Улучшение жилищных условий военнослужащих рождении ребенка. Об ухудшении жилищных условий военнослужащих

Военнослужащие, получившие ведомственное жилье, не всегда готовы мириться с тем, что оно может оказаться небольшой площади, расположено в старом доме с минимальными удобствами. Ведь в процессе службы они могут завести семью, родить несколько детей, что само по себе требует перемен в жизни, в том числе расширения жилплощади.

Улучшение жилищных условий военнослужащих

Процедура постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий часто сопровождается затруднениями со сбором необходимых документов . Именно поэтому для быстрой и безошибочной их подготовки лучше обратиться за и избавить себя от досадных ошибок, неминуемо отдаляющих момент получения новой квартиры.

В последнее время государство расширило программы, направленные на приобретение для военнослужащих постоянного жилья. Была внедрена программа НИС (накопительная ипотечная система), единая денежная выплата (ЕДВ). Они позволили самостоятельно выбирать жилую площадь, стали доступны квартиры в любом регионе независимо от того, где проходит служба. При этом пропала необходимость стоять в очереди, способной находиться без «движения» длительное время, ведь программа строительства свернута, и скорость выдачи очередникам значительно снизилась.

Например, жилье для военнослужащих МО можно приобретать не только в Московской области, но и других, в том числе удаленных от столицы районах, в более тихих и уютных местах. Причем приобретаемое жилье на ЕДВ не ограничивается квартирами, служащий может купить частный дом.

Стоит ли обращаться к юристу?

Чтобы полноценно использовать предоставленные государством возможности, стоит для оформления необходимых документов, а предварительно для правовой оценки ситуации, привлечь опытного юриста. Это поможет избежать сложностей и сэкономить время. Бесплатную консультацию по этому вопросу можно получить на нашем сайте!

В жизни не редко складывается такая ситуация. Военнослужащий с составом семьи из двух человек (муж + жена) при увольнении с военной службы по организационно-штатным мероприятиям был обеспечен жилым помещением, скажем 36 кв. м., по нормам действующего законодательства.

Через какое-то время снова поступил на службу в ВС РФ. Далее у них рождается двое детей (или более) и состав семьи увеличивается с двух человек до четырех. Имеет ли право военнослужащий в такой ситуации на улучшение жилищных условий за счет средств Министерства обороны РФ?


Ответ на этот вопрос можно получить, проанализировав Федеральный закон от 27 мая 1998 года № 76 «О статусе военнослужащих».

Согласно абз.1 п. 1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 14 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.

Таким образом, из анализа ст. 15 Федерального закона усматривается, что если военнослужащий ранее был уже обеспечен жилым помещением за счет средств федерального бюджета при увольнении с военной службы по одному из льготных оснований и сейчас увольняется так же по одному из трех льготных оснований (по достижении им предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиям), то право на улучшение жилищных условий у него нет. Поскольку право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.

Но такое ограничение не распространяется на военнослужащих, увольняющихся по иным основаниям. Следовательно, если военнослужащий увольняется по другим основаниям (скажем по окончанию срока контракта) и имеет выслугу более двадцати лет в календарном исчислении, то он имеет право на улучшение жилищных условий с учетом увеличения членов его семьи на два человека (при условии, что его семья обеспечена менее учетной нормы жилья на одного члена семьи, предусмотренной ст. 51 ЖК РФ).

Помимо изложенного, есть еще одно обязательное условие, которое необходимо соблюсти в такой ситуации. Военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту и в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» являющимся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На указанных военнослужащих-граждан и членов их семей не распространяется действие абзаца двенадцатого пункта 1, пунктов 13, 14, 16 - 19 настоящей статьи, а также абзацев второго и третьего пункта 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

То есть, если военнослужащий является (являлся) участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, то он, соответственно, не будет иметь право на улучшение жилищных условий.

Таким образом, подводя черту, делаем вывод, что для получения права на улучшение жилищных условий военнослужащему необходимо соблюсти четыре обязательных условия:

1. Выслуга военной службы более двадцати лет в календарном исчислении.

2. Увольнение с военной службы происходит не по льготным, а иным основаниям (если военнослужащий не увольняется, а продолжает служить далее, это пункт можно исключить).

3. Обеспечение общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

4. Не является (не являлся) участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.

