Государственные долговые обязательства могут иметь максимальный срок. Классификация долговых обязательств рф

Государственное долговое представляют собой , подтверждающие факт заимствования правительством или иным органом государственного управления. Данные средства используются в подавляющем большинстве случаев для финансирования бюджетного дефицита. Общая сумма заимствований и составляет страны и может выражаться как в национальных денежных единицах, так и в иностранной валюте.

В законодательстве, в частности, в Бюджетном кодексе, имеется юридическое определение этого понятия как обязательства Российской Федерации перед частными или юридическими лицами, правительствами или иными органами иностранных государств, а также международными организациями или другими субъектами права. Заимствования делаются на определенный срок и подлежат погашению в установленном порядке.

Государственные долговые обязательства имеют разные формы в зависимости от способа привлечения средств. Ценные бумаги, выпущенные правительством страны, предполагают определенную доходность в соответствии с установленной процентной ставкой по ним. В каждом государстве существует система учета обязательств и порядок погашения долгов перед кредиторами.

Виды государственных долговых обязательств

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Государственный заем (заимствование) – это передача в собственность России денежных средств, которые они обязуются возвратить в той же сумме с уплатой процента (платы) на сумму займа. Государственные заимствования РФ – это займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками. Законодатель определяет государственные внешние заимствования РФ и государственные внутренние заимствования РФ.

Выпуск государственных займов осуществляется посредством эмиссии ценных бумаг соответствующего уровня. Государственные долговые обязательства, составляющие внутренний долг, должны быть выражены и оплачиваться в валюте РФ. В целях оформления государственных внутренних займов выпускаются ценные бумаги различных видов: облигации, казначейские обязательства, бескупонные облигации и другие, относящиеся к эмиссионным ценным бумагам.

Наиболее распространенным видом ценных бумаг по государственным займам являются облигации внутреннего государственного займа. Облигации внутренних займов выпускаются, как правило, на предъявителя.

Внутренние государственные займы оформляются также посредством выпуска государственных казначейских обязательств. Казначейские обязательства – это вид размещаемых на добровольной основе среди населения и юридических лиц государственных ценных бумаг, удостоверяющих внесение их держателями денежных средств в бюджет и дающих право на получение фиксированного дохода в течение всего срока владения этими ценными бумагами.

Третьей формой государственного долга являются договоры и соглашения о получении соответствующим заемщиком бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ. Способами обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе в виде акций, иных ценных бумаг, паев, в размере не менее 100 % предоставляемого кредита.

Самостоятельной формой государственного долга являются также договоры опредоставлении РФ муниципальных гарантий . Государственной гарантией признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого соответственно РФ, как гарант, дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично. Гарантии предоставляются, как правило, на конкурсной основе.

Пятой формой государственных федеральных долговых обязательств являютсясоглашения и договоры , в том числе международные, заключенные от имени России, опролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.Реструктуризация долга – это основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.

Долговые обязательства государства могут различаться не только по форме, но и по продолжительности. Различают: краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет) и долгосрочные (от 5 до 30 лет) обязательства. Сроки погашения долга определяются конкретными условиями внутреннего государственного займа. В любом случае срок погашения государственных долговых обязательств не может превышать 30 лет, а муниципальных – 10 лет.

Долговые обязательства различаются по срокам на: краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет) и долгосрочные (от 5 до 30 лет).

Основные государственные долговые обязательства, обеспеченные Правительством РФ, включают:

· государственные краткосрочные облигации ГКО;

· государственные долгосрочные облигации;

· облигации государственного сберегательного займа;

· облигации внутреннего государственного валютного займа;

· казначейские векселя и обязательства: золотые сертификаты Министерства финансов РФ. Федеральным законом «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации» обесцененные после 1991 года вклады граждан признаны внутренним долгом государства.

Структура и динамика государственного внутреннего долга по состоянию на 1 мая 2007 года (в части государственных ценных бумаг, номинированных в валюте Российской Федерации):

По данным Министерства финансов РФ долг составлял:

Для снижения долгового бремени может применяться реструктуризация долга . Под ней понимается погашение прежних долговых обязательств с одновременным осуществлением новых заимствований в объемах погашаемых долговых обязательств и с установлением новых условий обслуживания долга.

Также используются следующие инструменты управления государственным долгом:

§ консолидация - объединение нескольких займов в один более долгосрочный с изменением ставки процента;

§ конверсия государственного займа - изменение первоначальных условий займа, касающихся доходности. Чаще всего в ходе конверсии правительство снижает ставку процента;

§ конверсия внешнего долга - средство сокращения внешнего долга путем выполнения долговых обязательств перед кредиторами передачей им векселей и акций в национальной валюте;

§ новация - замена первоначального обязательства между сторонами другим обязательством между этими же сторонами, предусматривающим другой способ исполнения.

Облигации

Облигация имеет юридическое и экономическое определение. Юридическое определение: облигация – эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее держателя на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости или иного имущественного эквивалента. Экономическое определение облигации – ценная бумага, удостоверяющая отношения займа между ее владельцем и лицом, выпустившим ее.

