Остановка транспортного средства вне стационарных постах. Основания для остановки транспортного средства сотрудниками гибдд

Стало известно, что на состоявшемся на днях совещании с участием президента Путина замминистра внутренних дел генерал-полковник Александр Горовой сообщил, что известный приказ №185 МВД фактически отменен.

Мы отменили приказ, принятый пять лет назад по линии МВД, запрещающий останавливать транспортные средства вне стационарных постов. Транспортная логистика и география нашей страны говорят о том, что это было ошибкой с нашей стороны, - приводят слова первого заместителя главы ведомства на совещании Интерфакс и ТАСС. Ранее об этом сообщил глава ГИБДД России генерал-майор полиции Михаил .

По его словам, отказ от нормы, запрещающей сотрудникам останавливать водителей для проверки документов вне стационарных постов ДПС, практически согласован со всеми министерствами и ведомствами и в самое ближайшее время будет закреплен в Административном регламенте. Напомним, что речь идет о ставшем уже притчей во языцех приказе МВД РФ от 2 марта 2009 г. N 185 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения». В нем, в пункте №63 говорится, что для проверки документов водителя и пассажиров машину только на стационарных постах ДПС.

Этот приказ появился на свет в те же времена, что и по своей сути сентенция тогдашнего главы МВД Рашида Нургалиева. Генерал заявил, что сотрудников полиции можно бить: «Если поведение сотрудника милиции выглядит неадекватно, если с его стороны звучат необоснованные угрозы и тем более если он применяет насилие, в такой ситуации гражданин вправе оказать ему сопротивление. Здесь возникает институт крайней необходимости и самообороны». Благодаря пошедшему после этого заявления в народ убеждению, будто «Нургалиев разрешил» бить полицейских, немало граждан стали фигурантами уголовных дел по факту насилия в отношении сотрудников полиции.

Также и 185-й приказ стал для многих «продвинутых» основанием для бесполезных препирательств с патрульными ДПС на дороге. На самом деле, сотрудник, остановивший машину на обочине и проверяющий документы у ее водителя, всегда найдет совершенно законное обоснование своих действий: машина похожа на разыскиваемую, ее водитель похож на преступника, находящегося в розыске, идет какая-нибудь спецоперация типа «Перехват», «Ураган» и тому подобное. Да и стационарных постов ДПС на самом деле практически уже не осталось на наших дорогах. И что, теперь должна только аварии оформлять, и даже лихача или пьяного остановить «вне поста» не моги? Зачем тогда вообще ГИБДД нужна? В общем, непонятно, по какой причине в СМИ возник ажиотаж по этому поводу.

Каждый автолюбитель сталкивался с ситуацией, когда на дороге сотрудник ГИБДД взмахивает своей полосатой палочкой, требуя остановиться. Причина может быть разная. Каждый водитель просто обязан знать, на каком основании его могут остановить полицейские. Просто так делать это запрещено. Имеется Приказ МВД РФ, в котором оговариваются законные причины остановки транспортного средства. Лучше, если каждый водитель будет ознакомлен с этим документом, чтобы на дороге не возникало недоразумений.

Обоснованные причины для остановки машины

Если внимательно изучить Приказ МВД РФ № 185 от 2 марта 2009 года, то можно ознакомиться с обоснованными причинами, на основании которых инспектор имеет право остановить личный транспорт:

1. Если имеются явные нарушения правил дорожного движения со стороны водителя, которые зафиксированы при помощи прибора или визуально. Сюда можно отнести:

2. Причины остановки автомобиля порой непонятны водителям, но иногда у инспектора имеется информация, что в машине передвигаются подозреваемые в преступлении или совершении дорожно-транспортного происшествия.

3. Если по данным оперативной сводки автомобиль находится в розыске, то есть все основания его остановить.

4. При наличии у инспектора информации, что в автомобиле находится важный свидетель происшествия или преступления, с которого необходимо взять показания.

5. Причина остановки может быть необходимость использовать водителя в качестве понятого.

