Автотехническая экспертиза при ДТП: образец заполнения. Методические рекомендации по назначению автотехнической экспертизы при расследовании дтп Образцы вопросов по автотехнической экспертизе

Автотехнические экспертизы – одни из наиболее часто встречающихся на практике экспертиз, что, прежде всего, связано с большим количеством дорожно-транспортных происшествий, в том числе, и связанных с тяжкими последствиями.

Зачастую, именно заключение эксперта является решающим доказательством по делу: свидетели ДТП отсутствуют, лицо, предполагаемый виновник дорожно-транспортного происшествия не спешит давать признательные показания, а технические средства видиофиксации, к сожалению, не получили еще большого распространения.

Автотехническую экспертизу можно разделить на несколько подвидов:

Транспортно-трасологическая экспертиза. Экспертиза следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия.
- Экспертиза технического состояния транспортных средств. Исследование обстоятельств ДТП.
- Экспертиза дорожных условий. Экспертиза технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП.
- Экспертиза транспортных средств по определению стоимости восстановительного ремонта и остаточной стоимости.

Также, может быть проведена комплексная психологическая автотранспортная экспертиза, особенностью которой является то, что эксперт разных специальностей дают общее заключение, касающееся не только состояния автотранспортного средства, дорожного покрытия, и т.д., но и психического состояния водителя. В момент, предшествующий ДТП.

Разберем отдельно каждый из приведенных подвидов.

Транспортно-трасологическая экспертиза (Экспертиза следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия).

Целью транспортно-трасологической экспертизы является установление обстоятельств механизма образования следов или дорожно-транспортного происшествия в целом.

В понятие «следы транспортных средств» трасология включает следы автотранспорта, городского электротранспорта, иных видов механического, а также гужевого транспорта (повозки, сани и др.). Само понятие «транспортные средства», приведено в п.1.2. Общих положений Правил дорожного движения: «Транспортное средство» - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем».

Объектами транспортно-трасологической экспертизы являются: следы колес, следы гусениц, следы полозьев, следы неходовой части. Следы колес зависят от типа, марки и модели транспортного средства, а также от механизма и условий их образования. Значительную информацию о транспортном средстве дает исследование ширины колеи, базы, шины, рисунка протектора и др.

Также, предметом транспортно-трасологической экспертизы является исследование иных следов, не относящихся к ходовой части транспортных средств – бамперов, сцепных устройств и т.д.

Если транспортно-трасологическая экспертиза связана с идентификацией транспортного средства (идентификационные задачи), то вопросы перед экспертом могут быть поставлены следующим образом:
- Оставлены ли следы на месте происшествия конкретным транспортным средством?
- Является ли обломок детали транспортного средства частью единого целого с конкретной деталью конкретного транспортного средства?
- Не образованы ли следы на данном транспортном средстве другим, конкретным транспортным средством?

Также, при проведении транспортно-трасологической экспертизы решаются вопросы, связанные с установлением механизма дорожно-транспортного происшествия, либо, его отдельных фаз на основе изучения следов, оставленных на транспортных средствах, в том числе, на их отдельных деталях, т.е., решаются диагностические задачи.

Примерными вопросы для решения диагностических задач транспортно-трасологической экспертизы могут быть следующие:

Каков режим движения, место и угол столкновения данных транспортных средств?
- Каким было взаимное расположение транспортных средств при их первичном столкновении?
- Каким было взаимное расположение транспортного средства и пешехода в момент наезда на него?
- Какова последовательность образования следов на месте дорожно-транспортного происшествия?
- Образованы ли следы в результате столкновения (наезда)?

Экспертиза технического состояния транспортного средства.

Экспертиза технического состояния транспортного средства проводится с целью выявления дефектов, неисправностей и причин их возникновения.

Такие экспертизы проводятся не только при установлении обстоятельств ДТП, но и, например, по делам о защите прав потребителей при возникновении споров о продаже имеющих скрытые дефекты и неисправных транспортных средств, а также споров о некачественном ремонте и сервисном обслуживании транспортных средств.

Перед экспертом могут быть поставлены следующие вопросы:

Каково общее техническое состояние данного транспортного средства, его механизмов, систем и агрегатов?
- Исправно ли представленное на экспертизу транспортное средство?
- Соответствует ли техническое состояние транспортного средства требованиям «Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»?
- Имеет ли транспортное средство технические недостатки, если да, то какие именно?
- Какова причина возникновения недостатков транспортного средства? В какой период могла возникнуть данная неисправность – в момент выпуска, либо, в период эксплуатации?
- Является ли выявленная неисправность (недостаток), производственным, конструктивным или эксплуатационным?
- Является ли выявленный недостаток существенным?
- Относится ли выявленный недостаток к гарантийному случаю?
- Возможно ли возникновение устраненного недостатка вновь и если да, то при каких условиях?

Экспертиза обстоятельств ДТП

Обстоятельства ДТП тесно связаны с ранее рассмотренной транспортно-трассологической экспертизой, поскольку направлены на достижение единой цели – выяснение обстоятельств ДТП, но транспортно-трасологическая экспертиза отвечает на узкий сектор вопросов, касающийся следов и механизмов их образования, когда экспертиза обстоятельств ДТП позволяет восстановить общую картину ДТП.

Вопросы, поставленные перед экспертом об обстоятельствах ДТП, применительно к конкретным случаям, могут быть сформулированы следующим образом:

С какой скоростью двигалось транспортное средство в момент столкновения?
- Каковы тормозной и полный остановочный пути транспортного средства в заданных условиях?
- За какое время транспортное средство могло преодолеть заданный отрезок пути?
- Возможно ли при заданных условиях (скорости движения, состоянии проезжей части, расстояния до препятствия) остановить транспортное средство путем торможения?
- Определить место столкновения транспортных средств (место наезда на пешехода, препятствие).
- Каковы причины заноса и опрокидывания транспортного средства?
- Имел ли водитель техническую возможность предотвратить происшествие и если да, то каким образом?
- Каково было взаимное расположение транспортных средств по отношению друг к другу (к преграде, к пешеходу) в заданный момент?
- Каково было взаимное положение транспортного средства и препятствия в момент, предшествующий столкновению (наезду на пешехода)?

С нашей точки зрения вопросы, вроде:

Как должен был действовать водитель в сложившейся дорожно-транспортной ситуации с точки зрения надлежащего обеспечения безопасности дорожного движения?
- Соответствовали ли действия водителя требованиям ПДД?, - не являются корректными и выходят за пределы компетенции эксперта, поскольку требуют дать юридическую оценку действиям участников дорожного движения, что находится в исключительной компетенции следствия.

Экспертиза дорожных условий

Вопросы, касающиеся экспертизы дорожных условий могут разрешаться при назначении автотранспортной экспертизы, в частности, когда необходимо проверить показания участников дорожного движения, ссылающихся на причины совершения ДТП, вследствие объективных причин, например, в виде дефектов дорожного полотна.

Кроме того, такая экспертиза может быть назначена по делам об административных правонарушениях. Когда лицо, привлекаемое к административной ответственности за нарушения, предусмотренные гл.12 КоАП РФ, оспаривает свою виновность, ссылаясь, например, на дорожные знаки, установленные с нарушениями, или состояние дорожной разметки, не соответствующей требованиям ГОСТ.

