Закон о публично-правовых компаниях: что нового? Публично-правовые компании Публичная правовая компания.

2 октября вступят в силу нормы, позволяющие создавать в России юридических лиц особой организационно-правовой формы – публично-правовые компании (Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 236-ФЗ " " (далее – закон о публично-правовых компаниях). Ими будут называться унитарные некоммерческие организации, осуществляющие свою деятельность на основании специального федерального закона, или создаваемые в силу указа президента. Соответственно, в роли учредителя таких организаций может выступать исключительно государство ().

Между тем такие организации могут быть также созданы и путем реорганизации уже существующих государственных корпораций и компании, а также акционерных обществ, где единственным участником является Россия, за некоторым исключением. Так, не могут стать преобразованными в публично-правовую компанию госкорпорации "Внешэкономбанк", "Агентство по страхованию вкладов", "Ростех", "Росатом" и "Роскосмос". Такие ограничения прямо закреплены в законе ().

Таким образом, можно предположить, что препятствий законодательного характера для преобразования, например, АО "Роснано" или госкорпорации "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в форму публично-правовой компании нет.

НАША СПРАВКА

Унитарными называются такие юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства. Помимо публично-правовых компаний к унитарным относятся ГУП и МУП, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организаци и религиозные организации ().

Для чего будут создаваться публично-правовые компании

Среди основных целей создания и функционирования публично-правовых компаний законодатель выделяет несколько. Эти организации будут учреждаться для:

МНЕНИЕ

Саяфарова Снежана, юрист Коллегии адвокатов "Юков и партнёры":

"Как отмечают разработчики закона о публично-правовых компаниях, он направлен, в первую очередь, на создание более эффективного механизма регулирования деятельности госкорпораций и госкомпаний. Ранее такой контроль осуществляется точечно, посредством принятия законов о создании той или иной корпорации, что является довольно обременительным и трудоемким процессом, так как любое изменение положений о госкорпорации или госкомпании требовали принятия по каждому частному случаю федерального закона. Закон о публично-правовых компаниях позволяет снять эту проблему посредством закрепления общих правил для всех публично-правовых компаний. При этом более детальное регулирование будет осуществляться не только федеральными законами о создании конкретной организации, но и актами президента и правительства, вносить изменения в которые значительно проще".

Перечисленные цели говорят о том, что, как инструмент реализации государственной политики, публично-правовые компании способны выполнять намного более широкий спектр задач по сравнению с деятельностью ныне действующих госкорпораций и госкомпаний, которые учреждаются в целях осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Напомним, правовой статус этих юридических лиц закреплен Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ " ".

Следует отметить, что приведенный в законе перечень прав не является закрытым – вновь образуемая публично-правовая компания сможет быть наделена дополнительными правами, предусмотренными актом об ее создании ().

Добавим, что публично-правовые компании будут являться заказчиками в сфере регламентированных закупок и осуществлять их на основании от 18 июля 2011 года № 223-Ф3 " ". А положение о закупке будет утверждаться наблюдательным советом компании ().

Как будет осуществляться управление публично-правовыми компаниями

В первую очередь авторы закона предусмотрели возможность осуществления Президентом РФ различных полномочий в отношении публично-правовых компаний напрямую. Правда, конкретных полномочий в законе о публично-правовых компаниях не названо, они могут быть определены опять же в учредительных документах, в ходе создания компании (). Отметим, для госкорпораций и госкомпаний возможность непосредственного участия в их деятельности президента не предусмотрена. В связи с этим можно сделать вывод, что самые затратные и ответственные государственные проекты будут реализовываться именно такими публично-правовыми организациями – деятельность которых будет контролировать глава страны.

Органами непосредственного управления публично-правовой компании будут выступать наблюдательный совет и также генеральный директор. В то же время, решением о создании публичного юрлица может быть предусмотрено создание правления публично-правовой компании ().

Председатель и члены наблюдательного совета назначаются правительством, при этом сам орган управления наделяется довольно широкими полномочиями, среди которых:

  • утверждение стратегии развития компании;
  • утверждение бюджета и годового отчета компании;
  • выработка рекомендаций для других органов управления компании;
  • утверждает порядок использования доходов и т. д. ( , ).

