Формы деформации правосознания. Дефекты и деформации правосознания

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ФОРМЫ ДЕФОРМАЦИИ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ СОТРУДНИКОВ ОВД

Преподаватель В.В. Хадыкина

УЦ УВД Омской области К числу наиболее важных проблем, возникающих в ходе выработки правильного отношения сотрудников органов внутренних дел к своей социальной роли, относится глубокое понимание ими сущности права и правоохранительной деятельности, формирования у них позитивно ориентированного правового сознания.

На правосознание субъектов правоохранительной структуры оказывает влияние ряд факторов, изучение и анализ которых позволяет определить причины и степень его искаженности. Наличие деформации в правосознании приводит к возникновению негативных ситуаций различного рода в процессе правового регулирования общественных отношений. Изучение деформаций правового сознания дает возможность выявить такие проблемы и разработать приемы воздействия на правосознание сотрудников правоохранительной структуры с целью его совершенствования.

Анализ и обобщение имеющегося опыта научных исследований феномена деформации правового сознания работников органов внутренних дел приводят к выводу о том, что в теории правоведения до сих пор отсутствует единый подход к пониманию сущности и природы данного социально-правового явления. Под деформацией правового сознания сотрудников органов внутренних дел мы будем понимать "социальное явление, характеризующееся изменением его состояния, при котором у носителей формируются определенные идеи, представления, взгляды, знания, чувства и настроения, переживания и эмоции, искаженно отражающие юридическую действительность и выражающие негативное отношение к действующему праву, законности и правопорядку" (9,13). Проявляется деформация правового сознания в различных формах отличающихся разной степенью искаженности компонентов правосознания в отражении правовой действительности и степенью их социальной опасности.

Одной из самых распространенных форм деформации правового сознания является правовой инфан-

тилизм. Он проявляется, прежде всего, в низком уровне сформированности правового сознания. Другим признаком правового инфантилизма выступает про-бельность правового сознания. Можно выделить два вида пробельности правосознания:

первичная, когда информация о данном элементе правовой действительности не была известна субъекту;

вторичная, которая характеризуется наличием в правовом сознании субъекта определенной информации о том или ином элементе правовой действительности и последующем его забывании (7,9). Правовой инфантилизм зачастую обусловливается низким уровнем общей и нравственно-правовой культуры (5).

Весьма распространена такая форма деформации правового сознания сотрудников ОРД, как правовой нигилизм. Он выражается в наличии у носителей пренебрежительного, отрицательного или безразличного отношения к праву и правовой действительности. В качестве отличительных черт правового нигилизма следует отметить широкую распространенность, подчеркнуто открытый характер, соприкосновение и слияние с политическим, государственным, экономическим, нравственным и некоторыми другими видами нигилизма (9, 10).

Правовой абсолютизм - еще одна форма деформации правового сознания ОВД, которая выражается в идеализации роли права и правовых институтов в регулировании общественных отношений. Эта форма часто проявляется в стремлении сотрудников добиваться целей правоохранительной деятельности любой ценой, что приводит, в свою очередь, к нарушениям законности. Правовой абсолютизм способствует совершению таких правонарушений, когда сотрудником движет неверно понятое чувство долга или когда сотрудник стремится изобличить и наказать преступника, забывая при этом, что для достижения цели не все средства хороши.

Самой тяжелой формой деформации правового сознания является правовой негативизм, под которым понимаются случаи осознанного отрицания законов, сопровождающиеся наличием у лица преступного умысла, а также корыстного мотива. Эта форма сопровождается наличием умысла на совершение правонарушений, т.е. проявляется в виде умышленных нарушений законов и иных нормативно-правовых актов, сопровождающихся противоправными деяниями (9). В последние годы в органах внутренних дел по отрицательным мотивам увольнялись в среднем до 11% в год от общего числа уволенных (6). Правовой

негативизм может сопровождаться различными отклонениями нравственно-психологического характера.

Взаимосвязь названных выше форм выражается в том, что каждая предшествующая по степени регрессивности форма в определенной степени включается в последующую, более регрессивную, но не исчерпывает ее содержания. Так, негативизм как наиболее регрессивная форма деформации правового сознания включает в себя свойства нигилизма, инфантилизма, абсолютизма и в известной мере основывается на них, но отражает при этом и свои специфические черты, отличительные признаки.

Исследование причин возникновения деформации правосознания органов внутренних дел следует проводить на основе учения о социальном детерминизме. Причины деформации правового сознания-это социальные явления и процессы объективного и субъективного характера, которые детерминируют искаженное правосознание как свое следствие (9). В совокупности они образуют определенную систему, в которую входят причины, порождаемые, во-первых, определенными условиями общественной жизни и, во-вторых, спецификой службы. Следствием деформации выступают ее проявления, которые позволяют определить ее наличие и степень ис-каженности правосознания.

Каковы основные причины возникновения деформации правового сознания сотрудников органов внутренних дел? Одним из дестабилизирующих факторов является колоссальный разрыв между идеями правового государства и уровнем действительного правопорядка. К сожалению, идея правового государства как достижение цивилизованного общества не нашла своего места на начальном этапе российских преобразований. Провозглашение демократического принципа правового поведения: "разрешено все, что не запрещено законом" санкционировало любые действия в личных интересах, в том числе и не получившие закрепления в праве в силу несовершенства законодательства. Попытка регулирования возникших в реформационный период общественных отношений качественно нового уровня при помощи не соответствующего этому уровню законодательства порождает нарушения государственного управления всеми сферами общественной жизни. Большинство документов правового характера не содержит однозначных решений для любой ситуации, чаще они приписывают ограничительные рамки, в пределах которых должно приниматься решение. Рамки эти настолько широки, что толкования законодательных норм могут носить существенные различия, вспомним народную мудрость, подтверждающую это: "Закон что дышло.

Наличие рассмотренных особенностей действующего права приводит к возникновению искажений и дефектов правосознания сотрудников правоохранительных органов, способствует тому, что решение служебных задач по осуществлению правоохранительной деятельности осложняется тяжестью морального выбора при применении той или иной правовой нормы, особенно если данная норма неоднозначно трактуется законодательными актами. Это не может не оказывать негативного воздействия на состояние правового сознания в системе органов внутренних

дел. Деформированное отражение правовых норм мешает успешной реализации социальных функций группы, создает предпосылки для различных нарушений закона сотрудниками внутренних дел.

Социально-экономические изменения, происходящие в обществе, снижение образовательного и культурного уровня привели к кризису социальных, идейных и нравственных идеалов. Неверие в возможности права как средства упорядочения и гармонизации общественных отношений играет особую, негативную роль в деятельности органов внутренних дел и приводит к отчуждению от целей правоохранительной деятельности, способствует формированию правового нигилизма. Как следствие этого, возникает халатное отношение к функциональным обязанностям и равнодушие к интересам службы, формализм и упрощенчество при оформлении документации, другие проявления деформации правосознания.

