Конституции рсфср, cccр, россии. справка

  • Предмет истории государства и права России и ее место в системе юридических наук
    • Предмет и методы истории государства и права России
    • Проблемы периодизации истории отечественного государства и права
    • Место истории государства и права России в системе юридических наук
    • Проблемы историографии истории государства и права России
  • Древнерусское государство и право (IX- XII вв.)
    • Возникновение государственности у восточных славян
    • Образование Древнерусского государства. Норманнская и антинорманнская теории происхождения Древнерусского государства
    • Общественный и государственный строй Древнерусского государства
    • Формирование древнерусского права
    • Русская Правда - крупнейший памятник права Киевской Руси
  • Феодальные государства и право в период политической раздробленности (XII-XIV вв.)
    • Причины феодальной раздробленности Руси
    • Галицко-Волынское и Ростово-Суздальское княжества
    • Новгородская и Псковская феодальные республики
    • Развитие феодального русского права
  • Образование единого Русского (Московского) централизованного государства (XIV- XV вв.)
    • Образование Русского централизованного государства
    • Общественный строй Русского централизованного государства
    • Государственный строй Русского централизованного государства
    • Судебник 1497 г.
  • Государство и право России в период сословно-представительной монархии (XVI-XVII вв.)
    • Государственные реформы середины XVI в.
    • Общественный и государственный строй сословно-представительной монархии
    • Церковь и церковное право
    • Судебник 1550 г.
    • Соборное Уложение 1649 г.
  • Становление абсолютизма в России. Реформы Петра I
    • Предпосылки формирования абсолютизма в России. Социальный состав населения
    • Сословные реформы Петра I
    • Реформы центрального государственного аппарата при Петре I
    • Реформы местного управления при Петре I
    • Военная, финансовая и церковная реформы Петра I
    • Провозглашение России империей
    • Формирование новой системы права при Петре I
  • Развитие абсолютизма в России в XVIII в.
    • Государственная система абсолютизма в эпоху дворцовых переворотов
    • Государственные реформы эпохи просвещенного абсолютизма
    • Сословный строй России XVIII в.
    • Дальнейшее развитие российского права. Уложенная комиссия
  • Развитие абсолютизма в Российской империи в первой половине XIX в.
    • Государственный аппарат в первой половине XIX в.
    • Правовое положение национальных окраин Российской империи
    • Общественное устройство Российской империи. Классовая и сословная структура российского общества
    • Кодификация права Российской империи
  • Российская империя в период буржуазно-демократических реформ (2-я пол. XIX в.)
    • Экономический и политический кризис в России в середине XIX в.
    • Крестьянская реформа во второй половине XIX в.
    • Земская и городская реформы во второй половине XIX в.
    • Судебная реформа во второй половине XIX в.
    • Военная реформа во второй половине XIX в.
    • Общественный и государственный строй Российской империи в 1860-1870-е годы
    • Государственное устройство Российской империи. Контрреформы 1880-1890-х
    • Российское право во второй половине XIX в.
  • Государство и право Российской империи в период перехода к конституционной монархии (1900-1917)
    • Первая русская революция и оформление основ конституционной монархии в России
    • Первые Государственные думы
    • Аграрная реформа Столыпина
    • Государственные и общественные органы Российской империи в годы Первой мировой войны
    • Российское право в 1900-1917 гг.
  • Государство и право России в период буржуазно-демократической республики (март-октябрь 1917 г.)
    • Февральская революция 1917 г. Свержение монархии
    • Государственное устройство России в период буржуазно-демократической республики (март-октябрь 1917)
    • Законодательство Временного правительства
  • Создание Советского государства и права (октябрь 1917 - июль 1918 г.)
    • Всероссийский съезд Советов. Первые декреты советской власти
    • Борьба за упрочение советской власти
    • Создание советского государственного аппарата
    • Создание ВЧК и советской судебной системы
    • Учредительное собрание. III и IV съезды Советов
    • Создание основ социалистической экономики
    • Первая советская Конституция
    • Формирование советского права
  • Советское государство и право в период Гражданской войны и иностранной военной интервенции (1918-1920)
    • Политика военного коммунизма
    • Изменения в государственном аппарате Советского государства
    • Военное строительство в период Гражданской войны
    • Развитие советского права в период Гражданской войны
  • Советское государство и право в период нэпа (1921 - конец 1920-х). Образование СССР
    • Переход к новой экономической политике
    • Реорганизация советского государственного аппарата в период нэпа
    • Судебная реформа в период нэпа
    • Образование СССР. Конституция
    • Кодификация советского права в период нэпа
  • Советское государство и право в период социалистической реконструкции народного хозяйства и построения основ социалистического общества (конец 1920-х - 1941)
    • Социалистическая реконструкция народного хозяйства
    • Система государственных органов СССР
    • Конституция СССР 1936 г.
    • Советская правовая система
  • Советское государство и право в период Великой Отечественной войны (1941-1945)
    • Перестройка советской экономики на военный лад
    • Перестройка государственного аппарата в годы войны
    • Вооруженные силы и военное строительство в годы войны
    • Советское право в военные годы
  • Советское государство и право в 1945-1953 гг.
    • Потери СССР в годы Великой Отечественной войны
    • Реорганизация советского государственного аппарата в послевоенные годы
    • Изменения в советском законодательстве в послевоенные годы
  • Советское государство и право в 1953-1964 гг.
    • СССР в 1953-1961 гг.
    • Реформы советского государственного аппарата в 1953-1964 гг.
    • Реформирование системы советского права в 1953-1964 гг.
  • Советское государство и право в 1964-1985 гг.
    • Развитие советского государственного аппарата в 1964-1985 гг.
    • Конституция СССР 1977 г.
    • Развитие советского права в 1964-1985 гг.
  • III Всероссийский съезд Советов поручил ВЦИК разработать проект Конституции РСФСР, но ВЦИК получил возможность приступить к практической подготовке проекта Конституции только после заключения Брестского мира. На заседании ВЦИК 1 апреля 1918 г. была создана Конституционная комиссия - в ее состав вошли три представителя от большевиков (Я.М. Свердлов. И.В. Сталин, М.Н. Покровский), два - от левых эсеров, один - от эсеров-максималистов (с правом совещательного голоса), а также шесть представителей от наркоматов по делам национальностей, по военным делам, внутренних дел, юстиции, финансов и ВСНХ. Председателем комиссии был избран Я.М. Свердлов.

    Подготовка проекта Конституции продолжалась с 5 апреля по 5 июля 1918 г. Неоднородность состава комиссии значительно затрудняла ее работу.

    Комиссия приняла проект общих положений Конституции, который исходил из решений III съезда Советов. В проекте указывалось, что (1) Конституция РСФСР является конституцией государства диктатуры пролетариата и рассчитана на переходный от капитализма к социализму период; (2) основная задача государства в этот период состоит в беспощадном подавлении сопротивления эксплуататоров, уничтожении эксплуатации человека человеком и построении социализма; (3) власть принадлежит Советам; (4) Советы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом населения, могут объединяться в автономные областные союзы, входящие на началах федерации в РСФСР.

    10 июля 1918 г. Съездом была единогласно принята первая советская Конституция - Конституция РСФСР.

    Конституция РСФСР 1918 г. состояла из шести разделов: «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого парода»; «Общие положения Конституции РСФСР»; «Конструкция Советской власти (организация Советской власти в центре и на местах)»; «Активное и пассивное избирательное право»; «Бюджетное право»; «О гербе и флаге РСФСР».

    Конституция (I раздел) определила классовую сущность Советского государства как государства диктатуры пролетариата, законодательно закрепила его политическую основу - Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, также были закреплены первые шаги Советского государства по созданию социалистической экономики и объявлялись национальными достояниями земли, леса, недра и воды, весь живой и мертвый инвентарь, образцовые поместья, сельскохозяйственные предприятия и банки; подтверждала декреты о рабочем контроле и ВСНХ.

    В разделе II Конституции были закреплены права и свободы трудящихся: свобода совести, печати, собраний, митингов, союзов и др. Демократические права и свободы предоставлялись всем трудящимся независимо от пола, вероисповедания, расовой и национальной принадлежности и т.д.

    Конституция предоставила рабочим и беднейшим крестьянам возможность полного, всестороннего и бесплатного образования. Конституция предусматривала право убежища иностранцем, подвергающимся преследованиям за политические и религиозные преступления. Конституция установила обязанности граждан трудиться и защищать социалистическое Отечество. Почетное право защиты завоеваний революции с оружием в руках предоставлялось только трудящимся (на нетрудовые элементы возлагалось отправление иных военных обязанностей).

    Раздел III Конституции установил систему органов государственной власти, порядок их деятельности и компетенцию. Высшим органом государственной власти был Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов , а в период между съездами - ВЦИК, избираемый на съезде и ответственный перед ним.

    Ведению Всероссийского съезда Советов и ВНИК подлежали все вопросы общегосударственного значения: утверждение, изменение и дополнение Конституции; общее руководство всей внешней и внутренней политикой; установление и изменение границ РСФСР, принятие в состав РСФСР новых национальных республик и признание выхода из РСФСР; сношения с иностранными государствами; объявление войны и заключение мира; установление основ и общего плана народного хозяйства и отдельных его отраслей; установление общегосударственных налогов и повинностей; установление основ организации Вооруженных сил РСФСР; общегосударственное законодательство, судоустройство и судопроизводство, гражданское и уголовное законодательство; объявление общей и частной амнистии и т.д. Исключительному ведению съездов Советов подлежали установление, дополнение и изменение начал Конституции и ратификация мирных договоров. Законодательную власть в РСФСР осуществляли Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и СНК.

