«Частная жизнь неприкосновенна, почему они в нее лезут?». — Что ты ждешь от будущего в свете судебного процесса

Зампредседателя синодального отдела по взаимоотношениям РПЦ с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе заявил, что уголовные дела об оскорблении чувств верующих необходимо закрывать в случае признания вины подозреваемыми.

«Верующие люди и православные общественные организации, подающие жалобы на основании ст. 148, не могут ставить иной цели, чем признание людьми, допускающими издевательства над святыней, своей вины», - приводит слова Кипшидзе пресс-служба РПЦ .

Таким образом, по мнению церковного функционера, в случае, если человек, против которого возбуждено дело по 148-й статье, признает вину и выразит сожаление по поводу своего «издевательства над святыней», любой верующий человек «призван ходатайствовать о прекращении уголовного преследования». Кипшидзе предположил, что в таких случаях должно происходить примирение сторон.

Дела об оскорблении чувств верующих получили в России распространение, после того как под впечатлением от акции Pussy Riot в храме Христа Спасителя в 2013 году президент России Владимир Путин подписал федеральный закон «О внесении изменений в ст. 148 УК и отдельные законодательные акты России в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан». Согласно поправкам в УК, лица, допустившие «публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих», стали наказываться лишением свободы на срок до года. Это в целом соответствует советской юридической практике. Уголовный кодекс РСФСР 1960 года, действовавший в РФ до 1997 года, запрещал «оскорбление чувств и убеждений граждан в связи с их отношением к религии с использованием в этих целях средств массовой информации или в иной публичной форме» (ст. 143) под угрозой наказания до одного года лишения свободы.

Это, впрочем, ничуть не мешало в свое время советским властям бороться с религией и нарушать права верующих, то есть закон формально был, но ни один из советских чиновников, ответственных за закрытие храмов и посадки в тюрьму диссидентов, защищавших права верующих, ответственности так и не понес. После перестройки, в 1997 году, эту норму и вовсе вывели из уголовного законодательства. Посягательство на чувства верующих стало исключительно административным правонарушением. Так продолжалось до 2013 года, пока по инициативе президента РФ, разгневанного декламациями панков в храме: «Богородица, Путина прогони», наказание вновь не ужесточили. Однако «посадок» по этой расплывчатой статье за время действия нормы было не столь много, хотя попортили крови «кощунникам» немало. Преимущественно виновные отделывались штрафами и условными наказаниями. В 2014 году по статье был вынесен первый приговор: 24-летний житель Ижевска, который опубликовал в интернете оскорбительную для мусульман картинку, получил в наказание 200 часов обязательных работ. Дагестанский спортсмен Саид Османов получил в наказание два года условно после инцидента в Элисте (зайдя в буддийский храм, спортсмен помочился там и ударил ногой в нос статую Будды, а также заснял происходящее на видео). В Екатеринбурге суд направил на принудительное лечение некоего Антона Симакова, именовавшего себя «магистром магии вуду», за проведение обряда, призванного магически воздействовать на власти Украины: в обряде, помимо куклы вуду и крови жертвенного животного, использовались предметы православного культа. «Белого мага» признали невменяемым.

К слову, уголовное наказание за «святотатство» действуют не только в России, но и еще в четырех десятках стран. При этом, в отличие, например, от Ирана и Саудовской Аравии, законы эти применяются крайне редко. Связано это в частности с туманностью определения «оскорбления чувств». Примечательно дело, заведенное в Ставрополе, где к уголовной ответственности за оскорбление чувств верующих , выразившееся в фразе «Бога нет» и нецензурной характеристике Библии как «сборника еврейских сказок» в социальной сети, в 2014 году пытались привлечь некоего Виктора Краснова. Итогом его теологического диспута на странице в «Вконтакте» стало то, что к Краснову домой заявились сотрудники Следственного комитета и бойцы отдела по противодействию экстремизма при поддержке СОБР с автоматами. В квартире интернет-пользователя был проведен обыск, изъяты компьютер и телефон. Сам обвиняемый был на месяц помещен в психиатрическую лечебницу на освидетельствования на предмет вменяемости.

