Конституционное право. Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды

Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм.
Конституционно-правовая норма – это правило поведения субъекта в конкретных конституционно-правовых отношениях.
Специфические черты конституционно-правовых норм, обусловленные их отраслевой принадлежностью, в конечном счете определяются предметом самой отрасли права.

От норм других отраслей права конституционно-правовые нормы отличаются :

2. источниками, в которых они выражены. Основополагающие, наиболее значимые нормы содержатся в особом акте, обладающем высшей юридической силой во всей системе права, - в Конституции РФ;

3. своеобразием видов: среди рассматриваемых норм значительно больше, чем в других отраслях, общерегулятивных норм. Это нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-задачи. Они рассчитаны на всех правоприменяющих субъектов, независимо от вида правоотношений, участниками которых эти субъекты являются (гражданско-правовых, административно-правовых, трудовых и др.);

4. учредительным характером содержащихся в них предписаний. Именно конституционно-правовые нормы первичны, устанавливают обязательный для создания всех других правовых норм порядок: определяют формы основных нормативных правовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотворчества, наименование принимаемых ими правовых актов. Нормы конституционного права определяют и саму систему государственных органов;

5. особым механизмом реализации, которая для многих конституционно-правовых норм связана не с возникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе Российской Федерации);

6. специфическим характером субъектов, на регулирование отношений между которыми данные нормы направлены. Такими особыми субъектами можно назвать народ, государство, главу государства, представительные (законодательные) органы государственной власти;



7. особенностями структуры: для конституционно-правовых норм не характерна традиционная трехчленная структура, выделяемая в составе правовой нормы, - гипотеза, диспозиция и санкция. В рассматриваемых нормах обычно имеются гипотеза и диспозиция и лишь в отдельных случаях - санкция.

Обладая спецификой по сравнению с нормами других отраслей права, конституционно-правовые нормы сами по себе очень многообразны. А для того чтобы правильно применять норму, необходимо ее всесторонне проанализировать, выявить присущие ей особенности, связи с иными нормами данной отрасли, принадлежность ее к группе родственных ей по предмету регулирования норм (институтов).

Вот почему важное значение имеет вопрос о классификации конституционно-правовых норм . Их принято классифицировать по следующим основаниям:

1) по содержанию. То есть по кругу регулируемых общественных отношений, а следовательно, и по принадлежности нормы к тому или иному конституционно-правовому институту. Одни нормы связаны с основами конституционного строя, другие - с основами правового статуса человека и гражданина, третьи - с федеративным устройством, четвертые - с органами государства, органами местного самоуправления. Внутри этих крупных группировок норм в свою очередь выделяются взаимосвязанные комплексы норм, регулирующих относительно близкие сферы общественных отношений, что отражается в структуре конституционно-правовых институтов. И здесь важно установить все эти взаимосвязи, определить место данных конституционно-правовых норм в системе других норм, регулирующих данную сферу общественных отношений. Только при таком условии может быть обеспечено достаточно квалифицированное истолкование и применение конституционно-правовой нормы, выявлены все нюансы ее регулирующего воздействия на соответствующие отношения, которое во многих случаях является промежуточным в достижении правового результата, определяемого обычно действием ряда норм, а не единичной нормы.

Так, если применяется норма, входящая в 1, 2 и 9 главы Конституции РФ, то следует принимать во внимание, что она не может быть изменена в рамках данной Конституции;

2) по юридической силе. Это основание находится в прямой зависимости от того, в каком нормативном правовом акте выражена та или иная норма, от места нормативных правовых актов данного вида в общей системе нормативных актов, а также от разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами. Наиболее значимые по сфере и уровню правового регулирования нормы закреплены в Конституции РФ, и они обладают высшей юридической силой. Ни одна правовая норма не может противоречить Конституции. Среди других нормативных правовых актов, содержащих конституционно-правовые нормы, наибольшей юридической силой обладают федеральные конституционные и федеральные законы. На основе Конституции и названных законов издаются все иные нормативные правовые акты. По отношению к нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации высшей юридической силой обладают конституции республик и уставы других субъектов. Названные акты, а также иные нормативные правовые акты субъектов Федерации должны соответствовать Конституции РФ и федеральным законам.

Следует, однако, учесть, что в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, принятым в пределах предметов ведения, по которым субъекты обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции РФ), действует нормативный правовой акт субъекта. От уровня юридической силы конституционно-правовой нормы зависит та правовая база, исходя из которой формулируется содержание данной нормы. От этого же зависят и порядок отмены нормы, ее взаимодействие с другими нормами, их соотношение. Если правовая норма закреплена в нескольких правовых актах, то следует ссылаться на акт, имеющий высшую юридическую силу. В случае закрепления нормы в актах одного уровня надо ссылаться, как правило, на акт, принятый позже. Однако при этом следует учитывать, какую функцию выполняет норма в конкретном акте, и поэтому допустимы исключения из данного правила;

3) по территории действия. По этому основанию различают нормы, действующие на всей территории Российской Федерации, на территории республики, области, иного субъекта Федерации, а также в границах территории, на которой осуществляется местное самоуправление (муниципальные образования). Территориальные пределы действия норм, содержащихся в актах субъектов Федерации и муниципальных образований, не исключают признания юридической значимости данных норм и возникших на их основе правоотношений на всей территории Российской Федерации;

4) по характеру предписания. Это основание раскрывает механизм регулирующего воздействия конституционно-правовой нормы. Предписания, содержащиеся в ней, могут иметь различный характер, в своеобразной форме определять права и обязанности субъектов возникающих на основе данной нормы конституционно-правовых отношений. По этому основанию различают нормы: управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

Управомочивающие нормы закрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные в этих нормах действия, определяют рамки правомочий соответствующих субъектов. Таковы все нормы, закрепляющие компетенцию Российской Федерации, ее субъектов, предметы ведения всех государственных органов (например, ст. 71, 72, 73, 83 - 90, 102, 103 Конституции). В качестве управомочивающих могут рассматриваться и содержащиеся в Конституции нормы-принципы, нормы-цели, нормы-задачи и т.п. Их предписания закрепляют правомочия всех субъектов соответствующих отношений действовать в целях предусмотренных в них предписаний. Например, норма ст. 2 Конституции, которая устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Обязывающие нормы закрепляют в конкретной форме обязанности субъектов совершать определенные действия, предусмотренные данными нормами, избирать тот вариант поведения, который соответствует их требованиям. К этой группе относятся нормы, устанавливающие конституционные обязанности граждан, а также все нормы, в которых исключается любой иной вариант действия, кроме предусмотренного в норме. Например, ч. 3 ст. 107 Конституции обязывает Президента РФ подписать и обнародовать федеральный закон, если при повторном рассмотрении Государственной Думой и Советом Федерации он одобрен ими в ранее принятой редакции.

