Как открыть пункт техосмотра автомобилей. Бизнес на открытии частных пунктов техосмотра: бизнес идея

В июле 2011 года был принят Федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации». В соответствии с этим законом с 2012 года проведение технического осмотра, которым ранее занималась ГИБДД, было передано коммерческим организациям – независимым пунктам техосмотра. Они не только занимаются технической частью (проводят сам осмотр), но и оформляют все необходимые документы. Многие предприниматели увидели в этом отличные возможности для развития своего автобизнеса.

Для того чтобы получить статус пункта техосмотра, необходимо иметь аттестат аккредитации Российского союза автостраховщиков (РАС). Эта же организация также контролирует деятельность частных пунктов техосмотра. Для получения аттестата аккредитации достаточно отправить в РАС письмо (или принести лично) с заявлением и следующими документами:

  • копии учредительных документов;
  • копия документа, удостоверяющего личность индивидуального предпринимателя;
  • выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
  • копии документов, подтверждающих владение сооружениями (или аренды) и средствами технического диагностирования с соответствующими утвержденными техническими характеристиками;
  • копии документов, подтверждающих наличие возможности передачи сведений в ЕАИС ТО;
  • копии документов, которые подтверждают наличие в штате организации хотя бы одного технического эксперта, который соответствует утвержденным требованиям;
  • копия документа, подтверждающего наличие полномочий лица, чья подпись стоит на заявлении, на осуществление действий от имени юридического лица;
  • опись вложенных документов;
  • копия платежного поручения с отметкой банка, подтверждающего внесение платы за аккредитацию.

Владелец коммерческого пункта техосмотра может выбрать одну или несколько областей аккредитации, то есть категории транспортных средств, которые осмотр которых он имеет право проводить. Существуют следующие категории транспортных средств: мототранспортные средства (L); транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие не более восьми мест для сидения, помимо места водителя (M1); транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо водительского места, более восьми мест сидения, и максимальная масса которых не превышает пяти тонн (М2); транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, с максимальной массой свыше пяти тонн (М3); транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов и имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 тонн (N1); транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу свыше 3,5 тонн, но не более 12 тонн (N2); транспортные средства для перевозки грузов с массой свыше 12 тонн (N3) и пр.

В течение десяти рабочих дней со дня поступления вашего заявления в РАС принимается решение о выдаче аттестата аккредитации или об отказе (к примеру, если документы были оформлены не в соответствии с требованиями или если заявитель подал недостоверные данные). В случае принятия положительного решения все сведения о новом операторе вносятся в официальный реестр.

За аттестат аккредитации, согласно Постановлению Правительства РФ от 03.11.2011 № 912 «О размере платы за аккредитацию в сфере технического осмотра», придется заплатить 20 тысяч рублей, а также по10 тысяч рублей за каждый пункт технического осмотра, который был указан в заявлении. Ежегодное подтверждение соответствия требованиям аккредитации обойдется в 15 тысяч рублей плюс снова по 10 тысяч рублей за каждый пункт технического осмотра.

Если в начале существования своей фирмы вы выбираете несколько областей (допустим, L , M1, M2), а в дальнейшем собираетесь расширить их количество, если ваша компания меняет название или если изменяются персональные данные владельца, то во всех этих случаях за переоформление аттестата аккредитации необходимо будет доплатить 15 тысяч рублей плюс 10 тысяч рублей за каждый пункт технического осмотра.

Если же вы собираетесь увеличить количество своих пунктов технического осмотра, то переоформление аттестата обойдется в 10 тысяч рублей плюс еще по 10 тысяч рублей за каждый пункт техосмотра, указанный в заявлении.

Для организации пункта техобслуживания подойдет практически любое помещение подходящей площади. А вот без специального оборудования не обойтись. Требования к нему приводятся в приказе Минпромторга России № 1677 от 6 декабря 2011 г. «Об утверждении основных технических характеристик средств технического диагностирования и их перечня». В частности, вам понадобится:

  • оборудование для диагностики тормозных систем (универсальные роликовые стенды для проверки тормозных систем транспортных средств различной максимальной массы, универсальный площадочный стенд для проверки тормозных систем, средства контроля давления и герметичности в тормозных приводах, прибор для проверки эффективности тормозных систем в дорожных условиях, нагружатель сцепного устройства прицепов);
  • оборудование для диагностики рулевого управления (прибор для измерения суммарного люфта в рулевом управлении, тестеры проверки люфтов в деталях рулевого управления и подвески);
  • оборудование для диагностики внешних световых приборов (прибор для контроля регулировки и силы света фар);
  • средства технического диагностирования шин (штангенциркуль с линейкой);
  • оборудование для диагностики двигателя и его систем (газоанализатор, дымомер, прибор для измерения частоты оборотов двигателя и температуры масла, либо универсальный прибор для измерения содержания загрязняющих веществ в отработавших газах, который заменяет предыдущие три устройства; течеискатель для проверки герметичности газовой системы питания; шумомер);
  • средства технического диагностирования прочих элементов (прибор для проверки светопропускания стекол и обычная линейка);
  • наконечники с манометром и компрессор.

Как утверждают сами владельцы такого вида бизнеса, полная стоимость оборудования, необходимого для проведения техосмотров автомобилей, составляет от 250-300 тысяч до 1 млн. рублей. Если у вас не сохранились документы о приобретении какого-либо оборудования для проведения технических осмотров, подтвердить факт владения им можно свидетельствами о его проверке, выданными Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии. Комитеты этого агентства есть и в регионах.

Если с оборудованием и помещением все достаточно ясно, то вот требование о наличии квалифицированного специалиста в каждом пункте проведения техосмотров вызывает много вопросов.

