Проект системы защиты персональных данных. Создание системы защиты персональных данных

Федеральный закон № 152-ФЗ и подзаконные акты (Приказ ФСТЭК № 21 от 18.02.2013, Постановление Правительства РФ №1119 от 01.11.2012), устанавливают ряд обязательных требований, в том числе технического характера, которые должны выполняться организациями, осуществляющими обработку персональных данных (операторами персональных данных) с использованием информационных систем, включая меры защиты персональных данных от случайного или неправомерного доступа к ним, изменения, копирования, блокирования, уничтожения, распространения и других неправомерных действий.

Мероприятия по защите персональных данных

АМТЕЛ-СЕРВИС предоставляет услуги защиты персональных данных для организаций различных отраслей, в т.ч. хранящих и обрабатывающих данные в корпоративном или публичном облаке, осуществляющих трансграничную передачу персональных данных россиян. Наша компания работает с проектами в области защиты ПДн среднего и крупного масштаба, стоимостью от 250 тыс. рублей. Всю документацию мы разрабатываем индивидуально и учитываем всю специфику процессов вашей компании, а не просто адаптируем универсальные шаблоны, как это делают многие ИТ-поставщики в целях экономии.

АМТЕЛ-СЕРВИС реализует весь комплекс организационных и технических мероприятий для обеспечения защиты персональных данных (ИСПДн):

  • Аудит на соответствие требованиям 152-ФЗ, 242-ФЗ, разработку детального отчета
  • Разработку модели угроз, классифицирование информационных систем персональных данных (ИСПДн)
  • Разработку комплекта организационно-распорядительной документации
  • Разработку технического задания на создание системы защиты
  • Проектирование системы защиты ИСПДн
  • Внедрение системы безопасности ИСПДн, включая поставку, монтаж, настройку оборудования и ПО, проведение пуско-наладочных работ, разработку эксплуатационной документации, опытную эксплуатацию системы, проведение приемочных испытаний
  • Аттестационные испытания
  • Консультационную поддержку и сопровождение, включая консультации при проведении проверок Регуляторами (Роскомнадзор, ФСТЭК России, ФСБ России).

Альтернативой построению ИСПДн для небольших компаний может стать облачный сервис «Облако ФЗ-152». Это позволит сэкономить на обслуживании и гарантировать обеспечение защиты персональных данных за разумные деньги.

Преимущества сотрудничества с нами

Защита ПДн, включая аттестацию, аудит защиты персональных данных, а также внедрение системы защиты, — одна из самых востребованных услуг АМТЕЛ-СЕРВИС в сфере ИБ. Заказывая услуги по обеспечению защиты ИСПДн предприятия из Москвы и регионов получают:

  • Полный комплекс мероприятий - от проверки на соответствие требованиям 152-ФЗ до проектирования и внедрения системы ЗПДн и прохождения аттестационные испытаний
  • Доступ к глубокой экспертизе в области информационной безопасности для полной и всесторонней оценки эффективности работы системы ИБ - в АМТЕЛ-СЕРВИС работают квалифицированные специалисты с многолетним опытом работы
  • Решение, реализованное на передовых технологиях и средствах защиты информации, обеспечивающее комплексную и надежную защиту ИТ-систем при оптимальном бюджете.

Качество услуг АМТЕЛ-СЕРВИС подтверждено международными сертификатами, большим опытом работы и многочисленными клиентами. Мы входим в ТОП-30 ведущих компаний в сфере защиты информации. У нас в наличии есть все необходимые для проведения работ лицензии ФСТЭК и ФСБ России. Позаботьтесь о защите ПДн: обращайтесь в нашу компанию.

Предъявляет особые требования к информсистемам, содержащим персональные данные, и предполагает создание особых средств и систем защиты информации.

Система защиты персональных данных (СЗПД) – это комплекс мер и мероприятий организационного и технического характера , направленных на противодействие несанкционированному доступу к закрытой информации с учетом актуального типа угроз безопасности(п. 2 Постановления Правительства РФ от 01.11.2012 N 1119).

Любое физическое или юридическое лицо, подпадающее под определение “оператор ПД”, обязано создать условия и предпринять меры по охране ПД от непредумышленных или преступных покушений.

СЗПД должна быть выстроена таким образом, чтобы действовать эффективно, но в то же время обеспечивать непрерывность внутренних процессов компании или организации.

Какие существуют уровни защищенности?

Важно! Контролировать выполнение требований по защищенности информации, оператор может самостоятельно либо привлечь лицензированную организацию, которая специализируется на создании и реализации СЗПД.

Какие предпринимаются меры и мероприятия?

Мероприятия по защите ПД – это комплекс мер, направленных на надежную охрану конфиденциальной информаци и, которую субъект предоставляет оператору организации.

Организационные меры включают:

  1. Оповещение Роскомнадзора о начале обработки персональных данных путем отправки в орган соответствующего уведомления.
  2. Разработка пакета документации для внутреннего пользования , которой регламентируются операции с ПД, их обработка и хранение, в частности это , Приказ о назначении ответственного за обработку ПД лица, должностные инструкции и пр. Больше информации о пакете документов, необходимых для создания защиты персональных данных, найдете , а про документы, необходимые для защиты ПД работников в организациях, мы рассказываем .

    Внедрение пропускного режима для доступа на объект, где хранятся и обрабатываются данные.

    Подписание соглашений с третьими лицами , которые участвуют в обработке информации.

    Составление перечня ограниченного круга лиц , которые имеют право работать с ПД и несут ответственность за конфиденциальность информации.

    Рациональное расположение рабочих мест в организации , исключающее несанкционированный доступ к личным сведениям.

  3. Внутренний контроль за соблюдением требований к в соответствии с законодательством.

