Какие предприятия относятся к федеральному экологическому надзору. Федеральный или региональный: об особенностях отнесения объектов хозяйственной деятельности к уровню госэконадзора

Постановление Правительства РФ от 31 марта 2009 г. N 285
"О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю"

В соответствии со статьей 65 Федерального закона "Об охране окружающей среды" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемый перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.

2. Установить, что Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации утверждает списки конкретных объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, в соответствии с перечнем , утвержденным настоящим постановлением.

3. В пункте 5 Правил осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. N 53 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 5, ст. 625), слова "от 29 октября 2002 г. N 777" заменить словами "от 31 марта 2009 г. N 285".

4. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 777 "О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 44, ст. 4390).

Перечень
объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю
(утв. постановлением Правительства РФ от 31 марта 2009 г. N 285)

1. Объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящиеся в ведении Российской Федерации:

а) объекты, относящиеся к федеральным энергетическим системам, федеральным транспорту, путям сообщения, линиям связи, включая телекоммуникационные сети, а также линейные объекты, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;

б) объекты, связанные с использованием атомной энергии, обеспечением обороны и безопасности государства, относящиеся к оборонному производству, включая объекты, находящиеся в границах внутренних контролируемых и (или) запретных зон, а также обеспечивающие космическую деятельность;

в) объекты, относящиеся к производству ядовитых веществ и наркотических средств;

г) объекты, расположенные на континентальном шельфе Российской Федерации и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации;

д) объекты, оказывающие негативное воздействие на подлежащие особой охране:

объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, особо охраняемые природные территории федерального значения, а также природные комплексы, подпадающие под действие международных договоров Российской Федерации;

природные объекты Байкальской природной территории.

2. Объекты хозяйственной и иной деятельности, способствующие трансграничному загрязнению окружающей среды и оказывающие негативное воздействие на окружающую среду.

3. Объекты, подлежащие федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов в соответствии с критериями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 г. N 640.

4. Объекты, подлежащие государственному лесному контролю и надзору, осуществляемому федеральными органами исполнительной власти в соответствии с Положением об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2007 г. N 394.

5. Объекты, подлежащие государственному земельному контролю, осуществляемому федеральными органами исполнительной власти в соответствии с Положением о государственном земельном контроле, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 г. N 689.

6. Объекты, подлежащие государственному контролю за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, осуществляемому федеральными органами исполнительной власти в соответствии с Положением о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 мая 2005 г. N 293.

7. Объекты хозяйственной и иной деятельности, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, не указанные в пунктах 1 и настоящего перечня, отнесенные Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" к категории опасных производственных объектов.

Установлен новый перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.

Так, федеральному контролю в области охраны окружающей среды подлежат: объекты федеральных энергетических систем, федерального транспорта, путей сообщения, линий связи (включая телекоммуникационные сети); линейные объекты, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объекты, связанные с использованием атомной энергии, обеспечением обороны и безопасности государства, относящиеся к оборонному производству (включая объекты внутренних контролируемых и запретных зон); объекты, обеспечивающие космическую деятельность; объекты производства ядовитых веществ и наркотических средств.

Также федеральному государственному экологическому контролю подлежат объекты, расположенные на континентальном шельфе и в пределах исключительной экономической зоны РФ. Не вошли в перечень объекты, расположенные в пределах внутренних морских вод и территориального моря РФ.

Федеральный экологический контроль осуществляется в отношении объектов, способствующих трансграничному загрязнению окружающей среды, а также объектов, подлежащих федеральному государственному водному и геологическому контролю, государственному земельному и лесному контролю. Кроме того, в перечень включены опасные производственные объекты, негативно воздействующие на окружающую среду.

Списки конкретных объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, утверждаются Минприроды России.

Постановление Правительства РФ от 31 марта 2009 г. N 285 "О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю"


Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования


Постановлением Правительства РФ от 8 мая 2014 г. N 426 настоящее постановление признано утратившим силу с 30 июня 2015 г.