Однако наиболее резонансным стало дело видеоблогера Руслана Соколовского, ловившего покемонов в храме, обвиненного по редкой статье 148 УК РФ. Молодой человек несколько месяцев провел в СИЗО и пообещал больше не заниматься видеоблогерством. Екатеринбургская епархия не возражала против того, чтобы суд признал Соколовского виновным в совершении уголовного преступления. «Всем, кто настаивает, чтобы прощение и ходатайство об освобождении от ответственности перед законом Руслана Соколовского последовало со стороны Церкви независимо от раскаяния и исправления, рекомендовать не путать христианское всепрощение со стокгольмским синдромом, а православие с толстовством», — сообщала тогда епархия в своем пресс-релизе. Секретарь епархиального совета Екатеринбургской епархии игумен Вениамин Райников тоже фактически умыл руки, предоставив все решать суду: «Нам всем неплохо было бы уважать суд и не пытаться воздействовать на него с помощью какого-либо «голосования». Давить на суд для того, чтобы показаться добренькими, мы не будем. Мы выступаем за перевоспитание. В результате чего оно будет достигнуто, нам не принципиально». Сейчас, как видно, позиция Церкви становится более гибкой.

«Призыв прощать «святотатцев» и ограничиваться их публичным раскаянием вместо конкретных сроков и помещения в психушки едва ли объясняется тем, что РПЦ неожиданно дозрела до заповедей Христа, призывающего не судить и прощать врагов. Карательная практика применения ст.148 своим единственным результатом имела лишь то, что люди, особенно интеллигенция, отшатнулись от Церкви, увидев в происходящем разрыв заповедей Спасителя с тем, что на практике происходит в нашей стране при молчаливом согласии Церкви. Согласно последним опросам, авторитет Церкви в обществе неуклонно падает. Чтобы остановить этот процесс, и понадобились заявления вроде того, что сделано представителем патриархии. Однако призвать к отказу от уголовного мщения мало. Необходимо деятельное участие Церкви в виде заступничества для тех, кто по легкомыслию или из хулиганских побуждений задевает чувства верующих. Вот тогда это будут уже не одни лишь пустые слова», - сказал «Гражданским силам.ру» толстовец, директор библиотеки «Вне насилия» Виталий Адаменко.

Сергей Путилов

Теги: РПЦ, Вахтанг Кипшидзе, оскорбление чувств верующих, Pussy Riot

В последнее время в России наблюдается просто какая-то нездоровая истерия, вызванная репостами, лайками и комментариями, которые затрагивают тему религии, а еще терроризм, расизм и прочие отличительные черты современного общества. Стоит запостить мем в соцсети, касающийся Христа или других святых, как тут же религиозные фанатики выпрыгивают из ближайшего куста и с пеной у рта обвиняют тебя в оскорблении чувств верующих, а после тебя вызывают в суд, выносят приговор и садят в тюрьму – так это работает. И да, забыл напомнить одну немаловажную вещь: вся эта прелесть происходит в светском государстве, которое, между прочим, должно быть отделено от религии и регулироваться на основе гражданских норм, а не религиозных. Ну это так, к слову.

Конечно, мы не исключаем того факта, что обвинения в оскорблении чувств верующих или в возбуждении ненависти либо вражды могут быть просто фикцией.

Возможно, некоторые граждане просто не понравились правоохранительным органам. Так, к примеру, судят жительницу Барнаула Марию Мотузную, которая, по предъявленному ей обвинению, является экстремисткой.

Основанием для таких нешуточных обвинений послужило то, что в 2015 году Мотузная сохранила к себе в альбом соцсети «ВКонтакте» мемы на темы религии и расизма. Примером может служить картинка, на которой изображен чернокожий, неправильно решающий пример по арифметике, с подписью «Черная бухгалтерия».

Фотография дела Марии Мотузной из личного блога обвиняемой в Twitter

Сама Мария подозревает, что ее судят вовсе не за экстремизм в соцсетях, а за общественную деятельность. По ее утверждениям, она неоднократно публиковала на личных страницах в соцсетях информацию о предстоящих оппозиционных митингах, в особенности об акциях Алексея Навального.

И что получается: все это делается лишь для того, чтобы усмирить оппозиционных активистов? Если да, то случай с Даниилом Маркиным, другим обвиняемым из Барнаула, не совсем понятен. На его страницах в социальных сетях активной агитации к поддержке оппозиционной власти замечено не было. Судят 19-летнего студента Алтайского краевого колледжа культуры также за экстремизм и оскорбление чувств верующих. Поводом для возбуждения уголовного дела стали порядка 10 мемов на религиозную тематику, найденные среди тысячи сохранённых картинок во «ВКонтакте». Одним из мемов, за которые судят Маркина, является изображение персонажа сериала «Игра престолов» Джона Сноу, который умер, но потом ожил. Картинку сопровождала подпись: «Джон Сноу воскрес! Воистину воскрес!». Сейчас дело Маркина, также как и дело Мотузной, рассматривает суд.

