Покупка земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения. Особенности продажи земли сельскохозяйственного назначения и их основные цели

Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, которые располагаются за пределами населенных пунктов, а также предназначенные и предоставляемые для сельскохозяйственных нужд (ч.1 ст.77 ЗК РФ).

Преимущественное право покупки

Субъект РФ или муниципальное образование имеет преимущественное право купить продаваемый сельскохозяйственный участок земли. Сумма, оплачиваемая таким покупателем соответствует цене, указанной продавцом. Преимущественное право не действует в случаях, когда земля продается посредством публичных торгов, а также в случае изъятия земли сельхозназначения для муниципальных или государственных нужд.

Перед тем, как осуществить продажу земельного участка, продавец обязан направить письменное извещение в высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ или в орган местного самоуправления о своем намерении. Документ должен содержать такие сведения об участке:

  • цена;
  • размер;
  • местоположение;
  • срок, в который должен быть произведен расчет за покупку.

Срок для осуществления выплат за купленный участок не может быть больше чем 90 дней. Извещение должно быть:

  • либо направлено заказным письмом с уведомлением о том, что оно было доставлено;
  • либо вручено лично под расписку о том, что уведомление вручено.

Получатель, получив извещение, должен в течение 30 дней поставить продавца в известность о желании купить сельскохозяйственный земельный участок. Если он этого не сделает, либо откажется от покупки, то продавец может продать землю третьему лицу. Обязательно, чтобы цена продажи в таком случае была не ниже той, которая была заявлена в извещении. Образец уведомления можно посмотреть на сайте местной администрации.

Если продажа планируется по более низкой цене или с существенным изменением условий договора, то продавец обязан направить новое извещение в порядке, описанном выше. Если земельный участок сельхозназначения был продан с нарушением преимущественного права, то такая сделка ничтожна (ст.8 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения").

У кого нет права приобретения земель сельскохозяйственного назначения

Согласно ст.3 N 101-ФЗ, не имеют право обладать землей сельхозназначения на правах собственности следующие лица:

  • иностранные юридические лица;
  • лица без гражданства;
  • иностранные граждане;
  • юридические лица, уставной (складочный) капитал которых более чем на 50% состоит из всех вышеперечисленных лиц.

Эти категории лиц могут обладать землей сельскохозяйственного назначения исключительно по праву аренды . Также не смогут купить землю те юридические и физические лица, у которых в собственности уже находится максимально допустимая площадь сельскохозяйственных угодий. Допустимый предел приобретаемых земель в одном муниципальном районе определяется субъектом РФ и не может быть меньше 10% от общей площади сельскохозяйственных угодий (ч.2 ст.4 N 101-ФЗ).

Что нужно знать покупая с/х участок

Осуществлять продажу сельскохозяйственного земельного участка может как государство, так и частное лицо. Если частное лицо может предложить уже полностью сформированный земельный участок со всей необходимой документацией, то при покупке у государства предстоит пройти долгий этап оформления всех документов.

Однако хотя при покупке у юридического или физического лица нет необходимости проводить межевание или постановку участка на учет в Росреестре, но государство может предложить надежность и чистоту сделки. Частное лицо при продаже участка может быть не до конца честным с покупателем. Именно поэтому перед покупкой нужно удостовериться, что продавец действительно имеет все права на продажу земли. Узнать необходимую информацию можно на официальном сайте Росреестра.

Документы для оформления купли-продажи земли:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • кадастровый паспорт участка;
  • документы, подтверждающие право владения на землю;
  • отказ от преимущественного права покупки;
  • договор купли-продажи участка;
  • квитанция об уплате госпошлины;
  • протокол собрания — если земля является КФХ.

Продажа земель сельскохозяйственного назначения государством

Земля, находящаяся в собственности у государства, продается посредством торгов, проводимых в форме аукционов. Если желание участвовать в аукционе заявил единственный участник, и его заявка и он сам соответствуют требованиям аукциона, то продажа производится этому лицу (ст.39.3 ЗК РФ). Информацию о торгах можно узнать на сайте местной администрации. В этот орган предоставляется заявка на участие в торгах, квитанция об уплате задатка. Далее процесс идёт следующим образом:

  1. Принимается решение о проведении торгов;
  2. Публикуется извещение о проведении торгов;
  3. Принимаются заявки от претендентов, их регистрация в журнале приема заявок;
  4. Рассматриваются заявки и документы претендентов, проверяется поступление задатков;
  5. Принимается решение о допуске участников к торгам или об отказе в допуске;
  6. Проводятся торги. Место и дата указываются в извещении;
  7. Результаты торгов отражаются в протоколе;
  8. Результаты торгов также публикуются в СМИ;
  9. Заключается договор купли-продажи участка с участником, предложившим наибольшую цену.

Без проведения торгов сельскохозяйственные земля продается:

  • КФХ или сельскохозяйственной организации;
  • частному лицу, которое арендовало эту землю, либо у которого истек трехлетний срок аренды, либо ему передали права и обязанности на землю по договору аренды. Однако заявление о заключении договора купли-продажи (далее - ДКП) без проведения торгов должно быть подано до истечения срока аренды.

Продажа без проведения торгов

Если участок еще не сформирован и для него не утвержден проект межевания территории, то подготавливается схема его расположения. Покупатель подает заявление о предварительном согласовании предоставления ему земельного участка. Если решение по заявлению принято положительное, то заинтересованное лицо обязано обеспечить выполнение всех последующих кадастровых работ. После этого осуществляется государственный кадастровый учет участка, а также государственная регистрация права муниципальной или государственной собственности на него.

После этого покупатель подает в уполномоченный орган заявление о предоставлении ему участка. Следующим этапом идет заключение ДКП. Регистрация права на землю сельскохозяйственного назначения осуществляется в Росреестре. Оба упомянутые заявления подаются заявителем лично, по почте или через интернет.

Предварительное согласование

Заявление содержит в себе информацию:

  • о месте жительства и реквизитах документа, удостоверяющего личность покупателя, а также его ФИО;
  • о наименовании и местонахождении ЮЛ, номере записи его государственной регистрации в ЕГРЮЛ и идентификационном номере налогоплательщика;
  • о кадастровых номерах испрашиваемого участка и земельного участка, из которого будет образован покупаемый участок земли;
  • о реквизитах решения, утверждающего проект межевания территории;
  • об основании, на котором земля предоставляется без проведения торгов;
  • о виде права на землю;
  • о целевом назначении участка;
  • о контактных данных покупателя.

Вместе с заявлением прилагаются документы:

  • которые подтверждают право приобретать землю без торгов;
  • при необходимости — схему расположения сельскохозяйственного земельного участка.

После подачи заявления о предварительном согласовании, уполномоченный орган обязан в десятидневный срок вернуть его заявителю, если были допущены какие-то ошибки. Последнему должны быть доведены до сведения причины возврата документа. Если заявление подавалось вместе со схемой расположения участка, но до этого уже кто-то подал аналогичную заявку и схему — более позднее заявление также может быть возвращено.

Рассмотрение более позднего заявления приостанавливается до тех пор, пока не будет рассмотрена более ранняя схема и по ней принято решение. В течение 30 дней с момента поступления заявления, уполномоченный орган должен рассмотреть его и принять решение об одобрении или отказе в запросе. Если принято решение отказать, то оно должно быть полноценно обосновано.

Когда может быть отказано в продаже участка без проведения торгов:

  • если заявитель по закону не имеет право выкупить землю без участия в аукционе;
  • если участок уже предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения, аренды, постоянного или безвозмездного пользования, если конечно заявитель — не обладатель этих прав;
  • если на запрашиваемой территории расположены здания и объекты, принадлежащие частным лицам, государству или муниципалитету;
  • участок изъят из оборота или ограничен в нем, вследствие чего его нельзя предоставить на праве, указанном в заявлении;
  • если разрешенное использование земли не соответствует заявленному;
  • границы испрашиваемого участка подлежат уточнению.

