Порубка леса ук рф. Как классифицируется незаконная вырубка леса, согласно ук рф, куда жаловаться при обнаружении противоправных действий

Незаконная вырубка леса продолжает занимать большую проблемную нишу в несовершенном российском законодательстве, где этот вопрос регламентируется двумя статьями – 260 УК РФ и 8.28 КоАП РФ, применяемыми с учетом обстоятельств дела и величины причиненного ущерба.

Правонарушители получаю неплохие доходы и постоянный спрос на древесину, а государство в лице его жителей, напротив, – ущерб в области экономики и экологии. Для того чтобы разобраться в этом вопросе подробней, и рассмотреть способы его устранения, предлагаем ознакомиться со следующей статьей.

«Незаконная вырубка леса»: раскрываем понятие

В качестве нелегальной вырубки следует рассматривать рубку леса, которая производится без наличия на такие действия законных оснований, т. е. официальных разрешающих документов, в том числе, договора аренды либо такового купли участка с расположенными на нем лесными насаждениями и приобретенного с целью промышленной заготовки. Заключение договора физическим (частным) лицом должно происходить с Министерством лесного хозяйства области проживания.

К незаконной вырубке также относят повреждение дерева (кустарника, лианы), обусловившее прекращение роста этого растения.

Когда рубка может производиться официально

Если по итогам экспертной оценки было выявлено, что состояние деревьев после пожара либо иной стихии отвечает таковому, что спасти эти насаждения не представляется возможным, владельцу (арендатору) участка может быть дано разрешение осуществлять сплошную рубку главного пользования (санитарную рубку) на законных основаниях.

Угроза для экономики и экологии

С экономической точки зрения ущерб для экономики страны в результате незаконной рубки деревьев является огромным: ежегодно в бюджете Российской Федерации недосчитываются десятков миллиардов рублей.

В промышленных масштабах особенно актуальна эта проблема на Дальнем Востоке и на границе с Китайской Народной Республикой. В последней требования к осуществлению вырубки деревьев достаточно жесткие, что стало причиной активизации серых (полулегальных) лесозаготовок на границе с Россией в больших количествах. К приемке леса китайцы относятся с большим радушием, пренебрегая вопросом, связанным с законностью происхождения вырубленных деревьев.

Если обратиться к вопросу о российской экологии, то здесь серьезный ущерб могут нанести и действия так называемых «черных» (нелегальных) рубщиков леса. А все потому, что для того, чтобы сделать доски, предпочтение отдают дорогим породам сосны, оставляя на месте сруба бесполезные верхушки деревьев и сучья, которые при высыхании часто становятся причиной возникновения лесных пожаров серьезных масштабов.

Наносится вред и животному миру, представители которого начинают мигрировать с мест их привычного проживания. Страдает от нелегальной вырубки и законная лесохозяйственная деятельность. Истощение лесных баз часто становится причиной вынужденного смещения центров лесозаготовок в районы, где слабая лесная инфраструктура, что, в свою очередь, отражается на увеличении стоимости готовой продукции и снижении рентабельности законной заготовки леса.

Кто вправе задерживать правонарушителей

Кроме правоохранительных органов, прерогатива проведения регулярных рейдов по своим территориям отводится также государственным инспекторам от Росприроднадзора и лесных хозяйств.

А вот прием жалоб и сигналов от жителей о незаконной вырубке леса осуществляет Природоохранная прокуратура. По поступившим сигналам проводятся рейды. Если нарушение будет зафиксировано на месте преступления, все предполагаемые нарушители будут задержаны до выяснения обстоятельств произошедшего.

После составления протокола участниками рейда производится расчет нанесенного ущерба. Если таковой согласно предварительной оценке не превышает сумму в 5 тысяч рублей, обращаются к КоАП РФ.

