План эвакуационных мероприятий объектов экономики. Организация и проведение эвакуационных мероприятий

Эвакуационные мероприятия

Одним из основных способов защиты населения от чрезвычайных ситуаций является эвакуация. В отдельных ситуациях (например, возникновение зон катастрофического затопления, длительное радиоактивное загрязнение местности с плотностями выше допустимых и другие) этот способ является наиболее эффективным способом защиты.

Сущность эвакуации заключается в организованном перемещении населения и материальных ценностей в безопасные районы.

Виды эвакуации могут классифицироваться по разным признакам:
по видам опасности: эвакуация из зон возможного и реального химического, радиоактивного, биологического заражения (загрязнения), возможных сильных разрушений, возможного катастрофического затопления и других;
по способам эвакуации: различными видами транспорта, пешим порядком, комбинированным способом;
по удаленности: локальная (в пределах города, населенного пункта, района); местная (в границах субъекта Российской Федерации, муниципального образования); региональная (в границах федерального округа; государственная (в пределах Российской Федерации);
по временным показателям: временная (с возвращением на постоянное местожительство в течение нескольких суток); среднесрочная - до 1 месяца; продолжительная - более месяца.

В зависимости от времени и сроков проведения выделяются следующие варианты эвакуации населения: упреждающая (заблаговременная), экстренная (безотлагательная).

Упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения из зон возможных чрезвычайных ситуаций проводится при получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения запроектной аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия с катастрофическими последствиями (наводнение, оползень, сель и др.). Основанием для проведения данной меры защиты является краткосрочный прогноз возникновения запроектной аварии или стихийного бедствия на период от нескольких десятков минут до нескольких суток.

В случае возникновения чрезвычайной ситуации с опасными поражающими воздействиями проводится экстренная (безотлагательная) эвакуация населения. Вывоз (вывод) населения из зоны чрезвычайной ситуации может осуществляться при малом времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов чрезвычайной ситуации.

Экстренная (безотлагательная) эвакуация населения может также проводиться в случае нарушения нормального жизнеобеспечения населения, при котором возникает угроза жизни и здоровью людей. Критерием для принятия решения на проведение эвакуации в данном случае является превышение времени восстановления систем, обеспечивающих удовлетворение жизненно важных потребностей человека, над временем, которое он может прожить без удовлетворения этих потребностей. При условии организации первоочередного жизнеобеспечения сроки проведения эвакуации определяются транспортными возможностями.

В зависимости от охвата эвакуационными мероприятиями населения, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации, выделяют следующие варианты их проведения: общая эвакуация и частичная эвакуация.
Общая эвакуация предполагает вывоз (вывод) всех категорий населения из зоны чрезвычайной ситуации.
Частичная эвакуация осуществляется при необходимости вывода из зоны чрезвычайной ситуации нетрудоспособного населения, детей дошкольного возраста, учащихся школ, ПТУ (лицеев, колледжей и т.п.).
Выбор указанных вариантов проведения эвакуации определяется в зависимости от масштабов распространения и характера опасности, достоверности прогноза ее реализации, а также перспектив хозяйственного использования производственных объектов, размещенных в зоне действия поражающих воздействий.

Основанием для принятия решения на проведение эвакуации является наличие угрозы жизни и здоровью людей, оцениваемой по заранее установленным для каждого вида опасностям критериям.
Эвакуация проводится, как правило, по территориально-производственному принципу.
В определенных случаях эвакуация осуществляется по территориальному принципу, т.е. непосредственно из мест нахождения населения на момент объявления эвакуации.

Одним из специфических способов эвакуации является рассредоточение населения. Рассредоточение населения - это организованный вывод его из потенциально опасных зон и размещение на безопасной территории.

Способы эвакуации и сроки ее проведения зависят от масштабов чрезвычайной ситуации, численности оставшегося в опасной зоне населения, наличия транспорта и др. местных условий.
В безопасных районах эвакуированное население находится до особого распоряжения, в зависимости от обстановки.

Планирование, организация и проведение эвакуации населения непосредственно возлагаются на эвакуационные органы, органы управления ГОЧС.

К эвакуационным органам относятся: эвакуационные комиссии, эвакоприемные комиссии, сборные эвакуационные пункты (СЭП), приемные эвакуационные пункты (ПЭП), промежуточные пункты эвакуации (ППЭ), группы управления на маршрутах пешей эвакуации, оперативные группы по вывозу (выводу) эваконаселения.

Эвакуационные комиссии создаются во всех субъектах Российской Федерации, звеньях, соответствующих административно-территориальному делению их территорий, на объектах экономики, где планируется эвакуация населения, рабочих и служащих.

Председателем эвакокомиссии назначается, как правило, заместитель главы административно-территориального образования. Членами эвакокомиссий назначаются руководители (их заместители) органов здравоохранения, образования, социального обеспечения, транспортных организаций, органов управления ГОЧС, управлений (отделов) внутренних дел, представители начальников гарнизонов и (или) военных комиссариатов.

Для ведения делопроизводства эвакокомиссий и технической работы из сотрудников администраций территориальных органов управления назначается рабочий аппарат, комплектуемый по направлениям работы, который может состоять, с учетом местных условий, из нескольких групп: по учету, приему и размещению эвакуируемого населения в безопасных районах, обеспечению эвакомероприятий и др.
Объектовую эвакокомиссию возглавляет, как правило, один из заместителей руководителя предприятия, учреждения, организации. В ее состав входят начальники основных служб (отделов), начальники цехов или их заместители.

Эвакоприемные комиссии создаются для разработки планов и организации непосредственного приема, размещения и обеспечения населения, эвакуированного из зон чрезвычайных ситуаций. Комиссии формируются при органах местного самоуправления. В их состав включаются представители местной администрации, а также предприятий, объединений, учреждений, организаций сферы материального производства или непроизводственной сферы независимо от их организационно-правовой формы.
Все эвакуационные и эвакоприемные комиссии подчиняются непосредственно соответствующим руководителям органов исполнительной власти и работают в тесном контакте с органами управления ГОЧС.
Сборные эвакуационные пункты (СЭП) предназначаются для сбора и регистрации эваконаселения, формирования эвакуационных колонн и эшелонов, посадки на транспорт и отправки в безопасные районы эвакуируемого населения. СЭПы размещаются вблизи железнодорожных станций, морских и речных портов, пристаней, вблизи маршрутов пешей эвакуации, в местах обеспечивающих условия для сбора людей. Количество СЭП и их пропускная способность определяются с учетом численности эвакуируемого населения, количества маршрутов эвакуации, пунктов посадки на транспорт и интенсивности отправления с них автоколонн, эшелонов, судов. На СЭП или в непосредственной близости от него для защиты населения, в случае необходимости, подготавливаются защитные сооружения (убежища, подвалы и другие заглубленные сооружения), оборудуются простейшие укрытия. СЭП должен обеспечивать одновременное размещение людей не менее чем на один поезд (судно, колонну). СЭП обеспечиваются прямой связью с городскими, районными, объектовыми эвакокомиссиями, с пунктами посадки на транспорт и транспортными органами. Для обеспечения работы СЭП назначается рабочий аппарат из числа сотрудников территориальных исполнительных органов власти, учреждений и организаций, на базе которых развертывается СЭП.
Приемные эвакуационные пункты (ПЭП) развертываются в пунктах высадки эвакуируемого населения и предназначаются для его встречи и отправки в места последующего размещения.
Местами для развертывания ПЭП могут быть школы, клубы и др. общественные и административные здания, обеспечивающие временное размещение людей в любую погоду, а в зимнее время - возможность обогрева.
В зависимости от количества прибывающего населения и времени его прибытия на ПЭП предусматривается организация питания и снабжения питьевой водой.

