Ч. 3. ст. 4: РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории .
Ст. 5: Фед. устройство РФ основано на:
- ее гос. целостности,
- единстве системы гос. власти,
- разграничении предметов ведения и полномочий между ОГВ РФ и ОГВ субъектов,
- равноправии и самоопределении народов в РФ.
Терр. целостность (ст. 67), единство эк. пространства (ст. 74), единство бюджетной системы (ст. 75), единство гражданства (ст. 6), единство пр. системы, единство системы гос. власти.
Комм. под ред. В.Д. Карповича : Ч. 3 ст. 5 говорит об основах (принципах) фед. устройства. Понятие "фед. устройство" не употреблялось в ранее действовавших российских конституциях, которые оперировали понятиями "гос. устройство" (Конституция РСФСР 1937 г.) и "нац.-гос. устройство" (Конституция РСФСР 1978 г.).
Конст. новелла акцентирует внимание на форме гос. устройства России. Это само по себе предполагает, что ее составные части, будучи эл-тами целого, являются относительно самост. гос. образованиями; что, в отличие от унит. государства, гарантируется бoльшая степень децентрализации и разделения властей по вертикали.
Положения о фед. устройстве находят отражение во многих статьях Конституции, но наиболее развернуты в ее гл. 3. В комментируемой части статьи сформулированы основы данного устройства. Одной из них признается гос. целостность РФ. Это означает, что Россия не является простым соединением образующих ее частей, а представляет собой единое государство, в котором: обеспечивается целостность и неприкосновенность территории; существует единое гражданство; гарантируется единое эк. пространство и использование единой ден. единицы - рубля; устанавливается верховенство КРФ и ФЗ на всей российской территории; действуют фед. ОГВ и провозглашается единство систем гос. власти; гос. образования рассматриваются как находящиеся в составе РФ, территория каждого из них является неразрывной частью территории России; вопросы фед. устройства отнесены к исключительной прерогативе РФ; отсутствует, как и в других существующих фед. государствах, право выхода субъектов из Федерации (ст. 4, 6, 8, 11, 15, 65, 67, 71, 75 и др.).
Гос. целостность и ее составляющие - определяющая предпосылка нормального функционирования государства. Она является тж, как подчеркивалось в ПКС от 31 июля 1995 г. по делу о проверке конституционности ряда актов, принятых в связи с урегулированием вооруженного конфликта в Чеченской Республике, важным условием равного пр. статуса всех граждан независимо от их места проживания и одной из гарантий их конст. прав и свобод. Именно поэтому гос. целостность рассматривается как особая ценность. Она защищена всей системой ОГВ – През-том, его полномочными представителями в фед. округах, Пр-вом, фед. судами, Прокуратурой и др., а тж установлением запрета на создание и деятельность общ. объединений, цели и действия которых направлены на нарушение целостности РФ.
В качестве одной из основ фед. устройства Конституция закрепляет принцип единства системы гос. власти. Он является логическим следствием того, что единый источник власти в РФ - ее многонац. народ. Этот принцип гарантирует целостность России и ее суверенитет, обеспечивает слаженное функционирование гос. механизма по осуществлению функций Российского государства во всей их полноте и многообразии.
Реализация данного принципа по горизонтали выражается в том, что фед. ОГВ и ОГВ субъектов, действуя в духе разделения властей как самост. органы, одновременно выступают в качестве единой гос. власти - соответственно фед. и субъекта. Это достигается единством ключевых принципов функционирования, производностью полномочий от тех, которыми обладает Федерация или ее субъект, наличием совокупности орг.-пр. сдержек и противовесов, при которых все органы данного уровня сообразно своим функциям в различных формах участвуют в выработке гос. политики, принятии законов и их осуществлении; политика и законы отражают общую позицию единой гос. власти.
В вертикальном срезе единство системы гос. власти проявляется в опр. структурной схожести ОГВ субъектов и фед. ОГВ. Оно требует, чтобы субъекты в основном исходили из фед. схемы взаимоотношений исп. и зак. власти (ПКС от 18 января 1996 г. по делу о проверке конституционности ряда положений Устава Алтайского края) и ориентировались на об. принципы и формы деятельности. Это единство обеспечивает особое построение ФС, где одна из палат - СФ формируется из представителей от каждого субъекта: по одному от предст. и исп. ОГВ (ст. 95); верховенство КРФ и ФЗ (ч. 2 ст. 4); ФЗ "Об об. принципах организации зак. и исп. ОГВ субъектов РФ", который включает в т.ч. меры ответственности ОГВ субъектов за нарушение КРФ и ФЗ; деятельность През-та как гаранта Конституции (ч. 2 ст. 80); осуществление фед. ОГВ координационных полномочий (ФЗ от 4 января 1999 г. "О координации межд. и внешнепол. связей субъектов РФ"); суд. контроль (ст. 46, 125), прокурорский надзор. В отношении органов исп. власти, которые по опр. вопросам образуют единую систему исп. власти в России (ч. 2 ст. 77), През-т наделяется правом приостанавливать действия актов органов исп. власти субъектов в случае противоречия этих актов КРФ и ФЗ, межд. обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ч. 2 ст. 85).
