Государственный контроль за использованием земель. Государственный контроль за использованием и охраной земель

Контроль за использованием и охраной земель – это деятельность компетентных органов, направленная на обеспечение соблюдения земельного законодательства, требования охраны и использования земель.

Выделяют 4 вида контроля:

1. государственный;

2. муниципальный;

3. общественный;

4. производственный.

Государственный земельный контроль .

Объектом государственного земельного контроля являются земельные участки и отношения, связанные и их предоставлением, использованием и изъятием.

При осуществлении государственного земельного контроля используются сведения Государственного кадастра недвижимости; Государственного мониторинга земель; производственного земельного контроля; Государственного фонда данных, полученных в результате землеустройства и иные сведения; проводятся съёмки, обмеры земельных участков и иные действия, предусмотренные законодательством РФ.

Органы, осуществляющие государственный земельный контроль:

1. должностные лица и органы Росреестра осуществляют государственный земельный контроль в отношении всех категорий земель и, в частности, осуществляют контроль за соблюдением порядка переуступки права пользования земельными участками, выполнения требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена земельными участками и использования земельных участков без документов, разрешающих определённую хозяйственную деятельность на данном участке; выполнение требований о наличии и сохранности межевых знаков, о соблюдении порядка предоставления сведений о состоянии земель, за соблюдением исполнения предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных правоотношений; направление по выполнению требований земельного законодательства по использованию земель по целевому назначению и выполнению обязанности по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.

2. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования в частности осуществляет контроль:

1) за выполнением обязанности по рекультивации земель;

2) по выполнению требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от процессов, ухудшающих качественное состояние земель;

3) за соблюдением выполнения требований законодательства о недопущении использования участков лесного фонда для определенных целей без специальных разрешений;

4) за соблюдением режима использования земельных участков и лесов, в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов.

3. Федеральная служба по ветеринарному, фитосанитарному контролю осуществляет контроль на землях сельскохозяйственного назначения и на земельных участках сельскохозяйственного использования в составе земель населённых пунктов в частности:

1) за соблюдением мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

2) за соблюдением требований по самовольному занятию, перемещению и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с опасными веществами и отходами производства и потребления;

Конечным результатом этой функции является:

1. выявление и обеспечение устранения нарушений земельного законодательства;

2. исполнение нарушителями земельного законодательства соответствующих предписаний об устранении нарушений земельного законодательства;

3. привлечение виновных лиц к административной ответственности.

Формой земельного контроля являются проверки, которые бывают 2 х видов: плановые и внеплановые проверки.

Юридическими фактами для проведения проверок являются:

1. планы проведения проверок (утверждаются руководителями территориальных органов Росреестра ежеквартально, не позднее чем за 15 дней до планируемого периода);

· в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей плановые проверки по каждому земельному участку проводятся не чаще, чем 1 раз в 2 года;

· в отношении субъекта малого предпринимательства плановая проверка проводится не ранее, чем через 3 года с момента его государственной регистрации.

2. жалобы и обращения органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц, физических и юридических лиц о том, что есть нарушение земельного законодательства;

3. сообщение в СМИ о нарушениях земельного законодательства;

4. акты судебных органов.

Сроки проведения проверки устанавливаются распоряжением о проведении проверки. Срок не должен превышать 1 месяц. В случаях, предусмотренных законодательством РФ, срок может быть продлён до 1 месяца.

При осуществлении проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей должны соблюдаться требования ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля, надзора и муниципального контроля”.

Постановлением Правительства от 27.01.2009 г. земельный контроль был отнесён к одному из видов государственного экологического контроля.

Муниципальный земельный контроль . Муниципальный земельный контроль осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами и распространяется на территорию муниципального образования. Муниципальный земельный контроль осуществляется в порядке, установленном нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления.

Общественный земельный контроль . Общественный земельный контроль осуществляется органами территориального общественного самоуправления (ТОС), иными общественными организациями за соблюдением установленного порядка подготовки и принятия органами власти, органами местного самоуправления решений, затрагивающих права и законные интересы, предусмотренные Земельным Кодексом, а также за соблюдением требований использования и охраны земель.

Производственный земельный контроль . Осуществляется собственниками, землевладельцами, землепользователями, арендаторами в ходе осуществления хозяйственной деятельности на конкретном земельном участке.

Лица, использующие земельный участок обязаны по письменному запросу Росреестра (но не чаще 1 раза в год) предоставлять сведения об организации производственного земельного контроля. Руководители территориальных органов Росреестра разрабатывают и утверждают годовые планы получения сведений о производственном земельном контроле.

Информационную роль в обеспечении контроля осуществляет мониторинг земель. Мониторинг земель – это система наблюдения за состоянием земель.

Объектом мониторинга являются все земли в РФ. Выделяют подсистемы мониторинга в зависимости от категорий земель.

В процессе мониторинга проводятся изыскание, обследование, съёмки и наблюдения.

Мониторинг включает в себя следующие действия:

1. сбор информации о состоянии земель, её обработку и хранение;

2. непрерывное наблюдение за использованием земель

3. анализ и оценка качественного состояния земель.

По результатам мониторинга составляются научные прогнозы и рекомендации, оперативные сводки и доклады.

Существует 3 вида мониторинга в зависимости от изучаемого объекта:

1. федеральным (объектом являются все земли РФ);

2. региональный (предметом является территория, ограниченная административными, экономическими, физико-геологическими и иными границами);

3. локальный мониторинг (вплоть до отдельного земельного участка).

Основная задача контроля за использованием и охраной земель состоит в обеспечении исполнения земельного законодательства, соблюдении ус-

тановленных требований (норм, правил, нормативов), вы-

полнении мероприятий по охране земель Органами госу-

дарственной власти, местного самоуправления, юридичес-

кими лицами, их должностными лицами, а также граждана-

ми. Государственный контроль за соблюдением земельного

законодательства, использованием и охраной земель осу-

ществляют федеральные органы государственной власти,

органы государственной власти субъектов Российской Фе-

дерации, специально уполномоченные органы государствен-

ной власти по контролю за использованием и охраной зе-

мель, а также органы местного самоуправления. Общест-

венный контроль за использованием и охраной земель осу-

ществляется общественными объединениями и общественными

инспекторами, назначаемыми специально уполномоченными

органами государственной власти по контролю за исполь-

зованием и

охраной земель из числа лиц, знающих земельное законо-

дательство и имеющих опыт работы в области охраны окру-

жающей природной среды. На предприятиях, в учреждениях

и организациях проводится производственный контроль за

использованием и охраной земель. Государственный конт-

роль. В условиях рыночной экономики государственный

контроль за рациональным использованием земель приобре-

тает еще большее значение, чем раньше. Законодательство

о земельной реформе предоставляет собственникам, зем-

левладельцам, землепользователям, арендаторам широкие

права по самостоятельному хозяйствованию на земле. В то

же время такая деятельность не должна, как указано в

ст. 36 Конституции Российской Федерации, наносить ущерб

окружающей природной среде и нарушать права и законные

интересы иных лиц, а также государства. Должны также

исполняться обязанности, предусмотренные в ст. 53 ЗК, а

также указами Президента Российской Федерации, изданны-

ми в целях рационального использования и охраны земель.

Во исполнение Указов Президента Российской Федерации "О

регулировании земельных отношений и развитии аграрной

государственного контроля за использованием и охраной

1993 г. Правительство Российской Федерации постановле-

ке осуществления государственного контроля за использо-

ванием и охраной земель в Российской Федерации1. Это

Положение является основным нормативным актом, подробно

решающим вопросы земельного контроля. Определяя систему

органов государственного контроля, Положение называет

органы представительной и исполнительной властей, с од-

ной стороны, и органы, специально уполномоченные выпол-

нять функции государственного контроля, - с другой. К

первым относятся палаты Федерального Собрания Российс-

кой Федерации (Государственная Дума и Совет Федерации),

Правительство Российской Федерации, органы представи-

тельной и исполнительной власти субъектов Российской

Федерации, органы местной администрации. Это государс-

твенные и местные органы общей компетенции. Они, решая

общие вопросы земельной реформы Российской Федерации,

республик в составе Российской Федерации, краев, облас-

тей, автономных образований, районов, городов и сел, а

также другие важные проблемы социально-экономического

развития соответствующей территории, выполняют вместе с

тем и функции государственного контроля в области ис-

пользования и охраны земель. В своей контрольной дея-

тельности государственные органы общей компетенции опи-

раются на систему органов, специально уполномоченных

заниматься земельным контролем, которые им подотчетны.

