Классный час (3 класс) на тему: Урок безопасности. Особая профессия спасатель МЧС

Глава МЧС Владимир Пучков поздравил своих коллег с Днём спасателя и рассказал «АиФ» об итогах года:

Уходящий год был очень сложным. Возникали крупномасштабные чрезвычайные ситуации, серьёзные пожары - через день приходилось задействовать механизмы федерального реагирования. Это и ситуация в Челябинске, связанная с . Там в сложнейших зимних условиях спасатели срочно восстанавливали окна в зданиях. Это и наводнения в Магаданской, Ростовской, Челябинской областях, в Башкортостане, где оказались затоплены жилые дома, объекты социальной инфра-структуры, нарушены транспортные коммуникации, энергетика, связь. Это смерч в Тульской области, серьёзные пожары на севере страны, другие ЧС.

И конечно же, . Там работала сборная группировка сил в 46 тыс. человек, помощь оказывалась более чем в 150 городах и населённых пунктах шести дальневосточных регионов, было эвакуировано 32 тыс. человек. Всего за год спасено более 250 тыс. человеческих жизней, потушено более 130 тыс. пожаров.

События уходящего года подтвердили: каждый сотрудник МЧС - это прежде всего профессионал, человек, который морально готов к тому, чтобы порой в тяжелейших условиях выполнить свой долг - оказать всю возможную и невозможную помощь людям, попавшим в беду.

Но бок о бок вместе с нами в самых сложных ситуациях работали и военные, и сотрудники правоохранительных органов, и медики, и представители власти, и волонтёры. Мы благодарны волонтёрам и обычным людям, которые не проходят мимо чужой беды, оказывая возможную и необходимую помощь. День спасателя - и их праздник.

Почти как дядя Стёпа

Александр Мордвов полез в открытый огонь в пожарной куртке с чужого плеча и домашних тренировочных штанах. Фото: Из личного архива Александра Мордвова

У старшего лейтенанта пожарной службы самарца Александра Мордвова был выходной. Но около 6 утра его разбудила мама: «Посмотри в окно, напротив дом горит!»

Горела пятиэтажная хрущёвка. Пламя перекинулось на дом от кучи мусора, наваленной под балконом первого этажа, и с невероятной скоростью стало пожирать квартиру за квартирой. Александр профессионально быстро надел спортивный костюм и рванул к месту ЧП, хотя там уже работал пожарный расчёт. И вовремя - пламя явно переигрывало пожарных. Александр вывел из подъезда надышавшуюся гарью женщину. Но зайти опять внутрь стало ещё сложнее - из-за плотного дыма работать в подъезде дальше без спецсредств было уже невозможно. Одолжив у пожарных «боёвку» - специальную куртку, - он побежал за дом, там как раз устанавливали пожарную автолестницу, и полез вверх.

Одного за другим жителя буквально на руках спускал он вниз. Мужественно перенёс эвакуацию на сильных руках сотрудника МЧС даже полуторагодовалый малыш (на фото). Вскоре прибыла помощь, пламя было постепенно потушено. За 15 минут участия в спецоперации Александр сумел вынести из огня девятерых взрослых и троих детей. Придя в себя после пожара, спасённые жители дома пытались найти неизвестного героя, но в списках пожарных, которые в тот день были на смене, его, естественно, не было. В итоге разыскали своего спасителя с помощью сарафанного радио - опрашивая жителей соседних домов. О бескорыстном героическом поступке рассказали соседи скромного пожарного. Погорельцы добились для их спасителя в тренировочном костюме медали от мэра - за заслуги перед Самарой.

Эльвира Кагирова («АиФ-Самара»)

Вентиль-подкидыш

Щенка нашли в вентиляционной шахте... Фото: Из личного архива Александра Пермякова

Летним вечером в Уфим-ский поисково-спасательный отряд поступил странный вызов: «Внутри вентиляционной трубы что-то кричит нечеловеческим голосом!»

Неведомое существо второй день наводило на жильцов ужас: «А вдруг оно вылезет к нам на кухню?!» Поднявшись на чердак пятиэтажки, Александр Пермяков заглянул в вентиляционную шахту. В свете фонаря зажглись два зеленоватых огонька, «существо» заскулило и оказалось... обыкновенным щенком. Узкая шахта не давала ни развернуться, ни наклониться, пот заливал глаза. Но спасатель исхитрился ухватить пёсика кончиками пальцев за хвостик. «Ребята, тяните, я - всё!» - прокричал он обессиленно напарникам. Главный спаситель, пока изгибался, доставая неведомо как попавшего в вентиляцию узника, придумал ему кличку: Вентиль. Теперь существенно подросший Вентиль живёт при базе спасателей и даже сумел поймать вора, попытавшегося угнать машину одного из сотрудников МЧС.

Айгуль Нургалиева («АиФ-Башкирия»)

Принял удар на себя

На единственно верное решение оставались секунды. Фото: Из личного архива Константина Лукьянова

Бригада саратовских спасателей отправилась вызволять пассажиров автобуса, который застрял на залитой дождём улице. Ну какое, казалось бы, геройство, если нужно было просто «перевести людей через лужу»?

24 июня в Саратове ливень залил полгорода - почти полностью под воду ушла и улица Танкистов. Посреди неё, хлебнув двигателем воды, заглох автобус 90-го маршрута. Выручать жертв неожиданного «кораблекрушения» отправили спасателей. Водитель бригады Константин Лукьянов припарковался неподалёку и, сидя за рулём своего «КамАЗа», наблюдал, как его товарищи одного за другим переправляли пассажиров автобуса на тротуар, к автобусной остановке. И вдруг - о ужас! - к автобусной остановке, сминая одно авто за другим, несётся потерявший управление многотонный грузовик! Ещё несколько секунд - и многотонная фура врежется в толпу людей на остановке. Лукьянов принял решение мгновенно. Вырулив на проезжую часть наперерез грузовику, он нажал на тормоза... «О себе я в тот момент не думал, - вспоминает спасатель-герой. - На остановке были люди, их нужно было спасти». Позже сотрудники ГИБДД посчитают , сообщат о 17 пострадавших (все они водители и пассажиры стоявших в пробке машин) и отметят: благодаря оперативным действиям Лукьянова удалось избежать самого страшного - гибели людей.

