Целевое использование земель сельхозназначения предусматривает для. Земельные вопросы

Земли сельхозназначения привлекают граждан своей экологической чистотой. Поэтому многие стремятся приобрести загородный участок, для последующей застройки. Что можно строить на таких участках?

Рекламные слоганы компаний, которые занимаются продажей земли, обещают, что участки предназначены для жилого строительства. Однако попытавшись получить разрешение на строительство, граждане натыкаются на отказ. Это связано с тем, что земли сельскохозяйственного назначения находятся под особым контролем государства. Поэтому порядок использования таких угодий регламентирован действующим законодательством.

Если заглянуть в Земельный Кодекс, можно наткнуться на весьма расплывчатые формулировки. Например: «заниматься строительством может заинтересованное или надлежащее лицо». Кроме того, строить дом на территориях сельхозназначения, допускается только после согласования с соответствующими инстанциями.

Наибольшую сложность вызовет получение разрешения от экологической службы. Вам потребуется доказать, что возведённая постройка не нарушит экологическую ситуацию. Давайте разберёмся, какое строительство на землях сельхозназначения допустимо в 2019 году.

Разбираемся с определениями

Весь земельный фонд России разделён на семь категорий по целевому предназначению. Есть территории, выделенные под градостроительство и промышленные объекты. Получить разрешение на строительство не составит труда.

Существуют земли, относящиеся к категории природоохранных зон. Они не предназначены для жилищного строительства и находятся под охраной государства. То же самое относится к землям резерва, которые временно изъяты из оборота.

Отдельной строкой идут земли сельскохозяйственного назначения. Эти территории расположены вне градостроительных образований и предназначены для ведения сельскохозяйственной деятельности. За нецелевое использование или загрязнение таких угодий полагается административная и гражданская ответственность.

На 2019 год, участки сельхозназначения предназначены для:

  • ведения подсобного хозяйства в личных целях;
  • производства сельскохозяйственной продукции и растительного сырья;
  • устройства фермерских хозяйств;
  • садоводства;
  • разведения пресноводных рыб в искусственных или натуральных изолированных водоёмах.

Как видите, о строительстве жилого дома или технических построек речь не идёт. Однако, сельское хозяйство невозможно без развитой инфраструктуры. Поэтому допускается строительство коровников, курятников, складских помещений, дорог, обустройство ангаров для автотранспорта.

Обычно для возведения жилого дома требуется перевод участка сельхозназначения в другую категорию. Это связано со сбором довольно внушительного пакета и получением соответствующего разрешения от местного муниципалитета.

Исход такого решения весьма неоднозначен: в равной степени можно получить одобрение и отказ. Отсюда возникает вопрос: можно ли строить дом без этой бумажной волокиты? Оказывается, можно, при соблюдении определённых условий.

Участки для личного пользования

Обычно это земли сельскохозяйственного назначения, входящие в территориальные образования садовых товариществ и кооперативов. Согласно действующему законодательству, эти наделы отведены под дачное строительство.

И опять мы сталкиваемся с расплывчатой юридической формулировкой. Что следует понимать под дачным строительством? По нормативным актам, под это определение попадают временные постройки, непредназначенные для всесезонного проживания. Прописаться в таком строении или зарегистрировать его, как объект недвижимости — весьма сложно.

Кроме того, допускается возведение технических построек: навесов, помещений для скота и домашней птицы, теплиц и сараев. Разрешение на строительство перечисленных объектов получать не требуется.

Обратите внимание, что возведение жилого здания, попадающего под определение капитальной постройки, не допускается. Это считается нецелевым использованием выделенного участка.

Кроме того, закон запрещает заниматься любой коммерческой деятельностью, на угодьях, выделенных для ведения личного хозяйства. Чтобы строить дом, потребуется изменение категории земли. Стоит отметить, что для таких участков – это вполне осуществимая процедура.

Фермерские хозяйства

Здесь ситуация выглядит несколько иначе. Земли сельскохозяйственного назначения, отведённые для организации фермерских хозяйств, допускается использовать следующим образом:

  • организация охотничьих угодий с разведением диких животных;
  • использование пахотных и плодородных земель для выращивания агрокультур;
  • обустройство пастбищ, разведение домашней птицы и скота;
  • строительство складских помещений и других строений, необходимых для обеспечения функциональности фермерского хозяйства.

Учитывая, что самому фермеру тоже нужно где-то жить, последний пункт прямо указывает, что можно строить дом на участке сельхозназначения. Если следовать букве закона, такое разрешение даёт статья № 263 ГК РФ и положения 40, 43 Земельного Кодекса.

Однако есть и некоторые ограничения. В частности, допускается возведение жилого строения не выше 3-х этажей. Зато постройку можно официально зарегистрировать, с присвоением адреса и пропиской для собственника.

Земли сельскохозяйственной деятельности

Под это определение попадают участки сельхозназначения, выделенные для обработки земли и производства растительного сырья. Можно ли строить на этой территории?

По закону допускается строительство некапитальных построек хозяйственного назначения. Сюда относятся ангары, складские помещения, производственные цеха, не противоречащие целевому использованию земли.

Для таких сооружений не требуется разрешение на строительство с последующей регистрацией. Если запланировать капитальную жилую постройку, разрешение на строительство нужно обязательно. В этой ситуации, земли сельскохозяйственного назначения подлежат застройке при соблюдении определённых норм и требований.