Запрещающие нормы содержат в своих предписаниях запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренных. Это обычно такие формулы: "запрещается", "не допускается", "обязаны", "не вправе" и т.п. Например, согласно ч. 5 ст. 13 Конституции РФ запрещаются создание и деятельность общественных объединений по указанным в ней основаниям.

5) по степени определенности предписаний. По этому основанию различают императивные и диспозитивные нормы.

Императивные нормы - такие, в которых однозначно определяются вариант поведения, действия субъектов в соответствующих обстоятельствах.

Диспозитивные нормы предусматривают возможности выбора варианта действия субъекта с учетом указанных в норме условий и обстоятельств.

В качестве примера можно привести нормы, содержащиеся в ч. 3 ст. 117 Конституции РФ. Они предусматривают, что после выражения Государственной Думой недоверия Правительству Президент вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Думы. В случае если Дума выразит повторно в течение трех месяцев недоверие Правительству, Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу. Эти нормы являются диспозитивными.

Примером императивной нормы является установленное в ч. 4 ст. 111 Конституции РФ положение о том, что после трехкратного отклонения Думой кандидатур Председателя Правительства Президент распускает Думу и назначает новые выборы;

6) по назначению в механизме правового регулирования. По этому основанию принято различать материальные и процессуальные (процедурные) нормы. В отличие от уголовного, гражданского права конституционному праву не соответствует специализированная процессуальная отрасль, нормы которой призваны устанавливать общий, единообразный порядок реализации норм. Однако реализация многих норм данной отрасли права сопряжена с необходимостью соблюдения достаточно широкой системы процедурных правил, воплощенных в соответствующих процессуальных (процедурных) нормах.

Конституционно-правовая норма - это общеобязательное правило поведения, установленное или санкционированное государством в целях регулирования и охраны определенных общественных отношений (приоритетных в данном обществе и государстве), выполнение которых обеспечивается не только авторитетом государства, но и его принудительной силой.

Структура норм конституционного права имеет не только общие черты с нормами других отраслей права, но и свои особенности. В отличие от норм других отрас лей права, состоящих из трех частей (гипотеза, диспозиция, санкция), большинство конституционно-правовых норм состоят только из одной части - диспозиции, т. е. самого правила поведения. Так, например, ст. 24 Конституции Французской Республики «Парламент состоит из Национального собрания и Сената», ст. 160 Конституции Испании «Председатель Конституционного суда назначается Королем из числа его членов по представлению пленума того же суда сроком на три года».

Имеются конституционно-правовые нормы, состоящие из диспозиции и гипотезы. Например, ст. 59 Конституции Итальянской Республики: «Каждый бывший Президент Республики является сенатором по праву и пожизненно, если он не отказывается от этого». В конституционно-правовых нормах, как правило, отсутствуют санкции. В необходимых случаях в них указывается на применение санкций других отраслей права (уголовно го, гражданского и др.). Часто используется формулировка «несут установленную законом ответственность». Однако отсутствие санкций в структуре конституционно-правовых норм не означает отсутствие ответственности в конституционном праве.

Конституционное право имеет свои, присущие только этой отрасли права, формы ответственности, которые носят сугубо политический характер: роспуск парламента, отстранение президента от должности (импичмент), вотум недоверия правительству, отмена акта, признание правового акта неконституционным, признание выборов недействительными и т. п.

Специфика конституционно-правовых норм - наличие среди них норм-деклараций, норм-принципов, норм-лозунгов. Например, ст. 17 Конституции Китая 1982 г. устанавливает принцип социализма: «От каждого - по способностям, каждому - по труду». Сам этот лозунг непосредственно правовых последствий не порождает, но он призван служить руководящим принципом общественной и государственной жизни, поведения людей в обществе.

Конституционно-правовые нормы можно классифицировать по различным основаниям.

1. По функциональной направленности конституционно-правовые нормы подразделяются на 1) регулятивные и 2) охранительные.

1) управомочивающие нормы, т.е. устанавливающие компетенцию государственных органов, субъектов федерации, автономных образований и т. п. Например, ст. 58 Конституции Китая 1982 г. «Всекитайское Собрание Народных Представителей и Постоянный Комитет Все китайского Собрания Народных Представителей осуществляют законодательную власть в стране»;

2) обязывающие нормы. Например, ст. 54 Конституции Италии: «Все граждане обязаны быть верными Республике и соблюдать ее Конституцию и законы»;

3) запрещающие нормы. Например, ст. 89 Конституции Франции: «Республиканская форма правления не может быть предметом пересмотра».

3. По источникам конституционно-правовые нормы делятся на конституционные, законодательные, нормы органов исполнительной власти и др.

4. По характеру регулирования общественных отношений различают нормы материальные, т. е. определяющие содержание нормы и процессуальные- закрепляющие по рядок реализации материальной нормы. Процессуальных норм много в регламентах, в избирательных законах.

5. По времени действия конституционно-правовые нормы классифицируются на:

1) постоянные (принятые без ограничения срока);
2) временные (принятые на определенный срок);
3) чрезвычайные (действующие только в чрезвычайных условиях).

Как правило, конституционно-правовые нормы - нормы императивные, поскольку они представляют собой общеобязательное властное веление, предписывающее определенное поведение. Таких норм большинство. Встречаются и диспозитивные нормы, т. е. предоставляющие возможность выбора действия по усмотрению субъекта в пределах вариантов, допускаемых правовой нормой.

Институт конституционного права - это совокупность норм, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения внутри отрасли. Такими институтами конституционного права будут основы общественного строя, правовой статус личности, система государственных органов и т. п. Эти крупные конституционно-правовые институты отрасли подразделяются на институты менее крупные по отношению к первым. Так, институт общественного строя подразделяется на нормы, закрепляющие экономическую, политическую систему и т. д. Конституционно-правовой институт статуса личности включает гражданство, права личности и т.д. Система органов - институт главы государства, парламента, правительства, которые тоже имеют свои еще более узкие институты.