Интересно в этих делах то, что оскорбились этими мемами, одни и те же люди: Анастасия Битнер и Дарья Исаенко. Означает ли это, что остальных верующих не задевает тот контент, который публикуется на личных страницах конкретных граждан? А может тогда и вовсе нет никакой религиозной истерии, и все обвинения в оскорблении чувств верующих липовые, и делаются лишь для того, чтобы выполнить план?

Уполномоченный по правам человека в Алтайском крае Борис Ларин убежден, что постоянные открытия новых дел за экстремизм говорят о реальной работе следственных органов, которые просто стали уделять этому вопросу больше внимания. И вообще, люди, которые привлекаются за экстремизм, сами в этом виноваты.

Конечно, нельзя не согласиться с тем, что люди должны следить за контентом, который они размещают у себя на странице. Но ведь страница личная, и вообще, может ли невинный мем принести какой-то серьезный вред социуму, чтобы приговорить человека к уголовной ответственности?

Рубрика

Суровость наказания в законе о защите чувств верующих может стать инструментом для подрыва экономики.

Поясню примером: жительница Барнаула Мария Мотузная в социальной сети ВКонтакте сделала публикации, которые попадают под определение закона о защите чувств верующих. Она поступила плохо - нарушила закон, против неё открыто уголовное дело. Насколько понял, причиной начала разбирательства послужил запрос со стороны верующего, который оскорбился её поступком. В итоге, подозреваемой грозит уголовное наказание. Это означает, что она не сможет в будущем найти достойную работу, несмотря на её высшее образование. Это повлияет на экономику.

Слишком строго?

Есть вероятность того, что строгость закона будут использовать для создания ситуаций, при которых образованные кадры будут получать наказания, которые не дадут им реализовать свой потенциал.

Не оправдываю людей, которые явно делают всё возможное, чтобы оскорбить чувства верующих. Но возможно ли ограничиться административным, а не уголовным наказанием?

По сообщениям СМИ: Вахтанг Кипшидзе (заместитель председателя синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ) заявил, что дела по статье об оскорблении чувств верующих стоит по возможности прекращать по примирению сторон. Вероятно, церковь тоже видит какой-то неправильное использование закона?

Буквально недавно были закрыты группы в социальных сетях, в которых пропагандировался суицид среди подростков. После закрытия этих сообществ количество суицидов среди молодёжи в стране снизилось в 50 раз. Оказалось, что большинство таких групп велось из-за рубежа: у этих групп была цель. Возможно, есть вероятность того, что закон об оскорблении чувств верующих может быть использован против нас самих: будут выбираться образованные люди, которые хотя бы раз публиковали что-то, что попадает под определение закона. И они не смогут зарабатывать больше денег, не смогут платить больше налогов, потому что не найдут достойную работу с отметкой уголовника в паспорте.

Представьте схему: по сети бродят люди и просматривают личные профили, принадлежащие выпускникам государственных ВУЗ"ов. И пишут заявки в полицию об оскорблении чувств верующих. Их деятельность не попадает под "лжесвидетельствование" или "обогащение с использованием судебной системы". Они портят жизнь молодым специалистам, на образование которых государство затратило немало ресурсов.

После истории с суицидами вполне возможно, что группы юридических "троллей" могут собираться специально. При этом они не только будут губить будущее молодых специалистов, но и создавать раздор в обществе: между верующими и атеистами. Уже сейчас среди молодёжи стараются не говорить о религии, и косо смотрят на носителей крестов и другой атрибутики.

Слишком мягко?

https://www.сайт/2016-03-03/intervyu_pervogo_rossiyanina_kotorogo_sudyat_za_oskorblenie_chuvstv_veruyuchih

«В здравом уме не будут писать против православия, заявила судья. И меня положили в психбольницу»

Интервью первого россиянина, которого судят за оскорбление чувств верующих

РИА Новости/Сергей Пятаков

Как религиозное, так и антиклерикальное сообщества страны следят за делом первого гражданина России, которого судят по одиозной 148 статье УК РФ. «Публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих» — так звучит ее первый пункт. Предполагаемое статьей наказание — штраф в размере до 300 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательные работы на срок до 240 часов, или принудительные работы на срок до одного года, либо лишение свободы на тот же срок.