Дарья Степанюк («АиФ-Саратов»)

К малышам

Единственная в Архангельске девушка-спасатель работает наравне с мужчинами. Фото: Из личного архива Олеси Берденниковой

На пожарах, в ДТП часто бывают жертвы... - рассказывает , спасатель из Архангельска . - Но есть истории и со счастливым концом.

Один раз нас вызвали в дет-ский садик. Приезжаем, а там крики, плач, суета: один из малышей играл с детской разборной пирамидкой, и в одном из колец у него застрял пальчик. Пришлось взять кусачки и, разломав игрушку, освободить малыша. Счастью не было предела - ведь к нему настоящие спасатели приезжали! Ещё один малыш умудрился надеть на голову железный детский горшок. Этот необычный головной убор мы сняли при помощи растительного масла.

Анна Нечай («АиФ-Архангельск»)

Поклон вам

Олег Кожемяко, губернатор Амурской обл .: «От тысяч спасённых амурчан большое человеческое спасибо всему личному составу МЧС, который в эти трудные месяцы вывозил людей из затопленных районов, доставлял гуманитарную помощь в отдалённые населённые пункты. Низкий поклон вам».

Владимир Груздев, губернатор Тульской обл. : «На помощь к тулякам прибыли спасательные подразделения из семи регионов. Мы ни на минуту не чувствовали себя брошенными. Люди трудились круглосуточно, помогая нам . - Ред.)».

Сергей Боженов, губернатор Волгоградской обл. : «После пожаров 2010 года сделаны выводы, с МЧС России налажено тесное взаимодействие. Областной бюджет находит средства на то, чтобы пожарные депо были оборудованы современной техникой».

Михаил Абызов, министр по вопросам открытого правительства : «Для повышения открытости системы госуправления запущен процесс публичного представления целей и задач министерствами и ведомствами. Министерства должны будут публично декларировать их на год. Мне очень приятно, что МЧС первым откликнулось, оно является примером открытого правительства по всем направлениям».

МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №117»

г. Воронеж

Конспект НОД старшей группы

«ОБЖ.Служба МЧС.Профессия спасатель»

воспитателя

Постниковой Е. И.

Образовательные области : «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», “Физическое развитие”.

Цель: познакомить с деятельностью МЧС России. Раскрыть необходимость и важность МЧС в современной жизни. Формировать у детей основы безопасности жизнедеятельности, навыков осознанного, безопасного поведения.

Задачи:

Образовательные:

    знакомство, расширение и уточнение знаний детей о профессии Спасатель;

    формировать умения устанавливать элементарные причинно - следственные связи;

    расширять представления детей о безопасном поведении в чрезвычайных ситуациях.

Развивающие :

    способствовать развитию связной речи, зрительного внимания, речевого слуха, мышления;

    развивать интерес к профессии спасателя МЧС;

    формировать умение реально оценивать возможную опасность. Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности;

Воспитательные:

    воспитывать уважительное отношение к труду спасателей;

    воспитывать потребность защищать тех, кто нуждается в этом, и приходить им на помощь;

    воспитывать чувство осторожности и самосохранения.

Практические :

    прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара.

Методические приёмы:

    рассматривание иллюстраций, плакатов по ОБЖ, правилам безопасного поведения с обсуждением;

    обыгрывание проблемных ситуаций;

    сюжетно-ролевая игра «Вызов службы МЧС»;

    чтение художественной литературы о спасателях, беседы о прочитанном;

Материал и оборудование :

плакат по ОБЖ, иллюстрации с изображением работы спасателей МЧС России, карточки с изображением опасных ситуаций, видеофильм «Визитная карточка МЧС России»,аудиозаписи, телевизор, телефон, два пластмассовых ведёрка, «кошкин дом» из фанеры, мягкие модули, счётные палочки, цифры, мяч, схема для конструирования из модулей, костюм Незнайки, манка, спирт, краски, клей, кисточки, одноразовые тарелки, влажные салфетки, распечатанные изображения символа МЧС.

Методы обучения:

    Словесные: беседа, высказывание предположений, составление рассказа.

    Наглядные: рассматривание схематических картинок, просмотр видеофильма.

    Практические: аппликация нетрадиционным способом - манкой.

Словарь: спасатель, чрезвычайные ситуации.

Предварительная работа:

    Просмотр развивающих мульфильмов: «Смешарики.Азбука безопасности», «Уроки тётушки Совы.Азбука Безопасности», Видеоролики с сюжетами о аботе спасателей.

    Беседы о правилах безопасного поведения на улице и дома.

    Чтение художественной литературы: С. Маршак «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое»; Л. Толстой «Пожарные собаки», «Пожар»; Б. Житков «Пожар в море», «Дым», «Пожар»; Е. Пермяк «Как огонь воду замуж взял»; К. Чуковский «Айболит».К . Чуковский «Телефон».

    Прослушивание аудио записей: «Марш пожарных», «Гимн парням МЧС», «МЧС России», сл. О. Абакумовой, муз. Л. Смараковой

Ход занятия:

Вбегает Незнайка:

Незнайка: - Ребята, ребята! Ой,Ой,Ой! Помогите! В Цветочном городе беда!

Воспитатель: - Незнайка, что случилось?

Незнайка: - Не знаю. Я забыл!

Воспитатель: - Как же мы тебе поможем? Ребята, подойдём к столу и выберем карточки с опасными ситуациями. Может быть Незнайка вспомнит, что случилось в Цветочном городе.

Дидактическая игра «Опасные ситуации».

Ход игры: дети выбирают карточки на которых изображены опасные ситуации. Рассказывают в чём состоит опасность. Какие службы необходимо вызвать. Выбирают циры и составляют номера телефонов: 01- пожарная служба, 02-полилиция, 03-скорая помощь, 04-служба газа.

Воспитатель: -Незнайка, ты вспомнил,что произошло в Цветочном городе?

Незнайка: - Нет! Ой,Ой, Ой! Что же делать?

Воспитатель: - Ребята, у Незнайки случилась «чрезвычайная» ситуация. Как вы думаете, что означает слово «чрезвычайные»?

Ответы детей. (необычные, опасные, страшные).