Фед. устройство основано на разграничении предметов ведения и полномочий между ОГВ РФ и ОГВ субъектов. В этом заключается принцип разделения властей по вертикали, последовательная реализация которого гарантирует необходимую самостоятельность и полновластие гос. органов в установленных границах, недопустимость произвола в их деятельности и уважительное отношение к решениям, принятым ими в пределах своей компетенции.
Разграничение предметов ведения и полномочий между названными ОГВ производно от разграничения предметов ведения между РФ и ее субъектами (ст. 71-73). Оно осуществляется КРФ и в соответствии с ней – Федерат. и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий (в системе исп. власти - тж с помощью соглашений между фед. органами исп. власти и органами исп. власти субъектов), ФЗ (ч. 3 ст. 11).
Государственная власть является сложной многокомпонентной системой, отдельные элементы которой обязательно должны быть объединены в целостность, без чего невозможно само существование государственной власти. Именно поэтому в историко-правовой и теоретической литературе (Платон, Аристотель и др.) единство государственной власти рассматривалось как объективное необходимое ее свойство, величайшая социальная ценность, подлежащая безусловной охране. Посредством этого свойства государственной власти обеспечивается особый характер взаимосвязей всех ее элементов государственной власти, поддерживающий ее целостность.
Единство государственной власти - одно из важнейших проявлений ее системного характера, выражающее, во-первых, совместимость компонентов государственной власти, во-вторых, особый характер существующих между ними отношений, обусловливающих ее целостность.
Можно выделить две различные трактовки единства государственной власти. Первая опирается на тоталитарное понимание государства и включает многообразные насильственные способы организации и осуществления государственной власти, характерные для неразвитых или относительно не развитых ее состояний. Жесткая централизация и концентрация власти с этой точки зрения есть единственный способ обеспечения ее единства. Такая трактовка традиционна для нашей страны, в которой единство царской самодержавной и советской власти обеспечивалось жестким и безусловным соподчинением органов власти по вертикали, что исключало автономию нижестоящих органов и создавало возможность для немедленного применения насилия.
Вторая трактовка единства государственной власти опирается на признание рационально организованной (разумной) свободы субъектов властеотношений, объективной необходимости деконцентрации и децентрализации государственной власти.
В общественном сознании россиян обе трактовки единства государственной власти находят свое яркое выражение. Одни видят нарушение единства государственной власти в попытках провести любую деконцентрацию или децентрализацию власти, опасаясь усиления роли субъектов РФ в осуществлении государственной власти, что, по их мнению, может привести к распаду Российского государства. Другие настаивают на тезисе о том, что подлинное единство народов и субъектов РФ может быть основано только на свободе, осуществляемой в рамках рациональной (разумной) организации государственной власти.
Исторически единство государственной власти понималось и реализовывалось различными способами, каждый из которых складывался в конкретных исторических условиях и в той или иной форме сохраняет свое действие и в современных условиях. К ним можно отнести:
1. Иерархический способ обеспечения единства государственной власти (система строгого и безусловного соподчинения органов государства сверху вниз). Этот способ характерен для неразвитых состояний власти и сохраняет свое значение как частный компонент современных систем государственной власти, используемый в достаточно ограниченных формах.
2. Обеспечение единства государственной власти через приоритет одной из властей. Такой способ обеспечения единства государственной власти был обоснован Д. Локком. В системе государственной власти он выделял законодательную, исполнительную и федеральную власти и обосновывал необходимость подчинения исполнительной и федеральной ветвей власти законодательной в целях обеспечения единства и целостности всей системы государственной власти. Указанный способ распространен в государствах с парламентской формой правления.
3. Обеспечение единства государственной власти через создание системы сдержек и противовесов между разделенными ветвями государственной власти, в рамках которой каждая власть связана с другой таким образом, что ни одна из них не может подавлять другую, не может осуществлять своих задач без взаимодействия с остальными. Такой способ обеспечения единства государственной власти в свое время был разработан Ш.Л. Монтескье в обширном труде «О духе законов» и получил свое практическое осуществление в США и ряде других стран.
Единство государственной власти может быть обеспечено также при сохранении его демократической сути через подчинение всех властей закону, выражающему право. Этим же способом, но используемым в качестве дополнительного средства, может быть обеспечено единство государственной власти в тоталитарном государстве, применяющем закон, не выражающий право.