Облигация имеет целый ряд особенностей по сравнению с другими ценными бумагами, а именно:

  • – удостоверяет отношения займа;
  • – имеет конечный срок погашения;
  • – не дает права на управление предприятием-эмитентом;
  • – при выплате доходов владельцам ценных бумаг в первую очередь выплачиваются проценты по облигациям, затем – дивиденды по привилегированным акциям, потом – дивиденды по обыкновенным акциям.

Обязательные реквизиты облигации:

  • – наименование и адрес эмитента;
  • – наименование ценной бумаги;
  • порядковый номер;
  • – дата выпуска;
  • – вид облигации;
  • – общая сумма выпуска;
  • – процентная ставка;
  • – условия и порядок погашения;
  • – номинальная стоимость;
  • – имя держателя (если облигация именная).

Различают следующие виды облигаций:

  • – по форме существования – наличные и безналичные;
  • – по способу передачи при осуществлении сделок – именные и предъявительские;
  • – по форме выплаты дохода – купонные или бескупонные. Купон – это промежуточный процент по облигациям. Задается в процентах от ее номинальной стоимости. Бескупонные облигации размещаются с дисконтом. Промежуточных выплат по ним нет, погашение производится по номинальной стоимости;
  • – по видам эмитентов – государственные, муниципальные, корпоративные;
  • – по срокам погашения – краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет);
  • – по видам погашения – облигации с погашением в денежной форме, товарами, ценными бумагами;
  • – по характеру обращения – рыночные и нерыночные; свободно обращающиеся и с ограниченным кругом обращения;
  • – по режиму обращения – конвертируемые и неконвертируемые;
  • – по степени риска – рисковые и безрисковые.

Облигация имеет номинальную и рыночную стоимость. Номинальная стоимость облигации обозначена на самой облигации. Облигации могут погашаться только по номинальной стоимости.

Рыночная стоимость облигации равна

где Н – номинальная стоимость облигации; К0 – курс облигации в процентах.

Курс облигации рассчитывается по формуле

Владельцы облигаций получают следующие виды дохода:

  • – купонный доход (периодически выплачиваемые проценты);
  • – дисконтный доход – разница между номинальной стоимостью облигации и ценой ее покупки;
  • – доход от реинвестиции полученных процентов.

За годы рыночных преобразований компании практически не выпускали облигаций, так как по законодательству купонный доход они должны были выплачивать за счет чистой прибыли. С середины 1999 г. было разрешено включать выплаты по купонам в состав внереализационных расходов, что привело к массовому выпуску корпоративных облигаций. Для компаний выпуск облигаций выгоднее банковских кредитов, так как позволяет привлекать финансовые средства на длительный срок по вполне приемлемой цене, не требует обеспечения, залога и гарантий.

Государственные долговые обязательства

Государственные ценные бумаги – это форма существования государственного внутреннего и внешнего долга. Эмитентами выступают федеральный орган исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, исполнительные органы местного самоуправления; инвесторами – юридические и физические лица, резиденты и нерезиденты. Целью выпуска государственных ценных бумаг является покрытие дефицита государственного бюджета, регулирование денежного обращения страны, финансирование государственных целевых программ (примером может служить ОФЗ с постоянным купоном, которые были выпущены с целью покрытия расходов по компенсации сбережений граждан в Сбербанке России), реструктуризация внутреннего и внешнего долга РФ. Эмиссия государственных ценных бумаг осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 136-Φ3 "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг".

Каждому выпуску государственных ценных бумаг присваивается регистрационный код. В соответствии с приказом Минфина России от 15 ноября 2004 г. № 104н "О присвоении государственных регистрационных номеров государственным долговым обязательствам Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации" код состоит из 9 разрядов:

х1х2х3х4х5х6х7х8х9,

где х1х2 – тип ценной бумаги; хЗх4х5 – порядковый номер выпуска данного типа цепных бумаг; х6х7х8 – RMF – эмитент; х9 – 5 – государственные долговые обязательства РФ.

Коды типов ценной бумаги:

  • 01 – вексель Минфина России;
  • 06 – государственный республиканский внутренний заем РСФСР 1991 г.;
  • 07 – государственный внутренний выигрышный заем 1992 г.;
  • 12 – государственные жилищные сертификаты;
  • 13 – внутренний государственный валютный облигационный заем – ОВГВЗ;
  • 21 – 3-месячные ГКО;
  • 22 – 6-месячные ГКО;
  • 23 – 12-месячные ГКО;
  • 24 – ОФЗ с переменным купоном – ОФЗ-ПК;
  • 25 – ОФЗ с постоянным купоном – ОФЗ-ПД;
  • 30 – облигации государственного сберегательного займа – ОГСЗ;
  • 35 – облигации золотого федерального займа – ОФЗ- 9999;
  • 40 – облигации государственного нерыночного займа – ОГНЗ.

