Не уступил пешеходу на пешеходном переходе статья. Что делать, если не пропустил пешехода? Как доказать свою невиновность? Рекомендации юриста по составлению жалобы

Автомобиль - это средство передвижения, которое можно рассматривать как потенциальную угрозу жизни и здоровью для посторонних людей. Особенно опасными для человека считаются «зебры» - то есть место перехода проезжей части. Поэтому следует чётко знать последние поправки в ПДД, касающиеся пропуска пешеходов, и разного рода нюансы в законах.

Что значит «пропустить пешехода»

Вокруг статьи 12.18 КоАП имеются разногласия, так как её формулировка постоянно меняется, и водитель не может быть уверен, что «правильно» пропустил пешехода и при этом не нарушил какого-либо правила.

Итак, «уступить дорогу», согласно ПДД Российской Федерации (п. 1.2.), это значит «не мешать, не становиться помехой». Трактовка предписывает водителю не начинать движение по проезжей части, если это мешает другим участникам движения (в частности, пешеходам), то есть они будут вынуждены поменять траекторию движения или же свою скорость.

Однако сами водители прекрасно понимают, что на практике доказать, что скорость или характер движения человека были изменены именно из-за действий автовладельца, практически невозможно. Поэтому формулировка этого пункта ПДД явно требовала каких-то более конкретных пояснений. И в конце 2014 года пункты 14.1 и 14.2 ПДД были доработаны и конкретизированы - они касались правил проезда пешеходных переходов без регулировщика или светофора.

14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

14.2. Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость. Продолжать движение разрешено с учетом требований пункта 14.1 Правил.

То есть водитель должен внимательно следить за линиями разметки на дороге и за установленными знаками и выполнять ряд действий, предписываемых ПДД:

  • снижать скорость движения перед знаком перехода для пешеходов и разметкой «зебра»;
  • внимательно следить за тротуарными зонами на предмет наличия пешеходов, желающих перейти улицу;
  • прикидывать скорость движения пешехода и его расстояние до «зебры»;
  • своевременно сбрасывать скорость при выявлении намерения пешехода выйти на проезжую часть.

Важно отметить, что старая редакция пункта 14.1 ПДД РФ гласила, что водитель должен остановиться, как только пешеход ступил на разметку «зебры». Однако после доработки данного пункта это необязательно: автомобиль имеет право проехать через «зебру», если траектории пешехода и машины никак не совпадают, а количество полос на проезжей части позволяет безопасно завершить такой манёвр.

Если на дороге более двух полос в одну сторону, то водитель имеет право проехать по одной из них уже при начале движения пешехода по «зебре»

Штраф за непропуск пешехода в 2018 году

Штрафные санкции для автовладельцев год из года растут, и штраф за непропуск пешехода тоже стал выше. В 2018 году это нарушение «оценивается» в сумму 1500 - 2500 рублей.

Невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), пользующимся преимуществом в движении, - влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей (ст. 12.18 КоАП РФ)

Обычно такие штрафы выписываются на месте сотрудниками ГИБДД: по факту непропуск пешехода - это одновременное нахождение на «зебре» как пешехода, так и автомобиля в опасной близости друг от друга. Важно, что конкретный размер штрафа может определить только инспектор ГИБДД, отталкиваясь от конкретной ситуации нарушения и риска аварии.


Знак устанавливается непосредственно перед «зеброй», предупреждая водителей о возможности появления пешеходов

Эксперимент со штрафами

На территории Российской Федерации несколько лет проводятся пилотные экспериментальные запуски автосистемы фиксации нарушений на пешеходных переходах (то есть на «зебре»). Тестирование системы проводилось в столице (Москве) и Зеленограде, попутно - на территории г. Улан-Удэ.

Камеры, установленные на самых оживлённых переходах городов, в автоматическом режиме фиксировали «непропуск пешеходов» и передавали данные в ведомство ГИБДД, откуда водителям уже рассылались письменные уведомления.

Разумеется, такая система автоматической фиксации нарушений значительно снижает затраты на содержание штата государственной дорожной автоинспекции, но в то же время алгоритм ПО камер ещё не до конца проработан и в ряде случаев ошибался.