Принципиальное значение имеет проблема центра власти. В системе любой государственной власти должен быть центр власти, символизирующий ее единство. В системе разделения властей, предложенной, например, Г. Гегелем, эту роль выполняет власть государя, который, являясь выражением вершины власти, сохраняет целостность и единство государственной власти.
Каждый из названных способов обеспечения единства государственной власти имеет много вариантов своего конкретного выражения в законодательстве различных стран и практического осуществления.
Условием обеспечения единства государственной власти является надлежащая организация взаимодействия разделенных властей на всех уровнях осуществления государственной власти.
Разновидностью упрощенного представления о разделении властей является сведение их состава и взаимоотношений к простой схеме: государственная власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную. Взаимоотношения между ними строятся в соответствии с принципом «сдержек и противовесов». Однако даже классики теории разделения властей каждый по-своему определяли состав властей. (Например, Д. Локк исходил из того, что есть три власти: родительская - вытекающая из природы; политическая - основанная на согласии, оформляемая договором; деспотическая - основанная на узурпации власти и насилии и, следовательно, не являющаяся политической. Собственно государственная власть разделяется на законодательную, исполнительную и федеральную. Условием обеспечения единства власти является приоритет законодательной власти перед другими.
Ш.Л. Монтескье выделял в системе разделения властей законодательную, исполнительную и судебную, а способом обеспечения их единства считал организацию особого порядка взаимоотношений между ними, в рамках которого каждая власть «обречена» на взаимодействие с другой, без чего не может действовать сама. В основу этого порядка положена система «сдержек и противовесов», обеспечивающая надлежащее взаимодействие властей. Гегель выделял законодательную власть (устанавливать всеобщее), правительственную власть (подводить особенное под всеобщее), власть государя, центр и вершину власти - гарант целостности и сохранения государства. Взаимоотношения властей должны строиться по принципу рационально организованной системы, в которой каждая власть осуществляет свои задачи, может действовать.
Определение состава разделенных властей и способа их взаимоотношений, обеспечивающего их необходимое единство, должно отражать историческую практику каждого государства.
Единство системы государственной власти Российской Федерации в действующей Конституции Российской Федерации закреплено своеобразно.
Во-первых, в системе юридического закрепления единства государственной власти в Российской Федерации важнейшее значение имеет верховенство Конституции Российской Федерации на всем правовом пространстве России, закрепленное в ст. 15 Конституции Российской Федерации, конституциях и уставах ее субъектов.
Во-вторых, через закрепление исключительных предметов ведения и полномочий Российской Федерации и ее субъектов, а также через закрепление единой системы исполнительной власти в Российской Федерации (федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации) по предметам совместного ведения Российской Федерации (ст. 77 Конституции России).
В-третьих, на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ единство государственной власти призвана осуществлять система сдержек и противовесов между законодательной, исполнительной и судебной властями, сочетаемая с приоритетом исполнительной власти перед законодательной властью.
Во многих сферах жизни присутствуют такие понятия как централизация и децентрализация.
Эти понятия вошли в письменный английский в начале XIX века, когда политический деятель Франции впервые описал в своей статье существующую централизацию бюрократической власти и усилия граждан на пути к децентрализации государственных функций. В течение XIX и XX вв. идеи свободы и децентрализации достигли своего апогея благодаря политическим движениям анархистов.
В начале XX в. в ответ на централизацию экономических сил и политической власти появилось децентралистическое движение. Основной его идеей было обвинение промышленного производства в уничтожении относящихся к среднему классу владельцев магазинов и небольших производств (мануфактур) и продвигало идеи увеличения возможностей владения собственностью и возврата к жизни в небольших, локальных масштабах.
В рамках системного подхода под децентрализацией следует понимать такую реорганизацию протекающих внутрисистемных процессов, при которой значительная их часть переводится на более низкий уровень иерархии. Другими словами, это передача полномочий и обязанностей по принятию решений из центра в другие, менее значимые, организации при одновременном сужении прав и полномочий соответствующего центра.
Описание децентрализации простыми словами
Если говорить простым языком, то децентрализация – это перераспределение власти. Вся власть, которой обладал только центр начинает расходиться и по областям на места.
В условиях децентрализации происходит расширение и укрепление прав, полномочий, возможностей мест, отделов, областей, автономий, республик. То есть если все решения принимались в одном месте руководителем, главой, начальником, директором либо управляющим, то при децентрализации некоторой властью наделяются и подчинённые, освободив от некоторых функций своё руководство.
А еще проще – власть, принадлежавшая одному человеку, в условиях децентрализации начинает принадлежать многим людям.
Децентрализация — информация из Википедии
Децентрализация в производстве
На предприятии децентрализация характеризуется степенью власти, которой обладает руководитель организации. Сильная централизация на предприятии – это ярко выраженное единоначалие. В таких организациях, как правило, основным фактором успеха является высокая дисциплина, а принятие решений происходит все время одинаково, по стандартному сценарию.
