Принудительная ликвидация юридического лица. Принудительная и добровольная ликвидация предприятий: отличия

Принудительная ликвидация ООО представляет собой процедуру, при которой деятельность предприятия заканчивается не в добровольном порядке, но по решению судебного органа. Таким органом может быть ФНС, ФАС, различные муниципальные образования.

Процедура инициируется в том случае, если организация нарушала закон. Это довольно длительный процесс, который не выгоден владельцам компаний. Даже после его прохождения, существующие кредиторы имеют право на предъявление своих претензий. Процедура может стать выгодной только в том случае, если руководство организации желало её закрыть из-за отсутствия перспектив.

Основания для принудительно ликвидации юридического лица

Лицу, заинтересованному в ликвидации, требуется направить соответствующее заявление в арбитражный судебный орган. Перед этим, как правило, предприятию направляются уведомления, что он нарушает закон. Если руководство не прислушивается к пожеланиям, инициируется судебное дело. Обратиться в судебный орган можно и в том случае, если учредители:

  • Указаны лишь в документах, но фактически не ведут никакой деятельности;
  • Находятся в розыске.

После прохождения процесса ликвидации, компания считается несуществующей. Весь процесс должен осуществляться за счёт предприятия, в отношении которого заведено дело. Однако иногда встречаются ситуации, при которых нужных средств у учредителей нет. Тогда упразднение производится за счёт государственных средств.

Чаще всего весь процесс оплачивает ООО.

Принудительная ликвидация предприятия может быть инициирована на следующих основаниях:

  • Грубые нарушения законодательства;
  • Выполнение работы без лицензии, если она требуется в данной сфере;
  • Конкуренция, нарушающая нормы;
  • Отсутствие фактической деятельности. Выявляется по операциям на расчётном счете. Если на нём не зафиксировано никаких изменений в течение 14 месяцев, появляются основания для ликвидации.

Коснёмся нарушений закона, которые приводят к инициации процедуры ликвидации помимо воли владельцев компании. К примеру, если предприятие ухудшает экологию, в процессе его деятельности происходит выброс вредных элементов, заинтересованные лица могут подать в суд.

Законы, регулирующие процедуру

Различные законы регулируют разные действия, которые производятся в рамках судебного процесса:

  • Обращение заинтересованного лица с исковым заявлением – статьи АПК под номерами 125, 126;
  • Рассмотрение инициируемого дела – второй раздел АПК;
  • Осуществление банкротства – ФЗ под номером 127;
  • Заявление в налоговую службу и органы регистрации – приказ ФСН от 25 января 2012 года;
  • Проведение ликвидации – ГК, статьи 61-64.

Каждое действие в рамках процесса должно быть осуществлено на основании закона. Если будут нарушения, владелец ООО имеет право на признание дела недействительным.

Особенности процедуры

Юридически инициироваться ликвидация может следующими структурами:

  • Природоохранительные прокуратуры;
  • Органы региональной исполнительной власти;
  • Учреждения федеральной исполнительной власти.

Все структуры, которые инициируют дело, должны обладать соответствующими полномочиями. Также ликвидацию могут начать и кредиторы ООО, однако это возможно только в рамках осуществления процедуры банкротства. Этот вариант можно провести только в том случае, если непокрытые обязательства компании составили более 100 000 рублей.

Если судебный орган, в результате ведения дела, признал обоснованность требований и принял решение о ликвидации, а учредители с ним не согласны, то его можно обжаловать. Выполняется процедура путём подачи жалоб:

  • Надзорная;
  • Апелляционная;
  • Кассационная.

Принудительная ликвидация юридического лица выполняется при некоторой подготовке. В частности, требуется проанализировать платёжеспособность предприятия, вычислить объём его активов. Затем, как и при стандартном процессе, назначается ликвидационная комиссия. Однако и здесь есть свои особенности. Если при классической ликвидации комиссия организуется в соответствии с пожеланиями учредителями, то при принудительном процессе она собирается по судебному решению. Должен быть выбран ликвидатор. Он отвечает за выполнение следующих действий:

  • Выполнение расчётов с лицами, являющимися кредиторами предприятия;
  • Выплата зарплат и выходных пособий штату, который планируется увольнять. Образец уведомления работников о ликвидации ;
  • Выплата денежных обязательств перед различными внебюджетными фондами;
  • Ликвидатор должен добиться выплат от кредиторов организации.