6. Необходимость осуществления регулировочных действий также может потребовать остановить машину.

7. Если срочно необходим автомобиль пострадавшим, медицинским работникам или сотрудникам полиции, то это тоже законная причина остановки транспортного средства 2016 сотрудниками ДПС.

8. Остановить машину сотрудники могут, если проводятся оперативные мероприятия. Но для этого у полицейских в обязательном порядке должны быть соответствующие документы, которые они могут предъявить водителям.

Согласно статистике, наиболее частая причина остановки транспортного средства (2016) сотрудниками - это проверка документов. Но автолюбители должны знать, что такая процедура обязательно проводится только на стационарном посту ДПС. Если остановка осуществляется в неположенном месте, то водитель вправе не предъявлять документы или потребовать ориентировку, согласно которой и проводится проверка.

Необходимо также помнить, что документы для проверки можно предоставлять только сотрудникам ДПС или ГИБДД, другие службы не вправе их требовать от водителя.

Как законная причина остановки ДПС транспортного средства может быть рассмотрена необходимость проверки багажника. Это вполне правомерно, но в процессе досмотра должен составляться протокол и необходимо присутствие понятых.

Что должен делать водитель после остановки

Согласно правилам, водитель обязан остановиться, если того требует сотрудник ДПС, причем причина остановки транспортного средства (2016 года правила это подтверждают) может быть любая. После остановки необходимо совершить следующие действия:

  1. Остановить машину таким образом, чтобы она не мешала движению других автолюбителей, если не указано точное место парковки полицейским.
  2. Необходимо не забыть включить сигнал правого поворота и припарковаться на обочине дороги.
  3. Если нет уверенности в правильном выборе места остановки, то можно включить аварийный сигнал, чтобы было оправдание в виде поломки транспорта для объяснения неправильной парковки, ведь полицейские могут придраться и к этому.
  4. Если водитель не рассчитал и остановился слишком далеко от инспектора, то он может сдать назад или подождать, пока сотрудник ГИБДД подойдет сам.

Независимо от причины остановки машины сотрудник должен представиться и предъявить свои документы автолюбителю, а потом озвучить основание для остановки.

Правильный порядок остановки транспорта

Причины остановки ДПС могут быть разными, но имеются некоторые правила, которым должны следовать сотрудники полиции, когда останавливают транспортное средство:

  1. Отдавая сигнал к остановке, сотрудник ДПС должен указать место парковки. Остановка там должна быть разрешена.
  2. Водитель не имеет права останавливать машину в неположенном месте, но из этого правила есть исключения:
  • Экстренные ситуации, связанные с пресечением противоправных действий.
  • Регулировочные мероприятия.
  • Препятствие причинению вреда жизни и здоровья.
  • Патрульная машина может указать конкретное место.

3. Если сотрудники останавливают машину, то они не могут воспользоваться ею для погони за преступником. Они могут попросить оказать помощь, но управлять средством должен при этом только владелец.

Когда возможна принудительная остановка

Бывают принудительные причины остановки транспортного средства, тогда для этого сотрудники могут использовать:

  • Технические средства: дубинки, электрошокер, газовое оружие.
  • Сигналы светофора иди регулировщика, которые означают полную остановку движения.
  • Сотрудники могут заблокировать дорогу служебной машиной с включенной сигнализацией.
  • Если это позволяет ситуация сотрудники ДПС могут воспользоваться табельным оружием.

После полной остановки транспорта, сотрудник должен подойти к машине с водительской стороны и представиться, а также назвать причину остановки.

Какие документы надо предъявить сотруднику ДПС

После того как вас остановили, работник ДПС вправе потребовать предъявить следующие документы:


Все эти документы водитель имеет право предоставить через окно машины, выходить совсем не обязательно, независимо от причины остановки сотрудниками ДПС. Автолюбитель должен выйти из автомобиля, если:

  • Обнаружена в машине неисправность и ее необходимо срочно устранить.
  • Имеются признаки употребления алкогольных напитков.
  • Если необходим осмотр машины или сверка номеров на двигателе или других комплектующих.
  • Требуется оформить документы, фиксирующие нарушение.

