Политическая жизнь современного общества.

С принятием в России Конституции (декабрь 1993 г.) был открыт путь для осуществления демократических реформ. Они направлены на то, чтобы обеспечить четкое разделение законо­дательной, исполнительной и судебной властей, усилить право­вую основу для преобразований, стимулировать развитие под­линно демократических структур гражданского общества, системы средств массовой информации при значительном повы­шении ответственности каждого из социальных институтов, а также граждан Российской Федерации.

Как же решаются эти проблемы? В стране работает выс­ший представительный и законодательный орган - парламент (Федеральное собрание), состоящий из двух палат: Совета Фе­дерации и Государственной думы. Они проводят большую зако­нотворческую работу по утверждению и развитию многообраз­ных форм собственности, расширению предпринимательской и иной хозяйственной деятельности, укреплению представи­тельной демократии, судебной власти, местного самоуправ­ления.


Исполнительную власть осуществляет Правительство РФ, состоящее из председателя, заместителей председателя и феде­ральных министров. Правительство разрабатывает и представ­ляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечива­ет его исполнение; способствует проведению в России единой финансовой, кредитной и денежной политики; реализует про­граммы социально-экономического развития; проводит меры по обеспечению обороны страны и государственной безопасности, а также законности, прав и свобод граждан, охраны обществен­ного порядка, борьбы с преступностью и пр.

Главой государства и высшим должностным лицом явля­ется Президент РФ, наделенный большими полномочиями. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодейст­вие органов государственной власти, активно участвует в пра­вотворческом процессе, подписывает принятые Федеральным собранием законы, издает указы и пр.; возглавляет Совет безо­пасности, утверждает военную доктрину, обладает правом объ­явления чрезвычайного положения (указ об этом утверждается решением Совета Федерации). Ежегодно Президент обращается к Федеральному собранию с посланиями о положении дел в стра­не, об основных направлениях внутренней и внешней полити­ки государства.

Правосудие на территории всей Российской Федерации осу­ществляется только судом. Судопроизводство действует на осно­ве состязательности и равноправия сторон (т. е. с участием про­курора - обвинителя и защитника - адвоката). Чрезвычайно важное значение в контроле за соответствием законов и иных нормативных актов действующей Конституции приобретает Кон­ституционный суд. Активизировалась также деятельность судов общей компетенции и арбитражных судов. Последние рассмат­ривают значительную группу специфических споров, чаще всего административно-правового и экономического характера, например, споров между коммерческими организацями и нало­говыми органами.



Вместе с тем требует дальнейшего разрешения проблема установления пределов прав и ответственности парламента, Пре­зидента, правительства, особенно в нормотворческой деятельно­сти. Сегодня все еще наблюдается вмешательство этих властных структур в дела друг друга, нередко происходит «война зако­нов, указов, постановлений и пр.», что вносит рассогласование в систему российского права, нарушает принцип верховенства закона в обществе. Необходимы также практическое разграни­чение функций государственного управления и местного само­управления, последовательное проведение в жизнь принципа
федерализма. Не выработан еще механизм немедленного и без­оговорочного исполнения постановлений Конституционного су­да. На повестке дня стоит вопрос о проведении широкомасштаб­ной судебной реформы, кадровом и материальном обеспечении судебной власти. В целях наиболее полного и точного предста­вительства интересов россиян в органах государственной влас­ти проведена избирательная реформа. Активное избирательное право граждане получают с 18 лет, пассивное право быть из­бранным в Государственную думу - с 21 года, а на пост Пре­зидента - с 35 лет. При этом участие в выборах объявляется делом добровольным и осуществляется на основе всеобщего рав­ного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы Президента проводятся на альтернативной основе по единому избирательному округу, включающему всю территорию страны. Победившим считается тот кандидат, который набрал более 50% голосов избирателей. В Государственную думу изби­раются 450 депутатов по смешанной, мажоритарно-пропорцио­нальной системе: 225 - по одномандатным округам (1 округ - 1 депутат) и 225 - по федеральному округу, пропорционально количеству голосов, поданных за списки кандидатов в депута­ты, выдвинутые избирательными объединениями.

Новый порядок выборов, как показала политическая прак­тика, стимулирует развитие в стране многопартийной полити­ческой системы, ибо в итоге выборов формируется парламент с политическими фракциями или партийными объединения­ми. Они отражают противоборство политических партий в стране.

Ряд партий под влиянием политической практики совер­шенствуют свои программы и организационное строение, актив­но участвуют в избирательных кампаниях. Вместе с тем ученые отмечают, что в настоящее время большинство российских пар­тий еще не сформировались как собственно партии и характе­ризуются отсутствием прочной социальной базы, малочисленно­стью, недостаточной организационной сплоченностью, не до конца осмысленной и четко сформулированной политической программой деятельности.

Неудивительно, что многие россияне различают партии лишь по фамилиям лидеров, ориентируются в своих воззрени­ях не столько на сами партии, сколько на личности. При этом все еще сохраняется вера в «хорошего» лидера, способного чуть ли не в одиночку вывести страну из кризиса. Политологи и по­литики считают, что по мере развития российского общества и его социальной структуры, накопления опыта участия в выбо­рах на основе новой системы партии приобретут «свои» группы

Ю 13037. Боголюбов, 11 кл.

избирателей, станут партиями парламентского типа, привержен­ными демократическим конституционным ценностям. В этой связи отмечается необходимость дальнейшего совершенствова­ния избирательного процесса. Практика показала также целе­сообразность обучения избирателей элементарным правилам уча­стия в выборах.

В настоящее время в России созданы и действуют свыше 50 тыс. добровольных неполитических объединений граждан: потребительских ассоциаций, профессиональных союзов, моло­дежных организаций и пр. Некоторые общественные объедине­ния организуют свои печатные издания и активно включаются в политическую жизнь. Однако ряд организаций, пережив ко­роткий период бурного подъема, в последние годы ослабли, ут­ратили активность, обюрократились, стали выражать интересы узкого круга руководящих лиц. Не случайно отношения между такими «заинтересованными» группами нередко носят конфрон- тационный характер. Одна из главных причин слабости многих общественных объединений в том, что в российском обществе пока еще преобладают потребительские интересы над интереса­ми специфическими: профессиональными, экономическими, эт­ническими и пр. Рядовой россиянин, как правило, недооцени­вает групповую организацию и замкнут в основном на себе и своей семье.

