Начальник 3 главного управления фапси. Федеральные органы правительственной связи и информации

19 февраля 1993 года был принят закон «О Федеральных органах правительственной связи и информации». В соответствии с этим законом, структура этих органов включала ФАПСИ и органы правительственной связи и информации в субъектах РФ.

В состав ФАПСИ вошли Государственный информацион­но-вычислительный центр при Государственной комиссии по чрезвычайным ситуациям (Госцентр СССР) с подведомствен­ными ему организациями (НИИ «Ромб», НИИ «Энергия», НИЦ «Терминал», Научно-тематический центр) и Москов­ский НИИ электротехники Научно-производственного объ­единения «Автоматика». 24 сентября 1992 г. распоряжением Президента России Б.Н. Ельцина в составе ФАПСИ был уч­режден научно-технический центр правовой информации «Система».

ФАПСИ является центральным органом федеральной ис­полнительной власти, отвечающим за организацию и обес­печение правительственной, междугородной, шифрованной, документальной и иными видами специальной связи государ­ственных органов (органов власти и управления, силовых структур, ведущих предприятий оборонно-промышленного комплекса, атомных электростанций и др.); решение в рам­ках компетенции задач разведывательного характера; инфор­мирование по выделенному спектру вопросов высших орга­нов государственной власти РФ и центральных органов федеральной исполнительной власти.

Единую систему федеральных органов правительственной связи и информации составляют:

    Федеральное агентство правительственной связи и ин­формации при Президенте РФ;

    органы правительственной связи и информации (управ­ления правительственной связи в регионах, центры пра­вительственной связи и информационно-аналитичес­кие органы в субъектах РФ).

    Войска, на которые возложено обеспечение всеми ви­дами специальной связи органов власти и управления и военного руководства в военное время; в мирное вре­мя войска выполняют данную задачу на учениях Во­оруженных Сил России и по решениям Президента РФ для управления контингентами Вооруженных Сил, формируемыми на период выполнения конкретных задач, а также привлекаются к организации правитель­ственной связи в чрезвычайных ситуациях из мест, не оборудованных стационарными средствами этой связи.

    Учебные заведения, научно-исследовательские органи­зации, предприятия.

Правовую основу деятельности ФАПСИ составляют Кон­ституция РФ; законы РФ «О безопасности», «О внешней раз­ведке», «Об обороне», Закон РФ «О федеральных органах пра­вительственной связи и информации» от 19 февраля 1993 г. (с поправками и изменениями от 24 декабря 1993 г.), Положение о ФАПСИ, утвержденное в 1994 г.; Указ Президента России от 3 апреля 1995 г. «О мерах по соблюдению законодательства в области разработки, производства и реализации шифроваль­ных средств», определяющие принципы организации феде­ральных органов правительственной связи, их назначение, основные функции, полномочия, силы и средства.

Контроль над деятельностью ФАПСИ был возложен на Комитет по безопасности Государственной Думы, Конт­рольное управление Администрации Президента и Счетную палату Минфина России.

Основные задачи ФАПСИ:

    Совершенствование правительственной связи, других видом специальной связи и систем специальной информации для государственных органов. В дальнейшем, эти функции перешли в Спецсвязь России, а в дальнейшем – в ФСО.

    Организация и обеспечение криптографической безопасности, шифрованной связи в России и ее учреждениях за рубежом (эти функции перешли к ФСБ).

    Организация и ведение внешней разведывательной деятельности в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи с использованием радиоэлектронных средств и методов (эти функции перешли к ФСБ).

В соответствии с данными задачами разработана структура Агентства, основу которой составляют:

1. Главное управление правительственной связи (ГУПС), обеспечивающее различными видами связи высшие органы государственной власти РФ, силовые структуры, ведущие предприятия оборонно-промышленного комплекса и другие объекты, имеющие жизненно важное значение для безопас­ности РФ.