При наблюдательном совете будет сформирован также комитет по аудиту, в задачи которого входит, в том числе, контроль финансовой дисциплины в публично-правовой компании. Одновременно члены наблюдательного совета наделяются довольно широкими индивидуальными правами. Так, они смогут получать информацию о деятельности компании, знакомиться со всеми без исключения документами организации, в том числе касающимися ее финансовой деятельности. Они будут вправе также оспаривать сделки и требовать применения последствий их недействительности ().

Между тем генеральный директор, также назначаемый на должность правительством, будет выполнять функцию единоличного исполнительного органа публично-правовой компании. К его компетенции будут относиться вопросы руководства текущей деятельностью организации ().

Экономическая эффективность деятельности

Также законодатель урегулировал вопросы использования временно свободных средств публично-правовых компаний. Так, инвестирование временно свободных средств публично-правовых компаний предписывается осуществлять на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности приобретаемых активов. А перечень разрешенных активов, порядок и условия инвестирования временно свободных средств, порядок и механизмы контроля за их инвестированием будет определять правительство ().

Публично-правовые компании как новый тип некоммерческих организаций будут представлять собой довольно сложные юридические образования, наделенные компетенцией, далеко выходящей за пределы возможностей обычных бизнес-структур, в том числе и компаний с государственным участием. Создание и деятельность таких организаций потребует особо взвешенного подхода.

Как отмечают разработчики закона, документ был принят во исполнение поручения Президента РФ Владимира Путина в целях пересмотра подходов к созданию и функционированию государственных корпораций и создания унифицированных правил их деятельности. Поэтому можно предположить, что со временем такая организационно-правовая форма компаний с государственным участием станет преимущественной.

Научный руководитель: Рябова Е.В., кандидат юридических наук, доцент

Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова

Одна из тенденций современного развития мировой экономики проявляется в том, что, несмотря на тип экономики, во многих государствах важное место в системе предоставления жизненно-необходимых услуг занимают предприятия и организации, которые полностью или частично принадлежат государству. При этом в каждом из государств используется собственный подход к определению термина «государственная корпорация» («государственная компания») и формированию критериев для отнесения того либо иного юридического лица к категории «государственное».

В Российской Федерации в качестве полноправных субъектов гражданского оборота государственные корпорации получили свое легальное закрепление в 1999 г. путем принятия поправок в текст Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ). В Закон была введена специальная ст. 7.1, из которой следует, что: «государственная корпорация – это не имеющая членства некоммерческая организация, которая учреждена Российской Федерацией на основе имущественного взноса и создана для осуществления социальных, управленческих либо иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается в соответствии с федеральным законом».

Однако, с момента появления в российском законодательстве нормы, предусматривающей возможность создания юридического лица в организационно-правовой форме государственной корпорации, до 2007 г. законодателем она применялось только дважды – при учреждении Агентства по реструктуризации кредитных организаций и Агентства по страхованию вкладов. Пик массового создания государственных корпораций пришелся на 2007 г. Государство образовало шесть таких структур – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, «Внешэкономбанк», «Роснанотех» («Роснано»), «Олимпстрой», «Ростехнологии», «Росатом». В последующем ряд из них был упразднен либо реорганизован, в результате чего на конец 2017 г. в отечественной экономике функционируют шесть государственных корпораций (Агентство по страхованию вкладов, Фонд содействия реформированию ЖКХ, «Внешэкономбанк», «Ростех», «Росатом», «Роскосмос») и одна государственная компания «Автодор», по своему статусу практически идентичная государственной корпорации.

Если проанализировать все озвученные в юридической литературе мнения, то мы можем выделить следующие специфические черты, присущие правовому статусу государственной корпорации, отличающие ее от корпорации, в ее обычном гражданско-правовом понимании:

Государственные корпорации наделены целым комплексом властных полномочий, в частности, правом нормативно-правового регулирования, что, как следует из общей теории права, является исключительной прерогативой государственных органов власти;

У государственных корпораций отсутствуют учредительные документы (уставы), их функции выполняет федеральный закон. Как результат, появление парадоксальной с правовой точки зрения ситуации: юридические лица, имея одну организационно-правовую форму, осуществляют свою деятельность не на основании Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), как обычные юридические лица, а в соответствии с положениями разных законов а, значит, не всегда по одинаковым правилам ;

Реорганизация или ликвидация государственной корпорации возможна лишь на основании специального федерального закона. Правила, регламентированные в законодательстве о несостоятельности (банкротстве), в отношении госкорпораций не применяются;

В отношении деятельности государственных корпораций действует целый ряд исключений из общих правил, которые применяются ко всем юридическим лицам. Например, на Агентство по страхованию вкладов, которое в системе обязательного страхования вкладов признается страховщиком, не распространяются общие требования о лицензировании страховой деятельности.

