Единый счет бюджета: понятие и сущность. Федеральное казначейство

А) Принцип единства кассы

Б) Принцип подведомственности

Означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся

Вопрос 2. Принципы казначейского исполнения бюджетов.

1.Принцип единства кассы

означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета

2. Принцип подведомственности расходов

означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся

3. Принцип финансирования через лицевые счета

Лицевые счета открываются для каждого главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета (ст.254 Бюджетного кодекса РФ). На лицевом счете отражаются суммы, которыми организация - бюджетополучатель может располагать в процессе осуществления своей деятельности. Таким образом, финансирование бюджетных организаций осуществляется путем зачисления средств на лицевой счет распорядителями в соответствии с лимитами.

4. Принцип финансирования в пределах остатка средств на счете

5. Принцип прозрачности

Вопрос 4 Единый счет Федерального бюджета: понятие, характеристика счета и методы управления.

Единый счёт бюджета - счёт (совокупность счетов для федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации), открытый (открытых) Федеральному казначейству в учрежденииЦентрального банка Российской Федерации отдельно по каждому бюджету бюджетной системы Российской Федерации для учёта средств бюджета и осуществления операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета.

Является реализацией принципа единства кассы, может пониматься как система (совокупность) банковских счетов, один из которых является основным, а остальные - техническими (транзитными).

В соответствии с бюджетным законодательством бюджетному учреждению могут быть открыты расчётные счета в кредитных организациях. Оно осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

Единые счета бюджетов обслуживаются учреждениями Центрального банка Российской Федерации. Кредитные учреждения могут привлекаться к выполнению функций по обслуживанию единых счетов бюджетов в случае отсутствия учреждений Центрального банка Российской Федерации на соответствующей территории или невозможности исполнения ими этих функций.

Операции на единых счетах бюджетов осуществляются органами Федерального казначейства либо исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в случае передачи ему полномочий Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации.

До 2014 года органы управления государственными внебюджетными фондами самостоятельно открывают счета в учреждениях Центрального банка Российской Федерации.

Единые счета бюджетов открываются Федеральному казначейству, управлениям Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации (УФК) в учреждениях Центрального Банка Российской Федерации на балансовых счетах:

    № 40105 «Средства федерального бюджета»

    № 40201 «Средства бюджетов субъектов Российской Федерации»

    № 40204 «Средства местных бюджетов»

Управление операциями со средствами на едином счёте федерального бюджета[править | править исходный текст]

Сложившаяся к концу 90-х система сбора средств федерального бюджета и доведения их до получателей бюджетных средств обладала существенными недостатками, в том числе:

    Для учёта и распределения поступивших доходов использовались 4 счёта. Средства федерального бюджета становились доступными к использованию через 5-6 дней после их поступления.

    Счета по учёту доходов и расходов федерального бюджета открывались каждому органу федерального казначейства. Большое количество счетов по уровням органов федерального казначейства замедляло прохождение средств от налогоплательщика до получателя бюджетных средств, поставщиков товаров, работ, услуг этим получателям. В результате Правительство Российской Федерации было вынуждено привлекать заёмные средства на финансирование дефицита федерального бюджета при наличии значительных остатков средств федерального бюджета.

    Отсутствовала возможность оперативного управления остатками средств федерального бюджета, находившихся на многочисленных счетах органов федерального казначейства.

    Существовал повышенный риск возможных потерь средств федерального бюджета на счетах отделений федерального казначейства, открытых в кредитных организациях.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.01.2000 года № 107-р одобрена Концепция функционирования единого счёта федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по учёту доходов и средств федерального бюджета. Главной целью её реализации являлась централизация доходов и средств федерального бюджета на едином казначейском счёте (ЕКС) Главного управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации. Следует отметить, что понятие «единый казначейский счёт» отсутствует в бюджетном законодательстве, иногда оно употребляется вместо понятия «единый счёт бюджета».

В настоящее время для осуществления операций со средствами федерального бюджета Федеральному казначейству открыт счёт № 40105810800000012900, каждому УФК открыт счёт на балансовом счёте № 40105.

Ежедневно УФК перечисляют средства, подлежащие зачислению в федеральный бюджет, со счетов № 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации» на счёт № 40105 Федерального казначейства.

На основании платёжных документов, представленных получателями бюджетных средств федерального бюджета и администраторами источников финансирования федерального бюджета, УФК формируют Консолидированные заявки и направляют в Федеральное казначейство.

Федеральное казначейство подкрепляет счета № 40105 УФК, обеспечивая зачисление средств на счета № 40105 УФК к началу следующего рабочего дня.

УФК, после завершения операционного дня, перечисляют остатки средств со счетов № 40105 УФК на счёт № 40105 Федерального казначейства.