Положение не определяет компетенцию органов общего ру-

ководства и управ

1. Земельно-аграрная реформа в России.

Законодательство. М., 1994. С. 5, 13.

_________________________________________________________

ления и не может

этого определять, так как их деятельность регулируется

соответствующими законами об этих государственных орга-

нах. Данное Положение устанавливает лишь порядок дея-

тельности в этой области специально уполномоченных ор-

ганов государственного земельного контроля. Согласно п.

3 Положения специально уполномоченными государственными

органами, осуществляющими земельный контроль, являются:

Государственный комитет по земельным ресурсам и земле-

устройству и его органы на местах (бывший Роскомзем);

Государственный комитет РФ по охране окружающей среды и

его органы на местах (бывший Минприроды РФ); органы са-

нитарно-эпидемиологического надзора Минздрава Российс-

кой Федерации; Министерство строительства Российской

Федерации и его органы на местах (бывший Государствен-

ный комитет Российской Федерации по вопросам архитекту-

ры и строительства). Названные органы осуществляют свои

функции во взаимодействии с органами представительной и

исполнительной властей как в центре, так и непосредс-

твенно на местах. Кроме того, они согласовывают свою

работу между собой; при этом головной организацией по

общим вопросам земельного контроля является Госкомзем.

Председатель Государственного комитета РФ по земельным

ресурсам и землеустройству является главным государс-

твенным инспектором по использованию и охране земель

Российской Федерации, а заместители председателя и на-

чальник Управления госконтроля - заместителями главного

государственного инспектора по использованию и охране

земель Российской Федерации. В свою очередь, председа-

тели комитетов по земельным ресурсам и землеустройству

субъектов Российской Федерации, городов и районов явля-

ются государственными инспекторами по использованию и

охране земель соответствующих территорий, а заместители

председателей и начальники подразделений государствен-

ного контроля за использованием и охраной земель этих

комитетов - заместителями соответствующих государствен-

ных инспекторов по использованию и охране земель. Пред-

седатели комитетов по земельным ресурсам и землеуст-

ройству субъектов Российской Федерации назначаются на

должность и освобождаются от должности председателем

Госкомзема по согласованию с органами исполнительной

власти этих субъектов Российской Федерации. Другие

должностные лица и специалисты Госкомзема, комитетов по

земельным ресурсам и землеустройству субъектов Российс-

кой Федерации, городов и районов, на которых возложено

осуществление земельного контроля, являются инспектора-

ми по использованию и охране земель соответствующих

территорий. Они назначаются на должность председателями

соответствующих комитетов.

Главному государственному инспектору по использованию и

охране земель Российской Федерации, государственным

инспекторам и инспекторам по использованию и охране зе-

мель выдаются органами исполнительной власти удостове-

рения установленного образца. Государственный комитет

Российской Федерации по земельным ресурсам и землеуст-

ройству, Государственный комитет по охране окружающей

среды, органы Минздрава Российской Федерации; Минис-

терство строительства Российской Федерации осуществляют

государственный земельный контроль в соответствии со

своей компетенцией. Они, каждый в своей области дея-

тельности, организуют проверку и экспертизу изменения

качественного состояния земель и функционального зони-

рования городов и других поселений; принимают меры к

устранению нарушений земельного законодательства;

участвуют в подготовке нормативных и законодательных

актов, касающихся использования и охраны земель; вносят

в установленном порядке предложения о консервации дег-

радированных и загрязненных земель, дальнейшее исполь-

зование которых может привести к угрозе жизни и здо-

ровью человека, чрезвычайным ситуациям, катастрофам,

разрушению историко-культурного наследия и природных

ландшафтов, негативным экологическим последствиям и

загрязнению сельскохозяйственной продукции и водных ис-

точников; информируют население о состоянии земельного

фонда, эффективности его использования и принимаемых

мерах по охране земель; участвуют в согласовании гра-

достроительной и землеустроительной документации, в ра-

боте комиссий по приемке мелиорированных, рекультивиро-

ванных и других земель, на которых проведены мероприя-

тия по улучшению их качественного состояния, а также

объектов, сооруженных в целях охраны земель. При реше-

нии конкретных вопросов земельного контроля функции

специально уполномоченных органов разграничены, чтобы

не допускалось дублирование в работе и обеспечивалась

согласованность контрольных действий и мероприятий. По-

этому в Положении определено содержание контрольных

функций каждого органа в отдельности. Государственный

комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и

землеустройству и его органы на местах осуществляют го-

сударственный контроль за соблюдением предприятиями уч-

реждениями, организациями и гражданами земельного зако-

нодательства, установленного режима использования зе-

мельных участков в соответствии с их целевым назначени-

ем; недопущением самовольного занятия земельных участ-

ков; предоставлением сведений о наличии, состоянии и

использовании земельных угодий, а также о наличии сво-

бодного земельного фонда; своевременной рекультивацией

нарушенных земель, восстановлением плодородия и других

полезных свойств земли, снятием, использованием и сох-

ранением плодородного слоя почвы при проведении работ

и строительством объектов, оказывающих влияние на сос-

тояние земель; своевременным и качественным выполнением

мероприятий по улучшению земель, предотвращению и лик-

видации последствий эрозии почвы, засоления, заболачи-

вания, подтопления, опустынивания, иссушения, переуп-

лотнения, захламления, загрязнения и других процессов,

вызывающих деградацию земель; соблюдением установленных

сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) граждан о

предоставлении им земельных участков; установлением и

сохранностью межевых знаков; своевременным возвратом

земель, предоставленных во временное пользование. К

функциям Государственного комитета по охране окружающей

среды и его органов на местах относится государственный

контроль за выполнением природоохранных требований при

отводе земель под все виды хозяйственной деятельности;

соблюдением экологических норм при разработке новой

техники, технологий и материалов для обработки почв, а

также при размещении, проектировании, строительстве и

эксплуатации предприятий и других объектов; предотвра-

щением захламления земель, загрязнения почв сточными

водами, пестицидами, минеральными удобрениями, токсич-

ными и радиоактивными веществами; соблюдением установ-

ленного режима использования земель природоохранного,

природно-заповедного и рекреационного назначения; осу-

ществлением предусмотренных проектами землеустройства и

другими проектами мероприятий по предотвращению и лик-

видации процессов, вызывающих деградацию и загрязнение

земель, а также по охране почв и рациональному исполь-

зованию земельных ресурсов; достоверностью сведений,

используемых при ведении государственного земельного

кадастра, осуществлении мониторинга земель и землеуст-

ройства; соблюдением земельного законодательства в час-

ти охраны земель; пресечением самовольного занятия зе-

мель природоохранного, при-родно-заповедного и рекреа-

ционного назначения; выполнением работ по рекультивации

нарушенных земель; проведением мероприятий по предотв-

ращению порчи и уничтожения плодородного слоя почвы.