Если обратить внимание на представленный (далеко не полный) перечень особого правового статуса государственных, то наиболее важным элементом следует признать наделение их отдельными властными полномочиями, что никак не корреспондирует правовому статусу всех остальных юридических лиц. Автор поддерживает точку зрения Д.В. Новака о том, что «государственные корпорации должны рассматриваться в качестве группы юридических лиц, цель создания которых – «решение общих дел». Для достижения указанной цели государство может их наделять отдельными властными полномочиями» .

Значение государственных корпораций в системе отечественной экономики экспертами оценивается неоднозначно. Одни их критикуют, предлагая «упразднить, преобразовать данную организационно-правовую форму в иные формы юридических лиц без наделения специальным статусом и привилегиями» . Другими, напротив, озвучивается мнение об эффективности деятельности таких организаций . При этом практически все из них сходятся во мнении о недостаточности правовой регламентации статуса государственных корпораций.

Мы полагаем, что растущая потребность в совершенствовании всего законодательного массива, регламентирующего правовой статус государственных корпораций, дала толчок для развития идеи о создании публично-правовых компаний и принятии специального закона, обобщающего их регулирование.

Новая организационно-правовая форма юридического лица – «публично-правовая компания» – в правовой оборот официально была введена в 2014 г. путем принятия поправок в ст. 50 ГК РФ , а Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 236-ФЗ «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 236-ФЗ) уже были определены правовое положение указанных организаций, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации. 29 июля 2017 г. был принят Федеральных закон, предусматривающий создание первой публично-правовой компании, цель которой – осуществление защиты прав участников долевого строительства .

Как закреплено в п. 1 ст. 2 Федерального закона № 236-ФЗ, публично-правовая компания – это унитарная некоммерческая организация, которая создается в РФ и ведет деятельность в интересах государства и общества. Для этих целей организация наделяется функциями и полномочиями публично-правового характера, т.е. властными функциями и полномочиями, которые обычно присущи органам государственной власти (см., например, ч. 5 ст. 66, ст. 125 ГК РФ). Создается публично-правовая компания либо указом Президента РФ, либо на основании Федерального закона. Кроме того, она может быть создана путем реорганизации: акционерного общества со 100-процентным участием РФ; государственной компании; некоторых государственных корпораций.

По верному утверждению О.В. Романовской, анализ Федерального закона № 236-ФЗ позволяет прийти к выводу о том, что государство активно занимается поиском форм собственного участия в предпринимательской деятельности, нацеленной на реализацию публичных функций (когда государственные ресурсы вкладываются в развитие того или иного сектора экономики, благодаря чему появляется некоторая прибыль, но которая, в свою очередь, не является самоцелью). Публичные функции с течением времени видоизменяются, что предопределяет изменение и форм участия в их реализации .

При этом, можем предположить, что основная цель, которую преследовал законодатель при разработке Федерального закона № 236-ФЗ, заключалась в унификации законодательного регулирования деятельности государственных корпораций, а также государственных компаний, разрозненного по специальным законам, узко направленным на регламентацию деятельности каждой государственной корпорации в отдельности . Ввиду схожести конструкций, в научной среде высказывалось мнение о том, что публично-правовая компания является ни чем иным как новым названием государственной корпорации .

Исходя из содержания Пояснительной записки к законопроекту, следует, что публично-правовые компании должны стать тем знаменателем, к которому должны быть приведены государственные корпорации и государственные компании . В том числе разработчиками законопроекта особо указывается, что согласно Плану-графику, утвержденному Председателем Правительства РФ от 29 декабря 2010 г. № 6793п-13, существующие в настоящее время государственные корпорации и государственная компания «Автодор» должны быть либо преобразованы, либо реорганизованы, либо ликвидированы. Вместе с тем, согласно Плану-графику в форму публично-правовой компании предполагается преобразовать только государственные корпорации «Внешэкономбанк» и Агентство по страхованию вкладов. Но ведь этими организациями перечень государственных корпораций не исчерпывается.