Технический эксперт – это работник, отвечающий определенным квалификационным требованиям. Он проводит техническое диагностирование автомобилей, и именно он принимает решение о выдаче талона техосмотра и заверяет его своей подписью. Эксперт должен иметь определенное образование, навыки и опыт работы, согласно Приказу Минпромторга России № 1664 от 1 декабря 2011 года «Об утверждении квалификационных требований к техническим экспертам». В частности, техническим экспертом может стать специалист, имеющий:

  • высшее профессиональное образование в области автотранспортной деятельности (и диплом государственного образца, подтверждающий наличие такового) или высшее непрофильное плюс диплом о повышении квалификации или среднее профильное плюс диплом о повышении квалификации. Обратите внимание: высшее образование эксперта может быть не связано с автомобильным транспортом, но оно должно быть получено в инженерно-техническом вузе (и быть подтверждено дипломом государственного образца). Также ему необходимо будет пройти курсы повышения квалификации по программе «Эксперт по техническому контролю и диагностике автотранспортных средств» и получить диплом или сертификат. В этом году пока еще разрешается, чтобы у эксперта вместо документа о повышении квалификации по программе «Эксперт по техническому контролю и диагностике автотранспортных средств», был документ о повышении квалификации по программе для контролеров.
  • водительские права и общий стаж вождения не менее трех лет. Технический эксперт должен иметь водительское удостоверение по тем категориям транспортных средств, осмотр которых он проводит.
  • опыт практической работы. Эксперт должен обладать не только теоретическими знаниями, но и навыками практической работы в условиях производства, обслуживания, ремонта или контроля состояния автомобилей. В законе есть ограничения и по минимальному опыту работы. Обладатели высшего профессионального образования должны проработать по специальности не менее двух лет, а обладатели среднего специального образования – не менее трех лет.

До вступления в силу нового закона плата за прохождение технического осмотра состояла из госпошлины (300 рублей) и стоимости самого техосмотра. С этого года коммерческие пункты проведения техосмотров берут только плату за проведение техосмотра без пошлины. Максимальный размер стоимости этих услуг определяется для каждого субъекта федерации отдельно. Дороже всего техосмотр обойдется в Московской области и в Приморском крае.

В большинстве же других регионов стоимость этой процедуры практически не изменилась (от 100 до 2300 рублей, в зависимости от категории транспортного средства и региона). Компании, производящие техосмотры, имеют право устанавливать собственные расценки на свои услуги. Единственное требование – они не могут быть выше максимального установленного тарифа.

Операторы ТО вправе заключать тройственные договора с РСА и производителями талонов технического осмотра, что позволяет им самостоятельно обеспечивать себя новыми бланками.

Все компании, аккредитованные должным образом, обязаны ежедневно передавать данные о проведенных ими техосмотрах и выданных талонах в единую автоматизированную систему (ЕАИС ТО). Эти данные необходимы, в первую очередь, страховым компаниям, так как полис ОСАГО с этого года выдается лишь при условии наличия талона о техосмотре, срок действия которого истекает не ранее чем через полгода. Для передачи данных не требуется никакого специального программного обеспечения. Она осуществляется через сайт ГИБДД.

Действие аттестата может быть приостановлено, если, к примеру, вы ошиблись при передаче сведений в единую автоматизированную систему, нарушили процедуру проведения техосмотра или не смогли пройти ежегодную процедуру на подтверждение соответствия своего пункта установленным требованиям. После двух подобных нарушений в течение года аттестат аннулируется.

Многие пункты техосмотров открываются на базе уже существующих автомастерских. В законе нет запрета на совмещение этих видов деятельности. При этом сам владелец пункта технического осмотра не вправе проводить техосмотр собственного транспортного средства. Так как осмотр проводится на основании договора, а заключить договор с самим собой невозможно. Обратите внимание: подписывать договор с вашими клиентами в бумажном виде нет необходимости, так как оплата услуг по проведению техосмотра автоматически подтверждает факт заключения договора.

Минимальный стартовый капитал для открытия собственного пункта проведения техосмотров составляет 500 тысяч рублей. При отсутствии других источников прибыли (к примеру, автомастерская) срок окупаемости этих вложений составляет около одного года.

Летом 2011 года функцию проведения техосмотра передали от ГИБДД частным компаниям. Теперь каждый желающий может открыть свой техосмотр и зарабатывать на этом. Документы, требующиеся для открытия частного техосмотра следующие.

Учредительные документы (копии);
- копия паспорта индивидуального предпринимателя;
- выписка из ЕГРИП или ЕГРЮЛ;
- копии документов, которые подтверждают собственность сооружений (или аренду), а также средств технической диагностики с утвержденными соответствующими техническими характеристиками;
- копии документов, которые подтверждают возможность передачи информации в ЕАИС ТО;
- копии документов, подтверждающие то, что в штате организации имеется по крайней мере один технический эксперт, соответствующий необходимым утвержденным требованиям;
- копия документа, которым подтверждается, что лицо, подписавшее заявление, имеет право действовать от имени юридического лица;
- опись прилагаемых документов;
- копия платежного банковского поручения, которое подтверждает внесение оплаты за аккредитацию.

Собственник коммерческого пункта проведения техосмотра имеет возможность выбрать либо одну, либо несколько областей для аккредитации, то есть в каких категориях транспортных средств он имеет право проводить осмотр. Категории транспортных средств имеются следующие:
- мотоциклы (L);
- транспортные средства, которые используются для перевозки пассажиров и имеют не больше восьми сидячих мест, кроме водителя (М1);
- транспортные средства для перевозки пассажиров с более, чем восемью местами для сидения, кроме водительского, и массу не более 5 тонн (М2);
- транспортные средства для перевозки пассажиров с более, чем восемью местами для сидения, кроме водительского, и массу свыше 5 тонн (М3);
- грузовые транспортные средства массой не больше 3,5 тонн (N1);
- грузовые транспортные средства массой свыше 3,5, но не более 12 тонн (N2);
- грузовые транспортные средства с массой более 12 тонн (N3).

После поступления в РАС вашего заявления, в течение 10 рабочих дней принимается решение о выдаче аттестата или об отказе, что может быть, если заявителем поданы недостоверные данные или документы оформлены с отклонениями от требований. Если принято положительное решение, вся информация о новом операторе вносится в официальный реестр.

Согласно специальному постановлению Правительства РФ о размере платы за проведение аккредитации, вам придется уплатить 20 тысяч рублей и сверх того - по 10 тысяч рублей за каждый из пунктов техосмотра, которые указываются в заявлении. Аккредитацию необходимо ежегодно подтверждать, что обойдется в 15 тысяч рублей плюс еще раз по 10 тысяч рублей за каждый пункт техосмотра.

Если вы при начале работы фирмы выбрали какие-то области работы, а затем собираетесь расширить их количество, если вы поменяли название компании или персональные данные владельца, то предстоит переоформление аттестата аккредитации, за что необходимо доплатить 15 тысяч рублей плюс по 10 тысяч за каждый пункт ТО.