2. Главное управление безопасности связи (ГУБС), создан­ное на базе бывшего 8-го Главного Управления КГБ СССР, занимающееся криптографической защитой информации. Данное направление обеспечивается также Академией криптографии РФ, действующей при ФАПСИ, совместно с Российской Академией наук и рядом других отраслевых ака­демий. Специалисты ФАПСИ осуществляют разработку и со­провождение шифровальной техники для заинтересованных ведомств, обеспечивают все министерства и ведомства крип­тографически качественными, надежно защищенными от не­санкционированного доступа ключевыми документами. Сила­ми спецслужбы осуществляется государственный контроль за обеспечением информационной безопасности во всех сетях специальной связи в России и ее учреждениях за рубежом. В пределах своей компетенции ФАПСИ осуществляет лицензи­рование и сертификацию в области защиты информации, про­водит работы по проверке и защите особо важных помещений федеральных органов государственной власти и установленных в них технических средств, с целью выявления и предотвраще­ния утечки информации по техническим каналам.

3. Главное управление радиоэлектронной разведки средств связи (ГУРРСС). Создано на базе бывшего 16-го управления КГБ СССР. Обеспечивает ведение внешней разведыватель­ной деятельности в политической, экономической, военной -и научно-технической сферах с использованием радиоэлек­тронных средств.

4. Главное управление информационных систем (ГУИС). Создано 21 февраля 1992 г. в первоначальном варианте как Главное управление информационных ресурсов (ГУИР) на базе упраздненного Управления информационных ресурсов Администрации Президента РФ. Позже ГУИР переименова­но в ГУИС, которое организует информационное и инфор­мационно-технологическое обеспечение органов государ­ственной власти, включая региональный уровень. ГУИС осуществляет информационную поддержку баз данных, со­здаваемых в региональных и ведомственных структурах уп­равления, готовит по заказу государственных органов анали­тические материалы, проводит анализ публикаций в СМИ. участвует в формировании, сопровождении и предоставлении пользователям справочных, фактографических и проблемно-ориентированных баз и банков данных.

5. Главное административное управление (ГАУ). Органи­зовано на базе бывшего штаба ФАПСИ.

Помимо указанных управлений, в структуру ФАПСИ входят:

    криптографическая служба, ведущая внешнюю радио­электронную разведку и шифрование, осуществляющая первичную обработку развединформации;

    служба собственной безопасности.

При ФАПСИ также действует Академия криптографии РФ. Основными направлениями деятельности федеральных органов правительственной связи и информации являются:

    организация и обеспечение эксплуатации, безопаснос­ти, развития и совершенствования правительственной связи, иных видов специальной связи и систем специ­альной информации для государственных органов;

    обеспечение в пределах своей компетенции сохранно­сти государственных секретов;

    организация и обеспечение криптографическими и организационно-техническими методами безопасности шифрованной связи в Российской Федерации и ее уч­реждениях за рубежом;

    организация и ведение внешней разведывательной де­ятельности в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи с использованием ра­диоэлектронных средств и методов;

    обеспечение высших органов государственной власти Российской Федерации, центральных органов федеральной исполнительной власти, Совета безопасности Российской Федерации достоверной и независимой от других источников специальной информацией (матери­алы внешней разведывательной деятельности, информа­ция по поддержанию управления народным хозяйством в особый период, военное время и при чрезвычайных ситуациях, экономическая информация мобилизацион­ного назначения, информация социально-экономичес­кого мониторинга), необходимой для принятия реше­ний в области безопасности, обороны, экономики, науки и техники, международных отношений, эколо­гии, а также мобилизационной готовности.

ФАПСИ имело следующие права:

    Лицензирование и сертификация деятельности предприятий и организаций, независимо от формы собственности по разработке, производству, реализации и эксплуатации шифровальных средств и предоставление услуг в области шифрования информации.

    Определение порядка и обеспечение выдачи лицензии на экспорт и импорт шифровальных средств и нормативно-технической документации на их производство и использование (эти права перешли к ФСБ).

11 марта 2003 года был принят указ президента № 308 «О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности РФ»:

1 июля 2003 г. Федеральное Агентство правитель­ственной связи и информации при Президенте РФ было уп­разднено.

    Упразднялась Федеральная пограничная служба РФ как самостоятельный орган. Данные функции передавались ФСБ. В структуре ФСБ была создана пограничная служба, которую возглавлял 1-й заместитель директора ФСБ – руководитель пограничной службы.

    Упразднялось ФАПСИ. Создавалась Служба специальной связи и информации при Федеральной службе охраны РФ (Спецсвязь России). Служба являлась федеральным государственным органов, осуществляющим в пределах своих полномочий организацию обеспечения эксплуатации безопасности, развития и совершенствования систем Спецсвязи и информации для государственных органов.