Свобода печати и отсутствие государственной цензуры ак­тивизировали деятельность средств массовой информации. По­явилось множество независимых газет и журналов, программ радио и телевидения, в том числе авторских программ. Они представляют различные, нередко альтернативные точки зрения по актуальным вопросам общественной и политической жизни страны и за рубежом. Вместе с тем общая культура многих средств массовой информации пока еще невысока. В них неред­ко в силу зависимости от «финансовых доноров» можно встре­тить факты дезинформации и унижения человеческого достоин­ства. Порой некомпетентность, а то и просто распущенность некоторых журналистов провоцируется самими читателями, ко­торые рассматривают грубый стиль изданий как особое прояв­ление их близости к народу. Есть и такие, кто вовсе не хочет видеть позитивных перемен в работе СМИ и требует вернуться к цензуре, запретить деятельность большинства редакций. А что по этому поводу думаете вы?

Сказанное позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на сложность и противоречивость процессов политической жиз­ни, в них обнаруживается главная тенденция - становление де­мократических институтов в российском обществе.

Политическая жизнь современной России.

Политические процессы, происходящие в современной России, в общем можно охарактеризовать как переходный период от посттоталитарного политического режима к демократическому. С этим и связаны все те противоречия, трудности и перспективы, которые проявляются в нашей стране в последнее десятилетие.

Современная Россия живет по Конституции, принятой в результате всенародного референдума 1993 года. Согласно этому Основному Закону, Россия является федеративным, правовым, демократическим государством в форме президентской республики. В Конституции 1993 года был впервые закреплен принцип разделения властей. Законодательная власть представлена следующей системой органов, имеющих и реализующих право на принятие законов: Федеральное Собрание, состоящее из двух палат - Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата); а также законодательных собраний субъектов РФ. Исполнительную власть представляют Правительство РФ и органы исполнительной власти на местах. Судебная система состоит из трех уровней: Конституционные суды РФ и республик, суды общей юрисдикции во главе с Верховным Судом РФ, арбитражные суды.

Во взаимодействии ветвей власти в современной России произошел конституционный перекос в сторону чрезмерного раздувания полномочий исполнительной (и особенно президентской власти). Т.к. парламент отстранен от формирования правительства, он фактически не отвечает за принимаемые решения и законы. Все это приводит к противостоянию исполнительной и законодательной властей, причем последняя больше занята внутрифракционными и партийными конфронтациями. В достаточной степени не определены права и полномочия федерального центра и 89 субъектов федерации. Указанные процессы действуют в сторону дестабилизации и дезинтеграции российской политической системы, что ставит под угрозу сам факт существования РФ как целостного государства.

В пореформенной России законодательно оформлен принцип многопартийности. В органах юстиции (включая местные) зарегистрировано более 1200 партий, движений и объединений. Однако считать партийную систему современной России сложившейся нельзя. Во-первых, большинство существующих партий таковыми на самом деле не являются, ибо не обладают классическим набором признаков, характерных для этого политического института. Во-вторых, налицо огромное количество организаций-однодневок, созданных либо под конкретного лидера, либо в интересах предвыборной борьбы. В-третьих, во многом у этих партий попросту нет своего устойчивого электората, а количество членов, по меткому замечанию, "может уместиться в пределах одного дивана".

Наиболее крупной политической партией современной России, имеющей самую многочисленную фракцию в Государственной Думе, является КПРФ (лидер - Г.А.Зюганов). По оценке собственных экспертов, число ее членов превышает 500 тыс. КПРФ отличают: четкая идеологическая программа, разветвленная сеть местных представительств, жесткая организационная структура и дисциплина. Электорат составляют лица преклонного возраста, социально-аутсайдерские слои, принявшие наибольший удар в результате качественной реформации (бывшие ИТР, работники ВПК и пр.) Наиболее крепки позиции КПРФ на Юге и в Центре России, на Дальнем Востоке и Восточной Сибири.

Другим крупным политическим объединением является "Яблоко" (лидер - Г.А.Явлинский). Идеология этой партии основывается на принципах политической демократии, углублении рыночных реформ, социально ориентированной экономики. "Яблоко" отличают: мощная финансовая поддержка, хорошая информационная база, разветвленная региональная инфраструктура. Социальную базу партии составляют, как правило, жители крупных городов, предприниматели, лица с высшим образованием не старше 45 лет, студенчество.

В политическом центре партийного спектра РФ выделяются НДР (лидер - В.С.Черномырдин) и "Отечество" (Ю.М.Лужков). Это бывшая и нынешняя "партии власти". Оба объединения пользуются солидной финансовой поддержкой (Газпрома и московской промышленно-финансовой элиты), информационным ресурсом и имеют немногочисленность членов. Идеологическая база "Отечества" близка "яблочной", а НДР - "просвещенный консерватизм". Однако слабым местом НДР явился факт "компрометации" его лидера сотрудничеством с кремлевской администрацией, тогда как в основе отношения россиян к "Отечеству" лежит традиционное недоверие регионов к Москве.

По краям политического спектра находятся более мелкие партийные объединения; слева это - "Трудовая Россия" В.Анпилова; справа - ДВР Е.Гайдара и "ДемРоссия"(Л.Пономарев и др.) Особое место занимает ЛДПР (лидер - В.В.Жириновский). Не имея четкой идеологической позиции, ЛДПР обладает мощной финансовой базой, региональной сетью представительств, достаточной информационной поддержкой. Электорат партии составляют: жители села и мелких городов, маргинальные слои, часть молодежи.

Политическая демократия в России носит во многом формальный и поверхностный характер именно потому, что фактически не изменились потестарные функции государства. При условии неразвитости структур гражданского общества, государство само не справилось с задачами всесторонней реформации общества. Средний класс - социальная основа демократии - в результате целого ряда просчетов в социально-политической области практически не сложился, а более половины всего населения, еще недавно вполне успешного, скатилось на маргинальное дно. Политический режим все более приобретал черты корпоративной и коррумпированной сращенности политической и финансово-олигархической элит. В результате построения такой "демократии для немногих" налицо фактическое недоверие (до 90%) всем ветвям и органам власти подавляющей части российского общества.