Какие объекты НВОС подлежат постановке на государственный учет

Объектами, оказывающими негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), статьей 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) признаются объекты капитального строительства, либо иные объекты, либо их совокупность, которые объединены единым назначением либо неразрывно связаны физически или технологически и расположены в пределах одного или нескольких земельных участков.

Начиная с 1 января 2017 года, все объекты НВОС, на которых юрилица или ИП осуществляют хозяйственную деятельность, в обязательном порядке должны быть поставлены на государственный учет. В противном случае их ожидает ответственность по статье 8.46 КоАП РФ в размере от 30 до 100 тыс. рублей за невыполнение или несвоевременное выполнение этой обязанности, либо за непредставление информации для актуализации учетных сведений. Также, с 1 января 2018 года статьей 8.47 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление хозяйственной деятельности на объектах НВОС без комплексного экологического разрешения, если получение такого разрешения является обязательным, - в размере от 50 до 100 тыс. рублей.

При постановке объекта на госучет следует, в том числе, руководствоваться положениями Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», сведениями, находящимися в Едином государственном реестре прав, и в лицензиях, выданных для осуществления определенных видов коммерческой деятельности на объекте НВОС. Правила (порядок) создания и ведения государственного реестра объектов НВОС приняты постановлением Правительства РФ от 23 июня 2016 года № 572, о государственном учете таких объектов отдельно сказано в статьях 69 и 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Из понятия объекта НВОС, данного в Законе № 7-ФЗ, следует, что при его определении должен выполняться принцип географической связанности, а если он не выполняется, то каждый автономный объект, не связанный, например, транспортной или трубопроводной инфраструктурой, или расположенный одновременно на 2-х и более муниципальных (региональных) образованиях, должен заноситься в реестр отдельно. Один объект НВОС может включать целый ряд источников негативного воздействия. Но ни земельные участки сами по себе, ни отдельно взятое оборудование, которое числится в активах на балансе предприятия, не может рассматриваться в качестве отдельного объекта НВОС.

Как следует из разъяснений, данных в письме Росприроднадзора от 31 октября 2016 года № АС-09-00-36/22354, строящиеся объекты ставятся на госучет только после их принятия в эксплуатацию. Однако, согласно уже письму Минприроды России от 28 октября 2016 года № 12-50/8692-ОГ, и на этом этапе необходимо соблюдение природоохранных требований, в том числе выполнение предусмотренных проектной документацией природоохранных мероприятий, получение разрешений на обращение с отходами и на осуществление выбросов (сбросов) в окружающую среду и пр. В отсутствие разрешений плата за сброс начисляется как за сверхлимитное воздействие на окружающую среду.

Рис. 1. Принципиальная схема системы государственного экологического мониторинга на примере Краснодарского края

Какие объекты НВОС подлежат федеральному государственному экологическому надзору

Объекты, подлежащие федеральному государственному экологическому надзору (ФГЭН), определяются по критериям, установленным в постановлении Правительства РФ от 28 августа 2015 года № 903 (далее - критерии № 903). А объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), по критериям, утвержденным в постановлении Правительства РФ от 28 сентября 2015 года № 1029 (далее - критерии № 1029). В соответствии со статьей 4.2 Закона № 7-ФЗ, объекты НВОС разделены на 4 категории:

    I категория - это порядка 30 видов хозяйственной деятельности, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду. Объекты с процессами добычи, переработки, обогащения, обработки, утилизации, захоронения и производства:

    • всех углеводородов, железных руд, угля и кокса;

      черных и цветных металлов - в зависимости от объемов и типа производства (могут быть отнесены ко II категории);

      любых минеральных удобрений;

      любых фармацевтических субстанций;

      ряда органических и неорганических химических веществ - в соответствии с приведенным списком и объемами;

      целлюлозы - в любых объемах, и картона (бумаги) - в установленных количествах;

      неметаллической минеральной продукции: стекла, керамики, цемента, извести, магнезии - в зависимости от объемов производства (могут быть отнесены ко II категории);

      текстиля и кожи - свыше определенных объемов;

      пищевой продукции, птицеводства и животноводства - свыше определенных объемов;

      отходов и сточных вод - в зависимости от объемов и классов опасности;

      энергообеспечения - свыше установленной электрической мощности.

