Секреты правильного выбора СРО арбитражных управляющих. Инструкция по проверки СРО в Росреестре

О «саморегулировании» впервые заговорили в России в 1996 году, когда принимали закон «О некоммерческих организациях». «Саморегулируемые организации» (дальше СРО) предполагают отделение от государственного урегулирования коммерческой деятельности госпредприятий и организацию небольшого объединения субъектов рынка для управления некоммерческими делами.

СРО арбитражных управляющих – некоммерческая организация из предпринимателей или граждан РФ, которая регулирует деятельность арбитражных управляющих. Арбитражный управляющий СРО – это управляющий, который управляет деятельностью и имуществом должника или предприятия- , согласно претензиям и требованиям кредитора, под надзором арбитражного суда.

Формирование СРО арбитражных управляющих

Для формирования СРО арбитражных управляющих требуется:

  1. Гражданство РФ;
  2. Не менее 25 предпринимателей;
  3. Не менее 100 специалистов;
  4. Образование компенсационного фонда;
  5. Разработка устава, стандартов и правил;
  6. Зарегистрировать некоммерческую организацию;
  7. Внесение всей информации в гос реестр СРО.

Что нужно, чтобы попасть в СРО арбитраж управляющих

Для вступления вам нужно вынести ряд условных требований к участникам СРО:

  • Гражданство РФ;
  • Аттестат который подтверждает окончание высшего учебного заведения;
  • Опыт работы в данной сфере (стаж 1 год и больше);
  • Опыт работы в сфере помощника арбитраж-управляющего (2 года и больше);
  • Успешно выполненный экзамен на арбитражного управляющего;
  • Не имение каких-либо нарушений или наказаний за админ-нарушения;
  • Отсутствие судимости;
  • Регулярный денежный взнос в компенсационный фонд СРО не менее 50000 руб. на каждого участника;
  • Выполнение определённых правил и стандартов СРО.
  • Договор страхования ответственности.

Регистрация управляющих и приобретение статуса

В едином реестре СРО хранятся все записи о арбитраж-управляющих. И после того как некоммерческой организацией будет подана заявка о включении в единый гос реестр, их заявка там останется. Сам статус организация получит только тогда, когда предоставляет полный перечень заверенных НКО документов от каждого участника СРО.

Единый государственный реестр СРО арбитражных управляющих представляет собой электронную базу со списком зарегистрированных организаций , с указанием наименования организации, адреса и руководителей.

Для входа в ЕГР организации арбитражных управляющих нужно:

  • Более чем сотря сотрудников;
  • Что бы члены организации имели опыт с процедурами банкротства. Кроме тех процедур, что проводятся без присутствия должника;
  • Наличие компенсационного фонда, что позволит полноценно работать организации, покрывая расходы. Фонд состоит из коллективных взносов членов организации, что собираются ежемесячно.

Основанием для включения СРО в единый государственный реестр является:

  • Не меньше чем сто человек с арбитражной организации соответвуют условиям членства в саморегулируемой организации;
  • Не меньше ста человек в организации имели опыт ведения дел о банкротстве отдельных лиц, не считая тех дел о банкротстве компании, когда должники не были найдены;
  • Образован компенсационный фонд СРО. Он формируется из суммы членских взносов организации. Фонд принимает регулярные денежные взносы в сумме не менее 50 рублей с члена организации;
  • Разработан устав организации и правила и стандарты профессиональной деятельности;
  • Созданы органы внутреннего управления организации.

Для включения в ГР нужны такие Заверения:

  1. О включении в Госреестр;
  2. Копии учредительных доков;
  3. Копия свидетельства о гос. регистрации;
  4. Ксерокопия документов которые доказывают что организация некомерческая. Обязательно должны быть представлены копии док-ов свидетельствующие о регистрации в налоговой организации в целом и ее отдельных членов;
  5. Копии дипломов работников;
  6. Копии дипломов или других подтверждающих документов о том что сотрудники сдали нужный экзамен;
  7. Ксерокопия документов в которых указан стаж сотрудников;
  8. Заверенная копия документа в котором написано что сотрудник прошёл стажировку в качестве помощника управляющего;
  9. Доказательства отсутствия судимостей;
  10. Копия подтверждения наличия комплексного фонда.

