Поставка по гособоронзаказу. Государственный оборонный заказ

Для многих поставщиков, в особенности субъектов малого бизнеса, участие в торгах по гособоронзаказу кажется чем-то недоступным. Так ли это на самом деле?

Гособоронзаказ: что это такое

Под гособоронзаказом понимаются закупки, проводимые для обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также поставка продукции в области военно-технического сотрудничества с другими странами. Профильным регулирующим законодательным актом является закон № 275-ФЗ от 29 декабря 2012 года.

Процедуры в рамках оборонзаказа ранее проводились закрытым способом в бумажной форме. Часть торгов, связанная с закупкой «мирных» товаров, работ и услуг (например, продовольствия для воинских частей), проходила в рамках 44-ФЗ в виде аукционов и других процедур.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

В настоящее время функционирует специализированная электронная торговая площадка АСТ ГОЗ , предназначенная исключительно для закупок по оборонзаказу. Процедуры на ней проводится через закрытые торги. От обычных ЭТП она отличается повышенной системой защиты, а также тем, что размещаемая там информация закрыта от публичного доступа.

Зачем участвовать в гособоронзаказе

На площадке АСТ ГОЗ размещаются потребности, которые связаны не только с вооружением и техникой. Это и обычные товары, например, канцелярские. А вот конкуренция на спецплощадке гораздо ниже. Это связано с тем, что получить доступ к ней по сравнению с обычными ЭТП сложнее.

Таким образом, у поставщиков, в том числе и у субъектов малого и среднего бизнеса, есть возможность поучаствовать в торгах на более выгодных условиях. Специалисты отмечают, что сегодня поставщики начинают более активно интересоваться процедурами в рамках гособоронзаказа.

В последнее время все больше закупок в рамках ГОЗ проводится именно в электронной форме. Более того, рассматривается возможность перевести на специализированные площадки торги, связанные с государственной тайной.

Иначе говоря, этот рынок является перспективным и малоконкурентным . И в ближайшее время открыт он не будет - в ФАС придерживаются мнения, что потребности, связанные с обороной, не должны быть предметом всеобщего достояния. Приоритетной задачей в этой сфере является не столько устроить конкурентную процедуру, сколько обеспечить потребности заказчика. В идеале заказчики должны сами взрастить себе поставщиков. Поэтому у сегодняшних участников гособоронзаказа есть шанс стать именно такими «взрощенными» поставщиками.

Как получить доступ к АСТ ГОЗ

Доступ к площадке запрашивается через сайт ЭТП. Процесс состоит из нескольких этапов:

  1. Получение ЭЦП . Имеющуюся подпись можно проверить на сайте площадки.
  2. Настройка рабочего места и подключение к защищенному каналу связи . На этом этапе потребуется программное обеспечение, получить которое можно только на диске (почтой или курьером). Примерная стоимость - 10000 рублей.
  3. Прохождение аккредитации , как на обычной ЭТП.

Когда все эти шаги будут пройдены, поставщик получит доступ к торгам, которые проводятся на площадке АСТ ГОЗ.

Специальный счет

Исполнитель гособоронзаказа должен открыть спецсчет в уполномоченном банке , например, в Сбербанке или ВТБ. Все расчеты между сторонами контракта должны проводиться именно через такой счет. Деньги с него могут расходоваться по особым правилам, которые регламентируются статьей 8.3 закон 275-ФЗ.

В частности, денежные средства могут расходоваться на аванс за услуги, товары и работы, которые необходимы для исполнения оборонного контракта. При этом переводить денежные средства можно на такие же специальные счета. Таким образом, они должны быть открыты не только для основного исполнителя контракта, но и для его подрядчиков.

Тему этой статьи нам подсказал крупный поставщик, который участвует в таких закупках и жалуется на нехватку субподрядчиков для исполнения контрактов. Речь шла не о поставках редких металлов или секретных приборах. Заказчикам по 275-ФЗ нужны продукты, канцелярские товары, оргтехника, но неопытных участников отпугивают особенные условия участия. Но, может, все не так страшно?

Кто может участвовать в закупках оборонки?

Как в других госзакупках, участвовать может любое юридическое лицо, которое:

  • не имеет задолженностей по налогам,
  • не принадлежит к оффшорным компаниям,
  • не состоит в РПН.

Есть нюанс в терминах. Подрядчик в законе назван «головным исполнителем» или «исполнителем первого уровня», а субподрядчик — «исполнителем второго уровня». Участвовать в закупке (и быть головным исполнителем) не могут индивидуальные предприниматели, физические лица и иностранные организации. Все исполнители одного контракта называются «кооперацией».

Чем отличаются условия участия?

Заказчиками по 275-ФЗ могут быть Министерство Обороны РФ, МВД, ФСБ, ФСИН, Роскосмос, Росатом. К ак и остальные госзаказчики, они публикуют закупку, выбирают способ определения поставщика, назначают НМЦ. Есть несколько важных отличий.

