Миграционные процессы. Проблемы региона

1. Миграция населения России…………………………………….….3 стр.

2. Национальный состав населения России…………………………..6 стр.

3. Миграция в Ставропольском крае…………………………………10 стр.

4. Список литературы…………………………………………………27 стр.

Миграция населения России

Миграция (migration – переселение) – перемещение людей из одного населенного пункта в другой. Миграции населения играют большую роль в формировании его национального, половозрастного состава. Выделяю внутреннюю и внешнюю миграции. Под внутренней миграцией понимают переселение людей из одного места в другое в пределах одной страны. Различают многие виды внутренней миграции. Наиболее многочисленными были миграции из сельской местности в города. Особенно ярко они проявлялись в Центральной России. С 1926 года по 1988 год из села в город переехало около 44% от общего числа горожан. К числу внутренних миграций относят и переселение людей в довоенные годы на Урал, в Сибирь, на Дальний Восток, где осваивались полезные ископаемые, строились города, заводы, железные дороги. В 50-е годы переселения людей были связаны с массовым освоением целинных земель в Казахстане и в Западной Сибири. В результате этих миграций увеличилась доля русскоязычного населения во многих республиках СССР. К числу внутренних миграций следует отнести и насильственные переселения людей, масштабы которых были огромны. Первым крупным потоком была высылка «раскулаченных» крестьян в 1930 – 1932 годах. В 1937 году насильственно были переселены корейцы из Приморского края, в 1943 – 1944 годах калмыки, чеченцы, ингуши, балкарцы и другие были выселены в Сибирь, Казахстан и в Среднюю Азию. Насильственное переселение людей сопровождалось большими демографическими потерями и, кончено, надолго осложнило межнациональные отношения в России. В 1956 – 1957 годах народы Северного Кавказа и Калмыкии были возвращены на родину. Так как ситуация 40-х годов не была восстановлена, это спровоцировало начало новых межнациональных конфликтов в этом регионе.

С начала 90-х годов картина внутренних миграций в России меняется. Происходит общее снижение миграционной подвижности; центры притока населения становятся центрами оттока его; в связи с экономическим кризисом начинается миграция населения из районов Дальнего Востока, Крайнего Севера в Центральную Россию, на Урал и в Поволжье; массовыми стали сезонные миграции граждан из города в деревню; миграционный поток из села в город почти прекратился. В связи с распадом СССР и обострением межнациональных отношений в ряде республик бывшего Советского Союза началась реэмиграция русскоязычного населения, под которой понимают возвращение мигрантов на Родину. Если в 1991 году в Россию прибыло около 144 тыс. русских, то в 1993 году их поток достиг более 500 тысяч человек.

Кроме внутренних миграций, различают и внешние миграции, под которыми понимают перемещение населения из одной страны в другую на постоянное место жительства. Внешние миграции в России начались еще в XIX веке, когда после отмены крепостного права до 1915 года из нашей страны эмигрировало большое число людей, преимущественно в США и Канаду. Второй крупный всплеск внешней миграции пришелся на время гражданской войны, когда в России прошла вынужденная эмиграция населения. В 80 – 90-е годы началась семейная миграция немцев, евреев, греков и лиц других национальностей в Израиль, США, Германию.

Внешняя миграция связана с перераспределением населения между государствами. Она влияет на изменение численности населения страны и качественного состава трудовых ресурсов.

Внешняя миграция может выражаться в виде:

эмиграции, т.е. выезда граждан из своей страны в другую страну на постоянное жительство или на длительный срок;

иммиграции, т.е. въезда граждан в другую страну на постоянное жительство или на длительный срок.

В период перестройки экономических отношений в России с либерализацией правил выезда и въезда резко возрос общий объем внешней миграции.

Какое же значение имеет миграция? Экономическое значение этого процесса заключается в том, что миграция способствует территориальному перераспределению работников и освоению новых территорий.

Национальный состав населения России

С конца 80-х годов в Москву участились миграции из всех бывших республик СССР. Причины этих перемещений самые разнообразные: военные конфликты в местах бывшего проживания и нежелание в них участвовать; экономический кризис, безработица в бывших республиках; желание заняться коммерцией в Москве и многие другие. Москва по прежнему сохраняет образ престижного города, столицы и, как и раньше, служит объектом устремлений иногородних, для которых задача переселения в столицу очень упростилась.

Действительно, дезорганизация хозяйства, отсутствие необходимых законов, новая экономическая ситуация вызывают бесконтрольные перемещения населения, особенно в таком огромном городе, как Москва, где «уйти на дно» и затеряться не представляет труда.

Естественно, что огромный приток приезжих из ближнего зарубежья в Москву в сочетании с ростом экономических проблем, усилением преступности, беспорядка в столице не мог не беспокоить москвичей и не обострить отношения с приезжими.

В столице резко возросло число иностранцев из дальнего зарубежья – представителей дипломатических структур, деловых и коммерческих кругов, религиозных, образовательных, туристических организаций, прессы и др. Точную численность их указать трудно, но их число составляет около полумиллиона человек.

В Москве сосредоточиваются беженцы и вынужденные переселенцы. Первыми беженцами, прибывшими в Москву, были пострадавшие в ходе землетрясения в Армении и армяне – жертвы погромов в Сумгаити и Баку, приехавшие в 1989 – 1991 гг. Позже к ним добавились выходцы из зон военных конфликтов на Кавказе, в Таджикистане и Молдове – люди самых разных национальностей. Значительную их часть составляют русские и русскоязычное население, изгоняемое также из государств Балтии. Среди беженцев есть легальные и нелегальные (неучтенные) потоки. Численность этой категории населения крайне сложно определить, тем более что беженцы стремятся поселиться не только в Москве, но и в Московской области. Приблизительные оценки их числа по Московскому региону – около полумиллиона человек.

Нет точного учета той огромной группы лиц различных национальностей, которая приезжает в Москву по коммерческим делам на некоторое время или даже на постоянное место жительства из стран ближнего зарубежья. Ориентировочное число таких лиц в МСР – примерно миллион или более (но их число также постоянно возрастает). За счет этой категории лиц значительно стал меняться национальный состав населения МСР. Хотя сюда прибывают представители всех республик бывшего СССР, все же преобладают выходцы из южных, восточных и юго-восточных регионов.

После недавней отмены Россией статьи Уголовного кодекса за бродяжничество в Москве появились бомжи (лица без постоянного места жительства). Их число колеблется от 50 до 60 тыс. и свыше 80% из них – не москвичи. Часто они представляют собой реальную опасность как в социальном смысле, так и с медико-санитарном, тем более, что они с большим трудом поддаются контролю и элементарному подсчету.

Еще одну новую категорию приезжих в МСР составляют иммигранты и беженцы из стран дальнего зарубежья. Это выходцы из Китая, Вьетнама, Монголии, Северной Кореи, Афганистана (причем, например, среди афганцев, приезжающих в Россию, есть сторонники как прокоммунистической ориентации, так и моджахеды), Ирана, Ирака (курды), Сомали, Эфиопии, Анголы, Кубы и Чили. Они попадают в Москву не только прямо, но и всякими обходными путями (по туристической визе, например, до Сочи или Баку). В силу этого точных статистических данных и в отношении этой категории мигрантов нет. Считается, что их число достигает 250-300 тыс. и более. Среди них есть и беженцы, устремившиеся в Россию после подписания ею в 1992 г Конвенции ООН по приему беженцев. Есть и бывшие лимитчики, как, например, большинство вьетнамцев и отчасти китайцев, не выехавших из России после истечения контракта их работы. Но при всех различиях большинство представителей этой категории стремится на Запад, в европейские страны или США, рассматривая Москву только как временное пристанище. Оно часто превращается для них в постоянное, поскольку, как правило, западные страны, напуганные иммиграцией, отказываются принимать их и отсылают обратно в Россию.

Особенно интенсивно миграционные процессы развиваются между Россией и странами СНГ, государствами Балтии. Это связано с тем, что после распада СССР за пределами России на территории бывших союзных республик осталось около 25 млн. русских. В связи с усилением националистических тенденций в ряде новых государств условия проживания русского населения резко ухудшились. Поэтому возникла вынужденная эмиграция русских из государств СНГ и Балтии в Россию.

