В наименовании товара указан производитель. Информация о производителе должна быть нанесена непосредственно на потребительской таре


Наиболее частая причина, по которой руководители обращаются к нам за , – отклонение первой части заявки на участие в аукционе как несоответствующей требованиям аукционной документации. Причины отклонения первой части заявки по 44-ФЗ бывают разные: в каких-то случаях участники размещения заказа сами допустили ошибку, исправить которую бывает сложно, а порой заказчики выдумывают совершенно необычные поводы отклонить вполне правильно оформленную заявку. Если есть хоть какая-то возможность помочь клиенту обжаловать данные действия заказчика, специалисты компании «МакФин Бизнес-аналитика» всегда придут на помощь и .

А в этой статье мы все же поговорим о том, какие бывают добросовестные и не очень методы отклонения заявок, и перечислим те, которые встречались нам в нашей обширной практике.

Подача заявок на участие в аукционе

Порядок подачи заявок для участия в электронном аукционе определен в ст.66 44-ФЗ. Суть ее состоит в том, что участнику размещения заказа необходимо дать свое согласие на поставку товара, если в документации содержится указание на конкретный товарный знак или другое средство индивидуализации товара. В случае поставки эквивалента или в том случае, если в документации не было указания на товарный знак, а также если содержатся требования к характеристикам товара, необходимо указать конкретные показатели товара. Кроме того, очень важно указать товарный знак или другое средство индивидуализации при его наличии и обязательно наименование страны происхождения товара. Раньше закон требовал от участников указания места происхождения товара. О казусах при указании последнего мы рассказывали . Однако сейчас это требование в законе было уточнено.

Конкретные показатели товара при участии в аукционе

Во-первых, частая ошибка участников размещения заказа заключается в том, что они просто пишут согласие на поставку товара, соответствующего техническому заданию. Такое согласие будет достаточным документом только в одном случае, если заказчик указывал в аукционной документации конкретный товарный знак. Во всех остальных случаях необходимо указывать конкретные характеристики.

Классическая сложность заключается в том, что заказчики указывают не конкретное требуемое значение характеристики в техническом задании, а допустимый диапазон. Причем часто заказчики стараются завуалировать этот диапазон так, чтобы участнику размещения заказа было сложнее правильно составить заявку, потому что участнику размещения заказа нужно по каждому параметру указать вполне конкретное одно значение. Помимо формулировок «не более», «не менее», «от … до…», «… – …», заказчики стали указывать минимальное или максимальное значение, причем пишут обычно сокращенно «мин.» или «макс.», да еще и мелким шрифтом.

Наиболее хитрые составители технического задания стараются использовать все эти приемы в одном документе, причем располагают такие характеристики в сложные таблицы, с большим количеством столбцов, либо наоборот в сложно читаемые сплошные тексты.

Например, один раз нам приходилось составлять заявку по техническому заданию, состоящему из таблицы в два столбца. В левом столбце указывалось наименование параметра, а в правом – его допустимый диапазон или конкретное значение. Так, в некоторых строках в левом столбце указывались просто названия характеристик, а в некоторых – к ним приписывалось мелкими буквами «мин.»

А в одной строке в левом столбце было незаметно написано сразу и название параметра, и диапазон допустимых значений. А в правом столбце в этой строке был текст, расшифровывающий смысл этого параметра. Невнимательный участник, скорее всего, не заметил бы, что и в левом столбце необходимо указать конкретное значение параметра. Неуказание конкретного значения параметра всегда ведет к правомерному отклонению заявки.

Соответствие товара для государственной закупки ГОСТ

Очень интересные случаи бывают тогда, когда заказчик пишет допустимый диапазон значения параметра и где-нибудь совершенно в другом месте текста просит, чтобы товар соответствовал конкретному ГОСТ. При этом заказчики стали намеренно указывать допустимый диапазон шире, чем он указан в ГОСТ. Например, некоторая характеристика в аукционной документации должна быть не менее 120, а по ГОСТУ не менее 130. Редкий поставщик знает ГОСТ наизусть, и, доверившись заказчику, пишет ту цифру, которая стоит в техническом задании. При этом также он соглашается, что его товар соответствует и этому ГОСТ. После этого такую заявку отклоняют в связи с несоответствием указанных сведений требованиям аукционной документации, так как в нашем примере значение 120 ГОСТ не соответствует.