В этом случае перед экспертом могут быть поставлены следующие вопросы:

Могли ли способствовать ДТП отсутствие дорожных знаков, их неправильное расположение?
- Соответствует ли установка дорожных знаков на данном участке дороги существующим нормам? (ГОСТ 52289-2004).
- Соответствует ли дорожная разметка на данном участке дороги действующим нормативам? (ГОСТ Р 51256-99)
- Соответствует ли действующим ГОСТ (ТУ), расположенные на данном участке дороги искусственные неровности (т.н. «лежачие полицейские?) (ГОСТ Р 52605-2006)
- Определить момент, когда водитель имел объективную возможность предотвратить ДТП путем снижения скорости ТС или путем объезда.
- Имелись ли причины и условия, связанные с организацией дорожного движения, способствующие возникновению ДТП.
- Имелась ли техническая возможность предотвратить ДТП с учетом состояния дороги?

Экспертиза по оценке автотранспорта

Примерные вопросы:
- Какие технологии требуются для ремонта транспортного средства?
- Какова стоимость ремонта транспортного средства?
- Какова стоимость транспортного средства с учетом его текущего технического состояния, года выпуска, износа, особенностей комплектации и дополнительного оборудования?
- Какой размер утраты товарной стоимости применяется к транспортному ну, пострадавшему в результате ДТП? (не рассчитывается в случае, когда на момент повреждения величина эксплуатационного износа АМТС превышает 35% или с даты выпуска прошло более 5 лет.).
- Какова стоимость «годных остатков» транспортного средства?

Комплексная автотехническая, психологическая экспертиза

Проведение автотехнических экспертиз требуют привлечения специалистов, также, в областях психологии и психофизиологии. При определении причин ДТП, кроме технического аспекта, имеет место, т.н. «человеческий фактор», т.е., реакция водителя на возникновение ситуации, требующей принятия решения, что, в свою очередь, связано с опытом, темпераментом, эмоциональным состоянием и другими обстоятельствами, которые могут и должны оцениваться при назначении автотехнических экспертиз.

Поэтому, при заявлении ходатайства о назначении судебной автотехнической экспертизы, особенно, когда в результате ДТП имеются пострадавшие, имеет смысл требовать проведения комплексной автотехнической психологической экспертизы.

На разрешение эксперта можно предложить следующие вопросы:

Каково время реакции водителя на возникновение помехи в данной ситуации я Находился ли водитель и другие участники ДТП в конфликтном психическом состоянии (стресс, фрустрация и др.)?
- Как могло повлиять на выполнение профессиональных функций данное состояние?
- Соответствуют ли психофизиологические возможности обследуемого лица (водителя) требованиям безопасности выполнения профессиональных функций?
- Мог ли водитель правильно воспринять создавшуюся непосредственно перед ДТП дорожную ситуацию и своевременно и правильно ее оценить?
- Позволяло ли физическое и психическое состояние водителя предотвратить ДТП?

П.8.1.3. Определение стоимости, затрат на восстановление и утраты товарной стоимости автомототранспортных средств. Методическое руководство для экспертов. (утв. Минюстом РФ 15.12.2000) СПб., СЗРЦСЭ, 2001,
СПб., РФЦСЭ, 2001

Фрустрация [лат. frustration - обман, расстройство планов] - психическое состояние, которое вызывается объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задачи; переживается гаммой отрицательных эмоций (гнев, раздражение, чувство вины). См.: Тарабрина Н.В. Фрустрация // Общая психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского. М.: ПЕР СЭ, 2005. С. 194.

Автотехническая экспертиза

Автотехническая экспертиза является одной из самых востребованных экспертиз, проводимых по делам, связанных с дорожно-транспортными происшествиями и неисправностями транспортных средств.

При расследовании дорожно-транспортного происшествия устанавливается виновное лицо, которое зачастую бывает несогласно с вменяемым им правонарушением. В дальнейшем ему придется возмещать ущерб от ДТП, а другим участникам ДТП доказывать наличие этого ущерба. Но, к сожалению, на месте виновное лицо не всегда устанавливается, или устанавливается несправедливо, т.к. довольно часто для установления механизма дорожно-транспортного происшествия необходимы специальные знания. Именно для этих целей прибегают к помощи экспертов. Виновность водителя устанавливает суд, следователь, дознаватель, но именно эксперт может ответить на вопросы, которые помогут установить всю картину ДТП, в том числе и ущерб от него.

Независимая экспертиза ДТП помогает следственным и судебным органам не только определить виновное в ДТП лицо, но и установить некоторые обстоятельства происшествия, которые могут иметь немаловажное значение для дела. Данные обстоятельства могут смягчить или отягчить вину водителя, а также выявить других лиц, также виновных в исследуемом происшествии. В качестве такого лица, виновность которого в первоначальный момент может показаться неочевидной, может быть дорожная служба, не установившая соответствующие дорожные знаки при проведении ремонтных работ дорожного полотна. Независимая экспертиза после ДТП исследует все обстоятельства, опираясь на представленные судом или следствием материалы дела, не анализируя при этом представленные сведения на достоверность, данное действие проводится органом, назначившем судебную экспертизу.

Установлением ущерба, который был нанесен транспортным средствам в результате столкновения, занимается экспертиза автомобиля после ДТП. Она выполняется по результатам осмотра поврежденного автомобиля и экспертного анализа объема и интенсивности повреждений, а значит и объема и сложности ремонтно-восстановительных работ, требующихся при восстановлении поврежденного автомобиля. Экспертиза автомобиля также может потребоваться для выявления неисправности, которая могла стать причиной аварии. Для установления наличия или отсутствия предполагаемой неисправности, независимая экспертиза автомобилей после ДТП осуществляется в несколько этапов, один из которых – тщательный осмотр поврежденного транспортного средства, его диагностика на специальных стендах. Помимо перечисленных задач, независимая экспертиза автомобиля проводится при возникновении сомнении в качестве проведенного ремонта или выполнения других работ, сопряженных с изменением конструкции автомобиля, например, установкой дополнительного оборудования. Некачественное выполнение ремонтных работ может послужить причиной аварийной ситуации на дороге, поэтому столь важно как можно раньше установить данный факт.

Как видно, круг задач, которые решает судебная автотехническая экспертиза, весьма широк и не ограничивается решением вопросов, возникающих при дорожно-транспортных происшествиях. Ее проведение целесообразно, когда решение спора без привлечения специальных автотехнических знаний затруднительно или невозможно, а величина материального ущерба или принципиальность пострадавшего не позволяют игнорировать данный спор.

Автотехническую экспертизу также называют автоэкспертизой, экспертизой ДТП, авто-технической, транспортной, дорожно-транспортной экспертизой, причем последнее наименование достаточно хорошо обосновано авторами некоторых научных работ и имеет полноценное право к применению в классификации судебных экспертиз, так как объектом исследования является не только автомобиль, но и дорога, дорожные конструкции,технические средства организации дорожного движения, а также действия водителя и других лиц, ответственных за безопасность дорожного движения.

Автотехнические экспертизы принято подразделять на виды, в зависимости от задач экспертизы, объектов и методик исследования:

Экспертиза обстоятельств ДТП;

Экспертиза технического состояния ТС;

Транспортно-трасологическая экспертиза (экспертиза следов на ТС и месте ДТП);

Экспертиза дорожных условий;

Автотовароведческая (оценка ТС).

Так как часто при возникновении тех или иных вопросов, связанных с дорожно-транспортными происшествиями, перед экспертом ставятся вопросы из разных видов автотехнических экспертиз, для предотвращения недопонимания и ошибок в названии экспертиз целесообразнее в определении и постановлении указывать не виды автотехнической экспертизы, а наименование рода «автотехническая экспертиза».

