Незаконно находящийся иностранный гражданин на территории рф. Незаконное нахождение на территории рф

Кодекс об административных правонарушениях, N 195-ФЗ | ст. 18.9 КоАП РФ

Статья 18.9 КоАП РФ. Нарушение правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (действующая редакция)

1. Нарушение приглашающей или принимающей стороной либо должностным лицом юридического лица, обеспечивающего обслуживание иностранного гражданина или лица без гражданства либо выполняющего обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания в Российской Федерации или транзитного проезда через территорию Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, установленного порядка оформления документов на право пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, их проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в Российской Федерации и выезда за ее пределы, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, -

2. Непринятие приглашающей стороной установленных мер по обеспечению соблюдения приглашенным иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации в части соответствия заявленной ими цели въезда в Российскую Федерацию фактически осуществляемой в период пребывания (проживания) в Российской Федерации деятельности или роду занятий либо непринятие приглашающей стороной установленных мер по обеспечению своевременного выезда приглашенного иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации по истечении определенного срока их пребывания в Российской Федерации -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

3. Предоставление жилого помещения или транспортного средства либо оказание иных услуг иностранному гражданину или лицу без гражданства, находящимся в Российской Федерации с нарушением установленного порядка или правил транзитного проезда через ее территорию, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

4. Неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

5. Непринятие приглашающей стороной мер по материальному, медицинскому и жилищному обеспечению приглашенного иностранного гражданина или лица без гражданства в период его пребывания в Российской Федерации -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

6. Предоставление приглашающей стороной заведомо ложных сведений о цели пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при оформлении документов для въезда в Российскую Федерацию указанного иностранного гражданина или лица без гражданства -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Примечание. В случае нарушения приглашающей или принимающей стороной либо должностным лицом юридического лица, обеспечивающего обслуживание иностранного гражданина или лица без гражданства либо выполняющего обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания в Российской Федерации или транзитного проезда через территорию Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, установленного порядка оформления документов на право пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, их проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в Российской Федерации и выезда за ее пределы в отношении двух и более приглашенных либо принимаемых иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.

  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать ]

Комментарий к ст. 18.9 КоАП РФ

1. О правовом режиме пребывания в РФ иностранных граждан, лиц без гражданства см. комментарий к ст. 18.8. Нарушение должностным лицом указанных правил квалифицируется по ч. 1 комментируемой статьи.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство. Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган МВД России не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание.

До получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в РФ не менее одного года на основании разрешения на временное проживание.

Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" под разрешением на временное проживание понимается подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в РФ до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность; вид на жительство - документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в РФ, а также их права на свободный выезд из РФ и въезд в РФ. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность.

2. Согласно Положению о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2002 г. N 789, иностранный гражданин (лицо без гражданства), прибывший на территорию РФ, обязан обратиться в орган внутренних дел в течение трех рабочих дней для оформления разрешения на временное проживание.

В соответствии с п. 2 - 5 указанного Положения иностранный гражданин (лицо без гражданства), достигший 18-летнего возраста, может получить разрешение на временное проживание, которое выдается в пределах квоты, ежегодно утверждаемой Правительством РФ (далее - квота), или без учета квоты в соответствии с п. 3 ст. 6 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Разрешение на временное проживание выдается иностранному гражданину (лицу без гражданства) территориальным органом МВД России по предполагаемому месту проживания.

Заявление о выдаче разрешения на временное проживание подает лично иностранный гражданин (лицо без гражданства):

в случае нахождения на законном основании на территории РФ - в ОВД;

в случае нахождения в государстве своего постоянного проживания - в дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ.

Если заявитель намерен получить в пределах квоты разрешение на временное проживание для себя и совместно проживающих с ним членов семьи, он сообщает об этом в заявлении.

Заявление не принимается к рассмотрению, если иностранный гражданин удостоверяет свою личность документом, выданным в связи с его служебной или профессиональной деятельностью, в том числе паспортом моряка, или документом, срок действия которого менее шести месяцев.

В соответствии с п. 16 - 18, 23 - 24 указанного Положения заявление, поданное вместе с необходимыми документами в дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ, в течение месяца направляется по каналам дипломатической почты в орган внутренних дел.

