Какой размер пособия при рождении, по уходу за ребенком, по беременности и родам. Единовременное пособие при рождении ребенка Единовременное пособие при рождении ребенка в году

На протяжении нескольких лет вся социальная сфера постепенно приходила в упадок, не получая должной поддержки со стороны российского государства. Это привело ко многим отрицательным последствиям, среди которых, в том числе, оказалось и существенное снижение рождаемости. На фоне остальных социальных трудностей — безработицы и безденежья — рожать стало не просто невыгодно, но даже страшно. Однако сегодня ситуация изменилась в лучшую сторону.

В 2014 году правительство пересмотрело финансирование социальной сферы, уделив не последнее внимание и поддержке молодых матерей. Многие семьи получили пособия и выплаты по уходу за ребенком, суммы выплат были увеличены, а сроки получения этих средств — продлены без всяческих дополнительных условий. В первую очередь под действие новых государственных программ попали семьи, наиболее нуждающиеся в помощи. Затем постепенно программы социального обеспечения молодых семей распространились на остальные категории населения.

Сегодня под строгий контроль взято не только начисление пособий матерям, но и поступление этих средств по назначению.

Какие детские пособия вам положены

Безусловно, каждая семья желает воспользоваться своим правом и получить предусмотренные для нее государством выплаты. Разобраться в вопросе, какие детские пособия вам положены, бывает непросто. Мы постараемся вам помочь в этом.

В 2014 году действуют множественные государственные программы, позволяющие получать следующие выплаты молодым семьям и матерям, в зависимости от того, под действие каких программ они подпадают:

  • Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (то есть до 12 недель).
  • Единовременное пособие по беременности и родам.
  • Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.
  • Материнский капитал.
  • Единовременное пособие при рождении ребенка (при передаче ребенка на воспитание в семью).
  • Ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
  • Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.
  • Ежемесячное пособие на третьего ребенка и последующих детей.
  • Ежемесячное пособие многодетным семьям.
  • Единовременная денежная выплата в связи с рождением одновременно трех и более детей.
  • Ежемесячное пособие малоимущим семьям.
  • Ежемесячная денежная выплата на полноценное питание.

Упомянутые выплаты производятся согласно Федеральному закону «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», но не все они распространяются на все территории Российской Федерации.

С 1 января 2014 года государственные выплаты гражданам с детьми были повышены. Размер индексации составил 1,05. При этом следует учитывать, что единовременное пособие при рождении индексируется лишь в том случае, если ребенок родился не ранее 01.01.2014 года. Зато сроки выплат по уходу за ребенком продлеваются всем матерям, чьи дети не достигли возраста 3 лет, независимо от даты их рождения. То есть с этого года данная выплата будет проводиться до достижения ребенком трех, а не полутора лет, как это было раньше.

Примечательно, что если уже проиндексированная в этом году сумма минимального пособия по уходу за ребенком будет превышать размер выплаты, исчисленный из заработной платы родителя, то эта выплата будет пересчитана.

Размеры всех выплат будут ежегодно изменяться согласно индексации.

Какие документы нужны для оформления детского пособия

Детские выплаты предназначены для материальной поддержки беременных женщин, уходящих в декрет, а также родителей и усыновителей, ухаживающих за ребенком.

Однако чтобы получить полагающиеся по закону детские пособия в 2014 году, родители должны подготовить необходимые для их оформления документы и подать их в соответствующие инстанции.

При оформлении того или иного вида детского пособия потребуется сдать разный пакет документов. Здесь Вы найдете подробную информацию о том, какие именно документы нужны для оформления детского пособия в зависимости от его вида и от того, работают родители или нет.

». С 1 января 2019 года были проиндексированы все виды пособий семьям с детьми. Также увеличение коснулось единовременных пособий при рождении ребенка и ежемесячных пособий по уходу за ребенком до полутора лет. В данной статье поговорим о размере детских пособий в 2019 году и об их индексации.

Индексация детских пособий в 2019 году

По словам Министра труда и социальной защиты в РФ Максима Томилина пособия были проиндексированы на 5% с учетом уровня инфляции. С 01.01.2014 г. размер единовременного пособия при рождении ребенка увеличился до 13 700 руб., размер ежемесячного пособия по уходу за первым ребенком до полутора лет для граждан, не подлежащих обязательному социальному страхованию – до 2 600 руб. , за вторым и последующими детьми – 5 200 руб.

Кроме этого Топилин рассказал об увеличении пособий, выплачивающихся в рамках соцстрахования. Теперь максимальная сумма пособия, выплачиваемого женскому населению страны по беременности и родам в размере 100% среднего заработка составляет 44 900 руб. за полный календарный месяц. Особенностью данного пособия является то, что оно выплачивается суммарно за 70 дней до и 70 дней после рождения малыша. Максимальная сумма ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет, выплачиваемого в размере 40% от среднего заработка застрахованного лица теперь составляет 18 000 руб. Материнский капитал увеличился на 20 000 руб. и теперь эта сумма составляет 429 400 руб. (более подробно о продлении материнского капитала можно прочитать , и его индексации в 2018-2019 гг. - ).

Также в этом году изменился механизм предоставления детских пособий и стипендий. Теперь согласно вступившему с 1 января закону не страховые пособия будет выплачивать не ФСС (Фонд социального страхования), а регионы РФ. Для получателей выплат при этом ничего не изменится.