    Правительство РСФСР - СНК - образовывалось ВЦИК и было ответственно перед ним и Всероссийским съездом Советов. СНК предоставлялось право издавать декреты, распоряжения, инструкции и принимать все меры, необходимые для управления страной. Постановления и решения СНК, имеющие крупное общеполитическое значение, представлялись на утверждение ВЦИК.

    Руководство отдельными отраслями управления осуществляли наркоматы, во главе которых стояли наркомы, входящие в состав СНК.

    Органами государственной власти на местах являлись областные, губернские, уездные и волостные съезды Советов , а в период между съездами - избираемые на съездах Советов и ответственные перед ними областные, губернские, уездные и волостные исполнительные комитеты Советов. В городах и селениях создавались городские и сельские Советы.

    Система органов советской власти в центре и на местах была основана на их политическом единстве и последовательном проведении в жизнь принципа демократического централизма.

    В разделе IV была закреплена сложившаяся советская избирательная система - самая демократическая в тех исторических условиях в мире. Все трудящиеся, достигшие 18-летнего возраста, независимо от пола, вероисповедания, национальности, расы, оседлости, образования и т.п. имели право избирать и быть избранными в Советы. Не избирали и не могли быть избраны в Советы: лица, использующие наемный труд в целях извлечения прибыли; лица, живущие на нетрудовой доход; частные торговцы, торговые и коммерческие посредники; монахи и духовные служители церкви и религиозных культов; служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены ранее царствовавшего в России дома; душевнобольные или умалишенные, состоящие под опекой, а также лица, осужденные за корыстные и порочащие преступления на срок, установленный законом или приговором.

    Конституция закрепила неравные избирательные права рабочих и крестьян и сложившуюся практику многостепенных выборов в Советы: прямые выборы устанавливались только при избрании депутатов в городские и сельские Советы; все остальные органы власти избирались на соответствующих съездах Советов;

    Главные положения Конституции РСФСР были взяты за основу конституций Украинской, Белорусской. Азербайджанской, Грузинской, Армянской и других советских республик.

    Первая Конституция СССР после юридического образования государства очертила основы юридических отношений между республиками и утвердила порядок реализации государственной власти на территории СССР.

    Причины принятия Конституции

    30 декабря 1922 года считается датой создания СССР. Именно в тот день был подписан Договор об основании Союза Советских Социалистических республик. Подписали этот документ 4 субъекта: Украинская ССР, Российская ССР, Белорусская ССР и Закавказье. До этого времени действовала большевистская Конституция 1918 года, но ее обязательно надо было менять.

    Принятие первой Конституции СССР было обусловлено новой политической реальностью. Период Гражданской войны характеризовался политической раздробленностью, то есть не было единства в обществе. Конституция 1918 года уже не могла эффективно влиять на развитие общественной и политической жизни в государстве.

    Первая Конституция СССР: история ее утверждения

    Решение о разработке проекта Конституции было принято на том же Съезде народных депутатов, который узаконил создание государства в декабре 1922 года. Для разработки норм основного закона законодатели решили организовать работу шести комиссий. Безусловно, логика в этом есть. Во-первых, каждая комиссия отвечала за какую-то конкретную тематику. Во-вторых, на советскую власть в то время работало не так уж и много опытных юристов, поэтому в случае написания нескольких проектов партийное руководство должно было выбрать наиболее грамотный и соответствующий реальной обстановке вариант.

    После того как комиссии разработали проект Конституции и он был одобрен Центральным исполнительным комитетом, текст разослали для ознакомления и внесения собственных предложений республиканским правительствам. Логика этого действия вполне ясна: в первый период своего существования СССР действительно был "союзным", а не централизованным государством.

    После внесения предложенных и одобренных правок летом 1923 года документ рассматривают на Пленуме РКП (б) и на заседании ЦИК СССР. Он получает одобрение. Но для полной юридической легализации нормативно-правового акта в форме основного закона СССР требовалось созвать Второй Съезд народных депутатов СССР. Голосование о принятии Конституции состоялось 31 января 1924 года.

    Структура Конституции

    Как мы успели подметить, образование СССР, первая Конституция СССР - это явления взаимосвязанные. Прежде чем говорить о сути документа детально, рассмотрим структуру текста. Просмотрев бегло основные моменты, мы увидим, что в структуре Конституции можно выделить 2 основных раздела: Декларацию и Договор о создании СССР. В отличие от современных конституций, там не было раздела о правах и свободах человека, местном самоуправлении (на уровне города и села), избирательном процессе и т. д.

    Декларация как первый раздел Конституции

    Первая Конституция СССР вместо преамбулы имела в своем тексте декларацию. Такая структура немного нетипична даже для Конституций ХХ века, но все же... О чем шла речь в этом разделе?

    Первая Конституция СССР была принята в 1924 году. Годы войны были еще свежи в памяти народа, поэтому отражение в декларации влияния этих событий на жизнь людей выглядело вполне логично. Подчеркивалась победа диктатуры пролетариата над силами империализма. В нескольких словах констатировались факты тяжелых последствий военных действий в плане экономики (разоренные поля, разрушенные предприятия и т. д.).

    Кроме этого, очень четко показывались "недостатки" капиталистического строя (эксплуатация человека человеком, неравенство народов, дискриминация по расовому принципу). Советский строй, напротив, показывался как наиболее гуманный из всех возможных. Лишь диктатура пролетариата, по мнению авторов, могла стать надежной опорой для каждого жителя государства. Первая Конституция СССР была идеологически сильным документом, который гарантировал сильную основу для стартового развития советского государства.

    Полномочия СССР и союзное гражданство в Конституции 1924 года

    Договор об основании СССР предусматривал разделение властных полномочий между центром и властями союзных республик. Сфера компетенции центральных органов власти конкретно была обрисована в первой главе второй части основного закона. Итак, московские власти отвечали за:

    Взаимоотношения с иностранными государствами;

    Кредитную политику как внутри страны, так и за ее пределами;

    Вопросы войны и мира;

    Вопросы торговли с иностранными партнерами и внутри страны;

    За советскую армию, ее обеспечение и развитие;

    Транспортное сообщение и почтовое дело;

    Судебную, здравоохранительную и образовательные системы.

    Первая Конституция СССР вводила понятие общесоюзного гражданства. Глава 2 Договора устанавливала, что суверенитет союзных республик распространялся на всю их территорию. В каждой республике существовало свое собственное гражданство. Такая юридическая форма государства, как союз, автоматически подразумевает распространение суверенитета союза на всю его территорию. Соответственно, граждане союзных республик автоматически получали советское гражданство, дающее право беспроблемного проезда по всей территории огромного государства.

    Законодательная власть

    Первая Конституция СССР была принята в году смерти Владимира Ильича Ленина. Развитие советского государства на тот момент только начиналось. Отметим, что система власти, утвержденная Конституцией 1924 года, была довольно неплохой. Роль законодательного органа исполнял Центральный исполнительный комитет. Состоял этот орган из Совета Союза и Совета Национальностей. Совет Союза состоял из 414 депутатов. Представительство было от каждой союзной республики пропорциональное, в зависимости от количества населения. Совет Национальностей включал в себя по 5 представителей от полноправных союзных республик и по одному делегату от различных автономных образований (Аджария, Абхазия и т. д.). ЦИК рассматривал на своих заседаниях проекты законодательных актов, которые подавали: Президиум ЦИК (постоянный орган, который действовал в перерывах между сессиями ЦИК), народные комиссары, СНК.

    Исполнительная и судебная власть

    Первая Конституция СССР в роли главного органа исполнительной власти определяла Совет народных комиссаров. Фактически это современное правительство. СНК создается ЦИКом как орган, ведающий исполнительной властью. Первая Конституция СССР говорит, что состав СНК таков:

    Председатель (аналогия в современном мире - премьер-министр);

    Несколько заместителей (вице-премьеры);

    Народные комиссары, отвечающие за политику в основных отраслях советской жизни: иностранные дела, армия и флот, торговля, транспорт, почта и телеграф (очень важные тогда средства связи), народное хозяйство, труд, финансы, продовольствие.

    Чем ознаменовался еще 1924 год в истории?

    Год первой Конституции СССР оставил еще один след в истории СССР - 21 января 1924 года умер лидер Октябрьской революции Владимир Ульянов-Ленин. Кроме того, Великобритания в этом году признала существование СССР как государства. Вследствие международных переговоров в Италии СССР заключило Рапалльский договор, который еще раз подтвердил международное признание СССР. Зимой 1924 года была проведена денежная реформа, приведшая к стабильности в финансовом секторе и практически исчезновению инфляции.

    Выступая перед делегатами съезда, Ленин говорил: «Если теперь этому съезду нами может быть предложена Советская конституция, то лишь потому, что Советы во всех концах страны созданы и испытаны, потому что вы ее создали, вы во всех концах страны испытали; только через полгода после октябрьской революции, почти через год после Первого Всероссийского съезда Советов, мы могли записать то, что уже существует на практике».