Среди жизненных ценностей общества преобладает установка на прагматические приоритеты, что привело к ориентации части представителей правоохранительных органов на достижение материального благополучия любой ценой. Эта причина является предпосылкой для перерождения правосознания сотрудников правоохранительных органов, порождает служебную пассивность, своекорыстное использование служебного положения, делает возможным процесс сращивания правоохранительных структур с криминальным миром, приводит к коррумпированию, предательству интересов службы в угоду личным материальным интересам.

На состояние правового сознания правоохранительной структуры оказывает значительное влияние власть, рассматриваемая в данном случае в узком смысле, как господство в области организации общественно-правовых отношений и управления. Для защиты своих интересов, правовых устоев государство наделило правоохранительные органы необходимыми властными полномочиями и надлежащими средствами воздействия, гарантиями правовой и социальной защищенности. Власть без реализации стремлений к постоянному упрочению теряет свою социальную мощь, а при превышении порога критической массы превращается в силу, стремящуюся к своему неограниченному, интенсивному росту, уничтожению всего, что мешает ее функционированию и угрожает положению ее носителей (1). Основным препятствием, способным оказать противодействие власти, является право. Таким образом, часть сотрудников органов внутренних дел, являясь носителями специальных властных полномочий, стремясь упрочить свой социальный статус, сконцентрировать и усилить имеющуюся власть, могут стремиться к нарушению права. Как следствие этого, можно наблюдать злоупотребления властью: гипертрофию силовых методов решения проблем в правовой сфере представителями органов охраны правопорядка (грубость, унижение человеческого достоинства граждан, отказ в помощи, неоправданное применение физической силы, специальных средств и оружия и др.).

На правосознание исследуемой социальной группы оказывает негативное влияние такая специфичес-

кая черта профессиональной деятельности, как конспиративность, которая проявляется в отсутствии общественного контроля за деятельностью правоохранительной структуры (10). Это создает предпосылки для возникновения определенной кастовости органов, круговой поруки, которая проявляется в сокрытии от общественного взора фактов, порочащих репутацию данной профессиональной группы, подрывающих ее престиж, отрицательно влияющих на социальный статус. При этом формируется уверенность в безнаказанности, вседозволенности, сознании своей исключительности. На практике это проявляется в нарушениях служебной дисциплины, положений УПК, укрытии от регистрации и учета преступлений и т. п.

На состояние правого сознания сотрудников органов охраны правопорядка оказывает влияние общественное мнение, так как оно формирует представление о престижности роли, которую играет исследуемая профессиональная группа в социальных отношениях. Тенденция к негативному освещению деятельности правоохранительной структуры приводит к падению авторитета органов внутренних дел, что вызывает искажение оценки социальной значимости правового регулирования общественных отношений как органами внутренних дел, так и обществом в целом.

Полностью преодолеть деформацию правового сознания оргачов внутренних дел в настоящее время не представляется возможным, так как не удастся устранить порождающие ее причины и условия, речь может идти лишь о сокращении числа ее проявлений. Преодоление деформации правового сознания является сложным и многоступенчатым процессом,складывающимся из предупреждения и предотвращения этого негативного явления. Требуется проведение комплекса различных мер с использованием соответствующих методов воздействия. Эти меры, в зависимости от масштабов и решаемых задач, подразделяются на общие и специальные. К общим относятся мероприятия, связанные с совершенствованием экономических, политических, социальных и иных институтов нашего государства, с устранением из жизни общества кризисных явлений. Специальные меры призваны дополнить и конкретизировать общие. Они могут предусматривать как осуществление групповой и индивидуальной работы по предупреждению деформации правосознания, так и коррекционную деятельность (8).

Следует выделить несколько основных направлений деятельности для разрешения существующей проблемы. Во-первых, работа по преодолению деформации должна быть направлена на ликвидацию причин и условий, порождающих те или иные формы деформации правового сознания органов внутренних дел. Во-вторых, необходима организация работы по выработке положительного правосознания, недопущения его деформации. В-третьих, требуется активное воздействие на пораженное правосознание с целью его коррекции: организация просветительской работы для преодоления пробельности правового сознания, повышение уровня общей и нравственно-правовой культуры сотрудников, пропаганды с целью повышения оценки социальной значимости правового регулирования общественных отношений.

Совершенствование правового сознания органов внутренних дел активизирует деятельность профессиональной группы по реализации своей социальной функции, способствует осуществлению более активной правовой практики, направленной на укрепление законности и правопорядка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев С.С. Философия права. - М.: Норма, 1997.

2. Бабаев В.К., Баранов В. М. - Общая теория права: Краткая энциклопедия. - Н. Новгород, 1998.

3. Баранов П.П. Профессиональное правосознание работников ОВД. Теоретические проблемы. - М., 1991.

4. Бернацкий В.О., Овсянникова И. А. Социальная философия.- Омск, 1998.

5. Букреев В. И., Римская И.Н. Этика права: (От истоков этики и права к мировоззрению): Учеб. пос. - М.: Юрайт, 1998.

6. Воспитательная работа в органах внутренних дел.

Омск, 2001.

7. Лазарев В В. Пробелы в праве: (Вопросы понятия пробелов и критика теорий беспробельности права). - Казань: Изд. Казан, ун-та, 1969.

8. Медведев B.C. Преодоление профессиональной деформации // Актуальные проблемы морально-психологической подготовки личного состава ОВД. - М., 1992.

9. Петров В.Р. Деформация правосознания граждан. Проблемы теории и практики. - Н. Новгород, 2000.

10. Профессиональная этика работников правоохранительных органов. - М.,1998.

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОСТТРАВМАТИЗМА УЧАСТНИКОВ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ

Канд. психол. наук Г.В. Гнездилов, профессор Военного университета МО России

г. Москва

Среди актуальных проблем психологии войны особое место занимает проблема посттравматического стресса. Война сопровождается экстремальным воздействием психогенных факторов на человека, вызывая у него травматический стресс. Стресс- совокупность состояний, переживаемых человеком в процессе адаптации к условиям окружающей обстановки, неблагоприятным для его жизнедеятельности и угрожающим его жизненно важным ценностям. Стадий развития стресса несколько. Стадия «тревоги» (аларм-стадия, стадия мобилизации)- это мобилизация адаптационных ресурсов организма. Продолжается от нескольких часов до двух суток и включает две фазы: а) фаза шока - общее расстройство функций организма вследствие психического потрясения или физического повреждения; б) фаза противотока

Происходит мобилизация защитных реакций организма. Стадия резистентности (сопротивления) - сбалансированное расходование адаптационных резервов, оно поддерживается существованием организма в условиях повышенных требований к его адаптаци-

Деформация правосознания — ϶ᴛᴏ его искажение, «разрушение» позитивных идей, установок права.

