Как происходит продажа арестованного имущества судебными приставами. Продажа имущества судебными приставами: суть и принципы процедуры в РФ

    ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ АРЕСТОВАННОГО ИМУЩЕСТВА ДОЛЖНИКА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

    Ю.В. БЕЛЯНОВ

    В соответствии со ст. 2 Гражданского процессуального кодекса РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.

    Вместе с тем не следует пренебрегать также исполнением вынесенных судебных решений, в рамках которых взыскатель нередко сталкивается с проблемами реализации арестованного имущества.

    После проведения мероприятий по возбуждению исполнительного производства, розыску имущества должника, наложения на него ареста и определения рыночной стоимости арестованной вещи оцененное имущество должника должно быть направлено судебным приставом на реализацию. Сроки реализации регулируются ч. 6 ст. 87 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) и исчисляются со дня вынесения постановления об оценке имущества. Не ранее 10 дней (предоставленных законом для обжалования результатов оценки) и не позднее 20 дней судебный пристав передает имущество на реализацию. Вместе с тем нормативные документы Федеральной службы судебных приставов устанавливают более строгие сроки для судебных приставов-исполнителей: в соответствии с п. 2.3 Приказа ФССП России N 347 от 25.07.2008 (далее - Приказ N 347) судебный пристав-исполнитель обязан передать в соответствующий территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущества) вещь, подлежащую реализации. Такое имущество передается в натуре или, в случае если имущество находится под охраной или на хранении у третьего лица, такая передача осуществляется путем составления акта приема-передачи. Кроме того, в п. 2.1 Приказа N 347 устанавливается четкий порядок действий должностных лиц с детализацией сроков. Так, судебный пристав-исполнитель не позднее чем на следующий день после вынесения постановления о передаче имущества должника на реализацию направляет в Росимущество уведомление о готовности имущества к реализации. Росимущество в течение 7 дней принимает решение либо о самостоятельной реализации арестованного имущества, либо о привлечении специализированной организации (в качестве которой могут выступать физические или юридические лица, отобранные Росимуществом на конкурсной основе), которая будет заниматься реализацией имущества должника, и затем не позднее следующего рабочего дня письменно извещает территориальный орган ФССП России о принятом решении, после чего между ФССП России с одной стороны и Росимуществом с другой стороны (в случае принятия решения о реализации через привлеченного контрагента - непосредственно со специализированной организацией) осуществляется фактическая передача имущества для последующей реализации в счет погашения задолженности в соответствии с ч. 7 ст. 87 Закона об исполнительном производстве.

    Рассматривая проблемы, связанные с продажей арестованного имущества, прежде всего необходимо обусловить существующие способы, которые законодательно закреплены и применяются для реализации арестованного имущества должников. Закон об исполнительном производстве устанавливает два основных способа: реализация имущества проводится либо путем комиссионной продажи, либо посредством проведения публичных торгов. Способ реализации определяется в зависимости от вида имущества должника и его стоимости, определенной в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 87 Закона об исполнительном производстве.

    Комиссионная продажа как вид реализации имущества должника предусмотрена для имущества и вещей стоимостью менее 500 тыс. руб., а также любых иных вещей, не подлежащих продаже путем проведения торгов. На основании ч. 10 ст. 87 Закона об исполнительном производстве переданная Росимуществу вещь, подлежащая реализации на комиссионных началах в соответствии с принятым постановлением судебного пристава-исполнителя, должна быть реализована в срок, не превышающий одного месяца со дня передачи имущества на реализацию. Необходимо отметить, что если по истечении установленного срока указанное имущество не удалось реализовать, судебный пристав-исполнитель выносит постановление, согласно которому цена снижается на 15%. Не позднее дня, следующего за днем вынесения данного постановления, оно должно быть направлено взыскателю с целью информирования о снижении цены. Вместе с тем в практике часто встречаются случаи, когда после снижения цены на 15% имущество не удается реализовать. Причинами этого может являться, например, неликвидность реализуемого имущества или его моральная устарелость (это актуально для компьютерной техники). Если такое имущество не было реализовано в течение месяца с момента снижения цены на 15%, в соответствии с ч. 11 ст. 87 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель принимает решение о предложении взыскателю оставить имущество по цене на 25% ниже его первоначальной продажной стоимости. При получении такого предложения взыскатель обязан уведомить судебного пристава-исполнителя о принятом решении. Если решение взыскателя не предоставлено судебному приставу-исполнителю в определенный срок, такое бездействие расценивается как отказ от предложения оставить имущество за собой. В этом случае нереализованное имущество подлежит возврату должнику, и дальнейшее обращение взыскания на нереализованное имущество в счет погашения задолженности перед взыскателем по данному исполнительному производству более не осуществляется. Погашение задолженности в этом случае возможно за счет иного выявленного имущества должника.

    Срок проведения комиссионной продажи составляет 1 месяц, что также затягивает исполнительное производство. Нередко выявленное имущество должника не удается реализовать ввиду отсутствия эффективного механизма доведения информации о продаже до широкого круга лиц. Кроме того, большинство реализуемых вещей не представляют ценности ввиду того, что они находились в употреблении. Необходимо понимать, что с учетом истечения времени такая вещь теряет ценность и круг лиц, желающих ее приобрести, сужается. Решением проблемы ликвидности может стать создание сети комиссионных магазинов для реализации такого товара. В случае если имущество должников будет передаваться на реализацию в такие магазины, все слои населения получат доступ к товару в привычной и понятной каждому покупателю форме розничной торговли с возможностью физической визуализации приобретаемой вещи. Применение на практике таких мер позволит повысить процент реализации имущества должников и сократить сроки реализации, что, соответственно, оптимизирует сроки исполнения судебных актов. Аналогичный опыт реализации имущества должников через специализированные магазины применяется в ряде других государств, в том числе в Белоруссии и Казахстане .