При упразднении ООО должны быть выполнены следующие обязательные действия:

  • Составление промежуточного ликвидационного баланса, если он не сдан за прежний отчётный период. Оформление и предоставление органам окончательного ликвидационного баланса;
  • Выполнение оценки долей уставного капитала, их распределение между учредителями;
  • Расчёт объёма задолженностей перед кредиторами;
  • Сдача документации в архив, уничтожение штампов и печатей.

Без этих процедур упразднение не может быть выполнено.

Альтернативным способом прекращения деятельности фирмы является . Но эта процедура требует тщательной подготовки и юридической помощи, так как вызывает массу претензий со стороны налоговиков.
Процедура ликвидации ООО . Внимательно изучите все этапы процесса.

Этапы проведения упразднения

Если заинтересованное лицо подало соответствующее исковое заявление в суд, оно имеет право на уведомление о начале процесса ООО. Перед подачей заявления требуется собрать все доказательства того, что организация нарушает закон, и предъявить их вместе с иском. Если судебный орган сочтёт, что собранные доказательства обоснованы, он примет положительное решение по вопросу упразднения.

После этого собирается ликвидационная комиссия. Организуется она в соответствии с судебными решениями. Она осуществляет следующие действия:

  • Оформление бухгалтерского учёта;
  • Выполнение аудита работы предприятия;
  • Приём требований от кредиторов ООО;
  • Составление промежуточного баланса;
  • Закрытие расчётных счетов в банковских учреждениях.

После этого производится принудительная ликвидация юридического лица. Для проведения процедуры потребуется подготовить следующие документы:

  • Решение органов с соответствующими полномочиями;
  • Доказательства нарушения законов со стороны ООО. Это могут быть результаты прокурорских проверок;
  • Промежуточный и окончательный баланс.

Пошлина за упразднение составляет 20% от пошлины, уплаченной при регистрации ООО.

Особенности упразднения предприятия по инициативе налогового органа

Процесс представляет собой исключение организации из ЕГРЮЛ. Проводится при наличии следующих признаков:

  • В течение года органы не получали от фирмы налоговую и бухгалтерскую отчётность;
  • На расчётном счете, в течение 12 месяцев, не выполнялось никаких операций.

Рассмотрим примерный алгоритм процедуры, проводимой налоговым органом:

  1. Оформляется внутренняя бумага о том, что отчётность ООО не высылается, а счета не используются в течение длительного времени;
  2. Выпускается постановление о начале упразднения;
  3. Публикуется новость в «Вестнике государственной регистрации» о том, что ООО планируют ликвидировать. Необходимо это для того, чтобы все кредиторы компании были уведомлены о том, что она закрывается. Они имеют право на подачу своих претензий в течение трёх месяцев. В новости требуется указать сроки и порядок предоставления заявлений с претензиями. Их могут оформить не только кредиторы, но и участники процесса упразднения. В том случае, если в течение трёх месяцев будет подано хотя бы одно заявление, исключение организации ООО из ЕГРЮЛ будет отложено;
  4. Когда все дела с кредиторами уложены, начинается вывод лица из ЕГРЮЛ.

Теория и практика в рассматриваемом деле могут различаться. В частности, по закону, если поступили претензии от кредитора, ликвидация должна быть приостановлена. Однако, на практике, обычно упразднение продолжается.

Последствия процедуры

Упразднение обозначает, что организация больше не имеет прав на коммерческую деятельность или иные типы работы. В его итоге происходит списание задолженностей, которые не были покрыты. Обусловлено это тем, что у компании-должника отсутствует собственность для погашения. Имущество учредителей остаётся неприкосновенным. Реализация собственности участников выполняется только в том случае, если именно из-за намеренных действий произошёл развал предприятия.

Иногда упразднение можно предупредить. Для этого от учредителей требуется:

  • Признание искового заявления и его пунктов;
  • Обеспечение грамотного руководства, которое направлено на восстановление платёжеспособности.

Участники могут организовать деятельность компании таким образом, чтобы она больше не противоречила закону. Можно предупредить инициирование дела путём получения лицензий.