Договор купли-продажи земельного участка

Согласно ст.37 ЗК РФ купить или продать сельскохозяйственный земельный участок можно лишь при условии, что он прошел государственный кадастровый учет. Продавец должен быть максимально честен по отношению к покупателю и уведомить его о всех известных ограничениях или обременениях по отношению к испрашиваемой земле. В случае утаивания информации, которая могла бы повлиять на решение покупателя приобретать участок, последний может потребовать уменьшения цены за землю или расторжения ДКП и возмещения убытков.

По ДКП земельного участка, продавец передает покупателю объект договора в собственность. Право собственности подлежит обязательной государственной регистрации. Если одна из сторон не желает осуществлять этот процесс, то решение о регистрации принимает суд. К тому же виновник может быть обязан покрыть убытки второй стороне, вызванные задержкой регистрации. Сам ДКП составляется в письменной форме и подписывается обеими сторонами. Важно соблюдать форму договора, иначе он может быть признан недействительным.

ДКП обязательно должен содержать сведения о согласованной цене земельного участка. Без наличия этого пункта договор не будет считаться заключенным. Аналогичное утверждение справедливо, если в договоре не содержатся данные о земельном участке, позволяющие идентифицировать его точное местоположение. Переход земельного участка от продавца к покупателю осуществляется после двухстороннего подписания передаточного акта.

Согласно действующему законодательству все земли делятся на несколько категорий. Каждая категория определяет определённый правовой режим, в котором будет применяться участок, а также конкретное целевое назначение. Однако есть такие земли, которые применяются по нескольким целевым назначениям.

Владельцы не могут определять принадлежность к определённой категории. Всего существует семь категорий.

Дорогой читатель! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.

Это быстро и бесплатно !

Земли сельскохозяйственного назначения

  • любого сельского производства;
  • строительства дорог, расположенных внутри хозяйства:
  • выпаса скота;
  • здания, которые будут применяться для хранения какой-либо продукции;
  • сенокоса;
  • Строительные объекты, которые будут применяться для производства продукции;
  • садоводства.

Иногда земли могут предоставляться различным организациям для возведения каких-либо промышленных объектов. Законодательство гарантирует защиту :

  • сенокосов;
  • пашни.

Земли населённых пунктов

Данная категория включает в себя земельные участки, которые находятся в черте маленьких и больших городов, посёлков, а также сел. Они, как правило, применяются для возведения различных зданий, которые развивают инфраструктуру населённых пунктов:

  • производственные здания;
  • строительные объекты особого назначения;
  • рекреационные;
  • жилые здания;
  • транспортная инфраструктура.

Каждый населённый пункт разбит на несколько зон. Каждая зона предполагает строительство определённых зданий. Все зоны регламентируются специальными нормами и правилами.

На территории каждой зоны установлен определённы регламент. Собственником данных земельных участков может быть как физические и юридические лица, так и государство.

Земли промышленности

  • энергетика;
  • государственная оборона;
  • транспортная инфраструктура;
  • связь.

Земли особо охраняемых территорий и объектов

  • культурное;
  • научное;
  • историческое;
  • оздоровительное;
  • эстетическое;
  • оздоровительное и другое.

Они не могут использоваться для сельскохозяйственных целей. Примеры территорий и объектов:

  • различные заповедники;
  • парки-памятники;
  • различные угодья;
  • парки;
  • заповедники;
  • ботанические сады.

Владельцами данной земли могут быть государство, всевозможные организации и компании, а также обычные люди. Она может быть как в коммунальной, так и частной собственности.

Земли лесного фонда

  • не покрытые лесом;
  • покрытые лесом;
  • нелесные.

Они предназначены для ведения лесного хозяйства. Владельцами могут быть физические лица, государство или различные организации. Примеры:

  • болота;
  • гари;
  • прогалины;
  • просеки;
  • лесные массивы;
  • дороги и т. д.

Вся необходимая информация о земле указана в земельном кадастре.

Земли водного фонда

  • на которых располагаются всевозможные объекты водохозяйственных предприятий;
  • которые используются водными и водоохранными организациями;
  • на которых располагаются различные водные объекты;
  • на которых располагаются полосы отвода.

Примеры:

  • различные береговые полосы;
  • моря;
  • острова;
  • специальные сооружения;
  • специальные защитные полосы, которые расположены вдоль берега.

Что представляют собой земли сельскохозяйственного назначения

Данное понятие по-разному трактуется в источниках. Землями сельхоз назначения называют участки различной площади, которые находятся за пределами маленьких и больших городов, посёлков, а также сел. Они используются для ведения сельского хозяйства.

Кроме этого, согласно российскому законодательству они могут применяться в различных формах:

  • для ведения подсобного хозяйства;
  • для нужд производства;
  • для ведения садоводства;
  • для нужд огородничества;
  • для введения животноводства и т. д.

Основное средство производства для села является земля сельхоз назначения (265 миллионов гектар). Как правило, на них производиться какая-либо продукция. Они имеют определённый вид разрешения по своим категориям.

Основные цели использования земель сельскохозяйственного назначения

Всё земли С/Н делятся на категории. Каждая категория определяет цели, для которых она может использоваться. Всего существует шесть основных целей.

  1. Для ведения садоводства. Как правило, для такой цели земли используют различные садоводческие объединения и физические лица, которые занимаются введением личного хозяйства. Они расположены на территории коттеджных посёлков и сёл. Данные участки имеют как преимущества, так и недостатки. К преимуществам относится развитая инфраструктура. Главный недостаток заключается в ограничениях по различным габаритам строительных объектов. Также существуют нормы, которые регламентируют размер участков.
  2. Для ведения животноводства. Владельцами данных участков могут быть как физические, так и юридические лица. Их используют для ведения животноводства. Кроме этого, их можно применять для выпаса скота, а также сенокошения.
  3. Для огородничества. Собственниками данных участков являются граждане РФ. Они применяются для выращивания:
    • ягодных культур;
    • картофеля;
    • овощных культур;
    • других культур.
  4. . На сегодняшний день все участки относятся к определённой категории. Однако часто возникает потребность в изменении категории:
    • проведение коммуникаций;
    • проведение магистралей;
    • возведение промышленного объекта;
    • расширение границ.
    • строительство жилищного объекта;
    • проведение дорог и т. д.
  5. Для строительства дачного хозяйства. Данными участками, как правило, владеют физические лица. Они используются для отдыха. Каждый владелец имеет право на строительство дачи. При необходимости можно прописаться на даче. При строительстве здания не нужно руководствоваться ограничениями по габаритам, а также особым назначениям.
  6. Для строительства усадьбы. Качественные земли сельхоз назначения можно использовать для возведения усадьбы. Сегодня такие участки в дефиците. Для того чтобы на участке можно было возводить строительные объекты нужно поменять вид разрешительного применения. Также можно поменять категорию.

Особенности разрешения на использование

Данное понятие было введено, для того чтобы собственники рационально пользовались участками. Каждое разрешение на использование подразумевает ряд правил и норм, которые регламентируются законодательством.

Государственные органы контролируют процесс выдачи данных разрешений.

  1. Земельный участок для ведения сельскохозяйственного производства. Для того чтобы получить необходимое разрешение на применение нужно обратиться в местную администрацию, в которой зарегистрирован участок. Согласно действующему законодательству граждане РФ могут получить разрешение без предоставления участков.
  2. Для подачи заявления необходимо иметь на руках необходимый пакет документов.
  3. Земельный участок для ведения крестьянского хозяйства. Граждане, которые имеют в собственности участок, который используется для ведения крестьянского хозяйства могут получить разрешение на использование в соответствующих административных органах. Для получения разрешения необходимо подать соответствующие заявление и такие документы:
    • заключение экспертизы;
    • копию паспорта;
    • набор, документов, которые подтверждают право собственности;
    • кадастровую выписку.
  4. Для ведения личного подсобного хозяйства. Все владельцы участков, которые применяются для ведения личного хозяйства могут подать заявление в административные органы для получения соответствующего разрешения на использование. Получение разрешение осуществляется стандартным способом.
  5. Для ведения дачного строительства. Если вы владеете участком, на котором расположена дача, то вы можете получить необходимое разрешение на использование. Для этого необходимо посетить местную администрацию и Управление архитектуры. Сотрудники данных ведомств должны предоставить вам правила застройки. После этого нужно предоставить пакет документов.