Принципы конституционного права - это основные начала, идеи, которые определяют концептуальное содержание конституционно-правовых норм и институтов. Различают общие принципы, определяющие многие нормы и институты (суверенитет народа, народное представительство, разделение властей и др.) и специальные, т. е. относящиеся к более узкому кругу норм и менее крупным институтам (свободный мандат депутата, независимость судей, неответственность монарха и т. д.).

Понятие и предмет конституционного права Российской Федерации как отрасли права. Место конституционного права в системе российского права.

КП – одна из отраслей правовой системы России, представляющая собою совокупность общеобязательных норм, правил поведения, установленных или санкционированных гос-м, исполнение которых обеспечивается гос-м, в том числе и методами принуждения.

Конституционное право – ведущая (публичная), отрасль российского права, представляющая собою совокупность общеобязательных норм, правил поведения, установленных или санкционированных государством, исполнение которых обеспечивается государством, в том числе и методами принуждения.

Предметом конституционного права как отрасли российского права являются общественные отношения, возникающие в связи с закреплением и регулированием:

1) основ конституционного строя РФ, суверенитета народа и форм его осуществления, принципов государственного устройства и разделения властей, соц. и светского характера государства, идеологического многообразия, верховенства конституции в государстве;

2) взаимоотношений между государством и личностью, правовых основ статуса российских граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан, находящихся на территории России, прав и свобод человека и гражданина и гарантий их реализации:

3) федеративного устройства России, состава и компетенции ее субъектов, исключительной компетенции федерации и предмета совместного ведения федерации и субъектов, верховенства федеральных законов над правовыми актами субъектов и т.д.;

4) организации и функционирования системы органов федеральной государственной власти РФ, органов судебной власти, а также местного самоуправления.

Место Конституционного Права в системе российского права.

КП являетсяведущей отраслью в системе права РФ. Устанавливая в правовой форме основополагающие принципы устройства общества и государства, определяя общие основы управления всеми общественными процессами, какой бы стороны жизни общества они ни касались, эта отрасль тем самым дает ориентиры правового регулирования во всех сферах общественных отношений.



Во всех отраслях российского права получают воплощение и конкретизацию закрепленные нормами КП незыблемые, прирожденные права и свободы человека и гр-на, конституционно-правовой принцип: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Для всех отраслей права исходными являются установленные нормами КП принципы федеративного устройства государства, разграничения полномочий между Федерацией и ее субъектами.

Все отрасли основываются на закрепленных КП принципах организации системы власти, компетенции и принципах деятельности всех органов государственной власти, выступающих субъектами соответствующих отраслевых правоотношений.

Роль КП как ведущей отрасли права обусловлена и тем, что именно его нормами регулируется сам процесс создания права. Они определяют виды правовых актов, органов, их издающих, соотношение их юридической силы.

Нормы Конституции – основного источника КП – исходные для всех отраслей права.

Соотношение КП с др. отраслями права:

Определяя систему органов исполнительной власти, их правовой статус, компетенцию, нормы КП устанавливают основные начала для АП. Закрепляя различные формы собственности, права собственника, принципы хозяйствования, КП служит базой для гражданского и хозяйственного права. Регулируя основы бюджетной системы РФ, нормы КП предопределяют основы финансового права. Устанавливая систему органов судебной власти конституционные принципы правосудия, права граждан в сфере судопроизводства, КП содержит исходные начала для УП, уголовного процесса и др.

Конституционно-правовые нормы: понятие, особенности, виды. Конституционно-правовые институты.

Конституционно-правовые нормы - это общеобязательные правила, установленные или санкционированные государством, обеспеченные гос. принуждением или его угрозой и регулирующие конституционный строй страны. Эти нормы содержатся прежде всего в Конституции как высшем и основном законе страны, ФКЗ, ФЗ, и др.

Особенностями конституционно-правовых норм являются: а) их особая важность и значимость, поскольку в них речь идет о правовом регулировании особого среза общественных отношений, связанного с конституционным устройством; б) широта охвата многими из них регулируемых сфер и проблем; в) сравнительно большой удельный вес норм общего характера, которые предполагают издание на их основе еще и других норм, разъясняющих, конкретизирующих и развивающих эти общие нормы; г) преобладание в них императивного (повелительного) характера правового регулирования, в отличие от дозволительного, который широко используется в КП лишь при определении прав и свобод человека; е) высшая юридическая сила большинства этих норм, обладающих в своем действии приоритетом перед другими правовыми нормами; ж) нередкое отсутствие в этих нормах таких обычных структурных элементов правовых норм, как гипотез (т.е. условий применения норм) и особенно санкций; з) особый порядок и процедура принятия, изменения и отмены этих норм в сравнении с другими правовыми нормами.

Сами же конституционно-правовые нормы могут быть классифицированы : по характеру предписаний эти нормы могут быть императивными, когда в них правило поведения предписывается повелительно, строго, однозначно, и диспозитивными, когда правило формулируется таким образом, что предоставляется возможность выбора того или иного поведения. Примерами первых может служить ст. 116 Конституции РФ («Перед вновь избранным Президентом РФ Правительство РФ слагает свои полномочия»). Примерами вторых являются: положение ч. 4 ст. 117 Конституции, согласно которому, если ГД отказывает в доверии Правительству, то «Президент в течение 7 дн. принимает решение об отставке Правительства или о роспуске ГД и назначении новых выборов».

По их назначению : материальные и процессуальные. Первые - что именно регулируется, вторые - как осуществляется регулирование. В ч. 1 ст. 105 Конституции РФ содержится материальная норма: «ФЗ принимаются ГД», а в ч. 2 той же статьи - процессуальная норма: «ФЗ принимаются большинством голосов от общего числа депутатов».

По методу правового регулирования , а) обязывающие б) запрещающие; в) дозволяющие.

По времени своего действия конституционно-правовые нормы подразделяются на постоянные, которые не ограничены сроком своего действия, и временные, призванные действовать только в определенные периоды (в периоды чрезвычайного положения).

