Кто обладает избирательным правом в рф. Об оформлении опеки над инвалидом

Статья 3. Избирательные права граждан Российской Федерации при выборах Президента Российской Федерации

1. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, имеет право избирать Президента Российской Федерации, участвовать в выдвижении кандидатов на должность Президента Российской Федерации, предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов Президента Российской Федерации, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в осуществлении других избирательных действий в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

3. Гражданин Российской Федерации, проживающий или находящийся в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, обладает равными с иными гражданами Российской Федерации правами на выборах Президента Российской Федерации.

4. Не имеет права избирать Президента Российской Федерации и быть избранным Президентом Российской Федерации, участвовать в иных избирательных действиях гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.

5. Не имеет права быть избранным Президентом Российской Федерации гражданин Российской Федерации, занимающий на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации должность Президента Российской Федерации второй срок подряд.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 июля 2006 г. N 128-ФЗ статья 3 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 5.1

5.1. Не имеет права быть избранным Президентом Российской Федерации гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. N 64-ФЗ статья 3 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 5.2

5.2. Не имеет права быть избранным Президентом Российской Федерации гражданин Российской Федерации:

1) осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 февраля 2014 г. N 19-ФЗ пункт 5.2 статьи 3 настоящего Федерального закона дополнен подпунктом 1.1

1.1) осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого преступления, судимость которого снята или погашена, - до истечения 10 лет со дня снятия или погашения судимости;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 февраля 2014 г. N 19-ФЗ пункт 5.2 статьи 3 настоящего Федерального закона дополнен подпунктом 1.2

1.2) осужденный к лишению свободы за совершение особо тяжкого преступления, судимость которого снята или погашена, - до истечения 15 лет со дня снятия или погашения судимости;

2) осужденный за совершение преступления экстремистской направленности, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление, если на такого гражданина Российской Федерации не распространяется действие подпунктов 1.1 и 1.2 настоящего пункта;

3) подвергнутый административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если голосование на выборах Президента Российской Федерации состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

4) в отношении которого вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", либо совершения действий, предусмотренных подпунктом "ж" пункта 7 и подпунктом "ж" пункта 8 статьи 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", если указанные нарушения либо действия совершены в период, не превышающий шести лет до дня голосования.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 февраля 2014 г. N 19-ФЗ статья 3 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 5.3

5.3. Если срок действия ограничений пассивного избирательного права, предусмотренных подпунктами 1.1 и 1.2 пункта 5.2 настоящей статьи, истекает в период избирательной кампании до дня голосования на выборах, гражданин Российской Федерации, пассивное избирательное право которого было ограничено, вправе в установленном законом порядке быть выдвинутым кандидатом на этих выборах.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 февраля 2014 г. N 19-ФЗ статья 3 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 5.4

5.4. Если деяние, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом не признается тяжким или особо тяжким преступлением, действие ограничений пассивного избирательного права, предусмотренных подпунктами 1 , 1.1 и 1.2 пункта 5.2 настоящей статьи, прекращается со дня вступления в силу этого уголовного закона.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 февраля 2014 г. N 19-ФЗ статья 3 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 5.5

5.5. Если тяжкое преступление, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом признается особо тяжким преступлением или если особо тяжкое преступление, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом признается тяжким преступлением, ограничения пассивного избирательного права, предусмотренные подпунктами 1.1 и 1.2 пункта 5.2 настоящей статьи, действуют до истечения 10 лет со дня снятия или погашения судимости.

6. Гражданин Российской Федерации, в отношении которого вступил в силу приговор суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока, если такое наказание предусмотрено федеральным законом, не может быть зарегистрирован в качестве кандидата на должность Президента Российской Федерации, если голосование на выборах Президента Российской Федерации состоится до истечения установленного судом срока.

2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

4. Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

4. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.

1. При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу:

"Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу".

2. Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации.