  • Финансовая прозрачность сделки в цепочке «заказчик-банк-подрядчик-субподрядчики»,
  • Строгое обоснование цены контракта,
  • Отчетность «по первому требованию» перед заказчиком и ФАС.

Все денежные расчеты — только через уполномоченный банк

Это значит, вам нужно будет открыть расчетный счет в одном из специально отобранных банков. Все расчеты с заказчиком и субподрядчиками будут проходить через него. Головной исполнитель выбирает банк из списка и для себя, и для исполнителей второго уровня. Если в контракте будут субподрядчики, им тоже нужен счет в этом конкретном банке.

Список банков на сайте ЦБ РФ:

  1. Банк ВТБ (ПАО)
  2. ПАО Сбербанк
  3. Банк ГПБ (АО)
  4. ОАО «АБ «РОССИЯ»
  5. АКБ «РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛ» (ПАО)
  6. АО АКБ «НОВИКОМБАНК»
  7. ОАО «Банк Москвы»
  8. АО «Россельхозбанк»
  9. Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»

На каждый контракт— отдельный счет

Для каждого нового выигранного контракта нужно открывать отдельный счет. То же самое предстоит сделать субподрядчикам второго и третьего уровня, которых вы привлекаете к исполнению. Про остальные уровни субподряда в законе не сказано.

Все счета в рамках контракта связаны одним идентификатором, по которому банк и ФАС будут отслеживать денежные транзакции. Банк отправляет всю информацию по счету в единую информационную систему гособоронзаказа. После завершения контракта банк закрывает счет.

Со счета, на который заказчик перевел деньги головному исполнителю, можно переводить деньги только на счета подрядчиков в этом же банке или на другие банковские счета, но только для ограниченного числа операций:

    Вывести прибыль после исполнения госконтракта (обосновывающий документ для банка — договор, договор-счет, акт принятых работ, товарная накладная),

    После исполнения контракта возместить затраты поставщика на покупку материалов за счет собственных средств (расходы должны быть обоснованны),

    Выплачивать зарплату (перевести деньги можно на обычный расчетный счет, к которому был прикреплен зарплатный проект),

    Платить налоги и сборы,

    Оплачивать непредвиденные расходы на сумму не больше 3 млн рублей в месяц. Из этой суммы можно платить субподрядчикам, у которых нет счетов в банке, или оплачивать незапланированные командировочные, транспортные расходы и т. п.

Закон запрещает использовать полученные по госконтракту деньги на цели, не связанные с выполнением государственного оборонного заказа. После завершения контракта ими можно распоряжаться по своему усмотрению.

Вашу цену будут проверять

Закон запрещает включать в себестоимость лишнее. Для выполнения контракта по 275-ФЗ надо «резать» себестоимость на всем, чем можно. Например, если вы используете доставку автомобильным транспортом, то нужно документально доказать, почему нельзя было сделать это более дешевым железнодорожным, иначе разницу придется вернуть.

Нельзя устанавливать цену выше рыночной. Вам нужно будет обосновать предложенную цену за продукцию, если она больше чем на 5% превышает цену, рассчитанную с применением индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности.

В тексте договора придется раскрыть такую информацию:

  • размер прибыли: себестоимость товара и сколько вы заработаете на его поставке,
  • размер затрат, понесенных за счет собственных средств. Например, использование складских запасов или закупка впрок. Без указания этих данных при закрытии договора с заказчиком, вы не сможете получить этих денег.
Совет. Учитывая, что прибыль и затраты за счет собственных средств вам возместят только после закрытия контракта, а не этапа, выгоднее заключать договор на каждый этап в отдельности.

Все данные по контракту открыты ФАС

В 275-ФЗ у ФАС больше полномочий по контролю, выдаче предписаний и наложению штрафов. По требованию контролирующего органа нужно предоставить документы вплоть до персональных данных. Если вы не уклоняетесь от налогов и не приходитесь двоюродным братом заказчику, то это не страшно.

Штрафы и споры

Как и в закупках по 44-ФЗ, несоблюдение контракта приведет к его расторжению. Есть нюансы:

  • Несоблюдение секретности приведет к лишению лицензии ФСБ (если она есть), а затем контракт будет расторгнут.
  • Нецелевое использование денег приведет к штрафам, возврату средств. Если вы предлагаете товар по более дорогой цене, выше рыночной или установленной правительством, ФАС потребует вернуть разницу, иногда со штрафом.

В законе расписан и порядок проверок и рассмотрения дел. В КоАП закон № 159-ФЗ тоже добавил статей по ответственности для таких случаев. Срок давности для рассмотрения дел этой категории увеличен до 3 лет, с того момента когда произошло нарушение или когда его обнаружили. Уйти от ответственности за истечением срока не получится.