Взаимосвязь конкретных характеристик товара для государственного заказа

Стоит также учесть, что нельзя бездумно писать все характеристики как крайние границы указанных заказчиком диапазонов. Характеристики могут быть связаны не только с ГОСТ, но и друг с другом, то есть определенные значения одного параметра могут накладывать ограничения и на значения другого параметра. Заказчики обращают внимание на такие ошибки и легко отклоняют заявки как несоответствующие требованиям аукционной документации.

Товарный знак и иные средства индивидуализации в первой части заявки на участие в электронном аукционе

Иногда участники размещения заказа некоторые товары планируют закупать у разных поставщиков, при этом к моменту подачи заявок могут еще не определиться, у кого именно и какой товар они будут покупать. Однако закон требует указать товарный знак или другие средства индивидуализации. Участники размещения заказа, рассчитывая, что их поставщики, обладают весьма широким ассортиментом производимой продукции, указывают товарный знак для эквивалентного товара в надежде потом подобрать нужный товар. Заказчики же порой не ленятся позвонить производителю и уточнить, могут ли они поставить товар точно с такими характеристиками. Бывали случаи, когда указанные производители не могли поставить точно такой товар, и заявку отклоняли в связи с несоответствием характеристик аукционной документации.

Нюансы заполнения первых частей заявок

Еще заказчики часто в таблицах требуемых характеристик оставляют пустые строки, в которых указывают наименование характеристики, но не указывают ее допустимое значение. В таких случаях мы все равно рекомендуем участникам размещения заказа указывать конкретные значения и этих характеристик.

Еще одна хитрость: поставщики через слово «или», а иногда и просто через запятую указывают противоречащие друг другу характеристики, например «стальной или пластмассовый», «черный, белый». В этом случае они ожидают, что участник выберет одну конкретную характеристику.

В случаях, если заказчик указывает, что те или иные характеристики должны быть согласованы с заказчиком, мы рекомендуем указать, какой ассортимент характеристик Вы можете предложить ему на выбор. Подробнее о таких случаях, читайте .

Хитростей в техническом задании можно встретить очень много. Наша компания имеет обширный опыт и . Своим клиентам мы даем гарантию принятия 99% составленных нами заявок, а также признания наших жалоб обоснованными. Не воспользовавшись услугами профессионалов, Вы можете потерять свои шансы на участие в аукционе и на получение крупного заказа.

Если Вы уже выиграли аукцион и у Вас есть проблемы со сроками поставки, Вы можете прочитать нашу или воспользоваться .

Требует указывать в первой части заявки место, где произвели ту или иную продукцию. Наименование страны происхождения товара по 44 ФЗ — это одно или несколько государств, на территории которых его произвели. Требование указывать такую информацию нужно в обязательном порядке включить в или .

Рассматриваемое понятие не стоит путать со следующими терминами:

  1. Наименование происхождения продукции. Оно определяет конкретное место, которое ассоциируется с уникальными вещами. К примеру, тульский пряник.
  2. Местонахождение производителя. Оно не тождественно стране производства. Из практики антимонопольного органа следует, что если в заявке указать на производителя (например, производитель: МФ Боровичи, Беларусь), ее отклонят в связи с несоблюдением условий документации о торгах.
  3. Страна торгового знака. Следует отметить, что государство, из которого пришел торговый знак, может отличаться от места изготовления продукции. Так, например, продукция может быть сделана в Китае, а торговая марка при этом зарегистрирована в США как продукция Apple (iPhone, iPad и др.).

Необходимо отметить, что ст. 33 ФЗ-44 устанавливает требование к документации. Так не должно включать ссылки на товарные знаки, наименование места возникновения или наименование производителя.

Как правильно указать происхождение

Также классификатор указывает цифровой код страны происхождения товара, который помогает определить, где он изготовлен.

Важно добавить, что заказчики должны соблюдать так называемый (напомним, он применяется к товарам, которые изготовлены на территории иностранных государств).

Как подтвердить страну-производителя

При оформлении на участие в конкурсе или необходимо указать в первой части заявки место возникновения тех или иных товаров. Во второй части нужно приложить подтверждающие документы (в том случае, если заказчиком установлено такое требование). В большинстве случаев будет достаточно констатации самого факта.