Государственные ценные бумаги различают:

  • – по характеру обращения – рыночные и нерыночные, примером последних могут служить ОГНЗ;
  • – по срокам погашения – краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные;
  • – по видам эмитентов – ценные бумаги Правительства РФ, государственных учреждений; ценные бумаги, которым придан статус государственных (например, облигации РАО ВСМ);
  • – по видам доходов – процентные, дисконтные, индексируемые (номинальная стоимость возрастает соответственно темпам инфляции), выигрышные, комбинированные;
  • – по формам существования – бумажные и безбумажные (преобладают безбумажные);
  • – по видам инвесторов – государственные ценные бумаги для российских инвесторов, еврооблигации.

Рассмотрим основные виды государственных ценных бумаг.

Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО) выпускались согласно постановлению Правительства РФ от 8 февраля 1993 г. № 107 "О выпуске государственных краткосрочных бескупонных облигаций". Номинальная стоимость – 1000 руб., срок обращения – 3, 6 и 12 мес. Облигации считались именными. Учет – по счетам ДЕПО. Форма выпуска – безбумажная.

Основные участники рынка ГКО – эмитент, инвестор, дилер.

Эмитент – Минфин России. Инвесторы – юридические и физические лица, резиденты и нерезиденты, купившие ГКО на нравах собственности. Официальный дилер – инвестиционный институт, заключивший с Банком России договор на обслуживание ГКО. Он может выступать от своего имени и за свой счет или за счет клиента, т.е. выполнять функции финансового брокера. Рынок ГКО обслуживали более 200 официальных дилеров. В 1996 г. из общего числа дилеров выделены первичные дилеры. Первичные дилеры имели право выставления котировок в торговой системе, возможность использования лимита открытой валютной позиции, возможность заключать сделки РЕПО. Сделка РЕПО – это единый договор купли-продажи, состоящий из двух частей: кассовой сделки на продажу и срочной – на покупку ценных бумаг.

Инфраструктура рынка ГКО включала в себя:

  • – депозитарий ГКО. Каждый из официальных дилеров открывал в депозитарии два счета ДЕПО: счет "А" – для облигаций, принадлежащих самому дилеру; счет "Б" – для облигаций клиентов;
  • – компьютерную торговую систему, которая осуществляла техническое обеспечение и регистрацию купли- продажи ГКО;
  • – расчетную систему – она осуществляла расчетные операции но купле-продаже ГКО.

Различают два вида рынков ГКО – первичный и вторичный.

Первичный рынок аукцион. В день проведения аукциона в 10 часов утра в систему вводились данные. Если деньги под заявку были на счете расчетной системы, то заявка допускалась к торгам. Дилеры подавали заявки двух видов – конкурентные (по цене покупателя) и неконкурентные (по средневзвешенной цене аукциона). Заявки сводились в один реестр по мере уменьшения цен, на основе реестра и объемов выпуска ГКО определялась цена отсечения. Конкурентные заявки с ценами выше цены отсечения удовлетворялись по указанным в них ценам. Неконкурентные заявки удовлетворялись по средневзвешенной цене аукциона. Очередной выпуск считался размещенным, если на торгах было продано не менее 20% общего номинального объема данного выпуска.

Вторичный рынок фондовая биржа. Во время торгов дилер вводил свою заявку в свой компьютер на покупку или продажу ГКО. В случае покупки торговая система проверяла, есть ли неудовлетворенные заявки в очереди на продажу с ценой, равной или меньшей, чем у поступившей заявки. Если таковые находились, то фиксировались сделки по цене заявок из очереди на продажу до тех пор, пока есть такие заявки или пока поступившая заявка не удовлетворена полностью. Неудовлетворенные заявки ставились в очередь на покупку, т.е. каждый акт купли- продажи имел свою цену. Поэтому в официальных сообщениях об итогах торгов сообщались минимальная и максимальная цена, цена последней сделки.

Покупка и продажа происходили по ценам с дисконтом от номинальной стоимости. Цепа облигации выражалась процентах – два знака до запятой и два после (88,88%). Комиссионные за проведение операций с ГКО составляли 0,2% при продаже и 0,1% – при покупке. После окончания торгов производились взаиморасчеты.

В июле 1998 г. в связи с тем, что расходы по обслуживанию рынка ГКО превзошли доходы от их эмиссии, выпуск ГКО, ОФЗ-ПК и ОФЗ-ПД был прекращен. Выпуск ГКО возобновлен в декабре 1999 г. для нерезидентов, в феврале 2000 г. – для резидентов.

В связи с финансовым кризисом изменен порядок погашения ГКО и ОФЗ со сроками погашения до 31 декабря 1999 г. и выпущенных в обращение до 17 августа 1998 г. Погашение этих ценных бумаг осуществлялось в установленные сроки путем зачисления денежных средств на специальные транзитные счета владельцев ценных бумаг. Денежные средства с этих счетов могли быть реинвестированы по усмотрению владельца на приобретение в равных долях новых выпусков государственных ценных бумаг в валюте РФ:

  • – со сроком погашения 3 года и купонным доходом 30% годовых;
  • – со сроком погашения 4 года и купонным доходом в первый, второй и третий год – 30%, четвертый – 25% годовых;
  • – со сроком погашения 5 лет и купонным доходом в первый, второй и третий год – 30%, четвертый – 25% и пятый – 20% годовых;
  • депозитных сертификатов Сбербанка России.

