Оповещение сотрудников по мобилизации в нерабочее время. Распределение граждан, пребывающих в запасе, по разрядам

Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 852
"Об утверждении Положения о призыве граждан Российской Федерации по мобилизации, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования), для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления их для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований"

В соответствии со статьей 20 Федерального закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о призыве граждан Российской Федерации по мобилизации, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования), для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления их для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований.

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 19 октября 1998 г. N 1216 "Об утверждении Положения о призыве на военную службу по мобилизации граждан, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования) для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления их для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 43, ст. 5354).

Положение
о призыве граждан Российской Федерации по мобилизации, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования), для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления их для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований
(утв. постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 852)

С изменениями и дополнениями от:

I. Общие положения

1. Настоящее Положение, разработанное в соответствии с Федеральным законом "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации по вопросам обороны, мобилизационной подготовки и мобилизации, определяет порядок призыва граждан Российской Федерации по мобилизации, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования), для прохождения военной службы в военное время на воинских должностях или для работы на должностях гражданского персонала, предусмотренных штатами военного времени (далее - призыв граждан по мобилизации), а также состав призывной комиссии по мобилизации граждан (далее - призывная комиссия по мобилизации) и функции, возлагаемые на нее в мирное время и в период мобилизации.

II. Порядок призыва граждан по мобилизации

2. Призыв граждан по мобилизации - комплекс мероприятий, проводимых военными комиссариатами, призывными комиссиями по мобилизации и федеральными органами исполнительной власти, имеющими запас, при содействии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по обеспечению своевременного и гарантированного укомплектования личным составом воинских частей до штатов военного времени.

Призыв граждан по мобилизации включает:

оповещение граждан и организаций о проведении мобилизации;

явку (доставку) граждан в места сбора и (или) на пункты (места) приема мобилизационных ресурсов воинских частей (специальных формирований);

документальное оформление призыва граждан по мобилизации.

3. Призыв граждан по мобилизации осуществляется на основании решений Президента Российской Федерации об объявлении общей или частичной мобилизации на территории Российской Федерации или субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

4. Министерство обороны Российской Федерации обеспечивает через военные комиссариаты заблаговременное направление органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и организациям необходимых сведений об объемах (с учетом резервов), сроках оповещения и поставки мобилизационных людских ресурсов (далее - ресурсы).

5. Порядок проведения оповещения, явки (доставки) ресурсов и предложения по обеспечению проведения этих мероприятий по представлению военного комиссариата (федерального органа исполнительной власти, имеющего запас) утверждается решением призывной комиссии по мобилизации граждан субъектов Российской Федерации (органа местного самоуправления).

6. Приписка граждан к воинским частям (предназначение в специальные формирования) организуется военными комиссарами и федеральными органами исполнительной власти, имеющими запас, во взаимодействии с командирами (начальниками) комплектуемых воинских частей.

Граждане, работающие в мирное время в воинских частях на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, подлежат первоочередной приписке к этим воинским частям.

Военнослужащие, уволенные в запас из центральных органов военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации, приписываются по мобилизационному плану к этим органам военного управления.

Факт приписки к воинской части или предназначения в специальное формирование доводится до сведения гражданина на основании решения призывной комиссии по мобилизации путем вызова в военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) или орган местного самоуправления (через работников, осуществляющих воинский учет) и вручения ему мобилизационного предписания.

7. Сроки и места явки (доставки) граждан, подлежащих призыву по мобилизации, определяются планом перевода воинской части с мирного времени на военное время и планом проведения мобилизации людских и транспортных ресурсов на территории соответствующего военного комиссариата и указываются во вручаемых гражданам мобилизационных предписаниях и повестках.

8. Для оповещения граждан о сроках начала исполнения ими обязанностей по мобилизации соответствующим военным комиссариатом (федеральным органом исполнительной власти, имеющим запас) выписываются повестки, которые в мирное время хранятся в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации.

9. Для проведения оповещения граждан по месту их жительства (работы) создаются:

в муниципальных образованиях, на территориях которых расположены военные комиссариаты муниципальных образований, - участки оповещения;

в муниципальных образованиях, где отсутствуют военные комиссариаты муниципальных образований, и в организациях - штабы оповещения.

Создание, организация работы и материальное обеспечение участков оповещения осуществляются соответствующими военными комиссариатами при содействии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Создание и организация работы штабов оповещения возлагаются на соответствующие органы местного самоуправления.

В организации при создании штаба оповещения издается приказ руководителя, в котором определяются:

схема организации и проведения оповещения граждан, пребывающих в запасе и имеющих мобилизационные предписания, а также граждан - владельцев транспортных средств;

ответственные должностные лица и их обязанности;

схема организации связи;

порядок выделения автотранспорта для организации оповещения.

10. Отправка граждан, приписанных к воинским частям, дислоцирующимся за пределами субъекта Российской Федерации, а также предназначенных в специальные формирования, осуществляется через пункты (места) сбора граждан, создаваемые в субъектах Российской Федерации.

11. При значительном удалении от военного комиссариата пункта переоборудования судов призыв по мобилизации граждан, предназначенных для комплектования сил (войск) флотов, производится военным комиссариатом по месту приписки передаваемых судов.

12. Порядок оформления призыва граждан по мобилизации, их явка (доставка) и передача в воинские части (специальные формирования) осуществляются в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, имеющими запас.

13. Граждане, призванные по мобилизации, направляются в воинские части (специальные формирования) через военный комиссариат, за исключением:

состоящих на воинском учете в федеральных органах исполнительной власти, имеющих запас;

работающих в мирное время в воинских частях, воинских и специальных формированиях на штатных должностях гражданского персонала или по найму и приписанных к ним (предназначенные в них).

14. В случае невозможности призыва граждан, приписанных к воинским частям (специальным формированиям), осуществляется призыв граждан, не имеющих мобилизационных предписаний, и направление их в воинские части (специальные формирования) в целях их полного укомплектования до штатов военного времени.