Виды деформаций правосознания:

1. правовой фетишизм. Данный вид деформации представляет из себя гипертрофированное представление о роли права, юридических средств в решении социально-экономических, политических и иных задач. Так, некᴏᴛᴏᴩые граждане считают, что с помощью ужесточения уголовного закона можно победить преступность. В некᴏᴛᴏᴩых случаях правящие элиты также подвержены ϶ᴛᴏму виду деформации. Так, Петр I считал, что с помощью «правильного» законодательства можно решить многие социально-экономические проблемы России;

2. правовой дилентализм. Он представляет из себя вольное обращение с правом, с оценками юридической ситуации не в силу корыстных целей, а от небрежного отношения к юридическим ценностям;

3. правовой инфантилизм - недостаточность, несформированность правовых знаний при личной уверенности в хорошей юридической подготовке. Данный вид деформациитрадиционно присущ для молодых людей, не умеющих адекватно оценить уровень ϲʙᴏих знаний и имеющих завышенное самомнение;

4. «перерождение» правосознания. Этот вид деформации будет крайней степенью искажения правосознания, включающей преступный умысел. Присущ для лиц, вставших на противоправный путь, и для преступных сообществ;

5. правовой нигилизм. Он выражается в девальвации права и законности, осознанном игнорировании требований законов или недооценке их регулирующей социальной роли.

Этот вид деформации правосознания получил в нашей стране наибольшее распространение, по϶ᴛᴏму остановимся па истоках правового нигилизма и возможностях его сведения к минимуму.

Истоки правового нигилизма

Правовой нигилизм имеет ϲʙᴏи исторические корни. Русские земли, являясь водоразделом между Европой и Азией, часто страдали от кочевников. Ордынское иго усугубило ситуацию, способствуя отставанию русских земель от Европы. Под воздействием необходимости свержения ордынского ига происходил процесс форсированной централизации русских земель, опиравшейся не на прочные предпосылки, как ϶ᴛᴏ было в Европе, а на едва наметившиеся тенденции интеграции. Это, в ϲʙᴏю очередь, приводило к ликвидации вассально-дружинных и формированию княжеско- подданничсских отношений, к укреплению деспотизма. Утверждение деспотизма приводило к усилению крепостного права, лишавшего массу людей прав и ϲʙᴏбод, к репрессивному законодательству, несовершенству правосудия, произволу чиновников. Все ϶ᴛᴏ не могло не способствовать негативному отношению людей к закону. Уже с периода Московского государства имеется немало документов, свидетельствующих о том, что закон, правовая норма отнюдь не были альфой и омегой для государственных чиновников в решении различных вопросов. Адекватной была и реакция российских подданных.

Важно заметить, что одной из причин широкого распространения нигилизма можно считать весьма позднее развитие в России представительных органов власти (для сравнения: в Англии парламент начал работу уже с XIII в., в то время как в нашей стране — с начала XX в.) В результате власть имущие могли действовать совершенно бесконтрольно со стороны общества.

В советский период правовой нигилизм получил «подкрепление» в теории и практике понимания диктатуры пролетариата как власти, не связанной и не ограниченной законами. В правоприменительной практике зачастую действовал принцип революционного правосознания, позволявший чиновникам творить произвол. Секретные подзаконные нормативные акты, декларативный характер многих законов, административно-репрессивные методы управления обществом способствовали низкому престижу права.

В советский период правовой нигилизм был заложен уже в самой конституции. Так, в ст. 6 Конституции СССР 1977 г. указывалось, что КПСС будет ядром политической системы советского общества, его руководящей и направляющей силой. Между тем КПСС как политическая партия не могла и не должна была подменять собой органы государственной власти.

Укреплению духа правового нигилизма способствовало и концептуальное положение советской теории государства и права о постепенном отмирании права по мере приближения к коммунистическому типу общества.

В новейшей российской истории правовой нигилизм также получил «подкрепление» в результате «войны законов» между союзным центром и российским, провозглашения политики безбрежного суверенитета, несогласованности действия представительных и исполнительных государственных органов на всех уровнях, не- отлаженности механизма приведения в действие принимаемых законов, длительности процесса осуществления реформ, подмены законности целесообразностью.

Сегодня ситуация начинает меняться к лучшему. Прекращается война законов, многое делается для укрепления российской государственности, позитивные моменты присутствуют во всех сферах общественного развития. В конституционном законодательстве правовой нигилизм отсутствует. Действует принцип разделения властей.

При этом в общественной психологии действие социальных генов, передающих от поколения к поколению элементы правового нигилизма, сохраняется. В значительной массе людей существует довольно распространенное неуважение к закону, желание обойти его, воспользоваться «связями с нужными людьми» и т. д. В некᴏᴛᴏᴩых случаях правовой нигилизм перерастает в крайнюю степень искажения правосознания, превращается в антипод законности. Об ϶ᴛᴏм свидетельствует высокий уровень правонарушений в нашей стране, и прежде всего преступлений.

Проблема правового нигилизма будет одной из самых актуальных в новейшей России. В качестве специальных средств сведения его к минимуму следует обозначить:

  • обеспечение должного качества принимаемых законов;
  • соблюдение самими государственными органами и должностными лицами требований закона;
  • улучшение деятельности всей правоохранительной и судебной системы;
  • улучшение правового воспитания населения, профессионального обучения и воспитания юристов, других должностных лиц.

При этом все данные специальные средства могут дать положительный эффект исключительно в случае позитивного развития нашего общества в социально-экономической и политической сферах (динамичное развитие экономики, улучшение жизненного уровня населения, совершенствование демократии, укрепление стабильности политического режима и т. д.)

В статье затронута проблема деформации правосознания: от того, как личность воспринимает, усваивает правовые предписания, зависит направленность и выбор варианта правового поведения, определяется готовность действовать согласно усвоенным правовым ценностям (сформированной ценностно-мотивационной установке).

Термин «деформация» в своем буквальном толковании означает «изменение формы, искажение чего-либо» .

Как справедливо отмечает В.Н. Кудрявцев,

«любая деформация в правовой сфере действия индивида (поведения, правосознания, правовой культуры и т.д.), вызванная социальными и психологическими причинами, с его стороны часто приводит к противоправному поступку» .

Впервые идея негативного правовым нормам и ценностям сознания была сформулирована в юридической науке в советский период А.Р. Ратиновым и И.И. Карпецом.

По их мнению, «одной из конкретных, ближайших и непосредственных причин, порождающих преступление и отличающих его от иных антиобщественных поступков, является разрушение или пробельность правовых ценностей в юридическом сознании индивида, которое выражается либо в правовом инфантилизме – несформированности и пробельности правового сознания, либо в правовом негативизме – активной правовой тенденции личности» .

Эта идея положила начало новому направлению в юриспруденции – изучению правосознания законопослушных граждан и преступников, в ходе которого она получила определенное эмпирическое подтверждение. В частности, были обнаружены существенные различия правосознания названных категорий лиц на оценочном и регулятивном уровнях его формирования.
Общее понятие дефектов правосознания встречается и у А.И. Долговой.

По ее мнению, «дефектность правосознания заключается в несформированности (пробельности) или искаженности основных его структурных элементов – правовых взглядов, убеждений и установок, когда какие-либо из этих элементов в структуре правосознания отсутствуют (сформированы недостаточно) или сформированы достаточно, но неправильно, т.е. страдает их содержательная сторона: правовые взгляды, представления и убеждения противоречат действующему законодательству» .