В случае согласия владельцев ценных бумаг на такое реинвестирование они могли получить в момент погашения денежные средства в размере 5% номинальной стоимости погашаемых ценных бумаг. При досрочном погашении облигаций на 20% от их номинальной стоимости владелец вправе был приобрести облигации РФ в долл. США с купоном 5% годовых и сроком погашения в 2006 г.

Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2000 г. № 790 утверждены новые "Генеральные условия эмиссии и обращения государственных краткосрочных бескупонных облигаций". По этим условиям ГКО стали выпускаться в документарной форме с обязательным централизованным хранением в депозитариях (причем владельцы ГКО не имеют права требовать их выдачи на руки). Генеральным агентом по обслуживанию выпусков ГКО является Банк России. Через этот банк осуществляются расчеты по сделкам с ГКО.

Облигации государственного внутреннего валютного займа (ОГВВЗ). Эти бумаги выпускаются в соответствии с указами Президента РФ от 7 декабря 1992 г. № 1565 и от 31 января 1996 г. № 126, постановлениями Совета Министров РФ от 15 марта 1993 г. № 222 и Правительства РФ от 4 марта 1996 г. № 229.

Эмитент – Минфин России. Инвесторы – юридические лица, резиденты и нерезиденты. Номинал облигаций – 1000, 10 000 и 100 000 долл. Облигации предъявительские. Форма выпуска бумажная. Доход – купонный, выплачивается один раз в год в размере 3% годовых. Облигации относятся к валютным ценностям РФ. Погашаются сериями в следующие сроки: I серия – 14 мая 1994 г.; II серия – 14 мая 1996 г.; III серия – 14 мая 1999 г.; IV серия – 14 мая 2003 г.; V серия – 14 мая 2006 г.; VI серия – 14 мая 2008 г.; VII серия – 14 мая 2011 г.

Имеются биржевой и внебиржевой рынки этих облигаций. Биржевой рынок – ММВБ.

Облигации федерального займа с переменным купоном (ОФЗ-ПК). Эти бумаги выпускались по постановлению Правительства РФ от 15 мая 1995 г. № 458 "О Генеральных условиях эмиссии и обращения облигаций федеральных займов". Цель их выпуска – изменение структуры государственного внутреннего долга за счет перехода от краткосрочных к среднесрочным облигациям.

Эмитент – Минфин России. Инвесторы – юридические и физические лица, резиденты и нерезиденты. Облигации выпускались на два года, погашались по номинальной стоимости – 1000 руб. Облигации именные.

Купонный доход выплачивался один раз в полгода в процентах к номинальной стоимости. Размер процента определялся по доходности ГКО. Генеральный агент по обслуживанию выпусков ОФЗ – Банк России. Выпуск облигаций прекращен в июле 1998 г., возобновлен в 1999 г.

Облигации федеральною займа с постоянным купоном (ОФЗ-ПД). Выпускались в соответствии с приказом Минфина России от 28 июня 1996 г. № 331 и постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 г. № 458. Эмитент – Минфин России. Срок – 3 года. Номинал – 1000 руб. Облигации именные. Купонный доход – 20% в год. Генеральный агент – Банк России.

Цель выпуска облигаций – покрытие расходов по компенсации сбережений граждан в Сбербанке России. Это нерыночные ценные бумаги, они обращались только на первичном рынке.

Облигации государственного сберегательного займа РФ (ОГСЗ). Эти бумаги выпускаются в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10 августа 1995 г. № 812 "О Генеральных условиях выпуска и обращения облигаций государственного сберегательного займа РФ". Облигации выпускаются сериями. Эмитент – Минфин России. Форма выпуска документарная. Облигации предъявительские. Срок погашения – от 1 года до 5 лет. Погашение производится по номинальной стоимости. Инвесторы – юридические и физические лица, резиденты и нерезиденты. Купонный доход исчисляется в процентах к номинальной стоимости и по размеру равен доходности ГКО и ОФЗ. Номинал облигаций – 500 руб. Особенностью ОГСЗ является индексация по темпу инфляции.

Облигации государственного республиканского Внутреннею займа РСФСР 1991 г. Выпускаются по постановлению Верховного Совета РСФСР от 30 сентября 1991 г. № 1697-1. Срок – 30 лет (до 2021 г.). Номинал – 100 руб. Эмитент – Минфин России. Инвесторы – российские юридические лица. Доход выплачивается по плавающей процентной ставке один раз в год в безналичном порядке. Погашение началось с 2006 г. ежегодными тиражами погашения. Облигации, не вошедшие в тиражи погашения, выкупаются по 31 декабря 2021 г. При погашении выплачивается номинальная стоимость плюс доход того периода, в котором облигация подлежит выкупу. Под залог облигаций этого займа даются ссуды.