Орган внутренних дел рассматривает заявление и проводит необходимую проверку на предмет наличия или отсутствия предусмотренных ст. 7 указанного Федерального закона оснований для отказа в выдаче разрешения на временное проживание, для чего направляет запросы в соответствующие органы безопасности, службу судебных приставов, налоговые органы, органы социального обеспечения, органы здравоохранения и другие заинтересованные органы. Указанные органы в двухмесячный срок представляют информацию о наличии либо об отсутствии обстоятельств, препятствующих выдаче заявителю разрешения на временное проживание.

По результатам рассмотрения орган внутренних дел принимает решение о выдаче либо об отказе в выдаче разрешения на временное проживание. По каждому заявлению принимается отдельное решение.

Срок рассмотрения заявления не должен превышать шести месяцев со дня его подачи со всеми необходимыми и надлежащим образом оформленными документами.

Иностранному гражданину (лицу без гражданства), достигшему 14-летнего возраста, разрешение на временное проживание оформляется в виде отметки установленного образца в документе, удостоверяющем его личность.

Иностранному гражданину (лицу без гражданства), не достигшему 14-летнего возраста и не имеющему документа, удостоверяющего личность, разрешение на временное проживание оформляется в виде отметки установленного образца в документах, удостоверяющих личность, обоих родителей (одного из них), получивших разрешение на временное проживание.

Неклиновский район, лесопарковая зона в 3 км от села Троицкое. Указанные обстоятельства послужили основанием для составления протокола и вынесения оспариваемого постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях...

  • Решение Верховного суда: Определение N 308-АД17-11985, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

    По данному факту административным органом в отношении заявителя составлен акт от 09.06.2016 № 51, протокол об административном правонарушении от 20.07.2016 № 61 121368 и вынесено оспариваемое постановление. Частью 3 статьи 18.9 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за предоставление жилого помещения или транспортного средства либо оказание иных услуг иностранному гражданину или лицу без гражданства, находящимся в Российской Федерации с нарушением установленного порядка или правил транзитного проезда через ее территорию...

  • +Еще...

    1. Организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации —

    наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.

    2. Те же деяния, совершенные:

    а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

    б) в целях совершения преступления на территории Российской Федерации, —

    наказываются лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

    Комментарий к Ст. 322.1 УК РФ

    1. Введение в УК комментируемой статьи связано с необходимостью усиления защиты Государственной границы РФ (см. комментарий к ст. 322) и обеспечения режима законного пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в России.

    Миграция — это совокупность территориальных перемещений населения, сопровождающихся изменением места жительства. Мигрант — лицо, совершающее перемещение на новое место проживания (временное или постоянное). Мигрант, въезжающий на территорию государства нового места проживания, — иммигрант. Мигрант, выезжающий с территории государства проживания, — эмигрант.

    В числе основных нормативных правовых актов, определяющих правовые основы миграции в Российской Федерации и регулирующих отношения в области миграции, следует назвать КоАП (гл. 18), Федеральные законы от 15.08.1996 N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»; Постановление Правительства РФ от 13.07.2012 N 711 «О вопросах Федеральной миграционной службы» ; Постановление Правительства РФ от 16.08.2004 N 413 «О миграционной карте» (в ред. от 06.05.2006) .
    ———————————
    СЗ РФ. 2012. N 30. Ст. 4276.

    СЗ РФ. 2004. N 34. Ст. 3553; 2006. N 19. Ст. 2092.

    В России действует Федеральный закон от 12.07.2000 N 97-ФЗ «О ратификации Соглашения о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконной миграцией» . Данное Соглашение было подписано 6 марта 1998 г. в г. Москве. Однако в настоящее время сектор многостороннего взаимодействия государств — участников СНГ начинает сужаться, а двустороннее сотрудничество в этой области усиливается.
    ———————————
    СЗ РФ. 2000. N 29. Ст. 3006.

    См., например: Федеральный закон от 04.07.2003 N 100-ФЗ «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о приеме и возврате лиц, незаконно находящихся на территории Российской Федерации и территории Литовской Республики (Соглашения о реадмиссии)» // СЗ РФ. 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2712.

    При решении вопроса об уголовной ответственности по комментируемой статье в каждом случае необходимы ссылки на нормативные правовые акты, поскольку данная норма УК является бланкетной.

    2. Объективную сторону преступления альтернативно составляют активные действия по организации: а) незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства; б) их незаконного пребывания в Российской Федерации; в) их незаконного транзитного проезда через территорию РФ.

    Для раскрытия каждого из названных незаконных действий следует обратиться к признакам, необходимым для признания их законными.