    Конституция 1918 г. установила, что руководство Советским государством принадлежит рабочему классу, законодательно утвердила государственную собственность на землю, национализацию банков, фабрик, заводов, железнодорожного и водного транспорта, на монополию внешней торговли.

    Конституция сформулировала социалистический принцип организации труда - «кто не работает, тот не ест».

    Конституция зафиксировала право на труд, образование, свободу слова, печати, собраний, демонстраций, митингов, шествий; равноправие граждан независимо от их расовой или национальной принадлежности, равноправие мужчин и женщин.

    Большинство декларированных прав и свобод осталось только на бумаге. Советская власть игнорировала и нарушала все права, записанные в конституции.

    По конституции 1918 г. право голоса не имели «представители свергнутых эксплуататорских классов». Большевики, вероятно, не могли забыть сокрушительное поражение на выборах в Учредительное собрание. Представителям «рабочей и крестьянской бедноты» избирательные права предоставлялись с 18-летнего возраста. Лишив избирательных прав наиболее образованную часть населения, Ленин цинично заявил: «Пролетарская демократия в миллион раз демократичнее всякой буржуазной демократии. Советская власть в миллион раз демократичнее самой демократической буржуазной республики».

    Конституция предоставляла всем нациям право на самоопределение вплоть до отделения.

    МЯТЕЖ ЛЕВЫХ ЭСЕРОВ

    Левые эсеры были единственной партией, с которой большевики разделяли после октябрьского переворота власть и создали правительственную коалицию. Ленин отмечал «громадную преданность революции, обнаруженную целым рядом членов этой партии, которые проявляли всегда очень много инициативы и энергии». K июню 1918 г. в отношениях между партиями большевиков и левых эсеров назрел кризис.

    B мае этого года Советским правительством были приняты законы о продовольственной диктатуре и комитетах бедноты. Народному комиссариату продовольствия, который возглавлял А. Д. Цюрупа, предоставлялись чрезвычайные полномочия для закупки хлеба у крестьян. Изъятием хлеба занимались «продовольственные отряды», созданные из городских рабочих.

    B стране был голод. Большевики стремились справиться с продовольственным кризисом за счет крестьян. Хлеб закупался по «твердым» ценам.

    Непопулярные методы, использованные большевиками в деревне, отозвались эхом крестьянских восстаний. Сельские советы были разогнаны, вместо них насаждались комбеды. Комбеды стали опорными пунктами диктатуры пролетариата. Они занимались учетом и распределением хлеба, сельскохозяйственных орудий, отнятых у зажиточных крестьян.

    Делегаты V Всеросскийского съезда Советов идут на заседание. Фотография.

    Левые эсеры не поддерживали репрессивных мер, проводимых большевиками в деревне. Они выступали за гибкую политику ден на сельскохозяйственные продукты. Влияние левых эсеров росло. Эта партия могла бороться за голоса избирателей и оппонировать большевикам во ВЦИК и на съездах Советов. Выступая на V съезде Советов, Ленин заявил: «Тысячу раз будет неправ тот, тысячу раз ошибается тот, кто позволит себе хоть на минуту увлечься чужими словами и сказать, что это борьба с крестьянством, как говорят иногда неосторожные или невдумчивые из левых эсеров. Нет, это борьба с ничтожным меньшинством деревенских кулаков».

    Левые эсеры выступали против заключения мира с Германией. Весной 1918 г. в знак протеста против подписания Брестского мира левые эсеры вышли из состава Советского правительства.

    C целью срыва заключения сепаратного мира с Германией ЦК левых эсеров вынес свое решение - смертный приговор немецкому послу графу Вильгельму Мирбаху.

    Убийца Мирбаха Блюмкин писал перед совершением террористического акта: «Я, прежде всего, противник сепаратного мира с Германией, и думаю, мы должны сорвать этот постыдный для России мир каким бы то ни было способом, вплоть до единоличного акта, на который я решился».

    6 июля около 3 часов дня левые эсеры - сотрудники ВЧК Блюмкин и Андреев с документами, подписанными председателем ВЧК Дзержинским, проникли в здание немецкого посольства и убили немецкого посла Мирбаха.

    Совершив террористический акт, эсеры скрылись в особняке в Трехсвятительском переулке, у Покровских ворот, где размещался штаб одного из отрядов ВЧК, которым командовал Попов.

    Дзержинский прибыл в отряд Попова, чтобы арестовать террористов, но был сам арестован вместе с сопровождающими его чекистами. Вслед за арестом председателя ВЧК эсеры арестовали председателя Моссовета Смидовича, захватили здание ВЧК на Лубянке и арестовали находившихся там чекистов-большевиков. Сделать это было нетрудно - охрану здания нес отряд чекистов-эсеров.

    Из членов коллегии ВЧК удалось захватить только Лациса, все остальные находились в Большом театре на V съезде Советов.

    Пока шел съезд, левые эсеры захватили Главный почтамт и разослали по всей стране телеграммы о захвате власти, дали несколько орудийных выстрелов по Кремлю и отправили свою делегацию на съезд.

    Узнав об аресте Дзержинского, Ленин заявил, что если хоть один волос упадет с его головы, то левые эсеры заплатят за это «тысячью своих голов». Немедленно была арестована левоэсеровская фракция съезда вместе с ее лидером - Марией Спиридоновой. Bo всех районах Москвы были мобилизованы большевистские рабочие отряды.

    После октябрьского переворота главным вопросом продолжал оставаться вопрос о мире. Свое отношение к нему новая власть выразила в принятом на II съезде Советов Декрете о мире. Всем воюющим державам предлагалось заключить всеобщий демократический мир без аннексий и контрибуций.

    B ноябре 1917 г. через английского посла Бьюкенена Троцкий направил правительственную ноту послам союзных стран, воевавших на стороне России. B ней сообщалось, что II съезд Советов создал новое правительство во главе с Лениным и наркоминделом Троцким, излагалось содержание Декрета о мире, предлагалось прекратить войну и немедленно приступить к переговорам.

    Вместе с Лениным и комиссаром по военным делам H. В. Крыленко Троцкий подписал обращение к Верховному главнокомандующему русской армией генералу Духонину, в котором тому предписывалось обратиться к военным властям неприятельских армий с предложением немедленно приостановить военные действия для мирных переговоров. Показательно, что почти все материалы этого периода, вошедшие в первый том «Документов внешней политики СССР», были подписаны так: «Народный Комиссар по иностранным делам». Фамилия Троцкого была опущена, хотя те же материалы, публиковавшиеся в газетах «Правда» и «Известия», были подписаны его фамилией.

    10 ноября с аналогичной нотой Троцкий обратился к послам нейтральных стран. Через четыре дня, 14 ноября, Ленин и Троцкий подписали обращение Совнаркома к правительствам и народам союзных с Россией стран. 17 ноября Троцкий известил дипломатических представителей союзных с Россией стран, что в соответствии с договоренностью с германским командованием на Восточном фронте военные действия приостановлены. Предварительные переговоры начнутся 13 ноября (2 декабря) в 5 часов дня. B случае согласия участвовать в переговорах союзники должны были уведомить об этом Советское правительство.

    Действия Совнаркома свидетельствовали о том, что он не только на словах, но и на деле был противником тайной дипломатии, заботился о создании реальных пред-

    посылок для прекращения мировой войны, ратовал за такой послевоенный порядок, при котором не ущемлялись бы права и интересы как воевавших, так и нейтральных государств.

    Троцкий регулярно информировал трудящихся России, всего мира о ходе переговоров, комментировал их наиболее важные аспекты. По его указанию 27 ноября (10 декабря) полномочные представители Советской России пересекли линию фронта. B их числе были рабочий, крестьянин и матрос, символизировавшие опору новой власти. Помимо них в делегацию вошли А. Йоф- фе (председатель), Л.Карахан (секретарь), Л. Каменев и Сокольников. Партию левых эсеров представляла А. Би- ценко, в 1905 г. убившая военного министра России В. Сахарова. Дипломатов сопровождала группа военных консультантов во главе с контр-адмиралом B.M. Альфа- тером. Позднее к делегации присоединился бывший председатель Моссовета M. Покровский.

    C завязанными глазами их пропустили через немецкие оборонительные линии. 2(15) декабря с получасовым опозданием делегация прибыла в ставку германского командования Восточным фронтом - Брест-Литовскую военную крепость.

    B день прибытия делегации в Брест был подписан договор о перемирии между Советской Россией и державами Четверного Союза (Германией, Австро-Венгрией, Болгарией, Турцией) сроком до 12 января при автоматическом его продлении, если не последует отказа одной из сторон. B этом же договоре оговаривалась недопустимость переброски германских войск на Западный Фронт.

    По указанию Троцкого глава советской делегации Йоффе в письме к Гофману сообщил, что, согласившись начать переговоры в оккупированной немцами русской крепости, он настаивает на их перенесении в одну из нейтральных стран, в частности, в Швецию. C прибытием в Брест-Литовск глава германской делегации P. Кюль- ман и австро-венгерской О. Чернин договорились продолжать переговоры в крепости, а затем переехать в другой, не занятый немцами русский город, например, Псков, где и подписать мир.