Экстренная (безотлагательная) эвакуация населения из зон чрезвычайных ситуаций осуществляется, как правило, без развертывания СЭП.

Их задачи в этих случаях возлагаются на оперативные группы, за которыми закрепляются соответствующие административно-территориальные единицы.

Задачами оперативных групп являются:
оповещение, сбор, учет и организация посадки населения на транспорт по месту нахождения (жительства или работы);
распределение населения по транспортным средствам, формирование эвакоколонн (эшелонов) и сопровождение их по маршрутам эвакуации;
осуществление контроля за ходом проведения эвакуации и информирование вышестоящих органов;
организация и поддержание общественного порядка в зоне их ответственности.
Промежуточные пункты эвакуации (ППЭ) размещаются на внешней границе зоны чрезвычайной ситуации и должны обеспечивать: учет, перерегистрацию, дозиметрический и химический контроль, санитарную обработку и отправку населения в места размещения в безопасных районах. При необходимости на ППЭ производится обмен или специальная обработка загрязненной (зараженной) одежды и обуви. На ППЭ осуществляется пересадка населения с транспорта, работавшего в зоне чрезвычайной ситуации, на "чистые" транспортные средства, которые будут осуществлять перевозки на незагрязненной (незараженной) территории.

Для организации движения пеших колонн создаются группы управления во главе с начальниками маршрутов эвакуации, назначаемыми решениями органов местного самоуправления из числа ответственных работников дорожных организаций.

Обеспечение транспортом эвакоперевозок возлагается на транспортные органы, министерства, ведомства и объекты экономики, располагающие транспортными средствами. В их обязанности входит:
участие в планировании эвакоперевозок;
обеспечение подготовки транспортных органов и транспорта для выполнения эвакоперевозок населения, а также пунктов посадки и высадки;
организация материально-технического обеспечения эвакоперевозок (обслуживание и ремонт транспортных средств, снабжение ГСМ и запасными частями);
организация управления эвакоперевозками;
подготовка к специальной обработке транспортных средств.
Организация медицинского обеспечения эвакоперевозок возлагается на органы здравоохранения. В их обязанности входят:
планирование медицинского обеспечения эвакуации;
подготовка медицинских учреждений и формирований;
подготовка к оказанию первой медицинской помощи эвакуируемому населению на СЭП, маршрутах эвакуации, ППЭ, ПЭП и в районах размещения.

Дорожное обеспечение эвакомероприятий планируется и организуется органами, ведающими строительством и эксплуатацией автомобильных дорог. Ими решаются следующие задачи:
участие в планировании дорожного обеспечения эвакоперевозок;
обеспечение подготовки и содержания закрепленных за ними автомобильных дорог, мостов, переправ и других инженерных сооружений на маршрутах эвакуации;
создание необходимых запасов материально-технических средств для ремонта и восстановления дорог и дорожных сооружений;
формирование отрядов, команд для выполнения работ по восстановлению, строительству дорог и мостов.
Кроме того, на эти органы возлагается обеспечение мероприятий по инженерной разведке, оборудованию СЭП, ПЭП, ППЭ, пунктов посадки и высадки, защитных сооружений, подготовка помещений для размещения эваконаселения, а также строительство и оборудование объектов для его обслуживания.
Планирование эвакомероприятий осуществляется эвакокомиссиями при участии органов управления ГОЧС, органов исполнительной власти.

Планы эвакуации оформляются в виде разделов планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В районах размещения эвакуируемого населения эвакокомиссии при участии органов управления ГОЧС, администраций органов местного самоуправления и объектов экономики разрабатывают планы приема, размещения и первоочередного обеспечения эвакуированного населения.

Органы управления ГОЧС городских районов совместно с объектами экономики отрабатывают схемы марша пеших колонн.

На все население, подлежащее эвакуации, по месту жительства, на предприятиях, в учреждениях и организациях составляются эвакуационные списки. Не занятые в производстве члены семей рабочих и служащих включаются в списки по месту работы главы семьи. Эвакуационные списки составляются заблаговременно и уточняются при периодической корректировке планов эвакуации, а также при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации. Эти списки и паспорта являются основными документами для учета, размещения и обеспечения эвакуированного населения.

С целью создания условий для организованного проведения эвакуации планируются и осуществляются мероприятия по транспортному, медицинскому, инженерному и материально-техническому обеспечению, охране общественного порядка и обеспечению безопасности дорожного движения, связи и оповещению, разведке.

Транспортное обеспечение эвакуации населения - это комплекс мероприятий, охватывающих подготовку, распределение и эксплуатацию транспортных средств, предназначенных для выполнения эвакоперевозок.
Для организованного осуществления автотранспортных перевозок и создания условий устойчивого управления ими на всех этапах эвакуации создаются специальные автомобильные формирования: автомобильные колонны, автосанитарные отряды, группы транспорта, находящегося в личном пользовании граждан.

Планирование эвакоперевозок железнодорожным транспортом осуществляется отделениями железных дорог, обеспечивающими транспортное обслуживание соответствующих районов.

Морской (речной) транспорт используется для эвакуации населения из морских (речных) портов, др. населенных пунктов, расположенных на морском побережье и по берегам рек и др. внутренних водоемов.
Воздушный транспорт используется для эвакуации населения из труднодоступных районов, не имеющих других средств сообщения, а также в случае их разрушения вследствие чрезвычайных ситуаций.
Медицинское обеспечение эвакуации населения включает проведение органами здравоохранения организационных, лечебных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на охрану здоровья эвакуируемого населения, своевременное оказание медицинской помощи заболевшим и получившим травмы в ходе эвакуации, а также предупреждение возникновения и распространения массовых инфекционных болезней.