Указанные документы предоставляются уполномоченным лицом организации арбитражных управляющих в регистрационный орган или присылаются туда почтой.

Регистрационный орган должен внести некоммерческую организацию управляющих в ЕР в течении 7 дней , с даты подтверждения документа.

В качестве подтверждения регистрации в едином государственном реестре, регистрационный орган направляет некоммерческой организации выписку с единого государственного реестра.

Выписка оформляется на бланке имеющим порядковый номер и форму приказа. Выписка заверяется директором Регистрационной организации, его подписью и гербовой печатью.

В следующие три дня этой организации будет направлено письмо в котором укажут что её включили в государственный реестр, либо отказ в реестре.

Причинами отказа в реестре организации могут быть:

  1. Предоставление не всех документов в перечне необходимых;
  2. Несоответствие организации арбитражных управляющих.

Внесение записи в Реестр происходит на основании регистрационных документов.

При появлении организации в Едином государственном реестре туда вносится следующая информация об организации:

  • Регистрационный номер;
  • Число когда зарегистрировали;
  • Число когда внесли изменения в реестр;
  • Полное и сокращенное наименования саморегулирующей организации арбитражных управляющих;
  • Юр. адрес;
  • Орган управления организации;
  • Список всех работников;
  • Количество процедур банкротства проведенных работниками организации;
  • Объём компенсационного фонда;
  • Сведения об исключении организации с Единого реестра.

Где можно посмотреть мониторинг арбитраж-управляющих

Сайт «Единый федеральный реестр сведений о банкротстве » сможет предоставить вам список арбитражных управляющих. Там вы можете найти необходимую организацию по наименованию, либо согласно регистрационному номеру. На сайте хранится детальная информация о каждой СРО. Там можно найти сайт организации, имя руководителя, разрешительные документы.

Немало информации о СРО хранит специализированный сайт Информационный портал «Все о саморегулировании» . Он предоставляет полную информацию о СРО в России в целом.

На сайте есть отдельный раздел «Реестр СРО» в нем вы найдете абсолютно все зарегистрированные саморегулирующие организации зарегистрированные в РФ. Кроме того, вы можете найти необходимую СРО просто на карте России, задав федеральный округ и род деятельности организации.

Сайт поможет вам найти необходимое СРО в конкретном федеральном круге. Пройдя по ссылке можно найти всю необходимую информацию об организации. Также сайт наполнен множеством рекомендательной информации об СРО. Это поможет тем кто хочет детально разобраться в деятельности СРО в России.

Обязанности финансового управляющего

Подробнее о роли и функциях управляющего в процедуре банкротства — на видео.

Услуги арбитражного управления включают в себя процессы в области банкротства. В компании работают только профессиональные специалисты, имеющие знание права, а также правильное применение этих знаний в той или иной ситуации. Также эти услуги способствуют проведению процессов расследования финансового состояние, которым владеет задолжавшее предприятие.

Проведения действий добычи информации, которая может стать ответом на вопрос о банкротстве одна из основных функции , ведь с помощь неё становится известно точные доходы можно узнать основную проблему банкротства и к тому же получить шанс выполнить требования, что запрашивают кредиторы, и восстановить способность проводить денежные оплаты.

Дорогой читатель! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.

Это быстро и бесплатно !

Государственный реестр арбитражных управляющих

Информация о любом человеке, который является управляющим, автоматически добавляется в реестр, её можно найти, используя интернет на государственном сайте для регистрации. В реестре сохранены Ф.И.О, да регистрации, адрес места жительства (регион), управляющего.

При необходимости включения информации в реестр возможно только после уведомления арбитражными управляющими (СРО) о включении в линейку арбитражных членов. Включение невозможна без документов, подтверждающие, что личность, которая будет включена, соблюдает все запрашиваемые в стати Федерального закона №20 требования и подтверждение, о не замеченном лице в затруднительных финансовых положениях, - то есть банкротстве.

