Конституционно-правовые нормы: их особенности и классификация. Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды

Понятие и предмет конституционного права Российской Федерации как отрасли права. Место конституционного права в системе российского права.

КП – одна из отраслей правовой системы России, представляющая собою совокупность общеобязательных норм, правил поведения, установленных или санкционированных гос-м, исполнение которых обеспечивается гос-м, в том числе и методами принуждения.

Конституционное право – ведущая (публичная), отрасль российского права, представляющая собою совокупность общеобязательных норм, правил поведения, установленных или санкционированных государством, исполнение которых обеспечивается государством, в том числе и методами принуждения.

Предметом конституционного права как отрасли российского права являются общественные отношения, возникающие в связи с закреплением и регулированием:

1) основ конституционного строя РФ, суверенитета народа и форм его осуществления, принципов государственного устройства и разделения властей, соц. и светского характера государства, идеологического многообразия, верховенства конституции в государстве;

2) взаимоотношений между государством и личностью, правовых основ статуса российских граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан, находящихся на территории России, прав и свобод человека и гражданина и гарантий их реализации:

3) федеративного устройства России, состава и компетенции ее субъектов, исключительной компетенции федерации и предмета совместного ведения федерации и субъектов, верховенства федеральных законов над правовыми актами субъектов и т.д.;

4) организации и функционирования системы органов федеральной государственной власти РФ, органов судебной власти, а также местного самоуправления.

Место Конституционного Права в системе российского права.

КП являетсяведущей отраслью в системе права РФ. Устанавливая в правовой форме основополагающие принципы устройства общества и государства, определяя общие основы управления всеми общественными процессами, какой бы стороны жизни общества они ни касались, эта отрасль тем самым дает ориентиры правового регулирования во всех сферах общественных отношений.



Во всех отраслях российского права получают воплощение и конкретизацию закрепленные нормами КП незыблемые, прирожденные права и свободы человека и гр-на, конституционно-правовой принцип: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Для всех отраслей права исходными являются установленные нормами КП принципы федеративного устройства государства, разграничения полномочий между Федерацией и ее субъектами.

Все отрасли основываются на закрепленных КП принципах организации системы власти, компетенции и принципах деятельности всех органов государственной власти, выступающих субъектами соответствующих отраслевых правоотношений.

Роль КП как ведущей отрасли права обусловлена и тем, что именно его нормами регулируется сам процесс создания права. Они определяют виды правовых актов, органов, их издающих, соотношение их юридической силы.

Нормы Конституции – основного источника КП – исходные для всех отраслей права.

Соотношение КП с др. отраслями права:

Определяя систему органов исполнительной власти, их правовой статус, компетенцию, нормы КП устанавливают основные начала для АП. Закрепляя различные формы собственности, права собственника, принципы хозяйствования, КП служит базой для гражданского и хозяйственного права. Регулируя основы бюджетной системы РФ, нормы КП предопределяют основы финансового права. Устанавливая систему органов судебной власти конституционные принципы правосудия, права граждан в сфере судопроизводства, КП содержит исходные начала для УП, уголовного процесса и др.

Конституционно-правовые нормы: понятие, особенности, виды. Конституционно-правовые институты.

Конституционно-правовые нормы - это общеобязательные правила, установленные или санкционированные государством, обеспеченные гос. принуждением или его угрозой и регулирующие конституционный строй страны. Эти нормы содержатся прежде всего в Конституции как высшем и основном законе страны, ФКЗ, ФЗ, и др.

Особенностями конституционно-правовых норм являются: а) их особая важность и значимость, поскольку в них речь идет о правовом регулировании особого среза общественных отношений, связанного с конституционным устройством; б) широта охвата многими из них регулируемых сфер и проблем; в) сравнительно большой удельный вес норм общего характера, которые предполагают издание на их основе еще и других норм, разъясняющих, конкретизирующих и развивающих эти общие нормы; г) преобладание в них императивного (повелительного) характера правового регулирования, в отличие от дозволительного, который широко используется в КП лишь при определении прав и свобод человека; е) высшая юридическая сила большинства этих норм, обладающих в своем действии приоритетом перед другими правовыми нормами; ж) нередкое отсутствие в этих нормах таких обычных структурных элементов правовых норм, как гипотез (т.е. условий применения норм) и особенно санкций; з) особый порядок и процедура принятия, изменения и отмены этих норм в сравнении с другими правовыми нормами.

Сами же конституционно-правовые нормы могут быть классифицированы : по характеру предписаний эти нормы могут быть императивными, когда в них правило поведения предписывается повелительно, строго, однозначно, и диспозитивными, когда правило формулируется таким образом, что предоставляется возможность выбора того или иного поведения. Примерами первых может служить ст. 116 Конституции РФ («Перед вновь избранным Президентом РФ Правительство РФ слагает свои полномочия»). Примерами вторых являются: положение ч. 4 ст. 117 Конституции, согласно которому, если ГД отказывает в доверии Правительству, то «Президент в течение 7 дн. принимает решение об отставке Правительства или о роспуске ГД и назначении новых выборов».

По их назначению : материальные и процессуальные. Первые - что именно регулируется, вторые - как осуществляется регулирование. В ч. 1 ст. 105 Конституции РФ содержится материальная норма: «ФЗ принимаются ГД», а в ч. 2 той же статьи - процессуальная норма: «ФЗ принимаются большинством голосов от общего числа депутатов».

По методу правового регулирования , а) обязывающие б) запрещающие; в) дозволяющие.

По времени своего действия конституционно-правовые нормы подразделяются на постоянные, которые не ограничены сроком своего действия, и временные, призванные действовать только в определенные периоды (в периоды чрезвычайного положения).

Но наиболее дифференцированы конституционно-правовые нормы по форме выражения их конкретного содержания . Это - нормы-правила, нормы-принципы, нормы-определения, нормы-разъяснения, нормы-декларации, нормы-цели и др. Например, Нормы-правила говорят о том, как надо поступать при наступлении того или иного юридического факта (полномочия старого парламента истекают в день открытия сессии вновь избранного парламента). Нормы-принципы, как и нормы-декларации - в ст. 8 Конституции РФ говорится, что в РФ признается и защищается равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

––––––

Институты конституционного права - это совокупность согласованных и взаимосвязанных конституционно-правовых норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений и объединенных общностью конкретных целей такого регулирования. Такими институтами являются институт гражданства, институт личных прав и свобод человека и гражданина, институт главы государства, институты парламента, правительства и др. Эти и другие конституционно-правовые институты далеко неодинаковы как по своей структуре, так и по масштабам регуляции, по числу норм. Ряд институтов носит сложный в структурном отношении, комплексный характер, включая в себя большее или меньшее число более частных институтов (например, институт прав и свобод человека и гражданина включает институты личных, политических, экономических, социальных, культурных прав). Системы конституционно-правовых институтов разных стран неодинаковы и могут не включать те или иные конкретные институты. Ясно, например, что в республиканских конституционно-правовых системах отсутствуют отдельные институты, свойственные аналогичным монархическим системам.

Со спецификой конституционных правоотношений неразрыв­но связана и специфика конституционно-правовых норм . Ряд этих норм представляет собой нормы-декларации . Но большинство из них содержит конкретные обще­обязательные правила поведения и предполагает или прямо ука­зывает на возможность принудительного обеспечения (см. норма права). В них час­то можно выделить обычные структурные элементы всякой пра­вовой нормы: гипотезу, диспозицию и санкцию. Но во многих нормах санкция отсутствует, в иных же нет и гипотезы. Это за­трудняет технико-нормативистский анализ многих конституци­онных правоотношений, заставляя юристов логически выводить или искать скрытые средства правового обеспечения таких норм. Впрочем, часто этого не требуется, так как порождаемые этими нормами правоотношения не приводят к конфликтам или доста­точно надежно обеспечиваются нормами политической морали.