Смотрите видео с дополнительной информацией о процедуре принудительной ликвидации ЮЛ на основе обновленного ГК:

Стоит помнить, что такая процедура является крайней мерой, которая применяется к злостным неплательщикам. Перед её проведением ООО, обычно, уведомляется о перспективе подобных мер. У организации есть время для того, чтобы уладить все проблемы. Если она будет проводить меры, направленные на улучшение ситуации, упразднения можно избежать.

Подразумевает полное прекращение правового статуса такого лица без каких-либо вариантов перехода его прав и обязанностей к другим субъектам. Ликвидация юридических лиц - процедура достаточно продолжительная, она включает в себя определенные этапы и способы, которые мы и рассмотрим в данной статье.

Способы ликвидации предприятия

Согласно ГК РФ, ликвидация может происходить двумя способами: по обычной и по принудительной процедуре. Обычные и принудительные способы включают разные основания. Суть обычного порядка состоит в том, что вердикт о ликвидации юридического лица выносят его учредители или участники. Отличие же принудительного порядка в том, что решение о прекращении деятельности организации принимается в судебном порядке. Принудительная ликвидация юридических лиц проводится в случаях, когда предприятие совершало определенные незаконные действия.

Добровольный порядок ликвидации

Учредители могут добровольно закрыть свое предприятие в таких случаях:

Цель, которую они ставили при создании организации, полностью достигнута;

Юридическое лицо создавалось на определенный срок, соответственно, по окончании этого периода оно подлежит ликвидации;

Регистрация предприятия недействительна по решению суда;

Могут предусматриваться и другие основания, так как данный перечень на вышеуказанных случаях не исчерпывается.

Принудительное прекращение деятельности

Как было упомянуто, вынужденная ликвидация юридических лиц возможна только по решению судебной инстанции. Для этого могут быть следующие основания:

Осуществление деятельности, которая прямо запрещается законодательством.

При грубом или неоднократном нарушении определенных нормативных актов.

Уставные цели организации не соответствуют действительности (это касается, в частности, религиозных или благотворительных учреждений).

Несостоятельность организации (не относится к госпредприятиям). На последнем основании, как показывает судебная практика, довольно часто происходит ликвидация юридических лиц. Банкротство, которое не подтверждается документально, уголовно наказуемо.

В других случаях, которые указаны в законе.

Этапы процесса ликвидации

Для принудительной ликвидации предприятия иск в суд могут подавать только уполномоченные на это законом органы. Другие субъекты не могут обратиться с таким видом иска. Задача судебной инстанции - удовлетворить или не удовлетворить их заявление. Самим же процессом непосредственной ликвидации организации занимается учредитель компании. Ликвидация юридических лиц - процедура довольно сложная и трудоемкая. Как при добровольной, так и при вынужденной ликвидации назначенная комиссия обязана провести такие действия: опубликовать сведения о прекращении деятельности, оповестить кредиторов о последующем закрытии организации, составить промежуточный ликвидационный баланс, рассчитаться с кредиторами. После произведения всех необходимых выплат составляется окончательный баланс.

Когда юридическое лицо считается закрытым?

Только после проведения всех необходимых согласно закону действий учредитель должен провести завершающую стадию ликвидации - внесение записи о завершении деятельности субъекта в единый государственный реестр юридических лиц. Часто многие путают такие понятия, как реорганизация и ликвидация юридических лиц. Это совершенно разные процессы. Реорганизация предприятия - это переход прав и обязанностей к другому учреждению путем слияния, разделения, выделения, преобразования либо присоединения. А это уже совсем другая тема.

Бизнес по разным причинам становится не нужен своим владельцам. Иногда о нем предпочитают «забыть», надеясь на «ликвидацию» ООО по решению налогового органа об исключении фирмы из ЕГРЮЛ. Когда возможно такое исключение и какие последствия ожидают собственника, рассмотрим далее.

Почему налоговики могут «закрыть» фирму

Всем понятны причины, по которым собственник стремится избавиться от ставшего ненужным бизнеса. Но иногда «закрытие» происходит не по его желанию, а по воле контролирующих органов. Перечислим, когда возможна ликвидация ООО по инициативе налоговой инспекции:

  • организация более чем 12 месяцев не отчитывается в инспекцию по установленным формам, и по ее банковским счетам не проводятся операции. В этом случае организация считается прекратившей свою деятельность;
  • у организации нет средств на проведение добровольного «закрытия», и с собственников средства на эти цели взыскать невозможно;
  • организация в течение 6 месяцев не исправляет в ЕГРЮЛ содержащуюся в нем недостоверную информацию о себе. Происходит это, когда инспекция, не получив от организации ответов на свои вопросы, внесла в реестр запись о наличии недостоверной информации.