Воспитатель : - В таких случаях необхоимо вызывать Единую службу спасения. Есть целое Министерство чрезвычайных ситуаций. Сейчас мы посмотрим видеофильм о службе МЧС и о профессии спасатель.

Просмотр видеоролика «Визитная карточка» службы МЧС России».

Воспитатель: - Профессия спасатель - это героическая профессия, о которой мечтают многие ребята. Спасатель каждый день помогает и спасает жизни людей, животных, заботится о сохранении окружающей среды.

Это профессия молодая. Раньше, если случалось какое-то бедствие, приезжали врачи или пожарные, или водолазы. Потом решили их всех объединить и назвали сотрудниками МЧС (Министерство Чрезвычайных ситуаций). К сожалению, люди постоянно сталкиваются с катастрофами, терактами, авариями, в которых они страдают. И спасатели - это те люди, которые не жалея себя, первыми спешат на помощь. Они не боятся плохой погоды, опасностей и всегда готовы пожертвовать собой. Важное качество для спасателя -уметь оценивать обстановку, чтобы быстро понять, какая тут помощь нужна. Благодаря этому мастерству, многие жизни им удалось спасти. Работа спасателя МЧС очень ответственная, тяжелая, мужественная. Поэтому в этой профессии работают - отважные, дисциплинированные, выносливые и уверенные в себе люди, которые умеют работать в команде, а также умеют поддержать человека в беде и найти слова поддержки..

Воспитатель : -Каким должен быть спасатель?

Словесная игра «Скажи наоборот».

Ход игры: дети называют качества какими должен обладать спасатель и называют противоположные значения (какими качествами обладать не должен):

сильный, выносливый - слабый;

смелый,мужественный,безстрашный,отважный - трусливый;

быстрый - медленный;

умнымый,знающий - глупый;

ответственный- безответственный;

уверенный-неуверенный.

Воспитатель: - Ребята, кто из вас хотел бы стать спасателем когда вырастет?

Ответы детей.

Воспитатель: - Тогда давайте тренироваться.

Подвижная игра-эстафета.

Ход игры: дети делятся на две команды.

Первое задание: участники должны «потушить Кошкин дом» (с ведёрком добежать, не задевая кегли, до импровизированного домика. «потушить его», вернуться к своей команде и передать ведёрко следующему игроку.

Второе задание: команды должны собрать «разрушенный Теремок»(по образцу построить конструкцию из мягких модулей.

Воспитатель: - Молодцы ребята! Все справились с заданием. Трудная работа у спасателей и очень ответственная. Нужно не только быть быстрым и ловким, но и уметь работать в команде.

Воспитатель: - Кто из вас знает как вызвать службу спасения? Какой номер нужно набрать? Что сказать? Сначала надо набрать номер 112, рассказать, что произошло и сообщить адрес этого происшествия. Потом надо назвать свое имя, фамилию, отчество.

Сюжетно- ролевая игра «Вызов службы МЧС»

(Дети обыгрывают ситуации с вызовом по телефону, таким образом закрепляя правильный алгоритм при вызове спецслужб)

Воспитатель: - Чтобы запомнить этот номер, вам надо выложить цифры 112 из счётных палочек. Зная этот номер вы можете спасти жизнь, но никогда не балуйтесь этим номером, ведь пока диспетчер занят вашим звонком, кто-то другой, попавший в беду, не сможет дозвониться.

Дидактическая игра «Выложи цифры».

Ход игры: дети выкладывают из счётных палочек цифры 112.

Воспитатель: - Но беду, ребята, легче предупредить, чем потом исправить. Одним из направлений работы службы МЧС является предупреждение чрезвычайных ситуаций. Каждый должен знать основы безопасности жизнедеятельности. Сейчас я проверю ваши знания.

Дидактическая игра «Да-Нет»(с мячом.)

Ход игры: на вопрос с ответом «да» дети мяч ловят, на вопрос с ответом «нет»-мяч отбивают.

-Можно п ользоваться повреждёнными розетками?

-Нужно к ричать и звать на помощь взрослых, если вы чуствуете опасность?

-Можно о ставлять без присмотра включённые электроприборы?

-Можно и грать спичками?

-Нужно д вигаться ползком или пригнувшись, если помещение сильно задымлено?

-Можно о ставлять не затушенные костры в лесу?

-Можно п оджигать сухую траву, тополиный пух?

- Нужно в случае возникновение пожара вызывать пожарную охрану?

-Можно детям есть грибы?

-Нужно в ывести из горящего дома своих младших братьев и сестёр?

-Можно убегать, если на вас бросилась собака?

Можно, тушить электроприборы водой?

Воспитатель: - Ребята, а у спасателей есть сивол Белая Звезда Надежды и Спасения, на базе которой разработана эмблема МЧС России, представляющая собой вытянутый по вертикали восьмиугольник, в центре которого расположен международный отличительный знак гражданской обороны-голубой треугольник в круге оранжевого цвета. Большая эмблема представляет собой изображение двухглавого орла со щитом оранжевого цвета на груди. В центре щита расположена Белая Звезда Надежды и Спасения. Давайте подойдём к столу и сделаем аппликацию из окрашенной манки «Эмблема МЧС».

Ход аппликации:

1.Дети добавляют в первую ёмкость с манкой небольшое колличество спирта и гуаши синего цвета, перемешивают, чтобы манка равномерно окрасилась.

2.В отдельной палитре смешивают краску красного и жёлтого цвета, перемешивают, чтобы добиться оранжевого оттенка.

3.Добавляют во вторую ёмкость с манкой спирт и оранжевую краску, хорошо перемешивают.

4.Намазывают клеем распечатку эмблемы и посыпают манкой соответствующего цвета. Белую Звезду посыпают неокрашенной манкой.

Незнайка: - Ребята, я вспомнил! Знайка потерял ключи и мы не можем попасть домой.

Воспитатель: - Незнайка,тогда вам надо вызывать МЧС. Даже в таких ситуациях спасатели придут на помощь.

И запомни:

Для забавы, для игры

Спичек в руки не бери

Не шути, дружок, с огнём,

Чтобы не жалеть потом.