Экспертиза обстоятельств ДТП

Задачей автотехнической экспертизы обстоятельств ДТП является определение скорости движения ТС до столкновения, в момент контакта и в другие моменты времени, расчета допустимой скорости движения на данном участке дороги, времени преодоления указанного участка пути, величины тормозного и остановочного пути, технической возможности предотвратить столкновение (наезд). Экспертиза после ДТП проводится также с целью установления пунктов Правил дорожного движения, которыми должны были руководствоваться водители, и определения соответствия или несоответствия действий водителей требований данных пунктов.

Экспертизу обстоятельств ДТП также называют экспертизой ДТП, механизма ДТП, условий ДТП. Экспертиза ДТП является наиболее востребованной из видов автотехнических экспертиз при установлении судом и следствие вины водителей в произошедшем ДТП. Для однозначного установления судом или следствия виновного лица необходимо поставить на разрешению эксперта корректные вопросы, на которые не только возможно получить ответ экспертным путем, но и решение которых поможет в разрешении дела. При этом важно отметить, что независимая экспертиза ДТП сможет дать интересующие ответы только при предоставлении эксперту всех административных материалов по факту ДТП и наличия исходных данных в постановлении или определении о назначении экспертизы.

С какой скоростью двигалось транспортное средство до применения водителем торможения?

Какова длина остановочного и тормозного пути транспортного средства?

Имел ли водитель техническую возможность избежать столкновения путем применения экстренного торможения?

Какими пунктами Правил дорожного движения должен был руководствоваться водитель в данной дорожно-транспортной ситуации?

Соответствовали ли действия водителя требованиям Правил дорожного движения?

Какова допустимая скорость движения на участке дороги с данным радиусом поворота/расстоянием видимости дороги?

С какой минимально-допустимой дистанцией должен был двигаться автомобиль до движущегося впереди транспортного средства?

Могли ли с технической точки зрения произойти события, описанные в объяснениях водителя?

На каком расстоянии находился автомобиль в момент объективной возможности водителя обнаружить пешехода, появившегося из-за неподвижного объекта?

Мог ли автомобиль преодолеть указанный участок пути за данное время?

Кто из данных транспортных средств имел преимущественное право проезда в намеченном направлении?

На каком расстоянии до встречного автомобиля водитель должен начать осуществление маневра обгона (объезда препятствия) для его безопасного выполнения?

Экспертиза технического состояния ТС

Задачей экспертизы технического состояния ТС является определение наличия или отсутствия неисправностей ТС, причины их возникновения, способа и трудоемкости их устранения, являются ли данные неисправности заводскими, эксплуатационными, возникли ли они в результате ремонта.

Независимая автоэкспертиза особенно актуальна в делах, когда неисправность автомобиля предположительно могла стать причиной дорожно-транспортного происшествия. В таких случаях эксперт проводит осмотр автомобиля, выявляет неисправность и проводит анализ ее возникновения. В рамках автоэкспертизы после ДТП проводится диагностика автомобиля с применением инструментальных методов исследования. При ее проведении, также как и в других экспертизах, важно сохранение объекта исследования для проведения экспертизы и фиксации всех необходимых сведений в протоколе осмотра ТС. Данный вид автотехнической экспертизы ошибочно также называют экспертизой неисправностей ТС, диагностикой ТС, технической экспертизой автомобиля, товароведческой и автотовароведческой экспертизой.

Имеются ли какие-либо неисправности транспортного средства?

Какова причина возникновения неисправности?

Явилась ли обнаруженная неисправность причинной ДТП?

Могла ли обнаруженная неисправность возникнуть в результате ремонта узла, агрегата?

Как повлияла неисправность на управляемость и устойчивость транспортного средства?

Имел ли водитель техническую возможность предотвратить ДТП при данной неисправности?

Мог ли водитель или другое лицо, ответственное за выпуск транспортного средства на рейс, обнаружить неисправность до ДТП?

Каково качество произведенного ремонта?

Привели ли ремонтные работы к устранению неисправности?

Были ли выполнены в полном объеме все ремонтные работы, указанные в заказ-наряде?

Транспортно-трасологическая диагностика

Данный вид автотехнической экспертизы занимается исследованием следов на транспортных средствах и месте ДТП в целях определения взаимного расположения ТС в момент столкновения, направления их движения, места и механизма столкновения (наезда), траекторий движения ТС до и после столкновения, какими частями ТС могли быть оставлены повреждения на другом ТС, а также все ли повреждения на транспортном средстве были получены в результате данного ДТП. Данный вид автотехнической экспертизы также ошибочно именуют трасологической, трассологической, автотрасологической и авто-трасологической экспертизой. Транспортно-трасологическая диагностика и экспертиза обстоятельств ДТП наиболее часто назначаются в комплексе, т. к. порой ответ на вопросы одной невозможен без проведения исследования другого вида автоэкспертизы.

Где находилось место столкновения транспортных средств?

Каково взаимное расположение транспортных средств в момент столкновения?

Каково расположение транспортных средств относительно границ проезжей части?

Каков механизм столкновения транспортных средств?

Какова траектория движения транспортных средств до/после столкновения?

Какие повреждения, зафиксированные в документах,могли быть получены в результате данного ДТП?

Какими частями контактировали транспортные средства в первоначальный момент?

Находился ли автомобиль в момент столкновения в неподвижном состоянии?

Кто из данных транспортных средств находился в неподвижном состоянии, а кто в движении?

Экспертиза дорожных условий

Является самым редким видом автотехнических экспертиз и занимается исследованием дороги, дорожных знаков, дорожной разметки и дорожных конструкций на соответствие стандартам, наличия или отсутствия недостатков в организации дорожного движения в месте ДТП или административного правонарушения. Экспертизу дорожных условий также называют дорожной, автодорожной, дорожно-транспортной экспертизой.

Соответствует ли расположение дорожного знака требованиям ГОСТ?

Соответствует ли состояние дорожного покрытия на исследуемом участке дороги (на месте ДТП) требованиям ГОСТ?

Соответствует ли дорожная разметка на месте ДТП требованиям ГОСТ?

Соответствует ли режим работы светофорного объекта требованиям ГОСТ?

Соответствует ли организация дорожного движения на данном участке дороги требованиям безопасности?

Усматриваются ли какие-либо недостатки в организации движения на участке дорожно-транспортного происшествия (ДТП)?

Автотовароведческая экспертиза (оценка ТС)

Оценка транспортных средств является самым распространенным видом не только автотехнических экспертиз, но и экспертиз вовсе. Основной целью проведения данной экспертизы является исследование повреждений, причиненных автомобилю после ДТП с целью дальнейшего возмещения ущерба или продажи.

Автоэкспертиза занимается определением рыночной стоимости, стоимости восстановительного ремонта, годных остатков, утраты товарной стоимости транспортного средства.

Данный вид автотехнических экспертиз также называют оценочной, автоэкспертизой, автооценкой, экспертизой ущерба и экспертизой автомобиля.

Какие повреждения имеются на транспортном средстве?

Каков объем ремонтных работ транспортного средства?

Какова стоимость восстановительного ремонта транспортного средства (оценка ущерба от ДТП)?

Какова рыночная стоимость транспортного средства?

В рамках автотехнической экспертизы возможно ответить так же на следующие вопросы:

1. Имеются ли на автомобиле признаки внесения изменений в конструкцию транспортного средства?