Пожалуй, единственное, что можно занести в актив России последних десяти лет - это достижение плюрализма политического сознания, который, однако, носит пока характер политической гласности, но не гарантированной свободы слова (особенно в регионах).

Центры политической власти в современной России все более смещаются в регионы. На то есть целый ряд причин: слабость и усиливающийся паралич федерального центра, неравномерность развития различных регионов, амбиции региональных лидеров и элит. В этом случае вполне закономерная хозяйственная самостоятельность регионов может обернуться углубляющимся сепаратизмом.

Политический процесс в России в этих условиях развивается крайне противоречиво; здесь можно обнаружить черты разных типов политических режимов и культур: демократического, авторитарного, тоталитарного. При незрелости гражданского общества он несет в себе черты неструктурированности и латентности. Не только в обществе, но и в политических элитах почти отсутствуют навыки и начала демократической политической культуры.

Итак, политическая жизнь современной России чрезвычайно сложна и противоречива. Однако при всех сложностях переходного периода можно надеяться на то, что достигнутые немногие позитивные ростки демократических реформ станут необратимы. В этом убеждает опыт практически всех стран, вступивших на подобный переходный путь. За это говорит и вся тысячелетняя история России. Для успешного решения стоящих перед российским обществом проблем необходимы: качественная смена политических элит, политическая воля общества и необходимое политическое согласие всех сил современной России вокруг экзистенциальных демократических ценностей.


Политология. Словарь. - М: РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .


Политология. Словарь. - РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .

Смотреть что такое "Политическая жизнь современной России." в других словарях:

    Сатира (лат. satira) проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое уничижительное обличение явлений при помощи различных комических средств: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и др. Осмеиваются те… … Википедия

    Швеция является конституционной монархией. Главой государства является король. Государство управляется правительством во главе с премьер министром, который выбирается парламентом Риксдагом. Парламент переизбирается всеобщим голосованием… … Википедия

    Швеция является конституционной монархией. Главой государства является король. Государство управляется правительством во главе с премьер министром, который выбирается парламентом Риксдагом. Парламент переизбирается всеобщим голосованием каждые… … Википедия

    Жизнь замечательных людей Жанр: Биографическая книга Страна … Википедия

    Политическая партия - (Political party) Определение политической партии. программа и деятельность политической партии Информация о политических партиях, программы и деятольность политических партий, современные политические партии Содержание Содержание Определение… … Энциклопедия инвестора

    ЖИЗНЬ - Иисус Христос Спаситель и Жизнеподатель. Икона. 1394 г. (Художественная галерея, Скопье) Иисус Христос Спаситель и Жизнеподатель. Икона. 1394 г. (Художественная галерея, Скопье) [греч. βίος, ζωή; лат. vita], христ. богословие в учении о Ж.… … Православная энциклопедия

    - … Википедия

    - … Википедия

    Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не ус … Википедия

    ФИЛОСОФИЯ В СССР И ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ 1. СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ФИЛОСОФИИ. 1917 кон. 20 х гг. Победа большевиков привела к резкому сужению поля философской работы. В послеоктябрьской России закрылись старые и новые философские общества,… … Философская энциклопедия

Книги

  • Навальный. Человек, который украл лес. История блогера и политика , Семенов, Алексей, Бышок, Станислав Олегович. "Измени Россию, начни с Москвы" - таков предвыборный лозунг кандидата в мэры российской столицы Алексея Навального. Политизированным гражданам это имя было известноуже несколько лет,…

Курсовая работа

«Современная политическая система российского общества»


Введение

В последние десятилетия многое, из того, что устоялось в жизни целых поколений, пришло в движение – экономический уклад, идеология, политические отношения, государство, право. Задаются новые параметры мирового общественного устройства, и новой России предстоит найти в нем свое место.

В последние годы российское общество претерпело значительные изменения, которые следует рассматривать в контексте общемировых тенденций. Страна находится в совершенно новой политической, социально-экономической и духовно-нравственной ситуации.

Россия ищет себя: свой новый экономический уклад, новые социальные отношения, полноту своего духовного мира и государственности. Центральное место в переменах, происходящих сегодня в России, принадлежит отечественной политической системе.

Бурная ломка политических структур, радикальные социальные сдвиги, формирование нового политического сознания и политической культуры народов России, становление новых политических отношений – всё это наиболее впечатляющие особенности современного политического процесса, не имеющего в сущности прецедентов в истории.

Современная политическая система России – сложнейший комплекс элементов, структур, норм, традиций, образов. В широком значении – это целый мир, имеющий свою жизненную организацию, источники, архетипы и будущее.

Глубокие и сложные процессы в современном российском обществе – социальный кризис, трансформация социальной структуры, политические и духовные изменения, социальные конфликты и т.д. – происходят в обществе переходного состояния. Ни одна из конкретных проблем, пусть даже очень крупная и значимая, не может сама по себе объяснить содержание и своеобразие этого перехода. Только в свете общего системного подхода к рассмотрению проблемы такого перехода с точки зрения выяснения структурно-функциональных особенностей становления новой политической системы можно правильно понять с позиции социологии сущность и значимость конкретных процессов, происходящих в современном российском обществе.


Определение политической системы

Всякое классовое общество политически обозначено, имеет механизм власти, обеспечивающий его нормальное функционирование в качестве единого социального организма. Этот механизм именуется политической системой.

Понятие политической системы позволяет выделить политическую жизнь из остальной части жизни общества, которую можно считать «окружением» или «окружающей средой», и одновременно установить наличие некоторых связей между ними.

Политическую систему составляют многие подсистемы, структуры и процессы, она взаимодействует с другими подсистемами: социальной, экономической, идеологической, культурной, правовой. Пределы политической системы определяются границами, в рамках которых политические решения данной системы обязательны и реально исполняются. В случае законодательной системы речь идет о действии закона на определенной территории, в случае муниципалитета – его акты ограничены его территорией, в случае политической партии – учитываются пределы действия устава, программы, партийных решений.