Проведение экспертизы для установления государства необходимо для продукции, которая предназначена на экспорт. Вещи отечественного производства для оборота внутри государства подвергаются сертификации (при этом также проводится экспертиза). Проводит ее Торгово-промышленная палата.

Среди сертификатов необходимо обратить внимание на сертификат формы СТ-1. Такой документ оформляется на продукцию, которая вывозится за пределы РФ в государства — участники СНГ. Срок действия такого сертификата составляет один год.

Решение № 03-10.1/49-2014
10 февраля 2014 г. г. Омск
Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области рассмотрев жалобу ООО «Стройвектор» (далее – заявитель, Общество) на действия заказчика – ФБУ Центр реабилитации ФСС РФ «Омский» (далее – заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по объекту «Ремонт 4 (четвертого) этажа поликлиники» ФБУ Центра реабилитации ФСС РФ «Омский» (извещение № 0252100003814000346) (далее – электронный аукцион),
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила жалоба заявителя (вх. № 902 от 03.02.2014) на действия заказчика при проведении электронного аукциона.
Заявитель полагает, что аукционная комиссия нарушила требования Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон «О контрактной системе»), неправомерно отказав Обществу (заявка № 17) в допуске к участию в аукционе .
Заявитель, в частности, указывает: «Сам по себе отказ содержит противоречие, т.к. с одной стороны ссылка на пункт 1 части 4 статьи 67 ФЗ № 44, с другой стороны, в обосновании отказа – несоответствие информации, т.е. означает пункт 2 части 4 статьи 67 Федерального закона».
С учетом изложенного, заявитель просит Комиссию Омского УФАС России отменить решение аукционной комиссии заказчика, допустить Общество к участию в электронном аукционе.
Кроме того, заявитель обжалует и положения документации об электронном аукционе
В соответствии с частью 4 статьи 105 Федерального закона «О контрактной системе» жалоба на положение документации об электронном аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе.
Учитывая, что в извещении № 0252100003814000346 и пункте 14 документации об электронном аукционе была установлена дата окончания приема заявок – 30.01.2014 в 09:00 час., то в силу указанной императивной нормы жалоба заявителя была принята Омским УФАС России к рассмотрению в части доводов, в которых обжалуются действия аукционной комиссии.
2. На запрос Омского УФАС России (исх. № 03-693 от 04.02.2014) заказчиком были представлены материалы электронного аукциона, из которых следует, что в соответствии с частью 5 статьи 112 Федерального закона «О контрактной системе»» 14.01.2014 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) были размещены извещение № 0252100003814000346 и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 7958770 руб.
28.01.2014 Омским УФАС России рассмотрена жалоба на положения документации об электронном аукционе, которая признана необоснованной.
Как следует из протокола рассмотрения первых частей заявок от 31.01.2014, на участие в электронном аукционе поступило тридцать восемь заявок, четырем участникам закупки (в том числе заявителю) отказано в допуске к участию в электронном аукционе.
В соответствии с протоколом проведения аукциона от 03.02.2014 в электронном аукционе приняли участие восемь участников закупки (заявки №№ 7, 16, 20, 22, 23, 33, 35, 36). Наименьшую цену контракта предложил участник № 23 – 5003092,25 руб.
Из протокола подведения итогов открытого аукциона от 07.02.2014 следует, что заявки участников признаны соответствующими требованиям документации об электронном аукционе, ООО «Эстейтменеджментсервис» признано победителем открытого аукциона с предложенной ценой 5003092,25 руб.
В соответствии с требованием Омского УФАС России (исх. № 03-693, 03-695 от 04.02.2014) осуществление закупки приостановлено в части заключения государственного контракта до рассмотрения жалобы по существу.
3. В результате рассмотрения жалобы ООО «Стройвектор», представленных материалов, пояснений представителей сторон и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона «О контрактной системе» внеплановой проверки Комиссия признала жалобу частично обоснованной, исходя из следующего:
3.1. В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона «О контрактной системе» документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в частности, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона «О контрактной системе» заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 33 Федерального закона «О контрактной системе» документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Данные требования установлены заказчиком в табличной форме в Разделе IV «Техническое задание» документации об электронном аукционе, в котором указаны показатели определения соответствия материалов потребностям заказчика и показатели, значения которых не могут изменяться.
В соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 3 части 3 статьи 66 Федерального закона «О контрактной системе» при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие сведения:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.