В самом Федеральном законе № 236-ФЗ какие-либо уточнения, касающиеся статуса государственных корпораций, отсутствуют. В ГК РФ, несмотря на внесение изменений, связанных с введением в законодательство новой организационно-правовой формы юридического лица – публично-правовой компании, положения, относящиеся к государственным корпорациям, изменены не были. Это означает, что правовой статус государственных корпораций по-прежнему определяют: статья 7.1 Федерального закона № 7-ФЗ и федеральные законы о создании конкретных государственных корпораций.

С учетом имеющегося к настоящему времени законодательного массива, возникает вполне закономерный вопрос о соотношении государственных корпораций и публично-правовых компаний.

Первое на что следует обратить внимание, это цели создания данных юридических лиц. В соответствии с ч. 1 ст. 7.1 Федерального закона № 7-ФЗ целью создания государственных корпорация является осуществление управленческих, социальных и иных общественно полезных функций. Этим положением, по словам Ю.А. Тарасова и Г.С. Игнатенко, существенно ограничивается сфера их применения в качестве инструмента государственной экономической политики . Из ч. 5 ст. 2 Федерального закона № 236-ФЗ следует, что публично-правовая компания может быть создана в случае необходимости «проведения государственной политики, предоставления государственных услуг, управления государственным имуществом, обеспечения модернизации и инновационного развития экономики, осуществления контрольных, управленческих и иных общественно полезных функций и полномочий в конкретных сферах и отраслях экономики, для реализации особо важных проектов и государственных программ, в том числе социально-экономического развития регионов, а также в целях выполнения иных функций и полномочий публично-правового характера». Следовательно, публично-правовые компании нацелены на решение гораздо более широкого круга задач, чем государственные корпорации.

Для достижения поставленных целей на публично-правовые компании возлагается широкий круг правомочий. В частности, они наделяются правами по созданию филиалов и представительств, приобретению активов, созданию коммерческих и некоммерческих организаций, правом на принятие участия в российских и иностранных организациях и правом членства в ассоциациях и союзах (ч. 4 ст. 5 Федерального закона № 236-ФЗ). У государственных корпораций (равно как и государственных компаний) такие полномочия отсутствуют.

Признает различия между государственными корпорациями и публично-правовыми компаниями и законодатель. Об этом свидетельствует отсутствие цели на преобразование существующих государственных корпораций в новую форму. В ч. 4 ст. 2 Федерального закона № 236-ФЗ закреплено положение о том, что уже существующие государственные корпорации не подлежат реорганизации в публично-правовые компании. При этом новые государственные корпорации не создаются.

Однако, несмотря на наличие указанных выше и иных особенностей, большинство юристов сходятся во мнении, что публично-правовые компании по своей сути представляют собой не что иное, как новую версию такой организационно-правовой формы, как государственная корпорация (с некоторым расширением их функций) . Подтверждает этот вывод и факт разработки и принятия Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 236-ФЗ «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации», направленного непосредственно на унификацию законодательства о государственных корпорациях (государственных компаниях), повышение эффективности и прозрачности их деятельности путем введения новой организационно-правовой формы. Последние по замыслу разработчиков закона должны быть преобразованы в публично-правовые компании, но, скорее всего, будет не все так просто. Государственные корпорации, имея одну организационно-правовую форму, существенно различаются объемом прав и обязанностей, в первую очередь, в сфере выполнения государственно-властных полномочий. Наиболее яркой индивидуальностью в указанной сфере отличается корпорация «Росатом». Как верно подмечено О.В. Романовской, «при всей шлифовке статуса «Росатома» (в целях исключения ее из перечня органов государственной власти), ее публично-правовое предназначение (а точнее, ее государственный статус) не может быть скрыт витиеватыми фразами об отношении государственной корпорации к некоммерческим организациям. Исходя из этого, поиск оптимального сочетания властных и частноправовых форм участия государства в экономической сфере не исчерпан. По-видимому, публично-правовая компания – только определенный этап развития института государственного участия в экономике» .