Облигации российского внутреннего выигрышного займа 1992 г. Это 15-процентный заем. Номинал облигаций – 500 и 1000 руб. Срок – 10 лет. Облигации предъявительские. Намечено провести 10 тиражей выигрышей, за 10 лет должны выиграть 32% облигаций. Облигации обмениваются на деноминированные облигации образца 1998 г. Что же касается облигаций Государственного внутреннего выигрышного займа 1982 г., то в соответствии с Федеральным законом от 12 июля 1999 г. № 162-ФЗ "О порядке перевода государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации" они переводятся в целевые долговые обязательства Российской Федерации, единицей номинала которых является долговой рубль (дор). Перевод осуществляется путем нанесения непосредственно на восстанавливаемые ценные бумаги специальных отметок, удостоверяющих факт их перевода. Датой перевода считается 1 января 1996 г. независимо от фактической даты перевода. Величина номинала целевой облигации считается равной произведению коэффициента 1,4 на величину номинала переводимой в нес облигации 1982 г. С 1 января 1996 г. на целевые облигации Российской Федерации начисляются доходы в долговых рублях, которые не могут быть меньше 9% в год от номиналов целевых облигаций. Целевые долговые обязательства являются ценными бумагами на предъявителя.

Облигации золотого федерального займа ОФЗ-9999. Первый выпуск этих бумаг состоялся в 1993 г. и был погашен, второй выпуск – в соответствии с Указом Президента РФ от 5 сентября 1995 г. № 899 и постановлениями Правительства РФ от 15 мая 1995 г. № 458 и от 5 ноября 1995 г. № 1091. Эмитент – Минфин России. Инвесторы – юридические и физические лица, резиденты и нерезиденты. Срок обращения – 3 года. Номинал – 100 г золота. Доход, равный ставке ЛИБОР плюс 1%, выплачивался один раз в год (около 7% в год). Погашение производилось в безналичной форме в рублях или золотом 99,99% чистоты. Для физических лиц погашение производилось только в рублях.

По постановлению Правительства РФ от 27 июля 1998 г. № 861 должны были выпускаться золотые сертификаты номиналом 1 кг химически чистого золота. Это именные беспроцентные облигации, погашаемые золотом, эмиссия которых осуществляется отдельными выпусками. На каждый выпуск Минфин России оформляет глобальный сертификат. Золотые сертификаты выпускаются в документарной форме с обязательным централизованным хранением. Владельцами могут быть юридические и физические лица, резиденты.

Облигации государственных нерыночных займов (ОГНЗ). Выпускаются по постановлениям Правительства РФ от 21 марта 1996 г. № 316 и от 29 октября 1996 г. № 506. Эмитент – Минфин России. Инвесторы – юридические лица, резиденты и нерезиденты, пенсионные и страховые компании, Сбербанк России, фонды занятости и другие внебюджетные фонды. Номинал – 1 млн руб. Форма выпуска бездокументарная. Доход – 10% годовых. Погашение производится в денежной форме по номиналу или имущественным эквивалентом номинала. Доход выплачивается одновременно с погашением ОГНЗ. Облигации обращаются только на первичном рынке. Выпускаются на срок от одного до десяти лег. 21 сентября 2004 г. приказом Минфина России № 86п утверждены новые "Условия эмиссии и обращения государственных нерыночных облигаций". По этим условиям облигации являются именными ценными бумагами, дают право владельцам при погашении на получение номинальной стоимости облигаций и процентного дохода. Облигации выпускаются в документарной форме и могут быть краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными. Владельцами могут быть юридические лица, резиденты и нерезиденты. Размещаются облигации по закрытой подписке путем заключения договора купли- продажи между эмитентом и инвестором, без участия организатора торговли. Доход выплачивается не реже одного раза в год. Процентная ставка купонного дохода может быть фиксированной, переменной или постоянной. Переменная процентная ставка определяется, исходя из темпов инфляции. Облигации могут быть выкуплены эмитентом до окончания срока погашения. Погашение, выкуп и выплата процентного дохода осуществляется за счет средств федерального бюджета. Залог облигаций не допускается. Облигации не обращаются на вторичном рынке.

Государственные жилищные сертификаты. Выпускаются в соответствии с Указом Президента РФ от 10 июня 1994 г. № 1182 с целью привлечения инвестиций на жилищное строительство. Жилищный сертификат – это особый вид облигации с индексированной номинальной стоимостью. Его владелец имеет право на получение квартиры или индексированной номинальной стоимости. Эмитенты – юридические лица, резиденты (застройщики и муниципалитеты). Номинал – не менее 0,1 м2 жилплощади в денежном эквиваленте. Это именные ценные бумаги. Обязательные реквизиты: наименование "жилищный сертификат"; дата и государственный номер регистрации; срок действия, дата приобретения первым собственником; размер площади, соответствующий одному сертификату; объем эмиссии; цена приобретения сертификата первым владельцем; схема индексации номинальной стоимости, предварительные условия договора купли-продажи квартиры; порядок окончательного согласования договора купли-продажи квартиры; полное наименование эмитента; подпись и печать; полное наименование собственника жилищного сертификата; полное наименование банка, контролирующего целевое использование привлеченных средств; условия, дающие право заключать договор купли-продажи квартиры.

