Присоединение юридического лица. Присоединение юридического лица к юридическому лицу: процедура реорганизации путем присоединения

РФ предусматривает такую процедуру, как реорганизация юридических лиц. В чем заключается ее специфика? Какие есть способы осуществления данной процедуры?

Что представляет собой реорганизация юрлица?

Прежде чем рассматривать предусмотренные законодательством РФ способы реорганизации юридических лиц, изучим то, что означает соответствующий термин. Его трактовка приведена непосредственно в положениях регулирующих источников права, главным из которых является Гражданский Кодекс России. В соответствии с его положениями, под реорганизацией юрлица стоит понимать процесс, в ходе которого юрлицо тем или иным способом передает собственные правомочия другому хозяйствующему субъекту.

При этом следует отличать, в частности, преобразование в виде слияния — когда несколько фирм консолидируют свои права и обязанности, от такого процесса, как реорганизация путем выделения, при котором изначальный хозяйствующий субъект не прекращает вести основную деятельность. Есть и иные разновидности реорганизации — далее в статье мы рассмотрим их подробнее.

Следует отметить, что совершенно другим с точки зрения права является процесс Его результатом является исключение записи о фирме как ведущей активную деятельность из государственного реестра. Однако ликвидация, реорганизация — процессы, которые, так или иначе, могут быть связаны между собой в рамках преобразований структуры управления предприятием, холдингов. Поэтому их рассмотрение может во многих случаях осуществляться в одном и том же контексте.

Выделяют 2 вида реорганизации — добровольная и принудительная. Рассмотрим их особенности подробнее.

Что представляет собой добровольная реорганизация?

Соответствующий вид реорганизации осуществляется в соответствии с принятым руководством фирмы решением. При этом возможны варианты в определении дальнейшего формата ведения бизнеса. Так, например, если предполагается реорганизация путем слияния, то хозяйствующие субъекты, которые участвуют в данном процессе, заключают особое соглашение, в рамках которого фиксируется порядок рассматриваемой процедуры, а также принципы распределения долей в образуемой фирме (или же установления объемов акций, которые передаются во владение тем или иным совладельцам).

Что представляет собой принудительная организация?

Данный вид реорганизации предполагает принятие решения, в соответствии с которым реализуется рассматриваемая процедура, компетентным органом власти или же судом. Поводом для принудительной реорганизации может быть, к примеру, необходимость в организации расчета фирмы с кредиторами за счет реализации имущества, которое подлежит распределению между иными хозяйствующими субъектами.

Классификация реорганизаций

Какие есть способы реорганизации юридических лиц? Законодательство РФ предусматривает классификацию, по которой выделяется 5 соответствующих процедур:

Слияние фирм;

Присоединение одной компании к другой;

Разделение фирмы;

Выделение предприятия;

Преобразование бизнеса.

Слияние представляет собой объединение в одну структуру 2 и более хозяйствующих субъектов. При этом каждая из слившихся фирм прекращает свою деятельность. Как только в Федеральной налоговой службе регистрируется новое юрлицо, то процедура реорганизации путем слияния считается завершенной.

Порядок может предполагать присоединение одной компании или нескольких к другой. При этом каждая из фирм, которая входит в состав другой структуры, прекращает свою деятельность. Кроме того, прекращение деятельности юридического лица путем реорганизации в виде присоединения предполагает передачу компании, в которую вошел соответствующий хозяйствующий субъект, его прав и обязанностей. Рассматриваемая процедура считается завершенной, как только ФНС РФ вносит в государственный реестр сведения о том, что все присоединенные фирмы прекратили свою деятельность.

Порядок реорганизации юридического лица также может предполагать разделение, которое представляет собой процедуру образования на основе фирмы других хозяйствующих субъектов, получающих юридическую самостоятельность.

Следующий вариант преобразования предприятия — выделение. Он предполагает образование на базе фирмы новых юридических лиц, которые становятся независимыми от него хозяйствующими субъектами. Данная процедура считается завершенной, как только ФНС регистрирует все хозяйствующие субъекты, выделившиеся из фирмы.

Следующая разновидность реорганизации — преобразование. Данная процедура предполагает прекращение деятельности одного юрлица и последующее создание на его основе нового хозяйствующего субъекта. Как только ФНС РФ завершает государственную регистрацию новой компании, то рассматриваемая процедура считается завершенной.

Таковы основные способы реорганизации юридических лиц, отражающие распространенную классификацию. То, какие конкретно из них могут быть выбраны, предопределяется спецификой конкретного вида бизнеса, обязательствами компании, приоритетами ее владельцев — перечень факторов, которые могут влиять на их предпочтения, может быть весьма внушительным.