Медицинское обеспечение эвакуируемого населения организуется по территориально-производственному принципу. Руководство медицинским обеспечением осуществляют соответствующие руководители органов здравоохранения данной территории.

Охрана общественного порядка и обеспечения безопасности дорожного движения включает следующие мероприятия:
осуществление жесткого пропускного режима (блокирование автомагистралей и пешеходных путей), предусматривающего пресечение проезда транспорта и прохода граждан, не занятых в проведении эвакуационных, спасательных и др. неотложных мероприятий;
проведение выборочного контроля технического состояния транспортных средств, предназначенных для эвакоперевозок;
оказание содействия должностным лицам, ответственным за проведение эвакуационных мероприятий, в мобилизации транзитного транспорта в целях обеспечения быстрейшего вывоза людей из зон чрезвычайных ситуаций и др.

Инженерное обеспечение эвакуации населения организуется с целью создания необходимых условий для эвакуации населения из зон чрезвычайных ситуаций путем обустройства объектов инженерной инфраструктуры в местах сбора эваконаселения, на маршрутах эвакуации и в районах размещения.
Для получения наиболее полной картины условий проведения эвакуации органами управления ГОЧС организуется ведение воздушной, морской и наземной разведки, а также специальных видов разведки: радиационной, химической, пожарной, инженерной, медицинской, ветеринарной, фитопатологической и т.п.
Материально-техническое обеспечение эвакуации заключается в организации технического обслуживания и ремонта транспортных средств в процессе эвакуации, снабжения ГСМ, и запасными частями, водой, продуктами питания и предметами первой необходимости, в обеспечении эвакоорганов необходимым имуществом.

Обеспечение связи в период проведения эвакуации заключается в оснащении СЭП, ППЭ, ПЭП, органов управления эвакомероприятиями стационарными или передвижными средствами связи на всех этапах эвакуации.

Проведение эвакуации населения из зоны чрезвычайной ситуации в каждом конкретном случае определяется условиями ее возникновения и развития.

При получении достоверного прогноза возникновения чрезвычайной ситуации проводятся подготовительные мероприятия, цель которых заключается в создании благоприятных условий для организованного вывоза (вывода) людей из зоны чрезвычайной ситуации.

К подготовительным мероприятиям относятся:
приведение в готовность эвакоорганов и уточнение порядка их работы;
уточнение численности населения, подлежащего эвакуации пешим порядком и транспортом;
распределение транспортных средств по станциям (пунктам) посадки, уточнение расчетов маршевых колонн и закрепление их за пешими маршрутами;
подготовка маршрутов эвакуации, установка дорожных знаков и указателей, оборудование мест привалов;
подготовка к развертыванию СЭП, пунктов посадки (высадки);
подготовка готовности систем оповещения и связи;
приведение в готовность имеющихся защитных сооружений.

С получением сигнала на проведение эвакуации осуществляются следующие мероприятия:
оповещение руководителей эвакоорганов, предприятий и организаций;
развертывание и приведение в готовность эвакоорганов;
сбор и подготовка к отправке в безопасные районы населения, подлежащего эвакуации;
формирование и вывод к исходным пунктам на маршрутах пеших колонн, подача транспортных средств к пунктам посадки посадка населения на транспорт;
прием и размещение эваконаселения в безопасных районах, заблаговременно подготовленных по первоочередным видам жизнеобеспечения.
Руководителям органов исполнительной власти, местного самоуправления, органов управления ГОЧС необходимо помнить, что плохо организованное проведение эвакомероприятий может порой привести к негативным последствиям, сопоставимым с потерями, ущербом от чрезвычайных ситуаций.

Почти в обязательном порядке в ходе эвакомероприятий приходится решать такие острые вопросы как:
* не потерять управление массами эвакуируемых людей;
* организовать охрану жилищ и имущества эвакуируемых;
* обеспечить эвакуацию домашних животных;
* обеспечить работу коммунальных служб;
* накормить и обеспечить кровом эвакуируемое население и т.д.
Эти вопросы должны быть проработаны заранее.

Учебно-методический сбор – мероприятие комплексное, включающее в себя ознакомление с современными перспективными образцами спасательной техники, средствами защиты и пожаротушения, предусматривает подведение итогов по осуществлению мероприятий гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в 2012 году и задачах на 2013 год. Основная цель сбора – обстоятельно оценить состояние дел, выявить узкие места и определить направления дальнейшей деятельности в области защиты населения и территории города от чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Открывая сбор, начальник Управления ГОЧС города Волгодонска Евгений Анфёров, отметил, что удалось решить многие вопросы по обеспечению пожарной безопасности в образовательных учреждениях, жилом секторе, на объектах социального обслуживания, в садоводческих товариществах и огородных кооперативах.

Особое внимание на протяжении года уделялось совершенствованию системы оповещения и информирования городского населения в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. В 2012 году проведено 11 плановых тренировок территориальной автоматизированной системы централизованного оповещения населения, с отработкой различных сценариев развития ситуаций для 100% охвата оповещаемых.

В 2012 году по итогам городского смотра-конкурса на лучшее защитное сооружение гражданской обороны заняли убежища Ростовской атомной станции, Волгодонской ТЭЦ-2, ВКДП, Волгодонскмежрайгаза.

Также Евгений Михайлович в своём выступлении остановился на состоянии радиационной, химической и биологической защиты города Волгодонска, отметив победителей городских соревнований постов РБХН волгодонских предприятий.

Начальник управления обратил внимание руководителей всех уровней на то, что они несут личную ответственность за безопасность работающего персонала, поэтому необходимо укомплектовать существующие санитарные посты личным составом и табельным имуществом.

Основной способ защиты населения в случае ЧС – проведение эвакуационных мероприятий. В Волгодонске действуют 18 потенциально опасных объектов, поэтому так важно отработать до автоматизма действия всех звеньев, задействованных в эвакуационных мероприятиях. Среди факторов, снижающих эффективность планирования эвакуационных мероприятий в городе, можно отнести низкую пропускную способность мостовых переходов, соединяющих новую и старую части Волгодонска, что увеличивает время эвакуации населения.

Всего в 2012 году на объектах экономики проведено три комплексных учения, 54 объектовых тренировки, 104 командно-штабных учения и 86 тактико-социальных учений, направленных на отработку практических навыков в случае возникновения чрезвычайной ситуации.

Большая работа проделана по обеспечению безопасности людей на водных объектах, что позволило заметно сократить число погибших в водоёмах людей.

Также для предотвращения повторения аварийной ситуации 2009 года, когда город оказался без холодного водоснабжения, проведён ряд организационных мероприятий, направленных на устойчивое снабжение Волгодонска водой в условиях ограниченного водопользования.

