Организационная структура го. Гражданская оборона, ее задачи и организационная структура Основные элементы структуры гражданской обороны на предприятии

Структура ГО соответствует принятой в РФ системе организации хозяйственного и военного управления.

В организационной структуре ГО выделяют следующие элементы:

1. органы управления ГО : начальники ГО, структурные подразделения ГО;

2. службы ГО ;

3. эвакуационные органы .

4. силы и средства ГО: федеральных ОИВ, ОИВ субъектов РФ, местных органов самоуправления, организаций;

1 .Органы управления . Общее руководство ГО РФ осуществляет Правительство РФ . Руководство гражданской обороной в ОИВ субъектов РФ, муниципальных образованиях и организациях осуществляют их руководители, являющиеся по должности начальниками ГО указанных органов управления и организаций . (Например, в ЯГМА начальником ГО академии является ректор, который подчиняется начальнику ГО Кировского района г. Ярославля и начальнику ГО ФОИВ, т.е. министру здравоохранения).

Для повседневного управления ГО при начальниках ГО всех уровней создаются штабы ГО . Штаб является структурным подразделением ГО, создается приказом руководителя и является основным рабочим органом управления. Общее управление ГО осуществляет МЧС России .

2. Службы ГО. В мирное время функционирует 5 федеральных служб ГО :

Федеральная медицинская служба ГО. Организует и проводит мероприятия по медико-санитарному обеспечению населения;

Федеральная противопожарная служба ГО. Организует и проводит мероприятия, направленные на противопожарное обеспечение населенных пунктов и организаций, локализацию и тушение пожаров;

Федеральная служба ГО охраны общественного порядка . Организует и проводит мероприятия, направленные на поддержание общественного порядка в городах и населенных пунктах, на маршрутах эвакуации населения, а также обеспечение охраны материальных и культурных ценностей;

Федеральная служба ГО защиты животных и растений . Организует и проводит мероприятия, направленные на обеспечение устойчивой работы организаций сельскохозяйственного производства, а также мероприятия по защите сельскохозяйственных животных и растений;

Федеральная служба ГО защиты культурных ценностей . Организует и проводит мероприятия, направленные на защиту культурных ценностей, памятников истории и культуры.

В военное время может организовываться до 20 служб , например такие, как: служба связи, инженерная, коммунально-техническая, транспортная, материально-технического снабжения, продовольственного и вещевого снабжения и т.д.

3. Эвакуационные органы , включающие:

- эвакуационные комиссии . Они создаются на объектах, в учреждениях и при администрациях. Возглавляют их один из зам. руководителя учреждения, объекта, главы администрации.

- сборные эвакуационные пункты (СЭП)

- приемные эвакуационные комиссии (ПЭК)

- приемные эвакуационные пункты (ПЭП)

Администрации пунктов посадки и высадки и некоторые другие.

5.Силы и средства ГО , включающие:

5.1. Спасательные воинские формирования постоянной готовности . Они организационно сведены в спасательные центры, спасательные и учебные бригады, отдельные механизированные полки, вертолетные отряды и другие виды частей и подразделений. Управление этими формированиями осуществляет министр МЧС России .

5.2. Нештатные аварийно-спасательные формирования. Это самая массовая часть сил гражданской обороны. Формирования создаются по территориально-производственному принципу . В них зачисляются граждане, не имеющие мобилизационных предписаний: мужчины в возрасте 18-60 лет и женщины 18-55 лет, кроме инвалидов 1 и 2 группы, беременных и женщин, имеющих детей до 8-летнего возраста (женщин со средним и высшим мед образованием – имеющих детей до 3-летнего возраста), а также техника, оборудование и имущество, не подлежащие поставке в военное время в Вооруженные Силы .

Формирования создаются на базе организаций, владеющих специальной техникой, имуществом и подготовленных для защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Они предназначаются для выполнения основного объема аварийно-спасательных работ, первоочередного жизнеобеспечения населения в военное время и других мероприятий гражданской обороны (участие в борьбе с пожарами, обнаружение и обозначение районов заражения и т.д.).

Организациями могут создаваться спасательные, медицинские, противопожарные, инженерные, аварийно-технические, автомобильные формирования, формирования разведки, радиационного и химического наблюдения, радиационной и химической защиты, связи, механизации работ, охраны общественного порядка, питания, торговли и другие виды формирований.

По подчиненности

- объектовые – создаются на базе организаций и предназначены для проведения АС и ДНР в тех организациях, на базе которых они созданы.

- территориальные – используются для выполнения мероприятий ГО в интересах области, города, наращивания группировки сил ГО при проведении АС и ДНР.

По предназначению формирования подразделяются на:

- формирования общего назначения , которые самостоятельно ведут АС и ДНР в очагах поражения. К ним относятся: сводные и спасательные отряды, команды и группы, команды механизации работ и т.д.

- формирования служб ГО , которые создаются службами ГО и предназначеныдля выполнения специальных работ в очаге поражения и усиления формирований общего назначения. К ним относятся: команды, группы, звенья разведки, связи; санитарные посты, санитарные дружины, медицинские отряды, подвижные госпитали; аварийно-технические команды и группы; автомобильные и автосанитарные колонны; команды и группы охраны общественного порядка и др.

5.3. Учебные учреждения ГО: городские учебные центры ГО, районные курсы ГО.

5.4. Для решения задач в области ГО в соответствии с законодательством РФ могут привлекаться ВС РФ, др. войска и воинские формирования, а также аварийно-спасательные службы и формирования .

Структура гражданской обороны на объектах экономики

Гражданская оборона на промышленных объектах (далее - на объекте) организуется с целью защиты персонала объекта и населения, проживающего вблизи него, от опасностей, возникающих в результате военных действий.

Основные задачи гражданской обороны на объекте:

планирование и организация проведения мероприятий по гражданской обороне;

проведение мероприятий по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;

осуществление обучения своих работников способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию локальных систем оповещения;

создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

повышение устойчивости функционирования объекта в условиях чрезвычайных ситуаций;

проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах катастрофического затопления.

Начальник гражданской обороны (НГО) объекта подчиняется НГО вышестоящего ведомства (министерства, отрасли), а в оперативном отношении - начальнику гражданской обороны города (района, префектуры), на территории которого расположен объект.

На крупных промышленных объектах, как правило, предусматривается штатный заместитель начальника гражданской обороны, который в мирное время является начальником отдела ГОЧС и основным организатором всех подготовительных мероприятий по гражданской обороне. Ему предоставляется право от имени начальника ГО отдавать приказы и распоряжения по вопросам гражданской обороны объекта.