Резюмируя вышеизложенное, можем предположить, что развитие законодательства о государственных корпорациях, равно как и публично-правовых компаний не закончено. При этом, неоспоримым следует признавать факт наличия специфики правового статуса таких юридических лиц, вытекающего из большого объема реализуемых ими публичных функций. В сущности, государственная корпорация (как и публично-правовая компания) должна быть отнесена к юридическим лицам публичного права, проблема заключается в том, что с точки зрения законодательства такой категории не существует. К тому же, в условиях отсутствия единообразного понимания сути «юридического лица публичного права» крайне некорректным представляется определение сущности создаваемой организационно-правовой формы через указанное понятие. То есть, отнесение Федеральным законом № 236-ФЗ публично-правовой компании к юридическим лицам публичного права не решило проблему регулирования уже фактически существующих лиц данной категории. Автор придерживается мнения о том, что функционирование в правовой системе России юридических лиц, полноценное правовое регулирование которых не может осуществляться в соответствии с нормами гражданского права, свидетельствует в пользу закрепления на законодательном уровне разделения юридических лиц на лиц частного права и лиц публичного права, с оговоркой, что статус и деятельность публичных юридических лиц должны регулироваться специальным законодательством.


Библиографический список

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; 2017. № 31 (ч. 1). Ст. 4808.
  2. Федеральный закон от 29.07.2017 № 218-ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан – участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2017. № 31 (ч. 1). Ст. 4767.
  3. Федеральный закон от 03.07.2016 № 236-ФЗ «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 29.07.2017) // СЗ РФ. 2016. № 27 (ч. 1). Ст. 4169; 2017. № 31 (ч. 1). Ст. 4816.
  4. Федеральный закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2014. № 19. Ст. 2304.
  5. Федеральный закон от 08.07.1999 № 140-ФЗ «О внесении дополнения в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» // СЗ РФ. 1999. № 28. Ст. 3473.
  6. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (ред. от 14.11.2017) // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 145; 2017. № 47. Ст. 6846.
  7. Пояснительная записка «К проекту Федерального закона «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Документ опубликован не был. [Эл. ресурс]. СПС КонсультантПлюс.
  8. Абрамова М.Г. Государство и бизнес: возможно ли эффективное партнерство? (на примере системы страхования вкладов в Российской Федерации) // Безопасность бизнеса. 2014. № 3. С. 11-14.
  9. Аюшеева И.З. К вопросу об организационно-правовых формах некоммерческих организаций // Власть Закона. 2016. № 4. С. 68.
  10. Винницкий А.В. Публичная собственность. М.: Статут, 2013. С. 563-567.
  11. Курбатов А. Реформа гражданского законодательства: чего ожидать юридическим лицам публичного права? // Legal insight. 2011. № 1. [Эл. ресурс]. URL: https://zakon.ru/publication/reforma
  12. Новак Д.В. К упорядочению системы некоммерческих организаций // Вестник гражданского права. 2007. № 3. [Эл. ресурс]. URL: http://www.mvgp.ru/arhive/5/49/ (дата обращения: 28.12.2017).
  13. Романовская О.В. Публично-правовые компании: новеллы в системе юридических лиц // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». 2017. Т. 5. № 1(17). [Эл. ресурс]. URL: http://esj.pnzgu.ru/files/esj.pnzgu.ru/romanovskaya_ov_17_1_03.pdf (дата обращения: 28.12.2017).
  14. Семенихин В.В. Все о некоммерческих юридических лицах. М.: ГроссМедиа, 2014. [Эл. ресурс]. URL: http://www.twirpx.com/file/1626584/ (дата обращения: 28.12.2017).
  15. Серова О.А., Антропцева И.О., Иванов А.В. и др. Комментарий к Федеральному закону от 3 июля 2016 г. № 236-ФЗ «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (постатейный). [Эл. ресурс]. СПС КонсультантПлюс, 2016.
  16. Тарасов Ю.А., Игнатенко Г.С. Публично-правовая компания – новая организационно-правовая форма юридических лиц в Российском законодательстве // Известия Юго-Западного государственного университета. 2016. № 6(69). С. 257.
Количество просмотров публикации: Please wait

