Конкурсы на проведение вакантных должностей. Замещение вакантной должности: условия и порядок проведения конкурса

Конкурс на замещение вакантной должности позволяет отобрать среди всех кандидатов, претендующих на рабочее место, самого квалифицированного и эффективного. Как правило, эта процедура проводится в учреждениях однако ее популярность растет и среди организаций, работающих в бизнесе. Кроме того, конкурс на замещение вакантной должности - распространенная практика при выборе кандидатов на пост руководителя организации. К ней прибегают как в частных компаниях, так и на государственных предприятиях.

Конкурс на замещение вакантной должности проводят в соответствии с положением, которое утверждается либо в виде нормативного правого акта, либо в качестве документа организации. В нем прописываются все основные моменты, регламентирующие порядок проведения этой процедуры. Во-первых, определяются те штатные единицы, для заполнения которых проводят конкурс на замещение служит определенной защитой от субъективного решения. Кроме того, тут же желательно выделить те рабочие места, на которые конкурс не проводится, чаще всего это штатные единицы, предусмотренные для молодых специалистов или в рамках квоты для инвалидов. Также конкурс на замещение должности могут не проводить для конкретных категорий трудящихся, в частности, для персонала, который специально за счет средств организации направлялся для обучения и подготовки на новое рабочее место.

Следующим важным моментом, который нужно учесть, организуя конкурс на замещение вакантной должности, является определение лиц, которые не могут принимать участие в отборе. Такой фильтр позволит еще на этапе подачи заявлений отсеять кандидатов, которые не смогут выполнять обязанности совсем или на необходимом уровне. Эти условия желательно определять, основываясь на критериях, предусмотренных в нормативных документах: состояние здоровья, уровень образования, опыт работы, допуск к ограничения на занятие определенной деятельностью. Кроме того, процедура может быть открытой (для всех граждан, соответствующих требованиям) или закрытой (только для сотрудников предприятия, отрасли, холдинга).

О начале конкурса необходимо заявлять публично. Это может быть как корпоративная газета или сайт, так и обычные СМИ. Потенциальные кандидаты должны знать список документов к заявлению на участие, время (период) проведения конкурса, состав комиссии, оценивающей претендентов. Сама непосредственная оценка кандидатов обычно состоит из четырех ступеней. Первая - анализ информации, поданной претендентами с заявлениями (резюме, характеристики, автобиографии, презентации и т.п.). Вторая - выступление потенциального работника с докладом о том, как он представляет свою будущую возможную трудовую деятельность, какие задачи он планирует решить, что видит в качестве объекта для совершенствования. Третья - вопросы конкурсной комиссии. И последняя, завершающая - принятие окончательного решения по итогам конкурса (в порядке, оговоренном в положении).

Замещение вакантной должности предполагает наем нового сотрудника на освободившуюся должность. Это дает возможность получать достойное вознаграждение за собственный труд и заманчивые перспективы карьерного роста. Кроме того, за вакансией нередко скрывается предложение занять достойную позицию в государственных органах. Поэтому замещение вакантной должности может стать неплохой перспективой для молодых специалистов, если им удастся пройти конкурсный отбор.

Особенности

Замещение должности отличается от обычного трудоустройства. Для получения желаемой вакансии в Москве или другом городе недостаточно просто отправить резюме и пройти собеседование. Не исключено, что придется доказывать потенциальному работодателю собственные навыки и заслуги, а также соответствие предложению. Не исключено, что придется проходить даже конкурс на замещение вакантной должности. На каждом предприятии действуют собственные правила и требования.

Итак, замещение вакантной должности предоставляет потенциальному сотруднику возможность получить определенный статус. Однако прежде предстоит пройти процедуру специального назначения. Замещение вакантной должности может быть временным или постоянным. Это зависит от условий конкретного предприятия, на которые потенциальный соискатель соглашается по собственному усмотрению.

Например, новый сотрудник может заменять предыдущего, который был уволен или временно находится в отпуске. В зависимости от причины отсутствия прежнего специалиста, можно понять, на какой период актуальна вакансия. Во втором случае нового сотрудника могут называть «исполняющий обязанности», что становится сигналом о временном положении.

Замещение вакантной должности возможно как на государственной, так и на гражданской службе.

Условия конкурса

Итак, какие требования нужно выполнить потенциальному кандидату?

Для участия в конкурсе на замещение вакантной должности допускаются совершеннолетние специалисты, обладающие необходимым набором знаний и навыков. Наличие опыта также приветствуется. Этого достаточно, чтобы иметь возможность претендовать на весьма привлекательные вакансии в Москве, связанные в том числе с государственной службой.

Порядок проведения конкурса

По сути, вся процедура предполагает всего два этапа.

  • Размещение информации для привлечения потенциальных кандидатов.
  • Непосредственное проведение конкурса.

Однако каждый из них предполагает особенности, о которых поговорим ниже.

Первый этап конкурса

Сначала потенциальный работодатель, а точнее его кадровый отдел, принимает заявления от потенциальных кандидатов, желающих участвовать в конкурсе. Также придется представить следующие документы из списка:

  • Анкета.
  • Документ, удостоверяющий личность.
  • Диплом о наличии специального образования, а также его копия.
  • Трудовая книжка, а также копия.
  • Медицинская справка, подтверждающая отсутствие серьезных заболеваний.

Этот список может быть дополнен на усмотрение работодателя некоторыми другими документами, разрешенными российским законодательством.

Далее кадровый отдел в течение месяца рассматривает полученные заявления. Порядок замещения вакантных должностей обязывает оповестить кандидатов, допущенных к участию в конкурсном отборе. Далее начинается самое интересное.