Увеличение количества пунктов техосмотра также потребует переоформления аттестата, за что придется уплатить 10 тысяч рублей и по 10 тысяч за каждый пункт, который вы указали в заявлении.

Помещение для пункта техобслуживания может быть использовано любое, лишь бы подошла площадь. Но специальное оборудование необходимо. Приказом Минпромторга России от 6 декабря 2011 года № 1677 «Об утверждении основных технических характеристик средств технического диагностирования и их перечня» установлен следующий состав оборудования:
- диагностическое оборудование для тормозных систем (роликовые универсальные стенды для проверки систем торможения автомобилей различной массы), площадочный универсальный стенд проверки систем торможения, средства проверки герметичности и давления в приводах тормозов, прибор для контроля эффективности систем торможения в дорожных условиях, нагружатель сцепного устройства для прицепов);
- оборудование для диагностирования рулевого управления (прибор, измеряющий в рулевом управлении суммарный люфт, тестеры для проверки люфтов в различных деталях подвески и рулевого управления);
- диагностическое оборудование для световых внешних приборов, для проверки регулировки фар и силы света;
- средства диагностики шин (линейка и штангенциркуль);
- диагностическое оборудование для двигателя и для его систем (дымомер, газоанализатор, прибор для контроля частоты оборотов и температуры масла, универсальный прибор, определяющий содержание загрязняющих веществ в выхлопных газах, течеискатель, проверяющий герметичность системы питания, шумомер);
- средства диагностирования остальных элементов (прибор, проверяющий светопропускание стекло, линейка);
- компрессор, наконечники, манометр.

По данным самих владельцев бизнеса этого типа, все оборудование для проведения техосмотра автомобилей может стоить от 250 тысяч до одного миллиона рублей. Если вы приобрели какое-либо оборудование для техосмотров, но не сохранили об этом соответствующие документы, факт обладания им можно свидетельством о его проверке, которое выдает Федеральное агентство по метрологии и техническому регулированию. В регионах есть комитеты этого агентства.

С помещением и оборудованием все более-менее понятно, но по требованию о наличии в каждом пункте проведения техосмотра квалифицированного эксперта имеется много вопросов.

Технический эксперт должен отвечать определенным квалификационным требованиям. Именно он проводит диагностирование автомобилей, принимает решение, выдавать или нет талон техосмотра, и своей подписью его заверяет. Эксперт должен обладать необходимым образованием, опытом работы и навыками. Согласно Приказу Минпромторга России утверждены требования, согласно которым техническим экспертом может быть специалист, который имеет:
- профессиональное высшее образование в сфере автотранспортной деятельности, подтвержденное дипломом государственного образца, или непрофильное высшее плюс документ о повышении квалификации, или среднее профильное с дипломом о повышении квалификации. То есть высшее образование эксперта может быть не на автомобильную тематику, но должно быть получено в техническом вузе. И ему потребуется пройти курсы по программе повышения квалификации «Эксперт технического контроля и диагностики автотранспорта» с получением сертификата или диплома. В этом году еще допускается, чтобы вместо документа о повышении квалификации согласно программе «Эксперт технического контроля и диагностики автотранспорта» эксперт имел документ, подтверждающий его повышение квалификации по программе, рассчитанной для контролеров;
- водительские права и стаж вождения не менее трех лет, причем по тем категориям транспортных средств, которые ему предстоит осматривать;
- опыт практической деятельности. Эксперт должен не только иметь необходимые знания, но и обладать навыками практической работы в производственных условиях или в условиях контроли или ремонта автомобилей. Есть ограничения и по минимальному опыту - те, у кого имеется высшее образование, должны иметь стаж работы по специальности не меньше, чем два года, а те, у кого среднее образование - не меньше трех лет.

До того, как вступил в силу новый закон, при прохождении техосмотра приходилось уплачивать госпошлину (300 рублей) и стоимость техосмотра. Начиная с этого года, коммерческие пункты техосмотров берут только плату за сам техосмотр, без пошлины. Размер стоимости услуг ограничен, причем отдельно для каждого субъекта Федерации. Дороже всего техосмотр стоит в Москве и в Приморском крае. В остальных районах стоимость почти не изменилась и, в зависимости от региона и категории транспортного средства, может составлять от 100 до 2300 рублей.

Компании, которые проводят технические осмотры, имеют право самостоятельно устанавливать на свои услуги расценки, с одним лишь условием: выше максимального тарифа они быть не могут.

Операторы ТО имеют право заключать договора с РСА и с производителями бланков талонов техосмотра, так что они сами обеспечивают себя новыми бланками.

Компании, которые аккредитованы для этой работы, должны каждый день передавать в единую автоматическую систему (ЕАИС ТО) данные о техосмотрах, которые они провели, и о талонах, которые выдали. Прежде всего, эти данные необходимы для страховых компаний, поскольку полис ОСАГО теперь может быть выдан только при наличии талона о техническом осмотре, который выдается сроком на полгода. Специального программного обеспечения для передачи данных не потребуется: она производится через сайт ГИБДД.

Действие аттестата может приостанавливаться, если, например, при передаче сведений в ЕАИС ТО вы совершили ошибку, нарушили принятую процедуру прохождения техосмотра или же не сумели пройти ежегодную процедуру, подтверждающую, что ваш пункт соответствует установленным требованиям. Если таких нарушений будет два в течение года, аттестат подлежит аннулированию.

Большинство пунктов технического осмотра открываются при уже существующих автомастерских. Закон не ограничивает совмещение этих видов деятельности. Владелец пункта техосмотра не имеет права проводить техосмотр своего транспортного средства, так как основанием для проведения техосмотра является договор, а заключить договор с самим собой нельзя. В бумажном виде этот договор не существует, так как оплата услуг по проведению осмотра является подтверждением факта заключения договора.

Наименьший стартовый капитал, с которым можно открывать свой пункт проведения техосмотров, составляет 500 тысяч рублей. Если других источников прибыли нет (к примеру, автомастерской), эти вложения окупятся за один год.

Реформа системы техосмотра открыла новые возможности для доступа на этот рынок. Стать оператором ТО, при наличии соответствующей экспертно-технической базы, теперь могут все желающие. О том, как нововведения отразятся на работе действующих автосервисов, и о том, как не упустить "вакантные места" в новом сегменте, речь пойдет ниже.