Отметим, что последние два основания действуют с сентября 2017 г.

Когда начало принудительной ликвидации ООО налоговой невозможно

Контролеры, даже при наличии на то оснований, не всегда могут начать процедуру исключения фирмы из госреестра юрлиц. Процесс исключения не будет запущен, если:

  • суд постановил начать процедуру банкротства в отношении такой организации. С 28 июня 2017 г. сведения о возбуждении дела по заявлению о банкротстве включаются в ЕГРЮЛ, как и сведения о всех этапах банкротства;
  • у организации есть долги в бюджет, срок исковой давности по которым еще не прошел. В связи с новыми полномочиями налоговиков в отношении взыскания долгов по страховым взносам это справедливо и при наличии у фирмы непросроченных долгов в фонды.

Суды считают, что наличие «бюджетных» долгов не является препятствием для ликвидации ООО по инициативе налоговой, но контролеры полагают, что в этом случае будет нарушен порядок самой процедуры исключения.

Как исключают из госреестра

Когда у контролеров есть причины для исключения организации из реестра юрлиц, ими принимается соответствующее решение. Сообщение о нем публикуется в специализированном СМИ. Здесь же сообщается порядок, в котором заинтересованные лица могут направить свои возражения. Сделать это возможно в течение 3 месяцев.

Если заявления от заинтересованных лиц есть, то процесс «ликвидации» ООО налоговым органом через исключение из реестра прекращается. При таких обстоятельствах «закрытие» может произойти либо в итоге добровольной ликвидации, либо в итоге процедуры банкротства.

Поэтому, если налоговая принимает решение об исключении из ЕГРЮЛ фирмы, имеющей долги в бюджет, она тут же должна подать заявление как кредитор и тем самым прекратить процесс исключения. Т.е. «налоговая ликвидация» ООО в случае с должниками в бюджет невозможна.

Если заявлений не поступило, юрлицо исключается из реестра.

Могут ли взыскать с учредителя долги исключенной фирмы

С 28 июня 2017 г. законодательно закреплена норма, согласно которой исключение фирмы из ЕГРЮЛ, инициированное налоговой, формирует для ее владельца те же последствия, что и при ликвидации. Если фирма признана недействующей и произошло «закрытие» фирмы налоговой службой, а кредиторы сумели доказать, что это случилось по вине владельцев организации, то владельцы будут обязаны погасить неоплаченные долги.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 18.07.2003 № 14-П признал соответствующими Конституции РФ нормы, допускающие в некоторых случаях принудительную ликвидацию юридических лиц - статью 61 ГК РФ, статью 35 Федерального закона "Об акционерных обществах" и др. Вместе с тем, российское законодательство предусматривает еще целый ряд оснований, по которым предприятие может быть принудительно ликвидировано. Итак, в каких ситуациях фирму могут "закрыть", и как избежать попадания в такие ситуации?

Ликвидация юридических лиц зачастую воспринимается предпринимателями как некий карательный акт, совершаемый государственными органами в отношении тех фирм, которые допускают существенные нарушения действующего законодательства. В целом, такое восприятие института ликвидации, хотя и является несколько односторонним, не противоречит положениям статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 2 данной статьи юридическое лицо может быть ликвидировано по двум правовым основаниям:

· по решению учредителей (участников) или органа юридического лица (добровольная ликвидация);

· по решению суда в случае, если создание и (или) деятельность юридического лица связаны с неоднократными либо грубыми нарушениями закона или иных правовых актов (принудительная ликвидация).

К сожалению, в нашей стране до сих пор не сложилась надлежащая практика добровольной ликвидации - цивилизованного прекращения деятельности юридического лица. Предприниматели предпочитают расставаться с "отработанным материалом" без соблюдения формальностей. Исследование причин этого явления - тема отдельного разговора. Сегодня нас интересуют не менее, а возможно и более, важные для предпринимателей ситуации, когда юридическое лицо ликвидируется в принудительном порядке по решению суда. Знание правовых основ института принудительной ликвидации позволит предпринимателям не только избежать неприятностей, но и даст им возможность правильно реагировать на периодически возникающие со стороны государственных органов угрозы ликвидировать фирму.