Однако, современные рыночные отношения требуют гибкости и оперативности принятия решений, связанных с вопросами реализации продукции, обслуживания клиентов, разработки тактики фирмы. Нынешние условия ведения бизнеса показывают, что наиболее жизнеспособными и конкурентоспособными являются организации с большей степенью децентрализации. В условиях подобной структуры распределения власти сотрудники, занимающиеся продажей товаров и услуг наделены полномочиями, позволяющими самостоятельно принимать необходимые управленческие решения.
Обычно менеджер на децентрализованном предприятии без согласования с высшим руководством оперативно решает возникающие вопросы, тем самым обеспечивая увеличение скорости производственных процессов и осуществление реакций на внешние факторы. Это оказывает благотворное влияние на конечный результат производства.
На децентрализованных предприятиях весомую роль играют коллективные решения. Часто бывает так, что для решения сложившейся ситуации требуются мнения специалистов разных профессиональных областей и при комплексном подходе к проблеме находится разумный выход из сложившейся ситуации. Эффективным инструментом в борьбе с возникшими проблемами может стать именно взвешенное коллективное решение.
Предприятия с описываемой структурой управления обладают следующими характеристиками:
- решения, принимаемые низшими иерархическими структурами, являются более значимыми;
- выполнение организационных функций происходит в соответствии с принятыми решениями подразделений;
- контроль из центрального управления за действиями низших иерархических структур достаточно низок.
Большая степень децентрализации на предприятии способствует:
- увеличению управленческих навыков руководителей;
- увеличению навыков по конкурентоспособности в современных рыночных условиях, способствующих экономическому подъёму и улучшению производительности труда;
- самостоятельности руководства, начиная со среднего управленческого звена, при решении возникающих проблем, что тянет к осознанию и оценке их собственного вклада в получение результата и является существенной дополнительной мотивацией их труду.
Децентрализация в экономике
Рыночная экономика обязана быть частично децентрализованной, так как она характеризуется свободным не зависящим от предписаний и указаний сверху режимом хозяйственной деятельности граждан и их объединений.
Децентрализованная экономика в рыночных условиях не должна быть обременена установленным центром государственным планом, который безоговорочно подлежит выполнению. Вместо обязательного существует рекомендательный план-прогноз, который министерство предлагает регионам. Происходит не только ограничение прав центрального государственного или иного руководящего аппарата, но и делегирование планово-управленческих полномочий хозяйственным единицам, предоставление самостоятельности в принятии решений, а также в тактике и стратегии своих действий.
Однако, чтобы избежать хаоса и полнейшего разногласия рыночная экономика должна быть контролируемой и направляемой, поэтому полная децентрализация экономики невозможна и нежелательна. Экономика страны должна обладать системой правил экономического поведения, имеющей общий характер для всех участников экономического процесса.
Децентрализация в управлении государством
Процесс рассредоточения власти из центра по регионам и налаживание местного самоуправления за счет получения части полномочий от центральной власти является децентрализацией.
Этот механизм приносит пользу в случае гармоничного взаимоотношения между центром и регионами. Децентрализация в управлении государством – это передача ответственности за планирование, менеджмент и использование ресурсов от центрального аппарата управления на более низшие уровни.
Децентрализация тесно связана с распределением функций (или задач) между самыми низкими уровнями социального порядка, которые способны их выполнять.
Принцип субсидиарности – один из главнейших принципов распределения социальной помощи по мере необходимости между подразделениями. Именно данный принцип положен в основу Европейской хартии Местного самоуправления. Немаловажным является тот факт, что не все функции управления стоит переводить на места.
Исходя из принципа субсидиарности, совершать децентрализацию стоит, если это крайне важно для достижения поставленных целей и есть гарантии эффективного их выполнения и повышения качества управления.
Отличия децентрализации от федерации
Децентрализованное государство, где полномочия центрального аппарата власти в значительной мере переданы его составным частям занимает промежуточное место между унитарным и федеративным государствами. Оно в некоторой степени имеет сходство с федеративным устройством государства, которое заключается в наделении правом административно-территориальной единицы издавать законы, быть финансово независимой, а также возможным наличием автономии в своем составе.
Но между этими двумя системами управления существуют значительные различия.
Федерализм – это система правления, при которой властью обладает и общенациональное правление и региональное. Здесь присутствует конституционное признание автономии областей с защитой от посягательств на их суверенитет со стороны центральной власти.
Может быть частью политики как унитарного, так и федеративного государства. Децентрализация предусматривает автономию областей согласно принятым законам, верховная власть может решать, когда и какие полномочия передать регионам, а может их забрать в любой момент обратно. В этом случае большая часть налогов, собранных в административно-территориальных единицах передается в центральное управление, полномочия регионов небольшие, а все необходимо выпрашивать у главного руководства.