Плюсов больше, чем минусов

Один из наиболее противоречивых аспектов новой системы технического осмотра транспортных средств заключается, собственно, в самой трактовке возникшей ситуации. Так, многие считают, что она стала хуже, чем прежде. В обществе сформировалось мнение, что страховщики все монополизировали, внедрили деформирующие закон схемы, а коррупция превзошла все мыслимые пределы, существовавшие до изменения порядка ТО. Преимущественно это голоса операторов техосмотра, которые переместились в новую инфраструктуру из прежней системы, сформированной МВД России в соответствии с Постановлением N 880 Правительства РФ.
А пока со всеми обстоятельствами возникших злоупотреблений (вроде выдачи талонов техосмотра без фактического проведения технического диагностирования) разбираются соответствующие органы, так называемые старые операторы несут убытки. С одной стороны - это потери от моратория на проведение проверок автомобилей, введенного в июне 2011 г. (Постановление Правительства РФ N 413). С другой - от новоявленных интерпретаций Федерального закона N 170-ФЗ, когда автовладельцам проще обойти закон и сделать техосмотр по "кривой" схеме. Ибо главное здесь - получить , потому что за его отсутствие предусмотрен ощутимый штраф.
Вместе с тем у нового механизма ТО есть свои плюсы. Судите сами: у владельцев автомобилей появилась возможность прохождения технического осмотра в любой точке страны вне зависимости от места регистрации автомобиля и, соответственно, вне зависимости от пристрастий инспектора ГИБДД. Технический осмотр стал существенно дешевле - предельная плата за него доступна любому автовладельцу. Сегодня цена проверки техсостояния во многих регионах России едва ли превышает 300 - 400 руб., то есть стоимость десяти - пятнадцати литров топлива.
Кроме того, Законом предусмотрены санкции против недобросовестных участников системы техосмотров вплоть до лишения документа об аккредитации. При этом если автовладелец считает, что пункт ТО нарушает его права, он вправе отказаться от таких услуг, обратиться в другой пункт для прохождения техосмотра, а также пожаловаться на незаконные действия оператора. Еще одна позитивная новация Федерального закона N 170-ФЗ, которую также хотелось бы отметить: теперь мы знаем всех участников рынка техосмотра, что называется, в лицо. Благодаря открытости информации в реестре операторов, который ведет Российский союз автостраховщиков (РСА), мы понимаем, кто занимается техосмотром, где расположены пункты ТО, а главное, сколько их. Кстати, именно эта норма Закона выявила, что операторов ТО в прежние годы явно не хватало (в пропорции к объему российского автопарка). Данный факт, собственно, и порождал недовольство автовладельцев и стимулировал появление теневого рынка продажи талонов гостехосмотра.
Сейчас, буквально с самого первого дня вступления Федерального закона N 170-ФЗ в силу, инфраструктура пунктов ТО динамично развивается, что можно отчетливо проследить по росту количества операторов ТО в реестре РСА.

Пропуск на рынок

Благодаря реформе техосмотра доступ на этот рынок получили новые игроки, среди которых ключевое место по праву принадлежит действующим предприятиям техобслуживания, или автосервисам. Опыт работы, наличие специалистов и материально-технической базы позволяют им попасть на рынок техосмотра легче, чем предпринимателям, которые хотят организовать такой бизнес с нуля.
Поэтому для предприятий технического сервиса реформа ТО - это исторически значимый момент (как известно, по прежнему законодательству в рамках Постановления Правительства РФ от 31 июля 1998 г. N 880 права участвовать в проведении техосмотра автомототранспорта они не имели).
Перейдем к вопросам практической реализации пункта ТО. Для того чтобы получить разрешение на проведение технического осмотра, существуют Правила аккредитации, зафиксированные в Приказе Минэкономразвития России от 28 ноября 2011 г. N 697. Правила в принципе просты и умещаются в нескольких строках:
а) наличие в собственности или на ином законном основании сооружений и средств технического диагностирования;
б) наличие технических возможностей для ежедневной передачи сведений о результатах проведения технического осмотра в единую автоматизированную систему технического осмотра;
в) наличие в штате не менее одного технического эксперта.
Следует признать, что аккредитация является сложным и многогранным процессом, кроссированным из множества нормативных правовых документов. И в этом, как показывает практика, заключается принципиальное затруднение для независимых автосервисов. В силу ограниченности своих материально-технических ресурсов многие не в состоянии содержать в штате квалифицированных юристов, а для некоторых директоров СТОА нормативные акты - просто дремучий лес.
В организационном плане создание пункта техосмотра отнюдь не быстрый процесс. Если вы стартуете "с нуля", чисто технологически цикл получения аккредитации занимает 3 - 6 месяцев. За это время необходимо реализовать несколько ключевых задач.
Во-первых, надо заказать, купить, смонтировать и запустить в эксплуатацию необходимое диагностическое оборудование. В России несколько поставщиков данной продукции, и они сейчас перегружены заказами. Соответственно, увеличиваются сроки поставки и монтажа. Стоимость среднего комплекта оборудования составляет от одного (российского производства) до двух миллионов рублей (импорт), если речь идет о линии технического контроля легковых автомобилей категории М1.
Во-вторых, надо принять на работу и включить в штат технических экспертов, а это непростая задача, так как в новом законодательстве требования к специалистам пунктов ТО существенно выросли. Технические вузы достаточно оперативно откликнулись на новые веяния, и сейчас они готовы предложить учебные курсы по программе "Эксперт по техническому контролю и диагностике автомототранспортных средств" в полном соответствии с требованиями Приказа Минпромторга России от 1 декабря 2012 г. N 1664.
Количество техэкспертов на пункте ТО зависит от региона аккредитации, количества диагностических линий и постов технического контроля, а также от требований трудового законодательства РФ. В соответствии с Приказом Минфина России N 155-н нормативы обеспечения бланками ТТО и МСТО и, соответственно, пропускная способность пункта техосмотра ограничены фондом рабочего времени, установленным законом. Иначе говоря, запрещено одному техэксперту трудиться 24 часа 7 дней в неделю 365 дней в году без перерывов и выходных, выдавая рекорды по количеству проверок ТС в единицу времени.
В-третьих, надо создать систему документирования и передачи данных по проверкам транспорта. С этим вопросом легче, поскольку компьютеры и выход в интернет сейчас есть у всех.
В-четвертых, на заключительном этапе всего процесса подготовки необходимо собрать воедино и направить документы заявителя на аккредитацию в РСА. В реальности этот комплект представляет собой увесистую папку, но это фактически ваш пропуск в инфраструктуру техосмотров с получением права принимать решения о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении.