Автоматическая фиксация нарушений на переходах пока не доведена «до ума»

Как должен поступать пешеход на переходе

Пешеход - полноправный участник дорожного движения, как и любое транспортное средство. Выходя на дорожную часть - «зону автомобилиста», пешеход должен подчиняться правилам безопасного движения.

Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

Различаются обязанности пешеходов на перекрёстках разных видов. Так, при наличии светофора (регулируемый перекрёсток), человек должен подчиняться сигналам светофора, регулировщика или, если таковые отсутствуют, транспортного светофора (п.4.4 ПДД РФ).


Пешеходы переходят проезжую часть строго по правилам: по «зебре» и при включённом зелёном сигнале светофора

Однако п. 4.5 - 4.7 чётко описывают поведение пешехода при движении на нерегулируемых перекрёстках:

  • На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.
  • Выйдя на проезжую часть (трамвайные пути), пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на островке безопасности или на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).
  • При приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета (синего и красного цветов) и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода дороги, а пешеходы, находящиеся на проезжей части (трамвайных путях), должны незамедлительно освободить проезжую часть (трамвайные пути).

Находясь на «зебре» без светофора, пешеход должен постоянно следить за траекторией автомобилей

Пешеходов могут оштрафовать за пренебрежение данными правилами на сумму от 500 до 1500 рублей (в зависимости от тяжести последствий нарушения) по статьям 12.29 и 12.30 КоАП РФ.

Таким образом, Правила дорожного движения обязывают пешехода самостоятельно заботиться о своей безопасности и учитывать характер движения автомобилей и расстояние до них. Всем без исключения пешеходам, независимо от положения на дороге, предписывается пропускать спецавтомобили различных служб, двигающихся с проблесковыми маячками и звуковой сиреной (скорая помощь, пожарные машины, автомобили полиции и т. п.).

Обязанности водителей на переходе: когда нужно уступить дорогу

Согласно Правилам дорожного движения, пропускать пешеходов необходимо не только на «зебрах» и светофорах. В ПДД очень чётко и понятно прописаны случаи, когда пешеход имеет право без помех продолжить движение, а автомобилист должен остановиться и пропустить его:

  • человек переходит с одной тротуарной зоны на другую через дорогу, а автомобиль в это время появляется из-за поворота (пункт 13.1 ПДД РФ);
  • человек переходит с тротуарной зоны на другую тротуарную зону через дорогу, где нет «зебры», а автомобиль поворачивает с главной дороги на прилегающую, то есть заезжает на дворовую территорию (пункт 8.3 ПДД РФ); то же правило действует и в случае выезда транспортного средства с территории двора;
  • пешеход незрячий, о чём свидетельствует белая трость в руке (пункт 14.5 ПДД РФ);
  • пешеход или группа пешеходов направляются к общественному транспорту (автобус, троллейбус) рядом с остановочным пунктом (пункт 14.6 ПДД РФ).

Зная эти нюансы ПДД, водитель будет увереннее чувствовать себя за рулём. Однако знание данных правил не даёт гарантии того, что каждый пешеход будет им следовать. В подавляющем количестве случаев перехода пешеходы «надеятся» на то, что водитель самостоятельно успеет разобраться в дорожной ситуации и «вовремя» затормозит.


«Зебра» - это территория пешеходов в зоне движения автомобилей

Когда не нужно пропускать

На законодательном уровне прописаны так же и случаи, когда водитель может не останавливаться на «зебре»:

  1. Если на «зебре» стоит светофор, он в рабочем состоянии и для пешеходов горит красный сигнал (запрет).
  2. Если существует высокий риск столкновения с машиной, которая идёт сзади, из-за экстренного торможения перед «зеброй» - в данном случае непропуск пешехода обязательно нужно обозначить звуковыми сигналами.

Однако понятно, что данные правила не отменяют ответственности водителей: если пешеход начал переходить дорогу, потребуется затормозить или резко изменить траекторию движения, чтобы избежать столкновения.