Преимущества и недостатки владения такой землёй

Преимущества:

  • регулярное подорожание;
  • престиж;
  • возможность продажи;
  • возможность самостоятельно обрабатывать;
  • возможность строительства дома или коттеджа;
  • возможность самостоятельно управлять;
  • возможность передачи в наследство;
  • прибыль.

Недостатки:

  • требуются средства для осуществления различных мероприятий, нацеленных на повышение плодородности.
  • сложно изменить целевое назначение;
  • ограниченная площадь, предусмотренная под строительство зданий.

Кто может продавать

На сегодняшний день в роли продавца земельного участка может выступать как государство, так и собственник. Собственником может быть физическое или юридическое лицо, организация или сельскохозяйственное предприятие.

  1. Государство. Как правило, продажа осуществляется в течение двух лет. Кроме этого, для проведения различных мероприятий и процедур нужно иметь большие вложения. Для начала государственные органы должны купить доли. После этого нужно получить необходимые свидетельства. Далее, проводятся собрание всех собственников и создаётся межевое дело. После постановки на кадастровый учёт, её можно выкупать.
  2. Собственник. В данном случае у собственника на руках есть на руках набор необходимых для продажи документов. Поэтому покупателя будут предоставлены готовые документы. Особенности продажи:
    • при несоблюдении правил и норм государственные органы имеют право изъять участок;
    • для проведения сделки купли-продажи продавец обязан предоставить покупателю необходимую информацию;
    • продавец не берет на себя ответственность;
    • продавец имеет право установить право выкупа на определённый срок.

Процедура продажи земель сельскохозяйственного назначения: пошаговый процесс

  1. Договорённости между покупателем и продавцом. Две стороны обговаривают предстоящую сделку. Кроме этого, проводиться осмотр. Также определяется окончательная стоимость и проверяется наличие всех необходимых документов (свидетельство о праве собственности, паспорт, отказ местной администрации от участка, кадастровый паспорт).
  2. Заключение договора купли-продажи. Две стороны должны составить необходимый договор. Также договор купли-продажи должен быть заверен и подписан нотариусом.
  3. Проведение сделки. Покупатель должен предоставить продавцу необходимую сумму денежных средств.
  4. Проведение регистрации. Стороны должны обратиться в Министерство юстиции и провести регистрацию права собственности. Продавец и покупатель должны предоставить все необходимые документы.

Информация, которая указывается в договоре купли-продажи

В договоре купли-продажи должно быть указанно:

  • информация о целевом назначении данного земельного участка;
  • обязательства покупателя и продавца экспертная оценка специалиста;
  • описание данного договора и документ, который подтверждает право собственности;
  • наименование продавца и покупателя и варианты прекращения договора купли-продажи;
  • стоимость договора и ответственность покупателя и продавца за выполнение договор купли-продажи;
  • информация об участке и разрешение на отчуждение земельного участка;
  • порядок проведения денежных расчётов.
  1. Обе стороны должны быть совершеннолетними. Сделка купли-продажи может совершаться только между совершеннолетними гражданами РФ. То есть покупатель и продавец на момент совершения сделки купли-продажи должны достигнуть восемнадцатилетнего возраста.
  2. Обе стороны должны быть дееспособными. Для проведения продажи земли стороны должны быть признаны дееспособными. Если лицо в судебном порядке признано недееспособным, то оно не может принимать участие в сделки купли-продажи.
  3. Участок должен состоять на кадастровом учёте. Для того чтобы сделка прошла успешно, необходимо чтобы земля состояла на учёте. Продавец должен предоставить покупателю паспорт, а также кадастровый номер (при наличии данных документов землю можно не ставить на учёт).
  4. В договоре должна быть указана оговорённая сторонами цена, иначе он будет считаться договором дарения. На этапе договорённости стороны должны определить окончательную стоимость земельного участка. Данную информацию должна быть указана в договоре.

В 2019 году продажа земельного участка без торгов может осуществляться в 10-ти случаях.

Иными словами, есть 10 оснований, когда гражданин или организация могут купить земельный участок без аукциона.

Много это или мало судить не берусь, потому что всё относительно.

Прежде чем детально рассматривать все основания без аукционной продажи земли, следует отметить следующее:

для граждан самыми востребованными являются всего 2 основания, по которым они могут купить земельный участок .

Именно с этих 2-х оснований и начнем рассмотрение продажи земли, потому что оставшиеся 8 случаев для массового применения менее интересны.

1. Продажа земельного участка, на котором расположено здание или сооружение.

Собственник здания, сооружения или помещения имеет право выкупить земельный участок, на котором расположена его недвижимость.

Например, если у вас в собственности есть дом или другое сооружение, которое является недвижимостью, то администрация обязана продать вам земельный участок без торгов.

Данное право на выкуп земли под недвижимостью существовало давно.

При выкупе земельного участка всегда остро стоит вопрос цены.

По какой стоимости осуществляется продажа земельных участков без торгов.

Стоимость выкупа земли устанавливает местная власть.

Если муниципальная власть адекватная, то и стоимость выкупа земельных участков, как правило, разумная, а не взятая с потолка.

В ноябре 2016 года я получил в аренду земельный участок под ИЖС.

Стоимость выкупа этого земельного участка после строительства на нем дома составит всего 3% от кадастровой стоимости .

Вполне вменяемая стоимость выкупа земли.

Как обстоят дела в других города и поселках мне неизвестно, но вы легко можете это выяснить.

Достаточно направить официальный запрос в местную администрацию.

Как это сделать, написано в пошаговой инструкции. О ней узнаете ниже в этой статье.

2. Продажа земельного участка под ИЖС, ведение ЛПХ в границах населенного пункта, а также садоводства и дачного хозяйства или КФХ.

Следует отметить, что данное основание для приобретения земли без торгов является самым желанным для многих россиян, желающих построить дом, завести личное подсобное хозяйство или заниматься садоводством или дачным хозяйством.

Остановимся на этом основании подробнее.

Какие земельные участки подлежат продаже без торгов по данному основанию:

  • земельные участки, предназначенные под индивидуальное жилищное строительство.

Земельные участки под огородничество, автосервис, промышленные и другие объекты купить без торгов по данному основанию не получится.

  • участки для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта.

Земельные участки под ИЖС могут находиться только в границах населенного пункта.

За пределами города, поселка или другого поселения вы не найдете участок с видом разрешенного использования под ИЖС.

А вот земельные участки под ЛПХ могут располагаться как в границах населенного пункта, так и за его пределами.

Однако продажа земли под ЛПХ без торгов возможна только в отношении тех участков, которые находятся на территории населенного пункта.

Если участок имеет вид разрешенного использования – ЛПХ, но находится за границей населенного пункта, то купить такой участок без торгов не получится (по крайней мере, на законных основаниях).

Участки под садоводство менее привлекательны, чем участки под дачное хозяйство.

Причина состоит в том, что на дачной земле можно прописаться, предварительно построив дом, а на садовом участке получить прописку бесперспективно.

Более подробно о том, как прописаться на дачной земле, изложено в пошаговой инструкции: .

  • земельные участки для осуществления деятельности крестьянским (фермерским) хозяйством.

Фермеры могут получить землю без торгов для ведения крестьянского хозяйства.

Кому администрация может продать земельный участок без торгов?