Статью эту придумал депутат Госдумы от ЛДПР, председатель комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов. Многие эксперты изначально назвали новацию нонсенсом и записали ее в тренд уничтожения свободы слова. Вот что, например, заявлял ведущий научный сотрудник института Европы РАН Роман Лукин: «Этот законопроект проходил все свои стадии, вроде было какое-то обсуждение — в Совете по правам человека, в прессе, среди экспертов, и все уважаемые юристы, правоведы, религиоведы заявляли о том, что это просто абсурд. Но при этом такая единодушная оценка вообще никак не повлияла на положение законопроекта в Госдуме, то есть Госдума стала абсолютно закрытым институтом, в который не проникает никакое экспертное мнение... Суть заявлений председателя профильного комитета Госдумы Ярослава Нилова заключается в том, чтобы любыми средствами и способами сохранить абсолютно внеправовой и репрессивный дух этого законопроекта об оскорблении религиозных чувств».

До поры до времени уголовная статья не применялась. Но в прошлом году разразился скандал. Группа «православных активистов» во главе с лидером пресловутой организации «Божья воля» Дмитрием Энтео-Цорионовым ворвалась на выставку в Манеже, где были представлены «богохульные» работы знаменитого скульптора, ветерана и инвалида Великой Отечественной войны, почти 30 лет как покойного Вадима Сидура. Компания устроила погром, испортила несколько экспонатов, принадлежащих Госфонду, якобы оскорбившись и претерпев от увиденного моральные страдания. Потом Энтео-Цорионов принялся раздавать интервью, в которых обвинял власти в том, что они не защищают чувства верующих, поскольку не применяют 148 статью: статья есть, а никого по ней не сажают! Конфуз охватил даже депутата Нилова - ведь, действительно, ни одного уголовного дела!

Прошло несколько месяцев, Цорионову его поступок, как и предыдущие подобные, сошли с рук. Зато, будто по указке сверху, 148 статьей нашли первую жертву. Ею оказался 37-летний Виктор Краснов, живущий на Ставрополье. Краснов имеет медицинское образование, но основной род его занятий — художественная ковка, изготовление металлоконструкций, сварочные работы. По мировоззрению - агностик, политикой, по его словам, не интересуется, телевизор не смотрит, увлекается экстремальными жанрами «тяжелой» музыки - heavy metal, death metal, black metal, EBM. Кому перешел дорогу - не понимает.

РИА Новости/Илья Питалев

Еще в 2014 году Краснов несколько раз вступал в ожесточенные, со взаимным использованием нецензурщины, перепалки по религиозным вопросам в социальной сети «ВКонтакте», где он семь лет как зарегистрирован под ником «Виктор Колосов». Спустя год его настигла суровая российская Фемида. Следствие закончено, дело передано в суд. Краснова судят за некоторые фразы, среди которых «Бога нет» и «Библия — сборник еврейских сказок» (к последнему он также добавил нецензурные выражения).

«Православные активисты» теперь ликуют. Энтео на своей страничке в том же «ВКонтакте» написал: «Наконец-то! Богоборчество — это преступление. Движение «Божья Воля» дает администраторам атеистических пабликов и антицерковным блогерам сутки на удаление запрещенного контента. После начнутся иски. Не ломайте себе жизнь, покайтесь в безбожии». Ну а мы даем слово Виктору Краснову.

«Угрозы физической расправы поступают по сей день»

— Виктор, как ты совершил «преступление»?

— 11 октября 2014 в моей новостной ленте в «ВКонтакте» из городского паблика «Подслушано. Ставрополь» появился пост о главенстве в семье. Я решил зайти и посмотреть, что народ пишет. Отписался сам и уже думал выходить, как появился комментарий явно религиозного содержания. Я его опознал как цитату из руководства «Домострой», из той главы, где даются наставления, как и чем бить свою жену, чтобы она была послушной. Меня это возмутило, так как я считаю, что бить девушек нельзя, и я в мягкой форме посоветовал автору такую «хрень» не писать, это как-никак развлекательно-юмористический паблик. Но был послан на три буквы. А дальше — слово за слово, и понеслось. Подключились остальные подписчики, и вышел довольно неплохой, как говорится, «срач».

Второй раз я зашёл на этот паблик 31 октября, чтобы узнать о мероприятиях по случаю Хэллоуина. И сразу наткнулся на пост о том, что в нашем православном государстве такие праздники никому не нужны. Оставил свой комментарий, что у нас, согласно 14 статье Конституции, государство светское, и покинул обсуждение. Когда через пару часов зашел назад, узнал о себе много нового, например, об анатомических особенностях, сексуальных предпочтениях и любимых способах размножения. Если честно, немного опешил. Находясь в эмоциях, естественно, решил не оставаться в долгу, обсмеял своих оппонентов.