Обязанности по выплате государственных пособий, носящих не страховой характер – студентам, учащимся, людям, не работающим по трудовому договору, военнослужащим и другим категориям граждан, ложатся на региональные власти.

Сейчас эти деньги поступают в регионы из федерального бюджета через ФСС. С 2019 года фонд будет освобожден от роли посредника, и деньги пойдут напрямую в региональные бюджеты в виде субвенций.

Размер детских пособий в 2019 году

Малообеспеченным семьям (с доходом ниже прожиточного минимума на человека):

На детей от 0 до 1,5 лет и от 3 до 18 лет:

  • Одиноким матерям/отцам - 2000 руб./мес. (в 2019 году было 1600 руб. );
  • 1400 руб./мес. (в 2019 году было 1200 руб. );
  • Остальным 1000 руб./мес. (в 2019 году было 800 руб.).

На детей от 1,5 до 3 лет:

  • Одиноким матерям/отцам - 4000 руб./мес. (в 2019 г. было 3200 руб. );
  • Военнослужащих по призыву либо родителя в розыске 2800 руб./мес. (в 2019 г. было 2400 руб. );
  • Остальным 2000 руб./мес. (в 2019 г. было 1600 руб. ).

Детям-сиротам и оставшимся без попечения родителей:

  • Опекунам, приёмным родителям на ребёнка до 12 лет, не инвалида - 15 000 руб./мес. ;
  • Опекунам, приёмным родителям на ребёнка от 12 до 18 лет, не инвалида - 20 000 руб./мес. ;
  • Опекунам, приёмным родителям на ребёнка-инвалида до 18 лет - 25 000 руб./мес. ;
  • Опекунам на возмещение расходов за ЖКУ в квартире, где проживает несовершеннолетний - 928 руб./мес .

При рождении (усыновлении):

  • Женщинам, вставшим на учёт в медучреждениях Москвы в срок до 20 недель беременности - 600 руб. единовременно ;
  • При рождении или усыновлении первого/второго и последующих детей - 5500 руб./14 500 руб. единовременно ;
  • При рождении сразу трёх и более детей - 50 000 руб. единовременно .

Семьям инвалидов и детей-инвалидов:

  • Лицу, ухаживающему за ребёнком-инвалидом до 18 лет или инвалидом с детства до 23 лет - 6000 руб./мес. ;
  • Неработающим родителям-инвалидам I или II группы, ребёнку которых до 18 лет - 6000 руб./мес. ;
  • Потерявшим кормильца детям-инвалидам до 18 лет или инвалидам с детства до 23 лет - 1450 руб./мес .

Многодетным:

  • Семьям с 3-4 детьми до 16 лет, учащимися - до 18 лет - 600 руб./мес. ;
  • Семьям с 5 и более детьми до 16 лет, учащимися - до 18 лет - 750 руб./мес. ;
  • На покупку детских товаров на семью с 5 и более несовершеннолетними - 900 руб./мес. ;
  • На семью с 3-4 детьми - помощь на ЖКУ: 522 руб./мес. ;
  • На семью, где 5 и более детей - 1044 руб./мес .
  • Выплата одиноким матерям, отцам на детей до 16 лет, учащихся - до 18 лет в семьях, доход которых превышает прожиточный минимум (если не превышает - 750 руб.) - 300 (750) руб./мес. ;
  • ыплата на детей военнослужащих по призыву либо семей, в которых один из родителей не платит алименты, либо в случае, когда оба родителя не работают (нетрудоспособны) и имеют ребёнка до 1,5 лет - 600 руб./мес. ;
  • Одиноким матерям, многодетным, семьям с детьми-инвалидами, семьям военнослужащих по призыву, семьям, где один из родителей не платит алименты) - 675 руб./мес. на питание ребёнка до 3 лет ;
  • Студенческим семьям - 1875 руб./мес. на питание ребёнка до 3 лет .

Возникновение отношений по всем видам обязательного социального страхования у застрахованных лиц в силу пункта 4 статьи 9 Федерального закона от 16.07.99 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» происходит с момента заключения трудового договора с работодателем. При наличии таких отношений при наступлении страхового случая застрахованному лицу полагается соответствующая выплата.

Страховыми случаями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются (п. 2 ст. 1.3 закона № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»):

  • временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы;
  • беременность и роды;
  • рождение ребёнка (детей);
  • уход за ребёнком до достижения им возраста полутора лет;
  • смерть застрахованного лица или несовершеннолетнего члена его семьи.

Видами страхового обеспечения по рассматриваемому виду обязательного социального страхования являются следующие выплаты (ст. 1.4 закона № 255-ФЗ):

  • пособие по временной нетрудоспособности;
  • социальное пособие на погребение.

Условия, размеры и порядок выплаты указанного страхового обеспечения определяются законом № 255-ФЗ, а также федеральными законами:

  • от 19.05.95 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и
  • от 12.01.96 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».

Законом № 81-ФЗ установлены следующие виды государственных пособий гражданам, имеющим детей (ст. 3):

  • пособие по беременности и родам;
  • единовременное пособие женщинам, вставшим на учёт в медицинских организациях в ранние сроки беременности;
  • единовременное пособие при рождении ребёнка;
  • ежемесячное пособие по уходу за ребёнком;
  • ежемесячное пособие на ребёнка;
  • единовременное пособие при передаче ребёнка на воспитание в семью;
  • единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;
  • ежемесячное пособие на ребёнка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 02.12.13 № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» установлен размер индексации пособий, предусмотренных упомянутой статьёй 4.2 закона № 81-ФЗ, 1,05 (прогнозируемый уровень инфляции на 2014 год согласно пункту 1 статьи 1 закона № 349-ФЗ составляет 5 %).