Органы санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава

Российской Федерации, органы и учреждения государствен-

ной санитарно-эпидемиологической службы Российской Фе-

дерации контролируют соблюдение санитарного законода-

тельства при использовании земельных участков, установ-

лении охранных, санитарно-защитных, оздоровительных и

рекреационных зон, при проектировании и эксплуатации

предприятий, объектов по использованию, переработке и

захоронению радиоактивных, токсичных материалов и отхо-

дов производства; предотвращение загрязнения земель

В компетенцию Министерства строительства Российской Фе-

дерации и его органов на местах входит: контроль за

осуществлением всех видов градостроительной деятельнос-

ти в городах и

других поселениях в соответствии с утвержденной гра-

достроительной документацией; соблюдением норм и правил

планировки и застройки городов и других поселений; соб-

людением установленного порядка использования террито-

рий с особым режимом градостроительной деятельности;

предотвращением самовольного строительства, сноса зда-

ний и сооружений, вырубки зеленых насаждений общего

пользования в городах и других поселениях; предоставле-

нием земельных участков в городах и других поселениях в

соответствии с их целевым назначением и градостроитель-

ными требованиями. Таковы основные функции органов го-

сударственного контроля в области рационального исполь-

зования и охраны земель. Чтобы их эффективно исполнять,

должностные лица названных органов наделены определен-

ными правами. Государственные инспекторы, например, в

соответствии с возложенными на них функциями по осу-

ществлению земельного контроля и в пределах их компе-

тенции имеют право направлять в соответствующие органы

материалы о нарушениях земельного законодательства для

решения вопроса о привлечении виновных лиц к ответс-

твенности; обращаться беспошлинно в суд и арбитражный

суд по делам о возмещении ущерба, причиненного в ре-

зультате нарушения земельного законодательства, по воп-

росам отмены неправомерных решений, связанных с изъяти-

ем и предоставлением земельных участков, а также по де-

лам о взыскании штрафов с физических и должностных лиц;

приостанавливать промышленное, гражданское и другое

строительство, разработку месторождений полезных иско-

паемых и торфа, эксплуатацию объектов, проведение агро-

технических, лесомелиоративных, геологоразведочных, по-

исковых, геодезических и иных работ, если они проводят-

ся с нарушением земельного законодательства, установ-

ленного режима использования земель особо охраняемых

территорий и могут привести к уничтожению, загрязнению,

заражению или порче плодородного слоя почвы, развитию

эрозии, засолению, заболачиванию и другим процессам,

снижающим плодородие почв, включая сопредельную терри-

торию, а также если эти работы ведутся по проектам, не

прошедшим экспертизу либо получившим отрицательное зак-

лючение. Они имеют право вносить в местную администра-

цию предложения о полном или частичном изъятии (выкупе)

земельных участков в случаях, предусмотренных земельным

законодательством; составлять протоколы о нарушениях

земельного законодательства и передавать их в соответс-

твующие комиссии для привлечения виновных к администра-

тивной ответственности или рассматривать дела о наруше-

ниях земельного законодательства самостоятельно и уста-

навливать штраф в размере, предусмотренном администра-

тивным законодательством о штрафах. Помимо уже назван-

ных прав главный государственный инспектор по использо-

ванию и охране земель Российской Федерации и его замес-

тители, государственные инспекторы по использованию и

охране земель и их заместители имеют право контролиро-

вать проведение аукционов, конкурсов, заключение сделок

по купле-продаже, дарению, обмену, залогу, сдаче в

аренду земельных участков и другие операции с землей и

вносить предложения о признании в установленном порядке

недействительными указанных операций, если при этом бы-

ло нарушено действующее законодательство. Должностные

лица органов санитарно-эпидемиологического надзора

Минздрава Российской Федерации рассматривают дела о на-

рушениях земельного законодательства в порядке, уста-

новленном Законом о санитарно-эпидемиологическом благо-

получии населения; вправе беспрепятственно посещать при

предъявлении служебного удостоверения предприятия, ор-

ганизации и учреждения, обследовать земельные участки,

находящиеся в собственности, владении, пользовании и

аренде, а земельные участки, занятые военными, оборон-

ными и другими специальными объектами, - с учетом уста-

новленного режима их посещения; давать предприятиям,

организациям и учреждениям, а также гражданам обяза-

тельные для исполнения предписания по вопросам охраны

земель, устранения нарушений земельного законодательст-

ва; получать от министерств и ведомств утвержденную в

установленном порядке статистическую отчетность о сос-

тоянии земельного фонда; привлекать специалистов для

проведения обследований земельных угодий, экспертиз,

проверок выполнения мероприятий по охране земель; при-

останавливать исполнение неправомерных решений по воп-

росам изъятия и предоставления земельных участков до

рассмотрения протестов в соответствующих органах (в вы-

шестоящем органе исполнительной власти, суде, арбитраж-

ном суде); вносить в соответствующие финансово-кредит-

ные органы обязательные для исполнения предписания о

прекращении финансирования (кредитования) строительства

и эксплуатации объектов и других работ в случае их при-

остановки, а также при отсутствии документов, удостове-

ряющих права на землю. В отличие от государственных

инспекторов, права и обязанности рядовых инспекторов

ограничены. Так, они не имеют права совершать большинс-

тво из названных выше контрольных действий. Эти инспек-

торы могут составлять протоколы о нарушениях земельного

законодательства, но не вправе рассматривать дела о

правонарушениях, что делают государственные инспекторы

или специальные комиссии. Всякий инспектор имеет право

беспрепятственно посещать предприятия, организации, уч-

реждения, обследовать земельные участки, но он не пра-

вомочен приостановить деятельность пользователей земли

или исполнение неправомерных решений по вопросам пре-

доставления и изъятия земельных участков. Эти действия,

существенно затрагивающие земельные права граждан и ор-

ганизаций, могут предпринимать только государственные

инспекторы. Должностные и физические лица, препятствую-

щие осуществлению государственного контроля за состоя-

нием, использованием и охраной земель, применяющие уг-

розы насилия или насильственные

действия по отношению к должностным лицам, осуществляю-

щим государственный земельный контроль, несут установ-

ленную законодательством ответственность. Как указано в

п. 10 Положения о земельном контроле, органы Министерс-

тва внутренних дел Российской Федерации в пределах сво-

ей компетенции оказывают помощь должностным лицам спе-

циально уполномоченных органов, осуществляющих земель-

ный контроль. В то же время эти должностные лица несут

ответственность за своевременное принятие мер к наруши-

телям земельного законодательства, за объективность ма-

териалов проводимых проверок. Убытки, причиненные собс-

твенникам земли, землевладельцам, землепользователям и

арендаторам неправомерными действиями таких должностных

лиц, возмещаются в порядке, установленном законодатель-

ством. Жалобы на их действия подаются вышестоящему

должностному лицу или в суд. Общественный земельный

контроль. Традиционно роль общественных организаций в

нашей стране определяется как помощь, которую они могут

оказать государственным органам земельного контроля.

Вместе с тем общественные организации не должны расс-

матриваться как послушные исполнители указаний госу-

дарственных контрольных органов, что было характерно

для их деятельности в недалеком прошлом, именуемом

обычно периодом застоя. Практика показывает, что об-

щественные организации недолго остаются под опекой го-

сударственных служб. Рано или поздно происходит процесс

"самопознания", при котором общественные организации

начинают осознавать, что они не всегда и не во всем

должны оставаться придатком государственных органов и

выполнять только их задания. Контроль за действиями на-

рушителей нередко приводит эти организации к конфликтам

с надзорными органами, если (по мнению общественности)

последние плохо борются с осквернителями природы или

даже потворствуют им. В то же время выявилась нецелесо-

образность наделения общественных организаций функциями

государственной инспектуры, ибо это приводит лишь к

дублированию функций государственных надзорных органов,

причем на менее высоком профессиональном уровне. С дру-

гой стороны, усилилась просветительская роль многих

природоохранных организаций. С помощью средств массовой

информации ныне почти все слои населения информированы

о многих экологических опасностях, связанных с бесконт-

рольной эксплуатацией земель и других природных ресур-

сов. Этому же способствовало введение экологических

дисциплин в учебных заведениях а также пропаганда эко-

логических знаний. Природоохранные организации проявля-

ют способность "на равных" выступать с государст-венны-

ми органами и при определении природоресурсной полити-

ки, и при осуществлении контроля за ее осуществлением.