    • водные и воздушные порты, объекты инфраструктуры ж/д транспорта;

      нефте- и газопроводы, сжижение твердых топлив, сланцевая добыча;

      складирование и хранение агрохимикатов и нефтепродуктов;

      производство асбеста и бетона;

      добыча на рассыпных месторождениях олова, титана, хрома и драгметаллов;

      обрабатывающая металлургия и производство неметаллической минеральной продукции в пределах установленной производительности;

      энергообеспечение электрической мощностью до 250 МВт (на жидком и твердом топливе) и до 500 МВт (на газообразном);

      очистка сточных вод до 20 тыс. м 3 /сут.;

      сбор, обработка и утилизация отходов - ниже установленных норм для определенных классов опасности;

      эксплуатация радиационных источников, ядерных материалов и радиоактивных веществ строго IV и V категорий радиационной опасности, а также атомных станций;

      производство пищевой продукции, а также птицеводство и животноводство - в пределах установленных объемов и мест.

  • III категория (все объекты, не подпадающие под критерии других категорий плюс эксплуатация исследовательских ядерных установок нулевой мощности) - незначительное негативное воздействие на окружающую среду. Так, наличие сброса загрязняющих веществ в составе сточных вод на водосборные площади, использование вод не только для бытовых нужд, относит объект НВОС к данной категории, даже если в остальном он соответствует критериям IV категории.

    IV категория (например, объекты НИОКР, энергоснабжения с тепловой мощностью до 2 Гкал/ч, многофункциональные комплексы) - минимальное негативное воздействие на экологическую обстановку. Для соответствия данной категории должны выполняться требования:

    • наличие стационарных источников загрязнения окружающей среды с выбросами в атмосферный воздух не более 10 тонн/год. (Перечень загрязняющих веществ установлен распоряжением Правительства РФ от 8 июля 2015 года № 1316-р);

      отсутствие в составе выбросов веществ I и II классов опасности и радиоактивных веществ. (Классы опасности определены в «ГН 2.1.6.1338-03. Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест. Гигиенические нормативы»);

      отсутствие производственных сбросов загрязняющих веществ в системы водоотведения и окружающую среду.

Если хозяйствующее лицо не подпадает ни под один из вышеперечисленных критериев, например, на объекте образуются отходы производства и потребления, но при этом отсутствуют иные виды негативного воздействия на окружающую среду, то оно не признается объектом НВОС, а, следовательно, его постановка на госучет и внесение в госреестр не требуется, что вытекает из смысла статьи 69 Закона № 7-ФЗ. Если в процессе категорирования объекта НВОС его можно отнести одновременно к нескольким категориям, требуется выбирать категорию с максимальным негативным воздействием на окружающую среду.

Однако следует принимать во внимание, что российское экологическое законодательство находится в состоянии глубокого реформирования в сторону ужесточения требований к объектам хозяйственной деятельности, поэтому меры по обеспечению мониторинга и контроля окружающей среды имеет смысл планировать и предпринимать уже сегодня. Кроме того, в информационном письме от 21 февраля 2017 года № АС-06-02-36/3591 «О плате за негативное воздействие на окружающую среду» Росприроднадзор предупреждает, что при наличии у собственника (арендатора) нескольких объектов НВОС, отнесенных к одной из первых трех категорий, плата взимается по каждому из них, даже если в их числе есть объекты IV категории. Или, если у хозяйствующего лица в процессе его деятельности образуются отходы, отличные от твердых коммунальных отходов, то оно обязано вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, - об этом говорится в абзаце 2 части 1 статьи 16.1 Закона № 7-ФЗ и частях 4 и 5 статьи 23 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». И это при том, что объект не подлежит постановке на учет как НВОС и не вносится в госреестр. За твердые коммунальные отходы плату вносят региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, действующие на основании лицензии. Их статус закреплен в статье 1 Закона № 89-ФЗ.

В вопросах постановки объектов НВОС на госучет важно учитывать положения следующих ведомственных приказов:

    Приказ Минприроды России от 23 декабря 2015 года № 553 (порядок формирования кодов объектов НВОС).