В результате данной реорганизации ФСБ приблизилось к масштабам прежнего КГБ. Она вновь стала спецслужбой страны. Централизация решала задачи по усилению координации деятельности органов государственной безопасности, сокращение госаппарата.

Положение о Спецсвязи России было утверждено указом президента России от 14 июля 2003 года. В соответствии с указом президента России от 7 августа 2004 года, Спецсвязь России включена в состав ФСО, и на ее базе создано структурное подразделение ФСО. Этим же указом утверждено новое положение о ФСО.


Служба внешней разведки
Федеральная служба безопасности

Министерства и ведомства, в которых предусмотрена организация военной службы

Войска и органы ФАПСИ

Назначение федеральных органов правительственной связи и информации

Федеральные органы правительственной связи и информации являются составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации и входят в систему органов федеральной исполнительной власти.

Федеральные органы правительственной связи и информации обеспечивают высшие органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, центральные органы федеральной исполнительной власти, Совет безопасности РФ, Совет обороны РФ, федеральные органы, организации, предприятия, учреждения специальными видами связи и информации, а также организуют деятельность центральных органов федеральной исполнительной власти, организаций, предприятий, учреждений по обеспечению криптографической и инженерно-технической безопасности шифрованной связи в Российской Федерации и ее учреждениях за рубежом, осуществляют государственный контроль за этой деятельностью.

Федеральные органы правительственной связи и информации в пределах своей компетенции участвуют вместе с Главным управлением охраны Российской Федерации в организации и обеспечении президентской связи.

Основные направления деятельности федеральных органов правительственной связи и информации

Основными направлениями деятельности федеральных органов правительственной связи и информации являются:

Организация и обеспечение эксплуатации, безопасности, развития и совершенствования правительственной связи, иных видов специальной связи и систем специальной информации для государственных органов;

Обеспечение в пределах своей компетенции сохранности государственных секретов;

Организация и обеспечение криптографической и инженерно-технической безопасности шифрованной связи в Российской Федерации и ее учреждениях за рубежом;

Организация и ведение внешней разведывательной деятельности в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи с использованием радиоэлектронных средств и методов;

Обеспечение высших органов государственной власти Российской Федерации, центральных органов федеральной исполнительной власти, Совета безопасности Российской Федерации, Совета обороны Российской Федерации достоверной и независимой от других источников специальной информацией (материалы внешней разведывательной деятельности, информация по поддержанию управления народным хозяйством в особый период, военное время и при чрезвычайных ситуациях, экономическая информация мобилизационного назначения, информация социально-экономического мониторинга), необходимой им для принятия решений в области безопасности, обороны, экономики, науки и техники, международных отношений, экологии, а также мобилизационной готовности (ст. 3 Закона РФ «О федеральных органах правительственной связи и информации» от 19. 02. 93 г. № 4524-1).

Справка. Мониторинг - это научно-обоснованная система регулярного отслеживания общественно-политических и социально-экономических процессов.

Построение системы федеральных органов правительственной связи и информации

Единую систему федеральных органов правительственной связи и информации составляют:

Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (ФАПСИ);

Органы правительственной связи и информации (центры правительственной связи, информационно-аналитические органы) в субъектах Российской Федерации;

Войска правительственной связи;

Учебные заведения, научно-исследовательские организации, предприятия.

Федеральные органы правительственной связи и информации создают структурные подразделения по финансовому, материально-техническому, инженерно-строительному, медицинскому и иному обеспечению своей деятельности.

При Федеральном агентстве действует Академия криптографии Российской Федерации.

Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ

ФАПСИ находится в непосредственном ведении Президента РФ и является центральным органом федеральной исполнительной власти, ведающим вопросами организации и обеспечения правительственной связи, иных видов специальной связи для государственных органов, организации и обеспечения криптографической и инженерно-технической безопасности шифрованной связи, организации и ведения разведывательной деятельности в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи, специального информационного обеспечения высших органов государственной власти Российской Федерации, центральных органов федеральной исполнительной власти. Возглавляет Федеральное агентство и руководит его деятельностью генеральный директор.

Подразделения и части радиоразведки ФАПСИ, обеспечивающие организацию и ведение разведывательной деятельности в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи, образуют орган внешней разведки Федерального агентства, руководимый генеральным директором и действуют щий в соответствии с Законом Российской Федерации «О внешней разведке».