В связи с этим с 1 января 2014 года размеры следующих видов пособий увеличиваются на коэффициент 1,05:

  • единовременного пособия женщинам, вставшим на учёт в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
  • единовременного пособия при рождении ребёнка;
  • пособия по беременности и родам, выплачиваемого женщинам:

в связи с прекращением:

статуса адвоката;

деятельности, которая в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию;

ежемесячного пособия по уходу за ребёнком, выплачиваемого лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в том числе лицам, обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях).

Увеличиваются также в 1,05 раза:

  • минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребёнком, выплачиваемого лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • минимальный и максимальный размеры ежемесячного пособия по уходу за ребёнком, выплачиваемого лицам:

уволенным в период отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организаций;

прекратившим деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей;

в связи с прекращением:

полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой;

статуса адвоката;

деятельности, которая в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию

Единовременное пособие женщинам

Право на единовременное пособие дополнительно к пособию по беременности и родам имеют женщины, вставшие на учёт в медицинских организациях в ранние сроки беременности (до двенадцати недель) (ст. 9 закона № 81-ФЗ).

Размер такого единовременного пособия женщинам установлен статьёй 10 закона № 81-ФЗ в сумме 300 руб. начиная с 2002 года.

Упомянутая статья 4.2 закона № 81-ФЗ по индексации пособий вступила в силу с 3 марта 2008 года. При этом её действие было распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года (п. 1 ст. 4, п. 2, 4 ст. 11 Федерального закона от 01.03.08 № 18-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения размеров отдельных видов социальных выплат и стоимости набора социальных услуг»).

За прошедшие шесть лет индексация единовременного пособия осуществлялась восемь раз. Напомним, что пунктом 2.1 статьи 11 Федерального закона от 24.07.07 № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» предусматривалась индексация государственных пособий гражданам, имеющим детей, предусмотренных статьёй 4.2 закона № 81-ФЗ, с 1 января 2008 года в 1,085 раза, а с 1 июля 2008 года - ещё в 1,0185 раза. В дальнейшем же индексация пособий осуществлялась один раз в год с 1 января. В таблице 1 приведены значения коэффициентов индексации по годам, установленные законами о федеральном бюджете соответствующего года.

Перемножив исходные 300 руб. на произведение коэффициентов индексации, получаем сумму единовременного пособия женщинам, вставшим на учёт в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности. В 2013 году таковой было 490,79 руб. (300 руб. × 1,085 × 1,0185 × 1,13 × 1,10 × 1,065 × 1,06 × 1,055), в текущем году его сумма достигла 515,33 руб. (490,79 руб. × 1,05).

Руководство ФСС России в своё время разъяснило, что округление суммы пособий до полного рубля не предусмотрено (письмо ФСС России от 28.12.11 № 14-03-18/05-16244).

Согласно Порядку и условиям назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.09 № 1012н) рассматриваемое пособие назначается и выплачивается по месту назначения и выплаты пособия по беременности и родам. Единовременное пособие назначается и выплачивается (п. 14, 15, 21 порядка):

  • по месту работы - работающим женщинам;
  • по месту службы - женщинам, проходящим службу;
  • по месту учёбы - женщинам, обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях;
  • органами социальной защиты населения по месту жительства (месту пребывания, месту фактического проживания) - женщинам:

уволенным в связи с ликвидацией организаций;

прекратившим деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей;

в связи с прекращением:

полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой;

статуса адвоката;

в течение двенадцати месяцев, предшествовавших дню признания их в установленном порядке безработными.

Основанием для назначения рассматриваемого пособия является справка, подтверждающая постановку на учёт женщины в ранние сроки беременности (п. 22 порядка). Утверждённой формы такой справки не существует, поэтому она оформляется в произвольной форме женской консультацией либо другой медицинской организацией, поставившей женщину на учёт.

Единовременное пособие выплачивается одновременно с пособием по беременности и родам, если справка о постановке на учёт в ранние сроки беременности представляется одновременно с документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия по беременности и родам. Если же данная справка представлена работодателю или в образовательное учреждение женщиной позже, то выплата должна быть произведена в течение 10 дней со дня её представления.

При выплате единовременного пособия органами социальной защиты населения его назначение должно быть осуществлено не позднее 10 дней с даты приёма соответствующего заявления и справки. Выплату же надлежит произвести не позднее 26-го числа месяца, следующего за месяцем приёма указанных документов (п. 18, 24 порядка).

Вполне возможно, что вместе с заявлением о предоставлении отпуска по беременности и родам и листком нетрудоспособности, датированными текущем годом, работница представит ещё и упомянутую справку о постановке её на учёт в 2013 году. И возникает вопрос: в какой сумме выплатить пособие? В той, что установлена:

  • на прошлый год (490,79 руб.), на который приходится дата постановки на учёт в женской консультации или
  • на текущий год (515,33 руб.), на который приходится дата начала декретного отпуска.