Начальник 1 отряда Федеральной пожарной службы по Ростовской области Юрий Забудько доложил собравшимся об организации пожарной безопасности на территории города в 2012 году и задачах стоящих перед его ведомством в 2013-ом.

Директор Департамента по чрезвычайным ситуациям Ростовской области Сергей Панов перед началом совещания совершил обход расчётов специализированной техники, имеющейся в арсенале Волгодонска. Здесь были представлены 15 машин из 7 городских предприятий и учреждений.

В своём выступлении Сергей Петрович познакомил участников сбора с мерами, направленными руководством Ростовской области на предотвращение возникновения чрезвычайных ситуаций, а также отметил высокий уровень подготовки личного состава отряда спасателей Волгодонска.

Руководитель областного ведомства поздравил сотрудников городского управления с предстоящим профессиональным праздником – Днём спасателя, который отмечается в России 27 декабря и наступающим новым годом, пожелал всем специалистам, отвечающим за жизни и здоровье людей в чрезвычайных ситуациях, профессиональных успехов.

Благодарностью и благодарственным письмом мэра Волгодонска были отмечены руководители и специалисты городских предприятий и учреждений за активное участие в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Работа учебно–методического сбора продлится два дня: на 14 декабря запланированы показные командно-штабные учения на территории Волгодонского рыбокомбината с последующим подведением итогов.

3.1. При получении достоверного прогноза возникновения ЧС организуются и проводятся мероприятия, цель которых заключается в создании благоприятных условий для организованного вывоза или вывода населения из зоны ЧС.

Подготовительные мероприятия:

а) приведение в готовность эвакуационных комиссий, администраций ПВР, ПДП и уточнение порядка их работы;

б) уточнение численности населения, подлежащего эвакуации пешим порядком и транспортом;

в) распределение транспортных средств;

г) подготовка маршрутов эвакуации, установка дорожных знаков и указателей;

д) подготовка к развертыванию ПВР, ПДП и пунктов посадки (высадки) населения;

е) проверка готовности систем оповещения и связи;

ж) приведение в готовность имеющихся защитных сооружений.

С получением сигнала на проведение эвакуации населения осуществляются следующие мероприятия:

а) оповещение председателей эвакокомиссий предприятий и организаций, а также населения о начале и порядке проведения эвакуации;

б) развертывание и приведение в готовность эвакокомиссий, ПВР, ПДП;

в) сбор и подготовка к отправке в безопасные районы населения, подлежащего эвакуации (отселению);

г) подача транспортных средств к пунктам посадки населения на транспорт;

д) прием и размещение эвакуируемого населения в безопасных районах, заблаговременно подготовленных для его жизнеобеспечения.

3.2. В случае аварии на химически опасном объекте (ХОО) проводится экстренный вывоз (вывод) населения, попадающего в зону поражения, за границы распространения облака аварийно химически опасного вещества (АХОВ). Население, проживающее в непосредственной близости от ХОО, ввиду быстрого распространения облака АХОВ, как правило, не выводится из опасной зоны, а укрывается в жилых (производственных и служебных) зданиях и сооружениях с проведением герметизации помещений с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗ ОД) на верхних или нижних этажах (в зависимости от характера распространения АХОВ). Возможный экстренный вывод (вывоз) населения планируется заблаговременно по данным предварительного прогноза.

Временное размещение эвакуируемого населения может осуществляться и проводиться в оперативном порядке. При аварии с АХОВ вывод (вывоз) населения из зоны заражения и временное его размещение производятся в зависимости от реально складывающейся обстановки.

Эвакуация населения из зон катастрофического затопления (наводнения) проводится при угрозе или в случае разрушения гидротехнических сооружений и повышения уровня паводковых вод в реках и других водоемах, а также при разрушении объектов жизнеобеспечения вследствие возникновения данного стихийного явления.

4. Обеспечение эвакуационных мероприятий

В целях создания условий для организованного проведения эвакуации планируются и осуществляются мероприятия по следующим видам обеспечения: транспортному, медико-санитарному, охране общественного порядка и безопасности дорожного движения, инженерному, материально-техническому, связи и оповещения, разведки.

4.1. Транспортное обеспечение эвакуации населения из зон ЧС - это комплекс мероприятий, охватывающих подготовку, распределение и эксплуатацию транспортных средств, предназначенных для выполнения эвакоперевозок. Для эвакуации населения используется общественный и личный транспорт.

Для организованного осуществления автотранспортных перевозок и создания условий устойчивого управления ими на всех этапах эвакуации создаются специальные автомобильные формирования, а именно: автомобильные колонны, автосанитарные отряды, группы транспорта, находящегося в личном пользовании граждан.

Автомобильные колонны формируются на базе автотранспортных предприятий общего пользования и автотранспорта объектов других отраслей экономики.

Личный транспорт владельцев объединяется в группы (отряды) на основе добровольного согласия его владельцев. Транспортные средства личного пользования заблаговременно регистрируются и учитываются.

Автотранспортные средства частных владельцев сводятся в самостоятельные колонны, которые формируются органами ГИБДД по месту регистрации автотранспортных средств.

4.2. Медико-санитарное обеспечение эвакуации включает в себя проведение органами здравоохранения организационных, лечебных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на охрану здоровья эвакуируемого населения, своевременное оказание медицинской помощи пострадавшим от ЧС, заболевшим и получившим травмы в ходе эвакуации, а также предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

4.2.1. При проведении эвакуации осуществляются следующие лечебно-профилактические мероприятия:

оказание экстренной медицинской помощи пораженному населению в оптимальных объемах и в оптимальные сроки;

организация оказания медицинской помощи. В основу лечебно-эвакуационного обеспечения при угрозе и возникновении ЧС положена схема двухэтапного лечения пораженных и больных в сочетании с эвакуацией по назначению, при этом предусматривается маневр силами и средствами здравоохранения, а также эвакуационными потоками пораженных (больных) в соответствии с обстановкой;

развертывание медицинских пунктов на ПВР, ПДП, пунктах посадки, пунктах высадки, организация на них дежурства медицинского персонала для оказания медицинской помощи эвакуируемому населению;

организация обслуживания нетранспортабельных больных;

контроль за санитарным состоянием мест временного размещения и длительного проживания эвакуируемого населения;

непрерывное наблюдение за эпидемиологической обстановкой, выявление инфекционных больных и выполнение других противоэпидемических мероприятий;

снабжение медицинских пунктов, лечебно-профилактических, санитарно-эпидемиологических учреждений и формирований здравоохранения, привлекаемых к обеспечению эвакуируемого населения, медицинским имуществом.

4.2.2. Медико-санитарное обеспечение эвакуируемого населения осуществляется по территориально-производственному принципу. Руководство медико-санитарным обеспечением осуществляют соответствующие руководители органов здравоохранения данной территории.

