Положение о губернских и уездных учреждениях. Положение о губернских и уездных земских учреждениях

земских учреждениях». По этому закону создаваемые земские учреждения

состояли из распорядительных (уездных и губернских земских собраний) и

исполнительных (уездных и губернских земских управ). И те, и другие

избирались на трехлетний срок. Члены земских собраний получили название

уездам колебалось от 10 до 96, а губернских – от 15 до 100. уездные и

губернские управы состояли из 4 – 6 членов.

Выборы в уездные земские собрания проводились на трех избирательных

съездах (по куриям). Все избиратели делились на три курии: 1) уездных

землевладельцев, 2) городских избирателей и 3) выборных от сельских

обществ. В первую курию входили все землевладельцы, имевшие не менее 200

десятин земли, а также лица, обладавшие другой недвижимой собственностью

стоимостью не менее чем на 15 тыс. рублей или же получавшие годовой доход

свыше 6 тыс. рублей. Второю курию составляли купцы всех трех гильдий,

владельцы торговых и промышленных заведений в городах, а также владельцы

городской недвижимости (в основном домовладельцы). По этой курии могли

баллотироваться дворяне и духовенство, если они имели в городах

недвижимость по установленной оценке.

Если по первым куриям выборы были прямыми, то по третьей, не

предусматривавшей имущественного ценза, многостепенными: сначала сельский

доход выбирал представителей на волостной сход, на котором избирались

выборщики, а затем уже уездный съезд выборщиков избирал гласных в уездное

земское собрание. Многостепенность выборов по третьей курии преследовала

цель провести в земстве наиболее состоятельных и «благонадежных» гласных из

крестьян и ограничить самостоятельность сельских и волостных сходов при

выборе представителей в земства из своей среды.

Согласно «Положению» о земстве представителями уездного и губернского

земских собраний становились уездный и губернский предводителями

дворянства. Представители управ избирались на земских собраниях, при этом

председателя уездной управы утверждал в должности губернатор, а губернской

– министр внутренних дел.

Земства вводились только в великорусских губерниях, в которых

преобладало русское дворянство. Из 78 губерний России «Положение» о земских

учреждениях распространялось на 34 губернии (менее их половины). Земская

реформа не распространялась на Сибирь, Архангельскую, Астраханскую и

Оренбургскую губернии, в которых не было или почти не было дворянского

землевладения, и национальные окраины России: Остзейские губернии (здесь


было свое местное управление, подчиненное немецким баронам), Литву, Польшу,

Белоруссию,

Правобережную Украину (в этих регионах среди землевладельцев

преобладало польское дворянство), на Кавказ, Казахстан и Среднюю Азию.

Всего предполагалось избрать в 34 губерниях 13 тыс. гласных. Реально было

избранно 11,5 тыс., половину их составляли гласные первой курии, чем

обеспечивалось преобладание в земствах дворянства.

Земства были лишены каких-либо политических функций. Сфера

деятельности земств ограничивалось исключительно хозяйственными вопросами

местного значения. Исполнение земствами местных хозяйственно-

административных функций рассматривалось самим правительством даже не как

право земств, а их обязанность: ранее этим занималась уездная и губернская

администрация, а теперь заботы о местных делах и расходы на них

перекладывались на земства. Члены и служащие земств привлекались к судебной

ответственности, если они выходили за рамки своей компетенции.

Земства находились под контролем центральной и местной власти

министра внутренних дел и губернатора, которые имели право приостанавливать

любое постановление земского собрания, признав его «противным законам или

общим государственным пользам». Многие из постановлений земских собраний не

могли вступить в силу без утверждения губернатора или министра внутренних

дел. Для выполнения своих постановлений (например, для взыскания недоимок

по земским сборам, исполнения натуральных земских повинностей и т.п.)

земства были вынуждены порой обращаться к земской полиции, не зависевшей от

Но и в предписанных законам пределах компетенция и деятельность земств

все более ограничивалось последующими законодательными актами и

правительственными распоряжениями. Правительственные указы и циркуляры

Министерства внутренних дел за 1868 – 1874 гг. ставили земства в еще

большую зависимость от власти губернатора, ограничивали гласность и

публичность их заседаний.

Однако, несмотря на эти ограничения и стеснения, земства сыграли

огромную роль в решении местных хозяйственных и культурных задач. Таким

образом, земства, хотя и ограниченные в правах, показали свою

жизнеспособность, приспособленность к местным условиям и требованиям жизни.

Вопреки законодательным запретам земства превратились в очаги общественной

деятельности либерального дворянства.