Наказание согласно КоАП РФ

В соответствии со статьей 8.28, с нарушителя может быть взыскан денежный штраф, величиной от 3 до 4 тысяч рублей. Если в преступлении, связанном с незаконной вырубкой леса, задействованы должностные лиц, для них штраф составит от 20 до 40 тысяч рублей. Наибольшие убытки, как правило, несут юридические лица: от 200 до 300 тысяч рублей.

В случае применения при вырубке леса различной техники сумма штрафа для всех категорий увеличивается. Частное лицо в этом случае заплатит уже 4-5 тысяч рублей, должностное – 40-50 тысяч рублей, юридическое лицо – 300-500 тысяч рублей. Все механизмы, техника и транспорт подлежат изъятию, а продукция незаконного природопользования – конфискации.

В случае с приобретением (хранением, перевозкой, сбытом) незаконно вырубленного леса применяются другие штрафы: для граждан – 5 тысяч рублей, должностных лиц – 50 тысяч рублей, юрлиц – от 400 до 700 тысяч рублей.

Наказание согласно УК РФ

Если речь идет о существенном ущербе лесу, всем материалам и доказательствам нарушениям, подготовленным в результате проверки, дается ход в следственные органы, где будет возбуждено уже уголовное дело.

При невозможности установить виновников на месте правоохранителям вменяется обязанность, связанная с инициированием следствия по поиску и установлению виновных лиц.

В случае причинения ущерба, величина которого превышает сумму в 5 тысяч рублей, частному нарушителю уже грозит штраф до 500 тысяч рублей либо с него высчитают доход, размером такового осужденного за трехлетний период. 260-я статья УК РФ также предусматривает применение в отношении нарушителя, попавшегося на незаконной вырубке леса, более внушительных штрафов (до 200 рублей) наряду с присуждением исправительных либо принудительных работ вплоть до лишения свободы до двух лет.

Эти меры наказания могут быть применены в отношении нарушителей, действующих в одиночку. Если же нарушение было совершено с привлечением других лиц (использованием служебного положения, в крупном размере), размеры штрафа могут достигать полутора миллиона рублей. Аналогично могут применяться принудительные и исправительные работы либо лишение свободы до 4-х лет плюс штраф – 300 тысяч рублей.

Особо крупные нарушения, т. е. промышленного масштаба, влекут за собой и значительные последствия. Речь идет о штрафах, достигающих 3-х миллионов рублей, исправительных и принудительных работ, охватывающих большие временные отрезки. Тюремный срок в этом случае может составлять 7 лет.

Как применяется закон на практике

При обвинении в нелегальной вырубке за получением квалифицированной юридической помощи подозреваемые обращаются часто.

Это обусловлено, в частности, тем, что закон в рассматриваемой области является не совершенным и имеет много слабых мест. К примеру, единое значение при применении термина «вырубка» в судебной практике так и не появилось.

Отличается трактование этого термина и в регионах. Согласно одной точке зрения, пребыванию под уголовно-правовым запретом подлежит только рубка деревьев, а к нарушителям относят только тех лиц, которые непосредственно участвовали в вырубке (спиливании) деревьев.

Что касается тех лиц, которые занимаются вспомогательной деятельностью, т. е. заняты на работах первичной разделки деревьев, их подготовке к вывозу и самим вывозом леса, их могут отнести к пособникам, в случае их осведомленности в совершении незаконных действий.

В соответствии со второй точкой зрения, к нарушителям относят всех зафиксированных лиц без учета их функции в бригаде при вырубке деревьев. Это могут быть как простые водители, так и грузчики.

Такое отсутствие общности мнений обуславливает появление хорошей площадки для адвокатской деятельности и использования различных маневров, что приводит к определенным сложностям при применении доказательств в отношении нарушителей. Вывоз заготовленного леса, например, не всегда осуществляется в тот же день, что и рубка деревьев: временной промежуток между этими действиями может достигать одного месяца. Поэтому задержанные при вывозе деревьев водители зачастую утверждают, что к вырубке они не имеют никакого отношения, а на момент обнаружения занимаются перевозкой брошенных деревьев.