Сам костра не разжигай

И другим не позволяй. Газ на кухне, пылесос ли, Телевизор и утюг

Пусть включает только взрослый

Наш надёжный старший друг. Быть нельзя огню вблизи

Там, где смазка, газ, бензин

Ведь о них нам не напрасно

Говорят: «Огнеопасно»!

Если же стряслась беда

Что тогда нам делать?

Не теряться никогда

Действовать умело!

Если близко телефон

И тебе доступен он

Нужно 01 набрать

И пожарников позвать! Если слаб огонь, скорей Кружкою воды залей

Сыпь песок, брось одеяло

Чтобы всё не запылало

Победить огонь сумей

Докажи, что ты сильней!

Если же большой огонь

Дымом всё объято

Выбегать из дома вон

Надо всем ребятам

И на помощь поскорей Ты зови, зови людей

Твёрдо запомните правила эти.

Будьте с огнём осторожны,

Все дети!

Воспитатель: Ребята, что нового вы сегодня узнали? Какие правила безопасности будете соблюдать? Что никогда не будете делать?

Я желаю вам, ребята, чтобы все беды обходили вас стороной. С вами ничего плохого не случилось. Будьте всегда внимательными, смелыми, дисциплинированными мальчиками и девочками!

До свидания Незнайка. Беги скорее в Цветочный город и звони по номеру 112.

Незнайка: - До свидания ребята.

Совсем скоро исполнится двадцать семь лет с даты появления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, и ликвидации последствий стихийных бедствий. Эта знаменательная дата будет отмечаться через два дня после католического Рождества, однако история создания МЧС уходит корнями в пятнадцатый век. Считается, что в этот период времени остро назрела потребность в создании особой государственной структуры, которая помогала бы населению справляться со всевозможными катастрофами, в том числе и стихийными бедствиями. Конечно, созданная организация была далека от эффективно реагирующей на все ЧС современной структуры. Но все же она положила начало государственной защите населения от всевозможных бед. Так как история создания системы МЧС очень интересна, то мы посвятили ей данную статью. Из нее вы узнаете предысторию формирования этой структуры, ее цели и задачи, а также некоторые интересные факты о ней.

История создания МЧС: начало

Каждый день люди сталкиваются с пожарами, наводнениями и другими стихийными бедствиями. Им приходится справляться с последствиями разрушений, а также пытаться восстановить привычную жизнь. Сделать все это в одиночку довольно сложно, поэтому на помощь россиянам всегда готовы прийти сотрудники МЧС. Сегодня сложно даже представить, что когда-то этой структуры не существовало, но историки считают, что начало истории создания МЧС было положено в конце пятнадцатого века.

Царь Иван III в середине своего правления издал указ о формировании пожарной службы. Изначально это была небольшая команда, действующая на крайне ограниченном пространстве. Но вскоре она разрослась, а с легкой руки царя даже обрела противопожарные правила, регламентирующие ее деятельность. Все население России был ознакомлено с этими правилами и обязано было их придерживаться.

Чуть позже Петр I распорядился о введении пожарной повинности. Ее должны были нести мужчины, что значительно увеличило количество пожарных команд в России.

С течением времени российская промышленность стала выходить на новый уровень развития. Повсюду стали возникать горнообогатительные предприятия, нефтедобывающие комплексы, развивалось морское дело и химическая промышленность. Этот промышленный скачок спровоцировал большое количество аварий, несчастных случаев и травм. В связи с этим стали появляться специализированные команды спасателей, имеющие опыт только в узконаправленной деятельности. Постепенно эти группы обрастали различными актами, правилами и нормативами, требовавшими объединения и слияния в одну структуру.

История создания МЧС тесно переплетена с процессом формирования в молодой советской России такого понятия, как «гражданская оборона», указ о которой был издан в октябре тридцать второго года двадцатого столетия. Именно к этой дате был разработан, принят и опубликован список рекомендаций по поведению населения в условиях бомбардировки регионов потенциальным врагом. Думается, что с этого указа началась масштабная разработка государственного проекта мер по защите населения в ЧС.

Окончательно этот процесс завершился в начале шестидесятых, когда в государстве появилась хорошо развитая и поддерживаемая нормативными актам система ГО. Она стала своеобразным руководством для граждан в критических ситуациях.

Двадцать седьмого декабря девяностого года двадцатого столетия вышел указ о формировании небольшой самостоятельной спасательной команды, которая и положила начало современной истории создания МЧС России.

Заключительный этап формирования Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, и ликвидации последствий стихийных бедствий

Если говорить об истории создании МЧС России кратко, то можно отметить, что буквально через несколько месяцев новая структура доказала свою эффективность, взяв на себя руководство всеми происшествиями, попадающими в разряд чрезвычайных. Весной девяносто первого руководителем корпуса спасателей (РКС) стал Сергей Шойгу.

Через некоторое время он выступил с инициативой переименовать существующую структуру из-за масштабности поставленных перед ней задач. В итоге появился Государственный Комитет по чрезвычайным ситуациям. За последующие годы это подразделение еще не раз меняло свое название. Постепенно в его состав вошли различные пункты спасения и контроля, созданные еще в советские времена. Их эффективность была доказана годами работы, поэтому они и стали частью новой структуры.

Буквально через четыре года после своего создания организация доросла до размеров самостоятельного министерства, которое возглавил бессменный Сергей Шойгу. Можно подумать, что на этом закончилась история создания и развития МЧС. Однако на самом деле в девяносто четвертом году прошлого века начался очередной этап становления данной структуры, ставшей одной из самых мощных и эффективных не только в России, но и среди других стран.

Численность структуры

Пятнадцать лет назад численность сотрудников МЧС не превышала семидесяти тысяч человек, но вошедшие в состав министерства триста тысяч пожарников заметно расширили возможности подразделения и усилили его. На сегодняшний день российские сотрудники министерства имеют очень высокий уровень подготовки и нередко вылетают на ликвидацию последствий стихийных бедствий и тушение пожаров за границу.

История МЧС России кажется крайне простой, но в реальности эта структура не является статичной. Она постоянно видоизменяется и совершенствуется, чтобы полностью соответствовать потребностям современности. Об этом нам тоже хочется рассказать читателям.

Что сегодня представляет собой МЧС?

Об истории создания МЧС в РФ мы вам уже поведали, но многие до сих пор довольно плохо представляют, чем именно занимается эта структура и каким образом она функционирует.