В случаях, когда предписания норм права воспринимаются личностью только как внешние, а иногда и чуждые требования, наблюдается либо формальное, либо безразличное отношение к правовым предписаниям либо отрицательная эмоциональная реакция на правовые явления. Во всех случаях создается реальная угроза неисполнения юридических обязанностей, совершения преступления. В такой ситуации деформация индивидуального правового сознания проявляется в дефектах его познавательных, эмоциональных или поведенческих компонентов.

Они могут выражаться в незрелости правовых взглядов и представлений (рациональный компонент) и в отсутствии положительных правовых чувств, настроений и убеждений (эмоциональный компонент). Наиболее ярко дефекты правосознания проявляются в поведенческом компоненте при совершении правонарушений как специфической форме выражения противоречий между общественным и индивидуальным правовым сознанием на стадии реализации права.
Можно выделить несколько последовательных стадий процесса деформации правосознания.

Первая стадия затрагивает информационно-познавательный уровень правовой установки. На этой стадии создаются возможности для когнитивного диссонанса, т.е. расхождения между старыми стереотипами и новой информацией, воспринятой субъектом в качестве значимой, важной, ценной, требующей рассмотрения.

Вторая стадия
процесса деформации затрагивает оценочный уровень правовой установки. Так как диссонанс переживается как неприятное, возникает стремление избавиться от рассогласованности и восстановить привычный порядок.
А сделать это можно только:

  • а) добавив новые правовые знания.
  • б) изменив ранее существующие.
Поэтому возникает необходимость в оценке двух противоположных информаций, в урегулировании их противоречий.

Третья стадия связана с регулятивным уровнем правовой установки. Индивид сопоставляет рассогласованные элементы и приводит их в систему, находя им место в своих представлениях о должном, ценном, правильном. В тех случаях, когда регулятивный уровень нарушен и процесс деформации не дает возможности адекватно сопоставлять подобные противоречия, субъект может перестроить свои представления о ценностях, отбросив старые представления как не соответствующие действительности. На их месте возникают другие ценности, которые не соответствуют правовым. На этом уровне возникают отношения к ценностям и нормам права, а также специфическая правовая активность, выражающаяся в поведении, как с положительным, так и с деформированным уклоном.
По мнению А.В. Грошева,

под дефектами правосознания в широком смысле следует понимать содержащиеся в массовом правосознании любые статически значимые отклонения от идеи научно-теоретического правового сознания, изложенные в государственно-правовой доктрине, законодательстве и правовой науке .
Дефекты правосознания в узком смысле слова – это функциональные нарушения (дисфункции) в структуре общественного, группового и индивидуального правового сознания, выражающиеся в несформированности, искаженности или неустойчивости основных его структурных элементов и оказывающие криминогенное влияние на поведение личности, социальных групп в юридически значимых ситуациях.

Представляется обоснованной позиция В.Р. Петрова, который различает:
относительную и абсолютную деформации правосознания . Относительная деформация правосознания – это несоответствие структуры правосознания реально существующей в обществе правовой действительности . Абсолютная деформация правосознания – это несоответствие структуры правосознания тем правовым координатам, которые выработаны человеческой цивилизацией .

Нужно отметить, что деформация правосознания – это одно из его состояний, противоположное положительному (позитивному).

Исходя из вышеизложенного, представляется возможным дать следующее определение деформации правосознания: это негативное социальное явление, для которого свойственны такие изменения его состояния, которые искаженно отражают реальную общественную и личную правовую действительность и выражают негативное отношение к действующей системе права, законности и правопорядку в целом.

Деформации правосознания в переживаемый Россией переходный период развития общества возникают вследствие рассогласования потребностей и интересов, ценностных ориентаций и установок, норм и традиций, сознательных и правовых образов субъектов правовых отношений.

Затянувшийся кризис в стране, сопровождающийся перманентным падением производства, обнищанием миллионов людей, социальным расслоением общества, разрушением традиционных устоев и ценностей жизни, разгулом преступности, неопределенностью государственного устройства, региональным сепаратизмом, коррупцией и бюрократизацией чиновничества, размывает правовую систему общества, деформирует массовое сознание, доминирующими особенностями которого стали разочарование в реформах, правовой нигилизм, тревога, беспокойство, растерянность, обостренное ощущение большинством населения своей социальной отверженности.

Законы не соблюдаются открыто, цинично и безнаказанно.

Преступность захватывает все новые сферы влияния, в том числе в самых высших эшелонах власти, начинает действовать чуть ли не легально. Формируется в массовом сознании людей убеждение в возможности совершить преступление и не быть наказанным. Отсюда повсеместное массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний.

Неисполняемость же законов – главный признак бессилия власти .

Такое непослушание – это результат низкого и деформированного правосознания и отсутствия правовой культуры.

Еще древнеримские юристы говорили, что бездействующий закон хуже отсутствующего .

Издание противоречивых, параллельных, взаимоисключающих правовых актов приводит к тому, что большое количество правовых норм не систематизировано и опровергает само себя.

И при этом велика область правового вакуума, в котором целые пласты общественных отношений никак правом не регламентируются. Весь этот беспорядок, неразбериха в законодательстве дает простор для злоупотребления и самоуправства должностных лиц и властных структур всех уровней. Примером тому следует назвать коррупционные скандалы в Министерстве по чрезвычайным ситуациям РФ в 2005 г. и Министерстве финансов РФ в 2007 г.

Серьезной причиной и в то же время следствием деформирования правосознания и правовой культуры являются нарушения прав человека. Слабая правовая защищенность личности подрывает веру в закон, способность права обеспечить порядок. Это не может не порождать отрицательное отношение к нему.

Переставая уважать право, даже законопослушные граждане начинают допускать мысли о необязательности и отсутствии необходимости в соблюдении правовых норм. Очень часто борьба за восстановление нарушенного права приводит к попиранию прав других личностей. Ничто так не показывает бессилие власти, как постоянное проявление силы.

Большая ответственность за рост деформации правосознания населения России (на который постоянно указывают ученые разных научных направлений) лежит непосредственно и на государстве. Как представляется, уважение к праву нельзя воспитать в условиях ослабления государственности и экономической невозможности обеспечить достойную жизнь людей, в том числе и состоящих на правоохранительной службе.

Сильное государство не тождественно тоталитарному, так как тоталитаризм – это, прежде всего, несвязанность правом аппарата государственного принуждения.

Современное видение сильного государства предполагает, что все его структуры опираются на право, обеспечивают права и свободы граждан и интересы общества в целом как необходимое условие решения экономических и социальных проблем.

А человек, вынужденный заботиться об элементарном выживании, далек от восприятия правовых ценностей – впрочем, как и от любой культуры, и любых воспитательных процессов, он утрачивает к ним интерес, заодно теряя и все нравственные ориентиры.

Проблемы деформации правосознания населения напрямую связаны с проблемами девиации и делинквентности граждан.