    Реализация имущества должника в форме публичных торгов предполагает более сложную схему, вместе с тем отчасти похожую на процесс продажи на комиссионных торгах.

    Особенность такой формы реализации обусловливается ее взаимовыгодностью, на что указывают многие авторы, в том числе М.И. Брагинский и В.В. Витрянский, которые отмечали: "Торги, призванные обеспечить заключение договора на оптимальных условиях, и прежде всего в отношении цены, защищают тем самым интересы того, кто прибегнул к торгам. Однако в получении самой высокой цены могут быть заинтересованы при определенных условиях и третьи лица. Прежде всего, это кредиторы должника. В роли такого третьего лица - кредитора или иного заинтересованного лица - может выступать также государство. Тем самым наряду с частным возможен и публичный интерес к торгам" .

    Основным отличием публичных торгов от комиссионной продажи является форма их проведения - аукцион с установлением начальной продажной стоимости реализуемого имущества должника. Однако необходимо отметить, что торги проводятся только в отношении некоторых видов имущества, установленных в ч. 3 ст. 87 Закона об исполнительном производстве.

    К имуществу, подлежащему реализации путем проведения торгов, относится прежде всего недвижимое имущество, имущество, обремененное залогом (в случае если на данное имущество обращено взыскание для удовлетворения требований взыскателя, не являющегося залогодержателем), имущественные права (в том числе дебиторская задолженность), а также ценные бумаги (за исключением инвестиционных паев открытых паевых инвестиционных фондов, а по решению судебного пристава-исполнителя - также инвестиционных паев интервальных паевых инвестиционных фондов) и предметы, имеющие историческую или художественную ценность. К реализуемым на торгах вещам также относятся неделимые сложные вещи, а также главная и принадлежная вещь, т.е. связанная с ней общим назначением.

    Необходимо отметить: кроме Росимущества, право реализации имущества должника на торгах имеют лица и организации, аккредитованные Росимуществом. Единственной оговоркой является то, что такие организации уполномочены заниматься реализацией имущества определенного вида (ч. 1 ст. 87 Закона об исполнительном производстве).

    Стоимость имущества, реализуемого на торгах, не должна быть ниже оценочной стоимости, указанной судебным приставом в постановлении об оценке вещи. При реализации имущества, обремененного залогом, цена устанавливается не ниже стоимости, определенной судебным актом, на основании которого происходит обращение взыскания.

    Общий срок реализации имущества должника на торгах не должен превышать двух месяцев (ст. 90 Закона об исполнительном производстве). Таким образом, процесс реализации может затягивать срок исполнения судебного акта дополнительно на 2 месяца. Вместе с тем в соответствии с нормами ст. 36 Закона об исполнительном производстве совокупный срок для исполнения всех требований, содержащихся в исполнительном документе, составляет всего 2 месяца со дня возбуждения исполнительного производства. Поскольку требования исполнительного документа предполагают более широкий перечень действий, направленных на выявление и арест имущества должника, процесс реализации имущества должен быть сокращен до минимального срока с целью недопущения коллизии норм права и обеспечения возможности осуществлять все необходимые исполнительные действия в максимально короткий срок, не нарушающий нормы ст. 36 Закона об исполнительном производстве.

    Реализация имущества должников в США осуществляется Службой маршалов путем аукциона и должна быть осуществлена в течение 90 дней , однако данный срок исчисляется с момента возбуждения исполнительного производства, и в перечень проводимых мероприятий входит также розыск имущества, который может занимать большую часть времени. В то же время срок реализации активов должника в Российской Федерации составляет совокупно 2 месяца без учета срока розыска активов и процесса наложения ареста на выявленное имущество должника, который дополнительно исчисляется двухмесячным сроком. Следовательно, при сопоставлении правовых норм, действующих в Российской Федерации и США, получается, что совокупный срок мероприятий в Российской Федерации составляет минимум 4 месяца (при этом срок не является пресекательным и может быть продлен), а согласно законодательству США данный срок составляет 3 месяца и не может быть нарушен. Полагаем необходимым оптимизировать данные сроки в нашей стране.

    В этой связи интересен опыт Армении в создании системы электронного аукциона для реализации имущества должников, действующей в республике с 2006 года . Длительность публичных торгов составляет всего 10 дней, этот срок продлевается на 10 минут в случае поступления нового ценового предложения. Следовательно, двухмесячный срок для проведения торгов, применяемый в нашей стране, слишком длинный и должен быть оптимизирован. Кроме того, применение аналогичных законодательных изменений в Российской Федерации позволит сократить сроки ведения исполнительного производства, в котором у должника выявлено имущество, подлежащее реализации на торгах.

    В законодательстве Финляндии применяется альтернативный способ реализации, в соответствии с которым судебный пристав обязан размещать объявления о проводимых торгах сразу в нескольких источниках информации, что позволяет охватить более широкий круг потенциальных покупателей, и, что особенно интересно, судебный пристав имеет право дополнительно делать предложения посредством телефонной связи или электронной почты, как следует из раздела 22 главы 5 Исполнительного кодекса Финляндской республики . Дополнительно пристав уполномочен проводить запрос предложений о размере покупной стоимости имущества еще до проведения аукциона по реализации имущества. Поступившие предложения в этом случае обязательно учитываются при подведении итога торгов.