а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;

б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;

в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров;

е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;

е.1) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от должности прокуроров субъектов Российской Федерации, а также иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров;

ж) формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;

з) утверждает военную доктрину Российской Федерации;

и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации;

к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;

л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Президент Российской Федерации:

а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;

б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;

в) назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;

г) вносит законопроекты в Государственную Думу;

д) подписывает и обнародует федеральные законы;

е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

1. Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

2. Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Президент Российской Федерации:

а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;

в) подписывает ратификационные грамоты;

г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

1. Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

2. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерация вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

3. Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом.

Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Президент Российской Федерации:

а) решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;

б) награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;

в) осуществляет помилование.

1. Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения.

2. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

3. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью.

1. Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

3. Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

2. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.

3. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 21 года. Гражданин России, проживающий или находящийся за пределами территории Российской Федерации, обладает равными с иными гражданами Российской Федерации избирательными правами.

Не имеет права избирать и быть избранным, участвовать в осуществлении других избирательных действий гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда. Не может быть избранным депутатом гражданин РФ, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий его право на постоянное проживание на территории иностранного государства.

Не имеет права быть избранным депутатом Государственной Думы гражданин Российской Федерации осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление; осужденный за совершение преступления экстремистской направленности, предусмотренного Уголовным кодексом РФ, и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление; подвергнутый административному наказанию за совершение административных правонарушений, если голосование на выборах депутатов Государственной Думы состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.
Гражданин Российской Федерации, в отношении которого вступил в законную силу приговор суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока, не может быть зарегистрирован в качестве кандидата на выборах депутатов Государственной Думы, если голосование на выборах состоится до истечения установленного судом срока.

Решение о выдвижении федерального списка кандидатов принимается тайным голосованием на съезде политической партии. Порядок включения кандидатур в федеральный список кандидатов и порядок проведения тайного голосования определяются уставом политической партии. Политическая партия вправе включать в федеральный список кандидатов лиц, не являющихся членами политических партий. Однако эти лица не могут составлять более 50 процентов от числа кандидатов, включенных в федеральный список. Политическая партия не вправе включать в федеральный список кандидатов лиц, являющихся членами иных политических партий. Решение о включении гражданина Российской Федерации, не являющегося членом данной партии, в выдвигаемый ею федеральный список кандидатов принимается при наличии письменного заявления этого гражданина о согласии баллотироваться.

Каждый гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом и не являющийся членом политической партии, не позднее чем через три дня со дня официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы, а в случае досрочных выборов не позднее чем через три дня со дня официального опубликования указа Президента РФ о назначении досрочных выборов, вправе обратиться в любое региональное отделение любой политической партии с предложением включить его в федеральный список кандидатов, выдвигаемый этой партией. В случае поддержки этой кандидатуры не менее чем десятью членами политической партии, которые состоят в данном региональном отделении, она должна быть рассмотрена на конференции (общем собрании) регионального отделения партии. Если эта кандидатура поддержана на конференции (общем собрании) регионального отделения, она подлежит рассмотрению на съезде партии наравне с иными кандидатурами, которые предлагаются к включению в федеральный список. Решение принимается в соответствии с уставом партии, но не менее чем большинством голосов от числа присутствующих на съезде политической партии или конференции ее регионального отделения делегатов.

1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

2. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

3. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Комментарий к Статье 97 Конституции РФ

1. Часть 1 ст. 97 устанавливает общие требования к лицам, избираемым депутатами Государственной Думы: наличие гражданства РФ, достижение установленного возраста и обладание активным избирательным правом. Данные цензы являются общераспространенными, но не единственными для обладания правом быть избранным в парламент. В зарубежной практике имеют место такие цензы, как имущественный (обладать недвижимостью - в Канаде), моральный (не состоять на учете в наркологическом диспансере - в Мексике, не быть лишенным родительских прав - в Нидерландах), религиозный (исповедовать ислам - в Иране, не быть служителем церкви - в Великобритании) и др.

Первое требование, которое предъявляется к кандидатам в депутаты Государственной Думы - наличие российского гражданства. Право избирать и быть избранным в органы государственной власти относится к числу наиболее важных политических прав, которыми обладают только граждане. Иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть избраны в Федеральное Собрание.