Фрагмент главы "Проблемы удержания территории" из третьего тома монографии "Национальная идея России" .

Характер расселения населения - его распределение на городское и сельское - определяет степень урбанизированности территорий и распространения городского образа жизни и занятий. По данным Всероссийской переписи населения 2002 г., 73% россиян - городские жители, 27% - сельские. Таким же было это соотношение по данным предыдущей переписи населения 1989 г. Что касается сельских населенных пунктов, то в период между двумя последними переписями населения (1989 г. и 2002 г.) количество сельских населенных пунктов увеличилось на 2367. Однако при этом почти в два раза (с 16925 до 32997) выросло число сельских населенных пунктов, в которых проживают менее шести (!) постоянных жителей.

Это означает, что более 21% всех сельских населенных пунктов практически обречены на исчезновение в течение ближайших лет, что ведет к дальнейшему снижению социально-экономического потенциала сельских территорий. В России выделяются две категории городских пунктов - города и поселки городского типа. Критерием отграничения городских населенных пунктов от сельских является доля занятых в сельском хозяйстве (должна составлять не более 15% всех занятых в поселении). В городах при этом должно проживать не менее 12 тыс. жителей, а в поселках городского типа - не менее 3 тыс.

За период 1989–2005 гг. с карты страны ежемесячно исчезали в среднем четыре поселка городского типа.

За период 1989–2002 гг. ежемесячно без населения оставались в среднем 22 сельских населенных пункта. В 1989 г. в стране было 9,3 тыс. сельских населенных пунктов без населения, в 2002 г. - уже 13 тыс. При этом в 1979 г. в России было 12,3 тыс. сельских населенных пунктов с численностью населения 5 чел. и менее; в 2002 г. таких сел и деревень стало 33 тыс., причем средний показатель их заселенности составил 1,8 чел. То есть во многих тысячах сельских населенных пунктов России, еще считающихся жилыми, живут в среднем по одной старушке. Пройдет несколько лет, и они совсем опустеют. А ведь каких-нибудь 30–40 лет назад в большинстве из них "жизнь била ключом». Так, более 60% населения России сосредоточено в трех федеральных округах - Центральном (26%), Приволжском (22%) и Южном (16%).

Самым малочисленным является Дальневосточный федеральный округ (4,6% жителей). В новом столетии миграция населения по-прежнему остается важным компонентом демографического и социально-экономического развития страны в целом и, в особенности, отдельных регионов. Согласно данным Росстата, в 2009 г. во внутренних перемещениях в России участвовали 1,7 млн чел., что составляет 1,2% от всей численности постоянного населения России. При этом в настоящее время основным и практически единственным "магнитом" на территории России является Московский регион. По далеко не полным данным, которые предоставляет официальный текущий учет миграционного движения населения, за период с 2000 г. по 2008 г. миграционный прирост г. Москвы и Московской области за счет внутренней миграции составил почти 800 тыс. человек. В число регионов с миграционным приростом (по состоянию на 2009 г.) пока еще входят Белгородская (3,4 тыс. чел.), Воронежская (2,4 тыс. чел.) и Ярославская (0,6 тыс. чел.) области. В остальных же областях Центрального федерального округа наблюдается миграционная убыль населения, при том, что еще в 1998 г. таких регионов, по данным Росстата, было пять, а в 1997 г. - только два.

За десятилетие картина поменялась на диаметрально противоположную.

Сохранился небольшой миграционный прирост в результате внутренних миграций и в двух регионах Северо-Западного федерального округа - это г. Санкт-Петербург и Ленинградская область. Хотя этот прирост постепенно сокращается и в 2008 г. составил по области всего 9,5 тыс. чел., т. е. уменьшился по сравнению с 2004 г. почти в 10 раз. Все остальные субъекты РФ также теряют население во внутреннем миграционном обмене (главным образом в пределах своего же округа), поскольку северная столица привлекает бoльшими, чем у ее соседей, возможностями на рынке труда. Незначительный миграционный прирост в данном округе отмечается в 2009 г. Также в Калининградской области (0,1 тыс. чел.) и Ненецком автономном округе (24 чел.) В Южном федеральном округе - в Краснодарском и Ставропольском краях, а также в республиках Адыгея и Ингушетия - по официальным данным за 2009 г., пока сохраняется прирост населения за счет внутренней миграции, правда, в очень скромных масштабах: Ставропольский край - 1,9 тыс. чел., Ингушетия - 0,9 тыс., Адыгея - 0,3 тыс. чел. Только в Краснодарском крае он составил сколько-нибудь значимую величину - 16,2 тыс. чел., но из года в год этот показатель сокращается.

Из четырнадцати регионов Приволжского федерального округа миграционный прирост в 2009 г. сохранила только Республика Татарстан (2,2 тыс. чел.). В 2008 г. прирост, помимо Татарстана, наблюдался еще в Самарской (2,7 тыс. чел.) и Нижегородской областях (0,2 тыс. чел.). Разумеется, данный прирост с лихвой перекрывается сокращением населения в остальных субъектах округа - настолько, что суммарная миграционная убыль населения этого округа за счет внутренней миграции в 2009 г. составила 29 тыс. чел. В период с 2000 г. по 2008 г. убыль населения в этом регионе за счет внутренней миграции составила свыше 51 тыс. чел., что в настоящее время в несколько раз выше, чем показатели по Сибири и Дальнему Востоку.

В составе Уральского федерального округа миграционный прирост имеет только Свердловская область (1,3 тыс. чел.). В 2008 г. небольшой положительный миграционный прирост был, помимо Свердловской, еще и у Челябинской области (0,1 тыс. чел.). В остальных регионах наблюдается высокая миграционная убыль. Такие потери в результате внутренней миграции составили в 2009 г. 6,7 тыс. чел. Из каких российских территорий в основном "стягивается" население в эти несколько регионов? Преимущественно из восточных - Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. Регионы, входящие в состав этих округов, остаются главными миграционными донорами в России. С 2000 г. по 2008 г. Сибирский федеральный округ потерял в обмене с другими регионами России 244,4 тыс. чел. Так, численность населения Алтайского края в результате внутренней миграции уменьшилась с 2000 г. на 64,6 тыс. чел. Всего в 2009 г. в Сибирском федеральном округе была зафиксирована миграционная убыль на уровне 19,7 тыс. чел. Только два из двенадцати субъектов этого округа характеризуются миграционным приростом - это Новосибирская и Томская области (8 тыс. и 1,8 тыс. чел. соответственно).

Дальневосточный федеральный округ на протяжении последних десятилетий в связи с миграционными процессами, происходящими внутри страны, потерял наибольшее число своих постоянных жителей. В период 2000–2009 гг. миграционная убыль составила 187 тыс. человек. Это единственный округ, где почти все субъекты, входящие в него, имеют отрицательное миграционное сальдо. Больше всего убывает население в Республике Саха (Якутии), Магаданской области и Чукотском автономном округе, которые потеряли почти половину своего постоянного населения, а также в Камчатской и Сахалинской областях. Таким образом, здесь, как ни в одном другом округе России, миграция выступает мощным фактором сокращения общей численности населения. Но вот что было абсолютно непредсказуемо еще лет 10 назад, так это то, что наибольшую миграционную убыль во внутрироссийских перемещениях продемонстрирует вполне благополучный и экономически развитый, с богатыми хозяйственными традициями и опытом, хорошим климатом, географическим положением и транспортными связями - Приволжский федеральный округ.

Устойчивая отрицательная динамика миграции населения для этого округа характерна с 2000 г. Интересно сравнить также размеры федеральных округов и численность их постоянного населения. Как видно на рис. 1-а, наибольшую площадь занимают как раз обезлюженные Сибирский и Дальневосточный федеральные округа. При этомудельный вес данных округов в РФ (рис. 1-б) составляет 30,1 и 36,1% соответственно, в то время как Центральный федеральный округ занимает всего лишь 3,8% территории РФ .

Рис. 1 Площадь федеральный округов (а) и их удельный вес в территории России (б) (по состоянию на 1 января 2010 г.)