    Приказ Росприроднадзора от 24 ноября 2016 года № 755 (лица, ответственные за включение сведений в госреестр).

    Приказ Росприроднадзора от 24 ноября 2016 года № 756 (методические рекомендации по заполнению формы заявки о постановке объекта НВОС на учет);

Федеральный или региональный уровень поднадзорности относится к объекту, а не к хозяйствующему лицу, и в первую очередь он определяется исходя из критериев № 903, которые имеют приоритет над критериями № 1029. Это означает, что если объект НВОС, даже IV категории, хотя бы по одному критерию подпадает под действие постановления Правительства № 903, то он считается объектом федерального экологического надзора и подлежит постановке на госучет соответствующим территориальным органом Росприроднадзора. Одно хозяйствующее лицо может владеть несколькими объектами НВОС различной поднадзорности - федерального или регионального уровня.


Рис. 2. Функциональная схема системы контроля окружающей среды (СКОС)

Производственный экологический контроль, или Нужна ли СКОС на объекте НВОС?

Начиная с 2018 года, на объектах НВОС I категории выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, образующиеся при эксплуатации определенных Правительством РФ видов технических устройств и оборудования, в обязательном порядке подлежат автоматическому контролю системами мониторинга и контроля окружающей среды (СКОС), что определено в пункте 9 статьи 67 Закона № 7-ФЗ. Перечень стационарных источников загрязнения на объектах НВОС I категории, которые должны быть оснащены СКОС, определяется на основании Правил создания и эксплуатации системы автоматического контроля, которые, в свою очередь, устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. На объектах НВОС более низких категорий рекомендовано использование систем автоматического мониторинга и контроля окружающей среды.

Согласно положениям статьи 67 Закона № 7-ФЗ хозяйствующие лица, ведущие деятельность на объектах НВОС I, II и III категорий, обязаны разработать и утвердить программу производственного экологического контроля (программу ПЭК), осуществлять ПЭК в соответствии с установленными требованиями, а также документировать и хранить информацию, полученную в процессе проведения ПЭК.

Программа ПЭК для объектов НВОС I категории, стационарные источники загрязнения на которых планируется оснастить системами автоматического контроля, должна включать программу организации системы автоматического контроля, разработанную на основании проектной документации. Под системой автоматического ПЭК понимаются:

    автоматические средства измерения и учета показателей (объема/массы) выбросов (сбросов) и концентрации загрязняющих веществ;

    технические средства фиксации и передачи информации о показателях выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в органы государственного надзора, в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга.

Согласно пункту 3.1 статьи 67 Закона № 7-ФЗ , в программу ПЭК включаются сведения об оснащении стационарных источников загрязнения объектов НВОС I категории автоматическими СКОС, а также места и сроки установки технических средств, перечень показателей выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, контролируемых автоматикой. Сроки создания СКОС на действующих объектах НВОС не могут превышать 4 года со дня получения комплексного экологического разрешения или его пересмотра.

С 1 июля 2017 года приказом Росстандарта от 15 декабря 2016 года № 1891 введен в действие межотраслевой информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям «ИТС 22.1-2016. Общие принципы производственного экологического контроля и его метрологического обеспечения», разработанный на основе российской и зарубежной практики ПЭК. В нем отражены:

    подходы к организации ПЭК на отечественных промышленных предприятиях различных отраслей;

    алгоритм отнесения методов ПЭК к наилучшим доступным;

    принципы выбора наилучших доступных методов ПЭК;

    требования к метрологическому обеспечению ПЭК;

    методы анализа и интерпретации результатов ПЭК;

    принципы принятия решений с учетом результатов ПЭК на примере организации работ по установке приборов непрерывного экологического контроля в Москве.

