Особенности уплаты налогов в процедурах банкротства. Вас рф упорядочил очередь текущих платежей в делах о банкротстве Текущие налоговые платежи


Соответственно, меняется и система уплаты обязательных платежей в различных процедурах банкротства. Поэтому вопрос о порядке и очередности их уплаты не теряет своей актуальности. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве): обязательные платежи – это налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы. В настоящее время в России преобладающее большинство дел о банкротстве рассматривается в соответствии с новой редакцией Закона о банкротстве (в редакции Федерального закона от 28.12.2010 № 429-ФЗ.

ВАС РФ упорядочил очередь текущих платежей в делах о банкротстве

Но практика показывает, что чем больше денег будет направлено на погашение текущих платежей, тем меньше достанется реестровым кредиторам. Потому в процедурах банкротства важно добиться того, чтобы текущие платежи использовались только по прямому назначению, а не для незаконного обогащения тех или иных лиц. Направляя требование о текущем платеже, стоит указать дату возникновения обязательства Лейтмотивом Постановления № 36 является соблюдение очередности текущих платежей и распределение ответственности за ее нарушение.

Задолженность по налогам при банкротстве должника

Также начислены пени и штрафы по НДФЛ. Задолженность по налогам, пеням и штрафам будет считаться текущей либо она должна быть включена в реестр требований кредиторов, как возникшая до подачи заявления в арбитражный суд? В целях применения законодательства о банкротстве налоги, штрафы, пени признаются обязательными платежами, которые относятся к текущим платежам при условии, если возникли после даты принятия заявления о признании должника банкротом (ст.

Компания поначалу периодически, а затем стабильно не способна удовлетворять кредиторские требования, включая обязательные выплаты. Рыночная экономика столетиями нарабатывала систему диагностики, контроля и определенной защиты компаний от краха (система банкротства). Подобная неизбежная, по сути, экономическая процедура, отражающая состояние национальной государственной экономики страны - наиболее актуальная проблема для разных государств.

Юридическая помощь в сфере налогообложения

В связи с этим налоговое законодательство России имеет достаточно сложный характер. Нестабильность, п ротиворечивость, наличие многочисленных пробелов, неясностей и неопределенностей в законодательстве о налогах и сборах, порой различная правовая позиция налоговых (финансовых) и судебных органов по спорным вопросам налогообложения, к сожалению, никого не удивляет. Обращение к адвокату, специалисту в области налогового законодательства, позволит избежать многих трудностей и проблем при формировании своих налоговых обязательств как организациям в процессе ведения хозяйственной деятельности, так и гражданам, а в случае возникновения разногласий с налоговыми органами относительно исполнения налоговой обязанности участие адвоката в налоговом процессе обеспечит грамотную защиту прав и законных интересов налогоплательщика в налоговом споре в суде общей юрисдикции или в арбитражном суде. Налоговые споры часто возникают по причине различного толкования налогоплательщиками и налоговыми органами действующих норм налогового законодательства.

Очередность выплат при банкротстве

Если заявитель не успел вовремя обратиться с заявлением, его требования могут быть не удовлетворены. Понятия Формирование системы контроля и защиты организаций от финансового краха началось с 1992 года по Указу президента России. В настоящий момент действующим нормативным актом является ФЗ № 127 от 26.10.2002 года. Данный закон определяет порядок проведения процедуры банкротства и очередность выплаты долгов кредиторам. Обычно процесс банкротства инициируют кредиторы после неудачных попыток организации погасить задолженность. В случае если компания имеет большие долги и не в состоянии справиться с ними самостоятельно, то банкротство для них выступает некой защитной реакцией.

Процессом несостоятельности занимается арбитражный управляющий.

В одном из последних постановлений Пленум ВАС РФ сформулировал «расчетные» рекомендации для арбитражных судов, рассматривающих дела о банкротстве, в другом — границы ответственности банков в ходе банкротных процедур. Как далеко может зайти кредитная организация, обслуживающая должника, при проверке правомерности платежных документов? В какую очередь выплачиваются алименты и НДФЛ, которые работодатель-банкрот должен был удержать из зарплаты работников? На эти и другие вопросы судьи уже несуществующего Высшего арбитражного суда России.

Пленум ВАС РФ решил напоследок еще немного усовершенствовать применение запутанного законодательства о банкротстве и принял два новых до­кумен­та с разъяснениями, объединенными общей темой текущих платежей: постановление от 06.06.2014 № 36 «О некоторых вопросах, связанных с ведением кредитными организациями банковских счетов лиц, находящихся в процедурах банкротства» (далее - Постановление № 36) и постановление от 06.06.2014 № 37 «О внесении изменений в постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации по вопросам, связанным с текущими платежами» (далее - Постановление № 37).

Текущие платежи, необходимые для финансирования про­цедуры банкротства, - это оплата труда работников, чей труд направлен на сохранение и приумножение конкурсной массы, сопутствующие такой оплате налоговые и страховые выплаты, коммунальные платежи предприятия-банкрота, расходы на услуги, необходимые по закону или по решению арбитражного управляющего и т.п. Но практика показывает, что чем больше денег будет направлено на погашение текущих платежей, тем меньше достанется реестровым кредиторам. Потому в процедурах банкротства важно добиться того, чтобы текущие платежи использовались только по прямому назначению, а не для незаконного обогащения тех или иных лиц.

Направляя требование о текущем платеже, стоит указать дату возникновения обязательства

Лейтмотивом Постановления № 36 является соблюдение очередности текущих платежей и распределение ответственности за ее нарушение. Этот до­кумен­т объединяет ряд уже сформулированных, но существующих разрозненно в постановлениях Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 25, от 23.07.2009 № 59 и от 23.07.2009 № 60 разъяснений, а также содержит несколько новых. Они не распространяются на случаи, когда должником по делу о банкротстве является кредитная организация (п. 9), и могут быть основанием для пересмотра по новым обстоятельствам вступивших в силу судебных актов арбитражных судов, основанных на предыдущих разъяснениях (п. 10 Постановления № 36).

В Постановлении № 36 судам рекомендуется учитывать, что Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) возлагает на кредитные организации обязанность проверять правомерность поступивших в банк распоряжений о перечислении или выдаче денежных средств со счета должника, в отношении которого введена процедура банкротства, прежде чем их исполнить (п. 1). Такую проверку банк должен проводить не только в отношении платежных поручений и чеков должника, но и инкассовых поручений налоговых органов и исполнительных листов (исключение, дающее свободу от банковского контроля, сделано только для распоряжений внешнего и конкурсного управляющего (п. 4)). Осуществлять списание по ним следует не автоматически, как при обычном порядке, а проверив, пусть и по формальным признакам, действительно ли эти обязательства относятся к текущим и подошла ли их очередь.

Поскольку главный критерий для отнесения платежей к текущим - возникновение их пос­ле даты принятия судом заявления о признании должника банкротом, то «авторы» платежных до­кумен­тов, чтобы добиться их исполнения банком, должны не просто написать, что платежи - текущие, а обязательно дать указание на период возникновения обязательств. Например, обозначить оплачиваемый период аренды, дату передачи товара по накладной, конкретный налоговый период и дату его окончания (для налога) и т.п. Чтобы обозначить очередь текущего платежа, недостаточно будет указать «первая очередь» или «эксплуатационный платеж».

Приоритет исполнительных или иных до­кумен­тов, предусмат­ривающих бесспорный характер взыскания, в ходе процедуры банкротства также теряется. Календарная очередность платежей определяется банком на момент поступления к нему распоряжения и исходя из конкретных данных, содержащихся в распоряжении или в приложенных к нему до­кумен­тах, подтверждающих отнесение обязательства к соответствующей очереди текущих платежей (п. 3 Постановления № 36). Поскольку ответственность за неправомерное списание средств со счета должника-банкрота возложена на банк, то подавать эти сведения стоит в предельно ясной и однозначной форме. Ведь любые сомнения должны будут толковаться банком в пользу того, чтобы не осуществлять платеж и вернуть платежные до­кумен­ты.

