Закон о такси: нюансы и поправки. Собственный таксопарк: про расчеты простыми словами Требования закона при перевозке пассажиров в такси


На сегодняшний день на рынке услуг пассажирских перевозок существует огромный выбор фирм, предлагающих воспользоваться таксомоторным средством. Оплачивая поездку, граждане рассчитывают на качественное обслуживание. Однако далеко не каждый таксист соблюдает свои обязательства. Каковы права и обязанности такси и пассажиров, рассмотрим в материале далее.

Требования закона при перевозке пассажиров в такси

Права и обязанности водителей и пассажиров такси были четко определены в нормативных актах бывшего Советского союза. Более подробно правила вписаны и в современное законодательство РФ. Несмотря на это, многие автомобилисты, в частности те, кто ранее не работали в таксопарках советского периода, практически не знают своих прав и обязанностей. Также и пассажиры нарушают регламент, выясняя нетактичное поведение водителей и другие нарушения через диспетчерские службы. Администрация налагает штрафы за обоснованные и необоснованные жалобы пассажиров, которые являются следствием незнания своих прав и обязанностей обеими сторонами: как клиентами, так и таксистами.

На сегодняшний день правила перевозки пассажиров в такси регламентируются Постановлением правительства РФ №112 от 14 февраля 2009 года. Согласно закону, основная задача таксомоторной транспортной службы – обеспечить комфортабельный и безопасный проезд пассажиров, а также багажа, за определенную плату. Водитель ТС может осуществлять перевозку только при наличии водительского удостоверения соответствующей категории. Помимо этого, при себе гражданин должен иметь: страховой полис ОСАГО, ПТС на авто и диагностическую карту, подтверждающую исправность автомобиля.

Помимо этого, такси должно быть оборудовано специальными указателями, такими как: «шашки», наименование фирмы и номер телефона диспетчерской службы. В салоне авто должны находиться средства безопасности, которые предусмотрены нормами ПДД (огнетушитель, дорожная аптечка).

Необходимые документы для перевозки граждан в такси:

  • лицензия на осуществление деятельности фирмы;
  • документ, подтверждающий принадлежность авто конкретному оператору таксомоторной службы;
  • карточка водителя, с указанием ФИО, должности, категории вождения ТС.

При желании, пассажир может потребовать предъявить эти документы. Также гражданин, перед поездкой вправе поинтересоваться о водительском стаже и медицинских показаниях.

Права и обязанности водителя такси

Водитель такси несет ответственность за сохранность здоровья и жизни своих пассажиров.

Согласно ПП №112, в основные обязанности водителя ТС входит:


  • проверка технической исправности автомобиля перед совершением рейса;
  • своевременно прибыть в пункт назначения;
  • по первому требованию гражданина или сотрудника дорожной инспекции — предъявить водительское удостоверение и техпаспорт авто;
  • приступать к обязанностям только после полноценного отдыха и в хорошем самочувствии;
  • быть вежливым с попутчиками;
  • открывать/закрывать двери, проверять надежность авто и комфорт пассажиров перед началом поездки;
  • оказывать помощь при погрузке и выгрузке багажа;
  • своевременно сообщать пассажиру данные таксометра перед отправкой и в момент прибытия;
  • при перевозке попутчиков в аэропорт или на ж/д вокзал изымается фиксированная оплата за проезд;
  • перевозить граждан по согласованному маршруту. Изменение маршрута допустимо только с согласия пассажира;
  • вызвать дежурный автомобиль, если такси сломалось;
  • предупредить о размере доплаты при стоянке авто или изменении маршрута (пункта назначения);
  • перевозить попутчиков только с согласия пассажиров;
  • сообщать о забытых вещах в салоне авто дежурному диспетчеру;
  • в момент оплаты выдать гражданам чек.

Водитель такси вправе отказать в перевозке, если:

  • попутчик находится под воздействием наркотических веществ или алкоголя;
  • при агрессивном поведении гражданина;
  • если размер и вес багажа превышают допустимые нормы, а также может испачкать салон авто;
  • при перевозке животного без контейнера и намордника;
  • если пассажир отказывается доплачивать за перевозку при изменении маршрута или пункта назначения.

