Применение спецсредств охранниками. Применение специальных средств сотрудниками полиции: основания, порядок применения, ограничения

ТИПОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ, ВЫПОЛНЕНИЕ
КОТОРЫХ ПРЕДУСМОТРЕНО ДЛЯ ЧАСТНЫХ ОХРАННИКОВ 4, 5, 6
РАЗРЯДОВ И РАБОТНИКОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ С ОСОБЫМИ УСТАВНЫМИ
ЗАДАЧАМИ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПРОВЕРКИ
НА ПРИГОДНОСТЬ К ДЕЙСТВИЯМ В УСЛОВИЯХ,
СВЯЗАННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ

Проверяемый находится в 1,5 метрах напротив манекена. Палка резиновая находится в подвеске на ремне. По команде проверяющего: «К выполнению упражнения приступить!» проверяемый вынимает палку резиновую из подвески и наносит по манекену удары (не менее шести) по различным зонам, разрешенным для воздействия палкой резиновой. После этого проверяемый докладывает: «Упражнение закончил».
Время выполнения упражнения: 20 секунд.
При выполнении упражнения удары должны наноситься фиксированно, без применения излишних усилий, способных повредить манекен.
Положительный результат: выполнение не менее шести ударов палкой резиновой по манекену в пределах установленного времени, не допустив нанесения ударов в области, соответствующие зонам человеческого тела, на которые воздействие не допускается.

Применение специальных средств

Правила применения частными охранниками специальных средств, установленные постановлением Правительства РФ № 587 от 14 августа 1992 г., представляют собой по существу дополнительные требования по применению специальных средств к тем требованиям, которые содержатся в статье 16 и 17 Закона «О частной детективной и охранной деятельности».

Правило 2. В ситуациях, когда применение специальных средств неизбежно, охранник обязан проявлять сдержанность, действовать исходя из складывающейся обстановки и той цели, которая должна быть достигнута, сводя к минимуму возможность причинения ущерба и нанесения телесных повреждений.

Проверяемый работник находится в 1.5 метрах напротив манекена. Наручники находятся на ремне в чехле. По команде руководителя «Наручники спереди (или сзади) одеть», проверяемый работник вынимает из чехла наручники, подходит к манекену и предупреждает о намерении их применить: «Стой, применю спецсредства». Надевает наручники в зависимости от поставленной руководителем задачи (спереди или сзади). После этого докладывает: «Наручники надеты».

Электрошоковое устройство (ЭШУ) находится на столе в 2-х метрах от манекена. Проверяемый находится у стола, напротив манекена. По команде руководителя «К упражнению приступить», проверяемый берёт ЭШУ, приводит в готовность и предупреждает о намерении его применить словами «Стой, применю оружие». Применяет ЭШУ, путем касания на манекене одной из зон эффективного поражения, а также включения и выключения разряда. После этого докладывает: «Упражнение закончил».

Условия и порядок применения специальных средств частных охранников 4-го разряда (подготовка и сдача экзамена)

Введение в силу приказа МВД РФ от 17.03.2015 №342 «О внесении изменений в приказ МВД России от 29 июня 2012 г. №647 «Об утверждении Положения о проведении ОВД РФ периодической проверке частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств» внесло изменения в количество сдаваемых упражнений по специальным средствам.
Согласно приказа №342 МВД РФ убраны из перечня типовых упражнений нормативы №1 (использование шлема защитного), №2 (использование жилета защитного). Оставлены только нормативы №3 (применение палки резиновой, изменён на норматив №1), №4 (применение наручников, изменён на норматив №2, увеличено время выполнения норматива до 25 секунд).

1. Вводная часть.
Организация службы охранного подразделения ЧОП (ЧОО), как правило, зависит от задач, поставленных перед охраной.
Кратко остановимся на тех объектах, на которых приходится нести службу частным охранникам 4-го разряда. Как правило, это стационарные объекты.
Стационарный объект, будь то административные и другие здания, офисы, музеи, различные развлекательные центры, увеселительные заведения, производственные и складские помещения, различные хранилища, закрытые территории и т.д., подлежат общим правилам охраны и обеспечению внутриобъектового режима, безопасности находящихся на объекте людей и самих охранников, а также охраняемого ими имущества.
Учитывая нездоровую криминогенную обстановку сложившуюся в нашем обществе о чём ежедневно нам, простым гражданам, приходится смотреть и слушать с экранов телевизоров, читать криминальные статьи в различных изданиях, слушать очевидцев увиденных различных совершённых правонарушений, мы не можем не согласиться с тем, что работа частного охранника сопряжена порою с риском для его здоровья и жизнью, т.е. тем самым дорогим, что есть у любого нормального человека.
В связи с этим руководители ЧОП (ЧОО) должны быть заинтересованы как никто другой в экипировке своих сотрудников, в данном случае охранников 4-го разряда, необходимым минимумом специальных средств, а это как правило палка резиновая (ПР) и наручники (БРС-2, БРС-3 и т.п.) для более качественного несения службы на охраняемых объектах и наибольшей безопасности своих сотрудников.
Для этого охранники 4-го разряда направляются на обучение, а затем сдачу экзамена в ООО «УСК «СТРЕЛОК», для получения права ношения и применения в служебное время специальных средств.

Применение спецсредств охранником 4 разряда видео

Для современных госзакупок каталог необходим, но запускать его в недоработанном и недозаполненном виде в качестве обязательного значило бы парализовать закупочную деятельность госзаказчиков и открыть тему самым еще больший простор для злоупотреблений через неизбежные исключения, рассказал Т94 начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center Дмитрий Казанцев. «Сейчас он находится в стадии формирования и наполнения, и глупо винить в этом его разработчиков, было бы чудом закончить работу над ним за несколько месяцев. Остается лишь радоваться тому, что такой каталог не навязывается субъектам Закона 223-ФЗ - ведь их закупки куда сложнее и многообразнее по сравнению с госзакупками», - рассуждает он.

Сейчас, если сотрудники ГИБДД получают видеозапись, на которой снято нарушение ПДД, им необходимо провести соответствующую проверку: инспектору приходится опрашивать лицо, предоставившее информацию, устанавливать по банкам данных предполагаемого правонарушителя, вызывать его для опроса, выявлять дополнительных свидетелей и т.д.

Экзаменационные билеты для охранников (2017г

113. Копирование информации, содержащейся в журналах (реестрах, книгах), содержащих персональные данные, необходимые для однократного пропуска субъекта персональных данных на территорию оператора (охраняемую территорию объекта Заказчика охранных услуг) :

141. На ПЦН (пульт централизованного наблюдения) частного охранного предприятия, имеющего договорные обязательства о выезде своих сотрудников на охраняемые объекты, поступил сигнал с объекта о срабатывании сигнализации. Какой из вариантов действий дежурного ПЦН в этом случае является правильным:

4 разряд охранника

Этот и два последующих разряда дают право тому, кто имеет отметку в служебном удостоверении, использовать оружие и спецсредства защиты или обороны. Во время экзамена у обучающихся производят проверку не только основных знаний теории по пройденному материалу, но и практических умений и навыков обращения с оружием и спецсредствами.