У адвокатов могут возникать серьезные вопросы и в отношении применяемой методологии по сбору сведений о причиненном ущербе. К тому же, поиск и доказательства вины главных нарушителей часто становится непосильной задачей.

Такими пробелами в системе, безусловно, пользуются не только частные, мелкие рубщики, но и полулегальные промышленники, не обращая внимание на предстоящие последствия.

Все это влечет за собой большой рост нарушений, связанных с незаконной вырубкой леса, по всей стране. Действенная мерой для исправления ситуации может стать только серьезные доработки нормативно-правовых актов и единый подход к применению наказания, утвержденный на федеральном уровне.

На территории России процесс вырубки деревьев регулирует целый ряд законодательных норм. За незаконное уничтожение в зависимости от степени причиненного ущерба предусмотрена административная или уголовная ответственность.

Что такое незаконная рубка лесных насаждений?

Понятие незаконной вырубки относится не ко всем деревьям. Например, растительность на своем участке вы можете спиливать безо всякой разрешительной документации. А вот за деревья находящиеся в муниципальной или государственной собственности уже придется отвечать.

К ним относятся следующие категории насаждений:

  1. Входящие в Гослесфонд.
  2. Насаждения в парках, аллеях.
  3. Деревья вдоль железных и автомобильных дорог.

При этом абсолютно никакой роли не играет то, были они высажены человеком или выросли самостоятельно. К объектам незаконной вырубки также можно отнести деревья, находящиеся на территории сельхозугодий и лесопитомников. При необходимости вырубки дерева, находящегося на муниципальной территории всегда обязательно получать соответствующее разрешение.

Под незаконной вырубкой понимается повреждение деревьев до состояния прекращения их роста при отсутствии соответствующей разрешительной документации. Также к этому понятию можно отнести незаконно выданные разрешения и вырубки, проведенные с нарушением сроков и несоблюдением указанных пород.

Административная ответственность. Штрафы за незаконную вырубку леса.

Административная ответственность за незаконную рубку предусмотрена для тех случаев, когда причиненный ущерб не превышает 5000 рублей. Регламентируется она КОАП ст. 8 подпунктом 28.

В соответствии с ней размер штрафа может составлять:

  1. Для физлиц от 3 до 4 тыс. рублей.
  2. Для должностных от 20 до 40 тыс. рублей.
  3. Для юридических от 200 до 300 тыс. рублей.

В случаях, когда в процессе незаконной рубки были задействованы механизированные средства размеры штрафов существенно возрастают:

  1. Для физлиц от 4 до 5 тыс. рублей.
  2. Для должностных от 40 до 50 тыс. рублей.
  3. Для юридических от 300 до 500 тыс. рублей.

Кроме того в отдельных случаях к перечисленным штрафам могут применяться и другие меры взыскания. Например, конфискация техники или объектов незаконной вырубки.

Также КОАП предусматривает ответственность и за сбыт и покупку незаконно вырубленной древесины.

Если сумма причиненного в результате незаконной вырубки ущерба превышает 5000 рублей, к нарушителям могут применяться меры уголовной ответственности. Они четко прописаны в ст. 260 УК РФ. Согласно им могут применяться штрафы в размере до 500 тыс. рублей. В отдельных случаях размер денежного взыскания приравнивают к доходу нарушителя. При этом для расчета используют размер его заработка за последние 3 года.

Кроме денежных взысканий эта статья также предусматривает до 480 часов обязательных работ или 2 лет исправительных. При особо крупных размерах вырубок к нарушителям применяется такая мера, как лишение свободы. При этом срок заключения в зависимости от обстоятельств может доходить до 2 лет и сопровождаться штрафом от 100 до 200 тыс. рублей.