Здесь представляется возможным выделить следующие характерные черты:

  • 1. Противоречие между идеологическими, пропагандистскими лозунгами и реальным положением дел. Провозглашалось повышение уровня жизни людей и продвижение к социальному равенству. На деле же существовала уравниловка для масс и процветание для элиты. Это вело к падению авторитета власти, дезориентации и озлоблению людей. Несовпадение заверений сменявших друг друга реформаторов, что переход к рынку не ухудшит положение населения, и реалий нашей сегодняшней жизни вызывает новые разочарования.
  • 2. Отсутствие уважения к личности, нарушение властными структурами прав личности, недостаток гласности в политической жизни, попытки вновь вернуться к контролю над СМИ, особенно электронными.
  • 3. Нарушение законности, избирательность в применении законов, сохраняющееся «телефонное право», масштабы коррупции.
  • 4. Огромное число ограничений и предписаний (зачастую противоречащих друг другу и бессмысленных), пронизывающих всю общественную жизнь.
  • 5. Сохранение преимущественно запретительной («запрещено все, что не разрешено»), а не разрешительной («разрешено все, что не запрещено») практики регламентации поведения людей и социального контроля.

39. Деформация правосознания и его формы Деформация правосознания - изменения, которые приводят к противоречиям в рациональных и психологических компонентах правосознания, что отражается на восприятии правовой действительности и формировании готовности личности к юридически значимому поведению.

В качестве форм деформации правосознания можно выделить: правовой инфантилизм, правовой идеализм, правовой нигилизм, перерожденное правосознание.

Правовой инфантилизм представляет собой наиболее мягкую форму искажения правового сознания и заключается в недостаточной сформированности и пробельности правовых взглядов, знаний, установок, представлений.

Правовой нигилизм - деформированное состояние правосознания личности, общества, группы, характеризующееся осознанным игнорированием требований закона, ценности права, пренебрежительным отношением к правовым принципам и традициям, правам и свободам человека. Наиболее негативными проявлениями нигилизма являются умышленные правонарушения.

Фетишизм (от лат. fetiche - идол, талисман, от португ. feiticao – волшебство) означает поклонение, неодушевленному, обоготворяемому предмету, безусловное его признание и слепое поклонение.

Правовой фетишизм заключается в переоценке роли права в жизни общества и в преувеличении его реальных регулятивных возможностей.

Перерожденное сознание - это крайняя степень искаженного, дефектного правосознания. Оно основано на сознательном отрицании закона по мотивам корысти, алчности.