С самого первого момента своего образования подразделение реагирует и выезжает на ликвидацию последствий природный катастроф, эпидемий, а также техногенных происшествий. К последней группе относятся выбросы энергий, взрывы, пожары и серьезные аварии на заводах, фабриках и других производственных объектах.

Отличительной чертой министерства, которая сформировалась еще на самых первых этапах развития МЧС в России (история создания и предыстория появления этой структуры нами уже была озвучена ранее), является совместная и слаженная работа с различными организациями. В случае возникновения руководящие органы сразу же переключается на МЧС и все остальные службы, имеющиеся в регионе, выполняют его указания. Это позволяет решать задачу быстро и практически мгновенно реагировать на все возникающие в процессе работы трудности. Впрочем, именно этим и славятся российские спасатели во всем мире.

Немного о термине «ЧС»

Так как история создания современной системы МЧС связана с возникновением чрезвычайных ситуаций на территории России, то нам хочется дать этому термину максимально четкое определение.

Заглянув в словарь, вы сможете узнать, что под ЧС понимается возникновение условий, которые на определенной территории нарушают нормальный уклад жизни, нанося урон государственному и частному имуществу, вызывая угрозу жизни и здоровью людей, а также меняя экосистему. В общей массе эти процессы являются обратимыми, но в случаях, когда чрезвычайная ситуация возникла в результате техногенной катастрофы, ликвидировать ее последствия может быть практически невозможно.

Думаем, теперь нашим читателям стало более понятно, с чем ежедневно сталкиваются сотрудники МЧС и какие сложные задачи они решают. Впрочем, к основным задачам этой государственной структуры мы вернемся немного позже.

Характеристика работы сотрудников МЧС

Так как министерство является государственной структурой, то оно воплощает именно видение государства о необходимости и целесообразности тех или иных реакций. В информационный центр этой структуры стекается вся информация о ЧС и мерах по их ликвидации. Можно представить МЧС в виде огромного мозгового центра, который принимает, анализирует и классифицирует информацию. Параллельно принимаются решения о необходимости вмешательства сотрудников министерства в решение ситуаций, ведь зачастую проблему вполне можно решить на местном уровне силами спасательных подразделений, имеющихся в регионе.

При необходимости, когда происходят масштабные катастрофы, сотрудники МЧС прибывают на место происшествия в течение четырех часов. Это время уходит на подготовку оборудования, инструктаж спасателей относительно ситуации и дорогу до места пожар, аварии или катастрофы. Во многих случаях в качестве транспорта используются вертолеты.

Считается вполне нормальным, если МЧС оказывается на месте происшествия уже после милиции, спасательных служб региона и медицинских работников. Эта специфика известна каждому, кто сотрудничал с данным министерством.

Организационная структура

Сразу хочется заметить, что МЧС имеет довольно разветвленную структуру, которая уже многие годы показывает себя очень эффективной. Мы представляем ее в виде списка:

1. Центральный аппарат.

Сюда входит административный аппарат, производящий управление всей структурой целиком. К этой группе относится министр, его замы, секретари, а также военный эксперт и главный пожарный инспектор.

2. Управления, входящие в состав министерства.

Их насчитывается десять. Каждое выполняет свои функции и поставленные задачи. К примеру, информационное управление отвечает за своевременное обеспечение данными о катастрофах и их анализ.

3. Департаменты.

На всей территории России функционируют девять департаментов МЧС. Среди них можно назвать, например, департаменты управления и финансово-экономический.

Подобная организационная структура формировалась на протяжении нескольких лет и считается законченным вариантом.

Научно-исследовательские учреждения

Такая мощная структура, как МЧС, должна обладать значительной научной базой, поэтому в состав министерства входят несколько учреждений, ведущих серьезную исследовательскую работу.

На сегодняшний момент таких институтов пять.

Обучение

В современном мире престиж МЧС поднялся очень высоко и многие молодые люди видят свое будущее именно в данной структуре. По результатам социологических опросов не только юноши, но и немалое количество девушек хотели бы связать жизнь с работой спасателя или пожарного.

На сегодняшний день обучение будущих сотрудников МЧС проводится в восьми высших учебных заведениях. Они располагаются в разных городах России. К примеру, свой институт имеется в Санкт-Петербурге, в Иванове и на Дальнем Востоке.

Интересно, что в данной структуре существует и институт культуры МЧС России, состоящий из шести отделов.

Коммерческие услуги

Более двух лет существует особый перечень услуг, оказываемых на коммерческой основе. На сегодняшний день он достаточно широк и включает в себя массу пунктов. К примеру, сотрудники МЧС могут оказать содействие в тушение пожара на частной территории или выставить противопожарные посты.

Стоит отметить, что эти услуги пользуются большим спросом у населения, поэтому их перечень планируется в ближайшее время еще расширить.

МЧС РФ: основные задачи

История создания структуры нам уже хорошо известна, но немаловажно ознакомиться и со списком реализуемых задач МЧС, который остается в неизменном виде уже несколько лет. Периодически в него вносятся незначительные коррективы, но в целом он не подвергается сколько-нибудь существенным изменениям:

  • решение вопросов пожарной безопасности;
  • защита в случае возникновения ЧС;
  • помощь всем гражданам в зоне катастрофы;
  • реагирование на ситуации за пределами страны;
  • регулирование всех организационных и нормативных вопросов структуры;
  • координация действий разных организаций в процессе разрешения возникшей проблемы;
  • сбор, классификация и обмен информацией о ситуации в разных регионах страны.

Заключение

Сегодня мы постарались максимально подробно рассказать читателям об МЧС России. История создания, структура и функция этого государственного ведомства теперь не будут для вас секретом. А главное, теперь вы точно знаете, почему именно двадцать седьмого декабря россияне празднуют день спасателя.

Цель:

Познакомить с деятельностью МЧС России.

Раскрыть необходимость и важность МЧС в современной жизни

Познакомить детей с историей развития пожарной охраны. С профессией пожарного.

Учить детей ценить мужество и героизм людей этой профессии.

Ориентировать учащихся на выбор будущей профессии. Воспитывать у детей такие качества как мужество и самоотверженность.