Не обязан водитель садиться в патрульную машину, если полицейские этого требуют. Он не может отказаться только в том случае, если у сотрудников ДПС имеются основания для его задержания или ареста.

Управление транспортом в нетрезвом виде

На дорогах бывают случаи, когда сотрудники ДПС просто не могут не остановить автомобиль. Это управление в нетрезвом виде, что заметно по неуверенной езде, совершению нарушений правил дорожного движения.

Заподозрить наличие опьянения сотрудники после остановки могут по запаху алкоголя, невнятной речи, неадекватному поведению. Зафиксировать нарушение можно только после освидетельствования. Оно может проводиться в присутствии понятых или если осуществляется видеозапись. Если у сотрудников имеется алкотестер, то процедура проводится на месте остановки, при отсутствии такового водителя отправляют в медучреждение.

Если опьянение подтвердится, то водителю придется распрощаться со своим автомобилем, скорее всего, заплатить штраф и лишиться прав на некоторый срок, который определяется судом. Но если алкоголь не обнаружен, то сотрудники ДПС обязаны доставить водителя к его машине.

Когда автомобиль обязательно остановит инспектор

Когда сотрудник ДПС работает на дороге длительное время, то он уже интуитивно чувствует, какой автомобиль необходимо остановить в первую очередь. Эти признаки известны далеко не всем водителям, но ниже можно с ними познакомиться:

  1. Если автомобиль едет, виляя по дороге, резко тормозит или ускоряется, то на 100% можно быть уверенным, что машину остановят. Первым делом на ум инспектору приходит мысль, что водитель пьян, но так может вести себя человек, которому вдруг стало плохо. Тогда остановка может спасти ему жизнь, сотрудники вызовут скорую.
  2. Если автолюбитель, в надеже, что инспектор отвлекся и не смотрит в его сторону, совершает нарушение, то остановка неизбежна.
  3. Если инспектор видит, что автолюбитель перед постом делает резкую перестройку, то у него может возникнуть подозрение, что водитель избегает встречи с ДПС.
  4. Даже слишком осторожная езда вызывает подозрение у инспекторов, и это также распространенная причина остановки. Полицейские уже знают, что излишне осторожничают на дороге те, кто едет без прав или излишне перебрал накануне.
  5. Если номера плохо видны на машине, то практически в 100% случаев водителя остановят.
  6. Видимые повреждения также могут заставить инспектора вас затормозить.
  7. Остановке подлежат автолюбители, которые любят моргать фарами, предупреждая других о встрече с автоинспекторами.
  8. Если осуществляется буксировка автомобиля, то остановиться также могут потребовать, чтобы удостовериться, что не совершается угон.
  9. Если ваш автомобиль очень похож на тот, который числится в розыске, то остановка неизбежна.

Согласитесь, эти причины остановки транспортного средства сотрудниками вполне обоснованы.

Проверка документов на дороге

Довольно часто автолюбители встречаются с сотрудниками ДПС на дорогах, которые останавливают практически всех подряд, объясняя это плановой проверкой документов.

Водители должны знать, что такая процедура разрешается только на посту ДПС, если вас останавливают для этих целей в неустановленном месте, то это превышение полномочий, если только у полицейских нет очень важной для этого причины.

Автолюбитель имеет полное право не предъявлять документы, если проверка осуществляется в неположенном месте или нет специальной ориентировки, которую автоинспектор должен предъявить.

Нюансы в законодательстве 2016-2017 года

Хоть раз за весь свой водительский стаж автолюбитель сталкивался с сотрудниками полиции, которые одеты не по форме, а в повседневную одежду. Объяснялось это ведением скрытого патрулирования для выявления нарушений.

В 2017 году в законодательство внесена поправка, которая запрещает такой вид деятельности. Если осуществляется патрулирование, то сотрудник должен быть в форме. Если автолюбителя останавливает человек в штатской одежде и представляется сотрудником ДПС, то он имеет право не реагировать на его сигналы и ехать дальше.