Установленное Конституцией правило об обязательном гражданстве РФ для депутатов Государственной Думы исключает возможность избрания депутатами граждан России, имеющих гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание российского гражданина на территории иностранного государства. Данная норма была введена в Закон о выборах депутатов ГД ФС РФ Федеральным законом от 25.07.2006 N 128-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения требований к замещению государственных и муниципальных должностей" и связана с необходимостью соблюдения требований к лицам, замещающим государственные и муниципальные должности, обусловленной их публично-правовым статусом, непосредственным участием в делах государства, затрагивающих вопросы государственной и национальной безопасности. Аналогичные требования были введены и в отношении членов Совета Федерации, членов Правительства и других лиц. Утрата гражданства РФ или приобретение гражданства другого государства влечет прекращение депутатских полномочий (ст. 4 Закона о статусе члена СФ и депутата ГД).

Второе требование - достижение 21-летнего возраста. Закон о выборах депутатов ГД ФС РФ (ст. 5) уточняет, что указанный возраст должен быть достигнут на день голосования. Это единственное исключение из установленных требований к кандидату в депутаты Государственной Думы, поскольку соответствие им гарантировано. Всем остальным условиям кандидат должен соответствовать на начало избирательной кампании.

Дополнительный возрастной ценз для приобретения пассивного избирательного права устанавливается во многих государствах. Возможность принимать ответственные решения по управлению государством должна быть предоставлена гражданам, способным на основе своего жизненного опыта принимать необходимые решения. Как показывает мировая практика, 21 год является распространенной возрастной планкой для прохождения в парламент (его "нижнюю" палату). Такой порог установлен, например, для прохождения в сеймы Польши и Литвы. Хотя применяется как более низкий ценз - 18 лет (Дания, Испания, Португалия, ФРГ), так и более высокий - 23 года (Румыния, Франция), 25 лет (Италия, Греция, США), 30 лет (Япония).

Третье требование - наличие активного избирательного права - права избирать. В соответствии с не имеют права голоса на выборах граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Закон о выборах депутатов ГД ФС РФ развивает названные конституционные положения и устанавливает иные ограничения, препятствующие избранию в Государственную Думу. Они в первую очередь связаны с общественно-нравственным обликом народных избранников. Депутаты, воплощающие в своей деятельности интересы и волю многонационального российского народа, решая важнейшие государственные задачи, не могут не отвечать определенным нравственным критериям, исходя из которых складывается общее представление о государственной власти. Поэтому законодатель устанавливает ограничения для избрания в Государственную Думу в отношении:

Лиц, осужденных к лишению свободы за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления и имеющих на день голосования неснятую и непогашенную судимость за такое преступление;

Лиц, осужденных за совершение преступления экстремистской направленности, предусмотренного УК и имеющих на день голосования неснятую и непогашенную судимость за такое преступление. Уголовный кодекс в числе подобных преступлений рассматривает деяния, предусмотренные ст. 214 (вандализм); ст. 243 (уничтожение или повреждение памятников истории и культуры); ст. 244 (надругательство над телами умерших и местами их захоронения); ст. 280 (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности); ст. 282 (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства) и др.;

Лиц, подвергнутых административному наказанию за совершение правонарушения, предусмотренного статьёй 20.3 КоАП , т.е. за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, в случае, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым наказанию;

Лиц, в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен не превышающий четырехлетний срок до дня голосования факт нарушения ограничений, предусмотренных Законом об основных гарантиях (п. 1 ст. 56, подп. "ж" п. 7 и подп. "ж" п. 8 ст. 76). Это, в частности, наличие в предвыборных программах, иных агитационных материалах, выступлениях кандидатов и их доверенных лиц, представителей и доверенных лиц избирательных объединений, граждан на публичных мероприятиях, в СМИ призывов к совершению действий экстремистской направленности. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (в ред. от 29.04.2008) к подобным действиям относится целый круг деяний, направленных на нарушение основ жизнедеятельности российского общества и конституционных прав граждан: насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ; подрыв безопасности РФ; осуществление террористической деятельности либо публичное оправдание терроризма; возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию; унижение национального достоинства; осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы; другие насильственные деяния;

Лиц, лишенных по приговору суда, вступившего в законную силу, права занимать государственные должности в течение определенного срока, если установленный судом срок не истек.