Второй этап конкурса

После соблюдения формальностей переходят непосредственно к просмотру и отбору кандидатов. Победитель получит объявленную ранее должность гражданской службы или государственной.

Какие мероприятия может включать конкурсный отбор?

  • Собеседование.
  • Тщательное ознакомление с представленными документами.
  • Тестирование на стрессоустойчивость.
  • Проверка наличия специализированных навыков и знаний, позволяющих успешно справляться с заявленными в вакансии обязательствами.

Если кандидат, успешно прошедший отбор, по каким-либо причинам отказывается от вакансии, ее предоставляют соискателю, который занял на конкурсе второе место.

Конкурс не состоится

Есть такие ситуации, когда отбор на замещаемую вакансию не проводится. Это открытая информация, с которой можно ознакомиться заранее.

  • Если нового сотрудника нанимают на короткий период.
  • Если руководитель был назначен указом Президента.
  • Если госслужащий был переведен на новую вакансию с прежнего места работы.
  • Если должность предоставляют сотруднику, состоящему на учете в кадровом резерве.
  • Если вакансия не предполагает серьезных обязанностей и не требует от потенциального кандидата наличия специализированных навыков и знаний.

Категории должностей

Замещение вакансий возможно в разных сферах деятельности. Однако все должности, по сути, делятся лишь на две категории: государственные и гражданские.

Нужно понимать, что особенности конкурса могут отличаться в зависимости от условий работодателя. Кто-то выдвигает к кандидатам более лояльные требования, кто-то проводит жесткий отбор.

Нужно понимать, что в случае, например, с государственными служащими, конкурсный отбор - это не единственный способ назначения кандидата. Альтернативными вариантами для него могут стать выборы или избирание. Вся информация закреплена законодательно.

Если говорить о конкурсном отборе, он предполагает наличие нескольких кандидатов, способных продемонстрировать собственные трудовые навыки, опыт, знания и т.д. То есть все, что может заинтересовать потенциального работодателя и оказаться полезным для исполнения обязанностей.

Для оценки кандидатов создается специальная комиссия. Она занимается оценкой соискателей, учитывая профессиональные навыки и знания каждого из них. Результат отбора позволяет справедливо распределить места между частниками. Специалист, занимающий первую строчку списка, получает назначение на вакантную должность.

Причины отказа

Если соискатель подает заявление на участие в конкурсе, это не означает, что он будет допущен к участию в конкурсе.

Есть немало причин, по которым кадровый отдел может отклонить заявку.

Например, при несоответствии профессиональным требованиям. Теоретически для замещения вакантной должности достаточно иметь диплом вуза или ссуза. Однако на практике может оказаться, что нужна другая специализация и т.д.

Также на конкурсный отбор не могут претендовать кандидаты, у которых есть какие-либо административные правонарушения.

Итак, собрав немало теоретической информации, можно сделать немало выводов относительно перспектив замещения вакантной должности. Не исключено, что для кого-то это может стать серьезной ступенькой в развитии карьеры. Однако нужно обладать достаточными профессиональными навыками, чтобы обойти других кандидатов.

Поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено настоящей статьей. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.

Конкурс не проводится:

1) при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)";

2) при назначении на должности гражданской службы категории "руководители", назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;

3) при заключении срочного служебного контракта;

4) при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 28 и ч1, 2 и 3 статьи 31 Фз от 27.07.2004 N 79-ФЗ"О государственной гражданской службе Российской Федерации"(состояние здоровья, реорганизация

5) при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе.

Конкурс может не проводиться при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому нормативным актом государственного органа.

По решению представителя нанимателя конкурс может не проводиться при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы.

Претенденту на замещение должности гражданской службы может быть отказано в допуске к участию в конкурсе в связи с несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом для поступления на гражданскую службу и ее прохождения.

Претендент на замещение должности гражданской службы, не допущенный к участию в конкурсе, вправе обжаловать это решение в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы правовым актом соответствующего государственного органа образуется конкурсная комиссия.

В состав конкурсной комиссии входят представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором проводится конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы), представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии.

Состав конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которой связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

Состав конкурсной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые конкурсной комиссией решения.

Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, определяющее порядок и условия его проведения, утверждается указом Президента Российской Федерации. от 1 февраля 2005 г. N 112 О КОНКУРСЕ НА ЗАМЕЩЕНИЕ ВАКАНТНОЙ ДОЛЖНОСТИГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Конкурс проводится в два этапа. На первом этапе на официальном сайте государственного органа в сети Интернет размещается объявление о приеме документов для участия в конкурсе, а также информация о конкурсе: наименование вакантной должности гражданской службы, требования, предъявляемые к претенденту на замещение этой должности, условия прохождения гражданской службы, место и время приема документов, срок, до истечения которого принимаются указанные документы, предполагаемая дата проведения конкурса, место и порядок его проведения, другие информационные материалы. Объявление о приеме документов для участия в конкурсе и информация о конкурсе также могут публиковаться в периодическом печатном издании.

Гражданин Российской Федерации, изъявивший желание участвовать в конкурсе, представляет в государственный орган установленный перечень документов

а) личное заявление;

б) собственноручно заполненную и подписанную анкету, форма которой утверждается Правительством Российской Федерации, с приложением фотографии;

в) копию паспорта или заменяющего его документа (соответствующий документ предъявляется лично по прибытии на конкурс);

г) документы, подтверждающие необходимое профессиональное образование, стаж работы и квалификацию:

копию трудовой книжки (за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые) или иные документы, подтверждающие трудовую (служебную) деятельность гражданина;

копии документов о профессиональном образовании, а также по желанию гражданина - о дополнительном профессиональном образовании, о присвоении ученой степени, ученого звания, заверенные нотариально или кадровыми службами по месту работы (службы);

д) документ об отсутствии у гражданина заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению;

е) иные документы, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Гражданский служащий, изъявивший желание участвовать в конкурсе в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, подает заявление на имя представителя нанимателя.