Оборудование: мультимедийная презентация

Ход урока

Вступление

Жизнь, какой бы сложной она ни была, самое дорогое для каждого человека. Однако существует немало опасностей, которые не только портят, но и отнимают жизнь. По нелепой случайности или неожиданно, по стечению обстоятельств, можно оказаться в ситуации, когда минуты решают все. Вывод один - надо уметь предвидеть опасности, знать правила поведения в критической ситуации и способы выхода из неё.

Но есть опасность, которая угрожает сразу многим людям (чрезвычайные ситуации). Стихийные бедствия не зависят от человека и предсказать их очень трудно. А бывает, что стечение людских ошибок приводит к авиакатастрофе, кораблекрушению, аварии на большом заводе. Следствием небрежности и несоблюдения правил безопасности могут возникнуть пожары, охватывающие большие территории. Чрезвычайные ситуации возникают на промышленных объектах при работе технологического оборудования, при пожарах, при выбросах радиоактивных и химических веществ и т.д.

Справиться своими силами, в одиночку в таких обстоятельствах невозможно. Для этого надо большое количество людей, которые будут оказывать помощь, много специальной техники и разных специалистов.

История

Спасатель-профессия героическая. Когда человек попадает в беду, ему нужна помощь окружающих. Часто эта помощь необходима, потому что не хватает собственных сил, иногда человек не может долго настроить себя на борьбу с бедой, переживает неприятные последствия происшедшего.

Долгое время в нашей стране не было специалистов, которые бы могли квалифицированно бороться с последствиями бедствий, катастроф, аварий.

Часто эта задача возлагалась на армию, которая не имела для этого специального оборудования, не имела специально подготовленных людей.

С ростом чрезвычайных ситуаций, которые приводят к гибели людей, и возникла потребность в создании МЧС.

Для руководства такими спасательными операциями в нашем правительстве создали специальное министерство. Оно называется так-Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Сокращённо его называют МЧС России. Образовалось оно в 1990 году. Именно МЧС руководит отрядами спасателей, готовит специалистов и технику.

10 января 1994 года, Государственный комитет Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий был преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Телефон службы спасения 01, короткий, легко запоминается.

Слайд 2,3

Возглавил новое министерство Сергей Кужугетович Шойгу, который остаётся в этой должности и в настоящее время. Прочитайте, какой это героический человек.

Слайд 4,5

Деятельность

Какие же подразделения включает в себя МЧС? Это и Пожарно-спасательные силы, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны, и авиация МЧС, и служба спасения на водах и множество других подразделений.

Транспортная авиация МЧС доставляла гуманитарную помощь в разные страны: Японию, Афганистан, Сербию, Колумбию, Грецию. С её помощью вывозили больных, раненных, лишённых крова людей, тушили пожары, высаживали десант спасателей в труднодоступные районы.

В распоряжении отрядов спасателей имеются самолёты и вертолёты, которые могут в любое место страны доставить все необходимое людям, оказавшимся в беде.

Слайд 6,7

МЧС России входит в пятёрку лучших спасательных служб мира. Важным результатом работы МЧС за эти годы является сотни тысяч спасённых жизней.

Слайд 6-25

Как вы думаете, кто еще помогает спасателям в поиске людей после землетрясения или лавины? Конечно, спасатели - собаки. В наше время для спасательных работ посте схода лавин для поиска пострадавших под завалами, а также после землетрясений и других природных катастроф чаще всего применяются немецкие овчарки. Они лучше всего адаптируются в экстремальных погодных условиях, а также поддаются даже самой жесткой дрессировке. В спасении на водах используются ньюфаундленды, которые способны работать даже в условиях очень сильного шторма. Они прекрасно держаться на воде и понимают свое важное предназначение. Сенбернары, как мы уже говорили, специализируются на спасении альпинистов и горнолыжников.

Если поиски пропавших ведутся на суше, собака может тремя способами сообщить, что она нашла человека: подать голос, взять что-либо у спасенного и вернуться с подмогой, находиться между хозяином и пострадавшим.

Самым сложным считается поиск людей под обломками. Собака должна четко улавливать человеческий запах от массы других и обнаруживать пострадавшего из-под обломков толщиной в метр.

При спасении на водах собаки подплывают к утопающему в специальном жилете. Пострадавший добирается до берега, опираясь на пса. Если же пострадавший без сознания, то спаситель тянет его на сушу за руку.

Слайд 25-28

А нередко и сами животные нуждаются в помощи спасателей. Ребята, вы можете привести примеры таких случаев?

Слайд 29, 30

Иногда для вызова спасателей достаточно и таких ситуаций, которые могут произойти в любой момент с каждым из нас. Женщина вышла на балкон повесить выстиранное белье, а дверь порывом ветра случайно защелкнулась. Она была дома одна. Помочь ей никто не мог.

Слайд 31

На помощь к нам в разрушенных домах, в огне пожара и при паводках и наводнениях, а также просто попавшим в беду приходят несущие постоянно службу спасатели МЧС, у которых на счету десятки тысяч спасенных людей.

Слайд 32,33

Легошин Владимир Данатович

Сотрудники «Центроспаса», в том числе и В.Д.Легошин, принимали участие в боевых действиях в период Первой и Второй чеченских войн. Обстрелы и террористические акты не помешали им выполнять гуманитарные операции по оказанию помощи мирному населению. Несколько сотрудников МЧС России погибли в Чеченской Республике. 28 мая 1995 года мощное землетрясение стерло с лица Земли город Нефтегорск на Сахалине. В.Д.Легошин прибыл туда с первым самолётом МЧС и незамедлительно организовал проведение спасательной операции. Благодаря умелым и самоотверженным действиям своего командира, подчинённые В.Д.Легошина сумели отыскать и извлечь из-под завалов живыми 35 человек. Девять спасённых жизней было на личном счету В.Д.Легошина.

Хочется подробно остановиться на одной из структур МЧС - пожарной охране.

История развития пожарной охраны на Кубани.

Пожарная охрана на Кубани появилась когда строился город Екатеринодар.

Сначала об организации пожарной охраны в городе речи тогда не было. Все силы направляли на строительство города. Первоначально это были землянки, турлучные хатки-мазанки, крытые камышом и соломой. Достаточно было одной искры, чтобы все это превратилось в море огня.

