Преимущественное право на приватизацию нежилого помещения. Особенности приватизации нежилых помещений

О малых сих замолвлено слово Федеральный закон от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ) был принят в целях государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.

Согласно Закону N 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства (далее - арендаторы) при соответствии определенным условиям имеют преимущественное право на приватизацию арендуемого ими помещения (далее - преимущественное право). Но на практике даже при соблюдении этих условий реализация преимущественного права может быть затруднена. Нередко из соображений хозяйственной экономии органы государственной власти сдают в аренду части помещений. Арендатор формально лишается возможности реализовать преимущественное право в связи с тем, что арендованное имущество не является самостоятельной недвижимой вещью и не имеет кадастрового номера, в отличие от помещения, частью которого оно является. Толкование Закона N 159-ФЗ дано Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ) в информационном письме N 13 4 , пункт 8 которого, в частности, гласит: "Реализация права на приобретение и последующее заключение с субъектом малого или среднего предпринимательства договора купли-продажи в отношении части здания или части нежилого помещения (например, торгового места) не допускается, за исключением случаев, когда на основе этих частей может быть сформировано нежилое помещение как обособленный объект" (выделено нами. - Ю.Х., Ю.Н.). Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 05.11.2009 N 134 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Таким образом, ВАС РФ допускает реализацию преимущественного права применительно к частям помещений при условии, что такие части можно обособить. Одно это толкование тем не менее не дает ответов на многие вопросы, возникающие на практике.

Слово и дело

Во-первых, неясно, каким именно способом должна подтверждаться возможность обособления помещения. Возникает несколько вариантов: получение справок в соответствующих органах (например, проектно-инвентаризационные бюро) либо проведение экспертизы. Второй вариант, безусловно, надежнее, но является гораздо более дорогостоящим. Во-вторых, отсутствует регламентированный механизм взаимодействия сторон при обособлении помещения. Так, невозможно определить, на кого возлагается обязанность или право установить возможность обособления части помещения и непосредственно произвести обособление части помещения (включая затраты - материальные, финансовые, организационные). Даже в случае обращения арендатора за обособлением имущества нет гарантий содействия со стороны органа власти, так как отсутствует четко закрепленная обязанность. Более того, шансы на оказание содействия со стороны государственного органа обычно очень малы, поскольку он, как правило, больше заинтересован в продаже помещения с торгов. В отсутствие регламентированного законодательством порядка подачи и рассмотрения заявления арендатора о реализации преимущественного права в отношении части помещения, в том числе сроков, в ходе производства экспертизы, сбора доказательств (а занимает это, как правило, немалое время) помещение уже может быть выставлено на торги целиком. Это усложнит осуществление преимущественного права и даже может послужить основанием для отказа в его реализации. Обособление части помещения зависит от воли арендодателя (органа власти, реализующего права собственника), что, с учетом существующего в данной области правового вакуума, является серьезным коррупциогенным фактором. Безусловно, в случае неправомерного отказа государственного органа у арендатора есть право на судебную защиту, но в силу отсутствия законодательной регламентации рассматриваемых отношений перспективы подобных споров неоднозначны. Данная проблема усугубляется еще и тем, что практически единственный источник правового поля в такой ситуации - информационное письмо N 134.

Практическая сторона

В отсутствие особых правил реализации преимущественного права в отношении части помещения суды, ссылаясь на пункт 1 статьи 209 ГК РФ , часто указывают, что "собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом", в силу чего его отказ разделить помещение не может быть признан незаконным. Так, в решении по делу N А79-2127/2010 отмечено, что в соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения и распоряжения своим имуществом, в связи с чем необходимо его волеизъявление на создание из одного объекта путем его разделения нескольких самостоятельных объектов, и при отсутствии такого волеизъявления упомянутая часть указанного нежилого помещения, не выделенная в порядке кадастрового учета в самостоятельный объект, на которую право муниципальной собственности не зарегистрировано, не может являться объектом купли-продажи. Такой же аргумент приводится судом в решении по делу N А33-5998/2010. Оба решения оспаривались в апелляционной инстанции, однако отменены не были. В Северо-Западном округе аналогичная позиция нашла отражение в немногих постановлениях (например, в Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа (далее - ФАС СЗО) от 11.05.2012 по делу N А56-22715/2011). При этом суд сослался на то, что в силу пункта 9 информационного письма N 134 соарендаторы вправе выкупить не каждый свою часть единого помещения, а все помещение в общую долевую собственность. Аналогичная позиция высказана в Определении ВАС РФ от 21.01.2010 N ВАС-17757/09.

