Организация работы по гражданской обороне на предприятии. Организация гражданской обороны

Любая проверка состояния гражданской обороны и защиты от ЧС начинается с проверки локальной документации. Ниже представлены основные локальные документы по ГО и ЧС, которые должны быть в каждом учреждении здравоохранения. Главный врач как начальник ГО в своей организации должен обеспечить их разработку и периодическую актуализацию.

Перечень документов, разрабатываемых учреждениями здравоохранения по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны

Организационно-распорядительные документы

1. Приказ руководителя учреждения о создании комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению противопожарной безопасности (далее - КЧС и ПБ) и утверждении положения о комиссии, состава комиссии, функциональных обязанностей ее членов.

2. Приказ руководителя учреждения о создании комиссии по повышению устойчивости функционирования (далее - ПУФ) и утверждении положения о комиссии, состава комиссии, функциональных обязанностей ее членов.

3. Приказ руководителя учреждения о создании эвакуационной комиссии и утверждении положения о комиссии, состава комиссии, функциональных обязанностей ее членов.

4. Приказ руководителя учреждения о назначении работника, уполномоченного по вопросам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (далее - работник, уполномоченный по вопросам ГО и ЧС), и утверждении положения о работнике, уполномоченном по вопросам ГО и ЧС.

5. Приказ руководителя учреждения о разработке плана действий в чрезвычайной ситуации.

6. Календарный план мероприятий по разработке плана действий в ЧС.

7. Приказ руководителя учреждения об организации оповещения рабочих и служащих объекта о ЧС

8. Приказ руководителя учреждения о порядке создания и использования финансовых и материальных резервов для ликвидации ЧС.

9. Приказ руководителя учреждения об организации подготовки и обучения руководящего состава, формирований, рабочих и служащих объекта по действиям в ЧС.

10. Приказ руководителя учреждения на разработку плана гражданской обороны учреждения.

11. Календарный план мероприятий по разработке плана гражданской обороны учреждения.

12. Приказ руководителя учреждения об организации оповещения рабочих и служащих объекта об опасностях, возникающих в ходе военных действий или вследствие этих действий.

13. Приказ руководителя учреждения о порядке подготовки и обучения персонала способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

14. Приказ руководителя учреждения о создании запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в целях гражданской обороны (далее - ГО).

15. Приказ руководителя учреждения о создании объектов ГО (при наличии выписки из плана о создании объектов ГО в субъекте РФ).

16. Приказ руководителя учреждения о создании, оснащении и организации деятельности нештатных аварийно-спасательных формирований (далее - НАСФ).

17. Приказ руководителя учреждения о порядке подготовки к ведению и ведения ГО.

18. Приказ руководителя учреждения о порядке подготовки районов размещения в загородной зоне.

19. Приказ руководителя учреждения о порядке предоставления персоналу объекта убежищ и средств индивидуальной защиты.

Документы по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС

1. План действий учреждения в ЧС с приложениями.

Приложения к плану действия учреждения в ЧС:

1. Характеристика территории и планировки учреждения, кадровый состав по подразделениям.

2. Прогнозируемая обстановка при возникновении возможных ЧС.

3. Расчет создания формирований.

4. Расчет перепрофилирования коечной сети учреждения для приема пораженных (больных) в чрезвычайных ситуациях.

5. Расчет распределения кадров для комплектования медицинских формирований и подразделений учреждения при работе в чрезвычайных ситуациях.

6. Схема развертывания приемно-сортировочного отделения при работе в чрезвычайных ситуациях.

7. Расчет создания объектовых формирований.

8. Расчет снабжения медицинских формирований и подразделений учреждения медицинским имуществом.

9. Расчет снабжения формирований и подразделений учреждения санитарно-хозяйственным имуществом.

10. Расчет снабжения формирований и подразделений учреждения специальным имуществом.

11. Расчет снабжения формирований и подразделений учреждения кровью, ее компонентами и препаратами.

12. Расчет транспортного обеспечения формирований и функционирования медицинской организации в ЧС.

13. Расчет укрытия персонала и больных в защитных сооружениях (по месту постоянной дислокации и после эвакуации в безопасный район).

14. Расчет обеспечения персонала формирований и учреждения средствами индивидуальной защиты.

15. Расчет транспортного обеспечения эвакуации медицинской организации.

16. Схема развертывания учреждения в загородной зоне (безопасном районе).

17. План эвакуации медицинской организации при угрозе и возникновении ЧС.

18. Календарный план основных мероприятий по переводу учреждения для работы в ЧС.

19. Схема оповещения сбора руководящего состава, персонала формирований и подразделений медицинской организации.

20. Схема управления учреждения при ликвидации последствий ЧС.

2. Номенклатура резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС

3. План мероприятий по ПУФ учреждения при возникновении ЧС на год

Документы по вопросам гражданской обороны

1. План основных мероприятий по вопросам ГО, предупреждения и ликвидации ЧС на год.

2. Перспективный план основных мероприятий по вопросам ГО.

3. План ГО с приложениями.

Приложения к плану ГО:

1. Основные показатели состояния ГО учреждения по состоянию на 1 января текущего года.

2. Возможная обстановка на территории учреждения.

3. Календарный план выполнения основных мероприятий по ГО.

4. План мероприятий по защите работников и организации аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее - АСНДР).

5. Расчет укрытия работников учреждения и больных в защитных сооружениях.

6. План наращивания инженерной защиты организации при приведении в готовность ГО.

7. План эвакуации работников учреждения и членов их семей (для организаций, подлежащих эвакуации из местности, отнесенной к категории по ГО) с приложениями:

Карты;

Плана размещения учреждения в загородной зоне;

Сводных данных работников и членов их семей, подлежащих эвакуации;

Расчета на проведение мероприятий по эвакуации;

Списка подворного и поквартирного расселения работников и членов их семей, подлежащих эвакуации;

Расчета расквартирования работников и членов их семей в загородной зоне;

Выписки из плана эвакуации города;

Распоряжения главы поселения на размещение эвакуируемых на территории поселения;

Протокола-соглашения с главой администрации поселения о размещении и обеспечении эвакуируемых в загородной зоне;

Ордеров на занятие помещений, зданий и т.д.