Итоги "Гособоронзаказ. Закупки: регламент, процедура, контроль. Ценообразование".

В марте в Санкт-Петербурге проходила Всероссийская конференция, посвященная проблемным вопросам организации закупок и ценообразования в сфере гособоронзаказа . Модератором конференции выступил , заместитель главы ФАС России.

С докладами на конференции выступили ведущие специалисты Министерства обороны РФ, Федеральной антимонопольной службы РФ, Министерства финансов РФ, Специализированной электронной площадки «АСТ ГОЗ»:

  1. ОВЧИННИКОВ Максим Александрович, заместитель руководителя ФАС России
  2. ДЕМИДОВА Татьяна Павловна, директор Департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Министерства финансов РФ
  3. ПУДОВ Александр Андреевич, начальник Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России
  4. КОРДЫШ Феликс Семенович, генеральный директор ООО "АСТ ГОЗ"
  5. АКИМЕНКО Аркадий Георгиевич, начальник отдела конкурентных торгов ООО "АСТ ГОЗ"
  6. КОНДРАШИН Александр Евгеньевич, начальник Управления конкурентных процедур Департамента Государственных закупок Минобороны РФ
  7. СУВОРОВ Павел Анатольевич, начальник Управления методологии в сфере ГОЗ ФАС России
  8. ДОВГИЙ Владимир Иванович, генеральный директор Межведомственного аналитического центра.

После докладов спикеры конференции ответили на вопросы слушателей

«Новый оборонный заказ. Стратегии» публикует стенограмму ответов и комментариев экспертов по некоторым актуальным проблемам.

Часть 1. Ценообразование и антимонопольное законодательство в сфере ГОЗ

Отвечает Татьяна ДЕМИДОВА (Минфин РФ):

- В чем разница между каталогом и электронной биржей?

Каталог товаров, работ и услуг это не есть сама биржа. Это механизм, который позволяет унифицировать наименования объектов закупки, их техническое описание. По сути это каталог описания потребностей заказчика, при введении которого впоследствии мы получим возможность применения инструментов электронных магазинов. Магазины, биржи, агрегаторы – это уже следующий этап процесса.

- Какую информацию о контрактах заказчик должен размещать?

До введения поправок (Постановление № 1429 – ред. ) заказчик обязан был разместить в Реестре договоров наименование победителя отдельной строкой для автоматизированного поиска. Другая информация по контракту размещается в закрытой части. Заказчик обязан направить сам договор, но не размещать его в публичной (открытой) части. Основания для этого – акт Правительства о порядке ведения Реестра договоров, заключаемых по 223-му ФЗ . Документ содержит перечень пунктов по правилам обмена информацией и регламентирует, что отправляется в Реестр обязательно. В настоящий момент приостановлено автоматизированное введение информации о поставщике и соисполнителях, но сам контракт должен быть размещен.

Об ответственности за нарушение антимонопольного законодательства

Поясняет

Участнику торгов необходимо учитывать требования антимонопольного законодательства (135- ФЗ, 11-я статья Закона «О защите конкуренции »). Многие предприятия, участвуя в торгах, пренебрегают нормами и нарушают самые жесткие запреты, за которые следует не только административное, но и уголовное наказание.

Например, к вам кто-то обращается с просьбой: «Подстрахуй меня на торгах, подпиши коммерческое предложение с конкретной стоимостью» или «Поучаствуй со мной в торгах, чтобы они состоялись». Это и есть сговор! Многие, участвуя в таких схемах, не имеют злого умысла. Просто помогли партнеру, приятелю и т.п.. А потом сильно удивляются, когда за эти действия получают уголовное наказание. Когда участник отправляет коммерческое предложение с ценой, которая выше рыночной, и в результате сговора победит на торгах, то сразу просчитывается материальный ущерб, а это нарушение находится уже в компетенции уголовного права. Любая переписка (переговоры) участников по поводу конкурсных процедур нарушают статью 11 Закона «О защите конкуренции ».

О процедуре проведения конкурсов с информацией, которая не содержит государственную тайну

Предлагает Александр КОНДРАШИН (Минобороны РФ):

Минобороны проводит закрытые конкурсы. Есть сведения, которые содержат гостайну, а есть те, которые не содержат. Требования к проведению закрытых конкурсов с гостайной понятны и логичны: все процедуры проводятся на бумаге (извещение, рассылка приглашений, документация по запросам и т.д.). Но и закрытые конкурсы без гостайны мы вынуждены проводить так же. Извещение о закупке публикуется на площадке, а документация – нет. И фактически открытая процедура у нас проводится как закрытая и занимает очень много времени.