Кроме штатного заместителя, приказом начальника гражданской обороны назначаются заместители: по рассредоточению и эвакуации работающего персонала и членов их семей; по инженерно-технической части и материально-техническому снабжению. В отличие от штатного заместителя они не освобождаются от выполнения своих обязанностей.

Заместителем начальника гражданской обороны по рассредоточению и эвакуации обычно назначается заместитель руководителя объекта по общим вопросам. Являясь, как правило, председателем эвакуационной комиссии, он разрабатывает план рассредоточения, организует подготовку мест в загородной зоне, перевозку туда людей и доставку рабочей силы к месту работы, руководит службой охраны общественного порядка.

Заместителем начальника ГО по инженерно-технической части назначается главный инженер предприятия. Он руководит разработкой перевода предприятия на особый режим работы, осуществляет мероприятия по повышению устойчивости работы предприятия в мирное время, при угрозе нападения и в военное время непосредственно руководит службами аварийно-технической, противопожарной, убежищ и укрытий, а также осуществляет техническое руководство аварийно-спасательными и другими неотложными работами.



Заместителем начальника ГО по материально-техническому снабжению назначается заместитель (помощник) руководителя объекта по этим вопросам. Он обеспечивает накопление и хранение специального имущества, техники, инструмента, средств защиты и транспорта. На него возлагается материально-техническое обеспечение работ по строительству укрытий, мероприятий по рассредоточению и эвакуации, проведению спасательных и других неотложных работ. При угрозе нападения противника он организует рассредоточение запасов сырья, продовольствия и уникального оборудования.

Структурное подразделение по ГО (отдел, сектор, группа, специально выделенный работник, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны) создается (назначается) при начальнике ГО, является его органом управления и выполняет функции штаба гражданской обороны объекта.

Работа структурного подразделения организуется на основании приказов, распоряжений и указаний начальника ГО объекта, вышестоящего штаба и решений органов управления по делам ГОЧС.

Структурное подразделение ГО осуществляет мероприятия по защите рабочих, служащих и населения подведомственных рабочих поселков от оружия массового поражения и обеспечивает своевременное оповещение об угрозе чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; разрабатывает план ГО объекта, периодически корректирует его и организует его выполнение; организует и контролирует обучение рабочих и служащих по гражданской обороне и подготовку гражданских организаций гражданской обороны.

В независимости от характера производственной деятельности на объекте создаются службы ГО: оповещения и связи, медицинская, радиационной, химической и биологической защиты, охраны общественного порядка, противопожарная, энергоснабжения и светомаскировки, аварийно-техническая, убежищ и укрытий, транспортная, материально-технического снабжения и др. На них возлагается выполнение специальных мероприятий и обеспечение действий формирований при проведении АСДНР.

Руководство службами осуществляют их начальники, которые назначаются приказом начальника ГО объекта из руководителей отделов, цехов, на базе которых созданы эти службы.

Начальники служб обязаны поддерживать в постоянной готовности силы и средства служб. Они участвуют в разработке плана ГО объекта и самостоятельно разрабатывают необходимые документы служб. На них возлагается своевременное обеспечение подчиненных формирований специальным имуществом и техникой.

Служба оповещения и связи . Создается на базе узла связи объекта. На нее возлагается: организация своевременного оповещения руководящего состава, рабочих, служащих и населения рабочих поселков объекта об угрозе чрезвычайной ситуации; организация связи и поддержание ее в состоянии постоянной готовности к работе. Кроме того, служба устраняет аварии в сетях связи, находящихся в очаге поражения.

Медицинская служба организуется на базе медсанчасти (здравпункта, поликлиники). Начальник службы - главный врач. Служба обеспечивает комплектование, обучение и поддержание в готовности медицинских формирований, накопление запасов медицинского имущества и медицинских средств индивидуальной защиты; осуществляет медицинскую разведку и санитарно-эпидемиологическое наблюдение; оказывает медицинскую помощь пораженным и эвакуирует их в лечебные учреждения, осуществляет медицинское обеспечение рабочих, служащих и членов их семей в местах рассредоточения и эвакуации.

Служба радиационной, химической и биологической защиты разрабатывает и осуществляет мероприятия по защите людей, столовых, складов продовольствия от воздействия радиоактивных, химических и биологических веществ; организует и подготавливает формирования и учреждения; осуществляет контроль за состоянием средств индивидуальной защиты и специальной техники. Ведет радиационную и химическую разведку, осуществляет контроль за облучением и заражением личного состава, проводит мероприятия по ликвидации очагов радиоактивного и химического заражения.

Служба охраны общественного порядка создается на базе подразделений ведомственной охраны и народных дружин. Она обеспечивает охрану объекта, поддержание общественного порядка во время проведения аварийно-спасательных и других работ, содействует своевременному укрытию работающих по сигналам оповещения, наблюдает за режимом светомаскировки.

Служба энергоснабжения и светомаскировки создается на базе отдела главного энергетика. Служба разрабатывает мероприятия, обеспечивающие бесперебойную подачу газа, топлива, электроэнергии на объект. Проводит оснащение уязвимых участков энергетических сетей средствами защиты. Планирует проведение мероприятий по светомаскировке и подготовительные работы первоочередных восстановительных работ на энергосетях.

Аварийно-техническая служба организуется на базе производственного, технического отделов или отдела главного механика. Разрабатывает и проводит мероприятия по защите уникального оборудования, повышению устойчивости основных сооружений, специальных инженерных сетей и коммуникаций; проводит неотложные работы по локализации и ликвидации аварий на коммуникациях и сооружениях объекта.

Служба убежищ и укрытий организуется на базе отдела капитального строительства, жилищно-коммунального отдела, строительных цехов. Служба осуществляет: разработку расчетов для укрытия рабочих, служащих и членов их семей в рабочих поселках; обеспечение готовности убежищ и укрытий и контроль за правильностью их эксплуатации; организацию строительства защитных сооружений. Участвует в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ при вскрытии заваленных убежищ и укрытий.

Транспортная служба создается на базе транспортного отдела (гаража). Она разрабатывает и осуществляет мероприятия по обеспечению перевозок, связанных с рассредоточением рабочих и служащих и доставкой их к месту работы; организует подвоз сил и средств к очагу поражения; осуществляет перевозку пораженных; проводит работы по обеззараживанию транспорта.

Служба материально-технического обеспечения организуется на базе отдела материально-технического снабжения объекта. Она своевременно снабжает формирования ГО всеми видами специальной техники, имущества и продовольствия; организует ремонт техники и имущества, подвоз его к участкам работ, хранение и учет; обеспечивает предметами первой необходимости рабочих и служащих как на самом предприятии, так и в местах рассредоточения.

На небольших предприятиях службы ГО обычно не создаются, а их функции выполняют структурные органы управления этих объектов.