Иногда природоохранители противопоставляют общественные

организации государственным надзорным службам в том

смысле, что не доверяют последним и считают необходи-

мым, чтобы общественное движение выступало независимо и

необязательно в союзе с государством. Это вынуждает го-

сударственные органы в ряде случаев искать поддержки

общественности при прохождении спорных проектов и (или)

природоресурсных законов. Закон Российской Федерации

1991 г. (ст. 13) приглашает заинтересованных граждан

объединяться и вступать в организации, т. е. создавать

организации, "выполняющие экологические функции". Этим

организациям предоставляется право разрабатывать,

участвовать в утверждении и пропагандировать свои эко-

логические программы, выполнять работы по охране и

воспроизводству природных ресурсов, требовать предос-

тавления своевременной достоверной и полной экологичес-

государственные экологические экспертизы, требовать в

судебном или административном порядке отмены решений о

размещении экологически вредных объектов и настаивать

на ограничении или прекращении их деятельности, вести

кампании за проведение обсуждения спорных проектов и

референдумы, ставить вопрос о привлечении к ответствен-

ности виновных должностных лиц, предъявлять иски о воз-

мещении вреда здоровью и имуществу граждан, причиненно-

го экологическими правонарушениями. Эти же права зак-

репляются за общественными организациями и Законом об

общественных объединениях1. Кроме того, в его ст. 17

указано, что вмешательство органов государственной

власти и их должностных лиц в деятельность общественных

объединений, равно как и вмешательство общественных

объединений в деятельность органов государственной

власти и их должностных лиц, не допускается. Как опре-

делено в ст. 27 данного Закона, общественность вправе

активно осуществлять свои права в полном объеме, высту-

пать с собственными инициативами по различным вопросам

экологии, вносить предложения в органы государственной

власти. Таким образом, позиция общественного объедине-

ния необязательно должна совпадать с мнением, решением

государственных органов и их должностных лиц. Более то-

го, общественные объединения могут добиваться реализа-

ции своих решений политическими методами, о чем прямо

указано в ст. 27 Закона. Для широких кругов обществен-

ности ближе и доступнее вопросы охраны природы, пос-

кольку они касаются здоровья граждан и их жизненного

благополучия. Вопросы хозяйственного использования зе-

мель занимают как бы вторую позицию. Практически правом

обращения в суд обладают лишь общественные организации,

специализирующиеся на охране природы, поскольку сложные

вопросы доказательства загрязнения земель и окружающей

среды и выявления виновных требуют специальных знаний,

соединения усилий целого ряда экспертов, включая право-

_________________________________________________________

1 СЗ. 1995. ь 21. Ст. 1930.

_________________________________________________________

Судебные иски могут быть направлены не только против

загрязнителей, но также против инициаторов проектов,

способных привести к загрязнению среды обитания. Пос-

ледний вид исков облегчается тем, что крупные проекты,

требующие утверждения со стороны федеральных ведомств

или даже их прямой поддержки, должны содержать экологи-

ческие прогнозы, относящиеся к последствиям осуществле-

ния этих проектов. Отсутствие или неполнота таких прог-

нозов, невыполнение процедуры публичного их обсуждения

дают судам основание забраковать проекты и не разрешить

их осуществлять. Следует отметить, что Закон об охране

окружающей природной среды дает возможность исковой за-

щиты уже нарушенных прав, в частности - требовать пол-

ного возмещения вреда, причиненного экологическими пра-

вонарушениями (ст. 86-90). Статья 91 дает также право

требовать прекращения экологически вредной деятельнос-

ти. Но исков о профилактике появления экологически

вредных объектов названная ст. 91 не предусматривает.

Подобные иски при отсутствии гласности вообще невозмож-

ны, ибо о проектах создания экологически вредных объек-

тов до сведения общественности не доводится. Между тем

иски о прекращении экологически вредной деятельности

(ст. 91) должны натолкнуться на мощные экономические

возражения. Когда вредный объект уже запущен в эксплуа-

тацию, с ним бывают связаны поставщики, обеспечивающие

его работу, и покупатели его продукции; объект дает ра-

боту многим занятым на нем рабочим и служащим; его при-

были учитываются как источник налоговых доходов бюдже-

тов разного ранга. Остановка производства при таких

обстоятельствах болезненно сказывается на материальных

интересах многих людей, на экономике района, города или

даже региона. Следовательно, охрана земель и повышение

рациональности их использования путем судебного иска

или иным способом реально может быть достигнута только

в том случае и на том этапе, когда речь идет о проекти-

ровании строительства. Когда же этот проект завершен,

требовать его запрета или изменения уже бывает поздно.

Поэтому главным методом должна быть профилактика, а не

попытка борьбы с уже выявившимся вредом.

Производственный контроль. Обычно производственный

контроль за использованием и охраной земель в той или

иной отрасли хозяйства осуществляют их должностные ли-

ца. Так же строится контроль и в земледелии, поскольку

должностные лица всегда заинтересованы в культурном ве-

дении сельскохозяйственного производства. Тем не менее

этот контроль нельзя назвать полноценным по двум основ-

ным причинам: - руководители хозяйств обременены многи-

ми другими заботами, поэтому они не могут специально

уделять внимание вопросам охраны плодородия почв, соб-

людению других требований земельного законодательства

по рациональному и эффективному использованию угодий

внутрихозяйственными подразделениями и отдельными ис-

полнителями сельскохозяйственных работ; - с другой сто-

роны, некоторые руководители сознательно или бессозна-

тельно отдают предпочтение текущим нуждам и результатам

производства по сравнению с перспективными задачами.

Это, безусловно, не может не ослаблять их контрольных

функций в отношении земель. . В некоторых хозяйствах

работают штатные землеустроители. В свое время их боль-

ше занимали дела, связанные с приусадебными земельными

участками. Ныне, в результате выделения крестьянских

(фермерских) хозяйств, важное значение приобретает сос-

тавление экономически и экологически обоснованных про-

ектов земельного устройства таких хозяйств, а также

контроль за соблюдением ими норм земельного законода-

тельства. В ряде хозяйств имеются специалисты, занятые

эксплуатацией мелиоративных и защитных устройств, а

также полезащитных лесонасаждений: гидротехники, агро-

лесомелиораторы, агрономы-экологи и др. Например, спе-

циалистов гидротехников-мелиораторов имеют многие хо-

зяйства на Кубани, занятые рисосеянием. Названные спе-

циалисты, отвечая за правильную эксплуатацию гидротех-

нических сооружений, уделяют внимание также их ремонту

и вообще рабочему состоянию. Это, несомненно, способс-

твует сохранности и работоспособности соответствующих

сооружений, а вместе с тем правильному режиму орошения

и осушения земель. Указания таких специалистов обычно

являются обязательными для всех работников данного

сельскохозяйственного предприятия. Опытом организации

внутрихозяйственной охраны плодородия сельскохозяйс-

твенных угодий следовало бы воспользоваться, чтобы ре-

комендовать колхозам, совхозам и другим хозяйствам вы-

за тем, как используется земля. Такой специалист должен

получить определенный статус, с тем чтобы он мог де-

тально знакомиться с планами и проектами хозяйства,

контролировать работу исполнителей, выносить на обсуж-

дение вопросы, которые требуют решения руководства

и(или) коллектива хозяйства. По-видимому, такую работу

следует сочетать с контролем за состоянием и рациональ-

ным использованием других природных ресурсов (естест-

венной растительности, вод, дикой фауны). Наличие в хо-

зяйствах подобных специалистов должно облегчить дея-

тельность инспекторов государственных контрольных орга-

нов, которым при письменных сношениях и посещениях хо-

зяйств в ряде случаев удобнее иметь дело с информиро-

ванными специалистами, чем с руководителями хозяйств.

Тем более что занятость последних обычно выше, а осве-

домленность ниже, чем у первых. В некоторых случаях та-

кие специалисты будут приближаться к общественным инс-

пекторам. В любом случае они, надо полагать, будут опи-

раться на своих единомышленников, болеющих за охрану

природы и хозяйское отношение к земле, но не имеющих

формальных прав и обязанностей в области внутрихозяйс-

твенного контроля за рациональным землепользованием.

Различные варианты внутрипроизводственного (внутрихо-

зяйственного) контроля заслуживают внимания законодате-

лей. Не исключено, что со временем закон потребует от

каждого крупного (по размерам) пользователя, чтобы в

хозяйстве было зарегистрировано должностное лицо, отве-

чающее за охрану и рациональное использование эксплуа-

тируемых хозяйством природных ресурсов и, следователь-

но, наделенное определенными контрольными полномочиями

в отношении производственной деятельности работников

хозяйства. В сельской местности происходит опасное зах-

ламление земель строительным мусором, и особенно прово-

локой. Нередко в этом повинны ремонтники электролиний и

линий связи, которые бросают где попало мотки заменяе-

мой или отслужившей проволоки. Но чаще проволока попа-

дает на землю после ликвидации так называемых культур-

ных пастбищ, которые полагается огораживать. На полевых

и лесных дорогах, на полях и лугах встречается рваный

трос, оставленный нерадивыми шоферами, выброшенные ши-

ны, поломанные детали и части от машин и тракторов. Та-

кие предметы не просто мешают обработке сельхозугодий,

но могут приводить к авариям техники, ранению скота и

диких животных. Во многих случаях они опасны и для че-

ловека. Уставы сельхозпредприятий не содержат пункта о

недопущении захламления угодий, в том числе опасными

предметами. Не выставляет такого требования и закон.