Справочник ИТС 22.1-2016 служит ориентиром для разработки программы организации системы автоматического контроля ПЭК, в частности, в нем выделяются основные принципы выбора наилучших подходов и методов для их включения в программы ПЭК, призывающие учитывать:

    существенность показателя - для выполнения условий комплексного экологического разрешения и подтверждения соответствия установленным требованиям;

    возможность контроля рисков возникновения тяжелых неблагоприятных последствий - при отклонении параметра от нормативного интервала значений;

    технологические процессы с позиции их продолжительности;

    специфику измерений в различных средах;

    метрологические требования;

    обязательность проведения непрерывных измерений;

    период внедрения автоматической СКОС;

    экономическая эффективность, в том числе, для передачи измерений на аутсорсинг.

При разработке программы организации системы автоматического контроля важно не забывать про нормативные правовые акты, регулирующие осуществление производственного экологического контроля (ПЭК) и мониторинга (ПЭМ), соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий государственного контроля (надзора). В первую очередь к ним относятся следующие национальные стандарты и положение:

    «ГОСТ Р 56062-2014. Производственный экологический контроль. Общие положения»;

    «ГОСТ Р 56061-2014. Производственный экологический контроль. Требования к программе производственного экологического контроля»;

    «ГОСТ Р 56059-2014. Производственный экологический мониторинг. Общие положения»;

    «ГОСТ Р 56063-2014. Производственный экологический мониторинг. Требования к программам производственного экологического мониторинга»;

    Приказ Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 года № 372 «Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации».

Итак, несмотря на то, что осуществлять ПЭК средствами автоматики пока обязаны только хозяйствующие лица, ведущие деятельность на объектах НВОС I категории, владельцам и арендаторам объектов с более низкой категорией настоятельно рекомендуется «присмотреться» к системам автоматического контроля и мониторинга окружающей среды, и, по крайней мере, запланировать их внедрение на предприятии. СКОС могут быть интегрированы с другими автоматическими системами безопасности, а также контролировать экологическое состояние технологического оборудования и рабочих мест на производстве, облегчить взаимоотношения с экологической полицией и надзорными органами по охране труда.

Альянс «Комплексная безопасность» располагает всеми интеллектуальными и техническими ресурсами для проектирования и монтажа систем автоматического контроля и мониторинга окружающей среды ( , температуры, влажности, концентрации газов и т.д.), а также богатым опытом их внедрения на различных предприятиях. Все работы выполняются в строгом соответствии с действующим законодательством. Выбираются решения, наиболее эффективные с позиций экономической целесообразности и выполнения условий комплексного экологического разрешения.


Проект Федерального закона

"О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" в части создания систем автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ" (текст по состоянию на 12.04.2017).

3 часа назад, Авиастроение О бюджетных инвестициях в авиастроительной отрасли Постановление от 27 марта 2019 года №326. ПАО «Объединённая авиастроительная корпорация» предоставляются бюджетные инвестиции в размере 2,22 млрд рублей на капитальные вложения в объекты производственной инфраструктуры и послепродажного обслуживания самолетов Ил-114-300. Срок ввода объектов в эксплуатацию – 2021 год.

8 часов назад, Территории опережающего социально-экономического развития в ДФО Расширены границы ТОР «Нефтехимический» в Приморском крае Постановление от 27 марта 2019 года №328. Для реализации инвестиционного проекта в сфере производства минеральных удобрений в границы ТОР «Нефтехимический» добавлено 73 земельных участка.

28 марта 2019 , О создании инновационного научно-технологического центра МГУ «Воробьёвы горы» Постановление от 28 марта 2019 года №332. Центр создаётся в целях реализации приоритетов научно-технологического развития России, повышения инвестиционной привлекательности сферы исследований и разработок.

28 марта 2019 , Энергетическое машиностроение Приняты решения о создании в России производства газовых турбин большой мощности Постановление от 21 марта 2019 года №301. Принятые решения позволят создать линейку газовых турбин большой мощности для предприятий топливно-энергетического комплекса, обеспечить конкурентоспособность российских газотурбинных установок на внутреннем и мировом рынках, технологический суверенитет страны в области газотурбинных технологий.

28 марта 2019 , Методология и инструменты государственного планирования Внесены изменения в Правила формирования и реализации Федеральной адресной инвестиционной программы Постановление от 26 марта 2019 года №316. Упрощается процесс согласования с Минфином России вносимых в ФАИП изменений.