    Переговоры проходили в непринужденной, внешне дружелюбной атмосфере. «Германия жаждала сепаратного мира с Россией (известно теперь, что она предприняла в этом направлении ряд шагов еще при царизме), - писал Йоффе. - Советская власть боролась за всеобщий демократический мир и выдвигала принципы такого мира, одинаково приемлемые для всех».

    B свободное время участники переговоров продолжали общение, вели непротокольные беседы, обменивались мне-

    Запись добровольцев в Красную Армию.

    Петроград. Февраль 1918 г. Фотография.

    ниями и суждениями по вопросам, НЄ ВХОДИВШИМ B ИХ компетенцию. Споры и беседы носили особенно оживленный характер, когда принц Баденский приглашал всех к себе на обед. «Никогда не забуду первого обеда с русскими, - вспоминал Гофман. - Я сидел между Йоффе и Сокольниковым, нынешним комиссаром финансов. Против меня сидел рабочий, которого явно смущало большое количество столового серебра. Он пробовал то одну, то другую столовую принадлежность, но вилкой пользовался исключительно для чистки зубов. Прямо напротив, рядом с принцем сидела мадам Биценко, а рядом с нею - крестьянин, чисто русский феномен C длинными седыми кудрями и огромной дремучей бородой. Один раз вестовой не смог сдержать улыбку, когда, спрошенный, какого вина ему угодно, красного или белого, он осведомился, которое крепче, и попросил крепчайшего».

    C другой стороны от Гофмана Йоффе, Каменев и Сокольников с энтузиазмом говорили о главной задаче -

    «привести русский пролетариат к вершинам счастья и благоденствия». По словам Гофмана, эта тройка поверяла ему свои планы мировой революции, что, на взгляд генерала, вряд ли было дипломатично с ее стороны.

    Столь же недипломатичным показалось сделанное Йоффе на рервом же пленарном заседании начавшейся 9(22) декабря в 4 часа 24 минуты мирной конференции предложение вести переговоры открыто, с подробным протоколированием и правом каждой стороны публикации протоколов полностью и без всяких изъятий. Ha этом заседании советская делегация изложила принципы, которыми, с ее точки зрения, следовало руководствоваться. Они были приняты Четверным союзом. Ha этом, по замыслу советской стороны, переговоры следовало бы закончить. Она предложила десятидневный перерыв.

    Согласившись с этим предложением, другая сторона в свою очередь попросила продолжить переговоры по конкретным вопросам, касавшимся не всех, а лишь некоторых заинтересованных в них государств. Переговоры были продолжены в политической комиссии. Ha ее заседаниях 14 и 15 (27 и 28) декабря германские представители огласили свой проект мирного договора. B нем содержались аннексионистские претензии к России.

    B дневниковой записи от 28 декабря Гофман отмечал: «Йоффе казался ошеломленным. После завтрака Йоффе, Каменев и Покровский, со своей стороны, и министр иностранных дел (Кюльман), Чернин и я, с нашей, провели несколько часов совещаясь. Покровский в слезах ярости воскликнул, что нельзя говорить о мире без аннексий, когда у России отнимают восемнадцать губерний». Начатые на столь мажорной ноте переговоры были прерваны.

    15 (28) декабря советская делегация отбыла в Петроград для консультаций, взяв десятидневный перерыв еще и для того, чтобы другие государства, которые пожелают все-таки присоединиться к переговорам, смогли это сделать.

    После десятидневного перерыва к официальной советской делегации присоединился сам Троцкий, взяв на себя полномочия председателя.

    Накануне поездки в Брест-Литовск Троцкий совместно с Лениным разработал дальнейший план действий. Главным его аспектом по-прежнему оставалось

    использование переговоров для развертывания пропаганды на Европу и разъяснения миролюбивой политики Советской России. Этим был обусловлен и главный тактический ход - как можно дольше затягивать переговоры. «Ленин предложил мне после первого перерыва в переговорах отправиться в Брест-Литовск, - вспоминал Троцкий. - Сама по себе перспектива переговоров с бароном Кюльманом и генералом Гофманом была мало привлекательна, но «чтобы затягивать переговоры, нужен затягиватель», как выразился Ленин. Мы кратко обменялись в Смольном мнениями относительно общей линии переговоров. Вопрос о том, будем ли подписывать или нет, пока отодвинули; нельзя было знать, как пойдут переговоры, как отразится это в Европе, какая создастся обстановка. A мы не отказывались, разумеется, от надежд на быстрое революционное развитие».

    Троцкий пунктуально проводил в жизнь эту установку, что начал уже по дороге в Брест-Литовск. Взятый им в качестве консультанта по национальному вопросу Радек на оккупированной Германией территории разбрасывал листовки. «Спустя несколько лет, - писал Фишер, - Радек со смехом описывал мне эту сцену».

    По прибытии Троцкий, по словам Гофмана, «заключил советскую делегацию в монастырь». Совместные обеды и неформальные беседы были прекращены. B корне изменился сам характер переговоров. Ha первом же заседании 27 декабря (9 января), открывшемся в 11 часов 10 минут, получив слово от председательствовавшего великого визиря Талаат-Паши, статс-секре- тарь Кюльман объявил недействительной декларацию советской делегации от 9 (22) декабря. Ha следующий день уже в качестве председательствовавшего Кюльман огласил право присутствовать на переговорах делегации Украинской Рады, или, как она тогда называлась по официальным документам, - Украинской Народной Республики.

    B ответ на обращенный Кюльманом к председателю советской делегации вопрос, «намерены ли он и его делегация и впредь быть здесь единственными дипломатическими представителями всей России», Троцкий заявил: «Заслушав оглашенную Украинской делегацией ноту Генерального Секретаря Украинской Народной Pec-

    публики, Русская делегация, в полном соответствии с признанием за каждой нацией права на самоопределение, вплоть до полного отделения, заявляет, что, со своей стороны, не имеет никаких возражений против участия Украинской делегации в мирных переговорах».

    После утверждения представителей Рады на переговорах последовал ряд пленарных заседаний, на которых велись по сути ни к чему никого не обязывающие разговоры о процедурных и второстепенных вопросах.

    K препирательствам терминологического свойства добавилась дискуссия «по содержанию». И здесь в качестве главных дуэлянтов выступали Кюльман и Троцкий. Оба они были не прочь блеснуть эрудицией и легко втягивались в многочасовые теоретические, исторические, юридические прения. Дело дошло до того, что, желая обеспечить Кюльману диалог, Троцкий перешел на немецкий язык. Вся эта агитация и пропаганда, которая велась за стенами зала заседаний, теперь обрушилась на стол переговоров, а отсюда - на страницы печати. «Началась словесная битва между Троцким и Кюльманом, - вспоминал Гофман, - которая длилась недели и не привела ни к чему».

    5 (18) января на проходившем под председательством Кюльмана вечернем заседании Троцкий резюмировал прения: «Германия и Австро-Венгрия отрезают от владений бывшей Российской Империи территорию размером свыше 150 000 квадратных верст, причем в границы ее входит бывшее Царство Польское, Литва и значительные пространства, населенные украинцами и белорусами; далее намеченная линия прорезает территорию, населенную латышами, разделяя ее на две части, и отрезает населенные эстонцами острова Балтийского моря от эстонской части континента. B пределах названных областей Германия и Австро-Венгрия сохраняют режим военной оккупации не только по заключении мира с Россией, но и по заключении всеобщего мира, причем обе упомянутые державы отказываются вступать в какие бы то ни было объяснения не только относительно срока очищения оккупированных областей, но и вообще отказываются связывать себя какими бы то ни было обязательствами в смысле очищения оккупированных областей от своих войск».

    Зафиксировав этот факт, Троцкий предложил устроить очередной десятидневный перерыв, «дабы дать воз-

    можность правительственным органам Российской Республики вынести свое окончательное решение по поводу предложенных нам условий мира». Хотя предложение о перерыве не было принято, Троцкий в сопровождении Каменева уехал в Москву.

    B примечаниях к первой части вышедшего в 1926 г. XVII тома собрания сочинений Троцкого давалось разъяснение причин принятого им решения. B частности, говорилось, что к данному моменту переговоры достигли бы той стадии, когда перерыв стал необходим. Bce притязания немцев были оглашены, и оставалось выждать, какое это произведет впечатление на Западе и внутри РСФСР, где уже начинали выявляться разногласия как внутри партии большевиков, так и между обеими правительственными партиями.

    B Германии, Австрии и Польше обострилась классовая борьба. Немалую роль здесь сыграла русская революция и, в частности, Брестские переговоры. Поэтому были все основания полагать, что каждый день затяжки переговоров будет способствовать усилению революционного движения на Западе. Между тем, в Германии и Австрии, как и в России накануне февраля, события развивались под лозунгом «Хлеба и мира!» K продовольственному кризису добавились требования угнетенных наций на самоопределение. 17 января 1918 г. граф Чернин записывал в дневнике о дурных вестях из Вены и окрестностей, о сильном забастовочном движении, вызванном сокращением мучного пайка и вялым ходом переговоров.

    Австро-венгерское правительство вынуждено было пойти на уступки, пообещав сделать все возможное для скорейшего заключения демократического мира и обеспечения масс продовольствием. Аналогично развивались события в Германии, где усилилось забастовочное движение. Правда, в отличие от австро-венгерского, правительство Германии ввело военное положение и подавило выступления силой. Тем не менее по всему ощущалось, что это начало грядущих, еще более массовых и серьезных выступлений против существовавшего порядка.