Гражданский служащий, изъявивший желание участвовать в конкурсе в ином государственном органе, представляет в этот государственный орган заявление на имя представителя нанимателя и собственноручно заполненную, подписанную и заверенную кадровой службой государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, анкету с приложением фотографии. Форма анкеты утверждается Правительством Российской Федерации.

С согласия гражданина (гражданского служащего) проводится процедура оформления его допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, Достоверность сведений, представленных гражданином на имя представителя нанимателя, подлежит проверке.

Документы, указанные в пунктах 7 и 8 настоящего Положения, представляются в государственный орган в течение 21 дня со дня объявления об их приеме.

Несвоевременное представление документов, представление их не в полном объеме или с нарушением правил оформления без уважительной причины являются основанием для отказа гражданину в их приеме.

Решение о дате, месте и времени проведения второго этапа конкурса принимается представителем нанимателя после проверки достоверности сведений, представленных претендентами на замещение вакантной должности гражданской службы, а также после оформления в случае необходимости допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну.

В случае установления в ходе проверки обстоятельств, препятствующих в соответствии с федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации поступлению гражданина на гражданскую службу, он информируется в письменной форме представителем нанимателя о причинах отказа в участии в конкурсе.

Претендент на замещение вакантной должности гражданской службы, не допущенный к участию в конкурсе, вправе обжаловать это решение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Представитель нанимателя не позднее чем за 15 дней до начала второго этапа конкурса направляет сообщения о дате, месте и времени его проведения гражданам (гражданским служащим), допущенным к участию в конкурсе (далее - кандидаты).

Если в результате проведения конкурса не были выявлены кандидаты, отвечающие квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, на замещение которой он был объявлен, представитель нанимателя может принять решение о проведении повторного конкурса.

Конкурс заключается в оценке профессионального уровня кандидатов на замещение вакантной должности гражданской службы, их соответствия квалификационным требованиям к этой должности.

Заседание конкурсной комиссии проводится при наличии не менее двух кандидатов.

Решение конкурсной комиссии принимается в отсутствие кандидата и является основанием для назначения его на вакантную должность гражданской службы либо отказа в таком назначении.

Сообщения о результатах конкурса направляются в письменной форме кандидатам в 7-дневный срок со дня его завершения. Информация о результатах конкурса также размещается в указанный срок на официальном сайте государственного органа в сети Интернет.

Кандидат вправе обжаловать решение конкурсной комиссии в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Аттестация государственного служащего. Порядок ее организации и проведения.

Аттестация гражданского служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности гражданской службы.

При проведении аттестации непосредственный руководитель гражданского служащего представляет мотивированный отзыв об исполнении гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период. К мотивированному отзыву прилагаются сведения о выполненных гражданским служащим за аттестационный период поручениях и подготовленных им проектах документов, содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, а при необходимости пояснительная записка гражданского служащего на отзыв непосредственного руководителя.

Аттестации не подлежат гражданские служащие, замещающие должности гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)", в случае, если с указанными гражданскими служащими заключен срочный служебный контракт.

Аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года.

Внеочередная аттестация гражданского служащего может проводиться после принятия в установленном порядке решения:

1) о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;

2) об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.

При проведении аттестации учитываются соблюдение гражданским служащим ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств,

Гражданский служащий, находящийся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, проходит аттестацию не ранее чем через один год после выхода из отпуска.

Для проведения аттестации гражданских служащих правовым актом государственного органа формируется аттестационная комиссия.

В состав аттестационной комиссии включаются представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие, представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя

В случае неявки гражданского служащего на аттестацию без уважительных причин или отказа гражданского служащего от аттестации гражданский служащий привлекается к дисциплинарной ответственности, а аттестация переносится.

По результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:

1) соответствует замещаемой должности гражданской службы;

2) соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

3) соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации;

4) не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

В течение одного месяца после проведения аттестации по ее результатам издается правовой акт государственного органа о том, что гражданский служащий:

1) подлежит включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

3) понижается в должности гражданской службы.

При отказе гражданского служащего от профессиональной переподготовки, повышения квалификации или перевода на другую должность гражданской службы представитель нанимателя вправе освободить гражданского служащего от замещаемой должности и уволить его с гражданской службы в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Гражданский служащий вправе обжаловать результаты аттестации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации утверждается указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 110О ПРОВЕДЕНИИ АТТЕСТАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аттестационная комиссия рассматривает представленные документы, заслушивает сообщения аттестуемого гражданского служащего, а в случае необходимости - его непосредственного руководителя о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего. В целях объективного проведения аттестации после рассмотрения представленных аттестуемым гражданским служащим дополнительных сведений о своей профессиональной служебной деятельности за аттестационный период аттестационная комиссия вправе перенести аттестацию на следующее заседание комиссии.

Решение аттестационной комиссии принимается в отсутствие аттестуемого гражданского служащего и его непосредственного руководителя открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. При равенстве голосов гражданский служащий признается соответствующим замещаемой должности гражданской службы. Результаты аттестации сообщаются аттестованным гражданским служащим непосредственно после подведения итогов голосования.

Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист гражданского служащего

    Условия прохождения государственной службы. Денежное содержание государственных гражданских служащих.

