История возникновения и развития конституционного контроля. Возникновение и развитие конституционного судебного контроля в россии

В истории становления судебного конституционного контроля в России можно выделить следующие этапы: соответственно Всесоюзным съездом Советов, Центральным Исполнительным Комитетом и его Президиумом). Последний, осуществляя функции конституционного контроля, был вправе отменить практически любой правовой акт в случае его противоречия Конституции РСФСР. Функции конституционного надзора выполнялись отделом законодательных предположений. В практике Президиума ЦИК большое количество дел, связанных с вопросами конституционности, возникало по протестам ЦИК союзных республик. Многие протесты обусловливались неясностями и пробелами в области разграничения компетенции между Союзом ССР и союзными республиками. б) С 1924 г. функции надзора были переданы Верховному Суду, учрежденному при ЦИК СССР, и Прокурору Верховного Суда СССР. Конституция возлагала на Верховный суд обязанность осуществлять конституционный надзор. По судебной линии - путем дачи руководящих разъ-яснений верховным судам союзных республик в отношении общесоюзного законодательства; опротестования перед Президиумом ЦИК СССР по представлению прокурора постановлений, решений и приговоров верховных судов союзных республик как противоречащих общесоюзному законодательству или затрагивающих интересы других союзных республик. По линии общего надзора за законностью - посредством дачи Президиуму ЦИК СССР по его требованию заключений о законности тех или иных актов союзных республик с точки зрения союзной Конституции; о приостановлении и отмене постановлений, действий и распоряжений центральных органов отдельных наркоматов Союза ССР по мотивам несогласованности таковых с Конституцией. Постановления Пленума Верховного суда СССР по вопросам соответствия нормативных актов Конституции носили характер консультативных заключений. Обязательную силу они приобретали только после утверждения постановлениями Президиума ЦИК СССР. в) С 1933 г. в связи с образованием Прокуратуры СССР надзор полностью перешел к ней. Прокуратура СССР была наделена правом осуществлять надзор за соответствием Конституции и постановлениям Правительства СССР постановлений и распоряжений отдельных ведомств Союза ССР, союзных республик и местных органов власти. II. Второй этап: 1936 - 1988 гг. Осуществление конституционного контроля и конституционного надзора было прерогативой Верховного Совета СССР и его Президиума. Соответствующими полномочиями наделялись и высшие представительные органы союзных и автономных республик. Такое изменение было шагом назад в осуществлении конституционного контроля в СССР. Верховный Совет СССР не обладал правом проверки на конституционность собственных законодательных актов. Конституция СССР 1977 г. практически не изменила положение конституционного контроля в системе государственной власти. III. Третий этап: 1988 - 1991 гг. Третий этап обусловлен образованием в 1988 г. первого специализированного органа в данной сфере - Комитета конституционного надзора СССР (изменения Конституции СССР от 1 декабря 1988 г.). Комитет осуществлял полномочия по конституционному надзору и был подконтролен Съезду народных депутатов СССР, что делало его зависимым. Только через год, на II съезде народных депутатов СССР 23 декабря 1989 г., был принят Закон о конституционном надзоре в СССР. Права Комитета оказались весьма ограниченными. Он был уполномочен лишь принимать заключения о неконституционности поднадзорных актов, но не имел права их отменять. В случае обнаружения неконституционности актов Съезда народных депутатов СССР или несоответствия конституций союзных республик Конституции СССР Комитет конституционного надзора не мог приостанавливать их действие. Для окончательного решения он направлял свои заключения Съезду народных депутатов СССР, хотя Съезд мог отклонить заключение Комитета двумя третями голосов от общего числа народных депутатов. В других случаях, выявив неконституционность нормативного акта, заключение Комитета приостанавливало действие акта. Что же касается актов, нарушающих основные права и свободы человека, то они утрачивали силу с момента принятия заключения Комитетом конституционного надзора (кроме законов СССР). Комитет конституционного надзора СССР просуществовал недолго. Учрежденный в декабре 1988 г., он был реально сформирован только в апреле 1990 г. А в декабре 1991 г. вместе с другими органами Союза Комитет прекратил свою деятельность. Комитетом было рассмотрено 29 вопросов. Конституция РСФСР 1978 г. в редакции от 27 октября 1989 г. предусматривала создание Комитета конституционного надзора РСФСР, который так и не был создан. IV. Четвертый этап: с 1991 г. - по настоящее время. 