Сотрудник (частный охранник), у которого есть удостоверение 4 разряда, может трудиться практически в любом месте, где требуется данный вид деятельности. Чаще всего охрана объектов необходима в таких местах, где организовать автоматизированную охрану невозможно по техническим причинам, либо она имеется, но частично. Именно поэтому к работе в данной местности привлекается охранник 4 разряда.

Применение спецсредств охранником 4 разряда видео

А вообще по многим вещам можно проще относится. Не надо из-за прохода не там или бездарной парковки «насмерть» стоять. Охранники часто начинают оборонять объект или распорядок на нём как своё. Проще идти малоконфликтным путём. А перед начальством руками развести. (Я не дозволял. Он, мол сам натворил да и слинял, я его даже окликнуть не успел). Свои нервы беречь надо.

А вообще руководство такого не любит. Лучше такие вещи ныкать поглубже в карманы. Что б не видели.
quote: Originally posted by Kuzicheff:

Вот такой у меня вопрос возник: Например охранник в супермаркете подвергся нападению и применил личные средства самообороны — «Удар», электрошок или газовый баллончик.

Причина «нападения»?

Особенности подтверждения квалификации охранника 4 разряда в 2018 году

“Относительно утверждения требований к минимальному содержанию дополнительной профессиональной учебной программы, повышения уровня квалификации частных детективов и требований к минимальному содержанию дополнительной учебной программе повышения уровня квалификации частных охранников”

  • относительно определения наличия необходимых знаний Закона “О ведении охранной деятельности на территории России”;
  • знание ключевых обязанностей данной профессии;
    относительно правового использования спецсредств во время исполнения должностных обязанностей по охране того или иного объекта;
  • относительно использования норм российского законодательства во время возможного задержания правонарушителей;
  • относительно норм обеспечения безопасности;
  • относительно того, какие именно контролирующие органы охранники могут впускать на вверенную им территорию

Тематические типовые воросы проверки теоретических знаний частных охранников 4, 6 разряда

  • — Правовая подготовка частного охранника. Типовые вопросы из области права.
  • — Тактико-специальная подготовка.
  • — Оказание первой помощи при травмах, ранениях и внезапных заболеваниях.
  • — Использование специальных средств.
  • — Огневая подготовка. Использование гражданского и служебного оружия частными охранниками 6-го разряда.
  • Техническая подготовке. Использование специальных технических средств сотрудниками частных охранных структур.

Перечень типовых вопросов для проверки теоретических знаний частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами, подлежащих периодической проверке на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств:

05 Авг 2018 2261

В предлагаемой статье будут рассмотрены правовые и технические аспекты применения наручников полицией, частными охранными подразделениями, гражданами, рассмотрены законы и материалы судебной практики РФ при использовании спецсредств территориальными органами полиции, даны конкретные практические рекомендации противодействию незаконным действиям сотрудников полиции.

Немного истории

Без преувеличения с большой долей достоверности можно утверждать, что средства ограничения свободы человека были всегда. С изобретением железа появились и первые наручники, которые постепенно вытеснили деревянные колодки. Поиски оптимальной конструкции наручников велись в Европе и Америке. Английская компания Hiatt представила первые наручники с замком и ключом. Они получили название Darby (ручные кандалы). Они одевались как на руки, так и на ноги, но имели существенный недостаток - их размер не регулировался. В 1862 г. инженеры американской компании Tower изобрели и запатентовали наручники размер, которых мог регулироваться.

Первые советские наручники были изготовлены еще в 30-х годах минувшего столетия и получили название «БР» - браслеты ручные. Они модифицировались, но, в целом, каких-либо серьезных конструктивных изменений не произошло.

Правовой основой для использования спецсредств в советское время был знаменитый приказ МВД 1962 г., который разрешал милиции применять наручники.

Применение наручников полицией

Сразу следует сказать, что порядок и основания применения наручников регламентированы законодательством РФ только для работников полиции, сотрудников частных охранных агентств и детективов. Простые граждане также могут использовать наручники. Главное не нарушать УК РФ. В случае обнаружения полицейским наручников у гражданина, они могут быть изъяты. Это будет противозаконно, т. к. ни уголовный и ни административный кодекс РФ не предусматривает ответственность за хранение и ношение наручников гражданами.

Действующий закон РФ «О полиции» определяет порядок применения наручников сотрудниками полиции. Защитники правопорядка имеют право применять наручники:

Когда лицо оказывает физическое сопротивление сотруднику, при задержании преступника на месте преступления и пытающегося скрыться

Для доставления правонарушителя в органы полиции.

Тот же закон налагает запрет на использование наручников в отношении:

Беременных женщин

Инвалидов

Малолетних детей до 14 лет

Как видно из закона, основное целевое предназначение спецсредств (наручников) - в недопущении (блокировании) действий правонарушителя, которые могут угрожать полицейскому.

Но, как показывает правоприменительная деятельность, не всё так просто и однозначно с применением наручников, что дает возможность толковать нормы закона двояко.

Для примера можно рассмотреть административное задержание. Оно должно начинаться полицейским с надевания наручников нарушителю, предварительно объявив ему о задержании. Задержанный должен протянуть руки, тем самым облегчив задачу полицейскому. Это вариант, когда задержанный идет на сотрудничество в деле своего задержания. Надев наручники, полицейский обеспечивает себе физическое преимущество над задержанным, эффективно ограничивает возможности задержанного лица к побегу и совершению правонарушений. Далее задержанный препровождается в органы полиции для составления административных материалов.

Сразу же возникает множество вопросов. Как должны полицейским одеваться наручники задержанному? Федеральным Законом (внутренними нормативными актами полиции) это не регламентируется. На практике наиболее часто наручники одеваются на задержанного в положении «руки спереди» или «руки сзади». Само название спецсредства «наручники» уже говорит о том, что их необходимо застегивать на руках (запястьях). В полицейской практике иногда задержанного пристегивают к батарее, машине, надевают наручники на ноги, пристегивают руку к ноге, а самые изобретательные правоохранители умудряются пристегнуть разные руки и ноги за спиной. Безусловно, эти способы использования наручников являются антигуманными и должны находить свою правовую оценку (квалифицироваться как превышение полицейским своих должностных полномочий). Законом время пребывания в наручниках не ограничено.

Неправильное применение наручников работниками полиции, например туго надетые на запястья, может привести к телесным повреждениям у задержанного на запястьях в виде кровоподтеков, ссадин и опухания кистей рук, а так же к более серьезным повреждениям конечностей.