8. План наращивания мероприятий по повышению функционирования организации.

9. Состав сил и средств ГО учреждения.

10. Расчет обеспечения и порядок выдачи средств индивидуальной защиты работникам организации.

4. Документация по подготовке и обучению руководящего состава, персонала и НАСФ по ГО, включающая:

Программу обучения;

Тематику подготовки;

Отчетный материал по учениям и тренировкам.

5. Структура, перечень и табель оснащения НАСФ

6. Номенклатура и количество средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ).

7. Номенклатура запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, созданных в целях ГО

8. Документация по содержанию и использованию СИЗ

9. План выдачи и распределения СИЗ работникам учреждений в установленные сроки

10. Документы учета объектов ГО (при наличии в организации объектов ГО)

11. Договор с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом или аналогичным муниципальном органом о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества ГО, а также на выполнение мероприятий ГО (для собственников).

Здравствуйте! Сегодня у нас с вами очень нужная, на мой взгляд, тема. Просматривая статистику моего блога, я обратил внимание, что по некоторым поисковым запросам посетителей направляют на мой блог, а ответа на эти вопросы они не получают. Один из таких запросов «Что должно быть в школе по ГО и ЧС». Сегодня я постараюсь на него ответить.

Итак, вас назначили уполномоченным по ГО и ЧС.

Какая досада! Ведь вы даже не знаете, что должно быть в ваших папках по ГО и ЧС. Но не стоит расстраиваться и посыпать голову пеплом. Сегодня я вам расскажу, какие документы должны быть. На различных сайтах и порталах размещено бесчисленное множество перечней таких документов, но я вам постараюсь выразить свою точку зрения, опять-таки, хочу заметить, что я не претендую на то, что мой перечень самый полный и качественный, допуская, что я, как и любой человек могу делать что-то неправильно. Я не буду разделять документы на отдельные папки, в этом просто нет необходимости, если что-то вдруг происходит, мы не ищем по папкам, мы берем сразу все, что есть и ищем то, что нам нужно.

В образовательной организации по линии ГО и ЧС должны быть следующие документы:

Приказ о создании дежурно-диспетчерской службы.

Приказ о создании комиссии по повышению устойчивого функционирования.

Приказ о создании нештатных формирований (ранее назывались НАСФ).

Приказ об организации пункта выдачи средств индивидуальной защиты.

Приказ о введении в действие Табеля срочных донесений объектового звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Приказ о создании резерва финансовых ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Положение о дежурно-диспетчерской службе.

Положение о порядке использования резерва финансовых ресурсов на год.

Положение об организации и ведении гражданской обороны.

Положение о нештатных формированиях.

3. Функциональные обязанности:

Функциональные обязанности членов КЧС и ПБ.

Функциональные обязанности сотрудников дежурно-диспетчерской службы.

Функциональные обязанности начальника пункта выдачи средств индивидуальной защиты.

Функциональные обязанности руководителя гражданской обороны.

Функциональные обязанности заместителей руководителя гражданской обороны.

Функциональные обязанности уполномоченного по гражданской обороне.

Функциональные обязанности командиров нештатных формирований.

Функциональные обязанности личного состава нештатных формирований.

План гражданской обороны.

План основных мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности на календарный год.

План работы уполномоченного ГО на календарный год.

5. Обучение сотрудников:

Приказ об утверждении Организационно-методических указаний по подготовке работников в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности на учебный год. и Программ обучения.

Приказ об итогах подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в прошедшем году и задачах на следующий год.

Организационно-методические указания по подготовке работников в области ГО, защиты от ЧС и обеспечения пожарной безопасности на учебный год.

Программы обучения личного состава нештатных формирований и работников, не вошедших в состав этих формирований.

Состав учебных групп и руководителей занятий по подготовке в области ГО и защиты от ЧС.

Расписания занятий с личным составом нештатных формирований и работниками, не вошедшими в состав этих формирований, на календарный год по подготовке в области ГО и защиты от ЧС.

Журналы учета проведения занятий с работниками на календарный год.

Вот такой список получился. Много, правда? Но, на самом деле, это лишь видимость, все эти документы можно составить достаточно быстро, я в скором времени начну публиковать эти материалы в блоге. Поэтому следите за новостями. А для того, чтобы вовремя получать информацию – рекомендую вам подписаться на новости моего блога.

Весной были внесены поправки к закону об организации гражданской обороны на предприятии 2018. Теперь обязанностью всех без исключения работодателей, имеющих штат сотрудников, стал процесс их подготовки к ГО. Руководителям компаний с настоящего времени придется проходить необходимое обучение на платной основе, а также сдавать обязательные экзамены, ведь игнорирование требований приведет к весьма существенному денежному штрафу со стороны инспекторов МЧС.

Закон о ГО должен соблюдаться для защиты проживающего населения от серьезных угроз, включая происходящие природные катаклизмы. В нашей стране закон сегодня действует вместе с подробными разработанными положениями, подготавливающими население к непредвиденным ситуациям.

Грамотно разработанная система ГО и ЧС на предприятии позволяет разработать и реализовать необходимые меры при внезапном форс-мажоре для снижения или ликвидации наступивших последствий.

Из-за внесенных поправок требования по гражданской обороне для организаций в 2018 году возросли, поэтому теперь работодатели обязаны по закону выполнять ряд важных действий:

  • Разработка программы по вводному инструктажу сотрудников.
  • Непосредственно вводный инструктаж допущенных к работе сотрудников.
  • Обучение на курсах.
  • Разработка проектной и согласовательной документации.
  • Проведение учений и запланированных тренировочных мероприятий.

Подробное вводное ознакомление как обязательное мероприятие в первый месяц проводится со всеми допущенными к работе сотрудниками.

Курсовым обучением называется эффективное овладение сотрудниками знаниями в области ГО, а также получение опыта их применения для личной защиты. Целью такого обучения считается повышение подготовки к умелым действиям при появлении опасностей, неизменно возникающих при ЧС и начавшихся военных операциях.