Таким образом, в Дальневосточном ФО, занимающем 1-е место по площади территории, проживает меньше всего населения в сравнении с другими округами. Низкая плотность населения также характерна для в Уральского и Сибирского федеральных округов. Между тем, низкая плотность населения создает потенциальную угрозу территориальной целостности России. Так, в условиях низкой плотности населения на Дальнем Востоке возможна "тихая экспансия" со стороны густонаселенного Китая с последующим отторжением этой территории. По оценкам российских демографов, на Дальнем Востоке насчитывается от 30 тыс. до 200 тыс. китайцев, что пока не является достаточным для "демографической экспансии". Однако при продолжении уменьшения численности проживающего на данной территории населения, ситуация вполне прогнозируемо может измениться в худшую сторону. Кроме того, усугубляется ситуация в приграничных регионах, поскольку постоянное население постепенно заменяется прибывающими из-за границы. мигрантами.

В настоящее время протяженность сухопутных границ России составляет 143 тыс. км. При этом приграничные территории (за исключением Санкт-Петербурга и Ленинградской области) имеют низкий уровень валового регионального продукта на душу населения. Так, в Южном федеральном округе он в 1,5–2,5 раза ниже среднего по стране, а денежные доходы населения не превышают половины от среднероссийского уровня. Очень высок также уровень безработицы. Такая ситуация типична для всех приграничных регионов. В связи с этим представляется достаточно ясным, почему данные регионы не являются миграционно привлекательными для населения России. Что касается общероссийской внутренней миграции (по показателю миграционного оборота), то она из года в год уменьшается (рис. 2), причем как внутрирегиональная, так и межрегиональная.


Рис. 2 Внутренний миграционный оборот

Снижается интенсивность миграции в целом. Противоречивость ситуации состоит в том, что снижение масштабов внутренней миграции, естественное в период 1990-х гг., наблюдалось и в последние годы, когда экономика находилась в фазе оживления. Кроме того, наблюдается достаточно низкая миграционная активность сельского населения Передвижения внутри страны осуществляет в основном городское население.

Пожалуй, одними из наиболее важных, определяющих миграционную мобильность населения факторов являются пол и возраст людей. Рассмотрим возрастную дифференциацию миграционной активности во внутрироссийских миграциях с помощью данных о числе прибывших. Одним из коэффициентов, характеризующих мобильность населения, является коэффициент интенсивности (Кинт.) по прибытию, который показывает число прибывших в расчете на 1 тыс. или 10 тыс. чел. Постоянного населения (табл. 1).

Итак, в период с 1993 г. по 2008 г. численность прибывших в расчете на 1000 человек постоянного населения во всех возрастных группах населения из года в год сокращается. Это показывают коэффициенты интенсивности прибытий мигрантов в каждой когорте. Но в какой возрастной группе населения Кинт. снизились в большей степени? - У мигрантов в трудоспособном возрасте. И в меньшей степени - у мигрантов в пенсионном возрасте. Значит, произошла парадоксальная вещь: наименее мобильные возрастные группы - пенсионеры - продолжают переезжать на новые места проживания почти с такой же степенью активности, как и 15 лет назад. Эта активность в 1990-е гг. почти не снизилась, а в 2000-е гг. сократилась в гораздо меньшей степени, чем интенсивность (или активность) мигрантов в трудоспособном возрасте. Следовательно, за рассматриваемый период, помимо существенного снижения численности внутренних мигрантов (переезжающих из региона в регион в пределах России), менялся и их возрастной состав.

Поэтому интересно проследить за тем, как сокращалась не просто абсолютная численность той или иной возрастной группы в составе мигрантов, а как менялась та доля, которую каждая возрастная группа в общем числе мигрантов занимала. Другими словами - их половозрастной состав. Почти каждый пятый мигрант, как и прежде, относится к возрастной группе 20–24 года. Доля следующей, 15-летней группы увеличилась в полтора раза (хотя общая численность увеличилась ненамного или вообще не увеличилась - 30–39 лет, например). Относительно меньше среди мигрантов стало детей школьного возраста: их было 25%, а стало - 16%. Однако при общем сокращении численности мигрантов увеличилась в полтора раза абсолютная численность и почти в два раза - доля мигрантов в возрасте от 55 до 59 лет. Такое впечатление, что стоило людям выйти на пенсию, и - пока есть еще здоровье и силы - они стремятся уехать оттуда, где жили прежде. Из официальных данных следует, что в современных внутренних миграционных потоках немного выше доля женщин. И эта доля постоянно возрастает: в 2008 г. среди внутренних мигрантов мужчины составляли 46,6%, женщины - 53,4%. Как и в общей структуре населения, так и в возрастной структуре мигрантов такое соотношение главным образом складывается именно за счет старших возрастных групп. В пенсионном возрасте доля женщин среди мигрантов в 2008 г. составляла свыше 62%. Хотя и среди молодежи (в возрастной группе от 18 до 19 лет) и в 2000 г., и в 2008 г. доля женщин составила 60%, а в группе от 20 до 24 лет - 57%.

Однако необходимо пояснить, что наибольшую долю среди мигрантов женщины составляют в тех миграционных процессах, которые происходят внутри региона, т. е. на относительно небольшом удалении от своего дома. В то же время, в межрегиональных перемещениях соотношение мужчин и женщин в самых молодых возрастных группах, до 30 лет, почти одинаково. А вот в более старших возрастных группах (30–39 и 40–49 лет), уже заметно преобладание мужчин (52% и 54% соответственно). Таким образом, в старших возрастных группах миграционная активность снижается в меньшей степени, чем у населения в трудоспособном возрасте или у молодежи. Следовательно, переселение на постоянное место жительства в пределах России совершается в связи со сменой места работы реже, чем это было 15 или 5 лет назад, поскольку такой мотив не характерен для населения пенсионного возраста, скорее это характерно для молодежи. А она как раз реже, чем пенсионеры, меняет постоянное место жительства. На смену миграции, которая носит название безвозвратной, приходит временная трудовая миграция, которая не меняет географию расселения, а превращается в маятниковую (т. е. регулярные поездки населения из одного населенного пункта, являющегося местом их жительства, на работу или учебу в другой населенный пункт и обратно).

На основе и с учетом имеющегося исторического российского опыта рассмотрим факторы, влияющие на миграционную активность (мобильность) населения. Миграционная мобильность населения зависит от большого числа факторов. Каждый из них - своеобразный вектор, определяющий не только направление миграции, но и ее интенсивность. От того, в каком сочетании работают различные факторы, зависят общие направления и объемы миграционных процессов. Как известно, факторов, оказывающих влияние на формирование и реализацию миграционных установок, у человека достаточно много. Но из них можно выделить основные группы факторов, которые обуславливают такие неравномерные, ассиметричные внутренние миграционные потоки в России.

Первую группу составляют экономические факторы. Эти факторы всегда и везде имеют главенствующее значение, что доказывает и приведенный выше исторический анализ. Неравномерный уровень социально-экономического развития регионов приводит к значительной дифференциации всех территорий страны по уровню и качеству жизни , а значит, и привлекательности с точки зрения переселения.

Сегодня т. н. "магнитами", притягивающими наибольшее число мигрантов, являются крупные экономические центры с диверсифицированными рынками труда, обеспечивающими относительно высокий уровень заработной платы; к тому же крупные центры отличаются более развитой инфраструктурой.

Все это приводит к более высокому уровню жизни, который привлекает население и подталкивает к переселению. В России это в первую очередь Москва, Санкт-Петербург. Напротив, регионы со сложной ситуацией на рынке труда, низкой оплатой труда и уровнем жизни, низким рейтингом инвестиционной привлекательности являются донорами, активно отдающими свое население.

Вторая группа факторов -природно-климатические. Они имеют для обширной территории России особую важность. Большей миграционной привлекательностью, при прочих равных условиях, обладают центральные и южные районы страны -с более теплым и более подходящим для жизни климатом. Кроме того, они влияют и на условия экономической деятельности, особенно в аграрном секторе. Разнообразие и полярность природно-климатических условий обуславливают огромную дифференциацию уровня социально-экономического развития отдельных частей страны, а значит создают благоприятную почву для территориального "перелива" населения.