Аналогичные требования к содержанию первой части заявки были установлены заказчиком в подпункте 3 пункта 10.1 документации об электронном аукционе.
В силу части 1 статьи 67 Федерального закона «О контрактной системе» аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Федерального закона «О контрактной системе» участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В силу пункта 2 части 6 статьи 67 Федерального закона «О контрактной системе» по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать, в частности, информацию о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 31.01.2014 заявителю (заявка № 17) отказано в допуске к участию в аукционе по основанию: «Отказать в допуске на основании п.1 ч. 4 ст. 67 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Первая часть заявки не соответствует требованиям подп. «а» п. 3 «Требования к содержанию и составу заявки, инструкции по заполнению заявки» информационной карты аукционной документации и подп. «а» п. 3 ч. 3 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ. В заявке участника не указан конкретный товар, который будет применяться при выполнении работ, предусмотренных п.п 1.1 – 1.5 раздела 5 (Вентиляция и Кондиционирование) Технического задания заказчика (раздел IV Аукционной документации.) а именно:
- п. 1.1 решетки алюминиевые однорядные вентиляционные с регулируемыми горизонтальными жалюзи и клапаном расхода воздуха 1WA 150х100 или эквивалент;
- п. 1.2 решетки алюминиевые однорядные вентиляционные с регулируемыми горизонтальными жалюзи и клапаном расхода воздуха 1WA 300х150 или эквивалент;
- п. 1.3 решетки алюминиевые однорядные вентиляционные с регулируемыми горизонтальными жалюзи и клапаном расхода воздуха 1WA 200х100 или эквивалент;
- п. 1.4 решетки алюминиевые однорядные вентиляционные с регулируемыми горизонтальными жалюзи и клапаном расхода воздуха 1WA 300х100 или эквивалент;
- п. 1.5 решетки алюминиевые однорядные вентиляционные с регулируемыми горизонтальными жалюзи и клапаном расхода воздуха 1WA 400х100 или эквивалент».
Техническое задание содержит следующее описание характеристик товаров по вышеуказанной позиции:
№ пп Наименование Ед. изм. Кол.
1.1. Решетки алюминиевые однорядные вентиляционные с регулируемыми горизонтальными жалюзи и клапаном расхода воздуха 1WA 150х100 или эквивалент (тех.характеристики: настенная однорядная решетка из высококачественного алюминиевого профиля, окрашена методом порошкового напыления, цвет белый, снабжена индивидуально регулируемыми по горизонтали жалюзи, что позволяет изменять направление воздушной струи, применяется для монтажа в воздуховоды или строительные проемы помещений различных типов, в комплекте с клапаном расхода воздуха, размеры решетки (ДхВ) мм. - 150х100, форма –
шт 4
1.2. Решетки алюминиевые однорядные вентиляционные с регулируемыми горизонтальными жалюзи и клапаном расхода воздуха 1WA 300х150 или эквивалент (тех.характеристики: настенная однорядная решетка из высококачественного алюминиевого профиля, окрашена методом порошкового напыления, цвет белый, снабжена индивидуально регулируемыми по горизонтали жалюзи, что позволяет изменять направление воздушной струи, применяется для монтажа в воздуховоды или строительные проемы помещений различных типов, в комплекте с клапаном расхода воздуха, размеры решетки (ДхВ) мм. - 300х150, форма –
шт 2
1.3. Решетки алюминиевые однорядные вентиляционные с регулируемыми горизонтальными жалюзи и клапаном расхода воздуха 1WA 200х100 или эквивалент (тех.характеристики: настенная однорядная решетка из высококачественного алюминиевого профиля, окрашена методом порошкового напыления, цвет белый, снабжена индивидуально регулируемыми по горизонтали жалюзи, что позволяет изменять направление воздушной струи, применяется для монтажа в воздуховоды или строительные проемы помещений различных типов, в комплекте с клапаном расхода воздуха, размеры решетки (ДхВ) мм. - 200х100, форма –
шт 29
1.4. Решетки алюминиевые однорядные вентиляционные с регулируемыми горизонтальными жалюзи и клапаном расхода воздуха 1WA 300х100 или эквивалент (тех.характеристики: настенная однорядная решетка из высококачественного алюминиевого профиля, окрашена методом порошкового напыления, цвет белый, снабжена индивидуально регулируемыми по горизонтали жалюзи, что позволяет изменять направление воздушной струи, применяется для монтажа в воздуховоды или строительные проемы помещений различных типов, в комплекте с клапаном расхода воздуха, размеры решетки (ДхВ) мм. - 300х100, форма –
шт 6
1.5. Решетки алюминиевые однорядные вентиляционные с регулируемыми горизонтальными жалюзи и клапаном расхода воздуха 1WA 400х100 или эквивалент (тех.характеристики: настенная однорядная решетка из высококачественного алюминиевого профиля, окрашена методом порошкового напыления, цвет белый, снабжена индивидуально регулируемыми по горизонтали жалюзи, что позволяет изменять направление воздушной струи, применяется для монтажа в воздуховоды или строительные проемы помещений различных типов, в комплекте с клапаном расхода воздуха, размеры решетки (ДхВ) мм. - 400х100, форма –
шт 2