Водителям таксомотороного средства запрещается:

  1. Отказывать в перевозке пассажиров или изменении маршрута без основательных на то причин;
  2. Брать попутчиков без согласия пассажиров;
  3. Перевозить граждан больше. чем того позволяет количество мест в авто;
  4. Самостоятельно обозначать цену за проезд;
  5. Принимать пищу или курить в момент управления автомобилем.

Права и обязанности пассажира

У пассажиров такси также есть свои права и обязанности, за несоблюдение которых водитель может высадить граждан из такси.

Пассажиры такси вправе:

  • звонить в диспетчерскую службу в любое время дня и суток, согласно графику работы;
  • требовать безопасности во время проезда (просить водителя сбавить скорость, если он нарушил ПДД);
  • требовать соблюдения маршрута;
  • взыскать компенсацию в следствие причинения вреда здоровью или имуществу.

Пассажир ТС обязан:

  • пристегнуть ремень безопасности;
  • при посадке и высадке использовать двери с правой стороны;
  • четко указывать адрес места жительства и конечный пункт прибытия;
  • оплатить проезд, согласно расценкам службы такси.
  1. Отвлекать водителя во время исполнения трудовых обязанностей;
  2. Громко разговаривать в салоне;
  3. Курить или употреблять спиртные напитки;
  4. Открывать окна авто без разрешения.

Порядок и правила оплаты проезда

Согласно ПП №112, плата за услуги таксомоторной службы устанавливается согласно фиксированным тарифам. Цена за проезд сообщается диспетчерской администрацией. При выезде за пределы города — согласно показаниям таксометра. Помимо этого водитель обязан сообщать о доплате при вынужденном простое авто или изменении маршрута, пункта назначения.

В профессиональном транспортном обороте много десятилетий существует важнейшее понятие: режим труда и отдыха водителя автомобиля. В любой стране и любом городе мира установлены жесткие (и практически одинаковые!) нормы — определенное количество часов за рулем, затем обязательный отдых. Например, в Нью-Йорке водитель коммерческого транспорта не может находиться за рулем больше 10 часов в сутки и 60 часов в неделю.

Нарушения столь же жестко караются. Оно и понятно: переработка с высокой вероятностью приводит к потере концентрации, соответственно, к снижению качества вождения. С некоторой (увы, ненулевой!) вероятностью водитель попросту уснет за рулем. Один из таких драматических кейсов мы недавно наблюдали в центре Москвы.

Понятно, что водитель идет на опасные для себя и окружающих переработки не от хорошей жизни: заплати аренду автомобиля и комиссию агрегатору, заправься непрерывно дорожающим бензином — что останется на жизнь?

Современный IT-инструментарий, в принципе, позволяет вести контроль за соблюдением режима труда и отдыха на аппаратном уровне: через определенное количество часов компьютер сначала настойчиво напомнит водителю, что пора отдыхать, а затем прекратит подачу топлива.

Но вопрос не в технике, которая «может все», а в институциях, которые явно не поспевают за техническим прогрессом. Если бы ввели обязаловку на такие гаджеты, водительские протесты были бы не слабее «платоновских», а служба контроля за наличием и корректной работой этих устройств стала бы в конечном итоге еще одной коррупционной кормушкой.

Государство должно следить, чтобы людей не возили на «ведрах с гайками». Кстати говоря, в Москве это уже сделано

Сейчас звучат предложения, что надо бы вернуться к советскому формату регулирования, когда таксомоторный парк отвечал за все: на выпуске из парка проверяли техническое состояние автомобиля и состояние здоровья водителя, при возврате — соблюдение режима труда и отдыха. Любые претензии — от аварийных ситуаций до невежливого обращения — можно было предъявить предприятию-работодателю.

Мне кажется, возврат к такой системе регулирования — затея неэффективная. Во всех случаях надо сравнивать выгоды и риски регулирования по социалистическому типу с выгодами и рисками свободного рынка.