Плюсы и минусы децентрализации
Достоинства
- Укрепление демократии на местах. Менеджеры подразделений владеют значительным объёмом информации о местных условиях для принятия решений. Затраты на её передачу из центрального управления не нужны, все происходит на местном уровне.
- Улучшение социально-экономического развития, учитываются социально-территориальные интересы, более точно корректируется политика с учётом возникающих условий.
- Управленцы на местах принимают более своевременные решения, что для заказчиков наиболее привлекательно. Деятельность менеджеров наиболее эффективна благодаря тому, что они могут проявить инициативу, приобретают методом проб и ошибок ценный опыт, развивают управленческий талант. Появляется почва для взращивания новых администраторов, талантливых государственных служащих. Снижаются издержки на управление.
- Обеспечение свободы и прав человека за счет противодействия сторон.
- Сосредоточение знаний и умений высшего руководства на вопросах стратегического планирования благодаря передачи бремени ежедневных решений проблем управленцам на местах.
- Позволяет установить более гибкую систему регулирования без бюрократии, характерной централизованному управлению.
Недостатки
- Принятие управляющими подразделений некомпетентных решений в связи с недостатком информации, отсутствия согласованности целей между отделами и др.
- Дублирование исполняемых функций.
- Уменьшение лояльности по отношению к другим подразделениям общего целого.
- Обособленность частей, что приводит конфликтам, ослаблению контроля.
- Присутствие тенденции к втягиванию управляемого процесса в анархию и беспорядок.
Следовательно, децентрализация наглядно отражает характер отношений между руководителями различного уровня в системе управления будь то какая-либо сфера хозяйственной деятельности, предприятие, экономика или государство. Это новое качество управления, позволяющее максимально приблизиться к положительному результату.
Значение децентрализации заключается в невозможности решения из единого центра всех вопросов, возникающих у подразделений. Для этого полномочия распределяются по структурным единицам, обладающим достаточными возможностями для решения собственных проблем.
Каталог заданий.
Конституция Рф, основы конституционного строя
Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word
Конституцию от всех других федеральных законов отличает
1) высшая юридическая сила
2) обязательность для всех граждан
3) государственная обеспеченность
4) нормативно-правовой характер
Пояснение.
Конституция - основной закон государства, поэтому только он может иметь высшую юридическую силу.
Ответ: 1
Анастасия Смирнова (Санкт-Петербург)
Конституцию обязаны соблюдать все, но это не является её отличием от других федеральных законов.
Что из перечисленного относится к полномочиям Президента РФ?
1) осуществляет управление федеральной собственностью
2) определяет основные направления внутренней и внешней политики
3) разрабатывает и представляет в Государственную Думу РФ государственный бюджет
4) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики
Пояснение.
Президент любой формы правления всегда должен определять направления развития страны.
Ответ: 2
В чем наиболее полно выражается демократический смысл Конституции РФ?
1) во введении двухпалатного парламента
2) в закреплении основных обязанностей граждан
3) в провозглашении федеративного устройства государства
4) в закреплении принципа разделения властей
Пояснение.
Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность - органами исполнительной власти, судебная власть - судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие. Каждая из ветвей в той или иной степени осуществляет государственный контроль. Современное понимание принципа разделения властей дополнено также необходимостью разделения полномочий (предметов ведения) между органами государственной власти и управления и муниципальными органами. В федеративном государстве система государственных органов двухуровневая, разделена на федеральные органы власти и органы власти субъектов федерации.
Ответ: 4
Предметная область: Право. Конституция Российской Федерации, основы конституционного строя
В ведении федеральных органов власти находится
1) защита прав и свобод человека и гражданина
2) разработка конституций субъектов Федерации
3) система органов государственной власти республик
4) вопросы местного самоуправления
Пояснение.
В соответствии со статьей 71 Конституции РФ в ведении федеральных органов власти находятся:
а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;
б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;
в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;
г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;
д) федеральная государственная собственность и управление ею;
е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;
ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;
и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;
к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;
л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;
м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;
н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;
п) федеральное коллизионное право;
р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;
с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;
т) федеральная государственная служба.
Правильный ответ указан под номером 1.
Ответ: 1
Предметная область: Политика. Федеративное устройство Российской Федерации
Депутат Государственной Думы работает
1) на временной основе
2) по совместительству
3) на постоянной основе
4) по контракту
Пояснение.
Ответ на вопрос содержится в Конституции РФ:
Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Ответ: 3
Предметная область: Право. Система российского права, законотворческий процесс
Лина Картавченко
31.03.2014 08:12
"кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности."- это сбивает с толку, разве в таком случае депутат работает не по совместительству?
Петр Дмитриевич Садовский
Ориентируйтесь на статью Конституции, как известно она обладает высшей юридической силой.