Купить земельный участок без торгов может только гражданин или крестьянское (фермерское) хозяйство.

При этом цель использования земли должна быть: ИЖС, ЛПХ в границах города (поселка), садоводство, дачное хозяйство или осуществление деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства.

Юридические лица (организации) не имеют права покупать землю для этих целей без торгов.

Продажа земельного участка без торгов осуществляется только гражданину, который:

  • подал заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка,
  • подал заявление о предоставлении земельного участка.

Заявление о предварительном согласовании подается на участок, который еще не сформирован .

То есть участок не имеет кадастрового номера.

Например, вы нашли свободный земельный участок, который не сформирован.

После этого, самостоятельно участка и подаете ее вместе с заявлением о предварительном согласовании.

Администрация в течение 30 дней должна дать один из 2-х возможных ответов:

  • согласовать вам предоставление участка.

В этом случае вы получаете право без торгов купить данный участок у администрации.

  • отказать вам в предварительном согласовании.

В этом случае, можно найти новый участок и подать другое заявление, либо написать жалобу в прокуратуру или суд, чтобы чиновники обосновали законность отказа.

Заявление о предоставлении участка подается в отношении земли, которая поставлена на кадастровый учет.

Иными словами, у земельного участка уже имеется кадастровый номер.

Например, вы на публичной кадастровой карте нашли свободный участок, который не сдан в аренду.

Таких земельных участков много в России.

Чтобы получить этот участок без торгов, вам нужно подать в местную администрацию заявление о предоставлении земельного участка.

Через 30 дней должен быть результат:

  • либо вы купите участок без торгов,
  • либо администрация должна дать обоснованный отказ, который можно оспорить.

Весь алгоритм действий по получению земли детально описан в пошаговой инструкции:

Готовая технология получения земельного участка

К инструкции прилагаются готовые образцы заявлений, схема земельного участка , документы для подачи в администрацию, и при необходимости в прокуратуру.

Применяйте инструкцию и готовые шаблоны документов, и тогда чиновники не смогут вами манипулировать.

3. Продажа земельного участка для сельскохозяйственного производства, который арендовался более 3 лет.

Купить без торгов земельный участок под сельхоз производство могут как гражданин, так и юридическое лицо.

Важное условие выкупа земли по этому основанию:

  • выкупать участок имеет право только арендатор;
  • срок пользования землей на условиях аренды должен быть не менее 3 лет;
  • заявление о выкупе участка должно быть подано до истечения срока действия договора аренды.

Если все условия совпадают, то можно стать собственником земли сельхоз назначения без всяких торгов.

4. Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности и выделенного в счет земельных долей .

Данное основание касается земель сельскохозяйственного назначения, потому что оно закреплено в статье 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Воспользоваться правом на продажу без торгов земельного участка могут:

  • крестьянские (фермерские) хозяйства,
  • сельскохозяйственные организации.

Важно, чтобы эти КФХ или сельхоз организации ранее использовали данный участок и успели подать заявление на выкуп не позже 6-ти месяцев с момента регистрации права муниципальной собственности на этот участок.

Стоимость выкупа такого земельного участка не может превышать 15% от кадастровой стоимости.

5. Продажа земельного участка, которым владеет организация на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Юридическое лицо, которому участок принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования может выкупить данную землю без торгов.

Не могут выкупать участки из постоянного (бессрочного) пользования только государственные и муниципальные органы, учреждения и казенные предприятия.

6. Продажа земельного участка предоставленного для комплексного освоения территории.

Выкупить земельный участок, который образован из участка, предоставленного для комплексного освоения может лицо, которое заключило соответствующий договор.

Договоры о комплексном освоении территории заключаются в соответствии с Градостроительным кодексом и законом «О содействии развитию жилищного строительства».

7. Продажа участка для ИЖС, который образован из земельного участка предоставленного некоммерческой организации для комплексного освоения территории.

Звучит весьма запутано, но на самом деле все просто.

Если некоммерческая организация получила большой земельный участок по договору комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства, то член такой организации вправе выкупить участок, образованный из этого большого участка.

Для выкупа такого участка без торгов нужно иметь решение общего собрания членов этой некоммерческой организации.

Нельзя только выкупить по данному основанию участки, которые относятся к имуществу общего пользования.

Данное основание можно использовать тем, кто хочет не просто получить участок под ИЖС, но и заработать.

Создание некоммерческой организации и получение на нее земли под комплексное освоение, позволяет обеспечить себя участком и получать доход в будущем от деятельности организации. Например, в виде заработной платы руководителя.

8. Продажа участка, который образован из земель, предоставленных для садоводства, огородничества, дачного хозяйства.

Данное основание очень похоже на предшествующее.

Но оно касается земельных участков, предназначенных не для ИЖС, а для ведения огородничества, садоводства и дачного хозяйства.

Гражданин член некоммерческой организации, которой земля была предоставлена для садоводов и огородников, вправе без торгов выкупить свой надел земли.

На земли общего пользования (дороги, парковки и т.д.) данное право не распространяется.

9. Продажа земельных участков, относящихся к землям общего пользования.

Некоммерческая организация может выкупить земли, относящиеся к общему имуществу.

Данное основание возможно, если земля была предоставлена некоммерческой организации для комплексного освоения территории для ИЖС, либо для ведения дачного хозяйства.

Иными словами, гражданин член некоммерческой организации вправе выкупить свой надел, а сама некоммерческая организация вправе выкупить участки, являющиеся общим имуществом.

10. Продажа земельных участков, попадающих по действие закона о Дальневосточном гектаре.

Как известно, дальневосточный гектар можно получить в собственность бесплатно.

Однако, если площадь участка превышает 1 га на 1 человека, то возможно выкупить превышающую площадь участка.

Продажа превышающей площади участка осуществляется без торгов.

Стоимость выкупа сверхлимитной площади Дальневосточного гектара составляет 15% от кадастровой стоимости.

На этом обзор всех оснований, по которым возможна продажа земли без торгов, завершен.

Все основания выкупа участков без торгов вы можете найти в первоисточнике – пункт 2 статьи 39.3 Земельного кодекса.

Указанная статья кодекса содержит 12 оснований для продажи земли без аукциона.

В моей статье их получилось всего 10, потому что я объединил некоторые основания, чтобы вам было легче понять суть.

Напоминаю, что легче всего искать выгодный способ получения земельного участка с помощью интерактивной . Попробуйте, это пока бесплатно.

Желаю вам хорошего дня и достойной жизни.

Обратите внимание!

Многие не знают, что существует более 53-х оснований, когда земельный участок предоставляют без торгов.

Не одно, не два, и даже не десять, а 53 основания.

Без торгов земельный участок можно получить:

  • в собственность бесплатно — 9 оснований ;
  • обственность за плату — 10 оснований ;
  • в аренду — 16 оснований ;
  • в безвозмездное пользование 14 оснований ;
  • в постоянное (бессрочное) пользование — 4 основания .

Каждое основание имеет свои условия и порядок предоставления земли.

Чтобы выбрать самое подходящее основание, придется 10 часов напряженно изучать Земельный кодекс.

Однако есть более легкий способ.

Интерактивная интеллект-карта

Время истекло!

Бесплатные экземпляры закончились! Получите доступ к интеллект-карте .

Что вам дает интеллект-карта:

  • видение всех оснований получения земли без аукциона;
  • кликабельные заголовки за 1 секунду раскроют описание любого способа получения земельного участка без торгов;
  • вы за 7 минут подберете выгодные основания получения земельного участка без торгов;

Есть видео инструкция «Как пользоваться интерактивной интеллект-картой?»

Застолбите бесплатный доступ навсегда, потому что через 8 минут карта станет платной.

Желаю вам прекрасного дня и достойной жизни.

Метки:

Комментарии 225

        • Здравствуйте, Андрей.

          Если я правильно понял вашу цель (получить участок под склад), то могу предположить, что не обязательно искать участок на землях промышленности.