    Законным въезд иностранного гражданина или лица без гражданства в Российскую Федерацию будет при наличии визы (дипломатической, служебной, обыкновенной, транзитной или временно проживающего лица), выданной по действительным документам, удостоверяющим их личность, а также оснований для ее выдачи (приглашение, решение федерального или территориального органа исполнительной власти, договор об оказании туристических услуг). Все виды виз выдаются на определенные сроки. Они зависят от цели въезда и цели пребывания.

    Иностранный гражданин или лицо без гражданства при въезде в Российскую Федерацию обязаны также получить и заполнить миграционную карту, которая должна быть сдана в пункте пропуска через Государственную границу РФ при выезде из Российской Федерации.

    Пребывание иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации является законным, если он соблюдает установленный порядок регистрации, передвижения, выбора места жительства, не уклоняется от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания.
    ———————————
    БВС РФ. 2008. N 4. С. 13.

    В ст. ст. 26, 27 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» перечислены случаи, когда въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам или лицам без гражданства не разрешается (имеет судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления; ранее подвергался административному выдворению из Российской Федерации или депортировался; не может подтвердить наличие средств для проживания в Российской Федерации; есть решение о нежелательности его пребывания в Российской Федерации) либо может быть не разрешен (использовал подложные документы; сообщил о себе заведомо ложные сведения; два и более раза в течение трех лет привлекался к административной ответственности; ранее не сдал миграционную карту или уклонился от уплаты налога или административного штрафа и т.д.).

    Транзитный проезд по территории РФ обычно осуществляется без права на остановку при наличии визы на въезд в сопредельное с Российской Федерацией государство, действительных для выезда из Российской Федерации проездных билетов и т.д. (см. ст. ст. 29 — 32 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»).

    Все эти вопросы подробно регламентированы в гл. IV — VI указанного Закона. Несоблюдение их делает въезд, транзитный проезд, пребывание названных лиц в Российской Федерации незаконным.

    Организация незаконных въезда, транзитного проезда, пребывания в Российской Федерации — это планирование совершения названных незаконных действий, подбор соучастников для их совершения, руководство непосредственным совершением преступления.

    Преступление по конструкции имеет формальный состав, т.е. для признания его оконченным достаточно установить наличие незаконного въезда в Российскую Федерацию, незаконного пребывания либо незаконного транзитного проезда. Преступные последствия находятся за пределами состава. Преступление признается оконченным с момента совершения хотя бы одного из названных незаконных действий.

    3. Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины в виде прямого умысла. Лицо, организующее незаконный въезд, транзит, пребывание в Российской Федерации, осознает незаконность своих действий и их опасность и желает так действовать.

    4. Субъект преступления — вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, которое организует незаконный въезд, транзит, пребывание в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства. В данном случае организаторская деятельность включена в объективную сторону преступления, и организатор отвечает за оконченное преступление в качестве исполнителя (ст. 33 УК).

    5. В ч. 2 комментируемой статьи сформулирован квалифицированный состав преступления: совершение предусмотренного ч. 1 этой статьи преступления: а) организованной группой (см. комментарий к ст. 35) либо б) в целях совершения преступления на территории РФ.

    6. Глава 18 КоАП РФ предусматривает ответственность за административные правонарушения в области защиты Государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ. Некоторые статьи КоАП (ст. ст. 18.1, 18.4, 18.8, 18.9) близки по содержанию к рассматриваемой норме. Поэтому квалификация по комментируемой статье УК требует подробного анализа всех обстоятельств содеянного как преступления, а не административного правонарушения.
    ———————————
    БВС РФ. 2008. N 11. Ст. 24.

    Навигация по записям

    Статья 322.2. Фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации и фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации →

    Вам грозит штраф и депортация насильно либо выезд самому.

    Контроль за Вашим въездом, выездом, временным пребыванием,
    проживанием в России или транзитным передвижением в ее пределах
    осуществляется ФМС и ее территориальными органами в субъектах РФ.

    МВД и органы внутренних дел также осуществляют такой контроль во взаимодействии с миграционными структурами.

    Если Вы нарушаете правила пересечения государственной границы РФ, то
    на Вас может быть наложен административный штраф в размере до 2 000
    рублей с выдворением за пределы России или без такового.