При определении меры наказания суд обязательно принимает во внимание размер причиненного ущерба. При этом он учитывает следующие критерии:

  1. Ущерба свыше 5000 рублей будет достаточно для возбуждения уголовного дела.
  2. При ущербе свыше 50 тыс. рублей он будет считаться особо крупным.
  3. При превышении порога в 150 тыс. рублей ущерб отнесут к категории особо крупных.

Кто может привлечь к ответственности?

Привлечь к ответственности за незаконную вырубку может практически любой сотрудник лесничества: лесник, егерь, член лесного патруля. Также этим может заняться и сотрудник полиции, например, участковый. При этом к ответственности будут привлечены все участвующие, и заказчик и исполнители.

Куда обращаться, если вы узнали об незаконной вырубке леса? При подозрении на незаконную вырубку обращаться прежде всего стоит в лесничество. При этом лучше всего предварительно запастись соответствующими фото и видео материалами. Там либо подтвердят законность проводимых мероприятий, либо займутся расследованием.

В случаях, когда возникают подозрения по поводу причастности сотрудников лесничества обращаться стоит непосредственно к своему участковому. При этом он будет обязан посетить место вырубки и проверить всю необходимую документацию. В случае ее отсутствия или несоответствия он имеет право задержать лесорубов и конфисковать задействованную технику.

Факт №1

Интересную стратегию борьбы с незаконными вырубками разрабатывают в Румынии. Ее суть заключается в чипировании каждого спиленного дерева. Во время заготовки лесорубы будут обязаны забивать в каждое бревно специальный чип. В нем будет содержаться информация о месте заготовки и времени заготовки. Впоследствии для считывания этой информации достаточно будет всего одного смартфона.

Подобные системы отслеживания уже достаточно давно используются в пищевой промышленности. Например, для определения происхождения говяжьих туш. Согласно мнению разработчиков глобальное внедрение этой системы позволит почти полностью искоренить проблему незаконной вырубки.

Факт №2

С июля 2017 года на территории Приморского края для контроля вырубки лесов используется специальная спутниковая система «КЕДР». За время своей работы она помогла выявить 17 случаев нарушений на сумму около 3 млн. рублей.

Система быстро определяет очные координаты незаконных вырубок, что позволяет оперативно определять места предполагаемых преступлений. Мониторинг состояния лесов осуществляется 24 часа в сутки, в независимости от погодных условий. Внедренная система позволяет эффективно отслеживать даже незначительные по площади вырубки.

Факт №3

Один из жителей Прикамья незаконно вырубил 91 дерево. После подсчетов выяснилось, что его деяния нанесли ущерб на сумму около 1 млн. рублей. На суде нарушитель полностью сознался в содеянном. После чего ему было вынесено решение об уплате штрафа эквивалентного размеру ущерба. В настоящее время приговор уже вступил в силу.

Уголовная ответственность за незаконную рубку лесных насаждений предусмотрена ст. 260 УК РФ.

Под рубкой лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан применительно к ст.

260 УК РФ следует понимать их спиливание, срубание или срезание, т.е. отделение различным способом ствола дерева, стебля кустарника и лианы от корня.

Незаконной является рубка указанных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.

Следует обратить внимание на то, что договор аренды лесного участка или решение о предоставлении лесного участка на иных правах для заготовки древесины либо других видов использования лесов не являются достаточным правовым основанием для проведения рубок лесных насаждений. В частности, рубка лесных насаждений арендатором лесного участка считается незаконной в тех случаях, когда у такого лица отсутствуют документы для рубки лесных насаждений на арендованном участке (например, проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы) либо бы-

ли вырублены деревья, рубка которых не предполагалась проектом освоения лесов или произведена с нарушением сроков.

В части первой ст. 260 УК РФ предусмотрена ответственность за незаконную рубку, а равно повреждение до степени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан в лесах первой группы (заповедников, лесопарков, городских, водоохранных и т.п.), а также деревьев, кустарников и лиан, не входящих в лесной фонд или запрещенных к рубке, если эти деяния совершены в значительном размере.