    Такой механизм активных действий, направленных на поиск покупателей со стороны судебного пристава, значительно повышает вероятность реализации имущества должника и, следовательно, должен быть применен и в Российской Федерации.

    В настоящее время передача имущества на реализацию между ФССП России и Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляется путем подписания акта приема-передачи, составляемого на бумажном носителе. С целью оптимизации данного процесса необходимо внедрить систему электронного обмена документами. Это позволит сократить срок подписания актов по передаче имущества, поскольку сотрудниками тратится время на доставку и подписание соответствующих актов, в то время как электронный документ доставляется мгновенно, а электронные подписи обеспечивают достоверность документов.

    Также представляется целесообразным перевести все проводимые аукционы на электронную основу, что позволит в итоге сократить время проведения торгов. После осуществления таких мероприятий на законодательном уровне необходимо предусмотреть более короткие сроки и внести соответствующие изменения в ст. 90 Закона об исполнительном производстве. В настоящее время допустимый срок проведения реализации имущества должника составляет 2 месяца, как указывалось ранее, что противоречит нормам ст. 36 Закона об исполнительном производстве, в которой предусматривается, что совокупный срок для исполнения требований исполнительного листа не должен превышать двух месяцев.

    Важное изменение, которое необходимо отдельно отметить, заключается в обязанности Росимущества в срок, не превышающий 10 дней с момента получения имущества для реализации по акту приема-передачи имущества, опубликовать информацию в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования. Данная обязанность предусмотрена в п. 2.6 Приказа N 347. Необходимо отметить, что вместо общепринятых публикаций в печатных изданиях информацию о предстоящих торгах в настоящее время следует получать на официальном сайте torgi.gov.ru, созданном специально для этих целей Постановлением Правительства РФ .

    Согласно разъяснениям Федеральной антимонопольной службы указанный интернет-ресурс установлен как единственный источник публикаций о предстоящих торгах. Таким образом, обязанность размещать извещение о проведении торгов по реализации имущества должника в периодическом печатном издании (а также на интернет-сайте организатора торгов) была упразднена с момента введения в действие интернет-ресурса torgi.gov.ru.

    Росимущество обязано публиковать информацию о предстоящей реализации не менее чем за 30 дней до даты проведения торгов.

    Кроме того, при поступлении от реализатора информации о назначении торгов судебный пристав обязан также информировать о предстоящих торгах заинтересованные стороны исполнительного производства: взыскателя и должника.

    Срок, установленный для направления сторонам исполнительного производства извещения о проведении торгов, различается в зависимости от того, является реализуемое имущество обремененным или нет. Если реализуется имущество, являющееся предметом договора залога, извещение о предстоящих торгах должно быть направлено реализатором не позднее чем за 10 дней с момента получения имущества для реализации по акту приема-передачи имущества, но не ранее чем за 30 дней до даты проведения торгов по реализации имущества должника. Данная обязанность предусмотрена в ст. 57 Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" . Если предметом реализации является имущество, не обремененное залогом, в соответствии со ст. 448 Гражданского кодекса РФ реализатор обязан опубликовать такую информацию не менее чем за 30 дней до даты проведения торгов.

    После проведения вышеуказанных действий реализатор проводит публичные торги по реализации имущества. В случае если имущество должника удалось реализовать, торги объявляются состоявшимися и составляется соответствующий протокол. Завершающей стадией процесса реализации имущества должника на торгах является заключение договора с победителем торгов, определенным вышеуказанным протоколом, за которым следует фактическая оплата приобретаемого имущества покупателем и последующая передача вещи. Такой договор может быть заключен не ранее чем через 10 дней, отсчитываемых с момента подписания протокола, а в случае если было размещено объявление в Интернете, такой срок отсчитывается с момента размещения данного объявления о торгах. Если имущество не удалось реализовать (например, ввиду отсутствия желающих приобрести имущество), такие торги признаются несостоявшимися.

    В соответствии с п. 2.1 Приказа N 347 Росимущество уведомляет судебного пристава-исполнителя в срок не позднее одного дня с момента признания торгов несостоявшимися.

    Исходя из норм законодательства, регулирующего порядок дальнейших действий пристава, необходимо понимать, что в случае признания торгов несостоявшимися основной причиной невозможности реализации имущества законодатель считает завышенную стоимость реализуемого имущества должника.

    Следовательно, судебный пристав-исполнитель обязан в день уведомления принять постановление о снижении цены. На основании ст. 87 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель в день получения уведомления от Росимущества о признании торгов несостоявшимися выносит постановление о снижении начальной продажной стоимости имущества на 15%. Необходимо отметить, что меры, направленные на снижение начальной продажной стоимости имущества, не всегда дают результат. Нередко реализуемое имущество представляет собой оборудование, предназначенное для производства техники или товаров узкой специализации, или какие-либо запчасти для такого оборудования.

    Таким образом, публикации в различных общедоступных источниках информации недостаточно для эффективной реализации имущества. Кроме того, потенциальными клиентами на приобретение имущества являются прежде всего компании, которые занимаются профильной деятельностью, исходя из специфики имущества. Следовательно, целесообразно наделить реализаторов правом направлять прямые предложения к участию в открытых торгах профильным компаниям, которые могут быть заинтересованы в приобретении нереализованного имущества должника.