    Под влиянием событий у Троцкого и созрел знаменитый план объявить войну оконченной, но мир не подписывать. Позднее он назвал эту установку «педагогической» демонстрацией. «Я посоветовался с другими членами делегации, встретил с их стороны сочувствие и

    написал Владимиру Ильичу, - рассказывал позднее Троцкий. - Он ответил: когда приедете, поговорим; может быть, впрочем, в этом ответе было уже оформлено несогласие с моим предложением; я сейчас этого не помню, письма у меня нет под руками, да я и не уверен, сохранилось ли оно вообще».

    B примечаниях к первой части XVII тома сочинений Троцкого приводятся тексты двух записок, которые он получил, находясь в Брест-Литовске:

    1. Троцкому. Сейчас приехал Сталин; обсудим с ним и сейчас дадим Вам совместный ответ.

    2. Передайте Троцкому: просьба назначить перерыв и выехать в Питер.

    Троцкий торопился в Петроград и еще по одной причине. 5 января при поддержке руководства левых эсеров большевики выступили за роспуск Учредительного собрания. Этот акт, заметил позднее Троцкий, «чрезвычайно ухудшил наше международное положение». До сих пор немцы опасались блока большевиков с патриотически настроенным Учредительным собранием, неминуемо означавшим бы для них продолжение войны. «Разгон же Учредительного собрания, - свидетельствовал Троцкий, - означал для немцев нашу очевидную готовность к прекращению войны какой угодно ценой. Тон Кюльмана сразу стал наглее».

    Против разгона «Учредилки» выступили определенные круги в самой Советской России. B Петрограде прошли демонстрации, в которых, по разным источникам участвовало от 20 до 100 тысяч человек. Троцкий оказался решительным сторонником разгона. B конце января, выступая на III съезде Советов, он, как следовало из газетного отчета, говорил: «Власть Учредительного Собрания означала бы лишь власть партии Керенского, Чернова и др., чуть-чуть дополненных Церетели. Мы слишком хорошо знаем их по делам, для того чтобы у нас могли возникнуть в связи с передачей власти какие бы то ни были надежды. Без всякого сомнения, они, не имея никакой опоры в рабочих Советах, без которых невозможна никакая государственная деятельность, преследовали бы лишь одну цель - заручиться поддержкой солдат и потому заключить мир во что бы то ни стало.» B перерыве между пленарными заседаниями на переговорах в Бресте, пока работали экономическая (с 19 по 23 января) и правовая (с

    20 по 25 января) комиссии, Троцкий вместе с Kapaxa- ном и секретарем партии левых эсеров Карелиным побывали в Варшаве, где, как отмечалось в примечаниях к первой части XVII тома его собрания сочинений, он «был с восторгом встречен населением». 9 (22) января в отсутствие Троцкого состоялось важнейшее заседание ЦК РСДРП, на котором принято решение о переводе ЦК партии в Москву и создании Бюро ЦК, «как было в апрельские дни». B состав Бюро вошли Ленин, Сталин, Свердлов, Троцкий.

    11 (24) января состоялось заседание ЦК партии, на котором впервые в 1918 г. присутствовал и Троцкий. Среди трех рассмотренных вопросов главным был, естественно, вопрос о мире. Ko времени проведения этого заседания ЦК в партии вообще определились три точки зрения: 1) сепаратный аннексионистский мир (Ленин); 2) революционная война («левые коммунисты» - Бухарин); 3) объявление войны прекращенной, демобилизовать армию, но мира не подписывать (Троцкий). Ha состоявшемся 8 (21) января совещании партийных работников, где обсуждались тезисы Ленина о немедленном заключении сепаратного и аннексионистского мира, его точка зрения собрала 15 голосов, вторая - 32, третья - 16.

    Формально Троцкий не выступал в поддержку революционной войны. Ha этом заседании он в числе одиннадцати против двух «за» и одном воздержавшемся отверг необходимость призывов к революционной войне. Ho в его речах и действиях в январе - феврале было немало такого, что, в дооктябрьский период, заставляло сомневаться в искренности произносимых им слов и особенно пламенных речей.

    B сделанном днем ранее упомянутого заседания ЦК докладе на HI съезде Советов о работе делегации в Брест-Литовске, получившем одобрение выступивших от большевиков Каменева и Зиновьева, от левых эсеров - Камкова, от анархистов-максималистов - Рив- кина, центральной была та же идея, что и в выступлении на П съезде Советов, - без помощи пролетариата Запада Советская Россия не выстоит. «Если германский империализм попытается распять нас на колесе своей военной машины, то мы, как Остап к своему отцу (речь идет о повести Гоголя «Тарас Бульба»), обратимся к нашим старшим братьям на Западе с призывом:

    «Слышишь?», и международный пролетариат ответит - мы твердо верим в это - «Слышу!»

    B докладе также проводился тезис о бесполезности борьбы за демократический мир, если не произойдет мировой революции. «Мы предсказали, что подлинный демократический мир возможен лишь в том случае, если во всех странах вспыхнет социальная революция и если эта революция одержит окончательную победу».

    Этот тезис шел вразрез с предложением Ленина о немедленном заключении сепаратного и аннексионистского мира. Троцкий исходил из того, что сейчас только и начиналось «настоящее дело» - агитация за мировую революцию, без которой любое решение Советского правительства останется нереализованным. «Мы дали достаточную пищу для обострения классовой борьбы, для развития борьбы за мир в Западной Европе, и своими дальнейшими шагами мы будем стремиться к пробуждению западного пролетариата, к организации его сил, к обоснованию его политических стремлений, и параллельно (то есть как нечто побочное и малосущественное для победившего пролетариата, который, в отличие от своих западноевропейских собратьев, уже обладал государственной властью) с этим мы неуклонно будем проводить в жизнь две существенные задачи момента: демобилизацию армии и продолжение мирных переговоров, в течение которых мы, во всяком случае, будем по-прежнему разоблачать все те предложения, которые противоречат основам демократического мира».

    Подобную позицию Ленин весьма сдержанно квалифицировал на заседании ЦК 11 (24) января 1918 г. как «интернациональную политическую демонстрацию».

    Ha упомянутом выше заседании ЦК Бухарин тут же ухватился за предложение Троцкого «ни войны, ни мира», назвав его «самым правильным», тогда как в позиции Ленина было обнаружено по крайней мере два противоречия: Ленин считал, что республика должна занять оборонительную позицию, «но оборона предполагает войну, ведя же войну, мы идем в хвосте империализма» . Бухарин подверг критике отказ Ленина руководствоваться предложенной Троцким «политической демонстрацией», вместо которой следовало бы стать на прочные рельсы реализма, исходя в первую очередь из интересов победившего Советского государства. Распаляясь, Бухарин заявил, что он ничего особенного в воз-

    можности наступления немцев не видел, что это даже хорошо, когда они продвинутся в глубь территории России на «сто верст» и т.д.

    Пользуясь возникшей напряженностью, Троцкий поставил на голосование формулу: «Мы войну прекращаем, мира не заключаем, армию демобилизуем». За нее подано было 9 голосов, против - 7. Вот так «демонстрации» могут оборачиваться принятием политических решений, способных нанести ущерб революционной власти и стать трагедией для миллионов трудящихся. Фактическое блокирование «левых коммунистов» и Троцкого значительно ослабило позиции Ленина, одновременно выдав Троцкому своеобразный карт-бланш на продолжение своей политики. Он почувствовал себя «на коне» и, хотя при отъезде в Брест дал обещание Ленину подписать мир, как только немцы поставят ультиматум, по всему видно было, что вряд ли он станет считаться не только со своими обещаниями, но и с мнением остальных руководителей партии и государства.

    Троцкий сделал свое заявление о прекращении состояния войны с Германией, демобилизации армии и отказе подписать мирный договор 28 января (10 февраля) на ставшем последним заседании политической комиссии возобновившихся 17 (30) января переговоров. Причем сделал это при обстоятельствах, которые на первый взгляд отнюдь не требовали ни такой спешки, ни крайности решения, оказавшегося в противоречии с его же собственной позицией - тянуть как можно дольше с подписанием договора.

    26 января (8 февраля) втайне от советской делегации германская сторона подписала сепаратный договор со свергнутым уже к тому времени, но представленным собственной делегацией на переговорах правительством Украинской Рады.

    B день подписания договора с бывшей Радой Лю- дендорф потребовал от Кюльмана сдержать данное им 23 января (5 февраля) обещание германскому руководству прекратить ведение переговоров. Тот отказался, под давлением фельдмаршала Гинденбурга вмешался кайзер. Он направил Кюльману распоряжение предъявить ультиматум, подтверждавший прежние условия держав Четверного Союза: аннексия Польши, Литвы и Курляндии, оккупация прибалтийского побережья в Эстонии, Латвии и Моонзундских островов.

    Причем кайзер ставил перед статс-секретарем условие - предъявить ультиматум в течение 24 часов. Ho Кюльман и на этот раз отказался, выдвинув весьма смелое контррешение: если кайзер станет настаивать, то он вынужден будет подать в отставку. Неизвестно, чем бы закончилась эта отнюдь не дипломатическая борьба, если бы в ход событий не вмешался Троцкий.