Изучив содержание первой части заявки заявителя на участие в электронном аукционе, Комиссия установила, что заявка Общества содержит согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе, а также таблицу с указанием конкретных показателей товаров.
При этом по указанным позициям заявителем не указаны наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, что является нарушением императивных требований, предъявляемых пунктом 3 части 3 статьи 66 Федерального закона «О контрактной системе» к содержанию первой части заявки.
Таким образом, Комиссия считает, что заявка заявителя не соответствовала требованиям документации об открытом аукционе и аукционная комиссия правомерно отказала Обществу в допуске к участию в электронном аукционе, в связи с чем довод жалобы о незаконном отказе в допуске к участию в электронном аукционе является необоснованным.
Вместе с тем, Комиссия соглашается с доводом жалобы о том, что в нарушение пункта 2 части 6 статьи 67 Федерального закона «О контрактной системе» при обосновании отказа Обществу в участии в электронном аукционе в протоколе рассмотрения первых частей заявок аукционной комиссией неверно указаны положения документации об электронном аукционе, которым не соответствует заявка.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона «О контрактной системе», пунктом 5.6 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 26.01.2011 № 30, зарегистрированного в Минюсте РФ 21.03.2011 № 20204, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать частично обоснованной жалобу ООО «Стройвектор» на действия заказчика – ФБУ Центр реабилитации ФСС РФ «Омский» при проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по объекту «Ремонт 4 (четвертого) этажа поликлиники» ФБУ Центра реабилитации ФСС РФ «Омский» (извещение № 0252100003814000346), при этом признать обоснованным довод жалобы в части ссылки в обосновании отказа заявителю в допуске к участию в аукционе на положения документации об электронном аукционе, которым не соответствует заявка.
2. Признать в действиях ФБУ Центр реабилитации ФСС РФ «Омский» нарушение требований пункта 2 части 6 статьи 67 Федерального закона «О контрактной системе».
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона «О контрактной системе» выдать ФБУ Центр реабилитации ФСС РФ «Омский» предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. На основании части 4 статьи 105 Федерального закона «О размещении заказов» рассмотрение доводов жалобы ООО «Стройвектор» о том, что положения документации об электронном аукционе не соответствуют требования Федерального закона «О контрактной системе» не проводить в связи с подачей жалобы после окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ № 03-10.1/49-2014
об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок
10 февраля 2014 г. г. Омск
Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
<…>
рассмотрев жалобу ООО «Стройвектор» на действия заказчика – ФБУ Центр реабилитации ФСС РФ «Омский» при проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по объекту «Ремонт 4 (четвертого) этажа поликлиники» ФБУ Центра реабилитации ФСС РФ «Омский» (извещение № 0252100003814000346) (далее – электронный аукцион),
в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон «О контрактной системе»), установив в действиях заказчика нарушение пункта 2 части 6 статьи 67 Федерального закона «О контрактной системе»,
на основании своего Решения от 10.02.2014 № 03-10.1/49-2014, руководствуясь пунктом 2 части 22, частью 26 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона «О контрактной системе»,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ФБУ Центр реабилитации ФСС РФ «Омский» в срок до 24.02.2014:
- отменить протокол рассмотрения первых частей заявок от 31.01.2014;
- повторно рассмотреть первые части заявок на участие в аукционе с учетом нарушений, указанных в решении от 10.02.2014 № 03-10.1/49-2014 в отношении обоснования отказа участнику № 17 в допуске к участию в электронном аукционе.
2. Оператору электронной площадки ООО «РТС-тендер» обеспечить ФБУ Центр реабилитации ФСС РФ «Омский» и его аукционной комиссии возможность выполнения действий, указанных в пункте 1 настоящего предписания.
3. ФБУ Центр реабилитации ФСС РФ «Омский», оператору электронной площадки ООО «РТС-тендер» об исполнении пунктов 1 и 2 настоящего предписания проинформировать Омское УФАС России в срок до 25.02.2014 с приложением подтверждающих документов.
Контроль исполнения предписания возложить на члена Комиссии Воронцову В.С.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Добрый вечер! Впп. а – б п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона 44 –ФЗ участник размещения заказа обязан указать в первой части заявки наименование места происхождения товара. С января 2014г. во всех заявках по рекомендации Главного управления торгов Самарской обл. местом происхождения товара указывали- РФ.Все заявки были приняты. В июне 2014г. один из Заказчиков г. Тольятти отклонил заявку аргументируя тем, что РФ -не достаточно, надо указать округ, город. Правомерно ли это? Ведь в ФЗ-44 и Документации такой конкретики не было? С уважением, Ирина