Понятие «публично-правовая компания» было введено в ГК РФ Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ в рамках реформы гражданского законодательства. Это некоммерческая организация, осуществляющая свою деятельность в интересах государства и общества, наделенная публично-правовыми функциями и полномочиями и созданная на основании федерального закона, решения Правительства РФ или в результате реорганизации госкорпорации, госкомпании или акционерного общества, единственным участником которого является РФ. Правовое положение таких компаний, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации регламентируется специальным федеральным законом. Что представляет из себя публично-правовая компания, для чего она создается? Ответы на эти вопросы вы найдете в комментарии экспертов 1С.

Новая организационно-правовая форма юридических лиц - публично-правовая компания (далее - ППК), - появилась в Гражданском кодексе РФ с 01.09.2014 (пп. «б» п. 3 ст. 1, ст. 3 Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ). Федеральный закон от 03.07.2016 № 236-ФЗ (далее - Закон № 236-ФЗ) определил правовое положение указанных организаций, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации. Данный закон вступил в силу 02.10.2016. Ниже мы расскажем о том, что представляет собой публично-правовая компания и для каких целей она может быть создана.

Понятие и правовое положение публично-правовой компании

Публично-правовая компания - это унитарная некоммерческая организация, которая создается в РФ и ведет деятельность в интересах государства и общества (п. 1 ст. 2 Закона № 236-ФЗ). Для этих целей организация наделяется функциями и полномочиями публично-правового характера, т. е. властными функциями и полномочиями, которые обычно присущи органам государственной власти (см., например, п. 5 ст. 66, ст. 125 ГК РФ).

Создается ППК указом Президента РФ или на основании Федерального закона. Кроме того, она может быть создана путем реорганизации:

  • АО со 100-процентным участием РФ;
  • государственной компании;
  • некоторых госкорпораций.

Основным документом ППК является ее устав (ст. 4 Закона № 236-ФЗ). ППК, в частности, имеет право (п. 4, 6 ст. 5 Закона № 236-ФЗ):

  • создавать филиалы и открывать представительства;
  • создавать коммерческие и некоммерческие организации и принимать в них участие (для достижения целей, ради которых была создана сама ППК);
  • осуществлять деятельность, приносящую доход, если это предусмотрено решением о создании ППК и ее уставом (для достижения целей, ради которых она создана).

Цели создания ППК

Публично-правовая компания может быть создана, в частности, в целях (п. 5 ст. 2 Закона № 236-ФЗ):

  • проведения государственной политики;
  • предоставления госуслуг;
  • управления госимуществом;
  • обеспечения модернизации и инновационного развития экономики;
  • осуществления контрольных и управленческих функций и полномочий;
  • реализации особо важных госпроектов и программ.

Порядок и сроки реализации целей, поставленных перед создаваемой ППК, фиксируются в стратегии ее развития, которая утверждается наблюдательным советом компании (пп. 3 п. 1 ст. 9, ст. 14 Закона № 236-ФЗ).

Общей целью создания нового вида организаций является более гибкое и эффективное участие государства в тех сферах экономической деятельности, где использование существующих форм организаций невозможно или является ограниченным. Также при помощи ППК государство планирует ужесточить контроль над целевым использованием государственного имущества.

Особые условия отчетности

Как следует из норм Закона № 236-ФЗ, ППК с особой тщательностью должны подходить к своей отчетности. Они обязаны создавать систему внутреннего контроля и службу внутреннего аудита. Годовая бухгалтерская и консолидированная отчетность ППК подлежат обязательному аудиту организацией, отобранной в ходе конкурса. Годовой отчет направляется Президенту РФ, Правительству РФ, обеим палатам Федерального Собрания РФ, в Счетную и Общественную палаты РФ (п. 9 ст. 5, пп. 15 п. 1 ст. 9, ст. 15, 16 Закона № 236-ФЗ).

В решениях «1С:Предприятие 8» необходимые изменения, связанные с вступлением в силу Федерального закона от 03.07.2016 № 236-ФЗ, будут внесены с выходом очередных обновлений. О сроках см. в

Закон о создании публично-правовых компаний, и сразу же по интернету прокатилась волна возмущения — да как же это, что же такое творится! Тоталитарный произвол!