Классификация реорганизаций: права и обязанности хозяйствующих субъектов

Классификация реорганизаций может быть проведена и по иным основаниям. Например — с точки зрения определения объемов тех прав и обязанностей, что переходят от реорганизуемой фирмы к правопреемникам. Так, они могут быть переданы иному хозяйствующему субъекту:

В полном объеме;

Частично — при том, что лишь некоторый объем прав и обязанностей переходит к другим правопреемникам;

Частично при условии распределения изначально полного объема прав и обязанностей, что принадлежали фирме.

В общем случае первый вариант распределения прав и обязанностей характеризует такие процедуры, как реорганизация путем преобразования, слияния, а также присоединения. Второй — при разделении. Третий — при выделении.

Документальное оформление реорганизаций

При осуществлении реорганизаций могут формироваться следующие документы:

Разделительный баланс;

Передаточный акт.

При этом первый документ формируется, если осуществляется разделение или же выделение. Второй — если осуществляется реорганизация в форме присоединения, слияние или же преобразования. Так или иначе, оба указанных документа должны отражать сведения об обязательствах хозяйствующих субъектов, участвующих в процессе преобразования бизнеса.

Основные этапы реорганизации

Рассмотрев виды и способы реорганизации юридических лиц, изучим теперь специфику этапов, в рамках которых соответствующая процедура осуществляется. В общем случае последовательность действий хозяйствующих субъектов, что вовлечен в реорганизацию, будет следующей.

Прежде всего, компетентные лица — например, совет директоров хозяйственного общества, принимают решение о преобразовании бизнеса. Далее осуществляется уведомление Федеральной налоговой службы о том, что будет осуществлена организация. Налоговики при этом должны быть проинформированы о том, что руководство фирмы приняло решение о преобразовании предприятия в течение 3 дней после его принятия.

Следующий шаг — внесение ФНС изменений в Единый государственный реестр юрлиц, отражающих факт начала процедуры преобразования предприятия. После — в отраслевом журнале публикуются сведения о том, что осуществляется реорганизация соответствующего юридического лица.

Реорганизация юрлиц по ГК РФ: нюансы

Существует довольно много нюансов, что характеризуют процедуру, о которой идет речь. Изучим их, опираясь на Гражданский Кодекс. Реорганизация юридического лица — процедура, которая осуществляется, как мы отметили выше, главным образом на основе положений ГК РФ.

Прежде всего, стоит отметить, что ГК РФ допускает реорганизацию: при одновременном сочетании разных ее форм — если это возможно с точки зрения отсутствия несоответствий процедуры действующим нормам права, с участием двух и более юрлиц, которые ведут деятельность в разных правовых формах — опять же, в случае, если данная процедура не нарушает положений действующего законодательства.

Любые ограничения юрлиц в осуществлении реорганизации могут устанавливаться только законом. При этом в регулирующем законодательстве могут определяться положения, в соответствии с которыми будут фиксироваться отдельный порядок реорганизации:

Страховых фирм;

Клиринговых компаний;

Финансовых организаций;

Трейдинговых корпораций;

Инвестфондов;

Негосударственных пенсионных фондов;

Народных предприятий.

Выше мы отметили, что пути решения реорганизации могут быть основаны на правовых актах, издаваемых судами. Следует отметить, что учредители хозяйственного общества обязаны исполнять положения данных актов. Иначе соответствующая процедура будет осуществлена арбитражным управляющим — исходя из норм, установленных в ГК РФ. Данный вариант может быть менее предпочтителен для владельцев бизнеса.

Решение суда о реорганизации является основанием для осуществления ФНС РФ государственной регистрации вновь формируемых юридических лиц. Ее завершение, как мы отметили выше, является главным критерием признания процедуры, о которой идет речь, состоявшейся.

В ряде случаев те или иные способы реорганизации юридических лиц могут быть инициированы по решению компетентных государственных органов.

Один из ключевых нюансов соответствующей процедуры — правопреемство. Изучим его подробнее.

Правопреемство при реорганизации юридических лиц

Правопреемство предполагает законный переход прав и обязанности юрлица, в отношении которого осуществляется реорганизация, к другому хозяйствующему субъекту в установленном объеме. Закономерности здесь следующие:

При слиянии юрлиц права каждого из них получает вновь создаваемый хозяйствующий субъект;

При присоединении — компания, в которую входят другие, принимает их права и обязанности;

При разделении фирмы ее права и обязанности переходят к хозяйствующим субъектам, сформированным на ее основе;

При выделении — к каждому из образовавшихся юрлиц переходят права и обязанности реорганизованного;

При преобразовании — объем прав и обязанностей нового юрлица по сравнению с таковым, что характеризовал деятельность прежнего, остается без изменений.

При этом в предусмотренных законом случаях права — в зависимости от формы реорганизации юридического лица, права и обязанности передаются по передаточному акту.

Полезно будет рассмотреть специфику данного документа подробнее.

Что представляет собой передаточный акт?