2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает запреты на совмещение парламентариям Федерального Собрания иных депутатских мандатов. Конституционная норма отражает общеизвестный принцип несовместимости, не допускающий (за определенными исключениями) совмещения депутатского статуса с иными государственными должностями. Недопустимость одновременного нахождения одного и того же лица в составе обеих палат российского парламента обусловлена их раздельной работой, разной представительной природой и различным, но во многом уравновешивающим друг друга объемом полномочий.

В отношении депутатов Государственной Думы Конституция содержит более строгие требования - они не могут быть депутатами иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Однако Закон о статусе члена СФ и депутата ГД распространил эти ограничения и на членов Совета Феде рации.

3. Часть 3 комментируемой статьи предполагает, что замещение депутатского мандата является профессиональной оплачиваемой деятельностью и единственным видом трудовой деятельности лица, избранного депутатом Государственной Думы. В более широком смысле профессионализм означает высокие требования к качеству выполняемой работы, владение навыками, приемами и спецификой осуществляемой деятельности. Ни Конституция, ни развивающее ее законодательство не устанавливают профессиональных и квалификационных требований к парламентариям (уровень образования, специальность, стаж и др.). В основе депутатской деятельности - иные требования, в первую очередь интерес и доверие избирателей. Вместе с тем специфика осуществляемой депутатами деятельности, в том числе в сфере законодательного процесса, актуализирует вопрос о наличии определенного уровня подготовки, квалификации депутатского корпуса. В связи с этим Конституция устанавливает, что депутатская деятельность должна быть единственным видом трудовой деятельности на весь период мандата.

Профессиональный характер депутатской деятельности является неотъемлемой чертой современного парламентаризма. Парламентарий, реализуя свои полномочия на постоянной основе, освобождается от выполнения иных трудовых функций. Это должно повысить эффективность и качество его деятельности. Депутат, постоянно занятый на другой работе (а именно это было характерно для советских представительных органов и имеет место во Вьетнаме, в Китае, на Кубе), не может полноценно участвовать в законодательной деятельности, посвящать ей необходимое количество времени. Это серьезное препятствие превращению высшего представительного органа государства в реально действующий парламент.

Профессиональная основа осуществляемой парламентариями деятельности обусловливает наличие для них запрета не только совмещать депутатские мандаты других представительных органов, но и быть выборными должностными лицами иных органов государственной власти или органов местного самоуправления, замещать иную государственную должность РФ и субъекта РФ, находиться на государственной и муниципальной службе, в том числе военной, в органах внутренних дел, прокуратуры, таможенных органах, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и других ведомствах (на время осуществления депутатских полномочий служба в данных органах и учреждениях приостанавливается), заниматься предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью. Данные запреты обусловлены объемами работы депутатов, а также обходимостью обеспечения их независимости от различного влияния, в том числе связанного с трудовыми отношениями.

Закон о статусе члена СФ и депутата ГД также запрещает депутатам состоять членами органов управления хозяйственных обществ или иных коммерческих организаций, что может осуществляться и на безвозмездной основе. Обеспечение национальных и общественных интересов в парламентской деятельности обусловливает в соответствии с данным Законом запрет на участие в органах управления, попечительских или наблюдательных советах, иных органах иностранных некоммерческих неправительственных организаций и их структурных подразделениях, за исключением случаев, когда иное предусмотрено международным договором РФ или российским законодательством.

Конституционный Суд в своей практике обращался к вопросу о совместимости осуществления депутатами деятельности в парламенте с иной профессиональной деятельностью государственной направленности. Данный вопрос был им разрешен в Постановлении от 26.02.1993 N 4-П "По делу о проверке конституционности правоприменительной практики досрочного прекращения полномочий народного депутата Российской Федерации"*(1004). Заявитель обжаловал досрочное прекращение его депутатских полномочий постановлением Верховного Совета РФ в связи с назначением на должность министра.

