Условия эксплуатации пожарных автомобилей. Тактико - техническая характеристика пожарных автомобилей Нормы эксплуатации и списания пожарной техники

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СЛУЖБА

УТВЕРЖДАЮ

Начальник ФГУ ВНИИПО МЧС

России генерал-майор внутренней службы

Н.П. Копылов

ТЕХНИКА ПОЖАРНАЯ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ.
ПОРЯДОК СОДЕРЖАНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ
ПОЖАРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ ПРЕДПРИЯТИЙ. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

Рассмотрен порядок содержания и эксплуатации пожарных автомобилей предприятий. Приведены нормативы периодичности технического обслуживания пожарных автомобилей подразделений ГПС, обеспечивающих пожарную безопасность предприятий. Отражены особенности технического обслуживания и ремонта, передачи и списания пожарных автомобилей предприятий. Указаны средние сроки службы деталей, узлов и агрегатов пожарных автомобилей для планирования расхода запасных частей.

ВВЕДЕНИЕ

Пожарные автомобили, находящиеся на вооружении объектовых подразделений ГПС МЧС России, эксплуатируются во всех климатических зонах страны, на предприятиях и объектах нефтегазодобывающей и нефтегазоперерабатывающей, химической и нефтехимической, электроэнергетической, машиностроительной промышленности, предприятиях транспорта и связи.

Исследования, проведенные ВНИИПО и другими организациями, показали, что пожарные автомобили (ПА), эксплуатирующиеся в объектовых подразделениях, имеют меньшую наработку, чем эксплуатирующиеся в пожарных частях населенных пунктов. Так, общий годовой пробег пожарных автоцистерн (АЦ) объектовых частей составляет в среднем 6-8 тыс. км (для городских пожарных частей этот показатель 10-12 тыс. км). Объектовая автоцистерна на шасси ЗИЛ выезжает в год в среднем по 100-120 раз, а в населенных пунктах - по 150 раз. Скорость движения пожарных автомобилей на объектах часто ограничена величиной 10-20 км/ч, что определяется условиями движения между технологическими сооружениями и установками.

Выезд объектовых автоцистерн непосредственно на пожар составляет около 30 % от общего количества выездов. Остальные выезды производятся на учения, тренировки, проведение дозоров, техническое обслуживание и т.д.

Годовая наработка специальных агрегатов пожарных автомобилей составляет в среднем около 30 ч, т.е. на 40 % меньше, чем в городских условиях. Основную часть времени пожарные автомобили находятся в режиме ожидания.

Данные анкетного опроса указывают на несоответствие фактических наработок пожарных автомобилей между обслуживаниями ТО-1 и ТО-2 технически и экономически обоснованным нормативам. Это свидетельствует о несовершенстве системы планирования технических обслуживании (ТО). Так, проведение ТО-1 один раз в месяц часто приводит к тому, что пожарный автомобиль, не имея достаточной наработки, без необходимости подвергается техническому обслуживанию.

По результатам статистических исследований наработки пожарных автомобилей и определения фактического ресурса агрегатов пожарных автомобилей в условиях эксплуатации их в объектовых подразделениях ГПС МЧС России сделан вывод, что для оптимизации периодичности ТО следует провести коррекцию сроков проведения ТО по отношению к указанным в Наставлении по технической службе ГПС МВД России.

Периодичность технического обслуживания является одним из важнейших нормативов технической эксплуатации пожарных автомобилей. Качество и своевременность выполнения технического обслуживания существенно влияют на надежность, топливную экономичность, безопасность и другие эксплуатационные качества пожарных автомобилей.

Эксплуатация пожарных автомобилей в условиях объектовых подразделений происходит с меньшей интенсивностью, чем в территориальных подразделениях ГПС. Анализ показал, что среднегодовая наработка пожарных АЦ, состоящих на вооружении объектовых подразделений, в среднем в 1,5 раза меньше, чем в территориальных подразделениях. Для специальных пожарных автомобилей это соотношение составляет 1,2 раза. Сроки службы деталей ПА, работающих в объектовых подразделениях, выше в среднем на 15-20 %, чем у пожарных автомобилей территориальных подразделений ГПС.

Важное значение имеет кратность проведения ТО (отношение периодичности проведения ТО-1 к ТО-2), которая выражается целым числом. Оптимальной величиной считается кратность, равная 3-6. Если для грузовых автомобилей она составляет 4, то для основных и специальных пожарных автомобилей равна 5, а для пожарных автомобилей, имеющих наработку значительно ниже нормативной, кратность может достигать 12. Это указывает на необоснованно частое проведение ТО-1, не вызванное необходимостью восстановления требуемого уровня надежности и приводящее лишь к увеличению материальных и трудовых затрат на эксплуатацию пожарных автомобилей. Для ПА объектовых подразделений предлагается довести кратность до 9, т.е. проводить ТО-1, в случае наработки ниже нормативной, не реже 1 раза в 2 месяца, а ТО-2, соответственно, не реже 1 раза в 18 месяцев.

В настоящее время появились новые модели грузовых автомобилей с повышенной периодичностью проведения (ТО, так для ТО-2 она составляет 16000 км). Периодичность проведения технического обслуживания пожарных автомобилей, созданных на шасси этих моделей, должна быть пересмотрена. В соответствии с расчетом периодичность проведения ТО для пожарных автомобилей (3 категория эксплуатации) составит: ТО-1-2000 км; ТО-2-10000 км общего пробега.

Высокая боевая готовность подразделений пожарной охраны в значительной мере зависит от уровня развития ее технической службы. Изменения в технологии технического обслуживания и ремонта ПА требуют постоянного совершенствования нормативной базы технической эксплуатации пожарных автомобилей.

Для объектовых подразделений ГПС характерно территориально разобщенное проведение ТО. Так, ТО-1 осуществляется непосредственно в пожарном депо силами водителей, закрепленными за пожарными автомобилями, а ТО-2 проводится, как правило, дифференцированно - силами технической службы объекта и силами подразделения ГПС. На постах технической службы объекта (автопредприятие, автотранспортный цех, ремонтно-механические мастерские и т.д.) выполняется ТО шасси в соответствии с руководствами по его эксплуатации, а также автономно установленных двигателей внутреннего сгорания ПНС-110(131) мод.131. Элементы пожарного кузова, специальные агрегаты пожарного автомобиля (пожарный насос, вакуумные аппараты, установки пожаротушения, подъемные устройства, лестницы, подъемники, вышки, генераторы и т.д.) обслуживаются специалистами подразделений технической службы ГПС в соответствии с руководствами, инструкциями, наставлениями по эксплуатации оборудования, установленного на пожарном автомобиле. В отдельных случаях ТО наиболее сложного оборудования проводится силами специализированных предприятий, фирм, сервисных центров.

Одним из основополагающих документов по организации технической эксплуатации ПА является Наставление по технической службе Государственной противопожарной службы МВД России (1996 г.) Оно определяет назначение, основы организации и порядок деятельности технической службы в системе ГПС МЧС России. Настоящие методические рекомендации дополняют данное Наставление и рассматривают вопросы технической эксплуатации пожарных автомобилей в объектовых подразделениях.

Ремонт пожарного автомобиля (ремонт ПА) - комплекс работ по восстановлению исправности или работоспособности ПА и его составных частей (ГОСТ 18322).

Работоспособность пожарного автомобиля (работоспособность ПА) - состояние ПА, при котором он способен выполнять (или выполняет) заданные функции, сохраняя значения заданных параметров в пределах, установленных технической документацией (СТ СЭВ 292).

Техническое состояние пожарного автомобиля (техническое состояние ПА) - совокупность подверженных изменению в процессе производства или эксплуатации свойств ПА, характеризуемая в определенный момент признаками, установленными технической документацией на этот ПА (ГОСТ 19919).

Эксплуатация пожарного автомобиля (эксплуатация ПА) - стадии жизненного цикла ПА: работа, связанная с его использованием, техническим обслуживанием, ремонтом и хранением (Наставление по технической службе ГПС МВД России, 1996 г).

3. ОРГАНИЗАЦИОННОПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ ПРЕДПРИЯТИЯ В ЧАСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПА

3.1. Организация и функционирование пожарной охраны предприятий осуществляется согласно Наставлению по организации деятельности объектовых подразделений Государственной противопожарной службы МВД России (далее Наставление по организации деятельности объектовых подразделений ГПС).

3.2. Количество и типы основных ПА предприятий устанавливаются исходя из требований п. 5 НПБ 201-96 .

3.3. Количество, типы и тактико-технические данные ПА, не указанные в НПБ 201-96 , определяются межведомственной комиссией в составе представителей ГПС и администрации предприятия. Перечень необходимой техники и ее виды определяются договором между ГПС и предприятием.

3.4. Численность личного состава, необходимая для работы на ПА, определяется исходя из их тактико-технических данных.

3.5. При передаче ПА в пользование объектовому подразделению составляется соответствующий акт.