Если у банка при рассмотрении формальных признаков платежного до­кумен­та не возникнет сомнений в том, что платеж по нему является текущим и срок исполнения по нему настал, остановить их исполнение не смогут никакие возражения должника. По убеждению Пленума ВАС РФ, кредитная организация их, по существу, рассматривать не должна (абз. 4 п. 1 Постановления № 36). Любые возражения по поводу сумм, перечисленных со счета должника по требованиям, которые, возможно, не являются текущими или выплачены вне очереди, адресовать необходимо только в суд, который, обнаружив, что списание со счета было неправомерным, взыщет с кредитной организации убытки в пользу должника в размере списанной суммы.

Освободить банк от ответственности может лишь то, что он не знал или не должен был знать о том, что в отношении должника введена про­цедура банкротства или то, что представленные для списания денежных средств до­кумен­ты удовлетворяют вышеуказанным критериям, то есть подтверждают (с учетом формальной проверки) «разрешенность» платежей на данной стадии банкротства (п. 2, 2.1 Постановления № 36).

При этом банк, разумеется, отвечает только за те платежные требования, о которых ему известно, то есть за поступившие в его адрес. Контролировать наступление срока исполнения всех текущих обязательств и обеспечить их исполнение обязан руководитель должника (в процедурах наблюдения и финансового оздоровления) либо арбитражный управляющий (в процедурах внешнего управления и конкурсного производства). И делать это он должен, не дожидаясь напоминаний от кредиторов или предъявления ими требования в суд (п. 3 Постановления № 36).

Если же банку все-таки придется по решению суда возмес­тить убытки должника, то он в связи с тем, что тот, по существу, получил от него удовлетворение, которое ему причиталось от оспаривания сделки с предпочтением, вправе потребовать возмещения этой суммы по правилам ст. 61.6 Закона о банкротстве «Последствия признания сделки недействительной».

Также банк может заявить требования о возмещении выплаченной им суммы убытков к кредитору, которому перечислил деньги со счета должника, если кредитор на момент получения денежных средств знал или должен был знать о введении в отношении должника процедуры банкротства. Ведь тогда он понимал, что получает свои средства без очереди, и не имел права извлекать выгоду из незаконного перечисления.

После уплаты кредитором соответствующей суммы банку ранее погашенное требование к должнику снова возвращается в реестр требований кредиторов. А если туда уже было внесено соответствующее требование банка, о котором говорилось выше, то оно судом из реестра исключается (п. 2.2 Постановления № 36).

Удержание из зарплаты можно произвести при ее перечислении работникам

Постановление № 37, дополняя ряд посвященных банкротству разъяснений Пленума ВАС РФ, детально прописывает очередность исполнения некоторых специфических видов текущих платежей. Перечислим основные новации этого до­кумен­та, не вдаваясь в детали их кодификации.

К первой очереди текущих обязательств относится оплата услуг кредитной организации по совершению операций с денежными средствами, находящимися на счете (подп. 1 п. 2 Постановления № 37). Это разъяснение сделано Пленумом ВАС РФ в связи с тем, что банки старались всеми силами избегать оказания услуг должникам-банкротам из вполне реальных опасений, что денег на их оплату не хватит. Между тем ведение банковского счета должником обязательно в силу закона, без него какие-либо расчеты невозможны. Так что теперь у банков должно быть гораздо меньше оснований для подобных опасений.

В Постановлении № 37 подчеркивается, что выплата удержанных из зарплаты работников сумм по исполнительным листам (например, об уплате алиментов) осуществляется в том же режиме и в ту же очередь, что и выплата зарплаты, из которой они удержаны (подп. 3 п. 2). То есть если зарплата должна быть выплачена во второй очереди текущих обязательств, то и алименты тоже. Если долг по зарплате накоп­лен за время, предшествующее началу процедуры банкротства, и должен быть выплачен в режиме реестровых требований второй очереди, то и выплаты взыскателю перечисляются одновременно с такой выплатой. Подобный режим установлен и для НДФЛ, а также членских профсоюзных взносов. При этом выплата по таким требованиям осуществляется только при условии реального производства расчетов с работниками. Исчисленные в связи с начислением текущей заработной платы суммы страховых взносов во внебюджетные фонды должны уплачиваться в составе четвертой очереди текущих платежей. А страховые взносы, начисленные на суммы «реестровой» зарплаты, относятся к третьей очереди и заявляются в деле о банкротстве уполномоченным органом.

Вышеперечисленные толкования могут применяться в про­цедурах банкротства, введенных после 11 июля 2014 г. - даты опубликования Постановления № 37 на сайте ВАС РФ (п. 6 Постановления № 37).

Ранее высказанные разъяснения относительно порядка выплаты ­НДФЛ и страховых взносов (п. 10 и 15 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований к обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве») отменяются (п. 1 Постановления № 37).

Управляющий получает больше свободы для спасения конкурсной массы

Пленум ВАС РФ поясняет, что арбитражный управляющий вправе отступать от очереднос­ти текущих платежей, предусмотренной Законом о банкротстве, если посчитает, что это необходимо для целей процедуры банкротства (подп. 1 п. 2 Постановления № 37). Например, управляющий может в срочном порядке вызвать ремонтников и оплатить их услуги по устранению протечки труб на складе с тем, чтобы спасти от порчи хранящийся там товар, не получая на это соответствующего разрешения суда.

Также для управляющего допустимо открыть специальный банковский счет должника, предназначенный для аккумулирования на нем сумм задатков, вносимых участниками торгов по реализации имущества должника, и перечисления суммы задатка по состоявшемуся договору купли-продажи на основной счет должника (это должно быть обозначено в договоре банковского счета) (подп. 2 п. 2 Постановления № 37). До настоящего времени суммы задатков вносились на счет должника и могли списываться оттуда по текущим требованиям, например на основании инкассовых поручений налоговых органов и т.п. В результате средств на то, чтобы вернуть задатки участникам торгов, которые ничего не купили, могло не остаться. В связи с чем желающих принять участие в торгах было немного, и торги нередко проходили без настоящей конкуренции, под контролем «нужных» заинтересованных лиц.

Попытки избежать этой ситуации путем приглашения фирм - организаторов торгов, которые в том числе вели бы работу по сбору и возвращению задатков, также оказались не­удачными. Повышенный интерес к этой деятельности проявили мошенники, собираю­щие задатки на счета фирм-однодневок и скрывающиеся с ними. Руководствуясь указанными разъяснениями ВАС РФ, всю работу с задатками теперь могут вести сами управляющие, и поступившие от участников торгов средства не должны смешиваться с конкурсной массой и списываться по текущим обязательствам. Причем данные разъяснения применяются в том числе и в процедурах банкротства, инициированных до размещения Постановления № 37 на сайте ВАС РФ, если порядок продажи имущества должника утверждается после такого размещения.

В пунк­те 4 Постановления № 37 указано, что управляющий или другое лицо (например, кредитор), решившее профинансировать расходы по делу о банкротстве из своих средств, освобождается от необходимос­ти соблюдать очередность текущих требований. Расходуя собственные средства, а не конкурсную массу, такой «инвес­тор» может сам решить, кому из текущих кредиторов заплатить в первую очередь исходя из интересов скорейшего и эффективного завершения процедуры. Но и связанные с такими действиями риски остаются на нем.

Требования о возмещении уплаченных таким лицом сумм за счет должника будут относиться к той же очереди текущих платежей, к какой относилось исполненное обязательство. В отчете арбитражного управляющего надо будет отразить информацию о произведенных расчетах, на основании которой в спорных случаях суд будет делать вывод о целесообразности произведенных платежей.