На рынке есть "вакантные места"

Очевидно, что новая система техосмотров не может сформироваться в один миг. Согласно действующим положениям Федерального закона предусмотрен переходный период до 1 января 2014 г. Станции государственного техосмотра и пункты ТО, которые работали по Постановлению N 880 и имели договоры с территориальными подразделениями МВД, должны до указанного срока пройти аккредитацию. А пока они входят в реестр РСА в упрощенном заявительном порядке. Сегодня таких пунктов 2715 единиц по всей России. К ним следует добавить 434 новые станции ТО, прошедшие полный цикл аккредитации в РСА (по состоянию на 15 марта 2012 г.). Чтобы ответить на вопросы, достаточно ли такого количества станций ТО и есть ли коммерческий интерес принять участие в регистрации новых пунктов ТО, важно подчеркнуть следующее. В свое время была установлена пропорция, что на одну диагностическую линию должно приходиться 10 тысяч проверок автомототехники в год. На сегодняшний день в России зарегистрировано 48 млн транспортных средств. Исходя из устоявшихся нормативов, количество линий технического осмотра должно быть как минимум 4800 единиц. В настоящий момент существует уже более 3000 пунктов ТО. Сейчас новых операторов прибавляется 5 - 7 в день. Если подобная динамика будет сохраняться, к концу года мы сумеем подойти к минимально необходимому количеству пунктов техосмотра. При этом не могу не вспомнить, что РСА ранее заявляло о необходимости создания 10 000 пунктов на территории России.
Что же касается коммерческой стороны дела, то для автосервисов участие в системе ТО несет следующие преимущества: помимо непосредственного зарабатывания денег за счет проведения проверок техсостояния, оператор техосмотра реализует полисы ОСАГО (попутно и каско, а также иных страховых продуктов) и получает комиссионное вознаграждение от страховщиков. В данной ситуации формируется определенный клиентский поток на восстановительный ремонт после ДТП, и это тоже дополнительный доход, поскольку, увы, без аварий мы ездить пока не научились. Ну а в целом организация пункта техосмотра - это очевидный вклад в расширение спектра предлагаемых на сервисных станциях услуг и эффективное средство для удержания и расширения клиентской базы. Так что вакантные места в новой системе техосмотра еще есть, но при этом рекомендую автосервисам, которые только размышляют об участии в данной инфраструктуре, не медлить с принятием решения.
Ассоциация НАПТО, выполняя организационно-методические функции, находится на стороне интересов предприятий техобслуживания и ремонта, которые долгие годы были лишены возможности участия в техосмотре автотранспорта. С другой стороны, мы подтверждаем свою приверженность формированию правильной, эффективной инфраструктуры ответственных операторов техосмотра. Ведь речь идет о проверке весьма опасной продукции под названием автомобили, автобусы и мотоциклы.

Организационно-технические и технологические требования к производственно-технической базе диагностических станций, а также к технологическим процессам проверки технического состояния транспортных средств устанавливаются Положением о требованиях к диагностическим станциям и пунктам технического контроля, утвержденным постановлением Министерства транспорта и коммуникации Республики Беларусь от 28.11.2002 г. № 40.

Диагностическая станция - это комплекс инженерных сооружений и технологического оборудования, предназначенный для осуществления государственного технического осмотра транспортных средств.

Данное определение подразумевает, что диагностическая станция создается путем строительства или реконструкции с соблюдением всех норм и требований для организации эффективного и высокопроизводительного процесса проведения технического осмотра с обеспечением надлежащего качества обслуживания заказчиков.

Требования к территории диагностической станции

На территории диагностической станции должны размещаться следующие обязательные элементы:

  • производственное помещение
  • подъездные пути к производственному помещению
  • стоянка для неисправных транспортных средств
  • площадка для транспортных средств, ожидающих или прошедших техосмотр

Территория должна быть обеспечена искусственным освещением в темное время суток, а также быть огороженной по периметру.

Подъездные пути к производственному помещению должны удовлетворять требованиям по организации одностороннего движения транспортных средств без пересечения потоков при обеспечении возможности маневра автомобилей и автопоездов на проезжей части.

Площадки ожидания и стоянка для технически неисправных транспортных средств должны быть обозначены дорожными знаками, а их границы - соответствующей дорожной разметкой.

Подъездные пути и места стоянки транспортных средств должны иметь твердое и ровное покрытие (как правило, асфальтобетон или цементобетон).

Ширину площадки перед въездом в производственное помещение рекомендуется выбирать не менее ширины помещения со стороны въездных ворот, а длину - не менее 30 м.

Требования к производственным помещениям и сооружениям

К производственным помещениям диагностических станций предъявляются требования согласно ОНТП 01 — 86 «Общесоюзные нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта».

Высоту помещения от пола до низа выступающих строительных конструкций, где должны располагаться поточные линии и посты технического диагностирования, необходимо выбирать не менее 4,0 м для легковых автомобилей и 5,5 м для грузовых автомобилей и автобусов.

Геометрические размеры поточных линий технического диагностирования следует выбирать согласно таблице:

Таблица. Параметры поточных линий технического диагностирования транспортных средств

Для въезда (выезда) транспортных средств в производственное помещение на каждой из технологических линий проверки сооружаются въездные ворота, которые оборудуются тепловыми завесами. Ширину ворот рекомендуется выбирать 4,0 м для универсальных линий и 2,5 м для линий легковых автомобилей.

