужно вписать в соответствующие поля.

Оригинал передается потерпевшему - для передачи в страховую компанию, копия остается у виновника ДТП.

Если авария случилась в рабочее время, лучше сразу обоим водителям подъехать в страховую компанию виновника - это сократит время выплаты страховой суммы, - советуют специалисты. - Тогда в этот же день машины осмотрит специалист-оценщик, а страховая сумма выплачивается в течение 5 - 7 дней.

Если сразу приехать в страховую не получилось, это нужно сделать в течение пяти рабочих дней. Обращаться можно как в свою, так и в компанию виновника на выбор.

4. Как скоро выплатят страховку?

В документах прописан срок: выплатить страховку должны в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о ДТП. Правда, предусмотрены случаи, при которых сроки могут не соблюдаться. Как правило, это случается, если у страховой компании появляются подозрения в мошенничестве. Тогда назначаются дополнительные экспертизы.

5. Много ли водителей составляют европротокол?

По данным страховщиков, когда лимит был 200 евро, европротокол составляли примерно 15% попавших в ДТП водителей. Сейчас эта цифра возросла и составляет примерно 25 - 30%. Кстати, ограничений на количество составленных европротоколов нет, теоретически их можно составлять хоть каждый день.

ЕСТЬ ВОПРОС

Хватит ли 400 евро на ремонт?

Этой суммы хватит, чтобы полностью подготовить и перекрасить четыре кузовных элемента у «гаражников» - например, бампер, крыло, капот или дверь. Правда, на фирменной СТО этой суммы хватит только на один-два элемента. Если, например, помимо царапин или вмятин разбита фара, поломан пластмассовый бампер - в 400 евро можно и не уложиться. Не стоит забывать и о скрытых повреждениях, которые на первый взгляд могут быть не видны. Если есть подозрения, что все непросто, лучше вызывать ГАИ.

В каких случаях можно не вызывать ГАИ? Как правильно заполнить европротокол? Как быстро страховая компания выплатит страховку? На эти и другие вопросы «АиФ» ответила старший инспектор по АиП ОГАИ Октябрьского РУВД г. Минска Виктория ЦАРУК.

Согласно пункту 31.4 главы 6 Правил дорожного движения водитель в случае ДТП вправе не сообщать о нем в ГАИ при наличии одновременно следующих обстоятельств:

  • В аварии столкнулись два автомобиля (не больше и не меньше) и не пострадали люди.
  • У обоих водителей все в порядке с документами и есть действующие полисы страхования на автомобили.
  • У водителей нет претензий к физическому состоянию друг друга (речь об алкогольном или наркотическом опьянении).
  • Понятно, кто виноват в аварии.
  • Ущерб, нанесенный каждому участнику ДТП, составляет не более 400 евро (до апреля 2014 года лимит был 200 евро).

Заполняем правильно

Итак, европротокол - это два бело-сине-желтых самокопирующихся бланка. Их выдают бесплатно вместе со страховкой на машину. Бланки также можно взять в офисах страховых компаний, на заправках.

Прежде всего, сразу после аварии необходимо остановиться и выставить знак аварийной остановки. Важно, чтобы все следы ДТП сохранились!

Договоритесь со вторым участником ДТП, кто является виновником аварии, каковы были ее причины и обстоятельства, какой вред причинен транспортному средству (помните: размер максимальной выплаты - 400 евро по курсу НБ). Дальше можно заполнять бланк извещения о ДТП. В нем четко укажите личные данные участников, обстоятельства и причины ДТП, виновника ДТП, нанесенные автомобилям повреждения. Инспектор ГАИ советует собрать максимум доказательств о ДТП: фото (видео), на котором будет видно расположение автомобилей после ДТП, номерные знаки на авто, следы торможения, поврежденные детали обоих автомобилей, включая осколки и обломки, оставшиеся на месте столкновения. Не лишним будет взять контакты и показания очевидцев происшествия, запись видеорегистратора.