Назначение передаточного акта — определение перечня прав и обязанностей, передаваемых в рамках такой процедуры, как реорганизация, от одного юридического лица к другому. Рассматриваемый документ включает положения, в соответствии с которыми устанавливается правопреемство фирмы в отношении всех кредиторов и должников, а также то, каким образом может оно может определяться с учетом возможных изменений в правах и обязанностях хозяйствующего субъекта.

Передаточный акт составляется учредителями фирмы или же компетентным государственным органом, которым принято решение о выборе той или иной формы реорганизации юридического лица. Соответствующий документ направляется в ФНС вместе с иными источниками, что передаются налоговикам — в рамках взаимодействия с ними в установленном законом порядке. Если передаточный акт не будет предоставлен ФНС, то внесение ведомством необходимых изменений в государственный реестр не будет осуществлено.

Гарантии прав кредиторов

Следующий важнейший аспект реорганизации — гарантии прав кредиторов хозяйствующего субъекта, который меняет свой статус в установленном порядке. Данные гарантии также устанавливаются в положениях ГК РФ. Прежде всего, соответствующее юридическое лицо обязано, как мы отметили выше, в течение 3 дней после принятия решения о реорганизации уведомить ФНС о том, что статус организации предполагается изменить.

Получив данное уведомление, налоговики вносят в государственный реестр запись о том, что фирма реорганизуется. В свою очередь, данный хозяйствующий субъект обязан публиковать в ведомственных СМИ уведомление об этом. В соответствующем документе и отражается то, в каком порядке кредиторы могут заявлять свои требования.

В случае если они возникли до того, как реорганизуемый хозяйствующий субъект впервые опубликовал уведомление в ведомственном СМИ, то кредитор в судебном порядке имеет право требовать досрочно исполнить обязательства должника или же компенсации возникших убытков. Данные требования могут быть предъявлены управомоченной стороной в течение 30 дней после того, как реорганизуемая фирма опубликует последнее уведомление.

Требования кредиторов, которые выдвинуты в установленный законом срок, должны быть исполнены до того, как будет осуществлена реорганизация — в форме присоединения, слияния, преобразования или иного типа. При этом кредитор не будет иметь права требовать от должника погасить обязательства досрочно в случае, если в течение 30 дней с момента предъявления соответствующих требований он получит обеспечение, величина которой будет признана достаточной. Законом также определяются случаи, при которых права кредитора, так или иначе, реализуются независимо от процедуры реорганизации.

Если требования кредитора не исполнено, его убытки — не возмещены, а достаточное обеспечение не предоставлено ему, то перед ним солидарную ответственность несут те лица, что фактически обладают возможностью управлять действиями реорганизуемых хозяйствующих субъектов.

Основные критерии достаточности обеспечения кредитора — согласие управомоченной стороны его принять, а также наличие на исполнение обязательств реорганизуемого хозяйствующего субъекта.

Введение………………………………………………………………………….2

Основная часть

1. Подготовительный этап:

2. Учредительные документы:

3. Регистрация реорганизации в форме присоединения:

Заключение……………………………………………………………………...10

Список использованной литературы………………………………………….11

Приложение 1. Договор присоединения………………………………………13

Приложение 2. Устав Закрытого акционерного общества………………….18


Введение

Актуальность темы работы.

При возникновении необходимости усиления позиций на рынке и укрупнения бизнеса компании довольно часто используют такой правовой инструмент, как реорганизация в форме присоединения. Реорганизация в форме присоединения - специфический способ объединения активов реорганизуемых акционерных обществ, где присоединяемая компания не бесследно исчезает, а передает все свои права и обязанности присоединяющей компании, которая, в свою очередь, становится правопреемником всех прав и обязанностей на основании передаточного акта.

Действующее законодательство Российской Федерации, регулирующее вопросы реорганизации в форме присоединения, не содержит четко установленной процедуры реорганизации.

Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении присоединения одного юридического лица к другому.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи :

1. рассмотреть подготовительный этап регистрации реорганизации в форме присоединения;

2. дать характеристику учредительным документам;

3. дать характеристику регистрации реорганизации в форме присоединения.

Объект исследования – присоединение одного юридического лица к другому.

Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением присоединения одного юридического лица к другому.

Основная часть

1. Подготовительный этап

1.1. Решение всех необходимых вопросов

В соответствии со ст. 87 Налогового кодекса РФ реорганизация является основанием для проведения в реорганизуемом обществе налоговой проверки. Поэтому при подготовке к реорганизации необходимо заранее уладить все вопросы, связанные с налоговыми обязательствами, и подготовить каждое из обществ, участвующих в реорганизации в форме присоединения, к проведению налоговой проверки. Исходя из ст. 6 ФЗ от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» , к моменту передачи права собственности на объект недвижимости новому собственнику право собственности присоединяемого общества на недвижимое имущество должно быть зарегистрировано.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования оформленного в установленном порядке права собственности. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (ст. 2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

Предварительная инвентаризация прав и обязанностей, имущества и денежных обязательств является самым первым и одним из основных подготовительных моментов, предшествующих реорганизации . Кроме того, без проведения инвентаризации невозможно составление передаточного акта, который в соответствии со ст. 59 ГК РФ должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Инвентаризация является условием подтверждения достоверности отражения в учете переходящего к правопреемнику имущества и носит обязательный характер (в соотв. с п. 2 ст. 12 ФЗ № 129-ФЗ от 21.11.1996 г. «О бухгалтерском учете»).