          Подходящий участок можно найти и на землях населенных пунктов.
          Объясню, на чем основаны мои выводы.

          Чтобы не путаться в земельных вопросах, необходимо различать 2 понятия:
          — категория земель,
          — виды разрешенного использования.

          Про земли промышленности знаю не много, потому что никогда их не прокачивал.

          Но точно известно, что земли населенных пунктов делятся на территориальные зоны.
          В каждой территориальной зоне может быть несколько видов разрешенного использования.

          В Приказе Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» есть такой вид разрешенного использования — «Склады ».

          Данному виду присвоен код 6.9 и он имеет следующее описание:
          «Размещение сооружений, имеющих назначение по временному хранению, распределению и перевалке грузов (за исключением хранения стратегических запасов), не являющихся частями производственных комплексов, на которых был создан груз: промышленные базы, склады, погрузочные терминалы и доки, нефтехранилища и нефтеналивные станции, газовые хранилища и обслуживающие их газоконденсатные и газоперекачивающие станции, элеваторы и продовольственные склады, за исключением железнодорожных перевалочных складов»

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ ПУБЛИЧНЫХ ТОРГОВ ПО ПРОДАЖЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ИЗ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ И ПОРЯДКА ПРОДАЖИ ТАКИХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПУБЛИЧНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ В СЛУЧАЯХ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СТАТЬЕЙ 6 (с изменениями на: 17.01.2017)

Название документа: ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ ПУБЛИЧНЫХ ТОРГОВ ПО ПРОДАЖЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ИЗ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ И ПОРЯДКА ПРОДАЖИ ТАКИХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПУБЛИЧНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ В СЛУЧАЯХ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СТАТЬЕЙ 6 (с изменениями на: 17.01.2017)
Номер документа: 550
Вид документа:
Принявший орган:
Статус: Действующий
Опубликован:
Дата принятия: 01 декабря 2016
Дата редакции: 17 января 2017

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ ПУБЛИЧНЫХ ТОРГОВ ПО ПРОДАЖЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ИЗ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ И ПОРЯДКА ПРОДАЖИ ТАКИХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПУБЛИЧНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ В СЛУЧАЯХ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СТАТЬЕЙ 6 ...

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ ПУБЛИЧНЫХ ТОРГОВ ПО ПРОДАЖЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ИЗ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ И ПОРЯДКА ПРОДАЖИ ТАКИХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПУБЛИЧНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ В СЛУЧАЯХ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СТАТЬЕЙ 6 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 24.07.2002 N 101-ФЗ "ОБ ОБОРОТЕ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ"

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" , статьей 20 Закона Республики Бурятия от 30.12.2003 N 601-III "О земле" Правительство Республики Бурятия постановляет:

1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения публичных торгов по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и порядок продажи таких земельных участков посредством публичного предложения в случаях, предусмотренных статьей 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" .

2. Признать утратившими силу следующие постановления Правительства Республики Бурятия:

- от 30.03.2012 N 162 "Об организации проведения торгов по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, изъятых по решению суда в связи с их ненадлежащим использованием" ;

- от 15.03.2016 N 90 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Бурятия от 30.03.2012 N 162 "Об организации проведения торгов по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, изъятых по решению суда в связи с их ненадлежащим использованием" .

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Исполняющий обязанности Председателя
Правительства Республики Бурятия
И.ЕГОРОВ

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПУБЛИЧНЫХ ТОРГОВ ПО ПРОДАЖЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ИЗ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ И ПОРЯДОК ПРОДАЖИ ТАКИХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПУБЛИЧНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ В СЛУЧАЯХ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СТАТЬЕЙ 6 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 24.07.2002 N 101-ФЗ "ОБ ОБОРОТЕ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ"

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и устанавливает порядок проведения публичных торгов по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и порядок продажи таких земельных участков посредством публичного предложения в случаях, предусмотренных статьей 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" .

1.2. Полномочия органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, предусмотренные статьей 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" , осуществляет Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятия (далее - Минимущество РБ).

1.3. Для проведения публичных торгов по продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и для продажи такого земельного участка посредством публичного предложения в случаях, предусмотренных статьей 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" , Минимуществом РБ создается комиссия по продаже земельного участка в количестве не менее трех человек (далее - Комиссия).

Комиссия осуществляет функции, предусмотренные настоящим Порядком, если на заседании Комиссии присутствует не менее пятидесяти процентов общего числа ее членов.

Положение о Комиссии утверждается Минимуществом РБ.

2. Организация и проведение публичных торгов по продаже земельных участков

2.1. Публичные торги по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в случаях, предусмотренных статьей 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - земельные участки), проводятся в форме аукциона и являются открытыми по составу участников и форме подачи предложений (далее - аукцион).

2.2. Решение о проведении аукциона принимается Минимуществом РБ.

2.4. Организатором аукциона выступает Минимущество РБ.

2.5. По результатам аукциона по продаже земельного участка определяется цена такого земельного участка.

2.6. Минимущество РБ устанавливает время, место и порядок проведения аукциона, сроки подачи заявок на участие в аукционе, величину повышения начальной цены предмета аукциона ("шаг аукциона"). "Шаг аукциона" устанавливается в пределах трех процентов начальной цены предмета аукциона, которая определяется в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" .

2.7. Извещение о проведении аукциона опубликовывается в газете "Бурятия" и размещается на официальном сайте Минимущества РБ в сети Интернет (далее - официальный сайт) не менее чем за тридцать календарных дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.

2.8. Извещение о проведении аукциона должно содержать сведения:

2.8.1. Об организаторе аукциона.

2.8.2. О реквизитах решения о проведении аукциона.

2.8.3. О месте, дате, времени и порядке проведения аукциона.

2.8.4. О предмете аукциона (в том числе о местоположении, площади и кадастровом номере земельного участка), о разрешенном использовании и принадлежности земельного участка к определенной категории земель.

2.8.5. О начальной цене предмета аукциона.

2.8.6. О "шаге аукциона".

2.8.7. О перечне документов, представляемых для участия в аукционе.

2.8.8. О форме заявки на участие в аукционе, порядке ее приема, адресе места ее приема, дате и времени начала и окончания приема заявок на участие в аукционе.

2.8.9. О предусмотренных ограничениях участия отдельных категорий лиц в приобретении земельного участка, являющегося предметом аукциона.

2.9. Обязательным приложением к размещенному на официальном сайте извещению о проведении аукциона является проект договора купли-продажи земельного участка.

2.10. Для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок следующие документы:

2.10.1. Заявка на участие в аукционе по установленной в извещении о проведении аукциона форме.

2.10.2. Заверенная заявителем копия документа, удостоверяющего личность заявителя (для граждан).

2.10.3. Надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо.

2.10.4. Заверенная заявителем копия устава юридического лица и изменений к нему (для юридических лиц).

2.10.5. Копия трудовой книжки (за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые), заверенная нотариально или кадровой службой по месту работы (службы), или при отсутствии трудовой книжки иные документы, подтверждающие последнее место работы (службы) заявителя (заверенные нотариально или кадровой службой по месту работы копии приказа о приеме на работу и трудового договора (служебного контракта)) - если заявитель работает на дату подачи заявки.

2.11. Минимущество РБ не вправе требовать представление иных документов, за исключением документов, указанных в пункте 2.10 настоящего Порядка. Минимущество РБ в отношении заявителей - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей запрашивает сведения о заявителе, содержащиеся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц и едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.

(в ред. )

2.12. Прием документов прекращается не ранее чем за пять календарных дней до дня проведения аукциона.

2.13. Один заявитель вправе подать только одну заявку в отношении одного лота аукциона.

2.14. Заявка на участие в аукционе, поступившая по истечении срока приема заявок, возвращается заявителю в течение трех рабочих дней со дня ее поступления с приложением иных документов, поступивших от заявителя.