Проведения этой услуги является совершенно бесплатно и в том случае если информация будет внесена в свободный реестр, то поступит уведомление, которая известит об этом.

Единый реестр арбитражных управляющих

Саморегулирование подобных организаций используют в частном регулирование. Также в эти организации вносятся некоммерческие партнерства, которые получили положение саморегулируемых организаций.

Существует единый реестр, имеющий информацию о банкротстве. Этот реестр является источником данных о той или иной кампании или предприятии, которое находится в затруднительном положении в финансовом плане (банкротстве).

Требования к квалификации, установленные законодательством

Признанные требования. После рассмотрения поступившей претензии в случае, когда требование признанные, то задолженность включается в реестр те или иные требования кредиторов.
Установленными требованиями относятся те, которые были определённы судом с подтверждением точной должной суммой.

Непризнанные требования это те, которые после рассмотрения суда арбитража не подтвердилось, то есть, тот или иной кредитор не имеет права запрашивать средства у непризнанного задолжника.

Требование в рассмотрении . Поступившие претензии в арбитражный суд ожидает рассмотрение, а до тех пор требование является в рассмотрении.
Также существуют две группы требований кредиторов по отношению к реестру.

  1. Включённые в реестр. Требования кредиторов, те что являются признанными, и были заявлены без нарушения сроков. А также к этому типу относятся требования те, которые были заявленными после определённого срока кредиторами являвшиеся первой очереди, и второй.
  2. Не включённые в реестр . К этому типу относятся требования, заявленные после истечения срока, и установленные кредиторами, которые являются третьей очереди. К этому типу относятся такие требования, которые были незаявленными или непризнанными.
    Существует понятие требования в экономической деятельности, которые делятся на три группы, «социальные обязательства», «обязательные платежи», «денежные обязательства».

К социальным обязательствам относятся средства, которые были выплачены за труд, а также плата в плане пособие, и за причинённый вред здоровья в качестве нанесённого ущерба, оплата по авторским сделкам.

Обязательные платежи включают в себя оплату неуплаченных долгов за налоги, и пошлинам государства. Задолженности, касающиеся кредитных, и хозяйственных договоров являются денежными обязательствами.

Задолженности, которые появились в процессе неплохого оборота в хозяйственной деятельности до того, как организация обанкротилась. Подобные задолженности относятся к правовой природе.

Членство арбитражного управляющего в саморегулируемой организации

Арбитражный управляющий должен обязательно иметь Российское гражданство, а также иметь статус члена той или иной саморегулируемой организации.


Для того чтобы стать членом саморегулируемой организации необходимо соблюдать правила установленные арбитражными управляющими.

  1. Для членства в определённой организации необходимо иметь высшее образование. Также для членства на данную должность требуется иметься 1 год стажа, и либо наличие стажировки не меньше полгода как помощник для арбитражного управляющего, который занимается делами о банкротстве.
  2. Для того чтобы стать членом определённой организации занимавшиеся профессиональной деятельностью необходимо сдать теоретические экзамены программой которых является подготовка арбитражных управляющих. На членство не принимается личность, которая за совершённые преступления была решена права заниматься определённой деятельностью (должностью). Также не принимаются личности, которые за правонарушения были наказаны дисквалификацией.
  3. Включения в членство является невозможной, если есть судимость за совершение предумышленного преступления. Заявки на членство представителей, которые имеют правонарушения в законе, принимаются к рассмотрению только спустя три года после дня нарушения закона.
  4. У каждого кто является членом саморегулируемой организации, безусловно, необходимо чтобы имелся договор, который обеспечивает страховку ответственности, он является обязательным. А также договор подтверждает соблюдения требований, которые были установлены законом по статье 24.1 Российской Федерации.
  5. Во время членства в той или иной организации управляющий должен соблюдать условия, и которые, должны соответствовать пунктам статьи организации. В случае несоблюдения требований организации по истечении одного месяца следует исключение из членства.