Тема работы актуальна, поскольку жизненный цикл любой организации заканчивается ее ликвидацией, либо переходом на новый уровень (что менее вероятно) и юридически грамотное «прекращение жизни» компании позволит ее руководителю обезопасить себя от дополнительных расходов и достойно продолжить свою деятельность в другой сфере либо с другой командой.

Задачи работы:

· изучение понятия и порядка принудительной ликвидации юридического лица;

· изучение принудительной ликвидации;

· изучение этапов принудительной ликвидации.

Целью работы является изучение принудительной ликвидации юридического лица и способов ликвидации.

Глава 1. Понятие ликвидации.

Ликвидация юридического лица - это способ прекращения его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Под принудительной ликвидацией юридического лица понимается его ликвидация в судебном порядке по иску уполномоченных органов. Основания для принудительной ликвидации предусмотрены Гражданским кодексом РФ и некоторыми законами.

Решение о принудительной ликвидации принимает суд (арбитражный суд). Обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица может государственный орган или орган местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом. Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. В этом случае дальнейшая процедура ликвидации ничем не отличается от процедуры добровольной ликвидации. Никакого «упрощенного» порядка при принудительной ликвидации нет.

Глава 2. Ситуации в которых подают иск на принудительную ликвидацию.

1.Непредставление в налоговые органы бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций.

Данное основание является, пожалуй, наиболее распространенным в спорах о ликвидации юридических лиц. От пресловутого "балласта" в виде огромного количества фирм, длительное время не представляющих отчетность, налоговые органы пытаются избавиться путем предъявления исков о ликвидации юридических лиц. Результаты этой работы трудно назвать удовлетворительными, в чем, правда, нет вины налоговых органов, которые вынуждены практически в каждом случае представлять суду значительный объем доказательств, подтверждающих фактическое прекращение деятельности юридического лица и отсутствие его органов либо подразделений по адресу, указанному в документах о государственной регистрации. На необходимость этого указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 10 Обзора практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц, направленного информационным письмом от 13.01.2000 № 50.

Тем не менее, проблема ликвидации за непредставление отчетности волнует и многие работающие организации, опасающиеся, чтобы частное нарушение не послужило поводом для неприятных судебных процедур. Думается, что подобные опасения являются излишними. Законодательство предоставляет налоговым органам возможность реагировать на нарушения сроков представления отчетности, не прибегая к такой крайней мере, как ликвидация юридического лица . Показательным в этом смысле выглядит позиция, занятая Президиумом ВАС РФ при вынесении постановления от 27.02.2002 № 9216/01. При рассмотрении дела было установлено, что основанием для предъявления иска о ликвидации юридического лица послужил факт непредставления юридическим лицом бухгалтерской отчетности за 2000 год (срок - 02.04.2001), установленный актом камеральной проверки, проведенной 03.04.2001, то есть на следующий день после наступления указанного срока. Оставив в стороне этическую сторону поведения налогового органа, отметим главное: Президиум ВАС РФ, отменяя решение суда первой инстанции о ликвидации юридического лица, указал на необходимость оценки характера допущенных нарушений и вызванных ими последствий. Таким образом, можно говорить о том, что формальное нарушение юридическим лицом сроков представления бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций само по себе не является основанием для его ликвидации.

2.Неприменение Контрольно-кассовой техники.

В отличие от ранее действовавшего Закона РФ от 18.06.1993 № 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных расчетов и расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон № 54-ФЗ) не предусматривает возможности ликвидации юридического лица за повторное неприменение контрольно-кассовой техники. Тем не менее, в корреспонденции с пунктом 2 статьи 61 ГК РФ Закон № 54-ФЗ не исключает возможности предъявления иска о ликвидации юридического лица, если нарушение им закона носит неоднократный или грубый характер. Правом предъявления таких исков обладают налоговые органы.

3.Осуществление деятельности без лицензии.

Осуществление юридическим лицом деятельности, подлежащей лицензированию, без лицензии, либо с нарушением условий лицензирования, принято считать одним из наиболее надежных оснований исковых требований о ликвидации такого юридического лица. Подтверждением данного обстоятельства является и позиция Президиума ВАС РФ, высказанная им в пункте 1 Обзора, доведенного информационным письмом от 13.01.2000 № 50. Вместе с тем, представляется необходимым отметить, что компетенция налоговых органов на подобные случаи не распространяется. Органы МНС России не наделены правом осуществлять контроль за соблюдением юридическими лицами условий лицензирования. Указанные контрольные функции в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" осуществляют лицензирующие органы.