Глубокое обоснование и широкое распространение понятие «политическая система» получило лишь в середине XX в., что порождено логикой развития политической науки, приведшей к необходимости описания политической жизни с системных позиций. Политологи разработали несколько моделей, позволяющих наглядно представить и понять функционирование политических систем. Рассмотрим две из них, составляющие основу теории политических систем – американских политологов Д. Истона и Г. Алмонда.

Нормативная – нормы правовые и моральные, политические тради ции;

Коммуникативная – объединяющие связи, формы взаимодействия, например, между партиями и государством, между политической и экономической подсистемами;

1. политическая организация;

3. политические и правовые нормы;

4. политическое сознание и политическая культура.

Главные элементы политической системы общества и

На сегодняшний день наше государство завершает трудный путь трансформации демократии. На протяжении многих лет в России существовал авторитарный режим коммунистической власти. Начиная с первой половины 90-х годов, в Российской Федерации был активно запущен процесс становления демократии. На данный момент Россия является демократическим государством, функции которого направлены на обеспечение социально- экономической и политической стабильности.

Тема 22. Гражданское общество и правовое государство

Гражданское общество – это структурно образованная сфера самопроявления свободных граждан, которые формируют организации и ассоциации, без вмешательства и прямой регламентации со стороны государства.

Гражданское общество: понятие и функции

Гражданское общество – это ключевое звено в создании и существовании правового государства. Гражданское общество выполняет ряд важных функций, в частности:

Обеспечение прав и свобод граждан от вмешательства государственных структур, которым свойственно превышение своих полномочий.

Гражданское общество создает и развивает механизм общественного самоуправления.

Является одним из самых мощных рычагов в системе сдержек и противовесов.

Гарантирует свободный доступ граждан к управлению государством.

Создает прочные структуры, на которых базируется общественная жизнь в государстве.

Основные черты гражданского общества

Основными чертами гражданского общества являются:

1. Гарантия правовой защиты граждан;

2. Наличие и активное поощрение демократических принципов;

3. Плюрализм и свободно формирующиеся мнения граждан;

4. Социальная политика государства;



5. конкуренция структур гражданского общества;

6. Наличие в гражданском обществе свободных владельцев собственности, а также средств производства;

7. Преобладающий по численности средний класс;

8. Многоукладная рыночная экономика.

Понятие правового государства

Правовое государство представляет собой государство, существование и деятельность которого подчинена фундаментальным принципам и нормам права. Все органы государственной власти в правовом государстве подчиняются исключительно судебным решениям и законам.

Правовое государство базируется на принципе верховенства закона, который включает в себя такие факторы:

Равенство перед законом: перед законом равны все граждане и органы государственной власти (в том числе и те, которые их издают). Не может существовать двойственного действия закона.

Защита прав человека: гарантированность со стороны государства выполнения функции касаемо защиты прав и свобод человека и гражданина.

Независимость судебной власти о других ветвей государственной власти.

Прозрачное правосудие.

Взаимосвязь правового государства и гражданского общества

Существование правового государства без наличия в нем гражданского общества невозможно. Именно благодаря гражданскому обществу в государстве происходят регуляция и выполнение нормативных актов: гражданское общество выступает независимым наблюдателем за выполнением законов в государстве.

Благодаря таким организациям гражданского общества как профсоюзы, студенческие объединения, ассоциации адвокатов происходит непосредственная защита личных и социальных прав человека и гражданина в государстве.

Тема 23. Демократические выборы и партии

Демократичные выборы – один из главнейших институтов легитимизации действующего политического режима и политической системы.

Демократичные выборы

Демократичные выборы являются формой прямой власти народа в демократичном государстве. Положение о прозрачных демократичных выборах закреплено в Основном законе нашего государства.

Основа демократичных выборов заключается в том, что все граждане, имеющие право пассивного или активного избирательного права получают возможность быть избранным в органы государственной власти, а также беспрепятственно отдать свой голос за политическую силу (при пассивном избирательном праве).

Никто не имеет право оказывать влияние на политические предпочтения граждан, либо же влиять на ход выборов путем фальсификации результатов голосования, или другими противозаконными методами.

Политические партии и многопартийность

Политическая партия – это иерархическая политическая организация, целью деятельности которой является приобретение политической власти в органах государственной власти, а также в органах местного самоуправления.

Многопартийность – ключевое звено демократии. Многопартийность представляет собой политическую систему, при которой существует множество политических партий, каждая из которых теоретически обладает равными шансами получить большинство мест в парламенте.

В стране, в которой отсутствует многопартийность, доминантной является исключительно одна партия, члены которой узурпируют политическую власть.

Избирательные системы

Избирательные системы – это совокупность норм права, регулирующих ход выборов в государстве. Различают три вида избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная и смешанная.

Основой пропорциональной избирательной системы является то, что количество мест в парламенте распределяется в процентном соотношении с количеством набранных в результате выборов голосов избирателей.

Политическая идеология

Политическая идеология является одной из самых мощных форм политического сознания. Политическая идеология – это четко сформулированная доктрина, которая содержит в себе идеи, близкие части обществу.

Очень часто политическую идеологию рассматривают как вид корпоративного сознания, которая отображает исключительно групповую точку зрения касаемо политического и социального развития в государстве.

Многие политики используют политическую идеологию с целью подчинить общественное мнение своим идеям. Ярким примером тому является идеология Третьего рейха.

Тема 24. Участие граждан в политической жизни

Каждый гражданин может оказывать влияние на политический процесс в своей стране. Для этого необходимы такие факторы как культура демократии и политическая сознательность личности.

Участие граждан в политической жизни

Именно непосредственное участие граждан в политической жизни государства является важной основой формирования политических процессов.

Зачастую гражданская политическая жизнь неустойчива, в разные периоды она обладает разной динамикой. Это обусловлено тем, что в ней принимают участия самые разные слои населения.

Подобная социальная дифференциация порождает деятельность различных социально - политических сил, в частности политических партий и организаций.

Политический процесс

Политический процесс – это система политических состояний и событий, изменения в которой происходят ха счет деятельности и взаимодействия отдельных субъектов политической жизни.