  • Вопрос: №738 от: 2014-06-15.

Исходя из формулировок, указанных в пп. а - б п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона 44 -ФЗ участник закупки обязан указать в первой части заявки наименование места происхождения товараили наименование производителя товара.

Мое мнение, что законодатель изначально требовал указания вышеуказанных показателей, чтобы проверить и сопоставить предлагаемый к поставке товар, данным о товаре, указанным в заявке.

В качестве примераможно привести ситуацию, при которой участник указал в заявке страну происхождения Россия, а по факту поставил товар со страной происхождения - Китай.

Аналогично и с требованием об указаниинаименования производителя товара. Участник указал в заявке одного производителя, а по факту поставил товар от другого производителя.

Однако заказчики в совокупности с органами антимонопольной службы, как свойственно большинству людей, начали «домысливать» формулировку законодателя о месте происхождения товараили наименовании производителя товара.

В связи с вышеуказанным, начала складываться разнообразная и, зачастую, диаметрально противоположная практика.

Опишу две основные позиции по данному вопросу.

В качестве первого подхода сложилось суждение, что страна происхождения товара (Россия, КНР, США) не является наименованием места происхождения товара, руководствуясь ссылкой на статью 1516 ГК РФ.

Сторонники вышеуказанного суждения в лице заказчиков и органов антимонопольной службы выносят решения о признании обоснованным отклонения первых частей заявок в случае указания только страны происхождения без места происхождения товара (например: Россия без указания Оренбургская область, город Оренбург и т.д.).

Сторонники второго подхода, в лице заказчиков и органов антимонопольной службы (Московский УФАС России, Челябинский УФАС России) указывают, что в рамках статьи 66 Закона 44-ФЗ не установлено требование, что месту происхождения товара должна быть предоставлена правовая охрана.Следовательно, достаточно указывать только государство/страну происхождения товара.

Мое личное мнение, что достаточно указать государство/страну происхождения товара, т.к. при желании можно еще глубже «истолковать» требования законодателя, дойдя до абсурда.

В качестве пример можно привести следующее. В заявке указано - «Китай», в то же время официальное название государства -Кита́йская Наро́дная Респу́блика или в заявке указано - «Бразилия», а полное официальное название государства - Федерати́вная Респу́блика Брази́лия и т.д.

В отдельных случаях высказывается точка зрения, что необходимо полностью описать и место происхождения товара, и наименование производителя.

В качестве примера можно привести следующее. Комиссией Новосибирского УФАС России рассмотрена жалоба ООО «Синема-Мебель» на действия заказчика МКП г. Новосибирска ДК «Прогресс» по проведению открытого аукциона в электронной форме на поставку и монтаж кресел для театрально-концертного зала МКП «Дворец культуры «Прогресс».

В заявке ООО «Синема-Мебель» в техническом задании было указано наименование места происхождения товара - Российская Федерация, но не указано наименование производителя предлагаемого для поставки товара.