Вставание на учёт в медицинских организациях в ранние сроки беременности не является отдельным страховым случаем. У единовременного пособия за раннюю постановку на учёт страховой случай - «беременность и роды». Выплачивается оно, как было сказано выше, вместе с пособием по беременности и родам или позже (если справка представлена позже), но никак не раньше. Исходя из этого размер пособия женщинам, вставшим в ранние сроки беременности на учёт, определяется на дату начала отпуска по беременности и родам и не зависит ни от даты самой постановки на учёт, ни от даты выдачи указанной справки.

Таким образом, если отпуск по беременности и родам оформляется в 2014 году, то при представлении женщиной рассматриваемой справки, независимо от даты постановки её на учёт, пособие должно быть назначено и выплачено в размере, установленном на текущий год.

Индексация иных видов пособий

В абсолютных суммах законом № 81-ФЗ установлены также:

  • единовременное пособие при рождении ребёнка - 8000 руб. (ст. 12 закона № 81-ФЗ);
  • единовременное пособие при передаче ребёнка на воспитание в семью - также 8000 руб. (ст. 12.2 закона № 81-ФЗ);
  • единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, - 14 000 руб. (ст. 12.4 закона № 81-ФЗ);
  • ежемесячное пособие на ребёнка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, - 6000 руб. на каждого ребёнка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву (ст. 12.7 закона № 81-ФЗ).

Индексация первых двух пособий, как и единовременного пособия женщинам, вставшим на учёт в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, осуществлялась также на все приведённые коэффициенты. Поэтому размер пособия в 2013 году составлял 13 087,61 руб. (8000 руб. × 1,085 × 1,0185 × 1,13 × 1,10 × 1,065 × 1,06 × 1,055).

Отметим, что последовательное перемножение базового размера пособия на все коэффициенты индексации даёт 13 087,59 руб. Руководство ФСС России практически каждый год уточняет размер рассматриваемого пособия, определяя его сумму исходя из величины пособия предыдущего года. Так, в письме ФСС России от 28.12.11 № 14-03-18/05-16244 приведено следующее. Единовременное пособие при рождении ребёнка на 1 января 2011 года составляло 11 703,13 руб. Размер данного пособия на 1 января 2012 года находится перемножением этой суммы и коэффициента 1,06. Искомая величина - 12 405,32 руб. (11 703,13 руб. × 1,06).

Повторён такой порядок определения размера пособия на начало прошлого года в письме ФСС России от 19.12.12 № 15-03-11/12-17008. И на 1 января 2013 года размер единовременного пособия при рождении ребёнка возрос до 13 087,61 руб. (12 405,32 руб. × 1,055).

Воспользовавшись приведённым алгоритмом, находим размер единовременного пособия при рождении ребёнка на 1 января 2014 года - 13 741,99 руб. (13 087,61 руб. × 1,05).

Выплата единовременного пособия при рождении ребёнка в этой сумме в текущем году производится в случае рождения ребёнка 1 января 2014 года и позднее (письмо ФСС России от 25.07.08 № 02-10/07-7293). В случае же рождения ребёнка в прошлом году, а представления необходимых документов для выплаты рассматриваемого пособия - в текущем году работодателю надлежит начислить единовременное пособие в размере, который действовал в 2013 году, не позднее 10 дней с даты приёма (регистрации) заявления со всеми необходимыми документами (п. 30 порядка).

Перечень документов, необходимых для выплаты рассматриваемого пособия, приведён в пункте 28 порядка.

Индексация:

  • единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;
  • ежемесячного пособия на ребёнка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, -

в силу пункта 3 статьи 11 закона № 18-ФЗ начала осуществляться с 1 января 2009 года. Вследствие этого при определении размеров этих пособий в прошлом году использовалось пять коэффициентов индексации. Искомые величины составили 20 725,60 руб. (14 000 руб. × 1,13 × 1,10 × 1,065 × 1,06 × 1,055) и 8882,40 руб. (6000 руб. × 1,13 × 1,10 × 1,065 × 1,06 × 1,055) соответственно.

В текущем же году размер:

Ежемесячное пособие по уходу за ребёнком

Ежемесячное пособие по уходу за ребёнком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребёнком и находящимся в отпуске по уходу за ребёнком. Указанное пособие выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребёнком до достижения ребёнком возраста полутора лет (п. 1 ст. 11.1 закона № 255-ФЗ).

Ежемесячное пособие по уходу за ребёнком выплачивается в размере 40 % среднего заработка работника (с учётом предельной величины базы), но не менее минимального размера этого пособия, установленного законом № 81-ФЗ (п. 1 ст. 11.2, п. 3.2 ст. 14 закона № 255-ФЗ).

Напомним, что ежемесячное пособие по уходу за ребёнком исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по уходу за ребёнком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).

В случае если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанного страхового случая, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребёнком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчёта среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведёт к увеличению размера пособия.

Средний дневной заработок для исчисления ежемесячного пособия по уходу за ребёнком определяется путём деления суммы начисленного заработка за указанные два календарных года на число календарных дней в этом периоде, за исключением календарных дней, приходящихся на следующие периоды:

  • периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребёнком;
  • период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством РФ, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в ФСС России в соответствии с Федеральным законом от 24.07.09 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» не начислялись.

Средний заработок, исходя из которого исчисляется ежемесячное пособие по уходу за ребёнком, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную в соответствии с законом № 212-ФЗ на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС России (п. 1, 3.1, 3.2 ст. 14 закона № 255-ФЗ).