1. Учреждение Конституционного Суда РСФСР состоялось на основе Закона РСФСР от 15.12.90 г. об изменениях Конституции. 6 мая 1991 г. был принят Закон РСФСР «О Конституционном Суде РСФСР». - была воспринята европейская модель конституционного контроля; - Суд состоял из 15 судей; - Суд мог рассматривать кроме прочего конституционность правоприменительной практики, конституционность политических партий, давал заключения в связи с решением вопроса об отрешении от должности ряда должностных лиц федерального и регионального уровня. 29-30 октября 1991 г. Съезд народных депутатов РСФСР избрал 13 из 15 судей Конституционного Суда РСФСР. По мнению одного из судей Конституционного Суда РСФСР Н.В. Витрука главным недостатком в деятельности Конституционного Суда состоял в сползании с позиций права в политическую сферу, в постепенном превращении его из органа правосудия в орудие политики. Внутри состава Суда существовал раскол. При рассмотрении дела о конституционности Указа Президента РФ о 21.09.93 г. № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в РФ» ряд судей проголосовавших против принятого Судом заключения отказались от дальнейшего участия в заседаниях Суда. 5 сентября 1993 г. Конституционный Суд заявил о своей невозможности осуществлять проверку конституционности нормативных правовых актов и международных договоров. 7 октября 1993 г. Президент РФ издает Указ № 1612 «О Конституционном Суде РФ», которым постановил не созывать заседания Конституционного Суда до принятия новой Конституции РФ. 21 сентября 1993 года N 1400 УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ПОЭТАПНОЙ КОНСТИТУЦИОННОЙ РЕФОРМЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1. Прервать осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съездом народных депутатов Российской Федерации и Верховным Советом Российской Федерации. До начала работы нового двухпалатного парламента Российской Федерации - Федерального Собрания Российской Федерации и принятия им на себя соответствующих полномочий руководствоваться указами Президента и постановлениями Правительства Российской Федерации. Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации и субъектов Российской Федерации продолжают действовать в части, не противоречащей настоящему Указу. 10. Предложить Конституционному Суду Российской Федерации не созывать заседания до начала работы Федерального Собрания Российской Федерации. ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УКАЗ от 7 октября 1993 г. N 1612 О КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Принимая во внимание Заявление Конституционного Суда Российской Федерации от 5 октября 1993 года о сложении Конституционным Судом Российской Федерации функции проверки конституционности нормативных актов и международных договоров Российской Федерации и в связи с необходимостью правовым путем обеспечить преемственность конституционного правосудия в Российской Федерации, постановляю: 1. Констатировать невозможность деятельности Конституционного Суда Российской Федерации в неполном составе и не созывать его заседания до принятия новой Конституции Российской Федерации. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗАКЛЮЧЕНИЕ от 21 сентября 1993 года Указ Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина от 21 сентября 1993 г. N 1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации" и его Обращение к гражданам России 21 сентября 1993 года не соответствует части второй статьи 1, части второй статьи 2, статье 3, части второй статьи 4, частям первой и третьей статьи 104, абзацу третьему пункта 11 статьи 121.5, статье 121.6, части второй статьи 121.8, статьям 165.1, 177 Конституции Российской Федерации и служат основанием для отрешения Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина от должности или приведения в действие иных специальных механизмов его ответственности в порядке статьи 121.10 и 121.6 Конституции Российской Федерации. 