1.2. Принятие решения о реорганизации

Общее собрание участников каждого общества, участвующего в реорганизации в форме присоединения, принимает решение о такой реорганизации, об утверждении договора о присоединении, а общее собрание участников присоединяемого общества также принимает решение об утверждении передаточного акта .

Приведенные нормы императивно устанавливают круг вопросов, разрешаемых на общих собраниях участников обществ, участвующих в присоединении, и на общем собрании участников присоединяемого (присоединяемых) общества (обществ). Поэтому минимальный перечень вопросов, включаемых в повестки дня указанных общих собраний, должен строго соответствовать этим нормам.

Договор о присоединении отличается от договора о слиянии тем, что последний играет роль учредительного документа создаваемого путем слияния нового общества. Поскольку при реорганизации в форме присоединения новое юридическое лицо не возникает, постольку отсутствует и сама необходимость в подготовке новых учредительных документов. Организациям, участвующим в реорганизации, необходимо уведомить налоговой орган по месту нахождения о начале процедуры реорганизации в форме присоединения в срок не позднее трех дней со дня принятия общим собранием решения путем направления письменного сообщения .

Следует отметить, что при реорганизации общества в обязательном порядке проводится выездная налоговая проверка (ст.ст. 87, 89 НК РФ). Получив уведомление о реорганизации, налоговые органы должны проверить реорганизуемое общество (ст. 89 НК РФ).

2. Учредительные документы

2.1. Учредительный договор

Одним из видов учредительных документов является учредительный договор (для обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью, хозяйственных товариществ) - документ, который заключается учредителями юридического лица в простой письменной форме путем составления единого документа с указанием в нем места и даты заключения договора, а также срока его действия .

Учредители закрепляют в учредительном договоре намерение создать юридическое лицо, определяют порядок совместных действий по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. Договором определяются также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава (п. 2 ст. 52 ГК РФ).

Учредительный договор является единственным учредительным документом в хозяйственных товариществах, поэтому в нем указываются также сведения о размере и составе складочного капитала товарищества, размере и порядке изменения долей каждого из участников, об ответственности участников за обязанности по внесению вкладов (ст. 70 ГК РФ) .

Учредительный договор подписывается всеми участниками лично, подпись представителя юридического лица - учредителя должна быть скреплена печатью этой организации.


2.2. Устав

Устав является вторым учредительным документом для обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью и единственным для производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий, акционерных обществ .

Устав - документ, устанавливающий правовой статус организации. Основное назначение устава - информировать контрагентов и иных лиц, вступающих в отношения с коммерческой организацией, о круге ее деятельности, структуре и полномочиях органов управления. В уставе определяются организационно-правовая форма организации, ее наименование, место нахождения, размер уставного капитала, ответственность участников за нарушение обязанностей по оплате уставного капитала, состав и компетенция органов управления, порядок принятия ими решений (п. 2 ст. 52 ГК РФ).

Кроме того, в уставе ОДО определяются размер дополнительной ответственности участников по долгам общества в кратной стоимости их вкладов; в уставе ООО - размеры долей каждого участника; в уставе АО - категории, номинальная стоимость и количество выпускаемых акций; в уставе производственного кооператива - условия о размере паевых взносов членов, порядок их внесения, о характере и порядке трудового участия членов кооператива в его деятельности и их ответственность за нарушение обязательств по личному трудовому участию, о порядке распределения прибыли и убытков, о размерах и условиях субсидиарной ответственности членов кооператива по его долгам. В уставе унитарного предприятия указываются источники и порядок формирования уставного фонда, предмет и цели деятельности, следовательно, они имеют специальную правоспособность. Другие коммерческие организации в соответствии со ст. 49 ГК РФ могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом, то есть имеют общую правоспособность.

3. Регистрация реорганизации в форме присоединения

3.1. Процедура регистрации

Государственная регистрация реорганизации в форме присоединения осуществляется в уполномоченном регистрирующем органе (Инспекция ФНС) по месту нахождения акционерного общества, к которому осуществляется присоединение, в течение 5-ти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган .

Государственной регистрации в этом случае подлежит не общество, к которому осуществлялось присоединение, а изменения и дополнения к его учредительным документам. Такая регистрация осуществляется в соответствии с правилами, установленными главой 6Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Само же общество, к которому осуществлялось присоединение, считается реорганизованным не с момента государственной регистрации (как это имеет место при других формах реорганизации), а с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного (присоединенных) общества (обществ).