Проверка технического состояния грузовых автомобилей и автобусов должна проводиться с использованием осмотровых канав. Число таких канав должно соответствовать числу поточных линий. Длина канавы определяется с учетом максимальной длины транспортного средства, которое допускается проверять на данной линии (посту), и запасного выхода из нее, а ширина канавы - с учетом возможности заезда на нее транспортных средств с минимальной колеей, которые допускается проверять на данной линии (посту). Глубина канавы должна обеспечивать свободный доступ к агрегатам, узлам и деталям подвижного состава и составлять для универсальных линий 1,3…1,5 м. Входы в осмотровую канаву не должны располагаться под автомобилями и на путях их движения и маневрирования, находиться со стороны, противоположной заезду транспортных средств. Тоннель выхода из канавы должен иметь ширину не менее 1 м и высоту не менее 2 м. Количество выходов должно быть таким, чтобы расстояние до ближайшего выхода было не менее 25 м. При наличии одного выхода из канавы в ее стене, противоположной выходу, монтируются скобы для запасного выхода. Выходы из тоннелей ограждаются перилами высотой не менее 0,9 м. Осмотровые канавы по всей длине должны быть снабжены ребордами для предотвращения попадания колес транспортного средства в канаву, а на въезде - рассекателем. Высота рассекателя должна составлять 0,15.0,20 м. Канавы дополнительно оборудуются приточно-вы- тяжной вентиляцией. Стены осмотровых канав и тоннелей облицовываются керамической плиткой светлых тонов. Полы канав располагаются под углом до 1 % в сторону дренажного приямка. Над осмотровыми канавами, длина которых превышает наиболее короткие из числа проверяемых транспортных средств, сооружаются переходные мостики шириной не менее 0,8 м. Число мостиков определяется с учетом наибольшего числа транспортных средств, одновременно проверяемых на этой канаве.

Требования к планировке и оснащению производственных и административных помещений

В производственном помещении оборудуются поточные линии для проверки технического состояния транспортных средств. Эти линии должны отвечать требованиям Правил охраны труда на автомобильном транспорте и Требованиям противопожарной безопасности, предъявляемым к производственным помещениям и цехам предприятий автомобильного транспорта.

Производственные и административные помещения оборудуются телефонной связью.

При гостехосмотре используются, как правило, диагностические линии для проверки легковых автомобилей, рассчитанные на осевую нагрузку проверяемого транспортного средства не более 3,5 т, и универсальные линии, рассчитанные на осевую нагрузку не менее 10 т.

На диагностических станциях применяются только поточные диагностические линии, рассчитанные на проездные посты, размещенные в ряд между въездом и выездом из производственного здания.

Технологические посты, на которых проводят проверки при работающем двигателе (проверки дымности и токсичности отработавших газов, показателей эффективности торможения), оборудуются системами удаления отработавших газов от выхлопной трубы транспортного средства.

На линиях по диагностированию легковых автомобилей допускается применение напольных подъемников, обеспечивающих подъем транспортных средств, установленных на эстакаде подъемника всеми четырьмя колесами.

На технологических постах вывешиваются технические нормативные правовые акты, регламентирующие требования и методы проверки технического состояния транспортных средств, а также постовые технологические карты с указанием правил техники безопасности и рекомендаций по безопасным приемам работы.

Кроме того, посты (поточные линии) обеспечиваются справочниками и техническими нормативными правовыми актами, включая инструкции и руководства по эксплуатации проверяемых транспортных средств.

На диагностической станции должно быть предусмотрено рабочее место специалиста, оформляющего разрешение на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении.

Организация, имеющая диагностическую станцию, должна обеспечить надлежащие условия для приема и обслуживания заказчиков. Место приема заказчиков должно быть обозначено соответствующими табличками и информационными указателями. При невозможности организации места приема заказчиков вне производственного помещения допускается организовывать его внутри данного помещения при соблюдении необходимых норм техники безопасности.

Требования к технологическим процессам проверки технического состояния транспортных средств

Технологический процесс включает определенную последовательность операций по проверке соответствия технического состояния транспортных средств, их составных частей и дополнительного оборудования требованиям технических нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения и охраны окружающей среды.

Проверка технического состояния транспортных средств проводится без разборки какой-либо части транспортного средства и должна осуществляться в пределах ограниченного времени (в среднем не более 30 мин на транспортное средство). Фактическое же время может изменяться в зависимости от категории транспортного средства и его технического состояния.

Параметры, проверяемые при государственном техническом осмотре транспортных средств, должны соответствовать СТБ 1641-2006 «Транспорт дорожный. Требования к техническому состоянию по условиям безопасности движения. Методы проверки».

Проверка технического состояния транспортных средств проводится с использованием средств технического диагностирования. Перечень таких средств и требования к ним устанавливаются Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь по согласованию с Комитетом по стандартизации Республики Беларусь.

Средства измерений, используемые при проверке технического состояния транспортных средств, должны пройти государственные испытания или метрологическую аттестацию и иметь свидетельство (поверительное клеймо) о государственной поверке в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Предусмотренные технологией средства технического диагностирования по постам (линиям), а также технологический маршрут перемещения транспортного средства должны обеспечивать максимально равномерное распределение по постам трудоемкости работ.

При формировании технологии производится выбор групп последовательно выполняемых операций в зависимости от используемых сооружений (например, эстакады, подъемника, осмотро- вой канавы и т.д.) или постов, оснащенных средствами технического диагностирования и гаражным оборудованием.

Состав операций может комбинироваться, а последовательность их выполнения должна соответствовать размещению оборудования и маршруту перемещения транспортных средств по постам.

Последовательность выполнения операций на каждом посту планируется с учетом минимума переходов обслуживающего персонала, в том числе спусков и подъемов из осмотровой канавы.

При оборудовании поточной линии (двух и более последовательно расположенных постов) необходимо в ее начале предусматривать выполнение технологических операций по проверке давления в шинах и других операций, выполняемых на посту с дренажем для удаления влаги с колес и подвески.

В конце технологической линии необходимо предусмотреть как завершающую операцию технологии оформление документов по результатам проверки.

Требования к персоналу, проводящему проверку технического состояния транспортных средств при государственном техническом осмотре

Специалисты-диагносты, проводящие проверку технического состояния транспортных средств, должны иметь, как правило, высшее образование по автотранспортным или смежным специальностям, водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории, а также документ о прохождении подготовки по соответствующей программе. Они несут ответственность за качество проверки технического состояния транспортных средств и достоверность полученных результатов в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

© НовГАРО и MAХA

С 2012 г. технический осмотр всего автотранспорта будет проходить по новым правилам. Проводить инспекцию технического состояния авто­мобилей сможет любой желающий, будь то автодилер, сервис или специализированный пункт техосмотра. Главное требование к аккредитованным операторам - наличие диагностического оборудования и возможность передачи сведений в единую информационную систему. Мы выяснили, какие средства контроля и диагностики используются сейчас и что добавится в будущем.