15. Приписка (предназначение) на воинские должности граждан, пребывающих в запасе, осуществляется в порядке, установленном Министерством обороны Российской Федерации.

III. Порядок создания и состав призывной комиссии по мобилизации граждан

16. В мирное время в каждом субъекте Российской Федерации и муниципальном образовании создается призывная комиссия по мобилизации, осуществляющая призыв граждан, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования), для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления граждан для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований в период мобилизации.

17. Состав призывной комиссии по мобилизации субъекта Российской Федерации (муниципального образования) утверждается решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

18. В состав призывной комиссии по мобилизации субъекта Российской Федерации включаются:

председатель комиссии - высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

заместитель председателя комиссии - военный комиссар;

секретарь комиссии - работник военного комиссариата;

члены комиссии:

представитель органа внутренних дел по субъекту Российской Федерации;

председатель военно-врачебной комиссии;

представитель органа федеральной службы безопасности по субъекту Российской Федерации;

другие должностные лица по предложению военного комиссара.

19. В состав призывной комиссии по мобилизации муниципального образования включаются:

председатель призывной комиссии - глава муниципального образования;

заместитель председателя призывной комиссии - военный комиссар муниципального образования (муниципальных образований);

секретарь комиссии - работник военного комиссариата муниципального образования (муниципальных образований);

члены комиссии:

врач (врачи-специалисты), участвующий (участвующие) в проведении медицинского освидетельствования и медицинского осмотра граждан;

представитель соответствующего органа внутренних дел муниципального образования;

представитель органа федеральной службы безопасности в муниципальном образовании;

другие должностные лица по предложению военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований).

20. Члены призывной комиссии по мобилизации субъекта Российской Федерации входят в состав аппарата усиления военного комиссариата.

Члены призывной комиссии по мобилизации муниципального образования входят в состав аппарата усиления военного комиссариата муниципального образования (муниципальных образований).

21. На призывную комиссию по мобилизации субъекта Российской Федерации возлагаются следующие функции:

а) в мирное время:

организация призыва граждан и его обеспечения;

руководство деятельностью призывных комиссий по мобилизации муниципальных образований;

б) в период мобилизации:

уточнение объема и сроков поставки ресурсов военным комиссариатом;

осуществление призыва граждан и его обеспечение.

22. На призывную комиссию по мобилизации муниципального образования возлагаются следующие функции:

а) в мирное время:

определение количества объектов базы мобилизационного развертывания военного комиссариата муниципального образования (муниципальных образований) исходя из объема мобилизационного задания;

распределение объектов базы мобилизационного развертывания военного комиссариата муниципального образования (муниципальных образований) по организациям, фондами которых они будут пользоваться;

определение необходимого количества граждан, привлекаемых в аппарат усиления военного комиссариата муниципального образования (муниципальных образований);

организация оповещения и явки (доставки) граждан на пункты сбора военного комиссариата, а также доставки граждан на пункты (места) приема мобилизационных ресурсов воинских частей (специальных формирований);

осуществление контроля за содержанием зданий, помещений и других объектов, предназначенных для обеспечения проведения мобилизации людских и транспортных ресурсов на территории муниципального образования;

организация проведения и обеспечения призыва граждан;

обеспечение организации розыска и доставки граждан, не явившихся в военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) для получения ими мобилизационных предписаний;

б) в период мобилизации:

уточнение объема и сроков поставки ресурсов военным комиссариатом муниципального образования (муниципальных образований);

утверждение списков граждан, переданных в комплектуемые воинские части;

осуществление контроля за развертыванием объектов базы мобилизационного развертывания военного комиссариата муниципального образования (муниципальных образований) в плановые сроки;

осуществление оповещения и явки (доставки) граждан на пункты сбора военных комиссариатов, а также доставки на пункты (места) приема мобилизационных ресурсов воинских частей (специальных формирований);

предоставление гражданам отсрочек от призыва на военную службу при мобилизации;

организация охраны и поддержания общественного порядка на объектах базы мобилизационного развертывания военного комиссариата муниципального образования (муниципальных образований), а также на маршрутах движения ресурсов;

обеспечение организации розыска не оповещенных или уклонившихся от явки граждан, приписанных к воинским частям.

23. Решением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (муниципального образования) на призывные комиссии по мобилизации могут возлагаться и другие функции, связанные с решением оборонных вопросов на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

24. Призывная комиссия по мобилизации:

а) в мирное время:

организует своевременное оповещение и явку (доставку) граждан, пребывающих в запасе, на пункты сбора военного комиссариата муниципального образования (муниципальных образований);

содействует подбору граждан в состав аппарата усиления военного комиссариата и привлечению их к тренировочным занятиям;

представляет на заседание органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления вопросы организации и всестороннего обеспечения вышеуказанных мероприятий, в том числе предоставления зданий, сооружений, коммуникаций, земельных участков, транспортных и других материальных средств, в соответствии с планами мобилизации;

б) в период мобилизации:

во взаимодействии с военным комиссариатом обеспечивает доведение до сведения граждан и организаций решений Президента Российской Федерации об объявлении общей или частичной мобилизации на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования);

осуществляет во взаимодействии с военным комиссариатом (федеральными органами исполнительной власти, имеющими запас) оповещение и контролирует явку (доставку) граждан, подлежащих призыву;

организует взаимодействие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам розыска не оповещенных или уклонившихся от явки граждан, приписанных к воинским частям.

25. Деятельность призывной комиссии по мобилизации в мирное время планируется и организуется, как правило, в период проведения текущего уточнения документов мобилизационного плана.

В мирное время призывная комиссия по мобилизации принимает решение об общем объеме планируемых к призыву ресурсов в пределах мобилизационного задания с учетом резервов, необходимых для гарантированного выполнения задания.

Решение призывной комиссии по мобилизации в день принятия оформляется протоколом, который подписывается председателем и членами комиссии. В протоколе указывается общее количество ресурсов.

Персональный отбор граждан, пребывающих в запасе, осуществляется военным комиссариатом муниципального образования (муниципальных образований).