    Знал ли он обо всех этих закулисных интригах и противоречиях в Германии? Трудно сказать наверняка. Bo всяком случае, как считает ряд зарубежных историков, «вероятно, Троцкий почуял, что пахнет ультиматумом. Ультиматум пришлось бы принять, как было обещано Ленину, а от любимой исторической формулы отказаться».

    Троцкий заторопился. Ведь можно было упустить такую редкую возможность, о которой мечталось долгие годы, - испытать на практике свои теоретические доктрины, чтобы доказать не только самому себе, но и окружающим собственную гениальность. 28 января в 17 часов 58 минут, как только Кюльман открыл заседание комиссии, Троцкий тут же взял слово и заговорил в несвойственных прежним его выступлениям B данной аудитории манере и тональности о солдате-па- xape, который должен вернуться к своей пашне, о сол- дате-рабочем, которого ждала его мастерская.

    После этого, не переводя дыхания, Троцкий огласил письменное заявление: «Именем Совета Народных Комиссаров, Правительство Российской Советской Федеративной Республики настоящим доводит до сведения Правительств и народов воюющих с нами Союзных и нейтральных стран, что, отказываясь от подписания аннексионистского договора, Россия, со своей стороны, объявляет состояние войны с Германией, Австро-Венгрией, Турцией, Болгарией прекращенным. Российским войскам одновременно отдается приказ о полной демобилизации по всему фронту.

    Л. Троцкий А. Йоффе, M. Покровский, А. Биценко, В. Карелин».

    Заявление произвело на присутствовавших, в том числе на тех, чьи фамилии были под ним зачитаны, эффект разорвавшейся бомбы. «Ничего подобного немцы не ждали, - вспоминал Йоффе. - Bce молчали. Кюльман бормотал что-то маловразумительное. Искали выхода, но не находили. Наконец, предложили co-

    звать пленум. От этого Российская делегация отказалась. Л. Д. Троцкий уехал с частью делегации».

    Таков итог участия Троцкого в международных переговорах, имевших судьбоносное значение не только для внешнеполитической стратегии первого в мире государства трудящихся, но и для стратегии Советской власти вообще.

    ПРАЗДНИКИ РОССИИ

    Конституция Российской Федерации - высший нормативный правовой акт Российской Федерации. Принята народом Российской Федерации 12 декабря 1993 года. Вступила в силу со дня официального опубликования 25 декабря 1993 года. Среди прочего упразднила Съезд народных депутатов России, Верховный Совет России и заменила их Федеральным собранием Российской Федерации, состоящим из Совета Федерации, в который входило по 2 представителя от каждого субъекта Федерации, и Государственной думы, избираемой народом.

    Конституция обладает высшей юридической силой, закрепляющей основы конституционного строя России, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина.

    История конституции России

    Элементы конституционной монархии наличествовали в России в начале XVII века - власть царя Василия Шуйского была ограничена крестоцеловальной записью. Документы конституционного содержания появились в России в первой половине XVIII века. В 1730 году Дмитрий Михайлович Голицын попытался ввести в России конституционную монархию. Власть императрицы Анны Иоанновны была ограничена «кондициями», но полноценная конституция не была введена. Опираясь на нижние чины армии, агитированные за абсолютную монархию Прокоповичем, Анна надорвала кондиции и стала абсолютной монархиней; члены Верховного тайного совета, к которому переходила полнота власти по кондициям, были почти все репрессированы.

    В 1773 году дипломат Никита Иванович Панин и литератор Денис Иванович Фонвизин попытались осуществить переворот, возвести на престол царевича Павла Петровича (воспитателем которого был Панин), и ввести в России конституцию. Екатерина II узнала о заговоре, но не подвергла заговорщиков репрессиям. Панин был лишь удалён от Павла, но при этом отблагодарствован императрицей.

    В начале своего царствования Александр I хотел ввести в России конституцию, но отказался от этой идеи. В 1815 году конституцию получило Царство Польское. Конституцию требовали ввести в России и декабристы, организации которых возникли в 1810-х годах. Проекты конституции, предлагавшиеся декабристами, были самыми различными: от проекта Никиты Муравьёва, который придерживался самых умеренных позиций, до радикальной Русской правды Павла Пестеля.

    Основные государственные законы Российской империи, впервые кодифицированные в 1832 году под руководством М. М. Сперанского, в результате опубликования Манифеста Николая II «Об усовершенствовании государственного порядка» были значительно изменены и в редакции от 23 апреля 1906 года стали фактически первой конституцией России.

    Конституция (Основной Закон) РСФСР 1918 года

    Первая конституция, конституция РСФСР, была принята V Всероссийским съездом Советов на заседании 10 июля 1918 года как Конституция (Основной Закон) РСФСР и была опубликована в «Собрании Узаконений РСФСР». Основные принципы, которые легли в основу Конституции РСФСР 1918 года (как и Конституции СССР 1924 года), были изложены в «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Конституция 1918 года закрепила диктатуру пролетариата. Лица, жившие на нетрудовые доходы или использовавшие наемный труд, были лишены политических прав. Данная Конституция была самой идеологизированной из всех советских конституций. Она утратила силу в связи с принятием Конституции (Основного Закона) РСФСР, утверждённой Постановлением XII Всероссийского съезда Советов рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов от 11 мая 1925 года.

    Конституция (Основной Закон) СССР 1925 года.

    Утверждена Постановлением XII Всероссийского Съезда Советов от 11 мая 1925 года «Об Утверждении Конституции (Основного Закона) РСФСР». Её принятие обуславливалось вхождением РСФСР в состав новообразованного Союза ССР и приведением российского законодательства в соответствие союзному (главным образом, Конституции СССР 1924 года).

    В данную Конституцию вносилось несколько изменений, связанных с изменениями административно-территориального деления и реорганизации органов советского управления.

    Конституция (Основной Закон) РСФСР 1937 года.

    Принята Постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21 января 1937 года «Об Утверждении Конституции (Основного Закона) РСФСР» из-за смены конституционного законодательства СССР в 1936 году (для приведения в соответствие Конституции СССР 1936 года).

    Конституция (Основной Закон) РСФСР 1937 года изменила название страны с Российской Социалистической Федеративной Советской Республики на Российскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику.

    Конституция (Основной Закон) РСФСР 1978 года.

    Введена в действие с Декларацией Верховного Совета РСФСР от 12 апреля 1978 года в порядке, установленном Законом РСФСР от 12 апреля 1978 года. Принята из-за смены общесоюзной «сталинской» конституции на «брежневскую» Конституцию СССР 1977 года на внеочередной VII сессии Верховного Совета РСФСР девятого созыва 12 апреля 1978 года.

    В период с 27 октября 1989 года по 10 декабря 1992 года в текст Конституции вносился ряд значительных изменений. Например, 15 декабря 1990 года в Конституцию была включена преамбула и статья 1 Декларации о Государственном суверенитете РСФСР. 16 мая 1992 года согласно закону N 2708-I она стала называться Конституцией (Основным Законом) Российской Федерации - России согласно новой редакции.

    Уже летом 1992 года Конституция под новым названием была издана большим тиражом. Однако, в статье 147 осталось наименование «РСФСР». Более того, съезд народных депутатов отказался исключить из текста конституции упоминание о конституции и законах СССР, они продолжали упоминаться во 2 части 4 статьи Конституции.

    Таким образом Конституция СССР 1977 года и законы СССР де-юре продолжали действовать на территории России до декабря 1993 года, несмотря на то, что де-факто распад СССР завершился двумя годами ранее.

    Конституция Российской Федерации 1993 года

    Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 года по результатам всенародного голосования, проведённого в соответствии с Указом Президента России от 15 октября 1993 года № 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации». Термин «всенародное голосование» (а не «референдум») был использован для того, чтобы обойти положение действовавшего Закона о референдуме РСФСР, согласно которому Конституция может быть изменена лишь большинством голосов от общего числа избирателей страны. Конституция Российской Федерации 1993 года вступила в силу в день её опубликования в «Российской газете» - 25 декабря 1993 года. За новую Конституцию проголосовало 58,43 % от числа принявших участие в голосовании, что при явке в 54,81 % составляло 32,03 % от числа зарегистрированных избирателей в России.

    Причиной принятия создания новой российской Конституции стала Октябрьская революция 1917 года. В результате этой революции изменилась форма власти в России. Россия стала советской республикой.

    Конституция РСФСР 1918 г. -- первая Советская Конституция, первый в мировой истории Основной Закон социалистического государства. Конституция подвела итог первому периоду строительства Советского государства, закрепила завоевания Великой Октябрьской социалистической революции. Конституция 1918 г. - это юридическая база текущего законодательства, на ее основе развивались Советское государство и право в последующие годы. Историческая обстановка, сложившаяся в то время, требовала создания новых конституционных законов, дополняющие и развивающие первую Советскую Конституцию. Однако, основные принципы конституции оставались в силе всю эпоху построения социализма и даже позже.

    Основной Закон 1918 г. закреплял общественные правоотношения, общественный и государственный строй, которые сложились в результате победы Октябрьской революции. Вместе с тем особенностью Советской Конституции 1918г. являлось провозглашение и определенных программных положений. Конституция не только фиксировала уже завоеванное, но и указала некоторые важнейшие задачи на будущее: уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное удаление деления общества на классы (ст. 3), создание действительно свободного, полного и прочного союза трудящихся всех наций России (ст. 8) и др.