Когда 28 февраля 1795 года выгорела одна из землянок, то выяснилось, что для тушения пожаров «не имеется во всем городе никаких средств яко водовозных бочек, крючьев и прочего к тому нужного».

Тогда 3 марта 1795 года Войсковое правительство издает распоряжение - «завести в каждом курене по одной бочке с водой на телегах ко утушению пожара всегда готовых», а для изготовления пожарных инструментов собрать со всех городских жителей с «имущественных» по 20, а с не имущественных по 10 копеек денег. Это были первые официально учрежденные меры пожарной безопасности в г. Екатеринодаре.

Дата - 3 марта 1795 года - считается датой учреждения пожарной охраны в г. Екатеринодаре.

3 марта 2010 года исполнилось 215 лет пожарной охране на Кубани. В настоящее время пожарно-спасательная служба Краснодарского края включает в себя 48 отрядов в составе 181 частей и 2 отдельных частей, в которых трудятся более 7 тысяч человек личного состава.

Противопожарная служба - одна из первых государственных служб, созданных в Российском государстве. И вот уже 360 лет стоит она на защите от пожаров.

Пожарные надевают брезентовый костюм. Он не горит, не намокает. Голову от ударов защищает каска, на руках рукавицы, на ногах сапоги. Для работы в огне и дыму пожарным необходим аппарат для дыхания.

В настоящее время пожарные применяют новые методы ликвидации крупных и сложных пожаров на газонефтяных промыслах, морских судах, высотных домах. Они достойно выполняют свои задачи по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, аварий, катастроф и стихийных бедствий.

На счету пожарных сотни тысяч потушенных пожаров, многие десятки тысяч спасенных людей, буквально вынесенных из огня. Чтобы стать пожарным, нужно многому научиться, быть отличным спортсменом. И не надо дразнить любителей поспать, что, мол. с лают экзамен на пожарника. Это совсем неуместные шутки.

Профессия пожарника

Трудна и опасна профессия пожарного. Последние социологические исследования показали, что профессия пожарного вышла на одно из первых мест в ряду самых опасных.

Все службы ежедневно имеют начало и конец... Пожарная же служба-вечная, беспрерывная - все 24 часа в сутки каждый пожарный на службе, не исключая ни одного дня в году.

Пожарные - люди необыкновенные. Бесконечная гонка по тревоге и постоянная схватка с огнем для них - повседневная, обычная, очень нужная работа.

Опасна и трудна работа людей, избравших для себя профессию пожарного. Ежедневно выступая по тревоге, они не знают, с какими трудностями им придётся столкнуться: войти в задымленный подвал или подняться на горящий чердак, тушить объятое пламенем здание. Из всех профессий они выбрали единственную, и лишили навсегда себя права на страх: огненная стихия не всегда гарантирует им жизнь. Пожарные были героями во все времена. Из всегда отличала любовь к своей профессии, отвага, самоотверженность, готовность прийти на помощь.

В мирное время пожарные всегда солдаты На войне, объявленной огню. О безоблачном небе мечтая, Эту жизнь бесконечно любя, Они свой долг только так понимают -Принимая огонь на себя!

Стихотворение « Пожарные»

В нашей трудной службе важно

Быть умелым и отважным. Поверьте!

Не хочу себя хвалить,

Но струсишь - и огонь не победить.

Знает весь честной народ,

Что пожар - такой же фронт...

Против огненной лавины

Вместе с нами в свой черед

В бой - пожарные машины,

Катера и вертолет...

Вы не верьте анекдотам:

Мол, легко пожарным жить,

Дескать, вся - то их работа

На пожаре воду лить.,

Шутка есть и будет шуткой,

Спор решится сам собой

Посмотреть бы вам минутку,

Как ведет с огнем он бой.

Как горит, но не сгорает,

Задыхается в дыму.

И как пламя умирает,

Покоряется ему.

И тогда вам ясно станет,

Как опасен этот труд!

Ученик

Не хочу быть "новым русским".

Не хочу кабриолет.

Смелым буду я пожарным

В городе не будет бед!

Будут люди улыбаться

И спасибо говорить,

А пожары и тревоги

Стороною обходить.

Труд пожарного не лёгок,

Он опасен и суров.

Если хочешь стать пожарным,

Ко всему ты будь готов!

Спит будильник среди ночи,

Ты летишь по мостовой:

Чей-то домик полыхает,

Сизый дым стоит стеной.

В тишине сирена воет,

Затихая пол дождём.

Неизвестные герои

Смело борются с огнём.

Дым исчез, пожар потушен,

Новый вызов впереди.

Люди сгят, пожарный тушит.

Так бегут _ днями дни.

Люди, будьте осторожны! Берегите свой очаг

Я хочу, чтоб в доме вашем

Не гостили боль и мрак

После школы непременно

Я в пожарные пойду!

Буду сильным, ловким, смелым

В жизни я не пропаду.

Началом нового витка в развитии прогрессивных методов предупреждения и тушения пожаров, а также ликвидации ЧС явилось объединение 1 января 2002 года двух структур - пожарных и спасателей в единое мощное Министерство чрезвычайных ситуаций Российской Федерации Главные задачи пожарно-спасательной службы края - предупреждение, спасение, помощь. Основные показатели, характеризующие деятельность сравнительно молодой объединенной структуры, свидетельствуют о снижении в Краснодарском крае числа гибели людей и возникновения пожаров, ЧС техногенного характера. А, значит, поставленные задачи выполняются!

Факты

Крупномасштабные чрезвычайные ситуации, имевшие место в 2011 г.:

Террористический акт в аэропорту «Домодедово»,

Крушение теплохода «Булгария» и плавучей буровой платформы «Кольская»,

Авиационные катастрофы в Республике Башкортостан и Удмуртской Республике

потребовали значительных усилий органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В 2011 г. сократилось: количество чрезвычайных ситуаций - на 17,5%, число пожаров - на 6,3%, количество погибших - на 8,5 5 (1108 чел.) при пожарах, на водных объектах, при ликвидации дорожно-транспортных проишествий и в других чрезвычайных ситуациях спасено более 200 тыс. человек и материальных ценностей на сумму более, 43,6 млрд руб..