Система гражданской обороны представлена в виде комплекса особых мероприятий. Они направлены на обеспечение подготовки и защиты населения, культурных и материальных ценностей на территории государства от разного рода опасностей, которые возникают при ведении или вследствие военных действий. Деятельность органов, осуществляющих данные мероприятия, регулирует Закон "О гражданской обороне". Он был принят 12 февраля 1998 года. Далее рассмотрим подробнее, что такое гражданская оборона.

Характеристика

Гражданская оборона Российской Федерации выступает в качестве составного элемента общего комплекса защитных мероприятий, проводимых государством. Деятельность выполняется как в мирное, так и в Гражданская оборона страны обеспечивает защиту от современных средств, которые использует противник при нападении. В задачи структуры входят также неотложные и спасательные аварийно-восстановительные работы в очагах поражения при возникновении чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.

Основные элементы

Управление гражданской обороны - служба, контролирующая проведение комплекса защитных мероприятий. Подразделения не только реализуют поставленные задачи в ходе чрезвычайных ситуаций в военное или мирное время. Закон "О гражданской обороне" предписывает также осуществление подготовки средств и сил, а также обеспечение действий организаций при выполнении аварийно-спасательных и иных неотложных работ. Организации ГО представляют собой особые формирования. Они создаются на базе подразделений по территориально-производственному принципу. Эти организации не включены в состав Вооруженных Сил. Однако в их распоряжении находится специальная техника, имущество. Эти организации подготовлены особым образом, что позволяет им обеспечивать защиту населения от опасностей, которые могут возникнуть во время военных действий либо вследствие таковых. Территория ГО - местность, на которой располагаются объекты гражданской обороны. В частности, это населенные пункты, имеющие особое стратегическое либо экономическое государственное значение. Объекты гражданской обороны характеризуются высокой степенью опасности возникновения ЧС в военный и мирный период.

Руководящий аппарат

Говоря о том, что такое гражданская оборона, необходимо отметить, что данный комплекс находится в ведении государства. Руководство ГО осуществляет Правительство. Государственная политика в области ГО проводится Федеральным Он уполномочен на решение задач непосредственно Президентом. Руководство ГО в Федеральных осуществляется их начальниками. Деятельность подразделений на территориях субъектов и муниципальных образований координируют их главы и административный аппарат. Руководители исполнительных органов местного и федерального значения, подразделений и организаций ГО несут личную ответственность за организацию и реализацию мероприятий по защите населения.

Структура

Вопрос "что такое гражданская оборона" можно рассматривать с двух сторон. Во-первых, как выше было сказано, ГО представляет собой комплекс мероприятий. А с другой стороны, что такое гражданская особая структура, которая включает в себя различные органы и подразделения. В частности, к ним относят:


Задачи

Гражданская оборона (безопасность населения во многом зависит от деятельности рассматриваемой нами структуры) предполагает проведение определенных мероприятий, направленных на защиту и подготовку людей. Эти мероприятия входят в круг задач ГО. В частности, гражданская оборона России включает в себя:


Службы

Гражданская оборона России обеспечивается подразделениями:

  • Областей.
  • Краев.
  • Республик.
  • Субъектов.
  • Автономных округов и областей.
  • Городов.
  • Районов.

Решения о формировании служб ГО принимают Правительство, руководители организаций согласно их полномочиям. Положения утверждаются соответствующими должностными лицами.

Средства и силы ГО

Гражданская оборона РФ осуществляется воинскими формированиями, которые специально созданы для выполнения поставленных задач. Вооруженные Силы и прочие военные подразделения осуществляют свою деятельность в соответствии с нормативными положениями о ГО. Привлечение частей и формирований к реализации поставленных задач осуществляется в порядке, утвержденном Президентом. Деятельность регулируется соответствующими нормативными актами. Все указанные формирования представляют собой средства и силы ГО.

Основы деятельности

Гражданская оборона РФ обеспечивается военными формированиями, в распоряжении которых находится специальная техника, а также холодное и огнестрельное оружие. Военнослужащим выдаются соответствующие удостоверения установленного образца. Документы подтверждают их статус. Также на форме присутствуют международные знаки отличия ГО. Сотрудники могут проходить службу в соответствующем Федеральном исполнительном подразделении, имеющем специальные полномочия на решение вопросов по обеспечению защиты населения. Деятельность войск ГО осуществляется с момента объявления военного положения, фактического начала боевых действий, объявления Президентом состояния войны, а также в мирный период во время стихийного бедствия, эпизоотии, эпидемии, при катастрофе, крупной аварии, угрожающих здоровью населения и требующих выполнения аварийно-спасательных и прочих работ неотложного характера.

Организации ГО

Порядок их образования устанавливается Правительством. В состав организаций ГО могут зачисляться граждане России: женщины 18-55 лет, мужчины 18-60 лет. Исключение составляют следующие категории:


Невоенизированные формирования

Они представляют собой особые группы гражданских лиц. Их численность определяется руководящими документами. Невоенизированные формирования оснащаются имуществом и техникой, которые положены в соответствии с табелем. Данные группы именуются как "Спасательные (сводные) команды". Невоенизированные формирования классифицируются по:

  • Подчиненности - территориальные и объектовые.
  • Назначению - общего, специализированного и специального типа.
  • Степени готовности - повышенной и повседневной.

В каждой области функционирует отдельный батальон гражданской обороны. В зависимости от МО выделяет те или иные средства и силы, МВД - пожарные отряды или команды, Минздрав - бригады, комплектующиеся больничным и поликлиническим персоналом.

Сигналы

Они различаются в зависимости от ситуации. В мирное время сигнал один: "Внимание всем!" Далее следует текст, который разрабатывается в штабе ГО. В военный период используются сигналы; "Радиационная опасность", "Химическая тревога", "Отбой воздушной тревоги", "Воздушная тревога". В последнем случае личный состав невоенизированных формирований в рабочее время осуществляет деятельность в соответствии с приказаниями командиров. В нерабочее время служащие занимают укрытия - специальные сооружения гражданской обороны.

Права населения при защите от ЧС и в области ГО

Граждане России, согласно ФЗ и прочим нормативно-правовым актам, регулирующим сферу ГО, могут и должны:

  • Проходить обучение методам защиты от опасностей, которые возникают при боевых действиях или в их результате.
  • Содействовать органам госвласти и уполномоченным подразделениям в решении задач по обеспечению гражданской обороны.