ФАПСИ осуществляет государственное регулирование и межотраслевую координацию по вопросам, находящимся в его ведении.

Нормативные акты, предписания ФАПСИ в части организации, обеспечения функционирования и безопасности правительственной, шифрованной и иных видов специальной связи обязательны для исполнения государственными органами, а также организациями, предприятиями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовых форм с учетом взаимно согласованных требований ведомственных инструкций по организации и обеспечению безопасности шифрованной связи.

Задачи, функции, организация и структура ФАПСИ определяются Положением о Федеральном агентстве правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

ФАПСИ организует, руководит и непосредственно проводит работу по направлениям деятельности федеральных органов правительственной связи и информации, издает приказы, указания, положения, инструкции и другие нормативные акты, обязательные для исполнения в системе федеральных органов правительственной связи и информации (ст. 6 Закона РФ «О федеральных органах правительственной связи и информации»).

Органы правительственной связи и информации в субъектах Российской Федерации

Органы правительственной связи и информации в субъектах Российской Федерации входят в систему органов государственного управления и осуществляют на соответствующей территории руководство в области организации и обеспечения правительственной связи, иных видов специальной связи и информации, сбора и передачи информации экономического характера в интересах государственных органов.

В пределах своей компетенции они непосредственно проводят работу по основным направлениям деятельности федеральных органов правительственной связи и информации, организуют, координируют и контролируют деятельность подчиненных им подразделений и несут ответственность за обеспечение государственных органов специальными видами связи и информации.

Организация деятельности органов правительственной связи и информации в субъектах Российской Федерации определяется соответствующими положениями, утверждаемыми генеральным директором ФАПСИ по согласованию с высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (ст. 7 Закона РФ «О федеральных органах правительственной связи и информации»).

Войска Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ

Войска ФАПСИ при Президенте РФ включают в себя войска правительственной связи, части радиоразведки и инженерно-строительные части, которые создаются, содержатся и используются, в том числе за пределами Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 8 Закона РФ «О федеральных органах правительственной связи и информации»).

КонсультантПлюс: примечание.

Указом Президента РФ от 11.03.2003 N 308 с 1 июля 2003 года Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ упразднено. Функции данного агентства переданы Федеральной службе безопасности РФ, Службе внешней разведки РФ и Службе специальной связи и информации при Федеральной службе охраны РФ.

1. Федеральное агентство находится в непосредственном ведении Президента Российской Федерации и является центральным органом федеральной исполнительной власти, ведающим вопросами организации и обеспечения правительственной связи, иных видов специальной связи для государственных органов, организации и обеспечения криптографической и инженерно - технической безопасности шифрованной связи, организации и ведения разведывательной деятельности в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи, специального информационного обеспечения высших органов государственной власти Российской Федерации, центральных органов федеральной исполнительной власти. Возглавляет Федеральное агентство и руководит его деятельностью генеральный директор.

Подразделения и части радиоразведки Федерального агентства, обеспечивающие организацию и ведение разведывательной деятельности в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи, образуют орган внешней разведки Федерального агентства, руководимый генеральным директором и действующий в соответствии с Законом Российской Федерации "О внешней разведке".

2. Федеральное агентство осуществляет государственное регулирование и межотраслевую координацию по вопросам, находящимся в его ведении.

Нормативные акты, предписания Федерального агентства в части организации, обеспечения функционирования и безопасности правительственной, шифрованной и иных видов специальной связи обязательны для исполнения государственными органами, а также организациями, предприятиями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и организационно - правовых форм с учетом взаимно согласованных требований ведомственных инструкций по организации и обеспечению безопасности шифрованной связи.

3. Задачи, функции, организация и структура Федерального агентства определяются Положением о Федеральном агентстве правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации по согласованию с Комитетом Верховного Совета Российской Федерации по вопросам обороны и безопасности.

4. Федеральное агентство организует, руководит и непосредственно проводит работу по направлениям деятельности федеральных органов правительственной связи и информации, издает приказы, указания, положения, инструкции и другие нормативные акты, обязательные для исполнения в системе федеральных органов правительственной связи и информации.