2. Имеются ли на автомобиле наличие устройств, не предусмотренных заводом изготовителем?

3. Если такие устройства или изменения в конструкции имеются, будет ли установка таких устройств или внесение изменения в конструкцию транспортного средства отвечать требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 года № 720 г. Москвы «Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств»?

4. Если такие устройства или изменения в конструкции имеются, будет ли установка таких устройств или внесение изменения в конструкцию ТС соответствовать требованиям Правил дорожного движения РФ, иных нормативно-правовых актов, регламентирующих безопасность транспортных средств?

В рамках автотовароведческой экспертизы возможно решение следующих вопросов:

1.Какова стоимость восстановительного ремонта повреждений , полученных в результате ДТП, произошедшего (дата)?

Суду, назначившему экспертизу, либо лицу, заявившему ходатайство о назначении экспертизы, необходимо конкретизировать дату, на которую нужно определять стоимость (на дату ДТП, либо на день проведения экспертизы).

Так же необходимо указать, какую из стоимостей необходимо определять:

Стоимость восстановительного ремонта повреждений, полученных в результате ДТП по данным официального дилера;

Среднерыночную стоимость;

Стоимость в конкретной организации.

2. Какова стоимость восстановительного ремонта с учётом стоимости ремонта скрытых повреждений ?

3. Какова стоимость восстановительного ремонта повреждений, полученных в результате ДТП, с учётом износа (либо без учёта износа)?

, связанные с наездами на пешеходов :

1. С какой скоростью двигалось ТС-1 в данных условиях к моменту начала торможения, исходя из указанной в ИД длины следа торможения на юз.

2. Какой остановочный путь имеет ТС-1 в условиях места происшествия.

3. На каком расстоянии от места наезда находилось ТС-1 в момент начала движения пешехода на пути, указанном в ИД.

4. Располагал ли водитель ТС-1 технической возможностью предотвратить наезд на пешехода в момент начала движения пешехода на пути, указанном в ИД, или появлении его из-за ТС-2.

5. Имел ли возможность потерпевший выйти за пределы полосы движения автомобиля, если бы водитель своевременно применил торможение, при том же темпе движения пешехода.

6. Какими пунктами Правил дорожного движения должен был руководствоваться водитель автомобиля в данной дорожной ситуации и соответствовали его действия с технической точки зрения требованиям ПДД.

Вопросы на разрешение экспертизы столкновением транспортных средств :

1. С какой скоростью двигалось ТС-1 (или ТС-2) перед торможением, если длина следа юза до столкновения составляет..... м, после столкновения ТС-1, развернулось на..... гр. и продвинулось до остановки на..... м?

2. На каком удалении находилось ТС-1 от места столкновения в момент начала движения ТС-2 через перекресток (или выезда на его полосу в момент обгона или объезда ТС-3 или в момент возникновения опасности?

3. Каков остановочный путь ТС-1 в данной ДТС при экстренном торможении в данных дорожных условиях со скорости, установленной экспертом или (следствием)?

4. Имел ли водитель ТС-1 техническую возможность избежать столкновения, если бы применил экстренное торможение в момент (указать момент возникновения опасности или в момент обнаружения опасности в зоне видимости)

5. Имел ли техническую возможность (успевал ли) водитель ТС-2 выехать за пределы полосы движения ТС-1, если бы последний, двигаясь с разрешенной скоростью, применил торможение в момент возникновения опасности для движения или в момент обнаружения опасности в зоне видимости.

6. Какими пунктами Правил должен был руководствоваться водитель ТС-1 в данной ДТС и соответствовали ли его действия требованиям ПДД.

7. Какова с технической точки зрения причина данного происшествия и не находятся ли в причинной связи действия водителя ТС-1 или ТС-2 с данным происшествием.

При столкновении ТС в отдельных случаях следствию есть необходимость в решении вопросов по транспортной трасологии :

1. Каков механизм столкновения ТС-1 и ТС-2?

2. Каков угол взаимного расположения ТС-1 и ТС-2 в момент столкновения?

3. Где относительно границ проезжей части находится место столкновения ТС-1 и ТС-2?

Для этой цели необходимо кроме указанных ИД представить для осмотра оба транспортных средства с повреждениями без их искажения при транспортировке и хранении до момента осмотра.

Вопросы на разрешение экспертизы при расследовании ДТП, связанных с потерей устойчивости ТС с ударом о препятствие, столкновением и т.п. :

1. Какова критическая скорость автомобиля на повороте с данным радиусом?

2. Возможно ли опрокидывание или занос на повороте с данным радиусом на указанной скорости и указанной загрузке?

3. Какова причина потери устойчивости транспортного средства, не вызвано ли это техническим состоянием ТС, дорожными условиями или действиями водителя по управлению ТС.

4. Какими пунктами ПДД следовало руководствоваться водителю в данной ДТС и соответствовали ли его действия требованиям Правил с технической точки зрения.

При наличии указанных ИД экспертом могут быть решены следующие вопросы, при расследовании ДТП, связанных с маневрированием транспортного средства (в процессе обгона):

1. При заданных исходных данных, каково необходимо безопасное расстояние для выполнения обгона автомобиля..... автомобилем.....

2. Каково безопасное расстояние до встречного транспортного средства для выполнения вышеуказанного маневра при исходных данных, указанных в постановлении.

3. Соответствовали ли действия водителя автомобиля (совершающего обгон)... требованиям ПДД и не находятся ли они в причинной связи с происшествием.

4. Соответствовали ли действия водителя обгоняющего автомобиля и встречного автомобиля требованиям Правил дорожного движения.

При исследовании технического состояния ТС экспертом могут быть решены следующие вопросы:

1. По рулевому управлению ТС:

Каково техническое состояние рулевого управления и поворотных устройств управляемых колес автомобиля..... на момент осмотра; соответствовало ли техническое состояние рулевого управления требованиям ПДД;

Могли ли данные неисправности привести к потере управляемости ТС в условиях данного происшествия;

Если неисправность возникла до ДТП, то мог ли водитель или другие должностные лица обнаружить ее при техническом обслуживании или контрольном осмотре транспортного средства.

2. По рабочей тормозной системе ТС:

Работоспособна ли на момент осмотра рабочая тормозная система автомобиля........; соответствует ли техническое состояние рабочей тормозной системы требованиям ПДД;

Если тормозная система неработоспособна, то когда и вследствие чего наступил отказ;

Если отказ произошел до ДТП, то не является ли это причиной данного происшествия.

3. По ходовой части ТС:

Каково техническое состояние узлов ходовой части ТС;

Могли ли данные повреждения возникнуть до ДТП и не находятся ли они в причинной связи с происшествием.

Вопросы для экспертизы согласовываются с экспертом при расследовании ДТП, связанных с исследованием деталей ТС (металлографическое исследование, исследование резинотехнических изделий) .

По автолампам эксперту могут быть поставлены вопросы:

Горела или нет электролампа в момент разрушения колбы (или в момент столкновения);

Какой свет ближний или дальний был включен в электролампе в момент разрушения колбы (или в момент столкновения).


На разрешение эксперта ставятся вопросы при расследовании ДТП, связанных с проверкой показаний :

Кто из лиц, сидящих в автомобиле, находился за рулем в момент ДТП. Не мог ли находиться за рулем автомобиля гражданин....... (указать фамилию и инициалы).