Оба решения не идеальны: рыночные свободы приводят к внештатным ситуациям, ограничения свободы — к результатам, хорошо знакомым потребителям «лучшего в мире советского такси». Наверное, нужно набраться терпения и ждать времен, когда возникнет слой водителей-профессионалов по найму или мелких предпринимателей, которые ревностно относятся к своей работе, соблюдают режим труда и отдыха, налоговую дисциплину, культуру общения с клиентами и так далее.

Возможно, ожидание таких времен — наивное заблуждение. Но еще более наивное заблуждение считать, что за работу таксиста может и должен отвечать агрегатор. По сути, это то же самое, как если бы мобильный оператор отвечал за хулиганские выходки своих абонентов.

Иллюстрация: Jonathan Croft/Getty Images

Бесспорно, появление агрегаторов — таких как Яндекс.Такси или Gett — оказало сильнейшее влияние на весь сегмент таксомоторных перевозок. Надо, однако, понимать, что агрегаторы никогда не станут заменой легендарного Мосавтолегтранса. А вот жесткое государственное регулирование допуска к вождению автомобиля — правомерно и остро необходимо: хочешь ездить по дорогам нашей страны, сдай здесь водительские экзамены!

К сожалению, наши стандарты в этой сфере — сугубо архаичны:

у нас жители ближних республик допускаются не только к вождению автомобиля, но и к работе за рулем по своему водительскому удостоверению. Если я приеду, к примеру, в США или Европу с водительским удостоверением, полученным в Москве на Ордынке, то, безусловно, смогу ездить некоторое время на правах туриста. Но если я там задержусь надолго, то водить автомобиль (даже не таксовать, а просто возить себя дорогого) со своим российским удостоверением мне никто не позволит. Придется сдать экзамен и получить местный водительский документ — License, Permit, Privilege. Боюсь, что очень многие из наших бравых гастарбайтеров не получили бы этого удостоверения ни в одной стране мира.

И еще государство должно ввести обязательные стандарты на подвижной состав, чтоб людей не возили на «ведрах с гайками». Кстати говоря, в Москве это уже сделано.

Качество таксомоторных услуг в Москве за последние годы радикально улучшилось. Свободный рынок, несмотря на все свои неизбежные издержки, улучшает комфортность городской жизни

Во всем остальном — кроме водительских удостоверений и автомобильных стандартов — регулирование таксомоторного бизнеса зависит от городских традиций и креатива местной транспортной администрации. К примеру, «Нью-Йоркская комиссия такси и лимузинов» (TLC) эмитирует знаменитые «таксомоторные медальоны», которые обращаются наподобие ценных бумаг. Скажем, я могу скупить сотню этих медальонов и организовать таксомоторное предприятие. Медальон можно отдать кому-то в аренду. Если таксомоторных услуг в городе недостаточно, производится эмиссия дополнительных медальонов, при избытке услуг и потере доходов у таксистов, производится их скупка. При этом полную ответственность за все несет, разумеется, владелец медальона. В некоторых городах считается полезным регулировать количество игроков на рынке такси по нью-йоркскому образцу, в других господствует убеждение, что рынок сам все отрегулирует.

Впрочем, разговор о таксомоторном транспорте — занятие на долгие зимние вечера, у нас же на дворе лето! Берусь утверждать, что качество таксомоторных услуг в Москве за последние годы радикально улучшилось. Так что более-менее свободный рынок, несмотря на все свои неизбежные издержки, улучшает комфортность городской жизни. По крайней мере, в этом отдельно взятом сегменте.

1. Деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган). Разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (далее - разрешение) выдается на срок не менее пяти лет на основании заявления юридического лица или индивидуального предпринимателя, поданного в форме электронного документа с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг или документа на бумажном носителе.