Следует знать, что для безопасного нахождения в наручниках плотность зажима запястий наручниками должна быть определенной (для предотвращения травм под надетый наручник должен заходить только один мизинец). Если наручники затянуты сильнее, возможны нарушения кровоснабжения в кистях задержанного, что может привести к травме рук. Лицо, в отношении которого применены наручники, должно находиться под наблюдением. Задержанного правонарушителя нельзя в наручниках класть на живот, необходимо проверять руки задержанного каждый час.

В практике применения наручников возникает еще один закономерный вопрос: «А все ли модификации наручников могут быть использованы в деятельности полиции РФ»? Стопроцентная уверенность в законности применении наручников может быть, если они выданы в дежурной части полиции и имеется соответствующая отметка в книге выдачи с подписью выдавшего и получившего полицейского.

Законодательством РФ предусмотрена обязательная юридическая фиксация факта использования наручников. Сотрудником полиции в обязательном порядке составляется протокол. В нем фиксируется сам факт применения наручников и время, когда они одеты и сняты. Факт доставки задержанного правонарушителя обязательно должен регистрироваться оперативным дежурным дежурной части в специальном журнале доставленных в дежурную часть полиции. Документального фиксирования факта применения наручников к задержанному требует и Устав патрульно-постовой службы полиции. В рапорте полицейского обязательно должен быть отражен факт применения наручников. На практике это делается крайне редко.

Важной является информация о том, находился ли полицейский в момент задержания на службе или это было его личное время. Для подтверждения информации суд затребует копию наряда на службу из подразделения полиции. Если вы попали в ситуацию, когда по отношению к вам незаконно были применены наручники, то незамедлительно следует сообщить на горячую линию МВД России 8-800-222-74-47. Такое обращение обязательно будет зафиксировано и, в случае дальнейшего судебного разбирательства, будет трактоваться в вашу пользу.

Но самым весомым аргументом для суда будет судебно-медицинское исследование (заключение), в котором будет зафиксировано, что вред вашему здоровью в виде (название заболевания) наступил в результате применения наручников. В медицинском заключении должна быть указана причинно-следственная связь между действиями сотрудника полиции по использованию наручников и последствий в виде имеющегося медицинского диагноза.

Применение наручников охранником и гражданскими лицами

Применение спецсредств (наручников) частными охранниками, детективами законодательно урегулировано Законом РФ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» и Постановлением Правительства РФ No587. Законодательство дает право применять наручники частному охраннику в следующих ситуациях:

1) при нападении на него и охраняемых лиц, когда их жизнь и здоровье подвергается реальной угрозе;

2) в отношении правонарушителей, которые посягают на охраняемое им имущество и оказывают физическое сопротивление.

Нападением признается действие по проникновению на охраняемый объект, попытка захвата (хищения, уничтожения) всех видов собственности, а также нападение на сотрудников охраны. Специальные средства (наручники) должны применяться частными охранниками с соблюдением:

1. Определенного порядка действий

Вначале следует предупредить о применении спецсредств. После использования спецсредств, в случае необходимости, нарушителю должна быть оказана доврачебная помощь. Обязательным является уведомление о происшедшем полицию.

Охранник обязан следить за состоянием задержанного до прибытия полиции.

Частным охранниками и детективам запрещается использовать наручники:

а) при задержании беременных женщин;

б) инвалидов;

в) несовершеннолетних (до 18 лет).

Вне охраняемого объекта (в ситуации, когда он является свидетелем совершения преступления) частный охранник или детектив может так же использовать спецсредства (наручники), но уже как частное лицо. Его действия будут квалифицироваться законом как необходимая оборона (ст.37 УК РФ) или задержание преступника (ст.38 УК РФ).

Незаконное применение наручников, ответственность

Применение наручников сотрудниками полиции с нарушением норм закона РФ является основанием для привлечения к уголовно-правовой, гражданско-правовой и дисциплинарной ответственности. Пострадавшее от таких действий лицо имеет право на возмещение ему материального ущерба и морального вреда. По оценкам независимых экспертов количество незаконных задержаний полицией в РФ составляет от 17% до 19%, и только около 2% граждан обращаются за защитой своих прав. Задержанному может быть причинён физический, имущественный и моральный вред. Законодательство предусматривает возможность обжаловать действия сотрудника полиции:

1. Вышестоящему должностному лицу (малоэффективно, заявитель получит формальную отписку).

2. В органах прокуратуры (срок рассмотрения заявления 30 дней, результат зависит от уровня взаимоотношений полиции и прокуратуры)

На обращении в суд стоит остановиться более подробно. В какой суд обратиться? Есть два варианта: по месту жительства или по месту юридического адреса полиции. Какие перспективы? Они зависят от адвоката-практика, финансового состояния заявителя, и, самое главное, желания довести дело до победного конца. Какие требования к адвокату? Это должен быть специалист в данной категории дел. Адвокат-специалист широкого профиля будет бесполезен. Как проверить «качество» адвоката? Необходимо у него поинтересоваться о его предыдущих делах и декларируемую успешность проверить по базе (реестру) судебных решений РФ. Перед обращением в суд стоит отдавать себе отчет в том, что привлечение к уголовной ответственности сотрудников полиции - явление достаточно редкое, а за применение спецсредств (наручников) - из области очевидного и невероятного. Но, как показывает анализ судебной практики, такое всё-таки случается. Обычно в действиях полицейского содержатся признаки состава преступления, предусмотренные ст. 161 УК РФ (насилие, не опасное для жизни или здоровья). Материальное компенсирование нанесенного физического вреда быть может лишь в случае наступления последствий, опасных для здоровья. Это может быть расстройство здоровья, нанесенные увечья, инвалидность, которые придётся доказывать в суде.

Полицейский-нарушитель может быть подвергнут гражданско-правовой ответственности. Стоит знать и помнить, что в гражданском процессе бремя доказывания (сбор и предоставление суду доказательств) лежит на самом потерпевшем (заявителе и его адвокате).

Гражданский кодекс РФ регламентирует возмещение морального вреда, а также размер компенсации в ситуации, когда заявителю нанесен моральный вред. Сумма компенсации заявителю определяется судом. Она зависит от причиненных потерпевшему нравственных страданий и физических страданий. На практике суд оценивает степень вины и ущерба в действиях полицейского. Правильный размер заявляемой финансовой компенсации сможет подсказать адвокат-практик. Компенсация морального вреда заявителю осуществляется в денежном эквиваленте.

Самым эффективным способом получить с обидчика (сотрудника полиции) денежную компенсацию является подача искового заявления в суд о возмещении ущерба, причиненного полицейским при применении им спецсредств (наручников), в результате которых были причинены потерпевшему - заявителю телесные повреждения.