Технические меры предполагают использование программных и аппаратных средств информационной защищенности.Они направлены на:

  • предупреждение неправомерного доступа – внедрение системы разграничения доступа, установка антивирусных программ, межсетевых экранов, криптографических и блокировочных средств;
  • предотвращение технической информационной утечки – применение экранированных кабелей, высокочастотных фильтров, систем зашумления и пр.

Средства и способы защиты оператор выбирает самостоятельно с учетом актуальных угроз и особенностями операций, совершаемых с ПД.

Пошаговая инструкция по разработке СЗПД

Процессы обработки и защиты ПД должны строго соответствовать законодательным актам РФ, прежде всего положениям Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» . Это можно реализовать только при помощи грамотно выстроенной системы. Создание системы – процесс сложный, который выполняется поэтапно:

  1. Издание внутреннего приказа , в соответствии с которым начинаются процессы подготовки и реализации мер по защите ПД и построение защитной системы. В приказе обязательно должен быть указан сотрудник, который несет ответственность за выполнением соответствующих мероприятий, перечисляются локальные документы, в том числе Положение по защите и обработке данных и состав специальной комиссии.
  2. Обследование внутренних систем , содержащих конфиденциальную информацию. На этом этапе нужно определить, является ли организация оператором ПД. Если да, то к какой категории относятся обрабатываемые данные. Составляется отчет о диагностических мероприятиях, создается акт о классификации системы информации, уровне ее защищенности и модели угроз, которым могут подвергаться личные сведения на объекте.
  3. Если в ходе обследования выяснилось, что организация является оператором ПД, направляется Уведомление в Роскомнадзор о намерении производить обработку ПД (ст. 22 Закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных»).
  4. Разработка и утверждение документов согласия субъекта на обработку ПД и отзыва согласия (ст. 9 Закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных»).
  5. Внедрение защитной системы. На этом этапе создается ряд документов, которые регламентируют внутренний порядок работы, хранения, передачи и уничтожения ПД. Составляется перечень лиц, которые допущены к обработке данных и перечень сведений, с которыми осуществляются операции.

    Необходимо разработать специальное Положение об обработке и защите ПД в организации, разработать инструкции пользователям и администраторам для работы с информацией, для резервного копирования и восстановления.

  6. Определение содержания технических защитных мер. В частности, они должны оберегать информацию от несанкционированного доступа, включать антивирусные и криптографические средства и пр. (Приказ ФСТЭК России от 18.02.2013 № 21).
  7. Подписание «Заключения о соответствии системы защиты данным , обрабатываемым в информационных системах организации».

Подробную инструкцию по реализации защиты ПД в различных организациях найдете .

Для учета и хранения данных заводится специальный журнал. При списании и уничтожении носителей информации бумажного и электронного типа составляется соответствующий акт. Информация об изменениях технического оснащения, структуры организации, расширении площадей или принятии новых защитных мер должна быть внесена в весь комплекс внутренней документации.

Техсредства защиты информации должны быть сертифицированы и правильно настроены. Со списком сертифицированных средств можно ознакомиться на сайте ФСТЭК России .

Средства и система защиты ПД – это целый комплекс мероприятий, которые важно не только грамотно разработать и внедрить, но и поддерживать систему в актуальном состоянии.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Ваше предприятие ведет кадровый учет сотрудников и подбор кадров с использованием средств автоматизации (информационных систем)?
Ваше предприятие осуществляет передачу персональных данных сотрудников или клиентов в другие организации с использованием средств автоматизации (информационных систем)?
У вашей фирмы есть клиенты – физические лица?

Каждая организация, которая имеет дело с обработкой и хранением персональной информации о своих сотрудниках, клиентах и т.д. с использованием средств автоматизации является оператором Персональных данных .

ВАЖНО! Статья 22 Федерального закона «О персональных данных» закрепила за операторами обязанность до начала обработки персональных данных сообщать в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять такой процесс. Т.е. вы обязаны послать Уведомление в Роскомнадзор о регистрации как оператора ПДн и начале обработки ПДн.

Основания, при которых работодатель вправе обрабатывать персональные данные (сокращенно — ПДн) без уведомления Роскомнадзора перечислены в ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

Защита персональный данных в организации.

Персональные данные граждан относятся к особо защищаемой законом РФ информации. Законодательством РФ (Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных») строго определяются требования к защите ПДн, особенностях и правилах их обработки без использования средств автоматизации и в информационных системах персональных данных.

Ответственность за сбор, обработку, хранение и защиту персональных данных работников, клиентов и других лиц лежит целиком на работодателе. Поэтому на любом предприятии должен быть установлен порядок работы с ПДн и разработаны документы и мероприятия по организации защиты ПДн.

Для этого на предприятии должно быть разработано и утверждено в соответствии с законодательством Положение, которое устанавливает порядок обработки и защиты персональных данных.

ВАЖНО! Статья 19. ФЗ N 152-ФЗ. Меры по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке.

Оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.

Административная ответственность за разглашение персональных данных.

С 1 июля 2017 г. увеличатся штрафы за нарушение Федерального закона «О персональных данных» от 27.07.2006 N 152-ФЗ в области порядка сбора, хранения, использования или распространения персональных данных.

Поправки в КоАП РФ внесены Федеральным законом от 07.02.2017 № 13-ФЗ. На основании Федерального закона от 07.02.2017 № 13-ФЗ вводится семь составов правонарушений и размеров штрафов для должностных и юридических лиц, за несоблюдение закона о персональных данных.

Организация защиты персональный данных в организации.

Общий перечень документов, которые должен иметь оператор персональных данных во исполнение требований законодательства в области персональных данных.

1. Уведомление об обработке персональных данных.

Основание:

ч. 1. Оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять обработку персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

2. Изменения в уведомление об обработке персональных данных.

Основание:

Статья 22. Уведомление об обработке персональных данных.