1.1. Заявление подписывается руководителем постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, или иным имеющим право действовать от имени этого юридического лица лицом, или индивидуальным предпринимателем, или представителем юридического лица либо индивидуального предпринимателя. Заявитель своей подписью подтверждает соответствие транспортного средства, которое предполагается использовать для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, требованиям, установленным настоящим Федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации, а также достоверность представленных сведений. В заявлении указываются:

1) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, адрес места его нахождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, с указанием адреса места нахождения органа, осуществившего государственную регистрацию, а также номера телефона и (в случае, если имеется) адреса электронной почты юридического лица;

2) фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, адрес его регистрации по месту жительства, данные документа, удостоверяющего его личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, с указанием адреса места нахождения органа, осуществившего государственную регистрацию, а также номера телефона и (в случае, если имеется) адреса электронной почты индивидуального предпринимателя;

3) идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке на учет налогоплательщика в налоговом органе.

1.2. Вместе с заявлением необходимо представить в форме электронного документа с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг или документа на бумажном носителе следующие документы:

1) копию документа, удостоверяющего личность заявителя (представителя заявителя);

2) копии свидетельств о регистрации транспортных средств, которые предполагается использовать для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, заверенные заявителем;

3) копию договора лизинга или договора аренды транспортного средства, которое предполагается использовать для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (в случае, если транспортное средство предоставлено на основании договора лизинга или договора аренды), заверенную заявителем, либо копию нотариально заверенной доверенности на право распоряжения транспортным средством, которое предполагается использовать индивидуальным предпринимателем для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (в случае, если транспортное средство предоставлено на основании выданной физическим лицом нотариально заверенной доверенности на право распоряжения транспортным средством).

1.4. В соответствии с разрешением перевозчик имеет право на заключение договора фрахтования легкового такси только на территории субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган которого выдал такое разрешение. Осуществление перевозки пассажиров и багажа легковым такси по территориям иных субъектов Российской Федерации допускается только в случае, если пункт подачи легкового такси находится на территории субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган которого выдал разрешение, а пункт назначения находится за пределами территории данного субъекта Российской Федерации. На основании соглашений, заключенных между субъектами Российской Федерации, перевозчикам, имеющим соответствующие разрешения, выданные уполномоченным органом одного из таких субъектов Российской Федерации, предоставляется право заключения договоров фрахтования легковых такси и на территориях субъектов Российской Федерации, заключивших указанные соглашения.

2. Разрешение выдается при наличии у юридического лица или индивидуального предпринимателя на праве собственности, праве хозяйственного ведения либо на основании договора лизинга или договора аренды транспортных средств, предназначенных для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, а также в случае использования индивидуальным предпринимателем транспортного средства на основании выданной физическим лицом нотариально заверенной доверенности на право распоряжения транспортным средством, если указанные транспортные средства соответствуют требованиям, установленным настоящим Федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. Основанием для отказа в выдаче разрешения является предоставление заявителем недостоверных сведений. В случае отказа в выдаче разрешения уполномоченный орган в течение трех рабочих дней со дня принятия решения об отказе вручает заявителю или направляет ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении уведомление об отказе в выдаче разрешения с мотивированным обоснованием причин отказа и со ссылкой на положения нормативных правовых актов и иных документов, являющиеся основанием такого отказа. Разрешение или уведомление о мотивированном отказе в выдаче разрешения выдается в срок, не превышающий тридцати дней со дня подачи заявления.

3. Разрешение выдается на каждое транспортное средство, используемое в качестве легкового такси. В отношении одного транспортного средства вне зависимости от правовых оснований владения заявителем транспортными средствами, которые предполагается использовать в качестве легкового такси, может быть выдано только одно разрешение.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В разрешении указываются:

1) наименование уполномоченного органа, выдавшего разрешение;

2) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения;

3) фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, данные документа, удостоверяющего его личность;

4) марка, модель и государственный регистрационный знак транспортного средства, используемого в качестве легкового такси;

5) срок действия разрешения;

6) номер разрешения;

7) дата выдачи разрешения.

5. Переоформление разрешения осуществляется в случае:

1) изменения государственного регистрационного знака транспортного средства, используемого в качестве легкового такси;

2) изменения наименования юридического лица, места его нахождения;

3) изменения фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя, места его жительства, данных документа, удостоверяющего его личность;

4) реорганизации юридического лица.