Номер арбитражного управляющего в реестре

У каждого, кто состоит в списке арбитражных управляющих, есть свой порядковый номер. Именно Выбор арбитражного управляющего заключается в положении номеров, и осуществляется с того, кто является под первым порядковым номером.

Выбор арбитражного управляющего, который имеет первый порядковый номер, осуществляется органом, проводящим контроль после того, как выберут последнего по номеру. Последующие выборы проводятся по номерам в возрастающем режиме.

Выбрав арбитражного управляющего, орган отправляет запрос в организацию для подтверждения сведений, которые были представлены управляющим. Также после подтверждения сведенья включаются в список арбитражных управляющих.

Исключение из реестра требований кредиторов арбитражным управляющим

Исключение из реестра требований кредиторов является важным для должника, который поручился за лицо, что было ликвидировано.

При обстоятельствах, когда кредиторы должника, требовавшие выплату от поручителя, поручавшийся, как третье лицо и после ликвидации должника, за которого был поручен должник, требования исключаются из реестра, снимая все обязательства поручителя.

Существуют кредиторы, для которых нахождений подобных требований в реестре являются нарушением их интересов и прав именно поэтому они, как и должник (поручитель) заинтересованы в исключение из реестра этого требования.

Эффективным способом борьбы с недобросовестным ведением дел арбитражным управляющим является составление и направление жалобы в органы, контролирующие его деятельность - Росреестр и Арбитражный суд. Нужно понимать, что каждый специалист может совершить ошибку и в силу разных причин нарушить закон.

Выявить нарушения несложно, когда исполнительный орган действует в интересах задолжавшей стороны. Для сбора материала перед подачей заявления нужно лишь требовать выполнения законных кредиторских прав. Жалоба на действия арбитражного управляющего в Росреестр подается, когда для суда некоторые ее основания считаются незначительными и достаточно формальных отклонений от закона для привлечения к административной ответственности.

Что подлежит обжалованию?

Специфика работы арбитражного управляющего заключается в наличии широкого круга законных полномочий, что позволяет государству быстро решать вопросы по банкротству. Кредиторскому собранию приходится самостоятельно ограничивать деятельность исполнительного органа. В противном случае это может принести значительные убытки и негативно сказаться на интересах участников процесса.

Жалоба на действия арбитражного управляющего подается на основании № 127-ФЗ «О банкротстве». Общий порядок ее подачи прописан в ст. 60 и предусматривает возможность следующих нарушений.

  1. Нежелание разрабатывать программы по продаже имущества.
  2. Невыполнение прямых обязанностей.
  3. Несоблюдение сроков и правил отчетности.
  4. Нарушение интересов и прав сторон.

Управляющие состоят в СРО и обязаны следовать установленным данной организацией правилам. Как показывает практика, существуют многообразные формы нарушений со стороны специалиста, притом далеко не всегда имеется возможность их обжаловать.

Регламентирована кодексом об административных нарушениях, законом о банкротстве и в некоторых случаях - УК РФ. Таким образом, привлечение арбитражного управляющего к административной ответственности предполагает принятие следующих мер:

  • отстранение от должности;
  • гражданская ответственность за причинение вреда;
  • административная или уголовная ответственность.

Отстранение арбитражного управляющего возможно лишь при выявлении определенного ряда нарушений, пресекаемых судом. Это может быть затягивание процесса, неисполнение требований об осуществлении кредиторских собраний в срочном порядке, сокрытие от контрагентов должника итогов по оценке имущественных активов и др. Соответственно судебный орган принимает в расчет только прямые нарушения процесса, а ключевым субъектом, который может подавать заявление, является кредиторское собрание.

Основным критерием для отстранения специалиста от должности служит наличие убытков или потенциальная угроза их возникновения от его деятельности. На основании закона о банкротстве допускается взыскание убытков с арбитражного управляющего - он обязан возместить кредиторам, задолжавшей стороне и прочим лицам причиненные в ходе ведения дела о неплатежеспособности убытки.