    Административное выдворение - принудительное и контролируемое
    перемещение или контролируемый самостоятельный выезд иностранного
    гражданина (лица без гражданства) за пределы России в соответствии с
    Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

    Если же Вы нарушили режим в пункте пропуска через границу РФ, на Вас
    может быть наложен административный штраф в размере до 1 000 рублей с
    выдворением за пределы РФ или без такового.

    Если Вы не соблюдаете установленный порядок въезда, выезда,
    регистрации, миграционного учета, передвижения или выбора места
    жительства, либо уклоняетесь от выезда из России по истечении
    определенного срока пребывания, это влечет наложение административного
    штрафа в размере от 2 000 до 5 000 рублей с административным выдворением
    за пределы России или без такового.

    Если Ваши деятельность или род занятий в РФ не будут соответствовать
    цели Вашего приезда в страну, заявленной при пересечении государственной
    границы, это влечет наложение административного штрафа в размере от 2

    без такового.

    Штраф Вы должны будете оплатить в местном отделении Сбербанка России и
    предъявить в территориальный орган ФМС квитанцию о его уплате, после
    чего Вам должны выписать штрафной талон, который дает право в течение
    последующих трех рабочих дней оформить свою постановку на миграционный
    учет или регистрацию по месту временного проживания.

    Помните, что к нарушению режима пребывания относится также:


    Отсутствие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в РФ;

    Утрата таких документов при неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган;

    Несоблюдение правил транзитного проезда через территорию РФ.

    Внимание! Если будет выявлено, что Вы находитесь на территории
    России незаконно, то Вы будете подлежать учету, фотографированию и
    обязательной государственной дактилоскопической регистрации с
    последующим помещением полученных сведений в специальный банк данных.

    Если Вы будете уклоняться от прохождения иммиграционного контроля,
    медицинского освидетельствования, идентификации личности, а также
    проживания в месте временного содержания при посте иммиграционного
    контроля, в центре временного размещения иммигрантов или в месте,
    определенном территориальным органом ФМС для временного пребывания, либо
    если Вы нарушите правила проживания в этих местах, будете уклоняться от
    предоставления сведений или предоставите недостоверные сведения во
    время определения Вашего статуса в России, это повлечет наложение
    административного штрафа в размере от 2 000 до 4 000 рублей с
    административным выдворением за пределы России или без такового.

    Если принято решение о сокращении срока Вашего проживания или
    временного пребывания в России, Вы обязаны выехать из Российской
    Федерации в течение трех календарных дней.

    Если Ваше разрешение на временное проживание или Ваш вид на
    жительство аннулированы, Вы обязаны выехать из России в течение 15 дней.

    При невыезде в указанные сроки Вы подлежите депортации
    территориальными органами по миграции или пограничной службы на
    основании решения суда. Депортация - принудительная высылка иностранного
    гражданина из России в случае утраты или прекращения законных оснований
    для его дальнейшего пребывания (проживания) в стране.

    Депортация или административное выдворение осуществляется за счет
    Ваших средств, а в случае отсутствия таких средств либо в случае, если
    Вы были приняты на работу с нарушением закона, - за счет cредств того,
    кто Вас пригласил. Если пригласившую сторону установить невозможно, то
    расходы на депортацию производятся за счет редств федерального бюджета.

    ФМС России и ее территориальные органы передают информацию о Вашей
    депортации или административном выдворении в МИД РФ, который в свою
    очередь уведомляет об этом дипломатическое представительство или
    консульское учреждение Вашего государства в России.

    Внимание! Если Вы будете подлежать депортации или
    административному выдворению, то по решению суда Вас будут содержать в
    специально отведенных помещениях органов внутренних дел либо в
    специальных приемниках-распределителях до осуществления депортации.

    Контроль за Вашей трудовой деятельностью осуществляется
    территориальными органами по миграции во взаимодействии с другими
    оранами исполнительной власти.

    Если Вы нарушите условия трудового договора или гражданско-правового
    договора на выполнение работ (оказание услуг), то, по ходатайству
    работодателя или заказчика работ (услуг), Ваше разрешение на работу
    может быть аннулировано территориальным органом ФМС, выдавшим это
    разрешение.

    Если Вы осуществляете трудовую деятельность в РФ без разрешения на
    работу, то это влечет наложение административного штрафа в размере от 2
    000 до 5 000 рублей с административным выдворением за пределы России или
    без такового.