Предельная величина базы для начисления страховых взносов установлена пунктом 4 статьи 8 закона № 212-ФЗ в сумме 415 000 руб. Эта величина в силу пункта 5 статьи 8 закона № 212-ФЗ ежегодно индексируется. В связи с чем её размер:

  • в 2011 году - 463 000 руб. (постановление Правительства РФ от 27.11.10 № 933);
  • в 2012 году - 512 000 руб. (постановление Правительства РФ от 24.11.11 № 974);
  • в 2013 году - 568 000 руб. (постановление Правительства РФ от 10.12.12 № 1276);
  • в 2014 году - 624 000 руб. (постановление Правительства РФ от 30.11.13 № 1101).

Следовательно, величина среднего заработка, исходя из которого исчисляется ежемесячное пособие по уходу за ребёнком в текущем году, не может превышать 1 080 000 руб. (512 000 + 568 000). В прошлом же году она не могла превышать 975 000 руб. (463 000 + 512 000).

Средний дневной заработок для исчисления ежемесячного пособия по уходу за ребёнком при этом не может превышать величину, определяемую путём деления на 730 совокупности предельных величин базы для начисления страховых взносов в ФСС России, установленных в соответствии с законом № 212-ФЗ на два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по уходу за ребёнком (п. 3.3 ст. 14 закона № 255-ФЗ). Исходя из этого при исчислении рассматриваемого пособия в текущем году максимальная величина:

  • среднего дневного заработка равна 1479,45 руб/дн. ((512 000 руб. + 568 000 руб.) : 730 дн.);
  • пособия - 17 990,11 руб. (1479,45 руб/дн. × 30,4 дн. × 40 %), где 30,4 - среднее число дней в месяце (п. 5.1 закона № 255-ФЗ).

В 2013 году максимальная величина среднего дневного заработка равнялась 1335,62 руб/дн. ((463 000 руб. + 512 000 руб.) / 730 дн.), а максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребёнком - 16 241,14 руб. (1335,62 руб/дн. × 30,4 дн. × 40 %).

Отметим, что возрастание максимальной величины среднего дневного заработка в текущем году не приводит к пересчёту ежемесячного пособия по уходу за детьми, если отпуск по уходу был оформлен в 2013 году.

Статьёй 15 закона № 81-ФЗ установлен минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребёнком. Он не может быть менее:

  • 1500 руб. - по уходу за первым ребёнком и
  • 3 000 руб. - по уходу за вторым ребёнком и последующими детьми.

Указанные суммы в силу статьи 4.2 закона № 81-ФЗ индексируются начиная с 2008 года. Поэтому минимальные размеры ежемесячного пособия по уходу за ребёнком в прошлом году составляли:

  • 2453,93 руб. (1500 руб. × 1,085 × 1,0185 × 1,13 × 1,10 × 1,065 × 1,06 × 1,055) - по уходу за первым ребёнком и
  • 4907,85 руб. (3000 руб. × 1,085 × 1,0185 × 1,13 × 1,10 × 1,065 × 1,06 × 1,055) - по уходу за вторым и последующими детьми.

Соответственно, минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за первым ребёнком до достижения им возраста полутора лет в 2014 году возрос до 2576,63 руб. (2453,93 × 1,05), а за вторым ребёнком и последующими детьми - до 5153,24 руб. (4907,85 × 1,05).

Применение коэффициента индексации к ежемесячному пособию по уходу за ребёнком, исчисленного из заработной платы в размере 40 % среднего заработка, законом № 81-ФЗ не предусмотрено.

В то же время если при индексации минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребёнком сумма пособия, исчисленная в процентном выражении от среднего заработка (дохода, денежного довольствия), не достигает проиндексированного минимума, то она подлежит перерасчёту до минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребёнком, проиндексированного в соответствии с частью 1 статьи 4.2 закона № 81-ФЗ (п. 2 ст. 4.2 закона № 81-ФЗ).

С начала текущего года пересчёт ежемесячного пособия по уходу за детьми работодателю надлежало осуществить, если в 2013 году сумма из расчёта 40 % от среднего заработка застрахованного лица, которому выплачивалось рассматриваемое пособие (далее - расчётная сумма), была меньше минимального размера пособия, установленного на тот период.

Пример 1

Сотрудницы Лингер и Шац получают ежемесячное пособие по уходу за детьми с середины 2013 года, первая - за первым ребёнком, вторая - за вторым ребёнком. Суммы из расчёта у Лингер - 2418,61 руб., у Шац - 4896,17 руб.

Поскольку указанные суммы не превосходили установленные на тот момент минимальный размер пособия по уходу за первым ребёнком (2418,61 < 2453,93 руб.) и за вторым (4896,17 < 4907,85 руб.), то каждая из работниц получала пособие в минимальных размерах: Лингер - 2453,93 руб., Шац - 4907,85 руб.

После индексации с 1 января 2014 года минимальных размеров ежемесячного пособия по уходу за детьми расчётные суммы у Лингер и Шац вновь оказались меньше проиндексированного минимального размера пособия, установленного на 2014 год: 2418,61 < 2576,63 и 4896,17 < < 5153,24. Поэтому и в текущем году пособие за полный календарный месяц им надлежит выплачивать также в минимальном размере, но только проиндексированном: Лингер - в сумме 2576,63 руб., Шац - 5153,24 руб.