Введение. 3

1. Понятие единства кассы.. 4

2. Понятие единого счета. 6

3. Управление операциями со средствами на едином счете федерального бюджета 9

4. Организационно-правовые особенности реализации принципа единства кассы и единого счета при исполнении бюджетов. 11

Заключение. 17

Список используемой литературы.. 18

Введение

Принцип единства кассы является принципом исполнения бюджета. В то же время единство кассы тесно связано с принципом единства бюджетной системы. Несоблюдение принципа единство кассы, как показано в статье на примере России, неизбежно приводит к тому, что бюджетный процесс выходит из под контроля правительства.

Принцип единства кассы является специальным принципом для стадии исполнения бюджета бюджетного процесса. В то же время единство кассы тесно связано с таким принципом построения бюджетной системы, как принцип единства бюджетной системы. Можно сказать, что через единство кассы, в числе прочего, реализуется единство бюджетной системы.

Целью данной работы является исследование принципов единства кассы и единого счета при исполнении бюджета.

Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

1. Дать определение понятию единства кассы.

2. дать определение понятию единого счета.

3. Рассмотреть управление операциями со средствами на едином счете федерального бюджета.

4. Рассмотреть организационно-правовые особенности реализации принципа единства кассы и единого счета при исполнении бюджетов.

Понятие единства кассы

В науке финансового права известно централизованное и децентрализованное кассовое устройство.

И.Х.Озеровым движение от децентрализованного способа исполнения бюджета к централизованному понималось как восходящее, имеющее три этапа. На первом этапе создаются кассы по сбору доходов и совершению расходов по отдельным ведомствам, на втором этапе происходит централизация всех касс в руках одного ведомства – Министерства финансов, а на третьем, наиболее совершенном этапе, создается банковская система государственных касс.

В.А.Лебедевым отмечено, что важнейший теоретический вопрос относительно касс – это и есть вопрос о системе их централизации или единства кассы. Единство кассы заключается в том, что все государственные суммы стекаются в кассы, подведомственные Министерству финансов, что дает возможность быстро узнать, сколько имеется средств налицо в казне государства, а это «много содействует безостановочному удовлетворению расходов». Замедление платежей, связанное с централизацией касс, «неважно в сравнении с ясностью и правильностью всего денежного движения, обеспечиваемого единством кассы». Прошло более столетия, однако к данной формулировке мало чего можно добавить. При этом в современных условиях господства безналичного денежного обращения и совершенных информационных технологий замедление платежей, связанное с введением единства кассы, незначительно.

Согласно принципу единства кассы кассовое исполнение бюджета должно быть сосредоточено в одном центральном органе. При этом учреждения не вправе задерживать у себя бюджетные средства и производить из них какие-либо расходы. Они обязаны перечислять их в тот кассовый орган, который исполняет данный бюджет .

Дефиниция принципа единства кассы в российском законодательстве была установлена в 2000 г. ст. 216 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), в соответствии с которой принцип единства кассы предусматривает зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета.

При этом в соответствии со ст. 243 БК РФ запрещается совершение операций со средствами федерального бюджета, минуя систему балансовых счетов Федерального казначейства, которые согласно ст. 244 БК РФ могут быть открыты только в Банке России. Статьей 155 БК РФ также установлено, что счета бюджетов обслуживает Банк России.

Кассовое обслуживание исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством (ст. 215.1 БК РФ), что также является частью реализации принципа единства бюджетной системы.

Мировая практика и исторический опыт подтверждают преимущество централизованного типа исполнения бюджета (на основе принципа единства кассы) над децентрализованным. В качестве таких преимуществ можно назвать:

Наличие у правительства актуальной (ежедневной) информации об остатке в кассе (на счетах) государства;

Ежедневная информация о движении средств по счетам бюджета, достоверное знание о сумме доходов бюджета, поступивших в любой период, и, для федеративного государства, о сумме поступивших доходов в нижестоящие бюджеты;

Возможность у правительства исключить кассовые разрывы при исполнении бюджета;

Полная прозрачность в отношении финансовых потоков, возникающих при исполнении бюджета;

Возможность снижения рисков размещения средств на банковских счетах и получения прибыли в результате инвестирования на финансовых рынках значительного объема денежных средств, представляющих собой постоянно существующий остаток на едином счете.

Понятие единого счета

Единый счет бюджета - счет (совокупность счетов для федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации), открытый (открытых) Федеральному казначейству в учреждении Центрального банка Российской Федерации отдельно по каждому бюджету бюджетной системы Российской Федерации для учета средств бюджета и осуществления операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета .

Является реализацией принципа единства кассы, может пониматься как система (совокупность) банковских счетов, один из которых является основным, а остальные – техническими (транзитными).

В соответствии с бюджетным законодательством бюджетному учреждению не могут быть открыты расчетные счета в кредитных организациях. Оно осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

Единые счета бюджетов обслуживаются учреждениями Центрального банка Российской Федерации. Кредитные учреждения могут привлекаться к выполнению функций по обслуживанию единых счетов бюджетов в случае отсутствия учреждений Центрального банка Российской Федерации на соответствующей территории или невозможности исполнения ими этих функций.