    Ответственность других лиц


    Если граждане, должностные лица или юридические лица, выполняющие
    обязанности, связанные с соблюдением условий Вашего пребывания
    (проживания) в России - регистрации, миграционного учета, оформления
    документов на право пребывания или проживания, передвижения или
    изменения места жительства в пределах России, - нарушают
    законодательство РФ, они привлекаются к ответственности.

    Нарушение должностным лицом организации (независимо от формы
    собственности), принимающей Вас в России, обеспечивающей Ваше
    обслуживание или выполняющей обязанности, связанные с соблюдением
    условий Вашего пребывания в России, установленного порядка Вашей
    регистрации, оформления документов на право пребывания, проживания,
    передвижения, изменения места жительства в России и выезда за ее пределы
    влечет наложение

    На должностных лиц – от 40 000 до 50 000 рублей;

    На юридических лиц – от 400 000 до 500 000 рублей.

    Если гражданин, пригласивший Вас в РФ и предоставивший Вам жилое
    помещение, не принял мер по обеспечению Вашего своевременного выезда из
    страны, это влечет наложение на него административного штрафа в размере
    от 2 000 до 4 000 рублей.

    Неисполнение принимающей Вас стороной своих обязанностей в связи с
    осуществлением миграционного учета влечет наложение на нее
    административного штрафа в размере:

    На граждан – от 2 000 до 4 000 рублей,

    На должностных лиц – от 40 000 до 50 000 рублей,

    На юридических лиц (организаций, предприятий) – от 400 000 до 500 000 рублей.

    Если Вы находитесь в России незаконно, то есть с нарушением
    установленного порядка, изложенного в предыдущих разделах, то лица,
    которые предоставят Вам жилое помещение или транспортное средство либо
    окажут иные услуги, заплатят административный штраф в размере:

    Частные лица - от 2 000 до 4 000 рублей,

    Должностные лица - от 25 000 до 30 000 рублей,

    Юридические лица (организации, предприятия) - от 250 000 до 300 000
    рублей. Если работодатель или заказчик услуг наймет Вас на работу при
    отсутствии у Вас разрешения на работу, это повлечет наложение на него
    административного штрафа в размере:

    На должностных лиц – от 25 000 до 50 000 рублей,

    На юридических лиц – от 250 000 до 800 000 рублей либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

    Если работодатель или заказчик услуг нанял Вас на работу и не
    уведомил об этом территориальный орган ФМС или налоговый орган, это
    повлечет наложение на него административного штрафа в размере:

    На граждан – от 2 000 до 5 000 рублей,

    На должностных лиц – от 35 000 до 50 000 рублей,

    На юридических лиц – от 400 000 до 800 000 рублей либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

    При нарушении работодателем или должностным лицом правил привлечения
    иностранных работников к трудовой деятельности в сфере торговли (в том
    числе, в торговых комплексах) на него будет наложен административный
    штраф в размере:

    На предпринимателей без образования юридического лица – от 350 000
    до 800 000 МРОТ либо административное приостановление деятельности на
    срок до 90 суток,


    административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
    Предоставление возможности работать на торговых объектах лицам,
    нанимающим иностранных работников с нарушением установленных правил, в
    том числе, работников, не имеющих разрешения на работу, влечет наложение
    административного штрафа в размере:

    На должностных лиц – от 45 000 до 50 000 рублей,

    На предпринимателей без образования юридического лица – от 35 000
    до 80 000 рублей либо административное приостановление деятельности на
    срок до 90 суток,

    На юридических лиц – от 450 000 до 800 000 рублей либо
    административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Если
    Ваш работодатель или заказчик услуг допустил вышеперечисленные нарушения
    в отношении не только Вас, но и других иностранных работников, то
    штрафы в приведенных размерах ему придется платить за каждого
    иностранного работника.

    Существует множество причин и целей для поездок за границу. Люди едут работать, отдыхать, заниматься бизнесом, посетить родственников или друзей. Желание посетить другие страны есть у многих, однако, не все знают, что, находясь в другом государстве, путешественник обязан соблюдать законодательство и общепринятые нормы страны назначения и общества. При этом часто лица, даже зная о необходимости действовать в рамках правовых норм государства, игнорируют или нарушают их ввиду незнания. Скорее, незнание миграционных правил и законов конкретной страны чаще всего вызывает нарушение миграционного законодательства иностранной державы.