28 марта 2019 , Жилищная политика, рынок жилья О единой информационной системе жилищного строительства Постановление от 26 марта 2019 года №319. Установлены требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам ЕИСЖС, порядок размещения, хранения и обработки информации. В системе определён список сведений, обязательных для размещения в ЕИСЖС застройщиками, органами власти, контролирующими сферу долевого строительства жилья, уполномоченными банками, контролирующими назначение и размер расходования застройщиками денежных средств, привлечённых для долевого строительства.

27 марта 2019 , Добыча, транспортировка, экспорт нефти и нефтепродуктов О порядке определения индикативного тарифа на транспортировку нефти для расчёта налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья Постановление от 26 марта 2019 года №317. Утверждён порядок расчёта индикативного тарифа на транспортировку нефти для определения расчётных расходов по добыче углеводородного сырья на участке недр. Индикативный тариф на транспортировку нефти будет определяться исходя из трёх основных составляющих: стоимость транспортировки нефти по территории России, стоимость перевалки нефти в российских портах, стоимость транспортировки нефти за пределами России.

26 марта 2019 , Федеральная контрактная система. Госзакупки Внесены изменения в правила оценки заявок на выполнение строительных работ при госзакупках Постановление от 21 марта 2019 года №293. Установлено, что при выборе подрядчика для строительства автомобильных дорог и особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства заказчик будет отдавать приоритет таким нестоимостным критериям оценки заявок, как общее количество исполненных контрактов по строительству, их общая стоимость, наибольшая цена одного из таких исполненных контрактов.

25 марта 2019 , Электроэнергетика: генерация, электросети, рынок электроэнергии О пилотном проекте по созданию агрегаторов спроса и предложения на рынках электроэнергии Постановление от 20 марта 2019 года №287. «Дорожной картой» «Энерджинет» Национальной технологической инициативы предусмотрено создание нового субъекта рынков электроэнергии и мощности – агрегаторов спроса и предложения. Принятые решения позволят в пилотном режиме отработать механизм создания и развития таких агрегаторов, обеспечивающих объединение потребителей электрической энергии, объектов распределённой генерации и накопления электрической энергии с целью совместного участия на оптовом и розничных рынках электроэнергии.

25 марта 2019 , Экономика городов. Городская среда Утверждена методика определения индекса качества городской среды Распоряжение от 23 марта 2019 года №510-р. Федеральным проектом «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жильё и городская среда» к концу 2024 года предусмотрено повышение индекса качества городской среды на 30%, сокращение в соответствии с этим индексом количества городов с неблагоприятной средой в два раза. Для определения индекса качества будут использоваться 36 индикаторов, характеризующих состояние городской среды и условия проживания людей.

25 марта 2019 , Расселение аварийного жилья О реализации в 2019–2021 годах региональных программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда Распоряжение от 16 марта 2019 года №446-р, постановление от 16 марта 2019 года №278. В целях контроля выполнения субъектами Федерации в 2019–2021 годах региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым по состоянию на 1 января 2017 года, утверждены целевые показатели реализации таких программ. Для каждого субъекта Федерации установлены общая площадь подлежащего расселению аварийного жилищного фонда, численность подлежащих переселению граждан.

22 марта 2019 , Высшее, послевузовское и непрерывное образование Утверждены новые правила целевого обучения в высших и средних учебных заведениях Постановление от 21 марта 2019 года №302. В связи со вступлением в силу изменений в законодательстве, направленных на совершенствование механизмов целевого обучения, утверждены Положение о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, правила установления квоты приёма на целевое обучение в вузах за счёт федерального бюджета, типовая форма договора о целевом обучении. Реализация механизмов целевого обучения призвана повышать мотивированность абитуриентов и студентов в выборе будущего места работы, усиливать ответственность работодателей за отбор будущих работников, снижать дефицит квалифицированных кадров в тех регионах, где по наиболее востребованным экономикой профессиям специалистов не хватает.