ч. 7. В случае изменения сведений, указанных в части 3 настоящей статьи, а также в случае прекращения обработки персональных данных оператор обязан уведомить об этом уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных в течение десяти дней с даты возникновения таких изменений или с даты прекращения обработки персональных данных.

Статья 25. Заключительные положения.

ч. 2_1. Операторы, которые осуществляли обработку персональных данных до 1 июля 2011 года, обязаны представить в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных сведения, указанные в пунктах 5, 7_1, 10 и 11 части 3 статьи 22 настоящего Федерального закона, не позднее 1 января 2013 года.

3. Приказ Об организации обработки персональных данных.
4. Приказ (распоряжение) о назначении ответственного за организацию обработки персональных данных у оператора.

Основание:

ч. 1. Оператор, являющийся юридическим лицом, назначает лицо, ответственное за организацию обработки персональных данных.

5. Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

Основание:

ч. 1. Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом.

6. Согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

Основание:

Статья 9. Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

ч. 4. В случаях, предусмотренных федеральным законом, обработка персональных данных осуществляется только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных.

7 Документы, подтверждающие предоставление субъекту персональных данных определенной Федеральным Законом «О персональных данных» информации, в случае если персональные данные получены не от субъекта персональных данных.

Основание:

Статья 18. Обязанности оператора при сборе персональных данных.

ч. 3. Если персональные данные получены не от субъекта персональных данных, оператор, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, до начала обработки таких персональных данных обязан предоставить субъекту персональных данных следующую информацию:

1) наименование либо фамилия, имя, отчество и адрес оператора или его представителя;

2) цель обработки персональных данных и ее правовое основание;

3) предполагаемые пользователи персональных данных;

4) установленные настоящим Федеральным законом права субъекта персональных данных;

5) источник получения персональных данных.

8. Документы, определяющие политику оператора в отношении обработки персональных данных.

Примечание: выполнить требование ч. 2 ст. 18_1 опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к документу

Основание:

Статья 18_1. Меры, направленные на обеспечение выполнения оператором обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

ч. 1 п. 2) издание оператором, являющимся юридическим лицом, документов, определяющих политику оператора в отношении обработки персональных данных, локальных актов по вопросам обработки персональных данных, а также локальных актов, устанавливающих процедуры, направленные на предотвращение и выявление нарушений законодательства Российской Федерации, устранение последствий таких нарушений.

9. Документы, содержащие положения о принятии оператором ПД правовых, организационных и технических мер для защиты персональных данных.

Основание:

Статья 19. Меры по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке.

ч. 1. Оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые правовые, организационные и технические меры для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.

10. Документы по организации приема и обработке обращений и запросов субъектов персональных данных.

Основание:

Статья 22_1. Лица, ответственные за организацию обработки персональных данных в организациях.

ч. 4. Лицо, ответственное за организацию обработки персональных данных, в частности, обязано:

п. 3) организовывать прием и обработку обращений и запросов субъектов персональных данных или их представителей и (или) осуществлять контроль за приемом и обработкой таких обращений и запросов.

11. Документы, определяющие категории обрабатываемых персональных данных, особенности и правила их обработки без использования средств автоматизации.

Основание:

п. 6. Лица, осуществляющие обработку персональных данных без использования средств автоматизации (в том числе сотрудники организации-оператора или лица, осуществляющие такую обработку по договору с оператором), должны быть проинформированы о факте обработки ими персональных данных, обработка которых осуществляется оператором без использования средств автоматизации, категориях обрабатываемых персональных данных, а также об особенностях и правилах осуществления такой обработки.

12. Документы, определяющие категории обрабатываемых персональных данных, особенности и правила их обработки с использованием средств автоматизации.

Основание:

Постановление от 1 ноября 2012 г. N 1119 Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных.

п. 2. Безопасность персональных данных при их обработке в информационной системе обеспечивается с помощью системы защиты персональных данных, нейтрализующей актуальные угрозы, определенные в соответствии с частью 5 статьи 19 Федерального закона «О персональных данных».

Система защиты персональных данных включает в себя организационные и (или) технические меры, определенные с учетом актуальных угроз безопасности персональных данных и информационных технологий, используемых в информационных системах.

13. Состав и содержание организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных.

Основание:

1. Утвердить прилагаемые Состав и содержание организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных.

14. Документы о классификации информационных систем.

Основание:

Постановление от 1 ноября 2012 г. N 1119 об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных.

П. 8 При обработке персональных данных в информационных системах устанавливают 4 уровня защищенности персональных данных.

15. Типовые формы документов.

Основание:

ПОЛОЖЕНИЕ об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 года № 687.

п. 7. При использовании типовых форм документов, характер информации в которых предполагает или допускает включение в них персональных данных (далее — типовая форма), должны соблюдаться определенные условия.

16. Документ, устанавливающий требования к ведению журналов (реестров, книг …), содержащих персональные данные, необходимые для однократного пропуска субъекта персональных данных на территорию.

Основание:

ПОЛОЖЕНИЕ об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 года № 687.

п. 8. При ведении журналов (реестров, книг), содержащих персональные данные, необходимые для однократного пропуска субъекта персональных данных на территорию, на которой находится оператор, или в иных аналогичных целях, должны соблюдаться определенные условия.

17. Документы, устанавливающие требования к хранению материальных носителей содержащих персональные данные.

Основание:

ПОЛОЖЕНИЕ об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 года № 687.

п. 15. При хранении материальных носителей должны соблюдаться условия, обеспечивающие сохранность персональных данных и исключающие несанкционированный к ним доступ. Перечень мер, необходимых для обеспечения таких условий, порядок их принятия, а также перечень лиц, ответственных за реализацию указанных мер, устанавливаются оператором.

18. Документы, по обеспечению безопасности персональных данных с использованием СКЗИ.