Остались вопросы? Напишите ваш вопрос в форме ниже и получите развернутую консультацию юриста:

"Для сельскохозяйственного производства " - один из видов разрешенного использования земельных участков категории "земли сельскохозяйственного назначения". Данный вид использования подразумевает обработку земли для производства сельскохозяйственных культур и иной сельхозпродукции, а так же использование для других, связанных с сельскохозяйственным производством, целей - хранения, переработки и т.п. Обычно, для участков с разрешенным видом использования "для сельхозпроизводства" указывается и конкретный вид сельскохозяйственной деятельности: пашня, животноводство, многолетние насаждения.

Кроме данного вида использования в категории "земли сельскохозяйственного назначения " существуют и иные виды использования, например:

  • Земельные участки для ведения сельскохозяйственного производства
  • Земельные участки для создания защитных лесных насаждений
  • Земельные участки для научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей
  • Земельные участки для ведения крестьянских (фермерских) хозяйств
  • Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства
  • Земельные участки для ведения дачного хозяйства
  • Земельные участки для ведения садоводства
  • Земельные участки для ведения животноводства
  • Земельные участки для ведения огородничества
  • Земельные участки для сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации
  • Земельные участки для сенокошения и выпаса скота

Собственник земельного участка может выбратьдюбой вид разрешенного использования из видов использования, предусмотренных для данного участка территориальным зонированием. В соответствии с п. 2 ст. 7 Земельного кодекса вид разрешенного землепользования выбирается правообладателем самостоятельно. Однако, нужно учитывать, что подобное зонирование проведено далеко не везде и в этом случае для изменения вида разрешенного использования необходимо обюращаться в органы местного самоуправления.

Свободный выбор вида разрешенного использования ограничен для особо ценных сельскохозяйственных угодий, перечень которых устанавливается нормативными актами субъектов федерации. Под угодьями, согласно ст. 77 и 79 ЗК, понимаются пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и т. п). Особо ценные угодья определяются нормативными актами субъектов федерации. В Московской области в соответствии с законом от 12.06.2004 №75/2004-037 " Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области" (п. 4 ст. 5) к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям относятся сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых превышает среднерайонный уровень более чем на 10%, сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научно-исследовательских организаций, профильных вузов и техникумов, государственных сортоиспытательных станций и государственных сортоиспытательных участков, а также искусственно орошаемые сельскохозяйственные угодья и осушаемые земли со стационарными оросительными и закрытыми осушительными системами. Областной закон запрещает использование особо ценных сельхозугодий для несельскохозяйственных нужд, а также для целей дачного строительства.

Предусмотрены определённые правила владения и эксплуатации таких земель физическими и юридическими лицами .

Сельскохозяйственные земли (СХ-земли) представляют собой возобновляемый природный ресурс, выступающий в определённых видах деятельности и средством производства, а деятельность человека на таких землях регламентируется Земельным кодексом РФ (ЗК РФ) и Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002.

Согласно п. 2 ст. 77 Земельного кодекса РФ, сельскохозяйственные земли имеют в своём составе наделы земли, предназначенные:

  • Для непосредственного сельскохозяйственного производства;
  • Для дорог и коммуникаций, обеспечивающих такое производство;
  • Для различного вида защитных насаждений и модификаций ландшафта;
  • Для водных объектов.

К защитным насаждениям относятся предохраняющие поля от выветривания , а также различные насыпи и каналы, регулирующие влажность заболоченной или засушливой почвы.

К водным объектам относятся специальные водоёмы, использующиеся для разведения различных видов рыб.

Виды разрешённого использования СХ-земель

Земли, предназначенные для непосредственного сельскохозяйственного производства, имеют, согласно п. 1 ст. 78 Земельного кодекса РФ, следующие основные способы использования:

  • Организация (КФХ);
  • (ЛПХ) полевого типа;
  • Занятия и/или огородничеством;
  • Занятия животноводством и рыбоводством;
  • Осуществление выпаса скота и сенокошения;
  • Ведение охотничьего хозяйства;
  • строительство.

Крестьянско-фермерское хозяйство организуется для производства сельскохозяйственной продукции либо группой лиц, владеющих данным КФХ по долевому принципу, в зависимости от вложенного капитала, либо владельцем-фермером, являющимся индивидуальным предпринимателем, и наёмными работниками.

Согласно ст. 19 закона «О Крестьянском (фермерском) хозяйстве», данная организация с фермером во главе может производить, транспортировать, хранить и реализовывать созданную продукцию.

Индивидуальное подсобное хозяйство может быть реализовано на сельскохозяйственных землях только полевого типа, то есть для выращивания растительных культур или выпаса скота без права возведения жилых и вспомогательно-технических построек с фундаментом (разрешены только временные переносные бытовки).

Земли, выделяемые для садоводства или огородничества, обычно выделяются в общем ареале, в котором пользователи отдельных выделенных участков создают общественное объединение для решения общих задач.

Такое объединение бывает трёх типов:

  1. Потребительский кооператив;
  2. Товарищество;
  3. Некоммерческое партнёрство.

Важно помнить, что ведение хозяйства не в соответствии с видом разрешённого использования данного надела земли наказывается вплоть до отъёма такого надела.

Статусы земель и категории разрешённого использования таких земель имеются на кадастровых картах в органах Росреестра.