Точка бифуркации

Следует отметить, что выработанная судами позиция правомерна, если правильно назвать все ее составляющие. Действительно, продажа арендованной части помещения возможна лишь после ее обособления. Обособление возможно по воле (с согласия) собственника. При этом в ситуации, когда все помещение сдано в аренду нескольким субъектам преимущественного права, может быть произведен не раздел помещения, а выкуп его в общую собственность. Иное толкование не позволило бы примирить позиции, сформулированные в пунктах 8 и 9 информационного письма N 134. Однако такая позиция не является исчерпывающей и универсальной. К примеру, она не охватывает ситуации, в которых в аренду сдана только часть помещения, а другие части не являются объектами аренды или арендованы субъектами, не подпадающими под действие Закона N 159-ФЗ. Механическое применение сформулированного выше подхода в такой ситуации привело бы к нарушению прав арендатора. Представляется, что в подобной ситуации - отсутствия возможности долевого выкупа арендуемого помещения - для реализации смысла Закона N 159-ФЗ и рекомендаций пункта 8 информационного письма N 134 необходимо выработать новую правовую позицию. Ее зачатки видны в практике ФАС СЗО. В Постановлении ФАС СЗО от 05.07.2011 по делу N А42-5124/2010 говорится, что арендатор просил признать незаконным отказ в реализации преимущественного права и обязать администрацию принять решение и совершить действия по реализации этого права. Суды первой и апелляционной инстанций в удовлетворении заявления отказали, сославшись на то, что арендуется часть помещения и не сформирован самостоятельный объект. Суд кассационной инстанции отменил акты и направил дело на новое рассмотрение, указав при этом, что судам надлежит оценить возможность формирования самостоятельного объекта. Как следует из Постановления ФАС СЗО от 10.03.2011 по делу N А56-95597/2009, арендатор обратился с заявлением о признании незаконным отказа Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (КУГИ) в реализации преимущественного права и понуждении заключить договор купли-продажи. Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования полностью. Суд кассационной инстанции отказал в удовлетворении жалобы КУГИ и поддержал требования общества, указав, что:
  • а) по делу установлена возможность формирования отдельного объекта;
  • б) Законом N 159-ФЗ не установлено каких-либо ограничений преимущественного права покупки помещения субъектами малого или среднего предпринимательства в зависимости от того, поставлен или нет на кадастровый учет арендуемый этими субъектами объект недвижимости;
  • в) доказательств невозможности формирования спорной площади в качестве обособленного объекта в материалы дела не представлено.
Как видно, суд кассационной инстанции указал, что именно на КУГИ лежало бремя доказывания невозможности формирования отдельного объекта и что для реализации преимущественного права не имеет значения отсутствие кадастрового учета арендуемой части. Однако как примирить свободу волеизъявления собственника и реализацию преимущественного права арендатора на часть помещения, если долевой выкуп всего неразделенного помещения невозможен? Очевидно, можно опереться на то, что одним из участников рассматриваемых имущественных отношений, в том числе по разделу помещения, является публичный субъект. Во-первых, деятельность публичных образований в качестве субъектов гражданских правоотношений хотя и осуществляется на равных началах и они руководствуются правилами для юридических лиц, но все же "если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов" (). Выступающие от имени публичных субъектов органы действуют "в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов" (). Как известно, основной задачей органов власти является реализация законодательства, исполнение государственных функций. Поэтому публичные образования хотя и участвуют в частных отношениях на равных началах, но с учетом особого содержания деятельности публичных субъектов. Это мнение косвенно подтверждается и позицией Конституционного Суда Российской Федерации о специфике участия публичных образований в гражданских правоотношениях. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 05.07.2005 N 297-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества "Центральная телекоммуникационная компания" на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 2 статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации". Во-вторых, в подпункте 1 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации устанавливается в качестве основной цели. Одной из форм поддержки является предоставление преимущественного права в соответствии с Законом N 159-ФЗ - при этом перечень оснований для отказа в реализации преимущественного права Законом N 159-ФЗ ограничен и не содержит такого основания, как нежелание собственника обособлять в принципе обособляемую арендуемую часть помещения. В-третьих, упомянутое в пункте 8 вышеназванного информационного письма N 134 условие о наличии возможности формирования обособленного помещения явно подразумевает техническую возможность обособления (что отражено и в названных постановлениях ФАС СЗО), а не возможность получения согласия собственника. В противном случае ВАС РФ привязал бы возможность реализации преимущественного права непосредственно к усмотрению органа власти. Наконец, коль скоро публичные субъекты участвуют в гражданских отношениях по общему правилу на равных основаниях, к соответствующим отношениям с их участием применим и институт злоупотребления правом (). Если реализация права собственности публичного субъекта путем усмотрения в вопросе раздела помещения направлена на лишение арендатора преимущественного права, такое право собственника не подлежит защите. Аналогичная позиция - отказ в защите прав публичного образования как собственника в связи со злоупотреблением правом ввиду неучета социальной значимости отношений - была уже сформулирована ВАС РФ, что дополнительно подтверждает наличие актуальных, значимых для правоприменения особенностей участия публичных субъектов в имущественных отношениях. См.: пункт 3 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.11.2008 N 127 "Обзор практики применения арбитражными судами статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации". Пока в арбитражной практике мало примеров воплощения подобного подхода. Например, в решении по делу N А56-33851/2012 суд указал, что ввиду отсутствия возможности выкупа помещения в долевую собственность (поскольку в аренду сдана лишь часть помещения) и вследствие отказа комитета в обособлении части помещения и в реализации преимущественного права общества на приобретение части помещения общество было лишено предусмотренного Законом N 159-ФЗ права по основаниям, которые данный Закон не содержит. Таким образом, имеются необходимые предпосылки для дальнейшего развития практики применения Закона N 159-ФЗ в ситуациях, когда имеется фактическая возможность обособления арендуемой малым или средним предприятием части помещения и отсутствует возможность выкупа всего такого помещения соарендаторами в долевую собственность. Необходимо найти баланс между соблюдением преимущественного права и прав публичного субъекта как собственника. Простое применение выводимого из статей 209 и 214 ГК РФ правила о невозможности раздела помещения вопреки желанию собственника означает фактическое освобождение публичного субъекта от обязанностей, возложенных на него специальным законодательством, регулирующим особые имущественные отношения по поддержке малого и среднего предпринимательства в России.