Под значительным размером следует понимать ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам, исчисленный по утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации таксам и методике, превышающий пять тысяч рублей.

Часть вторая ст. 260 УК РФ предусматривает совершение указанных действий группой лиц, лицом с использованием своего служебного положения, в крупном размере. Крупным размером является ущерб более пятидесяти тысяч рублей.

Под лицами, совершившими преступление с использованием своего служебного положения, полагаются должностные лица органов управления лесами и лесной охраны, а также должностные лица юридических лиц - лесопользователей.

В части третьей данной статьи предусмотрена ответственность за совершение указанных деяний, если они совершены в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. Под особо крупным размером следует понимать ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам, превышающий сумму в сто пятьдесят тысяч рублей.

Предметом преступного посягательства могут быть деревья, кустарники и лианы, произрастающие на землях лесного фонда, в лесах, не входящих в лесной фонд, на землях транспорта, населенных пунктов (поселений), на землях водного фонда и землях иных категорий.

Поводами к возбуждению уголовного дела о незаконной порубке леса могут быть: заявления граждан; сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников: от сотрудников лесных хозяйств, лиц, занимающихся охотничьим промыслом, а также непосредственное обнаружение органом дознания, следователем или прокурором признаков преступления.

По делам о преступлениях, предусмотренных частью первой ст. 260 УК РФ предварительное следствие необязательно, поэтому предварительную проверку осуществляет орган дознания, в других случаях - следователь органов внутренних дел.

Согласно статье 144 УПК РФ срок производства проверки не должен превышать трех суток; прокурор, руководитель следственного органа или органа дознания вправе по ходатайству следователя или дознавателя продлить его до десяти суток.

Если из заявления сразу же усматриваются признаки преступления, независимо от того, задержаны преступники или нет, истечения указанного срока дожидаться не нужно, следует принять решение о возбуждении уголовного дела.

В ходе проверки в таком случае можно опросить заявителя и провести осмотр места происшествия.

В других ситуациях в ходе предварительной проверки:

1) опрашивается заявитель, работники полиции (или от них истребуются рапорты), лесного хозяйства, задержавшие нарушителей;

2) производится осмотр места происшествия;

3) опрашиваются нарушители; изучаются имеющиеся у них документы (договор аренды, решение о предоставлении лесного участка, проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договор купли-продажи лесных насаждений, государственный или муниципальный контракт на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов);

4) при необходимости опрашиваются родственники, знакомые, сослуживцы нарушителей;

5) производится исследование документов, имеющихся у нарушителей (при наличии данных, свидетельствующих о подделке);

6) при необходимости производятся трасологические исследования - составляли ли ранее единое целое фрагменты пней и фрагменты срубленного леса, а также исследования следов распила, разруба и орудий совершения преступления;

7) запрашиваются из лесного хозяйства справки о характере и размере причиненного ущерба, который определяется сотрудниками лесного хозяйства путем замера остатков пиломатериала по пенькам в присутствии нарушителя, а также замера пиломатериала, находящегося у нарушителя и покупателей (при их наличии); о выдаваемых нарушителям документах, истребуются копии данных документов в целях изучения и сравнения с документами, имеющимися у нарушителей.

У заявителя выясняется, при каких обстоятельствах, кем был обнаружен факт незаконной порубки леса; в каком месте осуществлялась порубка, известны ли личности нарушителей; при каких обстоятельствах были задержаны нарушители, кто участвовал в задержании; имелись ли у нарушителей какие-либо документы; какими орудиями (бензопилами, топорами и т.д.) осуществлялась порубка, и где данные орудия в настоящее время; каким транспортом пользовались нарушители; где находится срубленная древесина. Результаты опроса заявителя отражаются в объяснении.