Необходимо отметить, что на момент рассмотрения дела действовавшее законодательство, в том числе Конституция, устанавливало нормы, согласно которым лица, входящие в состав Совета Министров РФ, не могли быть депутатами РФ. Противоречивость конституционных положений заключалась в том, что полномочия по назначению лиц в состав Совета Министров были переданы Президенту и одновременно исключены соответствующие полномочия Верховного Совета. Однако неизменной осталась норма Конституции, согласно которой лица, входящие в состав Совета Министров (за исключением его Председателя), не могли быть депутатами в Совете, которым они назначались или избирались.

Суд, признав соответствующей Конституции правоприменительную практику досрочного прекращения депутатских полномочий в связи с назначением на должность в состав Совета Министров, сформулировал два важнейших вывода, сохраняющих свою силу и в настоящее время:

1) принцип разделения властей подразумевает, что лица, входящие в состав Правительства РФ, не могут быть депутатами РФ - при этом их полномочия не приостанавливаются, они не лишаются депутатских полномочий - их полномочия досрочно прекращаются;

2) досрочное прекращение депутатских полномочий означает, что депутатский мандат не восстанавливается и в случае оставления поста в Правительстве.

В настоящее время законодательство также закрепляет ограничения, связанные с возможностью совмещения депутатских полномочий в российском парламенте и деятельности в Правительстве РФ. Исключение было предоставлено только депутатам Государственной Думы первого созыва: в соответствии с п. 9 раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции они могли быть одновременно членами Правительства*(1005).

Ограничения, установленные в отношении депутатов Государственной Думы, характерны и для зарубежных парламентариев. В большинстве стран им также запрещается состоять на государственной и муниципальной службе, заниматься предпринимательской деятельностью. Совмещение министерской должности допускается в парламентарных республиках, в которых деятельность члена правительства рассматривается не как административная, а скорее как политическая. Вхождение парламентариев в состав правительства допускается, например, в Венгрии, Румынии, Чехии. В Болгарии и Словакии депутаты приостанавливают исполнение депутатских полномочий на время вхождения в правительство.

Нормы о несовместимости парламентской и иной оплачиваемой деятельности (за исключением государственной или муниципальной службы) в некоторых странах не носят абсолютного характера. Например, в США регламенты палат запрещают парламентариям всякую оплачиваемую деятельность только во время работы палат или если она мешает исполнению возложенных на них обязанностей, однако коммерческие доходы членов Конгресса не должны превышать 15% от размера их парламентского жалования. Кроме того, Конгресс США официально признает лоббизм (в 1946 г. был принят специальный Акт о регулировании лоббизма).

Осуществление российскими парламентариями своей профессиональной деятельности не исключает возможности заниматься преподавательской, научной и иной творческой деятельностью, кроме той, что финансируется исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Конституционное требование профессионализма и постоянства деятельности к депутатам Госдумы Законом о статусе члена СФ и депутата ГД в равной мере распространено и на членов другой палаты парламента - Совета Федерации. Это стало возможно в связи с изменением в 2000 г. порядка формирования этой палаты и переходом работы членов Совета Федерации также на профессиональную основу (см. комментарий к ч. 2 ст. 96).

Нарушение перечисленных выше запретов влечет незамедлительное прекращение полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы. В этой связи законодательство РФ (ст. 8 Федерального закона "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации", ст. 85 Закона о выборах депутатов ГД ФС РФ) предусматривает, что избранный (назначенный) член Совета Федерации, избранный депутат Государственной Думы в пятидневный срок направляют соответственно в Совет Федерации, ЦИК РФ копию документа об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом члена российского парламента, либо копию документа, удостоверяющего, что ими в трехдневный срок было подано заявление об освобождении от таких обязанностей. Если данное требование выполнено не будет, Совет Федерации не подтвердит полномочия данного члена Совета Федерации, а депутатский мандат передается ЦИК РФ кандидату из того же федерального списка. Согласно Закону о статусе члена СФ и депутата ГД (ст. 4) палаты вправе досрочно прекратить полномочия парламентариев, не соблюдающих установленные ограничения. Такое решение оформляется постановлением соответствующей палаты Федерального Собрания.