    Для имущества широкого профиля возможно также принимать дополнительные меры, направленные на его продажу: например, законодательно наделить реализатора имущества правом привлекать риелторов или иных продавцов для оперативного поиска покупателей, что позволит повысить вероятность реализации продаваемого имущества. Для реализации автотранспортных средств возможно использовать крупнейшие публичные интернет-ресурсы, специализирующиеся на продаже автомобилей, или направлять предложения в местные компании по продаже автотранспортных средств, бывших в употреблении.

    В соответствии с ч. 1 ст. 92 Закона об исполнительном производстве организатор торгов обязан "не ранее десяти дней, но не позднее одного месяца со дня объявления торгов несостоявшимися" назначить дату повторных торгов. Таким образом, получается, что реализатору предоставляется 20 дней для назначения даты проведения повторных торгов, что может необоснованно затянуть процесс реализации арестованного имущества должника. Следовательно, в настоящее время требуется оптимизация данного срока, которая может быть осуществлена введением дополнительных правовых норм в нормативные правовые акты, регулирующие порядок реализации имущества должников, прежде всего в Закон об исполнительном производстве. Данный срок может быть сокращен путем установления обязанности судебного пристава назначать дату повторных торгов незамедлительно по истечении десятидневного срока, предусмотренного на обжалование торгов.

    Все вышеуказанные проблемы, связанные с длительными сроками реализации арестованного имущества должников, являются важнейшими проблемами исполнения судебных актов в целом, в связи с чем обусловлена необходимость создания дополнительных способов скорейшей реализации имущества должника с целью сокращения сроков исполнения судебных актов и повышения действенности исполнительного производства.

    Для повышения эффективности следует разработать более короткие схемы реализации имущества должника, в том числе обратиться к опыту других стран.

    Таким образом, можно сделать вывод о необходимости внесения изменений в законодательство Российской Федерации в рамках порядка и сроков проведения комиссионной продажи имущества, а также публичных торгов с целью сокращения сроков реализации имущества должников. Опыт иностранных государств может быть также использован в современной российской практике. Принятие мер по сокращению сроков позволит соответственно ускорить процесс исполнения судебных актов в Российской Федерации в целом.

    Список литературы

    1. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга первая: общие положения: 2-е изд., испр. М.: Статут, 1999.
    2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федер. закон от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 22.10.2014) // Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
    3. Кодекс об исполнительном производстве Финляндской Республики N 705/2007.
    4. Медведев В.В. Сравнительный анализ систем принудительного исполнения России и Соединенных Штатов Америки // Практика исполнительного производства. 2013. N 4.
    5. Об ипотеке (залоге недвижимости): Федер. закон от 16.07.1998 N 102-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
    6. Об исполнительном производстве: Федер. закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 08.03.2015) // Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
    7. Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 10.09.2012 N 909 (ред. от 07.02.2015) // Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
    8. Об утверждении Порядка взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество: Приказ ФССП России N 347, Росимущества N 149 от 25.07.2008 (ред. от 15.09.2014) // Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
    9. О направлении разъяснений по вопросам, связанным с размещением информации о проведении торгов по реализации арестованного и (или) заложенного имущества: письмо ФАС России от 03.10.2014 N АК/40175/14 // Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
    10. О принудительном исполнении судебных актов: Закон Республики Армения от 05.05.1998 N ЗР-221.
    11. О службе по обеспечению принудительного исполнения судебных актов: Закон Республики Армения от 08.10.2001 N ЗР-224.

    References

    1. Braginskij M.I., Vitrjanskij V.V. Dogovornoe pravo. Kniga pervaja: obshhie polozhenija: 2-e izd., ispr. M.: Statut, 1999.
    2. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast" pervaya): Feder. zakon ot 30.11.1994 N 51-FZ (red. ot 22.10.2014) // Dostup iz SPS "KonsultantPljus".
    3. Kodeks ob ispolnitel"nom proizvodstve Finljandskoj Respubliki N 705/2007.
    4. Medvedev V.V. Sravnitel"nyj analiz sistem prinuditel"nogo ispolnenija Rossii i Soedinennyh Shtatov Ameriki // Praktika ispolnitel"nogo proizvodstva. 2013. N 4.
    5. Ob ipoteke (zaloge nedvizhimosti): Feder. zakon ot 16.07.1998 N 102-FZ (red. ot 21.07.2014) // Dostup iz SPS "Konsul"tantPljus".
    6. Ob ispolnitel"nom proizvodstve: Feder. zakon ot 02.10.2007 N 229-FZ (red. ot 08.03.2015) // Dostup iz SPS "Konsul"tantPljus".
    7. Ob opredelenii oficial"nogo sajta Rossijskoj Federacii v informacionno-telekommunikacionnoj seti "Internet" dlja razmeshhenija informacii o provedenii torgov i vnesenii izmenenij v nekotorye akty Pravitel"stva Rossijskoj Federacii: Postanovlenie Pravitel"stva RF ot 10.09.2012 N 909 (red. ot 07.02.2015) // Dostup iz SPS "Konsul"tantPljus".
    8. Ob utverzhdenii Porjadka vzaimodejstvija Federal"noj sluzhby sudebnyh pristavov i Federal"nogo agentstva po upravleniju gosudarstvennym imushhestvom po voprosam organizacii prodazhi imushhestva, arestovannogo vo ispolnenie sudebnyh reshenij ili aktov organov, kotorym predostavleno pravo prinimat" reshenija ob obrashhenii vzyskanija na imushhestvo: Prikaz FSSP Rossii N 347, Rosimushhestva N 149 ot 25.07.2008 (red. ot 15.09.2014) // Dostup iz SPS "Konsul"tantPljus".
    9. O napravlenii raz"jasnenij po voprosam, svjazannym s razmeshheniem informacii o provedenii torgov po realizacii arestovannogo i (ili) zalozhennogo imushhestva: pis"mo FAS Rossii ot 03.10.2014 N AK/40175/14 // Dostup iz SPS "Konsul"tantPljus".
    10. O prinuditel"nom ispolnenii sudebnyh aktov: Zakon Respubliki Armenija ot 05.05.1998 N ZR-221.
    11. O sluzhbe po obespecheniju prinuditel"nogo ispolnenija sudebnyh aktov: Zakon Respubliki Armenija ot 08.10.2001 N ZR-224.
    12. URL: http://pda.fssprus.ru/inter_razdel25/.

    Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Исполнительное производство, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

Если вынесенное судом решение не исполняется должником добровольно, то начинается процедура принудительного взыскания. Занимается этим служба приставов на основании полученных от взыскателей исполнительных документов.

При отсутствии денежных активов, взыскание будет обращено на имущество. Однако его продажа с целью погашения долга должна осуществляться в особом . Для этого организуются торги, а арестованное приставами имущество на торгах реализуется.

Орган, уполномоченный на арест имущества за долги. Фото № 1

По всем действующим в законодательстве сегодня нормам провозглашается неприкосновенность и охрана личной собственности. Следовательно, никто не может быть лишен своего имущества просто так. Однако в некоторых ситуациях это позволительно.

Если лицо не исполняет взятые на себя обязательства, то требование об их исполнении могут стать предметом судебного рассмотрения. По его итогам выносится решение о взыскании долга. Если и указанное решение не торопятся выполнять, за дело берутся судебные приставы. После получения исполнительных , они возбуждают производство. При этом должнику дается пять дней для того, чтобы исполнить все добровольно.

Отсутствие исполнения является основанием для применения принудительных мер. Первоначально взыскание должно обращаться на денежные средства. Если они отсутствуют, их недостаточно, приставы берутся за имущество должника.

Приставы вправе арестовывать имущество для обеспечения уплаты долгов. Для этого ими делается опись всего арестованного имущества. Далее ставится вопрос о его реализации. Если должник не может сделать этого самостоятельно, то это поручается специальной организации.

Что продается на торгах?

Конфискованное имущество, подлежащее реализации в счет уплати долга. Фото № 2

Регулирование процедуры проведения торгов осуществляется Законом «Об исполнительном производстве» (ст. ст. 87, 89), а также ГК РФ.

При отсутствии добровольного исполнения, приставы принимают решение о реализации арестованного имущества. Следовательно, все, что внесено приставами в опись может быть продано. Главное, чтобы опись была составлена правильно. Приставы должны арестовывать только вещи, принадлежащие должнику, не внесенные в список вещей, запрещенных к изъятию.

Кроме того, по сумме они должны примерно соответствовать сумме задолженности. При этом на торгах возможна продажа не только вещей, но и различных имущественных прав. А при определенных условиях и дебиторской задолженности. Законом установлено, что продажа некоторых арестованных объектов, возможна только на аукционе.

К их числу относятся:

  • ценные бумаги;
  • имущественные права;
  • залоговое имущество;
  • предметы с исторической или художественной ценностью;
  • вещи дороже 500 тыс. руб.

Кто занимается реализацией?

Порядок реализации имущества, подлежащего конфискации за долгу. Фото № 3

Следует отметить, что приставы предпринимают все возможные меры для выполнения судебных решений. В их задачу входит поиск имущества, его опись, арест и передача на продажу.

Для реализации имущества приставы проводят оценку арестованных вещей и выносят постановление об их передаче специализированным организаторам продажи. Сами приставы его реализацией не занимаются.

На сегодня такими полномочиями располагает специализированная организация Росимущество. Она имеет свои подразделения (управления) в каждом регионе. После вынесения решения о реализации соответствующее подразделение Росимущества обязано его принять по акту. Оно может поручить непосредственное проведение и иным организациям, выбранным для этой цели по результатам конкурса.

Начальная стоимость арестованного приставами имущества

Имущество выставляется на торги по определенной цене. Приставы после ареста вещей должны произвести их оценку. Как правило, установленная при этом цена вещей довольно невысока.

Эти сведения вместе с самим имуществом они передают организатору продажи. При этом в законе предусматривается, что начальная цена не должна устанавливать меньше той, которая указана в акте об оценке. А вот продавать по более высокой стоимости не запрещается.

Следует иметь в виду, что при возникновении проблем с продажей вещи, ее первоначальная цена может быть снижена. При отсутствии реализации в течение месяца она снижается на пятнадцать процентов.

Как проводятся торги?

Проведение торгов. Фото № 4

Для начала реализации имущества пристав должен вынести соответствующее постановление. На его основании он передает имущество организатору продажи. Принявшая имущество организация должна разместить сведения о предстоящих торгах в СМИ, а также официальном сайте для размещения информации о проведении торгов. В таком сообщении должна указываться полная информация о предстоящих торгах.

Все лица, заинтересовавшиеся продажей, подают свои заявки, вносят определенный в извещении задаток. Далее, если участники явились, проходят сами торги, по результатам которых с победителем заключается на приобретение вещи.

Остальным участникам внесенный задаток возвращается. Если заявка поступила только от одного человека, никто не пришел или не пожелал купить товар, то торги будут признаны несостоявшимися.