Население имеет право:


Обязанности населения

Граждане России должны:

  • Соблюдать законы и прочие нормативно-правовые акты федерального, субъектного значения в области обороны территорий и населения.
  • Изучать приемы оказания неотложной помощи, правила использования индивидуальных и коллективных средств защиты.
  • Соблюдать правила безопасности в процессе повседневной рабочей деятельности и в быту, не допускать нарушений технологической и производственной дисциплины, а также экологических требований, способных привести к ЧС.
  • Выполнять все установленные правила при риске или возникновении чрезвычайной ситуации.

Перспективы развития ГО

В достаточно обозримом будущем структура будет выстраиваться в соответствии с принципом мобильности. Это значит, что органы управления, сельское хозяйство, промышленность и прочие экономические отрасли должны быть готовы к быстрому переходу на деятельность в соответствии с планами военного периода. Предположительно, гражданская оборона примет в большей степени территориальный, нежели ведомственный характер. Это означает, что каждый регион будет более самостоятельным и станет решать задачи преимущественно своими силами.

В заключение

Чтобы соответствовать уровню современных требований, следует непрерывно совершенствовать структуру пунктов и органов управления, добиваться оснащения новым техническим оборудованием. Кроме того, необходимо постоянно улучшать методы и организацию деятельности всех сотрудников, обобщать и развивать теоретический и практический опыт, повышать подготовку руководящего аппарата.

  • 4.6. Алкоголизм, табакокурение, наркомания, токсикомания. Влияние на здоровье человека
  • 4.6.1. Алкоголизм и пьянство
  • 4.6.2. Влияние алкоголя на организм человека и его последствия
  • 4.6.3. Табакокурение. Влияние на организм человека. Последствия
  • 4.6.5. Пассивное курение
  • 4.6.6. Наркомания и токсикомания. Проблемы борьбы с ними. Профилактика
  • 4.6.7. Пути профилактики наркозависимости
  • 4.6.8. Новый вид зависимости – музыкальный «наркотик»
  • 5.1. Экстремальные ситуации аварийного характера на транспорте
  • 5.1.1. Экстремальные ситуации аварийного характера на железнодорожном транспорте
  • 5.1.2 Экстремальные ситуации аварийного характера на авиационном транспорте
  • 5.1.3 Экстремальные ситуации аварийного характера на городском транспорте
  • 5.2.1. Уличный травматизм. Правила предупреждения
  • 5.2.2. Дорожно-транспортный травматизм. Правила предупреждения
  • 5.3. Общественный и частный транспорт. Безопасность на общественном и частном транспорте. Правила поведения
  • 5.3.1. Правила безопасного поведения на транспорте (городском общественном, акционерных предприятий и частном)
  • 5.3.2. Меры безопасности на железнодорожном транспорте
  • 5.3.3. Особенности поведения в авиационном транспорте
  • 5.3.4. Меры безопасности на речном и морском транспорте
  • 5.3.5. Обеспечение безопасности дорожного движения
  • 5.3.6. Правила безопасного вождения велосипеда и мопеда
  • 5.4. Город, зоны повышенной опасности. Меры безопасности
  • 5.5. Терроризм и его проявления. Экстремальные ситуации социального характера
  • 5.6. Криминогенные ситуации в повседневной жизни. Правила личной безопасности
  • 5.6.1. Как избежать нападения преступника на улице и в других общественных местах
  • 5.6.2. Как действовать при встрече с преступником
  • 5.7. Экстремальные ситуации в природных условиях. Автономное существование, безопасность, умения и навыки
  • 6.1. Чрезвычайные ситуации природного характера
  • 6.1.1. Природные ЧС геологического характера
  • 6.1.2. Природные ЧС гидрологического происхождения (наводнения, сели, цунами)
  • 6.1.3. Природные ЧС метеорологического происхождения (ураганы, смерчи, бури)
  • 6.1.4. Лесные и торфяные пожары, их последствия
  • 6.1.5. Природные ЧС биологического происхождения (массовые заболевания): эпидемии, эпизоотии
  • 6.2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера
  • 6.2.1. Чрезвычайные ситуации при авариях на химически опасных объектах. Последствия. Обеспечение безопасности
  • 6.2.2. Аварии на радиационно-опасных объектах с чрезвычайными ситуациями. Обеспечение безопасности
  • 6.2.3. Аварии на пожаро– и взрывоопасных объектах. Возможные последствия. Правила поведения при пожаре и угрозе взрыва
  • 7.1. Правовая основа защиты населения России от чрезвычайных ситуаций
  • 7.2. Права граждан РФ в области защиты населения от ЧС
  • 7.3. Обязанности граждан Российской Федерации в области защиты от ЧС
  • 7.4. Назначение, основные задачи и структура РСЧС
  • 8.1. Основные задачи и структура гражданской обороны
  • 8.1.1. Основные задачи в области гражданской обороны
  • 8.1.2. Структура гражданской обороны
  • 8.2. Организация гражданской обороны на промышленном объекте
  • 8.3. Гражданские организации ГО
  • 9.1.1. Поражающие факторы ядерного взрыва
  • 9.1.2. Правила поведения и действия населения в очаге ядерного поражения
  • 9.1.3. Правила поведения и действия населения на территории, подверженной радиоактивному заражению
  • 9.2. Химическое оружие. Правила поведения и действия населения в очаге химического поражения
  • 9.3. Биологическое (бактериологическое) оружие. Правила поведения и действия населения в очаге бактериологического поражения
  • 9.4. Характеристика обычных средств поражения и способы защиты от них
  • 10.1. Средства индивидуальной защиты (СИЗ)
  • 10.2. Средства защиты кожи
  • 10.3. Медицинские средства индивидуальной защиты
  • 11.2. Укрытие населения в защитных сооружениях ГО
  • 11.3. Организация укрытия населения
  • 11.4. Эвакуация и рассредоточение
  • 11.5. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций в военное время. Ввод формирований в очаг поражения
  • 11.6. Обеспечение работ по ликвидации последствий ЧС
  • 11.7. Организация защиты личного состава формирований. Специальная обработка
  • 11.8. Технические средства РХР и Д
  • 11.8.1. Измеритель мощности дозы (рентгенометр-радиометр) ДП-5 (А, Б, В)
  • 11.8.2. Общевойсковой комплект измерительной дозы ДП-22В
  • 12.1. Войсковой прибор химической разведки
  • 12.2. Технические данные
  • 12.3. Устройство прибора
  • 12.4. Определение ОВ в воздухе
  • 12.5. Определение ОВ на местности и различных предметах
  • 12.6. Нормативы по подготовке прибора ВПХР к работе и определению ОВ
  • Глава 8 Основы Гражданской обороны страны

    8.1. Основные задачи и структура гражданской обороны

    Гражданская оборона (ГО) представляет собой систему общегосударственных мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

    Организация и ведение ГО являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

    Решение задач гражданской обороны является важной обязанностью органов исполнительной власти и местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

    8.1.1. Основные задачи в области гражданской обороны

    Основными задачами в области ГО являются:

    1) обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

    2) оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

    3) эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные рай-

    4) предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты (СИЗ);

    5) проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

    6) проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;

    7) первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

    8) борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

    9) обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

    10) обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;

    11) восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;

    12) срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб

    в военное время;

    13) разработка и осуществление мероприятий, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

    М. И. Иванюков, В. С. Алексеев. «Основы безопасности жизнедеятельности»

    14) обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО.