3.6. Смета расходов на содержание парка ПА объектового подразделения ГПС представляется по требованию охраняемого предприятия, как часть обоснования договорной цены согласно Наставлению по организации деятельности объектовых подразделений ГПС.

3.7. ПА, переданные в пользование подразделению ГПС, являются собственностью охраняемого предприятия и числятся на его балансе.

3.8. Ответственность за правильный учет работы, сохранность и эксплуатацию ПА возлагается на руководителя подразделения ГПС согласно Наставлению по организации деятельности объектовых подразделений ГПС.

3.9. Подразделение ГПС, в эксплуатации которого находится транспортное средство, несет ответственность за его техническое состояние в объеме требований ГОСТ 25478.

3.10. Руководство охраняемого предприятия обеспечивает указанные в договоре расходы: по содержанию, ремонту, эксплуатации, обеспечению расходными материалами ПА по установленным в ГПС нормам.

4. ПОРЯДОК СОДЕРЖАНИЯ И УСЛОВИЯ РАЗМЕЩЕНИЯ ПА В ПОЖАРНЫХ ДЕПО

При определении порядка содержания и условий размещения ПА в депо пожарной охраны предприятий следует руководствоваться действующими нормативными документами, утвержденными в установленном порядке: ГОСТ 12.4.009 ; НПБ 101-95 ; Наставлением по технической службе ГПС.

4.1. Производительность (суммарная мощность) тепло-нагревательных приборов в помещении депо устанавливается на основе расчетной температуры воздуха плюс 12 °С.

4.2. Размещение пожарных депо и их количество должны соответствовать требованиям СНиП II-89-80* "Генеральные планы промышленных предприятий".

4.3. Помещения для ПА оборудуются аварийным освещением от двух независимых стационарных источников питания.

4.4. Для увеличения времени дежурства на территории предприятия в зимний период рекомендуется предусмотреть водоисточник для заправки пожарных автоцистерн (далее АЦ) с температурой воды плюс 25-30 °С.

5. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПА

5.1. Общие положения

5.1.1. ПА должны применяться: для тушения пожаров; проведения аварийно-спасательных работ;

осуществления постовой, дежурной службы при выполнении пожароопасных работ;

проведения профилактических работ при проверке противопожарного состояния предприятия.

5.1.2. Вспомогательные ПА используются для обеспечения боевых действий по тушению пожаров, а также хозяйственной деятельности подразделений ГПС.

5.1.3. Потребность в эксплуатационных и горюче-смазочных материалах для ПА определяется согласно Наставлению по технической службе ГПС и действующим в ГПС нормативно-правовым актам, определяющим нормы расхода автомобильного топлива для ПА.

Техническая готовность ПА определяется:

исправным техническим состоянием;

заправкой горюче-смазочными и другими эксплуатационными материалами, огнетушащими веществами;

укомплектованностью пожарно-техническим вооружением и инструментом согласно табельной положенности и правилам по охране труда;

соответствием их внешнего вида, окраски и надписей требованиям ГОСТ Р 50574 .

5.1.5. Техническое обслуживание и ремонт ПА организуется по планово-предупредительной системе. Основные принципы системы изложены в "Положении о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта".

5.2. Прием, постановка ПА на учет в ГИБДД, передача его в подразделение ГПС, охраняющее предприятие, постановка на боевое дежурство

5.2.1. Для приемки прибывшего ПА руководителем предприятия назначается комиссия в составе: председатель - главный инженер предприятия, члены главный бухгалтер предприятия или его заместитель, ответственный за эксплуатацию автотранспорта предприятия, лица, на которые возложена ответственность за сохранность основных средств, начальник и старший водитель ПЧ, в которую передается ПА.

5.2.2. Комиссия обязана проверить:

наличие положенной документации (инструкций по эксплуатации шасси и специальных агрегатов, формуляра ПА, паспорта транспортного средства, справки-счета, сертификата "Одобрение типа транспортного средства" на ПА);

укомплектованность ПА оборудованием, принадлежностями и инструментами согласно описи;

техническое состояние ПА.

5.2.3. Учетными документами ПА являются: свидетельство о регистрации, паспорт транспортного

средства (свидетельство о регистрации выдается ГИБДД при регистрации ПА и сдается в ГИБДД при его списании или передаче другому собственнику), сертификат "Одобрение типа транспортного средства".

требованиям к техническому состоянию по условиям безопасности движения и методам его проверю: согласно ГОСТ 25478;

требованиям к техническому состоянию специальных агрегатов и оборудования ПА, согласно инструкциям заводов-изготовителей. Требования к техническому состоянию пеносмесителей и методы их проверки содержатся в НПБ 181-99.

5.11.2. Водитель ПА несет ответственность за техническое состояние в объеме требований, приведенных в настоящих методических рекомендаций.

5.11.3. Для определения потребности ПА, агрегата, механизма или прибора в обслуживании или ремонте используют нормативные значения диагностических параметров.

5.11.4. При диагностировании измеряют фактические значения параметров технического состояния ПА или его агрегатов, сравнивают с допускаемыми или предельными значениями параметров и выносят решение о необходимости регулировки или ремонта механизмов. Регулировочные работы, не требующие значительных трудовых затрат, выполняются при диагностировании.

5.12. Передача и списание ПА

5.12.1. Передача и списание пожарной техники, собственником которой, согласно заключенному договору, является предприятие, производится по представлению органов управления ГПС администрацией предприятия.

5.12.2. Для списания техники создается межведомственная комиссия, состоящая из представителей администрации предприятия и подразделения ГПС в следующем составе:

председатель комиссии (руководитель предприятия, его заместитель или главный инженер);

руководитель подразделения ГПС, охраняющего предприятие;

главный бухгалтер предприятия или его заместитель;

лица, на которые возложена ответственность за сохранность основных средств.

5.12.3. Списание пожарной техники производится в соответствии с типовой инструкцией о порядке списания пришедших в негодность зданий, сооружений, машин, оборудования, транспортных средств и другого имущества, относящегося к основным средствам (фондам), а также в соответствии с действующими в ГПС нормативными актами.

5.12.4. ПА, отработавшие установленный срок службы (ресурс), техническое состояние которых не отвечает предъявляемым требованиям, по согласованию с руководством ГПС могут быть реализованы собственником (предприятием) в установленном порядке для использования на объектах промышленности.

6. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

35. Правила эксплуатации электроустановок потребителей.

36. Правила безопасности при эксплуатации электроустановок пожарных автомобилей и прицепов: Приказ МВД СССР от 04.02.80 г.

37. Инструкция о порядке содержания и эксплуатации спидометрового оборудования: Приказ МВД СССР от 14.12.87 г. № 257.

38. Порядок применения порошковых составов в технических средствах пожаротушения: Рекомендации. - М.: ВНИИПО, 1994..

39. Порядок применения пенообразователей для тушения пожаров: Инструкция. - М.: ВНИИПО, 1996.

41. Терминологический словарь по пожарной безопасности. М.: ВНИИПО, 2001.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

СРЕДНИЙ СРОК СЛУЖБЫ ДЕТАЛЕЙ, УЗЛОВ И АГРЕГАТОВ ПОЖАРНЫХ АВТОЦИСТЕРН ОБЪЕКТОВЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ГПС МЧС РОССИИ (ДЛЯ ПЛАНИРОВАНИЯ РАСХОДА ЗАПАСНЫХ ЧАСТЕЙ)

Детали, узлы и агрегаты, лимитирующие надежность

Средний срок службы, лет

Цистерна

Бак пенный

Кузов левый

Кузов правый

Коробка отбора мощности (КОМ 68Б) в сборе:

комплект шестерен

вал первичный

муфта включения

вал вторичный

ось шестерен

Насос вакуумный в сборе:

диффузор

заслонка в сборе

Затвор вакуумный в сборе:

валик кулачковый

Насос пожарный (типа ПН40) в сборе:

стакан уплотнительный

колесо рабочее

задвижка

пеносмеситель (эжектор)

коллектор

вал насоса

тахометр

манометр

Примечания:

1. Нормативы применяются для АЦ (условия эксплуатации умеренный климатический район).

2. Средний срок службы деталей, узлов и агрегатов деталей, узлов и агрегатов современных АЦ и других ПА (год выпуска с 1995), а также условий их поставки уточняется непосредственно при заключении договоров на поставку с предприятием-изготовителем.

3. В отдельных случаях, при достаточно высокой интенсивности эксплуатации ПА, допустимо применение корректирующих коэффициентов Ккор=0,5; Ккор=0,75 к значениям среднего срока службы деталей, узлов и агрегатов.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНИЧЕСКОМУ СОСТОЯНИЮ ПА ПРИ ЕЖЕДНЕВНОЙ ПРОВЕРКЕ. МЕТОДЫ ЕГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1. Область применения

Настоящие требования распространяются на ПА пожарной охраны предприятий и устанавливают:

требования к составу операций ежедневной проверки технического состояния ПА;

нормативы (эталоны) технического состояния ПА, используемые при ежедневной проверке;

методы ежедневной проверки технического состояния ПА.