На обязанности не влияет численность задействованного в выполнении работы персонала, оборот компании, сфера деятельности, план продолжения работы при наступлении войны. Руководитель должен обучиться сам с получением подтверждающего этот факт документа, а затем направить на обучение своих сотрудников. При этом подготавливается важная документация, ведется журнал, отслеживается план предстоящих мероприятий по ГО на предприятии.

При смене или при открытии филиала в чужом регионе вся ранее подготовленная документация снова утверждается в МЧС.

Кто проверяет гражданскую оборону на предприятии?

Проверка мероприятий ГО на предприятии относится к компетенции инспекторов МЧС. Руководитель объекта отвечает за наличие сил и ресурсов, которые непременно потребуются при ЧС для спасения людей или устранения наступивших последствий.

Обязательно организуется штаб ГО с назначением начальника для управления проводимой подготовкой, настройки оповещения, а также разработки предстоящих планов. К ГО сотрудники подготавливаются под его руководством. Он также держит под контролем план всех предстоящих мероприятий при разных ЧС.

Организация гражданской обороны на объектах экономики в настоящее время состоит из следующих задач:

  • Противопожарные принимаемые меры.
  • Подготовка квалифицированных сотрудников к ГО.
  • Организация четкой и быстрой эвакуации.
  • Разработка эффективного плана по быстрому выполнению грамотных действий при ЧС.

Если вас подробнее интересует тема , то вы найдете одноименную статью по ссылке.

Организация гражданской обороны на действующем промышленном объекте

Такие мероприятия необходимы для решения ряда следующих задач:

  1. Служба ГО на предприятии занимается разработкой мер для защиты работающих сотрудников от различных опасностей при ЧС.
  2. Обеспечивается стабильная работа объекта даже при ЧС или наступлении войны.
  3. Проводятся спасательные действия или устраняются последствия прямо в эпицентре поражения, включая зону сильного затопления.

Разработка подробного плана действия для обеспечения эффективной защиты рабочего персонала, проведения необходимых работ по спасению жизни людей, ликвидации наступивших последствий тоже считается мероприятием ГО.

  • Инженерно-технические запланированные мероприятия ГО подразумевают использование ресурсов предприятия для предотвращения или же существенного уменьшения разрушений. Также они обеспечивают продолжение функционирования объекта даже при наступлении войны.
  • Экономические мероприятия ГО - это ряд работ, выполняемых с минимальными денежными затратами.
  • Экологические запланированные мероприятия разрабатываются на каждом из объектов для снижения негативного воздействия технологической отрасли на природную среду.


Обязанности организации в области гражданской обороны

Обязанности действующих предприятий в области мероприятий по ГО осуществляются лишь в пределах рабочих полномочий:

  • Проведение ряда мероприятий для продолжения работы объекта в период военного конфликта.
  • Обучение сотрудников известным методам защиты при ЧС для сохранности жизни и здоровья.
  • Подготовка систем громкого оповещения, полностью подготовленных к внезапному началу работы.
  • Наличие важнейших ресурсов у действующего предприятия для проведения ГО.

Организации с достаточно опасными по структуре промышленными объектами, обладающими для нашей страны оборонным важнейшим значением, образуют аварийно-спасательные формирования, находящиеся в стадии постоянной готовности к работе.

Тема будет подробно освещена в следующей статье.

Давайте посмотрим схему ГО на примере учебного заведения:

Игнорирование проведения мероприятий

В КоАП присутствует статья 20.7 со штрафными санкциями за нарушение положений о необходимой гражданской обороне. Санкции выписываются местным МЧС, постоянно контролирующим выполнение требований современными предпринимателями. При отсутствии проведения инструктажа сотрудников и не подготовленной программе по их обучению выписанный инспектором МЧС штраф достигает 200 тысяч рублей для компании и 20 тысяч должен заплатить директор.

Штраф может быть выписан после проведения плановой и внезапной проверки, первая из которых выполняется по графику. Внеплановая выездная проверка может быть проведена в любое необходимое время. На первый раз может быть выписано предписание, а затем штраф. Но даже при выписанном предписании требуется устранение обнаруженных нарушений, то есть , оформление всех документов с учетом полученных рекомендаций.

Организация работы ГО и ЧС на предприятии

Перечень важных документов, подготовленный список работающих сотрудников для обучения и грамотный план предстоящих мероприятий ГО является зависящим от деятельности и общей численности рабочего штата.

Соблюдение требований по ГО для организаций в 2018 году убережет от штрафных санкций:

  • В регионе нахождения выбирается центр МЧС, обучающий сотрудников по теме «гражданская оборона и чрезвычайные ситуации на предприятии». Выполняемая центром работа не подлежит лицензированию, поэтому выполняется проверка того, сможет ли он выдать подтверждение обучения. По стоимости обучение сотрудника может достигать пяти тысяч российских рублей. Также занятия могут проводиться удаленно.
  • Заключается договор об обучении.
  • Заказывается пакет подготовленных документов для собственной организации, который затем согласуется в МЧС. Документы могут быть составлены самостоятельно, но это потребует свободного времени.
  • Уточнить все вопросы можно с помощью совершения звонка в консультационный центр регионального МЧС.
  • Организация гражданской обороны в офисе подразумевает своевременное проведение инструктажа для допущенных к выполнению работы сотрудников и обновление важных рабочих документов. Из-за пропущенной подписи или не указанной даты могут быть безвозвратно потеряны огромные денежные средства.

Гражданская оборона сегодня необязательно имеет связь с внезапно начавшимися военными действиями. Но все сотрудники должны точно знать то, как вести себя при наступлении чрезвычайной ситуации. Понимание действий необходимо на случай внезапного наводнения, сильного землетрясения, пожара или совершенного террористического акта. Дети обучаются этому в школе во время занятий, а взрослые по месту своей постоянной работы.

Гражданская оборона на предприятии: видео

1. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

1. Положение об организации и ведении гражданской обороны в федеральном органе исполнительной власти.