За своевременность развертывания медицинских пунктов на ПВР, ПДП, их оснащение медицинским имуществом, качество медицинского обслуживания эвакуируемого населения на этих пунктах, в пути следования и в местах размещения ответственность несут руководители определенных лечебно-профилактических учреждений в соответствии с разработанными планами медицинского обеспечения.

4.3. Охрана общественного порядка и обеспечение безопасности дорожного движения осуществляются органами Министерства внутренних дел Республики Башкортостан и включают в себя следующие мероприятия:

осуществление нарядами милиции пропускного режима (блокирование автодорог и пешеходных путей), предусматривающего пресечение проезда транспорта и прохода граждан, не занятых в проведении эвакуационных, спасательных и других неотложных мероприятий;

проведение выборочного контроля технического состояния транспортных средств, предназначенных для эвакоперевозок;

оказание содействия (при необходимости) должностным лицам, ответственным за проведение эвакуационных мероприятий, в мобилизации транзитного транспорта с целью обеспечения быстрейшего вывоза людей из зон ЧС;

охрана порядка и обеспечение безопасности на эвакообъектах (ПВР, ПДП, пункты посадки и высадки, железнодорожные станции, речные порты, аэропорты и т.д.), маршрутах эвакуации, в населенных пунктах и в местах размещения эвакуированного населения, предупреждение паники и распространения дезинформирующих слухов;

охрана объектов в установленном порядке;

регулирование дорожного движения на внутригородских и загородных маршрутах эвакуации;

сопровождение автоколонн с эвакуируемым населением;

обеспечение установленной очередности перевозок по автомобильным дорогам и режима допуска транспорта в зоны ЧС;

борьба с преступностью, мародерством в городах и населенных пунктах, на маршрутах эвакуации и в местах размещения населения;

организация регистрации в органах МВД РБ эвакуированного населения и ведение адресно-справочной работы (создание банка данных о нахождении граждан, эвакуированных из зон ЧС).

4.4. Инженерное обеспечение создает необходимые условия для эвакуации населения из зон ЧС путем обустройства инженерной инфраструктуры мест сбора эваконаселения и районов размещения.

Характер и объемы выполняемых задач инженерного обеспечения зависят от условий, обстановки, вида и масштаба эвакуации населения, наличия сил и средств.

Инженерное оборудование районов и размещение эвакуируемого населения включает в себя:

оборудование общественных зданий, сооружений и устройство временных сооружений для размещения эвакуируемых;

оборудование сооружений для размещения временных торговых точек, медицинских пунктов, полевых хлебопекарен, бань и других объектов быта;

оборудование пунктов водоснабжения.

4.5. Материально-техническое обеспечение эвакуации заключается в организации технического обслуживания и ремонта транспортных средств в процессе эвакуации, снабжении горюче-смазочными материалами и запасными частями, водой, продуктами питания и предметами первой необходимости, обеспечении необходимым имуществом.

Организация и координирование материально-технического обеспечения осуществляются управлениями (отделами) гражданской защиты органов местного самоуправления в Республике Башкортостан.

4.6. Обеспечение связи в период эвакуации заключается в оснащении ПВР, ПДП, органов управления эвакомероприятиями стационарными или передвижными средствами связи, в организации и осуществлении бесперебойной связи на всех этапах эвакуации.

Особое значение имеют информирование и инструктаж населения в ходе проведения эвакомероприятий. Для этих целей могут использоваться электронные средства массовой информации, уличные громкоговорители, установленные на транспортных средствах, наглядная информация.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 26 апреля 2006 г. N 106 в настоящее приложение внесены изменения

См. текст приложения в предыдущей редакции

Приложение N 2

к постановлению Кабинета Министров

Республики Башкортостан

Планирование, подготовка и организация эвакуационных

мероприятий в режиме ЧС

Корнилов М.А.

студент группы 11К, Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Нижегородский Губернский колледж», г.Нижний Новгород

Степанов А.О.

студент группы 11К, Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Нижегородский Губернский колледж», г.Нижний Новгород

Брагин Борис Николаевич

научный руководитель, преподаватель специальных дисциплин

Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Нижегородский Губернский колледж», г. Нижний Новгород

Введение

Тема проекта является актуальной в наши дни, т. к. г.Нижний Новгород расположен в зоне повышенной опасности ежегодного затопления при подъеме уровня воды в р.Волга и р.Ока.

Цель данного исследования - проанализировать проблему экстренной эвакуации населения из зоны затопления, готовность служб МЧС к проведению эвакуационных мероприятий в мирное время.

Одним из основных способов защиты населения от чрезвычайных ситуаций является эвакуация. В отдельных ситуациях (например, возникновение зон катастрофического затопления, длительное радиоактивное загрязнение местности с плотностями выше допустимых и другие) этот способ является наиболее эффективным способом защиты.

Сущность эвакуации заключается в организованном перемещении населения и материальных ценностей в безопасные районы.

    Классификация эвакуаций

Виды эвакуации могут классифицироваться по разным признакам:

-по видам опасности: эвакуация из зон возможного и реального химического, радиоактивного, биологического заражения (загрязнения), возможных сильных разрушений, возможного катастрофического затопления и других;

-по способам эвакуации: различными видами транспорта, пешим порядком, комбинированным способом;

-по удаленности: локальная (в пределах города, населенного пункта, района); местная (в границах субъекта Российской Федерации, муниципального образования); региональная (в границах федерального округа; государственная (в пределах Российской Федерации);

-по временным показателям: временная (с возвращением на постоянное местожительство в течение нескольких суток); среднесрочная - до 1 месяца; продолжительная - более месяца.

В зависимости от времени и сроков проведения выделяются следующие варианты эвакуации населения: упреждающая (заблаговременная), экстренная (безотлагательная).

Упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения из зон возможных чрезвычайных ситуаций проводится при получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения за проектной аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия с катастрофическими последствиями (наводнение, оползень, сель и др.).

В случае возникновения чрезвычайной ситуации с опасными поражающими воздействиями проводится экстренная (безотлагательная) эвакуация населения. Вывоз (вывод) населения из зоны чрезвычайной ситуации может осуществляться при малом времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов чрезвычайной ситуации.

Экстренная (безотлагательная) эвакуация населения может также проводиться в случае нарушения нормального жизнеобеспечения населения, при котором возникает угроза жизни и здоровью людей. Критерием для принятия решения на проведение эвакуации в данном случае является превышение времени восстановления систем, обеспечивающих удовлетворение жизненно важных потребностей человека, над временем, которое он может прожить без удовлетворения этих потребностей. В зависимости от охвата эвакуационными мероприятиями населения, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации, выделяют следующие варианты их проведения: общая эвакуация и частичная эвакуация.