Федеральное агентство правительственной связи и информации при президенте Российской Федерации
(ФАПСИ)
Страна Россия Россия
Создана 24.12 .
Распущена (преобразована) 11 марта
Юрисдикция президент Российской Федерации
Штаб-квартира Москва , Россия
Преемник Спецсвязь ФСО России
Руководство
Руководитель генеральный директор
Сайт fagci.ru

Федеральное агентство правительственной связи и информации при президенте Российской Федерации (ФАПСИ) - специальный орган Российской Федерации , существующий с 24 декабря 1991 года

История

Структура

Структура ФАПСИ была строго засекречена и, по некоторым данным, была схожа со структурой американской спецслужбы АНБ , имеющей схожие цели и задачи. Однако, большинство источников указывают в структуре ФАПСИ следующие подразделения:

  • Главное научно-техническое управление
  • Главное управление правительственной связи
  • Главное управление безопасности связи
  • Главное управление радиоэлектронной разведки средств связи
  • Главное управление информационных систем
  • Главное административное управление
  • Криптографическая служба
  • Управление внешних связей

Цели и задачи

ФАПСИ имело статус центрального органа федеральной исполнительной власти, ведающего вопросами организации и обеспечения правительственной связи , иных видов специальной связи для государственных органов, организации и обеспечения криптографической и инженерно-технической безопасности шифрованной связи, организации и ведения разведывательной деятельности в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи, специального информационного обеспечения высших органов государственной власти Российской Федерации, центральных органов федеральной исполнительной власти.

Подготовку специалистов для ФАПСИ в основном осуществляло Орловское высшее военное командное училище связи (ОВВКУС) (в 1992 году училище преобразовано в , а в 2000 году - в Академию ФАПСИ ; ныне Академия ФСО России). Также подготовка осуществлялась на базе учебных заведений смежных ведомств, например, Курс ФАПСИ (с 2000 года 6-й дивизион) при ГВИ ФПС России.

Основными направлениями деятельности ФАПСИ являлись:

С развитием интернет-технологий перед поставщиками телекоммуникационных услуг встал вопрос об обеспечении сохранности конфиденциальной информации своих пользователей, что предполагало использование средств криптографической защиты. Лицензирование всех этих средств, а также самой деятельности поставщиков телекоммуникационных услуг занималось Федеральное агентство правительственной связи и информации, однако для конечного пользователя, лицензия ФАПСИ для использования СКЗИ (средств криптографической защиты информации) не требовалась .

Прямой и самой главной обязанностью ФАПСИ было обеспечение шифрования линий связи президента и премьер-министра, а также отслеживание и пресечение несанкционированного доступа ко всем электронным системам, имеющих отношение к государственной инфраструктуре, в том числе транспортной, энергетической и другим. Об этом сотрудники ФАПСИ докладывали высшему руководству на немногочисленных несекретных докладах. Кроме того, Агентство пристально следило за деятельностью других государств в этой области, отслеживало все экономические транзакции, а также занималось наблюдением интернет-активности, что, по некоторым данным, давало Агентству возможность отслеживать действия некоторых людей в сети. Активно прорабатывалась концепция информационного оружия в контексте ведения боевых действий, как альтернатива оружию массового поражения .

Руководство

Генеральные директора

  • Старовойтов, Александр Владимирович (24 декабря 1991 - 7 декабря 1998)
  • Шерстюк, Владислав Петрович (7 декабря 1998 - 31 мая 1999)
  • Матюхин, Владимир Георгиевич (31 мая 1999 - 11 марта 2003)

Код номерных знаков

Код номерных знаков транспортных средств Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (ФАПСИ) - 16.

Составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федера­ции, входящей в систему федеральной исполнительной власти, являются федеральные органы правительственной связи и информации (ФОПСИИ). Их назначение, правовая основа, принципы организации и основные на­правления деятельности, система, обязанности и права, силы и средства, а также виды и порядок контроля и надзора за их деятельностью определя­ются Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. «О федераль­ных органах правительственной связи и информации» 1 (с изменениями от 24 декабря 1993 г., 7 ноября 2000 г.).

Согласно Закону на ФОПСИИ возложено обеспечение высших органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Совета Безопасности Российской Федерации (далее - государственные органы), организаций, предприятий, учреждений специальными видами связи и информации, а также организа­ция деятельности центральных органов федеральной исполнительной вла­сти, организаций, предприятий, учреждений по обеспечению криптографи­ческой и инженерно-технической безопасности шифровальной связи в Российской Федерации и ее учреждениях за рубежом, осуществление госу­дарственного контроля за этой деятельностью. В пределах своей компетен­ции ФОПСИИ участвуют с Главным управлением охраны РФ в организа­ции и обеспечении президентской связи.