К третьей группе можно отнести т. н. социальные факторы, а именно -наличие родственных и исторических связей. Эти факторы, наряду с другими, составляют основу для возвратной миграции, что актуально для жителей северных и восточных регионов, переселившихся в свое время из центральных и южных районов страны. Четвертую группу факторов составляют факторы, связанные с военными и иного рода конфликтами. Близость отдельных регионов к территориям с т. н. "нестабильной обстановкой", военными конфликтами приводит к массовому оттоку населения из них. В 1990-е гг. эта группа факторов играла первостепенное значение. Сейчас для России их роль несколько снизилась.

Обобщая, можно сказать, что основными тенденциями современной миграционной ситуации в России, а заодно и проблемами внутренней миграции можно считать расширение зоны оттока населения, сокращение зоны его притока и постепенное усиление поляризации территории страны по результативности миграционных потоков. С одной стороны, идут "центростремительные" перемещения населения, с другой - происходит обезлюживание Дальнего Востока, некоторых регионов Сибири и Европейского Севера.

Главная же проблема в России заключается в том, что внутренняя миграция приводит к колоссальным сдвигам в размещении населения - к накапливаемой неуправляемой деформации структуры расселения, в то время как все перекосы в предшествующие десятилетия старательно выправлялись.

Если не предпринимать усилий, направленных на сдерживание миграционного оттока из наиболее важных с геополитической и экономической точки зрения регионов России - в первую очередь из приграничных районов Сибири и Дальнего Востока, - Россия потеряет проживающее там население. Это будет настоящая катастрофа для геополитической стабильности России. Обезлюживание таких территорий, как Дальний Восток, Сибирь, ряда приграничных территорий может привести к подрыву целостности России, вызвать реальную угрозу ее суверенитету, экономической безопасности, а также поставит под сомнение вопрос касательно места России на мировой арене как сверхдержавы. При этом Россия располагает огромным опытом в области территориального расселения населения, накопленным еще в ХIХ и ХХ вв., который возможно частично учесть и использовать сегодня с позиции воздействия на первую группу факторов.

Существует также проблема реструктуризации системы расселения, которая связана с тем, что в начале 1990-х гг. проявилось сущностное несоответствие советской схемы развития и размещения производительных сил и социалистической системы расселения новым рыночным принципам экономических отношений. Сложившаяся в советский период территориальная организация общества, адекватная политической и экономической модели того периода, не смогла ответить требованиям нового рыночного экономического порядка и нового федеративного государственного устройства. На смену централизованно-плановому распределению хозяйственного потенциала по территории страны пришел регулируемый только законами рынка процесс естественного устремления производства (и экономической активности как таковой) только туда, где для рыночно успешной экономики имеются благоприятные природно-ресурсные предпосылки, транспортная доступность, близость к рынкам сбыта, выгоды географического положения. В связи с этим в России возникла принципиально новая, не имеющая аналогов ни за рубежом, ни в еще недавнем отечественном прошлом территориальная среда, характеризующаяся уникальным по числу, содержанию и остроте набором регионально опосредованных проблем. Первой из них следует считать малорезультативные попытки рыночного функционирования сети производств (и связанных с ними населенных пунктов), созданных в 1920–1980-е гг. и размещенных по критериям эффективности народно-хозяйственного комплекса СССР, построенного на нерыночных хозяйственных отношениях. Одновременно происходит смена функциональных ролей и геополитического значения отдельных регионов в структуре части бывшей территории СССР, оставшейся в границах нынешней Российской Федерации.

Таким образом развилось противоречие между сложившимися преимущественно в советский (планово-директивный) период схемой размещения производства и связанной с ней системой расселения и рыночными мотивациями локализации самостоятельных субъектов экономики и новыми расселенческими предпочтениями населения.

В настоящее время проблемой расселения и управлением миграционными потоками государство не занимается и соответствующих стимулов для заселения обезлюдевших территорий не создает. Необходимо отметить также проблему формирования в стране внутренних рынков, имеющую отношение к внутренней миграции сельского населения с точки зрения обеспечения продовольственной безопасности страны. Немаловажной проблемой являются неравномерный уровень развитости социальной и инженерной инфраструктуры, неразвитость дорожной сети, что также препятствует миграционной мобильности населения, особенно в сельской местности. Так, на селе относительно полный набор учреждений сферы обслуживания возможно создать только в населенных пунктах с более чем 1 тыс. жителей. Поэтому здесь очень большое значение имеют транспорт и дорожная сеть, обеспечивающая доставку населения к центрам обслуживания.

Внутренней миграции препятствуют неразвитость жилищного рынка и неравномерные цены на жилье в регионах. С этой точки зрения необходимо равномерное территориальное развитие регионов, что подразумевает проведение активной государственной региональной политики. Существенно также, что повышение вклада конкретного предприятия в рост валового регионального продукта и рост прибыли за счет перехода к новым технологиям, как правило, сокращает потребность в трудовых ресурсах; то же относится и к росту показателей прибыли предприятий в связи с повышением цен и тарифов на их продукцию и услуги, полностью или частично потребляемые на территории региона (в первую очередь бюджетополучателями). Следует считать, что для любой территории (субъекта РФ, города, села) наибольший интерес представляют такие объекты экономики, деятельность которых:

  • увеличивает (как минимум, сохраняет) доходы работающего населения;
  • создает (как минимум, не сокращает) дополнительные рабочие места;
  • увеличивает (как минимум, не уменьшает) доходную часть бюджета;
  • сокращает (как минимум, не увеличивает) потребность в бюджетном
  • финансировании содержания и ремонта жилья и других социальных
  • объектов, благоустройства территории и т. п.;
  • снижает (как минимум не увеличивает) уровень цен и тарифов на товары и услуги, производимые в регионе (городе и т. п.) и используемые
  • населением и всеми бюджетополучателями;
  • снижает (как минимум, не увеличивает) негативное воздействие хозяйствующих субъектов на окружающую среду, особенно в направлениях, наиболее значимых для данной территории;
  • улучшает (как минимум, не ухудшает) демографическую ситуацию (например, может снизить мотивации оттока населения).

Пользой для сбалансированного развития любой территории может считаться появление или функционирование только такого предприятия, объекта торговли и т. п., при котором не нарушено ни одно из этих требований; если же хотя бы одно из этих требований нарушается, необходимы очень серьезные аргументы для реализации предлагаемого проекта. Кроме того, российское село в гораздо большей степени, чем город, должно быть подвергнуто системным переменам. Необходим переход от затянувшегося периода выживания к периоду коренной реструктуризации и выборочного развития. Если такого перехода не будет, то российское село в своей массе деградирует и превратится в маргинальный сектор социальной и экономической жизни. В предыдущий период были объективные причины для крайне слабого использования потенциала развития села - огромного массива продуктивных земель, емкого внутреннего рынка продукции, относительно небольших размеров необходимых вложений и минимальных сроков их реализации и т. п. Использование этого потенциала в будущем станет возможным лишь при коренной переориентации самого сельского населения на работу в жестких условиях рыночной конкуренции, чему может способствовать начавшийся во всем мире рост цен на продовольственные товары. Для активизации этого процесса необходимы:

  • выборочный и мобильный протекционизм;
  • реализация беспрецедентной по масштабам программы строительства межпоселенческих дорог и сельских телекоммуникаций;
  • воссоздание стабильного пассажирского сообщения на внутрирегиональном уровне.

Альтернативой может стать прирост реальной безработицы в миллионы человек и формирование антирыночного, социально неблагополучного и дестабилизирующего экономику всей России сельского пояса. Бесспорными приоритетами государственной политики территориального развития должны стать разработка и реализация долгосрочной стратегии хозяйственной деятельности, инфраструктурного обустройства и обжитости северных территорий и арктической зоны России с учетом интересов коренных малочисленных народов, стратегии использования огромного потенциала крупнейших городов, современное и, главное, перспективное воздействие которых на региональную ситуацию оценивается более чем неоднозначно, а также стратегии государственного регулирования проблем во всех отношениях важнейших макрорегионов страны − Сибири и Дальнего Востока. Нельзя также не отметить важность проблемы учета мигрантов, поскольку управление миграционными потоками и формирование системы расселения мигрантов невозможны без налаженной должным образом системы их учета. Несмотря на достаточно жесткое административное регулирование миграции в советский период, проблема ее учета не была решена.