К условиям прохождения государственной службы относятся:

Организационно-техническое материальное обеспечение

Служебное время и время отдыха

Отпуска на гражданской службе

Служебное время - время, в течение которого гражданский служащий в соответствии со служебным распорядком государственного органа или с графиком службы либо условиями служебного контракта должен исполнять свои должностные обязанности, а также иные периоды, которые в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами относятся к служебному времени.

Нормальная продолжительность служебного времени для гражданского служащего не может превышать 40 часов в неделю. Для гражданского служащего устанавливается пятидневная служебная неделя.

Ненормированный служебный день устанавливается для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы. Для гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы иных групп, ненормированный служебный день устанавливается в соответствии со служебным распорядком государственного органа по соответствующему перечню должностей и служебным контрактом.

Гражданским служащим, имеющим ненормированный служебный день, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или служебным распорядком государственного органа и который не может быть менее трех календарных дней. В случае, если такой отпуск не предоставляется, с письменного согласия гражданского служащего исполнение им должностных обязанностей за пределами нормальной продолжительности служебного времени оплачивается как сверхурочная работа.

Порядок и условия предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска федеральным гражданским служащим, имеющим ненормированный служебный день, устанавливаются Правительством Российской Федерации, а гражданским служащим субъектов Российской Федерации - нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Право на отдых реализуется предоставлением гражданскому служащему свободного от исполнения должностных обязанностей времени (свободного времени) вне пределов установленной настоящим Федеральным законом нормальной продолжительности служебного времени.

Гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.

Ежегодный оплачиваемый отпуск гражданского служащего состоит из основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Гражданским служащим, замещающим высшие и главные должности гражданской службы, предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 35 календарных дней.

Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы иных групп, предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней.

Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет исчисляется из расчета один календарный день за каждый год гражданской службы.

При исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска ежегодный основной оплачиваемый отпуск суммируется с ежегодным дополнительным оплачиваемым отпуском за выслугу лет. Общая продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы, не может превышать 45 календарных дней, для гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы иных групп, - 40 календарных дней.

Дополнительные отпуска за ненормированный рабочий день, а также в связи с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями гражданской службы предоставляются сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, предусмотренного настоящей частью.

Гражданскому служащему предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в связи с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями гражданской службы, в том числе в связи со службой в местностях с особыми климатическими условиями, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ежегодный оплачиваемый отпуск должен предоставляться гражданскому служащему ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым представителем нанимателя.

Выплата денежного содержания гражданскому служащему за период ежегодного оплачиваемого отпуска должна производиться не позднее чем за 10 календарных дней до начала указанного отпуска.

13. При прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска. По письменному заявлению гражданского служащего неиспользованные отпуска могут быть предоставлены ему с последующим увольнением (за исключением случаев освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы за виновные действия). При этом днем освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы считается последний день отпуска.

15. По семейным обстоятельствам и иным уважительным причинам гражданскому служащему по его письменному заявлению решением представителя нанимателя может предоставляться отпуск без сохранения денежного содержания продолжительностью не более одного года. Гражданскому служащему также предоставляется отпуск без сохранения денежного содержания в иных случаях, предусмотренных федеральными законами.

16. Во время отпуска без сохранения денежного содержания за гражданским служащим сохраняется замещаемая должность гражданской службы.

Оплата труда гражданского служащего

Оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).

3. Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. По отдельным должностям гражданской службы указом Президента Российской Федерации может устанавливаться денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором учтены должностной оклад, оклад за классный чин и ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, но не учтены премии и ежемесячное денежное поощрение.

4. Размеры должностных окладов и окладов за классный чин государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации устанавливаются в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

5. К дополнительным выплатам относятся:

1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе в размерах:

2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада;

3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации;

4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается);

5) ежемесячное денежное поощрение;

6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

9. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к денежному содержанию гражданского служащего устанавливается районный коэффициент (коэффициент).

11. Размеры окладов денежного содержания по должностям федеральной гражданской службы ежегодно увеличиваются (индексируются

14. По отдельным должностям гражданской службы может устанавливаться особый порядок оплаты труда гражданских служащих, при котором оплата труда производится в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, определяемых в срочном служебном контракте.

"Отдел кадров коммерческой организации", 2012, N 6

ПРОВОДИМ КОНКУРС НА ЗАМЕЩЕНИЕ ВАКАНТНОЙ ДОЛЖНОСТИ

Одним из немаловажных факторов успешной деятельности организации является грамотный подбор персонала. Как правило, он осуществляется по результатам собеседования, которое может проводиться в несколько этапов. По сути собеседование можно назвать конкурсом, проводимым с целью оценки профессионального уровня претендентов на определенную должность. Избрание по конкурсу на замещение вакантной должности - один из видов заключения трудового договора, установленных ст. 16 ТК РФ. В данной статье рассмотрим, в каком порядке может проводиться такой конкурс в коммерческих организациях, какими документами он должен устанавливаться и в чем заключаются его особенности.

Согласно ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Трудовым кодексом.

В случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате:

Избрания на должность;

Избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности;

Назначения на должность или утверждения в должности;

Направления на работу уполномоченными в соответствии с федеральным законом органами в счет установленной квоты;

Судебного решения о заключении трудового договора.

Также трудовые отношения между работодателем и работником возникают при фактическом допущении последнего к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, если трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.

Чтобы избежать путаницы понятий "избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности" и "избрание на должность", внесем ясность.