    8.1.2. Структура гражданской обороны

    Гражданская оборона организуется по территориальному и производственному принципам на всей территории Российской Федерации с учетом особенностей регионов, районов, населенных пунктов, предприятий, учреждений и организаций.

    Территориальный принцип заключается в организации ГО на территориях республик в составе РФ, краев, областей, городов, районов, поселков согласно административному делению России.

    Производственный принцип заключается в организации ГО в каждом министерстве, ведомстве, учреждении, на объекте.

    Общее руководство ГО РФ осуществляет Председатель Правительства РФ. Он является начальником гражданской обороны Российской Федерации, а Министр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) – первым заместителем начальника ГО РФ.

    Руководство гражданской обороной в субъектах Российской Федерации и городах возлагается на соответствующих руководителей органов исполнительной власти, а в городах Москва и Санкт-Петербург – на органы самоуправления. Указанные руководители являются по должности начальниками гражданской обороны.

    Руководство гражданской обороной в министерстве, ведомстве, учреждении (вузе), предприятии (объекте) независимо от форм собственности осуществляют их руководители, которые по должности являются начальниками гражданской обороны.

    Начальники гражданской обороны всех степеней несут персональную ответственность за организацию и осуществление мероприятий гражданской обороны, создание и обеспечение сохранности накопленных фондов средств индивидуальной и коллективной защиты и имущества ГО, а также за подготовку и обучение населения и персонала объектов экономики (ОЭ) действиям в ЧС на подведомственных территориях и объектах.

    В Российской Федерации непосредственное руководство гражданской обороной осуществляет Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

    Принятые Министерством в пределах своих полномочий решения обязательны для органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от принадлежности и форм собственности, а также для должностных лиц и граждан.

    В субъектах Российской Федерации, районах и городах, на предприятиях, в учреждениях и организациях непосредственное руководство гражданской обороной осуществляют министерства, комитеты, управления и отделы, а на объектах экономики – штабы, отделы, управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, в министерствах и ведомствах – отделы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

    Начальники штабов (отделов) по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям являются первыми заместителями соответствующих начальников гражданской обороны.

    Для координации деятельности территориальных органов ГО в пределах нескольких субъектов Российской Федерации используются региональные центры.

    Для организации и проведения специальных мероприятий гражданской обороны создаются службы ГО: медицинская, противопожарная, радиационной и химической защиты, убежищ и укрытий, охраны общественного порядка, материально-технического снабжения и др.

    И так, мы уже знаем, что гражданская оборона в РФ организуется и создается в соответствии с Конституцией РФ, концепцией национальной безопасности РФ, военной доктриной РФ, Федеральным законом “О гражданской обороне” другими федеральными законами, нормативными правовыми актами РФ в области обороны страны, а также международными правовыми актами.

    27.12.97.г. Государственной думой был принят закон “О гражданской обороне’. 28. 01. 98. г. данный закон был одобрен Советом Федерации, а 12 февраля 1998 г. был подписан президентом за № 28 ФЗ.

    В настоящее время ведется оперативная работа по реализации требований данного закона. Его значение трудно переоценить. Впервые в истории нашей страны законодательно определены задачи, которые должна решать гражданская оборона, полномочия федеральных и региональных органов власти, местного самоуправления, организаций независимо от их организационно правовых форм и форм собственности, права и обязанности граждан РФ в этой области.

    При подготовке закона был учтен многолетний опыт работы в этой области и не только в нашей стране, а также всего мирового сообщества. Были учтены также нормы Международного права по защите жертв войны.

    В законе дано определение гражданской обороне, как системе мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

    В соответствие с этим определением и сформулирован перечень задач, решаемых гражданской обороной.

    Задачи гражданской обороны:

    1. Обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

    В целях выполнения данной задачи Закона правительством РФ 2 ноября 2000 г. за № 841 принято Постановление правительства, утвердившего Положение об организации обучения в области гражданской обороны. Данным положением определены основные задачи обучения населения в области гражданской обороны, соответствующие организации федеральных органов исполнительной власти, исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, а также формы обучения. Придавая этому вопросу важное значение и осуществляя методическое руководство, координацию и контроль за подготовкой населения, МЧС России большое внимание уделяется поэтапному развитию и совершенствованию системы подготовки, которая к настоящему времени вполне сложилась, сформировалась и функционирует. В тоже время нужно прямо сказать, что сегодня, несмотря на все принятые меры, уровень подготовки руководящего состава и населения остается низким. Это объясняется целым рядом объективных и субъективных факторов (А как у Вас?). Более подробно требование данного Постановления Вам будет доложено при изучении соответствующей темы.

    2. Оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении вощеных действий или вследствие этих действий. Оповещение населения является одной из основных задач органов власти всех уровней, организующих его защиту в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. В сущности защита населения и начинается с его своевременного оповещения и информирования о возникновении или угрозе возникновения какой либо опасности.

    Оповестить население означает, что оно должно быть своевременно предупреждено о надвигающейся опасности, а также проинформировано о порядке поведения в создавшихся условиях. Своевременное оповещение и информирование позволяет резко сократить возможные потери, препятствуют возникновению паники и неуверенности. Недаром говорят: оповещенный - наполовину спасен.

    С этой целью в стране созданы и содержатся в постоянной готовности системы оповещения ГО, в которых используются сети всех видов вещания (радио, телевещание, проводного вещания), как государственных, так и коммерческих.

    Хотелось бы подчеркнуть, что только комплексное использование всех видов вещания позволяет в максимальной степени охватить население страны. Особое место в информировании населения занимает сеть проводного вещания, которое, к сожалению, теряет свои позиции, особенно в сельской местности. Резкое сокращение этих сетей в сельской местности, связанное с избыточностью их содержания, не только мешает сельское население часто единственной возможности получения информации, но и резко сокращает сроки их своевременного оповещения.

    Основная масса существующих систем оповещения были построены еще в 70-е годы, и уже основательно физически и морально устарела. Нельзя доводить дело до выхода из строя уже устаревших систем оповещения, а необходимо искать способы поддержания их в рабочем состоянии и одновременно решать задачи их модернизации. МЧС РФ в настоящее время предпринимает необходимые шаги по их реконструкции на банковых технологий. Конечно дело упирается в финансирование.