Операции на единых счетах бюджетов осуществляются органами Федерального казначейства либо исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в случае передачи ему полномочий Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации.

До 2014 года органы управления государственными внебюджетными фондами самостоятельно открывали счета в учреждениях Центрального банка Российской Федерации.

Единые счета бюджетов открываются Федеральному казначейству, управлениям Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации (УФК) в учреждениях Центрального Банка Российской Федерации на балансовых счетах:

№ 40105 «Средства федерального бюджета»

№ 40201 «Средства бюджетов субъектов Российской Федерации»

№ 40204 «Средства местных бюджетов»

Сегодня принцип единства кассы трансформировался в принцип единого счета. Можно утверждать, что принцип единого счета - это более совершенный и развитый принцип единства кассы. В связи с этим следует упомянуть замечание М.И. Боголепова о том, что «центральные эмиссионные банки появились тогда, когда система казначейств и связанные с ней организации счетоводства и контроля были уже совершенно развиты и упрочены, например, система казначейства во Франции, которая насчитывает за собой более, чем 400-летнюю историю, а «Банк де Франс» был организован только в начале 19 столетия».

При этом не имеет значения, сколько банковских счетов открыто для исполнения бюджета. Фактически у бюджета может быть несколько счетов, один из которых будет основным, а остальные – техническими (транзитными), не имеющими переходящего остатка. Единый счет может пониматься как система (совокупность) банковских счетов.

Рассмотрим в связи с этим кассовое устройство различных стран.

Образцом последовательной реализации принципа единства кассы можно назвать Францию, где все платежи осуществляются с контокоррентного (активно-пассивного) счета Государственного казначейства. Система бюджетного учета во Франции построена таким образом, что ежедневно остатки на счетах подразделений государственного казначейства Франции перечисляются на единый счет, что позволяет министру финансов иметь оперативный (ежедневный, еженедельный, ежемесячный) отчет о состоянии государственной кассы. Данное положение дел осталось неизменным и после принятия органического Закона от 1 августа 2001 года № 2001-692 «О финансовых законах». Центральный казначейский счет открыт в Банке Франции. Территориальные подразделения Банка Франции обслуживают более 10 тыс. операционных (транзитных) счетов с обязательным режимом ежедневного перечисления остатка на центральный казначейский счет (сальдированием) .

В Швеции каждому госучреждению открыто определенное число банковских счетов в государственной системе единого казначейского счета, и учреждение имеет к ним прямой доступ. Однако на таких счетах никогда не хранятся ликвидные средства, выплаты производятся и регистрируются через счета учреждений, но снимаются с основного счета бюджета.

Точно так же при исполнении федерального бюджета Федеративной Республики Германия все доходы и расходы федерации принципиально проводятся через центральный счет федерации, который ведет Главная федеральная касса, созданная при федеральном Министерстве финансов. Главная федеральная касса возглавляет систему федеральных касс. Кассовые отделения и пункты выдачи авансов на руки могут быть созданы иными, помимо федерального министерства финансов, высшими федеральными органами по его разрешению, (пункт 4 параграфа 79 Положения о федеральном бюджете Федеративной республики Германия). Такие кассы имеются (около 1200 кассовых отделений, из них 250 за пределами ФРГ), что позволяет говорить об отступлении от принципа единства кассы. Данное отклонение сложилось исторически и обставлено рядом условий, ограничивающих компетенцию таких касс и устанавливающих периодическую их отчетность. Здесь можно говорить об исключении, подтверждающем общее правило.

Японский юрист Е.Ода принцип единства казначейства (кассы), предполагающий концентрацию всех финансовых ресурсов в едином казначействе, называет одной из важнейших гарантий единства бюджета. При этом в Японии такие функции, как: прием бюджетных средств, их хранение и выдача в строгом соответствии с бюджетной росписью, ведение соответствующего учета и отчетности возложены на Банк Японии, статус, задачи и функции которого урегулированы Законом о Банке Японии 1949 г. Таким образом, Япония – один из очевидных примеров реализации принципа единства кассы в условиях, когда функции по исполнению бюджета выполняются банком, а не специальным органом исполнительной власти.

Современное состояние исполнения бюджета Австралийского Союза организовано таким образом, что каждое агентство (орган исполнительной власти, подчиненный федеральному правительству), имеет максимальную свободу действий в условиях единства кассы. В частности, агентства наделены полномочиями самостоятельного открытия банковских счетов как для внутриведомственных расходов (ведомственные счета), так и для выполнения уставных задач (управляемые счета). Кроме того, счета агентств подразделяются на счета доходов и расходов. При этом финансирование на внутриведомственные расходы доводится до агентств в виде единой суммы, которую можно перераспределять любым образом. И, тем не менее, все остатки на банковских счетах агентств в конце каждого рабочего дня переводятся на официальный государственный счет, открытый Департаменту финансов Австралии в Резервном банке Австралии. Таким образом, в бюджетном процессе Австралии также реализован принцип единства кассы.