После того как европротокол заполнен, один экземпляр заполненного бланка остается у потерпевшей стороны, чтобы в дальнейшем вместе с заявлением представить его в страховую компанию для получения возмещения, второй - у виновника ДТП (оригинал извещения - для потерпевшего, копия - для виновника).

Бланк извещения о ДТП должен быть заполнен правильно, быть легко читаемым, неповрежденным и подписанным обоими участниками ДТП. Не оставляйте в нем пустые строки и графы. Заполнять бланк нужно с сильным нажимом авторучки, чтобы на втором листе также были видны четкие надписи.

Оформив европротокол, участники могут покинуть место аварии.

Потерпевший в течение пяти рабочих дней должен обратиться либо в страховую компанию виновника, либо в ту, где был оформлен его договор страхования.

Речь в нем шла о европротоколе. Все было описано четко и понятно, но спустя несколько дней в редакцию пришло письмо от читателя, в котором излагалась простая мысль: у этой медали есть обратная сторона.

"В статье про европротокол было хорошо и правильно описано, как пользоваться этим инструментом, - написал нам постоянный читатель Кирилл Якубовский . - Но я бы хотел рассказать о сложностях, подводных камнях и неожиданностях этого документа, с которыми мне самому однажды пришлось столкнуться.

Для начала хотел бы отметить, что удобство европротокола на самом деле сложно переоценить. Буквально на прошлой неделе стоял в огромной пробке в районе Городского Вала, которая, как оказалось позже, была вызвана незначительным ДТП: одна машина "подтолкнула" другую, двигавшуюся в попутном направлении. Им бы договориться об оформлении европротокола и отъехать на обочину, чтобы не задерживать движение, но они выбрали ожидание ГАИ. Результат - две с половиной полосы в сторону улицы Московской стояли в заторе. Поэтому продвигать в массы информацию и учить граждан пользоваться европротоколом безусловно нужно.

Вкратце напомню, в каких случаях можно прибегнуть к оформлению европротокола. Для этого одновременно должны быть соблюдены условия, описанные в Указе Президента РБ от 14 апреля 2014 года №165:

  • повреждено только имущество участников ДТП;
  • ДТП произошло с участием двух ТС;
  • водители имеют "права" соответствующей категории;
  • водители имеют действующие договоры обязательного страхования гражданской ответственности владельцев ТС;
  • обстоятельства причинения вреда, характер и перечень видимых повреждений ТС не вызывают разногласий у участников ДТП и зафиксированы в извещениях о ДТП, бланки которых заполнены лицами, управлявшими ТС, в соответствии с законодательством;
  • водители не предъявляют претензий к состоянию друг друга (они не находятся в состоянии алкогольного, наркотического опьянения, в результате ДТП не причинен вред жизни или здоровью);
  • вред, причиненный имуществу каждого из участников ДТП, оценивается ими в размере до 400 евро по установленному курсу Нацбанка;
  • у участников ДТП не должно быть разногласий в том, кто виновник, а кто потерпевший.

Главное - стороны должны прийти к единодушному решению по всем пунктам и не иметь разногласий. Далее форма извещения заполняется с одной стороны виновником, с другой - потерпевшим. Все сведения заверяются двумя участниками ДТП. С этим экземпляром нужно обратиться в страховую компанию, где будет выплачено страховое возмещение".

Важно: если вы не уверены, что ущерб от повреждений составляет менее 400 евро, то вызывать ГАИ нужно в обязательном порядке.

Что может пойти не так?

"Дело в том, что европротокол в сознании людей воспринимается как некое "мировое соглашение": стороны договорились, поставили свои подписи - претензий ни у кого больше нет и быть не может, - продолжает наш читатель. - Но правда в том, что после оформления европротокола потерпевшая сторона может получить возмещение больше 400 евро. В моем случае - 3000 евро.