Предприятие подало заявление на банкротство 10 октября 2016 года, в суде было рассмотрено и принято решение о принятии процедуры наблюдения 09 января 2017 года.С 9 января 2017 сняты инкассовые поручения со счетов (об уплате налогов ПФР, ФСС) какие платежи по налогам будут считаться текущими.

все платежи организации теперь нужно разделить на совершенные до 9 января 2017 г. и после 9 января.

Текущими платежами являются обязательные платежи, обязанность уплатить которые возникла после даты принятия заявления о признании должника банкротом, после возбуждения процедуры банкротства (п. 1 ст. 5 Закона о банкротстве). Эти требования не подлежат включению в реестр требований кредиторов.

Соответственно, обязанности по уплате налогов и взносов, которые возникнут у организации после признания ее банкротом, будут относится к текущим платежам и не включатся в реестр требований кредиторов . Они будут взыскиваться вне рамок процедуры банкротства в обычном порядке, то есть налоги будут взысканы в соответствии со статьей 46 НК РФ, если задолженность взыскивается за счет денежных средств, или согласно статье 47 НК РФ, если требования удовлетворяются за счет иного имущества налогоплательщика.

При этом нужно учитывать даты, когда законодательством установлена уплата конкретных налогов и взносов. Так, например, срок уплаты НДС за 4-й квартал 2016г. установлен 25 января, 25 февраля, 25 марта 2017 г. (по 1/3 от суммы налога, начисленного за 4 квартал). Соответственно, все платежи по НДС за 4-й квартал будут относится к текущим платежам. А последний платеж по НДС за 3-й квартал должен был быть совершен до 26 декабря 2016 г., и он к текущим платежам не относится.

Сроки уплаты взносов в фонды за 4-й квартал 2016г. должны быть совершены не позднее: 15 октября (за сентябрь), 15 ноября (за октябрь), 15 декабря (за ноябрь), 15 января (за декабрь). Соответственно, взносы за декабрь относятся к текущим платежам, остальные взносы за 4 квартал – нет.

Если обязательства по уплате налогов и взносов возникли раньше 9 января, требования по ним включаются в реестр требований, и погашаются в порядке очередности, установленной п. 4 ст. 134 Закона о банкротстве.

Налоговые платежи в этом случае относятся к третьей очереди, но ст. 137 Закона о банкротстве устанавливает новый порядок их погашения. Теперь обязательные платежи (налоги) не погашенные до принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, погашаются вне очереди (п. 2 ст. 137 Закона о банкротстве).

Санкции за неуплату налогов (пени, штрафы) учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов.

Как организации перечислить налог в бюджет

Штрафы за неуплату налогов

Внимание: за неуплату налогов организацию и ее должностных лиц накажут. За это правонарушение предусмотрена налоговая, административная и даже уголовная ответственность.

Налоговая ответственность

Налоговые инспекторы вправе оштрафовать организацию. Однако сделать это они могут исключительно за полную или частичную неуплату налога по итогам налогового периода. На сумму неуплаченных авансовых платежей штрафы не начисляют (п. 3 ст. 58 НК РФ).

Штраф составит 20 процентов от суммы недоимки. Если инспекторы докажут, что неуплата была умышленной, то штраф возрастет до 40 процентов. Это следует из Налогового кодекса РФ.

Если организация не перечислит налог, выступая в роли налогового агента, то оштрафуют ее также на 20 процентов от суммы ().

Требование об уплате штрафных санкций налоговая инспекция направит организации в течение 20 рабочих дней со дня вступления в силу решения по результатам налоговой проверки ( , п. 6 ст. 6.1 НК РФ).*

Административная ответственность

Бывает, налог не заплатили из-за грубого нарушения правил бухучета: когда налог неправильно начислили и его сумма была искажена не менее чем на 10 процентов. Тогда суд может дополнительно привлечь руководителя организации или главного бухгалтера к административной ответственности. Штраф в этом случае составит от 2000 до 3000 руб. ().

В каждом конкретном случае виновного в правонарушении устанавливают индивидуально. При этом суды исходят из того, что руководитель отвечает за организацию бухучета, а главный бухгалтер – за его правильное ведение и своевременное составление отчетности ().*

Обычно виновным признают главного бухгалтера или того, кому его обязанности переданы. Руководителя же организации признают виновным в следующих случаях:

  • если в организации вообще не было главного бухгалтера (постановление Верховного суда РФ от 9 июня 2005 г. № 77-ад06-2);
  • если учет ведет и рассчитывает налоги специализированная организация. Например, аудиторская компания (п. 26 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18);
  • если причиной нарушения стало письменное распоряжение руководителя, с которым главный бухгалтер был не согласен ().

На практике налоговая ответственность в отношении организации может применяться одновременно с административной ответственностью к ее должностным лицам. То есть за одно и то же нарушение организацию штрафуют по статье или Налогового кодекса РФ, а директора или главбуха – по Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В дальнейшем штрафы могут быть оспорены в суде. И если арбитражный суд отменит налоговую ответственность в отношении организации, то мировой суд, в который обратится директор или бухгалтер, должен снять ответственность и с этих должностных лиц. Основание: подтвержденное арбитражным судом отсутствие состава правонарушения (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ). К такому выводу пришел Верховный суд РФ в постановлении от 1 декабря 2014 г. № 80-АД14-8 .

Уголовная ответственность

Если инспекция докажет, что неуплата налога стала результатом преступления, суд может приговорить виновных к уголовной ответственности по статьям и Уголовного кодекса РФ.

При этом виновными могут признать не только руководителя и главного бухгалтера организации, но и других лиц. Тех, что содействовали преступлению. Говоря по-простому, пособников и подстрекателей. Например, бухгалтеров, умышленно искажавших первичные документы, или налоговых консультантов, советы которых привели к совершению преступления. Такие указания содержатся в постановлении Пленума Верховного суда РФ от 28 декабря 2006 г. № 64 .

ИЗ ЗАКОНА ОТ 26.10.2002 № 127-ФЗ О несостоятельности (банкротстве)

«Статья 3. Признаки банкротства

1. Гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества.

2. Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

3. Положения, предусмотренные пунктами 1 и настоящей статьи, применяются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Статья 4. Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей

1. Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются на дату подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом такого заявления и до принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, определяются на дату введения каждой процедуры, применяемой в деле о банкротстве и следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства.

Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, определяются на дату открытия конкурсного производства.

Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, выраженных в иностранной валюте, определяются в рублях по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации, на дату введения каждой процедуры, применяемой в деле о банкротстве и следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства.

В целях участия в деле о банкротстве учитываются требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения которых не наступил на дату введения наблюдения.

Статья 5. Текущие платежи

1. В целях настоящего Федерального закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Возникшие после возбуждения производства по делу о банкротстве требования кредиторов об оплате поставленных товаров, оказанных услуг и выполненных работ являются текущими.

2. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.

3. Удовлетворение требований кредиторов по текущим платежам в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, производится в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.832

4. Кредиторы по текущим платежам вправе обжаловать действия или бездействие арбитражного управляющего в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, если такие действия или бездействие нарушают их права и законные интересы.

Статья 6. Рассмотрение дел о банкротстве

1. Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом.

2. Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, производство по делу о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее трехсот тысяч рублей, к должнику-гражданину - не менее десяти тысяч рублей, а также имеются признаки банкротства, установленные статьей 3

Требования уполномоченных органов об уплате обязательных платежей принимаются во внимание для возбуждения производства по делу о банкротстве, если такие требования подтверждены решениями налогового органа, таможенного органа о взыскании задолженности за счет денежных средств или иного имущества должника либо вступившим в законную силу решением суда или арбитражного суда.