К обязывающей относится норма, диспозиция которой закреплена, например, в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ: "Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы".

Примечание

Некоторые авторы работ по конституционному праву рас­сматривают обязывание и дозволение как проявление различных приемов и способов правового воздействия на общественные от­ношения, совокупность которых образует метод конституцион­но-правового регулирования. Но для такого вывода нет достаточ­ных оснований, поскольку обязывание и дозволение свойствен­ны нормам практически всех отраслей права и, следовательно, никакой специфики конституционного права не выражают. А это лишает смысла и вывод о якобы специальном методе конститу­ционно-правового регулирования.

Примером запрещающей может служить диспозиция ч. 2 ст. 34 Конституции РФ: "Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и ".

К управомочивающим можно отнести диспозиции конституционных норм, регламентирующих полномочия РФ и ее субъектов (ст. 71-73), Президента РФ (ст. 83-86) и других органов, а также закрепляющих права и свободы человека и гражданина. К ним относятся такие нормы, как:

"Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени" (ч. 1 ст. 23) или

"Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества" (ч. 2 ст. 26).

Особенность конкретно-регулятивных норм состоит в том, что они достаточно четко формулируют правила поведения. В них прямо указывается конкретное право, или обязанность, или запрет на определенный вид поведения. Например, в ч. 1 ст. 78 Конституции РФ записано:

"Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц".

К конкретно-регулятивным относятся все конституционно-правовые нормы, которые в своей диспозиции содержат указания на субъективные юридические права и обязанности.

Что же касается общерегулятивных, или дефинитивных , норм, то они устанавливают такое правило поведения, которое не получает в нормативном акте достаточно четкого выражения, и оно может быть выведено лишь в результате соответствующего анализа. Эти нормы определяют, в частности, цели, принципы, категории. Такой нормой, например, являются: "Президент РФ является главой государства" (ч. 1 ст. 80).

Критерий, принятый для классификации конституционно-правовых норм по территории их действия , к сожалению, не отражает одну из важных характеристик правовой нормы - кем, органом государственной власти какого уровня (федерального, субъекта Федерации или местного, муниципального) эта норма установлена. Дело в том, что вполне возможна ситуация, когда конституционно-правовая норма, принятая органом федеральной государственной власти, будет действовать не на всей территории РФ, а лишь на части ее территории. Например, в случае объявления чрезвычайного положения на какой-то части территории. В связи с этим представляется более определенным основанием классификации конституционно-правовых норм не по территории их действия, а по уровню органов власти, установивших эти конституционно-правовые нормы: а) федеральные; б) субъектов Федерации; в) муниципальные или органов местного самоуправления.

Нормы материального права определяют содержание деятельности субъектов конституционного права, их полномочия. Например, ч. 1 ст. 105 Конституции РФ устанавливает, что федеральные законы принимаются Государственной Думой РФ, а в ст. 105, 106, 107 и некоторых других Регламента Государственной Думы говорится о порядке, в котором принимаются федеральные законы - рассмотрение законопроектов осуществляется в трех чтениях и т. п.