Работа добавлена на сайт сайт: 2015-07-05

Заказать написание уникльной работы

">1 вопрос Земская реформа была проведена в 1864 г. и явилась следствием отмены в Российской империи крепостного права.Причина введения органов местного самоуправления – негодное состояние дорог.Впервые упоминание о земской реформе связано с 25 марта 1859 г., когда высочайшим повелением государя были окончательно определены основные положения будущего устройства всего местного хозяйственно-распорядительного управления – принцип самостоятельности органов местного самоуправления.Земская реформа проводилась на основе «Положения о губернских и уездных земских учреждениях».Сущность земской реформы заключается в привлечении общественных масс к участию в хозяйственно-административном управлении на местах (уездах и городах); реформа устанавливала регулирование капиталов, имущества и деньгами земства, содержания земских зданий и путей сообщения, учреждениями здравоохранения, образования и т. д.Выделялись исполнительные и распорядительные органы самоуправления. Распорядительным органом в этот период времени является уездное земское собрание. Во главе его стоял местный предводитель дворянства.Выборы в органы местного самоуправления поводились по 3-м куриям:1) крупные землевладельцы (имущественный ценз – 100 минимальных крестьянских наделов);2) представители сельских обществ;3) городские избиратели (имущественный ценз – 15 тыс. руб. в год).Формировались губернские собрания из представителей земских собраний.Исполнительные органы на местах – земские и губернские управы. Управы состояли из председателя и двух членов.Городская реформа была проведена в 1870 г., в результате которой было введено городское управление.Причины городского самоуправления – необходимость административно-хозяйственного управления в городе.16 июля 1870 г. было принято «Городовое положение». С этого момента было положено начало городской реформе.Сущность реформы заключалась во введении системы органов городского общественного управления (городское избирательное собрание и городская дума с городской управой).Городская дума – выборный орган, возглавляемый городским головой. Городской голова назначался из кандидатов, предложенных думой или губернатором, министром внутренних дел, в Москве и Петербурге – императором.Кандидаты в городскую думу должны были отвечать возрастному цензу (25 лет) и имущественному. Этот ценз определялся по куриям налогоплательщиков.Курии налогоплательщиков: наибольшая часть налогов; на треть меньше; еще на треть меньше.Не могли быть выбраны в земские органы власти осужденные лица, отрешенные от должности, подследственные либо лишенные духовного сана.Компетенция городских учреждений:1) назначение выборных должностных лиц;2) установление городских сборов (сборы с торговли, трактиров, жилых помещений, аукционов и т. п.);3) управление городским имуществом;4) городская недвижимость;5) кредиты-займы.Бюджет городских учреждений формировался из отчислений на социальную сферу (учебные, благотворительные заведения и т. п.) и содержания тюрем, полиции, местных воинских частей. Распределением бюджетных средств ведал губернатор.

">2 вопрос Изменения в государственном строе в период Февральской буржуазной революции. Двоевластие. Центральные и местные органы власти Февральская революция 1917 г. завершила долгий процесс разрушения легитимности государства Российской империи. 25 февраля 1917 г. массовые демонстрации под лозунгами "Хлеба!" и "Долой самодержавие" переросли во всеобщую политическую стачку. На другой день к ней стали присоединяться войска. 27 февраля Совет Министров послал царю в Ставку (Могилев) телеграмму с просьбой о коллективной отставке и разошелся. 28 февраля многие министры, включая Председателя Совета Министров, были арестованы. 27 февраля Дума, подчинившись указу о ее роспуске, собралась на "неофициальное" заседание и образовала Временный комитет Государственной Думы для водворения порядка в Петрограде и для сношения с учреждениями и лицами из 12 человек (председатель - октябрист Родзянко, члены "прогрессивного блока", один меньшевик и трудовик Керенский). На другой день Временный комитет назначил генерала Л.Г.Корнилова на пост командующего войсками Петроградского округа и послал своих комиссаров в Сенат и министерства. Он стал выполнять функции правительства и направил в Ставку А.И.Гучкова и В.В.Шульгина для переговоров с царем об отречении, которое состоялось 2 марта. 2 марта в результате переговоров Временного комитета Думы с Исполкомом Петроградского Совета было создано Временное правительство. Временное правительство соединило в своем лице законодательную и исполнительную власть, заменив царя, Госсовет, Думу и Совет Министров и подчинив себе высшие учреждения (Сенат и Синод). Для решения второстепенных вопросов было образовано Совещание товарищей министров. Временное правительство считало себя преемником монархического государства и стремилось сохранить старый государственный аппарат. Однако на волне демократизации в состав ведомств и учреждений включались представители Советов, профсоюзов и других общественных организаций. Овладеть ситуацией Временное правительство не смогло и переживало все более тяжелые и длительные правительственные кризисы: 3-4 мая, 3-23 июля, 26 августа-24 сентября. В результате этих кризисов менялся состав, уже 5 мая правительство стало коалиционным, но все три коалиции были непрочными. 25 мая было образовано Особое совещание по подготовке закона о выборах в Учредительное собрание. Выборы были назначены на 17 сентября, а затем перенесены на 12 ноября. До этого собирались разного рода форумы, которые должны были оказать поддержку правительству: Государственное совещание (12-15 августа в Москве), Демократическое совещание (14-22 сентября в Петрограде). Последнее избрало постоянно действующий Временный совет республики - Предпарламент (сначала из 313, а позже из 555 членов). Предполагалось, что ему станет подотчетно правительство, но на деле Предпарламент сам стал лишь совещательным органом при Временном правительстве и заметной роли в укреплении государственной системы не сыграл. Временное правительство сохранило структуру царского Совета Министров, упразднив лишь Министерство императорского двора и уделов. В МВД были сразу упразднены Штаб отдельного корпуса жандармов и Департамент полиции, а в марте и Главное управление по делам печати. Взамен было учреждено Главное управление по делам милиции и Всероссийская книжная палата. В марте в МВД было образовано Особое совещание по местной реформе. В мае было образовано Министерство труда, главными отделами которого были отдел взаимоотношений труда и капитала, отдел конфликтов, отдел рынка труда. Из отделов старых министерств выделились также Министерс.