Присоединение

В этом случае одно или несколько юридических лиц прекращают деятельность, а их права и обязанности переходят другому юридическому лицу. Согласно Гражданскому кодексу при реорганизации в форме присоединения присоединяющая организация считается реорганизованной с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединяемой организации, права и обязанности которой переходят в соответствии с передаточным актом к присоединяющей организации. При этом, как установлено Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц», государственной регистрации подлежит не вновь созданное юридическое лицо, а изменения, вносимые в его учредительные документы.

Российское законодательство не содержит запретов на присоединение различных организационно-правовых форм хозяйственных обществ. Для реализации своего права они должны совершить действия в определенном порядке.

Договор о присоединении не является учредительным документом, но это тот базовый документ, который определяет движение процесса присоединения. В нем предусматриваются порядок и условия присоединения (в том числе основные этапы указанного процесса и сроки их реализации), размер уставного капитала реорганизованного общества и порядок конвертации долей (акций) присоединяемого общества в доли (акции) общества, к которому осуществляется присоединение. Кроме того, необходимо оговорить сроки и порядок проведения общего собрания участников (акционеров) обществ, участвующих в присоединении, порядок голосования на таком собрании. Дополнительно могут быть определены вопросы:

о распределении между обществами расходов по присоединению;

о руководстве процессом присоединения со стороны присоединяющего общества или о создании совместного координационного органа;

о запрете на совершение определенных категорий сделок присоединяющимся обществом до завершения процесса присоединения;

о согласовании присоединения с МАП России.

Договор о присоединении утверждается общим собранием участников (акционеров) каждого общества, участвующего в названной форме реорганизации.

Решение по вопросу реорганизации отнесено к исключительной компетенции общего собрания участников (акционеров) обществ и должно приниматься: в обществе с ограниченной ответственностью - единогласно; в акционерном обществе - большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров и только по предложению его совета директоров (наблюдательного совета), если иное не установлено уставом АО.

Уведомление налогового органа. Согласно п.2 ст.23 НК РФ каждое общество, участвующее в присоединении, обязано письменно сообщить о реорганизации в налоговый орган по месту учета в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения. Форма указанного сообщения дана в приложении N 5 к Порядку и условиям присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика, утвержденному приказом МНС России от 27 ноября 1998 г. N ГБ-3-12/309 (не путать сообщение о реорганизации с заявлением о снятии с учета - п.5 ст.84 НК РФ).

На основании п.1.1.4 Методических указаний для налоговых органов по вопросам осуществления процедуры снятия с учета налогоплательщика-организации, созданной в соответствии с законодательством Российской Федерации (письмо МНС России от 31 декабря 1998 г. N ВП-6-12/932@), налоговый орган, проинформированный о присоединении, проводит камеральную и выездную проверки на основании распоряжения руководителя налоговой инспекции. Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией организации, может проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки (абз.3 ст.89 НК РФ) и даже повторно по уже проверенным налогам (ст.87 НК РФ).

Уведомление кредиторов. Данное требование предусмотрено п.1 ст.60 ГК РФ, согласно которому учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о его реорганизации, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица. Оно детализировано в п.5 ст.51 Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»- при реорганизации общества в форме слияния или присоединения не позднее 30 дней с даты принятия соответствующего решения последним из участвующих обществ каждое общество обязано письменно уведомить об этом всех известных ему своих кредиторов и опубликовать в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении. В свою очередь, кредиторы в течение 30 дней с даты направления им уведомления или с даты опубликования указанного сообщения вправе письменно потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств общества и возмещения им убытков. Государственная регистрация обществ, созданных в результате реорганизации, и внесение записей о прекращении деятельности реорганизованных обществ осуществляются только при представлении доказательств уведомления кредиторов в порядке, установленном данным пунктом. Аналогичные положения содержатся в п.6 ст.15 Закона «Об акционерных обществах».

Таким образом, уведомлены должны быть кредиторы как присоединяющего, так и присоединяемого общества.

Названные нормативные акты устанавливают, по сути, следующее правило: при подаче документов на государственную регистрацию должен быть доказан факт уведомления кредиторов (например, представлением копии соответствующего печатного издания).

Инвентаризация имущества и обязательств. В соответствии с п.2 ст.12 Федерального закона «О бухгалтерском учете» и п.27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34 (в ред. от 24 марта 2000 г.) проведение инвентаризации имущества и обязательств организации обязательно при ее реорганизации.

Инвентаризация проводится в каждом из реорганизуемых обществ на основе Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49.

Составление передаточного акта. Данные об обязательствах присоединяющегося общества, полученные при инвентаризации, используются при составлении передаточного акта, который должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам этого юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, в том числе по обязательствам, оспариваемым сторонами.