В соответствии с Протоколом рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме от 25.04.2014 года заявка ООО «Синема-Мебель» была отклонена, так как первая часть заявки не соответствует требованиям документации об аукционе, а именно пункту 3.2.2 - не указано наименование производителя предлагаемого для поставки товара.

Комиссия Новосибирского УФАС России признала жалобу ООО «Синема-Мебель» на действия заказчика МКП г. Новосибирска ДК «Прогресс» необоснованной (источник http://www.novosibirsk.fas.gov.ru/news/14612).

В отношении наименования производителя товара позиция антимонопольной службы состоит в том, что наименование производителя должно быть полным, т.е. с указанием организационно - правовой формы (например: ООО, ОАО, ЗАО, АНО и т.д.).

В данной ситуации считаем обоснованным придерживаться позиции, что для избегания отклонения, особенно при участии в закупках заказчиковсубъектов России, желательно указывать полностью и место происхождения товара, и полное наименования производителя.

Наше мнение основано на том, что в конечном итоге лучше приложить максимум усилий со стороны исполнителей (менеджеров, юристов, технических специалистов) на этапе подготовки заявки и указать развернутую информацию в заявке, чем отклоненная заявка и непрогнозируемые перспективы обжалования в органах ФАС.

Внимание! Информация, предоставленная в статье, актуальна на момент ее публикации.

В случае, если не поступило заявки с иностранным товаром, поступили товары ЕАС(например 3 заявки) с российским товаром, но не указан производитель товара, подлежат ли заявки отклонению? Или поступило поступило 2 заявки, 1 - с указанием производителя, а 2 - без указания, допускать такую заявку или нет?

Ответ

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

В соответствии с положениями постановления Правительства РФ от 22.08.2016 № 832 заказчик обязан отклонить от участия в закупке все заявки, которые содержат предложения о поставке импортных пищевых продуктов, за исключением ЕАЭС, в случае, если он получил не менее двух других заявок. Эти заявки должны удовлетворять всем требованиям извещения и документации заявок. В этих заявках поставщики должны предлагать отечественные продукты (или продукты из стран ЕАЭС) и одновременно в таких заявках не должно быть предложений от одного и того же производителя.

Данные положения предусматривают отклонения заявок участников, которые предложили к поставке товары импортного производства.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

В свою очередь, при проведении электронного аукциона в соответствии с пп. б п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать следующую информацию: конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара . Требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ документов и информации, не допускается (ч. 6 ст. 66 Закона № 44-ФЗ).

Таким образом, так как в данных случаях не поступило заявок с иностранным товаром, такие заявки отклонять не рекомендуем.

Какие ограничения допуска учесть заказчикам при закупке пищевых продуктов

Правительство РФ определило пищевые продукты иностранного происхождения и установило в отношении них ограничения допуска (постановление Правительства РФ от 22 августа 2016 г. № 832).

Ограничения не распространяются на государства - члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Как действует ограничение

Заказчик отклоняет все заявки с предложением иностранных товаров.

Такое требование применяется, если на участие в закупке подано две и более заявки и они удовлетворяют требованиям извещения, документации о закупке и одновременно содержат товары:

  • из государств - членов ЕАЭС;
  • разных производителей.

Ограничения допуска не применяются, если:

  • проведение закупки началось до вступления в силу постановления № 832;
  • закупка проводится на территории иностранного государства. Заказчиками являются лица, указанные в части 1 статьи 75 Закона № 44-ФЗ. Продукты закупаются для обеспечения деятельности таких заказчиков.

Если заказчик отклонил заявки с иностранным товаром, то при исполнении такого контракта нельзя:

  • заменить продукты на товары иностранного происхождения (исключение: государства - члены ЕАЭС);
  • заменить производителя.

Ситуация: можно ли в одном аукционе закупить молочную продукцию, которая включена и не включена в перечень Постановления № 832

Нет, нельзя.

Заказчик нарушит национальный режим, если объединит в одну закупку продукты, которые входят и не входят в перечень Постановления № 832, и не установит ограничения допуска иностранной продукции. Если же заказчик установит ограничения допуска, он снизит количество участников закупки. Данный вывод подтверждает административная практика, которая сложилась по Постановлению от 5 февраля 2015 г. № 102: решения УФАС России по Тульской области от 2 октября 2015 г. по делу № 04-07/151-2015, УФАС России по Республике Татарстан от 8 сентября 2015 г. по делу № Т04-220/2015.