Совместными объектами исследования являются:

Одежда и телесные повреждения;

Масштабные фотоснимки мест повреждения транспортного средства;

Транспортное средство с повреждениями, соответствующие моменту ДТП;

Протокол осмотра места ДТП с масштабной схемой.

Данный вид исследования проводится наряду с другими вопросами, указанными в постановлении, при исходных данных, изложенных выше.

Следует также сказать, что для разрешения названных вопросов, наряду с экспертами автотехниками и судебными медиками, привлекается к исследованию одежды и обуви эксперт трасолог.

Автотехническая экспертиза — исследование, при проведении которого используются в области судебных автотехнических и криминалистических средств для установления фактов о ДТП. Познания касаются механики, математики, технических данных, безопасности при езде на автомобильном транспорте и тому подобного.

Исследование проводится в рамках уголовного делопроизводства при расследовании преступлений, которые связаны с безопасностью движения, а также гражданских дел по возмещению материального вреда вследствие ДТП.

Объекты исследований

В данном случае роль непосредственного объекта принадлежит ДТП, объяснениям очевидцев и участников и прочим доказательствам. Также они получаются при осмотре места происшествия.

Проводится независимая автотехническая экспертиза в негосударственных и государственных учреждениях. При этом обязательно изучаются протокол осмотра, схема к нему, другие сопутствующие документы, фотоматериалы обстановки и повреждений машин.

Виды автотехнических экспертиз

Выделяются следующие виды судебных исследований:

  • транспортно-трасологическая экспертиза и анализ следов на ТС и месте ДТП;
  • определение технического состояния ТС и обстоятельств ДТП;
  • анализ дорожных условий, технического состояния дороги и условий на месте происшествия.

Помимо этого, иногда требуется комплексное психологическое транспортное исследование, где обследуется состояние самого водителя на момент ДТП. Рассмотрим, как проводится автотехническая экспертиза каждого из этих видов по отдельности.

Транспортно-трасологическая экспертиза

Целью этого вида исследования становится установка механизма произошедшего ДТП или его следов. К последнему относятся следы ТС, имеющие отношение к ДТП.
Объектами экспертизы являются следы колес, полозьев, гусениц, неходовой части. Колеса разнятся от типа, модели, марки, механизма и обстоятельств образования. Важную информацию получают при исследовании ширины колеи, шины, рисунка оставленного протектора и т. п.

К предметам относятся следы неходовой части ТС, то есть сцепных устройств, бамперов и прочего.

Если автотехническая экспертиза необходима для идентификации ТС, то перед специалистом ставятся следующие вопросы.

  1. Остались ли следы ТС на месте ДТП?
  2. Принадлежит ли деталь или ее обломок данному ТС?
  3. Образованы ли следы данным ТС?

Кроме того, задаются диагностические задания относительно механизма ДТП, отдельных этапов, при которых оставлены следы, и прочее. Вопросы в данном случае могут касаться следующих моментов:

  • режима движения и угла столкновения ТС;
  • взаимного расположения при столкновении;
  • расположения ТС и пешехода при наезде;
  • последовательности наложения следов;
  • установления факта, что следы образованы в результате столкновения;
  • прочие вопросы.

Исследование технического состояния транспортного средства

Данный вид экспертизы необходим для выявления неисправностей, их причин и проявления дефектов. Она проводится для установления обстоятельств ДТП и других дел. К примеру, автотехническая экспертиза потребуется при появлении споров о продаже ТС со скрытыми дефектами или неисправностями либо некачественного ремонта и обслуживания в сервисном центре. Тогда специалисту предстоит ответить на вопросы, касающиеся:

  • общего технического состояния ТС и его отдельных систем и деталей;
  • исправности ТС;
  • соответствия его технического состояния требованиям о допуске к эксплуатации;
  • наличия недостатков и, при положительном ответе, уточнении каких;
  • причине и времени их появления;
  • характера неисправности (эксплуатационный, конструктивный или производственный);
  • характера дефекта (значительный или нет);
  • распространения или нераспространения на недостатки гарантии;
  • возможности появления недостатка вновь после устранения.

Исследование обстоятельств ДТП

Автотехническая данного вида связана с транспортно-трасологической, так как имеет одну цель: выяснение обстоятельств происшествия. Однако рассматриваемый вид направлен на восстановление картины ДТП в целом, а транспортно-трасологическое исследование решает более узкий спектр задач.

Эксперту задаются вопросы о:

  • скорости движения ТС перед столкновением;
  • длине остановочного и тормозного пути;
  • времени, при котором автомобиль преодолел конкретное расстояние;
  • возможности остановки автомобиля в конкретных обстоятельствах;
  • причинах опрокидывания или заноса;
  • возможности предотвращения ДТП;
  • взаимного расположения ТС в определенный момент, в том числе перед столкновением.

Иногда автотехническая судебная экспертиза включает и вопросы, которые не всегда входят в компетенцию специалистов. Тогда эксперты вправе не отвечать на них. Примером могут служить следующие.

  1. Как водитель должен был себя вести при конкретной ситуации, чтобы обеспечить безопасность движения?
  2. Действовал ли водитель в соответствии с ПДД?

Эти вопросы относятся к компетенции юристов. Следовательно, отвечать на них должны соответствующие специалисты, а не автотехнические эксперты.

Исследование дорожных условий

Автотехническая экспертиза, вопросы которой касаются дорожных условий, назначается при необходимости проверки показаний участников дорожного движения в случае, если они сослались на объективные причины, приведшие к ДТП.

Также исследование актуально в ряде случаев по административным правонарушениям. Если привлеченное лицо по главе 12 КоАП отказывается признать факт своей вины (например, ссылаясь на отсутствие дорожных знаков или дорожной разметки), то эти обстоятельства проверяются. С этой целью назначается автотехническая экспертиза. Вопросы эксперту тогда ставят следующие.

  1. Могли ли стать причиной происшествия отсутствующие знаки или их неточное расположение?
  2. Установлены ли знаки в соответствии с требованиями существующего ГОСТа?
  3. Укладываются ли «лежачие полицейские» в действующий ГОСТ?
  4. Были ли причины, относящиеся к организации движения на дороге, которые способствовали ДТП?
  5. Была ли техническая возможность избежать ДТП?

Может быть поставлена задача определить момент возможности предотвращения ДТП, если бы водитель вовремя снизил скорость.

Исследование по оценке автотранспорта

Если при назначается автотехническая экспертиза, вопросы на ней ставят следующие.

  1. Какие необходимо использовать технологии для ремонта ТС?
  2. Во сколько обойдется ремонт ТС?
  3. Сколько стоит ТС в конкретном состоянии, указанного года выпуска, с учетом износа и особенностей комплектации, а также установленного в машине дополнительного оборудования?
  4. Сколько стоят пригодные к использованию остатки ТС?
  5. Какой размер утраты стоимости пострадавшего транспортного средства?

Комплексная психологическая автотехническая экспертиза

Определение этого вида подразумевает привлечение экспертов, умеющих оценить «человеческий фактор» при ДТП, то есть обладающих специальными знаниями в области психологии и психофизиологии. В данном случае, когда проводится независимая автотехническая экспертиза автомобиля, оценивается реакция водителя на ту или иную ситуацию на дороге, когда было необходимо принимать решение. Принимается во внимание опыт вождения ТС, состояние человека, темперамент и иные обстоятельства, которые должны быть исследованы.