Судом допускаются некоторые неоднозначные действия исполнительного органа. Судебная инстанция не имеет возражений, когда в работу включаются юристы и другие специалисты, заключается договор на аренду помещения от имени должника или дается отказ по запросу отдельных контрагентов задолжавшего лица в предоставлении документов по делу.

Порядок направления документа

Как и у адвокатских коллегий, у саморегулируемых организаций есть дисциплинарный комитет. При подаче заявления в данную службу можно рассчитывать на дисквалификацию или дисциплинарное взыскание. В борьбе с криминальными действиями при нарушениях процедуры несостоятельности помогает налоговая служба. Подавать жалобу в эту инстанцию разумно лишь при обоснованном подозрении на захват или заранее спланированное банкротство.

Росреестр ведет учет СРО и состоящих в них должностных лиц. Направленная в эту Федеральную службу жалоба так или иначе рассматривается в судебном порядке. В компетенцию Росреестра входит привлечение нарушителя к административной ответственности, в результате чего возможна дисквалификация арбитражного управляющего, его замена, замена СРО или штраф на арбитражного управляющего.

Для ускорения процесса ходатайства рекомендуется подавать в территориальные отделения по месту нахождения конкретных специалистов. Документ составляется по нормам аналогичным исковым в соответствии со ст. 131 ГПК РФ. В нем должна быть вводная, описательная и требовательная часть с соответствующими реквизитами.

По закону неисполнение директором временной администрации финансовой организации или арбитражным управляющим установленных законом о несостоятельности обязанностей влечет за собой административную ответственность. Это происходит в том случае, когда бездействие или действие исполнительного органа не содержит уголовно наказуемого деяния.

Однако если должник может понести уголовное наказание за мошенничество при банкротстве - вывод активов, махинации с имуществом и др. - то и неправомерные действия исполнительного органа подлежат наказанию. В части 1 ст. 195 УК РФ прописана ответственность за сокрытие сведений об имуществе и его размере, имущественных правах и обязанностях, об учетных документах предприятия, т. е. о том, что входит в сферу деятельности управляющих. Следовательно, временный, административный, внешний и конкурсный специалисты могут являться субъектом этого преступления.

Рассмотрение жалобы Арбитражным судом происходит по заявлению участников процесса. Жалоба не принимается только от представителя сотрудников должника, однако он имеет право на разъяснение в суде проступков исполнительного органа. В судебном порядке назначаются административные меры взыскания по 14.13 КоАП, включая отмену решения специалиста и его дисквалификацию.

Гражданин или предприятие, выполняющиие фукции арбитражного управляющего должны иметь допуск от СРО , который регламентирует осуществление деятельности согласно своему профилю. И поэтому, вступление в саморегулируемую организацию профессиональных арбитражных управляющих - тот самый шанс, благодаря которому возможна работа с нынешними законодательными нормами.

Стоимость допуска СРО

Во всех других ситуациях деятельность арбитражных управляющих будет признана не правомерной!

Внимание! Исполнение обязательств без наличия допуска СРО на законодательном уровне является невозможным.

Часто возникают такие ситуации, когда вступление в саморегулируемую организацию арбитражных управляющих должно быть максимально быстрым. Для этого на рынке начали образовываться предприятия, которые выполняют посреднические функции и предлагают в краткие сроки оформить все нужные документы, в числе которых находится и свидетельство СРО о допуске. Но этот вариант не всегда является правильным, поскольку руководитель компании должен самостоятельно определиться с выбором соответствующего НП СРО арбитражных управляющих.

В соответствии с этим логичен вопрос для руководителей компании - как выбрать СРО арбитражных управляющих ? Для начала нужно просмотреть список СРО арбитражных управляющих, которые могут быть потенциальным партнером вашей фирмы. И обязательно нужно смотреть на определенные критерии, по которым компании выбирают ту или иную СРО.