Отечественные переписи населения с этой точки зрения, в отличие от большинства стран, оказались недостаточно эффективными; с помощью переписей нельзя изучать важнейшие характеристики миграции - ее объем, направления и результаты (за исключением переписей 1897 г., 1926 г. и 1970 г.)33. Текущий учет миграции, официально признанный в начале 1930-х гг. и основанный на прописке (выписке) населения, никогда не был полным, в первую очередь, в сельской местности. Возможности анализа миграционных потоков ограничивались данными текущего учета в городских поселениях. Только в 1992 г., т. е. спустя почти 60 лет после введения текущего учета, были получены относительно полные данные о внутренней миграции в территориальном разрезе. В то же время требования к состоянию текущего учета возросли. Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242–1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" внес существенные изменения в систему учета; затем в 1995 г. было принято постановление Правительства РФ № 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию". В результате с 1996 г. в России была введена регистрация населения "по месту проживания" и "по месту пребывания".

Первая группа перемещений включает мигрантов, изменивших постоянное (обычное) место жительства. Вторая группа включает перемещения, отнесенные действующими правилами регистрации априори к временным. Выделение в законе права на выбор "места пребывания" оценивается как изобретение российского законодателя, аналога которому нет в международных правовых актах. Наличие регистрации у людей, сменивших место пребывания и жительства, стало обязательным условием для легального проживания. Независимо от того, на каком основании мигрант переехал с одной территории на другую в пределах Российской Федерации, невыполнение правил и порядка регистрации или отсутствие документа о прохождении процедуры регистрации автоматически ставит его в положение "нелегала" и влечет наступление ответственности (штрафы, проблемы с трудоустройством, оформлением пособий, получением медицинской помощи, устройством детей в образовательные учреждения и т. п.) Регистрация "по месту пребывания" имеет низкую эффективность из-за меняющихся правил регистрации, а также негативного отношения значительной части мигрантов к самой процедуре регистрации как запретительной, нередко дорогостоящей и требующей времени.

Сложности с регистрацией возникают в первую очередь в силу организационных трудностей - большие очереди в паспортные столы и необходимость потратить много времени на регистрацию как самому мигранту, так и хозяевам жилых помещений, предоставляемых мигрантам для регистрации. Ряд условий, которые необходимо выполнить по действующим правилам для регистрации, являются по существу объективно непреодолимыми. В результате, не сумев использовать законные пути для легализации своего положения на территории Российской Федерации, многие мигранты пытаются использовать "обходные пути" - зачастую в виде платы должностным лицам за принятие положительного решения о регистрации. Существуют и незаконные организации, оформляющие документы по регистрации. Спрос на их услуги тем выше, чем жестче ее условия. Наличие сети учреждений такого рода, тем более разветвленной, перечеркивает смысл системы регистрации - учет и контроль миграционных потоков на территории Российской Федерации.

Учитывая все имеющиеся на сегодня проблемы в области регулирования вопросов миграции, необходимым видится принятие отдельного федерального закона "О миграции".

Он должен содержать цели и принципы государственной миграционной политики, определить федеральный орган исполнительной власти, ответственный за проведение и исполнение миграционной политики, предусматривать меры по учету и контролю миграционных потоков. В данном законе должна быть закреплена правовая модель миграции, регулирующая с точки зрения внутренней миграции процессы, которые необходимо сделать массовыми, и обеспечивающая рациональное распределение населения по территории страны. Формирование государственной политики расселения требует разработки мероприятий по следующим направлениям:

  • определение стратегически важных для страны регионов, в которые необходим приток мигрантов (приграничные регионы, районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, Сибирь, Дальний Восток), а также проведение политики рурбанизации;
  • разработка основных подходов к решению проблемы регулирования потоков внутренней миграции;
  • планирование потребностей регионов в мигрантах и прогнозирование миграционных процессов;
  • решение комплекса проблем, связанных с жилищным обустройством и трудоустройством мигрантов, переселяющихся в стратегически важные регионы;
  • создание социально-экономической базы для привлечения и закрепления населения в сельской местности;
  • разработка системы мер государственной поддержки граждан Российской Федерации, вынужденно покинувших места постоянного жительства в результате стихийных бедствий и техногенных катастроф.

СТЕПЕНЬ УРБАНИЗАЦИИ
Проблемы здесь следующие: неравномерность расселения по территории РФ. Отток населения в города (урбанизация). Разрушение традиционного сельского уклада жизни. Неуправляемость процессов внутренней миграции. Ухудшение территориально-пространственной организации территорий. Усиление региональных диспропорций в развитии территорий. Уменьшение количества сельских населенных пунктов и поселков городского типа. Отсутствие регулирования расселения в соответствии с размещением производственных объектов (стихийность данных процессов).

Концепт, идея управленческого решения проблемы для программы действий:

  • Проведение политики равномерного распределения миграционных потоков на территории РФ при помощи оказания государственной поддержки переселенцам.
  • Создание социально-экономической базы для привлечения и закрепления населения в сельской местности.
  • Создание благоприятных условий жизнедеятельности для специалистов, приезжающих работать в сельскую местность. Создание условий, способствующих закреплению молодежи на селе.
  • Воссоздание системы распределения для студентов, обучающихся за счет бюджета, с обязательной отработкой нескольких лет по месту распределения.
  • Формирование внутреннего производственного рынка импорто-конкуренции.

вести управление миграцией в качестве функции (сферы ответственности) государства.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ СИСТЕМЫ УЧЕТА МИГРАНТОВ
Здесь проблема заключается в недостаточной развитости системы учета внутренней миграции и ее контроля. Организационные и бюрократические трудности регистрации, краткий срок регистрации, меняющиеся правила регистрации. Концепт-идея управленческого решения проблемы для программы действий - упрощение процедуры регистрации, закрепление ее в федеральном законе.

НАЛИЧИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РАССЕЛЕНИЯ ПО ТЕРРИТОРИИ РФ
Проблемы: деформация структуры расселения по территории России. Отток населения из периферийных районов РФ (приграничных территорий, районов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока). "Центростремительные" тенденции (приток населения в Центральный ФО)

Концепт, идея управленческого решения проблемы для программы действий:

  • Определение стратегически важных для страны регионов, в которые необходим приток мигрантов (приграничные регионы, районы Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Сибирь, Дальний Восток), а также политика рурбанизации.
  • Планирование потребностей регионов в мигрантах и прогнозирование миграционных процессов.
  • Решение комплекса проблем, связанных с жилищным обустройством и трудоустройством мигрантов, переселяющихся в стратегически важные регионы.
  • Разработка системы мер государственной поддержки граждан РФ, вынужденно покинувших места постоянного жительства в результате стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Концепт, идея управленческого решения проблемы для Конституции страны - ввести обязанность государства создавать условия для участия физических лиц в программах переселения, осуществляемых собственниками предприятий, работодателями.

ДОЛЯ ОСВОЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ (размещение объектов социальной и инженерной инфраструктуры).
Проблема - снижение допустимого уровня освоенности ряда территорий РФ.

Решение:

  • Сокращение дифференциациив уровне экономического развития различных регионов страны.
  • Сбалансированность территориального развития регионов.
  • Разработка и реализация долгосрочной стратегии хозяйственной деятельности, инфраструктурного обустройства стратегических регионов.
  • Стимулирование развития социальной и инженерной инфраструктуры, дорожной сети.

Концепт, идея управленческого решения проблемы для Конституции страны - ввести ответственность государства за региональное развитие, т. е. за освоенность и обустроенность территории, планирование и управление расселением и размещением производительных сил, за своевременное и опережающее развитие государственно значимых инфраструктур энергетики, транспорта, информации и связи.