К исковому заявлению, которое поможет подготовить адвокат, надо приложить медицинское заключение с указанием степени тяжести телесных повреждений, а также указать какой причинен имущественный вред (повреждения вещей, обуви и т.п.). В заявлении необходимо указать размер ущерба в денежном эквиваленте, который необходимо взыскать с ответчика (территориального органа полиции) за причинённый вред здоровью и отдельно ущерб, причиненный имуществу. К исковому заявлению прикладываются: медицинские справки, заключения врачей о состоянии здоровья, справки об имущественном ущербе, ценными будут показания свидетелей, обязательно приложить квитанцию об уплате госпошлины. Самостоятельно собрать все необходимые документы и грамотно подготовиться к судебному процессу практически невозможно, поэтому придется прибегнуть к услугам адвоката.

Заключение. Безнаказанность порождает произвол и новые правонарушения.

Вседозволенность полицейских пробуждает в них полную уверенность в собственной безнаказанности. Так не должно быть. Беспредельщики в погонах должны понести заслуженное наказание.

Для этого практика привлечения нерадивых полицейских за нарушение ими законов РФ к ответственности должна стать нормой. Для этого надо не бояться защищать свои личные имущественные и не имущественные права, отстаивать свои законные права и интересы в суде и, самое главное, помнить, что лишь идущий осилит дорогу.

При использовании материалов сайта активная ссылка на
сайт обязательна

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства в следующих случаях:

1) для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;

2) для пресечения преступления или административного правонарушения;

3) для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;

5) для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;

6) для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе;

7) для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;

8) для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;

9) для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке;

10) для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения;

11) для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.

2. Сотрудник полиции имеет право применять следующие специальные средства:

1) палки специальные - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

2) специальные газовые средства - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

3) средства ограничения подвижности - в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4 и 6 части 1 настоящей статьи. При отсутствии средств ограничения подвижности сотрудник полиции вправе использовать подручные средства связывания;

4) специальные окрашивающие и маркирующие средства - в случаях, предусмотренных пунктами 10 и 11 части 1 настоящей статьи;

5) электрошоковые устройства - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

6) светошоковые устройства - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

7) служебных животных - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 7, 10 и 11 части 1 настоящей статьи;

8) световые и акустические специальные средства - в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

9) средства принудительной остановки транспорта - в случаях, предусмотренных пунктами 9 и 11 части 1 настоящей статьи;

10) средства сковывания движения - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5 части 1 настоящей статьи;

11) водометы - в случаях, предусмотренных пунктами 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

12) бронемашины - в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

13) средства защиты охраняемых объектов (территорий), блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия, - в случаях, предусмотренных пунктом 11 части 1 настоящей статьи;

14) средства разрушения преград - в случаях, предусмотренных пунктами 5 и 7 части 1 настоящей статьи.

3. Сотрудник полиции имеет право применять специальные средства во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение огнестрельного оружия.

  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать ]

Комментарий к ст. 21 Закона о Полиции

1. Пункт 1 ч. 1 комментируемой статьи подлежит расширительному толкованию. Не обязательно, чтобы нападение было осуществлено либо на гражданина, либо на сотрудника полиции. Несомненно, основания применения специальных средств имеются и при нападении на них обоих.

2. Сопротивление, о котором речь идет в п. 3 ч. 1 комментируемой статьи, подразумевает активное противодействие, а не выразившийся в словах отказ подчиниться законному требованию сотрудника полиции.

3. Необходимость пресечения оказываемого сотруднику полиции сопротивления как основание применения специальных средств имеет место лишь в случае законных действий сотрудника полиции. Если выяснится, что сотрудник полиции осуществлял в отношении лица незаконные действия, то и сопротивление этим действиям могло осуществляться гражданином в рамках необходимой обороны. В таком случае основания применения к гражданину специальных средств будут отсутствовать.

4. В пунктах 4 и 5 ч. 1 комментируемой статьи употреблен термин "задержание". Это более широкое понятие, чем то задержание, о котором речь идет в УПК РФ. Названная разновидность задержания равнозначна кратковременному ограничению возможности лица по своему усмотрению осуществлять определенного рода телодвижения в целях обеспечения его доставления в полицию. После того как гражданин успешно ограничен в указанной возможности, применять к гражданину специальные средства по данному основанию нельзя. Хотя возможно применение указанных средств по некоторым другим закрепленным в комментируемой статье основаниям.

5. Вооруженным сопротивление следует признавать, когда у лица имеется оружие (любая из разновидностей такового), которым оно намерено воспользоваться, а равно при намерении лица использовать против сотрудника полиции в качестве оружия иные подручные средства (железный прут, палку и т.п.).

6. Под конвоированием понимается принудительное сопровождение лица к месту назначения.

7. Действия, о которых речь идет в п. 6 ч. 1 комментируемой статьи, следует документировать так, чтобы они были письменно отражены в каком-либо документе. Таким документом может быть составленный сотрудником рапорт. Закрепление в письменном документе указанных в комментируемой статье оснований ("оснований полагать") является гарантией возможности осуществления контроля над законностью применения специальных средств в рассматриваемой ситуации.

8. В случае применения или использования специальных средств начальник органа (подразделения) внутренних дел, разрешивший их передачу, назначает служебную проверку.

9. Если будет доказано, что специальные средства применялись или использовались неправомерно, они подлежат сдаче по указанию лица, разрешившего их выдачу.

10. В пункте 9 ч. 1 комментируемой статьи упомянуто право сотрудника полиции требовать остановки транспортного средства. Данное право закреплено в п. 6.11 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090. Требование об остановке транспортного средства может быть подано с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, направленной на транспортное средство. Водитель обязан остановиться в указанном ему месте.

11. Под водителем в комментируемом Федеральном законе понимается лицо, управляющее каким-либо транспортным средством. К водителю приравнивается обучающий вождению. Согласно п. 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации водителем является и погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. Между тем данное лицо может быть включено в круг тех водителей, о которых идет речь в комментируемом Федеральном законе, лишь применительно к содержанию п. 20 ч. 1 ст. 13 настоящего Федерального закона.

12. Одним из специальных средств названы служебные животные. Обычно в этом качестве используются собаки. Основы организации деятельности кинологических подразделений органов внутренних дел Российской Федерации, касающиеся организации приобретения, содержания, сбережения, кормления, ветеринарного обеспечения, списания служебных собак, деятельности экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел при организации исследований запаховых следов человека с использованием служебных собак и образовательных учреждений МВД России, осуществляющих подготовку специалистов-кинологов органов внутренних дел, урегулированы Наставлением по организации деятельности кинологических подразделений органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Приказом МВД России от 31 декабря 2005 г. N 1171.

13. В патрульно-постовой службе полиции служебные собаки используются на маршрутах и постах в основном в вечернее и ночное время, в лесопарковых зонах, на окраинах городов и других населенных пунктов, на неосвещенных улицах и в иных подобных местах.

14. Ведомственными нормативными правовыми актами запрещается патрулирование со служебными собаками без намордника в местах с массовым пребыванием людей, в поездах, в общественном транспорте, а также передача собак другим лицам и оставление их без присмотра во время патрулирования.