Халимовский Ю.А., кандидат юридических наук, доцент юридического отделения Института гуманитарного образования ФГБОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный политехнический университет".
Нечаева Ю.В., студентка 4-го курса юридического отделения Института гуманитарного образования ФГБОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный политехнический университет".

Рано или поздно каждый предприниматель задумывается о возможности приватизации нежилого помещения, которое он занимает на правах аренды. Действительно, расходы на арендную плату постоянно возрастают. Между тем, если знать, как приватизировать нежилое помещение, можно не только сократить эту статью, но и самому сдавать помещение или его часть в аренду, получая с этого определенную выгоду. Наконец, помещение, находящееся в собственности, можно просто продать и купить себе другое, расположенное более удачно с коммерческой точки зрения. К сожалению, процесс выкупа нежилого помещения в собственность у государства не всегда происходит гладко.

Можно ли приватизировать нежилое помещение

Если говорить именно о приватизации, то есть о передаче нежилого помещения в собственность на бесплатной основе, то она невозможна. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а именно – его 217 статьей и Федеральными законами № 159-Ф3 от 22.07.08, № 178-Ф3 от 21.12.01 года, нежилые помещения можно только выкупить у государства. При этом предприниматели, занимающиеся малым и средним бизнесом и арендующие данное помещение не менее двух лет обладают правом льготного выкупа нежилого помещения, с рассрочкой до 5 лет. К сожалению, данная норма действует только до 1 июля 2015 года и будет ли продлено действие № 159-Ф3 пока не известно. Напомним, что ранее, а именно 2 июля 2013 года специальным указом Президента оно уже продлевалось на 2 года.