40. Правовая культура личности и общества: понятие и структура Правовая культура - это определенный уровень качественного состояния правовой системы, а также правосознания и правового поведения отдельной личности, социальной группы либо общества в целом. Различают правовую культуру общества, личности и социальной группы. Правовая культура общества - это уровень правосознания и правовой активности общества, степень прогрессивности юридических норм и юридической деятельности. Структура правовой культуры общества состоит из следующих элементов: 1) уровень правосознания и правовой активности общества; 2) степень прогрессивности юридических норм (уровень развития права, культура юридических текстов и т.п.); 3) степень прогрессивности юридической деятельности (культура правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности). Правовая культура общества является частью его общей культуры и характеризуется следующими факторами: реальной потребностью в праве; состоянием законности и правопорядка в стране; степенью развитости в обществе юридической науки и юридического образования; уровнем совершенства законодательства и состоянием правосознания населения и должностных лиц; соотношением общечеловеческого и национального в праве; эффективностью деятельности правоприменительных органов и защищенностью прав личности и т.д. Правовая культура личности - это знание и понимание права, а также действия в соответствии с ним. Правовая культура личности означает правовую образованность человека, включая правосознание, умение и навыки пользоваться правом, подчинение своего поведения требованиям юридических норм. Она включает в себя следующие основные элементы: а) знание и понимание права; б) отношение к праву, выраженное в привычке к правомерному, законопослушному поведению; в) навыки правового поведения, выраженные в умении эффективно использовать правовые средства для достижения своих целей, реализации субъективных прав и свобод. 41. Правовое воспитание: понятие, элементы, формы Правовое воспитание - это целенаправленная деятельность государственных органов и общественности по формированию у граждан и должностных лиц правосознания и правовой культуры. Правовое воспитание - сложный процесс, включающий в себя следующие элементы (составные части): - субъекты воспитания (органы государства, государственные служащие, политики, преподаватели, журналисты и др.); - объекты воспитания (граждане, трудовые коллективы, социальные группы и т.д.); - содержание воспитания (выражается в приобщении людей к политическим и юридическим ценностям, идеям, принципам, информации, опыту и т.п.); - методы воспитания (убеждение, поощрение, наказание и иные приемы психолого-педагогического воздействия на объект воспитания); - формы воспитания: 1) правовое обучение (состоит в передаче, накоплении и усвоении правовых знаний в школе, средних специальных и высших учебных заведениях); 2) правовая пропаганда (заключается в распространении правовых идей и правовых требований среди населения телевидением, радио, иными средствами массовой информации); 3) юридическая практика (способствует передаче юридической информации, знаний посредством участия граждан в процессе прежде всего правоприменительной деятельности и т.п.); 4) самовоспитание (связано с личным опытом, самообразованием, собственным анализом правовых явлений). 42. Понятие и принципы правотворчества Правотворчество - это деятельность, прежде всего, государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм. Это важнейшее средство управления обществом, здесь формируется стратегия его развития, принимаются существенные правила поведения. Уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативных актов - это показатель цивилизованности и демократии общества. Принципы правотворчества: - научность (ибо в процессе подготовки нормативных актов важно изучать социально-экономическую, политическую и иные ситуации, объективные потребности развития общества и т.п.); - профессионализм (заниматься подобной деятельностью должны компетентные, подготовленные люди - юристы, управленцы, экономисты и др.); - законность (данная деятельность должна осуществляться в рамках и на основе Конституции, иных законов и подзаконных актов); - демократизм (характеризует степень участия граждан в этом процессе, уровень развития процедурных норм и институтов в обществе); - гласность (означает открытость, "прозрачность" правотворческого процесса для широкой общественности, нормальную циркуляцию информации). - оперативность (предполагает своевременность издания нормативных актов). 43. Виды правотворчества. В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на: - непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни); - правотворчество государственных органов (например, Государственной Думы, Правительства РФ); - правотворчество отдельных должностных лиц (например, Президента, министра); - правотворчество органов местного самоуправления; локальное правотворчество (например, на предприятии, учреждении и организации); - правотворчество общественных организаций (например, профсоюзов). В зависимости от значимости правотворчество делится на: - законотворчество; - делегированное правотворчество; - подзаконное правотворчество. 44. Понятие и стадии законотворчества в Российской Федерации Законотворчество - это установленный в юридических нормах вид правотворческого процесса, регламентирующий порядок деятельности законодательного органа государства по выработке, принятию и изданию законов, включающий в себя следующие стадии: 1) законодательная инициатива - закрепленное в Конституции РФ право определенных субъектов внести предложение об издании закона и соответствующий законопроект в законодательный орган. Право законодательной инициативы (ч. 1 ст. 104 Конституции РФ) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ; 2) обсуждение законопроекта. Проходит на заседании палат представительного органа в несколько чтений. Данная стадия необходима для того, чтобы довести документ до нужного качества: устранить противоречия, пробелы, неточности и прочие дефекты. Наиболее существенные законопроекты выносятся на всенародное обсуждение; 3) принятие закона - главная стадия, которая в свою очередь распадается на три подстадии: а) принятие закона Государственной Думой. Федеральные законы принимаются простым большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (50% + 1 голос); федеральные конституционные законы - квалифицированным (не менее 2/3 голосов); б) одобрение закона Советом Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации (ч. 4 ст. 105 Конституции РФ); федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации (ч. 2 ст. 108 Конституции РФ); в) подписание закона Президентом РФ (согласно ч. 2 ст. 107 и ч. 2. ст. 108 Конституции РФ Президент в течение 14 дней подписывает одобренный закон и обнародует его); 4) опубликование закона (как правило, федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом РФ; неопубликованные законы не применяются). 45. Систематизация нормативных актов: понятие и виды Систематизация законодательства - это упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему в целях обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им, устранения устаревших и неэффективных норм права, разрешения юридических конфликтов, ликвидации пробелов. Выделяют следующие виды систематизации: 1) инкорпорация - форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение. Принципы инкорпорации: хронологический (по времени их принятия), тематический (по определенной тематике) и др. Она подразделяется на официальную (Собрание законодательства РФ) и неофициальную (сборники нормативных материалов по отраслям права, издаваемых в учебных целях, для просвещения населения и т.п.). На неофициальные инкорпоративные материалы нельзя ссылаться в процессе рассмотрения юридических дел; 2) консолидация - форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение. Здесь нормативные акты объединяются по признаку их относимости к одному виду деятельности (охрана природы, образование и т.п.). Особенность консолидации состоит в том, что она является "компромиссной" систематизацией, сочетающей в себе черты инкорпорации и кодификации. Консолидация используется зачастую как промежуточный этап, когда отсутствует возможность кодификации; 3) кодификация - форма систематизации путем объединения нормативных актов в единый, логически цельный акт с изменением их содержания. В процессе кодификации устраняются устаревший правовой материал, противоречия в нормах, создаются новые правила поведения, обеспечивается их согласованность, логичность. Кодификация - способ правотворчества, наиболее сложный и трудоемкий вид систематизации; ею имеют право заниматься только специальные органы. В ее итоге появляется новый нормативный акт - кодекс, который выступает основным среди всех иных актов, действующих в данной сфере. Кодификация законодательства может быть всеобщей (переработке подвергается значительная часть законодательства), отраслевой (перерабатываются нормы определенной сферы законодательства), специальной (перерабатываются нормы какого-либо правового института). 46. Юридическая техника - это система средств, правил и приемов подготовки и упорядочения правовых актов, применяемая в целях обеспечения их совершенства и повышения эффективности. Ее основным объектом является текст правовых актов. Юридическая техника признана структурировать правовой материал, совершенствовать язык правовых актов, делать его более понятным, точным и грамотным. К техническим средствам относят юридические термины (словесное выражение понятий, используемых при изложении содержания правового акта) и юридические конструкции (специфическое строение нормативного материала, складывающееся из определенного сочетания субъективных прав, льгот, поощрений, обязанностей, запретов, приостановлений, наказаний и т.п.). К техническим правилам относят ясность и четкость, простоту и доступность языка правовых актов; сочетание лаконичности с необходимой полнотой, конкретности с требуемой абстрактностью выражения соответствующих правовых предписаний; последовательность в изложении юридической информации; взаимосвязь, согласованность и внутреннее единство правового материала. К техническим приемам относят способы, фиксирующие официальные реквизиты (наименование правового акта, дата и место его принятия, подписи должностных лиц и т.п.), структурную организацию правового акта и т.д. 47. Правовые отношения: понятие, признаки, виды Правоотношение - это общественное отношение, урегулированное нормами права, участники которого имеют соответствующие субъективные права и юридические обязанности. Признаки правоотношений: 1) это общественное отношение, которое представляет собой двустороннюю конкретную связь между социальными субъектами; 2) оно возникает на основе норм права (общие требования правовых норм индивидуализируются применительно к субъектам и реальным ситуациям, в которых они находятся); 3) это связь между лицами посредством субъективных прав и юридических обязанностей; 4) это волевое отношение, ибо для его возникновения необходима воля его участников (как минимум хотя бы с одной стороны); 5) это отношение возникает по поводу реального блага, ценности, в связи с чем субъекты осуществляют принадлежащие им субъективные права и юридические обязанности; 6) это отношения, охраняемые и обеспечиваемые государством (в частности, возможностью государственного принуждения). Виды правоотношений: Правоотношения подразделяются: 1) в зависимости от предмета правового регулирования - на конституционные, административные, уголовные и т.п.; 2) в зависимости от характера - на материальные (финансовые, трудовые и т.д.) и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные и др.); 3) в зависимости от функциональной роли - на регулятивные (возникают на основе норм права или договора) и охранительные (связаны с государственным принуждением и реализацией юридической ответственности); 4) в зависимости от природы юридической обязанности - на пассивные, связанные с осуществлением запретов, пассивных обязанностей, и активные, связанные с осуществлением определенных положительных действий; 5) в зависимости от состава участников - на простые, возникающие между двумя субъектами (правоотношения купли-продажи), и сложные, возникающие между несколькими субъектами (правоотношение отбывания уголовного наказания); 6) в зависимости от продолжительности действия - на кратковременные (правоотношения мены) и долговременные (правоотношения гражданства); 7) в зависимости от степени определенности сторон - на относительные, абсолютные и общие. 48. Структурные компоненты правового отношения В структуру правоотношения входят: субъект, объект, содержание (субъективное право и юридическая обязанность). Субъекты правоотношений - это участники правовых отношений, обладающие соответствующими субъективными правами и юридическими обязанностями. Субъект правоотношения - это субъект права, который использует свою праводееспособность. Выделяют следующие виды субъектов правоотношений: индивидуальные и коллективные. К индивидуальным субъектам (физическим лицам) относятся: 1) граждане; 2) лица с двойным гражданством; 3) лица без гражданства; 4) иностранцы. Лица без гражданства и иностранцы могут вступать в те же правоотношения на территории России, что и граждане РФ, зарядом ограничений, установленных законодательством (избирать и быть избранными в представительные органы власти России, занимать определенные должности в государственном аппарате, служить в Вооруженных Силах и т.п.). К коллективным субъектам относятся: 1) государство в целом (когда оно, например, вступает в международно-правовые отношения с другими государствами, в конституционно-правовые - с субъектами Федерации, в гражданско-правовые - по поводу федеральной государственной собственности и т.п.); 2) государственные организации; 3) негосударственные организации (частные фирмы, коммерческие банки, общественные объединения и т.д.). Коллективные субъекты, участвующие в области частноправовых отношений, обладают качествами юридического лица. Субъекты правоотношений должны обладать правосубъектностью, которая включает в себя: правоспособность, дееспособность и деликтоспособность. Правоспособность - это признаваемая государством способность субъекта иметь предусмотренные законом права и обязанности для осуществления общественно полезной деятельности. Способностью быть носителем прав и обязанностей обладают все граждане независимо от пола, возраста, образования и т.д. Однако правоспособность порождается не фактом рождения. Она имеет не природный, а государственно-волевой характер. Правоспособность как юридическое свойство субъекта равна для всех. От правоспособности нельзя отказаться или передать другим. Дееспособность - это признаваемая государством способность лица своими действиями осуществлять принадлежащие ему субъективные права и юридические обязанности. Дееспособность зависит от возраста и психического состояния индивида. Ею не обладают малолетние (до 6 лет) и душевнобольные лица. За них выступают их законные представители (родители, опекуны, попечители). Виды дееспособности: а) полная наступает с совершеннолетием, когда человек может осознанно совершать любые юридически значимые действия, возможна с 16 лет при вступлении в брак или при эмансипации (производится по решению органа опеки и попечительства - с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия - по решению суда); б) частичная характерна для малолетних (от 6 до 14 лет), способных осознанно совершать мелкие бытовые сделки (ст. 28 ГК РФ), и несовершеннолетних (от 14 до 18 лет), способных распоряжаться своим заработком и иными доходами, поступать на работу и отвечать за некоторые наиболее очевидные правонарушения; в) ограниченная, при которой лицо, осуществляющее социально вредную деятельность, ограничивается компетентным органом в праве совершать определенные действия или выполнять определенную деятельность (алкоголики, наркоманы, запрет заниматься охотой, водить автомобиль) на точно фиксированный срок. Деликтоспособность – это способность лица отвечать за свои деяния (действие и бездействие). Объекты правоотношений – это то, по поводу чего возникают правовые отношения (материальные и нематериальные блага). Содержание правоотношений включает в себя: субъективные права и юридические обязанности. Субъективное право - это мера юридически возможного поведения, позволяющая субъекту удовлетворять его собственные интересы. Юридическая обязанность - это мера юридически необходимого поведения, установленная для удовлетворения интересов управомоченного лица. 49. Субъективное право и юридическая обязанность Субъективное право - это мера юридически возможного поведения, позволяющая субъекту удовлетворять его собственные интересы. Предназначение субъективного права состоит в заключенной в нем возможности удовлетворения какого-либо интереса достижения определенного блага, ценности. Субъективное право всегда конкретно и детально определено, от него можно отказаться или передать другим. Структура субъективного права: 1) возможность определенного поведения управомоченного лица; 2) возможность требования соответствующего поведения от обязанного лица; 3) возможность обращаться за защитой к компетентным государственным органам (прежде всего в суд); 4) возможность пользоваться определенным социальным благом, ценностью. Содержание конкретного субъективного права составляют правомочия - это законодательно закрепленные элементы субъективного права, детализирующие свободу возможного поведения участника правоотношения. Количество таких правомочий зависит от степени сложности и значимости предоставленного права. Некоторые субъективные права сводятся по существу к одному правомочию, а в некоторых их гораздо больше. Так, в праве собственности их три (владение, пользование и распоряжение), а в социально-политических - около десятка. Субъективное право не только вид, но и мера возможного поведения. Государство устанавливает определенные границы в использовании предоставленного права. Субъективное право обеспечивается не только законом, но и корреспондирующими обязанностями других лиц. Юридическая обязанность - это мера юридически необходимого поведения, установленная для удовлетворения интересов управомоченного лица. Обязанность есть гарантия осуществления субъективного права. Поскольку юридическая обязанность - мера необходимого поведения, то от ее реализации отказаться нельзя. Юридические обязанности должны быть четко очерчены в законодательстве. Являясь обратной стороной субъективного права, юридическая обязанность имеет следующую структуру: 1) необходимость совершать определенные действия или воздерживаться от них; 2) необходимость отреагировать на обращенные к нему законные требования управомоченного; 3) необходимость нести юридическую ответственность за неисполнение этих требований; 4) необходимость не препятствовать контрагенту пользоваться тем благом, на которое тот имеет право. Слагаемые юридической обязанности - отдельные долженствования - подобие правомочий в субъективном праве. Субъективное право одних лиц не может реализовываться иначе как через обязанности других. Обязанность со своей стороны также не может существовать сама по себе, она предполагает другую сторону, которая могла бы требовать ее исполнения. Как нет прав без обязанностей, так нет и обязанностей без прав - в этом суть юридического содержания правового отношения.