15. Служебная собака закрепляется за полицейским-кинологом приказом начальника органа внутренних дел. Сотрудники полиции, не прошедшие специальной подготовки, на должность полицейского-кинолога не назначаются.

16. Во всех случаях применения собаки для задержания правонарушителя должностное лицо полиции обязано доложить рапортом с указанием: когда, где, против кого, при каких обстоятельствах она применялась и каковы результаты применения.

17. Массовые беспорядки - это грубое нарушение общественного порядка, сопровождающееся причинением насилия гражданам, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказанием вооруженного сопротивления представителю власти.

Судебная практика по статье 21 Закона о Полиции:

  • Решение Верховного суда: Определение N 47-О13-19, Судебная коллегия по уголовным делам, кассация

    Группой лиц, осознавая, что эти действия повлекут существенное нарушение конституционных прав и законных интересов С а также охраняемых законом интересов общества и государства, применили в отношении него физическое насилие. В отсутствие предусмотренных ст.ст. 20 и 21 ФЗ «О полиции оснований для применения физической силы, Макаев ЭР. и Гончаренко А.С нарушая требования ст. 5 указанного Федерального закона, запрещающие сотруднику полиции прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению, совершая действия явно выходящие за пределы их полномочий...

А. М. Сильников*

Виды специальных средств, состоящих на вооружении ОВД, и их классификация

В статье на основе анализа видов специальных средств, закреплённых Федеральным законом «О полиции», перечня специальных средств, состоящих в настоящее время на вооружении органов внутренних дел, предлагается вариант их классификации, раскрывается содержание термина «служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения», понятие «применение специальных средств».

Ключевые слова: специальное средство, виды специальных средств, классификация специальных средств, применение специальных средств, служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения.

A.M. Silnikov*. Types and classification of special equipment adopted by the Russian interior ministry units. The paper based on the analysis of various types of special equipment listed in the Federal «Police Law» and the list of special equipment adopted by the Russian Interior Ministry units proposes a classification of that equipment, explains the term «police limited firearms» and opens the term maintenance of «use of special equipment».

Keywords: special equipment, types of special equipment, classification of special equipment, use of special equipment, police limited firearms.

В основу принятого в России Федерального закона «О полиции» положено несколько концептуальных идей, среди которых обратим внимание на две: закрепление правоохранительного предназначения полиции в обществе и гуманизация форм и методов работы полиции.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О полиции», она предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности.

Для достижения указанных целей сотрудникам полиции предоставлено право применять к лицам, злостно нарушающим установленные правовые запреты, состоящие на вооружении ОВД специальные средства принуждения, значительная часть которых по своим тактико-техническим характеристикам является оружием несмертельного действия.

Чтобы иметь представление о способах принудительного воздействия, используемых при применении специальных средств, необходимо дать характеристику специальным средствам, состоящим на вооружении органов внутренних дел, и провести их классификацию.

Виды специальных средств перечислены в ст. 21 Федерального закона «О полиции». В свою очередь, перечень специальных средств, состоящих на вооружении органов внутренних дел Российской Федерации, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2001 г. № 731 «Об утверждении перечня специальных средств, состоящих на вооружении органов внутренних дел Российской Федерации, и Правил применения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации специальных средств» (с изм. и доп., внесенными постановлением Правительства РФ от 24 июня 2005 г. № 397 и распоряжением Правительства РФ от 14 июня 2006 № 992-р)1.

Согласно указанным нормативным документам, к специальным средствам относятся:

1. Палки специальные (палки резиновые специальные; палки универсальные).

2. Специальные газовые средства: 1) аэрозольные распылители); 2) распылители высокого давления, аппараты ранцевые; 3) ручные гранаты раздражающего (слезоточивого) действия; 4) патроны и выстрелы раздражающего (слезоточивого) действия, газовые пистолеты; 5) пиротехнические газовые генераторы.

3. Средства ограничения подвижности: наручники.

4. Специальные окрашивающие средства: комплект препаратов «Огонек», препарат красящий «Кармин», препарат запаховый «Лайка».

5. Электрошоковые устройства: автономные искровые разрядники, электрошоковые устройства.

6. Светошоковые устройства: фонарь специальный лазерный «Поток»; малогабаритный помеховый лазерный комплекс «Паук»; многофункциональная лазерная система для подавления групповых целей «Осьминог».

* Сильников, Алексей Михайлович, адъюнкт кафедры административного права. Санкт-Петербургский университет МВД России. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Телефон: 936-00-89. E-mail: [email protected].

* Silnikov, Alexis, Associate Chair of Administrative Law. St. Petersburg State University Russian Interior Ministry. Address: Russia, 198 206, St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Tel: 936-00-89. E-mail: [email protected].

7. Служебные собаки: розыскные, специальные, патрульные, конвойные, караульные, собаки-детекторы.

8. Световые и звуковые специальные средства: ручная светозвуковая граната «Заря-2»; ручная светозвуковая многоэлементная граната «Факел»; изделие «Гном»; стационарное оперативнотехническое средство «Пламя»; выстрел ГСЗ-50 светозвукового действия.

9. Средства принудительной остановки транспорта: устройства остановки автотранспорта «Еж», «Диана»; автозаградитель «Гарпун».

10. Средства сковывания движения: средство сковывания движения биологических объектов «Невод».

11. Водометы: водомет «Лавина» ЛВС 40 (6953), модель 249, водомет (автоцистерна пожарная АЦ-40).

12. Бронемашины: бронетранспортеры; боевая разведывательная дозорная машина; боевая машина пехоты.

13. Средства защиты охраняемых объектов (территорий), блокирования движения групп правонарушителей: спирали из АКЛ, АСКЛ, АМКЛ; модернизированные колючие ленты.

14. Средства разрушения преград: малогабаритные взрывные устройства «Ключ», «Импульс»; выстрел ГВ-50 и надульное тормозное устройство.

В наименованиях специальных средств отражают принцип действия этих средств, их целевое назначение, индивидуальное оригинальное название. В литературе справедливо указывается на то, что их название должно быть не просто «специальные средства», а «специальные средства принуждения»2. Однако законодатель, принимая Федеральный закон «О полиции», не стал на этом акцентировать внимание.

Определения термина «специальные средства» Федеральный закон «О полиции» так же, как и ранее действовавший Закон о милиции, не дает.

По мнению Б.П. Кондрашова, Ю.П. Соловья, В.В. Черникова, специальные средства - это «состоящие на вооружении... технические изделия (устройства, предметы, вещества) и служебные животные, которые прямо предназначены для оказания принудительного физического воздействия на человека или материальные объекты»3. В данном определении авторы подчеркивают, что к специальным средствам относятся только те, которые «прямо предназначены» для принудительного воздействия.