Такое основание заключения трудового договора, как избрание на должность, применяется, как правило, для руководящего состава организации: директора, членов совета директоров или другого выборного органа. Например, согласно п. 3 ст. 69 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ) единоличный орган (директор, генеральный директор) и (или) коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция) избираются общим собранием акционерного общества, если решение данного вопроса не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета). В основном срок полномочий на выборной должности директора (генерального директора) ограничен, поэтому в результате избрания с ним заключается срочный трудовой договор.

Избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности может проводиться на любую должность. Это могут быть должности руководителей филиалов, заместителей руководителя, начальников отделов, таких специалистов, как главный бухгалтер, юрист, и др. Законодательно обязанность по проведению конкурса на замещение определенных должностей установлена для:

V государственных служащих - Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О

государственной гражданской службе Российской Федерации";

V муниципальных служащих - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об

общих принципах организации местного самоуправления в Российской

Федерации" и законы субъектов РФ;

─────────────────────────────────────────────────────────────────────

V научно-педагогических работников - Федеральный закон от 22.08.1996

N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании";

─────────────────────────────────────────────────────────────────────

V судей - Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской

Федерации";

─────────────────────────────────────────────────────────────────────

V работников таможенной службы - Федеральный закон от 21.07.1997

N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации"; и др.

В силу ст. 18 ТК РФ трудовые отношения на основании трудового договора в результате избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности возникают, если трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации определены перечень должностей, подлежащих замещению по конкурсу, и порядок конкурсного избрания на эти должности.

Таким образом, если на организации не распространяются нормы указанных или иных нормативных правовых актов, перечень должностей и порядок проведения конкурса должны определяться в уставе (положении) организации. При этом непонятно, какое положение имеется в виду: положение как учредительный документ, так как в силу ст. 52 ГК РФ юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, кроме устава может действовать на основании положения, или положение как локальный нормативный акт организации. Если в данной норме говорится о положении как учредительном документе, то требование о наличии перечня и порядка проведения конкурса создает для работодателя коммерческой организации определенные сложности, поскольку придется вносить соответствующие изменения в устав. Но если руководствоваться, например, п. 3 ст. 11 Закона N 208-ФЗ, в уставе акционерного общества помимо наименования общества и места его нахождения должны указываться сведения:

V о типе общества (открытое или закрытое);

─────────────────────────────────────────────────────────────────────

привилегированные) акций и типах привилегированных акций, размещаемых

обществом;

─────────────────────────────────────────────────────────────────────

V о правах акционеров - владельцев акций каждой категории (типа);

─────────────────────────────────────────────────────────────────────

V о размере уставного капитала общества;

─────────────────────────────────────────────────────────────────────

V о структуре и компетенции органов управления общества и порядке

принятия ими решений;

─────────────────────────────────────────────────────────────────────

V о порядке подготовки и проведения общего собрания акционеров;

─────────────────────────────────────────────────────────────────────

V о филиалах и представительствах;

─────────────────────────────────────────────────────────────────────

V иные положения, предусмотренные данным Федеральным законом и иными

федеральными законами.

Исходя из этого устав не регулирует трудовые отношения (за исключением отношений с руководителем общества, его образования и порядка прекращения полномочий), а определяет правовое положение юридического лица и отношения между участниками и этим лицом.

Кроме этого, регулирование трудовых отношений осуществляется ТК РФ, законами РФ и субъектов РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, правовыми актами органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления и иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими указанные нормы.

Примечание. В силу ст. 275 ТК РФ в учредительных документах (соглашении сторон) должен указываться срок действия срочного трудового договора с руководителем организации. А если заключению трудового договора предшествует процедура проведения конкурса, избрания или назначения на должность, она также может быть установлена учредительными документами организации.

Смысл ст. 18 ТК РФ заключается в том, что определение перечня должностей, подлежащих замещению по конкурсу, и порядка конкурсного избрания на эти должности в уставе (положении) порождает обязанность работодателя заключить трудовой договор с лицом, выигравшим конкурс. Данная обязанность возникает у работодателя, только если перечень и порядок проведения конкурса определены законом, иным нормативным правовым актом или уставом (положением) организации.

Таким образом, работодатель может установить и перечень должностей, подлежащих замещению, и порядок проведения конкурса любым локальным нормативным актом, например положением о проведении конкурса, утвержденным приказом руководителя.

Цели и задачи конкурсного отбора

Итак, несмотря на первоначальные трудности, с которыми придется столкнуться работодателю при разработке приемов и методов конкурсного испытания, конкурсный отбор персонала на замещение вакантной должности имеет свои преимущества перед простым собеседованием. Проведение конкурса способствует:

Поднятию престижа должности с целью привлечения наиболее квалифицированного работника;

Привлечению большего количества кандидатов;

Карьерному росту сотрудников;

Объективности оценки кандидатов;

Четкой организации процесса приема.

Основной целью проведения конкурса является отбор кандидатов, наиболее подходящих для замещения вакантных должностей, соответствующих квалификационным требованиям, установленным Единым тарифно-квалификационным справочником, должностными инструкциями и условиями конкурса.

К основным задачам проведения конкурса можно отнести формирование высокопрофессионального кадрового состава и совершенствование работы по подбору и расстановке кадров. Для достижения поставленных задач при установлении конкурсной процедуры разрабатываются:

1. Процедура оповещения о проведении конкурса.

2. Порядок создания и определения полномочий конкурсной комиссии.

3. Механизм и методы проведения конкурсных испытаний.

4. Критерии оценки конкурсантов по итогам конкурса.

5. Порядок информирования о результатах конкурса.

Порядок проведения конкурса

Итак, конкурс на замещение должностей может объявляться в случае появления вакансий, образования новых должностей или кадровых передвижений при отсутствии полноценного резерва. При этом в организации может быть утвержден перечень работников, имеющих право выступить с инициативой о проведении конкурса (директор организации, начальники подразделений, начальник отдела кадров, руководитель филиала и др.).