Пример 2

Несколько изменим условие примера 1: расчётные суммы у Лингер - 2489,38 руб., у Шац - 5047,48 руб.

Так как указанные суммы превосходили установленный на тот момент минимальный размер пособия по уходу за первым ребёнком (2489,38 > 2453,93) и за вторым (5047,48 > 4907,85), то каждая из работниц получала пособие в расчётных суммах: Лингер - 2489,38 руб., Шац - 5047,48 руб.

После индексации с 1 января 2014 года минимальных размеров ежемесячного пособия по уходу за детьми расчётные суммы у Лингер и Шац оказались меньше проиндексированного минимального размера пособия, установленного на 2014 год: 2489,38 < 2576,63 и 5047,48 < 5153,24. Поэтому в текущем году пособие по уходу за ребёнком до полутора лет им следует выплачивать в проиндексированном минимальном размере: Лингер - 2576,63 руб., Шац - 5153,24 руб.

Если же ежемесячное пособие по уходу за ребёнком в возрасте до 1,5 лет, назначенное в 2013 году, выплачивается в размере выше минимального, установленного на 2014 год, то такое пособие ни индексировать, ни пересчитывать не нужно.

Для выплаты пособия по уходу за ребёнком до полутора лет, увеличенного в связи с индексацией, заявлений от работников не требуется.

При установлении порядка определения размера ежемесячного пособия по уходу за детьми, выплачиваемого:

  • матерям, проходящим военную службу по контракту, матерям либо отцам, проходящих службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов и находящимся в отпуске по уходу за ребёнком;
  • матерям либо отцам, другим родственникам, опекунам, фактически осуществляющим уход за ребёнком, уволенным в период отпуска по уходу за ребёнком, матерям, уволенным в период отпуска по беременности и родам:

в связи с ликвидацией организаций;

прекратившим деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей;

в связи с прекращением:

полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, статуса адвоката;

деятельности, которая в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, -

законодателем установлен максимальный его размер 6000 руб. (абз. 4 ст. 15 закона № 81-ФЗ).

Поскольку индексация этой суммы производится с 2008 года, то в прошлом году максимальный размер ежемесячного пособия по уходу для указанных лиц составлял 9815,71 руб. (6000 руб. × 1,085 × 1,0185 × 1,13 × 1,10 × 1,065 × 1,06 × 1,055), в текущем году он возрос до 10 306,50 (9815,71 руб. × 1,05).

При индексации максимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребёнком данное пособие, исчисленное в процентном выражении от среднего заработка (дохода) и выплачиваемое приведённым выше лицам в максимальном размере (9815,71 руб. в 2013 году), с 1 января 2014 года подлежит перерасчёту в процентном выражении от среднего заработка (дохода). При этом расчётная сумма не может превосходить максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребёнком, проиндексированного на коэффициент 1,05 (10 306,50 руб. в 2014 году).

Пример 3

Моррисен находится в отпуске по уходу за первым ребёнком с октября прошлого года. Она была уволена в период отпуска по беременности и родам. Сумма из расчёта 40 % от среднего её заработка за 2011 и 2012 годы, используемого при расчёте пособия по уходу за детьми, составила 10 289,53 руб.

Поскольку расчётная сумма превосходила максимальный размер рассматриваемого пособия, установленный на 2013 год (10 289,53 > 9815,71), то Моррисен в прошлом году выплачивалось пособие из максимальной его величины 9815,71 руб.

В текущем же году расчётная сумма меньше максимального размера пособия (10 289,53 < 10 306,50). Поэтому за каждый полный календарный месяц ухода за первым ребёнком Моррисен начисляется полученная при расчёте сумма 10 289,53 руб.

В случае ухода за двумя и более детьми до достижения ими возраста полутора лет размер пособия, исчисленный в соответствии со статьёй 15 закона № 81-ФЗ, суммируется. При этом совокупный размер пособия, исчисленный исходя из среднего заработка (дохода, денежного довольствия), не может превышать 100 % размера указанного заработка (дохода, денежного довольствия). При этом он не может быть менее суммированного минимального размера пособия (абз. 8 ст. 15 закона № 81-ФЗ, п. 2 ст. 11.2 закона № 255-ФЗ).

Пример 4

В июле 2013 году у Ковальчик родилась тройня. В 2011 и 2012 годах ей было начислено 138 276 и 154 158 руб. В 2011 году она находилась на больничном с 9 по 17 февраля, в 2012 году - с 3 по 10 октября и с 11 по 20 декабря.

При определении среднего дневного заработка для расчёта ежемесячного пособия по уходу за детьми из совокупности календарных дней расчётного периода 731 дн. (365 + 366) вычитаются периоды временной нетрудоспособности: в 2011 году Ковальчик была на больничном 10 дней, в 2012 - 18 дн. (8 + 10). Поэтому в знаменатель при расчёте среднего дневного заработка заносится 703 дн. (731 – (10 + 18)).

Тогда искомое значение среднего дневного заработка - 415,98 руб/дн. ((138 276 руб. + 154 158 руб.) : 703 дн.), а расчётная сумма пособия за полный календарный месяц - 5058,32 руб. (415,98 руб/дн. × 30,4 дн. × 40 %).

Так как работница ухаживает за тремя детьми, размеры пособий суммируются - 15 174,96 руб. (5058,32 + 5058,32 + 5058,32). При этом суммированный размер пособия не может превышать 100 % среднего заработка работницы - 12 645,79 руб. (415,98 руб/дн. × 30,4 дн.).