В свою очередь, В.Л. Войтенко, И.П. Данилов и С.С. Миронов специальные средства определяют как «совокупность устройств, приспособлений, а также приемов и способов принудительно-силового воздействия на правонарушителей, предназначенных для пресечения их противоправных действий в сфере охраны общественного порядка и борьбы с преступностью и обеспечивающих лишение лиц, против которых они применяются, способности осуществлять активные действия»4. Как видим, авторы указывают на цели правоохраны, для достижения которых предназначено применение специальных средств.

В качестве нормы-дефиниции понятие специальных средств сформулировано в приложении № 2 к приказу МВД России, ФСБ России и Минздрава России от 10 декабря 1996 г. № 647/541/406, где «под специальными средствами понимаются оружие, боеприпасы и иные технические средства, обеспечивающие нелегальное воздействие путем временного выведения из строя человека без нанесения ущерба, который может стать причиной смерти или необратимых изменений в организме».

Если в ранее приведенных авторских определениях специальные средства именовались «технические изделия (устройства, предметы, вещества) и служебные животные», «совокупность устройств, приспособлений, а также приемов и способов принудительно-силового воздействия», то в норме-дефиниции они именуются «оружие, боеприпасы и иные технические средства, обеспечивающие нелетальное воздействие». Изучение полного перечня приведенных выше специальных средств показывает, что часть из них относится к числу служебных образцов «нелетального» оружия (НО) или оружия не смертельного действия (ОНД), на что одним из первых обратил внимание Д.Л. Корецкий5.

В свою очередь, Н.В. Князев, Л.В. Мураити, Д.В. Попандопуло определяют специальные средства органов внутренних дел России, как «предметы, животные, химические вещества, боеприпасы нелетального действия, транспортные средства, взрывные и иные технические устройства, применяемые... в целях пресечения правонарушений; выявления, задержания, доставления и конвоирования лиц, их совершивших; обеспечения безопасности личного состава, а также находящимися под охраной лиц, движимых и недвижимых объектов»6. Авторы акцентируют внимание на правоохранительных целях применения специальных средств.

Итак, для характеристики применяемых специальных средств используются термины: технические изделия (устройства, предметы), химические вещества, приспособления, оружие, боеприпасы, технические средства (в т.ч. транспортные), механизмы, животные, которые специально предназначены для оказания принудительного воздействия. В приведенной выше норме-дефиниции, закрепляющей определение специальных средств, обращается внимание на то, что при их применении обеспечивается нелетальное воздействие. По мнению зарубежных специалистов, «нелетальное оружие - это оружие, специально разработанное и используемое главным образом с целью выведения из строя личного состава или материальных ценностей при минимизации потенциальных потерь, причинения необратимого вреда личному составу, нежелательного разрушения собственности и нанесения вреда окружающей среде»7.

При этом проводится дифференциация между нелетальным оружием, предназначим для применения против личного состава противника, и оружием, направленным против материальных ресурсов.

«Нелетальное оружие против личного состава - это оружие, разработанное и применяемое для относительно непродолжительного воздействия, которое проходит просто по истечению определенного времени или после непродолжительного лечения.

Нелетальное оружие, направленное против материальных ресурсов, созданное и используемое либо

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (51) 2011

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 3 (51) 2011

(a) для достижения относительно непродолжительного эффекта, которое проходит просто по истечению определенного времени или после непродолжительного ремонта, либо

(b) для нанесения вреда или выведения из строя цели невзрывоопасными средствами»8.

В данном определении представлен военный подход к пониманию оружия нелетального действия.

Применение оружия нелетального действия с точки зрения правоохранительного подхода (если такое применение осуществлялось строго в рамках соответствующих инструкций и наставлений) должно приводить не только к несмертельному, но и полностью обратимому (предпочтительно самообратимому с течением времени) поражению живой цели, воздействовать на людей путем иммобилизации (приостановки физической активности).

Обобщив оба эти подхода, а также мнения отечественных и зарубежных исследователей, А.К. Муранов определяет «оружие нелетального действия» как «устройства и предметы, конструктивно предназначенные для несмертельного поражения живой цели, её иммобилизации, а также вывода из строя техники и объектов инфраструктуры при сведении к минимуму их значительного физического разрушения»9.

Учитывая данное обстоятельство, состоящие на вооружении органов внутренних дел специальные средства можно подразделить на три группы: 1) оружие несмертельного действия, 2) иные технические средства (изделия, приспособления, вещества), 3) служебные животные.

К специальным средствам, являющимся оружием несмертельного действия, и применяемым в соответствии со ст. 21 ФЗ «О полиции» в отношении человека, относятся: палки специальные; специальные газовые средства; электрошоковые устройства; светошоковые устройства; световые и звуковые специальные средства; водометы.

Выделение данной подгруппы имеет практическую направленность. Так, в ч. 3 ст.18 ФЗ «О полиции» указывается, что «в состоянии необходимой обороны, в случае крайней необходимости или при задержании лица, совершившего преступление, сотрудник полиции при отсутствии у него необходимых специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать... по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, применять иное не состоящее на вооружении полиции оружие. Поэтому при применении газового или электрошокового оружия, не состоящего на вооружении полиции, сотрудник полиции вправе применить его в случаях и порядке, установленных соответственно для газовых средств или электрошоковых устройств.

К специальным средствам, являющимся оружием несмертельного действия, и применяемым в соответствии со ст. 21 ФЗ «О полиции» в отношении материальных объектов, относятся: средства принудительной остановки транспорта; средства разрушения преград.

Перечисленные виды оружия несмертельного действия предназначены для «активного наступательного воздействия» путем контрнападения на человека для приостановки его физической активности либо для повреждения, разрушения материальных предметов, объектов. Их применение влечет причинение физического или материального ущерба.

Наряду с оружием несмертельного действия, к специальным средствам относятся иные технические средства, а именно: средства ограничения подвижности; специальные окрашивающие средства; средства сковывання движения; бронемашины; средства защиты охраняемых объектов (территорий), блокирования движения групп правонарушителей.

Особенность данной группы спецсредств состоит в том, что они менее вредоносны и направлены на воспрепятствование противоправным действиям путем сковывания, ограничения подвижности, блокирования.

Кроме перечисленных, к специальным средствам относятся служебные животные. Согласно перечню специальных средств, состоящих на вооружении органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2001 г. № 731, служебным животным относятся служебные собаки, которые являются специально обученными помощниками при выполнении сотрудником полиции возложенных на него служебных обязанностей.

В литературе приводятся различные классификации специальных средств и применения специальных средств как меры административного пресечения.

В зависимости от характера воздействия меры пресечения, осуществляемые с помощью технических средств, делятся на:

Вызывающие болевые ощущения (палка специальная);

Воздействующие на органы дыхания (слезоточивый газ);

Воздействующие на зрительно-слуховые органы (светозвуковые устройства);

Препятствующие свободному передвижению (бронетехника, пожарные автоцистерны, устройства для принудительной остановки транспорта);

Вскрывающие помещения, захваченные правонарушителями.