Совсем другое дело, если автомобиль останавливает сотрудник в форме, а водитель не реагирует. Тогда он имеет право последовать за транспортным средством и применять световые или звуковые сигналы, чтобы заставить водителя остановиться. Если автолюбитель никак не реагирует, то автоинспектору разрешено использовать громкоговоритель или осуществлять принудительную остановку.

Законодательство регламентирует процесс остановки транспортного средства, было бы хорошо, если бы с ним были ознакомлены автолюбители, чтобы знать, какие могут быть причины остановки транспортного средства сотрудниками ДПС.

Имеется еще одно новшество. На трассах, проходящих за городом, сотрудники ДПС могут остановить автомобиль только в том случае, если они выполняют патрулирование на служебном транспорте с мигалкой и цветографической схемой.

Если патрулирование осуществляется скрытое, и автомобиль сотрудников полиции не имеет специальной окраски, то останавливать автолюбителей они не имеют права. Есть еще одно дополнение: если при проверке обнаружен истекший срок годности доверенности на управление транспортом, то сотрудники должны помочь добраться до города или другого населенного пункта.

Довольно часто, когда автолюбителя останавливает сотрудник ДПС, водитель начинает громко и раздраженно протестовать, возмущаться, что в корне неправильно. Вот некоторые рекомендации, которые помогут наладить общение независимо от того, какова причина остановки автомобиля:

  • Общаться необходимо спокойно и вежливо. Сотрудник находится при исполнении своих обязанностей, поэтому оскорбления могут быть чреваты применением дополнительных санкций.
  • Если на вас пытаются надавить или запугать, не поддавайтесь.
  • Отстаивайте свою правоту, если вы в ней уверены на все 100%, но делайте это спокойно.
  • Доказывая свою правоту, используйте понятия из правил дорожного движения, даже если вы их помните не совсем точно.
  • Никогда не стоит забывать о своих правах, но надо помнить, что сотрудники ДПС, выполняя свою работу, тоже их имеют.

Если во время общения с сотрудником ДПС у вас появились сомнения в правомерности его действий, то необходимо попросить его предоставить служебное удостоверение. Регламентом установлено, что функции сотрудника ГИБДД может выполнять инспектор только на основании приказа руководства. Если такового нет, то его действия незаконны. Автолюбитель имеет право попросить номер телефона, чтобы позвонить дежурному и убедиться в наличии распоряжения относительно этого постового.

Заключение

Ни один водитель не застрахован на дороге от встречи с сотрудником ДПС. Чаще всего причина остановки - это предъявления штрафных санкций по поводу нарушения правил дорожного движения или совершения правонарушения на дороге. Если водитель управляет транспортным средством в трезвом виде, соблюдает все правила, является вежливым по отношению к таким же автолюбителям на дороге, то мала вероятность остановки ДПС.

Нелишним будет для каждого автолюбителя хоть немного просветиться в плане изучения своих прав, чтобы уметь противостоять незаконному натиску сотрудников полиции, а такое также случается. Выезжая на дорогу, каждый автолюбитель должен знать, что он берет на себя ответственность не только за свою жизнь, но и за жизнь пешеходов.

Административный регламент о процедуре проверки документов:

Пункт 82: основаниями для проверки документов, необходимых для участия в дорожном движении являются выявление нарушения ПДД, ориентировки, указания в соответствии с целями проведения специальных мероприятий, осуществление контрольных мероприятий на стационарном посту ДПС. Основаниями для проверки документов, удостоверяющих личность водителя, пассажиров, пешехода, являются ориентировки, указания в соответствии с целями проведения специальных мероприятий, подозрение к причастности указанных лиц к совершению преступления, необходимость возбуждения дела об административном правонарушении, выявление признаков подделки правоустанавливающих документов, а также в случае их привлечения в качестве свидетеля, понятого.