Конституционно – правовые нормы – это установленные или санкционированные государством общеобязательные правила поведения, регулирующие наиболее важные общественные отношения, получившие юридическое закрепление в Конституции и иных конституционно – правовых актах, являющимися источниками конституционного права.
Конституционное право – это ведущая отрасль права в системе российского права.
Как и любая другая отрасль, Конституционное право представляет собой совокупности правовых норм, которые характеризуются с одной стороны, внутренним единством, определенными общими признаками, с другой стороны, отличаются от норм других отраслей права.
Конституционно – правовые нормы имеют ряд особенностей, отличающих их от норм других отраслей права. Эти особенности определяются, прежде всего, предметом правового регулирования
Нормы конституционного права закрепляют:
а) основы конституционного строя РФ;
б) основы правового статуса человека и гражданина;
в) основные права, свободы и обязанности человека и гражданина и их гарантии;
г) федеральное устройство РФ;
д) систему, а также основы организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления;
е) вопросы избирательного права и избирательной системы
ж) символы государства;
з) основания и порядок внесения поправок и пересмотра Конституции РФ, и другие.
Таким образом, конституционное право как отрасль права имеет свой предмет правового регулирования, т.е. свою особую область общественных отношений, регулируемую нормами именно этой отрасли права.
По сравнению с нормами других отраслей права нормы конституционного права отличаются:
а) своим содержанием, т.е. той сферой общественных отношений, на регулирование которых они направлены. Нормы данной отрасли права в отличие от норм других отраслей российского права регулируют наиболее важные общественные отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества: экономической (Ст.8, 9, 34-36 Конституции РФ и др.); политической (Ст. 3, 10-13 Конституции РФ и др.,); социальной (Ст.7, 19, 37-41 Конституции РФ и др.); культурно-духовной (Ст.43, 44 Конституции РФ и др.);
б) источниками в которых они выражены. Нормы конституционного права содержатся, прежде всего, в Конституции РФ, конституциях республик в составе РФ, федеральных конституционных законах, федеральных законах, Указах Президента РФ, Постановлениях Правительства РФ и субъектов РФ, актах органов местного самоуправления и других нормативных правовых актах регулирующих конституционно-правовые отношения.
в) учредительным характером содержащихся в них предписаний. Нормы конституционного права закрепляют (учреждают) в Конституции РФ, прежде всего, официальное наименование Российского государства (См. ст. 1 Конституции РФ), формы народовластия в РФ, закрепляют многонациональный народ Российской Федерации как носитель суверенитета и единственный и источник власти в РФ., (Ст.3 Конституции РФ), закрепляют основные принципы организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления (См. Ст. 10 – 12 и др.), наделяет их правом издавать общеобязательные акты и т.д.
д) особым механизмом реализации. Многие конституционно-правовые нормы в своей реализации связаны не с возникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера, так называемые правовые состояния. Например, состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе РФ, состояние в браке и т.д..
е) специфическим характером субъектов. Ни одна отрасль российского права не имеет такого широкого круга субъектов права, как конституционное право. Субъектами конституционно-правовых отношений могут выступать, как физические лица, так и юридические и коллективные. Например, народ, нация, само государство, народности, граждане, иностранные граждане, беженцы и вынужденные переселенцы, депутаты, избирательные комиссии, органы государственной власти и местного самоуправления и т.д.
ж) особенностями структуры. Для норм конституционного права не характерна трехчленная структура. Нормы конституционного права, в основном, состоят из диспозиции, т.е. из конкретного правила поведения, которому должны следовать участники правоотношений (См, например, ч.1-3 Ст. 3, 4,5, 58 и т.д. Конституции РФ.).
Значительно меньше норм содержат гипотезу и диспозицию. (См. например, ч. 2, 4-5 Ст.105 Конституции. РФ).
И, как правило, в нормах конституционного права отсутствует санкции т. е. не указываются конкретный вид и размер неблагоприятных последствий в случае не исполнения или ненадлежащего исполнения предписаний предусмотренных нормой права, как это имеет место в нормах уголовного или административного права.
Однако это не означает, что в конституционном праве санкции вообще отсутствуют.
Любая правовая норма всегда обеспечивается санкцией, или непосредственно, или косвенно. Что же касается норм конституционного права, то санкции носят, как правило, отсылочный характер, и содержаться в нормах административного, уголовного, гражданского или других отраслях права. (См. например ч.4 Ст.3 Конституции РФ: «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону», ч.5 Ст.13 Основного закона РФ: «Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни». Обратимся к статье 278 УК РФ. В ней прописано: «Действия, направленные на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции Российской Федерации, а равно направленные на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, - наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет».
Вместе с тем, отдельные нормы конституционного права содержат все три структурные элементы: гипотезу, диспозицию и санкцию. Примером может служить ч.3 Ст.41. «Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом». Однако, чтобы выявить все три элемента правовой нормы, необходимо применить при толковании, правила условного предложения: «если, то, иначе».
Гипотеза: Условие, если это должностное лицо (и не какое иное), и если оно скрывает факты и обстоятельства, которые (и только такие) создают угрозу для жизни и здоровья людей……
Диспозиция: запрещающая. Само правило данной нормы запрещает скрывать факты и обстоятельства создающие угрозу для жизни и здоровья….
Санкция: влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом. См. Ст.237 УК РФ. «1. Сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, совершенные лицом, обязанным обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению такой опасности, указанной информацией, -
наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
2. Те же деяния, если они совершены лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления либо если в результате таких деяний причинен вред здоровью человека или наступили иные тяжкие последствия, -
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового».
Необходимо иметь ввиду, что общественные отношения, регулируемые конституционным правом, не являются вполне однородными. Они в свою очередь могут быть классифицированы и разделы на группы. В каждую из этих групп входят наиболее близкие по содержанию общественные отношения.
Нормы конституционного права, которыми регулируются близкие по содержанию, однородные общественные отношения, образуют конституционно-правовой институт. Следовательно, конституционно-правовой институт - это часть отрасли права.
Таким образом, конституционно-правовой институт это часть отрасли права, система правовых норм, регулирующая наиболее близкие, родственные общественные отношения.
Например: Конституционно-правовыми институтами являются: институт Президентства, институт гражданства, институт судебной власти и т.д.
Существует много различных норм Конституционного права. Для удобства систематизации, изучения и применения принято подразделять их на виды, то есть на отдельные группы, обладающие одинаковыми признаками. Такое подразделение норм Конституционного права на виды называется – классификацией. В юридической литературе рассматривается немало оснований классификации правовых норм. Применяя юридические критерии для классификации норм конституционного права, можно разделить последние с точки зрения их связи с правоотношениями, на:
а) общие.
б) частные.
Так к общим нормам конституционного права относятся, прежде всего, нормы-принципы (Ст.10 Конституции РФ)
В конституционном праве встречаются нормы-цели, нормы-программы, нормы-декларации, нормы справки (не характерны для нашей Конституции)
Среди норм конституционного права выделяется группа норм, которые называют нормы - разъяснения, нормы-справки. Такие нормы содержаться в преамбулах конституций и законодательных актах.
Можно ли рассматривать положения, содержащиеся в преамбуле Конституции РФ, как юридические нормы? Конституционная теория давно решила такой вопрос: все, что записано, в Конституции, имеет обязательную нормативную силу.
Ибо изменения или дополнения положений преамбулы Конституции возможно только в соответствии с законом определяющем порядок внесения поправок и изменений в Конституцию РФ.
Общие нормы имеют решающее, определяющее значение при толковании и применении частных норм.
Что представляют собой последние?
Частные нормы конституционного права – это нормы формулирующие права и обязанности возможных участников правоотношений.
С точки зрения их назначения и юридических особенностей, в системе правового регулирования общественных отношений, частные норм делятся, прежде всего, на:
а) материальные
б) процессуальные
Материальные нормы конституционного права непосредственно регулируют общественные отношения, наделяют участников этих отношения юридическими правомочиями (правами и обязанностями), а также устанавливают правовую ответственность. Например: Ст.105 ч. I Конституции РФ.
Процессуальные же нормы определяют порядок, процедуру применения норм материального права, т.е. определяют процессуальный порядок реализации норм материального права. См., например, Ст. 105 ч.2-5; Ст. 107 Конституции РФ.
Большинство процессуальных норм содержаться в текущем законодательстве. К примеру, в законе о выборах Президента РФ, о порядке формирования Совета Федерации и т.д.
Материальные же нормы преимущественно содержатся в Конституции РФ.
Нормы конституционного права могут классифицироваться и по иным основаниям.
Так, например, по методу правового регулирования нормы конституционного права делятся на:
а) императивные
б) диспозитивные
Императивные – это строго определение нормы, требующие точного соблюдения установленных ими правил и запрещающие отступления от них. Подавляющее большинство конституционно-правовых норм носит именно такой характер. (См. Ст.Ст. 6, 8, 9, 10, и т. д.)
Диспозитивные нормы, в отличие от императивных, допускают возможность альтернативы, то есть различные варианты поведения в зависимости от конкретных условий. (Ст. 100 ч. 2 Конституция РФ).
Диспозитивных норм в конституционном праве сравнительно мало.
По характеру содержащиеся предписаний конституционно-правовые нормы делятся на:
а) Управомочивающие.
б) Обязывающие.
в) Запрещающие.
г) Дозволяющие.
Управомочивающие нормы конституционного права предоставляют субъектам Конституционно-правовых отношений правомочие на совершение тех или иных положительных действий. (Ст. 71 Конституции РФ). Такие нормы, как правило, содержат положении: управомочен, имеют право и т. д.
Обязывающие нормы конституционного права предписывают обязанность совершать субъектам определенные положительные действия. В них содержатся слова: должен, обязан и т.д. (Ст. 58 Конституции РФ).
Запрещающие нормы конституционного права формируют запреты, т.е. обязывают субъекта конституционно-правовых отношений воздерживаться от действий, запрещенных законом. Данные нормы содержат такие категории как: запрещается, не допускается, не может и т. д. (Ст. 13 ч.5 Конституции РФ)
Дозволяющие нормы конституционного права формируют дозволения, т.е. допустимое поведение участников правоотношений. Данные нормы, как правило, содержат слова: может, допускается и т.д. (Ст. 62 ч. 1 Конституция РФ)
Нормы конституционного права могут быть классифицированы также
По территории действия:
а) нормы, действующие на всей территории РФ.
б) нормы, действующие на территории субъекта РФ.
в) нормы, действующие на территории местного самоуправления.
По источнику, в котором они содержаться:
а) в конституции.
б) в федеральных конституционных законах.
в) в федеральных законах.
г) в актах субъектах Федерации.
д) в актах местного самоуправления.
По субъектам их применения
а) парламент РФ
б) президентом РФ
в) правительством РФ и т.д.
По содержанию (предмету) регулируемых ими общественных отношений
а) нормы закрепляющие основы Конституционного права
б) нормы закрепляющие основы правового статуса человека и гражданина
в) нормы, закрепляющие федеративное устройство РФ и т.д.
Таким образом, норма конституционного права - это общеобязательное правило поведения, которое содержится в статье, в части статьи или пункте нормативного правового акта конституционно-правового характера.

Норма права – общеобязательное формально определенное правило поведения, исходящее от государства или признаваемое им, обеспечиваемое силой государственного принуждения.

Практическое значение – определив вид нормы, возможно определить и способ ее реализации

Черты норм:

Непосредственная связь с государством (в нормах правах отражается государственная воля)

Обезличенность

Формальная определенность предписаний

Многократность применения

Длительность действия

Строгая соподчиненность и иерархичность

Охрана государством

Конституционно – правовая норма - общеобязательное формально определенное в конституционно – правовом акте правило, установленное и санкционированное государством и направленное на урегулирование общественных отношений, составляющих предмет КП

От норм других отраслей права конституционно-правовые нормы отличаются:

2) источниками, в которых они выражены. Основополагающие, наиболее значимые нормы содержатся в особом акте, обладающем высшей юридической силой во всей системе права, - в Конституции РФ;

3) своеобразием видов: среди рассматриваемых норм значительно больше, чем в других отраслях, общерегулятивных норм. Это нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-задачи. Они рассчитаны на всех правоприменяющих субъектов, независимо от вида правоотношений, участниками которых эти субъекты являются (гражданско-правовых, административно-правовых, трудовых и др.);

4) учредительным характером содержащихся в них предписаний. Именно конституционно-правовые нормы первичны, устанавливают обязательный для создания всех других правовых норм порядок: определяют формы основных нормативных правовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотворчества, наименование принимаемых ими правовых актов. Нормы конституционного права определяют и саму систему государственных органов;

5) особым механизмом реализации, которая для многих конституционно-правовых норм связана не с возникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе Российской Федерации);

6) специфическим характером субъектов, на регулирование отношений между которыми данные нормы направлены. Такими особыми субъектами можно назвать народ, государство, главу государства, представительные (законодательные) органы государственной власти;

7) особенностями структуры: для конституционно-правовых норм не характерна традиционная трехчленная структура, выделяемая в составе правовой нормы, - гипотеза, диспозиция и санкция. В рассматриваемых нормах обычно имеются гипотеза и диспозиция и лишь в отдельных случаях - санкция.