    V Всероссийский съезд Советов, создавший Конституцию, поручил Наркомату просвещения "ввести во всех без изъятия школах и учебных заведениях Российской Республики изучение основных положений настоящей Конституции, а равно и их разъяснение и истолкование". В соответствии с этим была создана литература об Основном Законе страны. Нужно было довести до сознания каждого гражданина всю глубину идей, заложенных в Конституции.

    На основании решений Третьего Всероссийского съезда Советов 1 апреля 1918 г. на заседании ВЦИК была создана Конституционная комиссия под председательством Я.М. Свердлова. С июня 1918 г. окончательным редактированием проекта занималась комиссия во главе с В.И. Лениным.

    Первая Советская Конституция РСФСР была принята 10 июля 1918 г. на Пятом Всероссийском съезде Советов. Конституция состояла из 6 разделов и 90 статей.

    Первый раздел Конституции включал в себя Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа. В Декларации определялась социальная сущность советского государства, как государства «диктатуры пролетариата». Россия провозглашалась Республикой Советов и федерацией национальных республик. Закреплялась отмена частной собственности на землю, национализация банков, всеобщая трудовая повинность.

    Во втором разделе («Общие положения Конституции РСФСР») закреплялись некоторые права и свободы трудящихся, которые рассматривались в контексте идей классовой борьбы и диктатуры пролетариата. Предусматривалось лишение прав лиц, опасных для Советского государства.

    В третьем разделе определялись компетенция и порядок формирования центральных и местных органов власти. Высшим органом государственной власти провозглашался Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов. Он мог рассматривать любые вопросы. Только съезд Советов имел право изменять Конституцию и ратифицировать международные договоры. В перерывах между съездами высшей властью в стране наделялся Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК), который был как законодательным, так и исполнительно-распорядительным органом. Он избирался из числа делегатов съезда численностью не свыше 200 человек. Создавался Президиум ВЦИК, статус которого в Конституции четко не определялся. Общее управление делами республики осуществляло правительство - Совет народных комиссаров (СНК), которое формировалось ВЦИК и отвечало перед ним и Всероссийским съездом Советов. Правительство получило право издавать законы. Органами власти на местах являлись областные, губернские, уездные и волостные съезды Советов, формировавшие свои исполнительные комитеты. В городах и селениях создавались городские и сельские Советы.

    В четвертом разделе закреплялись нормы избирательного права. Избирательная система носила ярко выраженный классовый характер. Конституция предоставляла избирательные права только трудящимся, но исключала равное представительство рабочих и крестьян. Так, при выборах на Всероссийский съезд Советов в городах один депутат избирался от 25 тысяч избирателей, а в губерниях - от 125 тысяч жителей. Рабочие в данном случае получали очевидное преимущество. Прямыми были выборы только в сельские и городские Советы, а делегаты всех последующих уровней избирались в результате многоступенчатых выборов.

    Пятый раздел Конституции был посвящен бюджетному праву, а последний, шестой, раздел устанавливал государственную символику - герб и флаг РСФСР.

    Итак, для советской системы органов власти, закрепленной в Конституции, были характерны непризнание принципа разделения властей и множественность законодательных органов. С одной стороны, система была основана на таких демократических принципах как выборность, сменяемость, подотчетность органов власти. С другой стороны, деятельность советских органов направлялась и контролировалась партийными органами, хотя в Конституции напрямую не говорилось об особой роли правящей партии.

    Характерной особенностью законотворческого процесса являлось участие в нем широких масс трудящихся и их общественных организаций. Так в подготовке Положения о рабочем контроле, Положения о ВСНХ и других аналогичных актов активно участвовали профсоюзы и иные общественные организации и даже представители предпринимателей. В основу декретов «Об уравнении в правах всех военнослужащих» от 16 декабря 1917 г. и «О выборном начале в армии» были положены проекты, выработанные Общеармейским комитетом при Ставке. Затем эти проекты были обсуждены и одобрены Общеармейским съездом. Декрет «О национализации торгового флота» согласовывался с ЦК Всероссийского союза речников и моряков торгового флота.

    В 1917 году революционными политическими партиями, добившимися свержения монархии в Российской империи, по инициативе Временного правительства было избрано Всероссийское Учредительное собрание для законодательного закрепления завоеваний революции. Первая редакция проекта Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа была написана В.И. Лениным и внесена от имени Российской социал-демократической рабочей партии (большевиков) на заседание Учредительного собрания 18 (5) января 1918 года. Однако Учредительное собрание, в котором относительно большинство принадлежало представителям Партии социалистов-революционеров (эсеров), отклонило проект Декларации и на следующий день Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов (ВЦИК) Советов рабочих и крестьянских депутатов распустил Учредительное собрание.

    25 (12) января 1918 года Декларация с учетом ряда исправлений была принята третьим Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов. После объединения съезда Советов рабочих и солдатских депутатов со съездом Советов крестьянских депутатов текст Декларации был вновь переутвержден 31 (18) января 1918 года третьим Всероссийским съездом Советов, который выдвинул вопрос подготовки Конституции РСФСР в качестве одного из приоритетов советской власти.

    В соответствии с Декларацией Россия объявлялась «Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов». Отменялась частная собственность на землю, «все леса, недра и воды общегосударственного значения, а равно и весь живой и мертвый инвентарь, образцовые поместья и сельскохозяйственные предприятия» объявлялись общенациональным достоянием. В собственность рабоче-крестьянского государства переходили средства производства, транспорта и банки. Была создана Социалистическая Красная армия рабочих и крестьян и введена всеобщая трудовая повинность.

    Высшим органом власти РСФСР стал Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов, который созывался не реже двух раз в год ВЦИК Советов. При этом выборы Всероссийского съезда осуществлялись местными (уездными, волостными, областными) и губернскими съездами Советов на основе квот, а от участия в выборах было отстранено большое число социальных групп населения. В Конституции, в частности, было указано, что не избирают и не могут быть избранными: «лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли, лица, живущие на нетрудовой доход, как-то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т.п., частные торговцы, торговые и коммерческие посредники, монахи и духовные служители церквей и религиозных культов».

    Конституция РСФСР 1918 года состоит из шести разделов и 17 глав, часть которых не имела названия:

    Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа;

    Общие положения Конституции Российской Социалистической Федеративной Республики;

    Конструкция советской власти:

    А. Организация центральной власти; О всероссийском съезде Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов; О всероссийском Центральном Исполнительном Комитете Советов; О Совете Народных Комиссаров; О предметах ведения Всероссийского съезда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов.

    Б. Организация советской власти на местах: О съездах Советов; О Советах депутатов; О предметах ведения органов Советской власти на местах.

    Активное и пассивное избирательное право: О производстве выборов; О проверке и отмене выборов, об отзыве депутатов.

    Обилие двусмысленностей, неясностей и противоречий в Конституции 1918 г. обусловили привлечение этого документа для обоснования принципиально различных интерпретаций ранней советской истории. Сторонники теории тоталитаризма видели в ее запутанности и сложности сознательную установку большевиков, скрываясь за фасадом аморфных, полуанархических советских институций, утвердить свою монополию на власть. Классические социально-исторические интерпретации, напротив, аргументировали в пользу импровизационного характера первой конституции. По их мнению, она отразила слабость большевистской власти, которая была вынуждена принимать в расчет революционную инициативу "снизу". Эта версия, несмотря на иную расстановку оценочных акцентов, близка позиции советских историков. Последние опирались на высказывания В. Ленина, согласно которым, Конституция 1918 г. "не выдумана какой-нибудь комиссией, не сочинена юристами, не списана с других конституций", а зафиксировала "опыт борьбы и организации пролетарских масс против эксплуататоров и внутри страны, и во всем мире". Советские исследователи подчеркивали временный характер конституции, рассчитанной на переходный период, и превозносили реализм и политическую гибкость ее создателей-большевиков. Столь же разноречивы оценки Конституции 1918 г. в юридической литературе. Советские правоведы оценивали ее как образец революционного правотворчества. Современная конституционно-правовая литература характеризует Конституцию 1918 г. как самую несовершенную в истории российского конституционного права с точки зрения содержания и юридической "техники".

    При этом историки единодушны в том, что анализ Конституции 1918 г. немыслим без учета трудных обстоятельств ее подготовки и принятия. Решение о подготовке проекта конституции был принято III Всероссийским Съездом Советов в январе 1918 г. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) должен был представить проект следующему Съезду Советов. Однако к марту 1918 г., когда собрался IV Всероссийский Съезд Советов, ничего, кроме нескольких черновых набросков, выполненных комиссариатами юстиции и внутренних дел, подготовлено не было. В связи с этим 1 апреля ВЦИК учредил комиссию по разработке проекта конституции, возглавленную председателем ВЦИК Я. Свердловым. Из большевистского руководства в нее (кроме Свердлова) вошли И. Сталин и Н. Бухарин. В состав комиссии были включены также представители комиссариатов внутренних дел, юстиции, по делам национальностей, по военным и морским делам и народного хозяйства. В комиссии, в которую, помимо большевиков, вошли левые эсеры, разгорелась борьба между сторонниками централизации и децентрализации государственной власти, поборниками унитарного и федеративного устройства Советского государства (Э. Карр). Подготовленный проект был опубликован 3 июля 1918 г. и представлен на обсуждение ЦК РКП(б). После внесения поправок он был передан на рассмотрение V Всероссийского съезда Совета, который единогласно утвердил его 10 июля 1918 г. 19 июля 1918 г., после официальной публикации в газете "Известия", Конституция вступила в силу.