Пункт 88: при установлении личности участника дорожного движения выясняются данные в объеме, необходимом для возбуждения дела об административном правонарушении, проверки по разыскным, оперативно-справочным учетам и специализированным федеральным учетам подразделений Госавтоинспекции (фамилия, имя, отчество, год, месяц, день и место рождения, место его жительства, работы).

В пункте 20 Административного регламента четко сказано (а в пункте 67 - продублировано), что не водитель должен угадывать причину остановки, а автоинспектор, представившись, обязан сам, без напоминания, сообщить эту причину, даже если вы и так понимаете, в чем дело. Только после этого он может потребовать для проверки необходимые документы. Тем не менее с соблюдением описанной процедуры у сотрудников ГИБДД порой возникают проблемы. Некоторые из них вместо того, чтобы представиться как положено, начинают диалог с фразы "Ваши документики", другие могут задать "невинный" вопрос - "Вам рассказать, что вы нарушили, или сами знаете?", третьи интересуются, как вы себя чувствуете и давно ли принимали спиртное.

Все эти ухищрения - своеобразный тест: в зависимости от вашей реакции автоинспектор сразу поймет, имеет ли он дело с "чайником", которого запросто можно обвести вокруг пальца, или с юридически грамотным человеком, с которым нужно держать ухо востро и обращаться строго официально. Поэтому при необходимости следует в вежливой форме напомнить автоинспектору о его обязанностях, а если он отказывается их выполнять, предупредить его о том, что вы намерены обжаловать его неправомерные действия. Конечно, в тех случаях, когда вы явно нарушили Правила, это не спасет от ответственности, предусмотренной Административным кодексом, однако вымогать у вас взятку или противозаконно применять такие меры административного принуждения, как задержание или досмотр, автоинспектор вряд ли осмелится.

Из пункта 82 Регламента следует, что если вы ничего не нарушали, то сотрудники ГИБДД не имеют права остановить вас для проверки документов вне стационарного поста или контрольного пункта, если только в данный момент в данном месте не проводятся специальные розыскные мероприятия.

Согласно пункту 2.1.1 ПДД в число документов, которые водитель должен предъявлять для проверки, входит:

Водительское удостоверение соответствующей категории (подкатегории);

Свидетельство о регистрации транспортного средства;

Страховой полис ОСАГО.

Если владелец транспортного средства отсутствует, а за рулем сидит другой человек, то он должен быть вписан в полис ОСАГО в качестве лица, допущенного к управлению данным транспортным средством (если полис предусматривает ограниченное использование). Работающие по найму в установленных случаях должны в дополнение к перечисленным документам предъявлять путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый, а таксисты - еще и разрешение на коммерческие перевозки пассажиров и багажа. Водительское удостоверение выдается, как правило, на срок 10 лет. Оно не должно быть просрочено. Полис ОСАГО, без которого вы вообще не имеете права сесть за руль, действует, как правило, 1 год и требует своевременного переоформления.

Никаких других документов, помимо перечисленных, водитель предъявлять не обязан. Попытки автоинспектора без упомянутых выше оснований проверить регистрацию по месту жительства, медицинскую справку и т.п. являются незаконными и могут быть вами обжалованы. Согласно пункту 26 Регламента с документами граждан при проверке необходимо обращаться аккуратно, не делать в них каких-либо отметок в не предусмотренных для этого местах. Если в документ при передаче его сотруднику вложены деньги и другие ценные бумаги, необходимо вернуть документ гражданину и предложить владельцу передать документ без денег и ценных бумаг. Сотрудникам запрещается принимать от участников дорожного движения материальные ценности, а также какие-либо вещи, предметы или документы, за исключением необходимых для осуществления административных действий.

Cотрудникам ГИБДД вернут право проверять документы водителей вне стационарных постов. Соответствующий приказ МВД проходит финальные стадии согласования . Каковы будут последствия для водителей, и спровоцирует ли новый регламент «гаишный беспредел»?