При этом стоимость имущества снижается, и оно снова выставляется на торги. Если и повторно проводимые торги не состоялись, то взыскателю предлагается забрать само это имущество. Если он отказывается его брать, то арестованные вещи возвращаются обратно к должнику. Общий срок для их проведения установлен в два месяца.

Как узнать об их проведении?

Информация о продаже арестованного имущества является открытой. О проведении таких торгов обязательно сообщать в печатных изданиях (СМИ) и Интернете. При этом делаться это должно заранее за месяц до назначенной даты торгов. Поэтому ознакомиться с информацией о них можно в местных СМИ.

Помимо этого, узнать о продаже арестованного имущества можно на сайте Росимущества, службы судебных приставов, а также официальном сайте для размещения информации о проведении торгов. В таком извещении должна указываться вся информация о предстоящих торгах, в том числе, об имуществе, его цене, начале торгов, сумме требуемого задатка.

При неисполнении судебных решений должники могут в принудительном порядке лишаться своего имущества. В ходе исполнительного производства оно подлежит аресту с последующей продажей. После выставления специализированной организацией этого на торги, любой желающий может приобрести его по привлекательной цене. Главное, чтобы вся процедура проводилась на законных основаниях и в правильном порядке.

О том как и где приставы продают имущество должников вы можете узнать, посмотрев видео:

Напишите вопрос жилищному юристу в форму ниже Смотрите также Телефоны для консультации

03 Дек 2017 54

Обсуждение: есть 1 комментарий

    здравствуйте!насчет арест и постановления имущества на торги я не согласна,можно пробить счета должника,другое имущество.имеющееся в наличии.а недвижиемое имущество нельзя выставлять на то торги,где прописаны несовершеннолетние дети и не имеет при этом значения,что они не дольщики.а чтоб приставу исполнителю поставить квартиру на торги,должен быть на это суд на его разрешение.а перед судопроизводством должно быть разрешение либо от муниципалитета либо от органов опеки.Как правилосудебные,приставы,это бывшие коллекторы.и они не подчиняются законодательству и квартиру молча выставляют на торги без почтового уведомления даеще и берут незаконно налоги за исполнительский сборА до закрытия дела еще у приставов уйма времени.здесь производит банк давление на пристава-исполнителя.,тот заемщика вводит в заблуждение да еще и деньги вымогает,здесь действует банда во главе банкиров,проплачивают довольно таки большую сумму денег,а пристав уже действует по указанию шишки,т.е. банкира,вот такой случай,который я написала относится к моей семье.пристав из службы фссп-Чуев василий иванович.вот благодаря таким финансовым мохинациям у нас дети оказались на улице.мы уже ни на кого не надеемся,может только если какой-нибудь скандальный политик обратит на мой комментарий.а когда благодаря черным сделкам с квартирами и дети остаются без жилья-это огромные миллионы,черный прибыльный бизнес и очень большая нажива для опеки,которые втихаря наводят справки о родителях.предоставляют ложную информацию и действуют против всех законов.

    Ответить

Некоторые граждане иногда попадают в весьма щепетильные ситуации. И возникают они, когда скопились долги по кредитам, а оплачивать их попросту нечем. Тогда в гости стоит ждать судебных приставов, которые займутся описью имущества. Впоследствии же, будет произведена продажа арестованного имущества судебными приставами. К такой ситуации лучше быть подготовленным с юридической точки зрения.

В этой статье

Как проводится продажа арестованного имущества?

Согласно действующему законодательству, для того чтобы реализовать арестованное имущество есть срок в десять дней, с того момента, как оно было оценено, а также подписан акт о его передаче.

Судебный пристав должен направить постановление об в Росимущество . Эта организация должна решить вопрос относительно того, как будет происходить порядок реализации арестованного имущества, самостоятельно, либо же с привлечением специалистов со стороны. Срок для этого отводится 5 дней.

Окончательное решение направляется в службу судебных приставов, которая находится по месту конфискации.

Продажа арестованного, конфискованного, а также и иного имущества проводится на торгах. Об их проведении должно быть уведомлено заранее, а именно не позднее 30 дней до момента их начала. Информацию о торгах размещают в средствах информационных телекоммуникаций, а также в прессе.

После этого, ответственная за проведение торгов организация, ставит в известность ФССП , которая закреплена по адресу конфискации. Информация сообщается о том, что вся должная информация была представлена и дается ссылка на нее. Судебные приставы после этого размещают эти сведения на официальной странице своего управления.

Сроки

Срок, за который должна быть произведена реализация арестованного имущества составляет два месяца. Это совокупность проведения всех необходимых процедур.

Если в течение этого времени какая-то часть имущества на торгах не была реализована, тогда продажа не будет считаться состоявшейся. И после этого, судебные приставы должны принять решение о снижении непроданной собственности на четверть.

Если продажа арестованного конфискованного и иного имущества не была осуществлена после снижения цены в течение месяца, тогда взыскателю предлагается оставить имущество у себя.

Взыскатель может не согласиться на это предложение, тогда нереализованные вещи будут предложены другим взыскателям. В случае отказа, имущество может быть возвращено снова должнику.

Процесс продажи вещей, которые были на реализации, будет считаться оконченным тогда, как на счет ФССП поступят перечисления. Или же когда будет вынесено постановление о возвращении имущества, которое было арестовано.

Определение стоимости

Весьма важную роль при реализации ценностей должника является правильная оценка конфискованной собственности. Поскольку большую роль играет не сам залоговый объект, а его стоимость.