Но наиболее дифференцированы конституционно-правовые нормы по форме выражения их конкретного содержания . Это - нормы-правила, нормы-принципы, нормы-определения, нормы-разъяснения, нормы-декларации, нормы-цели и др. Например, Нормы-правила говорят о том, как надо поступать при наступлении того или иного юридического факта (полномочия старого парламента истекают в день открытия сессии вновь избранного парламента). Нормы-принципы, как и нормы-декларации - в ст. 8 Конституции РФ говорится, что в РФ признается и защищается равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

––––––

Институты конституционного права - это совокупность согласованных и взаимосвязанных конституционно-правовых норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений и объединенных общностью конкретных целей такого регулирования. Такими институтами являются институт гражданства, институт личных прав и свобод человека и гражданина, институт главы государства, институты парламента, правительства и др. Эти и другие конституционно-правовые институты далеко неодинаковы как по своей структуре, так и по масштабам регуляции, по числу норм. Ряд институтов носит сложный в структурном отношении, комплексный характер, включая в себя большее или меньшее число более частных институтов (например, институт прав и свобод человека и гражданина включает институты личных, политических, экономических, социальных, культурных прав). Системы конституционно-правовых институтов разных стран неодинаковы и могут не включать те или иные конкретные институты. Ясно, например, что в республиканских конституционно-правовых системах отсутствуют отдельные институты, свойственные аналогичным монархическим системам.

Конституционно-правовые нормы: понятие, особенности, виды.

Конституционное право России состоит из норм. Конституционно-правовая норма -это правило пове­дения субъектов конституционно-правового отношения. Конституционно-правовая норма, будучи разновидностью правовой нормы, характеризуется признаками, присущими всем правовым нормам. Во-первых, она представляет собой правило поведения участников конституционно-правового отношения. Во-вторых, конституционно-правовая норма устанавливается уполномоченным на то органом государ­ственной власти или органом местного самоуправления. В-третьих, исполнение конституционно-правовой нормы обеспечивается при необходимости принудительной силой государства.

Вместе с тем конституционно-правовая норма обладает определенной спецификой. Прежде всего специфика конституционно-правовых норм вытекает из основно­го источника конституционного права, которым является Конституция РФ. Все нормы Конституции являются конституционно-правовыми нормами, которые одновре­менно выступают д качестве принципов для других отрас­лей российского права. Следовательно, конституционно-правовые нормы занимают ведущее место в системе норм российского права.

Специфика конституционно-правовой нормы проявля­ется в своеобразии ее структуры. Образцом структуры правовой нормы является наличие в ней трех элементов: гипотезы, диспозиции, санкции. Этому образцу, напри­мер, соответствуют нормы уголовного права. Что касает­ся конституционно-правовых норм, то они, как правило, не имеют всех трех перечисленных элеменгов. Большинство конституционно-правовых норм состоят только из диспо­зиции. Например, ч. 1 ст. 5 Конституции РФ гласит: «Рос­сийская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, ав­тономных округов -равноправных субъектов Российской Федерации «.

Конституционно-правовые нормы могут состоять из ги­потезы и диспозиции. Так, ч. 4 ст. 105 Конституции РФ уста­навливает, что федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более по­ловины от общего числа членов этой палаты. Гипотеза этой нормы -«если за него проголосовало более половины от об­щего числа членов этой палаты». Диспозиция -«федераль­ный закон считается одобренным Советом Федерации».

Незначительную часть конституционно-правовых норм составляют нормы, в которых имеется санкция. Примером может служить норма ч. 1 ст. 93 Конституции РФ, соглас­но которой «Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на осно­вании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Пре­зидента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Феде­рации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения».

Е. И. Козлова выделяет еще две особенности конститу­ционно-правовых норм. Специфика конституционно-пра­вовых норм состоит и в своеобразии субъектов, на регу­лирование отношений между которыми данные нормы направлены. Такими особыми субъектами можно назвать народ, государство, главу государства, законодательные (представительные) органы государственной власти, поли­тические партии, сходы и собрания граждан, избиратель­ные комиссии. Кроме того, специфической особенностью конституционно-правовых норм является особый механизм реализации, который для многих конституционно-правовых норм связан не с возникновением конкретных правоотноше­ний, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе Российской Федерации)^.

Многочисленные конституционно-правовые нормы, со­ставляющие конституционное право России как отрасль, в целях удобства изучения и рассмотрения принято клас­сифицировать.

По содержанию конституционно-правовые нормы де­лятся на нормы, закрепляющие: основы конституционного строя; основы конституционно-правового положения граж­дан Российской Федерации; федеративное устройство; из­бирательное право; систему, принципы организации и дея­тельности высших органов государственной власти России; систему, принципы организации и деятельности законода­тельных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ; судебную власть; местное самоуправление.

По характеру имеющихся в них предписаний конституци­онно-правовые нормы можно подразделить на управомочи-вающие, обязывающие, запрещающие. Управомочивающие нормы устанавливают полномочия индивидов, государ­ственных органов, их должностных лиц, общественных объединений. Обязывающие - закрепляют обязанности субъектов конституционно-правовых отношений. Запре­щающие нормы устанавливают правила запретительного характера.

По степени определенности содержащихся предписа­ний конституционно-правовые нормы делятся на импера­тивные и диспозитивные. Императивные нормы требуют точного соблюдения установленных ими правил. Диспо­зитивные - допускают возможность альтернативы, выбор различных вариантов поведения в зависимости от конкрет­ных условий.

По территории действия конституционно-правовые нормы могут быть: федеративными, действующими на территории всей Российской Федерации; регионально-республиканскими, действующими на территории субъектов РФ; местными, действующими на территории муниципальных образований.

По источникам, т.е. характеру актов, в которых они за­креплены, конституционно-правовые нормы можно класси­фицировать на конституционные, содержащиеся в Консти­туции РФ, конституциях (уставах) субъектов РФ, и иные, содержащиеся в иных нормативных правовых актах.

7. Конституционно-правовые отношения: понятие, виды, юридическая конструкция (субъекты, объекты, содержание, юридические факты).

Конституционно-правовые отношения -это обще­ственные отношения, урегулированные нормами кон­ституционного права России. В силу этого специфика конституционно-правовых норм определяет специфику конституционно-правовых отношений.

Прежде всего конституционно-правовые отношения возникают в сфере осуществления многонациональным российским народом государственной власти. Это самые важные общественные отношения, которые регулируются нормами ведущей отрасли российского права -конститу-

ционным правом России, и в которых в качестве субъекта выступает российский многонациональный народ.



Второй особенностью конституционно-правовых отно­шений является специфический круг субъектов.

Третья особенность состоит в различной правоспособ­ности субъектов конституционно-правовых отношений. Например, граждане Российской Федерации обладают более широкой правоспособностью, кругом прав и свобод по сравнению с иностранными гражданами и лицами без гражданства, находящимися на территории России.