2. План гражданской обороны и защиты населения федерального органа исполнительной власти согласованный и утвержденный установленным порядком.

4. Приказ о создании эвакуационной комиссии (положение об эвакуационной комиссии; план работы эвакуационной комиссии; состав и план работы эвакуационной комиссии).

В Приказе:

К приказу прилагаются:

Расписание занятий

6. Приказ о создании НАСФ (утвержденные руководителем рабочие программы по обучению л/с НАСФ; утвержденное руководителем расписание занятий по обучению л/с НАСФ; распечатанный и утвержденный руководителем лекционный материал; план учений и тренировок с л/с НАСФ с отметками выполнения и номерами актов по данным тренировкам и учениям; функциональные обязанности командиров и л/с НАСФ; ведомости учета НАСФ; ведомость учета оснащения техникой и имуществом;

7. Документ (накладная, выписка из инвентарной книги и т.д.), подтверждающий обеспечение работников средствами индивидуальной защиты; акт, подтверждающий качественное состояние СИЗ.

8. Приказ, определяющий должностное лицо, в обязанности которого входит учет, надлежащее хранение, обеспечение сохранности, готовности СИЗ к применению.

9. План выдачи и распределения средств индивидуальной защиты.

10. Приказ о создании содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств с номенклатурой.

11. Приказ, о назначении сотрудника, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций)

12. Наличие убежища гражданской обороны (при продолжении деятельности в военное время) и соответствующей документации.

13. План осуществления комплексной маскировки (при продолжении деятельности в военное время).

1. План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального органа исполнительной власти согласованный и утвержденный установленным порядком.

2. Приказ о создании функциональной подсистемы РСЧС.

3. Приказ о создании, составе координационного органа функциональной подсистемы РСЧС (КЧС) (функциональные обязанности членов КЧС и ОПБ; план работы КЧС и ОПБ на текущий год).

5. Документы по вопросам обучения в области защиты от ЧС:

1) Приказ руководителя ГО об итогах подготовки по ГО и защите от ЧС за прошедший учебный год и задачах на новый учебный год;

В Приказе:

Отражаются общие результаты подготовки, выполнение планов, состояние подготовки по учебным группам, оценки и выводы по учениям и практической работе, состояние учебной материальной базы, основные нерешенные вопросы и недостатки, анализ их причин, а также другие данные о положении дел и отмечаются отличившиеся;

Указывается главное в подготовке по вопросам ГОЧС на следующий год, темы и цели планируемых учений, тренировок и других мероприятий и ставятся конкретные задачи исполнителям;

Утверждается порядок организации подготовки (состав учебных групп, руководители занятий) и список лиц, планируемых для обучения в Камчатском УМЦ ГОЧС (план подготовки руководящего и командно-начальствующего состава);

Указываются сроки начала и окончания учебного года;

Указываются лица, до которых доводится приказ, и порядок контроля за его исполнением.

К приказу прилагаются:

Список должностных лиц и работников ГОЧС, планируемых для обучения в Камчатском УМЦ ГОЧС;

Перечень учебных групп и руководителей занятий по ГОЧС.

2) План основных мероприятий по вопросам ГО, предупреждению и ликвидации ЧС на новый учебный год (тематика занятий, учений и тренировок на текущий год).

Расписание занятий (приложение к плану) разрабатывается для каждой учебной группы рабочих и служащих (личного состава формирований) на учебный год с учетом наличия учебных мест занятий.

3) Свидетельства о прохождении обучения в области ГО и ЧС руководителя, начальствующего состава и должностного лица, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (не реже одного раза в пять лет)

6. Приказ об итогах обучения сотрудников в предыдущем году и задачах обучения на текущий год (тематика учений и тренировок на текущий год; перечень учебных групп и руководителей занятий на год; план подготовки руководящего и командно-начальствующего состава; расписание занятий по ГО и ЧС с персоналом; свидетельства о прохождении обучения в области ГО и ЧС руководителя, начальствующего состава и должностного лица, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций).

Проведение командно-штабных учений или тренировок по совершенствованию знаний, умений и навыков в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

7. Приказ о создании резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

8. Приказ о создании резервов финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

9. Проведение командно-штабных учений или штабных тренировок по совершенствованию знаний, умений и навыков в области защиты от чрезвычайных ситуаций

10. Создание постоянно действующего органа управления (приказ, о назначении сотрудника, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций)

2. ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

- проверка выполнения требований и мероприятий в области гражданской обороны

1. Постановление об утверждении Порядка подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в муниципальном образовании.

2. План гражданской обороны и защиты населения муниципального образования согласованный с ГУ МЧС России по Камчатскому краю и утвержденный главой муниципального образования.

3. План основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям согласованный с ГУ МЧС России по Камчатскому краю и утвержденный главой муниципального образования.

4. Распоряжение о создании комиссии по повышению устойчивого функционирования (ПУФ) (положение о комиссии по ПУФ; план работы комиссии по ПУФ).

5. Распоряжение о создании эвакуационной комиссии (положение об эвакуационной комиссии; состав эвакуационной комиссии; план работы эвакуационной комиссии). План эвакуации.

6. Документы по вопросам обучения населения в области ГО:

В постановлении:

3) Решения КЧС по вопросам подготовки населения муниципального образования и ход их выполнения (вопросы обучения населения в области ГО должны рассматриваться ежегодно);

4) Программы обучения должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС, личного состава НАСФ, работающего и неработающего населения (разрабатываются и утверждаются в соответствии с примерной программой обучения должностных лиц и специалистов РСЧС Камчатского края);

5) План подготовки должностных лиц и работников ГО в области гражданской обороны;

6) План основных мероприятий муниципального образования по вопросам ГО, предупреждения и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, в котором определены темы и сроки проведения учений и тренировок на объектах экономики (тематика учений и тренировок на текущий год);

7) Регистры (списки) подготовки и повышения квалификации должностных лиц и работников ГО соответствующего уровня;

10) План пропагандистской работы в области ГО;

11) Положение о проведении соревнований «Школа безопасности» или полевых лагерей «Юный спасатель» муниципального уровня.