Как доказать свою невиновность и обжаловать штраф за непропуск пешехода

Действительно, законно и справедливо выписанный штраф за непропуск пешехода - это яркое напоминание водителю о его обязанностях. В конце концов, любое транспортное средство может причинить пешеходу тяжёлые увечья и даже стать причиной его гибели. Но бывает и так, что инспектор ГИБДД «перегибают палку» и наказывает водителей за те нарушения, которые не доказаны или доказать крайне сложно.

В том случае, если сотрудник ГИБДД собирается выписать водителю протокол о правонарушении за непропуск пешехода, а данный факт не имел места, необходимо тщательно во всём разобраться. Многие автолюбители сегодня используют видеорегистраторы - достаточно просто ознакомить с записями последних минут инспектора, чтобы тот убедился в несостоятельности своих намерений. К тому же пригодится и помощь свидетелей. Даже сам пешеход, которому не уступили дорогу, может быть свидетелем защиты - нужно просто ему сказать, что на него также будет наложен штраф, так как он выскочил прямо под колёса автомобиля.


Сотрудник ГИБДД имеет право остановить автомобиль при фиксации непропуска пешехода

Если же факт нарушений, как говорится, «налицо», можно апеллировать нюансами в законодательстве. Так, статья 2.7 КоАП говорит о том, что административное правонарушение может не сопровождаться наложением штрафа в тех случаях, когда у лица есть крайняя необходимость - например, водитель вёз в больницу ребёнка или же направлялся в родильный дом с женой. В данном случае потребуется, однако, доказать наличие «крайней необходимости».

Инспектор ГИБДД может сократить сумму штрафа при наличии «смягчающих обстоятельств». Согласно статье 4.2 КоАП, к обстоятельствам, смягчающим административное нарушение, относятся:

  • раскаяние нарушителя;
  • исправление поведения или своего поступка;
  • признание вины полностью;
  • помощь следствию;
  • своевременная компенсация последствий;
  • беременность /наличие малолетних детей;
  • состояние аффекта.

Помимо этого, на решение сотрудника ГИБДД, принимающего решение о наложении штрафа, могут повлиять разного рода и другие факторы:

  • неудовлетворительное дорожное покрытие;
  • неблагоприятные погодные условия;
  • яркая реклама в зоне видимости;
  • непрогнозируемое поведение пешехода.

На сложных перекрёстках с множеством полос труднее доказать свою невиновность

Видео: как избежать штрафа за непропуск пешехода

Действия водителя при обжаловании штрафа

Важно, что при составлении протокола об административном правонарушении водителю нужно обязательно его подписать. В ином случае обжаловать правоту будет гораздо труднее. На обратной стороне протокола есть графа «Объяснения нарушителя» - в ней рекомендуется описать свою точку зрения и указать на невиновность либо смягчающие обстоятельства. Это позволит оспорить штраф.

В течение 10 дней с момента оформления протокола водитель может написать письмо-жалобу руководителю отдела ГИБДД (статья 30.3 КоАП РФ). Одновременно можно подать исковое заявление в районный суд, приложив к нему все имеющиеся документы и материалы, подтверждающие невиновность (фото и видеоматериалы). В том случае, если доказательства отсутствуют, можно апеллировать другими факторами и обязательно указать их в своём заявлении:

  • отсутствие сертификации на измерительные приборы у сотрудника ГИБДД;
  • отсутствие свидетелей и понятых;
  • ошибки и неточности при написании протокола и т. п.

Судебные органы рассматривают документы в течение 2 месяцев с момента получения заявления и пакета документов. В случае если их вердикт не в пользу водителя, нарушитель может обжаловать решение в вышестоящих инстанциях.


При оформлении жалобы необходимо внимательно и без ошибок оформить бланк данного документа

Таким образом, если внимательно вчитаться по все изменения и поправки в ПДД и КоАП, то можно заметить, что преимущество при движении отдаётся именно пешеходам. Поэтому водитель должен быть крайне внимателен за рулём, чтобы обеспечить безопасность движения себе и окружающим. Слепое следованием всем правилам не даёт гарантии безопасности на дорогах: необходимо постоянно контролировать дорожную ситуацию и иметь план на случай внезапного выхода человека на дорогу.