4.Невыполнение нормы закона о приведении своих учредительных документов в соответствие с требованиями законодательства.

Формирование в нашей стране правовой системы, соответствующей изменяющимся экономическим отношениям, продолжалось (точнее, продолжается) не один год. Многие еще помнят такие причудливые организационно-правовые формы юридических лиц, как индивидуальное (семейное) частное предприятие, товарищество с ограниченной ответственностью и даже малое предприятие. Последнее, впрочем, никогда не являлось организационно-правовой формой, а представляло собой некую ущербную псевдоправовую конструкцию.

· С введением в действие главы 4 части первой ГК РФ (с 8 декабря 1994 года) организационно-правовые формы юридических лиц приобрели надлежащий вид. При этом юридическим лицам, зарегистрированным до указанной даты, было предписано привести свои учредительные документы в соответствие с нормами главы 4 части первой ГК РФ (статья 6 Федерального закона от 30.11.1994 № 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"). Аналогичное предписание было впоследствии дано тем юридическим лицам, которые были зарегистрированы до вступления в силу "профильных" федеральных законов.

Бывают случаи, когда предпринимателю приходится принимать непростое решение: ликвидировать свою фирму. Иногда это единственный способ, чтобы избежать уголовного преследования и обезопасить себя. Ситуацию, конечно, можно попробовать решить и менее радикальными способами. Даже если фирма изначально предполагалась как «однодневка». Но мы рассмотрим крайний вариант: как происходит (порядок действий).

Добровольный вид ликвидации: с чего все начинается

Процедура может быть произведена как в добровольном, так и в принудительном порядке. Добровольная ликвидация предприятия порядок действий имеет следующий:

  1. Принятие решения и назначение ликвидатора и комиссии.
  2. Направление письма в налоговую о решении ликвидировать ООО. В ответ на это будет выдано извещение о том, что компания в настоящее время ликвидируется. Об этом вносится запись в ЕГРЮЛ.
  3. Далее сообщается о ликвидации публично. На этой стадии выявляются кредиторы, а также дебиторская задолженность. Эту информацию получают из документов бухучета, а также заключения ревизора и аудитора, актов проверок и иных документов. Комиссия уведомляет кредиторов о и сообщает о сроке, в течение которого могут быть предъявлены требования имущественного характера.
  4. По окончании этого срока проводится заседание комиссии, где утверждается ликвидационный баланс промежуточный. В нем должны предусматриваться сведения об имуществе ликвидируемой организации, перечень требований и информация об их рассмотрении.
  5. Принятое на заседании решение сообщается во внебюджетные фонды. А промежуточный ликвидационный баланс орган регистрации направляет в отделы:
  • взыскания задолженности;
  • камеральных проверок;
  • выездных проверок;
  • юридический для мероприятий контроля.

Добровольный вид ликвидации: продажа имущества

Процедура ликвидации предприятия продолжается в виде осуществления продажи имущества в порядке, который установлен для исполнения судебных решений. Это приходится делать в случае, если материальных средств недостаточно для погашения кредиторских требований.

Ликвидационная комиссия обязана обратить имущество в деньги для того, чтобы рассчитаться с кредиторами. Если после продажи достаточных средств для расчета с кредиторами не набралось, то ликвидация может быть осуществлена в порядке банкротства.

Основными средствами, которыми рассчитываются с кредиторами, являются деньги. Однако такая форма расчета не является обязательной. Если кредитор согласен, то требования могут быть удовлетворены иным имуществом.

Добровольный вид ликвидации: завершающий этап

С того момента, как органом регистрации согласован промежуточный баланс, в план ликвидации предприятия входит обязанность ликвидационной комиссии произвести денежные выплаты кредиторам. Это производится по определенной очередности.

Сначала должны быть удовлетворены требования граждан, перед которыми организация ответственна за причинение вреда здоровью, жизни, за капитализацию платежей и за моральный вред.

Далее производится расчет и выплачивается компенсация при ликвидации предприятия, оплата труда, выплата выходных пособий лиц, с которыми были заключены трудовые договоры, вознаграждения по авторским договорам.