6. При утрате разрешения уполномоченный орган на основании письменного заявления получателя разрешения в течение десяти дней с даты получения заявления выдает дубликат разрешения.

7. Разрешение должно находиться в салоне легкового такси и предъявляться по требованию пассажира, должностного лица уполномоченного органа или сотрудника государственной инспекции безопасности дорожного движения.

8. Форма разрешения, срок его действия, порядок подачи заявления, порядок выдачи и переоформления разрешений, порядок определения платы за выдачу разрешения, дубликата разрешения и порядок ведения реестра выданных разрешений устанавливаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Реестр выданных разрешений подлежит размещению на официальном сайте уполномоченного органа (в случае отсутствия у уполномоченного органа официального сайта - на официальном сайте субъекта Российской Федерации) и обновлению в течение пяти дней со дня внесения в реестр соответствующих изменений.

10. В случае выявления нарушения требований, предусмотренных пунктом 1 или 3 части 16 настоящей статьи, уполномоченный орган выдает юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю предписание об устранении выявленных нарушений. В указанном предписании устанавливается срок его исполнения, который не может превышать один месяц. В случае нарушения требований, предусмотренных частью 1.4 настоящей статьи, уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, на территории которого выявлено нарушение, передает информацию о выявленном нарушении в уполномоченный орган, выдавший разрешение. В случае повторного нарушения требований, предусмотренных частью 1.4 настоящей статьи, уполномоченный орган, выдавший разрешение, обращается в суд с заявлением об отзыве (аннулировании) разрешения.

(см. текст в предыдущей редакции)

11. В установленный предписанием срок юридическое лицо или индивидуальный предприниматель направляет в уполномоченный орган отчет об исполнении предписания, включающий в себя документы, содержащие сведения, подтверждающие исполнение предписания.

12. В случае неисполнения выданного предписания (в том числе в случае, если отчет об исполнении указанного предписания не представлен в уполномоченный орган до истечения срока, установленного указанным предписанием, или представленный отчет не подтверждает исполнение в установленный срок указанного предписания) уполномоченный орган принимает решение о приостановлении действия разрешения на срок, не превышающий одного месяца. Уполномоченный орган в течение трех дней со дня принятия решения о приостановлении действия разрешения вносит соответствующую запись в реестр выданных разрешений. Срок действия разрешения на время приостановления его действия не продлевается.

13. В случае, если до истечения срока приостановления действия разрешения юридическое лицо или индивидуальный предприниматель представили в уполномоченный орган документы, содержащие сведения, подтверждающие исполнение предписания, неисполнение которого явилось основанием для приостановления действия разрешения, уполномоченный орган возобновляет действие разрешения. В случае, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель не представили указанные документы в уполномоченный орган до истечения срока приостановления действия разрешения либо представленные документы не подтверждают исполнение указанного предписания, уполномоченный орган обращается в суд с заявлением об отзыве (аннулировании) разрешения. Приостановление действия разрешения продлевается на срок до вступления в законную силу решения суда.

14. Разрешение подлежит отзыву (аннулированию) на основании решения суда по заявлению уполномоченного органа в случае:

1) повторного нарушения требований, предусмотренных частью 1.4 настоящей статьи, либо повторного нарушения требований, предусмотренных пунктом 1 части 16 настоящей статьи, в течение срока действия разрешения;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) неисполнения выданного предписания, указанного в части 10 настоящей статьи, в течение срока приостановления действия разрешения либо в случае, если представленный до истечения указанного срока отчет об исполнении предписания не подтверждает его исполнение;

4) совершения водителем легкового такси дорожно-транспортного происшествия, повлекшего смерть либо причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью пассажира или третьих лиц.

15. Уполномоченный орган в течение трех дней со дня принятия решения об отзыве (аннулировании) разрешения вносит соответствующую запись в реестр выданных разрешений.