Виктор Краснов, первый осуждаемый по 148 статье УК: "Меня эта история не сломила""ВКонтакте"

— Угрозы в твой адрес поступали?

— Угрозы в мой адрес в злополучных переписках, сделанных в октябре 2014 года, были очень многочисленны. Они исходили как от самих «пострадавших», так и от их «союзников». Я один «отгавкивался» от восьми человек. Это были угрозы физической расправы в мой адрес и адрес моей матери. Более того, они продолжают поступать по сей день, правда, в основном с фейковых страниц. Некоторые «верующие» считают своим долгом прокомментировать мои фото и видео в «ВКонтакте».

— Я уж забыл про эту переписку. Но примерно через полгода, рано утром, ко мне приехали СОБР и опера Центра по противодействию экстремизму, насчет тех самых интернет-флеймов полугодовой давности. Нашли меня по IP-адресу, долгое время прослушивали мой телефон и читали мои сообщения, это отображено в материалах дела. Я был в шоке! Полицейские приехали со своими понятыми, студентами юрфака, зачитали постановление суда о проведении обыска и изъятии запрещённых материалов. Несколько раз спросили у меня и у матери про запрещенные материалы. Приступили к обыску во всем домовладении. Накануне мать постирала мою полевую казачью форму, в которой я иногда выхожу на патрулирование и охрану…

"Один поп прямо сказал, что должности атамана мне не видать, так как я не люблю «истинную православную церковь»"РИА Новости/Сергей Пятаков

— Разве казаки не оплот православия?

— Пожалуйста, не путай, казак казаку — рознь! Мы родовые казаки, а не принятые, у нас традиция, а у них — закон РФ. Кстати, в 2014 году я собирался баллотироваться на должность атамана. Но поскольку не отношусь к РПЦ, вышел спор с одним попом. Он мне прямо сказал, что должности мне не видать, так как я не люблю «истинную православную церковь», потому что не хочу целовать «ручки» попам.

Так вот, мать погладила форму и повесила у меня в комнате возле двери. Сотрудник полиции, когда входил в комнату, сразу же запустил руку в карман формы (повторю, только что выстиранной и поглаженной) и — о чудо! — «нашёл» три предмета, похожих на пистолетные патроны. В моей личной фонотеке нашли диски с музыкой Рихарда Вагнера и с маршами Третьего рейха. Все, теперь я для них еще и «фашистом» стал! Странно, что на подарочное издание «Майн Кампф» внимания не обратили.

При обыске, для проведения экспертизы, у меня изъяли КПК, с которого я выходил в интернет, системный блок компьютера, не подключенного к интернету, сломанный USB-модем и те три предмета, похожие на пистолетные патроны. Как потом выяснилось, патроны боевые и пригодны к использованию. Но уголовное дело по ним решили не возбуждать в связи с малозначительностью.

«Начальство матери просили, чтобы ее уволили, так как ее сын опасный экстремист»

— Ты попросил в интернете финансовой помощи. То есть следствие сопровождалось для тебя какими-то лишениями?

— Да, я просил финансовой помощи и прошу сейчас*. Во-первых, я нашёл один институт, который имеет государственную лицензию на проведение психолого-лингвистических экспертиз. Эксперты данного института согласились взять на комплексную экспертизу сохранившиеся скриншоты переписки и те, которые присутствуют в материалах дела. За проведение экспертизы с меня попросили 25 тыс. рублей. Мне их нужно собрать для оплаты в течение двух недель.

Во-вторых, сотрудники отдела по борьбе с экстремизмом при изъятии моего компьютера и системного блока забрали все номера клиентской базы, эскизы и чертежи работ, которые я хранил на жестком диске. Мою просьбу о копировании отклонили без объяснения причин. В итоге я не имею номеров потенциальных работодателей и заказчиков, не имею эскизов и чертежей своих работ, и немного подпорчена репутация, так как по некоторым заказам у меня была предоплата.

Но, видимо, сотрудникам ЦПЭ этого показалось мало и они несколько раз приезжали к моей матери на работу (она работающий пенсионер) и просили ее начальство, чтобы ее уволили, так как у нее сын опасный экстремист. Этому есть свидетели, и они готовы дать показания в суде.

В довершение меня еще и принудительно положили в психиатрическую больницу для судебно-психиатрической экспертизы.

"Если я проиграю, откроется такой ящик Пандоры, что всем тошно станет, включая самих законотворцев"РИА Новости/Владимир Федоренко

— С какой формулировкой?

Как сказала судья, нужно установить, вменяем этот человек или нет. «Потому что никто в здравом уме не будет писать что-то против православия и РПЦ», — заявила она.