2.15. Заявитель имеет право отозвать принятую Минимуществом РБ заявку на участие в аукционе до дня окончания срока приема заявок, уведомив об этом в письменной форме Минимущество РБ.

2.16. Заявитель не допускается к участию в аукционе в следующих случаях:

2.16.1. Представлены не все документы в соответствии с перечнем, указанным в извещении о проведении аукциона, либо оформление указанных документов не соответствует установленным к ним требованиям.

2.16.2. Представленные заявителем документы содержат недостоверные сведения.

2.16.3. Подача заявки на участие в аукционе лицом, которое в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не может быть участником аукциона или приобретателем земельного участка, являющегося предметом аукциона, в собственность.

2.16.4. Заявка подана лицом, не уполномоченным заявителем на осуществление таких действий.

2.17. Комиссия ведет протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе, который должен содержать сведения о заявителях, допущенных к участию в аукционе и признанных участниками аукциона, датах подачи заявок, а также сведения о заявителях, не допущенных к участию в аукционе, с указанием причин отказа в допуске к участию в нем. Заявитель, признанный участником аукциона, становится участником аукциона с даты подписания Комиссией протокола рассмотрения заявок. Протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе подписывается Комиссией не позднее чем в течение одного рабочего дня со дня их рассмотрения и размещается на официальном сайте не позднее чем на следующий рабочий день после дня подписания протокола.

2.18. Заявителям, признанным участниками аукциона, и заявителям, не допущенным к участию в аукционе, Минимущество РБ направляет уведомления о принятых в отношении них решениях не позднее рабочего дня, следующего после дня подписания протокола, указанного в пункте 2.17 настоящего Порядка.

(в ред. Постановления Правительства Республики Бурятия от 17.01.2017 N 14)

2.19. В случае, если на основании результатов рассмотрения заявок на участие в аукционе принято решение об отказе в допуске к участию в аукционе всех заявителей или о допуске к участию в аукционе и признании участником аукциона только одного заявителя, аукцион признается несостоявшимся.

2.20. В случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе подана только одна заявка на участие в аукционе или не подано ни одной заявки на участие в аукционе, аукцион признается несостоявшимся.

2.21. Результаты аукциона оформляются протоколом, который составляет Комиссия. Протокол о результатах аукциона составляется в двух экземплярах, один из которых передается победителю аукциона, а второй остается в Минимуществе РБ. В протоколе указываются:

2.21.1. Сведения о месте, дате и времени проведения аукциона.

2.21.2. Предмет аукциона, в том числе сведения о местоположении и площади земельного участка.

2.21.3. Сведения об участниках аукциона, о начальной цене предмета аукциона, последнем предложении о цене предмета аукциона.

2.21.4. Наименование и место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства (для гражданина) победителя аукциона.

2.22. Протокол о результатах аукциона размещается на официальном сайте в течение двух рабочих дней со дня подписания данного протокола.

2.23. Победителем аукциона признается участник аукциона, предложивший наибольшую цену за земельный участок.

2.24. В случае, если в аукционе участвовал только один участник или при проведении аукциона не присутствовал ни один из участников аукциона, либо в случае, если после троекратного объявления предложения о начальной цене предмета аукциона не поступило ни одного предложения о цене предмета аукциона, которое предусматривало бы более высокую цену предмета аукциона, аукцион признается несостоявшимся.

2.25. Минимущество РБ направляет победителю аукциона три экземпляра проекта договора купли-продажи земельного участка в течение десяти календарных дней со дня составления протокола о результатах аукциона. При этом договор купли-продажи земельного участка заключается по цене, предложенной победителем аукциона. Не допускается заключение указанного договора ранее чем через десять календарных дней со дня размещения протокола о результатах аукциона на официальном сайте.

2.26. Если победителем аукциона не был подписан и представлен в Минимущество РБ договор купли-продажи земельного участка в течение четырнадцати календарных дней со дня направления ему проекта указанного договора, победитель аукциона утрачивает право на заключение договора купли-продажи земельного участка. В этом случае аукцион признается несостоявшимся.

2.27. Минимущество РБ объявляет о проведении повторного аукциона не позднее чем через два месяца со дня признания аукциона несостоявшимся.

2.28. Начальная цена земельного участка на повторном аукционе снижается на 20 процентов от начальной цены такого земельного участка на аукционе, признанном несостоявшимся.

2.29. Организация и проведение повторного аукциона осуществляются в том же порядке, что и первый аукцион. Повторный аукцион признается несостоявшимся по основаниям, предусмотренным для признания несостоявшимся первого аукциона.

2.30. В случае, если повторные торги по продаже земельного участка признаны несостоявшимися, такой земельный участок подлежит продаже посредством публичного предложения.

3. Организация и проведение продажи земельных участков посредством публичного предложения

3.1. Организация продажи земельных участков посредством публичного предложения (далее - продажа земельного участка) осуществляется Минимуществом РБ.

3.2. Решение о продаже земельных участков принимается Минимуществом РБ.

3.3. Минимущество РБ устанавливает начальную цену продажи земельного участка (далее - цена первоначального предложения) в размере начальной цены повторных торгов, величину снижения цены первоначального предложения (далее - "шаг понижения"), минимальную цену продажи земельного участка, по которой может быть продан земельный участок (далее - цена отсечения) и которая не может быть ниже пятидесяти процентов цены первоначального предложения.

3.4. Комиссия в процессе подготовки и проведения продажи земельного участка осуществляет следующие функции:

3.4.1. Проверяет правильность оформления представленных заявителями документов и определяет их соответствие требованиям законодательства Российской Федерации и перечню, содержащемуся в извещении о проведении продажи земельного участка.

3.4.2. Принимает решение о признании заявителей участниками продажи земельного участка или об отказе в допуске к участию в продаже земельного участка и уведомляет заявителей о принятом решении.

3.4.3. Назначает из числа членов Комиссии ведущего продажи земельного участка (далее - Ведущий продажи).

3.4.4. Определяет победителя продажи земельного участка и оформляет протокол об итогах продажи.

3.4.5. Осуществляет иные функции, связанные с проведением предусмотренной настоящим Порядком продажи земельных участков, не отнесенные настоящим Порядком к полномочиям Минимущества РБ.

3.5. Для участия в продаже земельного участка заявители (лично или через своего представителя) представляют в Минимущество РБ в установленный в извещении о продаже земельного участка срок заявку на участие в продаже земельного участка (далее - заявка) и иные документы в соответствии с формой заявки и перечнем документов, которые содержатся в указанном извещении. Заявка и опись представленных документов представляются в двух экземплярах, один из которых остается в Минимуществе РБ, другой - у заявителя.

3.6. Извещение о продаже земельного участка, опубликовываемое в газете "Бурятия" и размещаемое на официальном сайте, должно содержать сведения:

3.6.1. Об организаторе продажи земельного участка.

3.6.2. О реквизитах решения о продаже земельного участка.

3.6.3. О месте, дате, времени проведения продажи земельного участка.

3.6.4. О предмете продажи земельного участка (в том числе о местоположении, площади и кадастровом номере земельного участка), о разрешенном использовании и принадлежности земельного участка к определенной категории земель.

3.6.5. О начальной цене продажи земельного участка (цене первоначального предложения).

3.6.6. О "шаге понижения" и цене отсечения.

3.6.7. О форме заявки на участие в продаже земельного участка, порядке ее приема, об адресе места ее приема, о дате и времени начала и окончания приема заявок на участие в продаже земельного участка.

3.6.8. О перечне документов, предоставляемых для участия в продаже земельного участка.

3.6.9. О форме подачи предложений о цене земельного участка.

3.7. Обязательным приложением к извещению о продаже земельного участка, размещаемому на официальном сайте, является проект договора купли-продажи земельного участка.

3.8. Для участия в продаже земельного участка заявители представляют в Минимущество РБ следующие документы:

3.8.1. Заявку по установленной в извещении о продаже земельного участка форме.