Основание:

Приказ ФСБ России от 10 июля 2014 г. N 378 «Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных с использованием средств криптографической защиты информации, необходимых для выполнения установленных Правительством Российской Федерации требований к защите персональных данных для каждого из уровней защищенности».

П. 1. Настоящий документ определяет состав и содержание организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (далее — информационная система) с использованием средств криптографической защиты информации (далее — СКЗИ), необходимых для выполнения установленных Правительством Российской Федерации требований к защите персональных данных для каждого из уровней защищенности.

19. Список лиц, которым необходим доступ к персональным данным, обрабатываемым в информационной системе, утвержденный оператором или уполномоченным лицом.
20. Документы, устанавливающие порядок обработки персональных данных работников.

Основание:

Статья 86. Общие требования при обработке персональных данных работника и гарантии их защиты:

п. 8) работники и их представители должны быть ознакомлены под роспись с документами работодателя, устанавливающими порядок обработки персональных данных работников, а также об их правах и обязанностях в этой области.

Статья 87. Хранение и использование персональных данных работников;

Статья 88. Передача персональных данных работников.

21. Фиксация мер, направленных на обеспечение выполнения оператором обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ.

Работники оператора, непосредственно осуществляющие обработку персональных данных, должны быть ознакомлены с положениями законодательства Российской Федерации о персональных данных, в том числе с требованиями к защите персональных данных, документами, определяющими политику оператора в отношении обработки персональных данных, локальными актами по вопросам обработки персональных данных и (или) должны быть обучены (п. 6 ч. 1 ст. 18_1).

Порядок выполнения мероприятий по защите персональных данных, содержащихся в информационных системах.

Приказ МВД РФ от 6 июля 2012 г. N 678
«Об утверждении Инструкции по организации защиты персональных данных, содержащихся в информационных системах органов внутренних дел Российской Федерации»

П. 2. Настоящая Инструкция определяет порядок выполнения мероприятий по защите персональных данных, содержащихся в информационных системах органов внутренних дел Российской Федерации, устанавливает меры по обеспечению безопасности ПДн при их обработке в информационных системах персональных данных, а также определяет обязанности должностных лиц.

Примерный перечень документов по защите персональных данных.

п / п

Наименование документа № документа, дата
1. .
2. Акт определения уровня защищенности ИСПДн «________».
3. Акт определения уровня защищенности ИСПДн «……».
4. Акт о выделении к уничтожению документов, неподлежащих хранению.
5. Акт проведения работ на ПЭВМ, входящих в состав информационной системы персональных данных.
6. Акты уничтожения персональных данных.
7. Описание информационной системы персональных данных «Сотрудники».
8. Описание информационной системы персональных данных «Клиенты».
9. Описание информационной системы персональных данных «…..».
10. Модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в ИСПДн «Сотрудники».
11. Модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в ИСПДн «Клиенты».
12. Модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в ИСПДн «…..».
13. Инструкция по резервному копированию и восстановлению персональных данных, обрабатываемых в информационных системах персональных данных.
14. Инструкция пользователя информационной системы персональных данных.
15. Инструкция об организации антивирусной защиты.
16. Инструкция администратора безопасности информационной системы персональных данных.
17. Инструкция администратора информационной системы персональных данных.
18. Инструкция пользователя при обработке персональных данных без средств автоматизации.
19. Инструкция по эксплуатации машинных носителей информации.
20. План внутренних проверок режима защиты персональных данных.
21.
22. Положение об осуществлении внутреннего контроля соответствия обработки персональных данных требованиям к защите персональных данных.
23. Положение о разграничении прав доступа к обрабатываемым персональным данным в ООО «….».
24. Положение об обеспечении безопасности персональных данных.
25. Положение об обработке персональных данных в ООО «….».
26. Положение об ответственном за обработку персональных данных в ООО «….».
27. Положение об оценке вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных, в случае нарушения федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».
28. Положение о комиссии ООО «….» по вопросам информационной безопасности, состав комиссии.
29. Приказ о начале обработке персональных данных.
30. Приказ об ответственных и комиссии по информационной безопасности.
31. Приказ о назначении сотрудников, имеющих доступ в персональным данным.

— список сотрудников.

32. Приказ утверждающий перечень мест хранения материальных носителей персональных данных.

— перечень мест хранения ИСПДн.

33. Приказ об перечне персональных данных ИС ПДн, перечень ИС ПДн.
34. Приказ о контролируемой зоне:

— Схема границ.

— Список лиц, имеющих право вскрывать помещение.

— Список лиц, имеющих находиться в помещение.

35. .
36. Перечень информационных систем персональных данных.
37. Согласие сотрудника на обработку его персональных данных.
38. Согласие клиента на обработку его персональных данных.
39. Согласие …. на обработку его персональных данных.
40. Журнал ознакомления работников, непосредственно осуществляющих обработку персональных данных.
41. Журнал поэкземплярного учета средств защиты информации, эксплуатационной и технической документации к ним, ключевых документов.
42. Журнал поэкземплярного учета средств криптографической защиты информации, эксплуатационной и технической документации к ним, ключевых документов.
43. Журнал учета лицевых счетов пользователей средств криптографической защиты информации.
44. Журнал учета и выдачи машинных носителей персональных данных.
45. Журнал учета проверок, проводимых органами государственного контроля (надзора).
46. Журнал обращений субъектов персональных данных для получения доступа к своим персональным данным.
47. Журнал регистрации входящих конфиденциальных документов.
48. Журнал регистрации исходящих конфиденциальных документов

49. Журнал регистрации и выдачи печатей опечатывающих устройств.
50. Журнал инвентарного учета документов ограниченного распространения.
51. Журнал регистрации выдачи и приема ключей от помещений, хранилищ (сейфов).
52. Журнал учета фактов несанкционированного доступа к персональным данным и принятых мер.
53. Журнал учета хранилищ (сейфов).
54. Журнал учета ключевой информации.
55. Журнал учета движения материальных носителей персональных данных.
56. Журнал учета уничтожения персональных данных и (или) материальных носителей, содержащих персональные данные.
57. Журнал ознакомления лиц о факте обработки ими персональных данных, обработка которых осуществляется Оператором без использования средств автоматизации.