Необходимо отметить, что Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» четко закрепляет пределы ограничения активного и пассивного избирательного права. Согласно ст. 4 этого Закона законы субъектов Российской Федерации должны предусматривать предоставление активного избирательного права на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления всем гражданам Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципального образования. Ограничения же пассивного избирательного права в законодательстве субъектов Российской Федерации могут быть связаны только с возрастным цензом. При этом устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 год на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления и 30 лет — на выборах главы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Установление ценза оседлости для ограничения пассивного избирательного права не допускается.

Принцип прямого избирательного права означает, что в голосовании, результатом которого становится избрание лица на выборную должность, принимают участие все избиратели данной территории. Противоположностью прямым выборам являются косвенные выборы, когда лицо избирается либо каким-то государственным (муниципальным) органом, либо избиратели выбирают сначала выборщиков, а уже затем выборщики непосредственно голосуют за кандидатов.

Избирательные права иностранных граждан

Ранее действовавший Устав Союза Беларуси и России, ратифицированный Федеральным законом от 10 июня 1997 года № 89−ФЗ, содержал положения о праве граждан Республики Беларусь, постоянно проживающих в Российской Федерации на территории соответствующего муниципального образования, избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в местном референдуме. Однако он утратил свою силу в связи с подписанием Российской Федерацией и Республикой Беларусь Договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года. Договор о создании союзного государства не содержит прямых указаний на избирательные права (ЦИК Центральная избирательная комиссия Российской Федерации России до 2016 года трактовал максимально широко содержащееся в Союзном договоре указание на национальный правовой режим в отношении граждан страны-партнера, но после назначения нового состава ЦИК Центральная избирательная комиссия Российской Федерации сведений о таком широком толковании не имеется).

10. На основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

Статья 3

Реализация конституционного права граждан избирать и быть избранным влечет за собой определенные действия участников избирательного процесса: избирателей, избирательных комиссий, избирательных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления. И, поэтому, вполне естественно, что в качестве действий, помогающих участникам избирательного процесса реализовать свое право избирать и быть избранным, они имеют право избирать Президента Российской Федерации, участвовать в выдвижении кандидатов на должность Президента Российской Федерации, предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов Президента Российской Федерации, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в осуществлении других избирательных действий.

4. Не имеет права избирать Президента Российской Федерации и быть избранным Президентом Российской Федерации, участвовать в иных избирательных действиях гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.

Потому что избирают в РФ, и ведь те кто в РФ они с самого начала понимают что здесь, и как здесь, а ты представляешь что будет если к нам пойдут избирать Немцы, Итальянцы, То получится не Россия а какой то Совсем другой город!! ! Другая Италия, Испания и т. д. Понял.

Гы! Однако ржу-ни-магу.. . А кто деньги давать будет, Латынина? А денег у неё хватит? У меня есть иное предложение: ввести принцип римской демократии, но боюсь что в данном случае подавляющее большинство крикунов придётся лишать гражданства, со всеми последующими проблемами.

Статья 32 Конституции РФ

Косвенной формой участия граждан в отправлении правосудия является также осуществление гражданами полномочий членов квалификационных коллегий судей, представляющих общественность или несудебные органы публичной власти*(418). Квалификационные коллегии судей выступают элементом организационного механизма обеспечения осуществления правосудия, а их члены реализуют функцию содействия надлежащему функционированию аппарата судебной власти и контроля над ним прежде всего с точки зрения профессионализма.

В соответствии с ч. 4 ст. 123 Конституции в случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей. Иные формы участия граждан в отправлении правосудия, требования, которым эти граждане должны соответствовать, и особый правовой статус заседателей устанавливаются федеральным законодательством на основании принципов, закрепленных в ст. 32 Конституции и Законе о судебной системе РФ.