Конкурс может быть:

Внутренним - если в нем могут участвовать только сотрудники организации;

Внешним - участие в нем принимают только внешние претенденты;

Смешанным - участвуют и те, и другие.

Рассмотрим примерный порядок проведения конкурса для коммерческой организации, используя при этом положения, утвержденные нормативными правовыми актами РФ.

Итак, проведение конкурса можно разделить на несколько этапов.

1. Подготовительный этап. Определяются должности, на замещение которых будет проводиться конкурс, издается приказ о проведении конкурса, сроках его проведения, составе конкурсной комиссии, о задачах конкурсной комиссии и отдела кадров в рамках проведения конкурса. После издания приказа конкурсная комиссия совместно с отделом кадров разрабатывают процедуру и критерии конкурсного отбора. Комиссия в дальнейшем действует на основании положения о ней.

2. Объявление конкурса. На данном этапе составляется объявление о проведении конкурса, решается вопрос о способах его размещения. Объявление можно разместить на сайте организации, различных сайтах вакансий и предложений по трудоустройству граждан, в периодических печатных изданиях. Кроме этого, поиск кандидатов можно поручить кадровым агентствам. Если работодатель предполагает участие в конкурсе сотрудников организации, информация о конкурсе доводится до их сведения путем размещения на внутреннем сайте или любым другим способом. Данная работа, как правило, осуществляется отделом кадров. В объявлении о проведении конкурса указываются:

Наименование, местонахождение организации и краткие сведения о ней (вид деятельности);

Наименование вакантной должности;

Требования, предъявляемые к кандидату;

Место и время приема заявок с прилагаемыми к ним документами;

Перечень прилагаемых документов, требования к их оформлению;

Срок, до истечения которого принимаются документы;

Дата, время, место и порядок проведения конкурса.

Примечание. Срок, до которого собираются документы, может не устанавливаться. В этом случае прием документов заканчивается, когда набирается достаточное количество претендентов.

К документам, представляемым для участия в конкурсе, относятся:

Личное заявление;

Собственноручно заполненная и подписанная анкета (автобиография);

Копия паспорта или заменяющего его документа (соответствующий документ предъявляется лично по прибытии на конкурс);

Копии документов, подтверждающих необходимые профессиональное образование, стаж работы и квалификацию;

Копия трудовой книжки;

Копии документов о профессиональном образовании, дополнительном профессиональном образовании, присвоении ученой степени и ученого звания, заверенные кадровыми службами по месту работы (службы);

Согласие на обработку персональных данных.

К сведению. Обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий, совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации или без их использования, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение. Обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта этих данных на их обработку (ст. ст. 3, 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных").

3. Прием конкурсных заявок. Их прием и регистрацию осуществляют работники отдела кадров. Они также дают разъяснения по оформлению заявки и прилагаемых документов, проверяют правильность оформления заявок и прилагаемых к ним документов и оказывают иную помощь. Необходимо предоставить каждому претенденту возможность ознакомиться с условиями трудового договора, общими сведениями и основными показателями деятельности предприятия.

До конкурса иногда проводят проверку поданных документов на достоверность содержащихся в них сведений. В случае обнаружения обстоятельств, препятствующих замещению вакантной должности, кандидату может быть отказано в участии в конкурсе. К таким обстоятельствам относятся:

Несоответствие претендента квалификационным требованиям к вакантной должности;

Признание кандидата недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда, вступившему в законную силу;

Лишение его права занимать должности, по которым проводится конкурс;

Наличие заболевания, подтвержденного медицинским заключением и препятствующего исполнению должностных обязанностей.

Если кандидат не в полном объеме представил документы или неправильно их оформил, ему можно дать время для исправления ошибок. В противном случае ему также может быть отказано в участии в конкурсе.

Если в результате проведения третьего этапа конкурса не были выявлены кандидаты, отвечающие квалификационным требованиям к вакантной должности, работодатель может принять решение о проведении повторного конкурса. При наличии двух и более кандидатов, допущенных к участию в конкурсе, формируются списки кандидатов и все документы передаются в конкурсную комиссию.

Участникам конкурса, допущенным к его прохождению, рассылаются уведомления о дате, времени и месте проведения следующего этапа конкурса, остальным - уведомления об отказе в участии в конкурсе.

Примечание. Комиссия также может рассматривать документы, не предусмотренные перечнем, такие как рекомендации, характеристики с предыдущих мест работы.

4. Проведение конкурса. На данном этапе конкурсная комиссия оценивает профессиональный уровень кандидатов, их соответствие квалификационным требованиям. Кроме этого, оцениваются личные качества кандидата, опыт предыдущей работы, профессиональные навыки. Проведение конкурса также может состоять из нескольких этапов:

1) анализ представленных документов. Исходные документы дают возможность выявить соответствие образования, квалификации, стажа практической работы, личных качеств кандидата требованиям;

2) предварительное собеседование с кандидатами. В результате составляется психологический портрет каждого кандидата, дается первичная оценка его личности. В ходе собеседования члены комиссии имеют право задавать участникам конкурса любые вопросы, имеющие отношение к новой работе;

3) проведение тестирования и выполнение практических заданий. С кандидатами проводится профессиональное и психологическое тестирование по заранее подготовленному перечню теоретических вопросов, составленных в соответствии с квалификационными требованиями к должности и положениями должностной инструкции. Тесты используются для проверки уровня знаний и навыков, умственных способностей, выявления психологических качеств. Кроме этого, кандидатам могут быть предложены такие практические задания, как подготовка доклада, решение тематических задач;

4) заключительное собеседование. Его цели - детальное ознакомление с личностью кандидата, мотивами его устройства на работу, оценка его способностей и возможности к адаптации на новом месте. В ходе заключительного собеседования члены комиссии формируют окончательную оценку профессиональной подготовленности кандидата, его умения общаться с людьми и т. д. Со своей стороны, кандидаты имеют право изложить свою концепцию деятельности на предлагаемой должности, обосновать свое преимущественное право на ее замещение;

5) принятие решения о победе кандидата.