Когда же такое требование войдет в правило, то может

оказаться, что потребуется специальная кампания по

очистке сельхозугодий от мусора и опасного хлама. В

сельской местности нередко наблюдается самовольное

"расширение" дорог, когда водители объезжают увлажнен-

ные участки по сухому грунту. Расширяются также живот-

новодческие фермы за счет стихийного размещения на со-

седних угодьях силосных сооружений, загонов для скота,

а также отходов и отбросов. Все это сокращает площади

продуктивных земель и нарушает эстетику сельской мест-

ности, которая всегда была дополнительным плюсом в жиз-

ни сельских тружеников. В сельском хозяйстве не сущест-

вует понятия "земельная дисциплина" в отношении водите-

лей, механизаторов, связистов, строителей, животново-

дов. Это объясняется не только слабостью государствен-

ного контроля за состоянием земли, но и производствен-

ным консерватизмом. В сельском хозяйстве принято бо-

роться с потравами, но не с осквернением и разрушением

самой земли. Внутрихозяйственный (внутрипроизводствен-

ный) контроль за сельскохозяйственными землями целесо-

образен не только в сельскохозяйственных предприятиях.

Сельскохозяйственные земли нередко временно или посто-

янно отводятся в пользование несельскохозяйственных

предприятий, которые имеют возможность или даже обязаны

учитывать интересы сельскохозяйственного производства.

Так, многие современные нефтедобывающие предприятия

сначала принимают и используют, а затем обратно переда-

ют хозяйствам временно отчужденные у них земли. За сво-

евременностью отчуждения и передачи, а также за приве-

дением передаваемых участков в пригодное для сельского

хозяйства состояние следит маркшейдерская служба. Это

показывает, что внутрипроизводственный земельный конт-

роль желателен и целесообразен не только в сельском хо-

зяйстве, но и ряде иных землеемких предприятий. Многие

промышленные предприятия в составе своих земельных

участков имеют резервные территории, предназначенные

для развития (застройки), которые иногда располагаются

вместе с основной территорией, а иногда отдельно. Если

их застройка задерживается, что нередко происходит, та-

кие территории начинают рассматривать как "свободные",

ничейные. В ряде случаев это приводит к превращению их

в пустыри и даже свалки, чаще всего они используются не

по назначению. Этим злоупотребляют как посторонние ли-

ца, так и работники самих предприятий. Бороться с этим

злом трудно (или даже невозможно), если на предприятиях

нет лиц, ответственных за их территорию. На некоторых

предприятиях территория "распределена" по цехам, хо-

зяйствам и службам, так что руководители этих подразде-

лений отвечают также за подведомственные им земли.

Иногда такие земли находятся под присмотром особых

должностных лиц - смотрителей производственных зданий и

сооружений. Однако такой порядок не является правилом.

Уставы и Положения, которыми руководствуются государс-

твенные (и негосударственные) предприятия, обычно не

репленную территорию, а тем более о способах осущест-

вления такого порядка (например, путем "закрепления"

участков за отдельными службами, назначения ответствен-

ных лиц и т.п.). Не упоминают об этих обязанностях

предприятий также Типовые положения и Типовые уставы.

Как правило, не вмешиваются в земельные распорядки на

предприятиях местные власти. Все это приводит к тому,

что можно назвать ненужным "расползанием" производс-

твенных площадей [за счет земель другого назначения

(непроизводственного)]; состояние этих площадей, как

правило, оказывается неудовлетворительным. Любой вид

внутрипроизводственного контроля должен, как известно,

включать санкции за нарушение установленного порядка.

Не является исключением также земельный контроль. Одна-

ко в этом отношении он не находит поддержки в земельном

законодательстве. Статья 125 ЗК устанавливает и подт-

верждает административную и уголовную ответственность

за земельные нарушения и преступления; ст. 126 предпо-

лагает дополнительно гражданскую ответственность. Но о

дисциплинарной ответственности ЗК умалчивает. Это озна-

чает, что внутрипроизводственного земельного контроля

ЗК не предусматривает и не предполагает. Такая позиция

представляется явным пробелом права. Земельные и вообще

экологические нарушения, допускаемые работниками на

производстве, весьма нередки, однако в трудовом законо-

дательстве о них прямо ничего не сказано. По этой при-

надо полагать, умалчивают о них и многие Правила внут-

реннего трудового распорядка, принятые для отдельных

предприятий, организаций, а также некоторых отраслей

производства. Так, работника геологической партии труд-

но наказать в дисциплинарном порядке за неосновательную

(несанкционированную) порчу земли, ибо такой проступок

не предусмотрен в Правилах внутреннего трудового распо-

рядка, действующих в этой отрасли. В Законе об охране

окружающей природной среды имеется ст. 82 о дисципли-

нарной ответственности за экологические проступки. Но в

нее фактически включено условие, что ответственность

может иметь место, если это предусмотрено "положениями,

уставами, правилами внутреннего распорядка и другими

нормативными актами", т. е. эта статья не является нор-

го Закона посчитали "неудобным" вторгаться в сферу тру-

дового права, поскольку обе эти отрасли права имеют ма-

ло общего. Однако такая щепетильность представляется

излишней. Любой закон может быть комплексным, т. е. со-

держать нормы разных отраслей права. В названном случае

отказ от придания ст. 82 прямой силы лишь ослабляет си-

лу Закона. Этот отказ не увязан со ст. 83-85, где уго-

ловная, административная и имущественная ответствен-

ность установлены без лишних оговорок. Правовые формы

земельного контроля. Контрольная деятельность, так же

как и всякая исполнительно-распорядительная деятель-

ность органов государства, протекает в определенных

правовых формах, установленных законодательством. В

противном случае, выходя за рамки этих правовых форм,

органы контроля допускали бы произвол в своей работе.

Органы земельного контроля, требуя от подконтрольных

субъектов соблюдения земельного и экологического зако-

нодательства, не могут сами нарушать ни нормы матери-

ального права, ни нормы процессуального права. Правовые

формы земельного контроля в зависимости от характера их

последовательного, логического применения можно разде-

лить на три вида (стадии): а) информационно-правовые

формы контроля при сборе материалов; б) принятие реше-

ний по результатам проведенного контроля; в) исполнение

решений контрольных органов. Информационно-правовые

формы земельного контроля при сборе материалов. Для то-

го чтобы принять квалифицированное решение по результа-

там контроля, любой орган контроля должен располагать

точной и объективной информацией о том, есть ли наруше-

ние земельного законодательства, в чем оно выражается,

кто виновен в этом, что нужно предпринимать, чтобы пра-

вонарушение не оказалось длящимся, каков вред, причи-

ненный правонарушением, а если правонарушение еще не

наступило, как его предупредить или пресечь при самом

его начале. Возникают и другие вопросы на первоначаль-

ной стадии земельного контроля. Их выяснение требует

сбора материалов (документов), проведения проверок, ре-

визий, исследования (анализа) этих материалов. В необ-

ходимых случаях может назначаться экспертиза материа-

лов, полученных в процессе контроля. Независимо от то-

го, проводит ли государственный инспектор плановую про-

верку состояния использования того или иного объекта

природы или выезжает по жалобе, закон дает ему право

совершать ряд правовых действий: - проверку законности

оснований пользования земельным участком; - обследова-

ние фактического состояния использования или неисполь-

зования данного объекта; проверку его использования в

соответствии с его целевым назначением и в соответствии

со статусным положением субъекта природопользования.