Правила пользования землями сельскохозяйственного назначения

Согласно п. 1 ст. 78 Земельного кодекса РФ, вести деятельность на земельных наделах, относящихся к сельскохозяйственным землям, могут следующие категории лиц:

  • Граждане, создающие ЛПХ или КФХ;
  • Садоводы и огородники;
  • Казачьи общества;
  • Подразделения научных и образовательных организаций, относящихся к сельскому хозяйству;
  • Общины коренных малочисленных этносов.

К последней категории относят малые народы Крайнего Севера, Сибири и . Сельскохозяйственные земли предоставляются таким народам в пользование для целей, соответствующих их традиционному укладу жизни.

Строительство на сельскохозяйственных землях

Возведение жилых и нежилых сооружений на СХ-землях производится в соответствии с видом разрешённого использования таких земель.

Так как все наделы земли, относящиеся к сельскохозяйственной категории, находятся вне границ поселений, то на такие наделы, в соответствии с п. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ, не распространяется действие градостроительного регламента.

Возведение жилых домов допускается на земельных наделах следующих категорий землепользования:

  • Крестьянско-фермерские хозяйства;
  • Садоводческие объединения;
  • Дачные посёлки;
  • Охотничьи хозяйства.

В крестьянском хозяйстве может быть построен полноценный дом для проживания фермера-главы хозяйства и его семьи, и в таком доме можно получить регистрацию на постоянной основе. Также допускаются пристройки-бытовки для наёмных работников и технические здания (склады продукции, маслобойни и т.д.).

В садоводческих объединениях и дачных посёлках разрешается строительство жилого дома для отдыха, но получить регистрацию в таком доме затруднительно.

Для этого дачный или садовый домик должен соответствовать необходимым нормам, предъявляемым к жилым помещениям, а многие старые домики таким нормам не отвечают.

На сельскохозяйственных землях для огородничества возводить жилой дом нельзя. К таким землям относятся, например, небольшие арендуемые наделы под посадку картофеля.

Также нельзя строить дом на СХ-землях, предназначенных для ведения полевого личного подсобного хозяйства, так как дома можно возводить только на землях ЛПХ, относящихся к категории земель населённых пунктов.

Важно помнить, что на земельных наделах, представляющих особую природную ценность, запрещено строительство любого типа. К таким землям относят, в частности, участки с большим слоем плодородного чернозёма в экологически чистых районах.

Изменение категории земли

Стремление градостроителей расширить размеры городских поселений можно осуществить путём перевода сельскохозяйственных земель в категорию земель поселений.

Такой перевод, согласно ст. 7 Федерального закона «О переводе земель… из одной категории в другую» от 21.12.2004, возможен только при особых обстоятельствах, связанных с:

  • Консервацией земель;
  • Изменением границ населённых пунктов;
  • Созданием заповедников;
  • Размещением промышленных объектов;
  • Переводом непригодных для сельского хозяйства земель в другие категории;
  • Строительством необходимых дорог и коммуникаций;
  • Оборонными целями;
  • Добычей полезных ископаемых;
  • Размещением социально значимых объектов.

Перевод осуществляется чаще всего для изменения границ поселений (второй случай).

Расширение городских границ может происходить как при переводе приграничных полевых наделов в городские земли для многоэтажного строительства, так и при включении дачных или садовых посёлков в границы города с уже построенными домами.

Для смены категории земли необходимо в земельный комитет местной администрации, приложив к заявлению документ, свидетельствующий о праве собственности на надел, подлежащий переводу в другую категорию земель и указав в заявлении основание для такого перевода.

Важно помнить, что при переводе застроенных дачных посёлков в городской частный сектор такие посёлки должны соответствовать градостроительным требованиям, касающимся не только состояния жилых построек, но и наличия коммуникаций и проходимости таких коммуникаций.

Ширина улиц и тротуаров также должна соответствовать определённым нормам, иначе перевод в городские земли будет невозможным.

Следует знать, что перевод земли из сельскохозяйственной категории в другую невозможен, если наделов земли, подлежащих переводу, превышает среднюю стоимость земель в данной местности более, чем на половину.

Перед подачей заявления на смену категории земли необходимо определиться, для чего такой перевод необходим, так как в некоторых случаях, например, для получения разрешения на строительство дома, достаточно просто поменять вид разрешённого пользования СХ-земли без перевода в другую категорию.

связанной с сельским хозяйством, или же деятельности, не разрешённой для данной категории землепользования, наказывается, согласно ст. 8.8 Федерального закона № 195 (КоАП), штрафом в размере, зависящем от статуса лиц, нарушивших правила пользования землёй, и от конкретных обстоятельств.

Если известна кадастровая стоимость надела, подвергшегося нецелевому использованию, то штрафы назначаются в процентах от кадастровой стоимости надела:

  • Для физических лиц – от 0,5 до 1 процента, но не менее 10000 рублей;
  • Для должностных лиц – от 1 до 1,5 процента, но не менее 20000 рублей;
  • Для – от 1,5 до 2 процентов, но не менее 100000 рублей.

Размер штрафа в пределах, установленных законом, варьируется судьями и стремится к максимуму при нанесении вреда окружающей среде от нецелевого использования земель, особенно когда в деле фигурируют особо ценные плодородные угодья.

При неопределённой кадастровой стоимости надела земли штраф устанавливается в размере от 10 до 200 тысяч рублей, в зависимости от статуса нарушителя и последствий.

Важно понимать, что нарушение правил пользования наделом земли, предоставленным местной исполнительной властью на условиях аренды льготникам для строительства жилья или занятия садоводством может привести к потере права аренды и последующей приватизации надела земли.