Деформация правосознания и ее виды.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Деформация правосознания и ее виды.
Рубрика (тематическая категория) Государство

Деформация (от лат. deformatio – искажение) правового сознания предполагает некоторый изначальный запас правовых по своей природе взглядов, знаний, установок, которые в силу различных причин превратились в какие-то иные, неправовые конструкции или остались правовыми лишь номинально или частично.

Можно выделить несколько распространенных форм деформации индивидуального правосознания.

Правовой инфантилизм – наиболее мягкая форма искажения правового сознания, заключающаяся в несформированности, недостаточности правовых знаний, установок.

Правовой нигилизм – осознанное игнорирование требований закона, исключающее, однако, преступный умысел. Указание на преступный умысел здесь крайне важно для того, чтобы отграничить правовой нигилизм от других форм деформации, находящихся уже за пределами сферы права как такового..

Самой тяжелой формой деформации правосознания граждан является феномен его перерождения. Природа этого опасного явления принадлежит одновременно к числу и самых сложных с исследовательской точки зрения.

Основной формой перерождения правосознания индивидов является совершение ими различных преступлений.

Рассматривая различные формы деформации правосознания населœения, нельзя не увидеть одну общую их черту – недостаток, а часто и атрофию нравственного чувства. Иными словами, состояние правосознания граждан в большей мере, чем какими-либо факторами, предопределяется состоянием их нравственного здоровья.

Само участие в правовой жизни общества оказывает воздействие на правосознание индивида, способствует усвоению им правовых знаний и навыков. Общество и государство заинтересованы в формировании социально активных и в то же время законопослушных граждан. При этом в современных условиях участились случаи деформации правосознания. Наиболее мягкая форма искажения правосознания - правовой инфантилизм - состоит в несформированности, недостаточности правовых знаний и установок. Вторая форма - правовой нигилизм, ᴛ.ᴇ. осознанное игнорирование требований законов, исключая, однако, преступный умысел. И третья форма - феномен и его перерождение, ᴛ.ᴇ. игнорирование права, других социальных норм и общественной морали, другими словами - “беспредел”.

3.1. Правовой нигилизм

Термин ʼʼнигилизмʼʼ произошел от латинского слова ʼʼnihilʼʼ, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ озна-чает ʼʼничтоʼʼ, ʼʼничегоʼʼ. Как социальное явление нигилизм характеризуется:

а) резко критическим, крайне негативным отношением к общепринятым, объективным (абсолютным) ценностям;

б) максималистским подходом, интенсивностью, бескомпромиссностью отрицания;

в) не сопряжен с позитивной программой;

г) несет в себе деструктивное, разрушительное начало.