Если оценка будет произведена лишь сотрудниками федеральной службы приставов, этого может оказаться недостаточно. Для этих целей необходимо привлечение специалиста оценщика. Именно он способен определить настоящую стоимость предметов, которые будут выставлены на аукционы, и сделать заключение по этому поводу.

Обычно, объекты, не обладающие уникальными особенностями, отправляют на реализацию по рыночной цене.

После окончания оценивания, необходимо заключить соглашение на заем средств. В нем и должна быть прописана стоимость залоговых предметов.

В редких случаях окончательную стоимость залогового имущества определяют через суд. Это бывает в те моменты, когда стороны не могут решить этот вопрос самостоятельно, либо не соглашаются с оценщиком. Но, как правило, вмешательство органов суда, бессмысленно.

Как правило, в договоре указывается рыночная стоимость объектов. Но, стороны по обоюдному согласию, могут прописать иную цену, и тогда, суд, скорее всего, примет ее.

Торги

При желании любой гражданин может принять участие в аукционе. Для этого ему потребуется предоставить специально заполненную бумагу и внести на депозит определенную сумму денежных средств. Она должна приравниваться к 10% суммы оцененного имущества.

Когда участник приобретает на аукционе какую-то вещь, внесенная им сумма, пойдет в расчет при оплате. Если же он остался без покупок по результатам торгов, то вся сумма будет возвращена на его счет.

Назначение на торгах производится:

  • По оцененной стоимости ценностей, которая прописана в описи;
  • По оценке, которую предоставила экспертиза;
  • При согласии сторон, по той оценке, которую дал судебный пристав.

По правилам проведения торгов, предмет считается проданным тому покупателю, который предлагает за него наивысшую цену.

Когда могут не состояться?

Бывают ситуации, когда торги признают несостоявшимися, например, было вынесено решение об отмене конфискационных санкций. Либо же при их проведении был нарушен каким-то образом закон. Любое из обстоятельств злоупотребления должностных лиц своими полномочиями также приведет к остановке аукциона.

Торги могут не состояться, если:

  • На их проведение не явились потенциальные покупатели (их число не может быть меньше 22 человек);
  • Когда участники отказываются производить добавки к указанной стартовой цене;
  • Когда покупатель в недельный срок не внес сумму за приобретенный товар.

Ответственным лицом при проведении торгов является организатор аукциона, с которым был заключен договор.

Каковы обязанности организатора?

Основные обязанности организатора:

  • публикация сведений о предстоящих торгах;
  • поиск возможных покупателей;
  • проведение рекламной кампании;
  • заключение соглашения со сторонами, с разъяснением их обязанностей;
  • приемка заявлений от участников;
  • проведение мероприятия;
  • разрешение спорных ситуаций;
  • оформление результатов торгов.

Участник, который приобрел какой-либо товар, с организатором подписывают протокол. Затем он обязан оплатить свою покупку в полной мере, за вычетом первоначального задатка. Если этого не происходит, участник свой задаток назад не получит. Когда необходимая сумма поступила на счет заключается договор купли-продажи. При приобретении недвижимости, необходимо пройти дополнительно государственную регистрацию.

После окончания торгов

Когда аукцион завершился, сотрудник ФССП заполняет акт на продажу. Данный документ содержит следующие сведения:

  • место и время проведения торгов;
  • всех участников;
  • реализуемые предметы с указанием всех цен на них как первоначальных, так и тех, за которые они были проданы;
  • информация о покупателе.

Покупатель, после внесения им денежной суммы, получает копию акта. А также он должен быть осведомлен, что приобретает то имущество, которое пришлось арестовывать. Помимо этого, документ должен содержать информацию о приобретенном предмете.

Надо понимать, что на аукцион могут быть выставлены далеко не все имущественные объекты. Так, исключат с проведения торгов те предметы, стоимость которых менее трех тысяч рублей. Объекты, стоимостью до 30 тысяч, реализованы, могут быть должником самостоятельно.

Конечно, лучше избегать таких ситуаций, когда долги по кредитам столь велики, что приходиться расставаться с нажитым имуществом. И такая ситуация является проблемной, и кредиторам, и исполнительным органам. Поскольку, реализовать ценности в установленный срок удается крайне редко. И чтобы должнику вернуть обратно свои имущественные объекты, ему придется выплатить долги по имеющимся кредитам.

Сравнительно недавно был принят закон, положения которого регламентируют , находящегося в залоге. Порядок их организации определен в ФЗ №102, ст. 59. Рассмотрим далее, как осуществляется .

Общие сведения

Публичные торги организуются по месту расположения объектов. В ранее действовавших нормах предусматривалась обязанность публиковать в официальном издании сведения о том, что мероприятие состоялось, в течение 30 дн. с даты его завершения. В этом уведомлении указывались дата, место аукциона, а также цена материальных ценностей, которые были реализованы. В настоящее время указанный срок сокращен до 10 дн.

Специфика

Извещение о публичных торгах публикуется на официальном сайте ФССП. При этом информация должна поступить в территориальные подразделения службы. Если есть субъекты, которые готовы участвовать в аукционе, они должны внести задаток. Обычно его размер составляет 5% от стоимости материальных ценностей. Если будут признаны несостоявшимися, эти лица получат внесенные средства в полном объеме. Если по окончании мероприятия субъект отказывается оплачивать приобретенные предметы, задаток возвращен не будет.