Конфликт на дороге может возникнуть не только между двумя водителями, но и при появлении пешехода. Не все автомобилисты считают нужным пропускать его даже на «зебре». И делают хуже самим себе, ведь за это их ждет наказание.

Читайте в этой статье

Что включает понятие «пешеходный переход»

Разъяснение термина имеется в ПДД РФ:

Пешеходный переход – участок проезжей части, трамвайных путей, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.

Пешеходный переход не зря называют «зеброй». Его можно заметить издали, участок представляет собой короткие параллельные друг другу полосы, расположенные по долевой оси дорожного полотна. «Зебра» заходит и на трамвайные пути. На ней пешеход может чувствовать себя в безопасности, переходя проезжую часть.

Что значит «пропустить пешехода»

ПДД диктует обязанности автомобилиста по отношению к пешеходу таким образом:

Водитель ТС, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

Но трактовка закона изменилась. И если человек собирается переходить дорогу с левой стороны относительно движения, машина может проехать. Ведь она перемещается по правой полосе полотна.

Если водитель уверен, что вполне успеет пересечь «зебру» до того, как до его стороны доберется пешеход, он может это сделать. Но маневры автомобилиста не должны вынуждать идущего человека сворачивать, останавливаться или подаваться назад во избежание попадания под колеса.

То есть оценка ситуации лежит в основном на водителе. И это может создать для него проблемы.

Всегда ли водитель обязан уступить (при повороте, во дворах)

Пешеходы и автомобилисты могут встретиться не только на переходе:

  • Если это произошло на повороте в любую сторону, водитель обязан уступить. Не помеха этому и нарушение пешеходом ПДД, потому что в случае столкновения виновным останется автомобилист.
  • Во дворе многоквартирного дома, жилой зоне приоритет тоже принадлежит человеку, перемещающемуся «на своих двоих». Об этом свидетельствуют пункты 17.3 и 17.4 ПДД.

Сложности могут возникнуть на перекрестке с несколькими светофорами. Водитель должен слушаться сигнала только относящегося к нему, если на дороге нет стоп-линии, как можно быстрее покинуть эту зону. Но и пропускать пешехода он обязан. Поэтому при его появлении на дороге автомобилисту на перекрестке придется остановиться и дожидаться потом нового зеленого сигнала светофора.

Штраф за то, что не пропустил пешехода

Санкции при конфликте между пешеходом и автомобилистом могут налагаться на последнего не только при столкновении. Если водитель проехал, помешав перейти человеку «зебру», он заплатит штраф 1500 р. Наказание полагается по статье 12.18:

Невыполнение требования ПДД уступить дорогу пешеходам … , пользующимся преимуществом в движении, влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.

Не уступившим дорогу является и тот, кто нарушил пункт 14.2 ПДД:

Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других ТС, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость.

11 октября 2017 г. Госдумой был одобрен в третьем чтении проект закона, изменяющий статью 12.18 КоАП. Он имеет номер 97652-7. В соответствии с новым законом сумма штрафа за непредоставление преимущества пешеходу или велосипедисту вырастает до 2500 р. Изменения очень скоро вступят в силу.

Как доказать невиновность в ГИБДД и оспорить сумму

Закон противоречив в отношении конфликтов пешеходов и водителей. Поэтому у автомобилиста есть шанс избежать наказания, ведь правила нарушают не только те, кто за рулем. Восстановить справедливость можно несколькими способами:

  • Если пешеход резко выскочил на дорогу, машина по техническим причинам могла не успеть остановиться и проехала раньше, чем прошел человек. Это докажут и запись видеорегистратора.
  • Нужно потребовать составить протокол на пешехода. Если он нарушил правила, должен разделить ответственность с водителем, то есть заплатить свой штраф. В этом случае пешеход скорее скажет под протокол, что никто не препятствовал ему в переходе через дорогу.
  • Автомобилист мог не видеть человека, ступившего на «зебру» из-за препятствий обзору. Ими могли стать другие ТС, рекламные вывески, кустарники и т.д. Здесь тоже можно призвать свидетелей или запись видеорегистратора.
  • Если пешеход ушел, а сотрудник ГИБДД отказывается звать его для разбирательства, это поможет избежать составления протокола. В случае, когда инспектор настаивает на расследовании, без видеофиксации происшествия доказать вину водителя будет очень трудно. Ведь для дела нужны и показания пешехода.