Конституционно-правовые нормы принято классифицировать по следующим основаниям:

1) по содержанию. Одни нормы связаны с основами конституционного строя, другие - с основами правового статуса человека и гражданина, третьи - с федеративным устройством, четвертые - с органами государства, органами местного самоуправления. Внутри этих крупных группировок норм в свою очередь выделяются взаимосвязанные комплексы норм, регулирующих относительно близкие сферы общественных отношений, что отражается в структуре конституционно-правовых институтов.

2) по юридической силе. Наиболее значимые по сфере и уровню правового регулирования нормы закреплены в Конституции РФ, и они обладают высшей юридической силой. Ни одна правовая норма не может противоречить Конституции. Среди других нормативных правовых актов, содержащих конституционно-правовые нормы, наибольшей юридической силой обладают федеральные конституционные и федеральные законы. На основе Конституции и названных законов издаются все иные нормативные правовые акты. По отношению к нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации высшей юридической силой обладают конституции республик и уставы других субъектов. Названные акты, а также иные нормативные правовые акты субъектов Федерации должны соответствовать Конституции РФ и федеральным законам.

Следует, однако, учесть, что в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, принятым в пределах предметов ведения, по которым субъекты обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции РФ), действует нормативный правовой акт субъекта.

3) по территории действия. По этому основанию различают нормы, действующие на всей территории Российской Федерации (К РФ, ФКЗ, ФЗ), на определенной части территории РФ (ФЗ «О территориях национального народопользования»), за пределами территории РФ /экстерриториальные (голосование на выборах)

4) по кругу лиц. По этому основанию различают нормы, действующие на неопределенный круг лиц (гл. 1К РФ), и действующие на конкретноопределенный круг лиц (обязанности ОГВ)

5) по времени. По этому основанию различают нормы постояннодействующие (срок действия заранее не определен, границы действия определяются временем действия НПА) и временнодействующие (заранее имеют ограничение по сроку: ограничение может вытеать из самой нормы (ч. 2 ст. 20 К РФ) или если норма рассчитана на конкретную ситуацию (ФЗ «О ЧС»)

6) по характеру предписания. По этому основанию различают нормы: управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

Управомочивающие нормы закрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные в этих нормах действия, определяют рамки правомочий соответствующих субъектов. Таковы все нормы, закрепляющие компетенцию Российской Федерации, ее субъектов, предметы ведения всех государственных органов (например, ст. 71, 72, 73, 83 - 90, 102, 103 Конституции).

Обязывающие нормы закрепляют в конкретной форме обязанности субъектов совершать определенные действия, предусмотренные данными нормами, избирать тот вариант поведения, который соответствует их требованиям. К этой группе относятся нормы, устанавливающие конституционные обязанности граждан, а также все нормы, в которых исключается любой иной вариант действия, кроме предусмотренного в норме.

Запрещающие нормы содержат в своих предписаниях запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренных. Это обычно такие формулы: "запрещается", "не допускается", "обязаны", "не вправе" и т.п. Например, согласно ч. 5 ст. 13 Конституции РФ, запрещаются создание и деятельность общественных объединений по указанным в ней основаниям.

7) по степени определенности предписаний. По этому основанию различают императивные и диспозитивные нормы.

Императивные нормы - такие, в которых однозначно определяются вариант поведения, действия субъектов в соответствующих обстоятельствах (после трехкратного отклонения Думой кандидатур Председателя Правительства Президент распускает Думу и назначает новые выборы)

Диспозитивные нормы предусматривают возможности выбора варианта действия субъекта с учетом указанных в норме условий и обстоятельств (после выражения Государственной Думой недоверия Правительству, Президент вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Думы)

8) по назначению в механизме правового регулирования. По этому основанию принято различать материальные и процессуальные (процедурные) нормы.

Если материальная норма предусматривают содержание действий по правовому регулированию общественных отношений, то процедурная норма определяет формы, в которых материальная норма должна быть реализована. Процедурными являются нормы, устанавливающие порядок работы представительных органов, принятия законов и иных актов и т.д. В качестве специального свода процедурных норм могут рассматриваться Регламенты Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

9) по способу правового регулирования общественных отношений. По данному критерию выделяют нормы общеругулятивные (порождают общие правоотношения (состояния, статусы); нельзя вычленить гипотезу, диспозицию, санкцию; отправное положение не только для КП, но и для других отраслей; имеют перспективный, целевой характер; действуют постоянно на всей территории РФ и распространяются на всех субъектов, нельзя делить на управомочивающие, обязывающие и запрещающие):

нормы-принципы (отправные начала правотворчества и правоприменения) (гл. 1 К РФ),

нормы-дефиниции (дают определения понятиям),

коллизионные нормы 9устанавливают, какая норма подлежит применению в случае противоречия одной нормы другой) (ч. 2 ст. 16 К РФ).

Конкретнорегулятивные:

По форме выражения диспозиции:

o управомачивающие (закрепляют правовую возможность участников общественных отношений) (ч. 2 ст. 125 К РФ)

o обязывающие (устанавливают определенное правило поведения, не зависящее от воли участника общественных отношений) (ч. 3 ст. 32 К РФ)

o запрещающие (ч. 2 ст. 29 К РФ);

По характеру обязательности предписаний:

o императивные (исключают отступление от нормы; субъекты волевым решением не могут менять содержание нормы) (ст. 20 К РФ),

o диспозитивные (возможность действовать по собственному усмотрению, если такая возможность предоставлена) (ч. 1 ст. 26 К РФ)

o альтернативные (допускает заранее установленные варианты поведения в зависимости от условий) (ст. 135 К РФ);

По роли в механизме правового регулирования:

o материальные (непосредственно регулируют общественные отношения):

· регулятивные (закрепляют права и обязанности)

· охранительные (закрепляют меру юридической ответственности)

o процессуальные (закрепляют механизм реализации материальной нормы)


7. Конституционно-правовые отношения: понятие, виды, юридическая конструкция (субъекты, объекты, содержание, юридические факты).

В результате действия конституционно-правовых норм возникают конституционно-правовые отношения. Всякое правоотношение есть результат урегулированности правовой нормой общественного отношения. Вследствие этого устанавливаются юридические связи между соответствующими субъектами, в которых один субъект обладает определенными правами, а второй - корреспондирующими им обязанностями или оба связаны взаимными правами и обязанностями.

Конституционно-правовое отношение - общественное отношение, урегулированное нормой КП и содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной нормой права

Специфика конституционно-правовых отношений по сравнению с другими видами правоотношений состоит в следующем:

1) конституционно-правовые отношения имеют свое собственное содержание: возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет конституционного права;

2) конституционно-правовым отношениям свойствен особый субъектный состав: некоторые субъекты этих отношений не могут быть участниками других видов правоотношений;

3) конституционно-правовые отношения характеризуются большим разнообразием, что создает многослойные юридические связи между субъектами, устанавливаемые зачастую через цепь взаимосвязанных между собой правоотношений.