Правовую основу деятельности ФОПСИИ составляют Конституция РФ, законы «О безопасности», «Об обороне», «О внешней разведке», «О феде­ральных органах правительственной связи и информации», а также прини-

1 Ведомости РФ. 1993. № 12. Ст. 423.

Раздел III. Государственные органы обеспечения охраны порядка

маемые в соответствии с ними нормативные акты Президента и Правитель­ства РФ.

ФОПСИИ строят свою деятельность на основе принципов законности, уважения прав и свобод человека и гражданина, сохранности государст­венных секретов, подконтрольности и подотчетности высшим органам государственной власти Российской Федерации. В единую систему ФОПСИИ входят:

Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (далее - Федеральное агентство);

Органы правительственной связи и информации (центры правительст­венной связи, информационно-аналитические органы) в субъектах Россий­ской Федерации;

Учебные заведения, научно-исследовательские организации, предпри­ятия.

На ФОПСИИ возложены следующие основные обязанности:

Обеспечивать правительственной связью в местах постоянного или временного пребывания Президента Российской Федерации, Председателя Федерального Собрания, Председателя Государственной Думы, Председа­теля Правительства РФ, Председателя Конституционного Суда РФ, Пред­седателя Верховного Суда РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ;


Участвовать в пределах своей компетенции совместно с Главным управлением охраны РФ в организации и обеспечении президентской свя­зи, соблюдая при этом ее единство, надежность, безопасность и оператив­ность;

Осуществлять разведывательную деятельность в сфере шифровальной, засекреченной и иных видов специальной связи;

Обеспечивать высшие органы государственной власти Российской Фе­дерации, центральные органы федеральной исполнительной власти, Совет Безопасности РФ специальной информацией, необходимой им для приня­тия решений в области безопасности, обороны, экономики, науки и техни­ки, международных отношений, экологии, а также мобилизационной го­товности;

Обеспечивать безопасность правительственной связи Российской Фе­дерации;

Обеспечивать готовность систем правительственной связи и специаль­ной информации для работы в военное время и в чрезвычайных ситуациях, поддерживать в постоянной боевой готовности технические средства опо­вещения государственных органов.

Для реализации обязанностей, возложенных на ФОПСИИ, им предос­тавлены следующие основные права:

Издавать нормативные акты в части организации, обеспечения функ­ционирования и безопасности правительственной, шифровальной и иных

^Глава 13. Органы обеспечения безопасности

|видов специальной связи, а также безопасности информационно-анали­тических сетей, комплексов технических средств, баз данных высших ор­ганов государственной власти и Совета Безопасности РФ;

Налагать ограничения по согласованию с соответствующими органами, > владеющими распределением и назначением радиочастот, на использование " радиоэлектронных средств любого назначения, если они работают с нару-: шением требований нормативных актов и создают радиопомехи работе

средств правительственной связи;

Осуществлять разведывательную деятельность в сфере шифровальной, I засекреченной и иных видов специальной связи с территории Российской | Федерации и за ее пределами с использованием радиоэлектронных средств! и методов;

Определять порядок проведения работ в Российской Федерации по вы­явлению электронных устройств перехвата информации в технических сред­ствах; осуществлять лицензирование деятельности по выявлению электрон­ных устройств перехвата информации в технических средствах и помещени­ях государственных структур;

Осуществлять контакты и сотрудничество с соответствующими служ­бами иностранных государств по вопросам обеспечения правительственной международной связи, разведывательной деятельности в сфере шифроваль­ной, засекреченной и иных видов специальной связи, защиты информации, организации шифровальной связи и поставок шифровальных средств.

Контроль за ходом выполнения основных задач, возложенных на Фе­деральное агентство, утверждение программ развития ФОПСИИ и санкционирование проведения мероприятий этих органов, затрагивающих жизненно важные интересы Российской Федерации, осуществляет Прези­дент РФ.

Парламентский контроль за деятельностью ФОПСИИ осуществляется в форме заслушивания отчетов генерального директора Федерального агент­ства, а также сообщений должностных лиц ФОПСИИ в парламенте. Надзор за исполнением законов Российской Федерации ФОПСИИ осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.