О том, как водителю избежать наказания за то, что не пропустил пешехода, смотрите в этом видео:

Что будет, если сбил прохожего на зебре

Сложнее ситуация, когда произошло столкновение пешехода и авто, в котором человек страдает сильнее. Если виновен водитель, применяемая мера зависит от тяжести вреда здоровью потерпевшего:

  • при легких повреждениях положен штраф 2500 — 5000 р. или лишение ВУ на 1 — 1,5 года;
  • при травмах средней тяжести он выплатит 10000 — 20000 р. либо останется без прав на 1,5 — 2 года.

Получение пешеходом сильного ущерба здоровью или его гибель регламентируется Уголовным кодексом. Водитель получит:

  • тюремный срок до 3 лет;
  • принудительные работы на 2 года с лишением возможности занимать некоторые должности в течение 3 лет;
  • арест на 6 месяцев;
  • лишение свободы на 2 года, отнятие прав на определенный вид работы на 3 года.

Одна из мер определяется судом по обстоятельствам дела. Отдельно может назначаться выплата материального и морального ущерба. Еще хуже, если водитель был . Он получит лишение свободы на 3 — 7 лет. А если жертв было больше 1-го, то до 9 лет.

О том, что делать и как себя вести в случае, если сбил пешехода, смотрите в этом видео:

Ситуация, когда пешеход решил уйти с места ДТП

В конфликте на «зебре» может быть виновен не только автомобилист, но и пешеход. А иногда ему просто не хочется разбирательства. Водителю следует максимально обезопасить себя от претензий, которые пешеход может предъявить позже:

  • автомобилисту нужно выйти из машины, предложить вызвать пострадавшему «скорую»;
  • при отказе в медпомощи стоит взять с него расписку, в которой будет его полное имя, телефон, отрицание необходимости вмешательства медиков и претензий к водителю авто с данным номером;
  • автомобилист все равно должен вызвать ГИБДД;
  • ему также нужно позвонить в свою страховую компанию;
  • стоит найти и записать данные свидетелей происшествия;
  • приехавшему сотруднику ГИБДД нужно после составления протокола дать объяснения, приобщить к документу расписку, указать наличие свидетелей, записи видеорегистратора.
- Попросить ИДПС предъявить служебное удостоверение, п. 2.4 ПДД (зафиксировать его данные)
- Если, с нарушением согласны, тогда штраф 1 500 рублей (ст. 12.18 КоАП)
- Попросить инспектора составить протокол, если с вменяемым нарушением категорически не согласны
- Потребовать пригласить пешехода, которого якобы не пропустили, и приобщить его показания к протоколу
- В протоколе указать: "ПДД не нарушал. Помеху пешеходам не создавал. Инспектор отказался приобщить к протоколу показания пешехода. Требую помощи адвоката." (см. главу 39 "Правильно заполняем протокол")

В 10-ти дневный срок отправляем заявление в суд (приложение №9)

Разъяснение:

Пункт 4.5 ПДД: ".На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен.

При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортного средства и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.".

Пункт 14.1 ПДД говорит об обязанности водителей "уступить дорогу пешеходам".

Что значит "уступить дорогу" говорит п.1.2 ПДД - "не начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить пешеходов изменить направление движения или скорость". Поэтому даже если пешеход находится на переходе, если Вы сможете проехать так, что не создадите ему помех, можете ехать. Иными словами, если пешеход только собирается переходить дорогу, ему уступать не надо. Но как только он начал движение по пешеходному переходу, его надо пропускать.

Попросите инспектора пригласить пешехода, ведь только тот может сказать, заставили вы его изменить направление и скорость или нет. Воспрепятствовать инспектор вам не может так как, он сам обязан обо всем предупредить пешехода согласно статьи 25.1 КоАП и ст. 51 Конституции РФ. Инспектор отказался приглашать пешехода, сославшись, что тот далеко?