Статья 4

1 См.: постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 января 1997 года № 1-П по делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 года «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике» и от 15 января 1998 года № 3-П по делу о проверке конституционности статей 80, 92 и 94 Конституции Республики Коми и статьи 31 Закона Республики Коми от 31 октября 1994 года «Об органах исполнительной власти в Республике Коми» // СЗ РФ. 1997. № 5. Ст. 708; 1998. № 4. Ст. 532.

5. Пассивное избирательное право относится к основным правам и свободам и является индивидуальным правом гражданина, важнейшим элементом его конституционного статуса. Регулирование прав и свобод человека и гражданина находится в ведении Российской Федерации. Конституция Российской Федерации не устанавливает связанные с достижением определенного возраста и продолжительностью проживания на территории субъекта Российской Федерации условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права при выборах депутатов Государственной Думы, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления. В части 2 статьи 81 Конституции Российской Федерации установлены требования для кандидата на должность Президента Российской Федерации (постоянное проживание в Российской Федерации не менее 10 лет). Таким образом, ни для одной выборной должности, кроме должности Президента Российской Федерации, не может устанавливаться обязательное требование нахождения места жительства на определенной территории Российской Федерации.

Избирательное право -это

Есть такое явление - прямое избирательное право. Оно представляет собой процедуру, когда законы принимает не представительный орган (Совет или Дума), а сами жители страны или политического образования. Методы здесь могут быть разные: съезды, форумы и т.п. Исторически прямая демократия предшествовала представительной. Эта форма управления государства практиковалась во времена античных цивилизаций, в раннее средневековье (в том числе на Руси в виде народного вече).

Выборы главы российского государства назначаются Советом Федерации не позднее, чем за 120 дней до даты голосования. Так же как и в случае с выборами депутатов Госдумы, голосование происходит в первое воскресенье месяца, в котором истекает срок полномочий президента. К слову, Совет Федерации может и не назначить выборы, но они будут проведены во второе или третье воскресенье месяца, в котором граждане выбирали президента в прошлый раз.

Особенности избирательного права военнослужащих (Назарова И

Таким образом, основная часть избирательного корпуса территориального публичного коллектива состоит из граждан РФ, имеющих регистрацию по месту жительства в пределах данного территориального образования. Следовательно, основным «ограничителем» активного избирательного права определен ценз места жительства.

Право граждан участвовать в управлении делами государства неразрывно связано с принципом народовластия — одной из основ конституционного строя. Оно юридически обеспечивает реализацию данного принципа, включение граждан в сферу принятия и осуществления государственных решений, в сферу политики. Тем самым преодолевается отчуждение гражданина от государства. Часть 2 ст. 32 Конституции РФ закрепляет три конкретных политических права:

Кто не обладает избирательным правом

Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями проводится путем самовыдвижения, а также по инициативе одного избирателя, группы избирателей, обладающих активным избирательным правом. О выдвижении уведомляется окружная избирательная комиссия (при выдвижении кандидата в депутаты), избирательная комиссия муниципального образования (при выдвижении кандидата на пост главы муниципального образования).

Избиратель лично заполняет избирательные бюллетени, если он не имеет возможности самостоятельно заполнить бюллетень, он может воспользоваться помощью другого избирателя, за исключением члена избирательной комиссии, зарегистрированного кандидата, его доверенного лица, уполномоченного представителя избирательного объединения, блока, наблюдателя .

Активное избирательное право: что это такое, и кто им обладает

Если рассматривать первый вариант, то для него характерной особенностью является то, что любой гражданин своей страны может прийти на выборы и сделать свой выбор в пользу того или иного кандидата. Если рассматривать пассивное избирательное право, то здесь уже подразумевается участвовать в выборах, как кандидат на избираемую должность.

Посещать избирательный участок для голосования на референдуме жители РФ имеют право, независимо от пола, расы и национальности. Но имеется категория людей, которым такое право не предоставляется. Например лица, которые по решению суда являются недееспособными или отбывают наказание в тюрьме, изъявлять свою волю не имеет права.

30 Июл 2018 890