12) Планирующие и отчетные документы по деятельности учебно-консультационных пунктов (Приказ о создании УКП, План работы на текущий год, расписание, журналы, регистры и т.д.)

13) Свидетельства о прохождении обучения в области ГО и ЧС руководителя, начальствующего состава и должностного лица, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (не реже одного раза в пять лет)

7. Постановление о создании, содержании и организации деятельности нештатных аварийно-спасательных формирований на территории муниципального образования (функциональные обязанности командиров и л/с НАСФ; реестр организаций, создающих НАСФ; ведомость учета (регистр) по обучению должностных лиц и работников ГО и РСЧС в организации (с указанием номеров удостоверений обучившихся; Утвержденные руководителем рабочие программы по обучению л/с НАСФ и работающего населения, не входящего в состав НАСФ).

8. Документ (накладная, выписка из инвентарной книги и т.д.), подтверждающий обеспечение сотрудников и необходимых категории населения средствами индивидуальной защиты и акт качественного состояния СИЗ.

9. Распоряжение, определяющее должностное лицо, в обязанности которого входит учет, надлежащее хранение, обеспечение сохранности, готовности СИЗ к применению.

10. Постановление о создании и содержании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств на территории муниципального образования и перечень созданных запасов.

11. Распоряжение о создании постоянно действующего органа управления о назначении сотрудника, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

12. Постановление о своевременном оповещении и информировании населения муниципального образования (наличие записей о выполнении работ технического обслуживания с требуемой периодичностью в формуляре и книге учета технического состояния; правильность ведения эксплуатационной документации (состав документации, ее состояние и условия хранения; наличие и правильность записей в формулярах (паспортах); книга учета технического состояния; соблюдение сроков калибровки средств измерений и электрических испытаний защитных средств).

14. Мероприятия по гражданской обороне, осуществляемые в целях решения задачи, связанной с оповещением населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Оборудование МО системой оповещения населения, наличие схемы размещения звукоизлучающих средств оповещения с нанесенными на карте зон звукопокрытия населенных пунктов.

15. Мероприятия по гражданской обороне, осуществляемые в целях решения задачи, связанной с первоочередным обеспечением населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе с медицинским обслуживанием, включая оказание первой медицинской помощи, со срочным предоставлением жилья и принятием других необходимых мер

16. Мероприятия по гражданской обороне, осуществляемые в целях решения задачи, связанной с борьбой с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий

17. Мероприятия по гражданской обороне, осуществляемые в целях решения задачи, связанной с санитарной обработкой населения, обеззараживанием зданий и сооружений, со специальной обработкой техники и территорий

18. Мероприятия по гражданской обороне, осуществляемые в целях решения задачи, связанной с восстановлением и поддержанием порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий

19. Мероприятия по гражданской обороне, осуществляемые в целях решения задачи, связанной со срочным восстановлением функционирования необходимых коммунальных служб в военное время

20. Мероприятия по гражданской обороне, осуществляемые в целях решения задачи, связанной со срочным захоронением трупов в военное время

21. Мероприятия по гражданской обороне, осуществляемые в целях решения задачи, связанной с разработкой и осуществлением мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время

22. Мероприятия по гражданской обороне, осуществляемые в целях решения задачи, связанной с обнаружением и обозначением районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению

23. Мероприятия по гражданской обороне, осуществляемые в целях решения задачи, связанной с проведением аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера,

24. Мероприятия по гражданской обороне, осуществляемые в целях решения задачи, связанной с обеспечением световой и других видов маскировки, являются:

25. Мероприятия по гражданской обороне, осуществляемые в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению убежищ и средств индивидуальной защиты (Документация защитных сооружений гражданской обороны, план выдачи и распределения средств индивидуальной защиты)

26. Мероприятия по гражданской обороне, осуществляемые в целях решения задачи, связанной с эвакуацией населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы

- проверка выполнения требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

1. План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального образования согласованный с ГУ МЧС России по Камчатскому краю и утвержденный главой муниципального образования.

2. Постановление о муниципальном звене территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

3. Распоряжение о создании, составе координационного органа районного звена РСЧС (КЧС) (функциональные обязанности членов КЧС и ОПБ; план работы КЧС и ОПБ на текущий год).

4. Распоряжение о создании эвакуационной комиссии (положение об эвакуационной комиссии; состав эвакуационной комиссии; план работы эвакуационной комиссии).

5. Планирующая и отчетная документация по проведению командно-штабных учений или штабных тренировок по совершенствованию знаний, умений и навыков в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

6. Перечень потенциально опасных объектов на территории муниципального образования.

7. Постановление о порядке создания, хранения, использования и восполнения резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций и перечень созданных ресурсов.

8. Оборудование МО системой оповещения населения, наличие схемы размещения звукоизлучающих средств оповещения с нанесенными на карте зон звукопокрытия населенных пунктов..

9. Распоряжение о создании резервов финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

10. Распоряжение о создании постоянно действующего органа управления о назначении сотрудника, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

11. Паспорт безопасности муниципального образования.

12. Постановление о создании дежурно-диспетчерской службы территориального звена муниципального образования; свидетельства о прохождении обучения (повышение квалификации) руководителя и специалистов дежурно-диспетчерской службы.

13. План по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов муниципального образования, согласованный и утвержденный установленным порядком.

14. Документы по вопросам обучения населения в области защиты от ЧС, разрабатываемые в муниципальных образованиях:

1) нормативные правовые акты муниципального образования по организации обучения населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций (постановления главы администрации);

2) постановление (приказ) главы администрации по итогам обучения населения в прошедшем году и задачах на новый учебный год;

В постановлении:

Отражаются общие результаты подготовки, выполнение планов, состояние обучения по категориям, оценки и выводы по учениям и практической работе, состояние учебно-материальной базы, основные нерешенные вопросы и недостатки, анализ их причин, а также другие данные о положении дел и отмечаются отличившиеся;

Ставятся задачи на следующий год (главная задача, конкретные указания руководителям различных категорий, а при необходимости и некоторым руководителям лично, указываются темы учений и другие вопросы);

Устанавливаются сроки издания руководителями организаций приказов об итогах подготовки по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций за прошедший год и задачах на следующий;

Утверждается план основных мероприятий подготовки (командно-штабных, тактико-специальных, комплексных учений, тренировок) по всем органам управления и организациям;

Указываются сроки начала и окончания учебного года;

Поощряются организации и лица, добившиеся наилучших результатов.