Заказать написание уникльной работы

Ст. 1. Для заведывания делами, относящимися к местным хозяйственным пользам и нуждам каждой губернии и каждого уезда, образуются губернские и уездные земские учреждения, состав и порядок действия коих определяются настоящим положением.

Ст. 2. Дела, подлежащие ведению земских учреждений в губернии или уезде, по принадлежности, суть:

I. Заведывание имуществами, капиталами и денежными сборами земства.

II. Устройство и содержание принадлежащих земству зданий, других сооружений и путей сообщения, содержимых на счет земства.

III. Меры обеспечения народного продовольствия.

IV. Заведывание земскими благотворительными заведениями и прочие меры призрения; способы прекращения нищенства; попечение о построении церквей.

V. Управление делами взаимного земского страхования имуществ.

VI. Попечение о развитии местной торговли и промышленности.

VII. Участие, преимущественно в хозяйственном отношении и в пределах, законом определяемых, в попечении о народном образовании, о народном здравии и о тюрьмах.

VIII. Содействие к предупреждению падежей скота, а также по охранению хлебных посевов и других растений от истребления саранчею, сусликами и другими вредными насекомыми и животными.

IX. Исполнение возложенных на земство потребностей воинского и гражданского управления и участие в делах о почтовой повинности.

X. Раскладка тех государственных денежных сборов, разверстание которых по губернии и уездам возлагается на земские учреждения на основании изданных о том узаконений или особых распоряжений, высочайшею властью утвержденных.

XI. Назначение, раскладка, взимание и расходование... местных сборов для удовлетворения земских потребностей губернии или уезда.

XII. Представление через губернское начальство высшему правительству сведений и заключений по предметам, касающимся местных хозяйственных польз и нужд...

XIII. Производство выборов в члены и другие должности по земским учреждениям, и назначение сумм на сохранение этих учреждений.

XIV. Дела, которые будут вверены земским учреждениям на основании особых уставов, положений или постановлений. ...

Ст. 5. Земские учреждения имеют право именем земства, на основании общих гражданских законов приобретать и отчуждать недвижимые и движимые имущества, заключать договоры, принимать обязательства, вчинять гражданские иски и ответственность в гражданских судах по имущественным делам земства.

Ст. 6. Земские учреждения в кругу вверенных им дел действуют самостоятельно. Закон определяет случаи и порядок, в которых действия и распоряжения их подлежат утверждению и наблюдению общих правительственных властей.

Ст. 7. Земские учреждения... не могут выходить из круга указанных им дел; посему они не вмешиваются в дела, принадлежащие кругу действий правительственных, сословных и общественных властей и учреждений...

Ст. 8. Земские учреждения подвергаются законной ответственности... за действия, противные существующим законам, за неисполнение основанных на законе требований местных начальств...

Ст. 9. Начальник губернии имеет право остановить исполнение всякого постановления земских учреждений, противного законам или общим государственным пользам...

Ст. 13. Уездные земские учреждения суть: уездное земское собрание и уездная земская управа.

Ст. 14. Уездное земское собрание составляется из земских гласных, избираемых: а) уездными землевладельцами; б) городскими обществами; в) сельскими обществами...

Ст. 16. Выбор уездных гласных3, присутствующих в уездном земском собрании, производится:

а) на съезде уездных землевладельцев;

б) на съезде городских избирателей;

в) на съезде выборных от сельских обществ.

Ст. 23. В избирательном съезде уездных землевладельцев имеют право голоса:

а) лица, владеющие в уезде на праве собственности пространством земли, определенным для того уезда в прилагаемом расписании;

б) лица, владеющие в уезде другим недвижимым имуществом, ценою не ниже пятнадцати тысяч рублей, а также владеющие в уезде промышленным или хозяйственным заведением не ниже той Же капитальной ценности или имеющие годовой оборот производства не менее шести тысяч рублей;

г) уполномоченные от нескольких землевладельцев, а также от Разных учреждений, обществ, компаний и товариществ, владеющих в уезде пространством земли, не достигающим положенного в первом пункте сей статьи размера, но составляющим не менее Двадцатой доли оного.