Кто может приватизировать нежилое помещение

Напоминаем, что к субъектам малого и среднего предпринимательства, обладающим правом льготного выкупа нежилых помещений относятся:

Индивидуальные предприниматели;

Крестьянские (фермерские) хозяйства;

Коммерческие организации (кроме унитарных предприятий, и тех, у кого доля в уставном капитале «не субъектов малого или среднего бизнеса» ≥ 25%);

Потребительские кооперативы;

при условии, что численность их сотрудников и выручка (без учета НДС) соответствует требованиям законодательства, а именно: численность сотрудников не должна превышать 250 человек, а выручка – 1000 млн. рублей.

Но даже и в этом случае, правом на приватизацию нежилого помещения обладают только те представители малого и среднего бизнеса, которые

  • арендуют его непосредственно у государства;
  • у них отсутствует задолженность по арендной плате;
  • общая площадь арендуемого помещения составляет не более 2000 квадратных метров
  • арендуемое имущество не включено в утвержденный перечень государственного или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.

Однако, если арендатор владел нежилым помещением, включенным в Перечень более 5 лет до 1 сентября 2012 года и может подтвердить это соответствующими договорами аренды, а само Помещение было включено в Перечень более 5 лет назад, то он может подать заявление о выкупе такого нежилого помещения.

Как приватизировать нежилое помещение

Если вы и арендуемое вами нежилое помещение отвечаете всем необходимым требованиям, то вы можете обратиться в администрацию своего района с заявлением о выкупе арендуемого нежилого помещения. К заявлению необходимо приложить:

На принятие решения Администрации по закону отводится 30 дней. В течение этого времени вам должны выдать ответ о том, положительно или отрицательно решается ваш вопрос. Если вопрос будет решен положительно, вы сможете выкупить помещение за его кадастровую стоимость одномоментно или с рассрочкой до 5 лет равными платежами.

После того, как Администрация вынесет решение о передаче нежилого помещения в вашу собственность, вам только останется зарегистрировать это право в региональном отделении Росреестра.

Если же Администрация выносит отрицательное решение, но вы уверены в своих правах, вам стоит обжаловать отказ в судебном порядке. К сожалению, как показывает практика, районные администрации довольно часто ставят бюрократические заслоны, объясняя их различными причинами. Поэтому обязательно требуйте, чтобы вам подробно объяснили причины отказа в письменном виде.

В том же случае, если арендатором помещения вы не являетесь, но также хотели бы выкупить нежилое помещение у государства, вам придется побороться за это право на аукционе. Для того чтобы в нем участвовать понадобится представить следующий пкет документов:

  • заявка на участие в двух экземплярах;
  • заявление на приватизацию в двух экземплярах
  • справка о внесении задатка, отмеченная банком;
  • копия паспорта, заверенная нотариусом;
  • письменное согласие супруги(а) на покупку недвижимости, заверенное нотариусом;
  • нотариально заверенная копия идентификационного номера налогоплательщика;
  • справка, подтверждающая уведомление регионального АМК про намерение приватизировать помещение.

Победитель аукциона должен будет выкупить помещение, заплатив всю сумму сразу или же взяв ипотечный кредит в банке. Право льготной рассрочки на не арендаторов нежилого помещения не распространяется.

Часто граждане России совместно с предпринимателями принимают решение о приватизации нежилых помещений. Они не могут быть использованы для проживания, поскольку их предназначение строго регламентировано.

Законодательная база

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Приватизация нежилых помещений

Под определением “приватизация нежилых помещений” подразумевается передача в частную собственность граждан либо компаний (юридических лиц) помещения с нежилым целевым назначением.

С целью приватизации необходимо получить разрешение всех без исключения жильцов либо же приобретение у них определенной части собственности.

В общежитии

Российское законодательство, регулирующее процесс приватизации нежилых помещений, направлено в большинстве случаев на предпринимателей, у которых есть в наличии арендное соглашение на конкретный объект недвижимости.

Пытаясь обезопасить себя от отрицательных моментов, к примеру, от повышения арендной платы, большая часть граждан и предпринимателей разной формы собственности пытаются выкупить арендное помещение.
Нередко в строениях находятся магазины либо предоставляются бытовые услуги. Это напрямую относится к многоквартирным домам и общежитиям.