— Каковы способы защиты у твоего адвоката?

— Например, на предпоследнем, четвертом заседании суд решил удовлетворить ходатайство защиты о восстановлении интернет-переписки в полном объеме для проведения полной экспертизы диалогов всех участников. Это необходимо для выявления провокации со стороны «потерпевших» и их сообщников. В общей сложности на сегодняшний день состоялось пять заседаний суда. На последнее были доставлены оба «потерпевших». По мнению всех присутствовавших в зале суда, их допрос прокурором и адвокатом напоминал цирк с двумя клоунами. Следующее судебное заседание пройдет 15 марта.

— Как реагируют на твое дело родные, близкие, коллеги, местные СМИ?

— Все родственники и друзья в шоке от произошедшего. Больше, конечно, сочувствия, даже от незнакомых людей в Сети и на улице. Хотя иногда бывает, что кто-то злорадствует в личных сообщениях мне. Но потом зачем-то быстро удаляют их.

— Что ты ждешь от будущего в свете судебного процесса?

— Если я выиграю дело, то, полагаю, этот закон будет отозван как нерабочий. А если проиграю, то откроется такой ящик Пандоры, что всем тошно станет, включая и самих законотворцев. Ведь, как показывает история, доносительство — это наша национальная черта, одна из худших.

«Будто однажды заснул, а проснулся совсем на другой планете, из романа-антиутопии»

— Поговорим о твоих оппонентах. Как ты относишься к Энтео, Милонову, организациям типа «Сорок Сороков», НОД?

— К этим персонажам я отношусь как к душевно больным людям, место которым в психдиспансере, в отделении для буйных. Хотя иногда они бывают забавными, один даже депутатом стал. Одно это о чём-то говорит! Раз в Госдуму пробился один, то где гарантии, что там нет и других таких же? Вот отсюда и такие дурацкие и оторванные от реальной жизни законы.

"К этим персонажам я отношусь, как к душевно больным людям" (в центре - Энтео-Цорионов)РИА Новости/Рамиль Ситдиков

— Как тебе кажется, можно уравнять оскорбления по расово-национальному и религиозному признаку ?

— Я считаю, что те, кто пишут подобные законы, являются носителями идейной эклектики, мешанины. Кто-то и вправду в нее верит, видимо, что-то натворил в 90-х по молодости, а теперь стал «праведником», у таких просто очень плохо с логикой. Кто-то, как депутат от ЛДПР Нилов, который придумал 148 статью, видимо, хочет выслужиться. Почувствовал тренд «духовности», быстро подсуетился и предложил поправку, теперь за счет нее поднял свой рейтинг. Все подобные законы абсолютно оторваны от реальности. Я бы еще не удивился, если бы читал какой-нибудь роман-антиутопию, где бы принимали такие законы. Но это происходит в моей стране, где я родился и живу. Такое ощущение, что я однажды заснул, а проснулся совсем на другой планете, описанной в одном из таких романов-антиутопий.

Ведь, по сути, религиозное мировоззрение — это просто философская позиция по отношению к таким понятиям, как бытие человека, его личность, бог, вселенная. За всю свою историю человечество накопило массу представлений об этих понятиях. Но почему-то российское правительство, вроде бы современное, вдруг стало отстаивать только несколько таких мировоззрений. Все они родом с Ближнего Востока и принадлежат нескольким кочевым племенам, и мне непонятно, какое отношению я имею ко всему этому и почему должен страдать? Сказать, что я виновен только потому, что не принимаю христианство и открыто об этом говорю, то же самое, что оштрафовать или дать год условно сторонникам Ницше, потому что он критиковал философию Шопенгауэра и сейчас его почитатели оскорблены. А если по 148 статье последователи идеалистической философии Гегеля подадут в суд на поклонников материалистов Маркса и Ленина за то, что те называли его всякими уничижительными словами? Я уже не говорю о публицистах эпохи Просвещения: Руссо, Вольтере, Гольбахе. «Христианство проповедует лишь рабство и зависимость. Его дух слишком благоприятен для тирании, чтобы она постоянно этим не пользовалась. Истинные христиане созданы, чтобы быть рабами», — писал Жан Жак Руссо. Так изымите его книги из библиотек, сожгите их, заблокируйте все сайты, где есть его тексты! А вслед за ним и еще половину философского, публицистического и литературного наследия человечества, которое каким-то образом может задеть нежные чувства современных российских «верующих».