Примечание. В избирательном съезде землевладельцев Участвуют лично или чрез уполномоченных те крестьяне, которые приобрели в собственность, вне пределов крестьянского надела, Участки земли, достигающие размеров, указанных в пунктах «а» и «г».

Ст. 24. Означенные в пункте «г» ... уполномоченные от землевладельцев, учреждений... избираются ими на особых предварительных съездах.

Ст. 28. В городских избирательных съездах участвуют:

а) лица, имеющие купеческие свидетельства;

б) владельцы находящихся на городской земле фабрик и других промышленных или торговых заведений, годовой оборот производства коих не менее 6000 рублей;

в) лица, владеющие... недвижимой собственностью, оцененною для взимания налога в городских поселениях, имеющих от 2000 до 1000 жителей, не ниже 1000 рублей и во всех прочих городских поселениях не ниже 500 рублей.

Ст. 30. Съезды для избрания уездных гласных от сельских обществ образуются из выборщиков, назначаемых волостными сходами из своей среды.., с тем чтобы от каждого сельского общества находилось в среде выборщиков не менее одного представителя.

Ст. 38. Гласные избираются на три года в сроки, назначаемые министром внутренних дел по особому расписанию губерний.

Ст. 46. Уездная земская управа составляется из председателя и двух членов, избираемых на три года уездным земским собранием из числа участвующих лиц в нем. Собрания могут, если найдут нужным, увеличивать число избираемых членов управы до шести.

Ст. 48. Избранный земским собранием председатель уездной управы утверждается в этой должности начальником губернии.

Сг. 51. Губернское земское собрание составляется из гласных, избираемых уездными земскими собраниями на три года.

Ст. 56. Губернская земская управа состоит из председателя и шести членов, избираемых на три года губернским земским собранием из своей среды.

Ст. 76. Уездные и губернские земские собрания собираются ежегодно по одному разу: уездные - не позже сентября, а губернские - не позже декабря.

Полное собрание законов: Собрание I- Т. 39,- № 40457.

Утверждено Положение о губернских и уездных земских учреждениях

1 (13) января 1864 г. было утверждено Положение о губернских и уездных земских учреждениях, вводившее всесословное выборное местное самоуправление в уездах и губерниях.

Земская реформа явилась частью преобразований во внутренней жизни страны, вызванных отменой крепостного права, и осуществлённых в 60-е-70-е гг. XIX в. Крестьянская реформа неизбежно вела к необходимости изменений в области центрального и местного управления.

Подготовительные работы по проведению земской реформы начались с 1859 г. В марте при Министерстве внутренних дел была создана особая комиссия о губернских и уездных учреждениях. В её состав входили крупные чиновники из министерства юстиции, государственных имуществ, иностранных дел; председателем комиссии был Н. А. Милютин . В мае 1861 г. работу комиссии возглавил граф П. А. Валуев .

Целью разработки новых принципов самоуправления стала необходимость «призвать к ближайшему участию в заведывании делами, относящимися до хозяйственных польз и нужд каждой губернии и каждого уезда, местное их население посредством избираемого от оного лиц». В основу земской реформы были положены два новых принципа - всесословность и выборность.

В губернии и в уезде органы, заведующие делами земского хозяйства, были разделены на распорядительные и исполнительные. Распорядительными органами являлись земские собрания, образуемые из гласных, которые избирались по трём куриям: частных землевладельцев, городских избирателей, сельских обществ. В первую курию входили землевладельцы, имевшие не менее 200 дес. земли, или обладавшие недвижимой собственностью на сумму более 15 тыс. рублей, или имевшие годовой доход более 6 тыс. рублей. Вторую курию составляли купцы всех трёх гильдий, владевшие недвижимым имуществом на сумму не менее 500 рублей, а также владельцы промышленных предприятий с годовым доходом более 6 тыс. рублей. В третьей курии не было имущественного ценза, но выборы по ней были многостепенными: от каждого сельского общества избирались представители на волостные сходы, которые избирали выборщиков, а они уже избирали гласных в уездные земские собрания. Исполнительными органами земства являлись земские управы - губернские и уездные, состоявшие из председателя и нескольких членов каждая. Выборы земских органов проводились раз в три года.