Сейчас в стране более 2500 пунктов гостехосмотра (ГТО). А по подсчетам экспертов, чтобы не создавать нездоровый ажиотаж вокруг этой процедуры, их потребуется около 10 000. Соответственно, эксперты в ближайшее время ожидают и всплеска на рынке диагностического оборудования, даже несмотря на то, что еще не до конца разработаны структура и процедура проведения ГТО. Впрочем, Минтранс РФ уже опубликовал новые правила проведения техосмотра. Они устанавливают порядок проверки автомобиля и сроки прохождения этой процедуры у аккредитованных операторов. И поскольку продолжительность техосмотра определена в расчете на прогрессивные технологические процессы, у многих предпринимателей возникает вопрос: как правильно выбрать оборудование для поста ГТО? Попробуем разобраться.


© НовГАРО и MAХA

Итак, в настоящее время существует рекомендованный перечень обязательного оборудования для проведения ГТО, который прописан в ГОСТ Р51709-2001. Пункт техосмотра должен быть оснащен: тормозным стендом с взвешивающим устройством, люфтомером, газоанализатором, дымомером, прибором проверки фар, измерителем светопропускания стекол. Заметим, что выше­указанный ГОСТ допускает два метода испытаний тормозной системы - дорожный и стендовый. В первом случае проверяются такие параметры, как тормозной путь, установившееся замедление и линейное отклонение. А во втором - общая удельная тормозная сила и коэф­фициент неравномерности тормозных сил на оси. В России с ее климатическими условиями основными являются стендовые испытания, при которых на ноль сведены многие субъективные факторы. Существует несколько методов таких испытаний - с использованием роликовых или площадных тормозных стендов. Наиболее рациональным для проведения тормозных испытаний является использование роликовых стендов. Среди важнейших преимуществ роликовых стендов можно отметить следующие. Во-первых, возможность исследования всей поверхности торможения. Во-вторых - более качественный результат, поскольку повторные испытания (каждое измерение должно производиться минимум два раза) проходят в точно таких же условиях, что и предыдущее. Наконец, повышенная безопасность
проведения испытаний, обусловленная тем, что кинетическая энергия осматриваемого автомобиля равна нулю, тогда как вероятность аварии при работе на площадных стендах достаточно высока.


© НовГАРО и MAХA

Ассортимент предлагаемых сегодня на рынке роликовых тормозных стендов достаточно разнообразен, но основными критериями для выбора считаются максимальная тормозная сила и осевая нагрузка. Для проверки легковых и малотоннажных автомобилей достаточно тормозного стенда с осевой нагрузкой до 3,5 т, а для испытания тяжелых грузовиков параметр осевой нагрузки должен составлять порядка 18–20 т. С целью определения удельной тормозной силы тормозные стенды комплектуются автоматическим устройством взвешивания, которое конструктивно объединено с роликовым узлом.

Прописаны в ГОСТе P51709 и требования к внешним световым приборам. Так, по российскому стандарту свет фар головного освещения должен проверяться на вертикальном экране или стене, где нанесена специальная разметка, также допускается эксплуатация диагностических приборов. Проведение диагностики фар при помощи экрана является достаточно сложным, затратным по времени (поскольку не подлежит автоматизации) и неэффективным. А вот основными достоинствами специальных приборов для диагностики фар являются высокая эффективность, точность данных, простота эксплуатации. Каждый прибор, предназначенный для проверки и регулировки внешних световых приборов, независимо от производителя (MAHA, OMA, Bosch, ГАРО), снабжен следующими устройствами: поворотное зеркало, стойка, передвижная база и оптическая камера. Последняя обычно оснащается так называемой линзой Френеля, существенно ускоряющей процесс проверки. Линза Френеля гарантирует качество светотеневой границы на измерительном экране, она остается неизменной при смещении геометрического центра фары в любых направлениях в пределах 30 мм по отношению к центру линзы, если входящий световой поток перпендикулярен плоскости линзы. Благодаря этому не требуется дополнительного четкого совмещения центров диагностируемой фары и линзы.


© НовГАРО и MAХA

Линия технического контроля в обязательном порядке комплектуется прибором контроля состояния соединений подвески и рулевого привода. Для детальной диагностики рулевого управления и подвески легкового и малотоннажного автомобиля необходимо производить механические воздействия определенного типа на узлы управления. При этом в соответствии с нормами ГОСТа сначала нужно расположить автомобиль на подъемнике, затем контролировать процесс перемещения деталей рулевого управления, поворачивая руль в каждую сторону. Чтобы не возникло проблем с грузовыми автомобилями, по рекомендации ГОСТа целесообразнее использовать стенды-детекторы люфтов, которые производятся двух типов: электрогидравлические и пневматические. Принципы их работы одинаковы - крепление к колесу специальных датчиков, однако электрогидравлические детекторы считаются более эффективными.

Электрогидравлические детекторы классифицируются на грузовые и легковые, которые отличаются уровнем нагрузки: легковые - 11 кН, а грузовые - до 30 кН. По типу опорной поверхности детекторы бывают с разрезными и неразрезными пластинами. Для имитации поворота колеса используются разрезные пластины, а для создания поперечной нагрузки необходимы неразрезные пластины.


© НовГАРО и MAХA

Несколько слов об экологическом комплексе. Принцип анализа отработавших газов в первую очередь определяется типом двигателя - дизельным или бензиновым. Для работы с дизельными двигателями используется дымомер, он производит фотометрический анализ состава отработавших газов. Для проверки токсичности бензиновых моторов используется газоанализатор. В основе работы газоанализатора лежат два метода: электрохимический и метод поглощения в инфракрасной части спектра. По действующему российскому стандарту необходимо определение содержания СО2 и СО, тогда как в странах Европы проводится диагностика отработавших газов по четырем компонентам - СО2, О2, СН и СО. Важно отметить, что современные газоанализаторы и дымомеры не просто измеряют экологические параметры выхлопа, но и точно ведут оператора по всей технологической цепочке измерения в соответствии с ГОСТом.


© НовГАРО и MAХA

Впрочем, чтобы правильно выбрать диагностическое оборудование для пункта ГТО, необходимо представить себе весь спектр его возможного применения, как на сегодняшний день, так и на перспективу. А конкретное решение всегда могут предложить представители компании, занимающейся поставкой сервисного оборудования.