3.8.2. Копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для граждан).

3.8.3. Надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо.

3.8.4. Заверенную заявителем копию устава юридического лица и изменений к нему (для юридических лиц).

3.8.5. Копию трудовой книжки (за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые), заверенную нотариально или кадровой службой по месту работы (службы), или при отсутствии трудовой книжки иные документы, подтверждающие последнее место работы (службы) заявителя (заверенные нотариально или кадровой службой по месту работы копии приказа о приеме на работу и трудового договора (служебного контракта)) - если заявитель работает на дату подачи заявки.

(п. 3.8.6 в ред. Постановления Правительства Республики Бурятия от 17.01.2017 N 14)

3.9. Минимущество РБ не вправе требовать представление иных документов, за исключением документов, указанных в пункте 3.8 настоящего Порядка. Минимущество РБ в отношении заявителей - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей запрашивает сведения о заявителе, содержащиеся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц и едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.

(в ред. Постановления Правительства Республики Бурятия от 17.01.2017 N 14)

3.10. Один заявитель вправе подать только одну заявку в отношении одного лота.

3.11. Прием заявок начинается с даты, указанной в извещении о продаже земельного участка, осуществляется в течение не менее двадцати пяти календарных дней и заканчивается не позднее чем за три рабочих дня до даты рассмотрения заявок и документов претендентов.

3.12. Заявки, поступившие по истечении срока приема заявок, возвращаются заявителям в течение трех рабочих дней со дня их поступления с приложением иных документов, поступивших от таких заявителей.

3.13. Заявитель имеет право отозвать поданную заявку до момента признания его участником такой продажи.

3.14. Решение о признании заявителей участниками продажи земельного участка оформляется протоколом Комиссии.

В протоколе о признании заявителей участниками продажи земельного участка должны содержаться: сведения о перечне принятых и отозванных заявок, решение о признании заявителей участниками продажи земельного участка или об отказе в допуске заявителя к участию в продаже (с указанием оснований отказа).

При наличии оснований для признания продажи земельного участка несостоявшейся Комиссия принимает соответствующее решение, которое заносится в протокол.

3.15. Заявителю отказывается в допуске к участию в продаже по следующим основаниям:

3.15.1. Заявка подана лицом, которое в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не может быть участником продажи земельного участка или приобретателем земельного участка, являющегося предметом аукциона, в собственность.

3.15.2. Представленные заявителем документы содержат недостоверные сведения.

3.15.3. Представлены не все документы в соответствии с перечнем, указанным в извещении о продаже земельного участка, либо оформление указанных документов не соответствует установленным к ним требованиям.

3.15.4. Заявка подана лицом, не уполномоченным заявителем на осуществление таких действий.

3.16. Решение о признании заявителей участниками продажи земельного участка принимается в течение пяти рабочих дней с даты окончания срока приема заявок.

3.17. Заявители, признанные участниками продажи земельного участка, и претенденты, не допущенные к участию в продаже земельного участка, уведомляются о принятом решении не позднее рабочего дня, следующего за днем оформления решения протоколом, путем вручения им под расписку соответствующего уведомления либо направления такого уведомления по почте заказным письмом.

3.18. Заявитель приобретает статус участника продажи земельного участка с момента оформления протокола о признании заявителей участниками продажи земельного участка.

Информация об отказе в допуске к участию в продаже земельного участка размещается на официальном сайте в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия указанного решения.

3.19. Продажа земельного участка осуществляется с использованием открытой формы подачи предложений о приобретении имущества в течение одного рабочего дня в рамках одной процедуры в следующем порядке:

3.19.1. Продажа земельного участка проводится не позднее третьего рабочего дня со дня признания заявителей участниками продажи земельного участка, но не ранее истечения сроков, указанных в пункте 3.18 настоящего Порядка.

(в ред. Постановления Правительства Республики Бурятия от 17.01.2017 N 14)

3.19.2. Продажа земельного участка проводится Ведущим продажи в присутствии других членов Комиссии.

3.19.3. Участникам продажи земельного участка выдаются пронумерованные карточки участника продажи земельного участка.

3.19.4. Процедура продажи начинается с объявления председателем Комиссии об открытии продажи земельного участка.

3.19.5. После открытия продажи земельного участка ведущим оглашаются основные характеристики земельного участка, цена первоначального предложения и цена отсечения, а также "шаг понижения".

"Шаг понижения" устанавливается Минимуществом РБ в фиксированной сумме, составляющей не более десяти процентов цены первоначального предложения, и не изменяется в течение всей процедуры продажи.

3.19.6. После оглашения Ведущим продажи цены первоначального предложения участникам предлагается заявить эту цену путем поднятия выданных карточек, а в случае отсутствия предложений по первоначальной цене земельного участка Ведущим продажи осуществляется последовательное снижение цены на "шаг понижения".

Предложения о приобретении имущества заявляются участниками продажи земельного участка поднятием карточек после оглашения цены первоначального предложения или цены предложения, сложившейся на соответствующем "шаге понижения".

3.19.7. Право приобретения земельного участка принадлежит участнику продажи земельного участка, который подтвердил цену первоначального предложения или цену предложения, сложившуюся на соответствующем "шаге понижения", при отсутствии предложений других участников продажи земельного участка после троекратного повторения Ведущим продажи сложившейся цены продажи земельного участка. Ведущий продажи объявляет о продаже земельного участка, называет номер карточки участника продажи земельного участка, который подтвердил начальную или последующую цену, указывает на этого участника и оглашает цену продажи земельного участка.

3.19.8. Цена земельного участка, предложенная победителем продажи земельного участка, заносится в протокол об итогах продажи земельного участка, составляемый в 2 экземплярах.

3.20. Протокол об итогах продажи земельного участка, подписанный Комиссией, является документом, удостоверяющим право победителя на заключение договора купли-продажи земельного участка.

Уведомление о признании участника продажи победителем выдается победителю или его полномочному представителю под расписку в день подведения итогов продажи земельного участка.

3.21. Продажа земельного участка признается несостоявшейся в следующих случаях:

3.21.1. Не было подано ни одной заявки на участие в продаже земельного участка либо ни один из заявителей не признан участником продажи земельного участка.

3.21.2. Принято решение о признании только одного заявителя участником продажи земельного участка.

3.21.3. После троекратного объявления Ведущим продажи минимальной цены предложения (цены отсечения) ни один из участников не поднял карточку.

3.22. В случае признания продажи земельного участка несостоявшейся Комиссия в тот же день составляет соответствующий протокол.

3.23. Минимущество РБ направляет покупателю три экземпляра проекта договора купли-продажи земельного участка в течение десяти календарных дней со дня составления протокола об итогах продажи земельного участка. При этом договор купли-продажи земельного участка заключается по цене, предложенной покупателем. Не допускается заключение указанного договора ранее чем через десять календарных дней со дня размещения протокола об итогах продажи на официальном сайте.

3.24. Если победителем продажи земельного участка не был подписан и представлен в Минимущество договор купли-продажи земельного участка в течение четырнадцати календарных дней со дня направления ему проекта указанного договора, победитель продажи земельного участка утрачивает право на заключение договора купли-продажи земельного участка. В этом случае торги по продаже земельного участка признаются несостоявшимися.

3.25. Протокол об итогах продажи земельного участка не позднее двух рабочих дней со дня подведения итогов продажи земельного участка размещается на официальном сайте.

Название документа:
Номер документа: 550
Вид документа: Постановление Правительства Республики Бурятия
Принявший орган: Правительство Республики Бурятия
Статус: Действующий
Опубликован: Официальный Интернет-портал Правительства Республики Бурятия www.egov-buryatia.ru, 02.12.2016

Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.12.2016

Дата принятия: 01 декабря 2016
Дата редакции: 17 января 2017

Покупка и продажа земли сельскохозяйственного назначения имеет множество правовых нюансов и особенностей. Этот вид территории страны находится под особым государственным надзором, так как представляет определенную ценность. Расскажем о тонкостях оформления сделок с такими землями.