2. Требования к ежедневной проверке технического состояния ПА

2.1. Общие требования

При ежедневной проверке технического состояния ПА особое внимание следует уделять состоянию специального оборудования, а также систем и агрегатов шасси, обеспечивающих безопасную эксплуатацию.

2.2. Требования по выполнению операции проверки тормозных систем

2.2.1. При движении ПА проверяют рабочую тормозную систему в режиме экстренного торможения до полной остановки ПА. Проверка проводится на прямом ровном участке опорной поверхности при однократном, полном и резком приведении в действие органа управления рабочей тормозной системы. По возможности для торможения выбирают сухие чистые участки опорной поверхности с асфальтобетонным покрытием. Начальная скорость торможения при проверке - от 20 до 40 км/ч.

2.2.2. Движение ПА при торможении должно быть без заноса или сниженной величины замедления. Следы торможения на опорной поверхности за колесами каждой оси ПА без антиблокировочной тормозной системы должны быть прямолинейные и одинаковые по длине, а для ПА, оборудованного антиблокировочной тормозной системой, наличие следов юза колес или отклонения ПА от прямолинейного движения не допускаются до момента отключения этой системы при достижении скорости движения, соответствующей порогу отключения (не более 15 км/ч).

2.2.3. Проверку выполняют при работающем и отсоединенном от трансмиссии двигателе, отключенных приводах дополнительных ведущих мостов и разблокированных трансмиссионных дифференциалах (при наличии указанных агрегатов в конструкции ПА).

2.2.4. Корректировка траектории движения ПА в процессе торможения при проверках рабочей тормозной системы в дорожных условиях не допускается (если этого не требует обеспечение безопасности проверок). Если такая корректировка была произведена, то результаты проверки не учитывают.

2.2.5. При торможении необходимо обеспечить безопасность его выполнения.

2.2.6. При движении проверяют работоспособность моторного замедлителя, а также вспомогательной тормозной системы на ПА, оборудованных ею, в диапазоне скоростей 25-35 км/ч. При работе вспомогательной тормозной системы или моторного замедлителя в дорожных условиях оценивают замедление ПА, а работоспособность моторного замедлителя проверяют по выключению двигателя после включения моторного замедлителя на неподвижном ПА. При этом в трансмиссии ПА должна быть включена передача, исключающая превышение максимальной допустимой частоты вращения коленчатого вала двигателя.

2.2.7. На неподвижном ПА, при наличии сжатого воздуха в тормозном приводе и нажатой педали тормоза, на слух проверяют утечку сжатого воздуха из колесных тормозных камер, а по следам каплепадения на опорной поверхности после стоянки ПА определяют подтекание тормозной жидкости. Подтекание тормозной жидкости и утечка сжатого воздуха из колесных тормозных камер, доступных для осмотра, не допускаются.

2.2.8. На неподвижном ПА после пуска двигателя проверяют работоспособность средств контроля тормозных систем и необходимость смены тормозных накладок, манометров пневматического и пневмогидравлического тормозного привода, устройства фиксации органа управления стояночной тормозной системы посредством наблюдения за функционированием проверяемых узлов. Средства контроля тормозных систем и необходимости смены тормозных накладок, манометры пневматического и пневмогидравлического тормозного привода, устройство фиксации органа управления стояночной тормозной системы должны быть работоспособны.

2.2.9. В движении выполняют дополнительное служебное торможение и оценивают характер изменения замедления ПА. Действие рабочей тормозной системы должно быть регулируемым: уменьшение или увеличение замедления при торможении должно осуществляться плавно, без затруднений, адекватно воздействиям на орган управления тормозной системы во всем диапазоне регулирования замедления.

2.2.10. При выключенном двигателе, на неподвижном ПА с гидравлическим (гидропневматическим) тормозным приводом визуально проверяют соответствие уровня тормозной жидкости в резервуаре главного тормозного цилиндра установленному уровню.

2.3. Требования к выполнению операции проверки рулевого управления

2.3.1. На неподвижном ПА при работающем двигателе проверяют плавность изменения усилия при повороте рулевого колеса на максимальный угол в каждую сторону.

2.3.2. На неподвижном ПА с усилителем рулевого управления при работающем двигателе проверяют отсутствие самопроизвольного поворота рулевого колеса. Самопроизвольный поворот рулевого колеса, после поворота в любое положение и последующего его освобождения, на неподвижном ПА не допускается.

2.3.3. На неподвижном ПА визуально проверяют соответствие уровня рабочей жидкости в резервуаре усилителя рулевого управления установленному уровню.

2.3.4. После стоянки ПА проверяют отсутствие подтекания рабочей жидкости в гидросистеме усилителя по отсутствию следов каплепадения под ПА на опорной поверхности. Подтекание рабочей жидкости не допускается.

2.3.5. На неподвижном ПА, при работающем двигателе, проверяют шум и проскальзывание ремня по шкиву насоса усилителя рулевого управления. Проскальзывание ремня не допускается.

2.4. Требования к выполнению операции проверки внешних световых приборов и светоотражающей маркировки, специальных звуковых и световых сигналов

2.4.1. На неподвижном ПА, при работающем двигателе, визуально проверяют работоспособность внешних световых приборов, размещенных в кабине (салоне) сигнализаторов включения внешних световых приборов. Включение и выключение световых приборов производится путем воздействия на соответствующие органы управления автомобиля. Головные фары следует проверять в режимах "дальнего и ближнего света".

2.4.2. Противотуманные фары должны включаться при включенных габаритных огнях независимо от включения фар дальнего и (или) ближнего света.

2.4.3. Визуально оцениваемая сила света парных, симметрично расположенных на разных сторонах ПА сигнальных (передних или задних) фонарей одного функционального назначения не должна отличаться более чем вдвое.

2.4.4. Контурные огни и фонарь освещения заднего государственного регистрационного знака должны включаться одновременно и работать в постоянном режиме вместе с габаритными огнями, боковыми повторителями габаритных огней и (или) головными фарами.

2.4.5. Сигналы торможения (основные и дополнительные) должны включаться при воздействии на органы управления тормозных систем и работать в постоянном режиме.

2.4.6. Указатели поворотов, боковые повторители указателей и аварийная сигнализация, обеспечивающая синхронное включение всех указателей поворота и боковых повторителей, специальные световые сигналы ПА должны функционировать в проблесковом режиме. Звуковые сигналы при включении должны функционировать в установленном порядке.

2.4.7. Фонарь заднего хода должен включаться при включении передачи заднего хода и работать в постоянном режиме.

2.4.8. Задние противотуманные фонари должны включаться только при включенных фарах дальнего или ближнего света либо передних противотуманных фарах и работать в постоянном режиме.

2.4.9. На неподвижном ПА, при выключенном двигателе, визуально проверяют техническое состояние нанесенной на ПА светоотражающей маркировки, сигнализации открытия и освещение отсеков. Разрушение и отслоение маркировки, ухудшающие ее видимость, не допускаются.

2.5. Требования к выполнению операции проверки шин и колес

2.5.1. На неподвижном ПА, при выключенном двигателе, осмотром и простукиванием проверяют давление воздуха в шинах. Кроме того, с периодичностью, установленной изготовителем в эксплуатационной документации, и по мере необходимости измеряют давление воздуха шинным манометром по ГОСТ 9921.

2.5.2. Соответствие высоты рисунка протектора шин ограничениям по ГОСТ Р 51709 проверяют на неподвижном ПА при выключенном двигателе визуально, а при необходимости также и с помощью специальных шаблонов или линейки.

2.5.3. На неподвижном ПА, при выключенном двигателе, визуально проверяют наличие золотников. Замена золотников заглушками, пробками или другими приспособлениями не допускается.

2.5.4. На неподвижном ПА, при выключенном двигателе, визуально проверяют наличие местных отслоений протектора, вздутий, сквозных порезов и обнажающих корд повреждений шин (пробои, несквозные порезы), а также застрявших предметов между доступными для осмотра сдвоенными колесами. Указанные неисправности шин и колес не допускаются.

2.5.5. На неподвижном ПА, при выключенном двигателе, проверяют затяжку болтовых соединений и деталей крепления дисков и ободьев колес. Проверку выполняют визуально и простукиванием соединений, а при необходимости - с использованием штатных водительских инструментов. Отсутствие хотя бы одного доступного для осмотра болта или гайки крепления дисков и ободьев колес, а также явное ослабление их затяжки не допускается.

2.5.6. На неподвижном ПА, при выключенном двигателе, осмотром проверяют наличие трещин на доступных для осмотра поверхностях дисков и ободьев колес. Деформации закраин обода, трещины и деформации колесных дисков не допускаются.

2.6. Требования к выполнению операции проверки двигателя и его систем

2.6.1. На неподвижном ПА, при работающем двигателе, проверяют отсутствие подтеканий топлива из системы питания двигателя. Следы каплепадения под ПА после стоянки или потеки на деталях системы питания не допускаются.