1 декабря 1993 Конституционный Суд на совещании с участием 10 судей (отсутствовали Н.Т. Ведерников, Н.В. Селезнев и Ю.Д. Рудкин) обсудил вопрос о приостановлении полномочий судей В.Д. Зорькина и В.О. Лучина. Мотивом для приостановления полномочий Зорькина были его выступления с критикой президентского проекта Конститу-ции, а Лучина - включение его в избирательный список Аграрной партии России (при том, что фамилия Лучина была включена в список на этапе, не требующем его согласия, а сам он уже 15 ноября письменно отказался баллотироваться). После утверждения повестки дня "виновники торжества" покинули заседание, а оставшиеся 8 судей (Э.М. Аметистов, Н.В. Витрук, Г. А. Гаджиев, А. Л. Кононов, Т.Г. Морща- кова, В.И. Олейник, О.И. Тиунов, Б.С. Эбзеев) провели тайное голосование и приостановили полномочия судей В.Д. Зорькина (6 голосами) и В.О. Лучина (5 голосами при 1 против) за участие в политической деятельности. В мнении судьи Б.С. Эбзеева по поводу принятого решения указывается, что двое из 8 судей, не заполнившие бюллетени, фак-тически не участвовали в голосовании, таким образом в принятии решения участвовало меньшинство судей, а на заседании не было кворума, который по закону составляет 2/3 от списочного состава, т.е. 9 человек. В знак протеста Лучин объявил голодовку. После выборов в Федеральное Собрание настроения в Конституционном Суде несколько изменились. 13 января 1994 КС восстановил (7 голосами против 4) полномочия Лучина, 25 января (7 голосами против 3) - полномочия Зорькина. 13 января 1994 секретарь КС Ю.Д. Рудкин обвинил исполнительную власть в оказании политического давления на Конституционный Суд, путем продолжающейся свыше двух месяцев невыплаты зарплат судьям КС. В марте 1994 года и.о. Генерального прокурора А.Н. Ильюшенко подписал заключение Генеральной прокуратуры об обстоятельствах принятия заключения КС от 21 сентября 1993 года. Проанализировав стенограмму, прокуратура обнаружила, что председатель КС Зорькин должен был поставить на голосование две формулировки, набравшие по 4 голоса: с упоминанием статьи 121-6 и без ее упоминания. Ильюшенко пришел к выводу, что заключение КС принято с нарушением процедуры и подлежит пересмотру по инициативе самого Конституционного Суда. После октября 1993 года судьи Конституционного Суда занимались разработкой нового федерального конституционного закона о своем статусе. 29 января 1994 этот проект решением Конституционного Суда был направлен в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы КС. /Информационно-исследовательский центр «Панорама» - http://www.panorama.ru/ks/eptum.shtml/ После принятия новой Конституции РФ Президент РФ своим Указом № 2288 от 24.12.93 г. «О мерах по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией РФ» объявил Закон РСФСР о Конституционном Суде недействующим. 21 июля 1994 г. был принят Федеральный конституционный закон № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде РФ». 7 февраля 1995 г. Конституционный Суд РФ был сформирован в полном составе (был назначен 19 судья Баглай Марат Викторович). 3. С 1995 г. - по настоящее время. В закон о Конституционном Суде вносился ряд изменений: 1) 8 февраля 2001 г. срок полномочий продлился с 12 до 15 лет; 2) 15 декабря 2001 г. было отмечено, что возрастной ценз о пребывании в должности судьи до 70 лет вступает в силу с 1 января 2005 г. Для судей первого созыва предел сохранен в 65 лет. 3) 5 апреля 2005 г. был отменен 15 летний срок пребывания в должности, а также унифицирован для всех судей возрастной предел до 70 лет. За этот период деятельности Суд регулярно принимал решения, которыми расширял собственные полномочия, регулировал ряд вопросов конституционного судопроизводства, занимался нормотворческой деятельностью, что продолжается и до сих пор. Такие тенденции обусловили трансформацию Конституционного Суда РФ из судебного органа власти в орган власти, обладающий не только судебными полномочиями, но также и нормотворческими полномочиями, чьи решения имеют юридическую силу практически равную юридической силе Конституции РФ.