Круг дел, подлежащих ведению земских учреждений, включал в себя заведывание имуществами, капиталами и денежными сборами земств; устройство и содержание принадлежащих земству зданий и сооружений; содержание путей сообщения; меры обеспечения народного продовольствия; заведывание земскими благотворительными заведениями и прочие меры призрения; управление делами взаимного земского страхования имуществ; попечение о развитии местной торговли и промышленности; участие, преимущественно в хозяйственном отношении, в попечении о народном образовании, о народном здравии и о тюрьмах; содействие к предупреждению падежей скота; назначение, раскладка, взимание и расходование местных сборов для удовлетворения земских потребностей губернии или уезда. В Положении особо указывалось: «Земские учреждения, в постановлениях и распоряжениях своих, не могут выходить из круга указанных им дел; по сему они не вмешиваются в дела, принадлежащие кругу действий правительственных, сословных и общественных властей и учреждений. Начальник губернии имеет право остановить исполнение всякого постановления земских учреждений, противного законам или общим государственным пользам».

Действие Положения распространялось на 33 губернии и не затрагивало такие регионы как Сибирь, Прибалтийский край, западнорусские губернии, Кавказ, Среднюю Азию и ряд других. В 1865 г. земства были открыты в 19 губерниях, в 1866 г. - еще в 9, к 1871 г. - в остальных. В 1875 г. земство было введено в Уфимской губернии. В 1876 г. было открыто земство в Области Войска Донского, однако в 1882 г. оно было упразднено. Ещё в 9 губерниях земское самоуправление было введено в 1911-1913 гг.

С 1866 г. правительство приняло ряд законодательных актов и правил, ограничивавших земскую деятельность, таких как установление цензуры для земских изданий, запрет губернским земствам поддерживать отношения между собой, требование к земствам оплачивать всю свою корреспонденцию и т. д. 12 (24) июня 1890 г. вступило в силу новое Положение о земских учреждениях, которое изменило избирательный порядок и усилило опеку над земством со стороны губернатора и министра внутренних дел.

Несмотря на то, что компетенция земств была ограничена хозяйственной сферой, политические вопросы в их деятельности занимали важное место. Земские собрания, стремясь к расширению и укреплению земского самоуправления, активно обсуждали вопросы о мелкой земской единице, центральном земском учреждении, участии земства в законодательных работах, выступали с ходатайствами о созыве всероссийского земского съезда и т. д.

Финансовой основой деятельности земств служили налоги на доходы с торгово-промышленных заведений, лесов, земель, а также доходы с имуществ и капиталов земства, пошлины за пользование учреждениями и услугами земства и т.д., к ним присоединялись пособия из казны и частные пожертвования. Основной статьей расходов являлось выполнение обязательных повинностей и финансирование органов образования и здравоохранения. Недостаточность местных средств и ограниченность источников доходов, а также административный надзор связывали работу земств. Однако и в этих условиях они успешно решали стоявшие перед ними социальные, экономические и культурные задачи, привлекая профессионально подготовленных специалистов - врачей, учителей, агрономов, техников, страховых агентов, статистиков.

Лит.: Верещагин А. Н. Земский вопрос в России: Политико-правовые отношения. М., 2002; Гармиза В. В. Подготовка земской реформы 1864. М., 1957; Захарова Л. Г. Земская контрреформа 1890 г. М., 1968; Морозова Е. Н. У истоков земской реформы. Саратов, 2000; Пирулова Н. М. Земская интеллигенция и её роль в общественной борьбе. М., 1986.

См. также в Президентской библиотеке:

1 января 1864 года Александр II подписал «Положение о губернских и земских учреждениях». Структура данного документа содержит пять глав:

Глава I - Положения общие;

Глава II - Состав земских учреждений;

Глава III - Предметы ведомства и пределы власти земских учреждений;

Глава IV - Порядок действия земских учреждений;

Глава V - Отчетность и ответственность земских учреждений.

Каждая глава разбита на статьи, которые, в свою очередь, разделены на пункты и подпункты.

Глава I «Положения…» посвящена общим вопросам организации земского самоуправления. В первую очередь, после крестьянской реформы 1861 года нужно было создать учреждения, которые могли бы решать, прежде всего, вопросы местной хозяйственной жизни. Такими учреждениями стали губернские и уездные земские собрания, наделённые распорядительными функциями, и губернские и уездные земские управы с функциями исполнительными: «…Для заведывания делами, относящимися к местным хозяйственным пользам и нуждам каждой Губернии и каждого уезда, образуются Губернские и уездные земские учреждения, состав и порядок действия коих определяется настоящим Положением» Ромашова В. И. Земство в России // Земство и возрождение его культурно-хозяйственных традиций (Материалы конференции, посвященные 130-летию Новгородского земства. 24-25 октября 1995 г.). - Новгород, 1996. - С. 6:

Также в первой главе «Положения…» был определен круг дел, «…подлежащих ведению земских учреждений, в Губернии или уезде по принадлежности, суть:

I. Заведывание имуществами, капиталами и денежными сборами земства.

II. Устройство и содержание принадлежащих земству зданий, других сооружений и путей сообщения, содержимых на счет земства.