    После аварии на Чернобыльской АЭС поставлен вопрос о создании специальных (локальных) систем оповещения населения, проживающих в районах размещения потенциально опасных объектов (химически опасных, атомных станций, гидроузлов с напорным фронтом).к сожалению эта работа проводится крайне медленно.

    Ответственность за создание и поддержание в готовности систем оповещения населения несут начальники гражданской обороны соответствующих уровней.

    Организация и порядок оповещения населения определяются Положением о системе оповещения гражданской обороны, утверждаемым НГО РФ и соответствующими его указаниями.

    3. Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.

    Подготовка эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы включает:

    Разработку планов эвакомероприятий. Создание и подготовку необходимых органов;

    Планирование и подготовку работы транспорта;

    Подготовку районов для размещения эвакуируемого населения и материальных ценностей;

    Подготовку мероприятий по обеспечению эвакуируемого населения продуктами питания, водой, коммунально-бытовыми услугами и обеспечению медицинского обслуживания;

    Подготовку мер по охране общественного порядка в ходе эвакуационных мероприятий.

    Эвакуация населения планируется эвакоорганами, создаваемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и администрациями организаций, во взаимодействии с органами, осуществляемыми управление гражданской обороной, и проводится в случае угрозы для жизни и здоровья людей, когда другие способы защиты невозможны или малоэффективны.

    Планирование и подготовка мероприятий должна обеспечить:

    Эвакуацию населения в минимально короткие сроки (до 24 часов);

    Персональный учет эвакуируемого населения его жизнеобеспечения в районах размещения;

    Не нарушать сложившуюся систему государственного управления.

    Эвакуация населения в безопасные районы предусматривает вывод (отселение) населения из приграничных районов, возможных зон заражения радиоактивными и аварийно химически опасными веществами, зон возможного катастрофического затопления, а также из категорированных городов при угрозе ядерного нападения.

    4. Представление населению убежищ и средств индивидуальной защиты.

    Создание фонда защитных сооружений включает:

    Сохранение имеющегося фонда убежищ, поддержание его в готовности и использованию по основному предназначению;

    Комплексное освоение подземного пространства городов и населенных пунктов для размещения в нем сооружений и помещений социально-бытового, производственного и хозяйственного назначения, приспособленных для укрытия населения;

    Обследование и взятие на учет отвечающих требованиям по защите существующих подземных и надземных зданий и сооружений. Сооружений подземного пространства городов, горных выработок и естественных полостей;

    Приспособление метрополитенов для укрытия населения;

    Дооборудование подвальных и других заглубленных сооружений;

    Строительство убежищ и укрытий в соответствие с установленными нормами;

    Планирования, подготовку документации, создание запасов материально-технических средств для массового строительства защитных сооружений в угрожаемый период;

    Содействие и помощь в строительстве защитных сооружений на правах личной и кооперативной собственности.

    Создание фонда защитных сооружений, обеспечение его сохранности и поддержание в готовности осуществляется органами исполнительной власти всех уровней, органами местного самоуправления и организациями.

    Имеющийся фонд защитных сооружений может использоваться для хозяйственных, культурных и бытовых нужд в порядке, определяемом органами гражданской обороны.

    Защитные сооружения приводятся в готовность для укрытия населения в течение 12 часов.

    Защитные сооружения гражданской обороны представляются населению по месту работы и жительства.

    Создание фонда средств индивидуальной защиты включает:

    Средств индивидуальной защиты в мобилизационный резерв РФ, передаваемый создание новых более совершенных образцов индивидуальной защиты на хранение органами исполнительной власти субъектам РФ;

    Создание запасов средств индивидуальной защиты на предприятиях, в организациях и учреждениях;

    Планирование и подготовку мероприятий по выдаче населению средств индивидуальной защиты;

    Фонд средств индивидуальной защиты рассчитывается на личный состав гражданских организаций ГО, участвующих в аварийно-спасательных и др. неотъемлемых работах в очагах поражения, персонал радиационно- и химически- опасных объектов и населения, проживающие в зонах возможного загрязнения (заражения), образующегося в результате разрушения потенциально опасных объектов.

    Решая проблемы защиты населения в военное время, Закон РФ “О гражданской обороне”, исходит из того положения, что право на обеспечение гарантируемого минимума безопасности в условиях войны является универсальным и равным для всех категорий граждан проживающих на территории РФ. Обеспечение этого права положено в основу государственной политики в области гражданской обороны.

    Важно учитывать, что в современных условиях изменился характер опасностей для человека в военное время. Это определяет необходимость системного подхода к решению проблем защиты. К сожалению, изменились экономические условия и возможности государства по реализации крупных проектов в области защиты.

    Министерство по чрезвычайным ситуациям РФ учитывает эти обстоятельства, в первую очередь, меняется подход к традиционным способам защиты, в готовности по эвакуации населения и укрытию его в надземных сооружениях.

    Взять, к примеру, взгляды на эвакуацию в прошлом и настоящем. Ранее, эвакуация населения в условиях опасностей, связанных с применением ядерного оружия и других средств массового поражения, рассматривалась, как основной способ защиты. Конечно, в отдельных ситуациях, когда остается реальной угроза ядерного нападения, и сегодня эвакуация останется важным, а порой и единственным способом защиты.

    Вместе с тем, в современных условиях, в условиях войн с обычным оружием вряд ли целесообразно рассчитывать на проведение массовых эвакуационных мероприятий, особенно из крупных городов. Людей можно эффективно защитить там, где они живут, трудятся, отдыхают путем укрытия в защитных сооружениях.

    Опыт применения защитных сооружений в годы Великой Отечественной войны, сохранивших жизни людей на фронте и в тылу. Показал им высокую эффективность.

    Кстати и во многих военных конфликтах современности инженерная защита населения явилась наиболее доступным и эффективным способом защиты. А применение защитных сооружений, эвакуации, средств индивидуальной защиты может обеспечить максимальное снижение поражения населения.

    Многие предприятия, учреждения и организации располагают значительным фондом убежищ и укрытий, накопленным в прошлые годы. Его, этот фонд, необходимо сохранять, поддерживать в определенной готовности к использованию в чрезвычайных ситуациях.

    Следует отметить, что в этом плане есть определенные проблемы и недостатки. Далеко не всегда убежища поддерживаются в сохранности и зачастую дорогостоящие сооружения выходят из строя.

    Задача состоит также в том, чтобы имеющийся фонд восполнить и увеличить. А путей для этого не мало. Несмотря на определенные трудности экономического характера, отдельные руководители не отказываются от строительства защитных сооружений. Там, где это необходимо, убежища должны строиться целым назначением, нормативно-правовая база на этот счет имеется. Это, в первую очередь, касается объектов, представляющих потенциальную опасность для работающих смен населения, проживающего в непосредственной близости от них.