Круг субъектов конституционно-правовых отношений весьма многообразен.

Народ выступает в качестве субъекта конституционно-правовых отношений при проведении республиканского референдума, выборов Президента России, Государствен­ной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее -Государственная Дума).

Российская Федерация в целом как государственное объ­единение российского народа также выступает в качестве субъекта конституционно-правовых отношений. Примером может служить норма ч. 3 ст. 4 Конституции РФ, согласно которой Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

В этом качестве выступают и субъекты РФ в лице респу­блик, краев, областей, городов федерального значения, авто­номной области и автономных округов. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 67 Конституции РФ изменение границ между субъектами РФ возможно только с их согласия.

Органы государственной власти и местного самоуправ­ления наделены конституционно-правовыми нормами определенными полномочиями, реализуя которые они вы­ступают в качестве субъектов конституционно-правовых отношений. Например, в пределах своей компетенции они принимают нормативные правовые акты, обязательные для исполнения всеми субъектами конституционно-правовых отношений на соответствующей территории.

Депутаты представительных органов государственной власти и местного самоуправления, будучи представителя­ми избравшего их народа или населения, обязаны выражать в своей деятельности волю представляемых. Для этого они наделены конституционно-правовыми нормами необходи­мыми полномочиями. Реализуя эти полномочия, депутаты вступают в конституционно-правовые отношения.

Политические партии и общественные объединения вы­ступают в качестве субъектов конституционно-правовых отношений, например, выдвигая кандидатов в депутаты, являясь инициаторами проведения референдума, собраний, митингов, шествий и демонстраций.

Граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, осуществляя конституционные права, свободы, обязанности, вступают в конституционно-правовые отношения. Например, гражданин Российской Федерации, реализуя свое пассивное избирательное право, вступает в от­ношения с избирательной комиссией. Такие отношения ре­гулируются нормами избирательного права, составляющими институт конституционного права России.

Собрания граждан, сельские сходы наделены конститу­ционно-правовыми нормами рядом правомочий по реше­нию вопросов местного значения. Например, на сельском сходе местные жители выбирают сельского старосту.

Специфическим субъектом конституционно-правовых отношений являются избирательные комиссии, наделенные конституционно-правовыми нормами обширным кругом правомочий по организации и проведению выборов.

Объектом конституционно-правовых отношений яв­ляется то, по поводу чего возникают права и обязанности участников конституционно-правовых отношений. К объ­ектам конституционно-правовых отношений относятся: 1) действия; 2) имущественные блага; 3) неимущественные блага; 4) территория Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований.

Субъективные права и обязанности субъектов конкретного конституционно-правовогоотношения составляют его содержание.

Субъективное право - это предусмотренная нормой конституционного права мера возможного поведения участника правоотношения. Основная особенность, характеризующая субъективное право, - возможность использовать его по своему усмотрению участниками (субъектами) конкретного конституционно-правового отношения. Так, в ст. 31 Конституции РФ записано: "Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование". Следовательно, если при проведении должным образом разрешенной демонстрации конкретный гражданин захочет участвовать в ней, то он при желании имеет субъективное право принять участие в этой демонстрации.

Субъективная обязанность - это предусмотренная юридической нормой конституционного права мера должного поведения субъектов (участников) конституционно-правового отношения. В зависимости от характера поведения, закрепленного в диспозиции правовой нормы, субъективные обязанности бывают:

· активными, предусматривающими необходимость определенных действий;

· пассивными, предписывающими необходимость воздержания от определенных действий, запрещенных нормой права.

Возвращаясь к примеру о праве граждан проводить демонстрации, можно сказать, что если в этом случае конкретный гражданин участвует в демонстрации, то он реализует свое субъективное право на участие в демонстрации, а его праву корреспондирует субъективная обязанность органов государственной власти или органов местного самоуправления города или иного населенного пункта не чинить никаких препятствий этому гражданину в процессе демонстрации.

Основанием возникновения, изменения и прекраще­ния конституционно-правовых отношений являются юри­дические факты, т.е. обстоятельства, предусмотренные конституционно-правовыми нормами. Юридические фак­ты бывают двух видов: действия и события. Юридические действия -это обстоятельства, связанные с деятельностью человека, проявлением его воли. Они бывают правомерны­ми и противоправными. Примером правомерного юриди­ческого действия может служить реализация законодатель­ной инициативы в Государственной Думе управомоченным на то Конституцией РФ субъектом законодательной иници­ативы. В качестве противоправного юридического действия можно назвать издание органом государственной власти нормативного правового акта, противоречащего Конститу­ции РФ. Юридические события не зависят от воли людей

Понятие, юридическое закрепление и структура основ конституционного строя Российской Федерации. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью как основа конституционного строя.

Раздел первый Конституции РФ открывается гл. 1 «Основы конституционного строя». Понятие основ конституционного строя является новым как для Конституции РФ, так и для нау­ки конституционного права.

В конституциях советского периода использовали понятия общественного строя (общественного устройства, его основ) и государственного строя.

Понятие «общественный строй» включало экономическую и политическую систему общества, его социальные основы.

Конституционный строй – это определенная форма и способ организации государства, закрепленные в его Конституции. Основы конституционного строя – это система принципов, регламентирующая социально-правовые отношения, обеспечивающие подчинение государства праву.

Характерные черты конституционного строя:

· 1. Основы конституционного строя имеют основополагающее, обобщающее и фундаментальное значение;

· 2. Политико-правовой характер;

· 3. Нормативность и общеобязательность;

· 4. Юридическое верховенство по отношению к положениям Конституции и всем н.а. государства;

· 5. Определенность и категоричность;

· 6. Сжатость и концентрированность положений;

· 7. Постоянность действия;

· 8. Общеприемлемость и свобода от идеологических установок;

· 9. Целостность;

· 10. Устойчивость и особый порядок принятия и изменения.

Основы конституционного строя – глава 1. Основы закреплены с помощью норм-принципов, которые условно разделены на четыре группы:

· - Гуманистические;

· - Основные характеристики РФ;

· - Экономические и политические;

· - Основы организации государственной Власти.