Примечание. При прохождении конкурсных процедур всем кандидатам предоставляются равные условия.

После заключительного собеседования члены конкурсной комиссии проводят обсуждение каждой кандидатуры, а затем голосование.

Заседание конкурсной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее 2/3 общего числа ее членов. Решения комиссии по результатам проведения конкурса принимаются открытым голосованием простым большинством голосов. Кандидат, получивший большинство голосов, считается победившим в конкурсе. При равенстве голосов решающим является голос председателя конкурсной комиссии.

Решение конкурсной комиссией принимается и обсуждение проводится в отсутствие кандидата. Комиссия может принять одно из следующих решений - кандидат:

Соответствует требованиям для назначения на вакантную должность;

Не соответствует требованиям, предъявляемым для замещения вакантной должности;

Соответствует требованиям для включения в кадровый резерв.

Результаты голосования конкурсной комиссии оформляются протоколом, который ведется секретарем комиссии, подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами комиссии, принявшими участие в заседании.

5. Заключительный этап. Участники конкурса информируются о его результатах, оформляются трудовые отношения с победителем конкурса.

Информация о результатах конкурса размещается на сайте организации, а кандидатам, участвовавшим в конкурсе, в течение семи дней (другого срока на усмотрение работодателя) направляются уведомления в письменной форме о результатах конкурса - о победе либо об отказе им в назначении на должность и (или) о включении в кадровый резерв.

На основании протокола заседания комиссии руководитель организации издает приказ о приеме на работу и заключении трудового договора с победителем конкурса. В случае отказа кандидата, победившего в конкурсе, заключить трудовой договор на вакантную должность комиссия может предложить должность другому кандидату, получившему наибольшее количество голосов. Если же в результате конкурса не были выявлены кандидаты, полностью отвечающие предъявляемым к должности требованиям, председатель конкурсной комиссии может принять решение о проведении повторного конкурса. Документы участников конкурса возвращаются по их письменному заявлению.

Если по результатам конкурса одинаковое количество голосов получили несколько конкурсантов, на этом же заседании проводятся их повторное обсуждение и голосование. Если и в результате повторного голосования голоса распределились так же, материалы с результатами голосования передаются руководителю организации, который принимает окончательное решение.

Положение о проведении конкурса

Итак, если в организации прием работников на определенные должности осуществляется по результатам прохождения конкурса, порядок его проведения следует закрепить в локальном нормативном акте - положении. При разработке положения о проведении конкурса на замещение вакантной должности предлагаем включить в этот документ следующие разделы:

1. Общие положения. В этом разделе можно указать:

Цели и задачи проведения конкурса;

Основания проведения конкурса (приказ руководителя);

Работников, имеющих право выступить с инициативой о проведении конкурса.

2. Порядок формирования и работы конкурсной комиссии. Здесь прописываются:

Состав комиссии, ее полномочия;

Полномочия председателя;

3. Подготовка к проведению конкурса. В этом разделе отражаются:

Перечень должностей, в отношении которых проводится (не проводится) конкурс;

Способы и сроки размещения объявления о проведении конкурса;

Перечень документов, предъявляемых кандидатами;

Обязанности работников отдела кадров (других работников) по подготовке конкурса.

4. Проведение конкурса. Указываются:

Этапы проведения процедуры конкурса;

Критерии оценки кандидатов;

Методы, применяемые с целью проверки квалификации и личных качеств кандидатов.

5. Заключительные положения:

Порядок принятия решения конкурсной комиссией;

Порядок оформления результатов;

Способ и сроки уведомления конкурсантов;

Кроме этого, в качестве приложений к положению можно разработать образцы конкурсной документации: объявления о проведении конкурса, заявления на участие, уведомления об участии (отказе в участии) в конкурсе, анкеты, резюме, протокола комиссии и т. д.

В заключение отметим, что конкурсный прием персонала на вакантные должности предоставляет более широкие возможности при осуществлении процесса подбора кадров и дает лучшие результаты по сравнению с обычным приемом работников. Поэтому даже в коммерческой организации для замещения некоторых должностей целесообразно установить методику конкурсного испытания.

Л. В.Куревина

Эксперт журнала

"Отдел кадров

коммерческой организации"

Подписано в печать

Претендентов в государственных и муниципальных организациях отбирают несколько иначе, чем в коммерческих структурах. Процесс регламентируется ФЗ №79 от 27.07.2004. Этот закон освещает принципы, классификацию должностей и трудовые отношения в сфере государственной службы.

Вакантная должность — это рабочее место, которое числится в штатном расписании, но никем не занято. В законах нет четкого определения этого понятия. Однако не каждую должность, по которой не заключен трудовой договор, можно причислить вакантной. В п.10. постановления №2 Правительства РФ говорится, что работодатель не обязан немедленно заполнять вакансии, как только они образуются. Руководитель организации имеет право не заключать по ней трудовой договор.

Если глубже рассматривать вопрос, какая из должностей является вакантной, следует также выяснить, что говорит закон о должностях, которые занимают сотрудники, которые находятся в длительном отпуске или в отпуске по уходу за ребенком. Они однозначно считаются занятыми, поскольку с сотрудниками заключили трудовой договор, и в любой момент они могут вернуться на работу.