    В основном накопление убежищ и укрытий, на наш взгляд. Должно идти путем освоения подземного пространства городов и населенных пунктов – метрополитенов, горных выработок, тоннелей различного назначения. Надземных коммуникаций, подвальных помещений, и других сооружений, пригодных для этих целей.

    При этом в будущем наибольшие перспективы за строительством заглубленных помещений под зданиями различного назначения, используемых в повседневной деятельности в интересах населения, общества и государства и приспосабливаемых для укрытия населения в военное время.

    5. Проведение мероприятий по световой маркировке и другим видам маскировки.

    Выполнение этой задачи предполагает:

    Определение перечня объектов, подлежащих маскировки, выявление их демаскирующих признаков для своевременных средств наведения;

    Разработку планов комплексной маскировки городов, отнесенных к группам по гражданской обороне и объектов – вероятных целей нападения противника;

    Создание запасов материалов и средств, необходимых для поведения маскировочных мероприятий;

    Проведение комплекса инженерно-технических мероприятий по уменьшению демонстрирующих признаков на особо важных объектах экономики.

    Подготовка мероприятий по световой и другим видам маскировки должны обеспечивать снижение вероятности поражения особо важных объектов экономики от высоко точного оружия, затруднение при нападении с визуальными приборами наведения.

    6. Проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или в случае этих действий.

    7. Первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер.

    Создание необходимых условий для первоочередного обеспечения населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий включает:

    Планирование и заблаговременную подготовку мероприятий по ГО первоочередному жизнеобеспечению населения с учетом степени опасностей, характерных для каждого региона (территории);

    Создание и поддержание на федеральном, территориальном, местном и объектовом уровнях запасов материально-технических, продовольственных, продовольственных, медицинских и иных средств;

    Подготовку мероприятий по нормированному снабжению пострадавшего населения средствами жизнеобеспечения;

    Привлечение мобильных, технических средств для жизнеобеспечения населения;

    Планирование мероприятий по медицинскому обслуживанию пострадавшего населения (включая опоздание первой медицинской помощи) с развертыванием, при необходимости дополнительных лечебно-профилактических учреждений;

    Подготовку территории к организации первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения в местах его размещения (подготовка исходных данных, оценка возможностей и подготовленности территории, выбор планируемых мероприятий и т.д.).

    Организация первоочередного обеспечения населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, возлагается на органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

    8. Борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

    9. Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению.

    10. Обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий.

    11. Восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий.

    12. Срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

    13. Срочное захоронение трупов в военное время;

    14. Разработки и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время. Выполнение этой задачи включает:

    Контроль за соблюдением требований нормативных актов в части размещения, застройки объектов и защиты персонала;

    Подготовку специальных мероприятий, обеспечивающих своевременный перевод объектов на работу в условиях военного времени;

    Разработку и подготовку к реализации мероприятий по световой и другим видам маскировки объектов;

    Осуществление мероприятий по повышению надежности функционирования сетей энерго- и водоснабжения, материально-технического и транспортного обеспечения;

    Проведение подготовительных работ направленных на ликвидацию последствий поражения объектов и восстановление их функционирования.

    Разработка и реализация мер, направленных на сохранение объектов, осуществляется на основе модели возможного поражения объекта современным высокоточным оружием при вариантах, когда будут наносится удары вторично по наиболее важным элементам объекта. Указанные меры должны, как правило, способствовать более эффективной работе объектов в условиях мирного времени.

    15. Обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО. Создание, подготовка и обеспечение постоянной готовности сил и средств для проведения комплекса аварийно-спасательных и других неотложных работ включает:

    Создание мобильных сил регионального и федерального уровня;

    Создание гражданских организаций гражданской обороны;

    Создание сил и средств и подготовку всестороннего обеспечения их действий в очагах поражения;

    Оснащение сил современными техническими средствами, разработку высокоэффективных технологий при проведение спасательных работ;

    Морально-психологическую и профессиональную подготовку личного состава сил гражданской обороны;

    Привлечение сил других ведомств и организаций, привлекаемых к участию в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ;

    Развитие системы мониторинга и наблюдения за обстановкой в военное время.

    Состав группировки сил гражданской обороны определяется исходя из расчета потребности с учетом возможного объема выполняемых аварийно-спасательных и других неотложных работ для условий ведения войны с использованием обычного высокоточного оружия и возможным ограничением применения ядерного оружия.

    Готовность развертывания группировки сил – 12 часов. Таковы задачи гражданской обороны на военное время.

    Настоящим законом определены и закреплены принципы организации и ведения гражданской обороны. Основными из них в современных условиях являются:

    1. Всеобщая обязательность: ГО является обязательной функцией всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, всеобщей обязанностью, почетным долгом и делом всего народа и каждого гражданина.

    2. Территориально-производственный: ГО организуется по территориально-производственному принципу на всей территории страны, это означает, что система руководства и организационная структура ГО сверху до низу построена применительно к существующим в стране государственным и местным органом власти, а также к системе управления народным хозяйством.

    3. Универсальность: мероприятия ГО организуются и осуществляются с учетом возможности возникновения любого из видов вооруженных конфликтов нашего времени, в том числе актов терроризма и применения всех современных средств поражения. Включая оружия массового поражения.

    4. Единоначалие: осуществление руководства мероприятиями ГО на всех уровнях государственного и местного самоуправления первыми лицами органов управления (председатель правительства, глава администрации, руководитель любого ранга и уровня).

    5. Разумная достаточность: мероприятия ГО планируются и организуются с учетом разумной возможности и потребности объемов и сроков, оперативно-стратегической и экономической обоснованности.

    6. Разграничение функций: ГО строится предметов ведения и технологий между федеральными органами, органами субъектов РФ и местного самоуправления при сочетании централизма с сохранением за нижестоящими уровнями достаточной самостоятельности.

    7. Организация и поддержание тесного взаимодействия между органами военного командования и органами управления ГО.

    Две главы Закона “О гражданской обороне” посвящены полномочиям органов государственной власти (президента, правительства, федеральных органов исполнительной власти, исполнительной власти субъектов РФ; органов местного самоуправления, организаций).

    Так, например, организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативно правовыми актами РФ:

    Планируют и организуют проведение мероприятий ГО;

    Проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;

    Осуществляют обучение своих работников способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

    Создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения;

    Создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных и иных средств.

    Организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения ЧС поддерживают их в состоянии постоянной готовности. По данным организация – отдельная тема разговора.