Договор

Субъект, который выиграет аукцион, подписывает соглашение. Договор оформляется с организатором торгов. В документ вносятся все сведения о субъекте, купившем имущество, дата, место проведения мероприятия. Информация из договора будет выступать в качестве основания для внесения данных в ЕГРП.

Участники

На публичные торги по продаже недвижимого имущества может быть допущено ограниченное количество субъектов. На мероприятии, как правило, присутствуют преимущественно лица, обладающие правом пользования объектами. В их числе могут быть родственники, друзья, знакомые залогодателя. Участвовать в аукционе может и залогодержатель.

Оформление сделки

Лицо, предложившее самую высокую цену за объекты, считается выигравшим . После признания субъекта таковым составляется протокол аукциона. Лицо, выигравшее торги, подписывает его. После этого оформляется договор купли-продажи. В пятидневный срок ему необходимо внести оплату за материальные ценности в полном объеме. При этом выплаченный ранее залог включается в нее. Денежные средства перечисляются на счет организатора мероприятия.

Признание аукциона несостоявшимся

В нормах предусмотрено несколько требований, которые должны быть выполнены для признания правомерности мероприятия. Первое касается количества присутствующих. Если на мероприятие не пришло ни одного человека либо их меньше 2-х, торги будут признаны несостоявшимися. Неудавшимся аукцион также можно считать в том случае, если выигравший не внес всю сумму за приобретенные материальные ценности. После объявления торгов несостоявшимися залогодержатель может стать собственником объектов. Однако для этого необходимо заключить соответствующее соглашение. Оно подписывается с залогодателем по правилам, предусмотренным в ГК. В документе выражается согласие должника на передачу предметов в собственность кредитора. В случае, если данная сделка не состоялась по каким-то причинам, повторные публичные торги допускается организовывать не ранее чем через 1 мес. Общая стоимость объектов при этом должна быть снижена на 15%.

Нюанс

Участники спорного правоотношения могут заключить В соответствии с ним, кредитор может прекратить взыскание, если должник в полном объеме погасит свои обязательства. В этом случае может быть отменено. Если мировое соглашение заключено после объявления даты мероприятия, должнику придется погасить все убытки, которые были связаны с его организацией.

Изъятие материальных ценностей

В рамках одной из наиболее распространенных мер обеспечения реализации судебного решения выступает Он, выступая в качестве процессуального акта, исходящего от органа госвласти, обязателен не только для самого должника, но и для третьих лиц, чьи интересы им затрагиваются. Последние, в частности, могут быть лишены прав распоряжаться материальными ценностями, внесенными в опись. При этом ограничения могут налагаться вне зависимости от того, находятся ли объекты во владении должника или этих третьих лиц. Изъятие предметов для последующей их реализации осуществляется через пять дней после наложения ареста. При этом срок для этого устанавливает непосредственно судебный пристав. Сотрудник ФССП в процессе совершения исполнительных мероприятий при наличии соответствующих обстоятельств может одновременно с оформлением описи изъять все предметы или некоторые из них.

Специфика реализации объектов

Изъятие и продажа арестованного имущества, подверженного быстрой порче, осуществляется незамедлительно. Реализация предметов осуществляется специализированным госучреждением при Правительстве. Продажа арестованного имущества осуществляется по правилам, аналогичным тем, которые предусмотрены для заложенных предметов. Средства, вырученные от реализации, идут на погашение задолженностей перед кредиторами и государством.

Признание субъекта неплатежеспособным

Публичные торги по банкротству традиционно организуются на стадии и внешнего управления. Реализация материальных ценностей, принадлежащих должнику, максимально соответствует достижению цели признания неплатежеспособности субъекта. Внешний управляющий организует открытые публичные торги по банкротству при условии, что такое мероприятие не приведет к остановке работы должника. Он вправе реализовать все предприятие субъекта, направив вырученные средства на погашение обязательств перед кредиторами. В данном случае реализация ценностей ориентирована на восстановление платежеспособности фирмы. Несколько иная цель у конкурсного производства. После реализации имущества средства направляются на погашение задолженностей перед кредиторами, а затем субъект признается банкротом.

Нормативная база

ФЗ №296 внес множество поправок в Закон №127. В частности, они регламентировали порядок реализации ценностей должника на торгах несколько иначе, чем было принято ранее. Как и прежде, нормативный акт о несостоятельности отдает предпочтение аукциону, победитель в котором определяется только по цене. Конкурсные торги ранее организовывались только в случаях, которые прямо определялись ФЗ №127. В настоящее время их перечень остался неизменным. Однако в действующей редакции нормативного акта устанавливается, что торги организуются, если в отношении имущества приобретатель не должен соблюдать какие-либо условия, определенные по решению кредиторов.

Открытые и закрытые мероприятия

Которые допускает проводить законодательство, отличаются в первую очередь по составу участников. Так, к публичным (открытым) торгам могут привлекаться любые субъекты, а к закрытым - только специально приглашенные. В законодательстве между тем предпочтение отдается первой категории. Закрытыми или открытыми торги могут быть в зависимости от формы ценовых предложений. Во втором случае они подаются устно участниками мероприятия. Для этого используется пошаговая форма аукциона. При зарытых торгах предложения передаются в запечатанных конвертах организатору. Это может осуществляться в день, обозначенный для их подачи, или непосредственно на аукционе. При этом законодательство предусматривает и смешанные формы торгов. Например, они могут быть открытыми по составу субъектов, участвующих в них, и закрытыми по способу подачи предложений либо наоборот.