3) Решения КЧС по вопросам подготовки населения муниципального образования и ход их выполнения (вопросы обучения населения должны рассматриваться ежегодно);

4) Программы обучения должностных лиц и специалистов РСЧС, личного состава НАСФ, работающего и неработающего населения (разрабатываются и утверждаются в соответствии с примерной программой обучения должностных лиц и специалистов РСЧС Камчатского края);

5) План подготовки должностных лиц и работников в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

6) План основных мероприятий муниципального образования по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС, в котором определены темы и сроки проведения учений и тренировок на объектах экономики (тематика учений и тренировок на текущий год);

7) Регистры (списки) подготовки и повышения квалификации должностных лиц и работников в области ЧС соответствующего уровня;

8) Комплексный план мероприятий по обучению неработающего населения в области безопасности жизнедеятельности;

9) Перспективный план совершенствования учебно-материальной базы по обучению всех категорий населения в области безопасности жизнедеятельности;

10) Положение о проведении соревнований «Школа безопасности» или полевых лагерей «Юный спасатель» муниципального уровня.

11) Планирующие и отчетные документы по деятельности учебно-консультационных пунктов (Приказ о создании УКП, План работы на текущий год, расписание, журналы, регистры и т.д.)

12) Свидетельства о прохождении обучения в области ЧС руководителя, начальствующего состава и должностного лица, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (не реже одного раза в пять лет)

3. ОРГАНИЗАЦИИ

- проверка выполнения требований и мероприятий в области гражданской обороны

1. Положение об организации и ведении гражданской обороны в организации.

2. План гражданской обороны и защиты населения организации согласованный и утвержденный установленным порядком. План основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности организации согласованный и утвержденный установленным порядком.

3. Приказ о создании комиссии по повышению устойчивого функционирования (ПУФ) (положение о комиссии по ПУФ; план работы комиссии по ПУФ).

4. Приказ о создании эвакуационной комиссии (положение об эвакуационной комиссии; план работы эвакуационной комиссии; состав эвакуационной комиссии).

5. Документы по вопросам обучения в области ГО:

В Приказе:

Отражаются общие результаты подготовки, выполнение планов, состояние подготовки по учебным группам, оценки и выводы по учениям и практической работе, состояние учебной материальной базы, основные нерешенные вопросы и недостатки, анализ их причин, а также другие данные о положении дел и отмечаются отличившиеся;

Указывается главное в подготовке по вопросам ГОЧС на следующий год, темы и цели планируемых учений, тренировок и других мероприятий и ставятся конкретные задачи исполнителям;

Указываются сроки начала и окончания учебного года;

Указываются лица, до которых доводится приказ, и порядок контроля за его исполнением.

К приказу прилагаются:

Список должностных лиц и работников ГОЧС, планируемых для обучения в Камчатском УМЦ ГОЧС;

Перечень учебных групп и руководителей занятий по ГОЧС.

2) План основных мероприятий по вопросам ГО, предупреждению и ликвидации ЧС на новый учебный год (тематика занятий, учений и тренировок на текущий год).

Расписание занятий

6. Приказ о создании НАСФ в организации (утвержденные руководителем предприятия (организации) рабочие программы по обучению л/с НАСФ; утвержденное руководителем предприятия (организации) расписание занятий по обучению л/с НАСФ; распечатанный и утвержденный руководителем предприятия (организации) лекционный материал; план учений и тренировок с л/с НАСФ с отметками выполнения и номерами актов по данным тренировкам и учениям; функциональные обязанности командиров и л/с НАСФ; ведомости учета НАСФ; ведомость учета оснащения техникой и имуществом;

7. Документ (накладная, выписка из инвентарной книги и т.д.), подтверждающий обеспечение работников средствами индивидуальной защиты; акт, подтверждающий качественное состояние СИЗ; Приказ, определяющий должностное лицо, в обязанности которого входит учет, надлежащее хранение, обеспечение сохранности, готовности СИЗ к применению.

8. Приказ о создании содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств с номенклатурой.

9. Приказ, о назначении сотрудника, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций)

10. Разработка документов страхового фонда документации (в соответствии с Перечнем объектов повышенного риска).

11. Наличие убежища гражданской обороны (или договора) (для учреждений и организаций продолжающих свою деятельность в военное время для набольшей работающей смены) и соответствующей документации.

- проверка выполнения требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

1. План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций организации согласованный и утвержденный установленным порядком.

2. Приказ о создании объектового звена РСЧС.

3. Приказ о создании, составе координационного органа объектового звена РСЧС (КЧС) (функциональные обязанности членов КЧС и ОПБ; план работы КЧС и ОПБ на текущий год).

4. План основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям согласованный и утвержденный установленным порядком.

5. Приказ о создании эвакуационной комиссии (положение об эвакуационной комиссии; план работы эвакуационной комиссии; состав эвакуационной комиссии).

6. Приказ о создании комиссии по повышению устойчивого функционирования (ПУФ) (положение о комиссии по ПУФ; план работы комиссии по ПУФ).

7. Документы по вопросам обучения в области защиты от ЧС, разрабатываемые на ПОО:

1) Приказ руководителя ГО организации об итогах подготовки по ГО и защите от ЧС за прошедший учебный год и задачах на новый учебный год;

В Приказе:

Отражаются общие результаты подготовки, выполнение планов, состояние подготовки по учебным группам, оценки и выводы по учениям и практической работе, состояние учебной материальной базы, основные нерешенные вопросы и недостатки, анализ их причин, а также другие данные о положении дел и отмечаются отличившиеся;

Указывается главное в подготовке по вопросам ГОЧС на следующий год, темы и цели планируемых учений, тренировок и других мероприятий и ставятся конкретные задачи исполнителям;

Утверждается порядок организации подготовки (состав учебных групп, руководители занятий) и список лиц, планируемых для обучения в Камчатском УМЦ ГОЧС;

Указываются сроки начала и окончания учебного года;

Поощряются работники, добившиеся лучших результатов по ГОЧС в прошедшем учебном году;

Указываются лица, до которых доводится приказ, и порядок контроля за его исполнением.