2.6.2. Техническое состояние крышек топливных баков проверяют при выполнении заправки топливом путем их открывания-закрывания, а сохранность уплотняющих элементов крышек - визуально. Крышки топливных баков должны фиксироваться в закрытом положении. Повреждения уплотняющих элементов крышек не допускаются.

2.6.3. После пуска и прогрева двигателя до рабочей температуры на режимах холостого хода визуально проверяют цвет отработавших газов.

Цвет отработавших газов дизельных и бензиновых двигателей дополнительно проверяют также и после начала движения.

Темно-серый или черный цвет отработавших газов ПА, оборудованных бензиновым двигателем, после его прогрева до рабочей температуры, не допускается. Наличие паров воды белого цвета в отработавших газах допускается.

Черный цвет отработавших газов дизельного двигателя, после его прогрева до рабочей температуры, на режиме свободного ускорения и при движении не допускается. Режим свободного ускорения дизельного двигателя устанавливают на холостом ходу однократным и полным приведением в действие органа управления подачей топлива.

2.7. Требования к выполнению операции проверки прочих элементов конструкции

2.7.1. Визуально проверяют наличие стекол, зеркал заднего вида и противосолнечных козырьков. Положение зеркал заднего вида должно обеспечивать эффективный обзор.

2.7.2. Визуально проверяют отсутствие трещин на ветровом стекле в зоне очистки стеклоочистителем каждой половины стекла.

2.7.3. Визуально проверяют отсутствие ограничений обзора с места водителя дополнительными предметами или покрытиями (за исключением зеркал заднего вида, деталей стеклоочистителей, наружных и нанесенных или встроенных в стекла радиоантенн, нагревательных элементов устройств размораживания и осушения ветрового стекла).

2.7.4. Осмотром, приведением в действие и наблюдением функционирования проверяют наличие и работоспособность стеклоочистителей и стеклоомывателей ветрового стекла. Стеклоочистители должны обеспечивать перемещение щеток при минимально устойчивой частоте вращения коленчатого вала двигателя ПА при одновременной подаче рабочей жидкости стеклоомывателями в зоны очистки стекла. Бачок стеклоомывателей должен быть заполнен рабочей жидкостью.

2.7.5. Осмотром, приведением в действие и наблюдением функционирования проверяют наличие и работоспособность замков кабины, дверей кузова, отсеков, запора горловины цистерны. Проверяют также сигналы (звуковой и специальный), устройство обогрева и обдува ветрового стекла.

2.7.6. После начала движения ПА визуально, по изменению показаний, проверяют работоспособность средств измерения скорости (спидометров) и измерителей пройденного пути (одометров), а также тахографов.

2.7.7. Счетчики наработки моточасов специального оборудования проверяются на неподвижном ПА во время проверки работоспособности этого оборудования.

2.7.8. На неподвижном ПА, при работающем двигателе, проверяют отсутствие видимых разрушений, коротких замыканий, пробоя и явных следов пробоя изоляции электрических проводов.

2.7.9. На неподвижном ПА, при выключенном двигателе, проверяют отсутствие, разрушение или недопустимое присоединение предохранительных цепей (тросов) к деталям тягово-сцепного устройства либо деталям его крепления.

2.7.10. Осмотром, приведением в действие и наблюдением функционирования проверяют наличие предусмотренных изготовителем ремней безопасности и отсутствие следующих дефектов ремней:

видимый надрыв на лямке;

замок не фиксирует "язык" лямки или не выбрасывает его после нажатия на кнопку замыкающего устройства;

лямка не вытягивается или не втягивается во втягивающее устройство (катушку);

при резком вытягивании лямки ремня не обеспечивается прекращение (блокирование) ее вытягивания из втягивающего устройства (катушки), оборудованного механизмом двойной блокировки лямки.

2.7.11. Визуально проверяют наличие на ПА медицинской аптечки, огнетушителя в кабине водителя, знака аварийной остановки (или мигающего красного фонаря). Использование огнетушителей без пломб и (или) с истекшими сроками годности не допускается. Медицинская аптечка должна быть укомплектована пригодными для использования препаратами.

2.7.12. Визуально проверяют наличие на ПА надколесных грязезащитных устройств, предусмотренных конструкцией, и их состояние.

2.7.13. Под ПА (после стоянки) визуально проверяют наличие или отсутствие каплепадения масел и рабочих жидкостей из двигателя, коробки передач, бортовых редукторов, заднего моста, сцепления, аккумуляторной батареи, систем охлаждения и кондиционирования воздуха и специального оборудования.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ЕЖЕГОДНАЯ ПРОВЕРКА ЭЛЕМЕНТОВ КОНСТРУКЦИИ ПОДЪЕМНОГО УСТРОЙСТВА АПК С ЦЕЛЬЮ ОЦЕНКИ ЕЕ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

1. Ежегодная проверка элементов конструкции подъемного устройства АПК проводится согласно НПБ 197-2001 "Автоподъемники пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний".

2. Проверка параметров технического состояния АПК, как автотранспортного средства, - по ГОСТ 25478.

3. В объем проверки входит:

проверка грузоподъемности АПК при работе в качестве крана;

проведение статических испытаний;

проверка состояния водопенных коммуникаций и сливных кранов.

4. На соответствие требованиям действующего документа "Правила устройства и безопасность эксплуатации грузоподъемных кранов" проверяются грузовой канат, работа ограничителей грузоподъемности и движения стрелы вне рабочего поля.

5. При оценке технического состояния подъемного устройства проверяются следующие его узлы и агрегаты.

Пульт управления - работа пульта управления и контрольных приборов, указателя уровня горизонтальности, четкость возврата рычагов управления подъемным устройством.

Платформа - работоспособность блокировки рессор и механизма бокового выравнивания, исправность замков и ограничителей открывания дверей отсеков платформы.

Люлька - состояние ограждения люльки, замков двери, замыкателя "для транспортного положения", ограничителя бокового крена.

Электрооборудование - на соответствие требованиям Правил устройства электроустановок (ПЭУ) и Правил технической эксплуатации потребителей (ПТ ЭЭП). Работа габаритов АПК. Звуковая и световая сигнализация АПК в режимах: под

хода люльки к границе рабочего поля движения, перегруза люльки, момента срабатывания от лобового удара. Световая сигнализация, расположенная в кабине водителя, оповещающая о выходе выносных опор из транспортного положения и открытие отсеков платформы.

Устройство связи - исправность громкоговорящей двухсторонней связи между люлькой и пультом управления на поворотной платформе.

Гидросистема - на подтекание масла из гидроцилиндров, шлангов высокого давления, исправность гидрозамков и работоспособность аварийного привода АПК.

Введение

Анализ сроков службы пожарной аварийно-спасательной техники показывает, что в связи с недостаточным обновлением средний возраст ее неуклонно увеличивается. При этом надежность, эксплуатационные свойства, а следовательно, и боеготовность техники, и в особенности пожарных автоцистерн, соответственно снижается. Средний срок службы пожарной автоцистерны в настоящее время превышает 18 лет, вследствие чего появляется большое количество отказов цилиндро-поршневой группы двигателя внутреннего сгорания, тормозной системы, кузова, цистерны, вакуумной системы и других агрегатов и систем. Сравнительный анализ показывает, что надежность базового шасси пожарной автоцистерны в целом значительно выше пожарной надстройки. Это объясняется тем, что пробег шасси пожарной автоцистерны за нормативный срок эксплуатации (10 лет) в несколько раз меньше грузопассажирского транспорта, а надежность специальных агрегатов сравнительно низкая.

В связи с этим весьма актуально выполнение оценки параметров надежности, эксплуатационных свойств пожарной автоцистерны с учетом длительности сроков эксплуатации, а также разработка направлений модернизации.

С учетом целей модернизации обосновываются наиболее рациональные направления их проведения, формируются задачи и требования, определяются свойства надежности, эксплуатационные свойства, которые должны быть у АЦ после модернизации.

Анализ сроков службы ПАСА

Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь совместно с Главами администраций субъектов Республики Беларусь и местного самоуправления принимаются меры по улучшению обстановки с пожарами в стране, совершенствованию деятельности органов власти и организаций в области обеспечения пожарной безопасности.

В результате совместной проведенной работы за последние годы удалось несколько стабилизировать обстановку с пожарами на территории Республики Беларусь и достигнуть некоторого улучшения основных показателей в профилактике и борьбе с пожарами.

Эффективное использование технических средств и новых технологий является одним из основных факторов, влияющих на снижение людских и материальных потерь при пожарах, успешного их тушения и проведение спасательных работ.

Вместе с тем, необходимо отметить, что уровень защищенности населения от пожаров на территории Республики Беларусь остается неудовлетворительным.

Учитывая важность выполнения задач по тушению пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, остается актуальной проблема обеспечения боеготовности подразделений по чрезвычайным ситуациям, их оснащения современным пожарным аварийно-спасательным оборудованием и техникой.