Ярким примером является смена политических партий и лидеров, которые поочередно приходят к власти. По масштабам действия, политические процессы делятся на два основных вида: внешнеполитические и внутриполитические.

Внутриполитические процессы могут происходить как на общегосударственном, так и на региональном уровне.

Политическое участие

Политическое участие является действиями гражданина, главной целью которых является получение возможности влияния на реализацию и принятие государственных решений, а также на выбор представителей в государственных институтах власти. Это понятие характеризует степень вовлеченности граждан в политический процесс.

В правовом государстве политическое участие представляет собой право гражданина избирать и быть избранным в органы власти, право объединения в общественные организации, право на демонстрации и митинги, право доступа к государственным службам и должностным лицам, право свободного обращения в государственные органы.

Политическая культура

Политическая культура – это понятие, которое состоит из трех составляющих: разносторонние политические взгляды гражданина, ориентация на духовные ценности демократичного общества, владение обществом права на политическое воздействие.

Политические знания представляют собой систему знаний о политических идеологиях, формах государства, о институтах власти, а также о методах реализации их функций. Политическая культура не может существовать без определенных политических знаний.

Политические знания порождают следующую ступень правовой культурыдуховную ориентацию общества. Каждый член социума решает, какой вид государственного управления или политическая идеология подходит его мировоззрению.

Гражданин, имеющий духовную ориентацию, основанную на политических знаниях, может активно и беспрепятственно участвовать в политическом процессе.

Курсовая работа

«Современная политическая система российского общества»



Введение


В последние десятилетия многое, из того, что устоялось в жизни целых поколений, пришло в движение – экономический уклад, идеология, политические отношения, государство, право. Задаются новые параметры мирового общественного устройства, и новой России предстоит найти в нем свое место.

В последние годы российское общество претерпело значительные изменения, которые следует рассматривать в контексте общемировых тенденций. Страна находится в совершенно новой политической, социально-экономической и духовно-нравственной ситуации.

Россия ищет себя: свой новый экономический уклад, новые социальные отношения, полноту своего духовного мира и государственности. Центральное место в переменах, происходящих сегодня в России, принадлежит отечественной политической системе.

Бурная ломка политических структур, радикальные социальные сдвиги, формирование нового политического сознания и политической культуры народов России, становление новых политических отношений – всё это наиболее впечатляющие особенности современного политического процесса, не имеющего в сущности прецедентов в истории.

Современная политическая система России – сложнейший комплекс элементов, структур, норм, традиций, образов. В широком значении – это целый мир, имеющий свою жизненную организацию, источники, архетипы и будущее.

Глубокие и сложные процессы в современном российском обществе – социальный кризис, трансформация социальной структуры, политические и духовные изменения, социальные конфликты и т.д. – происходят в обществе переходного состояния. Ни одна из конкретных проблем, пусть даже очень крупная и значимая, не может сама по себе объяснить содержание и своеобразие этого перехода. Только в свете общего системного подхода к рассмотрению проблемы такого перехода с точки зрения выяснения структурно-функциональных особенностей становления новой политической системы можно правильно понять с позиции социологии сущность и значимость конкретных процессов, происходящих в современном российском обществе.



Определение политической системы


Всякое классовое общество политически обозначено, имеет механизм власти, обеспечивающий его нормальное функционирование в качестве единого социального организма. Этот механизм именуется политической системой.

Понятие политической системы позволяет выделить политическую жизнь из остальной части жизни общества, которую можно считать «окружением» или «окружающей средой», и одновременно установить наличие некоторых связей между ними.

Политическую систему составляют многие подсистемы, структуры и процессы, она взаимодействует с другими подсистемами: социальной, экономической, идеологической, культурной, правовой. Пределы политической системы определяются границами, в рамках которых политические решения данной системы обязательны и реально исполняются. В случае законодательной системы речь идет о действии закона на определенной территории, в случае муниципалитета – его акты ограничены его территорией, в случае политической партии – учитываются пределы действия устава, программы, партийных решений.

Глубокое обоснование и широкое распространение понятие «политическая система» получило лишь в середине XX в., что порождено логикой развития политической науки, приведшей к необходимости описания политической жизни с системных позиций. Политологи разработали несколько моделей, позволяющих наглядно представить и понять функционирование политических систем. Рассмотрим две из них, составляющие основу теории политических систем – американских политологов Д. Истона и Г. Алмонда.

В структуре политической системы учеными обычно выделяются 5 подсистем. Вот они:

s Нормативная – нормы правовые и моральные, политические тради ции;

s Коммуникативная – объединяющие связи, формы взаимодействия, например, между партиями и государством, между политической и экономической подсистемами;

1. политическая организация;

3. политические и правовые нормы;

Наиболее активной и динамичной частью политической сис темы общества является его политическая организация. Любой вид политической деятельности о существляется в организованных формах – через совместные действия, подчиненные единой цели и регулирующиеся определенными правилами, нормами, принятыми данной общности.

В тех случаях, когда народ той или иной страны вступ ает в политические отн ошения, не имея хоть в какой-то степ ени развитой политической организации, ее функции берут на себя другие силы: я, племенные структуры, религиозные сообщества.

Процесс воплощения идей в нормы, правила поведения, а зате м в принципы существования политической организации называется институциализацией. В ходе нее происходит формирование политикой организации общества. Отношение разрыва, антагонизма идеи организации порождает обратный процесс – деинституциализацию, разрушение политической организации, нарастание раз рыва между поведением людей и регулирующей его нормой. Очевид на органи ческ ая связь политики и институциализации, все многообразие политической деятельности осуществляется в организованных формах, а их распад негативно влияет на политику.

Политическая организация общества – это совокупность конкретных организаций и учреждений, осуществляющих определенные функции. В результате их взаимодействия и осуществляется политическая власть в данном обществе.

Политическая организация включает: государство, партии, массовые общественные организации и движения, средства массовой информации и церковь.

Государство и партии являются собственно политическими организациями, т.е. они прямо и непосредственно осуществляют политическую власть в полном объеме или стремятся к ней. Осуществление власти или борьба за власть – это главное в их деятельности.