Конституционный строй – это определенная форма, определенный способ организации государства, закрепленный в его конституции. Принятие конституции само по себе означает установление обязанности государства следовать конституционным порядкам - иначе существование основного закона лишается смысла. Однако в понятии "конституционный строй" включается нечто большее, чем формальное соблюдение конституции. Это понятие применимо только к такому государству, в котором конституция надежно охраняет права и свободы человека и гражданина, а все право соответствует этой конституции, но главное: государство действует в соответствии с конституцией и во всем подчиняется праву.

представляют собой общечеловеческие цен­ности, выработанные мировой цивилизацией, возникшие в период буржуазных революций и воспринятые конституциями современных демократических государств, в том числе Конституцией РФ.

Основы конституционного строя – фундаментальные положения конституции, определяющие основные характеристики формы государства и правового статуса личности.

Выделяют 4 группы основ конституционного строя:

1. Правовые основы взаимоотношений личности и государства. Статья 2 Конституции РФ провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью. Одновременно на государство возлагается основная обязанность – признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Гражданство – устойчивая политико-правовая связь государства с личностью. Гражданство свободно, едино, равно. Принцип социального государства закрепляется право человека на социальное обеспечение. Государство охраняет труд и здоровье людей, устанавливает минимальный размер оплаты труда, обеспечивает поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан. Гарантируются государственные пенсии, пособия и иные средства социальной защиты.

2. Принципы взаимодействия государства и общества. В Конституции РФ определяется демократическая характеристика Российского государства. Народ осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и местного самоуправления. Определяется деятельность государства в экономической сфере. Земля и другие природные объекты могут находиться в собственности, в том числе частной.

Государство регулирует экономические процессы лишь опосредованно, остается широкое пространство для рыночных механизмов саморегулирования. Признается множественность конкурирующих друг с другом идей, т. е. идеологическое многообразие, идеологический и политический плюрализм. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Россия является светским государством, никакая религия не может признаваться государственной или обязательной.

3. Принципы отношения государства и права: принцип правового государства, верховенства Конституции РФ и ФЗ на всей территории РФ, высшей юридической силы, общеобязательности, прямого действия Конституции РФ на всей территории РФ, обязательного официального опубликования законов и иных нормативно-правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, приоритета норм международных договоров РФ перед внутренним законодательством, а также включенности общепризнанных принципов и норм международного права в российскую правовую систему.

4. Конституционные принципы внутренней организации и осуществления государственной власти: республиканская форма правления, федеративная форма государственного устройства, принцип государственного суверенитета, принцип разделения властей, принцип самостоятельности местного самоуправления.

Права человека - важнейший институт конституционного строя, представленный совокупностью конституционных возможностей, призванных обеспечить достойную и безопасную жизнь человека и гражданина, условия его свободной жизнедеятельности. Права человека в юридическом значении означают возможность его обладателя совершать дозволенные или не запрещенные Конституцией и основанными на ней законами, конституционными принципами, конституционными обычными нормами, международно-правовыми стандартами осуществления (а равно неосуществления) определенных действий. В конституционном лексиконе за термином «права человека» закрепилось значение основных, или конституционных, прав. Законодательство РФ различает понятия «права» и «свободы». Общим для данных понятий является то, что обладание правом и свободами означает возможность избрать тот или иной вид поведения. Разница между ними заключается в смыслах: права связаны главным образом с возможностью получения определенных благ - это всегда право на получение чего-то. Свобода для человека есть возможность избегать воздействия со стороны государства, государственной власти, тех или иных ограничений. Свобода в этом смысле есть независимость от государства. Соответственно, конституционные права и свободы - это закрепленные в Конституции и гарантированные государством возможности, позволяющие каждому свободно и самостоятельно избирать вид и меру своего поведения, создавать и пользоваться предоставленными ему социальными благами как в личных, так и в общественных интересах.

Права и свободы могут иметь индивидуальные и коллективные формы выражения. Те конституционные права и свободы, реализация которых требует коллективных действий граждан (право на объединение, проведение собраний, митингов, шествий и др.), именуются коллективными правами граждан.

Особый смысл имеет понятие «права народов» - предусмотренная нормами международного права возможность народа участвовать в международных отношениях с целью реализации своих жизненных потребностей. Регламентация прав народов осуществляется в рамках сотрудничества государств, главным образом в области защиты прав человека. Общепризнанными стали права народов на равноправие и самоопределение (п. 2 ст. 1 Устава ООН). Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о праве народов на мир (1984 г.), призванную обеспечить «священное право народов нашей планеты на мир». В доктрине международного права к этому перечню относят права народов на развитие, защиту национальных меньшинств и др. В отличие от прав человека права народов - права коллективные, тесно связанные с первыми. Правам народов корреспондирует обязанность субъектов международных отношений уважать их. В случае нарушения их прав народы имеют право обращаться за защитой и к международному сообществу.

Современное международное право признает за народами безусловное право на защиту от геноцида (Конвенция о предупреждении преступлений геноцида и наказания его 1948 г.); от расовой дискриминации (Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.), других преступлений против народов.

Отличительные признаки конституционных прав и свобод состоят в следующем.

Во-первых, это основные права и свободы. Основными они именуются потому, что: а) защищают основные, базовые ценности и интересы личности; б) являются общими для всех без исключения независимо от пола, расы, национальности, вероисповедания и др.; в) характеризуются особой юридической формой конституирования, закрепляются в основном законе государства; г) обладают наиболее высокой юридической силой (весом, или значимостью). Конституционные права и свободы являются важнейшими, основополагающими для правового статуса личности, они предопределяют содержание всех иных прав и свобод граждан. Значимость их такова, что для их обозначения в конституционном лексиконе используется понятие основных прав и свобод. Термин «основные права и свободы» в этом смысле синонимичен термину «конституционные права и свободы». В таком значении данный термин употребляется в Конституции (ст. 17, ч. 1 ст. 55). Во-вторых, конституционные, или основные, права и свободы человека являются неотчуждаемыми и принадлежат ему от рождения в силу гражданства. В-третьих, конституционные права и свободы в РФ признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. В-четвертых, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность органов законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В-пятых, характеризуются особым механизмом реализации, имеют непосредственно действующий характер, т.е. даже при отсутствии конкретизирующих конституционные права и свободы законов и иных нормативных актов суды, иные государственные органы обязаны принимать решения в защиту таких прав и свобод. В-шестых, ограничение конституционных прав и свобод допускается лишь в случаях, определенных федеральным законом.