При соблюдении данных условий военнослужащему необходимо обратиться с заявлением в территориальные органы, осуществляющие постановку на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. И территориальный орган (региональное управление жилищного обеспечения военнослужащих) должен поставить военнослужащего в очередь в качестве нуждающегося в жилом помещении. В случае получения отказа от должностных лиц необходимо в течение трех месяцев оспорить данное решение в судебном порядке.

    Несмотря на свой высокий статус в обществе, военнослужащие также могут нуждаться в улучшении жилищных условий, как и любой другой гражданин. Однако, в отличие от последних, у них есть определенные льготы на получение жилищных субсидий. Каким образом военнослужащий может получить жилье в собственность рассмотрим далее в нашей статье.

    Улучшение жилищных условий

    Данная категория лиц, заключившая контракт с вооруженными силами РФ, может рассчитывать на бесплатное жилье от государства. При этом Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» четко прописывает перечень граждан, имеющих право на такую льготу. Тем не менее при обращении в жилищный орган военнослужащий может столкнуться с рядом трудностей:

  • отсутствует право на бесплатное жилье после 20 лет службы, особенно, если военнослужащий не планирует увольняться;
  • учитывается жилплощадь супруга (или супруги);
  • ее учитывается состав семьи.

Как признать человека нуждающимся в улучшении жилищных условий?

Военнослужащий может рассчитывать на получение метров от государства даже в том случае, если свое жилье у него уже есть. Государство предоставляет квартиры данным гражданам, если:

  • жилье не соответствует техническим и санитарным нормам;
  • имеющие квадратные метры не проходят по нормативам региона;
  • произошло прибавление в семье (например, родился ребенок).

Военнослужащего могут убрать из очереди на жилье, если он продал свою квартиру, которая числилась как не соответствующая необходимым требованиям. Также его могут лишить места в очереди, если он выделил свою долю из квартиры.

Получение нуждающимся военнослужащим жилья в собственность

Рассмотрим основные пути получения недвижимости в собственность военным, который нуждается в улучшении жилищных условий.

  1. Путем постановки в очередь на жилье.
  2. Не стоит путать постановку на учет на служебное жилье и постоянное. Если военнослужащий стоит в очереди на служебное жилье, для получения постоянного он должен также обратиться за предоставлением места в очереди, причем порядок не зависит от выслуги лет. Служебное жилье данная категория лиц получает, пока состоит на службе. Соответственно, права собственности на него они не имеют, а могут только пользоваться предоставленным жилым помещением.

    Чтобы уточнить, какие документы необходимы для улучшения жилищных условий военнослужащего, необходимо обратиться к сотрудникам отдела регионального управления жилищного обеспечения Минобороны, либо в жилищную комиссию воинской части.

  3. Предоставление субсидии на жилье для военнослужащего.

На субсидию могут рассчитывать:

  • военные, которые заключили контракт до 1998 года и члены их семей;
  • прекратившие военную службу после достижения максимально допустимого возраста, по состоянию здоровья, а также по сокращению штатов;
  • лица, имеющие служебное жилье и отслужившие двадцать лет;
  • граждане, уволенные по состоянию здоровья или по возрасту, отслужившие при этом не менее десяти лет.

Субсидия начисляется в виде денежных средств на счет военнослужащего единоразово. При ее получении военные имеют право на:

  • приобретение жилья;
  • покупку жилой недвижимости, оплаченной помимо субсидии иными льготными средствами, например, материнским капиталом.

Военнослужащий вправе приобрести квартиру, оплатив ее материнским капиталом и субсидией одновременно.

Субсидия считается правом военного на получение жилья, однако он может ее получить в том случае, если ранее отказался от квартиры по месту службы или желает сменить место жительство в случае увольнения.

Для получения необходимо обратиться в жилищную комиссию, предоставив следующий пакет документов:

  • заявление на субсидию;
  • копию паспорта военнослужащего и членов его семьи, в случае наличия ребенка до 14 лет - копию свидетельства о рождении;
  • копию свидетельства о заключении брака;
  • справку о прохождении военной службы;
  • послужной список;
  • домовую выписку;
  • копию финансово-лицевого счета, полученного в жилищном органе по месту последнего проживания за 5 лет;
  • копию документов, которые подтверждают право на улучшение жилищных условий;
  • справку, которая свидетельствует о предполагаемом уходе со службы в случае планируемого увольнения.

Следует учесть, что военнослужащие, которые имеют несколько оснований для получения субсидии, имеют право воспользоваться только одной из них.

Если у вас возникли вопросы относительно признания военнослужащего нуждающимся в улучшении жилищных условий, советуем обратиться за консультацией к нашим компетентным юристам по указанным телефонам или через форму обратной связи.