21 марта 2019 , Миграционная политика Согласована программа Кабардино-Балкарской Республики по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом Распоряжение от 21 марта 2019 года №483-р. Программой предусматривается переселение в Кабардино-Балкарскую Республику проживающих за рубежом соотечественников, включая потомков адыгской и балкарской диаспор, в целях сокращения дефицита трудовых ресурсов, обеспечения потребности экономики региона в квалифицированных кадрах.

21 марта 2019 , Система государственного контроля и надзора Об изменениях в применении риск-ориентированного подхода при отдельных видах государственного контроля Постановление от 21 марта 2019 года №289. В связи с изменениями в законодательстве в сфере контрольно-надзорной деятельности утверждены списки видов федерального государственного контроля, в отношении которых применяется риск-ориентированный подход, и видов регионального государственного контроля, при организации которых риск-ориентированный подход применяется в обязательном порядке. Цель принятых решений – совершенствование деятельности контрольно-надзорных органов, применение методов оценки рисков в целях снижения общей административной нагрузки на субъектов предпринимательской деятельности, в том числе на региональном уровне.

21 марта 2019 , Миграционная политика Согласована программа Ямало-Ненецкого автономного округа по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом Распоряжение от 21 марта 2019 года №484-р. Программой предусматривается переселение в Ямало-Ненецкий автономный округ соотечественников в целях сокращения дефицита трудовых ресурсов, обеспечения потребности экономики региона в квалифицированных кадрах, востребованных на рынке труда. Реализация программы позволит привлечь в Ямало-Ненецкий автономный округ до 2021 года около 500 соотечественников.

20 марта 2019 , Железнодорожный транспорт Утверждена долгосрочная программа развития ОАО «Российские железные дороги» до 2025 года Распоряжение от 19 марта 2019 года №466-р. В рамках реализации долгосрочной программы развития ОАО «РЖД», в частности, предусматриваются развитие комплексного обслуживания грузоотправителей и повышение качества грузовых перевозок, повышение транспортной мобильности людей внутри и между агломерациями, развитие контейнерных перевозок, расширение сети высокоскоростных магистралей, развитие инфраструктуры для обеспечения перспективных объёмов перевозок, переход на «цифровую железную дорогу».

20 марта 2019 , Вопросы производительности труда и поддержки занятости О распределении межбюджетных трансфертов на переобучение и повышение квалификации работников предприятий в целях поддержки занятости и повышения эффективности рынка труда Распоряжение от 19 марта 2019 года №463-р. Межбюджетные трансферты в размере 1,525 млрд рублей распределены 31 субъекту Федерации. Господдержка позволит в 2019 году 18 443 работникам пройти опережающее профессиональное обучение и получить дополнительное профессиональное образование, отвечающее потребностям работодателей – участников национального проекта и соответствующее целям по повышению производительности труда.

20 марта 2019 , Добыча, транспортировка, экспорт газа. Индустрия СПГ. Газификация Об инвестиционном проекте строительства морского перегрузочного комплекса сжиженного природного газа в Камчатском крае Распоряжение от 14 марта 2019 года №436-р. Утверждён комплексный план реализации инвестиционного проекта «Морской перегрузочный комплекс сжиженного природного газа в Камчатском крае». Реализация проекта позволит увеличить объём перевозки по Северному морскому пути с 9,7 млн т в 2017 году до 31,4 млн т к концу 2026 года, обеспечить переход Северного морского пути на круглогодичную загрузку, создать крупнейший в регионе региональный СПГ-хаб, привлечь около 70 млрд рублей частных инвестиций, создать новые рабочие места.

20 марта 2019 , Государственные и муниципальные услуги О расширении списка госуслуг Постановление от 19 марта 2019 года №285. Список государственных и муниципальных услуг дополнен государственной услугой Пенсионного фонда России «Информирование граждан об отнесении к категории граждан предпенсионного возраста».

19 марта 2019 , Миграционная политика Согласована программа Республики Северная Осетия – Алания по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом Распоряжение от 19 марта 2019 года №460-р. Программой предусматривается переселение в Республику Северная Осетия – Алания соотечественников в целях обеспечения потребности экономики региона в квалифицированных кадрах, востребованных на рынке труда.

1