Это, безусловно, имеет важное значение. Поэтому, когда назначается автотехническая целесообразно требовать и проведение данного вида исследования. Она особенно необходима тогда, когда в результате происшествия есть пострадавшие. Специалисту могут быть поставлены вопросы, касающиеся:

  • времени реакции человека, находящегося за рулем на появление помехи в конкретной ситуации;
  • конфликтной ситуации между водителем и другими участниками происшествия, которая повлияла на психическое состояние;
  • влияния этого состояния на выполнение функций вождения;
  • соответствия его психофизиологических возможностей тем требованиям, которые необходимы для обеспечения безопасного вождения;
  • возможности своевременного правильного восприятия водителем создавшейся ситуации на дороге;
  • возможности предотвращения ДТП при имеющемся психофизиологическом состоянии водителя.

Заключение

Из-за огромного количества аварий на дорогах автотехническая экспертиза при ДТП - один из самых распространенных видов исследований, назначаемых для установления фактов по делу. К сожалению, некоторые из аварий имеют тяжкие последствия. Поэтому так важна точная доказательная база при происшествиях.
Нередко по делам такого вида главными источниками версии следствия становятся результаты, которые дает автотехническая экспертиза. Стоимость в столице на данный вид услуг начинается, в среднем, от 20000-25000 рублей. Но потерпевшая сторона вправе взыскать эту сумму в дальнейшем у виновника происшествия.

Обновлено: 26.06.2018 1361

Всё об оценке авто при ДТП: зачем нужна, как проходит, сколько длится, кто платит и не только…

Приветствую всех! Это Кулик Илья. Очень часто при дорожных происшествиях невозможно точно установить обстоятельства случившегося, определить, кто виноват в произошедшем, основываясь только на показаниях участников аварии и очевидцев.

А узнать, как всё было на самом деле, необходимо, ведь от этого зачастую зависит судьба человека: останется он на свободе или отправится в колонию. Именно для этого проводится оценка авто при ДТП. О ней сегодня и поговорим.

Автотехническая экспертиза после ДТП - это специальное исследование транспортных средств (ТС), а также различных объектов, относящихся к аварии, необходимое для выяснения различных вопросов, обычно касающихся дорожно-транспортного происшествия. Экспертиза ДТП необходима для выявления обстоятельств, причин и факторов, вызвавших ДТП, а также оценки его последствий. Делается это с двумя целями.

Во-первых, выяснение обстоятельств происшествия необходимо для определения виновности участников, каждого из них, что особенно важно, когда в аварии или получают ранения. Чаще всего это основная цель назначения автоэкспертизы.

Во-вторых, собирается статистика, которая помогает сделать прогноз количества и характера возможных аварий, а также найти способы предотвращения возникновения аварийных ситуаций.

Виды автотехнических экспертиз

Автотехническая экспертиза (АТЭ) – это очень обширное понятие, в которое входит множество разнообразных исследований. Поэтому определено несколько критериев, по которым делятся автоэкспертизы. Наиболее часто выделяют исследования:

  • по типу и объекту изучения;
  • по очерёдности проведения;
  • по лицам , выполняющим экспертизу.

Виды АТЭ по содержанию

Это основная классификация для автотехнических экспертиз. Так как необходимо выявить все причины и обстоятельства происшествия, дать оценку случившегося с разных сторон, приходится исследовать совершенно различные предметы, использовать множество методик. Естественно, даже очень хороший специалист не сможет в совершенстве освоить все виды исследований.

Поэтому выделяют экспертизы:

  • обстоятельств дорожной аварии – изучается дорожная ситуация, приведшая к аварии, устанавливаются параметры движения участников столкновения, анализируются возможные и предпринятые водителями действия;
  • технического состояния транспортных средств подразумевает исследование ТС с точки зрения работоспособности и соответствия нормативам различных узлов и механизмов, в случае выявления неисправностей определяется причины и время их возникновения, возможность обнаружить их до аварии;
  • дорожных условий – исследуются состояние дорожного полотна, освещённость места происшествия, погодные факторы, имевшие влияние на возникновение аварийной ситуации;
  • – исследование любых следов, оставленных в результате ДТП: на ТС, на одежде и телах пострадавших людей, на дороге и придорожных объектах и т. д. для выявления обстоятельств происшествия, точного места столкновения, механизма взаимодействия ТС и другого;
  • автотовароведческую – оценка стоимости автомобиля, годных остатков и т. д.;
  • инженерно-психофизиологическую участников происшествия – изучение индивидуальных особенностей лиц, ставших участниками ДТП, их профессиональной деятельности как водителей, а также жизненных обстоятельств, которые могли оказать влияние на их психофизиологическое состояние, и, следовательно, привести к аварии, психической составляющей в действиях лиц, причастных к аварии.

Типы экспертиз по очерёдности

В процессе расследования обстоятельств происшествия одной экспертизы может быть недостаточно. Для дифференциации экспертных исследований по очерёдности проведения используют понятия:

  • первичная – является первым исследованием объектов;
  • дополнительна я – проводится если первой экспертизы оказалось недостаточно для выяснения всех обстоятельств. Исследуются вопросы, не задававшиеся во время проведения предыдущей автоэкспертизы;
  • повторная – перепроверяют выводы, полученные в результате проведённых ранее исследований, если есть сомнения в их точности и достоверности. Назначается также при выявлении новых обстоятельств, которые влияют на исход АТЭ. Проводится обычно комиссионно, при этом лица (организации), приводившие первую экспертизу, не могут участвовать в повторном исследовании.

Деление экспертных исследований по исполнителям

Знаний и возможностей одного эксперта может не хватить для расследования сложных, неоднозначных событий. А иногда при проведении АТЭ возникают вопросы, для выяснения которых требуется проведение особых исследований, не относящихся напрямую к автотехнике. Всё это будет влиять на число и квалификацию исполнителей.

Поэтому смотря по тому, кто проводит исследование, выделяют следующие типы экспертиз:

  • единоличную – проводится одним специалистом, обычно применяется в простых случаях;
  • комиссионную – исследование проводят несколько экспертов одной специальности, которые совместно отвечают на одни и те же вопросы. Каждый из них может дать своё обособленное мнение, при несогласии с другими членами комиссии;
  • комплексную – когда требуется привлечение специалистов из различных областей знаний, объединяет в себе несколько видов автоэкспертиз. Кроме того, АТЭ иногда может объединяться с исследованиями, не относящимся к транспортным, например, могут привлекаться специалисты из области медицины, криминалистики и т. д.;

Сколько стоит автоэкспертиза

Так как глубина и обширность исследований может быть совершенно различной, точно назвать стоимость трудно. Она будет зависеть от вида экспертизы, её сложности, срочности и количества вопросов, на которые должен будет ответить в процессе изучения обследуемых объектов.

Поэтому цена может составить как 3-5 тысяч рублей, за простые исследования по одному вопросу, так и 50 тысяч рублей и больше за комплексные, сложные автоэкспертизы. Стоит отметить, что судебная экспертиза, то есть проводимая по постановлению судьи в ходе тяжбы обычно дороже на 25-30% чем такое же исследование, проводимое до суда.

Кто оплачивает работу эксперта

Платит за экспертизу, в том числе судебную, всегда её инициатор. Если экспертное исследование проводилось до суда, оплативший её может взыскать их с оппонента в порядке предъявления претензии или в суде.

Если в суде несколько сторон изъявили просьбу о проведении исследования, платят они поровну. В случае трудного финансового положения лица, подающего просьбу, экспертиза может быть по решению суда частично или полностью оплачена из бюджета.