Наиболее часто военных интересует вопрос о возможности получение жилого помещения от Министерства обороны или другого ведомства, в котором предусмотрена военная служба. А это, в первую очередь, возможно только и исключительно в случае признания военнослужащего нуждающимся его и членов семьи.

Возможно, для кого-то будет удивительно, но этот вопрос не регулируется военным законодательством. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» лишь содержит отсылочную норму, в соответствии с которой «Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации».

Таким образом, основное правило установлено в статье 51 Жилищного кодекса РФ

Статья 51 Жилищного кодекса РФ. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма

  1. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее — нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям ;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Пункт первый части первой статьи 51 предусматривает случаи, когда у военнослужащего и членов его семьи вообще нет никакого жилого помещения, ни в собственности, ни по договору социального найма. Здесь всё просто – нет вообще никакого жилья, значит, военнослужащий может быть признан нуждающимся.

Закон предусматривает равные права как для собственников (нанимателей), так и для членов их семей.

В пунктах 1, 2, 4 видим, что закон не делает никаких различий в том, являетесь ли вы лично собственником (нанимателем) жилого помещения, или членом семьи собственника (нанимателя) жилого помещения. Это объясняется тем, что в соответствии с частью 2 статьи 69 ЖК РФ, члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. А в соответствии с частью 2 статьи 31 ЖК РФ члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником.

Другим словами, при определении нуждаемости не имеет значение, зарегистрировано ли право собственности на квартиру/дом на вас, или на вашего супруга, детей, или иных родственников, с которыми вы совместно проживаете. Не имеет значение, являетесь ли вы нанимателем по договору социального найма, или ими являются ваши родственники, с которыми вы совместно проживаете.

Военнослужащий или члены его семьи имеют жилое помещение, но его общая площадь на одного члена семьи менее учетной нормы.

Пункт второй части первой статьи 51 предусматривает случаи, когда у военнослужащего и членов его семьи жилое помещение есть, но уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Для правильного понимания необходимо знать, что понимается под учётной нормой.

Статья 50 Жилищного кодекса РФ.

3. Учетной нормой площади жилого помещения (далее — учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

4.Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Самое распространённое заблуждение, когда учётную норму путают с нормой предоставления (части 1, 2, 3 этой же статьи). Норма предоставления для военнослужащих установлена статьёй 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (18 квадратных метров и более на одного человека) и устанавливает, сколько военнослужащему и членам его семьи будет предоставлено при получении жилого помещения.

Внимание! Норма предоставления никак не учитывается при определении нуждаемости!

Учётная норма определяется органом местного самоуправления. Она может быть установлена даже в самом маленьком населённом пункте.

Поэтому поиск должен быть таким: находим учётную норму в вашем населённом пункте, и если она не установлена, ищем учётную норму, установленную в вашем районе, а при отсутствии – в вашей области (крае, республике). Как правило, учётная норма составляет 8-12 квадратных метров общей площади, хотя могут быть исключения, как приятные (например, в Торжке учётная норма составляет 20 (!!!) квадратных метров), так и неприятные – в меньшую сторону.

Важно: если вы самостоятельно не можете найти учётную норму и обращаетесь за посторонней помощью, то помните, что населённый пункт должен быть указан точно . Это примечание для тех, кто использует различные сервисы бесплатных юридических консультаций, и указывает при регистрации другой населённый пункт.

Например, военнослужащий проходит военную службу в городе Урюпинске.

  1. Набираем в вашей любимой поисковой системе запрос: «учётная норма урюпинск» и получаем ответ:
  2. Решением Урюпинской городской Думы от 24 апреля 2008 года № 45/54 « О внесении изменений в постановление Урюпинской городской думы Волгоградской области от 25 августа 2005 года № <…> « Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения» установлена учетная норма площади жилого помещения для признания гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении десять и менее квадратных метров общей площади жилого помещения, приходящегося на одного человека.
  3. Далее открываем документ: свидетельство о регистрации права собственности на жилое помещение или договор найма жилого помещения и смотрим общую площадь жилого помещения (которую нельзя путать с жилой площадью).
  4. Делим общую жилую площадь на количество проживающих, в результате у вас получается уровень обеспеченности на одного человека.
  5. Сопоставляем уровень обеспеченности с учётной нормой. Если уровень обеспеченности на одного члена семьи меньше, чем учетная норма, вы вправе быть признанным нуждающимся в получении жилого помещения (или жилищной субсидии, или иной формой жилищного обеспечения военнослужащих).
  6. Радуемся.