В ближайшее время в таблице будут представлены шаблоны документов по защите персональных данных.

Порядок оформление доступа к персональным данным лица, осуществляющего обработку персональных данных.

Правовые основы: Трудовой кодекс РФ ст. 85-90, Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных», Положение об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 01 ноября 2012 г. № 1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных»
1. Оформление приказа о назначении ответственного за организацию обработки персональных данных
Согласно ст. 22.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», работодатель обязан назначить лицо, ответственное за организацию обработки персональных данных. Данный приказ не имеет унифицированной формы и составляется в произвольном виде.
2. Оформление дополнительного соглашения к трудовому договору, внесение изменений в должностную инструкцию.
В трудовой договор работника, назначенного ответственным за организацию обработки персональных данных, необходимо внести изменения в связи с установлением новых обязанностей. Данные изменения оформляются в виде дополнительного соглашения, составленного в двух экземплярах и подписанного работодателем и работником.
Приказ о назначении ответственного за организацию обработки персональных данных и дополнительное соглашение лучше оформить одной датой
Если в организации ранее был назначен ответственный за организацию обработки персональных данных, необходимо оформить приказ о снятии с работника этих обязанностей.
3. Оформление или внесение изменений в приказ об установлении списка лиц, имеющих доступ к персональным данным работников.
Лица, доступ которых к персональным данным, обрабатываемым в информационной системе, необходим для выполнения служебных (трудовых) обязанностей, допускаются к соответствующим персональным данным на основании списка, утвержденного работодателем. Для установления перечня таких работников необходимо издать приказ.
4. Оформление письменных обязательств о неразглашении персональных данных.
Сотрудники, которые на период исполнения своих должностных обязанностей получили доступ к персональным данным работников организации, должны быть под роспись ознакомлены с обязательством о неразглашении персональных данных.

5. Ознакомление работника, осуществляющего обработку персональных данных, с законодательством РФ о персональных данных, ЛНА, инструкциями или провести его обучение.

Работник оператора, непосредственно осуществляющие обработку персональных данных, должн быть ознакомлен. с положениями законодательства Российской Федерации о персональных данных, в том числе с требованиями к защите персональных данных, документами, определяющими политику оператора в отношении обработки персональных данных, локальными актами по вопросам обработки персональных данных и (или) должны быть обучены (п. 6 ч. 1 ст. 18_1).

  • Подлежат ли исполнению банком обязательства должника-владельца счета по требованиям кредиторов 1-3 очереди?
  • Руководитель ООО был осужден по ст. 173.1. УК РФ. Какие последствия для сделок, заключенных данным руководителем?
  • Какие особенности приема на работу по совместительству иностранца, с патентом на работу по конкретной профессии?
  • Необходимо ли в учреждении утверждать положение о пропускном режиме?
  • Вправе ли ГБУ для оказания госуслуг закупать другие услуги, если их использование не предусмотрено техрегламентом?

Вопрос

ООО получило электронное уведомление Россертификации, в котором указано, что все организации обязаны уведомить Роскомнадзор об обработке персональных данных и разработать комплект документации по информационной безопасности. В противном случае, если ООО не зарегистрируется в реестре Роскомнадзора, в т. ч. не разработает комплект документов по охране данных, ей грозит штраф от 45000 до 300 000 руб., кроме того, при отсутствии документов и внедренной системы защиты данных сотрудников и клиентов, общество не может законно продолжать свою деятельность. Вопрос. Предусмотрена ли действующим законодательством обязанность общества с ограниченной ответственностью и/или закрытого акционерного общества (основной вид деятельности - сдача собственного недвижимого имущества в аренду) по разработке такой системы защиты и регистрации в реестре Роскомнадзора? Какая предусмотрена ответственность за отсутствие системы защиты, за невыполнение электронного предписания Россертификации?

Ответ

Все организации, обрабатывающие персональные данные, обязаны создать меры по хранению и защите персональных данных. В некоторых случаях об обработке персональных данных необходимо уведомить Роскомнадзор.

Административная ответственность за нарушение порядка обработки персональных данных установлена в виде штрафа до 10 000 р. (на юрлиц), а уголовная – до 300 000 р.

Ответственность за невыполнение предписания установлена КоАП РФ.

Подробно об этом см. материалы в обосновании.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Кадры» .

«Какие персональные данные сотрудника вправе получить организация

В организации персональные данные сотрудников содержатся в их личных карточках и личных делах (если они ведутся). Все персональные данные сотрудника можно получить только от него самого. Если персональные сведения возможно получить только от третьих лиц, то сначала уведомите об этом сотрудника и получите от него письменное согласие. При этом сообщите сотруднику о целях, предполагаемых источниках и способах получения персональных данных. Кроме того, известите его о характере подлежащих получению персональных данных и о последствиях отказа сотрудника дать согласие на их получение. Такой порядок предусмотрен в части 1 статьи 86 Трудового кодекса РФ.

Организация не вправе собирать персональные данные, которые не относятся напрямую к трудовой деятельности сотрудника, например, сведения о вероисповедании, политических пристрастиях, жилищных условиях и т. п. Эти сведения составляют личную или семейную тайну гражданина, которую он вправе никому не разглашать. Об этом сказано в части 1 статьи 86 Трудового кодекса РФ и Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ.

Получив персональные данные, работодатель обязуется их не распространять и не раскрывать третьим лицам без согласия на то сотрудника ().