Внутренняя миграция населения в России - территориальная подвижность населения в пределах России , обусловленная, как правило, влиянием разнообразных факторов - социально-экономических, военно-политических, религиозных, природных, экологических; особенностями исторического и хозяйственного развития отдельных регионов страны . От внешней миграции внутренняя отличается целым рядом особенностей: внутрироссийские потоки сохраняют большую степень сезонности: традиционно больше всего перемещений внутри России происходит в осенние месяцы (сентябрь-октябрь), минимальными объмами внутренних перемещений характеризуется май . После резкого сокращения в годы после распада СССР ежегодный валовый внутрироссийский миграционный поток стабилизировался на отметке около 2 млн. человек. Внутрироссийская миграция традиционно делится пополам на два почти равнозначных потока: внутрирегиональную и межрегиональную. В отличие от внешних мигрантов, пополняющих население практически всех регионов России положительным миграционным сальдо, внутренние мигранты, подавляюшее большинство которых это граждане России, гораздо более избирательны. В начале ХХI века за счет миграционного обмена с другими регионами России лишь 15 регионов имеют положительный миграционный баланс внутри России, и лишь около 7−8 из них являются по-настоящему привлекательными для жителей всех остальных регионов . К этим регионам по абсолютным величинам традиционно относятся в первую очередь обе столицы, пристоличные области (включая с 2012 года ставшую пристоличной также и Калужскую), Краснодарский край, Калининградская область, а также республика Татарстан . Белгородская область резко увеличила свою привлекательность в постсоветский период, хотя в советское время не выделялась на общем фоне регионов Черноземья. После их включения в состав Российской Федерациии в 2014 году, Севастополь и Республика Крым также вошли в число регионов, активно привлекающих внутренних мигрантов. При этом именно ГФЗ Севастополь является самым миграционно привлекательным городом страны, и в относительном измерении в разы опережает Москву.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Доля внутренних мигрантов в общем потоке зарегистрированных прибывших значительно превышает число прибывших из-за рубежа: она составила 72% в 1994 году, 94% в 2003−2004 годах, 86% в 2009 году, 91% в 2010 году, около 90% в 2011−2013 годах (по новым правилам учета долгосрочной миграции). В 2014−2015 годах доля «внутренних» мигрантов в общем потоке всех прибывших достигала 87% .

    История

    С начала 90-х годов миграция в России изменилась на противоположную по сравнению с Советским Союзом . При общем снижении миграционной подвижности бывшие регионы притока мигрантов стали регионами оттока, и наоборот. Начался сильный отток населения из регионов Крайнего Севера и Дальнего Востока , которые раньше привлекали население высокой оплатой труда («северными коэффициентами» и «полярными надбавками» к зарплате). Большая часть мигрантов ехали туда на время, чтобы заработать деньги, а затем потратить их в более благоприятных для жизни районах (например, купить дом или квартиру, автомобиль и т. д.). Однако инфляция «съела» их сбережения, а нынешние доходы населения Севера отнюдь не компенсируют ни жизни в суровых условиях, ни расходов на питание. Например, стоимость минимального продуктового набора в Магадане вдвое выше среднероссийской и втрое выше, чем в областях Центрально-Чернозёмного района . Бывшие регионы миграционного оттока, наоборот, стали центрами притяжения мигрантов. Это, прежде всего Центральная Россия , Урал и Поволжье . Сюда возвращаются многие из тех, кто уехал ранее в северные и восточные районы. «Западный дрейф» постсоветской внутренней миграции во многом объясняется сохранением миграционной привлекательной крупных городов Европейской части страны, в первую очередь Москвы и Санкт-Петербурга.

    Современная ситуация

    После распада СССР произошёл более чем двукратный спад внутренней мобильности населения России. В 2000-е годы меняли место жительства внутри страны около 2 млн человек или 1,4 % населения в год против 3,3 % в 1989 году. Этот спад является следствием ряда причин, среди которых самое важное значение имеет изменившаяся после крушения СССР практика обеспечения населения жильём .

    В настоящее время регионами, притягивающими наибольшее число мигрантов, являются крупные экономические центры с диверсифицированными рынками труда, обеспечивающими относительно высокий уровень заработной платы. Кроме того, крупные центры привлекают людей более развитой инфраструктурой и более высоким уровнем жизни. Напротив, регионы со сложной ситуацией на рынке труда, низкой оплатой труда и уровнем жизни, низким рейтингом инвестиционной привлекательности являются донорами, активно отдающими своё население.

    Регионами - лидерами по привлечению внутренних мигрантов являются такие крупные центры как Москва, Санкт-Петербург, а также Краснодарский край.

    Внутренняя миграция по Федеральным округам за 2009−2013 годах
    Регион прибытия Центральный Северо-Западный Южный Уральский Дальневосточный Северо-Кавказский Сибирский Приволжский Итого прибыло / выбыло Население ФО на 01.01.2014
    Центральный 44,997 67,581 57,643 61,130 69,680 87,312 195,207 583,550 38,819,874
    Северо-Западный −44,997 6,873 24,698 30,547 24,525 37,370 39,951 118,967 13,800,658
    Южный −67,581 −6,873 26,723 36,033 40,549 46,790 23,651 99,292 13,963,874
    Уральский −57,643 −24,698 −26,723 5,108 27,045 21,626 24,017 −31,268 12,234,224
    Дальневосточный −61,130 −30,547 −36,033 −5,108 −341 −16,501 −11,485 −161,145 6,226,640
    Северо-Кавказский −69,680 −24,525 −40,549 −27,045 341 −3,068 −4,995 −169,521 9,590,085
    Сибирский −87,312 −37,370 −46,790 −21,626 16,501 3,068 −10,195 −183,724 19,292,740
    Приволжский −195,207 −39,951 −23,651 −24,017 11,485 4,995 10,195 −256,151 29,738,836
    Итого выбыло −583,550 −118,967 −99,292 31,268 161,145 169,521 183,724 256,151

    Данные Госкомстата за 2009−2013 годы свидетельствуют о том, что наибольший отток населения произошёл из Приволжского ФО, что во многом обусловлено близостью Центрального ФО (в первую очередь Москвы и Московской области), которые привлекли большую часть мигрантов из Приволжского ФО. В субъектах РФ, входящих в состав федеральных округов, миграция тоже носит неравномерный характер, в частности, из четырнадцати регионов Приволжского федерального округа миграционный прирост в 2009 году сохранила только Республика Татарстан (2,2 тыс. чел.) .

    Дальневосточный ФО не является лидером по абсолютным показателям миграции населения в другие регионы, но с учётом малой общей численности населения, этот округ является абсолютным лидером по доле населения мигрировавшего в другие ФО, за 5 лет (с 2009 по 2013 годы) из этого округа уехало около 2,6 % общей численности населения. Это единственный федеральный округ, где почти все субъекты, входящие в него, имеют отрицательное миграционное сальдо. Больше всего убывает население в Республике Саха (Якутии) , Магаданской области и Чукотском автономном округе , которые потеряли почти половину своего постоянного населения, а также в Камчатской и Сахалинской областях . Таким образом, здесь, как ни в одном другом округе России, миграция выступает мощным фактором сокращения общей численности населения .

    Миграционные потоки

    Миграционные потоки отражают влияние ключевых факторов, влияющих на миграцию населения:

    Привлекательность регионов

    Прирост за счёт внутренней миграции, тыс. человек (оценка) 1991−2000 2001−2010 1991−2010 2011−2012
    Москва и Московская область 1 860 1 890 3 750 305
    Санкт-Петербург и Ленинградская область 200 500 700 101
    Краснодарский край 300 200 500 54

    Лишь около 15 регионов России увеличивают свое население за счёт остальных 70 регионов в ходе внутрироссийской миграции. Москва и Московская область продолжают выступать в качестве первостепенного центра притяжения населения регионов со всей России. С расширением границ Москвы до пределов Обнинской агломерации Калужской области, привлекательность последней для внутрироссийских мигрантов резко увеличилась . Практически все остальные регионы отдают население столичному региону на протяжении десятилетий. За период 1991−2012 годов один только учтённый внутристрановой миграционный прирост cтоличного Московского региона (3,75 млн) превысил население всего Киева . Несмотря на более скромные масштабы притока,

    1. Что такое миграции? Какими причинами они вызываются?

    Миграции населения России – территориальная подвижность населения России, вызванные особенностями исторического и хозяйственного развития отдельных регионов страны. Причины иммиграции в Россию:

    Более оплачиваемая работа;

    Желание учиться в России;

    Сложная криминогенная обстановка на Родине;

    Военные действия на Родине;

    Семейные обстоятельства;

    Реэмиграция из стран СНГ;

    Неблагоприятная экологическая обстановка;

    Более высокий уровень жизни

    Причины эмиграции из России:

    Повышения уровня жизни;

    В других странах больше порядка;

    В других странах больше перспектив;

    Нравится конкретная страна;

    Желание жить рядом с родными;

    Стремление к безопасности.