конституционный контроль суд полномочие

Проблема конституционного контроля в нашей стране впервые возникла после образования СССР, когда потребовалось преодолевать различия и противоречия в законодательстве союзных республик. Разумеется, юридической базой для этого могла стать Конституция СССР: ориентация на ее предписания создавала условия для придания единообразия формировавшемуся в то время законодательству. Органом, на который была возложена функция контролирования соблюдения Конституции СССР, стал образованный в 1924 году Верховный Суд СССР. С начала 30-х годов активность Верховного Суда СССР в области конституционного контроля значительно упала, а затем и вовсе «исчезла». В Конституции 1936 г. уже не было упоминания о конституционном контроле, осуществляемом судами.

Советские конституции не играли существенной роли в жизни общества, т.е. в течение почти всех 75 лет Советской власти, они легко могли быть обойдены. Помпезные мероприятия по случаю их принятия (особенно в 1936 и 1977 гг.) были оркестрованными ритуалами, контролировавшимися политической верхушкой, стремившейся, помимо прочего, продемонстрировать силу своего контроля. И если отдельные положения этих конституций могли быть интерпретированы как угрожающие институтам существующего режима (например, норма, провозглашающая право свободного выхода республик из Союза), то по неписаным правилам советской политики подобные «угрозы» не только не имели возможности быть реализованными, но даже не могли открыто обсуждаться.

Интерес к проблемам конституционного контроля возник вновь только во второй половине 80-х гг., когда начались поиски путей создания того, что принято именовать правовым государством. М. Горбачевым и его сподвижниками была сделана попытка придать ряду конституционных положений должное политическое значение. Убежденный в том, что многие старые государственные структуры не служат перестройке, Горбачев стал планировать замену их новыми, в большей степени представляющими население и ответственными перед ним. Он надеялся, что широкие слои народа поддержат его усилия сделать советскую систему более эффективной и в сфере экономики и в области политики.

Таким образом, если раньше Конституция не играла почти никакой роли в установлении и распределении политической власти, то теперь конституционные нормы стали одним из основных объектов противоречий, возникающих в конце 80-х гг. Конституция создала новые структуры, которые получили существенную власть и стали создавать угрозу для традиционного пути проведения советской политики. Значение конституционных структур еще больше возросло в связи с созданием в СССР (1990 г.) института президентской власти. Благодаря тому же самому набору конституционных поправок, которые ввели институт президентской власти, коммунистическая партия утратила свою официальную монополию на политическую власть. Теперь настоящая конституционная политика появилась на советской политической арене уже не столько формально.

Еще в 70-х гг. советские юристы осторожно выдвинули идею независимого органа конституционного контроля. Но только в период перестройки возникли условия, при которых предложения подобного рода могли встретить положительный отклик.

23 декабря 1989 г. состоялось принятие закона «О конституционном надзоре в СССР». В соответствии с ним был образован Комитет конституционного надзора - квазисудебный орган, частично прикрепленный к парламенту.

Комитет функционировал менее двух лет. С самого начала его юрисдикция была ограничена, а сфера его действия была еще больше сужена в результате протестов со стороны республик. Несмотря на эти ограничения новый институт привлек к себе значительное внимание как в Союзе, так и за рубежом. Данный институт заслуживает высокой оценки за свои решения относительно защиты индивидуальных и политических прав. Среди существенных решений в этой области следует отметить, что Комитет прекратил практику издания секретных законодательных актов, влияющих на права граждан; постановил, что ограничения свободы передвижения и выбора места жительства, вытекающие из положений закона, регламентирующих прописку, нарушали Конституцию и международные соглашения о правах человека; отменил указ президента СССР, запрещавший проведение демонстраций в центре Москвы, как противоречащий Конституции; признал что принудительное лечение лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией, нарушало Конституцию и международные соглашения о правах человека. Комитет также установил, что министерские постановления, ограничивающие ответственность министерств за выпуск нестандартной продукции, нарушали права потребителей.

Ввергнутый в водоворот чрезвычайно важных вопросов, связанных с попытками центра сохранить свои позиции в отношении республик, стремившихся к большей автономности, если не к полной независимости, Комитет занял сторону центра, что безусловно нанесло урон его репутации в определенных кругах. Но, принимая во внимание условия того времени, возможно, излишним было ожидать, что Комитет станет действовать по-иному. Ведь Конституция СССР не была отменена.