Управление операциями со средствами на едином счете федерального бюджета

Сложившаяся к концу 90-х система сбора средств федерального бюджета и доведения их до получателей бюджетных средств обладала существенными недостатками, в том числе:

Для учета и распределения поступивших доходов использовались 4 счета. Средства федерального бюджета становились доступными к использованию через 5-6 дней после их поступления.

Счета по учету доходов и расходов федерального бюджета открывались каждому органу федерального казначейства. Большое количество счетов по уровням органов федерального казначейства замедляло прохождение средств от налогоплательщика до получателя бюджетных средств, поставщиков товаров, работ, услуг этим получателям. В результате Правительство Российской Федерации было вынуждено привлекать заемные средства на финансирование дефицита федерального бюджета при наличии значительных остатков средств федерального бюджета.

Отсутствовала возможность оперативного управления остатками средств федерального бюджета, находившихся на многочисленных счетах органов федерального казначейства.

Существовал повышенный риск возможных потерь средств федерального бюджета на счетах отделений федерального казначейства, открытых в кредитных организациях.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.01.2000 года № 107-р одобрена Концепция функционирования единого счета федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по учету доходов и средств федерального бюджета. Главной целью ее реализации являлась централизация доходов и средств федерального бюджета на едином казначейском счете (ЕКС) Главного управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации. Следует отметить, что понятие «единый казначейский счет» отсутствует в бюджетном законодательстве, иногда оно употребляется вместо понятия «единый счет бюджета».

В настоящее время для осуществления операций со средствами федерального бюджета Федеральному казначейству открыт счет № 40105810800000012900, каждому УФК открыт счет на балансовом счете № 40105.

Ежедневно УФК перечисляют средства, подлежащие зачислению в федеральный бюджет, со счетов № 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации» на счет № 40105 Федерального казначейства.

На основании платежных документов, представленных получателями бюджетных средств федерального бюджета и администраторами источников финансирования федерального бюджета, УФК формируют Консолидированные заявки и направляют в Федеральное казначейство.

Федеральное казначейство подкрепляет счета № 40105 УФК, обеспечивая зачисление средств на счета № 40105 УФК к началу следующего рабочего дня.

УФК, после завершения операционного дня, перечисляют остатки средств со счетов № 40105 УФК на счет № 40105 Федерального казначейства .


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29

"...2.1. Единый счет федерального бюджета представляет собой совокупность счетов, открытых Федеральному казначейству на балансовом счете N 40105 "Средства федерального бюджета" в Центральном банке Российской Федерации и территориальным органам Федерального казначейства (далее - УФК) в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, а в случае их отсутствия на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций - в кредитных организациях (далее - банки)..."

Источник:

Приказ Казначейства России от 14.09.2009 N 210 (ред. от 15.08.2012) "Об утверждении Порядка управления операциями со средствами на едином счете федерального бюджета"

  • - последовательно совершаемые действия и включает: разрешение га осуществление платежа; осуществление платежа. Ф.р.ф.б. осуществляется Федеральным казначейством...

    Пограничный словарь

  • - в РФ - орган государственной власти, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенный ведомственной классификацией...

    Финансовый словарь

  • - привлечение правительством заемных средств в качестве источников для покрытия дефицита...

    Большой экономический словарь

  • - "...1. используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта, а также для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. 2...

    Официальная терминология

  • - в РФ - федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной...

    Финансовый словарь

  • - в РФ - сводная бюджетная роспись, составляемая Министерством финансов РФ и утверждаемая Министром финансов РФ. передается на исполнение Федеральному казначейству.См. также: ...

    Финансовый словарь

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - "...Кассовый расход - операция по списанию средств со счета органа федерального казначейства в оплату принятых в установленном порядке денежных обязательств получателя средств федерального бюджета..." Источник: <...

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - "...1...

    Официальная терминология

  • - "...1...

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - см. Единство кассы...

    Большой юридический словарь

"Счет федерального бюджета единый" в книгах

3.2. Бюджетный процесс. Структура федерального бюджета

Из книги Финансы и кредит. Учебное пособие автора Полякова Елена Валерьевна

3.2. Бюджетный процесс. Структура федерального бюджета Бюджетный процесс в РФ - это регламентированная законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета.Возможны два подхода к разработке государственного

Расходы федерального бюджета

Из книги Бюджетная система России. Шпаргалка автора Алексеев Виктор Сергеевич

Понятие и роль бюджета Под бюджетом понимается образование и расходование денежных средств государства. Средства государственного бюджета могут расходоваться на различные нужды государства и местного самоуправления. Например, за счет этих средств содержится армия,

Из книги Государственные и муниципальные финансы автора Новикова Мария Владимировна