16. В целях обеспечения безопасности пассажиров легкового такси и идентификации легковых такси по отношению к иным транспортным средствам:

1) легковое такси должно соответствовать следующим обязательным требованиям:

(см. текст в предыдущей редакции)

б) легковое такси должно иметь на кузове (боковых поверхностях кузова) цветографическую схему, представляющую собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке;

В) легковое такси должно соответствовать установленным цветовым гаммам кузова в случае установления такого требования законами субъектов Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

г) легковое такси должно иметь на крыше опознавательный фонарь оранжевого цвета;

Д) легковое такси должно быть оборудовано таксометром в случае, если плата за пользование легковым такси определяется в соответствии с показаниями таксометра на основании установленных тарифов исходя из фактического расстояния перевозки и (или) фактического времени пользования легковым такси;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) водитель легкового такси должен иметь общий водительский стаж не менее трех лет;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, обязаны:

а) обеспечивать техническое обслуживание и ремонт легковых такси;

б) проводить контроль технического состояния легковых такси перед выездом на линию;

в) обеспечивать прохождение водителями легковых такси предрейсового медицинского осмотра.

17. К правоотношениям, связанным с осуществлением контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, требований, установленных частью 16 настоящей статьи (за исключением правоотношений, возникающих при осуществлении контроля за соблюдением указанных требований непосредственно в процессе перевозки пассажиров и багажа легковым такси), применяются положения Федерального 2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица или индивидуального предпринимателя. настоящей статьи, если такое нарушение создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц, угрозу возникновения аварий и (или) чрезвычайных ситуаций техногенного характера либо повлекло причинение такого вреда и возникновение аварий и (или) чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

23. В целях совершенствования организации транспортного обслуживания населения, оптимизации транспортной нагрузки на улично-дорожную сеть законом субъекта Российской Федерации исходя из численности населения субъекта Российской Федерации, уровня обеспеченности населения услугами общественного транспорта и развития улично-дорожной сети может устанавливаться максимальное количество транспортных средств, используемых для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, на территории субъекта Российской Федерации. При этом максимальное количество легковых такси, устанавливаемое законом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей частью, не может быть менее количества действующих по состоянию на 1 июля 2014 года разрешений.

24. В случае, если количество поданных заявлений на выдачу разрешений превышает максимальное количество легковых такси, определенное в соответствии с частью 23 настоящей статьи, выдача разрешений осуществляется по результатам аукциона, проводимого в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации. Организация, проведение и подведение итогов аукциона осуществляются уполномоченным органом.

Ещё в апреле 2011 года президент РФ утвердил закон о такси. Затем это постановление регулярно дополнялось новыми пунктами. На сегодняшний день актуальная версия данного ФЗ датируется 2015 годом. О ней и поговорим далее.

Основные положения ФЗ о такси

Для того чтобы легковой автомобиль мог быть использован в качестве такси, необходимо получить соответствующую лицензию государственного образца. Водителей, которые будут работать без неё, ждёт солидный штраф – 50 тысяч рублей. Если же речь идёт об индивидуальном предпринимателе, сумма увеличивается вдвое.

Для юридических лиц штраф может достигать размера 400 тысяч рублей. Об этом гласит первый пункт 14 статьи КоАП РФ.

Если водитель попадается за данное нарушение повторно, ему будет грозить такой же штраф, но уже с конфискацией автомобиля. Для юридических лиц наказание может достигать приостановление деятельности на срок до 3 месяцев. Если на автомобиле имеются цветографическая краска или световые фонари, а лицензии нет, водителя будет ждать штраф в 5 т.р. и изъятие этих опознаваемых знаков — ст.12.5, п. 4.1 КоАП.

С начала 2015 года вступили в силу новые положения, которые призваны регулировать оформление автомобилей, стоящих на учете в такси. В частности, они обязывают размещать на ТС специальные опознавательные знаки. Внешний вид опознавательных знаков зависит от региона – в разных субъектах они свои. Властям регионов разрешается утверждать несколько разрешенных вариантов.

Наиболее глобальные изменения коснулись требований к желающим получить соответствующую лицензию. Правительство заинтересовано в том, чтобы не создавать слишком сложных условий. В противном случае будет неизменно расти процент «нелегальных» таксистов. Власти страны в свою очередь пытаются искоренить данный фактор, поэтому стремились облегчить процедуру получения разрешения. Далее озвучим имеющиеся нововведения, вступившие в силу в 2015 году.