    2. С чем связано изменение направлений миграций в конце XX в.? Каковы основные направления миграционных потоков в настоящее время? С чем это связано?

    В конце ХХ века наблюдались серьезные изменения в миграционных потоках населения, большинство иммигрантов были направлены из стран ближнего зарубежья, в то время как россияне эмигрировали в страны ближнего зарубежья. Внутри страны до распада СССР, была общая тенденция движения населения в азиатскую часть страны, что было обусловлено демографической политикой государства; после распада СССР тенденция оказалась противоположной – движение населения было направлено с азиатской части страны в европейскую. Сегодня внутренняя миграция населения превышает внешнюю, и наблюдается тенденция передвижения населения из малых населенных пунктов в более крупные.

    3. Выберите регион России с наибольшим миграционным оттоком населения: а) Чукотский автономный округ; б) Московская область; в) Ставропольский край; г) Ханты-Мансийский автономный округ.

    4. Почему расширение территории приводило к этническому разнообразию российского населения?

    Расширение территории России неизбежно приводит к увеличению этнического разнообразия населения, поскольку на территории неосвоенной русскими исследователями проживали малочисленные народы, которые автоматически входили в состав России и оставались там.

    5. Как влияют миграции на жизнь общества?

    Миграции серьезно влияют на жизнь общества, к примеру, увеличение потока иммигрантов увеличивают этническое разнообразие территории. А большие оттоки населения могут привести к экономическому упадку региона, из-за отсутствия рабочей силы.

    6. Изучите по карте (см. рис. 24), как влияют миграции на изменение численности населения в различных регионах. Составьте список регионов, в которых наблюдается: а) интенсивный приток мигрантов; б) наибольший отток населения.

    Миграция сильно влияет на численность населения страны или региона. В регионе, где преобладает эмиграция населения (это такие субъекты как Чукотский А.О., Камчатский А.О., Сахалинская область, Р.Якутия и др.), наблюдается снижение численности и плотности населения, возникает нехватка рабочей силы региона, темпы экономического роста начинают падать. В то время как в регионах с высокой долей иммигрантов (Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Краснодарский край), наоборот, вакантные места заполняются. В тоже время возникает проблема ассимиляции иммигрантов с местным населением.

    7. Выясните: а) из каких районов России или других стран прибыли ваши предки; б) чем объяснялись эти переезды; в) на какие стороны жизни и как повлиял переезд.

    Миграции моей семьи. Мои предки прибыли на Урал из разных регионов страны. По отцовской линии в середине XIX века приехали из Тульской области; по материнской примерно в это же время прибыли из Пермского края. Эти движения связаны с развитием промышленности на Урале в середине XIX века и увеличением числа металлургических заводов, а как следствие, привлечением населения из западных частей страны. Любой глобальный переезд сильно меняет образ жизни людей, к примеру, приехав из климатически более благоприятной центральной России на Урал, приходилось адаптироваться, менять одежду, общий уклад жизни, приспосабливаться к более пестрому этническому составу и меньшей плотности населения.

    8. Вы знаете, что миграция - процесс территориального перемещения населения. Объясните мотивы, вызывающие миграцию. Как вы думаете, какие чувства испытывают люди, переезжающие: а) из города в деревню (или, наоборот, из деревни в город); б) из города в город; в) из страны в страну?

    К мотивам вызывающим миграцию населения можно отнести: потребность в улучшении качества жизни, стремление улучшить материальное положение, потребность в более качественном образовании, бегство от социальных, экологических или политических проблем на родной территории, стремление жить рядом с родственниками. Люди, переезжающие из деревни в город, надеются получить качественное образование и устроиться на престижную работу для того, чтобы улучшить свой уровень жизни. Тек, кто пытается переехать из одного в другой город, также наедятся на улучшение своего материального положения, возможно, они пытаются быть ближе к своим родственникам. Эмигранты, которые меняют страну проживания, наедятся улучшить свой уровень жизни и переехать в страну с большим порядком, где у них будет больше перспектив, чем на Родине.

    9. Какие миграционные процессы происходят сейчас в вашей республике, крае, области? Как вы считаете, следует ли управлять ими и как это можно осуществить?

    В целом на территории Челябинской области активно идут миграционные потоки, иммиграция осуществляется в основном из Казахстана, что способствует пограничное положение области. Эмиграция идет в два района – на запад в Центральную Россию и на восток – в Западную Сибирь. Первое направление связно с желанием улучить свой социальный статус, получить престижное образование, второе с вахтовым методом работы на месторождениях нефти и газа в Тюменской области. Управлять тенденциями миграции можно создавая более благоприятные условия жизни и повышать качество жизни населения, в этом случае оттоков населения не будет, а жесткая миграционная политика позволит ограничить прибавку иммигрантов.

    Как же складывается современная география миграционных потоков внутри России и каковы направления внешней миграции населения?

    В последние годы главным вектором межрегиональных миграций в России стало движение с севера и востока страны на юг и запад (табл. 5.2 и 5.3).

    Таблица 5.2

    Внутрироссийская миграция по федеральным округам Российской Федерации в 2005 г.

    Источник. Демографический ежегодник России. М.: Росстат, 2006. С. 464.

    Таблица 5.3

    Коэффициенты миграционного прироста по федеральным округам Российской Федерации
    (миграционный прирост за год на 10 тыс. населения)

    Источник. Демографический ежегодник России. М.: Росстат, 2006. С. 530–535.

    Страна четко поделилась на две зоны: притока (Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный, Уральский экономические районы; Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский края Северо-Кавказского региона; южные районы Сибири) и оттока населения (европейский Север, северные районы Восточной Сибири, Дальний Восток). Эта пространственная картина миграций, по мнению специалистов, сохранится и в обозримой перспективе.

    Наибольший отток населения наблюдается из Дальневосточного региона. За период 90-х гг. он превысил 840 тыс. человек (11% всех жителей). Из Северного экономического района за тот же период выехали более 300 тыс. человек (5%), из Восточной Сибири - свыше 180 тыс. человек (2%).

    Среди субъектов Российской Федерации наиболее быстрыми темпами за счет миграционного оттока сокращается число жителей Чукотского автономного округа и Магаданской области, которые уже потеряли почти половину своего населения; Камчатской области (около 1 / 5 всех жителей); Сахалинской и Мурманской областей, Республики Коми (свыше 1 / 10 населения).

    Приток населения на российском Севере в отдельные годы имели лишь Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа в Западной Сибири, где получил развитие мощный нефтегазовый комплекс.

    Главным ареалом притяжения мигрантов вот уже много лет остается Центральный район. За последнее десятилетие миграционный прирост здесь составил 1,2 млн человек (4% к численности проживавшего в районе на начало 1991 г. населения). Прирост населения за счет мигрантов на Северном Кавказе за тот же период превысил 900 тыс. человек (5,5%), в Поволжье - 800 тыс. (5%), Центрально-Черноземном районе - 550 тыс. (7%).

    Начиная со второй половины 90-х гг. Москва становится наиболее заметным центром притяжения мигрантов из всех регионов страны. Только в 1996–2000 гг. миграционный прирост в столице превысил 200 тыс. человек, что составило половину миграционного прироста по всему Центральному федеральному округу. На 2 / 5 этот прирост был обеспечен за счет переселенцев из других субъектов округа (рис. 5.5). Столичный регион (Москва и Московская область) сегодня и на перспективу остается самым привлекательным в миграционном отношении благодаря своему социально-экономическому потенциалу и более широким, по сравнению с другими территориями страны, возможностям трудоустройства.

    Среди других обозначившихся центров притяжения мигрантов можно выделить Санкт-Петербург, некоторые области Центрального и Центрально-Черноземного районов, в частности Ярославскую, Орловскую, Липецкую, Воронежскую; Республику Татарстан и Самарскую область в Поволжье; регионы «равнинного Предкавказья» - Краснодарский и Ставропольский края; Новосибирскую область на юге Западной Сибири.

    Рис. 5.5. Распределение миграционного прироста населения Москвы по федеральным округам в 1996–2000 гг.