Дальнейшая критика Комитета конституционного надзора фокусировалась на недостатках в тщательном обосновании мнений и том факте, что некоторые решения Комитета в сущности остались невыполненными и, конечно же, попытка Комитета продемонстрировать свою нейтральность потерпела крах, когда его члены стали высказываться по важным политическим вопросам за пределами Комитета. Между тем ценно уже то, что Комитет конституционного надзора был первой попыткой создания учреждения подобного рода после 70 лет постоянного внушения, что независимый орган конституционного контроля не только не был необходим, но даже представлял бы собой реальную угрозу принципам Советской системы.

Несколько проектов договоров о создании обновленного Союза учреждение Конституционного Суда как преемника Комитета конституционного надзора. Этот вопрос приобрел дискуссионный характер, но еще до развала Союза ССР и РСФСР было принято решение о создании в РСФСР своего Конституционного Суда.

Правовой базой организации и деятельности Конституционного Суда РФ послужило небольшое конституционное положение (принятое в виде поправки к Конституции от 15 декабря 1990 г.) и достаточно подробный (89 статей) Закон о Конституционном Суде от 12 июля 1991 г.

Этот закон содержал ряд действительно важных положений, регламентирующих внутренний распорядок и организацию деятельности суда (в частности, как обеспечивается безопасность помещений суда, охрана судей и членов их семей - ст. 86). В это же время в нем есть нормы, которые, по крайней мере, в других странах представляются настолько очевидными, что не нуждаются в законодательном закреплении (например, положение о том, что все расходы суда покрываются из республиканского бюджета - ст. 85), что свидетельствует об отсутствии у авторов его проекта опыта в создании актов подобного рода, хотя более вероятно, что это сделано с целью предусмотреть и преодолеть возможные попытки ослабить контроль Конституционного Суда.

Начало деятельности Конституционного суда не было стремительным. В августе 1991 г. были избраны 13 из 15 судей. Съезд не мог прийти к единому мнению относительно двух оставшихся кандидатов; они должны были быть избраны на следующем Съезде. По прошествии двух лет две вакансии так и остались свободными. Однако закон позволяет суду начать работу при наличии 2/3 его состава, и в конце августа 1991 г., т.е. год спустя после принятия поправки к Конституции, провозгласившей создание Конституционного суда, 13 судей принесли присягу и избрали В.Д. Зорькина своим председателем.

Деятельность Конституционного суда в восприятии ее как российской, так и американской общественностью во многом проходила через призму «дела КПСС». Кроме дела коммунистической партии, самой значительной акцией Конституционного Суда несомненно было решение, дающее отрицательную правовую оценку некоторым действиям президента Ельцина. В своем первом решении, в январе 1992 г., суд провозгласил неконституционным Указ президента об объединении министерств безопасности и внутренних дел. Суд заявил, что этот указ нарушил принцип разделения властей, так как исполнительная власть не имеет права создавать министерства или реорганизовывать исполнительные структуры государства. Во второй половине 1992 г. Конституционный суд рассмотрел дело о конституционности Указов Президента России о прекращении деятельности КПСС.

24 декабря 1993 г. Указом Президента РФ №2288 Закон от 12 июля 1991 г. отменен и работа над проектом нового Закона о Конституционном Суде РФ значительно активизировалась. 21 июля 1994 г. этот проект после одобрения Федеральным Собранием и подписания Президентом РФ стал федеральным конституционным законом, в котором решены все основные вопросы организации и деятельности данного суда в целом он состоит из 115 статей, переходных положений и положений, касающихся вступления закона в силу.