Векселя Минфина России. Эти бумаги были выпущены для оформления долгов Минфина России ряду региональных банков. Для примера рассмотрим векселя, выпущенные 17 августа 1995 г. Коммерческие банки в 1992–1994 гг. осуществляли кредитование агропромышленного комплекса (АПК), потребкооперации и организаций по завозу товаров в районы Крайнего Севера. Министерство финансов выпустило векселя и передало их коммерческим банкам. Объем выпуска векселей – разница между задолженностью и процентами по ней на 1 апреля 1995 г. АПК, потребкооперации и размером этой задолженности коммерческих банков Банку России. Срок обращения – 10 лет, начиная с 1 сентября 1995 г. Погашение – с 31 августа 1998 г. по 31 августа 2005 г. Доход – 10% годовых. Номинал – 10 млн руб. задолженности на 1 апреля 1995 г. плюс сумма процентов.

Минфин России выдавал коммерческим банкам векселя со сроком погашения 31 августа каждого года в течение 8 лет, начиная с 1998 г. равными долями с уплатой 10% годовых. При наступлении срока погашения – 31 августа соответствующего года – Министерство финансов перечисляет на счет предъявителей векселей средства в размере номинала векселя. Векселя выдаются в документарной форме на бланке простого векселя.

Облигации РАО "Высокоскоростные магистрали" имеют статус государственных ценных бумаг. Первый выпуск состоялся 29 апреля 1996 г. Срок обращения – 365 дней. Номинал – 100 000 руб. Доход – купонный, выплачивался один раз в квартал, рассчитывался аналогично доходу по ОФЗ-ПК. Первичный рынок – аукцион. Цена устанавливалась в процентах к номиналу. С ноября 2001 г. началось погашение этих облигаций.

Еврооблигации . Это новая форма государственных займов. Это облигации, выпускаемые вне страны происхождения валюты для размещения среди зарубежных инвесторов и не подпадающие под юрисдикцию ни одной из стран. С 27 ноября 1996 г. на еврорынках 15 стран началось размещение еврооблигаций займа Правительства РФ. В синдикат по первичному размещению еврооблигаций вошли Альфа-банк, Уникомбанк, ряд иностранных банков. Основные параметры первых выпусков российских еврооблигаций приведены в табл. 3.2.

Таблица 3.2

Параметры выпусков российских еврооблигаций

За первое полугодие 1998 г. РФ разместила еврооблигаций на сумму 4,85 млрд долл: в апреле были размещены 5-летние облигации в итальянских лирах на 420 млн долл., в июне – 5-летние облигации на 1,25 млрд долларов, 30-летние облигации на 2,5 млрд долл. В 1998 г. намечалось довести внешние заимствования через облигации до 14 млрд долл., однако осуществлению этих планов помешал финансовый кризис.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 23 января 1997 г. № 71 "О привлечении финансовых ресурсов с международных рынков капитала в 1997 году" и Указом Президента РФ от 8 апреля 1997 г. "О выпуске внешних облигационных займов органов исполнительной власти г. Москвы, Санкт-Петербурга и Нижегородской области" еврооблигации начали выпускаться субъектами РФ. Выпуск осуществлялся с разрешения Банка России и ГТК (Государственного таможенного комитета) РФ по решению законодательного органа субъекта РФ, регистрировался в Минфине России, обеспечивался залогом или банковской гарантией. Эмитент должен был получить международный кредитный рейтинг не менее чем от двух ведущих международных рейтинговых агентств. Общий объем всех заимствований не должен превышать 30% собственных доходов бюджета этого субъекта, а расходы на погашение и обслуживание долга – 15% этих доходов. Москва получила разрешение на размещение еврооблигаций на сумму 400 млн, Санкт-Петербург – на 300 млн, Нижний Новгород – на 100 млн долл.

Положение рынка валютных государственных ценных бумаг в 1999–2000 гг. было тяжелым вследствие падения кредитного рейтинга России. Котировки находились на низком уровне. В 2001 г. кредитный рейтинг России повысился. В том же году цены еврооблигаций достигли максимального уровня, доходность составляла от 6 до 13% годовых.

В апреле 2010 г. впервые за последние 12 лет (с 1998 г.) Россия выпустила еврооблигации для размещения на мировых финансовых рынках на общую сумму 5,5 млрд долл. двумя траншами: 2 млрд долл. – на 5 лет и 3,5 млрд долл. – на 10 лет. Доходность 5-летних бумаг зафиксирована на уровне 3,8% годовых, а 10-летних – 5,1% годовых. Спрос на эти облигации западных инвесторов превысил их предложение в 5 раз.