Порядок поступления на госслужбу

Чтобы поступить на службу в госорганы, нужно пройти конкурс. Например, проводят конкурс на замещение вакантной должности муниципальной службы. Суть профессионального отбора состоит в оценке профессионального уровня кандидатов и их соответствия предъявляемым по закону требованиям (ФЗ № 79, Указ Президента №112). В Указе говорится о том, как проводить конкурс на замещение вакантных должностей государственной службы, и какие требования предъявляются к кандидатам.

В начале года формируют локальный акт для образования комиссии конкурса. Члены комиссии оценивают кандидатов, которые подали документы, и принимают решение о приеме или отказе. Кандидатов оценивают по образованию, опыту работы в госструктурах, результатам тестов и собеседований. Могут предусматриваться другие испытания, связанные с выполнением обязанностей по нужной специальности.

Конкурс проводят в несколько этапов:

  1. Принятие решения о проведении конкурса.
  2. Размещение объявление о приеме документов от кандидатов. Этот этап является подготовительным. Информация о предстоящих испытаниях размещается на официальном сайте госструктуры. В объявлении указывают наименование вакансии, требования к претендентам, место и сроки приема документов, список необходимых документов.
  3. Сбор откликов от претендентов. На этом этапе кандидаты предоставляют личное заявление, анкету, копии паспорта и трудовой, справку об отсутствии заболеваний, которые помешают исполнять обязанности.
  4. Проведение конкурсных испытаний. Это основной этап, на котором члены комиссии оценивают кандидатов.
  5. Выбор победителя. При этом претендент, которому отказали, имеет право обжаловать решение (п.2 ст.22 ФЗ №79).
  6. Издание приказа о назначении сотрудника и заключение с ним служебного контракта.

Закон установил случаи, когда конкурс не проводят:

  1. Для категорий «руководитель» и «помощник» (советник).
  2. Для руководящих должностей, которые по закону назначаются Президентом или Правительством РФ.
  3. Когда заключают срочный служебный контракт.
  4. При замещении иной вакансии, указанной в ч. 2 статьи 28, ч. 1 ст. 31 и ч. 9 ст. 60.1 ФЗ № 79 РФ.
  5. При назначении на рабочее место гражданина из резерва.

Требования к кандидатам на замещение вакантных должностей

На службу в госорганы РФ может поступать любой желающий, если он:

Квалификационные требования:

Для претендентов на пост «руководитель», «помощник» (советник), «специалист» обязательно наличие высшего образования. Для «обеспечивающих специалистов» требуется среднее профессиональное образование по направлению деятельности.

Требования к опыту работы в госструктурах либо по специальности устанавливает Президент РФ своим Указом (для специалистов федерального уровня). Для работников госорганов в регионах — местными нормативными актами.

Требования к знаниям и навыкам устанавливает каждый орган через издание локального акта. В этом документе прописывают положения, которые соответствуют целям и задачам конкретной структуры.

Ограничения при поступлении на госслужбу

Законодатель обозначил причины, по которым гражданин не может претендовать на работу в госструктурах. Это такие причины, как:

  1. Недееспособность или ее ограничение (признанные судом).
  2. Наличие судимости, в том числе не погашенной или не снятой.
  3. Отказ от прохождения процедуры оформления допуска к информации, которая составляет государственную тайну.
  4. Подтвержденное медкомиссией заключение о заболевании, которое является препятствием для работы.
  5. Близкое родство с будущим начальником. Речь идет о родителях, супругах, детях, братьях, сестрах. Также в этот перечень включены братья, сестры, родители, дети супругов и супругов детей.
  6. Отказ от гражданства РФ и принятие гражданства иного государства.
  7. Предоставление подложной документации или неверных сведений.
  8. Непредоставление сведений (или предоставление ложной информации) в отношении доходов и имущества, необходимых для противодействия коррупции ФЗ №79 и ФЗ №273.
  9. Непрохождение военной службы по призыву без уважительной причины (исключение — служба на контрактной основе).

Испытательный срок при поступлении на государственную гражданскую службу

Кроме конкурса, для человека, который решил связать профессиональную деятельность с государственными или муниципальными структурами, предусмотрен испытательный срок. Это обязательно для тех, кто приступает к работе в таких органах впервые. Длится испытание сроком от месяца до года. Цель его состоит в проверке служащего на соответствие занимаемому посту. С этой процедуры начинается непосредственное исполнение обязанностей по вакантной должности.

В госорганах испытание могут устанавливать по итогам конкурса, а вот для желающих работать в структурах муниципальной власти оно не предусматривается.

Если гражданин раньше проходил госслужбу или переводится из другого госоргана, максимальный срок составит шесть месяцев.

Для ряда лиц испытание не проводится. К таковым принадлежат:

  1. Граждане со средним специальным образованием по программе подготовки специалистов среднего звена либо с высшим образованием по целевому назначению (с обязательством дальнейшего прохождения госслужбы).
  2. Граждане, которые назначены на новое место работы в связи с переводом из другой госструктуры, ее упразднения либо сокращения (п.1 ч.1 ФЗ №79).
  3. Другие лица и гражданские служащие, для которых закон гарантирует сохранение места работы.

После завершения испытания служащему присваивают классный чин. Если процедура работником не пройдена, представитель госоргана имеет право расторгнуть трудовой контракт до завершения испытательного срока. Об этом работодатель уведомляет служащего в письменной форме не ранее, чем за три дня до увольнения. В письме обязательно указывают причины решения.