Общая эвакуация предполагает вывоз (вывод) всех категорий населения из зоны чрезвычайной ситуации.

Частичная эвакуация осуществляется при необходимости вывода из зоны чрезвычайной ситуации нетрудоспособного населения, детей дошкольного возраста, учащихся школ, ПТУ (лицеев, колледжей и т.п.).

Выбор указанных вариантов проведения эвакуации определяется в зависимости от масштабов распространения и характера опасности, достоверности прогноза ее реализации, а также перспектив хозяйственного использования производственных объектов, размещенных в зоне действия поражающих воздействий.

Основанием для принятия решения на проведение эвакуации является наличие угрозы жизни и здоровью людей , оцениваемой по заранее установленным для каждого вида опасностям критериям.

2. Эвакуационные органы

К эвакуационным органам относятся: эвакуационные комиссии, эвакоприемные комиссии, сборные эвакуационные пункты (СЭП), приемные эвакуационные пункты (ПЭП), промежуточные пункты эвакуации (ППЭ), группы управления на маршрутах пешей эвакуации, оперативные группы по вывозу (выводу) эваконаселения. Эвакуационные комиссии создаются во всех субъектах Российской Федерации, звеньях, соответствующих административно-территориальному делению их территорий, на объектах экономики, где планируется эвакуация населения, рабочих и служащих.

Председателем эвакокомиссии назначается, как правило, заместитель главы административно-территориального образования. Членами эвакокомиссий назначаются руководители (их заместители) органов здравоохранения, образования, социального обеспечения, транспортных организаций, органов управления ГОЧС, управлений (отделов) внутренних дел, представители начальников гарнизонов и (или) военных комиссариатов.

3.Сборные, приемные эвакуационные пункты (СЭП)

Сборные эвакуационные пункты (СЭП) предназначаются для сбора и регистрации эваконаселения, формирования эвакуационных колонн и эшелонов, посадки на транспорт и отправки в безопасные районы эвакуируемого населения. СЭПы размещаются вблизи железнодорожных станций, морских и речных портов, пристаней, вблизи маршрутов пешей эвакуации, в местах обеспечивающих условия для сбора людей. Количество СЭП и их пропускная способность определяются с учетом численности эвакуируемого населения, количества маршрутов эвакуации, пунктов посадки на транспорт и интенсивности отправления с них автоколонн, эшелонов, судов. Местами для развертывания ПЭП могут быть школы, клубы, стадионы и др. общественные и административные здания, обеспечивающие временное размещение людей в любую погоду, а в зимнее время - возможность обогрева.

В зависимости от количества прибывающего населения и времени его прибытия на ПЭП предусматривается организация питания и снабжения питьевой водой. Планирование эвакоперевозок транспортом осуществляется под руководством уполномоченной администрацией в соответствии с планом ЧС, обеспечивающими транспортное обслуживание соответствующих районов. Медицинское обеспечение эвакуируемого населения организуется по территориально-производственному принципу.

Заключение

Таким образом мероприятия по созданию эвакуируемого лагеря из расчета размещения составит: окончательные затраты на эвакуацию 5000 человек на 5 дней.

На 5 дней питания 5000 человек = 1.480.000 * 5=7.400.000 рублей.

Общая стоимость транспортировки людей на автобусах:

25000р+25000р+17000р+17000р=84000рублей.

Итоговая сумма затрат составила:

7400000 рублей+84000рублей=7484000 рублей.

Список литературы

1. Гостюшин А. В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. 3-е изд.М.2015

2. Чеурин Г.С. Школа экологического выживания. Пособие по курсу "Основы безопасности жизнедеятельности".: "ДЕМЕУ", 2014

3. Основы безопасности человека в экстремальных ситуациях. Пособие по курсу "Основы безопасности жизнедеятельности". : "ДЕМЕУ", 2014

5. Борисенко Е.П." Пасецкий В.М, Тысячелетняя летопись необычных явлений природы. М.: "Мысль". 2008

Интернет-ресурсы

1.http://ru.wikipedia.org/wiki/ Наводнение (значения).

3. ru.wikipedia.org/wiki

4. http://www.restlessterra.ru

5. http://www.dvgu.ru

Лекция № 18.

Планирование эвакуации населения.

План :

1. Общие положения.

2.Основы планирования эвакуационных мероприятий.

3.Организация проведения эвакуационных мероприятий.

4.Обеспечение эвакуационных мероприятий.

1. Общие положения.

1 Положение определяет основные задачи, порядок планирования, организацию проведения и обеспечения эвакуационных мероприятий при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

2. Эвакуационные мероприятия планируются комиссиями по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления, организаций, предприятий, учреждений и проводятся при возникновении чрезвычайных ситуаций.

При эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из зоны чрезвычайной ситуации приводятся в готовность и начинают действовать:

комиссии по чрезвычайным ситуациям;
эвакоприемные комиссии;
сборные эвакуационные пункты;
приемные эвакуационные пункты;
промежуточные пункты эвакуации;
группы управления на маршрутах пешей эвакуации;
оперативные группы по вывозу (выводу) эвакуируемого населения, материальных и культурных ценностей.

3. Основные понятия, используемые в Положении:

эвакуация - комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения, материальных и культурных ценностей из зоны чрезвычайной ситуации или вероятной зоны чрезвычайной ситуации и их кратковременному размещению в заблаговременно подготовленных, по условиям первоочередного жизнеобеспечения либо хранения, безопасных районах (местах);
безопасный район (место) - территория, находящаяся вне пределов зоны чрезвычайной ситуации, подготовленная для размещения эвакуируемого населения, материальных и культурных ценностей;

жизнеобеспечение населения - комплекс экономических, организационных, инженерно-технических и социальных мероприятий, обеспечивающих создание и поддержание условий, необходимых для сохранения и поддержания жизни, здоровья и работоспособности людей во время осуществления эвакуации.

4. Эвакуация планируется, организуется и осуществляется по производственно-территориальному принципу.

В определенных случаях эвакуация осуществляется по территориальному принципу, то есть непосредственно из мест нахождения населения на момент объявления эвакуации.
Эвакуация проводится в два этапа.

На первом этапе осуществляется эвакуация из зон чрезвычайных ситуаций на пункты временного размещения и пункты временного хранения, расположенные вне этих зон. В качестве пунктов временного размещения используются кинотеатры, учебные заведения, клубы и иные соответствующие помещения. В качестве пунктов временного хранения используются складские помещения, хранилища, ангары и т.п., исключающие возможность порчи хранящихся ценностей.

На втором этапе, при затяжном характере чрезвычайной ситуации или невозможности возвращения в места проживания, проводится перемещение населения, материальных и культурных ценностей из пунктов временного размещения и пунктов временного хранения в безопасные районы (места) - пункты длительного проживания и пункты длительного хранения.