От заказчика в лице Минобороны выражаю просьбу к ФАС, Минфину, АСТ ГОЗ – привести второй тип закрытых конкурсов к оптимальному варианту. В частности, просим разрешить публиковать документацию на АСТ ГОЗ, чтобы участники могли ее скачивать.

Комментирует Максим ОВЧИННИКОВ (ФАС России):

Такой механизм уже заработал. Перевод всех данных в цифру необходим. И для контроля в том числе. Зачастую выигрывает не тот, кто дал лучшее предложение по цене, а тот, кто лучше всего переписал документацию. Больше всего жалоб в ФАС связаны именно с отклонением заявки по причине ошибок, допущенных при копировании документации.

Подробнее о работе "АСТ ГОЗ" - во публикации.

О типовых нарушениях в сфере исполнения гособоронзаказа, которые выявляет ФАС

Поясняет Максим ОВЧИННИКОВ (ФАС России):

Часть 3 ст. 8 275-го ФЗ устанавливает запреты на действия и бездействия головных исполнителей и исполнителей гособоронзаказа, которые приводят к неисполнению или к ненадлежащему исполнению госконтрактов. Такими действиями считаются:

  1. Необоснованное отнесение к стоимости продукции затрат, не связанных с производством этой продукции. Есть 200-й приказ, который четко регламентирует, какие затраты можно относить на себестоимость, а какие нельзя. В ближайшее время ФАС совместно с Минпромторгом будет этот приказ совершенствовать, корректировать в той части, где категории недостаточно определены.

Если предприятие включило при формировании плановых значений калькуляции затраты, например, по капитальному ремонту, которые привели к повышению цены, то сума этих затрат будет взыскана в федеральный бюджет. Кодекс об АПО предполагает санкцию в виде двухкратного размера суммы затрат, отнесенных необоснованно к себестоимости.

  1. Установление цены на товар в размере, превышающем цену, сложившуюся на рынке на сопоставимый товар. Например, участник кооперации устанавливает для гражданского заказчика и для военного разные цены на свою же продукцию. ФАС признает это нарушением законодательства и применяет весь арсенал доступных наказаний. Одно из них – фиксированная санкция от 300 тыс до миллиона руб. Следующая – предписание антимонопольного органа о взыскании в бюджет незаконно полученного дохода. Либо о возмещении нанесенного государству вреда в полном объеме. Например, одна из компаний получила в прошлом году предписание о взыскании в бюджет 350 млн руб. Компания в 3 раза завышала плановые значения калькуляции, имея на руках реальных контракты с указанной ценой на комплектующие изделия. В итоге заказчику предоставлялась стоимость заказа, в 3 раза превышающая фактическую.

Еще категория нарушений – когда хозяйствующие субъекты, формируя плановые значения калькуляций, не обоснованно завышают стоимость заказа. Например, имея на руках контракты с кооперацией на одну сумму, меняют калькуляцию и представляют заказчику совершенно иные данные. Такие нарушения выявляются, доказывается умысел, и компания несет наказание

  1. Третья категория дел – о нецелевом использовании денежных средств . Здесь нужно различать ведение отдельных счетов и контроль со стороны антимонопольной службы. Банк ведет контроль за финансовыми потоками, а ФАС – за фактическими затратами. Если хозяйствующий субъект отправил какую-то сумму из аванса на цели, не связанные с ГОЗ (на зарплату рабочим, не участвующим в производстве продукции по контракту, например), но при этом контракт исполняется по эффективным ценам, соблюдаются смета и сроки – с нашей точки зрения это не является нарушением законодательства. Поскольку не наступили негативные последствия, т.е. цена на продукцию по ГОЗ не была завышена.

Но если, наоборот, хозяйствующий субъект, получив аванс, направил эти средства на цели, не связанные с выполнением госконтракта по ГОЗ, и в результате наступили негативные последствия в виде ненадлежащего исполнения контракта. Или в случае, когда цена была ориентировочная, а при переводе в фиксированную увеличилась стоимость из-за этих действий, тогда в отношении нарушителя применяются соответствующие санкции. Мы должны доказать причинно-следственную связь и доказываем. Об этом говорит судебная практика ФАС.

Вопрос и пример из практики :

- Если контрагент, являясь нашим потребителем, перестает размещать свои заказы публично, и это приводит к ограничению нашего доступа к таким контрактам?

Все зависит от статуса контрагента. Если он занимает лидирующее положение, то действует 135-й ФЗ , который запрещает злоупотреблять своим доминирующим положением среди хозяйствующих субъектов. Если он является единственным потребителем вашей продукции, тогда такие действия могут быть рассмотрены с точки зрения антимонопольного законодательства.

Если такие действия совершает заказчик, то это тоже может рассматриваться как нарушение антимонопольного законодательства. Есть статья 15 закона «О защите конкуренции» , которая устанавливает запрет на акции и действия органов власти, приводящие к ограничению конкуренции на товарном рынке. У ФАС есть примеры успешно проведенных расследований.