Итак, сельскохозяйственные земли можно использовать для растениеводства и животноводства, и в некоторых случаях для возведения личных жилых домов. Чтобы избежать юридических проблем, владельцам земельных наделов важно знать вид разрешённой деятельности на таких наделах и действовать в рамках закона.

Земли сельскохозяйственного назначения РФ располагаются за пределами населенных пунктов. Они предоставляются для осуществления с/х деятельности и выполнения работ, связанных с ней. Рассмотрим далее сельскохозяйственного назначения.

Общие сведения

Виды земель сельскохозяйственного назначения формируют отдельную категорию ресурсов. К ним относят лучшие территории, считающиеся достоянием страны. В с/х деятельности они выступают не только в качестве пространственно-операционного базиса, но и как основной производственный фактор. В этой связи устанавливается особый правовой режим земель сельскохозяйственного назначения. ФЗ №101 определяет функции государственных органов по обеспечению контроля над состоянием этих территорий, обязанности лиц, осуществляющих с/х деятельность, стимулирующие меры для повышения качества грунта.

Земли сельскохозяйственного назначения: разрешенное использование

Основным регулирующим нормативным актом в сфере эксплуатации рассматриваемых ресурсов выступает ЗК. В Кодексе присутствует понятие В нее входят:

  • Земли поселений.
  • Территории запаса.
  • Земли с/х назначения.
  • Водный и лесной фонд.
  • Рекреационные земли.
  • Промышленные территории.

В Кодексе также определяется вид разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения. Такая категория присваивается участку в соответствии с целями его получения. Сегодня участки приобретаются, как правило, для строительства поселков. В ЗК установлены следующие виды использования земель сельскохозяйственного назначения:

  • Для ведения производственной с/х деятельности.
  • Для создания крестьянско-фермерского или личного подсобного х-ва.
  • Для огородничества или садоводства с возможностью соорудить частный жилой дом.
  • Для дачного строительства.

При этом в зависимости от целей получения наделов действует тот или иной правовой режим земель сельскохозяйственного назначения. Например, при дачном строительстве в возведенном жилом доме можно прописаться. Если целью будет ведение огородничества или садоводства, то зарегистрироваться в сооружении нельзя.

Важный момент

Многие граждане не знают о том, что для создания загородного поселка нет необходимости переводить участок из одной категории в другую. В этом случае достаточно установить другой вид разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения. В результате поселок будет строиться с возможностью впоследствии зарегистрировать свое проживание. Следует сказать, что изменение вида разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения - процесс довольно трудоемкий. Он связан с необходимостью собирать множество документов, проводить согласование с разными инстанциями. Тем не менее эта процедура обойдется дешевле и займет меньше времени, чем перевод в другую категорию.

Специфика

В процессе изменения вида допустимого использования участка с "для с/х производства" на "для дачного строительства" имеет место существенное ограничение, которое некоторые владельцы наделов не принимают во внимание. Согласно действующим нормативным актам, территории могут предоставляться для ведения огородничества, дачного строительства, садоводства исключительно гражданам или их объединениям некоммерческого характера. К последним, в частности, относят потребительские кооперативы, товарищества, которых выступает "дачное строительство", "ведение огородничества/садоводства", не могут выделяться юридическим лицам, если они осуществляют предпринимательскую деятельность возмездного характера. К таким коммерческим структурам, в частности, относят акционерные общества, ООО и прочие компании. Эксплуатация земель сельскохозяйственного назначения либо участков, входящих в их состав, предоставленных на время выполнения строительства линий электропередач, дорожного полотна, линий связи (линейно-кабельных сооружений в том числе), газо-, нефте- и прочих трубопроводов, должна осуществляться при наличии проекта по рекультивации таких наделов для с/х нужд без перевода их в другую предусмотренную в нормативных документах категорию. Указанная документация должна быть утверждена уполномоченными профильными структурами.

Нормативная база

Перечисленные выше типы включены в Классификатор видов разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения. Этот документ необходим для информационного обеспечения работы Комитетов по ресурсам и территориальному устройству, Кадастровой и Регистрационной палат в регионах страны, касающейся учета наделов и оформления сделок с ними.

Субъекты

Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения предусматривает определение лиц, которым может передаваться та или иная территория. К таким субъектам относят:

  • Фермерские (крестьянские) хоз-ва.
  • Граждан, которые создали подсобное хозяйство индивидуального типа, садоводство, огородничество, животноводство.
  • Казачьи общества.
  • Хозяйственные объединения и товарищества, производственные кооперативы, унитарные предприятия (муниципальные и государственные), прочие коммерческие организации.
  • Некоммерческие общества, в том числе религиозные, а также потребительские союзы.
  • Учебные, опытно- и учебно-производственные, учебно-опытные подразделения при научных и образовательных организациях, осуществляющих подготовку специалистов в области с/х деятельности, общеобразовательных учреждений.

Права на земли сельскохозяйственного назначения имеют также общины малочисленных коренных народов ДВ, Севера, Сибири для сохранения и развития традиционного промысла, образа жизни.

Особенности земель сельскохозяйственного назначения

Они зафиксированы в ст. 79 ЗК. Пастбища, залежи, сенокосы, пашни, территории, занятые виноградниками, садами и прочими многолетними насаждениями, входят в состав земель сельскохозяйственного назначения. Эти участки подлежат особой охране, поскольку имеют приоритетное значение в с/х деятельности. Существуют также особо ценные территории. К ним, в числе прочего, относят территории опытных и производственных подразделений при научных организациях, учебно-опытных отделений образовательных учреждений и другие угодья. Если их кадастровая стоимость выше среднего показателя по городскому округу/муниципальному району, они могут включаться в состав земель сельскохозяйственного назначения, эксплуатация которых в иных целях запрещена.

Предоставление участков

Эту процедуру регламентирует Федеральный Закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". В этом и других нормативных актах сформулирован определенный порядок предоставления участков. Так, ст. 81 ЗК регламентирует процедуру передачи территорий для ведения фермерского (крестьянского) или подсобного хоз-ва индивидуального характера. Указанная статья также действует в случае, если вид разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения определен как "дачное строительство" или "ведение садоводства/огородничества". Среди нормативных актов, регламентирующих процедуру, следует отметить:

  • ФЗ "О фермерском (крестьянском) хоз-ве".
  • ФЗ "Об огороднических, садоводческих, дачных некоммерческих гражданских объединений".
  • Законы субъектов страны, издаваемые в сфере землепользования, и прочие нормативные акты.

ФЗ №101

Федеральный Закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" регламентирует отношения, которые касаются распоряжения, владения, пользования участками. Положения акта формулируют ограничения и допущения, которые могут применяться к совершаемым сделкам с этими объектами. Кроме этого, устанавливается порядок владения, распоряжения и пользования долями наделов. Действие нормативного акта распространяется вне зависимости от того, какой определен вид разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения.

Фонд перераспределения

Он формируется по ст. 80 ЗК. Целью этого фонда выступают:

  • Перераспределение земель для осуществления сельскохозяйственной производственной деятельности.
  • Формирования и расширения подсобного хоз-ва, принадлежащего гражданину.
  • Выполнение работы на земле, расширения деятельности.
  • Ведение огородничества, садоводства, животноводства, выпаса скота, сенокошения.

Юридические возможности

Земли сельскохозяйственного назначения в собственности государства или муниципалитета передаются гражданам только в утвержденном порядке. Данное положение установлено ст. 10 ФЗ №101. Так, субъект, которому участок предоставлен в аренду и который осуществляет надлежащую его эксплуатацию, может приобрести его в собственность. Он также может заключить новый арендный договор. Передача территорий сельхозназначения, находящихся в муниципальной/государственной собственности, допускается:

  • Религиозным объединениям.
  • Научно-исследовательским учреждениям.
  • Казачьим объединениям.
  • Общинам малочисленных коренных народов ДВ, Сибири и Севера для с/х производства, развития и сохранения традиционных форм хозяйствования, промыслов и образа жизни.
  • Гражданам для сенокошения.
  • Образовательным заведениям сельскохозяйственного профиля.

В указанных случаях участки допускается передавать исключительно в аренду. Выкуп таких наделов в собственность не допускается.

Допущения

Закон предусматривает передачу участка, находящегося в собственности муниципалитета и предоставленного в счет долей, фермерскому (крестьянскому) хозяйству или с/х организации, эксплуатирующим его, в аренду или собственность без проведения торгов. Для этого указанные субъекты должны обратиться в соответствующую местную инстанцию с заявлением о заключении арендного соглашения или договора купли-продажи. Это необходимо сделать в течение полугода с даты регистрации права собственности муниципалитета на этот участок. Цена такого надела при этом определяется в размере, не превышающем 15%, - не больше 0.3% его кадастровой стоимости.

Изъятие участков

Конфискация земли у владельца, прекращение права бессрочного (постоянного) пользования, наследуемого (пожизненного) владения, срочного безвозмездного пользования, а также аренды осуществляется в соответствии с ГК, ЗК и ФЗ №101. Принудительное изъятие надела может производиться в судебном порядке, если:

  1. Эксплуатация участка осуществляется с нарушением определенных законодательством требований по рациональному использованию земли, что повлекло за собой значительное снижение качества возделываемого грунта или ухудшение экологического состояния среды.
  2. На протяжении трех и более лет, идущих подряд, с начала владения наделом на нем не производится с/х деятельность или иные работы, связанные с ней.

Во втором случае при расчете срока не учитывается период, в течение которого участок не мог использоваться вследствие стихийного бедствия либо по иным обстоятельствам, делающим эксплуатацию невозможной, а также время, которое необходимо на освоение территории (не более 2-х лет). Принудительное изъятие участка по указанным выше основаниям допускается в случае, если установленные факты не были устранены после назначения соответствующих административных санкций.

Регулирование агротехнических мероприятий

Плодородие земель сельскохозяйственного назначения представляет собой способность грунта удовлетворять потребности культурных растений в воздухе, питательных веществах, тепле, воде, физико-химической и биологической среде, обеспечивать их урожайность. Для поддержания надлежащего качества почвы проводятся соответствующие мелиоративные мероприятия. Их выполнение регламентируется на законодательном уровне. Целями нормативной регламентации мероприятий выступает обеспечение воспроизводства качества почвы при осуществлении субъектами на участках с/х деятельности.

Задачи

Принятый ФЗ, регулирующий порядок воспроизводства плодородия сельскохозяйственных земель, обеспечивает:

  • Сохранение и улучшение качества почвы.
  • Формирование благоприятных условий для максимально полного использования природно-хозяйственного потенциала и работы агропромышленного комплекса.
  • Улучшение продуктивности территорий и их экологического состояния.
  • Поступление качественного продовольствия населению.
  • Улучшение социальных и экономических условий в сельской местности.