Как уведомить контролирующее ведомство о начале обработки персональных данных сотрудников

До начала обработки персональных данных сотрудников работодателю необходимо уведомить территориальный орган Роскомнадзора о намерении осуществить обработку. Исключение составляют случаи обработки персональных данных*:

  • обрабатываемых в соответствии с трудовым законодательством;
  • сделанных сотрудниками общедоступными;
  • полученных организацией в связи с заключением договора, стороной которого является сотрудник (при условии, что персональные данные не распространяются, а также не предоставляются третьим лицам без согласия сотрудника и используются работодателем исключительно для исполнения указанного договора и заключения иных договоров с сотрудником);
  • относящихся к членам (участникам) общественного объединения или религиозной организации;
  • включающих в себя только фамилии, имена и отчества сотрудников;
  • необходимых в целях однократного пропуска сотрудника на территорию работодателя и в иных аналогичных целях;
  • включенных в информационные системы персональных данных, имеющие в соответствии с федеральными законами статус государственных автоматизированных информационных систем, а также в государственные информационные системы персональных данных, созданные в целях защиты безопасности государства и общественного порядка;
  • обрабатываемых без использования средств автоматизации в соответствии с законодательными актами, устанавливающими требования к обеспечению безопасности персональныхданных при их обработке и к соблюдению прав субъектов персональных данных;
  • обрабатываемых в случаях, предусмотренных законодательством России о транспортной безопасности.

В случае прекращения обработки персональных данных работодатель также обязан уведомить об этом уполномоченный орган. Сделать это нужно в течение десяти рабочих дней с момента прекращения обработки данных. Типовой бланк уведомления о прекращении обработки данных не утвержден, поэтому работодатель может составить его в произвольной форме ().

Вопрос из практики: что следует понимать под обработкой персональных данных сотрудника

Под обработкой персональных данных следует понимать любое действие или совокупность действий, совершаемых с персональными данными сотрудника, в том числе с использованием средств автоматизации. В частности, к таким действиям можно отнести сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных. Это следует из положений статьи 3 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ.

Так, получение от сотрудника сведений, необходимых для заполнения его трудового договора и личной карточки, хранение этих сведений и документов, оформленных на их основании, в полной мере относится к обработке персональных данных.

Персональные данные сотрудников обрабатывают уполномоченные на это представители организации (как правило, сотрудники службы персонала). Лица, осуществляющие обработку персональных данных, должны быть проинформированы о факте такой обработки, категориях обрабатываемых данных, а также об особенностях и правилах такой обработки, установленных нормативно-правовыми актами и локальными актами организации. Об этом говорится в Положения, утвержденного , Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ.

Кроме того, работодатель вправе поручить обработку персональных данных сторонней организации (). Договор между работодателем и такой организацией должен предусматривать обязанность данного лица обеспечить безопасность персональных данных при их обработке ( Требований, утвержденных ).

Защита персональных данных

Как организовать защиту персональных данных сотрудников в организации

Чтобы не допустить разглашения персональных данных, создайте надежную систему их защиты. Порядок получения, обработки, передачи и хранения таких сведений установите в локальном акте организации, например в Положении о работе с персональными данными сотрудников (ст. , ТК РФ, ). Положение утверждает руководитель организации. С ним под подпись ознакомьте сотрудников организации*. Об этом говорится в части 1 статьи 86 Трудового кодекса РФ.

Также в организации необходимо назначить лицо, ответственное по работе с персональными данными (). Как правило, таким сотрудником является работник службы персонала, поскольку именно он в ходе своей работы чаще всего сталкивается с персональными данными сотрудников. Лицо, ответственное за работу с персональными данными, назначьте приказом в произвольной форме.

Конкретные меры по обеспечению безопасности персональных данных сотрудников при их обработке предусмотрены в Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ и , утвержденных . На их основе организация может выработать свою собственную систему защиты персональных данных*.

Так, при обработке персональных данных в информационной системе необходимо обеспечить защиту и безопасность персональных данных. При этом угрозой безопасности персональных данных является совокупность условий и факторов, создающих опасность несанкционированного (в т. ч. случайного) доступа к персональным данным при их обработке в системе, результатом которого могут стать:

  • уничтожение;
  • изменение;
  • блокирование;
  • копирование;
  • предоставление;
  • распространение;
  • иные неправомерные действия с персональными данными.

Следует отметить, что выбор конкретных средств защиты информации для информационной системы обработки персональных данных осуществляется работодателем в соответствии с нормативно-правовыми актами ФСБ России и ФСТЭК России. Определение типа угроз безопасности персональных данных, актуальных для системы обработки и защиты персональных данных, производится с учетом оценки возможного вреда и в соответствии с нормативными актами упомянутых органов (п. , Требований, утвержденных ).

При обработке персональных данных в системах могут устанавливаться четыре уровня защищенности в зависимости от категории данных и количества сотрудников, сведения о которых содержит система. В зависимости от уровня защищенности работодателю следует принимать различные меры защиты систем обработки персональных данных, предусмотренные Требований, утвержденных . Например, установление режима обеспечения безопасности помещений, в которых размещены персональные данные, назначение лиц, ответственных за обеспечение безопасности персональных данных в информационной системе, и т. п. Конкретные требования к указанным мерам по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке установлены , утвержденными .

Для контроля защищенности персональных данных при их обработке работодатель или уполномоченное им лицо не реже одного раза в три года осуществляет контрольные проверки, конкретные сроки которых работодатель определяет самостоятельно. При необходимости к проведению проверки на договорной основе можно привлечь организации или индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации ( Требований, утвержденных ).

Положение о персональных данных

Вопрос из практики: является ли Положение о работе с персональными данными сотрудников обязательным документом

Да, является.