В то же время он не может быть менее суммированного минимального размера пособия.

Совокупность минимальных размеров пособия по уходу за тремя детьми в 2013 году составляла 12 269,63 руб. (2453,93 + 4907,85 + 4907,85 руб.). Поскольку средний заработок Ковальчик больше данной совокупности (12 645,79 > > 12 269,63), то работнице за полный календарный месяц ухода за ребёнком в прошлом году начислялась расчётная сумма 12 645,79 руб.

В 2014 году совокупность минимальных размеров пособия по уходу за тремя детьми увеличилась до 12 883,11 руб. (2576,63 + 5153,24 + 5153,24). Эта сумма превышает средний заработок работницы (12 883,11 > 12 245,79). В связи с чем её и надлежит выплачивать работодателю Ковальчик в качестве ежемесячного пособия по уходу за тремя детьми.

Размеры пособий гражданам, имеющим детей, в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением этих коэффициентов в случае, если они не были учтены в составе заработной платы (ст. 5 закона № 81-ФЗ).

Следовательно, к пособиям, которые корректируются на районный коэффициент, относятся:

  • единовременное пособие женщинам, вставшим на учёт в ранние сроки беременности;
  • единовременное пособие при рождении ребёнка.

Корректировать на указанные коэффициенты также надлежит минимальные размеры пособий по уходу за первым, вторым ребёнком и последующими детьми.

Ежемесячное пособие, исчисленное исходя из 40 % от среднего заработка, на районные коэффициенты не увеличивается, поскольку они учтены при определении среднего заработка.

Выше приводились максимальные величины среднего дневного заработка, используемого при расчёте ежемесячного пособия по уходу за детьми, - 1335,62 руб/дн. в прошлом году и 1479,45 руб/дн. - в текущем. Эти же суммы являются предельными и при расчёте пособия по временной нетрудоспособности (п. 3, 3.2 ст. 14 закона № 255-ФЗ). Исходя из этого максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности за день болезни при страховом стаже:

  • до 5 лет (60 % среднего заработка) в прошлом году составлял 801,37 руб. (1335,62 руб/дн. × 60 % × 1 дн.), в текущем - 887,67 руб. (1479,45 руб/дн. × 60 % × 1 дн.);
  • от 5 до 8 лет (80 % среднего заработка) - соответственно 1068,50 руб. (1335,62 руб/дн. × 80 % × 1 дн.) и 1183,56 руб. (1479,45 руб/дн. × 80 % × 1 дн.);
  • свыше 8 лет (100 % среднего заработка) - соответственно 1335,62 руб. (1335,62 руб/дн. × 100 % × 1 дн.) и 1479,45 руб. (1479,45 руб/дн. × 100 % × 1 дн.).

Если болезнь или отпуск по беременности и родам начались в прошлом году и продолжаются в текущем, то для расчёта пособий за период, попадающий на 2014 год, используется средний дневной заработок, который применялся при первоначальном расчёте. Ведь его расчёт осуществляется на дату страхового случая. Поэтому уже выплаченные переходящие пособия, например декретные, пересчёту за время после 1 января 2014 года не подлежат.

Если за два предшествующих календарных года у застрахованного лица не было заработка или средний заработок, рассчитанный за этот период, в расчёте за полный календарный месяц был ниже МРОТ, установленного Федеральным законом от 19.07.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» на день наступления страхового случая, то средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по беременности и родам, принимается равным минимальному размеру оплаты труда (п. 1.1 ст. 14 закона № 255-ФЗ, п. 11 (1) Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребёнком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утв. постановлением Правительства РФ от 15.06.07 № 375).

Средний дневной заработок для расчёта пособия по беременности и родам (Сдн. зар.) в таком случае определяется по формуле (п. 15 (3) положения): Сдн. зар. = МРОТ руб/мес. × 24 мес. : 730 дн.

Таким образом, величина среднего дневного заработка для расчёта пособия по беременности и родам для декретных отпусков, начавшихся:

  • в 2013 году, - 171,12 руб/дн. (5205 руб/мес. × 24 мес. : 730 дн.);
  • 2014 году, - 182,60 руб/дн. (5554 руб/мес. × 24 мес. : 730 дн.).

Если страховой стаж работницы меньше 6 месяцев, то размер её пособия по беременности и родам за полный календарный месяц не может превышать МРОТ, установленного на этот месяц (п. 3 ст. 11 закона № 255-ФЗ). Максимальная величина среднего дневного заработка для расчёта пособия таким работницам в месяцах:

  • с 31 календарным днём - 167,90 руб. (5205 руб/мес. / 31 дн/мес.) в 2013 году и 179,16 руб. (5554 руб/мес. / 31 дн/мес.) в 2014 году;
  • 30 календарными днями - 173,50 руб. (5205 руб/мес. / 30 дн/мес.) и 185,13 руб. (5554 руб/мес. : 30 дн.) соответственно;
  • 28 календарными днями - 185,89 руб. (5205 руб. : 28 дн.) и 198,36 руб. (5554 руб. : 28 дн.) соответственно.

Иные выплаты

Социальное пособие на погребение, как было сказано выше, является одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Данное пособие довольно продолжительное время выплачивалось в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 закона № 8-ФЗ, но не превышающем 1000 руб. С 2009 года предельный размер пособия был увеличен до 4000 руб.