Достоинство личности означает свойственный человеку, его духовности облик, предполагающий отношение к его личности со стороны государства, иных лиц как к высшей ценности. Достоинство личности в его конституционно-правовом значении - обладание личностью неким набором нравственных и интеллектуальных свойств, соответствующих общепринятым моральным нормам. Составляющим достоинства личности являются высоконравственные, одобряемые окружающими поведение и поступки человека. Принято считать, что человек априори наделен такими свойствами. Соответственно, унижение достоинства личности означает соотнесение конкретного человека с неблаговидными поступками. Достоинство личности предполагает обязанность этой личности (носителя достоинства) уважительно относиться к другим лицам, их правам и свободам. В этом значении достоинство личности выступает основой и целью конституционных прав, их принципом, в соответствии с которым должна выстраиваться вся система конституционных прав человека, должны закрепляться обязательства государства, всей системы власти по отношению к обеспечению достоинства личности. Охраняя достоинство личности, Конституция РФ возводит в ранг юридической аксиомы положение о том, что «ничто не может быть основанием для его умаления» (ст. 21).

Конституционная норма, конкретизируя этот принцип, устанавливает запрет подвергать человека пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, а также без добровольного согласия медицинским, научным или иным опытам. Эти конституционные положения в полной мере соответствуют нормам Всеобщей декларации прав человека, ст. 3 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.

Защита достоинства обеспечивается нормами Конституции о праве на достойную жизнь (ст. 21), неприкосновенности частной жизни (ст. 23), защите человеком своей чести и доброго имени (ст. 23), запрещением сбора информации о частной жизни (ст. 24), запретом насильственного проникновения в жилище (ст. 25) и др. Охрана достоинства личности обеспечивается нормами уголовного права (уголовная ответственность за клевету и оскорбление - ст. 129, 130 УК РФ).

Действующий уголовно-процессуальный кодекс РФ предписывает следователю при производстве обыска принять меры к тому, чтобы не были оглашены выявленные обстоятельства интимной жизни лица; личный обыск производится лицом одного пола с обыскиваемым и др. Основы законодательства об охране здоровья граждан (ст. 29) устанавливают запрет на испытание новых методов диагностики, профилактики и лечения, а также лекарственных средств, проведение биомедицинских исследований с привлечением в качестве объекта лиц, задержанных, заключенных под стражу, отбывающих наказание в местах лишения свободы либо административный арест. Жизнь, здоровье, достоинство, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право на имя и авторство защищаются нормами гражданского права (ст. 150-151 ГК РФ).

В случае причинения морального вреда (физические или нравственные страдания) гражданин вправе в судебном порядке требовать от нарушителя денежной компенсации причиненного вреда.

Конституционное право, как и любая иная отрасль права, представляет собой совокупность норм и институтов, посредством которых регулируется предмет конституционного права. При этом понятие «конституционно-правовые нормы» охватывает не только нормы конституций, но и всех нормативных правовых актов, имеющих своим назначением регулирование общественных отношений, относящихся к предмету отрасли конституционного права.

Конституционно-правовые нормы - это общеобязательное веление, выраженное в виде государственно-властного предписания и регулирующие общественные отношения, составляющие предмет конституционного права.

Рассматривая понятие конституционно-правовых норм, необходимо отметить, что такие нормы имеют:

а) черты, общие для всех социальных норм;

б) признаки, общие для всех правовых норм, отличающих их от иных социальных норм (морали, традиций, обычаев и др.);

в) признаки, отличающие конституционно-правовые нормы от норм иных отраслей права (гражданского, уголовного, административного, финансового, трудового и т.д.).

К признакам, характеризующим конституционно-правовые нормы как правовые нормы, имеющие черты, общие для всех социальных норм можно отнести:

1) нормы конституционного права - это продукт правотворческой деятельности государства;

2) конституционно-правовые нормы - это государственно-властные предписания;

3) конституционно-правовые нормы являются формально-определенными, т.е. выраженными в письменной форме;

4) конституционно-правовые нормы имеют обязательный характер, т.е. они обязательны для исполнения всеми гражданами, их организациями и объединениями, физическими и юридическими лицами и органами государства;

5) конституционно-правовые нормы - это правила общего характера. Они обращены ко всем без исключения гражданам России, а некоторые из них - также к иностранцам и лицам без гражданства. Таковыми в Конституции Российской Федерации являются ст. 2, закрепляющая, что человек, его права и свободы «являются высшей ценностью» и что «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина» - обязанность государства; ст. 3 (ч. 4), предупреждающая, что «никто не может присваивать власть в Российской Федерации» и что захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону; ст. 54, провозглашающая, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет и что «никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением»;

6) конституционно-правовым нормам присуща их неперсонофицированность. То есть они адресованы не конкретным субъектам, а всем субъектам права либо отдельным категориям (видам) субъектов;


7) конституционные нормы имеют поведенческий характер, поскольку с содержащимися в них установлениями должны соотносить свое поведение, свою деятельность любые социальные субъекты;

8) конституционно-правовые нормы обеспечены в процессе их реализации силой государственного принуждения. Однако судебные и несудебные механизмы государственного принуждения специфичны в сравнении с механизмами принуждения, применяемыми для защиты иных отраслевых норм. Так, конституционная ответственность (за нарушения норм конституционного права как отрасли права) наступает, прежде всего, перед источником наделения властными полномочиями;

9) еще одним свойством конституционных норм является их системность. Системность означает, что все конституционно-правовые нормы органически связаны друг с другом, взаимодействуют между собой. Системность предполагает также, что конституционно-правовое регулирование осуществляется комплексно, посредством конституционно-правовых институтов.

Конституционно-правовые нормы также обладают общими чертами, как и другие нормы права. В частности они:

1. Отражают наиболее важные, имеющие ценность для общества, личности или социальной группы общественные отношения;

2. Представляют собой модель регулируемых общественных отношений;

3. Отражают и закрепляют типичность социальных процессов, явлений, связей как следствие их повторяемости;

4. Обладают общеобязательным характером.

Вместе с тем, конституционно-правовые нормы обладают и специфичными чертами, отличающими их от других норм.

Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин, раскрывая специфические черты конституционно-правовых норм, указывают следующие их отличия:

2) источники, в которых они выражены. Основополагающие, наиболее значимые нормы содержатся в особом акте, обладающем высшей юридической силой во всей системе права, - в Конституции РФ;

3) своеобразие видов: среди рассматриваемых норм значительно больше, чем в других отраслях, общерегулятивных норм. Это нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-задачи. Они рассчитаны на всех правоприменяющих субъектов, независимо от вида правоотношений, участниками которых эти субъекты являются (гражданско-правовых, административно-правовых, трудовых и др.);

4) учредительный характером содержащихся в них предписаний. Именно конституционно-правовые нормы первичны, устанавливают обязательный для создания всех других правовых норм порядок: определяют формы основных нормативных правовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотворчества, наименование принимаемых ими правовых актов. Нормы конституционного права определяют и саму систему государственных органов;

5) особый механизм реализации, который для многих конституционно-правовых норм связан не с возникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе Российской Федерации);

6) специфический характер субъектов, на регулирование отношений между которыми данные нормы направлены. Такими особыми субъектами можно назвать народ, государство, главу государства, представительные (законодательные) органы государственной власти;

7) особенности структуры: для конституционно-правовых норм не характерна традиционная трехчленная структура, выделяемая в составе правовой нормы, - гипотеза, диспозиция и санкция . В рассматриваемых нормах обычно имеются гипотеза и диспозиция и лишь в отдельных случаях - санкция.

Обладая спецификой по сравнению с нормами других отраслей права, конституционно-правовые нормы сами по себе очень многообразны.

Научно обоснованная классификация юридических норм позволяет, выявить их специфические свойства и особенности.

Классификация конституционно-правовых норм может быть осуществлена по нескольким основаниям:

1. По содержанию, то есть объекту конституционно-правового регулирования нормы делятся в соответствии с выделяемыми блоками общественных отношений, составляющих предмет конституционного права. Выделяются нормы, закрепляющие основы конституционного строя; нормы, регулирующие права и свободы человека и гражданина; нормы, определяющие федеративное устройство Российской Федерации; нормы, определяющие порядок осуществления форм непосредственного народовластия ; нормы, устанавливающие основы организации государственной власти; нормы, закрепляющие систему местного самоуправления; нормы, определяющие статус Конституции.

2. По функциям, которые выполняют правовые нормы, их подразделяют на регулятивные, охранительные и специализированные. Регулятивные (их еще называют правоустановительными, правонаделительными нормами) конституционно-правовые нормы непосредственно регулируют общественные отношения, определяя права и обязанности их участников. Охранительные нормы закрепляют меры юридической ответственности и меры защиты субъективных прав (например, ст. 53 Конституции РФ: «Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц»). К охранительным нормам относятся многочисленные нормы, устанавливающие гарантии субъективных прав (например, ч. 1 ст. 46 Конституции РФ: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод»).

Особенность специализированных норм состоит в том, что непосредственно на их основе правоотношения не возникают. Они имеют дополнительный характер, который выражается в том, что при регулировании общественных отношений они присоединяются к регулятивным и охранительным нормам, образуя в сочетании с ними единый регулятор. К специализированным нормам относятся, с одной стороны, обобщающие нормы: общие, дефинитивные и декларативные нормы, а, с другой стороны, нормы, регулирующие действие и применение других норм («нормы о нормах»): оперативные и коллизионные нормы.

Общие нормы направлены на фиксирование в обобщенном виде определенных элементов регулируемых отношений (например, ч. 2 ст. 3 Конституции РФ: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления»). Дефинитивные нормы в обобщенном виде закрепляют признаки определенной правовой категории (например, ст. 3 Федерального закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации», закрепляющая, что «гражданство - это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей»).

Декларативные нормы отражают принципы регулирования общественных отношений нормами данной отрасли (института) права, закрепляют задачи данной совокупности правовых норм (например, ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства»).

Оперативные нормы изменяют или отменяют действие иных норм, выполняя таким образом служебные функции (например, ч. 4 ст. 35 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»: «Часть 2 ст. 33 настоящего Федерального конституционного закона в части финансирования судов на основе нормативов вводится в действие со дня вступления в силу соответствующего федерального закона»).

Коллизионные нормы определяют какие нормы из совокупности возможных применяются к данному отношению (например, ч. 5 ст. 76 Конституции РФ: «В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации»).

3. По характеру прав и обязанностей конституционно-правовые нормы подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Управомочивающие нормы устанавливают право субъекта совершать действия, предусмотренные нормой. К ним относится большое количество норм, определяющих права человека и гражданина (например, ч. 5 ст. 32 Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия»).

Обязывающие нормы устанавливают обязанность субъекта совершать определенные действия (например, ч. 3 ст. 44 Конституции РФ: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры»). Запрещающие нормы устанавливают обязанность субъекта воздерживаться от определенных действий, не совершать их (например, ч. 2 ст. 123 Конституции РФ: «Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных специальным законом»).

4. По степени определенности предписаний конституционно-правовые нормы подразделяются на императивные и диспозитивные. В императивных нормах содержатся категорические предписания, которые не могут быть заменены другими по усмотрению субъекта (например, ч. 3 ст. 76 Конституции РФ: «Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам»). Диспозитивные нормы определяют возможность совершения или несовершения какого-либо действия, выбора варианта поведения (например, ч. 1 ст. 68 Конституции РФ определяет: «Республики вправе устанавливать свои государственные языки», а это означает, что республики могут устанавливать свои государственные языки, но могут и не делать этого).

5. По роли в механизме правового регулирования различают материальные и процессуальные конституционно-правовые нормы. Материальные нормы определяют содержание правового регулирования, права и обязанности субъектов права (например, ч. 2 ст. 92 Конституции РФ: «Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности»). Процессуальные нормы закрепляют порядок реализации предписаний материальных норм, форму их воплощения в действительность (например, ст. 93 Конституции РФ устанавливает порядок отрешения от должности Президента РФ).

6. По юридической силе конституционно-правовые нормы различаются в зависимости от того, какой акт является источником нормы, а также от разграничения предметов ведения между Федерацией и ее субъектами. Наивысшей юридической силой обладают нормы Конституции РФ как основного закона государства, а также нормы, содержащиеся в международных договорах, санкционированные государством.

7. По территории действия конституционно-правовые нормы подразделяются на нормы, которые действуют на всей территории Российской Федерации, и нормы, которые распространяются на часть ее территории (субъект Российской Федерации, муниципальное образование).

Нормы конституционного права объединяются в отраслевые институты. Правовой институт понимается как совокупность норм права, регулирующих определенный круг однородных и взаимосвязанных общественных отношений, образующих отдельную обособленную группу.