III. Меры обеспечения народного продовольствия.

IV. Заведывание земскими благотворительными и прочие меры призрения; способы прекращения нищенства; попечение о построении церквей.

V. Управление делами взаимного земского страхования имуществ.

VI. Попечение о развитии местной торговли и промышленности.

VII. Участие, преимущественно в хозяйственном отношении и в и Начальников Губерний, сведений, до земского хозяйства относящихся.

XIII. Производство выборов в члены и другие должности по земским учреждениям и назначение сумм на содержание этих учреждений.

XIV. Дела, которые будут вверены земским учреждениям, на основании особых уставов, положений или постановлений. Положение о губернских и уездных земских учреждениях: Утверждено Указом Александра II от 1 января 1864 г // Местное самоуправление в России. Отечественный исторический опыт: Сборник документов 1861-1917 гг.). - М., 1998. - С. 31

Глава II «Положения…» посвящена составу земских учреждений. Взамен многочисленных органов местного самоуправления были созданы всего два типа органов: Земское собрание (губернское и уездное) и Земская управа (губернская и земская): «.. Уездные земские учреждения суть: Уездное Земское Собрание и Уездная Земская Управа» Глава II Ст.50. Положение о губернских и уездных земских учреждениях: Утверждено Указом Александра II от 1 января 1864 г // Местное самоуправление в России. Отечественный исторический опыт: Сборник документов 1861-1917 гг.). - М., 1998. - С. 37. Собраниям была предоставлена распорядительная власть, а управам - исполнительная. И те, и другие «…составлялись из представителей, избранных населением уезда или губерний». По поводу разделения властей высказывалась мысль о том, что содержание функций органов местного самоуправления должно быть двояким. С одной стороны, они должны отражать потребности и желания местного населения (по земским делам), с другой - необходима постоянная, правильно организованная власть для исполнения общих постановлений по земским делам, для осуществления правильно и законно выраженных желаний и потребностей земства» Маршев В. И. История управленческой мысли: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2005. - С. 356

Земские учреждения создавались на демократическом принципе выборности. Выбирались они на три года: «…Губернское Земское собрание составляется из Гласных, избираемых Уездными Земскими Собраниями на три года» Глава II ст. 51. Положение о губернских и уездных земских учреждениях: Утверждено Указом Александра II от 1 января 1864 г // Местное самоуправление в России. Отечественный исторический опыт: Сборник документов 1861-1917 гг.). - М., 1998. - С. 37.

Но сами выборы были не прямые, а многостепенные, хотя в основу их был положен прогрессивный в то время буржуазный принцип -- имущественный ценз. Несмотря на это, выборы были организованы так, что предпочтение всё же отдавалось дворянству. Тем самым правительство как бы вознаграждало дворян за потерю власти над крестьянами, отдавая им первенство в местном хозяйственном управлении.

Сельская интеллигенция (врачи, учителя, агрономы, инженеры и др.) была фактически лишена избирательных прав, поскольку не обладала необходимым имущественным цензом.

Выборы «гласных» (депутатов) уездных земских собраний происходили по трём «куриям» (собраниям, или съездам): «…а) уездными землевладельцами б) городскими обществами в) сельскими обществами» Положение о губернских и уездных земских учреждениях: Утверждено Указом Александра II от 1 января 1864 г // Местное самоуправление в России. Отечественный исторический опыт: Сборник документов 1861-1917 гг.). - М., 1998. - С. 33. От первых двух курий выборы производились на съездах их представителей. А выборы гласных от крестьян были многоступенчатыми: сельские обществ посылали представителей на волостной сход, где избирали выборщиков, а уже из их среды избирались гласные уездного земского собрания.

В первую входили землевладельцы, имевшие не менее 200 десятин земли или недвижимого имущества общей стоимостью не менее 15 тысяч руб. 20 мелких дворян-землевладельцев могли объединяться на выборах для получения необходимого имущественного ценза.

Во вторую, городскую, курию входила крупная промышленная и торговая буржуазия, купцы 1-й и 2-й гильдий, промышленные и торговые предприятия которой давали от 500 руб. до 6 тысяч руб. дохода.

В третью курию входили уполномоченные, выбранные от крестьянских обществ: «… В городских избирательных съездах участвуют:

  • а) лица, имеющие купеческие свидетельства;
  • б) владельцы находящихся на городской земле фабрик и других промышленных или торговых заведений, годовой оборот производства коих не менее 6000 рублей.
  • в) лица, владеющие на городской земле недвижимою собственностью, оцененною, для взимания налога, в городских поселениях, имеющих более 10000 жителей, не ниже 3000 руб.; в городских поселениях, имеющих от 2000 до 10 000 жителей, не ниже 1000 руб., и во всех прочих городских поселениях не ниже 500 рублей;
  • г) назначенные на основании ст. 18-20-й поверенные от частных владельцев, и также от разных учреждений, обществ, компаний и товариществ, владеющих заведениями или имуществом, указанными в пунктах б и в сей статьи Положение о губернских и уездных земских учреждениях: Утверждено Указом Александра II от 1 января 1864 г. Гл. 2 // Местное самоуправление в России. Отечественный исторический опыт: Сборник документов 1861-1917 гг.). - М., 1998. - С. 34».