Косвенные политические организации связаны с осуществлением политической власти, но это лишь один из аспектов их функционирования (профсоюзы, молодежные политические организации).

Организации неполитические почти не участвуют в осуществлении политической власти (добровольные спортивные общества, различные движения и ассоциации). Процесс их политизации происходит на определенных этапах жизни страны (выдвижение депутатов в Государственную Думу от общественных организаций).

Функционирование политических организаций предполагает их систематическую деятельность через принадлежащие им средства массовой информации, активное участие в политической жизни общества, регистрация всех политических организаций и возможности государственных органов осуществлять необходимый контроль над их деятельностью.

Функции политической системы многообразны, что вызвано сложностью политической жизни. Выделим следующие из них:

§ определение целей и задач общества;

§ выработка программ его жизнедеятельности, в соответствии с интересами правящих слоев общества;

§ мобилизация ресурсов общества в соответствии с данными интересами;

§ контроль за распределением ценностей. Именно в этой сфере сталкиваются интересы, как социальных групп, так и социальной целостности. Потеря контроля над этим узлом, определяющим жизнеспособность социальной системы, грозит ее кризисом;

§ интеграция общества вокруг общих социально-политических целей и ценностей.

Реализация этой функции предполагает наличие развитой способности политической системы различными путями снимать, сглаживать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, снимать социальную напряженность. Эффективно и на постоянной основе это можно делать, только осуществляя контроль за сферой распределения социальных ценностей, в которые включаются и материальные ресурсы, и политические привилегии, и культурные приоритеты и достижения, и доступность различных форм образования и досуга.


Типология политических систем


Классификация политических систем основана на значительном числе различных критериев. Рассмотрим основные черты общепризнанных политических систем.

Г. Алмонд выделяет четыре типа политических систем, существующих в современном мире. Это англо-американская, континентально-европейская, доиндустриальная и частично индустриальная, тоталитарная система. Данная типология опирается на различные политические культуры.

Англо-американская система характеризуется гомогенной политической культурой. Она гомогенная в том смысле, что политические цели и средства их достижения разделяют практически все.

Для данной политической культуры свойственна специализация политических отношений (партий, групп интересов и др.) на выполнении особых функций. Власть и влияние внутри политической системы разделены, структура глубоко дифференцирована, четко выражена, организована и бюрократизирована.

Континентально-европейские системы отличаются фрагментарностью политической культуры, имеющей в целом общие корни и общее наследие. Для них характерно сосуществование старых и новых культур. Политические системы такого типа существуют, прежде всего, во Франции, Германии, Италии. Страны Скандинавии и Бенилюкса занимают промежуточные позиции между континентально-европейской и англо-американской системами.

Доиндустриальные и частично индустриальные политические системы имеют смешанную политическую культуру. Трудности коммуникации и координации, резко расходящиеся политические ориентации, слабая степень диверсификации ролей всех звеньев системы порождают необходимость в применении насилия.

Политические системы тоталитарного типа. Тоталитарная политическая культура создает принудительный тип политической активности, В ней отсутствуют добровольные объединения, а политическая коммуникация контролируется монолитной партией.

Достаточно распространено деление систем на тоталитарные, автократические и демократические. Критерием их разграничения служит политический режим, как совокупность средств и методов осуществления политической власти на основе характера и способа взаимоотношения власти, общества (народа) и личности (граждан).

Понятие «тоталитаризм» происходит от латинского слова «totalis» (весь, полный, целый) и означает стремление власти контролировать все сферы общественной жизни и личную жизнь граждан. Характерные черты тоталитаризма:

1. Всеобщая политизация и идеологизация общества. Законодательная, исполнительная и судебная системы контролируются из одного центра – политического и идеологического института – партии.

2. Политические свободы и права граждан зафиксированы формально, но реально отсутствуют. Законы защищают только интересы государства. Действует принцип «запрещено все, что не приказано».

3. Легальная политическая оппозиция отсутствует. Оппозиционные взгляды проявляются преимущественно в форме диссидентства.

4. В стране признается право на существование только одной правящей партии. Подавляются всякие попытки создания альтернативных политических и общественных объединений.

5. Существует строгая цензура над всеми средствами массовой информации, запрещено критиковать представителей власти.

6. Полиция, армия, спецслужбы наряду с функциями обеспечения правопорядка выполняют функции карательных органов государства и выступают в качестве инструмента массовых репрессий.

7. В обществе функционирует только официальная идеология, жестокому преследованию подвергаются все иные идейные течения.

8. Власть держится преимущественно на насилии. Вместе с тем правящая партия прилагает большие усилия для внедрения государственной идеологии. Это обеспечивает поддержку власти со стороны абсолютного большинства населения. Религия и церковь формально отделены от государства, но находятся под его жестким контролем.

9. Экономика находится под жестким контролем государственных органов.

10. Несмотря на жесткий контроль государством всех сфер общественной жизни в обществе развито взяточничество и коррупция. Люди живут по нормам двойной морали: «говорим одно, думаем по-другому».

12. Формально права национальных меньшинств провозглашены, на деле существенно ограничены.

1. Наиболее влиятельная политическая сила общества – правящая группировка (доминирующая), в ее руках прежде всего исполнительная власть, чьи полномочия при авторитаризме превосходят законодательную власть. Полномочия парламента ограничены.

2. Политические права и свободы граждан в значительной степени ограничены. Законы преимущественно на стороне государства, а не личности. Действует принцип: «все, что не разрешено – запрещено».

3. Государство едва терпит легальную оппозицию и всемерно старается сузить возможность для ее действия. Зачастую оппозиция ставится в такие условия, что ее деятельность становится невозможной.

4. В стране может быть несколько партий, но они, скорее всего, карликовые и играют несущественную роль, это в лучшем случае. В худшем случае, все партии, кроме правящей, запрещены и преследуются законом. В некоторых странах политические партии отсутствуют вовсе.

5. Существует цензура над всеми средствами массовой информации, которым разрешено критиковать отдельные недостатки государственной политики, но в целом, сохраняется лояльность по отношению к правящей системе.

6. Полиция, армия, спецслужбы выполняют функции не только обеспечения правопорядка, но и функции карательных органов государства. Они на страже правящего режима и часто и спользуются на подавлении общественных сил, выступающих против властей. Но эти силы не проводят массовых репрессий.