Различные виды конституционно-правовых отношений:

1) Правоотношения классического вида возникают в результате реализации норм - правил поведения. На их основе складываются конкретные конституционно-правовые отношения, в которых четко определены субъекты, их взаимные права и обязанности.

Реализацией же таких норм, как нормы-принципы, нормы-цели, нормы-декларации порождаются правоотношения другого вида - правоотношения общего характера, в которых конкретно не определены субъекты, не установлены их конкретные права и обязанности.

Особым видом конституционно-правовых отношений являются так называемые правовые состояния. Их специфическая черта - четкая определенность субъектов правоотношения. Однако содержание взаимных прав и обязанностей субъектов, как правило, конкретно не определено, оно вытекает из установлений большого массива действующих конституционно-правовых норм. Конституционно-правовыми отношениями такого вида являются состояние в гражданстве, состояние субъектов Российской Федерации в ее составе.

2) В качестве вида конституционно-правовых отношений можно выделить постоянные и временные правоотношения. Срок действия постоянных правоотношений не определен, однако они могут и прекратить свое существование в конкретных условиях. Например, смерть гражданина прекращает отношения по гражданству. Временные правоотношения возникают, как правило, в результате реализации конкретных норм - правил поведения. С выполнением заложенной в правоотношении правообязанности оно прекращается. Так, правоотношения между избирателем и участковой избирательной комиссией заканчиваются исполнением последней своей обязанности выдать избирателю избирательный бюллетень и обеспечить ему установленные условия для голосования.

3) Особыми видами конституционно-правовых отношений являются материальные и процессуальные правоотношения. В первых - реализуются права и обязанности, которые составляют содержание правоотношения (правоустановительные отношения), во вторых - реализуются права и обязанности, связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно-правовых нормах, устанавливающих те или иные обязанности субъектов (правоохранительные отношения). Например, на основе нормы, содержащейся в ч. 1 ст. 35 Конституции, закрепляющей, что право частной собственности охраняется законом, возникают правоохранительные конституционно-правовые отношения, а на основе нормы о том, что в Российской Федерации признается и защищается частная собственность (ч. 2 ст. 8), - правоустановительные отношения.

4) Конституционно – правовые отношения бывают активного и пассивного типа. Конституционно правовые отношения активного типа складываются на основе обязывающих и управомочивающих норм, требуют от субъекта права совершения положительных действий, без которых интересы управомоченного не могут быть удовлетворены. Конституционные правоотношения пассивного типа складываются на основе запрещающих норм.

Элементами, составными частями конституционно-правового отношения являются субъекты, объект, содержание правоотношения и юридический факт

Круг субъектов конституционно-правовых отношений очень широк. Среди них выделяют:

Социальные общности (многонациональный народ РФ, народы, проживающие на территории РФ)

Юридические лица публичного права (РФ, субъекты РФ, муниципальные образования)

Органы публичной власти и должностные лица

Индивиды и их объединения (общественные объединения граждан)

В конституционном праве Российской Федерации выделяются следующие объекты конституционно-правовых отношений:

Государственная территория и её границы.

Личные неимущественные блага (жизнь, здоровье, честь, достоинство).

Некоторые нормы Конституции РФ содержат указания на данные объекты:

o каждый имеет право на жизнь (ч. 1 ст. 21);

o достоинство личности охраняется государством (ч. 1 ст. 21) и др.

Материальные блага (природные ресурсы, средства государственной казны).

Нормы конституционного права устанавливают круг объектов различных форм собственности (ст. 8, 9, 34, 35 Конституции РФ) и право соответствующих субъектов пользоваться такими объектами. На основе этих норм могут возникать конституционно- правовые отношения.

Поведение людей (вступление в гражданство, отзыв депутатов избирателями, митинги и т.д.)

Деятельность органов и должностных лиц государства, негосударственных организаций также является явлением с которым приходится сталкиваться субъектам конституционно-правовых отношений при реализации своих прав и обязанностей

Правовые акты, например, ставшие объектом рассмотрения в Конституционном Суде, иных судах

Содержание конституционно-правовых отношений распадается на юридическое и фактическое (материальное). Юридическое содержание правоотношения представляет собой субъективные юридические права и обязанности его участников, определенные нормой конституционного права. Фактическое содержание - это фактическое поведение субъектов конституционно-правового отношения в пределах предоставленных субъективных юридических прав и обязанностей.

Субъективное право в юридическом содержании конституционно-правового отношения - это мера дозволенного поведения лица, наделенного этим правом. Субъективная обязанность - предписанная лицу мера необходимого поведения. Обязанности субъектов конституционно-правовых отношений различны. Выделяются общие обязанности, которые распространяются на всех субъектов (например, обязанность соблюдать Конституцию и законы), обязанности, которые могут принадлежать только определенным субъектам (например, обязанность общественных объединений ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с таким отчетом), конкретные обязанности, то есть такие, которые могут принадлежать только конкретному субъекту конституционного права (например, обязанность Президента РФ в течение четырнадцати дней подписать и обнародовать принятый федеральный конституционный закон).

Для возникновения, изменения или прекращения конституционно-правовых отношений необходимы юридические факты - жизненные обстоятельства, с которыми правовая норма связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Юридическими фактами могут быть либо события, либо действия.

События - это обстоятельства, не зависящие от воли людей. Например, рождение человека становится основанием возникновения у него личных прав - права на жизнь, на личную неприкосновенность, достоинство личности и др.

Действия как волевое поведение людей, внешнее выражение их воли и сознания разделяются на правомерные и неправомерные. Правомерное действие - это волевое поведение, которое соответствует правовым предписаниям, согласуется с содержанием прав и обязанностей субъектов. Неправомерное действие - это волевое поведение, которое не соответствует правовым предписаниям, ущемляет субъективные права, не согласуется с возложенными на лиц юридическими обязанностями.

Особенностью юридических фактов в конституционном праве является широкое распространение юридических фактов-состояний, то есть обстоятельств, которые существуют длительное время, непрерывно или периодически. К таким юридическим состояниям относится, например, состояние гражданства. Следует отметить, что правовые состояния одновременно сами являются правоотношениями.

Как правило, развитие правоотношения, его движение побуждаются целой системой, цепью юридических фактов. Например, возникновение правоотношений по гражданству порождается таким событием, как рождение гражданина. Возникновению правоотношения, содержанием которого является реализация избирательного права гражданина, предшествует целая цепь юридических фактов: принятие актов о назначении выборов, об образовании избирательных округов, комиссий, участков, составление списков избирателей, включение в списки данного гражданина, наступление срока, установленного для начала голосования.


8. Понятие, юридическое закрепление и структура основ конституционного строя Российской Федерации . Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью как основа конституционного строя .

Раздел первый Конституции РФ открывается гл. I «Основы конституционного строя». Понятие основ конституционного строя является новым как для Конституции РФ, так и для нау­ки конституционного права.

В конституциях советского "периода использовали понятия общественного строя (общественного устройства, его основ) и государственного строя.

Понятие «общественный строй» включало экономическую и политическую систему общества, его социальные основы.

Под экономической системой общества понималась совокуп­ность общественных отношений, выражающих главные устои производства, распределения и обмена в сфере экономической жизни общества.

Под политической системой общества понимался механизм народовластия, имеющий целью обеспечить управление госу­дарственными и общественными делами в соответствии с волей народа.

Социальную основу общества составляли отношения между социальными группами и слоями общества.

Понятие государственного строя обозначало основные харак­теристики государства, его территориальную организацию, сис­тему государственных органов, порядок их образования и взаи­модействия как между собой, так и с гражданами и их объеди­нениями.