"Изымите книги Руссо из библиотек, сожгите их и еще половину наследия человечества!"www.bitlanders.com

Религиозные споры — это столкновения мировоззрений, они должны происходить в дискуссиях, на круглых столах и конференциях. А здесь вторгается СОБР, ЦПЭ, судьи, которые явно ангажированы религией. Они что, достоверно знают, как устроена Вселенная? Или суперученые, у которых в запасе сто жизней и которые все это время изучали ее строение и могут на 100% утверждать, что картина мира именно такова, какова она в представлениях христианских богословов? Мы же понимаем, что это чушь! Как ее допустили? Причем люди, которые живут на наши налоги, получают баснословные зарплаты и придумывают такие законы, ломая жизни обычным гражданам, думающим гражданам, у которых есть свое мнение и видение подобных философских вопросов.

И это при том, что во всех «священных» текстах есть оскорбления сторонников других религий. Христос, например, называет иудеев «порождением ехидны» и говорит, что их «отец дьявол» (Мф. 3:7). Ведь не зря Госдума запретила анализировать эти тексты на «экстремизм». Как будто от этого все эти оскорбления из «священных» текстов вдруг превратятся в ласковые и нежные слова в адрес оппонентов. Какой абсурд и какое лицемерие! И вот эти люди, у которых у самих в голове творится черт знает что, учат нас жизни, пытаются нам давать какие-то «духовные» ориентиры.

«Хотели создать общество равных прав, а создали его противоположность»

— Лет десять назад такое было невозможно. Что, по-твоему, стало причиной клерикализации?

— Я никак не мог предполагать, что меня как-нибудь коснется этот закон. Я родился и получал образование во времена СССР, а тогда такого не было. Да и кто мог представить, что будет? Мне всегда странно слышать упреки от так называемых «верующих» в том, что я и мне подобные предаем наших предков, наше Отечество, нашу историю. Да, я родился в Советском Союзе, где не было господства никаких религий: хочешь — верь, хочешь — нет. И даже после крушения Союза еще долгое время религия была личным делом граждан.

И вот вдруг мне говорят, что тысячу лет назад наши предки сделали какой-то «цивилизационный выбор» в пользу византийского христианства. Откуда я знаю, как они делали этот выбор? Может быть, под огнем и мечом? Может быть, за них это сделали князья, которые руководствовались своими корыстными целями? Говорят, в ходе христианизации Руси погибли несколько миллионов человек. Никто не знает достоверно ту «историю». Возможно, она придумана теми же церковниками и все было вовсе не так.

"Получается, перед законом все равны, но некоторые категории граждан — равнее. Это что за сегрегация?"РИА Новости/Павел Лисицын

И вообще, все бежит, все меняется. Если они сторонники средневековой старины, почему сами разъезжают на «Мерседесах», а не на гужевых повозках, ходят в лакированных итальянских туфлях, а не в лаптях, в красивых костюмах за 200 тыс. рублей, а не в косоворотках изо льна? От них они почему-то отказались, а от идейных пережитков, которые полностью опровергаются современными научными данными и вообще прогрессивной мыслью человечества, нет. Да пожалуйста, но при чем тут я? Кого я предал? Я никогда не рождался в сугубо архаичной православной Руси, у меня своя жизнь, своя реальность. Так что пусть все упреки «верующие» оставят себе.

Лично меня эта история не сломила. Если я еще раз столкнусь с навязыванием чужой религии и заблуждений, то постараюсь поставить оппонента на место, по возможности корректно. Нужно всем власть предержащим объяснять, что Основной закон один и для всех. А то получается, что перед законом все равны, но некоторые категории граждан — равнее. Это что за сегрегация, что за привилегированные слои общества, на каком основании? Хотели создать общество равных прав, а создали его противоположность. Это откат в далекое прошлое. Народ России и так за столетия настрадался. Так куда еще? Зачем на голом месте плодить репрессивные законы? Неужели в стране побеждена преступность, коррупция, бедность? Неужели больше нечем заняться государственным мужам?

«Частная жизнь неприкосновенна, почему они в нее лезут?»

— Как жертва доноса что можешь посоветовать тем, кто на просторах интернета тоже порой опрометчиво ведет «информационную войну» против клерикализации?

— Опрометчиво на просторах интернета ведут переписку только под влиянием эмоций, как было в моем случае. Конечно, желательно уметь держать себя в руках, не поддаваться на провокации и следить за языком, чтобы, когда дело будет рассматриваться в суде, не было стыдно за свои эмоциональные порывы. Да, все мы крепки задним умом.