Развивался отдельными этапами, которые прерывались длительными периодами, к таким этапам относятся:

· первый этап, связанный с деятельностью первого департамента правительствующего сената Российской Империи 1906-1917;

· второй этап, связанный с детальностью верховного суда СССР 1924-1933;

· третий этап, связан с комитетом конституционного надзора СССР 1990-1991;

· четвёртый этап, связанный с деятельностью конституционного суда в России 1991

Как только в России появляется первая писаная конституция 1906г. сразу же возникает институт судебного контроля. В числе полномочиями, который наделен сенат, это публикация правовых актов. Структурно сенат делился на отдельные департаменты. Возник ряд проблем, связанный с реализацией судебного контроля. Сенат был упразднён в 1917 году.

Второй этап, связан с детальностью Верховного Суда СССР 1923 г. Конституция СССР относился к числе полномочий разрешение споров компетенции между союзными органами власти республик и проверка на соответствие правовых актов союзных республик. Процедура реализации функций судебного контроля носила специфический характер. Дела рассматривались верховным судом СССР по инициативе прокурора при верховном суде, при этом окончательных решений верховный суд не принимал, а направлял соответствующие постановления в президиум ЦИК СССР, а он то как раз и принимал решения. В конце 20 годов наметился определённый конфликт между Верховным судом и органами прокуратуры. В конце 1920 годов органы прокуратуры приобрели полномочия в сфере общего надзора, в результате образовались полномочия по общему надзору осуществляемыми прокуратурой и надзор осуществляемый судом.

Третий этап, связан с деятельностью комитета конституционного надзора. 1988 году в рамках реформирования высших органов советской власти был создан ряд новых органов: съезд народных депутатов СССР, учреждена должность президента и др. В 1989 были внесены поправки в конституцию СССР и принят закон СССР о конституционном надзоре. Согласно этому закону комитет конституционного надзора выбирался съездом народных депутатов количеством до 25 членов, сроком на 10 лет. В его компетенцию входило проверку на соответствие конституции СССР правовых актов союзных республик, разрешение споров о компетенции и другие полномочий. Члены комитета конституционного надзора, формально не являясь судьями, де-факто функционировали на тех же сами принципах, что и суды. Комитет конституционного надзора начал свою деятельность в марте 1990 года и в декабре 1991 года в связи с распадом союза СССР прекратил комитет свою деятельность. Юридическая сила комитета конституционного надзора была различна, его решения об отношение правовых актов в связи с нарушениями прав и свобод человека и гражданина, являлись общеобязательными и не подлежали пересмотру. Его решения в отношение других правовых актов союзного уровня могли быть пересмотрены съездом народных депутатов большинством голосов и его решения в отношении правовых актов органов союзных республик влекли приостановление действий правовых актов.


Четвертый этап, связан с деятельностью конституционного суда. В мае 1991 года был принят закон о конституционно суде РСФСР, учредивший данный орган гос. власти. Согласно закону в состав входило 15 членов избираемых съездом народных депутатов без ограничения сроков полномочий, но с предельным возрастом в 65 лет. Члены конституционного суда имели полный статут судей. В компетенцию конституционного суда входила проверка конституционности правовых актов органов государственной власти российской федерации, орланов гос. власти субъектов РФ. Первый состав конституционного суда был выбран 30 октября 1991 года. Первое дело было рассмотрено в январе 1992 года. В дальнейшем, на протяжение 92 и 93 годов возник и нарастал конфликт между верховым советом РФ и президентом и правительством- с другой стороны. В конфликт оказался вовлечён и конституционный суд РФ.

Вопрос 2. Тетрадь!!!

Вопрос 3. КС – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Его место в российской судебной системе. Полномочия и принципы деятельности Конституционного суда РФ

Согласно ст. 1 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Феде-рации» КС - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Конституционный Суд РФ - орган правосудия. Между тем правосудие, осуществляемое Конституционным судом специфично, также как и его полномочия. Так, ст. 125 Конституции РФ возлагает на особый орган правосудия - Конституционный Суд РФ полномочия по осуществлению проверки конституционности перечисленных в ней нормативных актов, которая может повлечь утрату ими юридической силы, споры о компетенции между федеральными органами государственной власти и некоторые иные дела.

Другие суды (судебные органы) Конституция РФ полномочиями по проверке конституционности перечисленных в ст. 125 Конституции РФ нормативных актов, которая может повлечь утрату ими юридической силы, не наделяет.