В дальнейшем при проведении приписки граждан, пребывающих в запасе и предназначенных (причисленных) в команды (партии), в их мобилизационных предписаниях проставляется номер и дата протокола.

Решение призывной комиссии по мобилизации является основанием для выписки и вручения мобилизационного предписания, а также для проведения мероприятий по обеспечению этой работы.

26. Решение призывной комиссии по мобилизации о планируемом призыве граждан, а также о предназначении граждан в аппарат усиления военного комиссариата (военного комиссариата муниципального образования (муниципальных образований) заблаговременно доводится военным комиссариатом муниципального образования (муниципальных образований) до сведения граждан путем вручения им мобилизационного предписания с указанием номера, даты протокола заседания призывной комиссии по мобилизации и проставления соответствующей отметки об этом в их военных билетах.

Форма мобилизационного предписания определяется Министерством обороны Российской Федерации.

27. Призывная комиссия по мобилизации в отношении граждан, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования), принимает решения:

о призыве для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, и направлении их для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований;

о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации;

об освобождении от призыва на военную службу по мобилизации.

28. С объявлением мобилизации призывная комиссия по мобилизации муниципального образования утверждает общее количество граждан, пребывающих в запасе и предназначенных (приписанных) в команды (партии), на основании именных списков, форма которых определяется Министерством обороны Российской Федерации.

29. Призывная комиссия по мобилизации субъекта Российской Федерации имеет право отменять решения призывных комиссий по мобилизации муниципальных образований.

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 4(7-8)/2002

Как оповещать граждан, пребывающих в запасе, в ходе мобилизации

Полковник И.В. УШУЛЛУ

ОПОВЕЩЕНИЕ населения в целях своевременного прибытия при-зывного контингента на сборные пункты военных комиссариатов при объ-явлении мобилизации всегда было и будет одним из важнейших меропри-ятий в исполнительный период. Безусловно, оно должно быть избиратель-ным по своему характеру и иметь высокую степень надежности.

Явка граждан по вызову в органы военного управления (комиссариа-ты), обеспечивающие проведение мобилизации, осуществляется строго индивидуально и зависит от важности военно-учетной специальности по-ступающих на службу и их принадлежности к командам, формируемым в приоритетном порядке. Однако, как показывает опыт проведения в воен-ных округах ряда мероприятий оперативной подготовки, в настоящее вре-мя количество лиц, не прибывших после оповещения на сборные пункты военкоматов и воинских частей, в большинстве регионов страны остается весьма значительным. Если учесть, что на военную службу в целом по стра-не призывается около 13% от всех состоящих на воинском учете, то стано-вится очевидным, что мобилизационные планы в полном объеме могут быть не выполнены. Поэтому, по моему мнению, необходимо кардинально менять сам подход к оповещению населения территории, на которой объявле-на мобилизация, и, конечно, меру ответственности (административной и уго-ловной) граждан России за неприбытие в военкомат или воинскую часть.

Выход из создавшейся ситуации видится в передаче функций по обес-печению явки граждан в военные комиссариаты (в том числе и при прове-дении очередного призыва на военную службу) Министерству внутренних дел РФ. На первый взгляд данное предложение вроде бы не имеет под со-бой веских оснований, но обратимся к истории нашего государства.

Первым, наиболее характерным примером успешного проведения мо-билизации в России стала Русско-турецкая война (1877-1878). На четвер-тый день мобилизация была закончена (на сборные пункты явилось 75% подлежащих призыву) в десяти губерниях, а на пятнадцатый окончательно завершена на всей территории страны (кроме Закавказья). На двадцать восьмой день воинские части, переведенные на военное положение, были полностью укомплектованы личным составом.

Что способствовало такому результату? По-видимому, решающую роль сыграло то, что мобилизацией занимались непосредственно губернские и уездные присутствия по призыву запасных, поставке лошадей и повозок, которые находились в ведении Министерства внутренних дел. Оповещение о мобилизации возлагалось на полицейские управления. Дежурный по уп-равлению доводил высочайшее повеление до должностных лиц, в частно-сти до уездного воинского начальника. Последний в течение трех часов по-сле получения этого документа был обязан доставить в полицейское упра-вление в запечатанных сумках призывные карты на нижних чинов запаса и офицеров запаса. К тому времени дежурный вызывал нарочных, которые и осуществляли оповещение населения. Кроме того, назначались чины полиции для поддержания порядка в местах сбора и на пути следования за-пасных. На сборных пунктах нижние чины согласно мобилизационному плану распределялись по маршевым командам, которые в дальнейшем от-правлялись по заранее составленным маршрутам на укомплектование вой-сковых частей. При этом ответственность за их своевременную отправку, а также за контроль на маршрутах, проходящих по территории губернии, возлагался на губернатора.

В дальнейшем в разные исторические периоды объем и содержание мо-билизации, способы ее проведения имели свои особенности, менялись и требования к органам исполнительной власти и военного управления, от-вечающим за оповещение и явку населения.

Так, в первые годы советской власти учетно-мобилизационный аппарат находился в ведении органов как военного управления, так и внутренних дел. На местах учетом и призывом молодежи до приема ее на военную службу занимались уездные и губернские воинские присутствия. Приемом на военную службу новобранцев, отправкой их в войска, учетом запасных и призывом их в военное время ведали местные органы военного управления и управления уездных воинских начальников. 20 января 1918 года по-становлением Народного комиссариата по внутренним делам были уп-разднены губернские и уездные воинские присутствия и созданы военные отделы, ведавшие вопросами формирования Красной Армии.

8 апреля 1918 года учреждаются волостные, уездные, губернские и ок-ружные комиссариаты по военным делам. На них возлагаются: проведение мероприятий по учету годного к военной службе населения, его призыву; формирование вооруженных сил Республики; всеобщее обучение рабочих и крестьян военному делу; управление войсками, предназначенными для обслуживания местных нужд военного времени и удовлетворения матери-альных потребностей местного снабжения.