Может ли военнослужащий быть признанным нуждающимся при обеспеченности служебным жилым помещением?

А вот эти случаи регулируются военным законодательством – абзацами третьим и двенадцатым части первой статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Всё зависит от того, когда был заключён первый контракт. Если до 1 января 1998 года – то вы имеете право встать в очередь (быть включённым в реестр, в списки) на постоянное жильё. Если же первый контракт заключён после 1 января 1998 года, то такое право у вас появится после 20 лет выслуги.

В следующей статье мы разберём случаи, регламентируемые частью 2 статьи 51 Жилищного кодекса РФ, то есть случаи, когда у военнослужащего и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, и (или) принадлежащих им на праве собственности.

В соответствии с современным законодательством одной из обязанностей государства является обеспечение жильем военнослужащих. В период прохождения ими службы по контракту, военным и их семьям предоставляется служебное жилье. До реформы 2006 года нуждающиеся в улучшении жилищных условий военнослужащие при увольнении по выслуге, состоянию здоровья, либо в связи с расформированием частей могли претендовать на получение квартиры. В настоящее время вместо готового жилья, военным выдается субсидия на приобретение.

Основания для признания военнослужащего нуждающимся в жилье

Для того, чтобы военный мог претендовать на получение единовременной денежной выплаты от государства на улучшение жилья, необходимо соблюдение 2 условий:

На субсидию помимо самого военнослужащего, в случае его смерти может претендовать его семья.

В законодательстве РФ приводится четкий перечень оснований для признания военнослужащих нуждающимися в улучшении жилищных условий:

  • отсутствия жилья в собственности;
  • наличия жилья, в размерах меньше, установленных нормативами;
  • проживание в одной квартире с семьями, где есть больные с тяжелыми хроническими заболеваниями, исключающими совместное проживание;
  • проживание длительное время на условиях поднайма при отсутствии другой жилой площади;
  • проживание в неизолированных комнатах в одной квартире с людьми, не состоящими в родственных отношениях;
  • проживание в общежитиях, либо в служебном жилье;
  • наличие жилой площади, которая не соответствует санитарным и иным требованиям.

Документы для признания нуждающимся в жилье военнослужащим

Для того, чтобы военного признали нуждающимся ему следует обратиться в соответствующий отдел администрации муниципального образования по месту прохождения службы со следующим пакетом документов:

  1. заявление;
  2. копия паспорта военнослужащего, а также всех членов его семья. При наличии детей до 14 лет, в качестве документа удостоверяющего личность подается копия свидетельства о рождении;
  3. копия свидетельства о заключении брака (при наличии);
  4. справка о прохождении военной службы, а также послужной список;
  5. выписка из домовых книг;
  6. копия финансово - лицевого счета по месту проживания за последние 5 лет;
  7. копия документов, подтверждающих право на дополнительные квадратные метры;
  8. выписка из послужного списка, подтверждающая стаж военной службы;
  9. при планируемом увольнении по состоянию здоровья, либо в связи со штатными организационными мероприятиями справку с указанием срока предполагаемого ухода со службы.

Решение о постановке на учет или об отказе принимается в течение 30 дней с момента подачи документов, о чем в установленной форме сообщается заявителю.

Важно! Если речь идет об увольняющемся военнослужащем, то решение о постановки его на учет, либо отказе должно быть принято до момента исключения его из списка личного состава части, в которой он проходит службу.

Датой принятия на учет является дата подачи документов.

На практике часто встречаются случаи, когда военнослужащие и члены их семей целенаправленно совершают незаконные действия по ухудшению своих жилищных условий, с целью получения бесплатных квадратных метров от государства. Например, недвижимость, полученную по наследству военный продает или дарит, а в скором времени подает документы на признание нуждающимся в улучшении условий проживания. Согласно ст.53 Жилищного кодекса РФ, в такой ситуации гражданин сможет встать на учет, как нуждающийся только по истечению 5 лет с момента совершения сделки.

Важно! Вселение ребенка или престарелых родителей, даже в случае, если это ведет к уменьшению нормы жилой площади на человека, не является намеренным ухудшением жилищных условий.

В случае, если Вам отказывают в постановке на учет и Вы с этим не согласны, рекомендуем обратиться за квалифицированной помощью к юристу.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует - напишите в форме ниже.