Следует отметить, что наряду с имеющимися успехами по техническому перевооружению пожарных подразделений, в настоящее время обеспеченность подразделений МЧС Республики Беларусь свидетельствует об ограниченных возможностях подразделений выполнять возложенные на нее функции по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ.

модернизация пожарная аварийная спасательная

Проблема обеспеченности пожарной техникой подразделений по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь сложилась в середине 90-х годов по причине практического отсутствия выделения финансовых средств из Государственного бюджета, в результате чего увеличилось количество подлежащей списанию пожарной техники, что привело к увеличению сроков эксплуатации парка пожарных автомобилей сверх положенного. К 2006 году сложилась ситуация, что около 57,4% основных и специальных пожарных автомобилей подлежало списанию.

Анализ технических средств по срокам эксплуатации:

2006 год: общее количество 4471 ед., из них до 15 лет 1907 ед. (42,6%), свыше 15 лет 2564 ед. (57,4%);

2007 год: общее количество 4632 ед., из них до 15 лет 1837 ед. (39,7%), свыше 15 лет 2795 ед. (60,3%);

2008 год: общее количество 4828 ед., из них до 15 лет 1978 ед. (40,9%), свыше 15 лет 2850 ед. (59,1%);

2009 год: общее количество 4858 ед., из них до 15 лет 2008 ед. (41,4%), свыше 15 лет 2850 ед. (58,6%);

2010 год: общее количество 5221 ед., из них до 15 лет 2094 ед. (40,1%), свыше 15 лет 3127 ед. (59,9%);

На протяжении последних лет снабжение материально-техническими ресурсами органов управления и подразделений по чрезвычайным ситуациям не позволяет кардинально решить проблему качественного укомплектования подразделений по чрезвычайным ситуациям современной пожарно-спасательной техникой. Так, несмотря на проведенные ранее закупки, обеспеченность подразделений МЧС Республики Беларусь основными видами пожарной техники, согласно имеющейся штатной положенности, в настоящее время составляет:

основные пожарные автомобили - 2388 ед. (обеспеченность - 86,2%);

специальные пожарные автомобили - 689 ед. (обеспеченность - 79,8%);

инженерная техника - 252 ед. (обеспеченность - 78,9%);

вспомогательная техника - 1892 ед. (обеспеченность - 95,7%).

Так, исходя из анализа представленных материалов по эксплуатации ПАСА результаты следующие:

· пожарные автоцистерны:

В соответствии со статистическими данными пожарные автоцистерны, составляющие подавляющее большинство пожарной техники и выполняющие основную роль в пожаротушении, распределяются по продолжительности своей эксплуатации следующим образом: до 7 лет составляют 16%, от 7 до 10 лет - 1,7%, от 10 до 15 лет - 13,9% и свыше 15 лет - 68,4%. С каждым годом если не будет проводиться интенсивное обновление пожарных автоцистерн, это соотношение будет неуклонно меняться в худшую сторону. При этом появляется большое количество отказов, возрастает вероятность несвоевременного прибытия АЦ к месту ЧС, что приводит к увеличению гибели людей, материального ущерба, к последствиям политического и морального характера, которые трудно оценить экономическими показателями.

· автомобили быстрого реагирования:

Широкое применение спасательными службами автомобилей быстрого реагирования (АБР) является одним из наиболее перспективных направлений повышения эффективности применения ПАСА. Использование этих автомобилей обеспечивает значительное уменьшение ущерба от ЧС и снижение эксплуатационных затрат на их приобретение и содержание. АБР обеспечивают быстрое прибытие первых подразделений к месту ЧС для принятия первоочередных, незамедлительных мер по разведке, локализации пожара или аварии и, самое главное, спасания пострадавших и оказания им первой помощи. Количество данного вида техники со сроком эксплуатации до 7 лет составляет 89 ед. (это 61% от всего количества АБР), свыше 15 лет составляет 18 ед. (это 12,3% от всего количества АБР).

· пожарные насосные станции, автомобили рукавные, автомобили насосно-рукавные:

Автомобили рукавные (АР) предназначены для доставки к месту пожара большого количества предварительно соединенных между собой напорных рукавов и их механизированной прокладки в виде одной или двух параллельных магистральных линий, которыми соединяют установленную на водоисточник пожарную насосную станцию (ПНС) с пожарными АЦ и другими основными пожарными автомобилями, непосредственно участвующими в пожаротушении, а также при подаче воды в перекачку с использованием АЦ. ПНС и АР применяют для ликвидации крупных пожаров в городах, на промышленных объектах, при возгорании лесоскладов, торфяных месторождений. а также во всех случаях, когда требуется подача воды в большом количестве из отдаленных водоисточников. Таким образом перебои в работе данного вида техники вызовут увеличение времени локализации и ликвидации ЧС. Количество ПНС со сроком эксплуатации свыше 15 лет составляет 70 ед. (это 94,3% от всего количества ПНС), количество АР со сроком эксплуатации свыше 15 лет составляет 57 ед. (это 96,6% от всего количества АР), количество АНР со сроком эксплуатации свыше 15 лет составляет 38 ед. (это 97,4% от всего количества АНР)

· автомобили порошкового тушения, автомобили газо-водяного тушения, автомобили аэродромные, автомобили воздушно-пенного тушения:

Для тушения пожаров на объектах нефтеперерабатывающей, нефтедобывающей и химической промышленности используются специальные огнетушащие вещества: пена, порошки, газ и галоидированные углеводороды. Их доставку и подачу осуществляют пожарные автомобили целевого применения - воздушно-пенного, порошкового, комбинированного, газоводяного тушения. Для спасания людей, ликвидации аварий и тушения пожаров в самолетах предназначены пожарные аэродромные автомобили. От своевременности прибытия данных ПАСА и бесперебойности их работы зависит величина ущерба от ЧС. Количество АП со сроком эксплуатации свыше 15 лет составляет 22 ед. (это 95,6% от всего количества АП), количество АГВТ со сроком эксплуатации свыше 15 лет составляет 2 ед. (это 100% от всего количества АГВТ), количество АА со сроком эксплуатации свыше 15 лет составляет 4 ед. (это 100% от всего количества АА), количество АВП со сроком эксплуатации свыше 15 лет составляет 15 ед. (это 62,6% от всего количества АВП).

· автолестницы, автоподъемники:

Автолестницы и коленчатые подъемники относят к мобильным спасательным средствам, служащим для ликвидации ЧС на высоте. В настоящее время они обеспечивают проведение необходимых работ на высоте до 70 м. В связи с этим неисправности в работе данных автомобилей представляют угрозу жизни эвакуируемого населения и личного состава подразделений. Количество АЛ со сроком эксплуатации свыше 15 лет составляет 75 ед. (это 66,4% от всего количества АЛ), количество АКП со сроком эксплуатации свыше 15 лет составляет 15 ед. (это 51,8% от всего количества АКП).

Анализ сроков службы ПАСА показывает, что средний их возраст неуклонно растет и приближается к 20-ти годам при нормативном 10 лет. В связи с этим их надежность снижается с увеличением числа отказов и неисправностей, что приводит к снижению средней скорости их движения, увеличению ущерба и гибели людей на пожарах.

Был выполнен анализ сроков службы АЦ с целью прогнозирования перспектив обновления и определения стратегии управления их техническим состоянием на ближайшие 5-6 лет.

Расчет проводился по двум вариантам.

Расчет по первому варианту выполнялся исходя из сложившейся в течение последних лет практики ежегодного приобретения и постановки в боевой расчет не более 20 единиц новых автоцистерн.

Расчет по второму варианту предполагал условия достаточного и полного финансирования органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, позволяющего осуществлять ежегодное обновление 200 автоцистерн.

1 - менее 7 лет - 16% (328 АЦ);

2 - от 7 до 10 лет - 1,7% (35 АЦ);

3 - от 10 до 15 лет - 13,9% (285 АЦ);

4 - более 15 лет - 68,4% (1400 АЦ)

Рисунок 1 - Распределение всего парка АЦ (2048 шт.) по срокам службы в 2011 г.

Исходными параметрами для расчетов послужили статические отчетные данные за 2011 г. (рисунок 1), согласно которым более половины 1400 цистерн, находящихся на вооружении в ОПЧС, имели срок службы более 15 лет, при среднем сроке службы 17-20 лет. Причем, в строю еще находятся автомобили со сроком службы 35 и более лет.

В ходе расчетов было принято, что внутри каждой из четырех возрастных групп (до 7 лет эксплуатации; 7-10 лет; 10-15 лет и более 15 лет) автоцистерны по срокам службы распределены равномерно. Было также принято, что число подлежащих списанию самых старых автоцистерн соответствует числу вновь вводимых в эксплуатацию, т.е.20 единиц в год по первому варианту.