Безусловно, на том историческом этапе подобный подход к решению рассматриваемой проблемы являлся наиболее целесообразным. Однако сегодня новые условия требуют принципиально иного подхода к вопросу мобилизации. В частности, следует, на наш взгляд, вернуться к разграниче-нию полномочий военкоматов и органов внутренних дел при проведении опове-щения граждан, пребывающих в запасе, в случае объявления мобилизации, а также пересмотреть порядок обеспечения явки молодежи в комиссариаты при ежегодном призыве на военную службу в мирное время.

Необходимость возложения функций оповещения и обеспечения яв-ки граждан в военные комиссариаты на органы внутренних дел обуслов-лена прежде всего тем, что учет населения в России (имеется в виду реги-страция граждан по месту жительства или временного пребывания) нахо-дится в ведении паспортных столов, входящих в структуру органов МВД. В информационно-аналитических центрах различных подразделений органов внутренних дел создана единая база данных, содержащая все не-обходимые сведения для розыска и оповещения граждан, пребывающих в запасе. Военкоматы же данную проблему самостоятельно решить не могут и, как показывает практика, вынуждены привлекать для этого сот-рудников органов внутренних дел.

Что касается мобилизации транспортных средств, то в настоящее время самым узким местом является обеспечение своевременного прибытия их на сборные пункты военкоматов и особенно технической готовности к ис-пользованию по назначению. И это несмотря на то, что все транспортные средства состоят на учете в ГИБДД МВД РФ. За регистрацию и техниче-скую исправность транспортного средства отвечает его владелец и соответ-ствующие должностные лица ГИБДД. Однако на практике именно воен-коматам приходится осуществлять учет, оповещение, розыск и контроль технического состояния приписанных транспортных средств, не имея для этого штатных работников и, самое главное, соответствующей законода-тельной базы.

По мнению автора, реализация вышеизложенного подхода организа-ции оповещения граждан, пребывающих в запасе, позволит повысить опе-ративность, эффективность и качество комплектования воинских частей личным составом и приписанным к ним транспортом как в мирное, так и в военное время. Безусловно, эти предложения не бесспорны и требуют дальнейшей теоретической проработки и практической проверки.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

Губернатора Санкт-Петербурга от 23.10.97 N 1087-р "Об организации оповещения граждан о вызовах военного комиссариата" и в целях дальнейшего совершенствования системы оповещения граждан, пребывающих в запасе, и поставщиков транспортных средств:


1. Проводить оповещение граждан, пребывающих в запасе (ГПЗ), персональными повестками и поставщиков транспортных средств нарядами одновременно по месту жительства и месту работы согласно приложению.

2. Считать утратившим силу распоряжение главы администрации Центрального района от 28.09.94 N 1190-р "Об организации оповещения военнообязанных и поставщиков транспортных средств на территории Центрального района".

3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на районного военного комиссара Максимова Н.Б.


Глава территориального
управления
В.С.Антонов


ПРИЛОЖЕНИЕ
к распоряжению
территориального управления
Центрального района
от 03.12.97 N 3671-р


На территориальное управление, должностных лиц предприятий, организаций, учреждений, независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности, и учебных заведений возлагаются обязанности по оповещению граждан, пребывающих в запасе, и призывников о вызове в военные комиссариаты и обеспечению их своевременной явки в установленные сроки на пункты сбора, а также за подготовку транспортных средств и передачу их в состав Вооруженных Сил РФ на основании приказов и распоряжений военного комиссара района. В Санкт-Петербурге оповещение граждан, пребывающих в запасе, поставщиков техники народного хозяйства и индивидуальных владельцев организовано одновременно по месту жительства и месту работы в течение 6 часов с момента получения сигнала (распоряжения) с вручением им персональных повесток и частных нарядов.

I. Организация оповещения по месту жительства

Оповещение по месту жительства проводится под руководством военного комиссара через директора Государственного учреждения "Жилищное агентство Центрального административного района" (РЖА). На него возлагается ответственность за готовность участков оповещения к работе, полноту и своевременность оповещения ГПЗ, призывников, поставщиков техники народного хозяйства и индивидуальных владельцев, проживающих на территории района, включая ведомственные дома, общежития, а также работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях района, независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности, где не созданы штабы оповещения.

Директор РЖА назначается начальником группы оповещения и подчиняется военному комиссару и начальнику отделения оповещения.

На период оповещения личный состав работающих в РЖА организационно включается в состав участков и групп оповещения. Участки оповещения создаются на базе государственных унитарных ремонтно-эксплуатационных предприятий (ГУРЭП). Начальниками участков оповещения назначаются руководители ГУРЭП.

Участки оповещения комплектуются из личного состава ГУРЭП, а также дополняются гражданами, проживающими на территории участка.

Коменданты общежитий, ведомственных домов и руководящий состав предприятий, где не предусмотрены штабы оповещения, несут всю полноту ответственности за своевременное оповещение проживающих, а также работающих у них граждан, пребывающих в запасе.

В целях поддержания оперативной связи с военным комиссариатом, руководителем РЖА, ГУРЭП принять меры к установлению прямых телефонных линий, которые должны содержаться в технически исправном состоянии.

Руководители РЖА и ГУРЭП обязаны:

а) при повседневной работе:

Разработать схему оповещения и сбора личного состава РЖА и ГУРЭП;

Создавать и накапливать материальную базу участков оповещения;

По спискам, поступающим из военного комиссариата, проводить работу по розыску фактического места жительства граждан, не проживающих по месту прописки;

Следить за полнотой и своевременностью оповещения о вызове в военный комиссариат граждан, пребывающих в запасе, и призывников;

Получить от военного комиссариата повестки на аппарат усиления (команда N 777) и организовать их хранение;

Не реже двух раз в год проводить занятия по оповещению с личным составом участков оповещения;

б) при получении сигнала (распоряжения):

Поставить задачу диспетчерской службе на сбор личного состава РЖА и ГУРЭП согласно схемам оповещения в рабочее и не рабочее время и на оповещение ГПЗ команды N 777;

Через своего заместителя осуществлять контроль за развертыванием участков оповещения и прибытием личного состава, распределением работников РЖА по участкам работы и оборудованием рабочих мест;

Получать задание от военного комиссара на оповещение ГПЗ, поставщиков техники народного хозяйства и индивидуальных владельцев транспорта;

Вести учет результатов оповещения и докладывать начальнику отделения оповещения;

Организовывать розыск неоповещенных ГПЗ.