Давайте разберёмся, что и почему — и, соответственно, кому — так не понравилось.

Публично-правовые компании (ППК), как объясняется во всех публикациях,

«будут обладать как экономическими, так и властными полномочиями и смогут проводить политику государства там, где у власти отсутствует возможность эффективного использования традиционных инструментов администрирования: предоставлять госуслуги, обеспечивать особо важные государственные проекты и госпрограммы, обеспечивать модернизацию экономики ».

Для таких компаний обязательно составление стратегии на пятилетку, они могут быть созданы из существующих госкомпаний, а также ОАО, если 100% акций принадлежит государству. Отчётность ППК очень строгая: ежегодный аудит, при этом отчёты направляются в Совет Федерации, Государственную думу, Счётную и Общественную палаты РФ, в правительство и президенту.

Казалось бы, в чём проблема? Но вот что, например, пишет Борис Юлин в посте с названием « Да здравствует феодализм »:

«О чём говорит этот славный закон?

Он говорит всего лишь о том, что в ряде мест государство уйдёт в тень. И власть будет отдана на откуп местным олигархам. Возникнут этакие аллоды, в которых вообще всё будет в руках ленд-лорда, не только де-факто из-за богатства, но и де-юре, официально. То есть государство будет утрачивать полномочия, слабеть. И эти полномочия будут сосредотачиваться в руках коммерческих структур ».

Это, знаете ли, уже какие-то фантазии. В законе нет ничего о передаче функций олигархам и частникам.

Если внимательно прочесть Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 236-ФЗ «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», то там чётко прописано, что законом вводится новая организационно-правовая форма юридического лица, а именно публично-правовая компания, которая «представляет собой унитарную некоммерческую организацию, созданную на основании федерального закона или указа Президента РФ» (часть 2 статьи 2). При этом на её работников «распространены запреты, предусмотренные для сотрудников госкорпораций (госкомпаний)». Вот, в конце концов, статья 5, часть 1: «Учредителем публично-правовой компании является Российская Федерация».

Где тут передача управления в руки частникам?! Конечно, в правлении или ещё где может оказаться человек, не являющийся чиновником, но собственником он от этого не станет, и будет контролироваться государством.

Ещё пример, от в целом патриотичного блогера bulochnikov: « Путин возродил в России Ост-индийскую компанию времён британского колониализма », на тему «ППК не отвечают по обязанностям государства»:

«То есть, за пенсии и прочие социальные обязательства на вверенной ей территории будет отвечать какая то компания? А если она не захочет платить пенсии и вместо этого обанкротится?

А теперь подумайте: что предпочтёт такая региональная частная компания, набравшая силу в своём регионе, если Путин захочет закрыть её? Подчиниться, или сместить Путина или кто там после него будет? А, может, объявить территорию независимым государством? ».

Это уже какая-то истерика, извините. Откуда взялось «понимание», что речь идёт о региональных территориях — не понятно. Пенсии компании не платят, это дело специальных фондов. Судя по тексту закона, он «заточен» не под регионализм, а под установление прямого государственного управления в отдельных производственных и других областях, «по нужным темам», где остро требуется ручное управление и строгое планирование (кстати, пятилетки — это хороший, правильный символ).

Зачем потребовалось новая правовая форма? Ну так написано же: для создания компаний, которые de-facto будут государственными, но при этом de-jure такими являться не будут. Поэтому нельзя будет, например, арестовать собственность компании за какие-либо действия России как государства (вспоминаем дело ЮКОСа: хотя российские суды и , но ).

Кроме того, формальная негосударственность позволяет выполнять функции, которые государство не может осуществлять юридически. Подходящая аналогия: частные военные компании. Я писал в ранней на тему:

«основное преимущество принятия закона о ЧВК — это получение эффективного инструмента России для геополитического влияния за рубежом, причём на легальной основе, при невозможности выдвинуть какое-либо обвинение в военном вмешательстве в дела какой-нибудь “суверенной республики” ».