Передаточный акт утверждается в том же порядке, что и договор о присоединении, и представляется вместе с учредительными документами для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы присоединяющего юридического лица.

Важно отметить, что непредставление передаточного акта либо отсутствие в нем положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникшего юридического лица (п.2 ст.59 ГК РФ).

Типовая форма передаточного акта законодательно не установлена, поэтому такой акт присоединяющееся общество может составлять в произвольной форме с учетом требований к оформлению первичных учетных документов (ст.9 Закона «О бухгалтерском учете») в части обязательных реквизитов.

Указаниями о бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (утв. приказом Минфина России от 28 июля 1995 г. N 81), реорганизацию юридических лиц рекомендовано приурочивать к концу определенного отчетного периода (года или квартала). В передаточный акт при этом включается бухгалтерская отчетность, составляемая в установленном Минфином порядке, в объеме форм годового бухгалтерского отчета на последнюю отчетную дату (дату реорганизации). К бухгалтерскому балансу присоединяемого общества по желанию присоединяющего общества могут быть приложены акты инвентаризации имущества и обязательств, подтверждающие достоверность отдельных статей баланса.

Совместное общее собрание участников (акционеров) реорганизуемых обществ. По завершении названных процедур проводится совместное общее собрание участников (акционеров) реорганизуемых обществ, сроки и порядок проведения которого определяются договором о присоединении.

Собрание вносит в учредительные документы присоединяющей организации необходимые изменения (увеличение уставного капитала, изменение состава участников общества, определение размеров их долей и пр.). Порядок голосования определяется в договоре (ст.17 Закона «Об акционерных обществах»).

Согласование присоединения с МАП России. В соответствии с п.3 ст.57 ГК РФ реорганизация юридических лиц в форме присоединения может осуществляться в случаях, установленных законом, лишь с согласия уполномоченного органа. При присоединении финансовых организаций в ряде случаев необходимо получить согласие МАП России, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» присоединение финансовых организаций признается концентрацией капитала на рынке финансовых услуг, за которой осуществляется государственный контроль.

В статье 17 Закона закреплен порядок получения согласия названного министерства на некоторые виды сделок, в соответствии с которым в случае присоединения финансовых организаций юридические лица обязаны получить предварительное согласие МАП России, если размер уставного капитала финансовой организации (вновь образуемой или хотя бы одного из участников указанного присоединения) превышает размер, установленный Правительством РФ. Во исполнение этого предписания Правительство в постановлении от 7 марта 2000 г. N 194 определило соответствующий размер для кредитной организации (160 млн руб.), страховой организации (10 млн руб.) и иной финансовой организации (5 млн руб.). Если размер уставного капитала не превышает установленного, необходимо уведомить указанное министерство о сделке в течение 30 дней после ее совершения (требования к уведомлению содержатся в ст.19 Закона).

Для получения предварительного согласия присоединяющая организация должна представить в министерство помимо документов, подаваемых ею в налоговый орган по месту регистрации, дополнительно следующие документы:

ходатайство о получении предварительного согласия;

сведения об основных видах деятельности и обороте по этим видам;

финансово-экономическую отчетность, представляемую в Центральный банк, федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие регулирование на рынке финансовых услуг;

сведения о владении на любых основаниях акциями (долями в уставном капитале) коммерческих организаций, сведения о членстве в некоммерческих организациях и сведения о владении их активами.

Министерство сообщает в письменной форме участникам сделок о принятом решении в течение 30 дней со дня получения всех необходимых документов (срок может быть продлен на 15 дней).

Ходатайство может быть отклонено, если будет сочтено, что его удовлетворение может привести к возникновению либо усилению доминирующего положения участников сделок и ограничению конкуренции на рынке финансовых услуг (при этом министерство может установить требования, при выполнении которых согласие может быть получено).

Ходатайство вносится в МАП России после проведения общего собрания участников и акционеров.

Интересно, что применительно к Закону РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» приказом МАП России от 13 августа 1999 г. N 276 утверждено Положение о порядке представления антимонопольным органам ходатайств и уведомлений в соответствии с требованиями статей 17 и 18 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (далее Положение N 276). При этом ст.17 определяет порядок осуществления государственного контроля за созданием, реорганизацией, ликвидацией коммерческих и некоммерческих организаций.

Существует также Положение о порядке представления в антимонопольные органы ходатайств о согласовании проведения операций на рынке банковских услуг в соответствии со ст.32 Закона Российской Федерации «О банках и банковской деятельности» (утв. приказом МАП России от 22 июля 1997 г. N 100), п.4 которого устанавливает порядок подачи ходатайств о согласовании реорганизации кредитных организаций в форме слияния или присоединения. Однако аналогичного положения о порядке предоставлении ходатайств о согласовании реорганизации финансовых организаций, не относящихся к кредитным, на данный момент не существует. Положение N 276 также не может быть применено к рассматриваемому случаю, поскольку его действие прямо ограничено сферой применения указанного Закона РСФСР.