Выбор СРО арбитражных управляющих - шаг первый

Обычно руководители компаний осуществляют выбор в пользу тех СРО, которые находятся в том же городе, что и сама фирма. Это является не совсем правильным шагом, поскольку в городе может быть одна СРО, которая не удовлетворит всех тех требований, которые вы предъявите к ней. Не стоит бояться выбирать те СРО, которые фактически находятся далеко от вас - в век современных технологий держать связь с организацией в пределах одного государства вовсе не является затруднительным.

Лучше всего обратить внимание на те саморегулируемые организации, которые находятся в Москве и Санкт-Петербурге . Здесь самым главным для управляющего будет выбрать самые рентабельные и процветающие СРО, с большим количеством участников. Конкуренция в этих городах среди СРО достаточно велика, и поэтому те организации, которые имеют спрос среди компаний-участников, и являются, как правило, самыми лучшими для вступления.

Обязательно обратите внимание на количество членов СРО. Здесь стоит руководствоваться правилом «чем больше - тем лучше». Можно также найти контактные данные какого-либо участника некоммерческого партнерства, связаться с руководителем данной компании и поинтересоваться об отношении СРО к своим членам. Также можно связаться с той СРО, в которую вы собрались вступать, и пообщаться лично с ее сотрудниками, чтобы понять, насколько информативно подкованы сотрудники, какую могут оказать они помощь в случае возникновения неприятных и срочных ситуаций и т.д.

Что дает СРО арбитражных управляющих своим участникам

Нужно обязательно помнить, что СРО не только даст допуск на осуществление деятельности, но также может помочь и во многих других вопросах. Как правило, хорошие саморегулируемые организации, которые функционируют уже не первый год, имеют прекрасно отлаженные связи с курьерскими службами, страховыми компаниями, юристами и т.д. Это значит, что в случае возникновения каких-либо внештатных ситуаций, в которых вам могут понадобиться эти службы для сотрудничества, вы всегда можете обратиться в свое СРО, чтобы для вас была оказана такая услуга.

Также в СРО всегда имеется свой квалификационный центр, где для сотрудников предприятий-участников всегда организовываются курсы повышения профессиональной квалификации. СРО всегда делают скидку на проведение подобных мероприятий, и, таким образом, вы всегда сможете по низким ценам отправлять своих сотрудников на обучение.

Правила работы с Росреестром СРО арбитражных управляющих

Требования СРО арбитражных управляющих, предъявляемые к потенциальным кандидатам на вступление

Те требования, которые СРО арбитражных управляющих предъявляют к своим кандидатам на вступление, строго регламентированы нормами законодательства РФ.

Однако это не значит, что СРО не могут превышать свои полномочия. Известно большое количество случаев, когда требования оказывались завышенными, и после жалоб в высшие инстанции такие саморегулируемые организации были расформированы. Поэтому обязательно нужно контактировать лично с руководителями некоммерческих партнерств перед тем, как подписать договор о сотрудничестве с СРО.

Для того чтобы стать членом СРО арбитражных управляющих, компания должна соблюдать следующие условия:

  1. Иметь в штате компании не меньше 100 специалистов по профилю. Каждый из этих сотрудников должен соответствовать требованиям, которые были установлены законом в отношении арбитражных управляющих. Это можно узнать, прочитав закон «О саморегулируемых организациях».
  2. Организация обязательно должна иметь собственный фонд компенсаций. Его размер имеет прямую зависимость от официально установленного числа арбитражных управляющих, которые работают в фирме.
  3. Участники предприятия должны успешно проводить дела о банкротстве компаний. Таких дел должно быть оформлено не менее 100. Под такое требование попадают организации, которые закрыли данные дела, а также компании, которые все еще оформляют их. При этом не учитываются те процедуры оформления банкротства, во время которых должники не присутствуют.

Компенсационный фонд арбитражных управляющих в обязательном порядке должен содержаться в денежном эквиваленте.

Важно ! Размер имущества, которое находится в фонде, должен составлять определенную сумму, исходя из расчета 50 000 рублей на одного специалиста.