Статья 16. Реестр требований кредиторов

1. Реестр требований кредиторов ведет арбитражный управляющий или реестродержатель.

Реестр требований кредиторов в качестве реестродержателя ведется профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг.

Реестродержатель обязан осуществлять свою деятельность в соответствии с федеральными стандартами, касающимися содержания и порядка ведения реестра требований кредиторов.

6. Требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов и исключаются из него арбитражным управляющим или реестродержателем исключительно на основании вступивших в силу судебных актов, устанавливающих их состав и размер, если иное не определено настоящим пунктом.

Статья 63. Последствия вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения

1. С даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения наступают следующие последствия:

требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного настоящим Федеральным законом порядка предъявления требований к должнику;

Статья 134. Очередность удовлетворения требований кредиторов

1. Вне очереди за счет конкурсной массы погашаются требования кредиторов по текущим платежам преимущественно перед кредиторами, требования которых возникли до принятия заявления о признании должника банкротом.

В случае, если прекращение деятельности организации должника или ее структурных подразделений может повлечь за собой техногенные и (или) экологические катастрофы либо гибель людей, вне очереди также погашаются расходы на проведение мероприятий по недопущению возникновения указанных последствий.

4. Требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:
в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также расчеты по иным установленным настоящим Федеральным законом требованиям;1
во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и (или) оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;2552
в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами, в том числе кредиторами по нетто-обязательствам.14
После расчетов с кредиторами третьей очереди производятся расчеты с кредиторами по удовлетворению требований по сделке, признанной недействительной на основании пункта 2 статьи 61.2 и пункта 3 статьи 61.3 настоящего Федерального закона.
Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, удовлетворяются за счет стоимости предмета залога в порядке, установленном статьей 138 настоящего Федерального закона.

Статья 137. Требования кредиторов третьей очереди

1. При определении размера требований кредиторов третьей очереди учитываются требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов.2549

2. В случае, если должником в период после вынесения арбитражным судом определения о принятии заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства не в полном объеме уплачены обязательные платежи, требования, не погашенные до принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, погашаются вне очереди.101

3. Требования кредиторов третьей очереди по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, взысканию неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов.9085

4. Особенности учета и удовлетворения требований кредиторов третьей очереди по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, определяются статьей 138 настоящего Федерального закона.202

5. Особенности определения размера требований кредиторов, возникающих из финансовых договоров, определяются статьей 4.1 настоящего Федерального закона».

Есть законный способ избавиться от налоговой недоимки через банкротство

Самые подходящие способы банкротства с налоговой недоимкой

Банкротство – это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме выполнить требования кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам в течение трех месяцев (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ).

Это при размере долга компании более 100 000 руб. Банкротство – единственный законный способ ликвидации предприятия с долгами. И встатье 142 закона о банкротстве (Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ) сказано, что при завершении этой процедуры долги считаются погашенными.

Есть три способа ведения процедуры банкротства. Самый оптимальный способ для тех, кто не может расплатиться с налоговыми долгами, – это банкротство по заявлению должника. Компания сама подает в арбитражный суд заявление о банкротстве. И для нее невыгодно, чтобы это заявление инициировала налоговая инспекция, так как тогда процедура банкротства станет неуправляемой.

Еще один подходящий способ – банкротство по заявлению кредитора. Любой кредитор может обратиться с заявлением о банкротстве в арбитражный суд. Правда, в том случае, если у него есть вступившее в силу решение суда о присуждении ему суммы долга. Причем к заявлению нужно приложить исполнительный лист. Если кредитор дружественный должнику, то этот способ позволяет получить контролируемую и быструю процедуру банкротства.

Дружественные должник и кредитор могут использовать этот способ в своих целях. Например, для оптимизации налога на прибыль и НДС. Скажем, банкротство по заявлению «своего дружественного кредитора» позволит не только ликвидировать ставшую ненужной холдингу компанию, но и позволит списать задолженность должника-банкрота перед кредитором, то есть включить в состав внереализационных расходов в целях уменьшения базы по налогу на прибыль эту безнадежную задолженность как нереальную ко взысканию вследствие признания должника банкротом и его ликвидации. Это Налогового кодекса РФ.

Есть еще упрощенная процедура банкротства. Это когда ликвидационная комиссия в ходе добровольной ликвидации компании выявляет признаки банкротства и обращается в арбитражный суд с заявлением о банкротстве (см. образец). Зачастую этот способ используют для того, чтобы ускорить процедуру банкротства и миновать стадию наблюдения. Отмечу, что если компания ликвидируется добровольно, но у нее есть явные признаки банкротства (например, крупный кредит на фоне уменьшения оборотов, налоговая недоимка), то ее могут заподозрить в фиктивном банкротстве. Поэтому перед банкротством нужно провести анализ фактического состояния компании, ее финансовых показателей, чтобы защитить бизнес от ненужных рисков.

Добровольная ликвидация очень рискованная. Так как при ней всегда проводится налоговая проверка, которая чаще всего заканчивается налоговыми доначислениями.

Приведу пример из нашей практики. Клиент выбрал добровольную ликвидацию и был уверен, что пройдет налоговую проверку. При этом все первичные документы за три года у него сгорели, о чем имелся акт МЧС. В результате проверки ему доначислили недоимку, пени и штрафы на сумму 64 млн руб. по расчетам с однодневками, несмотря на отсутствие первички. Инспекторы воспользовались выписками из банка по счетам и имеющейся у них налоговой декларацией. Кроме того, по статье 31 НК РФ они определили суммы налогов расчетным путем на основании всей информации о компании, которая у них была, а также данных о других аналогичных компаниях.

– При каких признаках директор компании обязан подать заявление о банкротстве?

– Есть четыре таких признака. Они приведены в статье 9 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ. Итак, генеральный директор компании обязан подать заявление в арбитражный суд, если:
– удовлетворение требований одного или нескольких кредиторов приведет к невозможности исполнения должником денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей в полном объеме перед другими кредиторами;
– учредители должника приняли решение об обращении в арбитражный суд с заявлением;
– обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной его хозяйственную деятельность;
– должник отвечает признакам неплатежеспособности и признакам недостаточности имущества.

При этом директор может подать заявление о банкротстве даже без решения учредителей. Суд обязан рассмотреть его. Иначе директора можно привлечь к субсидиарной ответственности по долгам компании.

Самое важное для должника – опередить налоговую

Налоговая инспекция как кредитор в процедуре банкротства не имеет никаких особенных преимуществ, и ее требования удовлетворяются в третью очередь. Налоговики в деле о банкротстве предъявляют требования об уплате обязательных платежей, то есть налоговой недоимки. При этом если размер недоимки меньше 50 млн руб., то требования будет предъявлять налоговая инспекция, если больше, то региональное УФНС. А если уж компания задолжала больше 100 млн руб., то ею займется непосредственно ФНС России (приказ ФНС России от 18 октября 2004 г. № САЭ-3-19/2@).

Налоговая инспекция узнает о том, что компания начала процедуру банкротства уже после того, как суд вынес решение о признании должника банкротом и возбуждении процедуры наблюдения. Тогда в газете «Коммерсантъ» публикуется соответствующее объявление в разделе «Объявления о несостоятельности» (распоряжение Правительства РФ от 21 июля 2008 г. №1049-р).

В региональных налоговых управлениях есть специальные отделы, которые мониторят газету «Коммерсантъ» и уведомляют свои инспекции о банкротствах. Узнав об этом, ИФНС заявляет через арбитражный суд свои требования.

Задача компании, задолжавшей налоги, успеть опередить налоговую и первой подать заявление о банкротстве либо инициировать эту процедуру через дружественного кредитора.