Если кооперация отказывается с вами заключить контракт, и при этом она является для вас единственным поставщиком какого-то изделия, то в этой ситуации вы подаете жалобу по 135 ФЗ . ФАС при отказе от заключения контракта выдает предупреждение. Если признаки доминирования подтверждаются, то хозяйствующий субъект должен в течение 10 дней это исполнить, т.е подписать с вами контракт и работать по экономически обоюдовыгодным условиям с вами.

Похожая история и с органами власти. ФАС выдает предупреждение им, которое они тоже должны исполнить. Если предупреждения ФАС не исполняются, возбуждается судебное дело о нарушении антимонопольного законодательства. И тогда хозяйствующий субъект заплатит либо оборотный штраф в размере от 1 до 15 % либо незаконно полученный доход. А это огромные суммы.

То же относится и к групповым сделкам. РЖД однажды решило, что медные провода для высокоскоростных трасс самые лучшие только у его дочернего предприятия. И всем подрядным организациям, которые занимались строительством этих трасс, запретило покупать, по сути, у своего конкурента, эти провода. Не имея на то объективных причин. РЖД нами признается как доминирующий хозяйствующий субъект, поскольку кроме него никто такие провода не покупает. Нами было выдано предписание. Серьезные санкции существуют. В виде штрафа с оборота закупаемой продукции.

Нужно шире смотреть на деятельность антимонопольного органа. У нас много механизмов по защите ваших интересов. Изучайте и владейте.

О ценообразовании в сфере гособоронзаказа

Отвечает Максим ОВЧИННИКОВ (ФАС России):

- О базовой цене по ГОЗ. Что делать, если условия поставки будут меняться в дальнейшем?

Если вы согласовали цену и считаете, что ее можно определить как базовую, это необходимо указать в документах, которые вы передаете заказчику и которые, в конечном итоге, попадут к нам в ФАС. И что же делать предприятиям, у которых условия поставки будут меняться? Например, нет устоявшихся объемов потребления у заказчика. Сегодня ему нужно 20 единиц продукции, завтра 1000, а потом снова 20. При таком разбросе, говорить, что условия поставки сопоставимы с моментом определения базовой цены очень сложно. Но если в расчетно-калькуляционных материалах, которые вы отправляете заказчику, ничего об этом не будет сказано, мы определим указанную цену базовой на год ее применения .

Поэтому если вы понимаете, что в данный момент фиксация невозможна из-за существенных изменений условий в дальнейшем, эти оговорки нужно в документах прописать. Иначе через год вам придется обращаться в ФАС за пересмотром базовой цены, из-за того, что условия поставки не сопоставимы с предыдущим периодом. Протоколы, которые вы согласовываете с заказчиком, и любая другая документация должны оформляться качественно.

- Если заключен, например, трехлетний контракт, какую цену указать?

И в трехлетнем контракте цена должна быть четко определена. Либо она фиксированная, либо ориентировочная. Известна цена на ближайший период, значит, на первый год в контракте цена фиксированная, на второй и третий – ориентировочная. И в целом по контракту цена получается – ориентировочная . Поэтому необходимо в условия контракта внести дополнение о том, что цена будет меняться только в рамках доведенного индекса дефлятора. Никакие другие параметры повлиять на нее не могут. Таким образом, будут защищены риски обеих сторон.

Мы разработали и внедряем сейчас типовые условия для разных видов контрактов в ГОЗ с учетом акта «О ценообразовании ». Акт дает гибкие механизмы для взаимодействия. Исполнитель по контракту должен быть уверен, что вся экономия расходов достанется ему, а не государственному заказчику. Поэтому вы (как исполнители госконтрактов) должны инициировать точные формулировки в документы. Необходимые для этого инструменты у вас сейчас есть. В акте «О ценообразовании» прописано, как и кто должен работать. Мы понимаем, что перемены будут проходить не везде легко. Но делать это нужно. Надеемся, что механизм заработает и даст положительные результаты.

О размере прибыли в ГОЗ

- Как, по-вашему, 55-й пункт Положения не вводит дискриминацию между головным исполнителем и исполнителем у головного исполнителя ГОЗ в части размера прибыли?

Отвечает Павел СУВОРОВ Анатольевич (ФАС России):

Нет, не вводит. Пункт 55 говорит, что в любом случае цена не должна превышать «20 + 1», но при этом есть минимальные пороги. Для головных исполнителей нет повышенного размера рентабельности. У них - повышенная планка минимального размера, который соответствует верхнему пределу «20 + 1». Вам нужно обосновать размер прибыли, который вы считаете необходимым.

Предприятия, которые участвуют в исполнении государственного оборонного заказа, обязаны соблюдать требования законодательства при его исполнении с целью контроля за целевым использованием средств. В «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» поддерживается учет контрактов и платежей в рамках государственного оборонного заказа.