В ходе осмотра места происшествия необходимо точно установить место незаконной порубки (населенный пункт, лесничество, конкретный квартал лесного массива), отметить, леса какой группы произрастают в данном месте, определить размеры вырубки, точное количество вырубленных деревьев, давность вырубки. Для участия в осмотре целесообразно пригласить специалиста в области лесного хозяйства. Это могут быть работники лесничества. При осмотре места происшествия могут быть обнаружены следы распила, разруба (на деревьях, пнях), орудия совершения преступления (топоры, пилы), следы транспортных средств, конных повозок, саней; транспортные средства с загруженным лесом, срубленный лес и следы распила, разруба на нем; следы ног, курения, приема пищи и т.д. В целях повышения наглядности протокола осмотра места происшествия могут быть применены фотосъемка, видеозапись.

Опрос задержанных нарушителей целесообразно производить следователю или дознавателю самостоятельно, не ограничиваясь объяснениями, полученными сотрудниками полиции, задерживающими преступников. Целесообразно при этом предложить задержанному написать объяснение собственноручно, что даст впоследствии возможность более успешно использовать данный документ в ходе допроса с целью склонения допрашиваемого к даче правдивых показаний. Однако следует помнить, что объяснение не является доказательством.

При необходимости, в целях установления в деянии признаков преступления, причастности конкретных лиц к совершенному преступлению на этапе предварительной проверки могут проводиться экспертизы по технико-криминалистическому исследованию документов, а также трасологические экспертизы. Данные экспертизы проводятся в экспертных учреждениях: в ЭКЦ при ГУ МВД по Алтайскому краю, ЭКО при отделах полиции. Результаты отражаются в заключении эксперта, которое является доказательством. Сотрудникам органов дознания (УР, БЭПиПК, УУП) можно поручить проведение следующих оперативноразыскных мероприятий: установление личности задержанных; опрос лиц, производивших задержание, а также родственников, знакомых задержанных; обследование участков местности, помещений и транспортных средств в целях обнаружения следов преступления.

Еще по теме § 5. Незаконная рубка лесных насаждений (ст. 260 УК РФ):

  1. Іванов В.М.. Історія держави і права України: Навч. посіб. - K.: МАУП,2002. - Ч. I - 264 с. - Бібліогр.: с. 257-260., 2002
  2. ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ИМУЩЕСТВА, ПРИОБРЕТЕННОГО НЕЗАКОННЫМ ПУТЕМ, - см. "Легализации денежных средств, приобретенных незаконным путем".
  3. 6.1. Нарушение п. 1 ч. 4 ст. 6 (принятие заведомо незаконного поручения)

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство -

В России спил деревьев регулируется законом. За нарушения закона предусмотрена административная и уголовная ответственность. Чтобы избежать неприятной ситуации нужно разобраться в этом вопросе.

Всегда ли имеет место незаконная вырубка деревьев?

Удаление деревьев без соответствующей разрешительной документации* не всегда влечет нарушение норм охраны природы. Дело в том, что отсутствие разрешения, выданного местными территориальными органами лесной охраны и органами самоуправления, не является само по себе нарушением.

Внимание! Объект незаконной вырубки — это категория зеленых насаждений, находящихся в государственной, муниципальной и иных формах собственности, а именно:

  • деревья, кустарники и лианы, входящие в лесной фонд;
  • деревья, кустарники и лианы, не входящие в лесной фонд (насаждения в парках, аллеях, отдельно высаженные в черте города, в полосах отвода железнодорожных магистралей и автомобильных дорог или каналов).

При этом неважно, высажены ли данные объекты искусственно или они произросли без участия человека.

К объектам незаконной вырубки не относятся деревья, кустарники и лианы, находящихся на землях сельскохозяйственного назначения, на приусадебных участках, предоставленных для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного дачного и подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, огородничества, в лесопитомниках, питомниках ягодных, декоративных и плодовых культур и т. д.