Это несложно, так как налоговой инспекции приходится соблюдать множество различных сроков перед подачей заявления. ИФНС вправе обратиться в суд с заявлением о банкротстве только после вступления в силу решения о взыскании недоимки. Перед этим инспекция должна соблюсти нормы о добровольном погашении недоимки, а затем о принудительном взыскании. Оно возможно не ранее чем через 30 дней, но не позднее чем через 90 дней с даты направления судебному приставу-исполнителю постановления налоговой инспекции о взыскании налога за счет имущества должника или соответствующего исполнительного листа.

Как сделать банкротство выгодным для компании

Разобраться в сложностях законодательства о банкротстве очень непросто. Банкротство именно та отрасль права, где можно хорошо ориентироваться только с помощью юриста, который занимается именно банкротствами. Очень часто одних только усилий арбитражного управляющего недостаточно. Ведь управляющий редко обладает нужным уровнем юридического образования и ведет процедуру с точки зрения соблюдения своих обязанностей, предписанных ему законом. Если же в банкротстве участвует юрист-практик, то он поможет выбрать процедуру банкротства, подготовить ее и провести. Тогда весь процесс компания сможет четко проконтролировать и извлечь из него выгоду.

Как отбиться от претензий инспекции «по двум фронтам»

Отбиться от претензий налоговиков можно «по двум фронтам» – у судьи, ведущего дело о банкротстве, и параллельно в отдельном производстве можно оспорить решение ИФНС о начислении недоимки.*

Приведу пример из собственной практики. Налоговая инспекция обратилась в суд с иском о банкротстве в отношении одного из клиентов нашей компании. Одним из главных доводов, который мы использовали в защите нашего клиента от стремления налоговиков его обанкротить, стала ссылка на Налогового кодекса. Она обязывает налоговиков вручить требование компании лично. Тем более что все координаты налоговики знали.

Но налоговая поступила довольно типично для себя – отослала все документы по почте, что в дальнейшем и помешало налоговикам выиграть процесс и настоять на банкротстве нашего клиента. Налоговая инспекция не смогла представить в суд доказательства, что она пыталась лично уведомить налогоплательщика, хотя все координаты ей были известны. Кроме этого в качестве доказательств вручения документов по почте налоговики представили реестры почтовых отправлений, из которых непонятно, что и кому направлялось.

Налоговая инспекция сослалась на уведомление о вручении, якобы свидетельствующее о том, что корреспонденция получена – опущена в абонентский ящик компании. Но в Правилах оказания услуг почтовой связи четко сказано: уведомления не могут опускаться в абонентский ящик, а должны вручаться лично получателю корреспонденции.

Существующая судебная практика по подобным делам неоднозначна. Зачастую налоговики, представив невнятные реестры почтовых отправлений, получают решения судов в свою пользу. В нашем случае мы смогли убедить судью, что данных доказательств со стороны налоговой инспекции недостаточно. Таким образом, нам удалось добиться восстановления срока для обжалования требований налоговой инспекции, признания недействительным требования об уплате налога и отмены решения о взыскании средств за счет денежных средств на счетах компании и за счет ее имущества. В итоге это судебное решение помогло отменить процедуру банкротства.

Подать заявление в арбитражный суд об оспаривании решения инспекции о доначислении недоимки необходимо еще и для того, чтобы избежать возможной уголовной ответственности, если речь идет о крупной сумме. Дело в том, что с 1 января начала действовать Уголовно-процессуального кодекса РФ в обновленном варианте (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2009 г. № 383-ФЗ).

И теперь признание арбитражным судом недействительным решения ИФНС означает, что нет оснований для возбуждения уголовного дела за уклонение от уплаты налогов.

Когда банкротством заинтересуются правоохранительные органы

Налоговый кодекс обязывает инспекторов сообщать в правоохранительные органы о крупной неуплате налогов. В частности, если компания не заплатит налоги, пени и штрафы по требованию ИФНС, то через два месяца налоговики направят материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Но это в том случае, если размер недоимки превышает 2 млн руб.

Но есть и еще одно основание, по которому налоговики должны в течение 10 дней сообщить о компании в прокуратуру и ОВД. Это в том случае, если компанию заподозрят в преднамеренном, фиктивном банкротстве (статьи , , Уголовного кодекса РФ).

Признаками совершения такого преступления могут быть: сокрытие имущества или сведений о нем, неправомерное удовлетворение имущественных требований отдельных кредиторов за счет имущества должника и другие факты.

В заключение хотелось бы заметить, что, согласно духу закона, смысл банкротства в том, чтобы дать возможность должнику восстановить платежеспособность, а если это невозможно – пропорционально распределить имеющиеся активы между кредиторами. Умелое использование процедуры банкротства позволяет одним переждать трудное время, а другим – попросту обмануть кредиторов. Формально арбитражный управляющий в равной степени защищает права всех кредиторов, с одной стороны, и с другой – пытается восстановить платежеспособность предприятия и уберечь его активы. На практике зачастую арбитражный управляющий принимает или ту, или другую сторону.

Если ваше предприятие имеет признаки банкротства, мы рекомендуем вам инициировать процедуру банкротства по любому из возможных вариантов, не дожидаться, пока кредиторы сделают это сами.

Конспект подготовила Светлана Петрова

Ольга Пономарева,

управляющий партнер ГК «СОДЕЙСТВИЕ БИЗНЕС ПРОЕКТАМ»

Ответ утвержден Александром Родионовым,

заместителем руководителя экспертной поддержки

Процедура банкротства может затронуть практически любую компанию, столкнувшуюся с финансовыми проблемами, как огромное производство, так и небольшую фирму с десятком сотрудников. Ключевым вопросом в процессе банкротства чаще всего становится формирование четкой очередности из списка кредиторов (должников). Порядок этот зафиксирован законодательно и не подлежит «свободному толкованию». В статье рассмотрена общая схема признания компании банкротом через суд и правила формирования очередности платежей при банкротстве.

Как осуществляется процедура признания банкротства

Банкротство устанавливается в Арбитражном суде, куда может обратится как сама компания в добровольном порядке (используя процедуру банкротства как своеобразную защиту от кредиторов), так и один из кредиторов, требуя выплаты долгов в судебном порядке.

Компания в процессе банкротства либо распродает свое имущество для погашения задолженностей, либо, в более оптимистичном варианте, улучшает свое финансовое состояние при помощи эффективного внешнего управления и расплачивается с кредиторами без ликвидации.

Этапы проведения процедуры банкротства

Этап #1- обращение в суд с заявлением о признании компании банкротом (как самой компанией, так и кем-либо из кредиторов или государственными органами власти). Суд рассматривает все обстоятельства (в том числе наличие непогашенных задолженностей в сумме не менее трехсот тысяч рублей) и принимает или не принимает решение о начале одной из процедур, связанных с банкротством. Если будет доказан злой умысел компании, связанный с намеренным обманом кредиторов, то суд признает такое банкротство ложным и начнет уголовное преследование.

Этап #2 - наблюдение. Временный управляющий, назначенный судом, на этом этапе проводит оценку имеющихся долгов и возможностей их выплаты без потери всего имущества. Управляющий обращается к бухгалтерской и налоговой отчетности компании, а также составляет список всех кредиторов с указанием размера долга («реестр требований»).

Этап #3 - финансовое оздоровление . Возможно, если временный управляющий предложил способы выхода из кризиса и изыскал пути выплаты долгов. Компания продолжает оставаться под контролем своих владельцев, хотя и с некоторыми ограничениями.

Этап #4 - внешнее управление . Если финансовое оздоровление не прошло успешно, то руководство компании переходит к арбитражному управляющему, который может ввести временный мораторий на выплату долгов. За этот период «отсрочки» управляющий предпринимает шаги по оздоровлению компании (за счет продажи неликвидных подразделений, перепрофилированию организации и т. п.).