Основные полномочия и принципы деятельности Конституционного Суда РФ закреплены не только в ст. 125 Конституции РФ, но и в ст. ст. 3, 5 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», где отмечено, что Конституционный Суд РФ вправе:

1) разрешать дела о соответствии Конституции РФ:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной
власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

2) разрешать споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверять конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

4) давать толкование Конституции РФ;

5) давать заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

6) выступать с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

Осуществлять иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией РФ, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со ст. 11 Конституции РФ договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.

Компетенция Конституционного Суда РФ может быть изменена не иначе как путем внесения изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Им решаются исключительно вопросы права. Конституционный Суд РФ при осуществлении конституционного судопроизводства должен воздерживаться от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

Конституционный Суд РФ действует в соответствии с принципами правосудия независимости, гласности, русского языка конституционного судопроизводства и другими принципами.

Вопрос 4. Тетрадь!!!

Вопрос 5. Тетрадь!!!

Проблема конституционного контроля в нашей стране впервые возникла после образования СССР, когда потребовалось преодолевать различия и противоречия в законодательстве союзных республик.

В до перестроечный период в Советском Союзе подобного рода институтов не существовало, поскольку считалось, что для контроля за соблюдением Конституции вполне достаточно Президиума Верховного Совета СССР. Советская юридическая наука дружно критиковала западную конституционную юстицию за охрану интересов буржуазии и вторжение в прерогативы законодательных органов. Идею создания специализированного органа, ответственного за соблюдение основного закона страны, приписывают М.С. Горбачеву. Именно он предложил создать Комитет конституционного надзора СССР. Законодательно эта идея была воплощена 1 декабря 1988 года, когда в статью 125 Конституции СССР были внесены изменения и дополнения.

Устанавливалось, что Комитет конституционного надзора (ККН СССР) будет состоять из 23 высококвалифицированных специалистов - юристов и политологов; в его состав будут входить представители от каждой из 15 союзных республик; избираться ККН СССР будет Съездом народных депутатов СССР.

21-23 декабря 1989 года Второй Съезд народных депутатов СССР принял закон «О конституционном надзоре в СССР» и избрал председателя ККН и его заместителя: С.С. Алексеева и Б.М. Лазарева. Комитет Конституционного надзора СССР должен был проверять конституционность не только законов СССР, но и законопроектов, а также акты Генерального прокурора СССР, Главного государственного арбитра СССР и еще ряд других нормативных актов.

В декабре 1991 года Комитет конституционного надзора СССР по собственной инициативе прекратил свое существование. 5 Сайт Конституционного Суда РФ www.ksrf.ru

15 декабря 1990 года в Конституции РСФСР впервые появилось упоминание о Конституционном Суде. В поправке, которая была одобрена Вторым Съездом народных депутатов РСФСР, говорилось о том, что Конституционный Суд РСФСР должен избираться Съездом РСФСР, и что порядок его деятельности должен быть установлен отдельным законом. 6 Детство, Отрочество, Юность Конституционного суда: под ред. Бланкенагеля М. 1996 г., 122 с.

Конституционный Суд был создан 6 мая 1991 года законом РСФСР «О Конституционном Суде» в составе 13-ти судей Первый период российского Конституционного Суда, который внес определенный вклад в становление нового конституционализма, закончился в октябре 1993 г. Конституционный Суд в этот период имел право проверять конституционность не только нормативных актов, но и действий должностных лиц, что постоянно втягивало его в политическую борьбу между законодательной и исполнительной властью. Деятельность Суда, ставшего, в конце концов, прямым участником бурных политических событий того времени, была приостановлена Указом Президента РФ.

Вскоре после принятия новой Конституции Российской Федерации на ее основе был принят Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г., в связи с чем утратил силу прежний Закон РСФСР «О Конституционном Суде РСФСР».

Новый Закон внес значительные изменения в компетенцию и структуру Суда: был установлен предельный возраст пребывания в должности судьи -- 70 лет, полномочия судьи не ограничены определенным сроком (до 2005 г. действовал срок в 15 лет). Назначение на должность судьи Конституционного Суда на второй срок не допускается.