В статье эксперты 1С рассказывают о том, как в программе настроить функциональность и вести обособленный учет плановых показателей и кассового исполнения обязательств по гособоронзаказу, хранить информацию о структуре кооперации по ним, какие отчеты можно использовать для получения сведений о кооперации.

Нормативное регулирование

Правовые основы государственного регулирования отношений, связанных с формированием, особенностями размещения и выполнением государственного оборонного заказа (ГОЗ), установлены Федеральным законом от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее - Закон № 275-ФЗ).

Федеральным законом от 29.06.2015 № 159-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 159-ФЗ) внесены изменения в части применения банковского сопровождения государственного оборонного заказа как механизма контроля целевого использования средств.

Согласно статье 8 Закона № 275-ФЗ (в редакции Закона № 159-ФЗ) все предприятия, участвующие в исполнении государственного оборонного заказа, - как головной исполнитель, так и исполнители, вовлеченные в кооперацию, - должны соблюдать при исполнении государственного оборонного заказа следующие требования:

  • вести учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому контракту;
  • предоставлять информацию о каждом привлеченном им в целях исполнения контракта исполнителе (полное наименование исполнителя, его адрес (место нахождения), номера телефонов руководителя, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет в налоговом органе);
  • предоставлять информацию о затратах по исполненным контрактам;
  • обеспечивать осуществление государственным заказчиком и контролирующим органом контроля за исполнением государственного контракта, в том числе на отдельных этапах его исполнения;
  • открывать отдельные банковские счета по каждому государственному контракту;
  • соблюдать особый порядок расчетов при использовании отдельных банковских счетов;
  • предоставлять копии документов-оснований для выполнения платежей;
  • обеспечивать целевое использование денежных средств и возможность внешнего контроля за движением денежных средств.

Учет контрактов и платежей по ГОЗ в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8»

В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» редакции 1 (далее - БГУ1) и редакции 2 (далее - БГУ2) предусмотрен учет контрактов и платежей в рамках государственного оборонного заказа. Имеется возможность вести обособленный учет плановых показателей и кассового исполнения обязательств по государственному оборонному заказу, хранить информацию о структуре кооперации по ГОЗ.

Настройка функциональности

Чтобы начать использовать возможности учета контрактов государственного оборонного заказа, необходимо:
  • в БГУ1 - включить флаг Осуществляются платежи по контрактам государственного оборонного заказа в форме Настройка параметров учета (меню Бухгалтерский учет -> Настройка параметров учета ) на закладке Оборонный заказ ;
  • в БГУ2 - включить функциональную опцию . Для этого в разделе Администрирование следует вызвать команду Настройка параметров учета и на закладке Специализированные подсистемы установить флаг Учет контрактов государственного оборонного заказа .
В результате в справочниках Договоры и иные основания возникновения обязательств, Лицевые счета, Банковские и казначейские счета появятся дополнительные реквизиты для работы с контрактами по государственному оборонному заказу.

Заполнение справочника«Государственные оборонные заказы»

Справочник предназначен для хранения сведений о государственных контрактах по государственному оборонному заказу, заключенных государственным заказчиком от имени Российской Федерации с головным исполнителем.

В справочнике необходимо заполнить следующие реквизиты:

  • Идентификатор - идентификатор государственного контракта по государственному оборонному заказу. Формируется государственным заказчиком в соответствии с приказом Министерства обороны РФ и Федерального казначейства от 11.08.2015 № 475/13н «Об утверждении порядка формирования идентификатора государственного контракта по государственному оборонному заказу»;
  • Предмет контракта - краткое наименование контракта, предмет поставки;
  • Уполномоченный банк - банк, выбранный головным исполнителем, в котором все участники кооперации открывают отдельные счета. Выбирается из справочника Банки. При создании отдельных счетов по государственному оборонному заказу уполномоченный банк будет заполняться в качестве банка по умолчанию;
  • Головной исполнитель - головной исполнитель поставок продукции по ГОЗ. Выбирается из справочника Контрагенты.

Заполнение справочников «Лицевые счета» и «Банковские и казначейские счета»

Все участники кооперации по государственному оборонному заказу обязаны использовать для расчетов по контрактам только отдельные счета, открытые в выбранном головным исполнителем уполномоченном банке.

Согласно пункту 10 статьи 3 Закона № 275-ФЗ «отдельный счет - счет, открытый головному исполнителю, исполнителю в уполномоченном банке для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу в соответствии с условиями государственного контракта, каждого контракта» .

В соответствии с пунктом 8 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» государственные (муниципальные) бюджетные учреждения осуществляют операции с поступающими им в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования), за исключением случаев, установленных федеральным законом.