Этап #5 - конкурсное производство . Вводится, если спасти компанию на предыдущих этапах не удается. Организация ликвидируется, ее имущество подлежит продаже, все вырученные средства передают кредиторам согласно установленной очередности.

Порядок установления очередности выплат кредиторам

Порядок установления такой очереди прописан законодательно (в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» №127 ) и не подлежит произвольному изменению. Закон разделяет задолженность банкрота на очередную и внеочередную, расставляя приоритеты следующим образом:

  1. в первую очередь должны быть выплачены долги первостепенные («внеочередные»), появившиеся у компании-банкрота уже после начала процедуры банкротства (их называют «текущими» выплатами);
  2. во вторую очередь попадают все платежи, возникшие до объявления о банкротстве.

Наиболее приоритетны следующие выплаты (в порядке убывания их «важности»):

  • различные расходы, связанные с предотвращением потенциальных техногенных или экологических катастроф (если они могут возникнуть из-за прекращения работы предприятия-банкрота);
  • судебные расходы, связанные с ведением дела о банкротстве, оплата услуг арбитражного управляющего, а также работы лиц, которые были привлечены к обязательной работе управляющим в соответствии с законом о банкротстве;
  • выплата зарплаты и выходных пособий сотрудникам, работающим (или уже уволенным) по трудовым договорам после начала процедуры банкротства;
  • оплата работы привлеченных внешним управляющим сотрудников (не подпадающих под второй пункт);
  • коммунальные платежи, обязательные для поддержания нормальной работы предприятия;
  • другие текущие платежи.

После выплат всех долгов по текущим платежам предприятие переходит к выплатам по второму списку очередности (в порядке убывания важности):

  • долги перед гражданами, пострадавшими от действий компании-банкрота (причинение вреда здоровью или жизни);
  • обязательства по оплате выходных пособий, по выплате заработных плат сотрудникам компании (работавшим по трудовым договорам), а также долгов по авторским договорам;
  • оплата услуг, расчеты с остальными кредиторами компании (по договорам поставки, банковским кредитам и т.п.).

Отдельно выделяют долги, обеспеченные по договору конкретным имуществом, такие выплаты производят за счет продажи предмета залога.

Общий порядок погашения различных платежей и требований, поступивших от кредиторов, во время процедуры банкротства

Очередность Виды требований кредиторов Основание: закон «О банкротстве» (Федеральный закон №127 )
1. Платежи вне основной очередности (текущие платежи, возникли после того, как организация начала процедуру банкротства)
1-вая очередь Различные расходы, связанные с предотвращением техногенных/экологических катастроф, которые могут последовать из-за прекращения деятельности компании-банкрота Статья сто тридцать четыре, пункт первый
2-рая очередь 1. судебные расходы по текущему банкротству, выплата денежного вознаграждения внешнему управляющему, оплата работы сотрудников, привлеченных к работе арбитражным управляющим (чья работа обязательна по действующему законодательству) Статья сто тридцать четыре, пункт второй
2. выплата зарплаты сотрудникам (по трудовым договорам), работающим после объявления о банкротстве
3. выплата зарплаты сотрудникам, которых привлек к работе арбитражный управляющий (кроме тех, что указаны первым и вторым пунктом)
4. выплаты по коммунальным расходам, если они в обязательном порядке нужны для работы компании-банкрота
5. иные текущие платежи
2. Основные платежи (возникли до того, как организация начала процедуру банкротства)
1-вая очередь Требования, связанные с ответственностью за причинение вреда жизни и здоровью отдельным гражданам Статья сто тридцать четыре, пункт четвертый
2-рая очередь Требования по выплатам при увольнении и задолженностям по заработной плате сотрудникам, работавшим по трудовым договорам, а также выплаты задолженностей по авторским договорам
3-тья очередь Расчеты со всеми остальными кредиторами (нетто-обязательства, налоги и сборы и другие)

Примеры формирования очередности выплат при банкротстве

Пример #1. Cоставление очередности платежей при банкротстве (для текущих платежей)

ПАО «Флагман» добровольно объявило себя банкротом и с помощью арбитражного управляющего определило наличие следующих долгов, возникших после обращения в суд:

  • удержанный налог на доходы физических лиц с заработных плат тех сотрудников, которые продолжили работу после банкротства,
  • оплата труда нанятых внешним управляющим специалистов, проводивших работы по «консервации» производства.

В соответствии со статьей сто тридцать четвертой пунктом первым и вторым Федерального закона «О банкротстве» эти выплаты должны производится в следующем порядке:

  1. расходы на экологически безопасную остановку работы завода компании,
  2. вознаграждение внешнему управляющему,
  3. судебные расходы по делу о банкротстве,
  4. задолженность по зарплате сотрудникам бухгалтерии, работавшим после объявления о банкротстве,
  5. оплата труда нанятых внешним управляющим специалистов, проводивших работы по «консервации» производства,
  6. платежи за электричество и воду, необходимые для работы офиса и завода компании,
  7. удержанный налог на доходы физических лиц с заработных плат тех сотрудников, которые продолжили работу после банкротства.

Пример #2. Очередность платежей при банкротстве (для основных долгов)

ПАО «Светоград» объявлено банкротом по суду, с помощью арбитражного управляющего определило наличие долгов, возникших до решения суда:

Согласно пункту четвертому сто тридцать четвертой статьи Федерального закона «О банкротстве» эти выплаты должны производится в следующем порядке (с учетом очередности и календарных сроков):

  1. задолженность по больничному листу Иванова И.П., получившего травму при работе на заводе ПАО «Светоград»,
  2. долги по зарплатам сотрудникам предприятия за три месяца,
  3. долг по кредитному договору, заключенному в банком «Первый Российский» в 2013 году (платежи не поступали в банк с 2014 года),
  4. задолженность по налогу на прибыль за 2015 год,
  5. долг перед поставщиком комплектующих, по договору поставки от 2016 года.

Ответы на наиболее частые вопросы по очередности выплат при банкротстве

Вопрос №1 : К какой очередности выплат относятся задолженности по алиментам?

Ответ : Такая задолженность аналогична задолженности по заработной плате сотрудника, с которой они удерживаются. Если долг возник до признания компании банкротом, то его выплатят во вторую очередь, если после - то во внеочередном порядке, вместе с долгами по заработной плате.

Вопрос №2 : Можно ли выплатить долю второго участника компании, если выплата приведет к банкротству?

Ответ : Нет, если выплата доли приведет к банкротству или не позволит расплатиться с основными кредиторами, то она должна быть отложена до удовлетворения требований остальных кредиторов.

Вопрос №3 : Относится ли задолженность по заработной плате главного бухгалтера к третьей очереди выплат по текущим платежам?

Ответ : К третьей очереди по текущим платежам может быть отнесена только часть выплат по зарплате, в размере минимальных ставок, определенных Трудовым кодексом РФ. Вся остальная сумма относится к четвертой очереди выплат, возникших до признания компании банкротом.

Вопрос №4 : Есть ли исключения в порядке очередности для выплат по налогам и сборам?

Ответ : Налоговые органы относятся к кредиторам четвертой очереди, без особых преференций, выплаты производятся после удовлетворения требований по первой, второй и третьей очереди.

Вопрос №5 : Как распределяются выплаты по требованиям, относящимся к одной очередности?

Ответ: Выплаты в таком случае будут зависеть от календарных дат наступления задолженности. Если денежных средств должника не достаточно для погашения всех долгов по данной очереди, то выплата будет идти пропорционально по всем кредиторам.

Вопрос №6 : Можно ли отнести выплаты на погребение к одной из очередей платежей предприятия, объявленного банкротом?

Ответ : Нет, такая выплата идет вне очереди, относится к наиболее приоритетным.