Понятие «конституционный строй» является более широким. Оно включает в себя характеристику как общественного, так и государственного строя.

Конституционный строй - закрепленное в Конституции РФ устройство общества и государства, отличи­тельным признаком которого является подчинение государства праву.

Основы конституционного строя представляют собой обще­человеческие ценности, выработанные мировой цивилизацией, возникшие в период буржуазных революций и воспринятые конституциями современных демократических государств, в том числе Конституцией РФ 1993 г. Они имеют универсальный характер для мировой цивилизации, определяют взаимоотно­шения между личностью, обществом и государством.

Закрепленные гл. 1 Конституции РФ основы конституцион­ного строя представляют собой нормы-принципы, развиваемые нормами других глав Конституции РФ. Их особая юридическая природа, верховенство обеспечиваются особым порядком их пересмотра, предусмотренным ст. 135 Конституции РФ.

Основы конституционного строя Российской Федерации можно классифицировать на основы правового (конституцион­ного) государства и основы гражданского общества. К основам конституционного государства относятся: уважение прав и сво­бод человека, народовластие, республиканская форма правле­ния, суверенное государство, социальное государство, разделе­ние властей, федеративное государство, светское государство. К основам гражданского общества относятся: экономическая основа общества, идеологический и политический плюрализм.

Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью яв­ляется важнейшей гарантией подчинения государства праву и непременным условием признания государства правовым (кон­ституционным). Признание человека высшей ценностью, при­знание, соблюдение и защита прав и свобод человека и граж­данина - первейшая по своему значению основа конституци­онного строя Российской Федерации

В правовом (конституционном) государстве должно быть закреплено и обеспечено развитие гражданского общества, участие граждан в осуществлении власти как непосредственно, так и через представителей.

Демократия (народо­властие) является важнейшим признаком правового (конститу­ционного) государства, основой конституционного строя.

Характеристика правового (конституционного) государства предполагает разделение государственной власти на законода­тельную, исполнительную и судебную. Источником власти ос­тается народ. Однако полномочия по осуществлению власти распределяются между тремя ветвями власти, которые незави­симы друг от друга по своему положению и своей деятельно­стью сдерживают друг друга. Таким образом, принцип разделения властей со­ставляет следующую обязательную основу конституционного строя

Правовое (конституционное) государство должно создать ус­ловия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное разви­тие человека. Следовательно, оно должно быть социальным. Социальный характер конституционного государства является одной из основ конституционного строя Российской Федера­ции

Обязательным условием осуществления народовластия явля­ется наличие органов местного самоуправления в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом истори­ческих и иных местных традиций, существующего вне системы государственной власти. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Это основа конституционного строя Российской Федерации

Конституционный строй предполагает наличие идеологиче­ского и политического многообразия. В правовом государстве ни­какая идеология не получает статус официальной, государст­венной или обязательной.

Политические партии и общественные объединения, представляющие различные мнения в качестве идеологических течений, - необходимое условие существова­ния гражданского общества. Идеологический и политический плюрализм выступает неотъемлемой основой конституционно­го строя Российской Федерации.

Правовое (конституционное) государство должно быть суве­ренным, обладать как верховенством и независимостью в осу­ществлении государственной власти внутри страны, так и само­стоятельностью на международной арене. Суверенный характер Российского государства является существенной основой кон­ституционного строя Российской Федерации.

Важнейшими гарантиями правового (конституционного) ха­рактера государства являются признание и равная защита част­ной, государственной, муниципальной и иных форм собствен­ности, единство экономического пространства, свободное пе­ремещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, которые составляют экономическую основу конституционного строя Рос­сийской Федерации.

Конституция РФ в гл. 1 называет и такие основы конститу­ционного строя Российской Федерации, как республиканская форма правления, федеративное устройство, светский характер Российского государства.

Закрепленные гл. 1 Конституции РФ основы конституцион­ного строя, их осо­бая юридическая природа, верховенство и высшая юридическая сила обеспечиваются особым порядком их пересмотра, преду­смотренным ст. 135.

Ключевой характеристикой российского конституционного строя является его гуманистическая направленность, емко вы­раженная в формуле ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его пра­ва и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблю­дение и защита прав и свобод человека и гражданина - обя­занность государства».

Положение о человеке, его правах и свободах как высшей ценности было одним из ключевых в концепции общечеловече­ских ценностей, получившей общемировое признание во Все­общей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., Меж­дународном пакте о гражданских и политических правах и Международном пакте об экономических, социальных и куль­турных правах от 19 декабря 1966 г., Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. Соответствую­щая норма в России впервые появилась в преамбуле Деклара­ции прав и свобод человека и гражданина и была отражена в обновленной редакции Конституции РСФСР 1978 г.

Статья 2 Конституции РФ содержит два кратких, но глубо­ких по своему смыслу положения: о приоритете интересов лич­ности в государственной политике и об установлении обязан­ностей государства по отношению к личности.

Приоритет интересов личности в государственной политике следует из признания человека, его прав и свобод высшей цен­ностью и находит свое развитие в других нормах Конститу­ции РФ: каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обя­занности, предусмотренные Конституцией РФ (ч. 2 ст. 6); любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15); права и свободы человека и гражданина являются непо­средственно действующими, определяющими смысл, содержа­ние и применение законов, деятельность законодательной и ис­полнительной власти, местного самоуправления и обеспечива­ются правосудием (ст. 18); в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свобо­ды человека и гражданина (ч. 2 ст. 55), и проч.

Вместе с тем у личности в свою очередь есть конституцион­ные обязанности по отношению к другим участникам общест­венных отношений. К их числу, в частности, относится обязан­ность соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15), при осуществлении прав и свобод не нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17).

Второе положение, содержащееся в ст. 2, обращено к госу­дарству как субъекту конституционно-правовых отношений. Оно обязано признавать, соблюдать и защищать права и свобо­ды человека и гражданина. В условиях действия принципа раз­деления государственной власти признание прав и свобод обес­печивается органами законодательной ветви вла­сти путем их закрепления в законодательстве. Соблюдение прав и свобод - обязанность органов исполнительной власти, кото­рые должны воздерживаться от совершения действий, нару­шающих или ущемляющих их, а также создавать условия для полной и эффективной их реализации. Защита прав и свобод - прерогатива судебной власти, которая призвана восстанавли­вать нарушенные права.

Согласно правовым позициям Конституционного Суда РФ закрепление в Конституции РФ данных обязанностей следует из конституционного принципа правового государства. Ими обусловлена деятельность органов государственной власти, призванных гарантировать неотъемлемость и неотчуждаемость основных прав и свобод человека и гражданина.


9. Демократическое государство как основа конституционного строя Российской Федерации . Непосредственная и представительная демократия .

Одним из определяющих, обязательных признаков консти­туционного государства является его демократический харак­тер. В юридической науке демократия рассматривается с раз­ных сторон: как форма государства, политический режим, об­щественно-политическая демократия, политический процесс, движение и др.

Становление демократии как правовой категории связано с появлением конституций XVII-XIX вв., которые содержали идею равенства, провозглашали свободы и политические права, устанавливали известное ограничение прав высших органов власти по принципу разделения властей.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 1) Российская Федерация есть демократическое государство. Его демократизм находит выражение прежде всего в народовластии; разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную; политическом многообразии; местном самоуправлении.

1. В Конституции РФ указывается (ст. 3), что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия, или, иначе говоря, демократическим государством.

В переводе с древнегреческого демократия дословно перево­дится как народовластие (власть, воля народа). Это наиболее распространенное понимание демократии. Для рассмотрения содержания категории «демократия» нужно выяснить содержа­ние понятий «народ» и «власть».

Первым составным элементом народовластия является на­род. В современной российской юридической литературе катего­рия «народ» включает всю совокупность граждан данного госу­дарства.