По цели, а точнее, по характеру правоохранительных ситуаций, в которых они применяются, их можно подразделить на средства активной обороны, к которым относится палки специальные, служебные собаки, слезоточивый газ, и средства обеспечения специальных операций - бронетехника, взрывные устройства, пожарные автоцистерны, светошумовые гранаты11.

По мнению В.Н. Опарина, специальные меры административного пресечения, в т.ч. специальные средства, можно классифицировать по объекту воздействия. Они могут быть применены в отношении: 1) людей; 2) животных; 3) предметов, веществ, механизмов12.

Непосредственно специальные средства можно сгруппировать по различным основаниям. В частности, О.И. Бекетов и В.Н. Опарин классифицируют их по способу воздействия на средства:

1) ударно-раздробляющего действия (резиновые палки, резиновые пули ударного непроникающего действия);

2) физико-химического действия (средства разрушения преград, специальные окрашивающие средства, электрошоковые устройства, светозвуковые средства отвлекающего воздействия);

3) механического действия (наручники, спирали, устройства для принудительной остановки транспорта);

4) психофизического действия (служебные собаки)13.

В частности, специальные средства, относящиеся к оружию нелетального действия, по «видам воздействия» в зависимости от его физических и химических свойств подразделяют на оружие, основанное:

На кинетическом (ударном) воздействии;

На воздействии физико-химических композиций;

На воздействии различных видов излучений;

На акустических воздействиях;

На воздействии электрического тока;

На комбинированных видах воздействия14.

Однако применение не всех перечисленных в ст. 21 ФЗ «О полиции» специальных средств направлено на непосредственное пресечение (прекращение) противоправных действий. К примеру, «специальные окрашивающие средства» применяются «для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения». Внезапное окрашивание лица, совершающего или уже совершившего преступление или административное правонарушение, при срабатывании химической ловушки, безусловно, оказывает психологическое воздействие на правонарушителя, однако, как отмечается в литературе, выбор дальнейшей линии поведения после

окрашивания остается за лицом, совершающим преступление или административное правонарушение.

Учитывая изложенное, можно предложить следующую классификацию указанных выше групп специальных средств по видам воздействия и его действию на объект.

1. Служебные образцы оружия не смертельного действия, основанные на следующих видах воздействия: кинетическом; использовании физико-химических композиций; использованииразличных видов излучений; акустическом; использовании электрического заряда; комбинированном - при применении к объекту воздействия оказывают следующие виды действия:

На человека: ударно-болевое; раздражающее (слезоточивое); свет шоковое; звукошоковое; электрошоковое;

На предметы и материальные объекты: повреждающее, разрушающее.

2. Иные технические средства, основанные на физическом и химическом воздействии, при применении к объекту воздействия оказывают следующие виды действия: ограничивающее подвижность, сковывающее, блокирующее, окрашивающее.

3. Служебные собаки, при их применении оказывают комплексное психофизическое действие.

По способу доставки к объекту воздействия специальные средства можно подразделить на

применяемые:

С помощью мускульной силы применяющего (при непосредственном контакте с объектом воздействия);

С использованием орудий доставки (на значительном расстоянии от объекта воздействия).

К орудиям доставки отдельных специальных средств относятся:

23-мм карабин специальный КС-23; 23-мм карабин специальный КС-23 М; 23-мм карабин специальный КС-23 К - для доставки 23-мм патрона со слезоточивой гранатой «Черемуха-7М»; 23-мм патрона с гранатой раздражающего действия «Сирень-7»;

50-мм ручной гранатомет специальный РГС-50; 50-мм ручной гранатомет специальный РГС-50М

Для доставки выстрела ЭГ-50М отвлекающего действия, выстрела ГС-50М слезоточиво-раздражающего действия, выстрела ГСЗ-50 светозвукового действия, выстрела ГВ-50, и надульное тормозное устройство.

Гранатомет ГП-25 - для доставки 40-мм выстрела с гранатой раздражающего действия «Г воздь».

Приведенный перечень свидетельствует, что орудиями доставки отдельных специальных средств

являются карабины и гранатометы, которые относятся к огнестрельному оружию, состоящему на вооружении органов внутренних дел.

При отстреливании снаряда, являющегося специальным средством ударно-шокового действия (патроны и выстрелы), оно рассматривается ФЗ «О полиции» как «служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения». К такому огнестрельному оружию относятся карабины и гранатометы, используемые для отстреливания (доставки) следующих видов снарядов: 23-мм патрон с резиновой пулей «Волна-Р»; патрон травматический 18,5х60Т; 18,5-мм патрон с резиновой пулей КСП-РП; выстрел ЭГ-50 ударно-шокового действия для специального гранатометного комплекса РГС-50; 43-мм выстрел ударно-шокового действия ВГМ93.600.

Служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения снаряжается резиновыми пулями или эластичными ударными элементами, оказывающими ударно-шоковое или травматическое воздействие на объект. Основания их применения закреплены в ч. 4 ст. 23 ФЗ «О полиции».

Принимая во внимание изложенное, сделаем вывод: термин «специальное средство» охватывает широкую номенклатуру изделий, в т.ч. являющихся оружием нелетального действия, технических средств и служебных собак, которые применяются для воздействия на людей и материальные объекты в случаях

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (51) 2011

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (51) 2011

и порядке, установленными законом. Для его определения целесообразно использовать формально юридический подход, поскольку этот собирательный термин имеет фактическое наполнение в виде конкретного перечня специальных средств, принятых на вооружение органов внутренних дел.

С учетом представленной выше классификации специальных средств, под применением специальных средств как мерой специального административного пресечения, по мнению автора, следует понимать использование тактико-технических свойств состоящих на вооружении ОВД образцов оружия несмертельного действия, иных технических средств и служебных собак для воздействия на людей, животных, предметы и объекты в случаях и порядке, установленных федеральным законом.

Список литературы

1. Войтенко В. А., Данилов И. П., Миронов С. С. Правовые и организационно-тактические основы применения специальных средств: учебное пособие. - М.: ВНИИ МВД России, 1995. .

2. Мингес, А. В. Специальные меры административного пресечения: применение огнестрельного оружия, физической силы и специальных средств представителями исполнительной власти государства.

Волгоград: ВЮИ МВД России, 1999.

3. Бекетов, О. И., Опарин, В. Н. Применение полицейской силы по законодательству Российской Федерации: монография. - Омск: Омская академия МВД России, 2001.

4. Каплунов, А. И. Административное принуждение, применяемое органами внутренних дел: теория и практика: монография / под общ. ред. В.П. Сальникова. - СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2004.

5. Князев, Н. В., Мураити, А. В., Попандопуло, Д. В. Специальные средства органов внутренних дел Российской Федерации: учебно-наглядное пособие. - Ростов-на-Дону: ГУВД по Ростовской области, 2007.

6. Муранов, А. К. Административно-правовой режим оружия нелетального действия: проблемы формирования и реализации: дис. ... канд. юрид. наук. - М.: ВНИИ МВД России, 2009.