Данный нормативный акт обеспечивает, таким образом, регулирование отношений, которые возникают между пользователями, владельцами и прочими, в том числе муниципальными/государственными структурами, в сфере обеспечения качества почвы на эксплуатируемых и обрабатываемых территориях. В положениях документа устанавливаются порядок, обязанности, права, ответственность, полномочия субъектов, характер мероприятий, допущения и ограничения мелиоративных работ на местности. Закон регламентирует те отношения и деятельность, которые не урегулированы ЗК и иными нормативными актами страны в сфере природопользования.

Деятельность субъектов

Пользователи, владельцы, собственники, арендаторы участков могут:

  • Осуществлять агротехнические, мелиоративные, агрохимические, противоэрозионные, фитосанитарные мероприятия, направленные на воспроизводство продуктивности территории.
  • Получать в законодательном порядке сведения от уполномоченных структур исполнительной власти о качестве почвенного слоя на своих участках, а также информацию о его динамике.
  • Обращаться в государственные органы, местные инстанции МО и прочие организации с заявлениями, жалобами, предложениями, касающимися вопросов обеспечения плодородия почвы, получать обоснованные и своевременные ответы.
  • Реализовывать иные права, если их осуществление не противоречит нормативным государственным и региональным документам.

Обязанности лиц

Собственники, арендаторы, пользователи, владельцы участков, обладающие статусом товаропроизводителей, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность, должны:

  1. Выпускать продукцию способами, посредством которых обеспечивается сохранение и воспроизводство продуктивности территории. Применяемые методы должны ограничивать или полностью исключать неблагоприятное влияние их производственной деятельности на окружающую среду. Это требование, в числе прочего, распространяется на выпуск товаров на основе научно-обоснованного чередования культурных сортов в севообороте.
  2. Осуществлять разработку системы возделывания почвы на закрепленных участках. Она должна иметь экономическое и научное обоснование и обеспечивать выпуск с/х продукции при сохранении продуктивности грунта на эксплуатируемых территориях.
  3. Разрабатывать технологические карты, основанные на сформированной системе земледелия.
  4. Заполнять шнуровые книги сведениями о полях севооборота.
  5. Выполнять мелиоративные, агрохимические, фитосанитарные, агротехнические, противоэрозионные мероприятия, согласно технологическим картам. При этом должны соблюдаться правила, регламенты, нормативы, стандарты, установленные профильными структурами.
  6. Предоставлять в законодательном порядке уполномоченным исполнительным службам информацию о состоянии качества почвы на эксплуатируемых участках сельскохозяйственного назначения.
  7. Обеспечивать содействие выполнению контрольно-проверочных мероприятий в сфере охраны окружающей среды.
  8. Информировать профильные уполномоченные исполнительные структуры о фактах деградации почвы на землях сельскохозяйственного назначения, загрязнении грунта на участках, которые находятся в пользовании либо владении, а также граничат с эксплуатируемыми территориями.
  9. Исполнять иные обязанности, предусмотренные в нормативных актах.

Заключение

Земли сельхозназначения являются особо ценными естественными ресурсами государства. В настоящее время особую актуальность приобрел вопрос о рациональной эксплуатации территорий, отведенных для осуществления с/х производства и прочей деятельности, с ним связанной. Необходимо учитывать, что земля, как и прочие природные ресурсы, присутствуют в ограниченном количестве. Вместе с этим, она выступает как основной источник продуктов питания населения. Для сохранения и обеспечения восстановления продуктивности почвы должны выполняться соответствующие мероприятия. Однако выполнять их необходимо рационально и грамотно. Немаловажное значение для сохранения земельных ресурсов и правильного их использования имеет контроль оборота участков.

Каждая территория обладает определенной категорией и назначением. Земли сельскохозяйственного назначения используются исключительно для ведения сельского хозяйства. Они могут применяться частными лицами, предпринимателями или компаниями. Перед использованием такой территории важно разобраться во всех установленных ограничениях, чтобы не нарушить требования земельного законодательства.

Общие моменты

В РФ земли сельскохозяйственного назначения занимают значительную долю всей территории. При этом задействуется фактически не больше 8% от этих земель. Не всегда сельскохозяйственные угодья находятся внутри земли, обладающей категорией с/х назначения. Они могут входить в земли промышленности или лестного фонда.

Поэтому многие люди и предприниматели задаются вопросом о том, какие земли предназначаются для сельского хозяйства, как их определить и каким образом они могут использоваться.

Назначение территории

На основании ФЗ №101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» имеется шесть групп таких территорий, которые отличаются назначением. К ним относятся земли:

  • Пастбища, с/х угодья и земли для сенокоса. Они заняты разными многолетними зелеными насаждениями, а также на них имеются внутренние дороги и проложены коммуникации. Такие участки часто отдаются гражданам для ведения личного подсобного хозяйства.
  • Земли для пашни. Допускается на этой территории взращивать разные культуры при наличии разрешения.
  • Территория, занятая постройками, предназначенными для ведения сельского хозяйства.
  • Земли, занятые водными объектами. Они предоставляются компаниям для ведения предпринимательской деятельности, на основании чего ИП и фирмы уплачивают соответствующий налог.
  • Территория леса.
  • Иные земли, не применяемые в градостроительстве.