Но когда тебя по-всякому обзывают вчерашние школьники лет на двадцать младше тебя, трудно сдержаться. Кто же знал, что в этой стране стоит объявить себя «верующим» — и вся карательная система по стойке смирно станет на твою сторону? А если кто-то объявляет себя Наполеоном или Леонардо ди Каприо, значит, они тоже таковыми являются? Прежде чем врываться ко мне с обыском, они бы проверили, действительно ли «пострадавшие» являются «верующими» и во что? Но нет, оказалось, достаточно просто кому-то сказать, что он обиделся.

Конечно, знай я наперед, что все так обернется, никогда бы не стал вляпываться в подобную историю. Но все равно считаю, что всяких ПГМщиков (ПГМ - «православие головного мозга», термин, расхожий в атеистической среде - ред.) и прочих религиозных мракобесов всегда нужно ставить на место. Хоть в интернете, хоть в непосредственном общении. Но, конечно, для этого нужно быть хорошо подготовленным. Хорошо знать их же религиозные книги, умело пользоваться цитатами оттуда, быть подкованным в научных данных, обращаться к всемирно признанным философам-антиклерикалам. Это хорошо получается у Александра Невзорова. Он задел в сотни раз больше «верующих», но его никогда не будут судить, потому что он все делает аккуратно. Нам нужно учиться у него, если мы хотим вести словесные баталии с «верующими».

"А почему они вправе запрещать нам слушать музыку, которая нам нравится?"РИА Новости/Сергей Пятаков

— А если рассуждать не только об индивидуальной модели поведения, а об атеистах и агностиках вообще - что необходимо делать, чтобы не оказаться «человеком второго сорта»?

— О да, о том, как делают «человеком второго сорта», я знаю не понаслышке! Ведь я «металлист», а нас всегда считали «людьми второго сорта», «трудными подростками», «кошкодавами», «сатанистами» и «наркоманами»! Мне это не впервой.

Что делать, чтобы такого не происходило? Точно сказать не могу. На мой взгляд, нужно сплотиться, проявлять солидарность. Я не говорю о каком-то организационном, формальном единстве, это лишнее. Но раз сейчас в стране такая ситуация, нужно помнить: если кого-то тронули, то значит, и до тебя рано или поздно доберутся. Принцип должен быть такой: тронули одного — тронули всех. Ну нельзя в XXI веке позволять, чтобы людей унижали, выгоняли с работы, лишали источников дохода и так далее только потому, что у человека длинные волосы, он слушает музыку, которая далеко не всем понятна, и имеет отличные от «верующих» взгляды на жизнь. Это личное дело каждого, частная жизнь неприкосновенна. Так почему они в нее лезут?

Мы же не проводим пикеты о запрете крестных ходов по городу? Почему мы, неверующие, должны терпеть, как из-за кучки народа, которая имеет своего воображаемого друга, перекрывают улицы, а мы вынуждены проезжать в обход, опаздывая по своим делам? А почему они вправе запрещать нам слушать музыку, которая нам нравится? Непонятно. И с этим надо бороться.

— Как конкретно?

— Ну получается же у москвичей не допускать строительство храма в парке Торфянка, в том месте, где местные жители этого не хотят, получается отражать атаки «верующих». Но, повторюсь, я бы не хотел ничего такого специально. Куда лучше встречаться в клубах и на концертах, хорошо проводить время вместе и слушать музыку. Нас вынуждают стать активистами, чтобы мы вышли на улицы, с кем-то боролись. Не понимаю, кому все это надо. Отстаньте от нас, не замечайте, и все. Мы вам не мешаем, и вы нам не мешайте.

"Чиновники и депутаты пляшут под их дудки"РИА Новости/Максим Блинов

— А если не отстанут? Есть ли мысли об иммиграции? По сути, 148 статья - политическая, а ты - преследуемый за политические взгляды, и получить политическое убежище будет не так уж сложно.

— Да, статья политическая. Мне уже предлагали покинуть страну мои знакомые, живущие в Германии и Норвегии. Если будет очень, очень плохо, то тогда — да. А так я еще здесь повоюю, на своей земле! Это наша страна, а не только их. По словам тех же «православных активистов», настоящих православных в России всего 5%, так о каком православном государстве они нам талдычат? Противоречат сами себе, а чиновники и депутаты пляшут под их дудки.

— Как думаешь, есть ли у России нормальное, цивилизованное, европейское будущее?

Это вопрос к футурологам. Мне сложно на него ответить. Лично я жду зомби-апокалипсис.

* Если вы сочувствуете Виктору Краснову, можете перечислить ему денежные средства на номер КИВИ: +79283097775

Также можете подписать петицию за прекращение его уголовного преследования.