Президент России является главой
2) Федерального Собрания
3) Правительства РФ
4) Российского государства
Пояснение.
Ответ: 4
Предметная область: Политика. Органы государственной власти Российской Федерации
Во всех случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет
1) Председатель Верховного Суда РФ
2) Председатель Правительства
3) Председатель Совета Федерации
4) Председатель Конституционного Суда
Пояснение.
Правильный ответ указан под номером 2.
Ответ: 2
Предметная область: Политика. Органы государственной власти Российской Федерации
Конституция обладает высшей юридической силой. Это означает, что
1) ни один правовой акт не может ей противоречить
2) вынося решения, суд должен прямо ссылаться на статьи Конституции
3) она закрепляет изменения, произошедшие в стране
4) она закрепляет правовые гарантии граждан страны
Пояснение.
Правильный ответ указан под номером 1.
Ответ: 1
Предметная область: Право. Конституция Российской Федерации, основы конституционного строя
Внесение поправок в тексты принятых законов является в РФ непосредственной функцией
1) Президента РФ
2) Правительства РФ
3) Федерального Собрания РФ
4) Верховного Суда РФ
Пояснение.
Правильный ответ указан под номером 3.
Ответ: 3
Предметная область: Право. Законотворческий процесс в Российской Федерации
1) порядке заключения и содержании трудового договора
2) единстве экономического пространства в РФ
3) формах государственного регулирования экономики
4) условиях и порядке ограничения дееспособности
Пояснение.
См. 1 главу Конституции «Основы Конституционного строя» РФ, цитата из документа.
Правильный ответ указан под номером 2.
Ответ: 2
Предметная область: Право. Конституция Российской Федерации, основы конституционного строя
К основам конституционного строя РФ отнесено положение о
1) обстоятельствах, исключающих наступление уголовной ответственности
2) поддержке конкуренции, свободе экономической деятельности
3) формах государственной цензуры средств массовой информации
4) закреплении земли в государственной собственности
Пояснение.
Статья Конституции РФ, смотри главу 1.
Правильный ответ указан под номером 2.
Ответ: 2
Предметная область: Право. Конституция Российской Федерации, основы конституционного строя
К основам конституционного строя РФ отнесено положение о
1) видах и условиях заключения гражданских договоров
2) органах местного самоуправления как органах государственной власти
3) реализации принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную
4) формах юридической ответственности за совершение правонарушений
Пояснение.
Смотри 1 Главу Конституции РФ «Основы Конституционного строя».
Ответ: 3
Предметная область: Право. Конституция Российской Федерации, основы конституционного строя
К основам конституционного строя РФ отнесено положение о
1) порядке назначения судей Конституционного Суда РФ
2) признаках, позволяющих квалифицировать противоправное деяние как административный проступок
3) единой государственной идеологии
4) политическом многообразии, многопартийности
Пояснение.
Смотри Конституцию РФ главу 1 «Основы конституционного строя».
Правильный ответ указан под номером 4.
Ответ: 4
Предметная область: Право. Конституция Российской Федерации, основы конституционного строя
Валентин Иванович Кириченко
Основы конституционного строя Российской Федерации регулируют не все, а наиболее важные общественные отношения, характеризующие российскую государственность. Порядок назначения судей Конституционного Суда РФ к ним не относится.
К основам конституционного строя РФ отнесено положение о
1) юридических лицах как субъектах гражданского права
2) порядке заключения брака
3) признании идеологического многообразия
4) разграничении полномочий федеральных министерств, агентств и служб
Пояснение.
Смотри Конституцию РФ Главу 1 «Основы Конституционного строя».
Правильный ответ указан под номером 3.
Ответ: 3
Предметная область: Право. Конституция Российской Федерации, основы конституционного строя
Конституция РФ устанавливает принцип суверенитета. Он означает, что
1) церковь отделена от государства и системы образования
2) народы, проживающие на территории РФ, имеют равные права
3) человек, его права и свободы признаются высшей ценностью
4) государственная власть самостоятельно издаёт общеобязательные для всех правила поведения
Пояснение.
Суверенитет - это независимость государства от других стран, возможно решать вопросы без вмешательства внешних сил.
Правильный ответ указан под номером 4.
Ответ: 4
Предметная область: Право. Конституция Российской Федерации, основы конституционного строя
Конституция провозглашает РФ социальным государством. Это означает, что
2) закрепляется многообразие форм собственности
4) политика государства направлена на обеспечение достойной жизни и свободного развития личности
Пояснение.
Социальное государство - значит, адаптированное под проведения политики, направленной на обеспечение общественно полезных преобразований в социальной сфере.
1. означает, что Россия - многонациональное государство
2. Россия - правовое государство
3. Россия - светское государство
Правильный ответ указан под номером 4.