Начальники участков оповещения - руководители ГУРЭП обязаны:

Собрать личный состав участков оповещения, комендантов общежитий и ведомственных домов, подготовить и оборудовать рабочие места, провести оповещение аппарата усиления военного комиссариата (команды N 777);

Получить повестки и наряды для оповещения ГПЗ, поставщиков техники народного хозяйства и индивидуальных владельцев транспорта;

Провести оповещение ГПЗ, поставщиков техники народного хозяйства и индивидуальных владельцев транспорта, проживающих на территории участка оповещения, включая общежития, ведомственные и кооперативные дома, а также работающих на предприятиях, учреждениях и организациях, независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности, где не созданы штабы оповещения;

Вести учет результатов оповещения и докладывать начальнику отделения оповещения военного комиссариата;

Проводить розыск неоповещенных ГПЗ;

Работу участка прекращать только по распоряжению военного комиссариата.

II. Организация оповещения по месту работы

Исходя из имеющегося задания (не менее 30 чел.), для оповещения ГПЗ по месту работы, на предприятиях, в организациях и учреждениях, независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности, создаются штабы оповещения.

Ответственность за подготовку штабов, организацию и проведение оповещения ГПЗ по месту работы, за поставку техники народного хозяйства в Вооруженные Силы РФ возлагается на руководителей предприятий.

В отдельных организациях, учреждениях, учебных заведениях решением военного комиссара штабы оповещения не создаются. Повестки работающим будут доставляться их руководителям посыльными участков оповещения, которые оказывают помощь по вручению повесток и принимают от руководителей итоговые данные о результатах оповещения.

Начальнику РУВД направлять в ГУРЭП на период работы участков оповещения участковых уполномоченных или других сотрудников милиции для оказания помощи и контроля за соблюдением ГПЗ порядка и дисциплины.

Обязать руководителей предприятий, организаций, учреждений и учебных заведений для выполнения задачи по оповещению ГПЗ по месту работы выделять военному комиссариату рабочих, служащих, инженерно-технических работников.

В рабочее время:

Генерального директора ЦНИИ КМ "Прометей" - ул. Шпалерная, 49, - 100 чел.;

Генерального директора АООТ "НИИХиммаш" - ул. А.Невского, 9, - 30 чел.;

Директора СЗОНИИ "Энергосетьпроект" - Невский пр., 111/3, - 12 чел.;

Директора ОПН "Атомтеплоэлектропроект" - Суворовский пр., 2, - 35 чел.

Обязать руководителей автотранспортных предприятий выделять необходимое количество автомобилей для обеспечения работы пунктов сбора и работ по оповещению личного состава РВК и аппарата усиления:

Директора ЛПОТТ-1 - Конюшенная пл., 2, - автомобилей ГАЗ-31029 - 15 шт.;

Директора Автобазы скорой и неотложной помощи - Захарьевская ул., 8, - автобусов РАФ-2203 - 22 шт.

Руководители предприятий, учреждений и организаций независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности обязаны:

а) при повседневной работе:

Принимать от военного комиссариата повестки на ГПЗ, работающих на предприятии и предназначенных в команды по мобилизационному плану, наряды и распоряжения на поставку техники народного хозяйства и организовать их хранение;

На основании приказов и распоряжений военного комиссариата развертывать штабы оповещения и оповещать в установленные сроки ГПЗ по месту работы, содействовать своевременной явке их на пункты сбора, а также вести подготовку к передаче в Вооруженные Силы РФ техники народного хозяйства;

Своим приказом назначить ответственных должностных лиц штаба оповещения, определить порядок организации работы и разработку необходимых документов (начальниками штабов назначать, как правило, своих заместителей);

Исходя из особенностей работы и организационной структуры, разработать план оповещения и обязанностей должностных лиц штаба;

Осуществлять руководство и контроль за выполнением мероприятий по оповещению ГПЗ и поставки техники;

Возложить на начальников цехов, отделов, служб вручение персональных повесток ГПЗ;

Возложить на руководителей дежурной службы (ответственных дежурных, ст. диспетчеров) на предприятиях, в организациях и учреждениях, имеющих вторую и третью смены, работу по оповещению ГПЗ этих смен с одновременным вызовом личного состава штаба оповещения; руководителям дежурных служб иметь соответствующие инструкции, вторые экземпляры ключей от помещений и сейфов (шкатулок), в которых хранятся повестки, наряды и распоряжения;

Определить приказом ответственных лиц за прием от военного комиссариата повесток и практическую работу с ними; указанных лиц назначать из числа работников кадровых органов (ответственных за воинский учет и бронирование);

Оборудовать места хранения повесток, нарядов и распоряжений, обеспечив их надежную сохранность и ограниченный доступ к ним;

Вести постоянный учет количества повесток по командам в карточках установленного образца;

Еженедельно, в установленные военным комиссариатом дни, возвращать повестки на уволенных, зачисленных на специальный учет, убывших по другим причинам, а также по запросам военного комиссариата; в эти же дни получать вновь поступившие повестки и уточнять карточки учета команд;

Не реже одного раза в полугодие сличать сводные карточки наличия и технического состояния техники на предприятиях, в организациях и учреждениях с учетными данными военного комиссариата;

Не менее двух раз в год проводить занятия с личным составом штабов оповещения, дежурных служб по организации и проведению оповещения ГПЗ и поставке техники в войска;

У граждан, приписанных в команду N 777, при зачислении их на специальный учет мобилизационные предписания не изымать; при вызове личного состава команды N 777 по телефону немедленно освобождать их от работы и направлять в военные комиссариаты;

б) при получении сигнала, который передается по техническим средствам связи или доставляется уполномоченными военного комиссариата:

Запретить выход с территории работников до окончания вручения повесток;

Направить представителя предприятия в военный комиссариат за получением дополнительных повесток;

Собрать личный состав штаба оповещения и поставить ему задачу;

Вызвать начальников цехов, отделов и служб, провести инструктаж в порядке и сроках вручения повесток; вручение провести в течение одного часа с момента получения повесток; граждан, пребывающих в запасе, получивших повестки, освободить от работы;

Принять от начальников цехов, отделов и служб расписки на врученные повестки; причины невручения повесток с подписью начальника штаба оповещения и печатью предприятия представить в военный комиссариат;

Поставить технику в количестве, сроки и пункты, указанные в полученных нарядах.