В качестве пунктов длительного проживания используются санатории, профилактории, дома отдыха, пансионаты, турбазы, гостиницы, оздоровительные лагеря и другие объекты, имеющие соответствующие помещения. В качестве пунктов длительного хранения используются складские помещения, ангары, хранилища и т.п., с соблюдением необходимых норм и требований, предъявляемых к такому роду помещениям.

Исходя из возможной обстановки на территории безопасного района заблаговременно подбираются места размещения эвакуируемого населения, хранения материальных и культурных ценностей.

5. При получении достоверных данных о вероятности возникновения чрезвычайной ситуации проводится упреждающая (заблаговременная) эвакуация из зон возможного действия поражающих факторов (прогнозируемых зон чрезвычайных ситуаций).

В случае возникновения чрезвычайной ситуации проводится экстренная (безотлагательная) эвакуация. Вывоз (вывод) населения, материальных и культурных ценностей из зоны чрезвычайной ситуации может осуществляться при малом времени упреждения и в условиях воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.

6. Эвакуируемые население, материальные и культурные ценности размещаются в безопасных районах до особого распоряжения в зависимости от обстановки.

7. Информация об эвакуации, обстановке в местах размещения, а также о возможности возвращения эвакуированного населения, материальных и культурных ценностей (реэвакуация) передается через средства массовой информации и иные средства связи и оповещения. Мероприятия по возвращению эвакуированного населения (материальных и культурных ценностей) к местам проживания (размещения) организуются и проводятся комиссиями по чрезвычайным ситуациям совместно с органами управления по делам гражданской защиты и чрезвычайным ситуациям.

2. Основы планирования эвакуационных мероприятий.

8. Проведение эвакуации возлагается на органы исполнительной власти области, органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

9. Задачами комиссий по чрезвычайным ситуациям муниципальных образований и объектовых комиссий по чрезвычайным ситуациям являются:

учет эвакуируемых населения, материальных и культурных ценностей;

учет объектов, используемых в качестве пунктов временного размещения, пунктов временного хранения, пунктов длительного проживания, пунктов длительного хранения на территории муниципальных образований;

контроль за созданием пунктов временного размещения, пунктов временного хранения, пунктов длительного проживания, пунктов длительного хранения;

управление эвакуацией;

руководство обеспечением транспортом эвакуируемых населения, материальных и культурных ценностей.

10. Комиссии по чрезвычайным ситуациям совместно с органами управления (отделами) по делам гражданской защиты и чрезвычайным ситуациям разрабатывают:

план эвакуации в случае возникновения чрезвычайной ситуации (разрабатывается на карте, схеме);
пояснительную записку к плану эвакуации.

На плане эвакуации отображаются:

возможные опасные зоны и маршруты эвакуации из них;

районы пунктов временного размещения, пунктов временного хранения, пунктов длительного проживания, пунктов длительного хранения;

Районы, занимаемые объектами экономики;
дошкольные учреждения;
больницы;
жилой сектор в опасной зоне;
места посадки на автомобильный транспорт;
медицинские учреждения.

В пояснительной записке к плану приводится:

перечень пунктов временного размещения, пунктов временного хранения, пунктов длительного проживания, пунктов длительного хранения;

расчет эвакуации из зон возможных чрезвычайных ситуаций;
расчет автотранспорта, выделяемого для эвакуации из зон чрезвычайных ситуаций.

11. В зависимости от обстановки различают три режима функционирования эвакуационных органов:

режим повседневной деятельности - при нормальной радиационной, химической, пожарной, медицинской и гидрометеорологической обстановке;

режим повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации в мирное время;

режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации в мирное время.

3. Организация проведения эвакуационных мероприятий.

12. Основными эвакуационными мероприятиями являются:


1) в режиме повседневной деятельности:

Разработка плана проведения эвакуационных мероприятий;

учет населения, проживающего на территориях, объявляемых опасной зоной при возникновении чрезвычайной ситуации;

учет материальных и культурных ценностей, находящихся на территориях, объявляемых опасной зоной при возникновении чрезвычайной ситуации;

определение маршрутов эвакуации;

планирование и решение вопросов жизнеобеспечения населения и хранения соответствующих материальных и культурных ценностей при возникновении чрезвычайной ситуации;
учет, планирование и уточнение вопросов транспортного обеспечения эвакуации при возникновении чрезвычайной ситуации в мирное время;

подготовка комиссий по чрезвычайным ситуациям всех уровней к проведению эвакуационных мероприятий;

2) в режиме повышенной готовности:

приведение в готовность комиссий по чрезвычайным ситуациям всех уровней, администраций пунктов временного размещения, пунктов временного хранения, пунктов длительного проживания, пунктов длительного хранения и уточнение порядка их работы;

уточнение количества населения, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;
распределение транспортных средств, используемых для эвакуации;

подготовка маршрутов эвакуации, установка дорожных знаков и указателей;

подготовка к развертыванию пунктов временного размещения, пунктов временного хранения, пунктов длительного проживания, пунктов длительного хранения и пунктов посадки (высадки);
проверка готовности систем оповещения и связи;

приведение в готовность имеющихся защитных сооружений;

3) в режиме чрезвычайной ситуации:

Оповещение населения о начале и порядке проведения эвакуации населения;

сбор и отправка в безопасные районы населения, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;

организация контроля за работой администраций пунктов временного размещения, пунктов временного хранения, пунктов длительного проживания, пунктов длительного хранения, служб гражданской защиты, обеспечивающих эвакуацию;

обеспечение прибытия транспортных средств к пунктам посадки населения, погрузки материальных и культурных ценностей;

информирование населения об обстановке в местах размещения;

прием и размещение эвакуируемых населения, материальных и культурных ценностей в безопасных районах.

13. Эвакуация сельскохозяйственных животных из зоны возможного заражения проводится в направлении, перпендикулярном распространению облака аварийно-химически опасных веществ.
Материальные и культурные ценности, попавшие под воздействие аварийно-химически опасных веществ, подлежат специальной обработке (дегазации).

Временное размещение эвакуируемых населения, материальных и культурных ценностей может осуществляться не только по заранее отработанным планам, но и проводиться в оперативном порядке. При аварии с выбросом облака аварийно-химически опасных веществ вывод (вывоз) населения из зоны заражения и временное его размещение производится в зависимости от реально складывающейся обстановки.

Эвакуация из зон катастрофического затопления (наводнения) проводится при угрозе или в случае разрушения гидротехнических сооружений и повышения уровня паводковых вод в реках и других водоемах, а также при разрушении объектов жизнеобеспечения вследствие возникновения данного стихийного бедствия.

4. Обеспечение эвакуационных мероприятий.