1 - менее 7 лет - 13% (264 АЦ);

4 - более 15 лет - 70% (1442 АЦ)

Рисунок 2 - Прогнозируемое распределение парка АЦ (2048 шт.) по срокам службы в 2016 г. (1-й вариант расчета)

Анализ результатов расчета показывает, что в случае сохранения тенденций обновления парка ПАСА (первый вариант) в течение 5-6 лет основная масса автоцистерн перешагнет 15-летний рубеж эксплуатации. Их станет 1442 единиц, т. е 70% от общего числа парка АЦ.

Если принять, что проблема оптимизации срока службы решена и ежегодное обновление парка АЦ происходит по 200 единиц, то в течение ближайших 5 лет будут списаны очень старые автомобили (старше 25 лет), а старше 15 лет перестанут доминировать в подразделениях. Их число сократится с 1400 до 542 единиц, т.е. с 68,4% до 26% от общего числа, а взамен будут введены в строй современные автоцистерны со сроком эксплуатации до 7 лет (1164 единиц, или 57% от общего числа).

1 - менее 7 лет - 57% (1164 АЦ);

2 - от 7 до 10 лет - 9% (182 АЦ);

3 - от 10 до 15 лет - 8% (160 АЦ);

4 - более 15 лет - 26% (542 АЦ)

Рисунок 3 - Прогнозируемое распределение парка АЦ (2154 шт.) по срокам службы в 2016 г. (2-й вариант расчета)

Из анализа указанных вариантов обновления парка АЦ видно, что в ближайшие годы надежность техники будет резко снижаться. Будет появляться все больше неисправностей и отказов в работе как систем и агрегатов, обеспечивающих безопасность движения, так и специальных агрегатов, обеспечивающих подачу огнетушащих веществ для тушения пожара.

?

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

(МЧС РОССИИ)

/*?0/6


ПРИКАЗ

Москва


Об утверждении Положения об организации ремонта, нормах наработки (сроках службы) до ремонта и списания техники, вооружения, агрегатов, специального оборудования и имущества в Министерстве Российской Федерации по делам граищанской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

В целях повышения эффективности технического обеспечения территориальных органов, учреждений и организаций Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение об организации ремонта, нормах наработки (сроках службы) до ремонта и списания техники, вооружения, агрегатов, специального оборудования и имущества в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

2. Признать утратившим силу приказ МЧС России от 05.04.96 г. № 226 «О введении в действие Положения об организации войскового ремонта вооружения и техники в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».


Министр

Приложение к приказу МЧС России от 6%4

Положение

об организации ремонта, нормах наработки (сроках службы) до ремонта и списания техники, вооружения, агрегатов, специального оборудования и имущества в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных

бедствий

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в целях повышения эффективности технического обеспечения территориальных органов, учреждений и организаций Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России).

1.2. Настоящее Положение определяет:

порядок организации и ремонта автомобилей (легковых, грузовых, специальных, в том числе пожарных), автобусов; многоосных тяжёлых колёсных тягачей; гусеничных машин, в том числе тягачей, транспортёров-тягачей, транспортёров, пожарных гусеничных машин; автомобильных базовых шасси (колесных, специальных колёсных и гусеничных базовых шасси); робототехнических средств на гусеничном и колёсном ходу; машин инженерного вооружения; тракторов; бронетанкового вооружения и техники, мотоциклов и снегоходов; морских судов и судов внутреннего плавания; прицепов и полуприцепов; подвижных средств технического обслуживания; автомобильных кузовов-фургонов, унифицированных многоцелевых кузовов-контейнеров; электроагрегатов; средств инженерной разведки и вооружения; аварийно-спасательные средства (далее - техника и вооружение); автомобильных, тракторных и танковых двигателей стационарных и передвижных установок; подвесных лодочных моторов и двигателей катеров, основных агрегатов техники (далее - агрегаты); оборудования аварийно-спасательных машин и мотоциклов; гидравлического аварийно-спасательного инструмента, бензорезов, мотоперфораторов и мотопил; мотопомп; пожарно-технического вооружения; приборов и оборудования радиационной, химической и биологической защиты; технических средств службы горючего, робототехнического имущества и прочее (далее - специальное оборудование), в том числе иностранного производства;

нормы наработки (сроки службы) до плановых видов ремонта и списания техники, вооружения, агрегатов и специального оборудования, находящихся в территориальных органах, учреждениях и организациях МЧС России;

сроки службы до планового регламентированного технического обслуживания (капитального ремонта) и списания экипировки, находящейся в территориальных органах, учреждениях и организациях МЧС России.

1.3. Основные термины и определения:

Под техникой понимаются образцы материально-технических средств, состоящие на вооружении (снабжении) в территориальных органах, учреждениях и организациях МЧС России в соответствии с табелями к штатам, табелями оснащенности и нормами обеспечения (снабжения), использование которых требует закрепления за ними подготовленного личного состава (экипажей, расчетов) и для которых установлены плановые виды ремонта, а также сроки службы, нормы расхода ресурсов, исчисляемые в моточасах (часах) работы или в километрах пробега.

Под образцом понимается финальное изделие определенной типовой конструкции, имеющее присвоенное ему в установленном порядке обозначение, предназначенное для применения самостоятельно или в составе комплекса в соответствии с назначением этого изделия.

К современной технике следует относить серийно (не серийно) производимый (закупаемый) образец техники или вооружения (аварийно-спасательного средства), либо образец техники или вооружения (аварийно-спасательного средства), серийный выпуск которого прекращен не более 5 лет назад, технический уровень которого позволяет в полном объеме эффективно решать задачи в соответствии с предназначением, в том числе в соответствии с тактико-техническими требованиями к данному образцу:

техника интенсивного использования - образец, выработавший установленную норму наработки до капитального ремонта менее чем за 10 лет;

техника неинтенсивного использования - образец текущего обеспечения с ограниченным расходом ресурсов, не выработавшие установленную норму наработки до капитального ремонта за 10 лет.

Распределение техники, специального оборудования и имущества МЧС России по интенсивности использования приведено в приложении № 1 к настоящему Положению.

Под пожарным автомобилем (далее - ПА) понимается оперативная пожарная машина на базе автомобильного шасси, имеющая соответствующее оборудование, оснащенное с учетом целевого применения пожарно-технического вооружения (далее - ПТВ) и предназначенная для доставки личного состава, запаса огнетушащих веществ (в некоторых типах ПА) с целью тушения пожара и (или) проведения аварийно-спасательных работ (далее - АСР).

Под надстройкой понимается совокупность смонтированных на базовом шасси специальных агрегатов, комплектующих и коммуникаций для выполнения задач, определяющих его функционально-целевое назначение.

Под пожарной надстройкой понимается совокупность смонтированных на базовом шасси специальных агрегатов и коммуникаций, предназначенных для использования при тушении пожара, в том числе для подачи огнетушащих веществ, емкостей для огнетушащих веществ, механизмов выдвижения (раскладывания) и поворота лестниц, колен, стрел, отсеков кузова для размещения ПТВ и т.п.

Под агрегатом понимается сборочная единица, обладающая свойствами полной взаимозаменяемости, независимой сборки и самостоятельного выполнения определенной функции в образцах различного назначения.

Под специальным 1 оборудованием понимается техника, аппаратура, приборы, снаряжение и другие средства для оснащения реагирующих подразделений, которые обеспечивают условия для выполнения специфических (нестандартных) технологических операций при тушении пожаров, ликвидации разливов аварийно-химически опасных веществ, разминировании и др.

Под аварийно-спасательными средствами понимается технические средства для проведения аварийно-спасательных работ.

Под техническим состоянием понимается совокупность подверженных изменению свойств образца, характеризуемая в определенный момент времени фактическими значениями показателей качества, номенклатура которых установлена в нормативно-технической документации (далее - НТД).

Под ремонтом понимается комплекс операций по восстановлению исправного (работоспособного) состояния техники, вооружения, агрегатов или оборудования и восстановлению их и/или их составных частей ресурса, то есть обеспечению их нормативных наработок (сроков службы) до очередного ремонта или списания.

Под текущим ремонтом (далее - ТР) понимается ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности образца путем замены и (или) восстановлении отдельных его неисправных агрегатов, механизмов, сборочных единиц, приборов и поврежденных (изношенных) деталей, а также проведения необходимых регулировочных, крепежных, сварочных, слесарномеханических и других ремонтных работ.

Под средним ремонтом (далее - СР) понимается ремонт, выполняемый для восстановления исправности и частичного восстановления ресурса образца с заменой и (или) восстановлением неисправных агрегатов, механизмов, сборочных единиц, приборов и деталей ограниченной номенклатуры и контролем технического состояния составных частей, выполняемым в объёме, установленном в НТД.

Под капитальным ремонтом техники (далее - КР) понимается ремонт, выполняемый для восстановления её исправного состояния и полного или близкого к полному восстановлению ресурса с заменой или восстановлением любых его составных частей, включая основные агрегаты. Значение ресурса, близкого к полному, устанавливается в НТД.