Районный военный комиссар,
полковник
Н.Б.Максимов

№ п/п Наименование мероприятий Ответственный Отметка о выполнении
ВОИНСКИЙ УЧЕТ ГРАЖДАН. ПРЕБЫВАЮЩИХ В ЗАПАСЕ
1. Постановка на учет граждан, пребывающих в запасе, принятых на работу. Проверка у них наличия воинских учетных документов и отметок военкомата о постановке на воинский учет, заполнения на них личных карточек (форма Т-2). Оформить листки сообщений на ГПЗ. В дни приема на работу
2. Снятие с учета граждан, пребывающих в запасе, и граждан. Подлежащих призыву на военную службу. В дни увольнения
3. Заполнение, внесение в личные карточки изменений по служебному и семейному положению, образованию, месту жительства. Постоянно
4. Проведение сверки личных карточек (форма Т-2) с записями в военных билетах граждан, пребывающих в запасе, делая отметку в Т-2. До 10 декабря
5. Сверка личных карточек граждан, пребывающих в запасе, с табелями, финансовыми ведомостями на выдачу зарплаты. Выявление граждан, пребывающих в запасе, работающих в Агентстве, но не стоящих на воинском учете, не имеющих военных билетов. Ежеквартально
6. Обновление (замена) личных карточек (форма Т-2) пришедшие в негодность. По мере необходимости
7. Направление в военкомат сведений о принятых на работу и уволенных с работы граждан, пребывающих в запасе. А также об изменениях их военно-учетных данных. В 2-недельный срок
8. Направление в военкоматы. В которых состоят на учете работающие в Агентстве граждане, пребывающие в запасе, списки для сверки учетных данных декабрь
9. Проверять состояние картотеки с личными карточками граждан, пребывающих в запасе: - правильность построения картотеки; - правильность и качество заполнения личных карточек Ежеквартально
БРОНИРОВАНИЕ ГРАЖДАН, ПРЕБЫВАЮЩИХ В ЗАПАСЕ
1. Отбор личных карточек граждан, пребывающих в запасе, имеющих право на отсрочку от призыва по мобилизации и военное время постоянно
2. Оформление отсрочек от призыва на граждан, пребывающих в запасе, подлежащих бронированию В 10-дневный срок по истечении испытательного срока
3. Аннулирование отсрочек от призыва граждан, пребывающих в запасе, утративших право на отсрочку (снятие со спецучета) и сообщение в военкоматы об аннулировании отсрочек. В 5-дневный срок
4. Запись отметок в личных карточках граждан, пребывающих в запасе, о зачисленнииих на спецучет и снятия со спецучета. Постоянно
5. Сверка удостоверений об отсрочке от призыва с учетными данными личных карточек забронированных граждан, пребывающих в запасе ежеквартально
6. Проверка наличия бланков спецучета, правильности ведения книги учета бланков специального учета. ежеквартально
7. Отправка в военкомат погашенных и испорченных удостоверений и извещений (форма №4) нарочным с актом в 2-экз. По мере необходимости
8. Уточнение плана мероприятий по вручению удостоверений об отсрочке. 1 раз в полугодие
СОСТВЛЕНИЕ ОТЧЕТНОСТИ
1. Изъятие из картотеки карточек Т-2 на граждан, пребывающих в запасе, и подлежащих исключению с воинского учета по возрасту или по болезни, сделав отметку об исключении в разделе 2 личных карточек. Перед составлением отчета
Составление отчета по форме №6 о численности работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе До 15 января 200_ года
ДРУГИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
1. Выявлять граждан женского пола, которые в соответствии с перечнем специальностей подлежат постановке на воинский учет. Постоянно
2. Уточнение плана оповещения граждан, пребывающих в запасе. 1 раз в полугодие
3. Изучение руководящих документов по воинскому учету и бронированию граждан, пребывающих в запасе. Постоянно
4. Подготовка проекта приказа и акта на передачу бланков спецучета и других документов на период отпуска Перед отпуском

Начальник Управления делами

Начальник спецотдела

Ответственный за воинский учет

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель организации

________________________

«____»____________200__г.

ПЛАН

оповещения граждан, пребывающих в запасе при объявлении мобилизации______________________________________в рабочее время

(наименование организации)

№ п/п Фамилия, имя. отчество Место работы (отделение, отдел) Кто оповещает Средство и способ оповещения Примечание

Ответственный за воинский учет ___________________________________

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель организации

________________________

«____»_____________200__г.

ПЛАН

замены специалистов, призываемых на военную службу по мобилизации и на военное время, работающих _____________________________

(наименование организации)

№ п/п Граждане, подлежащие призыву по мобилизации и в военное время Кем заменяется
Занимаемая должность Фамилия, имя, отчество Наименование штатного структурного подразделения Занимаемая должность Фамилия, имя, отчество Отношение к воинской обязанности специалиста

Начальник мобилизационного органа _______________________________

Ответственный за воинский учет ____________________________________

Мобилизация Вооруженных Сил - это процесс планомерного их развертывания и переход на организацию и численность военного времени. Мобилизация объявляется правительством страны. Призыв военнообязанных и поставка техники из народного хозяйства в Вооруженные Силы производится приказом Министра обороны на основании постановления правительства страны.