    Незнание правил не является поводом для поблажек. Любой новый нормативный акт публикуется в общедоступных изданиях, чтобы каждый имел возможность ознакомиться с его текстом. Нежелание же прочитать о своих правах и обязанностях, как правило, приводит к неблагоприятным последствиям. Чаще всего они проявляются в форме привлечения к юридической ответственности.

    Санкции за нарушение миграционного законодательства несут такие функции:

    • кара – негативные последствия за отрицательное деяние;
    • воспитание – выработка поведения индивида в рамках, которые исключат впоследствии привлечение к ответственности;
    • профилактика – снижение желания допускать неправомерные аналогичные деяния у иных лиц.

    В качестве санкций за нарушение миграционного законодательства в Российской Федерации в 2019 году предусматриваются в основном штрафы. Однако, взыскания могут проявляться и в иных формах, например, депортация, наложение запрета на въезд на территорию РФ на определенный срок.

    Кто является субъектом нарушений в области миграции

    Миграционные правила регулируют порядок пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации. Ввиду этого достаточно просто определить, что субъектами правонарушений в сфере миграции, учета иностранных граждан в РФ, режима пересечения госграницы и пребывания в стране выступают иностранцы и апатриды-нерезиденты, которые временно или постоянно находятся в государстве.

    В преимущественном большинстве случаев в вопросах посещения нерезидентами Российской Федерации и организации учета мигрантов в 2019 году задействованы три стороны (субъекта):

    • сам иностранец либо апатрид-нерезидент;
    • физическое или юридическое лицо – резиденты РФ, выступающее принимающей стороной;
    • госорган в сфере миграционной политики.

    Поскольку все эти лица-органы принимают участие в процессах миграции, все они обязаны соблюдать правовые нормы в сфере миграционного регулирования и для каждого из них за несоблюдение правил предусмотрена юридическая ответственность.

    Нормы в сфере миграции не ограничивают свою силу только порядком пересечения госграницы Российской Федерации и сроками пребывания на территории страны. Комплекс правил охватывает также порядки учета иностранных граждан по месту пребывания, трудоустройства нерезидентов, оформления документов с участием таких лиц, обращением их в госорганы для продления права пребывания или получения права жительства в РФ.

    Типы правонарушений

    Юридическая ответственность предусмотрена за большое количество нарушений в сфере миграции. Наиболее распространенные из них составляют три группы:

    • правонарушения, связанные с установленным режимом пребывания нерезидентов в РФ;
    • несоблюдения порядка предоставления-получения работы для иностранных граждан в российских компаниях;
    • невыполнение требований законодательства в сфере учета мигрантов одной из сторон процесса.

    В первую группу входят ряд проступков, связанных с порядком въезда-выезда и пребывания в Российской Федерации. К таковым законодатель относит:

    • нарушение правил въезда в пределы территории РФ;
    • нарушение режима, предусмотренного для лиц, проезжающих через РФ транзитом;
    • отсутствие необходимых для проезда, передвижения и пребывания в пределах госграницы Российской Федерации документов;
    • пропуск срока постановки на учет в госорган в сфере миграции;
    • неправдиво указанная в миграционной карте или иных документах цель визита в страну;
    • попытка получить право въезда в страну или решить иные проблемы путем предоставления неправдивой информации о себе, а также использование для этих же целей сфальсифицированных документов.

    Все эти нарушения входят в разряд административных проступков. За них наступает неотвратимая юридическая ответственность. Даже если деяние не было выявлено сразу, и лицо не получило взыскание лично за время пребывания в державе, правонарушение вносится в базу МВД РФ для иностранцев и далее выступает серьезным препятствием для повторного посещения Российской Федерации. Такая ситуация является основанием для запрета на въезд в РФ.

    По состоянию на 2019 год за перечисленные выше правонарушения предусмотрена такая юридическая ответственность, как штрафы и выдворение. Штраф может налагаться в размере от 2-ух до 5-ти тысяч рублей. Дополнительным (не обязательным, но возможным и в свете ужесточения миграционной политики РФ в 2019 вполне вероятным) взысканием может выступать выдворение за пределы Российской Федерации.

    Вторая группа – нарушения в сфере трудовых прав иностранных граждан и порядка осуществления ими трудовой функции на территории Российской Федерации. Со стороны нерезидента могут выражаться в:

    • осуществлении любых работ без оформления в госорганах в сфере миграции соответствующего документа – патента или разрешения;
    • несоблюдение ограничений, установленных для трудовой деятельности иностранных граждан.