Категорию «народ» следует отличать от понятия «населе­ние», которое включает в себя не только граждан определенно­го государства, но и других лиц, проживающих на его террито­рии (иностранцев, лиц без гражданства).

Вторым составным элементом народовластия является власть. Власть - волевое общественное отношение, в котором имеются два субъекта, обладающие неравными по объему правами и обязанностями. Обязательный признак властных отношений - превалирование одной воли. Облада­тель превалирующей воли побуждает второй, пассивный субъ­ект к совершению определенных действий. Следовательно, властные отношения всегда имеют субординационный харак­тер.

Власть народа в Российской Федерации реализуется посред­ством публичной власти (государственной и местного само­управления) и общественной власти.

2. Одним из основополагающих принципов демократической организации государства, важнейшей предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития человека является принцип разделения властей.

В своем классическом виде теория разделения властей была сформулирована Д. Локком и Ш. Монтескье. Ее сущность сводится к тому, что для обеспечения свободы граждан различные функции государственной власти - законодательная, исполнительная и судебная - должны осуществляться различными органами, независимыми друг от друга и сдерживающими друг друга.

В Российской Федерации принцип разделения властей впервые был провозглашен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР (июнь 1990 г.), в которой разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную объявлялось "важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства". В апреле 1992 года этот принцип был внесен в Конституцию в качестве одной из незыблемых основ конституционного строя России (ст. 1).

Разделение властей - один из основных принципов действующей Конституции РФ. В ст. 10 предусмотрено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых самостоятельны. Они не вправе выходить за пределы полномочий, установленных для них Конституцией РФ и законом.

Таким образом, согласно Конституции, разделение властей означает не только рассредоточение, распределение, демонополизацию власти, но и действительное, реальное взаимное ее уравновешивание, при котором ни одна из трех властей не может ущемить или подчинить себе другие и вынуждена действовать в условиях взаимопонимания и взаимосотрудничества.

Для того чтобы обеспечить реализацию принципа разделения властей не только в верхних эшелонах государственной власти, но и во всей иерархии государственных органов, Конституция (ст. 5) предусматривает соединение принципа разделения властей с принципом разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией, составляющими ее республиками, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью, автономными округами.

3. Демократия в Российской Федерации осуществляется на основе принципа политического многообразия.

Принцип политического многообразия (плюрализма) означает создание возможностей оказывать влияние на политический процесс всем социально-политическим или иным организациям, деятельность которых имеет политический аспект и находится в рамках Конституции.

В Российской Федерации, указывается в Конституции РФ (ст. 13), признаются политическое многообразие, многопартийность. Общественные объединения равны перед законом. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

4. Демократизм Российской Федерации означает наличие в ней местного самоуправления. "В Российской Федерации, - сказано в Конституции (ст. 12), - признается и гарантируется местное самоуправление".


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24

Рассматривая понятие конституционно-правовых норм, необходимо отметить, что им свойственны общие признаки, присущие всем правовым нормам, безотносительно к их отраслевой принадлежности, а также особенности, выделяющие их в самостоятельную часть всей системы права.

Конституционно-правовые нормы обладают следующими специфическими признаками, по которым их можно отличить от норм иных отраслей права.

1. Основное назначение, роль и место в механизме правового регулирования конституционно-правовых норм определяются особым характером той сферы общественных отношений, на регулирование которой они направлены (например, человек и государство).

2. Специфическим признаком норм конституционного права является особый характер источников права, в которых они выражены. Самым главным источником, в котором выражены основополагающие, наиболее значимые нормы, является особый акт, обладающий высшей юридической силой во всей правовой системе, - Конституция РФ. Наивысшая юридическая сила норм Конституции РФ обусловлена тем, что Конституция содержит политико-юридические решения наиболее важных проблем государства и общества. Высшая юридическая сила конституционных норм является основой законности и правопорядка в обществе. В Конституции РФ устанавливается иерархия основных источников права (ст. 16).

3. В конституционном праве значительно больше, чем в других отраслях, общерегулятивных норм, а не норм конкретно регулирующего характера. К общерегулятивным относятся нормы-принципы, нормы-декларации, нормы-определения, нормы-цели, нормы-программы, нормы-разъяснения, нормы-справки и др. Так, нормы-принципы рассчитаны на всех правоприменяющих субъектов независимо от вида правоотношений, участниками которых эти субъекты являются (гражданско-правовых, административно-правовых, трудовых и др.). Нормами-принципами и нормами-декларациями являются нередко основополагающие положения конституций. "Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны" (ст. 10 Конституции РФ).

Конституции и другие источники конституционного права содержат положения, в которых даны объяснения значения того или иного термина, устанавливается, что понимается под отдельными словами, применяемыми в конституциях или других нормативных актах. "Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления" (ст. 1 Конституции РФ).

Вместе с тем в конституционном праве существуют и нормы-правила. Например, в соответствии с ч. 2 ст. 99 Конституции РФ "Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания".



В конституционном праве встречаются и нормы-цели, нормы-программы. Это особенно характерно было для советских конституций, конституций социалистических стран, некоторых конституций развивающихся государств. Такие нормы представляют собой программные положения, нередко перенесенные в конституцию из программных документов единственной правящей партии.

Среди норм конституционного права выделяется группа норм, которые называются "нормы-разъяснения" и "нормы-справки". Такие нормы содержатся в преамбулах конституций и законодательных актов. Они, например, фиксируют важнейшие факты из национальной истории, поворотные события в жизни страны и не могут быть изменены или отменены без применения установленного порядка внесения поправок и изменений в конституцию или в законодательный акт.

4. Учредительный характер предписаний, содержащихся в нормах конституционного права. Именно конституционно-правовые нормы определяют формы правовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотворчества, т.е. обязательный порядок для создания всех правовых норм других отраслей. Нормы конституционного права определяют и саму систему органов государственной власти.

5. Особый механизм реализации конституционно-правовых норм. Многие конституционно-правовые нормы в своей реализации связаны с возникновением не конкретных правоотношений, а особого вида отношений общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе Российской Федерации).



6. Специфический характер субъектов, на регулирование отношений которых обращены нормы конституционного права. Это такие субъекты, как народ, государство, нации и народности, высшие государственные органы.

7. Особенности структуры норм конституционного права. Конституционно-правовую норму необходимо рассматривать как логически цельное предписание, формально закрепляющее государственно-властное веление, поэтому о трехчленной структуре (гипотеза, диспозиция и санкция) можно говорить лишь как об общей модели. Структура одних конституционных норм соответствует этой модели, структура других представлена в виде различных модификаций с измененным числом элементов. Соотношение элементов определяют такие факторы, как характер регулируемых общественных отношений, выполняемые функции, особенности законодательной политики, степень совершенства юридической техники. Так, например, в нормах конституционного права Российской Федерации преобладают нормы с отсылочными санкциями, а также весьма распространены нормы, в которых отсутствует гипотеза.

Нормы конституционного права многообразны и отличаются друг от друга. Отличительные признаки дают основания для их классификации.

1. По степени определенности содержащихся в них предписаний нормы конституционного права делятся на диспозитивные и императивные.

Диспозитивные - это такие нормы, которые оставляют возможность выбора поведения на усмотрение участника конституционно-правовых отношений. Это, например, нормы, предоставляющие правительству право в случае выражения вотума недоверия уйти в отставку или распустить парламент или его нижнюю палату, право главы государства объявить при определенных условиях чрезвычайное положение и т.д. Диспозитивная норма в конституционном праве может:

Давать несколько вариантов своей реализации (например, Президент РФ может одобрить или не одобрить закон, поступивший из Государственной Думы);

Одно полномочие предоставлять нескольким субъектам (ст. 104 Конституции РФ устанавливает перечень субъектов, обладающих правом законодательной инициативы);

Оставлять на усмотрение адресата, осуществлять полномочие или нет (получив предложения о кандидатурах на пост судьи Конституционного Суда РФ, Президент РФ по своему усмотрению решает, принять ли во внимание представленные кандидатуры).