Облигации внешних облигационных займов (ОВОЗ) начали выпускаться по постановлению Правительства РФ от 23 июня 2000 г. № 478 и приказу Минфина России от 18 июля 2000 г. № 71н. Целью их выпуска является реструктуризация задолженности перед Лондонским клубом кредиторов. Это государственные именные ценные бумаги, составленные в документарной форме. Их владельцы имеют право на получение номинальной стоимости этой облигации (1 долл.) и купонного дохода в виде процента на остающуюся непогашенной стоимость облигации. Объем эмиссии – 30 млрд долл. Эмиссия состоит из двух выпусков облигаций:

  • – с датой погашения 31 марта 2010 г.;
  • – с датой погашения 31 марта 2030 г.

По облигациям с датой погашения в 2010 г. на дату выпуска выплачивалось 9,5% номинальной стоимости основного долга. Оставшаяся сумма долга погашалась равными полугодовыми платежами, начиная с 31 марта 2005 г. Купонный доход выплачивался два раза в год. По облигациям с датой погашения в 2030 г. погашение основной суммы долга осуществляется 47 полугодовыми платежами, начиная с марта 2007 г. Купонный доход выплачивается два раза в год.

Государственным долгом являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами и международными организациями.

  • Внешний долг — это обязательства перед нерезидентами в иностранной валюте.
  • Внутренний долг — обязательства перед резидентами в рублях.

Государственный долг обеспечивается в федеральной собственности.

Долговые обязательства Российской Федерации существуют в форме:

  • кредитных соглашений, подписанных от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
  • государственных ценных бумаг;
  • договоров о предоставлении государственных гарантий;
  • переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг.

Государственный долг может быть краткосрочным (до одного года), среднесрочным (от одного года до пяти лет) и долгосрочным (от пяти до тридцати лет).

Государственный долг погашается в сроки, установленные условиями займов, но эти займы не могут превышать 30 лет.

Управление государственным долгом осуществляется правительством РФ .

Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, если они не были гарантированы федеральным правительством.

Максимальные объемы государственного внутреннего и внешнего долга определяются законом о федеральном бюджете на очередной год. В соответствии со статьей 106 Бюджетного кодекса РФ предельный объем государственных внешних заимствований не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга.

Законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год утверждается Программа государственных внешних заимствований. Эта программа представляет собой перечень внешних заимствований федерального бюджета на очередной финансовый год с указанием цели, источников, сроков возврата и общего объема заимствований. В ней оговариваются все займы и государственные гарантии, величина которых превышает сумму, эквивалентную 10 млн. долл.

Решение об эмиссии государственных ценных бумаг принимается соответственно правительством в соответствии с предельными объемами дефицита бюджета и государственного долга, установленными в соответствии с законом о бюджете, а также с Программой внутренних заимствований.

В решении об эмиссии государственных ценных бумаг отражаются сведения об эмитенте ценных бумаг, объем и условия эмиссии.

Государственной гарантией является способ обеспечения правовых обязательств, в силу которого Российская Федерация как гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, получившим гарантию, его обязательств перед третьими лицами.

Законом о федеральном бюджете на очередной год определяется максимальный размер суммы государственных гарантий. Общая сумма государственных гарантий, выраженных в рублях, включается в состав государственного внутреннего долга.

Общая сумма государственных гарантий, выраженных в иностранной валюте, включается в состав государственного внешнего долга.

В соответствии со статьей 118 Бюджетного кодекса РФ бюджетные учреждения не имеют права брать кредиты у кредитных организаций. Но они обладают правом получать ссуды из бюджетов и государственных внебюджетных фондов. Реестр задолженности государственных унитарных предприятий ведется Казначейством.

Государственные книги внутреннего и внешнего долга Российской Федерации ведутся Министерством финансов РФ.

В Государственную долговую книгу вносятся сведения об объеме долговых обязательств Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований по эмитированным ценным бумагам.

Информация о заимствованиях вносится эмитентом в Государственную долговую книгу Российской Федерации в срок, не превышающий три дня с момента возникновения соответствующего обязательства.

Для снижения долгового бремени может применяться реструктуризация долга . Под ней понимается погашение прежних долговых обязательств с одновременным осуществлением новых заимствований в объемах погашаемых долговых обязательств и с установлением новых условий обслуживания долга.

Также используются следующие инструменты управления государственным долгом:

  • консолидация — объединение нескольких займов в один более долгосрочный с изменением ставки процента;
  • конверсия государственного займа — изменение первоначальных условий займа, касающихся доходности. Чаще всего в ходе конверсии правительство снижает ставку процента;
  • конверсия внешнего долга — средство сокращения внешнего долга путем выполнения долговых обязательств перед кредиторами передачей им векселей и акций в национальной валюте;
  • новация — замена первоначального обязательства между сторонами другим обязательством между этими же сторонами, предусматривающим другой способ исполнения.

В 1985 г. внешний долг СССР составлял 22,5 млрд. долл., в 1991 г. — 65,0 млрд. долл. Внешний долг России, включая долг СССР, составил на 1 января 2003 г. 124,5 млрд. долл. Для его полного погашения в течение 30 лет вместе с процентными платежами предстоит выплатить не менее 300 млрд. долл.