Бюджетные средства также идут на оплату экспертизы, когда её инициатором выступает судья или должностное лицо. Деньги перечисляются лицом, подавшим ходатайство о назначении АТЭ, на специально предназначенный для этого счёт суда.

Но при вынесении решения по делу суд назначает проигравшей стороне возместить все расходы, понесённые стороной, выигравшей тяжбу. Если иск удовлетворён частично, то расходы компенсируются пропорционально удовлетворённым требованиям. Так же в соответствии с решением суда распределяются затраченные бюджетные средства.

Сроки проведения

Время, которое необходимо затратить на экспертное исследование, главным образом зависит от объёма работ и их сложности. Законодательством временные границы для экспертизы не определены.

На проведение экспертизы уходит обычно от 3 до 5 суток, в сложных случаях расследование может идти и 15-30 дней. Многие компании предлагают выполнение исследования в сокращённые сроки за дополнительную плату.

При проведении экспертизы конкретные сроки устанавливает судья. Они закрепляются в постановлении о проведении автоэкспертизы. В этом случае за несоблюдение сроков к исполнителю принимаются взыскания, вплоть до штрафов. Ведение дела приостанавливается, пока выполняется исследование.

Кто проводит экспертное исследование

Кроме того, помня о многообразии автоэкспертиз, необходимо следить, чтобы проводящее исследование лицо имело соответствующую квалификацию. Чтобы трасолог не оценивал техническое состояние автомобиля, и, наоборот, специалист по техсостоянию не исследовал следы.

Какие вопросы надо задавать эксперту

Для того чтобы по результату экспертизы можно было установить обстоятельства аварии необходимо правильно поставить вопросы. Иначе вместо исследования получится пустая трата времени и денег.

Точный список вопросов зависит от ситуации, причём для определения задач для эксперта лучше всего проконсультироваться с человеком, имеющим опыт проведения экспертных исследований. Потому что, например, даже хороший юрист, практикующий адвокат, может не знать некоторых технических аспектов, и поэтому не сможет задать вопросы, ответ на которые будет однозначно свидетельствовать в пользу его подопечного.

Поэтому по вопросам на экспертизу следует проконсультироваться именно у эксперта, это можно сделать в любой экспертной фирме.

Здесь я приведу общий, но не исчерпывающий список возможных вопросов. Следует знать, что эксперт-техник отвечает только на прямые вопросы, связанные с техническими аспектами. То есть он не может сказать, например, кто виновен в аварии.

Задачи эксперту при столкновении автомобилей

Конечно, вопросы будут различаться в зависимости от типа расследования и от обстоятельств ДТП. Так, для автотовароведческой характерен вопрос: «Какова стоимость восстановительного ремонта ТС или годных остатков?». Но для выяснения обстоятельств аварии проводятся обширные исследования: трасологические, обстоятельств аварии, технического состояния авто, и другие.

Примерными вопросами для эксперта могут стать:

  • каков был коэффициент сцепления дорожного покрытия;
  • на какую дальность была видимость ;
  • с какой скоростью и ускорением двигалось ТС ;
  • какое расстояние между ТС было , когда водитель, создавший помеху начал движение
  • когда водитель начал торможение ;
  • имелась ли техническая возможность предотвратить аварию;
  • по какой траектории двигалось ТС;
  • в каком месте произошло взаимодействие ТС;
  • под каким углом машины врезались друг в друга
  • сколько времени прошло между различными фазами аварийной ситуации (например, от начала торможения до столкновения);
  • как располагались на проезжей части ТС участников аварии;
  • на какой скорости при данных условиях возможен занос, опрокидывание;
  • что стало причиной потери устойчивости ТС;
  • имеются ли неисправности в каждой из систем автомобиля, какая из них стала причиной аварии, могла ли она быть обнаружена ранее (например, на техосмотре);

Интересно! Специальными экспертизами можно установить даже то, были ли включено наружные световые приборы, причём даже по разбитой лампе.

Вопросы эксперту при ДТП с пешеходом

Но возможно заказать и любое другое автотехническое исследование, например, чтобы идти в суд не с пустыми руками, а уже с оценкой обстоятельств происшествия, данной экспертом. Хотя и при наличии экспертного заключения суд может назначить повторную судебную экспертизу.

Досудебные исследования, как правило, дешевле аналогичных, проводимых по постановлению суда, иногда значительно, что тоже немаловажно.

Как самостоятельно провести экспертное исследование

Для проведения такой экспертизы достаточно заключить договор на соответствующую услугу с экспертом-техником (экспертной компанией), уведомить другую заинтересованную сторону (другого участника аварии, страховую компанию), и предоставить объекты для исследования.

По результатам исследования будет составлено экспертное заключение, обосновываясь на котором можно предъявлять претензии к оппонентам или отстаивать свои права в суде. Но чтобы документ имел силу, важно, чтобы он был составлен аттестованным компетентным специалистом, поэтому к выбору исполнителя надо отнестись очень серьёзно.

Экспертиза при административном расследовании

Если при производстве по делу об административном происшествии (АП) в ГИБДД или в суде обстоятельства требуют экспертного исследования, должностное лицо или судья выносят соответствующее определение, в котором прописываются:

  • основание для назначения экспертизы;
  • название экспертной организации или ФИО эксперта, которому поручается выполнение автоэкспертизы;
  • перечень вопросов , для ответа на которые и назначается АТЭ;
  • список материалов и объектов , относящихся к делу, предоставляемых для исследования;
  • разъяснение прав и обязанностей эксперта , предупреждение об ответственности за ложные сведения.

Лицо, вынесшее определение о назначении экспертизы, обязано до его направления исполнителю ознакомить с ним потерпевшего и лицо, в отношении которого ведётся дело об АП (ЛВОК). При этом указанные лица имеют право, объясняя свою точку зрения:

  • просить устранить конкретного эксперта от исследования;
  • просить привлечь других специалистов;
  • добавлять свои вопросы на экспертизу.
Итог исследования

Результатом исследования становится экспертное заключение, оформляемое её исполнителем. В заключении указывается:

  • кто выполнял исследование;
  • на каком основании проводилась экспертиза;
  • в чём заключалось исследовани е;
  • чёткие ответы на поставленные вопросы и выводы по ним.

Должностное лицо или судья, вынесшие определение о назначении автоэкспертизы, могут и не согласиться с выводами, сделанными экспертом, однако для этого они должны обосновать своё мнение.

Судебная экспертиза

Порядок и принципы назначения и проведения экспертных исследований схож для любого судебного процесса: административного, уголовного, гражданского или арбитражного. По сути, различия заключаются только в терминах и некоторых процессуальных особенностях, а права и обязанности лиц, причастных к делу, одинаковы.

Наиболее полно о судебной экспертизе написано в УПК, поэтому я расскажу об АТЭ с точки зрения проведения её при расследовании по уголовному делу. Кроме того, если не считать автотовароведческой, автоэкспертизы проводятся в большинстве случаев после ДТП с тяжёлыми последствиями, когда виновным грозит уголовное наказание.

Назначение экспертизы

Экспертное исследование назначается по ходатайству участников дела или по инициативе судьи или следователя. Инициатива может исходить как от истца, так и от ответчика. Подавать прошение можно в суде первой инстанции до окончания стадии исследования доказательств.

В апелляции ходатайство удовлетворяется только при наличии уважительной причины, объясняющий невозможность провести экспертизу ранее (например, суд первой инстанции отклонил аналогичную просьбу).