Так, например, проверка оснований (законности) природо-

пользования должна касаться каждого земельного участка,

находящегося в собственности, землевладении, землеполь-

зовании, включая массивы, закрепленные за коллективами,

арендуемые участки, земли крестьянских (фермерских) хо-

зяйств и т.д. Особую значимость такие проверки приобре-

тают в случаях выявления нарушений законности привати-

зации земель. Названные проверки следует рассматривать

в качестве одного из предупредительных факторов контро-

ля. Современное выявление и прекращение незаконного

владения (пользования) землей позволит избежать возмож-

ных последствий неправомерного использования участка,

как-то: нанесение ущерба участкам земельных отношений,

ухудшение качества природной среды, отрицательное влия-

ние на другие условия землепользования. Определение по-

добных фактов на ранних стадиях в значительной степени

упростит процесс по восстановлению нарушенных прав,

возвращению земельного участка в прежнее состояние, не

потребует возможных дополнительных затрат или минимизи-

рует их. В тех случаях, когда нарушение земельного за-

кона выявляется достаточно поздно, на устранение право-

нарушения обычно требуются значительное время и денеж-

ные средства. Так как расходы в подобных ситуациях от-

носят на счет нарушителя, то при отказе от добровольно-

го возмещения ущерба он будет возмещать его в гражданс-

ко-правовом порядке, т. е. через судебные органы, что в

еще большей степени затянет процесс восстановления на-

рушенных прав. Восстановительные работы могут по реше-

нию суда потребовать проведения специального комплекса

мероприятий: рекультивационных, культуртехнических, ме-

лиоративных, противоэрозионных и других, выполняемых с

привлечением специальной техники и технологии. Чтобы не

допустить ненужных затрат, важно своевременно пресечь

правонарушение. При контроле проверяется наличие у

субъекта документов, удостоверяющих законность права

собственности, владения, пользования земельным участ-

ком, а также их содержание и соответствие экземпляру,

хранимому в Комитете по земельным ресурсам и землеуст-

ройству. В случае предоставления земельного участка в

пользование на основании договора проверяется закон-

ность этого договора (например, соответствие содержания

документа требовани-

ям земельного законодательства). При выявлении наруше-

ний госинспектор указывает на них или ставит вопрос о

прекращении (расторжении) договора. При необходимости

инспектор проверяет местоположение, окружную границу

(по межевым знакам), площадь участка как визуально, так

и инструментально. Инструментальная проверка потребует-

ся в основном при отсутствии долговременных межевых

знаков, сооружаемых в соответствии с установленными

требованиями, или при их уничтожении, повреждении, пе-

реносе. Бывает необходимо обследование фактического

состояния использования или неиспользования земли. Эти

проверки позволяют выявить недостатки природопользова-

ния, например используется ли земельный участок пол-

ностью или частично, имеются ли свободные участки. Да-

лее, требуется устранить нарушения земельного законода-

тельства, предупредить возможные отрицательные последс-

твия. По результатам обследования выявляются нерацио-

нально используемые угодья колхозов, совхозов, других

сельскохозяйственных предприятий для зачисления их в

специальный фонд распределения земель земельной рефор-

мы. Выявлению нарушений земельного законодательства

должна предшествовать подготовительная работа, содержа-

ние которой зависит от вида предполагаемого нарушения.

Сюда входит подбор планово-картографических материалов

(составление выкопировки, увеличение ее с изменением

масштаба, получение координат и Других данных), почвен-

но-геоботанических материалов, агрохозяйствен-ных обс-

ледований, учетно-регистрационных и др. В случае необ-

ходимости создается комиссия, в состав которой наряду с

инженером-землеустроителем войдут специалисты: почвове-

ды, агрохимики, мелиораторы или другие (в зависимости

от вида нарушения и предполагаемого вида работ). При

порче земель заключение о состоянии земель, качестве

почв, степени загрязнения должен дать почвовед по ре-

зультатам специального анализа. О характере развития

эрозии почв дает заключение почвовед или агролесомелио-

ратор; при нарушении, выразившемся в отступлении от ут-

вержденного проекта внутрихозяйственного землеустройс-

тва, к проверке следует привлечь представителя проект-

ного предприятия по землеустройству и т.д. Состав ко-

миссии может быть определен или уточнен после рекогнос-

цировочного обследования объекта нарушения. Само обсле-

дование объекта в зависимости от вида и характера нару-

шений может проводиться как камерально, так и путем не-

посредственного обследования объекта на местности для

изучения причин, источника, характера и последствий

неправомерных действий. О предстоящих обследовательских

работах заинтересованные лица должны быть уведомлены в

официальном порядке (повесткой о дне проверки, времени

и виде работ). Инспектор единолично или совместно с ко-

миссией проверяет объект, выполняет необходимые работы,

в состав которых могут входить натурные измерения, сбор

образцов, опрос граждан и должностных лиц, получение

объяснений, и принимает решение. Все этапы работы долж-

ны быть отражены в соответствующих документах, и в пер-

вую очередь в протоколе обследования землевладения,

землепользования и др. При этом могут быть обнаружены

самые разнообразные отклонения от требований земельного

законодательства. Так, если находящаяся во владении

промышленного или иного несельскохозяйственного предп-

риятия земля является излишней для их производственной

и иной деятельности, то эта часть земельного участка

может быть изъята и передана в установленном законом

порядке в пользование другим землепользователям, среди

которых преимущество на получение указанной земли имеют

сельскохозяйственные предприятия, пользовавшиеся ею ра-

нее. Полученные сведения отражаются в протоколе. При

установлении частичного неиспользования земель колхоза-

ми, совхозами и другими сельскохозяйственными предприя-

тиями органы контроля применяют иные меры: с одной сто-

роны, меры принуждения в форме предписаний, указаний к

этим предприятиям, с тем чтобы они полностью использо-

вали предоставленные им земли, а с другой стороны, ока-

зание им всесторонней помощи для устранения недостатков

в землепользовании. Проведение обследований земель

должно основываться на достаточно общих правилах, т. е.

выполняться по единой схеме для всех землепользовате-

лей, владельцев, собственников, арендаторов. Основная

задача проверки - определить состояние использования

земель, порядок их использования, установить, приступил

ли субъект к использованию предоставленного земельного

участка. Это делается визуально или инструментально с

привлечением планово-картографической или текстовой до-

кументации. Выбор метода обследования зависит от инфор-

мированности и компетентности специалиста, осуществляю-

бот, выполненных владельцем земель, проверяется, пол-

ностью или частично предоставленный участок вовлечен в

использование. Собственно, проверка будет заключаться в

фиксации (констатации) самого факта деятельности, при-

чем реальной деятельности, связанной с использованием

участка, а не ее имитации или подготовки к ней. Предус-

мотренные законодательством сроки, в течение которых

субъект обязывается приступить к использованию участка,

достаточно невелики и требуют немедленного его освое-

ния. Следующая форма контроля: проверка целевого ис-

пользования земель. В соответствии с законом все вла-

дельцы земли, в том числе собственники, обязываются ис-

пользовать землю в соответствии с целевым назначением.

Целевое назначение того или иного земельного участка

указывается в решении о его предоставлении и в докумен-

тах на право собственности, владения или пользования,

причем констатация цели является непременным элементом

ве основной обязанности закреплен в ЗК,

других законах и иных нормативных актах о природополь-

зовании. Проверка использования земли в соответствии с

целевым назначением может проводиться как одновременно

с обследованием фактического использования участка, так

и в качестве самостоятельного действия. Совмещение двух

видов проверки (двух форм контроля) имеет существенное

значение именно в начальный период использования, т. е.