Такая система выборов привела к тому, что в среди гласных уездных земств дворян оказалось 41,7%, крестьян -- 38,4%, купцов, -- 10,4%, духовенства -- 6,5%, мещан -- 0,5%.

Гласные губернских земских собраний избирались из состава гласных уездных земских собраний, поэтому процент дворян возрастал до 74,2%, купцов оказалось -- 10,9%, крестьян -- 10,6%, духовенства -- 3,8%, мещан -- 0,5%.

Следовательно, фактическими хозяевами земских собраний становились дворяне. В объяснительной записке Валуева было учтено пожелание дворянства относительно представительства в собраниях: «При первом и совершенно новом еще опыте установления местного представительства необходимо дать некоторый перевес в составе Земских собраний классу, более образованному и развитому…» Маршев В. И. История управленческой мысли: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2005. - С. 356

Земские гласные избирали из своей среды губернских гласных:

52. Число Губернских Гласных от всякого уезда определяется соразмерно числу Гласных местного Уездного Собрания, на основании ведомости, приложенной к ст. 33-й.

По поводу председательствования в Земском собрании «.. Госсовет находит неудобным и назначение председателя по выбору самого собрания». Поскольку и для Правительства и для самого Земства весьма важно, чтобы председатели уездных собраний были люди благонадежные…», то «всего более удостоены доверием уездные предводители дворянства», то и ясно окончательное решение: «…В Губернском Земском Собрании, в тех случаях, когда Государю Императору неугодно будет назначить для председательствования в оном особое лицо, председательствует Губернский Предводитель Дворянства...» Глава II, Ст 53 Положение о губернских и уездных земских учреждениях: Утверждено Указом Александра II от 1 января 1864 г. Гл. 2 // Местное самоуправление в России. Отечественный исторический опыт: Сборник документов 1861-1917 гг.). - М., 1998. - С. 37

Законодательно были определены функции земств. Они получали в свое ведение по преимуществу дела местного хозяйства, распоряжались местными сборами губерний и уездов.

К ведению уездных земств относились все местные повинности и немало общегубернских - устройство и содержание дорог, наем домов для рекрутских присутствий, содержание местных по крестьянским делам учреждений, статистических комитетов и др. В «Положении…» были статьи о сферах влияния собраний и управ, об организации и формах контроля, отчетности и ответственности земских учреждений, о правилах «заведывания земским имуществами», «составления земских смет и раскладок», «утверждения и проведения в действие земских смет», «порядка удовлетворения земских потребностей». Указывались меры по строительству зданий и сооружений, строительсву и содержанию дорог, «меры к развитию местной торговли и промышленности»:

«…Независимо от сего, к ведомству Губернских земских учреждений, в особенности, относятся:

I. Разделение на Губернские и уездные; земских зданий, сооружений, путей сообщения, повинностей, заведений общественного призрения,

VIII. Рассмотрение жалоб, приносимых на действия Земских Управ.

  • 63. Уездные земские учреждения заведывают земскими делами (ст. 2 сего Пол.), относящимися до каждого отдельного уезда.
  • 64. К ведомству уездных земских учреждений, кроме того, в особенности, относятся:

I. Раскладка внутри уезда тех государственных и Губернских сборов, которых разверстание по уезду будет возложено, по закону или распоряжению правительства, на уездные учреждения.

II. Составление предварительных предположений, для Губернских смет, о размерах и способах исполнения в уезде повинностей, к разряду Губернских отнесенных,и представление означенных

II. Дела об открытии новых ярмарок и о перенесении или изменении сроков ярмарок существующих.

III. Дела об открытии новых пристаней на судоходных реках и о перенесении существующих пристаней.

IV. Представление, чрез Начальника Губернии, ходатайств о перечислении, по уважительным причинам, земских дорожных сооружений или целых дорог в разряд государственных.

V. Распоряжения по взаимному земскому страхованию имуществ от огня» Глава III Предметы ведомства и пределы земских учреждений Положение о губернских и уездных земских учреждениях: Утверждено Указом Александра II от 1 января 1864 г // Местное самоуправление в России. Отечественный исторический опыт: Сборник документов 1861-1917 гг.). - М., 1998. - С. 39

Всякое новое дело влекло за собой обложение земских плательщиков новыми налогами. Поскольку право земства на обложение торгово-промышленных предприятий было ограничено Временными правилами, в качестве объекта налогообложения оставались одни земли, а они и без того несли высокие платежи. Но даже в таких узких пределах земства не пользовались свободой и самостоятельностью, многие постановления земств, проекты смет требовали утверждения губернатором или министром внутренних дел: «…Раскладка между уездами сумм государственных сборов, которых разверстание возложено на земские учреждения по закону или особому, Высочайшей властью утвержденному, распоряжению правительства.