В отличие от прежней однопалатной структуры Суда в нем образовывались две равноправные палаты (по 9 и 10 судей). Конституционный Суд стал более самостоятельным в организационном и финансовом отношении, а также в кадровых вопросах.

Существенному изменению подверглась компетенция Конституционного Суда. Суд теперь не может действовать по собственной инициативе, что в прежнем Законе допускалось в процедуре дачи заключений о конституционности действий и решений Президента и ряда других высших должностных лиц государства.

Из полномочий Суда исключена оценка правоприменительной практики; она теперь может исследоваться только для того, чтобы уяснить, какой смысл придается тому или иному закону в процессе его применения. Наряду с этим Конституционный Суд приобрел некоторые новые полномочия: право давать официальное толкование Конституции РФ, разрешать споры о компетенции между органами государственной власти, а кроме того, по жалобам на нарушение прав и свобод граждан и по запросам судов проверять конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

После завершения полного комплектования (февраль 1995 г.) Конституционный Суд РФ возобновил свою деятельность. 7 Конституционное право России: учебник под ред. Червонюка В.И, М.: Термика, Инфра-М, 2004 г. -- 432 с.

Предвестником конституционного судопроизводства было создание Комитета конституционного надзора в СССР. Комитет был образован Съездом народных депутатов СССР и действовал на основании Закона, принятого 3 декабря 1989 года и введенного в действие с 1 января 1990 года.

Комитет существовал не как орган судебной власти, а как особая структура в системе законодательной власти. Он не имел права признавать антиконституционные законы недействующими и как экспертный, консультативный орган при парламенте должен был направлять свои заключения по поводу проектов нормативных актов, а также действующих законов, принимаемых Съездом народных депутатов СССР, и законов союзных республик на рассмотрение Съезда народных депутатов, который мог утвердить или отклонить заключения Комитета. Самостоятельной юрисдикцией Комитет обладал только в отношении подзаконных нормативных актов, нарушавших основные права и свободы человека, закрепленные в Конституции и в признанных СССР международных документах.

Конституционный суд РСФСР был избран Съездом народных депутатов РСФСР 30 октября 1991 года в составе 13 судей.

Впервые в истории России был образован принципиально новый конституционно-правовой институт, являющийся судебным органом конституционного контроля.

Учреждение Конституционного Суда России стало конкретным проявлением стремления к:

демократическим преобразованиям, конституционно-правовой защите суверенитета Российской Федерации

последовательной реализации идей правового государства, принципа разделения властей и создания сильной судебной власти

превращению Конституции в непосредственно действующее право, которому должны неукоснительно следовать органы публичной власти, другие субъекты права и, на которое могли бы прямо опираться граждане, их объединения для защиты своих прав и свобод

Одним из международных факторов обособления правозащитной функции государства является требование обязательного приведения национального законодательства в соответствие с правозащитными актами, в которых участвует Россия.

26 июня 1992 г. в Распоряжении Президента России были обозначены меры по подготовке к вступлению нашего государства в Совет Европы. С этого времени Российская Федерация стала принимать непосредственное участие в различных направлениях деятельности Совета Европы, в выполнении межправительственных программ сотрудничества и содействия. С апреля 1993 г. совместно с Советом Европы начал осуществляться Проект гармонизации российского законодательства с европейскими нормами в области прав человека.

Вслед за принятием в феврале 1996 г. двух федеральных законов – о присоединении Российской Федерации к Уставу Совета Европы и ряду других документов данной организации – 28 февраля 1996 г. Россия подписала и в марте 1998 г. ратифицировала Конвенцию о защите прав человека и основных свобод. С этого времени данные акты Совета Европы стали частью российской правовой системы.

С вступлением Российской Федерации в Совет Европы и ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод российские граждане приобрели право обращаться в Европейский Суд по правам человека. Таким образом, получила реальное наполнение ст. 46 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, предоставляющая гражданам возможность обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.