В уголовном процессе назначать автоэкспертизу также может следователь ещё до суда и даже до возбуждения уголовного дела. Но называться такое исследование всё равно будет судебным.

Как написать ходатайство

Писать ходатайство можно в свободной форме. В его тексте обязательно должны содержаться:

  • реквизиты документа (название суда, информация о деле);
  • основания для назначения экспертизы, подкрепляемые ссылками на нормативно-правовые акты;
  • вопросы , которые необходимо задать эксперту;
  • желаемого исполнителя ;
  • перечень предметов , предоставляемых стороной для исследования.

Для составления документа лучше воспользоваться услугами юриста. В качестве примера предлагаю вам скачать для гражданского суда и в защиту обвиняемого по уголовному делу. Ходатайство передаётся должностному лицу, ведущему дело, или в суд: через канцелярию или на судебное заседание.

Постановление о назначении исследования

Лица, причастные к судебному процессу, имеют право предлагать свои вопросы к эксперту, но окончательный их перечень устанавливает судья. Если судья отказывает включить в задачи для специалиста какой-либо из вопросов, поступивший от участвующих сторон, он должен мотивировать своё решение.

Приняв окончательное решение о назначении исследования, следователь или судья выносит постановление или определение, в котором должна содержаться та же информация, что и при административном расследовании:

  • основание для проведения исследования;
  • назначенный исполнитель ;
  • вопросы эксперту;
  • исследуемые материалы .
Права сторон

Лицам, причастным к делу, обязательно показывается текст постановления о назначении автоэкспертизы, и получить разъяснения своих прав, в которые входят полномочия:

  • просить об исполнении экспертизы конкретным лицом или организацией;
  • просить устранить того или иного специалиста от исследования (заявить отвод);
  • ходатайствовать о добавлении вопросов , задающихся исполнителю;
  • знакомиться с определением суда о назначении экспертного исследования , а также с заключением эксперта, протоколом его допроса;
  • присутствовать при исследовании , давать объяснения;
  • ходатайствовать о назначении новых экспертиз.

Примечание. Свидетель имеет право ознакомиться только с заключением по экспертизе, выполненной в отношении его самого.

АТЭ в отношении потерпевшего и свидетелей может быть выполнена только после получения письменного согласия от них или их представителей.

Очень важно знать! Если одна из сторон судебного процесса уклоняется от участия экспертизе, мешает проведению исследования, например, не предоставляет принадлежащие ей объекты, что делает проведение автоэкспертизы невозможным, суд может и без проведения исследования признать установленным или опровергнутым факт, для выяснения которого и назначалась экспертиза, так, чтобы решение было не в пользу уклоняющейся стороны.

Проведение судебной АТЭ

Следователь направляет руководителю экспертной компании или непосредственно частному эксперту-технику соответствующее постановление и необходимые для исследования объекты и материалы. Эксперт должен получить от своего руководителя или от следователя разъяснение своих прав и ответственности.

Если квалификация эксперта не позволяет выполнить исследование, или материалов недостаточно, эксперт-техник может сразу вернуть постановление, объяснив причину возврата.

Следователь может присутствовать при выполнении исследования, узнавать у эксперта объяснение его действий. Специалист по АТЭ в своём заключении должен указать на присутствие других лиц при её проведении. Потерпевший, обвиняемый и их представители с разрешения следователя также могут находиться при осуществлении экспертизы.

Особенности комиссионной и комплексной экспертиз

По решению должностного лица или руководителя экспертной фирмы может быть назначена комиссионная автоэкспертиза, то есть исследование будет выполняться несколькими экспертами одной специальности. По вопросам, вызвавшим разногласия между экспертами, составляется отдельное заключение каждым из участников исследования. Если члены комиссии сходятся во взглядах, пишется одно экспертное заключение.

При комплексной экспертизе, когда исследование выполняют специалисты из различных областей знания, оформляется одно заключение, но каждый из экспертов подписывает только ту часть документа, которая описывает проделанную им работу и его выводы. Соответственно, несёт ответственность он также только за свои действия и ответы.

Итог исследования

После проведения АТЭ эксперт (комиссия) составляют заключение, которое содержит следующую информацию:

  • дата, время и место выполнения исследования;
  • основания для выполнения автоэкспертизы;
  • должностное лицо , назначившее проведение;
  • сведения об исполнителе (экспертной организации);
  • информация о предупреждении эксперта об ответственности за дачу ложных показаний;
  • объекты и материалы , изученные в ходе автоэкспертизы;
  • информация о присутствовавших при экспертизе (следователь, стороны процесса);
  • сведения о выполненных исследованиях , с перечислением методик;
  • ответы на поставленные вопросы , их обоснование и выводы по ним.

Если во время исследования были выявлены значимые для уголовного дела сведения, узнать которые не требовалось, специалист имеет право включить эти данные в заключение.

К заключению прилагаются различные материалы, подтверждающие выводы специалиста, это могут быть различные фотографии, графики, схемы. Причём они являются частью заключения.

Когда сделать выводы невозможно

Иногда эксперт не может дать провести исследование по предоставленным ему материалам и сведениям. Как правило это случается при низком качестве представленных для исследования материалов, неполных исходных данных.

В такой ситуации эксперт сообщает о невозможности сделать заключение, объясняя причины. С содержанием этого сообщения также могут ознакомиться лица, причастные к делу (кроме свидетеля).

Объяснение результатов

Эксперт может быть вызван в суд для объяснения и дополнения сделанных им в заключении выводов. Инициировать это могут как участники тяжбы, подав ходатайство, так и судья или следователь.

Задавать вопросы может любой из участников процесса, но начинает всегда сторона, по просьбе которой проводилось исследование. При необходимости эксперту даётся время на подготовку ответов. Задавать вопросы можно только в рамках проведённой экспертизы. Допрос эксперта обязательно протоколируется в судебных документах.

Экспертное заключение показывается потерпевшему, обвиняемому и их представителям, при этом им напоминают об их праве ходатайствовать о новой АТЭ.

Если проведённое исследование недостаточно прояснило ситуацию, возможно назначение повторной или дополнительной автоэкспертиз. Дополнительную может выполнять как тот же самый эксперт, что и проводил предыдущую, так и другой человек. Для повторной обязательно назначается новый специалист.

  • тщательно выбирайте эксперта (экспертную компанию);
  • по возможности присутствуйте при экспертизе;
  • внимательно подойдите к составлению вопросов для эксперта. Воспользуйтесь квалифицированной помощью в этом деле. Помните, какой будет вопрос, такой и ответ.
  • не спешите с изучением документов , результатов исследования. Ограничивать вас во времени никто не вправе;
  • помните о возможности проведения дополнительной и повторной экспертизы.

Заключение

Как вы теперь знаете, именно автотехническая экспертиза позволяет точно установить многие обстоятельства и последствия дорожного происшествия. Но для получения результатов, соответствующих реальности, подготовка к автоэкспертизе и её выполнение должны быть проведены очень качественно, в соответствии с нормативно-правовыми документами.

Напомню, что в комментариях вы можете задавать интересующие вас вопросы по теме статьи и рассказывать о своём опыте. Так что пишите, не стесняйтесь!

В следующем видео практикующий специалист по автотехнической экспертизе отвечает на вопросы автолюбителей .

П.С.: Статью украсили фото Alfa Romeo Brera. Взял здесь: drive2.ru/r/alfaromeo/461515.