Земли сельхозназначения могут использоваться только так, как того требует действующее законодательство. К примеру, на таких участках нельзя возводить строения жилого или промышленного назначения. Это ограничение не единственное.

К землям сельхозназначения можно отнести любые территории, предназначенные для нужд сельского хозяйства. Это могут быть:

Уважаемые читатели! Мы рассказываем о стандартных методах решения юридических проблем, но ваш случай может быть особенным. Мы поможем найти решение именно Вашей проблемы бесплатно - попросту позвоните к нашему юристконсульту по телефонам:

Это быстро и бесплатно ! Вы также можете быстро получить ответ через форму консультанта на сайте.

  • поля;
  • сенокосы;
  • пастбища;
  • пашни;
  • вспомогательные объекты – дороги, коммуникации и т.д.;
  • территории с расположенными постройками.

Таким образом, к сельхоз категории могут принадлежать целые поселки, растянувшиеся на километры. Везде будет действовать особый режим, который следует соблюдать.

Преимущественное право покупки земель сельскохозяйственного назначения

Главная особенность купли-продажи земли сельскохозяйственной категории – наличие преимущественного права покупки. Им обладают муниципалитеты.

Это значит, что при намерении собственника продать землю сельхоз назначения, он обязан направить уведомление в местную администрацию. В уведомлении прописываются все существенные условия будущей сделки (характеристики участка, цена и т.д.). Если муниципалитет будет согласен приобрести участок, собственник не вправе предлагать его кому-либо еще или размещать объявление о продаже в свободном доступе.

Такое уведомление всегда направляется письменно. Если проигнорировать положения законодательства о преимущественном праве покупки, сделка может быть в дальнейшем признана недействительна в судебном порядке. Местная администрация вправе подать в суд в течение года и потребовать перевода на себя прав и обязанностей покупателя.

У муниципалитета есть ровно месяц для принятия решения. Если по прошествии этого срока продавец не получил оповещения о согласии на покупку, он вправе продать землю третьему лицу. При этом важно учесть, что цена продажи не может быть ниже той, что указана в первоначальном уведомлении.

К слову, преимущественное право покупки – это не единственный нюанс, связанный с землей, относящейся к такой категории. Можно выделить и иные особенности:

  1. Покупатель не может купить с/х землю и использовать ее не по назначению. Он обязан следить за сохранностью всех полезных свойств участка. В противном случае государство может изъять земельный надел у нового собственника.
  2. Возможно изъятие участка государственными органами при несоблюдении сторонами правил и законодательных норм, касающихся правового статуса и использования земли, в момент оформления сделки.
  3. Заключая договор купли-продажи, стороны вправе установить право выкупа участка продавцом на определенный срок.

При оформлении сделки продавец обязан предоставлять достоверную и полную информацию о земельном участке и ограничениях и обременениях, действующих на него. Если выявится, что собственник утаил какую-либо существенную информацию, договор купли-продажи будет признан недействительным.

Как найти участок для покупки?

Собственниками земли могут быть физические лица, организации, муниципальные образования или государство. Граждане часто приобретают сельскохозяйственную землю в надежде решить и жилищный вопрос. Однако нужно понимать, что застройка таких территорий допускается не всегда.

Строительство разрешено только при оформлении крестьянско-фермерского хозяйства. Без этого застройка не допускается.

Прежде чем искать участок, необходимо определиться с ключевыми характеристиками:

  • цель использования;
  • условия пользования наделом;
  • допустимый размер земельного налога;
  • необходимое качественное состояние земли;
  • уровень почв.

Перед оформлением сделки следует убедиться, что продавец имеет все необходимые документы для реализации. С этой точки зрения лучше всего покупать землю у государства или муниципалитета.

Процесс купли-продажи земли сельскохозяйственного назначения

Процедура оформления купли-продажи будет различаться в зависимости от того, кто выступает продавцом. Рассмотрим ситуации заключения сделки с государством и физическим лицом.

С государством

Алгоритм покупки сельскохозяйственной земли у государства следующий:

  1. Подача ходатайства в местную администрацию о предоставлении земель этой категории. В заявлении указывается намерение приобрести участок в собственность, а также желаемые размеры и местоположение.
  2. Муниципальный орган рассмотрит ходатайство и вынесет решение о заключении сделки или об отказе.
  3. В случае положительного решения заключается договор купли-продажи.
  4. На основании договора осуществляется государственная регистрация перехода права собственности в Росреестре.

Отрицательное решение выносится посредством издания постановления главы муниципалитета. В этом документе должно содержаться обоснование принятого решения. Если по мнению заявителя отказ неправомерен, он вправе обжаловать его в судебном порядке.

Цена на сельскохозяйственные наделы формируется исходя из нескольких критерий. Учитываются плодородные качества, размеры и расположение. Итоговая стоимость устанавливается в нормативно-правовых актах местной администрации.

Необходимо учитывать, что при выявлении фактов неправомерного использования территории, она может быть изъята у собственника. Использование такой земли не по целевому назначению категорически запрещено.


С физическим лицом

Покупка земли у частного собственника будет отличаться. В первую очередь необходимо удостовериться, что он вправе ее продавать. Для этого нужно проверить все правоустанавливающие документы, а именно:

  • выписку из ЕГРН;
  • свидетельство о праве собственности (если есть, не выдается с 2017 года);
  • документ-основание для возникновения права собственности – договор купли-продажи, свидетельство о вступлении в права наследования и т.д.;
  • техническая документация из БТИ.

На официальном сайте Росреестра можно получить справочную информацию о любых объектах недвижимости в режиме онлайн. Кроме того, любой желающий может заказать сокращенную выписку из ЕГРН. Сделать это можно в Росреестре или МФЦ. Стоимость документа на бумажном носителе составляет 200 рублей.

Сделка заключается посредством оформления договора купли-продажи и акта приема-передачи, который подтверждает факт перехода надела от продавца к покупателю. Для расчетов граждане часто пользуются банковскими ячейками.

Следует понимать, что на вторичном рынке высок риск совершения мошеннических действий. Лучше всего совершать сделку в сопровождении юриста. Специалист сможет проверить «чистоту» объекта и серьезность намерения продавца.

Нюансы договора купли-продажи земли сельхоз назначения

В договоре купли-продажи указываются следующие сведения:

  • полные данные сторон договора;
  • идентификационные сведения об участке;
  • данные правоустанавливающих документов;
  • цена сделки;
  • сведения о целевом назначении надела;
  • права и обязанности сторон;
  • порядок передачи участка;
  • порядок расчетов.

В тексте указывается, что продавец обязан передать участок, который не имеет каких-либо обременений и не был подарен другому лицу.

Особенности покупки доли сельскохозяйственной земли

Если планируется покупка доли сельскохозяйственного участка, следует помнить о предусмотренных ограничениях:

  • участники долевой собственности вправе продать долю без выделения в натуре только своим сособственникам или члену крестьянско-фермерского хозяйства;
  • в случае с продажей доли преимущественного права у муниципалитета не возникает.

Таким образом, реализация доли земли, принадлежащей к этой категории, невозможна без ее выделения из общей долевой собственности в самостоятельный объект. Однако следует учесть, что после определения границ, необходимо направить уведомление о продаже в муниципалитет. Если они откажутся от покупки, можно продавать участок кому угодно.

При возникновении сложностей обращайтесь за юридической консультацией. Получить бесплатную правовую помощь можно на нашем сайте. Задайте вопрос эксперту в специальном окне.

Продажа земли сельскохозяйственного назначения имеет множество нюансов и особенностей. Зачастую без помощи юриста не обойтись. Получите бесплатную консультацию эксперта по земельно-имущественным отношениям на нашем сайте.