Заключение

Слайд 35

Спасатели - бесстрашные люди, которые всегда оказываются в самых опасных местах нашей планеты. Спасатель - профессия особенная! 27 декабря в России празднуется День спасателя.

В 1990 году 27 декабря вышло постановление Совета министров РСФСР об образовании МЧС и это день является Днем спасателя.

Пройдет время вы вырастете, перед вами встанет вопрос выбора профессии. Служба МЧС рада будет принять в свои ряды смелых и выносливых бойцов.

Известно

В моей родной стране:

Спасатели отважные

Всю жизнь, как на войне.

В минуту жизни сложную,

Когда близка беда,

Спасатели надежные

Нас выручат всегда!

В сложнейшей ситуации,

Коль случай непростой,

Нас выручат спасатели,

Проект в подготовительной группе

«МЧС – России»

Актуальность.

Нам хотелось донести до детей значимость работы, которую выполняют спасатели, расширить кругозор детей. Познакомить с тем, что профессия спасателя включает в себя много специальностей и люди этой профессии обладают важными качествами: дисциплинированность, смелость, самоотверженность, решительность, быстрая реакция, ответственность, физическая сила и выносливость, чувство товарищества. Наша задача в дошкольном возрасте заложить основы нравственного воспитания: чувство ответственности и сопереживания, чувство товарищества и взаимовыручки. Сформировать у детей желание физически совершенствоваться, знать правила безопасного поведения, уметь соблюдать и применять их в жизни.

Участники проекта : дети подготовительной к школе группы № 3 и воспитатели группы.

Цель : познакомить детей с особенностями профессии – спасатель МЧС.

Задачи:

1. Познакомить детей со специальностями профессии – спасатель МЧС. С содержанием их работы, необходимости и важности труда спасателя МЧС.

2. Познакомить с правилами поведения в чрезвычайных ситуациях, воспитывать навыки личной безопасности.

3. Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.

4. Развивать познавательную и речевую активность, мышление, коммуникативные навыки, интерес к профессии спасателя МЧС.

5. Воспитывать потребность защищать тех, кто нуждается в этом, и приходить им на помощь.

6.Спобствовать формированию мужества, смелости, любви к Родине.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

1. Обогащение знаний детей о работе МЧС.

2. Понимание детьми необходимости и важности труда спасателя МЧС.

3.Знание правил безопасного поведения и умение правильно вести себя в чрезвычайных обстоятельствах, в различных опасных ситуациях.

4. Умение детей вовремя обратиться за помощью, вести ролевой диалог с диспетчером «Службы спасения».

5. Развитие у детей познавательной и речевой активности, мышления, коммуникативных навыков, обогащение словаря.

План реализации проекта

1этап – подготовительный:

Подбор литературы, иллюстраций по данной теме;

Подбор форм образовательной организованной деятельности с детьми, родителями;

Составление перспективного плана;

Создание развивающей среды;

2 этап – практический (реализация проекта):

Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о работе спасателей;

ООД, беседы, экскурсии, спортивные соревнования;

Детское творчество, чтение художественной литературы;

Взаимодействие с родителями.

3 этап – завершающий:

Обобщение результатов работы, их анализ;

Презентация «МЧС»;

Фото отчет.

Взаимодействие с родителями:

Реализация проекта

Познавательное развитие

Просмотр презентации для детей «Профессия - Спасатель»; «Самая трудная и загадочная профессия- спасатель МЧС»

Беседа с элементами проблемных ситуаций «Огонь – наш друг или враг? »

Встреча с интересным человеком - выступление сотрудника МЧС Ушаков Виктор Сергеевич «Наша служба и опасна и трудна».

Экскурсия по детскому саду « Противопожарная безопасность детского сада»;

Речевое развитие

Составление рассказов «Все профессии нужны, все профессии важны» (с использованием схем);

Беседы: «Важные телефонные номера», «Пожароопасные предметы».

Художественно- эстетическое развитие

Лепка сюжетная коллективная «Пожарные спешат на помощь»;

Аппликация «Пожарный»;

Рисование сюжетное « Один день из жизни спасателя»;

Чтение художественной литературы: С.Маршак «Пожар», С.Маршак «Кошкин дом».

Вечер загадок «Предметы бывают разные: опасные и безопасные».

Физическое развитие

Спортивные соревнования «Юные спасатели» с детьми подготовительной группы №3.

Взаимодействие с семьями воспитанников

Наглядная информация « Правила безопасного поведения дошкольников».

Предварительный просмотр:

Очередная встреча работника МЧС

с воспитанниками ДОУ

Встречи работников МЧС с детьми детского сада уже стали традиционными. Сотрудник пожарной охраны проводит мероприятия, главная цель которых обучить подрастающее поколение правилам безопасного поведения, предотвратить возможные экстремальные ситуации и научить их осторожности.

Пожарный приготовил для воспитанников детского сада интересное и познавательное мероприятие по основам безопасности. С детьми состоялась увлекательная беседа, в которой сотрудник МЧС рассказал им правила пожарной безопасности. Ребятам объяснили, почему "спички - детям не игрушка", что игра с огнем опасна, и огонь без присмотра может превратиться в жестокого врага человека, принося беды и несчастья.

Рассказал о том, какие правила безопасности нужно соблюдать, чтобы предотвратить возникновение пожара, и как следует себя вести, если случился пожар. Также напомнил детям номера экстренных служб.

Сотрудник МЧС задавал ребятам различные вопросы: "В каких домашних предметах таится могучий Огонь? А что же такое огонь? Кто он для людей - друг или враг? И почему? После ответов ребят сотрудник отдела надзорной деятельности привел трагические примеры пожаров из-за беспечного и халатного отношения людей к требованиям пожарной безопасности.

В ходе встречи были задействованы различные объекты предметно-пространственной среды ДОУ: это и стенд "Безопасности", и уголки безопасности групп, и настоящие объекты и средства пожаротушения. Наглядные пособия, возможность прикоснуться к настоящим предметам, которыми тушат пожар, способствовали более глубокому осознанию детьми норм и правил безопасности.

В конце мероприятия воспитанники детского сада без особого труда уже сами рассказывали пожарному все основные правила пожарной безопасности.

Партнёрские отношения со службой МЧС - гарантия безопасности жизнедеятельности ДОУ.