Обращение в соответствующие ведомства за разрешением на вырубку дерева, если оно произрастает на муниципальной территории, обязательно. Также необходимо заручиться поддержкой чиновников, если земельный участок территориально относится к землям с особым статусом, например, к особо охраняемой природной территории.

Проще говоря, можно вырубить сад и разбить газон, если деревья произрастают на дачном или приусадебном участке с соответствующим статусом земли. В то же время, если существуют некоторые ограничения, то вырубку любого дерева в любом состоянии необходимо обосновать. Чтобы узнать, существуют ли какие-либо ограничения во владении или пользовании земельным участком, следует заглянуть в регистрационные документы на него.

Какова ответственность за незаконную вырубку?

Как вы уже поняли, в ряде случаев удалять деревья самостоятельно либо с привлечением сторонних лиц, включая арбористов, можно только после получения официального документа. Иначе к нарушителю будут применены меры наказания, содержащиеся в Кодексе об административных правонарушениях РФ и Уголовном кодексе РФ.

Административная ответственность по ст. 8.28 КоАП РФ подразумевает наложение штрафа на граждан в размере от 3000 до 4000 рублей, на организации — от 200 000 до 300 000 рублей. Если незаконная рубка совершена с помощью специальной техники, денежное взыскание возрастает для физических лиц от 4000 до 5000 рублей, для организаций — от 300 000 до 500 000 рублей. В последнем случае высока вероятность конфискации не только незаконно полученного древесного сырья, но и специальной техники, применявшейся при совершении правонарушения.

Важно понимать, что в ряде случаев за незаконный спил деревьев и кустарников нарушитель привлекается к уголовной ответственности. Например, согласно ст. 260 УК РФ, за нанесение ущерба в значительном размере виновный обязан оплатить штраф от 500 000 рублей, но в пределах дохода за трехлетний период. В качестве альтернативного наказания возможно привлечение к принудительному труду (до 480 часов), исправительным работам (до 2 лет), а также лишение свободы (до 2 лет) со штрафом.

Еще более жесткие меры воздействия на виновных предусмотрены ч. 2 и 3 ст. 260 УК РФ, если правонарушение совершено группой лиц, с использованием служебного положения или в крупном размере. К сведению, под значительным размером понимается ущерб, эквивалентный 5000 рублей, а под крупным — 50 000 рублей.

Незнание закона не освобождает…

Привлечь к ответственности за незаконный спил деревьев может и участковый, и лесник, и сотрудник экологической полиции. К ответственности привлекаются причастные лица: заказчик и исполнитель. Именно поэтому организации, оказывающие услуги по удалению деревьев, перестраховываются, изучая разрешительные и регистрационные документы клиента.

В Москве разрешительный документ выдается Департаментом природопользования и окружающей среды. Акт носит название «порубочный билет».

На что указывает статистика

Вырубка деревьев, как осознанно незаконное действие, в трех случаях из четырех осуществляется в утреннее и дневное время. В 90% случаев следы правонарушения первыми обнаруживают лесники, в остальных случаях — рядовые граждане. Как правило, преступление носит умышленный характер, то есть заранее планируется (присматриваются деревья к спилу, подыскиваются инструменты и специальная техника для перевозки, подготавливаются места хранения древесины и т. п.).

Очевидно, что правонарушение в большинстве случаев осуществляется не одним, а несколькими людьми, так сказать, по предварительному сговору. Участников события объединяет желание быстрой наживы. Лесникам стоит быть начеку в осенне-зимний период, когда совершается до 80% правонарушений оговариваемого вида. Распространенным мотивом является банальная подготовка населения к отопительному сезону.

Незаконный спил деревьев раскрывается в 95% случаев, поскольку правонарушители выбирают лесные участки вблизи мест проживания или сбыта. Дальняя перевозка сырья нецелесообразна, поскольку древесина — ресурс распространенный.