Учитывая зависимость оттого, какие ценности отрицаются, нигилизм должна быть политическим, религиозным, нравственным и т.п.

Правовой (или юридический) нигилизм представляет собой непризнание права как социальной ценности и проявляется в негативно-отрицательном отношении к праву, законам, правопорядку, в неверии в крайне важно сть пра-ва, его возможности, общественную полезность Татаринцева Е.В. Правовое воспитание. М., 1990.

Проф. Н.И. Матузов выделяет следующие формы правового нигилизма:

а) умышленное нарушение законов и иных нормативно-правовых актов;

б) массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний;

в) издание противоречивых правовых актов;

г) подмена законности целœесообразностью;

д) конфронтация представительных и исполнительных структур;

е) нарушение прав человека;

ж) теоретическая форма правового нигилизма (в научной сфере, в работах юристов, философов

Проф. В.А. Туманов говорит, во-первых, о пассивной и активной формах правового нигилизма. Для пассивной формы характерно безразличное отноше-ние к праву, явная недооценка его роли и значения. Активному юридическому нигилизму свойственно осознанно враждебное отношение к праву. Представи-тели этого направления видят, какую важную роль играет или может играть право в жизни общества, и именно в связи с этим выступают против него.

Во-вторых, проф. В.А. Туманов разделяет правовой нигилизм:

а) на высоком этаже общественного сознания (в виде идеологических те-чений и теоретических доктрин);

б) на уровне обыденного, массового сознания (в форме отрицательных ус-тановок, стойких предубеждений и стереотипов);

в) ведомственный. Последний проявляется в том, что нередко подзакон-ные акты становятся ʼʼнадзаконнымиʼʼ, юридические нормы не стыкуются, возникают острейшие коллизии.

Правовой нигилизм - это патология правового сознания, обусловленная определœенным состоянием общества. По этой причине пути борьбы с ним должны быть разнообразны Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2006. Гл. 11. Это:

а) реформы социально-экономического характера;

б) изменение содержания правового регулирования, максимальное при-ближение юридических норм к интересам различных слоев населœения;

г) улучшение правоприменительной практики;

д) теоретическая работа в данном направлении, и др.

Все это, в принципе, представляет собой не что иное, как процесс улуч-шения состояния правовой культуры общества, ее обогащения.

В литературе справедливо отмечается, что ʼʼот правового нигилизма нужно отличать конструктивную критику права, с одной стороны, а с другой - стре-миться избегать юридического фетишизма, то есть возведения в абсолют ро-ли права и других правовых средствʼʼ (Н.Л. Гранат).

3.2. Правовой идеализм

В одном ряду с правовым нигилизмом находится прямо противоположное явление - правовой идеализм или романтизм, одним словом, преувеличение реальных регулятивных возможностей правовой формы. Это явление сопровождает человеческую цивилизацию практически на всœем пути ее развития. Так, еще Платон наивно считал, что главным средством осуществления его замыслов строительства идеального государства будут идеальные законы, принимаемые мудрыми правителями. В эпоху Просвещения считалось достаточным, уничтожив старые законы, принять новые, и царство разума будет достигнуто. Удивительно, что еще и сегодня многие люди и даже политики ошибочно возлагают на закон чересчур большие надежды в делœе переустройства нашего общества. Думается, что лишь достаточный политический и правовой опыт может развеять иллюзии правового идеализма.

Существуют и другие виды деформаций правосознания:

· правовой фетишизм - это преувеличение, абсолютизация роли и значения правового регулирования в жизни общества;

· перерождение правосознания - это такая форма его деформации, которая проявляется в осознанном игнорировании и отрицании закона и сопровождается наличием у носителœей умысла на совершение правонарушений. Перерожденное правосознание проявляется в различных формах и, прежде всœего, в виде умышленных нарушений законов и иных нормативно-правовых актов, сопровождающихся совершением преступлений и иных правонарушений.

Перерожденческое правосознание основано на сознательном отрицании закона по мотивам корысти, жестокости, алчности и т.п. Основной формой перерождения правосознания индивидов является совершение ими различных преступлений.

Количество совершаемых в РФ преступлений - лучший показатель деформации правосознания…

75. Понятие реализации права, его формы и их характеристика.

Под реализацией правовых норм принято понимать фактическое осу­ществление их предписаний в поведении субъектов.

Учитывая зависимость отхарактера действий субъектов выделяют че­тыре формы реализации права:

Соблюдение (с ее помощью реализуются запреты, от нару­шения которых лицо должно воздерживаться; примером может служить выполнение субъектом уголовно-правовых норм, ᴛ.ᴇ. несовершение краж, разбойных нападений, иных преступлений);

Исполнение (связано с выполнением обязанностей, строго оп­ределœенных в законе действий в интересах управомоченной стороны; так, согласно трудовому законодательству, адми­нистрация предприятий, организаций обязана предостав­лять всœем рабочим и служащим ежегодные отпуска с сохра­нением места работы и среднего заработка);

Использование (выражается в осуществлении субъективных прав, посредством чего лицо удовлетворяет свой собственный интерес и тем самым достигает определœенного блага; приме­ром такой формы реализации является право на образова­ние, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ реализуется субъектами права);

Применение (это властная деятельность компетентных органов по разрешению конкретного юридического дела, в ре­зультате чего выносится соответствующий индивидуальный акт; к примеру, в соответствии с уголовным кодексом суд выно­сит приговор подсудимому за совершение им преступления).

76. Применение права, его признаки, формы и основания. Субъекты правоприменительной деятельности, их виды и характеристика.

Реализация права в большинстве случаев происходит без участия государства, его органов. Граждане и организации добровольно, без принуждения, по взаимному согласию вступают в правовые отношения, в рамках которых используют субъективные права, исполняют обязанности и соблюдают установленные законом запреты. Вместе с тем в некоторых типичных ситуациях возникает крайне важно сть государственного вмешательства, без чего реализация права оказывается невозможной.

В первую очередь, в механизме реализации отдельных норм заранее запрограммировано участие государства. Это прежде всœего нормы, в соответствии с которыми осуществляется государственное распределœение имущественных блаᴦ. К примеру, реализация права на пенсию включает в качестве крайне важно го элемента постановление комиссии органа социального обеспечения о назначении пенсии отдельному гражданину.

Во-вторых, взаимосвязи между государственными органами и должностными лицами внутри государственного аппарата имеют в большинстве своем характер власти и подчинœения. Данные правовые отношения включают в качестве крайне важно го элемента властные решения, т. е. акты применения права (к примеру, указ Президента России о снятии с должности министра).

В-третьих, право применяется в случаях возникновения спора о праве. В случае если стороны сами не могут прийти к соглашению о взаимных правах и обязанностях, они обращаются для разрешения конфликта в компетентный государственный орган В-четвертых, применение права крайне важно для определœения меры юридической ответственности за совершенное правонарушение, а также для применения принудительных мер воспитательного, медицинского характера и др.

Деформация правосознания и ее виды. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Деформация правосознания и ее виды." 2017, 2018.