12. Источники финансирования дефицита федерального бюджета В ходе рассмотрения статей доходов и расходов может появиться дефицит. В таких случаях утверждаются источники финансирования дефицита бюджета.Источники финансирования утверждаются органами законодательной

6. Расходы, финансируемые из федерального бюджета

автора Бурханова Наталья

6. Расходы, финансируемые из федерального бюджета В соответствии с законодательством РФ, из федерального бюджета финансируются следующие расходы:1) обеспечение деятельности Президента РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты

22. Порядок составления проекта федерального бюджета

Из книги Бюджетная система РФ автора Бурханова Наталья

22. Порядок составления проекта федерального бюджета Составление проекта федерального бюджетаосуществляется Правительством РФ и начинается не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.Уполномоченный орган исполнительной власти организовывает

28. Доходы федерального бюджета

Из книги Бюджетная система РФ автора Бурханова Наталья

28. Доходы федерального бюджета В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов:1) налога на прибыль организаций;2) налога на прибыль организаций;3) налога на добавленную стоимость;4) акцизов на спирт этиловый из пищевого

29. Доходы федерального бюджета Российской Федерации

Из книги Бюджетное право автора Пашкевич Дмитрий

29. Доходы федерального бюджета Российской Федерации Перечень доходов федерального бюджета установлен ст. ст. 50, 51 БК РФ.В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, а также налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами.

30. Расходы федерального бюджета Российской Федерации

Из книги Бюджетное право автора Пашкевич Дмитрий

30. Расходы федерального бюджета Российской Федерации Общие основания возникновения расходных обязательств РФ, на основании которых производится расходование средств федерального бюджета, перечислены в ст. 84 БК РФ. Так, расходные обязательства РФ возникают в

Вопрос 2 Доходы федерального бюджета

Из книги Бюджетная система Российской Федерации автора Федосов Виталий Анатольевич

Вопрос 2 Доходы федерального бюджета При анализе состава и структуры доходов федерального бюджета интерес, прежде всего, представляет доля доходов федерального бюджета в доходах консолидированного бюджета РФ (табл. 4.1).В доходах консолидированного бюджета 2007 г.

автора Коллектив авторов

Глава 7. ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА Статья 49 Утратила

Из книги Бюджетный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Коллектив авторов

Статья 92. Дефицит федерального бюджета 1. Дефицит федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, не может превышать размер ненефтегазового дефицита федерального бюджета.2. Кредиты

Из книги Бюджетный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Коллектив авторов

Глава 7. ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

Из книги Бюджетный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Глава 7. ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА Статья 49. Виды доходов федерального бюджетаУтратила силу. – Федеральный закон от 20.08.2004 № 120-ФЗ.Статья 50. Налоговые доходы федерального бюджета(в ред. Федерального закона от 20.08.2004 № 120-ФЗ)В федеральный бюджет зачисляются налоговые

Глава 25. ИСПОЛНЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

Из книги Бюджетный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Глава 25. ИСПОЛНЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА Утратила силу с 1 января 2008 года. – Федеральный закон от 26.04.2007

Из книги Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 2013 г. автора Автор неизвестен

Статья 100. Контрольные цифры приема на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов 1. Число обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего

Заместитель начальника Управления финансового прогнозирования и управления единым казначейским счетом Федерального казначейства, канд. экон. наук
Среди основных полномочий Федерального казначейства, в рамках выполнения которых развиваются действующие технологии кассового исполнения бюджета, можно выделить управление операциями на едином счете федерального бюджета.
В настоящее время при исполнении бюджета используется термин «единый счет федерального бюджета (единый казначейский счет)». Принято считать, что его основой является счет 40105 «Средства федерального бюджета», открытый Федеральному казначейству в Банке России. Однако значительная часть средств, проходящих через систему Федерального казначейства, рассеяны на других отдельных счетах, также открытых в Банке России как в валюте Российской Федерации, так и в иностранной валюте. В такой ситуации недостаточно эффективно реализуется один из основных принципов организации бюджетной системы - единство кассы, который предусматривает зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета. Реализация принципа единства кассы требует агрегировать в казначейской системе остатки средств в валюте Российской Федерации с разных счетов, что позволит сосредоточить максимальный объем государственных средств в валюте Российской Федерации в едином источнике.
Первым шагом в этом направлении стал Порядок обеспечения управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации средствами федерального бюджета при кассовом обслуживании исполнения федерального бюджета, разработанный в соответствии с Концепцией функционирования единого казначейского счета, одобренной распоряжением Правительства РФ от 23 января 2000 г. № 107-р. Порядок направлен на обеспечение зачисления доходов и осуществления расходов федерального бюджета с одного счета 40105 «Средства федерального бюджета» Федерального казначейства.
Действующая практика исполнения бюджета предусматривает, что каждому из 89 управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации в учреждениях Банка России открыты счета на балансовых счетах 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации» (далее - счет 40101 УФК) и 40105 «Средства федерального бюджета» (далее - счет 40105 УФК).
Осуществление расходов федерального бюджета ведется управлениями со счетов 40105 УФК в основном после зачисления на них доходов федерального бюджета со счетов 40101 УФК. Как правило, на счетах 40105 УФК накапливаются неиспользованные остатки бюджетных средств.
Новый порядок предусматривает, что:
- УФК ежедневно зачисляют доходы со счетов 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации» на счет 40105 «Средства федерального бюджета» Федерального казначейства;
- для осуществления платежей бюджетополучателей УФК ежедневно представляют в Федеральное казначейство заявки на подкрепление счетов 40105 «Средства федерального бюджета»;
- Федеральное казначейство ежедневно подкрепляет счета 40105 УФК, обеспечивая зачисление средств на счета 40105 УФК к началу следующего рабочего дня;
- УФК по завершении операционного дня перечисляют остатки средств со счетов 40105 УФК на счет 40105 Федерального казначейства.
Необходимость ежедневного подкрепления обусловлена невозможностью совершать в системе Банка России операций со счетов 40105 УФК, в случае если сумма платежа превышает остаток средств на счете 40105 УФК.
Апробация Порядка по согласованию с Минфином России успешно проведена в шести УФК, расположенных в разных временных зонах. Участвующие в эксперименте УФК по Республике Чувашия, Астраханской, Владимирской, Калининградской, Омской областям и Еврейской автономной области ежедневно в полном объеме осуществляют операции согласно вышеуказанному Порядку.
Данные УФК внесли необходимые изменения в порядок организации работы Управления и подведомственных отделений. Получатели средств федерального бюджета извещены об изменениях в порядке исполнения представленных ими платежных поручений и иных документов, необходимых для осуществления платежей. С учреждениями Банка России согласованы изменения в режимах обслуживания счетов управлений и отделений.
Введение в действие указанного Порядка для всех УФК началось с 1 мая 2006 г. в соответствии с приказом Федерального казначейства от 30 марта 2006 г. № 44.
Однако апробация Порядка показала, что в организации взаимодействия органов Федерального казначейства и учреждений Банка России в процессе исполнения бюджета остаются вопросы, которые предстоит решать в 2006 г. Среди них выделяется расхождение времени начала и окончания осуществления расчетов УФК с учреждениями Банка России (от 30 минут до 1 часа) со временем начала и окончания рабочего дня УФК. Оно может вести к несвоевременному зачислению средств на казначейские счета и, следовательно, к задержкам осуществления платежей бюджетополучателей. Кроме того, перечисление остатков средств со счетов 40105 УФК на счет 40105 Федерального казначейства должно проводиться непосредственно самой банковской системой в момент закрытия рабочего дня на основе однократного указания территориальных органов Федерального казначейства. С целью недопущения возможного ухудшения обслуживания бюджетополучателей Федеральное казначейство обратилось в Банк России с предложением об урегулировании существующих проблем.
Кроме совершенствования процессов осуществления операций на едином счете Федеральным казначейством проводится мониторинг состояния единого казначейского счета. С этой целью организованы и ведутся:
- прогнозирование и анализ данных о зачислении и списании средств федерального бюджета по счетам системы органов Федерального казначейства в целом и с детализацией по счетам Федерального казначейства и его территориальных органов;
- прогнозирование и анализ данных об остатках средств федерального бюджета на счетах Федерального казначейства в рублях и иностранной валюте, а также на счетах территориальных органов Федерального казначейства в рублях;
- анализ данных о необходимом подкреплении счетов территориальных органов Федерального казначейства;
- анализ данных о потребности в иностранной валюте;
- расчет прогноза кассовых операций по единому казначейскому счету;
- подготовка оперативной и аналитической информации о состоянии счетов системы органов Федерального казначейства.
Будущее развитие процедур управления операциями на едином счете федерального бюджета совместно с совершенствованием финансового прогнозирования и кассового планирования средств федерального бюджета направлено на достижение цели управления ликвидностью единого счета бюджета.
В 2006 г. основные усилия в этом направлении будут направлены на разработку концепции управления ликвидностью единого счета бюджета. Целью этой концепции является создание условий более качественного и эффективного управления бюджетными средствами, направленного на мобилизацию финансовых ресурсов и оптимизацию потоков движения средств на едином счете бюджета. Предусматривается определить направления дальнейшего совершенствования технологии единого счета бюджета и мероприятия по внедрению процедур управления кассовыми средствами бюджета.
По состоянию на 1 января 2006 г. во всех управлениях Федерального казначейства по субъектам РФ внедрена технология единого казначейского счета в части осуществления расходов федерального бюджета, а также учета и распределения доходов бюджета. Это позволило консолидировать все остатки на едином счете территориального органа Федерального казначейства и подкреплять его в пределах реальных потребностей для осуществления кассовых операций по оплате денежных обязательств.
Проводимый мониторинг состояния счетов системы органов Федерального казначейства обычно показывал ежедневный остаток средств на счете 40105 территориальных органов Федерального казначейства в размере порядка 35-70 млрд рублей. С внедрением с 1 мая текущего года нового порядка обеспечения управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации средствами федерального бюджета при кассовом обслуживании его исполнения остатки средств федерального бюджета на счетах 40105 управлений стремятся к нулю.