Что появилось нового в ФЗ

В российских СМИ регулярно обсуждается вопрос касательно федерального закона о такси. У него есть сторонники, так и противники. Имеющиеся правовые акты в значительной мере облегчают предпринимателям регистрацию своего дела. В целом они характеризуются следующими послаблениями (относительно таксистов):

  • До нововведений минимальный водительский стаж был 5 лет, сейчас 3 года.
  • Допускается работать не только на собственном автомобиле, но и взятом в аренду. Также лицензия будет выдана, если транспортное средство находится во владении по договору лизинга (раньше было недопустимо).
  • Упразднено требование законодательства об обязательном наличии в автомобиле талона ТО (технического осмотра). До вступления в силу последних нововведений, легковые транспортные средства обязывали проходить ТО каждые полгода. Сейчас достаточно проходить стандартный тех.осмотр для личных автомобилей.
  • Сейчас допустимо заниматься перевозкой пассажиров между теми регионами, где не заключены особые соглашения. Иными словами отсутствуют региональные границы для работы такси. Сегодня можно подать такси в том городе, где было получено разрешение. Раньше перевозка пассажиров была возможна только внутри своего региона.
  • Если у разных субъектов РФ заключено соглашение между собой, то допустимо производить посадку пассажиров в любом из них.

В целом новые правила в значительной мере развязали руки службам такси и конкретно водителям. Стало значительно меньше требований и предписаний.

Что нужно сделать для получения лицензии

Новый федеральный закон обеспечивает более быструю процедуру получения разрешения. Важный момент: на одно транспортное средство можно получить лишь 1 лицензию.

Для того чтобы её получить необходимо сделать следующее (в таком же порядке):

  1. Взять выписку из ЕГРИП или ЕГРЮЛ. Данная бумага свидетельствует о том, что потенциальный таксист не уклоняется от налогов и не состоит на учете в соответствующей инспекции.
  2. Составить заявление в утвержденной законом форме. Образец можно взять в любом отделении ГИБДД либо скачать на официальном сайте и самостоятельно распечатать.
  3. Снять копии с паспорта (в крайнем случае, можно заменить иным документом). Если сбором документов занимается законный представитель, составляется соответствующая доверенность, и к общим документам прикладывается копия его паспорта.
  4. Сделать копии следующих документов: свидетельство о регистрации ТС и ПТС. Если автомобиль находится в аренде, то копия снимается с соответствующего договора.

Это полный список документов, которые потребуются для составления заявления. Отправить заявку на получение лицензии можно лично в автоинспекции, либо через портал «гос. услуги». В случае одобрительного решения, полученное решение будет отправлено на почту.

Как показывает практика, быстрее будет самолично направлять всю документацию и забрать разрешения. Это связано с медленной работой «Почты России». Однако если нет временных рамок, можно воспользоваться и онлайн заявкой.

В каких случаях могут отозвать лицензию

Разрешение могут не выдать либо спустя время отозвать выданную лицензию. Происходит это в таких случаях:

  • Были выявлены какие-либо нарушения, даже после выдачи лицензии. Также будет произведен отзыв, если человек при составлении отчета указал, что нарушения исправлены, а на самом деле этого не сделал (разумеется, если автоинспекция узнает об этом).
  • Между регионами отсутствует соглашение и водитель повторно нарушил правила фрахта (на территории другого субъекта РФ). Фрахт – это регламентированная законодательством плата за перевозку (людей или груза).
  • Были неоднократно нарушены установленные требования к легковому автомобилю. Обратите внимание, что для разных регионов могут быть свои уникальные предписания.
  • За рулем такси находился человек с водительским стажем менее 3 лет.
  • Случилось ДТП по вине таксиста, которое повлекло за собой тяжкий вред одному или более лицам.

На видео о действии закона

Противники этого ФЗ высказывают мнение, что послабление правил получения лицензии негативно скажется на качестве предоставления услуг такси. Насколько это верная точка зрения, покажет лишь время.