Ответ: 4
Предметная область: Право. Конституция Российской Федерации, основы конституционного строя
Конституция РФ устанавливает принцип суверенитета. Он означает, что
1) в РФ признаётся идеологическое многообразие
2) народы, проживающие на территории РФ, имеют равные права
3) государственная власть самостоятельно устанавливает и обеспечивает правопорядок
4) единая государственная власть разделена на три ветви - законодательную, исполнительную и су дебную
Пояснение.
Суверенитет - самостоятельность и независимость государства в решении внутренних вопросов от внешнего вмешательства.
Правильный ответ указан под номером 3.
Ответ: 3
Предметная область: Право. Конституция Российской Федерации, основы конституционного строя
Конституция РФ провозглашает светский характер государства. Это означает, что
1) народы, проживающие на территории РФ, имеют равные права
2) человек, его права и свободы признаются высшей ценностью
3) церковь в РФ отделена от государства и системы образования
4) политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие личности
Пояснение.
1. означает, что Россия многонациональное правовое государство
2. означает, что Россия - демократическое, правовое государтсво
4. означает, что Россия - социальное государство
Правильный ответ указан под номером 3.
Ответ: 3
Предметная область: Право. Конституция Российской Федерации, основы конституционного строя
Конституция - это
1) концепция развития государства
2) основной закон государства
3) свод законов государства
4) правовая система страны
Пояснение.
По определению, это главный свод законов государства, она обладает высшей юридической силой
1 не подходит в принципе.
Свод законов означает собрание всех законов страны, не только основных (которые и содержатся в Конституции), но и федеральных и т. д.
Правовая система - это система, а Конституция - это закон.
Правильный ответ указан под номером 2.
Ответ: 2
Предметная область: Право. Конституция Российской Федерации, основы конституционного строя
Конституция провозглашает РФ правовым государством. Это означает, что
1) государство и все его органы подчинены закону
2) народы, проживающие на территории РФ, имеют право на выход из состава РФ
3) церковь отделена от системы образования и социального призрения
4) государственная власть самостоятельно издаёт общеобязательные правила поведения
Пояснение.
Правово́е госуда́рство - государство, вся деятельность которого подчинена нормам и фундаментальным принципам права.Подчинённость деятельности верховных органов власти стабильным законам или судебным решениям является отличительным признаком конституционных политических режимов. Принцип соблюдения предписаний права всеми его субъектами, в том числе, обладающими властью лицами или органами, называется «законностью» в российской и «верховенством права» в западной юриспруденции.
Правильный ответ указан под номером 1.
Ответ: 1
Предметная область: Право. Конституция Российской Федерации, основы конституционного строя
Народа, общепризнанным правам и свободам человека и гражданина . Демократическое государство - важнейший элемент демократии гражданского общества, основанного на свободе людей. Источником власти и легитимации всех органов этого государства является суверенитет народа.
Суверенитет народа означает, что:
- субъектом публичной власти, как государственной, так и негосударственной, выступает народ как совокупность всего населения страны;
- объектом суверенной власти народа могут быть все те общественные отношения, которые представляют общественный интерес в масштабе всей страны. Эта особенность свидетельствует о полноте суверенной власти народа;
- суверенитету власти народа свойственно верховенство, когда народ выступает как единое целое и является единственным носителем публичной власти и выразителем верховной власти во всех ее формах и конкретных проявлениях.
Субъектом демократии могут выступать:
- отдельные , их объединения;
- государственные органы и общественные организации;
- народ в целом.
В современном понимании демократия должна рассматриваться не как власть народа, а как участие граждан (людей) и их объединений в осуществлении власти .
Формы этого участия могут быть различными (членство в партии, участие в демонстрации, участие в выборах президента, губернатора, депутатов , в обращении с жалобами, заявлениями и т.д. и т.п.). Если субъектом демократии может быть как отдельный человек, так и группа людей, а также весь народ, то субъектом народовластия может быть только народ в целом.
Понятие демократического государства неразрывно связано с понятиями конституционного и правового государства, в известном смысле можно говорить о синонимичности всех трех терминов. Демократическое государство не может не быть одновременно конституционным и правовым.
Государство может соответствовать характеристике демократического только в условиях сформировавшегося гражданского общества. Это государство не должно стремиться к этатизму, оно должно строго придерживаться установленных пределов вмешательства в экономическую и духовную жизнь, которые обеспечивают свободу предпринимательства и культуры. В функции демократического государства входит обеспечение общих интересов народа, но при безусловном соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. Такое государство является антиподом тоталитарного государства, эти два понятия взаимно исключают друг друга.
Важнейшими признаками демократического государства являются:
- реальная представительная демократия;
- обеспечение прав и свобод человека и гражданина.
Принципы демократического государства
Основными принципами демократического государства являются:
- признание народа источником власти, сувереном в государстве;
- существование правового государства;
- подчинение меньшинства большинству при принятии решений и их выполнении;
- разделение властей;
- выборность и сменяемость основных органов государства;
- контроль общества над силовыми структурами;
- политический плюрализм;
- гласность.
Принципы демократического государства (применительно к РФ):
- Принцип соблюдения прав человека, их приоритет над правами государства.
- Принцип верховенства закона.
- Принцип народовластия.
- Принцип федерализма.
- Принцип разделения властей.
- Принципы идеологического и политического плюрализма.
- Принцип многообразия форм экономической деятельности.
Подробнее
Обеспечение прав и свобод человека и гражданин а - важнейший признак демократического государства. Именно здесь проявляется тесная связь формально демократических институтов с политическим режимом. Только в условиях демократического режима права и свободы становятся реальными, устанавливается законность и исключается произвол силовых структур государства. Никакие возвышенные цели и демократические декларации не способны придать государству подлинно демократический характер, если не обеспечиваются общепризнанные права и свободы человека и гражданина. Конституция РФ закрепила все известные мировой практике права и свободы, однако для реализации многих из них еще необходимо создать условия.
Демократическое государство не отрицает принуждения, а предполагает его организацию в определенных формах. К этому побуждает сущностная обязанность государства защищать права и свободы граждан, устраняя преступность и другие правонарушения. Демократия - это не вседозволенность. Однако принуждение должно иметь четкие пределы и осуществляться только в соответствии с законом. Правозащитные органы не только вправе, но и обязаны применять силу в определенных случаях, однако при этом всегда действуя только законными средствами и на основании закона. Демократическое государство не может допустить «разрыхления» государственности, т. е. невыполнения законов и других правовых актов, игнорирования действий органов государственной власти. Это государство подчинено закону и требует законопослушания от всех своих граждан.
Принцип народовластия характеризует Российскую Федерацию как демократическое государство (ст. 1 Конституции РФ). Народовластие предполагает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является её многонациональный народ (ст.3 Конституции РФ).
Принцип федерализма является основой его государственно-территориального устройства РФ. Он способствует демократизации управления государством. Децентрализация власти лишает центральные органы государства монополии на власть, предоставляет отдельным регионам самостоятельность в решении вопросов их жизни.
Основы конституционного строя включают основные принципы федерализма, определяющие государственно-территориальное устройство РФ. К ним относятся:
- государственная целостность;
- равноправие и самоопределение народов;
- единство системы государственной власти;
- разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
- равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ст. 5 Конституции РФ).
Принцип разделения властей - выступает как принцип организации государственной власти в правовом демократическом государстве, как одна из основ конституционного строя. Является одним из основополагающих принципов демократической организации государства, важнейшей предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития человека. Единство всей системы государственной власти предполагает, с одной стороны, осуществление её на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, носителями которой являются самостоятельные органы государства (Федеральное Собрание , Правительство РФ, суды РФ и аналогичные им органы субъектов федерации).
Принцип разделения властей является предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития человека. Разделение властей поэтому не ограничивается распределением функций и полномочий между различными государственными органами, а предполагает взаимное равновесие между ними с тем, чтобы ни один из них не мог получить преобладание над другими, сосредоточить всю полноту власти в своих руках. Это равновесие достигается системой «сдержек и противовесов», которая выражается в полномочиях государственных органов, позволяющих им оказывать влияние друг на друга, сотрудничать при решении важнейших государственных проблем.
Принципы идеологического и политического плюрализма . Идеологический плюрализм означает, что в РФ признаётся идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст.13,ч. 1,2 Конституции).
РФ провозглашается светским государством (ст.14 Конституции). Это означает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Светский характер государства проявляется так же и в том, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Политический плюрализм предполагает наличие различных социально-политических структур, функционирующих в обществе, существование политического многообразия, многопартийности (ст.13, ч.3, 4, 5 Конституции). Деятельность всевозможных объединений граждан в обществе оказывает влияние на политический процесс (формирование органов государственной власти, принятие государственных решений и т.д.). Многопартийность предполагает легальность политической оппозиции, способствует вовлечению в политическую жизнь более широких слоёв населения. Конституцией запрещается лишь создание и деятельность таких общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Политический плюрализм - это свобода политических мнений и политических действий. Его проявление – деятельность независимых объединений граждан. Поэтому надёжная конституционно-правовая защита политического плюрализма есть необходимая предпосылка не только реализации принципа народовластия, но и функционирования правового государства.
Принцип многообразия форм экономической деятельности подразумевает, что основу экономики РФ составляет социальное рыночное хозяйство, где обеспечивается свобода экономической деятельности, поощрение конкуренции, разнообразие и равноправие форм собственности, их правовая защита. В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.