7. В обществе доминирует официальная идеология, но допускаются и другие идейные течения, более или менее лояльно относящиеся к правящему режиму, но занимающие ряд самостоятельных позиций. Церковь формально отделена от государства, но фактически находится под контролем государства и в целом поддерживает правящие классы.

8. Устойчивая поддержка власти в обществе, которая основана не только на насилии, ион на разделяемой многими официальной идеологии. Большинство общества настроено к стране патриотично и в целом поддерживает правление. Меньшинство же выступает против авторитаризма и борется за переход к демократии. Гражданское общество может существовать, но сильно зависит от государства.

9. Обширный государственный сектор достаточно жестко регулируется государством. Многие авторитарные режимы вполне уживаются со свободным частным предпринимательством и рыночной экономикой, при этом экономика может быть как высокоэффективна, так и малоэффективна.

10. При полной регламентации всех сфер общественной жизни в обществе может процветать бесхозяйственность, коррупция, кумовство при разделе официальных должностей. Нормы морали носят преимущественно консервативный характер.

11. Свойственны унитарные формы государства с жесткой централизацией власти.

12. Права национальных меньшинств существенно урезаются, ограничиваются.

Демократическая:

1. Власть разделена на независимые друг от друга исполнительную и законодательную и судебные власти. Верховный законодательный орган – парламент. Исполнительная высшая власть действует в пределах своих прерогатив. Судебная власть имеет полномочия отменить как решения законодательной, так и исполнительной власти.

2. Граждане обладают большим объемом прав и свобод, которые не только провозглашаются, но и юридически закреплены за ними. Закон закрепляет, прежде всего, права личности. Главный принцип: «все, что не запрещено – разрешено».

3. Легальная оппозиция пользуется всеми политическими правами и свободами, как и находящееся у власти большинство. В демократическом обществе оппозиция является неотъемлемым эле ментом политическ ого процесса.

4. Функционирует многопартийная система, при которой одна партия может сменить у власти другую на законных основаниях в результате выборов.

5. Средства массовой информации полностью свободны от цензуры и могут не только критиковать власти на законных основаниях, но и существующую форму государственного правления, не призы-при этом к его насильственному свержению, что в условиях демократии запрещено законом.

6. Армия и спецслужбы – важные опоры государства, выполняют функции, обеспечивающие внутреннюю и внешню ю безопасности государства и общества. Их действия регулируются и ограничены законом. Основные функции по поддержанию правопорядка принадлежат не армии и спецслужбам, а полиции и судам.

7. В обществе отсутствует какая-то одна официальная идеология. В условиях плюрализма многие идейные течения противостоят друг другу; сохраняются общенациональные мировоззренческие ценности. Церковь отделена от государства, и государство не вмешивается в дела церкви. Государственна я власть носит светский характер.

8. Граждане открыто и свободно выражают мысли и позиции. при всей критике действий властей большин ство общества созна тельно и убежденно поддерживает демократич еские ценности.

9. Наряду с государственной существуют и другие формы собственн ости, н о частный сектор является ведущей силой экономики. Частн ое предпринимательство ограничено государственным регулированием, носящим не прямой, а опосредованный характер. Экономика может быть как высокоэффективна, так и малоэффективна.

10. В демократическом обществе могут происходить многие негативные явления, и в то же время дисциплина основывается преимущественно на личном интерес е, а не на принужден ии со стороны властей. В демократической обществе терпимо относятся к различным нормам морали. Демократии часто может с опутствовать высокий уровень преступности

11. Унитарные и федеративные (конфедеративные) формы власти. Однако при унитарной форме государственного устройства в условиях демократии власть на местах имеет большие полномочия.

12. Права национальных меньшинств соблюдаются, как правило, в полном объеме.

Кроме того, современные политические системы на основе характеристики деятельности их политических структур делятся на западные и незападные. В первой существуют несколько дифференцированных структур со специализированными функциями, например, группы интересов, политические партии, законодательные, исполнительные, судебные и иные структуры.

Политическая система, в которой структурами, формирующими господствующие интересы, являются политические партии, более дифференцирована, чем та политическая система, где эти интересы не расчленяются никакой единой социализированной структурой. Иными словами западные политические системы наиболее современны. Обычно в их число включаются парламентская и президентская форма демократии, а также смешанная швейцарская политическая система. Все авторитарные или диктаторские формы государственного управления с одной политической партией и наличием всех прочих традиционных форм власти могут быть отнесены к незападным политическим системам.

В зависимости от ориентации на стабильность или перемены политические системы подразделяются на:

а) консервативные; главная цель – сохранять и поддерживать традиционные структуры, положение, сложившееся в политической, экономической и культурной сферах, и особенно форму политической власти;

б) трансформирующиеся, проводящие общественные преобразования. Однако среди последних следует различать два типа систем: реакционные режимы, цель которых вернуть общество (в целом или частично) назад, к прежнему типу политической и экономической системы; и прогрессивные системы, стремящиеся сформировать общество нового типа или изменить культуру, образ жизни, социальную структуру и т.д.

Существуют и другие, менее распространенные классификации. Многообразие всех этих типологий свидетельствует о многомерности политического мира.

Сложность политических систем такова, ни один взятый в отдельности подход или метод недостаточен, чтобы дать нам более или менее полную картину. Для анализа многомерных политических систем требуется многомерный подход.

Политическая система современного российского общества


Политическая система современного российского общества представляет собой совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них государственных органов и организаций, олицетворяющих собой государство, политических партий и общественных объединений, участвующих в политической жизни страны. С формально-юридической точки зрения политическая система современной России мало чем отличается от политических систем других стран. А именно: имеет сходную структуру в виде совокупности государственных, партийных и общественных организаций; выполняет сходные с другими политическими системами функции; выделяет в виде особого звена политической системы государство и др.

Однако в практическом плане, с точки зрения проявления ее реальной сущности, содержания и назначения, а также в других отношениях политическая система современного российского общества значительно отличается, как от политических систем других стран, так и от политической системы России «доперестроечного» периода.