Таким образом, вопрос согласования присоединения финансовых организаций с МАП России остается неурегулированным, что может вызвать значительные затруднения практического характера.

Государственная регистрация - завершающий этап процесса присоединения. Для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган согласно п.1 ст.17 Закона «О государственной регистрации юридических лиц» представляются:

Подписанное заявителем заявление о государственной регистрации, форма которого дана в приложении N 3 к постановлению Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 «Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, и требований к их оформлению». В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством требованиям, сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны, и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

Решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

Изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;

Документ об уплате государственной пошлины.

Согласно Порядку взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации (утв. постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 440), регистрации при присоединении подлежат изменения, вносимые в учредительные документы присоединяющего юридического лица (по месту его нахождения), и прекращение деятельности присоединенных юридических лиц.

В соответствии с названным Порядком регистрирующий орган в случае принятия решения о государственной регистрации указанных изменений должен сообщить об этом в регистрирующие органы по месту нахождения всех присоединяемых юридических лиц для внесения в государственный реестр записи о прекращении их деятельности, затем после получения соответствующего уведомления о произведенной записи вносит в государственный реестр запись о внесенных в учредительные документы изменениях и вновь сообщает об этом в те же регистрирующие органы.

В приведенной последовательности действий по присоединению утверждение передаточного акта происходит не одновременно с принятием решения и утверждения договора о присоединении, и сделано это исходя из следующих соображений. Передаточный акт уже на этапе его утверждения общим собранием участников (акционеров) присоединяющегося общества должен включать сведения обо всех обязательствах этого общества. И если он будет утвержден одновременно с принятием решения о реорганизации, то на момент ее завершения содержание передаточного акта с большой долей вероятности может не соответствовать составу передаваемых обязательств. Во-первых, после уведомления о реорганизации у кредиторов реорганизуемых обществ возникает право требовать досрочного прекращения или исполнения обязательств и возмещения им убытков и, во-вторых, в акте не будут учтены данные налоговых проверок (налоговые обязательства). Несоответствие реального объема передаваемых обязательств и данных передаточного акта, в свою очередь, может вызвать определенные сложности при прохождении государственной регистрации. Стоит отметить еще одно обстоятельство. На момент принятия решения о присоединении стороны исходят из определенного объема обязательств (числа контрагентов (клиентов), оборота и прогнозируемой прибыли) и именно в соответствии с этим показателем могут формировать доли (пакеты акций) в присоединяющем обществе, тогда как после завершения реорганизации реальное соотношение активов присоединяющихся организаций может измениться. Вот почему целесообразно утверждать передаточный акт после выяснения реального объема обязательств присоединяемого общества.

Но даже при соблюдении предложенного условия следует иметь в виду, что существует разрыв во времени между моментом принятия решения о реорганизации и моментом ее завершения - после утверждения передаточного акта необходимо затратить время на прохождение нескольких рассмотренных ранее этапов, кроме того, сама регистрация займет не менее пяти дней. В течение этого периода присоединяемая организация продолжает вести обычную хозяйственную деятельность (создавать новые и исполнять прежние обязательства), а значит, на дату государственной регистрации изменится и реальный состав обязательств присоединяемого лица, что должно найти отражение в окончательном варианте передаточного акта. Это обстоятельство тоже надо учитывать, поскольку оно может вызвать известные сложности практического характера.

Основными тенденциями в мировой экономике в настоящее время являются слияние капитала и укрупнение бизнеса. Поскольку Россия перестала быть экономически обособленной, эти процессы не могут ее не затронуть. Примеры присоединения пока достаточно редки, так как рыночная экономика России еще молода. Но тенденции развития не оставляют сомнения в том, что в самом ближайшем будущем экономические условия заставят предприятия объединиться, чтобы не только выжить в жестокой конкурентной борьбе, но и преуспеть. Такие объединения могут происходить, в частности, путем реорганизации в форме присоединения. Рассмотрим, как происходила на практике реорганизация в форме присоединения одной из крупнейших компаний Восточной Европы.

30 ноября 2002 г. зарегистрирована межрегиональная компания «ЦентрТелеком». Ее создание - результат присоединения к ОАО «ЦентрТелеком» (бывшая компания «Электросвязь» Московской области) 16 компаний электросвязи, действующих в Центральном федеральном округе Российской Федерации.

Главная цель объединения - новые перспективы развития бизнеса, консолидация региональных ресурсов и повышение инвестиционной привлекательности объединенной компании.

Политический аспект - образование крупной телекоммуникационной компании, соизмеримой по объему услуг с национальными операторами европейских стран, взамен 16 операторов, действовавших в границах субъектов Российской Федерации.

Экономический аспект - качественно новые возможности повышения эффективности бизнеса, концентрации ресурсов на ключевых направлениях модернизации и развития производства, повышение конкурентоспособности компании на региональных рынках.