7. Koplow, David A. Non-Lethal Weapons: The Law And Policy Of Revolutionary Technologies For The Military And Law Enforcement. Cambridge: - Cambridge university press, 2006.

1. Voitenko, V. A., Danilov, I. P., Mironov, S. S. Legal and organizational-tactical bases of application of special means. - Мoscow 1995.

2. Minges, A. V. Special measures of administrative suppression: application of a fire-arms, physical strength and special means representatives of executive power of the state. - Volgograd, 1999.

3. Beketov, O. I., Oparin, V. N. Application of police force under the legislation of the Russian Federation.

4. Kaplunov, A. I. The administrative compulsion applied by law-enforcement bodies: the theory and practice. - Saint-Petersburg, 2004.

5. Knyazev, N. V., Muraiti, A. V., Popandopulo, D. V. Special means of law-enforcement bodies of the Russian Federation. - Rostov, 2007.

6. Muranov, A. K. Administratively-legal regime weapon of non lethal action: formation and realisation problems. - Moscow, 2009.

7. Koplow, David A. Non-Lethal Weapons: The Law And Policy Of Revolutionary Technologies For The Military And Law Enforcement. - Cambridge: Cambridge university press, 2006.

2 См.: Соловей Ю.П. Закон РСФСР «О полиции» (инициативный авторский проект) // Информационное и правовое обеспечение деятельности органов внутренних дел: Межвуз. сб. науч. тр. Часть II. Омск: Высшая школа милиции МВД РСФСР, 1991. С. 103; Бекетов О.И., Опарин В.Н. Применение полицейской силы по законодательству Российской Федерации: Монография. Омск: Омская академия МВД России, 2001. С. 49.

3 См.: Кондрашов Б.П., Соловей Ю.П., Черников В.В. Российский Закон о милиции. М.: МП «Вердикт», 1992. С. 135; Кондрашов Б.П., Соловей Ю.П., Черников В.В. Комментарий к Закону Российской Федерации «О милиции». 5-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. С. 288-289.

4 Войтенко В.А., Данилов И.П., Миронов С.С. Правовые и организационно-тактические основы применения специальных средств: Учебное пособие. М.: ВНИИ МВД России, 1995. С. 7.

5 См.: Корецкий Д.А. Уголовно-правовой режим средств самообороны. Спецкурс по криминальной армалогии. М.: ИКЦ

«МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. С. 49.

6 Князев Н.В., Мураити А.В., Попандопуло Д.В. Специальные средства органов внутренних дел Российской Федерации: учебно-наглядное пособие. Ростов-на-Дону: ГУВД по Ростовской области, 2007. С. 5.

7 David A. Koplow. Non-Lethal Weapons: The Law And Policy Of Revolutionary Technologies For The Military And Law Enforcement. Cambridge: Cambridge university press, 2006. S. 38.

9 Муранов А. К. Административно-правовой режим оружия нелетального действия: проблемы формирования и реализации: дис. ... канд. юрид. наук. - М.: ВНИИ МВД России, 2009. С. 21.

10 См.: Мингес А.В. Специальные меры административного пресечения: применение огнестрельного оружия, физической

силы и специальных средств представителями исполнительной власти государства. Волгоград: ВЮИ МВД России, 1999. С. 16.

11 См. там же. С. 16.

12 См.: Опарин В. Н. Правовое регулирование применения мер непосредственного принуждения должностными лицами правоохранительных органов Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. Омск: ОЮИ МВД России, 1998. С. 56-57.

13 См.: Бекетов О.И., Опарин В.Н. Указ. соч. С. 52-53.

14 См. подробнее: Муранов А. К. Указ. соч. С.23-35.

15 См.: Каплунов А.И. Административное принуждение, применяемое органами внутренних дел: теория и практика: монография / Под общ. ред. В.П. Сальникова. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2004. С. 215.

ПРАВИЛА

ПРИМЕНЕНИЯ ЧАСТНЫМИ ДЕТЕКТИВАМИ И ОХРАННИКАМИ

СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ

Общие положения

1. Правовой основой применения частными детективами и охранниками специальных средств являются Закон Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", другие законы и правовые акты Российской Федерации, настоящие Правила.

2. В качестве специальных средств используются резиновые палки, наручники, слезоточивый газ и другие средства, предусмотренные соответствующим перечнем.

3. Специальные средства применяются частными детективами и охранниками в случаях, когда использованы и не дали желаемых результатов ненасильственные способы предупредительного воздействия на правонарушителей:

а) для отражения нападения, непосредственно угрожающего их жизни и здоровью;

б) для отражения нападения при защите жизни и здоровья охраняемых граждан и для пресечения преступления против охраняемой ими собственности, когда правонарушитель оказывает физическое сопротивление.

4. Специальные средства в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил могут применяться:

резиновые палки и слезоточивый газ - в случаях, предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 3 настоящих Правил;

наручники - в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 3 настоящих Правил.

5. Право на применение специальных средств имеют частные детективы и охранники, прошедшие соответствующую подготовку и выдержавшие ежегодную проверку в органах внутренних дел на профессиональную пригодность к действиям в ситуациях, связанных с их применением.

Неправомерное применение специальных средств влечет установленную законодательством ответственность.

Условия и пределы применения специальных средств

6. Использованию специальных средств должно предшествовать предупреждение о намерении их применения и предоставление достаточного времени для выполнения требований частного детектива или охранника, кроме тех случаев, когда промедление в использовании специальных средств создает непосредственную опасность их жизни и здоровью или может повлечь за собой иные тяжкие последствия.

7. В ситуациях, когда применение специальных средств неизбежно, частный детектив или охранник обязан проявлять сдержанность, действовать исходя из складывающейся обстановки и той цели, которая должна быть достигнута, сводя к минимуму возможность причинения ущерба и нанесения телесных повреждений.

8. При применении специальных средств должны быть обеспечены предоставление доврачебной помощи лицам, получившим телесные повреждения, и уведомление о происшедшем в возможно короткий срок органов здравоохранения и внутренних дел.

9. Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен частному детективу (охраннику), кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью частного детектива (охранника) или охраняемой собственности.

Особенности применения отдельных видов

специальных средств

10. Резиновые палки .

Запрещается нанесение ударов по голове, шее и ключичной области, животу, половым органам.

11. Наручники .

Требуется периодическая (не реже чем один раз в два часа) проверка состояния фиксации замков.

12. Слезоточивые вещества .

Запрещается прицельная стрельба по правонарушителям, повторное применение их в пределах зоны поражения в период действия этих веществ.

Специальное средство "Черемуха-10" и его аналоги, пистолеты газовые с боеприпасами применяются на открытой местности и в помещениях.

13. Правила эксплуатации, технического обслуживания, списания и уничтожения специальных средств, необходимые меры предосторожности при пользовании ими устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации.