За земельные правонарушения юридические лица привлекаются к. Земельное преступление

Земельный кодекс предусматривают следующие виды юридической ответственности за земельные правонарушения: дисциплинарная, матери-альная, гражданско-правовая, административная и уголовная ответственности.

Выделение конкретных видов юридической ответственности за наруше-ния земельного законодательства обусловлено:

Системой российского права, структуру которой составляют от-расли права, а каждая из них обеспечена своим институтом ответствен-ности;

Степенью общественной опасности совершенных нарушений;

Наличие круга лиц, имеющих право при-менять наказания в зависимости от степени общественной опасности земельных правонарушений;

Спецификой дел о земельных правонарушениях, при определе-нии ответственности за которые необходима специализация и компе-тентность лиц, применяющих наказания.

Юридическую ответственность можно подразделить натрадици-онную и специальную . К традиционным видам ответственности отно-сится дисциплинарная, административная, имущественная (гражданско-правовая и материальная) и уголовная ответственность. К специальной юридической ответственности следует отнести меры правового воздей-ствия на нарушителей земельного законодательства, предусмотренные ЗК РФ и дополняющим его земельным законодательством.

Такое подразделение видов ответственности имеет практическое значение. За одно административное земельное правонарушение может быть назначено одно административное наказание (либо основ-ное и дополнительное взыскание). Однако закон не запрещает при-менять наряду с административными иные специальные наказания (лишение права пользования земельным участком, обязанность снес-ти самовольно возведенное строение и т.п.).

1. Дисциплинарная ответственность

ЗК РФ преду-сматривает дисциплинарную ответственность за земельные правона-рушения, совершенные работником в процессе своей трудовой деятельности при исполнении им своих трудовых обязанностей. В жизни совершаются дисциплинарные проступки, за которые виновные привлекаются к дисциплинарной ответственности, определяемой трудовым законодательством. Земельные правонарушения, связанные с нарушением тру-довой дисциплины в земельных отношениях, подпадают под дисципли-нарные проступки.

Наложение дисциплинарного взыскания не исключает воз-можности применения более строгих видов ответственности при наличии правовых ос-нований - административной, уголовной, гражданско-правовой.

В законодательстве отсутствует исчерпывающий перечень дисцип-линарных земельно-правовых проступков, так как вопрос о том, к ка-кому виду отнести проступок, решается в каждом случае конкретно. Часто встречающимися на практике являются: непринятие эффективных мер по борь-бе с сорняками сельскохозяйственных культур, водной и ветровой эрозией, нарушение правил использования мелиоративных сооружений и агротехнических правил, хранения и использования хими-ческих удобрений, стимуляторов роста растений, ядохимикатов, кото-рые привели к ухудшению плодородия земель.

Особенности дисцип-линарной ответственности:

Субъектом данного вида ответственности может выступать только временный или постоянный работник предприятия, организации, учреж-дения;

Взыскания могут применяться к работникам, в чьи трудовые функции входит соблюдение земельно-правовых норм;

Объект правонарушения здесь все-гда двойной: правила внутреннего распорядка хозяйства и правила ис-пользования земель. Например, сотрудник проектного учреждения, по небрежности разработавший некачественный проект, одновременно на-рушил правила внутреннего распорядка учреждения (недобросовест-но трудился) и правила использования земли (сооружение по его про-екту отрицательно скажется на состоянии земель);

Применяется за нарушения, которые произошли в период рабочего времени;

Закон не требует жесткой процессуальной процеду-ры расследования земельных правонарушений и применения наказаний;

Применяется только ад-министрацией организации;

Может применяться одно-временно с административной и имущественной (материальной) от-ветственностью и др.

2. Административная ответственность

Административная ответственность за земельные правонарушения имеетнаибольшее распространение в сфере землепользования. Административная ответственность приме-няется к таким административным земельным правонарушениям, ко-торые по степени своей опасности не требуют применения уголовно-го законодательства.

Ад-министративным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законы субъектов РФ об административных правонарушениях устанавливают администра-тивную ответственность. Перечень административных земельных правонарушений дается в административном и земельном законодательстве, в котором указаны и санкции за их совершения. От вида земельного правонарушения зависит, кто налагает штраф на правонарушителя.

Законодательство РФ об административных правонарушениях выделяет сле-дующие виды административных наказаний : предупреждение; административный штраф; возмездное изъятие орудия совершения или предмета адми-нистративного правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного (управление транспортным средством, охоты); административный арест; администра-тивное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без граждан-ства; дисквалификация.

Административная ответственность за нарушение земельного законодательства предусмотрена в виде предупреждения или административного штрафа. Предупреждение представляет собой меру административного наказания, выраженную в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в пись-менной форме. Административный штраф является денежным взысканием и может выражаться в денежной величине, кратной: минимальному размеру оплаты тру-да (без учета районных коэффициентов); стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения; сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незакон-ной валютной операции.

Административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее к моменту совер-шения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста (ст. 2.3 КоАП РФ). Должностные лица подлежат административной ответственности за администра-тивные правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. 2.4 КоАП РФ). Понятие должностного лица содержит-ся в примечании к указанной статье.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного пра-вонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответствен-ность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. При этом назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от адми-нистративной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, так же как привлечение к административной или уголовной ответственности физическо-го лица не освобождает от административной ответственности юридическое лицо.

Административная ответственность применяется в соответствии с определенным законом процессуальным порядком: нарушение земель-ного законодательства протоколируется уполномоченным на то долж-ностным лицом; собираются необходимые доказательства; к участию в рассмотрении дела привлекаются лица, допускаемые административ-ным процессуальным правом; административные дела рассматриваются в месте, в сроки и в порядке, определенных законом; ход рассмотре-ния дела протоколируется; наказание оформляется постановлением, которое доводится до наказанного в установленном порядке, может быть обжаловано с соблюдением установленных правил.

Административную ответственность за нарушения земельного за-конодательства можно классифицировать по следующим видам:

нарушения экономического характера: самовольное занятие земли; несвоевременный возврат временно занимаемых земельных участков; отступление от проектов внутрихозяйственного землеустройства и др.;

нарушения экологического характера: порча и уничтожение пло-дородного слоя почвы; проведение мелиоративных и других работ, отрицательно влияющих на состояние земель; невыполнение обяза-тельных противоэрозионных мероприятий и т.п.;

нарушения, связанные с землей, т.е. в части объектов, представ-ляющих собой постоянную или временную недвижимость, связанную с землей: самовольное возведение хозяйственных и бытовых строений; потрава посевов, повреждение насаждении; умышленное повреждение дорожных сооружений и др.

нарушения правил использования земель: непринятие мер борь-бы с сорняками; нарушение правил благоустройства поселений; на-рушение правил содержания дорог и др.

3. Имущественная (материальная) ответственность

Имущественная ответственность подразделяется на общую (гражданско-правовую ) и специальную (материальную ). Общая преду-смотрена гражданским законодательством, а специальная — тру-довым, уставами предприятий и другими нормативными актами. Материальная ответственность рабочих и служащих, буду-чи компенсационным правовым институтом, может применять-ся одновременно и наряду с другими видами юридической ответ-ственности.

Имущественная ответственность применяется при соблюдениичеты-рех условий :

А) Наличие причиненного документально доказанного ущерба, подлежащего возмещению:

■ утрату каких-либо ценностей. Так, плодородие почв представля-ет собой значительную общественную ценность, а поэтому оценка его в денежной сумме позволит привлечь виновных в снижении плодоро-дия сельхозугодий к имущественной (материальной) ответственности;

■ дополнительные расходы, стоимость работ по устранению тех или иных неблагоприятных последствий. Например, сельхозпредприятия вправе уничтожить сорняки, обладающие способностью быстрого рас-пространения, на землях соседнего пользователя. Расходы по уничто-жению являются основанием для взыскания стоимости их с соседне-го пользователя угодий;

■ неполученные доходы из-за тех или иных действий (или иного поведения) виновных лиц. Так, несвоевременный возврат земельного участка приводит к срыву графика посевных работ, вследствие чего урожайность выращиваемых сельхозкультур почти наполовину ниже обычного, что и составляет стоимость недополученных доходов;

Б) Противоправное поведение виновных лиц:

В действиях (на-пример, нецелевое использование земельного участка; использование его способами, приводящими к порче земельного покрова и т.п.);

В бездействии (невыполнение обязательных мероприятий по предотвращению эрозии почв влечет за собой дополнительные расходы по их восстановлению).

Закон предусматривает случаи, когда действие, противоречащее нормам права, хотя и причиняющее ущерб, не считается противоправ-ным: это крайняя необходимость, необходимая оборона.

В) Имеется причинная связь между противоправным поведением и наступившими имущественными последствиями.

Причинная связь, как условие применения имущественной ответ-ственности, предполагает непосредственное наступление вредных по-следствий в результате данных конкретных действий;

Г) Ви-новность лица, действиями которого причинен ущерб. Невиновные дей-ствия, хотя бы они и были противоправными и влекли за собой ущерб, не подлежат имущественной ответственности. Так, нельзя привлекать к имущественной ответственности пользователей земли за невыпол-нение обязательных противоэрозийных мероприятий, если у них не было средств, без которых невозможно осуществить названные меро-приятия, и невозможно было также эти средства приобрести.

Во всех случаях привлечения виновных к имущественной ответ-ственности предусмотрена возможность применения «щадящего» ре-жима взыскания ущерба:

суд может уменьшить размер возмещения вреда, причиненного гражданином, в зависимости от его имуществен-ного положения;

при взыскании ущерба истец мо-жет снизить цену иска или отказаться от иска, освободив тем самым ответчика от имущественной ответственности;

при взыскании ущерба с работника суд вправе снизить размер исковых требований предприятия с учетом не только материального, но и се-мейного положения.

4. Уголовная ответственность за земельные правонарушения

Уголовная ответственность за земельное правонарушение наступает в том случае, когда это нарушение имеет признаки общественно опасного деяния, т. е. является преступлением.

Субъектами преступления могут быть только граждане, включая должностных лиц.

Можно выделить следующие основные признаки уголовной ответственности:

♦ ограниченность оснований ее возникновения. Основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержа-щего все признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ (ст. 8). Следовательно, уголовно наказуемые земельные преступле-ния нарушают одновременно как нормы земельного, так и уголов-ного права;

особый порядок возложения (уголовная ответственность может быть возложена на лицо лишь обвинительным приговором суда, вынесенным с соблюдением закрепленных в УПК РФ требований);

♦ носит исключительно личный характер. К ней не могут привле-каться юридические лица, однако уголовному праву известен институт соучастия (умышленное совместное участие двух или более лиц в со-вершении умышленного преступления — ст. 32 УК РФ). Уголовное право выполняет исключительно охранительную функцию; его основ-ная задача — охрана общественных отношений, перечисленных в ст. 2 УК РФ, в том числе и земельных.

По УК РФ все составы преступлений, связанные с земельными общественными отношениями, можно подразделить на два вида:

специальные — объектом выступают только непосредственно земельные отношения;

◊ общие — объектами, наряду с другими общественными отноше-ниями, могут быть и земельные отношения.

Существует четыре группы составов «земельных» преступлений:

а) носящие экологический характер (имеет место посягательство на землю как элемент экосистемы):

Специальные составы: ст. 254 — порча земли и ст. 255 — нару-шение правил охраны и использования недр;

Общие составы: ст. 246 — нарушение правил охраны окружаю-щей среды при производстве работ, ст. 247 — нарушение правил об-ращения с экологически опасными веществами и отходами, ст. 262 — нарушение режима особо охраняемых природных территорий и при-родных объектов и т.д.;

Причинение вреда окружающей среде может выражаться в гибели животных и несельскохозяйственных растений, лесонасаждений, загрязнении водных объектов и гибели водных биоресурсов, загрязнении атмосферного воздуха и т.п.

Вред, причиненный здоровью человека, может быть любой степени тяжести - от легкого до тяжелого.

Совершение преступления в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации является основанием для установления повы-шенной ответственности.

б) носящие экономический характер (имеет место посягательство на землю как хозяйственный, имущественный объект):

- специальный состав: ст. 170— регистрация незаконных сделок с землей. Объективная сторона данного преступления может быть выражена в совершении любого из трех действий в сфере земельных отношений: регистрации незаконных сделок, искажения данных кадастра, занижения размеров платежей. Совершение указанных деяний предполагает прямой умысел, корыстную или иную личную заинтересованность;

- общие составы: ст. 167 — умышленное уничтожение или повреж-дение имущества, ст. 168— уничтожение или повреждение имущества по неосторожности, ст. 171— незаконное предпринимательство, ст. 179 — принуждение к совершению сделки либо к отказу от ее со-вершения, ст. 198— уклонение гражданина от уплаты налогов, ст. 199 — уклонение от уплаты налога с организации и т.д.;

в) посягающие на землю как объект государственного управления:

Специальных составов нет; ранее имела место ст. 199 УК РСФСР 1960 г. — самовольный захват земли, однако в УК РФ она не перене-сена. Кроме того, такое деяние не влечет даже административной от-ветственности, что, несомненно, является пробелом в современном за-конодательстве;

Общие составы: самоуправство — ст. 330 УК РФ;

г) связанные с землей (имеющие непосредственное отношение к тому, что произрастает на земле). Незаконное культивирование за-прещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические ве-щества (ст. 231), нарушение правил, установленных для борьбы с бо-лезнями и вредителями растений (ч. 2 ст. 249), незаконная поруб-ка деревьев и кустарников (ст. 260), уничтожение или повреждение лесов (ст. 261). В УК РСФСР 1960 г. имелась ст. 168— умышлен-ная потрава посевов и повреждение лесозащитных и иных насажде-ний. В УК РФ это деяние декриминализировано, ответственность за него может наступить в соответствии со ст. 167 УК РФ 1996 г.

5. Специальная правовая ответственность

Специальная правовая ответственность обусловлена тем, что земля обладает специфическими чертами, которые не позво-ляют обеспечить ее правовой режим общими видами юридической ответственности. Кроме того, земля взаимосвязана с другими природными объектами, а потому земельно-правовая ответствен-ность тесно переплетается с видами ответственности, направ-ленными на охрану этих объектов.

Специальные виды юридической ответственности за нарушение земельного законодательства предусмотрены особыми нормативными актами. Виды специальной ответственности не вписываются в систе-му гражданско-правовой и других видов общей ответственности. Так, земельно-правовая ответственность за самовольное занятие земельного участка отличается от административной за данное нарушение, по-скольку для привлечения к земельно-правовой ответственности не предусмотрено сроков давности, а для административной предусмот-рен срок — не позднее двух месяцев со дня обнаружения; земельно-правовая ответственность предусматривает систему действий (снос самовольно возведенного строения; приведение самовольно захвачен-ного участка в пригодное для использования состояние; восстановле-ние межевых знаков и т.п.), совершаемых виновным или за счет ви-новного, а административная ответственность предусматривает лишь штрафы; земельно-правовая ответственность может применяться орга-нами местного самоуправления, уполномоченными на то лицами, а ад-министративная ответственность — органами Госземкадастра.

Наличие специальной земельно-правовой ответственности за нару-шение земельного законодательства обусловлено следующим.

Во-первых , земля как объект природы, элемент экосистемы имеет специфику, отличную от иных объектов материального мира, а значит, общей гражданско-правовой ответственности недостаточно для надле-жащего правового обеспечения ее режима. К земельным отношениям, например, не применимы сроки исковой давности ГК РФ; на первый план здесь выступают не столько карательные, сколько восстановитель-ные нормы; ответственность выражается не столько в применении неблагоприятных материальных последствии, сколько в невозмещении нарушителю понесенных им затрат. В ст. 284—287 ГК РФ (гл. 17, которая вступила в действие до при-нятия нового ЗК РФ в апреле 2001 г.) закреплены вопросы прину-дительного прекращения прав на землю за земельные правонаруше-ния.

Кроме того, земельно-правовая ответственность предусматривает целый ряд действий. Приведение земельных участков в пригодное со-стояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений и сооружений при самовольном занятии земель-ных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков производится юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных нарушениях, либо за их счет.

Юридические лица и граждане обязаны возместить в полном объ-еме вред, причиненный ими в результате нарушения земельного зако-нодательства (ст. 76 ЗК РФ).

Во-вторых , земля, будучи частью природы, неразрывно связана с другими природными объектами, а поэтому земельно-правовая ответ-ственность переплетается со специальной юридической ответственно-стью, направленной на охрану этих объектов. Так, при нарушении зем-лепользователем путей миграции дикой фауны, он привлекается к от-ветственности по ст. 22 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире».

Уголовная ответственность за земельные правонарушения – это наказание, предусмотренное правовыми нормами РФ и УК РФ. Земельные взаимоотношения разделяются по определённым показателям, так же имеются виды ответственности за подобные злодеяния. Рассматривая уголовную ответственность за земельные правонарушения необходимо рассмотреть: основные понятия, ст. УК РФ, комментарии к ним, порядок пресечения данных злодеяний и случаи, подходящие к ним.

Земельные отношения

Земельные взаимоотношения делятся по следующим особенным показателям:

  • по виду владения (частная собственность, государственная, городская и так далее);
  • по направленности эксплуатации земельных участков;
  • по виду управления хозяйством (организация использования ресурсов);
  • по способу регулирования и разрешения земельных вопросов.

Уголовная ответственность за земельные правонарушения – это наказание, предусмотренное правовыми нормами РФ и УК РФ. Земельные взаимоотношения – это социально-правовые отношения, взаимодействующие между государством, частными собственниками и обычными гражданами.

По виду владения (собственности) можно с лёгкостью определить, как владелец земельного участка распоряжается своим хозяйством, в частности, если это личная собственность, то в данном случае имеют место и арендные отношения. Направленность эксплуатации показывает цели владения. Имеются участки, которые используют под дачный коттедж, в таком случае собственник обязывается только к уплате налогов, в остальных случаях, государство может заключить договорные взаимоотношения с владельцем и обе стороны получают некоторую выгоду от соглашения.

Также существуют два важных понятия в земельных отношениях, это субъект и объект. Данные положения являются особо важными в любых взаимоотношениях общественного характера. Итак, к объектам земельных правоотношений относятся грунтовые породы, предоставленные для государственных нужд, а именно, в виде обороны и для сельскохозяйственной деятельности.

Аграрные правоотношения, как и все остальные регулируются при помощи различных правительственных актов.

Кодекс, регулирующий земельные правонарушения, включают в себя следующие виды ответственности:


Дисциплинарное наказание подразумевает под собой взыскание с владельца земельного участка, которое прописано в трудовом кодексе Российской федерации.

Материальная ответственность предполагает требование уплаты штрафных санкций. Гражданско-правовое наказание заключается в возмещении убытков или неустойки. Уголовная ответственность может заключаться, как в принудительной общественной деятельности, так и в лишении свободы, с запретом на занятие определённых должностей.

Таким образом, за аграрные правонарушения может полагаться как административная, так и уголовная ответственность.

Уголовная ответственность за аграрные правонарушения наступает в момент, когда:

  • правонарушитель переступает рамки допустимого;
  • совершает злодеяние;
  • несёт соответствующее наказание.

Субъектами уголовного процесса могут быть исключительно физические лица (граждане и служебные люди), а объектом процесса является сами владения того или иного индивида. Чтобы более детально разобраться с данным понятием, следует обратиться к ст. УК РФ (167; 168; 170; 170; 254).

Основываясь на ст.167 УК РФ, физическое лицо привлекается к ответственности после преднамеренной ликвидации чужого имущества или же после нанесения порчи чужой недвижимости. Действительный признак состава данного злодеяния представляет собой установление аграрных владений непригодными для дальнейшей эксплуатации именно в той степени, как использовались ранее.


Согласно ст.168 УК РФ, действо, совершённое по неосторожности, с нанесением ущерба имущественной части агровладельца с присутствием отягчающих условий. Наказанием за данное деяние предусмотрены штрафные санкции в размере до 100000 рублей, либо принудительной общественной деятельностью сроком до 480 часов, либо заключение под стражу до 1 года.

Полагаясь на ст.170 УК РФ, физическое лицо привлекается к ответственности после заключения неправомерной сделки, касательно недвижимого имущества с использованием служебного положения. Подсудимый приговаривается к принудительной общественной деятельности сроком до 360 часов, либо лишение права заниматься определёнными видами деятельности, либо штрафные санкции в размере от 200000 до 500000 рублей.

Основываясь на ст. 179 УК РФ, злоумышленник, совершающий принудительные действия к совершению сделки либо для отказа от неё наказывается денежной компенсацией в размере до 300000 рублей, либо домашним арестом сроком до 2 лет, либо принудительной общественной деятельностью сроком до 2 лет.

Согласно ст. 254, уголовная ответственность наступает за интоксикацию или за засорение грунтовых почв. За деяние подобного рода пресекается в виде денежной компенсации в размере до 20000 рублей, либо запрет на занятие определёнными видами деятельности сроком до 3 лет, либо принудительной общественной деятельностью сроком до 480 часов.


Ст. 167 гласит, что злоумышленник привлекается к уголовной ответственности в случае, если было совершенно целенаправленное уничтожение чужого личного имущества. Признаёт данное деяние действительным, если имеется факт порчи земельного хозяйства, то есть грунтовые почвы находятся в состоянии непригодными для дальнейшей эксплуатации. Деградация земельных участков, ухудшение состояния грунта вследствие порчи, для восстановления которых необходимы большие средства.

Ст. 168 раскрывает преступления, совершённые по неосторожности с отягчающими обстоятельствами. Такими обстоятельствами можно считать ущерб, оцениваемый, как особо крупный. Крупным убытками считаются потери, которые превышают 500 минимальных размеров оплаты труда.

Ст. 170 информирует о том, что:

  • Преступник привлекается к ответственности после заключения неправомерной сделки.
  • Преступник привлекается касательно недвижимого имущества с использованием служебного положения.

Такое преступление рассматривается действительным, в случае, если имеется факт изменения учётных данных, преднамеренное изменение платёжных квитанций и так далее.

Ст. 179 гласит, что физическое лицо, совершивший принудительные действия к совершению сделки либо для отказа от неё. Вид сделки не имеет значения, это может быть договор купли-продажи, аренда, обмен, заём и так далее.

Ст. 254 раскрывает преступления, совершённые в ущерб аграрному хозяйству. То есть отравление ядовитыми препаратами земельную почву или нанесением ущерба растениям, растущих в грунтовых породах. Также отягчающим обстоятельством является причинение вреда здоровью человеку, которые съел плод, отравленный ранее.

Порядок привлечения к уголовной ответственности за земельные правонарушения

Как показывает практика, земельные правонарушения крайне редко рассматриваются в уголовно-правовом порядке. Чаще всего аграрные правонарушения рассматриваются как административное нарушение, так как преступления, которые способствуют разрушению экологической среды, не сильно влияют на человеческое здоровье. Тем не менее имеются случаи, когда преступников карают за экологические разрушения по всей строгости уголовного права.

Этапы привлечения к УО:

  • оценка грунтовых пород после заявления пострадавшего либо от жалоб соседей;
  • составление доклада и протокола, и передача на рассмотрение в следственный комитет;
  • по истечении 15 суток, выносится решение по делу;
  • комиссия выносит уголовное наказание и передаёт дело в суд для подтверждения приговора;
  • судебный процесс: суд вызывается сторону обвинения и защиты, для контрольного дознания, рассматривает доказательства, выявляет факт преступления, отягчающие обстоятельства, и на основании всех моментов выносится окончательный вердикт;
  • вступление приговора в правовую силу.

Административное правонарушение рассматривается в похожей последовательности, но уже с изменением некоторых моментов.

Для более точного понимания сути уголовной ответственности за земельные правонарушения, необходимо обратиться к вышеприведённым положениям и показать случаи по каждому из них.

Ст. 167. Гражданин К., проживающий в Москве, имеет в собственности загородный участок, который использует в личных целях, как отдых в летний период. В какой-то момент, злоумышленник А. проникает во владения К. и наносит разрушительный вред дому и всем мелким посадкам владельца. Собственник обращается в правоохранительные органы и подаёт заявление об ущербе причинённое его собственности. Заявление проходит все этапы проверки, и по завершении всех, суд вызывает подсудимого и потерпевшего. В итоге, суд выносит приговор, в котором говорится, что обвиняемый обязывается к оплате штрафа в размере 35 тыс. рублей.

Ст. 168. Человек по имени П. приобрёл для себя земельный участок, построил дом, засадил огород и вырастил свой мини-сад и со временем переехал туда на постоянной основе. В один злополучный летний день, сосед М. разводил костёр на своей территории, подал ветер и пламя переместилось на владения гражданина П. Дом внешне обгорел, но сад и огород сгорели дотла. Соседи не смогли прийти к общему согласию, посему П. обратился в полицию с заявлением. Суд, рассматривая материалы дела, вынес приговор в виде штрафа в размере 100000, так как ущерб не был признан особо крупным и составлял 300 тыс. рублей.

Ст. 170. Девушка по имени Д. работает адвокатом и имеет хорошие связи. У неё есть бабушка, которая уехала в санаторий и перед поездкой оформила всё хозяйство в завещании своей внучке. Девушка, недолго думая, быстро выставила все свои будущие владения в аренду. При помощи своих знакомых, быстро оформила сделку и предоставила жильё гражданину Р. По возвращении с отдыха, бабушка обнаружила посторонних людей на своём участке и незамедлительно обратилась в полицию. В ходе следствия, было обнаружено, что Д. воспользовалась своим служебным положением и сдала в аренду земельные владения, которые ещё не принадлежат ей. Суд приговорил подсудимую к 360 часам принудительной общественной деятельности, без права заниматься юридической деятельностью сроком до 3 лет.

Ст. 179. Пожилая гражданка З. проживается в деревне, имеет своё хозяйство, занимается скотоводством и сельскохозяйственной деятельностью. Дом довольно ветхий, требующий капитального ремонта, но во владении женщины находится не менее двадцати соток. А на дачных участках, находящиеся за деревенской линией, пребывает мужчина Е., площадь у него значительно меньше, но дом более новый. Подумав, как бы расширить свои владения, гражданин Е. решает сподвигнуть бабушку на сделку, в которой она передаст свои владения ему, так как они давно знакомы и у бабушки никого нет. Но во время переговоров, женщина отказывает мужчине в совершении сделки, после чего он начинает угрожать пожилому человеку. Гражданка З. сообщает в полицию о злодеянии так называемого соседа, после чего было возбуждено уголовное дело. По завершении всех разбирательств, суд приговорил мужчину к 1,5 годам домашнего ареста и штраф в размере 50000 рублей, как моральная компенсация.

Ст. 254. Семья Ивановых занимается выращиванием на своём личном участке:


Эти продукты супруги продают заводу Л., в соответствии с нотариально заверенным договором. Соседи Петровы также занимаются выращиванием овощей, но их продукцию не покупают, из-за несоответствия со стандартами РФ.

Завистники решают испортить бизнес-соседям, и ночью орошают грядки ядовитыми ускорителями роста. Ивановы, после продажи получают повестку в суд, и во время процесса выясняют, что из-за их продукции невинный человек попал с острым токсическим отправлением. Понимая, по чьей вине всё произошло, Ивановы подают заявление на своих соседей. В итоге, суд приговорил семью Петровых к 2,5 годам принудительной общественной деятельности, плюс штраф в размере 40 тыс. рублей.

Юристы, занимающиеся земельными вопросами, ежедневно сталкиваются с рядом проблем, возникающими у граждан по оформлению собственности и приватизации. Приватизация – это присвоение недвижимого имущества с правом собственности. По мнению юристов, человек имеющий участок вправе приватизировать его и использовать в личных целях, и кроме налоговых обязательств не платить более ни за что.

Чтобы бесплатно приватизировать аграрные владения необходимо выполнение некоторых условий:

  1. Дом, возведённый на участке, должен быть старше 2001 года (в данном случае речь идёт о дарении и договоре купли-продажи);
  2. Если имеет место долгосрочная аренда для застройки участка, вплоть до 2001 года;
  3. Если участок оформлялся под пожизненно-наследуемое владение;
  4. В случае, если грунтовые почвы были предназначены для сада.

Имея приватизированный участок, владелец с лёгкостью может посадить злоумышленника на скамью подсудимых и предусмотреть наказание.

Подводя итоги, можно выделить следующие моменты:


Таким образом, наказания за земельные правонарушения довольно незначительные, по сравнению с остальным злодеяниями, предусмотренными УК РФ, тем не менее имеют особую важность.

Органы, осуществляющие контроль за использованием и охрана земель

Специально уполномоченными государственными органами, осуществляющими земельный контроль, являются: Государственный комитет по земельным ресурсам и землеустройству и его органы на местах (бывший Роскомзем)

Государственный комитет РФ по охране окружающей среды и его органы на местах (бывший Минприроды РФ)

Органы санитарно - эпидемиологического надзора Минздрава российской федерации

Министерство строительства РФ и его органы на местах (бывший Государственный комитет РФ по вопросам архитектуры и строительства)

Названные органы осуществляют свои функции во взаимодействии с органами представительной и исполнительной властей, как в центре, так и непосредственно на местах. Кроме того, они согласовывают свою работу между собой при этом головной организацией по общим вопросам земельного контроля являются Роскомзем.

Управление государственного контроля по использованию и охране земель имеет свою лестницу «подчинения», каждая ступень которой наделена определенными правами и обязанностями, а так же несет ответственность за свои действия. Она выглядит приблизительно так:

  • 1 Комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству.
  • - Председатель (главный гос. Инспектор)
  • - Заместитель (начальник Управления гос. Контроля по использованию и охране земель)
  • - Заместители начальника Управления и специалисты)
  • 2 Комитеты республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
  • - Государственный инспектор
  • - Заместители
  • - Инспектора
  • 3 Комиссии при комитетах.
  • 4 Внештатные инспектора.

Комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству совместно с другими органами, осуществляющими госземконтроль, составляют ежегодный отчет о контроле за использованием и охраной земель. Главный гос. Инспектор и его заместители, гос. Инспектора и их заместители имеют право контролировать проведение аукционов, конкурсов, заключение сделок по купле-продаже, дарению, обмену, залогу, сдаче в аренду земельных участков. Заместитель главного гос. инспектора (начальник управления) по использованию и охране земель РФ имеет право:

  • А) направлять в соответствующие органы материалы о разрушениях земельного законодательства для решения вопросов о привлечении виновных лиц к ответственности.
  • Б) обращаться бесплатно в суд и арбитражный суд по делам о возмещении ущерба, причиненного в результате нарушения земельного законодательства, по вопросам отмены неправомерных решений, связанных с изъятием и предоставлением земельных участков, а также по физических и должностных лиц.
  • В) приостанавливать промышленное гражданское и другое строительство, разработку месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатацию объектов, проведения агротехнических, лесомелиоративных, геолого - разведочных, поисковых, геодезических и иных работ, если они осуществляются с нарушением земельного законодательства, установленного режима использования земель особо охраняемых территорий и могут привести к уничтожению, загрязнению, заражению или порче плодородного слоя почвы, развитию эрозии, засолению, заболачиванию и другим процессам, снижающим плодородие почв, включая сопредельную территорию, а также если эти работы ведутся по проектам, не прошедшим экспертизу либо получившим отрицательное заключение. Г) вносить в местную администрацию предложения о полном или частичном изъятии (выкупе) земельных участков в случаях, предусмотренных земельным законодательством
  • Д) составлять протоколы о нарушениях земельного законодательства и передавать их на рассмотрение в соответствующие комиссии для привлечения виновных к административной ответственности или рассматривать дела о нарушениях земельного законодательства самостоятельно в пределах установленных законодательством размеров штрафов
  • Е) беспрепятственно посещать при предъявлении служебного удостоверения предприятия, организации и учреждения, обследовать земельные участки, находящиеся в собственности, владении, пользовании и аренде, а земельные участки, занятые военными, оборонными и другими специальными объектами, - учетом установленного режима их посещения
  • Ж) давать предприятиям, организациям и учреждениям, а также гражданам обязательные для исполнения предписания по вопросам охраны земель, устранения нарушений земельного законодательства.
  • З) получать от министерств и ведомств утвержденную в установленном порядке статистическую отчетность о состоянии земельного фонда
  • И) привлекать в установленном порядке специалистов для проведения обследований земельных угодий, экспертиз, проверок выполнения мероприятий по охране земель
  • К) приостанавливать исполнение неправомерных решений по вопросам изъятия и предоставления земельных участков до рассмотрения протестов в соответствующих органах (вышестоящем органе исполнительной власти, суде, арбитражном суде)
  • Л) вносить в соответствующие финансово-кредитные органы обязательные для исполнения предписания о прекращении финансирования (кредитования) строительства и эксплуатации объектов и других работ в случае их приостановки, а также при отсутствии документов, удостоверяющих права на землю

Инспектора по использованию и охране земель пользуются правами заместителя главного гос. Инспектора и государственных инспекторов по использованию и государственных инспекторов по использованию и охране земель, указанными в подпунктах

Д) за исключением права рассматривать дела о нарушениях земельного законодательства самостоятельно

Для предотвращения многих нарушений земельного законодательства комитетами (инспекторами) по контролю за использованием и охраной земель проводится мониторинг земель т е. наблюдение за состоянием земельных фондов для своевременного выявления изменений, их оценки, площади и выработки рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов. При каждом комитете по земельным ресурсам и землеустрой2ству, а также при комитетах по контролю за использованием и охраной земель создаются комиссии. Персональный состав комиссии утверждается приказом данного комитета (краевого, областного, районного) в составе председателя, секретаря и членов комиссии. В состав комиссии назначаются должностные лица комитета по земельным ресурсам и землеустройству. Число членов комиссии должно быть нечетным и не менее трех человек. Если численность какого-либо районного или городского комитета не позволяет создать самостоятельную комиссию, совместным приказом нескольких районных и городских комитетов или приказом вышестоящего, комитета создается межрайонная комиссия. Комиссией рассматриваются дела о нарушениях земельного законодательства в 15-дневных срок со дня получения. Протокола о нарушении земельного законодательства. Приказом председателя комитета РФ (главным гос. Инспектором) по земельным ресурсам и землеустройству, в целях привлечения широкой общественности к осуществлению госземконтроля, могут вводиться должности внештатных общественных инспекторов по использованию и охране земель из числа специалистов сельскохозяйственных предприятий, органов местного самоуправления, предприятий и организаций Российского научно-исследовательского и проектро-изыскательского объединения по использованию земельных ресурсов на местах. Лица, выразившие желание стать внештатными общественными инспекторами, должны хорошо знать земельное законодательство и иметь опыт работы в деле сохранения и улучшения природной среды. Внештатным общественным инспекторам по земельным ресурсам и землеустройству выдаются удостоверения установленного образца, в котором прописаны права внештатного общественного инспектора там сказано, что внештатный общественный инспектор по использованию и охране земель имеет право:

  • 1. Беспрепятственно посещать и обследовать использование земельных участков независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности
  • 2. составлять протоколы о нарушении земельного законодательства.

Проверка, как одни из способов контроля

Учитывая критическое состояние земель России, Роскомзем и его органы на местах за последнее время активизировали работу по осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель. Проверки соблюдения земельного законодательства стали проводиться более системно. Так, например в новосибирской области если в 1997 г комитетами по земельным ресурсам и землеустройству районов и городов области было проведено 5579 проверок на площади 5921,9 тыс. га по в 1998 было проведено 6320 проверок на площади 51212,3 тыс. га. В среднем на 1997 г приходится по 155 проверок на рай-(гор) комитет, а в 1998 г по 175 проверок. В результате проверок в 1997 г выявлено 1866 нарушения земельного законодательства, из них 72,9 % нарушений совершено юридическими лицами (1361) , 23,2 % гражданами (433) и 3,9% - должностными лицами (72)

В 1998 г выявлено 2068 нарушений земельного законодательства. Из юридическими лицами (1430) 27,7 % - гражданами (563)и 3,7 % - должностными лицами (75)

Однако, анализ выявленных нарушений земельного законодательства показывает, что как по количеству, так и по площади земель, их соотношение из года в год изменяется незначительно. Оп прежнему, основной удельный вес занимают нарушения, связанные с нерациональным и бесхозяйственным использованием земель, самовольным из занятием и захламлением (таблица приложение

  • 2) недостаточное освоение земельных угодий фермерами обусловлено тем, что многие из них из-за недостатка средств не могут купить семена, технику, проводить работы по коренному и поверхностному улучшению земель. Основные причины не использования земель, выделенных под огородные участки:
    • - значительное завышение заявок без учета фактической потребности в земельных участках,
    • - удаленность огородов от населенных пунктов и перегруженность общественного транспорта
    • - постоянное повышение цен на транспортные услуги
    • - переувлажнение земель, а также трудности освоения выделенных участков.
    • - Незначительно происходят изменения и в соотношение устраненных нарушений. Так в новосибирской области в 1997 г было устраненных нарушений. Так в новосибирской области 1997 г было устранено 1738 нарушений, что составляло 93 % от общего количества выявленных нарушений. К административной ответственности привлечено 530 нарушителей земельного законодательства, взыскано штрафов на сумму 464 миллиона руб. на 01.01.98 г было устранено 24 выявленные нарушения за самовольное занятие земельных участков, 79- за не использование сельскохозяйственных земель, 1 - за захламление земель 1 - за нарушение сроков возврата временно занимаемых земель, 20 - за уклонение от исполнения предписаний выданных госземинспекторами. В 1998 г было устранено 1929 нарушений земельного законодательства, что составляет 93, 3 % от общего количества выявленных нарушений. К административной ответственности привлечено 408 нарушений, взыскано штрафов на сумму 502 млн. 616 тыс. руб. на 01.01.99 г не устранено 48 выявленных нарушений за самовольное занятие земельных участков, 6- - за не использование сельскохозяйственных земель, 1 - за захламление земель, 7- за нарушение сроков возврата временно занимаемых земель, 3 - за уклонение от исполнения предписаний, выданных госземинспекторами, 14 - за другие нарушения. Все выявленные и не устраненные случаи нарушения земельного законодательства, а также не взысканные суммы штрафов находятся под контролем рай(гор) комитетов по земельным ресурсам и землеустройству до полного их устранения во взыскания штрафов.

Принятие решения по результатам проведенного контроля

Характер принимаемого решения и его содержание основываются на данных проведенных проверок, обследований и анализа полученных материалов.

Принимаемое решение может носить предварительный характер. Это бывает тогда когда необходимо проведение дополнительных работ (лабораторных анализов, экономических расчетов, оценки экологических последствий и т. д.) при длящемся нарушении и невозможности его немедленного длящемся нарушении и невозможности его немедленного устранения, при не выявлении субъекта или оспаривании им факта (вины) нарушения. В дальнейшем при получении госинспектором всех материалов позволяющих вынести правильное, обоснованное решение, они передаются в комиссию к по контролю за использованием и охраной земель и другие органы.

Решение по рассматриваемому вопросу может приниматься и на месте путем дачи соответствующих распоряжений об устранении выявленного нарушения или применения административных санкций. Ниже приводится наименование документов, оформляемых при проведении контроля.

1) «указание об устранении нарушений земельного законодательства»

В «указании ….» Дается предупреждение пользователю земельного участка, что если он не выполнит все требования, содержащиеся в «указании …» то материалы будут переданы в комиссию по контролю за использованием и охраной земель соответствующего(местного) комитета по земельным ресурсам и землеустройству для привлечения нарушителя к ответственности.

2) «протокол о нарушении земельного законодательства»

В случае не устранения нарушений в установленный срок уполномоченное должностное лицо составляет «протокол……» и в пределах своей компетенции имеет право передать его на рассмотрение в соответствующую комиссию или рассмотреть дело о нарушении земельного законодательства самостоятельно. «Протокол….» Как правило, составляется на месте обнаружения нарушения. Личность нарушителя устанавливается по имеющимся у него документам или показаниям свидетелей.

3) «обращение в органы МВД об оказании содействия»

При необходимости должностные лица могут обращаться в органы министерства внутренних дел РФ за помощью по установлению личности нарушителя земельного законодательства, используя при этом указанную форму, согласно которой должностное лицо дает краткую характеристику нарушения с указанием места и времени его совершения или выявления, информацию о личности нарушителя (приметы, номер автомобиля и т. д.)

4) « требование о приостановке работ, эксплуатации объекта» такое предписание оформляется должностным лицом при обнаружении существенных правонарушений, для устранения которых необходима указанная мера.

В требовании о приостановлении работ, ведущихся с нарушением земельного законодательства указывается срок, в течение которого надлежит устранить допущенные недостатки, и предупреждение, что если работы будут продолжаться без устранения нарушений, то по предписанию госинспектора будет прекращено финансирование работ.

5) «предписание о прекращении финансирования (кредитования) строительства, эксплуатации объектов»

В случае продолжения работ ведущихся с нарушением земельного законодательства (без принятия мер по устранению нарушения) госинспектор направляет в финансово-кредитный орган «предписание» с указанием:

Предписание действует до устранения нарушителем тех нарушений, которые были зафиксированы в требовании госинспектора.

6) «уведомление должностного лица о разрешении возобновления работ и их финансирования (кредитования)»

Такое «уведомление….» оформляется госинспектором после устранения нарушения.

  • 7) «уведомление должностного лица о возобновлении приостановленного финансирования (кредитования) работ,
  • 8) эксплуатации объектов»
  • 9) после устранения нарушения госинспектор направляет в банк соответствующие «уведомление»

Дела о нарушениях земельного законодательства рассматриваются комиссиях по контролю за использованием и охраной земель. Персональный состав комиссии, создаваемой при каждом комитете по земельным ресурсам и землеустройству утверждается приказом этого комитета (республиканского, краевого, областного, районного) в составе председателя, секретаря и членов комиссии.

Протокол подписывается председателем комиссии, секретарем, гражданином или представителем юридического лица, совершившим правонарушение. В случае отказа лица, совершившего правонарушение, от подписания протокола в нем делается об этом запись

При составлении протокола нарушителю разъясняются его права и обязанности, о чем делается соответствующая запись в протоколе.

8) « постановление о наложении административного взыскания» комиссия вправе рассматривать дела при наличии 2/3 става комиссии, присутствовавших на заседании. Член комиссии, не согласный с принятым решением, излагает свое мнение, которое прилагается к постановлению. Постановление подписывается председательствующим и секретарем.

По результатам рассмотрения дела выносится одно из следующий «постановлений …..»

Вынесенное комиссией постановление регистрируется в специальной книге.

Для принудительного исполнения «постановления…» должн6остное лицо направляет ходатайство и материалы дела о нарушении земельного законодательства в народный суд или в финансово-кредитные органы, в которых юридические лица открыли счет либо в арбитражный суд.

Все проведенные проверки соблюдения земельного законодательства, а также принятые меры по устранению нарушений фиксируются в специальной книге проверок, а введенные комиссией постановления - в книге регистрации постановлений. Заключение

Анализ института административной ответственности и действующего законодательства об административной ответственности за нарушение земельного законодательства позволил выявить следующие проблемы:

  • 1 противоречивость законодательства устанавливающего административную ответственность за нарушение норм земельного права
  • 2 необозримость управленческого нормотворчества содержащего административно - правовые нормы
  • 3 отсутствие теоретического обоснования привлечения к административной ответственности юридических лиц
  • 4 несоответствие размеров штрафов: предусмотренных различными нормативно-правовыми актами за аналогичные административные правонарушения в области земельных отношений
  • 5 эффективность административной ответственности

Противоречивость законодательства будет существовать до тех пор пока не начнется работа по систематизации и кодификации огромного массива управленческих нормативно - правовых актов, регулировающих отношения в данной области а этого не произойдет в скором времени так как решение вопроса о земельных отношениях и реформе остается чисто политическим.

На протяжении нескольких лет законодатель не может решить - быть частной собственности на землю в России или нет, в то время как конституция РФ, всенародно принятый основной закон страны, признает и закрепляет это право. Более того « указная» форма регулирования земельных отношений, уже закрепила почти все земли сельскохозяйственного назначения в частной собственности граждан. Таким образом, противоречивость законодательства является как бы следствием этой неразберихи. Чтобы институт административной ответственности работал, и работал эффективно, нужна стабильность и системность законодательства,А это значит, что актуальность издания нового Земельного Кодекса, а равно, и Кодекса об административных нарушениях как никогда высока.

Решением вопроса о привлечении к административной ответственности должностных лиц могли бы стать либо передача полномочий по наложению административных взысканий на этих субъектов органам, осуществляющим госземконтроль, либо практическое взаимодействие административных комиссий и этих органов. Первоочередной задачей на этом пути должно стать законодательные закрепление понятия «должностное лицо» во многом теоретически спорно признание в качестве субъектов административной ответственности юридических, а в каких должностных лиц. На практики же мерилом служит размер штрафа, как известно, для юридических лиц он в десятки раз больше.

Устранить несоответствие размеров штрафов за нарушение земельного законодательства, установленных в различных нормативно - правовых актах, способно лишь принятие основополагающего нормативного акта в земельном и административном праве.

К вышеперечисленным условиям, от которых зависит надлежащий уровень эффективности административной ответственности. Необходимо добавить еще несколько, от соблюдения которых он зависит не меньше:

  • А) высокой, общей, политической и правовой культуры работников государственных органов и населения,
  • Б) максимальной защиты законов от влияния политической коньюктуры (трудно себе представить закон, не зависимый от политики, но он не должен быть лишь отражением ее колебаний)
  • В) запрещения сводить функцию закона к защите и выражению корпоративных интересов, ибо в этом случае вопреки воле народа даже под прессом принуждения не будут иметь успеха
  • Г) наличия материальных, организационных кадровых возможностей для исполнения законов
  • Д) инвариантности требований законов т е. Одинаковой обязанности их для всех граждан, должностных лиц и юридических лиц
  • Е) доверия народа к государству его законодательным исполнительным и судебным органам
  • Ж) эталонности отношения власти к законам (пока законы действуют, они подлежат обязательному исполнению всеми органами и должностными лицами, правовой нигилизм властей является мощнейшими средствами разрушения законности и идеологии законопослушания.

Таким образом путями решения проблем выявленных в результате анализа института административной ответственности за нарушение земельного законодательства и норм права составляющих этом институт и закрепленных в нормативно-правовых актах, является разработка и принятие кодифицированных земельного и административного нормативно --правовых актов с учетом сложившихся трудностей в практике и новых экономических и социально- политических условий.

Юридическая ответственность за земельные правонарушения регулируется нормами земельного, уголовного, административного, трудового, гражданского права , а также нормами соответствующих процессуальных отраслей. При этом в большинстве случаев положения земельного законодательства носят отсылочный характер, адресуя вопросы привлечения к юридической ответственности к специальному законодательству — Уголовному и Гражданскому кодексам, Кодексу об административных правонарушениях .

В некоторых случаях отношения юридической ответственности за земельные правонарушения регулируются прямо земельным законодательством. К примеру, Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. № 2162 «Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы» устанавливает меры административной ответственности за земельные правонарушения. Однако эта практика не получила распространения, и доминирует тенденция правового регулирования юридической ответственности за любые правонарушения, включая земельные, консолидированно в рамках специальных нормативных актов .

Юридическая ответственность — система принудительных мер, применяемых к нарушителям земельного законодательства в целях наказания виновных, пресечения и предупреждения правонарушений и восстановления нарушенных прав . Это также одна из мер охраны земель, нацеленная на поддержание порядка землепользования, защиту субъективных прав на землю.

Одним из основных свойств юридической ответственности является ее государственный принудительный характер, выражающийся в праве государства возлагать на соответствующего субъекта обязанность нести неблагоприятные последствия. Неблагоприятные последствия личного, имущественного, организационного и иного характера называются санкциями. Санкции включают дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора, увольнения, административные и уголовные штрафы , прекращение или приостановление права землепользования, возложение обязанности компенсировать нанесенный ущерб и др.

Одновременно юридическая ответственность — это правоотношение , одной из сторон которого выступает государство в лице уполномоченных органов. Другим участником этих отношений являются граждане , должностные лица либо организации, состав которых уточняется применительно к видам правонарушений . Таким образом, юридическая ответственность — государственное принуждение к исполнению требований права; правоотношение, одна из сторон которого обязана отвечать за свои поступки перед другой стороной — обществом, государством.

Учитывая, что отношения юридической ответственности носят конфронтационный характер, в законодательстве большое внимание уделяется разработке гарантий равноправной защиты участвующих в данных отношениях сторон.

Такими гарантиями служат детально разработанные процедуры привлечения к ответственности, нарушение которых со стороны государственных органов и должностных лиц является основанием для признания действий по привлечению к ответственности незаконными. Дополнительно в интересах защиты прав граждан и организаций активно развиваются институт адвокатуры , механизмы обжалования решений о привлечении к ответственности в административном и судебном порядке. Процессуальные отношения также регулируются консолидирование и преимущественно находятся за пределами земельного права. Так, при привлечении к уголовной ответственности за земельные преступления применяются нормы Уголовно-процессу-ального кодекса. В земельном законодательстве данные отношения не регулируются совсем. Однако имеются исключения. К примеру, порядок наложения административных штрафов установлен как административным законодательством — Кодексом РФ об административных правонарушениях, так и земельным — Положением о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации, Инструкцией о порядке работы госземинспекторов по привлечению физических, должностных и юридических лиц к административной ответственности за нарушение земельного законодательства.

Юридическая ответственность за земельные правонарушения делится на виды по материальному признаку, который позволяет определить принадлежность того или иного вида ответственности к той или иной отрасли права . Соответственно выделяется уголовная, административная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность . Прекращение прав собственности или пользования земельным участком за нарушение некоторых положений земельного законодательства не считается мерой ответственности, хотя оказывает сильное воздействие на физических и юридических лиц, допускающих правонарушения. Юридическая ответственность наступает при наличии условий, именуемых в праве юридическими и фактическими основаниями. Они включают: наличие нормы, запрещающей поведение или обязывающей предпринять то или иное действие; факт несоблюдения требований норм права , или правонарушение, имеющее негативные последствия либо создающее угрозу возникновения таких последствий; наличие вины правонарушителя; наличие причинной связи между негативными последствиями и совершенным правонарушением.

Понятие и состав земельного правонарушения

Состав правонарушения может быть материальным и формальным. При материальном составе действие признается правонарушением при наступлении предусмотренных законом последствий. Речь может идти о применении агрохимикатов в нарушение установленных правил, вызвавшем загрязнение земель. Искажение сведений о состоянии и использовании земель также будет земельным правонарушением, так как в нем есть признаки формального правонарушения, которое признается таковым с момента его совершения независимо от наступивших опасных последствий.

Составы правонарушений или те действия, которые влекут применение к совершившим их лицам мер юридической ответственности, определены законодательством. Применяются положения уголовного, гражданского, административного, трудового законодательства. Порядок прекращения прав на землю за ненадлежащее использование или другие нарушения установлен Земельным и Гражданским кодексами. Для характеристики правонарушений применяется метод их классификации, которая проводится по различным признакам.

Однако наиболее важное практическое значение имеет классификация по видам ответственности. В соответствии с данной классификацией выделяют уголовные преступления , административны и гражданско-правовые правонарушения, дисциплинарные проступки.. Земельные преступления определяются как уголовно наказуемые посягательства на земли как объект земельных правоотношений . Административные правонарушения — такие действия или бездействие, которые влекут наказание виновных лиц в административном порядке. От уголовного преступления административное правонарушение отличает меньшая степень общественной опасности. Степень общественной опасности определяется путем выяснения обстоятельств, характеризующих составы правонарушений, последствия противоправного деяния, размеры причиненного ущерба. Дисциплинарные проступки, нарушающие нормы земельного законодательства, влекут применение разного рода взысканий по службе со стороны нанимателя, вышестоящего начальника или руководящего органа. Гражданские правонарушения сопряжены с причинением имущественного вреда либо вреда здоровью граждан.

Уголовная ответственность за земельные правонарушения

Большую группу административных правонарушений составляют нарушения требований в области охраны земель. КоАП, к примеру, устанавливает административную ответственность за самовольное снятие, перемещение или уничтожение плодородного слоя почвы, порчу земли в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами, проведение мелиоративных работ с нарушением проекта, невыполнение обязанностей по рекультивации земель, требований охраны особо ценных земель.

В отличие от уголовной ответственности , субъектами административной ответственности могут быть не только физические лица (граждане и должностные лица), но и юридические лила (организации). За административные земельные правонарушения в качестве меры наказания предусмотрен штраф . Меры административной ответственности в различных случаях применяются Минсельхозом России, МПР России, органами гос-земконтроля, а также путем вынесения судом постановления по делу об административном правонарушении. Дела об административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами, либо судьей в 5-дневный срок со дня получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Денежные средства взыскиваются с иностранных-и международных организаций, предпринимателей без образования юридического лица , должностных лиц и граждан на основании решения арбитражного суда либо суда общей юрисдикции.

Штраф может быть наложен в течение Двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — в течение двух месяцев со дня его обнаружения. Постановление может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, в течение 10 дней со дня его вынесения в вышестоящий орган либо в суд. Решение коллегиального органа (комиссии) либо иного л органа может быть обжаловано только в суд. Подача жалобы приостанавливает решение о наложении штрафа. Штраф подлежит уплате в течение 30 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу. Наложение штрафа не освобождает виновных лиц от устранения допущенного нарушения и возмещения причиненных убытков и вреда. Допущенное правонарушение подлежит устранению в течение срока, определенного в постановлении об административном правонарушении. Дисциплинарная ответственность наступает за нарушения земельного законодательства в процессе выполнения работниками предприятий или учреждений своих трудовых обязанностей. Составы таких правонарушений устанавливаются внутриведомственными или внутрипроизводственными нормативными актами и по характеру не являются особо опасными. Меры дисциплинарной ответственности применяются в обязательном порядке к лицам — работникам организаций, по вине которых такая организация понесла административную ответственность за проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, негативно воздействующих на состояние земель.

Возмещение имущественного вреда, причиненного земельным правонарушением

Вред, причиненный нарушением земельного права , подлежит возмещению причинителем вреда в соответствии с нормами земельного, а также гражданского права о деликтной и договорной ответственности.

Вред, причиненный нарушением норм земельного права , — убытки, которые несут государство , физические и юридические лица в результате умышленного или неосторожного нарушения правовых земельных требований либо в результате неправомерной нормотворческой деятельности государственных органов . Такой вред выражается в утрате, повреждении земель, их деградации, повреждении здоровья и имущества граждан . В экономическом аспекте этот вред трансформируется в стоимость утраченного или поврежденного имущества, вынужденных расходов на очистку или рекультивацию земель, расходов на восстановление здоровья, а также в стоимость неполученных доходов в результате утраты либо повреждения земель. Предусматриваются два способа возмещения вреда — реальное возмещение вреда путем восстановления физических и химических характеристик земель либо возмещение вреда в денежной форме в виде возмещения причиненных убытков, включая расходы на восстановление земель. Реальное возмещение вреда означает, что причинитель вреда обязан своими силами и за счет собственных средств очистить земельный участок от загрязнения, восстановить или рекультивировать земли (ст. 76 ЗК). На практике реальное возмещение происходит редко. Поэтому в большинстве случаев возникает необходимость денежной компенсации. Возмещаются убытки также в случаях причинения вреда гражданам или юридическим лицам изданием исполнительными органами государственной власти не соответствующего закону и нарушающего права на землю нормативного или ненормативного акта (ст. 61 ЗК). Размер причиненных убытков определяется при рассмотрении дел о земельных правонарушениях . Расчетным путем определяется сумма — стоимость причиненных убытков, а потом решается вопрос об их полной ил частичной компенсации потерпевшей стороне.

Применяются калькуляционный, таксовый и социально-алиментный способы расчета убытков. Методика расчета убытков с использованием калькуляционного способа установлена Положением о порядке возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства.

Убытки, вызванные ухудшением качества земель, включают затраты на проведение почвенных, агрохимических и других специальных обследований и изысканий, а также мероприятий, обеспечивающих восстановление качества земель. Упущенная выгода является частью убытков, причиненных пользователям земли. Убытки в виде упущенной выгоды — недополученные денежные доходы землепользователей в расчете на предстоящий период, необходимый для восстановления нарушенного производства.

В случае повреждения земель сельскохозяйственного назначения дополнительно к понесенным убыткам возмещаются потери сельскохозяйственного производства, которые выражаются в сокращении (безвозвратной потере) площадей используемых сельскохозяйственных угодий или ухудшении их качества (снижение плодородия почв под влиянием хозяйственной деятельности) и| возмещаются в целях сохранения уровня сельскохозяйственного производства путем восстановления площадей сельскохозяйствен-! ных угодий и их качества.

Потери возмещаются в размере стоимости освоения равновеликой площади новых земель с учетом проведения на них мероприятий по улучшению качества почв до уровня плодородия изымаемых земель.

Суммы компенсации вреда здоровью граждан устанавливаются на основе расходов на лечение, потерю трудоспособности и т. д.

Таксовый способ возмещения имущественного вреда применяется в случаях ухудшения качества сельскохозяйственных земель и устанавливается в виде нормативов стоимости освоения новых земель взамен изымаемых сельскохозяйственных угодий для несельскохозяйственных нужд.

При социально-алиментном способе возмещения убытков их размер вообще не определяется, а компенсация осуществляется в виде льгот и специальных выплат (пособий). Социально-алиментный способ применяется в случаях, когда размер вреда невозможно или трудно определить путем калькуляции убытков или при помощи такс. Это чаще всего — крупные аварии, охватывающие большие территории и значительное число пострадавших. В области земельных правоотношений социально-алиментный способ компенсации вреда предусмотрен в случаях существенного ухудшения среды жизнедеятельности, вызванного нарушением законодательства о градостроительстве, включая правила землепользования в городах и других населенных пунктах.

При возникновении таких ситуаций органы государственной власти субъектов РФ , органы местного самоуправления могут принять решение о компенсации причиненного вреда, в том числе об установлении специальных льгот и пособий. Они могут включать предоставление жилых помещений в первоочередном или внеочередном порядке, выделение пособий для переселенцев. Средства на предоставление специальных льгот и пособий для определенной категории пострадавших граждан выплачиваются за счет соответствующих бюджетов и других источников. Компенсация вреда посредством установления специальных льгот и пособий не освобождает лиц, виновных в нарушении законодательства о градостроительстве, от обязанности возместить причиненный вред (ст. 70 Градостроительного кодекса РФ). Вред возмещается причинителем вреда собственнику либо пользователю земельного участка, понесшему убытки, в добровольном порядке либо по решению суда или арбитражного суда по искам граждан и организаций. Вопрос о возмещении материального вреда может быть решен судом самостоятельно независимо от предъявления иска на основании ст. 29 УПК.

Прекращение прав на землю за ненадлежащее использование

За нарушение отдельных требований земельного законодательства, выражающихся в ненадлежащем использовании предоставленного земельного участка, предусматривается применение такой санкции, как принудительное прекращение права на такой земельный участок. Ненадлежащее использование включает:

  • использование земельного участка не в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, установленным для соответствующих категорий земель (нецелевое использование); использование земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки (нерациональное использование);
  • неиспользование земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного производства, жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет или более длительного срока , если это предусмотрено федеральным законом , за исключением времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий либо иных обстоятельств, исключающих такое использование;
  • неустранение совершенных умышленно следующих правонарушений : порча земли;
  • нарушение режима использования земель особо охраняемых территорий и других ценных земель; систематическое невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель, охране от деградации;
  • систематическая неуплата земельного налога .

Принудительное прекращение прав на земельные участки предусмотрено в качестве специальной меры воздействия на поведение собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков в целях обеспечения стабильного и надлежащего землепользования с учетом особенностей и особой социальной, экономической и экологической роли земли.

Принудительное прекращение прав на земельные участки применяется в качестве дополнительной санкции после либо одновременно с применением мер административной или уголовной ответственности . К примеру, решение об изъятии земельного участка у владельца или пользователя за ненадлежащее использование земельного участка может быть принято только после наложени. административного взыскания в виде штрафа в соответствии о ст. 8.8 КоАП. В случае порчи земли, если это деяние квалифицируется как преступление , суд при рассмотрении уголовного дела, может одновременно вынести решение об изъятии земельного участка.

В принудительном порядке может быть прекращено право частной собственности , пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды , безвозмездного срочного пользования, хотя основания и порядок прекращения в каждом случае различаются.

Право частной собственности может быть прекращено в качестве санкции за совершенное преступление либо грубое нарушение земельного законодательства, выражающееся в ненадлежащем использовании земельного участка, в порядке уголовного судопроизводства либо после наложения административного взыскания в порядке, предусмотренном ЗК. В порядке уголовного судопроизводства право частной собственности прекращается путем конфискации земельного участка, т.е. безвозмездно. Конфискация производится только по решению суда по искам государственных либо муниципальных органов, наделенных полномочиями изымать земельные участки.

После наложения административного штрафа земельный участок изымается у собственника по решению органа государственной власти либо органа местного самоуправления , уполномоченного принимать решения об изъятии земельного участка, если собственник известил соответствующие органы о своем согласии на изъятие в письменном виде. В случае его несогласия государственные либо муниципальные органы имеют право требовать изъятия земельного участка в суде. В этих случаях земельный участок подлежит продаже, т. е. выкупается, а полученная от продажи стоимость компенсируется собственнику. Право изъятия земельных участков принадлежит органам, предоставившим такие участки, хотя до конца процедура, которая бы позволила проследить судьбу изымаемого земельного участка, неизвестна. К примеру, в чью собственность — РФ, субъектов РФ либо местных органов самоуправления перейдут земельные участки, если учесть, что в соответствии с ЗК РСФСР 1991 г. земельные участки в большинстве своем предоставлялись по решению органов местного самоуправления независимо от формы собственности , Да и сама государственная собственность в значительной степени вообще не была разграничена. Однако по смыслу ЗК 2002 г. принудительно изъятый земельный участок должен вернуться к первоначальному собственнику, а решения об изъятии, равно как и о Предоставлении участка по каждой форме собственности (федеральной, субъектной, муниципальной), могут приниматься только соответствующим собственником.

В соответствии со ст. 214 ГК земельные участки, не находящиеся в собственности граждан или юридических лиц , являются государственной собственностью. Однако как таковая она юридически Не существует, и по отношению к государственной собственности Действует режим разграничения собственности, установленный Федеральным законом от 17 июля 2001 г. № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю». Возможным решением этой проблемы может быть формула, по которой земельный участок независимо от органа, который принял решение о его предоставлении, после изъятия переходит в государственную собственность, а затем уже в соответствии с процедурой разграничения признается федеральной, субъектной либо муниципальной собственностью . Такая же проблема может возникнуть и с принудительным изъятием земель у владельцев и пользователей за ненадлежащее использование. Недостаточно ясна также легитимность административных решений о принудительном изъятии, даже при добровольном согласии на это собственника. В соответствии со ст. 35 Конституции РФ граждане и организации не могут быть лишены своего имущества, к которому относится земельный участок, иначе как по решению суда.

Особые условия действуют для принудительного прекращения прав собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения. Так, заявление в суд в этом случае направляется органом государственной власти субъекта РФ или органов местного самоуправления. Изъятый земельный участок поступает соответственно в собственность субъектов РФ или муниципальную собственность. При этом принудительное изъятие возможно, если ненадлежащее использование земельного участка повлекло причинение экологического вреда, в том числе земле как природному объекту.

Принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения и безвозмездного срочного пользования за ненадлежащее использование производится во всех случаях без компенсации стоимости земельного участка и преимущественно в административном порядке. Судебные процедуры применяются только в случае неустранения земельных правонарушений после вынесения предупреждения о возможном изъятии. Применительно к безвозмездному срочному пользованию в случае, если земельный участок был предоставлен на один год, его неиспользование в течение трех лет не может быть основанием изъятия.

В соответствии с установленным ЗК административным порядком привлечения к ответственности при выявлении правонарушения органы государственного земельного контроля налагают административный штраф и одновременно выносят предупреждение об устранении допущенных правонарушений в установленный для этого срок. Предупреждение также содержит указание на возможное принудительное прекращение права на земельный участок в случае неустранения правонарушения. Если правонарушение в установленный срок не было устранено, то органы госземконтроля направляют материалы в органы, уполномоченные выносить решения о принудительном изъятии земельного участка, которые на основании полученных материалов направляют в суд заявление о прекращении права на земельный участок.

Право аренды, в отличие от иных прав на землю, прекращается по тем же основаниям, но только по инициативе арендодателя. Примечательно, что для изъятия земельного участка у арендатора достаточно в качестве основания только закона (ст. 46 ЗК), и арендодатель может прекратить право аренды за ненадлежащее использование, даже если такие условия пользования не были предусмотрены договором аренды . Земельное законодательство устанавливает ограничения на прекращение права аренды, которое не допускается в период полевых сельскохозяйственных работ и в иных установленных федеральными законами случаях.

Прекращение права на земельный участок подлежит государственной регистрации и может быть обжаловано в суд. При прекращении прав на земельный участок его основное целевое назначение сохраняется. При изъятии земельного участка сельскохозяйственного назначения земельный участок передается в фонд перераспределения земель (ст. 80 ЗК). Принудительное изъятие земельного участка не освобождает правонарушителя от возмещения причиненного вреда.