По мобилизационной готовности соединение и части подразделяются на следующие виды:

1. Соединения и части полного состава, т.е. полностью укомплектованные личным составом и техникой, способные выполнять боевые задачи без проведения дополнительных мобилизационных мероприятий.

2. Соединения и части сокращенного состава. Такие соединения и части почти полностью укомплектованы техникой и вооружением, но имеют значительный недокомплект личного состава.

3. Базы хранения техники и вооружения имеют в своем составе комплект техники, вооружения и минимальное количество офицеров, в задачу которых входит содержание, обеспечение сохранности техники и вооружения, и ведение мобилизационных мероприятий в мирное время (подбор и обучение личного состава, содержание пунктов приема мобилизационных ресурсов, подбор техники народного хозяйства и др. мероприятия).

Соединения и части сокращенного состава и базы хранения техники и вооружения при мобилизации развертываются до штатов военного времени.

Войсковая мобилизация включает в себя комплекс мероприятий, проводимых в сжатые сроки. К таким мероприятиям относятся:

Оповещение о призыве и призыв в армию мобилизационных ресурсов (людей и техники из народного хозяйства);

Обмундирование и экипировка личного состава, доукомплектование (формирование) частей и соединений;

Снятие с хранения и подготовка к боевому применению техники, ее закрепление за личным составом;

Проведение боевого слаживания экипажей (расчетов), подразделений и частей

В результате проведения этих мероприятий доукомплектованные и вновь сформированные воинские части должны быть готовы к выполнению задач в соответствии с боевым предназначением.

К мобилизационной готовности соединений и частей предъявляются следующие основные требования:

Устойчивость . Способность соединений и частей выполнять мобилизационное задание по доукомплектованию в сложных условиях обстановки.

Автономность. Способность выполнять мобилизационное задание в условии изоляции районов отмобилизования при отсутствии централизованного управления.

Скрытность. Способность выполнять мобилизационное задание без разглашения действительных целей проводимых мероприятий.

Различают следующие виды мобилизации:

1. По объему: общая - охватывает все Вооруженные Силы на всей



территории страны.

частичная - охватывает часть Вооруженных Сил, может

проводиться в одном или нескольких округах.

2. В зависимости от требований скрытности и сроков, мобилизация может быть: открытая - оповещение о мобилизации доводится до всего

населения страны по средствам массовой информации.

скрытая - объявлений по средствам массовой информации не

делается.

Оповещение военнообязанных производится вручением персональных повесток или вызовом на предприятие, где работают военно-учетные столы и другие объекты, как это делается в случае производственной необходимости или под видом общественно-хозяйственных мероприятий.

В воинских частях личный состав оповещается подачей сигнала по техническим средствам связи означающего не тревогу, а сбор. В этом случае все мероприятия проводятся под видом учений, без видимой активизации подготовки к боевым действиям.

При этом преследуется цель, как можно дольше удержать в секрете начало отмобилизования.

поэтапная - этот вид мобилизации наиболее характерен для войсковых соединений и объединений в случае, когда известны примерные сроки развязывания агрессии. При таком отмобилизовании мобресурсы подаются последовательно, распорядительным порядком, выборочно. При этом на 1-м этапе призываются:

а) организационное ядро (включает в себя минимальное количество военнообязанных запаса и техники (5-10% списочной численности части) и поставляемое военным комиссариатом и предприятиями для организации в воинских частях первоначальных работ, т.е. развертывание пунктов приема личного состава (ППЛС) и техники (ППТ), снятие с хранения техники и вооружения и подготовка её к выводу из военных городков, погрузка и вывод материально-технических средств (МТС), необходимых для организации приема личного состава и техники основного пополнения);



б) офицеры запаса - для всех частей;

в) военнообязанные основного пополнения для укомплектования штабов соединений и частей боевого обеспечения (связи, инженерные, охраны и обслуживания).

На 2-м и последующих этапах мобилизационные ресурсы подаются в части выборочно, в определенные планами мобилизационной готовности, сроки.

Опыт Великой Отечественной войны показал необходимость проведения мобилизации в короткие сроки. В современных условиях это требование актуально. Поэтому мобилизационная работа в воинских частях и соединениях проводится и в мирное время.

Она включает в себя:

1. Разработку и периодическое уточнение планов мобилизационной готовности (расчет потребного количества и сроки подачи, и ввода в строй мобилизационных ресурсов и формирования подразделений, план боевого слаживания расчетов, подразделений, частей и др. документы).

2. Периодическую сверку документов мобилизационной готовности с вышестоящим штабом, военкоматами и военно-учетными столами государственных предприятий.

3. Организацию взаимодействия с военными комиссариатами по вопросам подбора и приписки военнообязанных и проведения сборовых мероприятий.

5. Практическая проверка реальности мобилизационных планов

Она осуществляется при проведении учений с отработкой вопросов, мобилизационного развертывания, как правило, 2 раза в год, из них: 1 раз в форме командно-штабного учения и 1 раз - с реальным призывом оргядра. Полное развертывание каждой базы по хранению техники и вооружения производятся 1 раз в 5 лет.

Основой мобилизационной работы является подбор и учет мобилизационных ресурсов, в т.ч. учет людских ресурсов и техники, которые осуществляются в военных комиссариатах и воинских соединениях и частях по территориальному признаку, в военно - учетных столах - по месту работы (студенты МАТИ, проходящие обучение по программам подготовки офицеров запаса, до окончания ВУЗа приписаны к Объединенному военному комиссариату Замоскворецкого района ЦАО г. Москвы).

Все военнообязанные в зависимости от возраста подразделяются на разряды. Например, для младших офицеров:

До 45 лет - запас 1 разряда;

До 50 лет - запас 2 разряда;

До 55 лет - запас 3 разряда.

Лица, достигшие предельного возраста, с военного учета снимаются. Кроме того, офицеры и военнообязанные запаса снимаются с учета по болезни и в случае смены места жительства.