14. В целях создания условий для организованного проведения эвакуации планируются и осуществляются мероприятия по обеспечению:

жильем;
продуктами питания, водой, предметами первой необходимости, коммунально-бытовыми услугами;
транспортом;
медицинским обслуживанием;
охраны общественного порядка;
противопожарной безопасности;
безопасности дорожного движения;
инженерной защиты;
материально-технической базы;
связи и оповещения;
разведки.

15. Транспортное обеспечение эвакуации населения, материальных и культурных ценностей включает комплекс мероприятий, охватывающих подготовку, распределение и эксплуатацию транспортных средств, предназначенных для выполнения эвакуационных перевозок. Руководство транспортным обеспечением возлагается на министерство транспорта и дорожного хозяйства области, а осуществляют его транспортные организации муниципальных образований области. Проведение эвакуации населения требует наличия парка транспортных средств, возможности их привлечения к осуществлению эвакуационных мероприятий (в том числе и транспорта, находящегося в личном пользовании максимального использования транспортных коммуникаций.

Работа общественного транспорта в ходе эвакуации населения предполагает различные варианты его возможного использования:

доставка населения от мест жительства к пунктам временного размещения, пунктам длительного проживания;

доставка населения от мест жительства до мест размещения;

вывоз эвакуируемого населения из зоны чрезвычайной ситуации в безопасные районы.

Для организованного осуществления автотранспортных перевозок эвакуируемого населения и создания условий устойчивого управления ими на всех этапах эвакуации создаются специальные автомобильные формирования:

автомобильные колонны, автосанитарные отряды, группы транспорта.

Автомобильные колонны формируются на основе автотранспортных предприятий и автотранспорта объектов других отраслей экономики.

Транспорт, находящийся в личном пользовании, объединяется в группы (отряды) на основе добровольного согласия его владельцев. Транспортные средства личного пользования заблаговременно регистрируются и учитываются органами государственной инспекции безопасности дорожного движения по месту регистрации автотранспортных средств.

16. Медицинское обеспечение эвакуации населения организуется по территориально-производственному принципу. Руководство медицинским обеспечением возлагается на министерство здравоохранения области и осуществляется соответствующими руководителями учреждений здравоохранения данной территории. Медицинское обеспечение эвакуации населения включает проведение органами здравоохранения организационных, лечебных, санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий, направленных на охрану здоровья эвакуируемого населения, своевременное оказание медицинской помощи в ходе эвакуации, а также предупреждение возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний.

17. Охрана общественного порядка и безопасность дорожного движения обеспечивается Главным управлением внутренних дел области и включает следующие мероприятия:

осуществление нарядами милиции пропускного режима (блокирование автомагистралей и пешеходных путей), предусматривающего пресечение проезда транспорта и прохода граждан, незанятых в проведении эвакуационных, спасательных и других неотложных мероприятий;

проведение выборочного контроля технического состояния транспортных средств, предназначенных для перевозок эвакуируемого населения;

оказание содействия (при необходимости) должностным лицам, ответственным за проведение эвакуационных мероприятий, в мобилизации транзитного транспорта в целях обеспечения незамедлительного вывоза людей из зон чрезвычайных ситуаций;

охрана общественного порядка и обеспечение безопасности населения на эвакуационных объектах (пунктах временного размещения, пунктах длительного проживания, пунктах посадки и высадки, железнодорожных станциях, речных портах, аэропортах и т.п.), маршрутах эвакуации, в населенных пунктах и в местах размещения эвакуированного населения, предупреждение паники и дезинформационных слухов;

охрана объектов экономики в установленном порядке на этот период;

регулирование дорожного движения на маршрутах эвакуации населения;

сопровождение автоколонн с эвакуируемым населением;

обеспечение установленной очередности перевозок эвакуируемого населения по автомобильным дорогам и режима допуска транспорта в зоны чрезвычайных ситуаций;

борьба с преступностью в городах и других населенных пунктах, на маршрутах эвакуации и в местах размещения эвакуируемого населения;

организация регистрации в органах внутренних дел области эвакуированного населения и ведение адресно-справочной работы (создание банка данных о нахождении граждан, эвакуированных из зон чрезвычайной ситуации).

18. Инженерное обеспечение эвакуируемого населения осуществляется инженерной службой гражданской защиты и включает обустройство объектов инженерной инфраструктурой в местах сбора и размещения эвакуируемого населения, в частности:

оборудование зданий, сооружений и строений в целях размещения эвакуируемого населения;
оборудование сооружений для размещения временных торговых точек, медицинских пунктов, полевых хлебопекарен, бань и других объектов быта;

оборудование пунктов водоснабжения.

Характер и объемы выполняемых задач инженерного обеспечения зависят от условий обстановки, вида и масштаба эвакуации населения, наличия сил и средств.

19. Материально-техническое обеспечение эвакуации населения заключается в организации технического обслуживания и ремонта транспортных средств в процессе эвакуации, снабжении горюче-смазочными материалами и запасными частями, продуктами питания и предметами первой необходимости, водой, а также обеспечении эвакуационных органов необходимым имуществом.
Материально-техническое обеспечение возлагается на министерство транспорта и дорожного хозяйства области (областную транспортную службу гражданской обороны), министерство сельского хозяйства и продовольствия области (областную техническую службу гражданской обороны, областную службу гражданской защиты, защиты животных и растений), (областную службу гражданской обороны снабжения горюче-смазочными материалами), министерство экономики и инвестиций области (областную службу гражданской защиты торговли и питания), министерство энергетики и коммунального хозяйства области (областную коммунально-техническую службу гражданской защиты).

20. В случае необходимости радиосвязь организуется силами и средствами муниципальных образований, создающих пункты временного размещения и пункты длительного проживания, органов управления эвакуационными мероприятиями и органов управления по делам гражданской защиты и чрезвычайным ситуациям.

Информирование и оповещение населения о начале эвакуационных мероприятий осуществляется через оперативного дежурного министерства по делам гражданской защиты и чрезвычайным ситуациям, а в ходе эвакуации через оперативного дежурного министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и органы управления эвакуационными мероприятиями с использованием средств массовой информации, уличных громкоговорителей, установленных на транспортных средствах, наглядной информации.

Заключение:

Эвакуация из зон чрезвычайных ситуаций (природных и техногенных явлений) проводится при угрозе или в случае катастрофы и аварий, а также при разрушении объектов жизнеобеспечения вследствие возникновений данного стихийного или техногенного бедствий.

Контрольные вопросы:

  1. Как производится планирование эвакуационных мероприятий?

2. При эвакуации населения, какие районы считаются безопасными?

3. По какому принципу планируется эвакуация?

4. На какие органы власти возлагается проведение эвакуации населения?