Иными словами, если в организации должно быть более 100 компетентных сотрудников, то компенсационный фонд должен иметь размер не менее 5 000 000 рублей. И без выполнения данного требования невозможно получение допуска на осуществление деятельности.

Как вступить в СРО арбитражных управляющих - что необходимо

Итак, после того, как руководитель предприятия определяется с СРО арбитражных управляющих, необходимо начинать процедуру вступления в саморегулируемую организацию. На первом этапе необходимо подготовить все необходимые для вступления документы. Есть определенный список документов, в который входят:

  1. Заявление о вступлении.
  2. Устав предприятия.
  3. Выписка из ЕГРИП, ЕГРЮЛ.
  4. Карточка предприятия или документы, подтверждающие личность (для физлиц).
  5. Документы, которые подтверждают выход из предыдущего СРО (если была такая ситуация).

Это основной перечень документов, многие СРО имеют право вносить в него свои коррективы.

Арбитражное управление представляет собой процесс внешнего руководства предприятием, находящимся в затруднительном финансовом положении, осуществляемый под контролем органов арбитражного суда. Это определение влечет за собой общее понимание функций арбитражного управляющего, который является субъектом такого руководства. Для того чтобы иметь легитимное право заниматься такой деятельностью, данный субъект должен удовлетворять целому ряду условий, зафиксированных в действующем законодательстве. В этом случае он будет внесен в список арбитражных управляющих, имеющих право на осуществление профессиональной деятельности.

Требования к квалификации и профессиональным характеристикам арбитражного управляющего, установленные законодательством

Так, Федеральный закон № 127-ФЗ от 26 октября 2002 года «О несостоятельности (банкротстве)» определяет ряд не менее важных требований к специалисту в области арбитражного управления. Эти требования должны содержаться в уставе некоммерческого саморегулиреумого объединения, в которое входит данный специалист. В соответствии с пунктом 2 статьи 20 указанного закона в перечень этих требований входят следующие условия:

Специалист в области арбитражного управления, удовлетворяющий всем этим условиям, может претендовать на осуществление профессиональной деятельности в этой области и внесение в список действующих экспертов. Федеральный закон № 127-ФЗ от 26 октября 2002 года «О несостоятельности (банкротстве)» устанавливает, что осуществление этой деятельности должно вестись в рамках частной практики, однако специалист, занимающийся , обязан состоять в одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Требования к квалификации и профессиональным характеристикам арбитражного управляющего, устанавливаемые саморегулируемой организацией

Такая организация представляет собой некоммерческое партнерство, объединяющее специалистов в данной области, которые совместно разрабатывают и утверждают стандарты своей деятельности, а затем контролируют работу ее членов на предмет соответствия этим требованиям. В Российской Федерации в настоящее время создан Единый государственный реестр , в который внесены сведения обо всех некоммерческих партнерствах, имеющих этот статус.

Такая организация, как правило, налагает на претендента ряд дополнительных условий, которые являются обязательными к выполнению для ее членов. Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федерального закона № 127-ФЗ от 26 октября 2002 года «О несостоятельности (банкротстве)», одним из них является требование застраховать свою ответственность перед лицами, которых тем или иным образом касается его профессиональная деятельность. В свою очередь, требования к характеристикам договора страхования, заключенному между экспертом и страховой организацией, зафиксированные в статье 24.1 указанного нормативно-правового акта, устанавливают, что срок действия такого договора должен составлять не менее 1 года с возможностью последующей пролонгации на такой же период, а объем страхования ответственности эксперта не может быть менее 3 млн. рублей.

Кроме того, организация, объединяющая арбитражных управляющих обладает достаточно высокой степенью самостоятельности в отношении своей регулятивной деятельности. Она вправе самостоятельно устанавливать дополнительные требования к квалификации, опыту работы и другим профессиональным характеристикам претендентов на вступление в ее ряды и требовать предъявления подтверждающих эти характеристики документов согласно установленным внутренним правилам.