Знайте, что в таком случае состав правонарушения отсутствует - без показаний пешехода или видеозаписи доказать, что вы не уступили ему дорогу не возможно.

Что касается остановившегося трамвая и пешеходов, выходящих из него, то здесь нет никаких сложностей. ПДД не обязывает водителя давить педаль тормоза в пол вслед за остановкой трамвая. То есть, если трамвай остановился и открыл двери, а вы не притормозили, то штраф за это инспектор наложить не может. Никакого наказания не предусмотрено. Запрещается только создавать помеху пешеходу, а таковым пассажир станет, выйдя из транспорта на проезжую часть. Вот тогда водитель обязан остановиться и пропустить его.

Каждый автомобилист уверен, увидел пешехода на дороге — дави по тормозам и пропускай. Теперь мы ему «уступаем дорогу», а не «пропускаем». Что же это значит, уступить дорогу пешеходу? Всегда ли нужно остановиться?

Уступить дорогу означает не заставлять человека идти обратно , бежать вперед или вовсе остановиться посреди дороги .

Другими словами, сделать все, чтобы он смог завершить маневр , не меняя при этом направление и скорость движения, не мешать человеку спокойно перейти дорогу .

Важно! Раньше п. 14.1 ПДД гласил, что водитель обязан притормозить или остановиться перед «зеброй» , если человек не только уже переходит дорогу, но и в случае когда он шагнул на проезжую часть .

Теперь же если траектории участников движения не пересекаются , количество полос позволяет и опасности нет, то машина может проехать . В противном случае водитель притормаживает, потому как преимущество отдается пешеходу.

Например, если водитель на четырехполосной дороге едет в крайней левой полосе, а пешеход только ступил на дорогу, машина никаких помех не создает, а значит водитель может спокойно проехать. Рекомендуется руководствоваться правилом «двух полос» , что значит между автомобилем и пешеходом должно оставаться минимум две полосы (если столько имеется, конечно).

Пропуская пешехода, даже если светофор загорелся зеленым, водитель обязан дождаться, пока он дойдет до конца перехода, также не меняя при этом скорости (пункт 14.3 ПДД ).

При этом получается, что вы можете не пропускать людей, стоящих на тротуаре и явно намеревающихся перейти дорогу. Формально да, такой человек не является участником движения, но он может им стать в доли секунды и шагнуть прямо перед машиной. И тогда последствия могут быть печальны, например, такие как .

Так что совет всем водителям: переход всегда предупреждает автомобилиста о потенциальной опасности , поэтому снижать скорость лучше всегда . Однако даже если вы не видите людей на нерегулируемом переходе, расслабляться нельзя — обратите внимание на другие машины.

Если раньше было нельзя обгонять другой автомобиль на переходе , только если на нем находился пешеход, то теперь обгонять запрещено даже при отсутствии людей .

В противном случае водителю грозит штраф, а такие маневры чреваты возможным ДТП . Кроме того, если справа или слева автомобиль остановился перед переходом, так же следует поступить и вам — останавливаемся или снижаем скорость (п. 14.2 ).

Причем другой водитель может остановиться или притормозить не для пропуска человека, а чтобы совершить поворот на перекрестке, а там есть переход, формально вы также должны встать рядом с ним.

Справка : Пешеходом считается также и тот, кто катит велосипед, мопед или мотоцикл, едет в инвалидной коляске или ее везет, передвигается с детской коляской, едет на роликах, самокате или других аналогичных средствах .

Что касается велосипедистов, в пункте 24.8 ПДД сказано, что теперь они обязаны спешить, переходя дорогу.

Уступаем всегда

В каких именно случаях (когда), на дороге без специальных обозначений , водитель должен, обязан уступить дорогу и пропустить пешехода?

Кого он обязан пропустить:

  • слепых, дающих понять, что хотят перейти при помощи белой трости (п. 14.5 );
  • людей, которые идут к стоящим на остановке автобусу или трамваю, если пассажиры выходят прямо на проезжую часть (п. 14.6 );
  • Помните, что вы не обязаны стоять, скажем, около подъезжающего к остановке трамвая и ждать, когда люди начнут выходить. Пассажиры до тех пор не пешеходы, пока не ступили на дорогу .