освоения предоставленного земельного участка, это поз-

воляет своевременно выявить возможные нарушения в ха-

рактере осуществляемых субъектом действий и избежать

последующих непроизводительных расходов на устранение

последствий выявленных нарушений. Такого рода контроль,

именно на ранних стадиях освоения участка, достаточно

действен и эффективен при профилактике земельных право-

нарушений, причем профилактика дисциплинирует пользова-

телей земли, позволяет избежать в дальнейшем более

серьезных нарушений. Проверка использования земель по

целевому назначению в начальный период освоения участка

должна проводиться регулярно, особенно в тех случаях,

когда планом освоения предусмотрены значительные капи-

тальные вложения, изменения состава и соотношения уго-

дий, выполнение мероприятий, направленных на изменение

качества земель. Частота проверок, как показывает прак-

тика, должна определяться характером выполняемых работ

и степенью их интенсивности. Проверки и обследования

могут быть эпизодическими, по проверке, например, како-

го-либо факта (по жалобе, сигналу прессы и т.п.), а мо-

гут быть комплексными и плановыми. Последние являются

более сложными мероприятиями. Для успехов при проведе-

нии земельного контроля имеют значение обследования,

которые при учете земель определяют качественное состо-

яние и использование земель. Они подразделяются на спе-

циальные и агрохозяйственные. К специальным обследова-

ниям относятся почвенные, геоботанические, мелиоратив-

ные. В результате их проведения получают сведения о на-

личии питательных веществ в почве, степени ее увлажне-

ния и засоленности, качестве и видах растительности и

т.п., используемые для учета земель и для других мероп-

риятий (землеустройства, мелиорации и т.д.). При агро-

хозяйственном обследовании осматривают каждый контур в

натуре для установления фактического состояния и ис-

пользования угодий и определения их более целесообраз-

ной эксплуатации. Земельно-учетные сведения получают

также путем обмеров (сплошных и выборочных). В практике

органов земельного контроля проводятся в основном обме-

ры посевных площадей, других земельных участков. Приме-

няются два способа отражения земельно-учетных сведений

Текстовой и графический. При текстовом способе данные

выражаются цифровыми показателями, к которым в ряде

случаев прилагаются объяснительные записки или другие

пояснительные материалы. При графическом способе ре-

зультаты измерений в натуре (как первоначальные, так и

последующие) фиксируются на планах, что дает наглядное

представление о пространственном положении и размерах

земель и позволяет избегать пропусков и перекрытий учи-

тываемых территорий. Таким образом, эти два способа,

дополняя друг друга, позволяют всесторонне охарактери-

зовать земли при их учете. Принятие решения по резуль-

татам проведенного контроля. Характер принимаемого ре-

шения и его содержание основываются на данных проведен-

ных проверок, обследований и анализа полученных матери-

алов. Принимаемое решение может носить предварительный

характер. Это бывает тогда, когда необходимо проведение

дополнительных работ (лабораторных анализов, экономи-

ческих расчетов, оценки экологических последствий и

т.д.) при длящемся нарушении и невозможности его немед-

ленного устранения, при невыявлении субъекта или оспа-

ривании им факта (вины) нарушения. В дальнейшем при по-

лучении госинспектором всех материалов, позволяющих вы-

нести правильное обоснованное решение, они передаются в

комиссию и другие органы. Решение по рассматриваемому

вопросу может приниматься и на месте путем дачи соот-

ветствующих распоряжений об устранении выявленного на-

рушения или применения административных санкций. Так,

госинспектор при тех или иных обстоятельствах может

принять следующие решения: а) дать Указание (по утверж-

денной форме) о выполнении определенных действий, адре-

сованных пользователю данного земельного участка, со

полнения перечисленных в Указании конкретных работ, ме-

роприятий, отдельных действий; в Указании дается также

предупреждение пользователю земельного участка: если он

не выполнит всех требований, содержащихся в Указании,

то материалы будут переданы в комиссию по контролю за

использованием и охраной земель соответствующего (мест-

ного) Комитета по земельным ресурсам и землеустройству

для привлечения нарушителя к ответственности; б) соста-

вить Протокол о нарушении земельного законодательства

(по форме), который направляется в названную выше ко-

миссию; в) вынести постановление о наложении взыскания

на лица, виновные в совершении земельного правонаруше-

ния; г) предписать нарушителю Требование (по форме) о

приостановлении работ, эксплуатации объекта, ведущихся

с нарушением земельного законодательства; в Требовании

указывается также срок, в течение которого надлежит

устранить допущенные недостатки, и предупреждение, что

если работы будут продолжаться без устранения наруше-

ний, то по предписанию госинспектора будет прекращено

финансирование работ; д) направить банку или другой ор-

ганизации, финансирующей работы, Предписание (по форме)

о прекращении финансирования

(кредитования) строительства, эксплуатации объекта. Оно

вручается нарушителю, если он не выполнит определенных

действий по приостановке работ, указанных в Требовании

госинспектора. Лишь после устранения тех нарушений, ко-

торые были зафиксированы в Требовании госинспектора,

последний дает правонарушителю Уведомление (также по

форме) о праве возобновить приостановленные работы. И

одновременно с этим посылается Уведомление о возобнов-

лении приостановленного финансирования (кредитования)

работ. Исполнение решения госинспектора. Как известно,

исполнение судебного решения обеспечивает судебный ис-

полнитель. Исполнение решения госинспектора любой служ-

бы государственного контроля обеспечивается самим го-

синспектором. В этих целях инспекторы Госкомзема, сани-

тарно-эпидемиологического и строительного надзора имеют

книгу (журнал) учета выявленных земельных правонаруше-

ний, ведут записи в ней о принятых мерах, добиваются

восстановления нарушенных прав, делают отметки об ис-

полнении предписаний и указаний по вопросам надлежащего

исполнения требований земельного и экологического зако-

нодательства. Согласованная деятельность государствен-

ных органов земельного контроля и общественности с неп-

ременным участием экологических служб предприятий, уч-

реждений и организаций позволяет своевременно предупре-

дить правонарушения, повысить эффективность работы всей

системы земельного контроля и надзора в стране.

Обязательной сферой деятельности по специальному управлению землей является государственный контроль за использованием и охраной земель. Его задачи состоят в обеспечении соблюдения всеми землепользователями, землевладельцами и собственниками земельных участков, в том числе арендаторами, государственными и общественными органами требований земельного законодательства Республики Беларусь (ст.

139 КЗ). Он осуществляется специально уполномоченным государственным органом по земельным ресурсам и землеустройству и местными исполнительными и распорядительными органами.

Местные представительные органы (Советы депутатов) также имеют определенные полномочия по контролю за принятием решений об изъятии и предоставлении земельных участков: местный Совет депутатов может в течение месяца предложить исполкому пересмотреть решение.

Контроль состоит в проверке уполномоченными на то органами соблюдения установленных правил пользования и охраны земель, а также правильности деятельности соответствующих органов по представлению и изъятию земель. Проведение государственного контроля позволяет своевременно выявить и устранить нарушения земельного законодательства. Г осударственный контроль за использованием земель является всеобщим и постоянным. Он распространяется на все категории земель РБ и всех пользователей земли.

Порядок осуществления госконтроля определен «Положением о государственном контроле за использованием и охраной земель», утвержденным постановлением Совета Министров РБ 25 февраля 1993 г. и нормативными документами Госкомимущества. Там же определен круг обязанностей и права Главных государственных инспекторов по использованию и охране земель РБ. Контроль за соблюдением требований при производстве землеустроительных работ осуществляется Инспекциями по экспертизе проектов, связанных с использованием и охраной земель, и контролю за качеством землеустроительных и топографогеодезических работ в порядке, установленном Г оскомимущества РБ.

К сфере деятельности по специальному управлению землей относится и мониторинг земель. Он является составной частью Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республики Беларусь, предусмотренной постановлением Совета Министров Республики Беларусь 20 апреля 1993 г. и Законом об охране окружающей среды.

В соответствии со ст. 141 Кодекса о земле, мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за их состоянием для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов. Объектом мониторинга являются все земли, независимо от форм собственности, целевого назначения и характера использования. Мониторинг земель ведется по единой для РБ системе за счет средств государственного бюджета в неразрывной связи с ведением государственного земельного кадастра.

В процессе мониторинга проводятся систематические наблюдения за состоянием земель, включая аэрофотогеодезические, топографогеодезические, почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания с использованием современных технических методов. Ведение мониторинга обеспечивается Госкомимущества, который утверждает методики программ, по которым ведутся наблюдения за состоянием земель, в том числе выполняемые другими предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами. На основании полученных материалов Комитет обеспечивает систематизацию, изучение и хранение данных о земле, а также издание материалов мониторинга земель.