В Постановлении № 102 законодатель применяет принципы, сходные с Постановлением № 832. Административной практики по Постановлению № 832 пока не сложилось.

Как подтвердить страну происхождения товара

Каждый участник закупки должен продекларировать в поданной заявке наименование страны происхождения и производителя пищевых продуктов.

Наименование страны происхождения товара участник указывает согласно Общероссийскому классификатору стран мира.

Новый порядок закупки продовольственных товаров

Правительство ограничило доступ пищевых продуктов из иностранных государств. Теперь закупить импортные продукты питания можно только если поставщики подали менее двух заявок с аналогичными отечественными продуктами.

Закупки иностранных продуктов питания попали под ограничения. Нововведения распространяются на закупки для государственных и муниципальных нужд. Заказчик обязан отклонить от участия в закупке все заявки, которые содержат предложения о поставке импортных пищевых продуктов, за исключением ЕАЭС.

Ограничения регулирует постановление Правительства РФ от 22.08.2016 № 832

В перечень продуктов с ограниченным доступом включили, в числе прочего, переработанную и консервированную рыбу, икру, ракообразных и моллюсков, говядину, телятину, свинину, мясо птицы, пищевые субпродукты, молоко и молочную продукцию, шелушённый рис, сахар, соль и другие продукты.

Как отклонить заявку

Отклонить заявку с импортными продуктами заказчик должен только если он получил не менее двух других заявок. Эти заявки должны удовлетворять всем требованиям извещения и документации заявок. В этих заявках поставщики должны предлагать отечественные продукты (или продукты из стран ЕАЭС) и одновременно в таких заявках не должно быть предложений от одного и того же производителя. В ходе исполнения контракта заменить один продукт на другой нельзя.

Как подтвердить страну происхождения

Подтвердить страну происхождения пищевых продуктов участники должны с помощью декларации. Наименование страны надо указывать в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира.

Какие коды классификатора попали в перечень

В перечень продуктов, доступ которых для госзакупок ограничен, попали продукты 24 групп. Обратите внимание, что в группу может входить несколько наименований продуктов.

Коды Продукты
1 10.20.1 Продукция из рыбы свежая, охлажденная или мороженая
2 10.20.2 Рыба, приготовленная или консервированная другим способом; икра и заменители икры
3 10.20.3 Ракообразные, моллюски и прочие беспозвоночные водные, мороженые, переработанные или консервированные
4 10.84.30.120 Соль пищевая выварочная
5 10.84.30.130 Соль пищевая поваренная йодированная
6 10.11.11.110 Говядина парная, остывшая или охлажденная
7 10.11.11.120 Телятина парная, остывшая или охлажденная
8 10.11.2012 Свинина парная, остывшая или охлажденная, в том числе для детского питания
9 10.11.20.110 Субпродукты пищевые крупного рогатого скота парные, остывшие или охлажденные
10 10.11.1931 Мясо крупного рогатого скота (говядина и телятина) замороженное, в том числе для детского питания
11 10.11.1932 Свинина замороженная, в том числе для детского питания
12 10.12.2001 Мясо птицы охлажденное, в том числе для детского питания
13 10.12.40.120 Субпродукты домашней птицы пищевые замороженные
14 10.51.2 Молоко и сливки сухие, сублимированные
15 10.51.30.100 Масло сливочное
16 10.51.30.110 Масло сливочное
17 10.51.30.200 Пасты масляные
18 10.51.30.210 Пасты масляные
19 10.51.4, за искл. 10.51.40.120 Сыры, продукты сырные и творог
21 10.51.51 Молоко и сливки, сгущенные или с добавками сахара или других подслащивающих веществ, не сухие
22 10.61.11.000 Рис шелушенный
23 10.81.12 Сахар белый свекловичный или тростниковый и химически чистая сахароза в твердом состоянии без вкусоароматических или красящих добавок
24 10.81.13 Сахар рафинированный свекловичный или тростниковый со вкусоароматическими или красящими добавками; кленовый сахар и кленовый сироп