Все денежные средства бюджета находятся на расчетном счете в банке. Владельцем этого расчетного счета является орган Федерального казначейства. Этот расчетный счет называется единый счет бюджета .

Бюджетный кодекс дает следующее определение:

На едином счете бюджета хранятся реальные деньги. Номер расчетного счета в банке состоит из 20 цифр. О том, какое предназначение имеет счет, можно судить по первым пяти цифрам в его номере.

40105 - Средства федерального бюджета (ЕС федерального Б);

40201 - Средства бюджетов субъектов Российской Федерации;

40204 - Средства местных бюджетов.

Все поступающие в бюджет доходы зачисляются на ЕСБ, все кассовые выплаты из бюджета осуществляются с этого расчетного счета.

Его владельцем является Федеральное казначейство. То есть, Федеральное казначейство осуществляет кассовое обслуживание исполнения бюджета.

Порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ установлен приказом Казначейства РФ от 10.10.2008 № 8н.

Бюджетным кодексом предусмотрена возможность передачи полномочий по кассовому обслуживанию от Федерального казначейства финансовому органу субъекта.

Исполнительные органы государственной власти субъекта РФ могут получить от Федерального казначейства полномочия по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов при выполнении ряда условий (установлены письмом Федерального казначейства ):

  • Согласие осуществлять полномочия по кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта РФ и бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ, за счет собственных средств бюджета субъекта. Предоставление в Федеральное казначейство всех необходимых документов не позднее 1 апреля года, предшествующего году принятия полномочий.
  • Неполучение субъектом РФ дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности бюджетов субъектов РФ.
  • Наличие в субъекте РФ собственного исполнительного органа государственной власти, имеющего опыт кассового обслуживания исполнения бюджета субъекта РФ в течение 2-х лет.
  • Наличие у уполномоченного органа помещений, соответствующих санитарным правилам и нормам (СанПиН) в части размещения сотрудников, средств вычислительной техники (ВТ) и оргтехники, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
  • Наличие необходимой технической оснащенности уполномоченного органа средствами ВТ, оргтехники, телекоммуникаций и прикладного программного обеспечения в составе и количестве, позволяющем обеспечивать:

o кассовое обслуживание исполнения бюджетов в соответствии с требованиями бюджетного законодательства РФ и федеральными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения;



o электронный документооборот между уполномоченным органом, его территориальными подразделениями (при их наличии), территориальным органом Федерального казначейства по субъекту РФ, подразделениями расчетной сети Банка России, в которых указанному уполномоченному органу открыты счета по учету средств бюджета субъекта РФ и по учету средств местных бюджетов, а также с финансовыми органами, главными распорядителями и распорядителями средств бюджетов;

o применение электронно-цифровой подписи, сертифицированной в соответствии с законодательством РФ, при осуществлении электронного обмена информацией между уполномоченным органом, его территориальными подразделениями, подразделениями расчетной сети Банка России, в которых указанному уполномоченному органу открыты счета по учету средств бюджета субъекта РФ и по учету средств местных бюджетов, территориальным органом Федерального казначейства по субъекту РФ, а также с главными распорядителями средств бюджетов;

o наличие в уполномоченном органе ежедневной информации за предыдущий рабочий день о кассовых поступлениях и выплатах из бюджета субъекта РФ и всех местных бюджетов, а также об остатках средств на единых счетах указанных бюджетов. Возможность представления указанной информации в территориальный орган Федерального казначейства по формам и в виде, установленным Федеральным казначейством не позднее следующего рабочего дня за днем получения выписки банка;

o возможность представления указанной ежемесячной информации нарастающим итогом с начала месяца и с начала года в территориальный орган Федерального казначейства по формам и в виде, установленным Федеральным казначейством.

  • Обслуживание всех счетов по учету средств бюджета субъекта РФ только в подразделениях расчетной сети Банка России, за исключением счетов, открытых для выдачи наличных денег получателям средств бюджета и счетов, открытых в кредитных организациях для проведения операций, не осуществляемых подразделениями расчетной сети Банка России.
  • Обеспечение исполнения платежных документов казенных учреждений не позднее трех дней с момента их представления в уполномоченный орган.
  • Закрытие главными распорядителями, распорядителями, получателями средств бюджета субъекта РФ на территории субъекта РФ всех счетов, открытых им в подразделениях расчетной сети Банка России и кредитных организациях для учета средств соответствующего бюджета, за исключением счетов, открытых для расчетов с нерезидентами РФ в соответствии с валютным законодательством РФ.
  • Наличие в собственности (пользовании, управлении) субъекта РФ помещений, в которых располагаются уполномоченный орган и его территориальные подразделения (при их наличии);

По имеющимся у меня сведениям, ни одному субъекту РФ не удалось выполнить данные условия.