Порядок хранения, обработки и использования персональных данных сотрудников устанавливает работодатель с учетом требований Трудового кодекса РФ и иных федеральных законов (). Это значит, что работодатель должен самостоятельно определить порядок такой обработки и закрепить его в локальном нормативном акте, в частности, Положении о работе с персональными данными сотрудников. Все сотрудники организации при приеме на работу должны быть ознакомлены с Положением под подпись ().

Исходя из указанного следует, что Положение о работе с персональными данными является обязательным документом организации, а его отсутствие влечет (). На это указывают и суды (см., например, ).

Пример оформления Положения о работе с персональными данными сотрудников

Руководитель организации утвердил Положение о работе с персональными данными сотрудников.

Кадровой службы в организации нет. Ответственным за ведение кадрового учета назначена бухгалтер организации В.Н. Зайцева.

Вопрос из практики: как защитить персональные сведения, находящиеся в компьютерной базе данных

Чтобы предотвратить несанкционированный доступ к персональным сведениям, находящимся в компьютерной базе данных, в Положении закрепите процедуру защиты такой информации. Чем выше риск несанкционированного доступа к персональным данным, тем больше мер нужно предпринять для защиты такой информации. Например, организация может ввести систему индивидуальных паролей, которые будут меняться с определенной периодичностью, ограничить доступ сотрудников к компьютерам, на которых хранятся личные данные, хранить диски и дискеты с такой информацией в запирающихся шкафах.

Обработку персональных данных в информационной системе необходимо осуществлять в соответствии с положениями Требований, утвержденных .

Организация может обеспечивать защиту персональных данных как самостоятельно, так и с привлечением сторонних организаций, имеющих лицензию на осуществление деятельности по защите конфиденциальной информации. Такие разъяснения даны в Требований, утвержденных .

Какая ответственность грозит организации и ее должностным лицам за нарушения в работе с персональными данными

За нарушение порядка получения, обработки, хранения и защиты персональных данных сотрудников предусмотрена дисциплинарная, материальная, административная и уголовная ответственность( , ).

К дисциплинарной ответственности могут быть привлечены только те сотрудники, которые приняли на себя обязательства соблюдать правила работы с персональными данными и нарушили их (). Материальная ответственность может наступить, если в связи с нарушением правил работы с персональными данными организации причинен прямой действительный ущерб ().

За нарушение порядка сбора, хранения, использования или распространения персональных данных организацию и ее должностных лиц могут оштрафовать. Размер штрафа составляет:

  • для должностных лиц (например, руководителя организации) от 500 до 1000 руб.;
  • для организации от 5000 до 10 000 руб.

Штраф для должностных лиц за разглашение персональных данных в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей составляет от 4000 до 5000 руб*.

Такие меры ответственности предусмотрены статьями и Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Уголовная ответственность для руководителя организации (иного лица, ответственного за работу с персональными данными) может наступить за незаконное:

  • собирание или распространение сведений о частной жизни сотрудника, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия;
  • распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации.

За указанные нарушения предусмотрены следующие меры ответственности:

  • штраф в размере до 200 000 руб. (или в размере доходов осужденного за период до 18 месяцев);
  • обязательные работы на срок до 360 часов;
  • исправительные работы на срок до одного года;
  • принудительные работы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;
  • арест на срок до четырех месяцев;
  • лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

При этом те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, наказываются:

  • штрафом в размере от 100 000 до 300 000 руб. (или в размере доходов осужденного за период от одного года до двух лет);
  • лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет;
  • принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового;
  • арестом на срок от четырех до шести месяцев;
  • лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.

Технические меры защиты информации предполагают использование программно - аппаратных средств защиты информации. При обработке ПДн с использованием средств автоматизации применение технических мер защиты является обязательным условием, а их количество и степень защиты определяется в процессе предпроектного обследования информационных ресурсов предприятия.

Технические средства защиты информации делятся на два основных класса:

· средства защиты информации от несанкционированного доступа (НСД) (системы разграничения доступа к информации; антивирусная защита; межсетевые экраны; средства блокировки устройств ввода-вывода информации, криптографические стредства и т.п.);

· средства защиты информации от утечки по техническим каналам (использование экранированных кабелей; установка высокочастотных фильтров на линии связи; установка активных систем зашумления и т.д.).

В отличие от организационных мер, техническая защита информации является сложным и трудоемким делом, при выполнении которого требуется соблюдать определенные условия, а именно:

· для выполнения работ по технической защите конфиденциальной информации (а персональные данные относятся к сведениям конфиденциального характера) требуются лицензии на выполнение такого вида деятельности;

· требуется тщательное обследование информационных ресурсов предприятия в соответствии с методическими рекомендациями ФСТЭК (определение перечня ПДн, подлежащих защите; определение состава и структуры каждой информационной системы ПДн (ИСПДн); анализ уязвимых звеньев и возможных угроз безопасности ПДн; оценка ущерба от реализации угроз безопасности ПДн; анализ имеющихся в распоряжении мер и средств защиты ПДн);

· на основании проведенного обследования осуществляется обоснование требований по обеспечению безопасности ПДн (разработка модели угроз и модели нарушителя безопасности ПДн; определение класса информационных систем ПДн; при необходимости обосновывается использование средств шифрования);

· далее проводятся работы по проектированию, созданию и вводу в эксплуатацию системы защиты ПДн (разработка перечня мероприятий по защите ПДн в соответствии с выбранным классом ИСПДн; согласование документов с регуляторами; разработка технического задания на создание системы защиты ПДн; развертывание и ввод в эксплуатацию системы защиты ПДн);

· аттестация (сертификация) информационных систем ПДн по требованиям безопасности информации (для ИСПДн 1-го и 2-го классов требуется аттестация соответствия требованиям информационной безопасности; сертификация средств защиты информации). Работы по аттестации (сертификации) выполняются при наличии соответствующих лицензий.