«Назовите причину остановки…»

С этой фразы «грамотные» водители нередко начинают общение с инспектором ДПС. Пресловутый приказ №185 включает норму, которая якобы запрещает инспекторам ДПС останавливать автомобили вне стационарных постов без не дай бог какой причины. Так, по крайней мере, приказ трактуется многими водителями, провоцируя их сходу оспаривать законность остановки.

Ситуация усугубилась массовым закрытием в 2012 году постов ДПС по всей стране, которые вдруг посчитали неэффективными: дескать, преступник всегда найдет способ объехать пост, а инспекторы вместо работы отсиживаются в комфорте.

В сочетании с формулировкой приказа №185 это дало почву для регулярных конфликтов: водители нередко считали, что почти любая остановка незаконна.

Что может инспектор

Если внимательно читать приказ №185, он запрещает инспектору останавливать машину вне стационарных постов лишь для проверки документов. Но есть еще девять причин остановки, среди которых наиболее популярная – установление инспектором признаков нарушения.

Само правонарушение инспектор может выявить с помощью технических средств, например, радара, но может и заподозрить его. Этого вполне достаточно для остановки.

– Скажем, состояние алкогольного опьянения или степень затонированности автомобиля инспектор может установить только с использованием специальных приборов уже после остановки, – поясняет автоэксперт Юрий Панченко. – Однако выявить признаки нарушения визуально и остановить автомобиль для детальной проверки он вправе.

Впрочем, основанием для проверки документов водителя является уже выявленное нарушение, ориентировка или указания в рамках спецопераций. То есть нынешний регламент запрещает остановку и проверку документов совсем без причины, хотя к нарушителям это послабление не относится.

Нерабочая норма

В любом случае, запрет легко обходится, поскольку инспектор всегда может объяснить причину остановки законными основаниями, сославшись на ориентировки диспетчера или собственное подозрение.

– С 2006 года я отслеживаю интересные постановления судов, но только один раз в Архангельской области мне встретился прецедент, когда суд принял аргументы водителя, поскольку сам инспектор признался, что единственной причиной остановки стало желание проверить документы. Но если сотрудник ДПС себе не враг, он назовет или придумает множество других причин, – поясняет Юрий Панченко. – Более того, есть еще внутренний регламент (приказ №186), который разрешает инспектору назвать любую причину остановки, в том числе необходимость в проверке документов, если он подозревает водителя в совершении серьезного правонарушения.

Таким образом, на практике норма не действует, а из-за неверной интерпретации провоцирует водителей на заведомо проигрышный конфликт. Оспорить в суде законность остановки крайне проблематично.

Что изменится

О возможности изъятии запрета на проверку документов вне постов на недавнем совещании у президента соообщил первый замглавы МВД Александр Горовой. Норму он назвал ошибочной, подчеркнув, что транспортная логистика и география страны требуют иного подхода. Соответствующий приказ готовится уже не первый месяц и, по данным «Коммерсанта «, сейчас находится в стадии финального согласования.

В новом приказе прописано право сотрудников МВД останавливать транспортные средства, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы, наличие страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства или распечатанной на бумажном носителе информации о заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в виде электронного документа и другие документы. Согласно новой редакции, на вопрос о причинах остановки инспектор сможет сказать прямо: «Проверка документов». С одной стороны, это развязывает руки: сотрудники ДПС смогут остановить понравившуюся машину, проверить документы, включая полис ОСАГО, и отнять у водителя время, не изобретая сложных обоснований.

С другой стороны, при желании все то же самое делается и в рамках нынешнего регламента, а попытка водителя разыграть карту «причина остановки» не принесет ему осязаемых выгод, кроме затягивания спора.

Кроме того, особенного смысла злоупотреблять новой формулировкой, по сути, нет.

– Понимаете, пока инспектор проверяет документы у одного водителя, мимо проезжают еще четыре, – рассуждает Юрий Панченко. – Поэтому в любом случае инспктор настроен остановить машину, которая дает повод для подозрений или откровенно нарушает. По существу новая редакция законопроекта не изменит ничего, зато убавит пыл «умников», которые изначально не понимали суть приказа №185.