Российское законодательство предоставляет возможность предпринимателям инициировать приватизацию помещений, в которых они осуществляют предпринимательскую деятельность.

Куда обратиться?

Приватизация нежилых помещений осуществляется через местный орган самоуправления. Соответствующее решение принимается коллегиально специальной комиссией, которое может быть положительным либо отрицательным.

Вне зависимости от решения, оно должно быть предоставлено в письменной форме, что предоставляет возможность оспорить решение в судебном органе.

Приватизация нежилого помещения несет под собой некоторые финансовые затраты, которые напрямую связаны с кадастровой ценой.

К сведению: оформление арендного соглашения на период от 3 лет, граждане получают преимущественное право на приватизацию перед иными желающими.

Законодательство допускает возможность приобретения нежилого помещения в рассрочку периодом до 3 лет:

  • при полной оплате предоставляется квитанция, которая передается в местный орган самоуправления;
  • при отсутствии необходимой суммы, можно оформить кредит о предоставлении рассрочки.

К сведению: период принятия решения о приватизации местный органом самоуправления составляет 1 месяц.

После подписания договора о приватизации, необходимо обратиться в Росреестр с целью оформления свидетельства о праве собственности.

Порядок действий

Механизм действий в 2019 году согласно российскому законодательству имеет вид:

  1. Сбор .
  2. Обращение в местный орган самоуправления.
  3. Подача заявления с сопровождающим пакетом документов.
  4. Ожидание принятия решения.
  5. Подписание договора.

На основании подписанного соглашения о приватизации, завершающей стадией является получение свидетельства на имущество в территориальном представительстве Росреестра.

Документы

Согласно российскому законодательству, участникам приватизации в местный орган самоуправления необходимо предоставить:

  • внутренний паспорт РФ + копии заполненных страниц;
  • договор аренды;
  • кадастровая выписка;
  • заявление, составленное по установленному образцу (составлять лучше по предоставленному образцу уполномоченного регистрирующего органа).

В зависимости от конкретной ситуации, пакет обязательных документов может быть расширен.

Договор

Договор должен быть составлен в письменном виде и подписан каждой стороной сделки. При несоблюдении формы соглашения в процессе составления, это может повлечь за собой признание его недействительным.
Содержанием договорных отношений является предмет соглашения. При отсутствии существенных условий в документе, он признается недействительным.

В качестве предмета договорных отношений обязательно указываются сведения, благодаря которым можно с легкостью идентифицировать недвижимость, которое передается в частую собственность согласно соглашению.

В перечень идентификационных сведений входят такие сведения:

  • месторасположение объекта;
  • кадастровый номер;
  • название объекта нежилого помещения;
  • площадь (количество квадратных метров).

В договоре обязательно отображается разновидность права, на базе которого реализатор обладает недвижимостью. При наличии каких-либо ограничений в праве, они обязательно должны быть указаны в документе.

В качестве таковых могут выступать:

  • наложенный арест;
  • наличие факта залога;
  • наличие прав у третьих лиц.

Сроки

Период приватизации в среднем составляет 3 месяца и разделяется таким образом:

  • 1 месяц – принятие решения о возможности приватизировать недвижимость;
  • 2 месяца – оформление договора о приватизации.

Не бреется во внимание срок оформления документов, которые может варьироваться от 1 недели до месяца.
При необходимости в обращении к судебному органу период автоматически продлевается до 6 – 12 месяцев.

Стоимость

Стоимость получения прав собственности на нежилое помещение напрямую зависит от оценки самого имущества. В 2019 году средняя цена составляет порядка 15 – 20 тысяч рублей.

Нередко процедура приватизации несет под собой необходимость в выкупе. В такой ситуации оценка осуществляется по кадастровой себестоимости.

Судебная практика

На практике нередко физические лица и предприниматели России вынуждены обращаться в судебный орган с целью обжалования приватизации нежилого помещения.

Нередко это несогласие связано с кадастровой стоимостью либо в отказе от действия. Часто судебный орган становится на сторону истца и удовлетворяет заявленные требования в полном объеме.

Преимущественное осуществление приватизации распространяется на жилые объекты. Однако нередки случаи, когда граждане желают приватизировать нежилые строения. Ответить на вопросы: как правильно оформить приватизацию, какие документы необходимы и какой порядок оформления, поможет настоящая публикация.