    Штрафы за такие деяния назначаются от 2-ух до 5-ти тысяч рублей, есть вероятность выдворения иностранных граждан.

    За нарушения в сфере трудовой деятельности могут к ответственности привлекаться и должностные лица, виновные в таковых. Как правило, работодатель допускает следующие нарушения:

    • неуведомление госоргана о трудоустройстве иностранных граждан (штрафы для граждан составляют от 2-ух до 5-ти тысяч, для должностных лиц – от 25-ти до 50-ти тысяч; для юрлиц – от 250-ти до 800-а тысяч рублей; кроме этого для предприятия может грозить приостановление деятельности на период до 3-х месяцев);
    • несоблюдение ограничений на привлечение иностранных граждан к определенного рода работам (штраф для должностных лиц – 45-50 тысяч; компаний – 800 тысяч – миллион рублей);
    • подача недостоверных сведений о работнике-нерезиденте (штраф для работодателя – 350-800 тысяч; должностным лицам – 35-80 тысяч; иностранцу – 2-5 тысяч рублей).

    За неоплату также предусмотрена возможность удвоить штрафы или применить к нарушителям административный арест.

    Меры административного принуждения играют важную роль в предотвращении, пресечении нелегальной миграции и привлечении виновных к ответственности. Приоритетным направлением в деятельности органа, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, является миграционный контроль, включающий в себя меры по предупреждению и пресечению нелегальной миграции, контроль за пребыванием и проживаем иностранных граждан и лиц без гражданства, контроль и надзор за соблюдением работодателями правил привлечения и использования иностранной рабочей силы.

    Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о миграционном учете, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Основные составы административных правонарушений установлены статьей 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Принимающая сторона привлекается к административной ответственности в случае, если: не выполнила обязанности, связанные с оформлением документов, на право пребывания, проживания, передвижения и выезда иностранного гражданина (ч. 1 ст. 18.9); не приняла меры по своевременному выезду за пределы РФ иностранного гражданина (ч. 2 ст. 18.9); предоставила жилое помещение незаконно (ч. 3 ст. 18.9); не уведомила орган миграционного учета о пребывании иностранного гражданина либо его убытии (ч. 4 ст. 18.9); предоставила об иностранном гражданине заведомо ложные сведения или подложные документы (ч. 2 ст. 19.27).

    По части 3 статьи 18.9 КоАП РФ принимающая сторона несет ответственность, если предоставила жилое помещение или транспортное средство либо оказала иные услуги иностранному гражданину, находящемуся на территории Российской Федерации нелегально (с нарушением срока пребывания). Наказывается любое содействие не легализовавшемуся в России иностранцу (за исключением услуг, которыми обеспечиваются его фундаментальные права, - например, оказание медицинской помощи).

    Состав части 4 статьи 18.9 КоАП РФ специально предназначен для принимающей стороны, не исполнившей обязанности в связи с осуществлением миграционного учета. Основные обязанности принимающей стороны установлены статьей 20 Федерального закона, в том числе предоставление не позднее 7 рабочих дней в орган миграционного учета уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в случае, если данный иностранный гражданин постоянно проживает в Российской Федерации, а также в случае если данный иностранный гражданин временно проживает или временно пребывает в Российской Федерации.

    Согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» срок временного пребывания иностранного гражданина определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом. Срок временного пребывания в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с Федеральным законом. Срок временного пребывания иностранного гражданина продлевается при выдаче ему патента, продлении срока действия патента или переоформлении патента.

    Для иностранных граждан - трудящихся государств-участников договора об Евразийском экономическом союзе (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизстан) срок временного пребывания (проживания) на территории государства трудоустройства определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного с работодателем или заказчиком работ.

    Таким образом, заявленный срок пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации может меняться, и принимающая сторона обязана уведомить орган, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, об изменении такого срока в течение трех рабочих дней.

    За указанные правонарушения КоАП РФ предусматривает назначение виновным наказаний в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от двух до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот тысяч рублей.

    Отдельно следует отметить, что статьей 322.1 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена ответственность за организацию незаконного пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства в Российской Федерации. Объективную сторону преступления составляют активные действия по организации незаконного пребывания иностранных граждан в Российской Федерации.

    Миграционная служба напоминает, что знания требований федерального законодательства и соблюдение простых правил в сфере миграционного учета позволят избежать ошибок и, как следствие, административной и уголовной ответственности.

    Пресс-служба МВД по Республике Алтай