Вопрос №7: Можно ли потребовать выплату долга у компании-банкрота через суд, если долги возникли непредвиденно, уже после составления реестра кредиторов?

Ответ: Да, обратившись в суд на общих основаниях, можно потребовать выплаты долга из конкурсной массы, без включения в реестр.

Под текущими платежами Федеральный закон от 26.10.02 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – закон № 127-ФЗ) понимает денежные обязательства, обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом (ст. 5 закона № 127-ФЗ). Основной целью текущих платежей является поддержание на приемлемом уровне жизнеспособности должника. Такой вывод можно сделать из анализа статей 5, 20.7, 134 закона №127-ФЗ

Отличить текущие требования от реестровых можно по дате возникновения денежного обязательства и дате вынесения определения о принятии заявления о признании должника банкротом.
Если в конкурсном производстве видно, что восстановление платежеспособности должника невозможно, то текущие платежи должны способствовать эффективному формированию конкурсной массы и наиболее полному погашению требований реестровых кредиторов. Следовательно, текущие требования должны быть в минимальном размере (например, юристы, организаторы торгов, специалисты по подготовке документов к сдаче в архив, коммунальные платежи). И наоборот, если ясно, что текущие обязательства должника выведут его из банкротства, их наличие является желательным (например, закупка сырья для производства готовой продукции и последующего ее выгодного сбыта).
Кредиторы по текущим платежам не являются лицами, участвующими в деле о банкротстве. Это предполагает отсутствие у них прав на активное управление процедурой, но они могут обжаловать в порядке статьи 60 закона № 127-ФЗ действия (бездействие) арбитражного управляющего, если это затрагивает их права и законные интересы. Они также имеют приоритетную по сравнению с реестровыми кредиторами очередность погашения своих требований. Требования кредиторов по текущим платежам не включаются в реестр.

Под реестровыми требованиями понимают требования, которые возникли до возбуждения дела о банкротстве. Такие кредиторы участвуют в деле о банкротстве и могут, например, голосовать на собраниях кредиторов. Погашение реестровых требований является по сути целью дела о банкротстве, достижение которой невозможно без образования текущих платежей. Чтобы надлежащим образом провести процедуру в деле о банкротстве, в любом случае придется нести затраты на ее проведение.

Реестровые требования в текущие не нужно переквалифицировать, даже если формально происходит замена требования, в таком случае для целей квалификации требования юридически значимой будет дата возникновения первоначального требования. Меры ответственности, обеспечивающие реестровое обязательство, не могут погашаться впереди основного обязательства, они следуют его судьбе.

Формальное прочтение статьи 5 закона № 127-ФЗ позволяет сделать вывод, что текущим может стать, например, реестровое требование в результате новации, совершенной после возбуждения дела о банкротстве; требование о возврате имущества, следующее из расторжения договора (если при отсутствии расторжения требование было бы реестровым); требование из судебного акта, вынесенного после возбуждения дела о банкротстве, которым изменен способ исполнения на взыскание денежной суммы (вместо, например, обязанности должника передать иное имущество); требование о взыскании неустойки, которой обеспечивается реестровое требование, если просрочка допущена после возбуждения дела о банкротстве. На эти и другие вопросы были даны ответы в постановлении ВАС № 63 (пункты по приведенным ситуациям – п. 13, 8, 14, 11 соответственно). ВАС РФ разъяснил, что в перечисленных случаях переквалификация требований в текущие не должна происходить. При этом в постановлении № 63 нет общей позиции о регрессных требованиях (хотя отмечены требования из исполнения по банковской гарантии, аваля по векселю). Поскольку регрессное требование является самостоятельным требованием, а не просто заменой кредитора в существующем требовании, то, формально рассуждая, можно сделать вывод, что через него можно переквалифицировать реестровое требование в текущее (например, подп. 1 п. 2 ст. 325 ГК РФ).
Представляется, что такой подход стоит признать неверным – регрессное требование будет также квалифицироваться как реестровое. В ситуации, когда у должника закрыт реестр (п. 1 ст. 142 закона № 127-ФЗ), лицо, которое должно ответить перед кредитором и вследствие этого приобрести регрессное требование к должнику, может защищать свои права следующим образом.
Первое – отказаться исполнять требования кредитора (в той части, которая повлечет возникновение регрессного требования) со ссылкой на статью 10 ГК РФ – по аналогии с поручительством (п. 52 постановления Пленума ВАС РФ от 12.07.12 № 42).
Понятие текущих платежей создает неопределенность в вопросе, куда относить требования, например, из договора энергоснабжения, предусматривающего ежемесячную поставку энергии и соответствующую помесячную ее оплату. Это касается любых договоров, подразумевающих периодическое исполнение обязанности со стороны кредитора и оплату со стороны должника: аренда, поставка, коммунальные услуги и др.
Первая позиция ВАС РФ, как квалифицировать требования из таких договоров, появилась в постановлении от 05.12.07 № 9658/07 по делу № А50-15710/2006-Г16. В постановлении от 05.12.07 № 9658/07 по делу № А50-15710/2006-Г16.даны разъяснения, что денежное обязательство является специальным понятием, определенным статьей 2 закона № 127-ФЗ, и не является тождественным по своему содержанию понятию обязательства в общегражданском смысле. То есть денежное обязательство возникает с момента, когда у должника возникает обязанность по оплате контрагенту – применительно к каждому периоду отношений. Далее эта идея была зафиксирована в пункте 2 постановления № 63 – текущими будут требования об оплате за те периоды времени, которые истекли после возбуждения дела о банкротстве, не имеет значения, когда был заключен договор.

Если оплата труда производится дважды в месяц 10-го и 24-го числа, а дело о банкротстве возбуждено 21-го числа, то заработная плата за вторую половину месяца относится к текущим требованиям, а за первую – к реестровым.

Аналогично решается вопрос по требованиям об оплате труда, на которых также распространяется режим текущих требований (п. 2 ст. 136 закона № 12-ФЗ). К текущим относятся требования за периоды, истекшие после возбуждения дела о банкротстве. Это касается и выплаты выходного пособия, если увольнение произошло после этой даты (абз. 2 п. 32 постановления Пленума ВАС РФ 22.06.12 № 35). Зарплата выплачивается каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором (ч. 6 ст. 136 ТК РФ). Это и есть расчетный период, от которого следует отталкиваться при квалификации «зарплатного» требования.

Очередность текущих требований определена в пунктах 1 , 2 статьи 134 закона № 127-ФЗ. Такие требования погашаются в приоритетном порядке по сравнению с реестровыми требованиями в порядке пяти очередей. В рамках каждой очереди погашение происходит в календарном порядке по дате их возникновения, а, например, не подтверждения судебным актом. Текущие платежи могут возникнуть с момента возбуждения дела о банкротстве, но статья, определяющая их очередность, размещена в главе о конкурсном производстве, то есть процедуре, когда должник уже признан банкротом. Пленум ВАС РФ разъяснил, что эта статья применяется и в иных процедурах в деле о банкротстве, если у должника недостаточно средств для погашения текущих платежей (п. 40 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.09 № 60). Закон о банкротстве устанавливает специальную очередность, поэтому ст. 855 ГК РФ не применяется (п. 40 постановления № 60).