Под ресурсом понимается суммарная наработка образца от начала ввода его в установленном порядке в строй или возобновления эксплуатации после ремонта до перехода в предельное состояние.

Под наработкой понимается продолжительность или объем работы образца. Наработка измеряется в километрах пробега (км), моточасах работы (м.ч.), количествах рабочих циклов (циклов) и т.п. Учет наработки техники, вооружения и оборудования ведется по пробегу (показаниям одометров или спидометров), наработке (показаниям счетчиков моточасов, а при их отсутствии -по фактическому времени работы), которые ежемесячно заносятся в паспорт (формуляр) образца. При работе специального оборудования образца от привода двигателя базового шасси наработка (приведенный пробег) образца рассчитывается как сумма пробега шасси и работы его двигателя, помноженная на установленную норму пробега за 1 м.ч.

Под сроком службы понимается календарная продолжительность эксплуатации от начала эксплуатации образца или ее возобновления после ремонта до перехода в предельное состояние.

Под гарантийным сроком хранения понимается календарная продолжительность хранения и транспортирования изделия в состоянии поставки, а также монтажа до ввода в эксплуатацию с соблюдением мер, обеспечивающих сохраняемость образца, в течение которой действуют гарантийные обязательства.

Под гарантийным сроком эксплуатации понимается календарная продолжительность эксплуатации образца балансодержателем, в течение которой действуют гарантийные обязательства.

Под гарантийной наработкой понимается наработка (объем работы) образца в пределах действия гарантийных обязательств.

Под ремонтным органом понимается подразделение, учреждение и организация МЧС России, укомплектованные личным составом соответствующих специальностей, ремонтными средствами и необходимыми имуществом и материалами для технического обслуживания и ремонта техники, вооружения, агрегатов и специального оборудования. Различают ремонтные органы стационарные, то есть размещаемые в специализированных зданиях и сооружениях, и подвижные, то есть организуемые на базе унифицированных, специальных подвижных (плавучих) мастерских и развертываемые в полевых

условиях.

Под балансодержателем понимается территориальный орган, учреждение и организация МЧС России, эксплуатирующие объекты, на балансе которых на праве оперативного управления они находятся.

Под исполнителем работ понимается ремонтный орган, предприятие-изготовитель или сторонняя специализированная организация, которые выполняют работы по ремонту образца балансодержателя.

Под имуществом в рамках настоящего Положения понимается материальные средства, предназначенные для оснащения (поставки) и обеспечения выполнения задач реагирующими подразделениями в мирное и военное время в соответствии с их предназначением.

Под экипировкой понимается совокупность индивидуальных предметов (снаряжение, обмундирование, одежда, средства индивидуальной защиты и др.), используемые личным составом реагирующих подразделений с целью обеспечения выполнения задач в мирное и военное время в соответствии с их предназначением.

2. Организация ремонта

2.1. Эффективность образца по качественному выполнению функциональной задачи базируется на его надежности, которая в процессе его производства, эксплуатации и ремонта обеспечивается:

совершенством конструкции и качеством изготовления;

своевременным и качественным выполнением технического обслуживания (далее - ТО) и ремонта;

своевременным обеспечением и использованием нормативных запасов материалов и запасных частей высокого качества и необходимой номенклатуры;

соблюдением государственных стандартов (далее - ГОСТ), правил технической эксплуатации, требований эксплуатационной документации (далее - ЭД) и других НТД (регламентов).

2.2. В зависимости от использования техники, вооружения, агрегатов, специального оборудования и имущества устанавливаются следующие виды технического состояния образца:










Р а з д е л 4

ТЕХНИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В ГПС

Глава 13. ЭКСПЛУАТАЦИЯ ПОЖАРНЫХ

АВТОМОБИЛЕЙ

Термин «Эксплуатация машин», по определению, является сложным понятием. Он включает: использование машины, ее обслуживание и ремонт, а также хранение и учет. В определении термина главным является использование. Именно в процессе использования происходят все изменения в механизмах и машинах, которые и являются основой для обслуживания, ремонта и хранения. Поэтому в первую очередь рассматриваются
изменения в механизмах и обосновывается система воздействий, обеспечивающих работоспособность машин.

Условия эксплуатации пожарных автомобилей

Эксплуатация ПА осуществляется в широком диапазоне различных факторов. Их целесообразно разделить на несколько групп.

К первой группе факторов следует отнести категории условий эксплуатации и природно-климатические условия. Состояние дорожных
покрытий, величины путей следования из пожарных частей по вызову на пожары и возвращение в часть после тушения пожаров, внешние температурные условия различны.

Ко второй группе факторов следует отнести оперативную обстановку с пожарами в заданном режиме городов, на объектах охраны. В крупных центрах с развитой промышленностью, большой численностью населения частота выездов на пожары больше, чем в малонаселенных городах или районах. Интенсивность эксплуатации в них более высокая по величинам пробега ПА и продолжительности работы спецагрегатов.

К третьей группе факторов относится такая особенность – пожарные автомобили не имеют холостых пробегов. Полная масса ПА не должна превышать 95 % от величины массы, установленной для базового шасси. Даже при тушении пожара расходуемая из цистерны вода должна быть восстановлена после пожара.

К четвертой группе факторов относятся особенности режимов эксплуатации пожарных автомобилей и их оборудование. При следовании на пожар (и с пожара в часть) пожарные автомобили эксплуатируются
в транспортном режиме. Продолжительность режима фиксируется в километрах по показаниям спидометра. При тушении пожаров и техническом обслуживании пожарный автомобиль находится в стационарном состоянии. Работа двигателя и потребителей энергии рассчитывается в часах работы. Как уже указывалось, общий пробег ПА L общ, км, определяется по формуле

L общ = L сп + 50τ, (13.1)

где L сп – пробег, фиксируемый по показаниям спидометра, км; τ – время работы насоса в режиме холостого хода, в часах.

Величина приведенного пробега (50 τ)по различным районам может
в 1,5–2 раза превышать величину пробега ПА, фиксируемую по показаниям спидометра.


К пятой группе факторов относятся температурные режимы эксплуатации двигателей пожарных машин.

В гаражах пожарных частей должна поддерживаться температура выше +16 °С. При этом условии двигатель легко запускается без предварительного прогрева. Следовательно, при выезде из пожарной части температура охлаждающей жидкости t о.ж должна быть выше +16 °С. Прогрев двигателя до 70–75 °С, когда двигатель можно нагружать, осуществляется в пути следования. Продолжительность прогрева будет неодинакова летом
и зимой (рис. 13.1). Установлено, что даже летом при температуре в гараже 20 °С номинальная температура двигателя достигается через 5–7 мин движения. При низких температурах зимой и в гараже требуемая температура достигается после 10–15 мин. Таким образом, двигатели пожарных машин эксплуатируются при пониженных температурных режимах. При этом она сопровождается повышенными расходами топлива и износами деталей двигателя.

О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ АЭРОДРОМНЫХ ПОЖАРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В АВИАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

Обобщение опыта эксплуатации различных типов и моделей аэродромных пожарных автомобилей, а также результатов обследования аэропортов при сертификации, выявило необходимость организации эксплуатации и установления (продления) сроков службы пожарных автомобилей на основании единых для гражданской авиации правил, обеспечивающих контроль и поддержание эксплуатационной годности пожарных автомобилей в течение всего срока их эксплуатации. На основании вышеизложенного, приказываю:

1. Утвердить и ввести в действие Положение о порядке эксплуатации аэродромных пожарных автомобилей и Методику проверки технического состояния аэродромных пожарных автомобилей (Приложение 1 и 2).

2. Руководителям территориальных органов ФАС России организовать контроль за состоянием противопожарной техники авиационных предприятий гражданской авиации, отработавшей установленный срок эксплуатации.

3. Руководителям авиационных предприятий гражданской авиации не допускать эксплуатацию аэродромных пожарных автомобилей с превышением срока службы без разрешения руководителя соответствующего территориального органа ФАС России.

4. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на начальника Службы ПАСОП ФАС России Э.Л. Тимонина.

2.4. Специальная комиссионная проверка аэродромного пожарного автомобиля проводится по окончании установленного срока эксплуатации ПА с использованием "Методики проверки технического состояния аэродромного пожарного автомобиля" на продление срока эксплуатации, согласованной с Органом по сертификации СПАСОП ГА ФАС России.

2.5. Комиссия, с целью продления срока эксплуатации аэродромного ПА, создается в территориальном органе ФАС России его руководителем. Комиссия формируется из специалистов службы ПАСОП, службы спецтранспорта и других сотрудников авиапредприятия и соответствующего территориального органа ФАС России.

2.6. На основании выполненных работ комиссия составляет Акт по результатам специальной проверки данного образца аэродромного пожарного автомобиля. Акт утверждается руководителем соответствующего территориального органа ФАС России.

В выводах и предложениях даются заключения об общем техническом состоянии аэродромного ПА и рекомендации по продлению срока эксплуатации пожарного автомобиля либо по его списанию или ремонту.