В любом случае, независимо от размера и организационной структуры предприятия, наличия или отсутствия собственных специалистов по информационной безопасности, своими силами или с привлечением сторонних организаций приступать к решению задачи под названием «Выполнение требований Закона О персональных данных » нужно как можно быстрее. Так как установленный законом срок выполнения требований не за горами, а сложность и масштабность работ по защите ПДн не предполагает быстрого их завершения.

Предприятия, которые уже приступили к реализации проектов по защите ПДн или приступят в ближайшее время имеют следующие преимущества:

· временной запас позволит тщательно изучить задачи и выбрать наиболее оптимальную конфигурацию защиты ПДн, соответствующую требованиям Закона;

· поэтапное выполнение работ обеспечит равномерное распределение затрат на создание системы защиты ПДн;

· выполнить работы в установленные сроки даже в случае возникновения непредвиденных обстоятельств.

Можно занять выжидательную позицию, но в этом случае предприятие рискует испытать на себе жесткость санкций со стороны регуляторов за неисполнение требований законодательства и подвергнуть свой бизнес рискам, влекущим репутационные и финансовые потери.

Тема 1.6. Технология электронного документооборота.

Первые системы электронного документооборота (СЭД) состояли из трех час­тей: системы управления документами, системы массового ввода бумажных документов, системы автоматизации деловых процессов.

Система управления документами обеспечивает интеграцию с приложениями, хранение данных на разных устройствах, распределенную обработку данных, поиск, ин­дексацию электронных документов, коллективную работу с электронными документами.

Разнообразие электронных документов на предприятии порождают используемые приложения: общего назначения (word, excel, access и др.) и предметные (бухгалтерский учет, расчеты с поставщиками, финансовый анализ и др.).Интеграция с ними осуществ­ляется на уровне операций с файлами, то есть операции приложения - открытие, закры­тие, создание, сохранение и другие - замещаются соответствующими операциями систе­мы управления документами. Интеграция выполняется автоматически. Ее достоинство в том, что сохраняются принятые в организации виды документов.

Следующей задачей является обеспечение хранения электронных документов на разных носителях (серверах, оптических дисках, библиотеках-автоматах и т.д.). К тому же надо обеспечить быстрый поиск и доступ к различным устройствам хранения инфор­мации, чтобы факторы доступности и стоимости хранения всегда были в оптимальном со­отношении в зависимости от важности и актуальности информации. Для этого использу­ют технологии информационных хранилищ HSM и Data Migration - автоматической миграции документов.

Для обеспечения распределенной обработки данныхв режиме реального времени (on-line) можно по сети посредством запросов, объединенных в транзакции, получить данные из информационного хранилища. Можно посредством Web-сервера предприятия подсоединиться к интернет и тем самым получить доступ к удаленным данным. Можно в почтовом режиме (off-line) по электронной почте послать запрос в информационное хра­нилище, задав критерии выбора данных. По этим критериям будет сформирован список документов и переправлен пользователю. Этим способом коммерческая служба может оказывать информационные услуги .

К традиционным функциям систем электронного документооборота относятся:

Библиотечные службы (хранение содержимого и атрибутов документов, регист­рация изменений, обеспечение поиска, средства безопасности);

Управление деловыми процессами (разработка маршрутов движения документов, автоматизация выполнения бизнес-процессов, контроль исполнения документов);

Работа с составными документами (определение структуры, формирование со­держания, опубликование);

Интеграция с внешними приложениями (офисными и предметными приложения­ми, электронной почтой).

К ним добавляются функции управления знаниями:

Автоматизация жизненного цикла документов;

Поддержка принятия решений.

Жизненный цикл представляет собой описание стадий использования документа в ходе делового процесса (история жизни документа) в целях управления этим процессом. Примерами стадий существования документа являются: создание документа, согласова­ние, использование, редактирование, уничтожение, хранение в архиве и др. Для каждой стадии жизненного цикла указываются бизнес-процессы и критерии перехода документа из одной стадии в другую.

Заметим, что жизненный цикл документа и маршрут движения (workflow) - прин­ципиально разные, хотя и тесно связанные между собой понятия. Маршрут движения показывает кто, что, в каком порядке делает в процессе движения документа. Например, на стадии жизненного цикла - согласование документа - могут применяться разные мар­шруты движения. В то же время в ходе исполнения единственного маршрута документ может пройти несколько стадий своего жизненного цикла

Технологии интеллектуального анализа данных обеспечивают:

Извлечение и накопление информации из внешних источников (файл-серверов,

серверов баз данных, почтовых систем, Web-серверов, принадлежащих различным ин­

формационным службам университетов, правительственных органов и даже конкурентов, доступным по интернету);

Анализ собранной информации с целью определения ее надежности и соответст­вия бизнесу на основании собственных внутренних баз данных;

Формирование и предоставление интеллектуального капитала (аналитических
данных) сотрудникам предприятия в нужное время в требуемом формате и в соответствии с их ролями и задачами в контексте бизнеса для принятия решений.

Модуль поддержки принятия решений состоит из графического редактора, систе­мы обеспечения жизненного цикла документов, инструментов извлечения аналитических данных, средств визуального программирования и др.

Для реализации большинства перечисленных функций разработаны специальные серверы, например, EDMS-сервер (Electronic Document Management System).

Использование технологий электронного документооборота и деловых интеллек­туальных технологий выбора данных позволили создать приложения по следующим на­правлениям:

Маркетинг и сбыт продукции;

Управление качеством;

Управление исследованиями;

Управление финансовыми рисками;

Управление проектами и командами разработчиков и др.

Во всех перечисленных направлениях работ требуется сбор и анализ «внешней» информации, чтобы определить спрос, конкурентов, поставщиков, ресурсы, заказчиков, состояние исследований и новых разработок у конкурентов и т.д. Этим занимаются спе­циальные службы организации.