    В научной литературе широко распространено мнение, что руководители советского государства не приняли серьезного участия в подготовке Конституции 1918 г., соответствующего ее значению "основного закона". Этот факт чаще всего объясняется презрением большевиков к праву или обремененностью большевистских лидеров более важными делами в ситуации ураганно нараставшего политического и хозяйственного кризиса. Тезис о неучастии большевистских лидеров в создании конституции явно нуждается в релятивации. Представительный состав комиссии по подготовке проекта конституции и настойчивая борьба в ней большевиков против представителей левых эсеров по вопросу о перспективах строительства Советского государства, а также включение в конституцию по настоянию В. Ленина написанной им "Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа" - все это свидетельствует об активной роли большевистского руководства в создании первой советской конституции.

    Конституция 1918 г. состоит из преамбулы, 6 разделов, 17 глав и 90 статей. В краткой преамбуле определяется порядок вступления конституции в силу, а также меры по ее популяризации.

    Первый раздел включает "Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа", которая была написана В. Лениным не позднее 3 (16) января 1918 г. Документ был предназначен для представления в Учредительное собрание, открывшееся 5 (18) января 1918 г., и служил своего рода провокацией, нацеленной на разоблачение его "контрреволюционного" характера. "Декларация" была оглашена Я. Свердловым на его первом заседании. Как и предполагало большевистское руководство, предложение обсудить "Декларацию" было отвергнуто. 12 (25) января 1918 г. ее утвердил естественный правопреемник распущенного Учредительного собрания - III Всероссийский Cъезд Советов. В качестве раздела конституции "Декларация" претерпела переработку: из нее были изъяты все положения и упоминания, касавшиеся Учредительного собрания. При этом в ней сохранились все пункты, отражавшие главные нововведения большевистского правительства начиная с октября 1917 г., которые должно было одобрить Учредительное собрание. В первой главе Россия объявляется федеративной республикой Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских депутатов (В. Ленин вычеркнул из ее названия первоначально внесенное им определение "социалистическая"). Во второй главе в качестве мер по "установлению социалистической организации общества" декларируются социализация земли, введение рабочего контроля, трудовой повинности и вооружения трудящихся, отказ от международных финансовых договоренностей и национализация банков. В третьей главе объявляется о разрыве с международной политикой "буржуазной цивилизации". Четвертая глава признает cоветы единственным полномочным представительством трудящихся масс, подчеркивая добровольный характер федерации Советских республик России.

    Второй раздел описывает общие положения конституции. Ряд из них повторяет содержание первого раздела, отражая несовершенство структуры документа. Основной задачей рассчитанной на переходный период конституции провозглашается установление "мощной Всероссийской Советской власти". В отличие от статьи 1 статья 10 объявляет Российскую Республику "свободным социалистическим обществом всех трудящихся России". Вновь подтверждаются принадлежность всей полноты власти Cоветам и федеративный характер государства. Верховной властью в стране наделяется Всероссийский Cъезд Советов, а между съездами - Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет. Статьи, посвященные свободе совести, печати, союзов, доступа к знаниям, описывают не столько права трудящихся, сколько экономическую и социальную политику государства. Кроме того, декларируются всеобщая трудовая и воинская повинность, а также равенство прав вне зависимости от расовой и национальной принадлежности, с существенной оговоркой, что отдельные лица и группы населения лишаются гражданских прав, если "пользуются ими в ущерб интересам социалистической революции". Особо оговариваются право убежища и упрощенная процедура предоставления гражданских прав иностранцам, что отражает веру составителей конституции в близость мировой революции. В этом разделе, как и во всех остальных, большевистская партия не упоминается. Этот факт едва ли можно объяснить только желанием ленинского руководства скрыть истинную роль партии или слабостью и ненадежностью ее реального положения. Скорее всего, большевики считали партию органом не государственной, а революционной власти.

    Третий, самый обширный раздел - "Конструкция Советской власти" - состоит из двух подразделов, пяти глав и 33 статей. Подраздел А посвящен организации центральной власти. Шестая глава описывает статус Всероссийского Cъезда Советов и порядок выборов в него, неравных для городского и сельского населения. В седьмой главе очерчиваются полномочия ВЦИК, который определяется как "высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган". Восьмая глава посвящена структуре и компетенции Совета Народных Комиссаров (СНК). Декларация об его подотчетности ВЦИК нейтрализуется примечанием, согласно которому "мероприятия, требующие неотложного выполнения, могут быть осуществлены Советом Народных Комиссаров непосредственно". Отражая стремительную регионализацию Советской власти, статья 47 особо подчеркивает, что звание "народного комиссара" принадлежит только членам СНК. В десятой главе определяются предметы ведения Всероссийского Съезда Советов и ВЦИК. Перечисление 17 предметов ведения этих органов не устанавливает, тем не менее, ясных границ их полномочий, т. к. признается, что сверх перечисленных вопросов их ведению "подлежат все вопросы, которые они признают подлежащими их разрешению". Подраздел Б излагает структуру и компетенцию местных советских органов власти. Десятая глава посвящена областным, губернским, уездным и волостным Съездам Советов, одиннадцатая - местным советам, двенадцатая - предметам ведения местных органов власти. Съезды и исполнительные комитеты советов объявляются носителями высшей власти на подведомственной территории. Т.о., творцы конституции не признали принципа разделения властей. Однако пирамидальная структура и порядок подчинения низших советов вышестоящим ограничивали полномочия советов решением вопросов "чисто местного (для данной территории) значения". При этом раздел не описывает ни границ федерации, ни механизмов ее конструирования и жизнедеятельности, в результате чего федеративный принцип приобретает фиктивный характер: РСФСР по Конституции 1918 г. была федерацией без субъектов федерации.

    Четвертый раздел конституции посвящен активному и пассивному избирательному праву и состоит из трех глав и 15 статей. Избирательное право в революционной России носит ярко выраженный классовый характер. Оно предоставляется трудящимся - тем, кто добывает "средства к жизни производительным и общественно полезным трудом", а также "солдатам cоветской армии и флота" и даже иностранцам, не принявшим российское гражданство. Однако значительные группы населения лишены избирательного права по классовому признаку: использующие наемный труд, живущие на нетрудовые доходы, торговцы, священнослужители и монахи, бывшие служащие и агенты полиции.

    Пятый раздел - "Бюджетное право" - характеризует финансовую политику РСФСР как средство "экспроприации буржуазии и подготовления условий для всеобщего равенства граждан Республики в области производства и распределения богатств". Конституция декларирует допустимость и целесообразность для решения этой задачи "вторжения в право частной собственности". В разделе декретируется централизация общегосударственного бюджета, а также обозначаются принципы и процедуры распределения его средств.

    Последний, шестой раздел конституции описывает герб и флаг РСФСР.

    По поводу жизнеспособности и действенности Конституции 1918 г. исследователи высказывают принципиально различающиеся мнения. Одни считают ее мертворожденной, приводя в качестве альтернативных аргументов два обстоятельства: 1) что большевистское руководство не собиралось придерживаться записанных в ней положений; 2) что реальность Гражданской войны деформировала зафиксированные в Конституции 1918 г. институции, принципы и механизмы. Согласно другому мнению, конституция оказалась достаточно гибкой и прагматичной, что позволило ей просуществовать с незначительными изменениями до 1936 г.

    C культурно-исторической точки зрения, Конституция 1918 г. представляется документом, отражающим нарастающую разочарованность большевиков в эффективности революционной самодеятельности масс. Советы оказались неформальными объединениями с неясно очерченными функциями. Они плохо поддавались контролю и управлению, имели тенденцию к автономизации по отношению к центру и содействовали усилению центробежных сил. Основная задача Конституции состояла в четком определении их полномочий, в систематизации, унификации и централизации их деятельности. В. Ленин не скрывал этого назначения конституции. Так, на съезде губернских советов, состоявшемся через три недели после ее принятия, он, согласно газетному отчету, заявил: "Рабоче-крестьянские массы, призванные правительством к управлению страной и долгое время находившиеся вдали от этого, не могли отказаться от желания строить государство путем собственного опыта. Лозунг "вся власть Советам" привел к тому, что на местах хотели прийти к опыту государственного строительства путем собственных ошибок. Такой переходный период был необходим и оказался благотворным. В этом стремлении к сепаратизму было много здорового, доброго, в смысле стремления к созиданию. Советская конституция выявила отношение волостной власти к уездной, уездной к губернской и этой последней к центру".

    Конституцию 1918 г. позволительно интерпретировать как документ, отражающий представления большевиков о возложенной ими на себя цивилизаторской миссии. Она была направлена на дисциплинирование масс и рутинизацию деятельности советов. В этом смысле она была "антисоветской". Последующий опыт Гражданской войны убедил большевиков и их сторонников в эффективности дисциплинирующих практик и благотворности унификации и централизации. Вслед за Конституцией СССР 1924 г., Конституция РСФСР 1925 г. предусматривала более стройную иерархию советов и поставила их под более действенный контроль центральной власти.