Вознаграждение арбитражного управляющего состоит из фиксированной суммы и суммы процентов. При этом право на процентное вознаграждение арбитражного управляющего возникает с момента вынесения соответствующего судебного акта, которым определен его размер.
29 сентября вступил в силу Федеральный закон от 29.06.15 № 186-ФЗ, который изменил очередность погашения текущих требований, увеличив число очередей на одну. Новые правила расчетов применяются к процедурам, открытым после 29 сентября, если в рамках дела о банкротстве они еще не начались. Закон также разрешает работникам (в том числе бывшим) обратиться в суд с заявлением о признании работодателя банкротом. Кроме того, работодатель обязан обратиться в суд с заявлением о признании себя банкротом, если появится непогашенная более чем три месяца задолженность по выплате выходных пособий, зарплаты и других выплат работнику.
Первая очередь не изменилась. К ней относятся судебные расходы по делу о банкротстве, требования по выплате вознаграждения арбитражному управляющему, оплата деятельности специалистов, привлечение которых для арбитражного управляющего обязательно в соответствии с законом № 127-ФЗ (например, оценщики, оператор электронной площадки, реестродержатель и т. д.).
К первой очереди также относится оплата услуг кредитных организаций по совершению операций с денежными средствами, находящимися на счете (п. 40.1 постановления № 60). До принятия этих разъяснений арбитражные управляющие сталкивались с нежеланием кредитных организаций обслуживать счета, потому что требования за их обслуживание попадали в четвертую очередь текущих требований (в предыдущей редакции закона № 127-ФЗ), что делало их работу невыгодной.
Вторая очередь изменилась. Теперь это только требования об оплате труда, о выплате выходных пособий и иные сопутствующие требования. Причем погашаются требования как работающих в текущий момент работников, так и бывших работников, если их требования возникли после возбуждения дела о банкротстве. Ко второй очереди также относятся удержания из текущей зарплаты работника по исполнительному документу (например, алименты), НДФЛ, удерживаемый должником как налоговым агентом, и членские профсоюзные взносы (п. 40.1, 41.1 постановления № 60). «Золотые парашюты» топ-менеджмента в части, превышающей установленный трудовым законодательством размер выплат, относятся к реестровым требованиям с соответствующим порядком погашения (п. 2.1 ст. 134, п. 3 ст. 136 закона № 127-ФЗ).
К какой очереди относится требование по арендной плате

Третья очередь (до закона № 186-ФЗ вторая очередь). Это требования об оплате деятельности лиц, привлеченных арбитражным управляющим, привлечение которых обязательным не является (например, юристы, бухгалтеры, сторожа). До внесения изменений требования указанных лиц относились ко второй очереди и были равны «зарплатным» требованиям.
Четвертая очередь (до закона № 186-ФЗ третья очередь). К ней относятся коммунальные и эксплуатационные платежи, необходимые для деятельности должника (например, оплата электроэнергии, уборка помещений и т. д.). На практике возникают проблемы, к какой очередности относить требования по арендной плате.
Суды относят требования к разным очередям:
– четвертая очередь (ранее третья)
– пятая очередь (ранее четвертая) (определение ВАС РФ от 23.10.12 по делу № А32-25479/2008,
– четвертая или пятая очередь в зависимости от конкретных обстоятельств. Например, были ли текущие платежи необходимыми для деятельности должника.
Пятая очередь (до закона № 186-ФЗ четвертая очередь). К ней относятся иные требования (налоги должника, из договоров, которые не вошли в более приоритетные очереди, неосновательное обогащение, причинение вреда и др.). Сюда же относятся исчисленные в связи с начислением текущей заработной платы суммы страховых взносов в ПФР и иные внебюджетные фонды.

Закон о банкротстве устанавливает конкретные формы предоставления информации для лиц, участвующих в деле (в частности, через собрания кредиторов), и не предусматривает обязанности управляющего предоставлять в индивидуальном порядке сведения и объяснения, если это прямо не предусмотрено законом.

Внеочередные текущие требования. Вопросы, возникающие в ходе процедуры банкротства, нельзя уложить в пять очередей, поэтому есть некоторые отступления от них. Так, расходы на предотвращение техногенных, экологических катастроф, гибели людей могут производиться в нарушение любых очередностей. В основном это касается должников, в конкурсной массе которых есть социально значимые объекты, перечисленные в пункте 6 ст.129 закона № 127-ФЗ. В конкурсном производстве, например, нельзя допустить остановку водоснабжения, водоотведения и технического водоснабжения населенного пункта. Отступление от установленной очередности погашения возможно, если это нужно, в том числе для недопущения гибели или порчи имущества должника либо предотвращения увольнения работников должника по их инициативе. Вне очереди также возвращаются задатки лицам, участвующим в торгах по реализации имущества должника.

Лицам, участвующим в деле, в особенности конкурсным кредиторам, для защиты своих интересов нужно обращать внимание на размер текущих требований к должнику. В частности, на размер таких обязательств перед лицами, привлеченными арбитражным управляющим для обеспечения своей деятельности. Часто арбитражный управляющий привлекает за счет средств должника консалтинговые компании в области права, специалистов по финансовому анализу, сдачи документов в архив и других лиц, привлечение которых не является обязательным.

Для временного и административного управляющего лимиты на привлечение специалистов уменьшены в два раза по сравнению с лимитами для внешнего и конкурсного управляющих (п. 4 ст. 20.7 закона № 127-ФЗ). Лимиты распространяются в целом на соответствующую процедуру независимо от смены арбитражных управляющих в ходе нее.
Для этих случаев установлены границы (лимиты) текущих расходов (п. 3 ст. 20.7 закона №127-ФЗ). Они распространяются на лиц, привлечение которых обязательным не является, и требования перед ними погашаются в порядке третьей текущей очереди. Принцип формирования таких расходов составляет определенный процент от балансовой стоимости активов должника на последнюю отчетную дату, предшествующую дате введения соответствующей процедуры, применяемой в деле о банкротстве. Такой датой суды признают последний день месяца, предшествующего введению соответствующей процедуры.
Арбитражный управляющий может выйти за пределы лимита, если у него имеется страхование дополнительной ответственности в размере превышения страховой суммы над минимальной страховой суммой обязательного страхования ответственности (п. 3 ст. 20.7 закона № 127-ФЗ). Минимальная сумма ответственности составляет три миллиона (п. 2 ст. 24.1 закона № 127-ФЗ). Некоторые суды толкуют эту норму не как возможность превысить лимит без обращения в суд, а как еще одно необходимое условие для превышения лимита (постановление АС Центрального округа от 27.05.15 по делу № А48-4241/10). Обращение в суд после того, как услуги оказаны и оплачены, свидетельствует о ненадлежащем исполнении арбитражным управляющим своих обязанностей, если это не обусловлено срочностью привлечения соответствующего специалиста. Некоторые суды полагают, что производство в случае его возбуждения по таким заявлениям и вовсе следует прекращать.

Выход за установленные лимиты возможен в двух случаях. Первый – если суд вынес по ходатайству арбитражного управляющего определение о привлечении лиц, оплата услуг которых приведет к превышению лимитов (п. 6 ст. 20.7 закона № 127-ФЗ). Второй – наем должником работников по трудовым договорам, поскольку это не подпадает под действие норм о лимитах (п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 17.12.09 № 91).
Если конкурсный кредитор полагает, что специалист привлечен необоснованно не в соответствии с целью процедуры банкротства и обязанностями арбитражного управляющего, его стоимость завышена (даже если его привлечение обязательно) или превышен лимит на привлеченных лиц, он вправе подать заявление о признании незаконными действий арбитражного управляющего (п. 5 ст. 20.7, п. 1 ст. 60 № 127-ФЗ). Кредитор может взыскать убытки с арбитражного управляющего из-за необоснованно привлеченных специалистов (п. 53 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.12 № 35, п. 5 постановления Пленума ВАС РФ от 17.12.09 № 91). Потребовать возмещения можно в рамках этого же спора, объединив требования в одном заявлении (ст. 130 АПК РФ), или инициировать самостоятельный спор. В любом случае спор будет рассматриваться в деле о банкротстве в порядке статьи 60 закона № 127-ФЗ. Иногда суд по собственной инициативе направляет в правоохранительные органы информацию о том, как были распределены средства в ходе конкурсного производства.

Похожих статей пока нет.