Стратегический аспект - ускорение технического перевооружения и ликвидации отставания отечественных телекоммуникаций, формирование коммуникационной инфраструктуры РФ адекватной требованиям глобализации, развивающейся экономики, государственному строительству и росту качества жизни россиян.

В результате проведенной реорганизации в форме присоединения создана крупнейшая среди традиционных операторов и третья по объему услуг после «Мобильных ТелеСистем» и «Ростелекома» телекоммуникационная компания, предоставляющая различный спектр услуг связи на территории Белгородской, Брянской, Воронежской, Орловской, Тульской, Калужской, Ивановской, Костромской, Ярославской, Смоленской, Тверской, Тамбовской, Курской, Липецкой, Московской, Рязанской, Владимирской областей. В данных регионах компания осуществляет свою деятельность через соответствующие филиалы.

В результате реорганизации произошел существенный рост капитализации компании, которая к концу первого полугодия 2003 г. превысила 560 млн. долл. США. Объединив региональные ресурсы и используя конкурентные преимущества, предприятие укрепило рыночные позиции, что повысило ее инвестиционную привлекательность.

О масштабах деятельности компании дают представление следующие цифры.

«ЦентрТелеком» - основной поставщик телекоммуникационных услуг в Центральном федеральном округе, на территории которого проживает более 20% населения России. Предприятие обслуживает более 5,6 млн. абонентов, монтированная емкость сети составляет более 6 млн. линий. В компании трудится более 70 тыс. человек*(17).

Реорганизация ОАО «ЦентрТелеком» была осуществлена в рамках крупномасштабных организационно-структурных преобразований дочерних обществ ОАО «Связьинвест», которое в результате реорганизации 72 региональных компаний электросвязи создало семь крупнейших межрегиональных компаний связи: ОАО «Уралсвязьинформ», ОАО «Северо-Западный Телеком», ОАО «ВолгаТелеком», ОАО «СибирьТелеком», ОАО «Южная телекоммуникационная компания» (ЮТК), ОАО «ЦентрТелеком», ОАО «Дальсвязь». А.В. Соцкова. Правовые аспекты реорганизации акционерных обществ в форме присоединения как гарантии стабильности бизнеса, Книга «Предпринимательское право в рыночной экономике».

  • сообщение по форме С-09-4;

Этап 4. Публикация в СМИ

  • передаточный акт (этап 6);

Пожалуй, в данном случае приходится говорить только о преимуществах, коих можно выделить целых два; во-первых, процедура присоединения не требует получения справок об отсутствии задолженностей перед ПФР и ФСС. Казалось бы, пустяк, однако получение таких справок может занять очень длительный срок. Недаром на этот этап при слиянии выделяется целых два месяца. Во-вторых, размер госпошлины несколько меньше: при слиянии придется выложить 4 тыс. рублей, при присоединении – около 1,5 тыс.

Необходимые документы

На наших страницах

Ликвидация ООО с долгами

Услуги по ликвидации

Порядок и этапы ликвидации

Порядок ликвидации ООО довольно подробно регламентирован Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ), однако, как показывает практика, ясности в умы среднестатистических предпринимателей это не вносит. Попробуем исправить такое положение дел…

Ликвидация через слияние

В период финансового кризиса вполне объяснимо стремление предпринимателей избавиться от долгов любыми путями. В этом случае весьма соблазнительным выглядит известный способ «не платить налоги» — закрытие предприятия путем реорганизации в форме присоединения или слияния.

Этот способ не является окончательной ликвидацией по смыслу закона. Однако для должников реорганизация - это возможность уйти от имущественной ответственности. Почему это допустимо, и в чем риски такого способа закрытия предприятия для самих должников и кредиторов, пытающихся вернуть собственные деньги?

Почему это допустимо?

Реорганизация осуществляется в два этапа:

— смена владельцев и руководителей юридического лица;

— сама процедура реорганизации.

Реорганизация подлежит обязательной государственной регистрации. Юридическое лицо, принявшее решение о реорганизации, обязано уведомить кредиторов и ИФНС о начале процедуры реорганизации. Кредиторам дается месяц на то, чтобы успеть предъявить свои требования. Это касается и самой налоговой, если она является кредитором юридического лица (а она будет им при любой недоимке в бюджет). ИФНС здесь выступает в двух ролях: как кредитор и как регистрирующий орган.

Согласно законодательству ИФНС может отказать в регистрации реорганизации только в двух случаях: непредставление полного пакета документов или предоставление документов не в тот регистрирующий орган. Перечень документов четко определен самим же законом, и в нем нет справок об отсутствии задолженности перед бюджетом, перед контрагентами и других подобных документов. Таким образом, наличие кредиторской задолженности не препятствует регистрации реорганизации. При реорганизации юридического лица все права и обязанности переходят правопреемнику, в том числе и обязанности по уплате налогов и штрафов}