Таблица 6 Динамика государственного внешнего долга Российской Федерации (млрд. долл. США)

Наименование

Внешний долг РФ, включая обязательства СССР В том числе:

по кредитам правительств иностранных государств

по кредитам иностранных банков и фирм

по кредитам международных финансовых организаций

государственные ценные бумаги РФ в иностранной валюте

по кредитам Центрального банка РФ

гарантии и резервы на изменение процентных ставок и валютных курсов

В целях обеспечения своих внешнеполитических и внешнеэкономических интересов Россия предоставляет кредиты иностранным государствам. Программа предоставления таких кредитов утверждается законом о федеральном бюджете на очередной год. Эта программа состоит из перечня кредитов с указанием целей их предоставления, получателей и суммы. Договоры о реструктуризации задолженности или списании задолженности иностранных государств перед Российской Федерацией должны быть ратифицированы Государственной думой.

Понятие и структура внешнего финансирования и внешнего долга

Внешнее финансирование государства — следствие объективной необходимости привлечения дополнительных источников для финансирования госрасходов и дефицита госбюджета при исчерпании всех возможных источников мобилизации денежных ресурсов внутри страны.

Внешнее финансирование привлекается государством для финансирования своих расходов и дефицита госбюджета при невозможности мобилизовать эти средства внутри страны. Другими словами, международное финансирование используется тогда, когда государственные финансы имеют высокую дефицитность и потребности в финансировании расходов. Внешнее финансирование привлекается по двум направлениям: государственному и частному (по источникам) (рис. 50).

Рис. 50. Структура внешнего финансирования по источникам

Внешнее финансирование различается также по формам . Оно осуществляется как в форме безвозмездного финансирования , так и в форме возвратного кредитования (рис. 51).

Рис. 51. Структура внешнего финансирования и кредитования по формам

Международное финансирование структурируется и по срокам (в части кредитования) на кратко- (до 1 года), средне- (от 1 до 7 лет) и долгосрочное.

Управление государственным долгом

Система создает систему государственных долгов : внутренних и внешних

Система обслуживания долгов требует создания системы управления долгами.

Система госдолгов требует создания системы управления долгами. Обслуживание госдолгов, внутренних и внешних, включает в себя поэтапно: погашение процентов; погашение капитальной суммы долга и его рефинансирование в случае необходимости.

Если условный долг государства 100тыс.ед. и представлен он из 20% годовых (обычный процент на международном рынке ссудных капиталов для государств — сомнительных заемщиков) на 4 года с однолетним льготным периодом (период, когда гасятся только проценты), а сумма долга не гасится, то к реальной сумме долга (100 тыс. ед.) нужно добавить 80 тыс. ед. процентов (80% годовых умноженные на 4 года). Тогда график обслуживания такого долга будет выглядеть следующим образом (рис. 52): 180тыс. ед. за 4 года.

Рис. 52. График обслуживания госдолга (со сроком 4 года из 20% годовых)

Таким образом, самая простая схема обслуживания госдолга иллюстрирует достаточную сложность управления им. В связи с высокой стоимостью госдолгов в систему управления ими включены и переговоры по изменению условий долгов, и сам механизм рефинансирования долга, и мониторинг показателей объема и уровня долга, и сопоставление их с другими показателями госфинансов (ВВП, госбюджета и т. п.).

Рефинансирование долгов — это целый механизм (другое название — реструктуризация) (рис. 53).

Управление государственным долгом — одно из основных направлений государственной финансовой политики.

Рефинансирование долгов — это система мер по изменению условий кредитов: сроков, объемов, стоимости (процентов).

Рис. 53. Методы рефинансирования государственного долга

Аннуляция подразумевает полную отмену долга (применяется лишь в случае полного банкротства государства как должника).

Пролонгация — это удлинение сроков долга и погашения процентов.

Секьюритизация — это перепродажа облигаций госзаймов на открытом рынке (фондовой бирже).

Капитализация — это реструктурирование гособлигаций в частные акции через их перепродажу на бирже.

Государственный долг и методы управления государственным долгом

Государственный внутренний долг РФ состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности. Государственный внутренний долг РФ обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.

Долговые обязательства РФ могут быть в форме:

  • кредитов, полученных Правительством РФ;
  • государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства РФ;
  • других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ.

Порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ определяются Правительством РФ. Эта деятельность называется: управление государственным долгом.

Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Центральным банком РФ и его учреждениями, если иное не установлено Правительством РФ, и осуществляется с помощью операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.

Контроль за состоянием государственного долга производится представительными и исполнительными органами государственной власти.

Под управлением государственным внутренним долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, а также порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ.

К основным методам управления государственным долгом следует отнести:

  • Рефинансирование — погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.
  • Конверсия — изменение размера доходности займа, например, снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам.
  • Консолидация — увеличение срока действия уже выпущенных займов.
  • Унификация — объединение нескольких займов в один.
  • Отсрочка погашения займа проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов не эффективно для государства.
  • Аннулирование долга — отказ государства от долговых обязательств.
  • Реструктуризация долга — погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения. В Бюджетном кодексе РФ отмечается, что реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.