Еще по теме Государственный контроль за использованием и охраной земель. Мониторинг земель.:

  1. Глава 10 ОХРАНА ЗЕМЕЛЬ. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ЗЕМЕЛЬ
  2. Система и компетенция органов, осуществляющих контроль за использованием и охраной земель
  3. § 4. Обеспечение охраны земель в сфере управления использованием и охраной земель
  4. Тема 8 Государственное управление использованием и охраной земель
  5. Глава XII. КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ОХРАНОЙ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗЕМЕЛЬ (ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ)

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования

«Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»

Кафедра государственно-правовых дисциплин

РЕФЕРАТ

по дисциплине: «Земельное право»

на тему: «Контроль за использованием и охраной земель»

Выполнила: слушатель Грекова Екатерина Александровна,

по направлению подготовки "Гражданское право"

Контроль за использованием и охраной земель - это деятельность компетентных органов, направленная на обеспечение соблюдения земельного законодательства, требования охраны и использования земель.

Выделяют 4 вида контроля:

1. государственный;

2. муниципальный;

3. общественный;

4. производственный.

Объектом государственного земельного контроля являются земельные участки и отношения, связанные и их предоставлением, использованием и изъятием.

При осуществлении государственного земельного контроля используются сведения Государственного кадастра недвижимости; Государственного мониторинга земель; производственного земельного контроля; Государственного фонда данных, полученных в результате землеустройства и иные сведения; проводятся съёмки, обмеры земельных участков и иные действия, предусмотренные законодательством РФ.

Органы, осуществляющие государственный земельный контроль:

1. Должностные лица и органы Росреестра осуществляют государственный земельный контроль в отношении всех категорий земель и, в частности, осуществляют контроль за соблюдением порядка переуступки права пользования земельными участками, выполнения требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена земельными участками и использования земельных участков без документов, разрешающих определённую хозяйственную деятельность на данном участке; выполнение требований о наличии и сохранности межевых знаков, о соблюдении порядка предоставления сведений о состоянии земель, за соблюдением исполнения предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных правоотношений; направление по выполнению требований земельного законодательства по использованию земель по целевому назначению и выполнению обязанности по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.

2. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования в частности осуществляет контроль:

1) за выполнением обязанности по рекультивации земель;

2) по выполнению требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от процессов, ухудшающих качественное состояние земель;

3) за соблюдением выполнения требований законодательства о недопущении использования участков лесного фонда для определенных целей без специальных разрешений;

4) за соблюдением режима использования земельных участков и лесов, в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов.

3. Федеральная служба по ветеринарному, фитосанитарному контролю осуществляет контроль на землях сельскохозяйственного назначения и на земельных участках сельскохозяйственного использования в составе земель населённых пунктов в частности:

1) за соблюдением мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

2) за соблюдением требований по самовольному занятию, перемещению и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с опасными веществами и отходами производства и потребления;

Конечным результатом этой функции является:

1. выявление и обеспечение устранения нарушений земельного законодательства;

2. исполнение нарушителями земельного законодательства соответствующих предписаний об устранении нарушений земельного законодательства;

3. привлечение виновных лиц к административной ответственности.

Формой земельного контроля являются проверки, которые бывают 2х видов: плановые и внеплановые проверки.

Юридическими фактами для проведения проверок являются:

1. планы проведения проверок (утверждаются руководителями территориальных органов Росреестра ежеквартально, не позднее чем за 15 дней до планируемого периода);

в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей плановые проверки по каждому земельному участку проводятся не чаще, чем 1 раз в 2 года;

в отношении субъекта малого предпринимательства плановая проверка проводится не ранее, чем через 3 года с момента его государственной регистрации.

2. жалобы и обращения органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц, физических и юридических лиц о том, что есть нарушение земельного законодательства;

3. сообщение в СМИ о нарушениях земельного законодательства;

4. акты судебных органов.

Сроки проведения проверки устанавливаются распоряжением о проведении проверки. Срок не должен превышать 1 месяц. В случаях, предусмотренных законодательством РФ, срок может быть продлён до 1 месяца.

При осуществлении проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей должны соблюдаться требования ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля, надзора и муниципального контроля”.

Постановлением Правительства от 27.01.2009 г. земельный контроль был отнесён к одному из видов государственного экологического контроля.

Муниципальный земельный контроль. Муниципальный земельный контроль осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами и распространяется на территорию муниципального образования.

Муниципальный земельный контроль осуществляется в порядке, установленном нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления. кадастр недвижимость земельный контроль

Общественный земельный контроль. Общественный земельный контроль осуществляется органами территориального общественного самоуправления (ТОС), иными общественными организациями за соблюдением установленного порядка подготовки и принятия органами власти, органами местного самоуправления решений, затрагивающих права и законные интересы, предусмотренные Земельным Кодексом, а также за соблюдением требований использования и охраны земель.

Производственный земельный контроль . Осуществляется собственниками, землевладельцами, землепользователями, арендаторами в ходе осуществления хозяйственной деятельности на конкретном земельном участке.

Лица, использующие земельный участок обязаны по письменному запросу Росреестра (но не чаще 1 раза в год) предоставлять сведения об организации производственного земельного контроля.

Руководители территориальных органов Росреестра разрабатывают и утверждают годовые планы получения сведений о производственном земельном контроле.

Информационную роль в обеспечении контроля осуществляет мониторинг земель.

Мониторинг земель - это система наблюдения за состоянием земель.

Объектом мониторинга являются все земли в РФ. Выделяют подсистемы мониторинга в зависимости от категорий земель.

В процессе мониторинга проводятся изыскание, обследование, съёмки и наблюдения.

Мониторинг включает в себя следующие действия:

1. сбор информации о состоянии земель, её обработку и хранение;

2. непрерывное наблюдение за использованием земель

3. анализ и оценка качественного состояния земель.

По результатам мониторинга составляются научные прогнозы и рекомендации, оперативные сводки и доклады.

Существует 3 вида мониторинга в зависимости от изучаемого объекта:

1. федеральным (объектом являются все земли РФ);

2. региональный (предметом является территория, ограниченная административными, экономическими, физико-геологическими и иными границами);

3. локальный мониторинг (вплоть до отдельного земельного участка).

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие, сущность, формы, правовое положение, функции и цели сельскохозяйственных кооперативов. Отличия содержания права пользования земельными участками в СССР и РФ. Порядок предоставления постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.

    контрольная работа , добавлен 23.01.2010

    Понятие, предмет и источники земельного права. Особенности государственного управления земельными ресурсами и охраной земель. Государственный земельный кадастр, контроль за использованием и охраной земель. Субъекты и объекты земельных правоотношений.

    шпаргалка , добавлен 26.09.2010

    Правовой режим земель граждан, предусмотренный законодательством РФ. Государственный контроль за использованием и охраной земель, система органов земельного контроля. Основания прекращения права безвозмездного срочного пользования земельным участком.

    контрольная работа , добавлен 05.03.2010

    Рассмотрение современного государственного кадастра недвижимости, его функции: учетная, фискальная и информационная. Принципы и основы проведения мониторинга земель в Российской Федерации. Анализ действующего законодательства по мониторингу земель.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2014

    История развития земельно-кадастровых отношений в России. Характеристика законодательства в области ведения государственного кадастра недвижимости. Порядок проведения кадастровой оценки земель для установления земельного налога и арендной платы.

    дипломная работа , добавлен 13.05.2014

    Понятие, виды, основания и порядок возникновения и прекращения права лесопользования, оборот прав пользования лесными участками. Документы, регламентирующие права и обязанности лесопользователей. Правовые основы государственного экологического контроля.

    контрольная работа , добавлен 12.02.2012

    Понятие, основания возникновения и прекращения права безвозмездного срочного пользования земельными участками. Сущность, цели и содержание правовой охраны земель в процессе их использования. Правовой режим земель, предоставляемых для недропользования.

    контрольная работа , добавлен 26.06.2012

    Сущность, особенности земельных отношений в России, характеристика нормативно-правовой базы. Полномочия органов государственной власти по распоряжению земельными участками. Распределение земельного фонда в Российской Федерации по категориям земель.

    дипломная работа , добавлен 24.01.2018

    Государственный кадастр недвижимости как систематизированный свод сведений. Рассмотрение особенностей подготовки межевого плана. Анализ принципов ведения государственного кадастра недвижимости. Способы подготовки кадастрового паспорта земельного участка.

    дипломная работа , добавлен 27.11.2012

    Анализ состояния земельного законодательства и необходимость его совершенствования. Система органов управления земельными ресурсами. Нормативно-правовые акты, регулирующие контроль за использованием земель. Принципы проведения экологической экспертизы.