2.7. Копия разрешения о продлении срока эксплуатации аэродромного пожарного автомобиля и копия акта комиссии направляются в Службу ПАСОП ГА ФАС России.

2.8. Запись о продлении срока эксплуатации автомобиля, с указанием даты и номера приказа или другого распорядительного документа, вносится в формуляр (паспорт) ПА.

2.9. При проведении инспекционной проверки специалисты СПАСОП ФАС России имеют право снять с эксплуатации аэродромные пожарные автомобили, не соответствующие требованиям, изложенным в "Методике проверки технического состояния аэродромного пожарного автомобиля" на продление срока эксплуатации.

3. СПИСАНИЕ АЭРОДРОМНЫХ ПОЖАРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

3.1. Решение о списании аэродромного пожарного автомобиля, при его неудовлетворительном техническом состоянии, принимается руководителем авиапредприятия самостоятельно и производится в соответствии с установленным порядком.

Настоящее Положение распространяется на все типы и модели аэродромных пожарных автомобилей, находящихся и поступающих на эксплуатацию в авиапредприятия в целях обеспечения пожарной безопасности полетов воздушных судов и объектов аэропортов.

Начальник СПАСОП ФАС России,

Руководитель Органа

по сертификации

СПАСОП ГА ФАС России

Э.Л. ТИМОНИН

ТИПОВАЯ ФОРМА АКТА ОЦЕНКИ ТЕХНИЧЕСКОГО

СОСТОЯНИЯ АЭРОДРОМНОГО ПОЖАРНОГО АВТОМОБИЛЯ

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель территориального

органа ФАС России

"___" ________________ 199_ г.

АКТ

оценки технического состояния аэродромного пожарного автомобиля

Комиссия, назначенная приказом от "___" _______________19_ г. № _____________________

Руководителя ____________________________________________________________________

(наименование территориального органа ФАС России)

в составе:

председателя ____________________________________________________________________

(должность, Ф.И.О.)

членов: _________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

(должность, Ф.И.О.)

в соответствии с утвержденной "Методикой проверки технического состояния аэродромных пожарных автомобилей" "__" _________ 19__ г. произвела оценку технического состояния аэродромного пожарного автомобиля с целью определения возможности увеличения

________________________________________________________________________________

(указывается, какого ресурса срока службы и на какое время)

1. Сведения о пожарном автомобиле:

наименование юридического владельца пожарного автомобиля

________________________________________________________________________________

адрес владельца пожарного автомобиля _____________________________________________

наименование и адрес эксплуатанта пожарного автомобиля ____________________________

регистрационный номер _______________ номер шасси _______________________________

дата изготовления __________________ количество ремонтов __________________________

когда и на каком предприятии выполнен последний ремонт: ___________________________

2. В результате комиссионной проверки аэродромного пожарного автомобиля были выполнены следующие работы:

2.1. В процессе проведения инструментального контроля членами комиссии произведен осмотр аэродромного пожарного автомобиля в объеме "Методики проверки технического состояния аэродромных пожарных автомобилей";

2.2. Проведена проверка функционирования систем и механизмов аэродромного пожарного автомобиля, согласно "Методике проверки технического состояния аэродромных пожарных автомобилей".

2.3. Устранены выявленные в процессе осмотра и технического обслуживания неисправности и дефекты.

2.4. Выполнен контрольный выезд аэродромного пожарного автомобиля:

3. Изучены и проанализированы следующие материалы:

3.1. Формуляры и паспорта комплектующих изделий.

3.2. Индивидуальные особенности эксплуатации пожарного автомобиля со дня выпуска до "__" _____________ ___ г.:

Повреждение пожарного автомобиля с выходом из строя двигателя, ходовой части, пожарной надстройки _______________________________________________________________

Замена двигателя, ходовой части, пожарной надстройки и их причины

________________________________________________________________________________

3.3. Перечень основных неисправностей, выявленных на пожарном автомобиле за прошедший период эксплуатации, влияющих на продление:

________________________________________________________________________________

3.4. Замена агрегатов и комплектующих изделий производилась:

________________________________________________________________________________

4.1. Недостатки, препятствующие увеличению срока службы ПА

________________________________________________________________________________

4.2. По результатам проведенных работ, техническое состояние аэродромного пожарного автомобиля и установленных на нем агрегатов и комплектующих изделий соответствует сертификационным требованиям.

Председатель ____________________________________________________________________

(подпись) (Фамилия И.О.)

Члены: _________________________________________________________________________

(подпись) (Фамилия И.О.)

"__" ___________ 199__ г.

ТИПОВАЯ ФОРМА РЕШЕНИЯ НА ПРОДЛЕНИЕ СРОКА СЛУЖБЫ АЭРОДРОМНОГО ПОЖАРНОГО АВТОМОБИЛЯ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АВИАЦИОННАЯ СЛУЖБА РОССИИ

РЕШЕНИЕ

На продление срока службы аэродромного пожарного

автомобиля _______________________ № ___________

(марка, тип)

На основании Акта комиссии ______________________________________________________

территориального органа ФАС России от "__" _________ 19__ г. по оценке технического состояния аэродромного пожарного автомобиля ________________ № ______, принадлежащего

(марка, тип)

_______________________________________________________________________________,

(наименование авиационного предприятия)

срок службы (эксплуатации) аэродромного пожарного автомобиля ______________________

(марка, тип)

№ ______ продлевается до "__" _________ 200_ г.

Руководитель территориального

органа ФАС России ______________________________________________________________

"__" ___________ 199_ г.


Приложение 2

к Приказу ФАС России

МЕТОДИКА

ПРОВЕРКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ АЭРОДРОМНЫХ ПОЖАРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

При продлении срока эксплуатации аэродромных пожарных автомобилей (ПА) специальная комиссионная проверка, назначенная руководителем территориального органа ФАС России, должна включать:

Оценку базовых характеристик ПА (скоростные и динамические характеристики, производительность, количество огнетушащего состава);

Обследование технического состояния ПА и проверку работы узлов, систем и агрегатов шасси и пожарной надстройки, включая работу насоса, проверку наличия съемного оборудования.

Обследование технического состояния стационарных узлов, систем и агрегатов, а также съемного оборудования проводится согласно порядку и правилам, установленным эксплуатационной документацией на данный тип (модель) ПА, шасси, проверяемые узлы, системы и агрегаты.

Что проверяется

Методика проверки

Технические требования

Шасси и двигатель

Согласно Инструкции по эксплуатации завода-изготовителя

Визуально

Не допускаются трещины и повреждения длиной более 20 мм и местные повреждения лакокрасочного покрытия площадью более 200 мм 2 , согласно Инструкции по эксплуатации

Цистерна

Визуально

Отсутствие повреждения. Течи и каплеобразования не допускаются, согласно Инструкции по эксплуатации

Скоростные и динамические характеристики

Замеряется секундомером время движения от нулевой скорости до остановки по прямолинейному маршруту длиной 2000 (±50) м с асфальтовым или бетонным покрытием

Время движения на проверяемом участке не должно превышать 150 с, согласно Инструкции по эксплуатации и стандартам ИКАО

Запас огнетушащих веществ

Определяется визуально

Наличие ОТВ должно соответствовать требованиям завода-изготовителя для данного типа ПА

Проверка производительности насоса

Проверка производится забором воды из водоема при частоте вращения вала насоса, указанного в Инструкции по эксплуатации, при высоте всасывания 3,5 м

Производительность насоса должна соответствовать техническим требованиям Инструкции по эксплуатации для каждого типа ПА

Проверка насоса на "сухой вакуум"

Проверка производится при включении вакуумной системы, не включая насоса, и доведением разряжения в нем до 0,07315 - 0,07581 МПа (560 - 570 мм рт. ст.)

При нормальной герметичности насоса разряжение должно уменьшаться не более значений, указанных в Инструкции по эксплуатации для каждого типа ПА

Возможность подачи воды пожарным автомобилем от гидранта

ПА устанавливается рядом с гидрантом, к которому присоединяется всасывающий рукав. При рабочем режиме насоса обеспечивается подача воды на выходе напорного патрубка

Требования завода-изготовителя для данного типа ПА

Поворот лафетного ствола

Определяется в градусах

Значение в градусах должно соответствовать Инструкции по эксплуатации для каждого типа лафетного ствола

Наличие установки (оборудования) для покрытия ВПП пеной

Визуально

Наличие и исправность стационарной или съемной установки для покрытия ВПП пеной, в соответствии с инструкцией завода-изготовителя и стандартами ИКАО

Дальность подачи ОТВ лафетным стволом

При рабочем давлении режима насоса из лафетного ствола выдается ОТВ

Дальность подачи ОТВ должна быть не менее 30 метров, в соответствии с требованиями завода-изготовителя и стандартами ИКАО

Начальник СПАСОП ФАС России,

Руководитель Органа

по сертификации

СПАСОП ГА ФАС России