Особенности данной политической системы, равно как и особенности других политических систем, обусловливаются теми конкретными экономическими, политическими, социальными и иными объективными и субъективными жизненными обстоятельствами, при которых эта система возникает, укрепляется и развивается.

Сравнивая политическую систему современного российского общества с политической системой «доперестроечной» России, можно выделить следующие ее особенности.

Во-первых, переходный характер политической системы и самого общества от одного типа, социалистического, к другому – капиталистическому. В отечественной и зарубежной литературе не прекращаются споры относительно того, от какого типа или вида общества, государства и политической системы к какому их типу или виду развивается Россия. В теоретическом и практическом плане весьма трудно переоценить их необходимость и значимость. Однако для нас сейчас вполне достаточно констатировать сам факт состояния переходности от централизованного управления государством и обществом к децентрализованному, от плановой, тотально регулируемой государством экономики – к рыночной.

Во-вторых, выделение, по крайней мере – официально, формально-юридически, в качестве высшей ценности существующего в России общества, государства и политической системы прав и свобод граждан, их достоинства и благополучия.

Конституция Российской Федерации провозглашает, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». В реальной жизни данное конституционное положение, как показывает опыт выживания значительной части российского общества, борющейся с повседневной нуждой, безработицей и другими невзгодами, далеко не всегда реализуется. Однако оно, тем не менее, имеет определенное морально-политическое значение как свидетельство благого намерения государства, общества, политической системы.

В-третьих, отказ от доминирования в политической системе современного российского общества одной официальной, партийно-государственной идеологии и установление принципа множества идеологий.

В ст. 13 Конституции России в связи с этим говорится, что в Российской Федерации «признается идеологическое многообразие», что «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» идеологии

В-четвертых, опора политической системы современного российского общества на многоукладную экономическую систему, проявляющуюся вовне в различных формах собственности. Согласно Конституции Российской Федерации «в стране признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». Конституция закрепляет также, что «земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности».

В-пятых, наличие в структуре политической системы общества, наряду с официальными государственными институтами и лояльными правящему слою или классу организациями, также и противостоящей проводимому ими курсу политической оппозиции. В отличие, например, от Великобритании, где существование оппозиции закреплено в законодательном порядке, конституционно, в России нет конституционных актов, в которых бы в прямой форме говорилось об оппозиции. Однако наличие в действующей Конституции России положений о многопартийности, об «идеологическом многообразии» и т.п. недвусмысленно свидетельствует о том, что Конституция не только допускает, но и предполагает существование в стране политических институтов и идей, не укладывающихся в рамки официальной политики и идеологии.

Наряду с названными особенностями политической системы современного российского общества существуют и другие ее особенности. Конкретное свое проявление они находят в сущности политической системы, в ее содержании, месте и роли политической системы общества в социально-политической жизни страны, в ее назначении.

Относительно сегодняшней ситуации в обществе существуют разногласия. Одни считают, что политическая ситуация улучшается и способствует развитию России. Другие считают, что Россия находится в кризисной ситуации.

Современный этап социальных преобразований в России чаще всего обозначают понятиями трансформация или переход. Нередко они рассматриваются как синонимы, хотя в действительности их содержание различно. Понятие переход предполагает наличие субъекта, знающего конечную цель движения и пользующегося доверием тех, кого он ведет в избранном направлении. Применительно к политическому режиму переход предполагает существование, во-первых, сильной власти, руководствующейся конкретной идеей, а во-вторых, авторитетной команды, преследующей ясную и реалистичную цель, опирающейся на обоснованную программу действий и пользующейся широкой поддержкой граждан. Причем цели этой команды должны соответствовать интересам общества, а программа – имеющимся у него возможностям. Кроме того, для любого преобразования в сфере государственного управления необходимо определить два теоретических основания: какие цели государственного управления должны быть достигнуты этим процессом и каковы конкретные методы, при помощи которых можно достичь этих результатов. Следовательно, в процессе трансформации государственных режимов огромную роль играет выбранное теоретическое основание и определенный путь этого преобразования.



Вывод


В настоящее время наша страна переживает очень противоречивый, но судьбоносный период свой истории. Вновь воссозданная многопартийность, свобода вероисповедания, слова и печати открывают широкие возможности для самореализации человеческой личности, как в обыденной жизни, так и политической сфере. Однако наряду с открывшимися возможностями перед россиянами возникло ряд трудно разрешимых проблем. Так, люди старшего поколения до сих пор не могут привыкнуть к либерализированной экономике, считают коммерсантов перекупщиками-спекулянтами, не понимая, что это тяжёлый труд.

Гораздо легче и проще было раньше и политическое устройство нашего государства. Одна партия, один лидер, единственная идеологическая схема. Но не только взрослым людям нелегко сориентироваться в этом разнообразии партий, движений, сект. Наша молодёжь находится в ещё более противоречивом положении. Старые ценности изжили себя, а новые еще окончательно не сформировались.

Россия всегда шла своим необычным путем, как в культурном развитии, так и в политическом. В настоящий момент ситуация может непредсказуемо измениться. Поэтому каждый гражданин должен для себя сделать чёткий вывод, понять, что бы он желал изменить в нашей жизни, какую позицию по отношению к устройству государства, политической власти, внутренней и внешней политики правительства он занимает.



Список использованной литературы

1. Конституция РФ

2. Алмонд Г. Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии // Политические исследования. 1992. №4.

3. Андреев С.С. Политическая система и политическая организация общества // Социально-политические науки. 1992. №2.

4. Белов Г.А. Функции политической системы // Кентавр. 1995. №3

5. Белов Г. «Эволюция нормативной политической системы современного российского общества».

6. Белов. Г.А. Политология. М., Наука 1994

7. Елисеев С.М. Политическая социология: учебное пособие. СПб.: Изд.» Нестор-История», 2007

8. Заславская Т.И. Современное российское общество: Социальный механизм трансформации: учебное пособие / Т.И. Заславская. – М., 2004

9. Каменская Г.В., Родионов А.Н. Политические системы современности Учебное пособие., 1994.

10. Социология: Общая теория/ под ред. Ерофеева Н.И.М., 1997

11. http://www.polit.ru/research/2005/01/27/polit_system.html


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.