Однако диспозитивных норм в конституционном праве меньше, чем императивных, которые предписывают определенное поведение при соответствующих обстоятельствах.

2. По назначению в механизме правового регулирования нормы конституционного права разделяются на материальные и процессуальные. Материальная норма предусматривает содержание действия по правовому регулированию общественных отношений. "Федеральные законы принимаются Государственной Думой" (ч. 1 ст. 105 Конституции РФ). Процессуальные нормы определяют формы, в которых эта норма должна быть реализована: "Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией РФ" (ч. 2 ст. 105 Конституции РФ). Специальными сводами процедурных норм являются регламенты палат парламентов, в некоторых странах - законы о парламентах.

3. Классификация по юридической силе осуществляется в прямой зависимости от того, в каком нормативном акте (конституции, законе, подзаконном акте) выражена норма конституционного права. Наибольшей юридической силой обладают нормы конституций. В Российской Федерации на основе ст. 16 Конституции РФ 1993 г. закреплена иерархия норм конституционного права. Ни одна правовая норма не может противоречить Конституции. Наибольшей юридической силой обладают федеральные конституционные законы. На основе Конституции и федеральных конституционных законов издаются все другие нормативные правовые акты: федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты.

От уровня юридической силы нормы зависит и юридическая база, на основе которой формируется ее содержание. Юридическая сила определяет и порядок отмены нормы, линию ее взаимодействия с другими нормами, их соотношение.

4. По территории действия. Различают нормы, действующие на территории всей страны, и нормы, действующие на территории группы субъектов Федерации, отдельных субъектов Федерации, муниципальных образований.

5. Нормы конституционного права классифицируют и по времени их действия. Различают нормы постоянного действия (которые не обусловлены никаким сроком действия) и нормы временного действия (т.е. рассчитанные на установленный срок, который может быть как назван в самом акте, так и не назван, но временность норм подчеркивается именованием - "временный регламент", "временное положение". Временными нормами могут быть такие, которые выражены в актах временного действия, в переходных положениях конституций и др. "Институты Республики, предусмотренные настоящей Конституцией, - отмечается в Конституции Франции, - будут созданы в течение четырех месяцев со дня ее промульгации" (ч. 1 ст. 91).

В ряде стран приняты законы о чрезвычайном положении. Нормы таких законов действуют только в случае объявления чрезвычайного или военного положения. "В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя, в соответствии с федеральным конституционным законом, могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия" (ч. 1 ст. 56 Конституции РФ).

6. Различаются конституционно-правовые нормы и по содержанию, т.е. по кругу регулируемых общественных отношений. Одни нормы связаны со сферой общественных отношений, другие - с закреплением основ правового статуса человека и гражданина, третьи - с федеративным устройством, четвертые - с системой органов государства. Существуют и другие взаимосвязанные комплексы норм, регулирующие относительно близкие сферы общественных отношений.

При применении норм важно установить все эти взаимосвязи, определить их место в системе других норм, регулирующих данную сферу общественных отношений.

7. По характеру содержащегося предписания. Этот признак раскрывает механизм регулирующего воздействия нормы. Различают нормы управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

Управомочивающие нормы закрепляют право субъектов производить предусмотренные в них действия, определяют рамки их полномочий. Это нормы, закрепляющие компетенцию Российской Федерации, ее субъектов, предметы ведения всех государственных органов. К управомочивающим нормам можно отнести содержащиеся в Конституции нормы-принципы, нормы-цели, нормы-задачи и т.п. Они закрепляют правомочия всех субъектов действовать в целях предусмотренных в них предписаний.

Обязывающие нормы закрепляют обязанности субъектов соотносить свои поведение, действия с установками данных норм, избирать вариант поведения, соответствующий их требованиям. К ним относятся нормы, закрепляющие конституционные обязанности граждан, и нормы, в которых исключается иной вариант действия, чем предусмотренный в норме.

Запрещающие нормы содержат запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренных.

8. По субъектам правотворчества. Нормы конституционного права могут исходить от народа (решения, принятые на референдумах), органа законодательной (представительной) власти (законы государства, нормативные акты парламента и его палат), президента (указы, распоряжения), высшего органа исполнительной власти (постановления и распоряжения правительства), иных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Федерации. Особую роль в конституционном праве играют решения судебного органа конституционного контроля (в Российской Федерации - Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ).

Правовой результат достигается действием не одной правовой нормы, а их совокупности. Такие совокупности родственных норм именуются государственно-правовыми институтами. Установление принадлежности нормы к тому или иному правовому институту необходимо, так как не каждая отдельная норма проявляет свойства, присущие институту в целом.

Таким образом, конституционно-правовые институты - это совокупность норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений. Такими институтами являются, например, институт главы государства, институт местного самоуправления и т.д.

Конституционно-правовые институты существенно различаются по объему регулируемых отношений, по числу норм и их юридической силе.

Среди конституционно-правовых институтов выделяют комплексные (генеральные) институты. Комплексными институтами является, например, совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих народное представительство, права и свободы человека и гражданина и др.

Нередко в конституциях указывается, какими актами регулируется тот или иной институт. Например, в Конституции РФ 1993 г. называется более десяти федеральных конституционных законов и ряд федеральных законов, которые являются основой конституционно-правового регулирования института. В других странах для этого предусмотрены органические законы, принимаемые в особом порядке, и т.д.

Разумеется, совокупности конституционно-правовых норм, близких по содержанию и являющихся конституционно-правовыми институтами, имеют в разных странах существенное различие. Институты, имеющиеся в одних странах, могут отсутствовать в других. Например, институт омбудсмена (уполномоченного по правам человека) имеется далеко не во всех странах.

10. Высшая юридическая сила Конституции Российской Федерации:

понятие и содержание.

Высшая юридическая сила Конституции Российской Федерации – это свойство Конституции, определяющее ее верховенство в российской правовой системе.

Данное свойство имеет принципиальное значение.

Конституция есть способ закрепления и выражения высших правовых норм, и в этом смысле она сама выступает в качестве так называемой абсолютной нормы, которой не могут противоречить любые правовые акты, действующие в Российской Федерации. Указанное положение закреплено в ч. 1 ст. 15 Основного Закона («Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации»).

Высшая юридическая сила Конституции РФ выражается в следующем:

Ее нормы являются основополагающим источником не только конституционного права, но и других отраслей права - гражданского, уголовного, административного и др.;

Текущие законы и другие нормативные акты должны приниматься только указанными в конституции органами государственной власти и не могут противоречить нормам конституции;

Государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать конституцию;

Конституция юридически закрепляет и гарантирует политическое, государственное единство народа;

Правовые системы Российской Федерации и ее субъектов являются едиными;

Конституция закрепляет территориальную целостность государства (в России нет анклавов, свободных от действия федеральной Конституции, и она не нуждается в ратификации или иной форме утверждения субъектами РФ).

Обеспечение высшей юридической силы и прямого действия Конституции возложено именно на Федерацию, которая в соответствующих случаях вправе и обязана использовать адекватные меры воздействия.

Вопросами обеспечения конституционности законов и других нормативно-правовых актов занимаются органы конституционного контроля (надзора, суда). Им нередко принадлежит и право толкования конституционных положений. В России это Конституционный Суд РФ, представляющий собой орган государственной власти, осуществляющий конституционный контроль в порядке судопроизводства.

Государственный суверенитет Российской Федерации. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, связанные с понятием и содержанием государственного суверенитета