Переход с одной очереди на другую осуществляется лишь после того, как компенсация при ликвидации предприятия предыдущей очереди была полностью погашена. Все требования удовлетворяются за счет тех средств, которые были получены от продажи залоговых предметов, в основном перед другими кредиторами. Исключения составляют лишь обязательства первой и второй очередей кредиторов, так как по ним требования появились еще до того как был заключен договор залога. Если за счет этих средств требования кредиторов не были удовлетворены средствами от залога, то они будут погашаться вместе с кредиторскими требованиями следующей очереди.

После проведения расчетов и комиссия проводит заседание, где утверждается баланс. Далее имущество распределяется между участниками, закрываются счета в банке.

Затем в орган регистрации необходимо подать:

  • заявление, где подтверждается ликвидация предприятия, порядок действий в соответствии с установленными законом нормами, произведенные с кредиторами расчеты и согласование ликвидации с государственными органами в установленном законом порядке;
  • ликвидационный баланс;
  • оплата госпошлины.

После этого выдается свидетельство о и оно исключается из ЕГРЮЛ.

Принудительная ликвидация

Если при создании организации был грубо нарушен закон, и устранить последствия не представляется возможным, может назначиться принудительная ликвидация предприятия. Сроки ее обычно те же, что и при добровольной форме.

Иск в суд может быть подан налоговыми органами. Чаще всего основанием такового являются грубые нарушения законодательства в отношении налогов. Тогда налоговики обращаются в арбитражный суд, ссылаясь на конкретные статьи НК РФ, которые были нарушены.

Частыми причинами подачи исков бывают случаи, когда организации не приводят в соответствие с установленными законом требованиями учредительные документы.

Ликвидация по решению суда

Судом может быть назначена ликвидация предприятия (сроки которой всегда устанавливаются индивидуально), если имело место осуществление деятельности:

  • без необходимого разрешения;
  • запрещенная законом;
  • с грубыми или неоднократными нарушениями законов или других правовых актов;
  • по другим основаниям.

Кроме того, предприятие может быть ликвидировано после признания его банкротом. В этом случае уполномоченные государственные органы и ОМС имеют право предъявить требование о ликвидации, обратясь с иском в суд.

Вне зависимости от того, по каким причинам производится ликвидация предприятия, процедура будет продолжаться в соответствии с законом о несостоятельности, если в процессе выяснится, что компания не может удовлетворить требования кредиторов.

Банкротство

В данном случае собственник принимает соответствующее решение, формируется комиссия по ликвидации, которая направляет заявление в налоговую. Инспекцией выдается свидетельство, где подтверждается начало ликвидации. Там составляется реестр кредиторов, где видно, что рассчитаться по требованиям не представляется возможным. На основании этого можно подавать в арбитражный суд заявление о банкротстве, приложив необходимые документы о бедственном положении предприятия.
В печати размещается публикация, и кредиторы могут в течение месяца предъявить претензии к ней.

В это же время суд назначает конкурсного управляющего, на которого лягут обязанности по ликвидации. Когда в виде банкротства закончена ликвидация предприятия, порядок действий обязует управляющего направить в налоговую определение о завершении производства. А налоговая инспекция выдает свидетельство об исключении фирмы из Единого государственного реестра.

Альтернативные варианты

Или, например, ликвидация может быть далеко не единственным способом решения проблем. Существует несколько иных, более бескровных вариантов.

  1. Смена директора и учредителя.
  2. Реорганизация.

Рассмотрим вкратце, в чем заключаются эти способы.

и директора

Это самый простой и легкий путь. Его плюс заключается в том, что после переизбрания обязанность отчетности переходит к новому руководителю. Изменения в органе регистрации будут сделаны в течение 10-14 дней.

Реорганизация

Этот альтернативный вариант будет длиться дольше, в течение 2-3 месяцев. Реорганизация возможна в виде слияния или присоединения.

Иногда считают работники: ликвидация предприятия и реорганизация — это одно и то же. Однако такое суждение неверно. Ведь при реорганизации обязанности и права этой компании просто переходят ко вновь созданному юридическому лицу, в котором учредителями являются участники тех предприятий, которые реорганизуются. Но в этом случае рекомендуется все равно сначала провести смену директора, а потом уже приступать к процедуре реорганизации.