К приказу прилагаются:

Список должностных лиц и работников ГОЧС, планируемых для обучения в Камчатском УМЦ ГОЧС;

Перечень учебных групп и руководителей занятий по ГОЧС.

2) План основных мероприятий по вопросам ГО, предупреждению и ликвидации ЧС на новый учебный год (тематика занятий, учений и тренировок на текущий год).

План согласовывается с вышестоящим начальником. Подписывается руководителем структурного подразделения (работником), уполномоченным на решение задач в области ГО, и утверждается руководителем ГО объекта. Выполнение плана контролируется лично руководителем структурного подразделения (работником), уполномоченным на решение задач в области ГО объекта.

Расписание занятий (приложение к плану) разрабатывается для каждой учебной группы рабочих и служащих (личного состава формирований) на учебный год с учетом наличия учебных мест занятий. Расписание занятий подписывается руководителем структурного подразделения (работником), уполномоченным на решение задач в области ГО объекта.

3) В организации постоянно ведется учёт подготовки и обучения по ГО и ЧС. Он должен отражать все проводимые учебные мероприятия.

Для этого на объекте ведутся:

журнал учета занятий по ГОЧС на каждую учебную группу;

регистр подготовки и повышения квалификации должностных лиц и работников ГОЧС в Камчатском УМЦ ГОЧС. В этом регистре учитываются все должностные лица ГО и РСЧС объекта, которые в соответствии с установленной периодичностью должны проходить подготовку в Камчатском УМЦ ГОЧС.

4) Свидетельства о прохождении обучения в области ГО и ЧС руководителя, начальствующего состава и должностного лица, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (не реже одного раза в пять лет)

8. Приказ об итогах обучения сотрудников предприятия (организации) в предыдущем году и задачах обучения на текущий год (тематика учений и тренировок на текущий год; перечень учебных групп и руководителей занятий на год; план подготовки руководящего и командно-начальствующего состава; расписание занятий по ГО и ЧС с персоналом; свидетельства о прохождении обучения в области ГО и ЧС руководителя, начальствующего состава и должностного лица, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций).

9. Приказ о создании НАСФ в организации (утвержденные руководителем предприятия (организации) рабочие программы по обучению л/с НАСФ; утвержденное руководителем предприятия (организации) расписание занятий по обучению л/с НАСФ; распечатанный и утвержденный руководителем предприятия (организации) лекционный материал; план учений и тренировок с л/с НАСФ с отметками выполнения и номерами актов по данным тренировкам и учениям; функциональные обязанности командиров и л/с НАСФ; ведомости учета НАСФ; ведомость учета оснащения техникой и имуществом;

10. Документ (накладная, выписка из инвентарной книги и т.д.), подтверждающий обеспечение работников средствами индивидуальной защиты; акт, подтверждающий качественное состояние СИЗ.

11. Приказ о создании резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

12. Приказ о создании резервов финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

13. Проведение командно-штабных учений или штабных тренировок по совершенствованию знаний, умений и навыков в области защиты от чрезвычайных ситуаций

14. Планирование и организация аттестации НАСФ на право ведения определенных видов аварийно-спасательных работ

15. Журнал учёта (карточка) технического состояния здания или объекта (для объектов здравоохранения и образования);

16. Создание постоянно действующего органа управления (приказ, о назначении сотрудника, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций)

17. План повышения защищенности критически важного объекта (для предприятий входящих в Перечень)

18. Наличие резервного источника питания (для объектов с круглосуточным пребыванием людей)

19. Создание органа повседневного управления (дежурно-диспетчерской службы) и организация его работы

20. Прохождение обучения (повышение квалификации) руководителя и специалистов дежурно-диспетчерской службы.

21. Наличие договора с профессиональным аварийно-спасательным формированием на обслуживание потенциально опасного объекта (или наличие собственного аттестованного аварийно-спасательного формирования).

22. Разработка Паспорта безопасности потенциально-опасного объекта.

23. Создание локальной системы оповещения.

24. Наличие Плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов согласованного и утвержденного установленным порядком.

25. Наличие Договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте

И и опасностей возникающих при военных действиях — является актуальной проблемой государства и общества.

Катастрофы и стихийные бедствия являются постоянно действующими факторами на развитие экономики и политическую ситуацию. Крупнейшие аварии и катастрофы причиняют больший и часто невосполнимый ущерб окружающий среде. Экономические затраты на ликвидации их последствий достигают сотен миллиардов долларов.

Для России защита населения и территорий от ЧП актуальная по ряду причин:

  • Возрастание риска технических аварий из за НТП
  • Увеличение плотности населения, рост последствий и глобального изменения климата
  • Снижение профессионализма рабочих, падение производственной дисциплины, изношенность производственных фондов

Актуальная проблема государства и общества — защита населения и территорий при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникающих при военных действиях или вследствие их.

По мере развития общества и НТП возрасла роль государства в обеспечении защиты населения и территорий от стихийных бедствий, катарстроф и техногенных аварий. Для успешной борьбы с этими опасными явлениями необходима целенаправленная государственная политика. С этой целью во всем мире создано и активно функционирует большое число международных и государственных организаций, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Их задача обеспечить национальную безопасность государства и его жителей. Созданная в России () удачно вписалась в систему государственного управления и стала востребована обществом.

Развитие РСЧС имеет большую историю и включает несколько этапов. Защита гражданского населения в ходе вооруженной борьбы всегда была одной из важнейших задач. В России пристальное внимание вопросам защиты населения на государственном уровне прежде всего при ведении военных действий стало уделяться уже в ходе Гражданской войны.