Членство арбитражного управляющего в саморегулируемой организации

Если конкретный претендент удовлетворяет всем прописанным в законодательстве условиям и требованиям, установленным внутренними регламентами организации, он вправе подать заявление на внесение в список ее членов. Такое заявление, сопровождаемое всеми необходимыми документами, должно быть рассмотрено в 30-дневный срок. В результате на основании такого рассмотрения орган управления партнерства вынесет решение о принятии или непринятии претендента в число его членов.

Эксперту следует помнить, что членство в ней сопряжено с некоторыми расходами. Так, к области финансовой ответственности члена саморегулируемой организации специалистов-управленцев относятся своевременная и регулярная уплата установленных ее внутренними правилами членских взносов, в число которых входят платежи, связанные с формированием компенсационного фонда организации.

Если решение в отношении членства в партнерстве окажется положительным, в течение 3-х рабочих дней с момента его вынесения сведения о данном специалисте должны быть вписаны в реестр членов этой саморегулирумой организации.

Кроме того, сведения об арбитражных управлящих должны быть внесены в Сводный государственный реестр арбитражных управляющих.

Он представляет собой список, который содержит информацию об арбитражных управляющих Российской Федерации, имеющих на сегодняшний день действительный статус, позволяющий им вести профессиональную деятельность.

Сводный государственный реестр арбитражных управляющих

В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, которое утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации № 457 от 01 июня 2009 года «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», полномочия по ведению Сводного государственного реестра арбитражных управляющих, равно как и Единого государственного реестра , возложены на этот контролирующий орган.

До недавнего времени порядок ведения этой информационной базы регулировался Приказом Министерства юстиции Российской Федерации № 108 от 25 мая 2004 года «Об утверждении Положения о порядке ведения реестра арбитражных управляющих». Впоследствии он был отменен Приказом Министерства юстиции Российской Федерации № 203 от 30 декабря 2004 года под аналогичным названием «Об утверждении Положения о порядке ведения реестра арбитражных управляющих», который получил функции основного документа, регулирующего алгоритм ведения реестра. Затем в силу вступил Приказ Министерства юстиции Российской Федерации № 36 от 4 февраля 2011 года «О признании утратившим силу Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 30 декабря 2004 года № 203», который полностью отменил действие приказа № 203. При этом, однако, последний приказ № 36 не содержал других положений, кроме постановления об отмене действия предыдущего нормативно-правового акта, регулирующего эту сферу.

Таким образом, на сегодняшний день законодательством не установлено конкретного порядка ведения Сводного государственного реестра арбитражных управляющих. Поэтому полномочия, связанные с определением этого порядка, приняла на себя Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, осуществляющая ведение этой информационной базы. Так, в настоящее время этот реестр ведется в бумажном и электронном виде, а при необходимости заинтересованные лица могут получить выписку из этой базы.

Такая выписка может включать в себя сведения в пределах объема информации по номеру, содержащемуся в реестре. В частности, в этой информационной базе фиксируются следующие сведения об арбитражных управляющих, имеющих действительный статус:

  • номер, под которым в реестр внесены сведения о специалисте, а также дата внесения сведений, соответствующих этому номеру;
  • личные данные эксперта, включая фамилию, имя, отчество, число, месяц и год рождения, место постоянной регистрации;
  • название саморегулируемой организации, членом которой он является;
  • информация о профессиональных и квалификационных характеристиках управленца, свидетельствующая о его соответствии требованиям, установленным действующим законодательством.

Если конкретный специалист по тем или иным причинам перестал работать в данной области или был лишен права на осуществление, его номер должен быть исключен из Сводного государственного реестра арбитражных управляющих. Это связано с требованием законодательства, определяющего, что в этой информационной базе содержатся сведения только о действующих арбитражных управляющих. В этом случае номер реестра, посвященный этому специалисту, дополняется информацией о дате исключения и основании, которое послужило причиной решения. Эта информация также будет включена в выписку по номеру конкретного арбитражного управляющего при запросе информации о нем.