Олег Спиридонов, генеральный директор компании «МАХА Руссиа»

Новый закон о техосмотре вызывает массу вопросов, в том числе у покупателей диагностического оборудования. Рост активности на рынке есть, но мы не видим под ним серьезного фундамента. К упоминаемому закону требуется множество подзаконных актов, досконально описывающих не только процедуру технического осмотра, но и требования к оператору, т.е. юридическому или иному лицу, проводящему ГТО.

Требования к составу оборудования для ЛТК определяются требованиями вышеупомянутого закона. Оператор обязан обеспечить минимальный набор проверок. Все, что выходит за рамки обязательной проверки, оператор может предлагать, но данная услуга будет необязательной, и оператор не сможет требовать оплаты этой услуги. Из этого положения вытекает минимальный состав ЛТК: силовой роликовый тормозной стенд с взвешивающим устройством, экологический комплекс и прибор проверки фар головного освещения. Проверка светопропускания стекол и измерение люфта рулевого управления также должны проводиться с применением соответствующих приборов. Кроме указанных видов проверок, оператору необходимо осмотреть автомобиль снаружи и снизу, для чего ЛТК оборудуется либо смотровой канавой, либо платформенным подъемником. Обычно канава или подъемник комплектуются детектором люфтов, позволяющим обнаружить недопустимые взаимные перемещения элементов подвески и рулевого управления. Детектор люфтов не относится к перечню обязательного оборудования, но необходимость доказывания его полезности отпала несколько лет назад, поскольку совершенно очевидно, что если на легковом автомобиле как-то можно создать контрольную нагрузку на колесе руками, то на грузовиках это сделать крайне затруднительно. Новинки в области технического контроля транспортных средств также определяет законодатель. Производители оборудования готовы предоставлять новые средства измерения, но пока они не будут включены в перечень обязательных проверок, их статус не изменится. Если говорить о фирме МАХА, то наши новинки - это стенд измерения демпфирующих свойств подвесок MSD 3000 и измеритель частиц для дизельных двигателей.

Андрей Алексеев, заместитель генерального директора группы компаний ГАРО

Рост спроса на диагностическое оборудование ожидается в начале следующего года, когда будут приняты все нормативные акты, сопровождающие выход закона №170 о техническом осмотре транспортных средств. Многое зависит от содержания принимаемых документов, которые устанавливают правила организации ТО, требования к пунктам проведения ТО и оборудованию, величину предельного размера платы за проведение ТО, порядок аккредитации операторов ТО и т.д.

Если говорить об оснащении пункта технического осмотра, он должен содержать три группы оборудования. К первой относится диагностическое оборудование для проверки различных систем автомобиля. Во вторую группу входит компьютерное и сетевое оборудование для получения, хранения и передачи полученных результатов. Наконец, третья группа - это гаражное оборудование, выполняющее вспомогательные функции и обеспечивающее необходимые условия труда.

Особенностью диагностического оборудования, применяемого при техническом осмотре, является возможность передачи данных на компьютер для формирования отчетных данных в электронном виде с последующей передачей их в единую автоматизированную информационную систему. Кроме того, во многих существующих пунктах технического осмотра применяется система видеофиксации, которая позволяет создать фотографию транспортного средства при прохождении тестирования с последующей передачей и хранением данного фото с результатами проверки.

Что касается нормативов продолжительности работ при проведении техосмотра, то они являются ориентирами для расчета пропускной способности пунктов ТО и в конечном итоге - оценки себестоимости работ при проверке. Естественно, чем выше производительность применяемого оборудования, тем ниже себестоимость работ, а следовательно, выше преимущества по сравнению с конкурентами.

Компания НовГАРО имеет многолетний опыт работы в области производства и проектирования диагностического оборудования используемого при проведении техосмотра автомобилей. В зависимости от требований клиента, существующей нормативной базы, конкретных условий эксплуатации НовГАРО предлагает стандартные решения оснащения линий техконтроля (ЛТК). На сегодня существуют 25 стандартных комплектаций ЛТК: легковые, грузовые, фундаментные, бесфундаментные, стационарные, мобильные и т.д. Мы можем спроектировать ЛТК по индивидуальным требованиям клиента, например под конкретное помещение или дооснащение оборудованием, не входящим в обязательный перечень проверок.

Александр Осекин, эксперт по диагностическим линиям компании «Эквинет»

В настоящее время резкого возрастания спроса на оборудование мы не отмечаем. Дело в том, что в Москве и области много уже существующих частных пунктов ГТО, которые просто работали под присмотром ГАИ. С другой стороны, еще не до конца разработаны структура и процедура проведения ГТО, что, возможно, сдерживает появление новых станций на этом этапе. Перечень оборудования определен ГОСТ и включает в себя роликовый тормозной стенд с системой взвешивания; газоанализатор и дымомер с датчиками оборотов и температуры масла; прибор проверки света фар; прибор проверки светопропускания стекол; прибор проверки люфтов рулевого управления; детектор люфтов подвески; секундомер, штангенциркуль, металлическую линейку и др. мелкое оборудование. Важно отметить, что все это оборудование должно быть сертифицировано как средство измерения и быть не ниже определенного класса точности. Новинки в области диагностики связаны в первую очередь с необходимостью диагностировать все более усложняющиеся автомобили. Это и система автоматического распознавания полноприводных автомобилей, и возможность проверки электронного ручного тормоза. Также следует отметить приборы проверки света фар, которые автоматически определяют правильность светового пучка и его интенсивность в соответствии с ГОСТ, могут работать не только с современными фарами, но и с фарами, которые выйдут на рынок в ближайшее время (светодиодные).

Если говорить о разрабатываемых Минтрансом РФ нормативах продолжительности работ при проведении тех­осмотра, отмечу, что подобные условия существовали и раньше, только нигде не афишировались и никогда не соблюдались. Естественно, теперь, когда коммерческие станции могут зарабатывать неплохие деньги на проведении ГТО, требования к технологичности оборудования должны возрасти. Другое дело, что при проведении ТО в полном соответствии с ГОСТ время, которое указано в законе, как раз и потребуется для качественной проверки автомобиля. В нашей компании разработан ряд решений, как без ущерба качеству диагностики автомобиля быстрее проводить ГТО и эффективнее использовать оборудование. Также разработано и внедряется ПО, позволяющее автоматизировать процесс измерения и внесение данных в диагностическую карту. Нет необходимости хранить данные в печатном виде (нужно хранить 3 года), можно просто в любой момент распечатать эти данные, да и отправка результатов ГТО в страховую компанию становится намного проще.