  • детей, вышедших из остановившегося транспорта с включенной «аварийкой» и знаком «Перевозки детей» (см. п. 14.7 ).

Двор — зона пешехода

Согласно пункту 17.1 , как только водитель въезжает в жилую зону, во двор или выезжает оттуда, преимущество водителя заканчивается, на внутридворовых территориях тротуары «принадлежат» пешеходам (пункт 17.3 ). Поэтому запрещена как , так и на нем (больше о неправильной парковке читайте ).

Опасный поворот

Делать нечего, в этом случае можно пешеходам просто посигналить во избежание ДТП, такого как . Если же для пешехода горит зеленый, и вы ему мешаете, остановитесь, если нет — проезжайте.

Отдельный пункт касается поворотов на перекрестке (п. 13.7 ). Если водитель выехал на перекресток «на зеленый» , даже если загорелся красный свет, он должен закончить маневр , не пропуская никого.

Однако если есть стоп-линии, то он должен руководствоваться и сигналами светофора для пешеходов.

Нарушил — заплати!

Какой штраф ПДД грозит (что будет) за то, что не уступил дорогу и не пропустил пешехода? Штраф налагается в любом случае, независимо от того не пропустил пешехода на пешеходном переходе или просто на перекрёстке со светофором. За такое правонарушение законом предусмотрено административное наказание (ст. 12.18 КоАП РФ ). Не уступил дорогу человеку на переходе — придется заплатить 1500 рублей .

Обратите внимание, что с 1 января 2016 года можно уплатить половину суммы штрафа , если успеете сделать это не позднее 20 дней с момента вынесения постановления.

Как оспорить штраф?

Можно ли обжаловать постановление, если вы считаете себя невиновным? Стоит еще раз вспомнить термин «уступить дорогу». Это понятие не предусматривает определенную очередность движения. Главное, это не вынуждать пешехода изменять траекторию и скорость.

Как же доказать свою невиновность, если уже предписан штраф за то, что не пропустил пешехода?Если вы действительно никому не создавали помех и у инспекторов ГИБДД нет таких доказательств нарушения, таких как фото- и видеофиксация с камеры или регистратора, то постановление можно обжаловать .

Но это при условии отсутствия показаний самого пешехода, ведь только ему доподлинно известно, уступили ему дорогу или нет. Можно его позвать и попросить дать показания.

Если инспектор откажется позвать того, кого вы не пропустили, и не будет записи нарушения, то состав правонарушения отсутствует.

В протоколе следует написать, что правила не нарушали и никому не мешали переходить дорогу , а инспектор отказался опросить и приобщить показания пешехода. В этом случае вопрос решается в судебном порядке .

Одним словом, если вы не мешали пешеходу переходить дорогу, он был вдалеке от вас, и при этом перед переходом других остановившихся машин не было, то шанс избежать наказания есть.

Подводя итоги, можно сказать, что лучший совет для всех водителей — это всегда смотреть по сторонам, всегда притормаживать перед переходом и пропускать всех без исключения пешеходов . Так вы сможете избежать многих неприятностей. На дороге безопаснее думать не только за себя, но и за других участников движения.

Если водитель не пропустил пешехода, и при этом данное нарушение находилось в обозрении инспектора ГИБДД или камер видеофиксации, то это может означать, что его ожидает наказание. Если при движении водитель не уступил дорогу пешеходу на зебре, то ему выпишут штраф — 1 500 рублей (статья 12.18 из КоАП РФ). На практике при этом виде нарушения автомобилисты нередко пытаются доказать свою невиновность.

Чем грозит не пропуск пешехода на пешеходном переходе?

В обязанности людей, сидящих за рулем, входит пропуск пешеходов на зебре. Конкретные подпункты в п.14 ПДД предназначены для рассмотрения отдельных случаев. Например, если вы на подъезде к зебре увидите, что человек начал движение по ней или как минимум ступил на нее, то пропустить пешехода вы точно должны.