    И еще один момент это обязанности граждан в области ГО:

    Проходят обучение способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

    Оказывают содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области ГО.

    В соответствие с федеральным Законом “О гражданской обороне” руководство гражданской обороной в РФ осуществляет Правительство РФ.

    В Федеральных органах исполнительной власти и организациях руководство ГО осуществляют их руководители, а на территориях субъектов и муниципальных образованиях – соответственно главы органов исполнительной власти субъектов РФ и руководители органов местного самоуправления, являющиеся по должности соответствующими начальниками гражданской обороны.

    В пределах своей компетенции НГО имеют приказы и распоряжения, обязательные для исполнения всеми подчиненными им начальниками гражданской обороны, а на территориях субъектов РФ и муниципальных образований – всеми начальниками гражданской обороны организаций, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

    Начальники гражданской обороны несут персональную ответственность за состояние гражданской обороны в федеральных органах исполнительной власти на подведомственных им территориях и организациях.

    Начальники гражданской обороны на всех уровнях осуществляют руководство ГО через органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области ГО. Такими органами являются:

    На федеральном уровне – МЧС РФ;

    На региональном уровне – территориальные органы (РЦ ГОЧС);

    В субъектах РФ – главные управления по делам ГО и ЧС;

    В городах, районах – управления, отделы, группы по делам ГО и ЧС.

    На объектах, учреждениях, организациях для планирования и организации выполнения мероприятий ГО, контроля над выполнением по решению их руководителей создаются штатные структурные подразделения (отделы, секторы, группы) или назначаются отдельные работники (в зависимости от работы).

    Начальники (руководители) органов управления, специально уполномоченные по решению задач в области гражданской обороны (за исключением региональных центров МЧС РФ), являются заместителями соответствующих начальников гражданской обороны и имеют право от их имени отдавать приказания (распоряжения) по вопросам гражданской обороны.

    Основными задачами органов управления, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны являются:

    Планирование и организация выполнения мероприятий ГО;

    Подготовка руководящего состава ГО и обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведение военных действий или вследствие этих действий;

    Обеспечение постоянной готовности систем управления, связи и оповещения;

    Контроль над планированием эвакуационных мероприятий, пополнение фонда защитных сооружений, средств индивидуальной защиты и другого имущества ГО, организацией их хранения и содержания;

    Организация повседневного наблюдения за состоянием окружающей среды. Всех видов разведки, сбор и обобщение данной обстановки;

    Оповещение населения по сигналам гражданской обороны;

    Обеспечение управления силами ГО в ходе выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

    Организация взаимодействия органов управления и сил, участвующих в совместном выполнении задач, в том числе с органами военного управления;

    Организация научной и научно-исследовательской работы по вопросам развития и совершенствования ГО;

    Обеспечение и распространение передового опыта по подготовке и ведению ГО;

    Организация скрытого управления мероприятиями ГО.

    для выполнения мероприятий ГО (инженерных, медицинских и др.) подготовки в этих целях сил и средств, управления гражданскими организациями гражданской обороны в ходе поведения аварийно-спасательных и других неотложных работ создаются службы ГО. О порядке их создания, решаемых задач, Вам будет доложено в отдельной теме.

    Отдельной Главой Закона определены силы ГО, предназначенные для выполнения возможных на нее задач, являются:

    1. Соединение, воинские части и другие воинские формирования гражданской обороны.

    2. Гражданские организации гражданской обороны. Для решения задач в области ГО в соответствии с законодательством РФ могут привлекаться воинские части и подразделения ВС РФ и других войск в порядке, определенном Президентом РФ, и профессиональные (ведомственные) аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования.

    Аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования привлекаются для решения задач в области ГО в соответствии с силами ГО и учетом профессиональных задач, решаемых ими.

    Решение об их привлечении принимаются соответствующими начальниками ГО:

    Основными задачами сил ГО являются:

    Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, борьба с пожарами, обнаружение и обозначение районов, подвергшихся заражению (загрязнению), санитарная обработка населения, обеззараживание техники, зданий и территорий, срочное захоронение трупов;

    Проведение работ по первоочередному обеспечению населения пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание. Включая оказание первой медицинской помощи, срочное представление и принятие других неотложных мер;

    Восстановление и поддержание общественного порядка в районе пострадавших при военных действиях или вследствие этих действий;

    Розыск пострадавших, их вывод (вывоз) из очагов поражения, оказание им первой медицинской помощи, эвакуация нуждающихся в стационарном лечении – в лечебных учреждениях;

    Участие в выполнение других задач в области ГО (эвакуация населения, материальных и культурных ценностей, обслуживание убежищ, выдача средств индивидуальной защиты, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживание населения в военное время).

    Силы гражданской обороны в мирное время могут привлекаться для ликвидации последствий стихийных бедствий, эпидемий, крупных аварий и катастроф, ставящих под угрозу жизнь и здоровье населения и требующих проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

    Основные подготовки гражданской обороны.

    Заблаговременная (в мирное время) подготовка гражданской обороны является неизменным условием эффективности мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий.

    ГО в мирное время должна быть готова:

    К оповещению населения страны о воздушно-космическом нападении и его укрытию в имеющихся защитных сооружениях и помещениях подземного пространства;

    К обеспечению оперативного развертывания в зонах вооруженных конфликтов и локальных войн мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей. Сил и средств для ликвидации последствий вооруженного нападения пострадавшего населения;

    К обеспечению развертывания сил и средств ГО для выполнения задач в условиях региональной или крупномасштабной войн с применением оружия массового поражения.

    Уровень подготовки гражданской обороны по каждому виду мероприятий определяются нормативами готовности гражданской обороны, устанавливаемыми Правительством РФ.

    Подготовка гражданской обороны включает:

    Подготовку системы управления ГО на военное время;

    Разработку планов гражданской обороны;

    Организацию обучения населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

    Создание и подержание в постоянной готовности систем оповещения ГО об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

    Подготовку эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

    Создание фонда защитных сооружений и средств индивидуальной защиты;

    Подготовку мероприятий по световой и другим видам маскировки;

    Создание и подготовку необходимых сил и средств для проведения аварийно-спасательных работ, борьба с пожарами;

    Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

    Обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;

    Восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий; срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

    Срочное захоронение трупов в военное время;

    Разработку и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

    Создание необходимых условий для первоочередного обеспечения населения, пострадавшего населения при ведении военных действий или вследствие этих действий.

    Организация и порядок выполнение мероприятий ГО при приведении ее в готовность в военное время ан всех уровнях определяются планами гражданской обороны, разрабатываемыми соответствующими начальниками ГО. (По плану ГО будет отдельная тема).