Гражданская оборона

Гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и защите населения, материальные и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В 1932 году создана местная противоздушная оборона (МПВО). Основная задача МПВО — сведение к минимуму возможных потерь и разрушений и защита населения и территорий от воздействия обычных средств поражения (авиация).

Во время ВОВ МПВО выполняла следующие задачи:
  • Строительство убежищ и укрытий
  • Ведение аварийно-восстановительных работ
  • Ликвидация последствий бомбардировок
  • Обучение населения способам защиты от воздушных нападений
  • Эвакуация населения

Создание МВПО обеспечило в годы ВОВ успешную защиту населения и объектов народного хозяйства.

В 1961 году в связи с появлением ядерного оружия защита населения и территорий стала еще более актуальной задачей. МПВО было преобразовано в граждансную оборону . Система гражданской обороны должна была обеспечить надлежащую защиту населения и территорий от поражающих факторов нового оружия массового поражения.

До 1986 года задачами МПВО-ГО было:
  • Подготовка средств индивидуальной и коллективной защиты населения
  • Ведение спасательных и аварийно-восстановительных работ только в условиях военного времени.

Предупреждение и ликвидация ЧП природного и техногенного характера в мирное время как задача перед гражданской обороной не ставились.

Начиная с 1974 года гражданская оборона начала принимать участие в решении задач мирного времени (тушение лесных поражов, предупреждение стихийных бедствий и крупных аварий).

В 1986 году случилась катастрофа на Чернобыльской АЭС. Она принесла много человеческих жертв. Система граждаской обороны не была готова к решению таких задач и было принято решение о реорганизации системы гражданской обороны.

Поскольку предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций связана с проблемами национальной безоспасности в 1990 году был создан Российский корпус спасателей , в 1991 году преобразован в Государственный комитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям . После ряда преобразований в 1994 году был преобразован в Министрество Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС) .

Реально задачи защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера начали решаться после принятия 18 апреля 1992 г. Правительством РФ Постановления “О создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях”, которая в 1995 г. после принятия федерального закона “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” была преобразована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Таким образом, МЧС России решала проблемы организации защиты населения и террриторий в ЧС различного характера, а была ориентирована на решение зазадч защиты от природного и техногенного характера. За гражданской обороной была сохранена функция планирования и выполнения мероприятий по защите населения и территорий при угрозе и в случае нападения противника, предупреждение и ликвидации чрезвычайных ситуаций военного времени.

Гражданская оборона

Гражданская оборона — система мероприятий по подготовке к защите и защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий (ФЗ «О гражданской обороне» от 12.02.98 г.).

В современных условиях гражданская оборона является одним из важных элементов национальной безопасности России, обеспечения выживаемости государства в военное время.

С 1992 г. в России начался новый этап развития гражданской обороны. Впервые принятый федеральный закон «О гражданской обороне» определил основные ее задачи:
  • обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие их;
  • эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
  • предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
  • проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие их, в том числе медицинское обслуживание, включая срочное оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;
  • борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие их;
  • обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному загрязнению, химическому, биологическому и иному заражению;
  • обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;
  • восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие их;
  • срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
  • срочное захоронение трупов в военное время;
  • разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

При ведении военных действий гражданская оборона и Вооруженные силы имеют фактически одну общую цель — совместное обеспечение защиты тыла страны, который в широком понимании представляет всю, не занятую противником и не входящую в зону военных действий территорию государства с его людскими и материальными ресурсами. Но, в отличие от Вооруженных сил, гражданская оборона применяет в целях снижения людских и материальных потерь чисто гражданские, присущие ей одной, большей частью пассивные методы и средства.

Общее руководство гражданской обороной Российской Федерации осуществляет правительство, которое обеспечивает проведение единой государственной политики в вопросах гражданской обороны. Непосредственное управление гражданской обороной возложено на МЧС России. Принятые министерством в пределах своих полномочий решения обязательны для органов государственной власти, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от принадлежности и форм собственности, а также должностных лиц и граждан.

Структура гражданской обороны на объекте экономики

Гражданская оборона на объекте экономики организуется с целью защиты персонала и проживающего вблизи объекта экономки населения от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера.

Начальником ГО объекта экономики служит его руководитель. Он несет ответственность за организацию ГО на своем объекте и постоянную готовность ее сил и средств к проведению спасательных и других неотложных работ. Начальник ГО объекта подчиняется соответствующим должностным лицам ведомства, в ведении которого находится объект, а в оперативном отношении — вышестоящему начальнику ГО по месту расположения объекта. На крупных предприятиях предусматривается штатный заместитель начальника ГО, который в мирное время является основным организатором всех ее подготовительных мероприятий.

Приказом начальника ГО назначаются заместители по рассредоточению и эвакуации рабочих и служащих, инженерно-технической части и материально-техническому снабжению.

Заместителем начальника ГО объекта по рассредоточению и эвакуации обычно назначается заместитель руководителя по общим вопросам. Он является председателем эвакуационной комиссии, обязанности которого следующие: разработка плана рассредоточения рабочих и служащих, организация подготовки мест в загородной зоне и перевозка туда людей, доставка рабочих смен к месту работы, руководство службой общественного порядка.

Заместителем начальника ГО по инженерно-технической части главный инженер предприятия, который непосредственно руководит основными службами (аварийно-технической, противопожарной, убежищ и укрытия), а также осуществляет техническое руководство аварийно-спасательными и другими неотложными работами.

Заместителем начальника ГО по материально-техническому снабжению — заместитель руководителя объекта по этим вопросам. Он руководит службой материально-технического снабжения.

На всех объектах создаются штабы по делам ГО и ЧС, которые комплектуются из должностных лиц. Начальник штаба ГО, являясь заместителем начальника ГО объекта, имеет право от его имени отдавать приказы и распоряжения. Он организует устойчивое управление и систему оповещения, разведку, текущее и перспективное планирование, боевую подготовку личного состава формирований, контролирует выполнение всех мероприятий ГО.