Если же перед пешеходным переходом сбавил скорость, идущий впереди автомобиль, то, согласно ПДД, и вы должны замедлиться. За такие нарушения правил (обгоны и выезды на встречку) автомобилистов могут наказывать лишением прав.

Водителю необходимо запомнить одно стандартное правило, действующее в России: если не пропустил пешехода на пешеходном переходе, то это по ПДД грозит штрафом в размере 1500 руб.

Так же водителю полезно знать, чем грозит проезд на красный свет. Подробности

На регулируемом

Под регулируемыми подразумеваются те пешеходные переходы (ПП), на которых дополнительно установлены светофоры и зебры. Автолюбители обязуются дождаться, пока лицо-пешеход не дойдет до его конца. Если водитель не пропустил пешехода на регулируемом переходе до того, как человек закончил свое движение по дороге, то это будет означать наказание со стороны ГИБДД. Штраф для этого нарушения правил стандартный — 1500 руб.

На нерегулируемом

Не отличается размер наказания в том случае, когда нарушение правил (ПДД) допущено на нерегулируемом пешеходном переходе. Если был нарушен пункт 14.2 из ПДД (водитель не уступил дорогу на зебре), то представители ГИБДД имеют право выписать штраф на 1500 руб (наказание выбирается по 18-й статье КоАП). Как правило, в данном случае доказать невиновность водителя намного проще. Практика показывает, что на нерегулируемых пешеходных переходах реже стоят камеры видеофиксации, что увеличивает шанс доказать свою правоту.

При повороте

В ПДД нет особых уточнений по поводу данного случая с поворотом. При повороте человеку, находящемуся за рулем, будет легче доказать свою невиновность. Тем не менее, даже на поворотах у водителей есть обязанность пропускать прохожим. Это означает, что при наличии зебры и прохожего на пешеходном переходе водитель должен остановиться и уступить дорогу.

Если автовладелец не пропустил пешехода при повороте, то ему теоретически могут выписать штраф — от 500 до 1500 руб. Если же все-таки получится доказать невиновность по данному случаю, то наказание от ГИБДД признают несправедливым и вы его избежите.

Штраф за то что не пропустил пешехода не на пешеходном переходе

Многие водители ошибочно считают, что если нет пешеходного перехода в ближайшей зоне обзора, то и пропускать перемещающихся пешком людей не обязательно. На самом деле ПДД допускает возможность пересечения дороги в удобном месте для перемещающихся пешком, однако за такое пересечение ответственность одинаково ложится и на прохожего, и на водителя. Людям, находящимся за рулем, которые не уступили дорогу прохожему, инспекторы ГИБДД могут выписать штрафную квитанцию на 500 руб.

Не пропустил пешехода — как доказать свою невиновность?

Сегодня у автолюбителей есть возможность доказывать свою невиновность, даже если проезд по пешеходному переходу имел место, несмотря на то, что на нем начали движение прохожие. Намного больше шансов, если нарушение зафиксировано инспектором и им же вынесено наказание. Если прохожий осуществлял движение в неположенном месте (не на светофоре и не по зебре), то автомобилистам следует разъяснить статью ПДД о том, что наказание может коснуться обеих лиц.

Даже если не будет свидетельских показаний, все можно сослаться и на другие аргументы:

  • неожиданное появление человека на пешеходном переходе;
  • плохая видимость из-за погодных условий;
  • плохая видимость по причине темного времени суток.

Если же у вас есть запись видеорегистратора, подтверждающая вашу правоту, то доказать свою невиновность можно будет очень просто.

Как обжаловать штраф за то, что не пропустил пешехода?

Новый законопроект разрешает оспорить штраф ГИБДД за то что не пропустил пешехода или за любое другое нарушение. Писать жалобу можно непосредственному начальнику сотрудника ГИБДД или сразу в районный суд. Если все обстоятельства в вашем конкретном случае играют против вас, то можно зацепить и за другие нюансы:

  • несертифицированные измерительные приборы сотрудника ГИБДД;
  • отсутствие понятых;
  • ошибки при оформлении документов.

При этом эксперты настойчиво просят подписывать протокол и постановление. В ином случае, доказать свою правоту будет вдвойне сложнее.