ППК — это аналог ЧВК , но в мирной, экономической области (кстати, ЧВК могут быть оформлены юридически именно как ППК). Очень нужный инструмент с учётом того, что нынешнее правительство отчётливо . Ria.ru верно отмечает :

«Реализация норм закона позволит государству более гибко регулировать экономические отношения в тех сферах деятельности, где отсутствует возможность использования традиционных юрлиц для достижения поставленных государством целей. В отличие от органов госвласти, ППК сможет осуществлять организационно-властную деятельность с широким использованием рыночных механизмов ».

Вот этому-то и возмущаются критики закона: мол, как так! Государство должно лишь обслуживать интересы эффективных собственников, а само в экономику не вмешиваться! Хотя, возможно, есть и честные комментаторы, которые просто не читали закон. Или читали, но не осмыслили. Запуганные глобалистской тенденцией передачи управления в частные руки (то же ), они мыслят строго дихотомично и не всегда отличают фактическое управление от юридического (влияние западной парадигмы мышления, кстати).

Между прочим, этот закон отнюдь не возник неожиданно. Вот вам ещё образчик возмущения, на этот раз — с либеральной стороны:

«Ну что ж, поздравляю, друзья, борьба с госкорпорациями близка к тому, чтобы завершиться полной победой госкорпораций. А чтоб никто не догадался — оказывается, надо просто их назвать по-другому — "публично-правовые компании"… Которым из казны безвозмездно передается имущество, которые этим имуществом не отвечают по долгам Российской Федерации… если сейчас госкорпорацию можно создать только путем принятия специального федерального закона, то согласно законопроекту такие как-бы-не-госкорпорации можно будет штамповать просто решениями Правительства (так, видите ли, оперативнее управлять государственным имуществом) ».

Жуть, какой беспредел с точки зрения либерализма! Критика, однако, была написана в 2011-м году . А вот другая либеральная заметка 2013-го года :

«Госкорпорации будут преобразованы в новую форму юридических лиц — публично-правовые компании. Это некоммерческие организации с правом инвестировать свободные деньги и широким набором целей — от проведения госполитики до контроля за отраслями, следует из законопроекта, подготовленного Минэкономразвития. Решение Дмитрия Медведева отказаться от госкорпораций трансформировалось в расширение сферы их деятельности, констатировали юристы ».

Вот, оказывается, в чём дело-то: либерально-экономический блок давно желает прикрыть госкорпорации и передать всё эффективным собственникам, а тут — такой вот ассиметричный вариант прекращения деятельности госкорпораций.

Если же посмотреть закон внимательно, то имеется ещё как минимум два важных аспекта новой правовой формы.

Во-первых , ППК — это унитарная некоммерческая организация. Именно некоммерческая, т.е. получение прибыли не ставится целью. Это, не побоюсь сказать, именно социалистический подход: государство должно обеспечивать развитие, а не эксплуатировать народ. Конечно, рыночные условия сохраняются, но и такой подход — уже серьёзный шаг вперёд, хотя и небольшой, к развитию и уходу от монетаризма в экономике.

Во-вторых , внимательно прочтите в законе статью 17 « Порядок совершения публично-правовой компанией отдельных видов сделок », где вводится категория лиц, заинтересованных в совершении сделки ППК:

«…если они, их супруги, родители, дети, полнородные и неполнородные братья и сестры, усыновители и усыновленные и (или) их аффилированные лица:

1) являются стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке;

2) занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке… ».

Даже не строгий список, но и «аффилированные лица» — то, что так давно надо было сделать в плане борьбы с коррупцией. Очень хочется думать, что эта замечательная глава 17 будет «обкатана» на ППК, а затем норма закона будет распространена и на все прочие юридические лица:

«В решении об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, должны быть указаны лицо (лица), являющееся ее стороной (сторонами), выгодоприобретателем (выгодоприобретателями), цена, предмет сделки и иные ее существенные условия или порядок их определения ».

Что можно сказать в заключение?

В тактическом плане — отличный закон , дающий государству мощный и эффективный инструмент наведения порядка в важных отраслях экономики.

В стратегическом плане, если вектор будет продолжен, это означает постепенную смену либеральной экономической парадигмы — для начала на государственный капитализм, но уже с отчётливым отходом от прибыли как самоценности, что радует особенно сильно.

Дополнительно стоит отметить, что этот закон можно рассматривать как знаковое событие — «с внешними проблемами разобрались в достаточной степени, чтобы начать заниматься внутренними».