Для каждого участка независимо от его назначения имеется несколько видов разрешенного использования. Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения указывает, что земли могут быть основными, условно-разрешенными или вспомогательными.

Законодательное регулирование

Основные положения о том, как должны использоваться территории с/х назначения, включаются в главу 14 ЗК. Информация о понятии и составе земель сельскохозяйственного назначения содержатся в ст. 77 ЗК. Такие территории являются участками, располагающимися за границами разных населенных пунктов. Они используются исключительно для нужд сельского хозяйства.

Дополнительно важная информация содержится в ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» №101. Именно на основании этого закона обеспечивается регулирование оборота территории. Описываются отношения, которые возникают между государственными властями и пользователями территории. Устанавливаются разные ограничения в отношении оборота земли. Описывается порядок, на основании которого передается земля из государственного фонда частным пользователям. Дополнительно имеются правила изъятия ее из частного владения в пользу государства.

Не распространяется ФЗ 101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» на земли, являющиеся частной собственностью граждан или применяемые для строительства гаражей, ведения подсобного хозяйства, животноводства или иных аналогичных целей. Оборот этих территорий реализуется на основании норм, прописанных в ЗК.

Нюансы использования земли

В ЗК перечисляются все лица, которые могут пользоваться землями сельскохозяйственного назначения или претендовать на их приобретение. К основным требованиям к этим лицам относится:

  • наличие российского гражданства;
  • иностранные граждане или компании могут пользоваться территориями только после грамотного составления арендного договора с владельцем, представленным частным лицом;
  • земля, принадлежащая государству, передается в аренду или выкупается исключительно резидентами РФ;
  • при определенных ситуациях воспользоваться определенными территориями допускается только после изменения ее категории.

Если оформляются земли российскими гражданами или предпринимателями в долгосрочную аренду, то через несколько лет их использования появляется возможность выкупить имущество. Преимущественным правом обладают люди, построившие на территории разные объекты.

Как переводится в другую категорию?

Допускается перевод земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, но наиболее часто это производится в случае, если гражданам требуется построить на территории жилой объект для постоянного проживания. В этом случае земле присваивается категория ИЖС. При таких условиях имеется возможность проложить на участке разные коммуникации.

Перевод возможен только при условии, что земли сельскохозяйственного назначения в собственности заявителя, а не используются им на основании аренды. Для выполнения данного процесса может использоваться два способа:

  • С использованием положений ЗК, что позволяет переводить земли в ИЖС, если они находятся в населенных пунктах. Владелец территории должен возместить убытки, нанесенные государству такими действиями. Это обусловлено тем, что с/х наделы стоят больше, чем земли, имеющие другую категорию. Расчет производится работниками местной администрации.
  • С применением норм градостроительного законодательства, для чего производится расширение имеющегося населенного пункта. Для этого требуется пользоваться государственными планами, на основании которых распределяются все территории по специальным зонам. При таких условиях не меняется категория земля, но вносятся изменения в вид разрешенного использования.

Достаточно часто у граждан возникает необходимость изменить категорию земель. Земли сельскохозяйственного назначения после реализации процесса будут использоваться для жилищного строительства, поэтому к ним не будут применяться все нормы и требования, которые использовались ранее.

  • первоначально формируется и передается в муниципалитет специальное ходатайство;
  • к этому заявлению следует приложить выписку из ЕГРН, а также правоустанавливающие документы на территорию;
  • данное обращение рассматривается работниками муниципалитета в течение двух месяцев;
  • если принимается положительное решение, то выдается заявителю документ, в котором содержится информация об изменении категории участка;
  • не требуется после этого владельцу территории заниматься переоформлением имеющейся документации на землю.

На практике отрицательное решение часто принимается, если с/х территория располагается на достаточно значительном расстоянии от имеющегося населенного пункта. Поэтому желания собственника земли не принимаются в расчет муниципалитетом.

Правила покупки и продажи участков

При использовании с/х территорий обязательно должны учитываться положения ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Это обусловлено тем, что покупка или продажа любого такого участка представлена оборотом земель.

Поэтому процедура смены владельца учитывает некоторые значимые факторы:

  • форма собственности;
  • особенности участников сделки;
  • вид разрешенного использования территории.

Процесс продажи земли должен выполняться при учете правил:

  • владелец участка должен предварительно уведомить государственные власти о планируемой продаже;
  • в уведомлении прописывается, по какой цене продается имущество, а также перечисляются существенные условия договора купли-продажи;
  • важно получить разрешение на этот процесс у государственных служащих, а если будет получено отрицательное решение, то невозможно будет продать объект физлицам или компаниям.

Поэтому не всегда владельцы такой территории могут свободно распоряжаться собственным имуществом. Это обусловлено тем, что земли сельскохозяйственного назначения находятся под жестким контролем государства.

Можно ли оформить в аренду?

Если гражданин или компания желают заниматься сельским хозяйством, то для получения имущества оптимально составлять с государством договор аренды. К особенностям данного процесса относится:

  • арендовать можно территорию любого размера;
  • максимально оформляется аренда на 49 лет, причем она при таких условиях является долгосрочной, а также у арендатора появляется возможность выкупить землю через несколько лет использования;
  • в договоре обязательно прописывается стоимость аренды;
  • приводятся сроки и методы внесения платы за использование участка;
  • должен иметься пункт о возможности выкупа.

Если владельцем земли является частный собственник, то заключить контракт с ним не составит труда. Если же собственником является государство, то возникают определенные сложности.