Можно ли приватизировать нежилое помещение?

Объекты, которые не предназначены для проживания, как правило, являются частью жилой собственности. Несмотря на их непригодность для жизни, гражданину удобно приватизировать такую недвижимость. За счет того, что нежилые объекты служат объектами для реализации трудовой и творческой деятельности.

Согласно Федеральному Закону заинтересованное лицо располагает правом осуществить приватизацию нежилого помещения. Стоит отметить, что физическое лицо может приватизировать любой объект, который находится в собственности правительства.

Как приватизировать нежилое помещение?

Порядок приватизации нежилых помещений:

  • До начала процедуры гражданин оформляет заявление с уточнением желания оформить приватизацию объекта непригодного для проживания. Документ подается в местную администрацию;
  • На основании обращения заинтересованный гражданин предоставляет список документов для дальнейшей приватизации недвижимости непригодной для жизни;
  • Срок рассмотрения заявления и документов составляет 30 дней;
  • По истечении периода заявитель обращается в местные органы для получения ответа на запрос. Решение может быть положительным и отрицательным. Оформление ответа производится в письменном виде;
  • Если ответ на желание приватизировать помещение положительный, предприниматель должен оплатить стоимость жилья. Стоит отметить, что при арендных отношениях свыше трех лет стоимость назначается та, которая прописана в кадастровом паспорте;
  • В обязательном порядке сохраняется квитанция об оплате налога;
  • Финальным этапом передачи государственной собственности в руки частного лица является оформление регистрации в государственном реестре. Продолжительность процедуры составляет два месяца.

Преимущественное право приватизировать помещение, которое используется для работы и других целей, предоставляется не только арендатору. Желание оформить в частную собственность объект может любой гражданин. Для этого он подает заявку на участие в аукционе и платит 10% от стоимости помещения. При выигранном аукционе процедура передачи недвижимости осуществляется на общих основаниях.

В многоквартирном доме

Приватизация нежилых помещений в многоквартирном доме, опираясь на материалы осуществляется только по согласию всех жильцов дома на собрании. Оно может происходить как при очной, так и заочной форме голосования. Письменное согласие соседей прикрепляется к заявлению, которое предоставляется в местную администрацию. В список нежилых помещений многоквартирного дома входят: лестничные площадки, чердаки, лифты, коридоры и подвалы.

В общежитии

Приватизация нежилого помещения в общежитии имеет нюансы передачи собственности. Перед тем как оформлять передачу объекта, необходимо узнать куда входит общежитие: в жилищный фонд или в собственность муниципалитета. Если вариант второй, приватизировать комнату в общежитие можно. Гражданин обращается в местную администрацию и заключает договор соц найма, после получает выписку о статусе дома.

Зачастую процесс приватизации нежилого строения в здании общежития делается предпринимателем для дальнейшего перепланирования комнаты под офис или магазин. Если не получится заключить договор и взять выписку, оптимальный вариант — оформить в собственность комнату в общежитии через судебную инстанцию.

Необходимые документы

Чтобы реализовать оформление приватизации недвижимости, нужно предоставить документы :

  • Паспорт заявителя;
  • Кадастровую выписку;
  • Договор аренды;
  • Заявление.

Только после предоставления документов осуществляется порядок передачи собственности в руки частного лица.

Образец заявления

Подача заявки на приватизацию нежилого помещения осуществляется в местную администрацию. Документ оформляется в соответствии с установленными правилами.

В тексте отражается информация:

  • Личная и контактная информация заявителя;
  • Сведения о строении, которое желает оформить в собственность: адрес, общая площадь;
  • Желание реализовать процесс;
  • В завершении ставится дата и подпись.

Срок оформления

Продолжительность процедуры составляет 2 месяца. Не всегда порядок соблюдения приватизационного процесса приводит к успешности сделки. Гражданин, чьи права в период оформления передачи собственности нарушены, располагает правом подать исковое заявление в суд. Срок исковой давности по приватизации нежилого помещения истекает через три года с момента заключения договора.

Срок исковой давности необходим для возможности стабилизировать положение и подать требование о защите прав потерпевшей стороны.