Согласно статье 8 Закона № 275-ФЗ головной исполнитель контракта обязан использовать для расчетов по контрактам только отдельные счета, открытые исполнителям, с которыми у головного исполнителя заключены контракты, в уполномоченном банке, при наличии у таких исполнителей договора о банковском сопровождении, заключенного с уполномоченным банком.

В связи с этим бюджетное учреждение, являющееся головным исполнителем государственного оборонного заказа, по мнению Департамента бюджетной методологии Министерства финансов РФ, также вправе заключать с уполномоченным банком договор о банковском сопровождении и осуществлять расчеты по контрактам, заключенным в рамках Закона № 275-ФЗ, на счетах в указанном банке, поскольку такая обязанность установлена положениями указанного закона. Об этом указано в письмах Минфина России от 11.03.2016 № 02-01-11/13675, 02.12.2015 № 02-03-11/70083, от 27.10.2015 № 02-02-04/61547, от 20.10.2015 № 02-02-06/60054.

Также, по мнению Департамента, движение денежных средств на отдельном счете в бухгалтерском учете отражается на счете 0 201 21 000 «Денежные средства учреждения на счетах в кредитной организации».

Для указания того, что банковский счет учреждения (контрагента) является отдельным, необходимо в карточке Лицевого счета (Банковского счета) заполнить следующие реквизиты (рис. 1)*:

  • флаг необходимо установить для отдельных счетов, открытых в уполномоченном банке для расчетов по государственному оборонному заказу. Признак Отдельный счет (государственный оборонный заказ) можно установить только для счетов, которые имеют тип Банковский.
  • Государственный оборонный заказ - государственный контракт по государственному оборонному заказу, в рамках исполнения которого открыт отдельный счет. Выбирается из справочника Государственные оборонные заказы .

Рис. 1

Примечание:
* здесь и далее приведены примеры для «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» редакции 2.

Задание структуры кооперации по государственному оборонному заказу

Согласно пункту 4.1 статьи 3 Закона № 275-ФЗ «кооперация головного исполнителя (кооперация) - совокупность взаимодействующих между собой лиц, участвующих в поставках продукции по государственному оборонному заказу в рамках сопровождаемых сделок. В кооперацию входят головной исполнитель, заключающий государственный контракт с государственным заказчиком, исполнители, заключающие контракты с головным исполнителем, и исполнители, заключающие контракты с исполнителями» .

Таким образом, кооперация определяется наличием договорных отношений между ее участниками.

В программе структура кооперации задается при помощи реквизитов справочника Договоры и иные основания возникновения обязательств (рис. 2):

  • Входит в кооперацию по ГОЗ - установить флаг для договоров, входящих в кооперацию по государственному оборонному заказу. Признак Входит в кооперацию по ГОЗ можно установить только для договоров, которые имеют вид С поставщиком или С покупателем ;
  • Отдельный счет организации - счет, открытый учреждению в уполномоченном банке для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу. Выбирается из справочника Лицевые счета .

Рис. 2

Для договора, имеющего вид С покупателем , можно указать отдельный счет организации, только если он не выбран в другом договоре с видом С покупателем , так как в рамках одного договора с заказчиком (покупателем) учреждению открывается только один отдельный счет.

Кроме этого, для договоров с поставщиками, входящими в кооперацию, необходимо заполнить реквизит Счет контрагента , где нужно выбрать отдельный счет контрагента, открытый в рамках того же госконтракта по государственному оборонному заказу.

Таким образом, в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» отнесение договоров по ГОЗ с заказчиком и исполнителями к одной кооперации определяется указанием одного и того же отдельного счета учреждения в карточках договоров. В контексте договора с покупателем - это счет, открытый учреждению для зачисления средств от заказчика. В контексте договора с поставщиком - это счет, с которого будут списываться средства для расчетов с исполнителем.

Внесение изменений в плановые показатели поступлений и выбытий по государственному оборонному заказу

После заключения договора с заказчиком в рамках исполнения государственного оборонного заказа необходимо внести изменения в плановые назначения текущего года. Для этого следует ввести новый документ Плановые назначения .

Обратите внимание , с 01.01.2016 учреждения всех типов должны применять классификационные признаки счетов (КПС) вида Бюджетная классификация , поэтому для ввода плановых назначений по поступлениям и выбытиям следует ввести два документа Плановые назначения (по поступлениям - с видом показателя КДБ , по выбытиям - с видом показателя КРБ ).

Предварительно для контрактов в рамках государственного оборонного заказа рекомендуется создать один план поступлений (с видом показателя КДБ ) и один план выбытий (с видом показателя КРБ ), в которых указать перечень статей плана, по которым будут поступать и расходоваться денежные средства.