Процесс оформления земли в аренду у государства

Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения регулирует даже правила оформления территории в аренду у государства. Для заключения контракта должны выполняться последовательные действия:

  • первоначально составляется заявление, в котором содержится просьба о получении конкретного участка земли в аренду у государства;
  • документ передается в местную администрацию конкретного региона;
  • на основании полученного обращения в СМИ должна появиться информация о том, что конкретная территория будет сдана в аренду, так как это позволит выявить других претендентов на составление арендного договора с государственными властями;
  • если выявляются другие граждане или компании, желающие оформить в аренду участок, то проводится торги, а выигрывает тот участник, который предлагает самую высокую арендную плату, что является выгодным для государства;
  • если в течение одного месяца отсутствуют другие претенденты на составление арендного соглашения, то заключается напрямую контракт с заявителем.

Поэтому государством предлагается несколько возможностей заключения договора. Предоставляться земля может даже бесплатно, если планирует на ней заниматься заявитель полезной для общественности деятельностью, например, выращивать значимые культуры. Дополнительно на безвозмездную передачу земли могут рассчитывать лица, относящиеся к льготным категориям населения.

Обычно на бесплатной основе территория передается на небольшой период времени, поэтому составляется договор часто на срок до 6 лет.

Нюансы проведения аукциона

Если на аренду земли претендует сразу несколько лиц, то проводятся государством специальные торги. Участок земли сельскохозяйственного назначения передается тому участнику аукциона, который предложит государству самую высокую средств, представленную арендными платежами.

Победитель должен внести средства в течение 20 дней, после чего с ним заключается соответствующий контракт. Инициатор аукциона должен на собственные средства выполнить межевание участка, а также поставить его на кадастровый учет. Если побеждает другой участник торгов, то он должен покрыть убытки инициатора.

Допускается на основании ст. 22 ЗК передавать землю, полученную в аренду, в субаренду за любую плату. При этом требуется уведомить собственника, представленного государством, о данной сделке. Условия по договору субаренды должны быть аналогичны тем условиям, которые прописаны в арендном договоре.

Размер арендной платы определяется на торгах. Если отсутствует необходимость в проведении аукциона, то для расчета платы учитывается кадастровая стоимость земли, размер участка, сумма налога на территорию, а также ее рыночная цена. Примерно устанавливается плата в размере 1.5% от кадастровой стоимости.

Для каких целей могут использоваться земли?

Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения содержит сведения о том, для чего может применяться территория. Для этого учитывается вид разрешенного использования. Применяются такие земли для разных целей:

  • ведение предпринимательской деятельности в области сельского хозяйства;
  • формирование фермерского хозяйства;
  • выращивание разных культур;
  • организация товариществ, которые могут быть дачными, огородническими или садоводческими;
  • разведение животных или рыб;
  • ведение научной или исследовательской деятельности.

Все земли, имеющие с/х назначение, разделяются на две категории, так как на одних разрешено заниматься исключительно сельским хозяйством, а на других разрешается строительство жилых объектов.

С какими ограничениями приходится сталкиваться владельцам и арендаторам?

Используя земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, гражданам и компаниям приходится сталкиваться с определенными ограничениями. К ним относится:

  • учитываются правовые требования, установленные для конкретной территории;
  • экологические ограничения заключаются в том, что должны удовлетворяться пользователями требования к экологической защите территорий и окружающей среды;
  • агротехнические требования указывают, что пользоваться можно только таким оборудованием и материалами, которые никаким образом не нанесут вред почве, поэтому сохранится ее плодородие;
  • специальные ограничения могут применяться к конкретным землям или пользователям местными властями.

Поэтому должны пользователи и собственники ответственно подходить к применению территорий.

Последствия нецелевого использования земель

Часто граждане, являющиеся владельцами сельскохозяйственных угодий, пользуются ими с нарушением требований ЗК. Так как земли представлены народным достоянием, то они являются охраняемым и значимым имуществом, поэтому нарушения в их применении приводят к привлечению граждан к ответственности.

Использование земли не по назначению приводит ко многим негативным последствиям:

  • земля истощается, высыхает или зарастает разными зелеными насаждениями, а также заселяется вредителями;
  • неправильное использование может привести к тому, что земля уже не может применяться по прямому назначению;
  • при обнаружении данных фактов государственном может изыматься территория, причем основанием может выступать даже неиспользование участка в течение трех лет;
  • если имеются незарегистрированные объекты на участке, то они сносятся;
  • дополнительно пользователь обязан уплачивать значительный штраф, размер которого для частных лиц равен 1% от кадастровой стоимости, а для компаний он увеличивается до 2% от кадастровой цены;
  • для граждан не может такой штраф быть меньше 10 тыс. руб., а организации минимально уплачивают 100 тыс. руб.

Поэтому все лица, пользующиеся такими территориями, должны ответственно подходить к своим обязанностям по отношению к имуществу.

Заключение

При использовании земель сельскохозяйственного назначения нужно ориентироваться на многочисленные положения ЗК. Такие территории могут принадлежать частным лицам, компаниям или государству. Допускается при определенных условиях изменить категорию земли.

Каждый гражданин или компания могут оформить участки, принадлежащие государству, в аренду. Для этого могут проводиться торги, но если имеется только один претендент, то с ним без аукциона составляется арендный договор. При длительном использовании имущества имеется возможность выкупить объекты.