Призывники, имеющие отсрочку (по болезни, владеет дефицитной специальностью и др. причинам) и не призванные в Вооруженные Силы до 27 лет переводятся в категорию “военнообязанные запаса”.

В результате проводимого учета людских ресурсов каждый военнообязанный запаса, в том числе и офицер, приписывается в конкретную воинскую часть, на конкретную должность по своей военно-учетной специальности. Об этом делаются отметки в мобилизационных предписаниях. Это существенно упрощает работу пунктов приема личного состава.

Для обеспечения планомерного проведения мобилизации, поэтапного наращивания численного состава, вооружения и техники в Вооруженных силах предусмотрены следующие степени боевой готовности подразделений:

Постоянная;

Повышенная;

Военная опасность;

“Постоянная” - повседневная деятельность соединений и частей укомплектованных личным составом, вооружением, боевой техникой и транспортом мирного времени и обеспеченных всеми видами запасов, позволяющими решать задачи боевой подготовки.

“Повышенная” - такое состояние подразделений, частей и соединений, при котором проводятся мероприятия наращивания мобилизационных ресурсов и сокращения сроков приведения в высшие степени боевой готовности.

“Военная опасность” - состояние подразделений, частей и соединений, при котором проводятся мероприятия, обеспечивающие полную готовность частей постоянной готовности к выполнению боевых задач и частей сокращенного состава и кадра к отмобилизованию.

“Полная” - Состояние наивысшей готовности частей, выполнивших весь комплекс мероприятий по переводу с мирного на военное время.

Отмобилизование частей (соединений) постоянной готовности строится на основе “Плана приведения в боевую готовность”, в частях (соединениях) сокращенного состава и кадра “План отмобилизования и приведения в боевую готовность”.

Планы разрабатываются по одной схеме и отличаются объемом и последовательностью проводимых мероприятий.

План приведения в боевую готовность имеет следующие основные разделы

1. Общие положения.

Степени боевой готовности и их определения, мобилизационное задание, состояние части (укомплектованность, порядок несения боевого дежурного, содержание техники и вооружения).

2. Замысел.

Замысел командира на перевод части с мирного на военное время.

3. Оповещение.

Порядок получения сигнала, сигналы, порядок оповещения (план оповещения).

4. Порядок приведения в боевую готовность (отдельно для каждой степени боевой готовности).

5. Порядок перевода с мирного времени на военное время.

По степеням боевой готовности и из степени в степень, минуя промежуточные;

При внезапном нападении;

При объявлении мобилизации.

6. Организация взаимодействия

7. Организация управления (порядок и сроки развертывания пунктов управления, виды связи, способы передачи информации).

10. Проверка боевой готовности (порядок и сроки проведения проверок мобилизационной готовности, кому предоставляется право проведения и в каком объеме).

На основе «Плана перевода с мирного времени на военное время» в подразделении разрабатываются следующие документы:

1. Боевой расчет.

2. Схема оповещения.

3. Схема выхода в район сосредоточения (Рис. 71).

4. Рабочая карта командира подразделения.

5. План проведения боевого слаживания.

На основе разработанных документов в подразделении ежедневно уточняется порядок выполнения мероприятий мобилизационной готовности (кто, по какому сигналу, какую задачу выполняет, сроки ее выполнения).

Основными мероприятиями при этом являются:

1. Получение сигнала и оповещение.

2. Перевод дежурных сил в готовность 1.

3. Выход и развертывание в районе (вблизи ППД, запасом, секретом).

4. Усиление боевого дежурства.

6. Доукомплектование до штатов военного времени.

7. Боевое слаживание подразделения.

При получении сигнала в подразделении подается звуковой и световой сигналы: “Сбор”, “Тревога”. Личный состав после получения сигнала экипируется, получает оружие и убывает в парк боевых машин, В парке техника заводится и готовится к маршу.

После построения колонны подразделение выводится в район (вблизи ППД, запасной, секретный) и уже в районе мероприятия отрабатываются в зависимости от степени боевой готовности.

Завершается отмобилизование боевым слаживанием подразделения.

Оповещение соединений и частей и подразделений (от штаба округа) осуществляется по техническим средствам связи (“Шептало”, ”Шнур”, ГГС, ЗАС) или нарочными.

1. Дежурный по части получив сигнал:

Дублирует его в подразделения и оповещает командный состав части;

Доводит ограничения;

Устанавливает связь с военными комиссариатами;

Осуществляет руководство до прибытия командира.

2. Дежурный по батарее с получением сигнала:

Осуществляет подъем личного состава;

Отправляет посыльных за офицерами и прапорщиками батарей;

Выдает личному составу оружие;

Отправляет команды (водителей в парк, погрузочные на склады, охраны военного городка, регулировщиков, сдачи имущества после убытия подразделений и др.).

3. В подразделениях:

Личный состав экипируется, получает оружие, средства хим. защиты и убывает в соответствии с боевым расчетом (боевой расчет доводится и уточняется ежедневно на вечерней проверке);

От подразделений технического и тылового обеспечения готовится караул, производится смена прежнего караула.

После выполнения указанных мероприятий в воинских соединениях и частях прослеживаются два основных направления деятельности:

Первое направление - дежурные силы и средства с основных (или запасных) СП, часть зрбатр со стартовых позиций вблизи ППД выполняют задачу по прикрытию частей подразделений дивизии при выходе, военных городков и занятии ПР от ударов воздушного противника.

Второе направление - силами постоянного состава ППЛС, ППТ и выделяемых команд от подразделений полка развертываются пункты приема, осуществляются прием и распределения личного состава и техники организационного ядра по объектам работ.

В зенитных ракетных батареях, после совершения марша, прибытия в запасные районы и занятия стартовых позиций осуществляется:

Боевое дежурство по графику;

Инженерное оборудование позиционного района;

Смена частот на частоты военного времени;

Мероприятия предварительной и непосредственной подготовки стрельбы ракет;

Дополучение боеприпасов, стальных шлемов и аптечек для личного состава;

Идеологическая и психологическая подготовка личного состава к боевым действиям.