  • Год плана;
  • Периодичность;
  • План поступлений (выбытий);
  • Показатели плана поступлений выбытий - заполняются в соответствии со структурой цены контракта (сметы) в разрезе статей, сумм поступлений и выбытий;
  • Типовая операция - выбирается предопределенная типовая операция Сметные (плановые) назначения получателя субсидий;
  • Раздел лицевого счета - раздел отдельного счета, открытого для расчетов по этому контракту с заказчиком.

Рис. 3

Оплата исполнителям (поставщикам) и другие платежи по государственному оборонному заказу

Режим использования отдельного счета описан в статье 8.3 Закона № 275-ФЗ и предусматривает:
  • списание денежных средств только при указании в распоряжении идентификатора государственного контракта;
  • списание денежных средств только на отдельный счет, за исключением списания денежных средств с такого счета на иные банковские счета в целях, описанных в пункте 2 части 1 статьи 8.3 Закона № 275-ФЗ.
Согласно пункту 4 статьи 6.1 Закона № 275-ФЗ идентификатор государственного контракта указывается в распоряжениях в порядке, установленном Банком России для указания уникального идентификатора платежа.

Для осуществления платежей в рамках исполнения государственного оборонного заказа в программе используется документ Платежное поручение .

При указании в документе лицевого счета учреждения (с установленным флагом Отдельный счет и заполненным реквизитом Государственный оборонный заказ ) автоматически подставляется идентификатор контракта в поле Идентификатор платежа (22). Далее при указании получателя автоматически подставляются договор и счет получателя (если у него есть договор и банковский счет, в которых указан такой же элемент справочника Государственные оборонные заказы ) (рис. 4).

Рис. 4

Использование статей калькуляции в контрактах гособоронзаказа

При необходимости учета исполнения контрактов с заказчиками по государственному оборонному заказу в разрезе статей калькуляции следует воспользоваться механизмом дополнительной бюджетной классификации - создать новый дополнительный бюджетный классификатор для ведения статей калькуляции и добавить субконто Дополнительная бюджетная классификация на счета 504.12 (504.22) и 18.01. Состав классификатора следует заполнить в соответствии с применяемыми статьями калькуляции по государственному оборонному заказу (сметой).

Дополнительную классификацию необходимо указывать в табличных частях документов Плановые назначения (по выбытиям) и Платежное поручение .

Отчеты по государственному оборонному заказу

Для получения сведений о кооперации по государственному оборонному заказу и анализа кассового исполнения контрактов государственного оборонного заказа в программе предусмотрены отчеты:
  • Сведения о кооперации по гособоронзаказу;
  • Исполнение контрактов по гособоронзаказу.
Отчет «Сведения о кооперации по гособоронзаказу»

Согласно пункту 8 части 1 и пункту 8 части 2 статьи 8 Закона № 275-ФЗ головной исполнитель и исполнители обязаны предоставлять «по запросу государственного заказчика, органа финансового мониторинга, головного исполнителя, другого исполнителя, с которым у исполнителя заключен контракт, уполномоченного банка, с которым у исполнителя заключен договор о банковском сопровождении, в течение пяти рабочих дней со дня получения указанного запроса информацию о каждом привлеченном им в целях исполнения контракта исполнителе (полное наименование исполнителя, его адрес (место нахождения), номера телефонов руководителя, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет в налоговом органе) и иную информацию, предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом» .

Такую информацию можно получить в отчете Сведения о кооперации по гособоронзаказу .

Отчет можно формировать по учреждению, государственному оборонному заказу, контракту с заказчиком по кооперации. Установив необходимые отборы, следует нажать кнопку Сформировать . Отчет формируется по связям, настроенным в справочниках Договоры и иные основания возникновения обязательств . В сформированном отчете отражается информация о договорах с заказчиками по государственному оборонному заказу и о договорах с исполнителями, привлеченными в целях исполнения государственного оборонного заказа. В отчете отражается дата и номер договора, краткое содержание договора, идентификатор госконтракта, данные контрагента (наименование, ИНН, КПП, адрес, телефон), стоимость договора.

Стоимость контрактов с заказчиками - это оборот по дебету счета 504.12 (504.22) и кредиту счета 506.10 (506.20). Стоимость контрактов с исполнителями формируется по данным принятых обязательств по договорам.

Отчет «Исполнение контрактов по гособоронзаказу»

Отчет позволяет контролировать ход кассового исполнения контракта по государственному оборонному заказу.

В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» поставляются два настроенных варианта отчета:

  • Исполнение контрактов по гособоронзаказу - формируется с группировкой по заказчикам и договорам с заказчиками,
  • Исполнение контрактов по гособоронзаказу (по КБК) - формируется с группировкой по договорам с заказчиками, отдельным счетам, КПС, КЭК.
Отчет можно формировать по организации, отдельному счету, заказчику, договору (контракту) с заказчиком. Предусмотрены расширенные варианты отбора, группировки, оформления отчета. Также имеется возможность выводить данные в разрезе статей калькуляции.