Земские учреждения не были введены в волостях, не был создан и общероссийский орган, который мог бы направлять и организовывать деятельность уездных и губернских земских собраний и управ различных регионов страны. Земство, как тогда говорили, представляло собой «здание без фундамента и крыши». Правительство страшно боялось дальнейшей демократизации органов местного управления; а это неизбежно произошло, если бы земские учреждения были организованы в волостях, где основную массу населения составляли крестьяне. Во-вторых, оно боялось и создания Всероссийского земского органа: организация его привела бы немедленно к политизации земства и внедрению его в высшие политические сферы общества. В Положении о земствах был четко очерчен круг обязанностей их, ограничившийся лишь заведыванием «делами, относящимися к местным хозяйственным пользам и нуждам каждой губернии»:

«… Земские учреждения, в постановлениях и распоряжениях своих не могут выходить из круга указанных им дел; посему они не вмешиваются в дела, принадлежащие кругу действий правительственных, сословных и общественных властей и учреждений» Положение о губернских и уездных земских учреждениях: Утверждено Указом Александра II от 1 января 1864 г // Местное самоуправление в России. Отечественный исторический опыт: Сборник документов 1861-1917 гг.). - М., 1998. - С. 35.

Земствам запрещалось общаться друг с другом, обсуждать вместе общие вопросы.

Разделы организационно-правовых нововведений и мероприятий. В «Положении…» был специальный раздел, в котором излагались «существо, степень и пределы власти земских учреждений». Лучшей оценкой и характеристикой «пределов власти» земств была статья «Положения», согласно которой начальнику губернии предоставлялось право в случае бездействия земских учреждений по исполнению повинностей напоминать и понуждать к исполнению…» Глава IV Положение о губернских и уездных земских учреждениях: Утверждено Указом Александра II от 1 января 1864 г // Местное самоуправление в России. Отечественный исторический опыт: Сборник документов 1861-1917 гг.). - М., 1998. - С. 41. В случае безуспешности этих мер губернатор мог приступать с разрешения министра «к непосредственным распоряжениям на счет земства».

Глава IV «Положения…» посвящена порядку действий земских учреждений.

Проводили заседания один раз в год. На первых заседаниях избирались соответственно уездная и губернская земские управы (состоящие в уездах из трёх лиц, в губерниях из семи) и их председатели. Управы заседали постоянно и рассматривали текущие дела в перерывах между земскими собраниями.

Земские учреждения всецело работали под контролем губернатора и министра внутренних дел. Председатели уездных земских собраний, как правило, были из уездных предводителей дворянства, а председателем губернского собрания -- губернский предводитель дворянства; первый из них утверждался губернатором, второй -- министром внутренних дел:

«…Земские учреждения подвергаются законной ответственности, порядком, ниже сего указанным, за превышение власти, за действия, противные существующим законам, за неисполнение основанных на законе требований местных начальств, за неправильные распоряжения по вверенным им хозяйственным делам и за всякий ущерб или стеснение, нанесенные обществам или частным лицам.

Начальник Губернии имеет право остановить исполнение всякого постановления земских учреждений, противного законам, или общим государственным пользам. В порядке и сроках такого распоряжения соблюдаются правила, указанные в 94, 95 и 96 ст. сего Положения. Министр Внутренних Дел, с своей стороны, в промежуток времени между двумя сроками заседаний земского собрания, может остановить постановление, противное законам или государственным пользам, сообщая о том Собранию в первое назначенное для его заседаний время. В дальнейшем ходе дела, Земское Собрание и Министр руководствуются правилами, изложенными в ст. 97-й.»

Земские учреждения не были включены в систему государственных органов, служба в них считалась общественной обязанностью и не оплачивалась. Отсюда и деятельность земства по разрешению местных хозяйственных вопросов не финансировалась из государственного бюджета, экономической базой его являлось самофинансирование. Но земству было предоставлено право собирать земские налоги с земель, лесов, с оборота промышленной и торговой деятельности, доходов домовладельцев и т.д. Земское обложение затронуло все слои населения. Кроме того, дохода земства пополнялись за счёт целевых дотаций государства и частных пожертвований.

В целом, земство оказалось безвластным и бесправным органом местного управления. Самоуправление на местах, провозглашенное в реформе 1864 г., осталось только на словах, так как самодержавие пошло на уступки дворянству и либерально-буржуазным элементам лишь в решении местных и хозяйственных вопросов. Оно сохранило за собой административную власть на местах, и, в частности, право отменять неугодные правительству решения Земских собраний и даже закрывать земства, выступающие в защиту своих прав.