Передача полномочий по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов исполнительным органам государственной власти субъекта РФ осуществляется в соответствии с соглашением, заключенным между руководителем Федерального казначейства и руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. Федеральное казначейство раз в год осуществляет контроль за соблюдением высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ перечисленных требований. Выявленные нарушения должны быть устранены в сроки, установленные Федеральным казначейством. В случае не устранения нарушений Соглашение расторгается, полномочия переходят к Федеральному казначейству, но не ранее, чем через шесть месяцев с момента расторжения Соглашения.

Субъекты Российской Федерации, в бюджетах которых расчетная доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций) в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 5 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, не имеют права заключать указанные в статье 215.1 настоящего Кодекса соглашения о кассовом обслуживании исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и бюджетов входящих в его состав муниципальных образований исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (Статья 130. Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета) .

Несмотря на теоретическую возможность передачи полномочий по кассовому обслуживанию бюджетов субъектов финансовому органу, на данный момент кассовое обслуживание всех бюджетов бюджетной системы РФ осуществляют органы ФК.

В РФ устанавливается казначейское исполнение бюджета . Как такового определения, что такое казначейское исполнение бюджета, нет. Следует считать, что те принципы исполнения бюджета, которые прописаны в главе 24 БК РФ «Основы исполнения бюджетов» и характеризуют казначейскую систему исполнения бюджетов:

· Все кассовые поступления и все кассовые выплаты поступают и списываются с единого счета бюджета – это принцип единства кассы (статья 38.2 БК РФ «Принцип единства кассы» ). Исключение составляют операции по исполнению соответствующего бюджета, которые проводятся за пределами территории нашего государства, субъекта или муниципального образования,

  • Все операции учитываются в разрезе детальной бюджетной классификации, расходование средств бюджета по неуказанной БК не допускается – принцип прозрачности бюджета ;
  • Все операции по выплатам отражаются на лицевых счетах , открытых главным распорядителям, распорядителям и получателям средств бюджета;
  • Расходование бюджетных средств осуществляется только после предварительного санкционирования: денежные обязательства проверяются на соответствие лимитам бюджетных обязательств и бюджетным ассигнованиям, также проверяются иные документы, предусмотренные порядком санкционирования, установленным финансовым органом в соответствии с положениями БК РФ.

Кроме единого счета бюджета финансовому органу может быть открыт счет бюджета в иностранной валюте , счет для средств от предпринимательской деятельности (до конца переходного периода по приказу 83-ФЗ) ,счет для учета средств бюджетных и автономных учреждений, счет для учета средств во временном распоряжении , а также счет для выплаты наличных денег (или несколько счетов для выплаты наличных денег в каждом районе субъекта РФ). Кроме того, Российская Федерация, субъекты РФ, в бюджетах которых расчетная доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций, а также предоставляемых субъектам Российской Федерации из Инвестиционного фонда Российской Федерации субсидий) в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет не превышала 20 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, могут размещать бюджетные средства на банковских депозитах , получать дополнительные доходы в процессе исполнения бюджета за счет размещения бюджетных средств на банковских депозитах и передавать полученные доходы в доверительное управление. Остальным это запрещено. (статья 236 БК РФ «Размещение бюджетных средств на банковских депозитах, передача бюджетных средств в доверительное управление» ).

Все бюджетные расходы осуществляются с ЕСБ, открытого Федеральному казначейству в банке.

Для того чтобы отследить, какой именно получатель бюджетных средств осуществил расход, к ЕСБ открываются лицевые счета ГРБС, РБС, ПБС, ГАИФ и АИФ. То есть открываются лицевые счета тем участникам бюджетного процесса, которые могут выплачивать деньги из бюджета. Лицевой счет отличается от расчетного. На лицевом счете нет реальных денег. Все деньги находятся в банке, на расчетном счете. Лицевой счет – лишь регистр учета. Он – как блокнот, в который мы записываем все операции по конкретному получателю. Реальные же деньги расходуются с расчетного счета.

Лицевой счет – регистр аналитического учета, открываемый финансовым органом или органом, осуществляющим кассовое обслуживание исполнения бюджета, участникам бюджетного процесса для учета их операций со средствами бюджета. Лицевой счет может быть открыт как в финансовом органе, так и в органе Федерального казначейства. Это зависит от схемы кассового обслуживания. То есть учитывать расходы по конкретному получателю («записывать в блокнот») может как ФК, так и ФО.

В АС «Бюджет» открываются лицевые счета получателям бюджетных средств, ГРБС, РБС для учета операций по выплатам из бюджета. Также открываются лицевые счета главным администраторам и администраторам источников финансирования дефицита бюджета для учета выплат по источникам.