    Значительные подвижки населения происходят и внутри самих регионов. Как видно из табл. 5.2, до 4 / 5 мигрантов - жителей Центрального, Приволжского и Сибирского федеральных округов, 3 / 4 мигрантов Южного, свыше 2 / 3 Северо-Западного и Уральского и почти 3 / 5 мигрантов Дальневосточного федерального округа перемещаются в пределах тех же округов, выбирая при этом более благоприятные (с точки зрения природно-климатических и социально-экономических условий проживания) территории.

    Внутри- и межрегиональные миграционные потоки формируются под влиянием различных факторов. Переход к рынку и изменение экономических отношений привели, в частности, к утрате стимулирующего значения установленных ранее государством в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориях льгот и надбавок к заработной плате, которые на протяжении многих лет применялись для привлечения сюда кадров. Заметно ухудшились в этих регионах и социальные условия жизни людей. Спад производства в сырьевых отраслях, получивших преимущественное развитие на севере страны, привел к сокращению рабочих мест и росту безработицы. Все это вместе взятое и обусловило увеличение миграционного оттока с северных территорий.

    Следствием затянувшегося военного конфликта в Чечне, обострившихся межэтнических отношений на Северном Кавказе стала потеря миграционной привлекательности этого региона и снижение притока сюда мигрантов из других районов страны. Коэффициент миграционного прироста здесь существенно сократился (табл. 5.3).

    В то же время приток населения в регионы запада и юга России можно объяснить тем, что наряду с экономическими стимулами все более заметную роль начинают играть такие внеэкономические факторы, как климат, политическая стабильность, этническая однородность, географическое положение. Поэтому данные о миграциях говорят о реальных межрайонных различиях гораздо больше, чем статистика денежных доходов населения.

    Наиболее тесныевнешние миграционные связи сложились у России со странами СНГ. На них приходится свыше 4 / 5 миграционного обмена Российской Федерации с зарубежными странами (табл. 5.1). При этом преобладает въездной поток мигрантов в Россию. В 2005 г. сальдо миграционного обмена России со странами ближнего зарубежья достигло 135 тыс. человек. Более 2 / 3 мигрантов, въехавших в Россию, составили выходцы из Казахстана, Украины и Узбекистана (рис. 5.6).

    Рис. 5.6. Распределение иммигрантов в Россию из стран СНГ и Балтии в 2005 г.

    В этническом составе мигрантов в Россию из стран ближнего зарубежья преобладают русские, хотя их доля постепенно сокращается (с почти 80% в начале 90-х гг. до 52% в 2005 г.). Из государств Закавказья, Молдавии, Таджикистана в Россию приезжают преимущественно представители коренных этносов.

    В географии выезда мигрантов из России выделяются три основных направления - Украина, Казахстан и Белоруссия. На их долю приходится 4 / 5 всех выезжающих из Российской Федерации в страны ближнего зарубежья на постоянное место жительства.

    Эмиграция из России в страны дальнего зарубежья за последнее десятилетие сократилась с 88 тыс. человек в 1991 г. до 34 тыс. человек в 2005 г. (достигнув максимума в 1993 г. - 114 тыс.). Среди государств, принимающих российских граждан на постоянное жительство, выделяются Германия, Израиль и США, на долю которых приходится 9 / 10 всех эмигрантов. Постепенно растет доля других стран, принимающих мигрантов из России, прежде всего Финляндии и Канады.

    Большая часть постоянных и временных мигрантов, переезжающих из региона в регион (из села в город и обратно) или из страны в страну, относится к трудоспособному населению.Миграция рабочей силы, или, как ее еще называют, трудовая миграция, оказывает огромное влияние на развитие общества.

    Становление рыночных отношений в России и ее интеграция в мировую экономику открывают возможности для свободного передвижения рабочей силы по территории страны и через государственные границы. Временные трудовые мигранты - это самый динамичный и, возможно, самый большой миграционный поток в России. Трудовые мигранты активно участвуют в формировании рынка рабочей силы, в том числе международного.

    Сегодня в мире насчитывается около 40 млн человек, работающих за границей. Главным мотивом трудовой миграции остается экономический. Безработица, низкий уровень жизни побуждают людей искать работу за границей. В связи с этим основной поток трудовой миграции направлен из менее развитых и густонаселенных стран в более развитые государства, которые испытывают потребность в дополнительной рабочей силе. Значительную часть в нем составляют неквалифицированные рабочие. Одновременно с углублением международной специализации и кооперирования производства сформировались потоки трудовой миграции и между развитыми странами. Основную долю в них занимают высококвалифицированные кадры.

    Среди стран - экспортеров рабочей силы выделяются государства Азии (Филиппины, Индия, Индонезия, Бангладеш, Таиланд, Шри-Ланка, Пакистан, Китай), Африки (Марокко, Алжир, Тунис, Мали, Гвинея и др.) и Латинской Америки (Мексика, Колумбия, Ямайка, Куба, Чили, Парагвай).

    Современными мировыми центрами притяжения рабочей силы являются страны Северной Америки, Западной Европы и нефтедобывающие государства Ближнего Востока. По оценке Международной организации труда, эти три региона принимают более 3 / 5 всех трудовых мигрантов в мире. Наряду с ними интенсивный приток трудовых мигрантов наблюдается в отдельные страны Азии (например, Японию, Южную Корею, Сингапур), Латинской Америки (Аргентину, Бразилию, Венесуэлу), Африки (ЮАР, Кот-д’Ивуар), а также в Австралию и Россию.

    Иностранная рабочая сила прибывает в Российскую Федерацию из более чем 100 государств, однако главными ее экспортерами выступают страны СНГ (прежде всего Украина, Молдавия), Турция, Китай, Вьетнам, Северная Корея. В 2005 г. в России было официально выдано разрешений для осуществления трудовой деятельности более 500 тыс. человек, хотя по экспертным оценкам в настоящее время в России трудятся, в том числе нелегально, более 5 млн иностранных граждан и лиц без гражданства .

    Основные сферы деятельности трудовых иммигрантов - строительство (45%), сельское и лесное хозяйство (11%), промышленность (9%), транспорт и связь (6%), торговля и общественное питание (13%), а также ремонт, сервисные услуги. Значительная часть (почти 2 / 5) иностранных мигрантов трудятся в Центральном экономическом районе, Западной Сибири (15%), Дальневосточном регионе (свыше 10%).

    В ближайшем будущем трудовая миграция будет приобретать все большую значимость для экономики России. Согласно прогнозу Госкомстата России к 2015 г. трудоспособное население в стране сократится почти на 7,5 млн человек. В этой связи одним из приоритетных направлений миграционной политики становится содействие в привлечении иностранной рабочей силы в российские регионы для восполнения ожидаемого дефицита трудовых ресурсов.

    Одновременно с увеличением импорта рабочей силы в России растет и ее экспорт. Российская Федерация вышла на мировой рынок рабочей силы в начале 90-х гг. ХХ в. Ежегодно на работу за рубеж выезжают 40–50 тыс. россиян. Большинство трудовых мигрантов направляются в страны Европы - Великобританию, Германию, Польшу, Финляндию, Австрию, Грецию и др. Другая часть российских граждан находит работу в США, Канаде, Австралии, Японии, Сингапуре, Индии, Иране, нефтедобывающих странах Ближнего Востока. Более 3 / 4 россиян, выезжающих на работу за рубеж, имеют высшее и среднее специальное образование. Основными побудительными мотивами выезда российских специалистов за рубеж являются невостребованность их опыта и знаний, низкая заработная плата, плохие материальные условия жизни. Потери, которые несет Россия из-за «утечки мозгов» за рубеж, оцениваются миллиардами долларов.

    Ухудшение демографической ситуации в стране, еще во многом стихийный характер миграционных процессов, особенно в первой половине 90-х гг., обусловили необходимость осуществления в Российской Федерации целенаправленной и долгосрочноймиграционной политики, подкрепление ее соответствующей законодательной базой.

    Дата публикования: 2014-12-08 ; Прочитано: 1813 | Нарушение авторского права страницы | Заказать написание работы

    сайт - Студопедия.Орг - 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.004 с) ...

    Отключите adBlock!
    очень нужно