Такой казус основан на двух обстоятельствах. Во-первых, когда стороны решают не вызывать ГАИ, они берут на себя ответственность по определению виновника ДТП. И решение это является окончательным, то есть виновная сторона ни при каких обстоятельствах невиновной стать уже не сможет. А мы знаем, что даже выехавшие на место ДТП сотрудники ГАИ не всегда могут однозначно и с первого раза определить виновника, ведь не все обстоятельства происшествия могут быть очевидными. Что уже говорить о рядовых водителях! Во-вторых, поскольку водители не обладают специальными знаниями, они могут неверно оценить ущерб от повреждений, полученных в ДТП. Обратившись в страховую компанию за возмещением ущерба, потерпевший может выяснить, что ущерб превышает те самые пресловутые 400 евро. Ведь специалист-оценщик делает заключение не на глазок, как это сделали участники ДТП, а по специальным формулам, фотографиям и дополнительным данным. Так безобидная "мировая" вытекает в дополнительные материальные расходы для виновника ДТП.

Почему для виновника? Потому что установленный законом лимит ответственности в 10.000 евро актуален только в случае "классического" ДТП с вызовом ГАИ. При оформлении протокола лимит ответственности остается также в пределах 10.000 евро, зато выплаты для страховой компании в этом случае ограничены 400 евро. А это значит, что разницу между оговоренными и выплаченными страховой 400 евро и действительной суммой ущерба можно взыскать с виновника в соответствии с гражданским законодательством.

Страховая сумма (лимит ответственности) - установленная законом, актом Президента Республики Беларусь или договором страхования сумма денежных средств, в пределах которой, если иное не предусмотрено законом, актом Президента Республики Беларусь, страховщик обязан произвести страховую выплату при наступлении страхового случая.

Гражданский кодекс

Статья 933. Общие основания ответственности за причинение вреда
1. Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Статья 941. Возмещение вреда лицом, застраховавшим свою ответственность
Юридическое лицо или гражданин, застраховавшие свою ответственность в порядке добровольного или обязательного страхования в пользу потерпевшего (статья 823, пункт 1 статьи 825), в случае, когда страхового возмещения недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, возмещают разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.

Моделируем ситуацию: произошло ДТП, участники оформили европротокол, как того требует процедура, потерпевший обратился в страховую компанию, где ему насчитали ущерб в размере 3000 евро, но выплатили только 400 евро. Такая разница вызвана тем, что водители не учли скрытые дефекты, о которых на момент ДТП просто-напросто не знали. Страховая компания добросовестно выполнила свои обязанности и выплатила ущерб в размере установленных ограничений. Причем по закону потерпевший не может требовать от страховой большего.

Указ Президента РБ №530

Потерпевший, владелец транспортного средства - резидент Республики Беларусь, заключивший договор комплексного внутреннего страхования, получившие страховую выплату на основании частей третьей и седьмой настоящего пункта, не вправе предъявлять страховщику дополнительные требования о возмещении вреда, причиненного их транспортным средствам в результате такого дорожно-транспортного происшествия.

Вот и остается идти к виновнику. А тот, как я уже писал, по закону обязан возместить ущерб в полном объеме. Конечно, не факт, что потерпевший будет это делать. Но право-то имеет. И, вероятно, если ущерб составит 500 евро, то он, может, и не станет тратить время на судебные разбирательства. Но если ущерб будет оценен в 3000 евро, то почему бы и нет?

При этом способ защиты у виновной стороны в этом случае только один - оспорить калькуляцию. Правда, привлекая независимого оценщика, нужно понимать, что стоимость возмещения может как уменьшиться, так и увеличиться. Да и работу оценщика нужно будет оплатить из своего кармана. Как бы после такого не оказаться еще больше внакладе?"

В быту европротокол воспринимается как некий договор примирения, когда обе стороны добровольно, оценив все риски, подписывают документ и разъезжаются. Потерпевший обращается в страховую, получает до 400 евро, стороны не имеют друг к другу претензий. Все просто. Но, как видим, ситуация может осложниться, если неправильно на глаз оценить ущерб. Боясь такого исхода, многие водители отказываются оформлять европротокол и, зачастую неоправданно, готовы стоять посреди проезжей части в ожидании ГАИ. Изменить ситуацию можно увеличением лимита ответственности и внесением поправок в страховое законодательсто. Но в этом кто-то должен быть заинтересован.