При этом была установлена норма (ст. 10 закона № 8-ФЗ в редакции Федерального закона от 03.12.08 № 238-ФЗ «О внесении изменений в статьи 9 и 10 Федерального закона „О погребении и похоронном деле“»), обязывающая осуществлять последующую его индексацию исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Правительству РФ же поручалось определение срока такой индексации.

В 2010 году индексации рассматриваемого пособия не было. Постановлением Правительства РФ от 12.10.10 № 813 предписано осуществлять индексацию предельного размера социального пособия на погребение ежегодно с 1 января начиная с 2011 года. Исходя из этого стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, и предельный размер социального пособия на погребение:

  • с 1 января 2011 года составляли 4260 руб. (4000 руб. × 1,065) (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 13.12.10 № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»);
  • 1 января 2012 года - 4515,60 руб. (4260 руб. × 1,06) (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 30.11.11 № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов»);
  • 1 января 2013 года - 4763,96 руб. (4515,60 руб. × 1,055) (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 03.03.12 № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»);
  • 1 января 2014 года - 5002,16 руб. (4763,96 руб. × 1,05) (п. 1 ст. 1 закона № 349-ФЗ).

В текущем году размер ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, назначенной до 1 января 2014 года, должен быть проиндексирован с применением коэффициента 1,05 (п. 11 ст. 12 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», п. 1 постановления Правительства РФ от 18.12.13 № 1179).

Родственники и иждивенцы работников, умерших в результате несчастного случая на производстве, с 2014 года будут получать единовременную страховую выплату в сумме 1 000 000 руб. Размер заработка работника, в том числе районные коэффициенты и процентные надбавки к зарплате, на величину этой выплаты никак не влияет (п. 2 ст. 7, п. 1, 2 ст. 11 закона № 125-ФЗ в редакции Федерального закона от 02.12.13 № 331-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона „Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“» (п. 2 ст. 1 закона № 331-ФЗ)). Раньше максимальная сумма одновременной выплаты ежегодно устанавливалась законом о бюджете Фонда социального страхования РФ. Так, в 2013 году размер выплаты составлял 76 699,80 руб. (подп. 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 03.12.12 № 219-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»).

Таким образом, семьи погибших на производстве приблизили к семьям погибших в результате стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций и террористических актов.

Увеличены максимальные размеры выплат работникам, пострадавшим от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. По страховым случаям, наступившим в 2014 году (п. 1 ст. 6 Федерального закона от 02.12.13 № 322-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»):

  • максимальный размер единовременной выплаты составит 80 534,8 руб. (эта выплата назначается пострадавшему работнику, если в результате производственной травмы он утратит профессиональную трудоспособность (полностью или частично). При определении её размера, как и раньше, учитываются районный коэффициент и процентные надбавки);
  • максимальный размер ежемесячной страховой выплаты таким работникам увеличен до 61 920 руб.

Увеличился также и максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве. Величина этого пособия за полный календарный месяц не должна быть больше четырёх максимальных размеров ежемесячной страховой выплаты (п. 12 ст. 12 закона № 125-ФЗ). Следовательно, максимальный размер пособия по производственной травме, выплачиваемого работодателем за счёт взносов на травматизм, теперь составляет 247 680 руб. (61 920 руб. × 4) (п. 2 ст. 9 закона № 125-ФЗ).

В связи с этим переходящие с прошлого года на текущий пособия по производственной травме выплачиваются исходя из заработка работника:

  • до 1 января 2014 года - в пределах максимума прошлого года, то есть 235 880 руб/мес. (58 970 руб/мес. x 4);
  • с 1 января - в пределах максимума текущего года, то есть 247 680 руб/мес.

Приведённый выше коэффициент индексации 1,05 применяется для социальных выплат, предусмотренных законодательством РФ лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на ПО «Маяк» и сбросов в реку Теча, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Материнский капитал предоставляется при рождении второго или последующих детей только один раз (ст. 3 Федерального закона от 29.12.06 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»). Изначально (в 2007 году) размер материнского (семейного) капитала составлял 250 000 руб. Сумма материнского капитала ежегодно пересматривается с учётом темпов роста инфляции и устанавливается законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период.

Так, размер материнского (семейного) капитала равнялся:

Отметим, что возможность получения материнского капитала ограничена по времени: второй ребёнок должен родиться не позднее 31.12.16 (п. 1 ст. 13 закона от № 256-ФЗ).

Размеры пособий, выплачиваемых застрахованным лицам, приведены в таблице 2.


Статьёй 4.2 закона № 81-ФЗ определён порядок индексации и перерасчёта государственных пособий гражданам, имеющим детей. При этом в данной норме приведён перечень пособий, подлежащих ежегодной индексации в размере и в сроки, которые предусмотрены законом о федеральном бюджете.

Право на единовременное пособие дополнительно к пособию по беременности и родам имеют женщины, вставшие на учёт в медицинских организациях в ранние сроки беременности (до двенадцати недель).

Единовременное пособие назначается, если застрахованное лицо обратилось за ним не позднее шести месяцев со дня окончания отпуска по беременности и родам (ст. 17.2 закона № 81-ФЗ).

Если отпуск по беременности и родам оформляется в 2014 году, то при представлении женщиной рассматриваемой справки, независимо от даты постановки на учёт, пособие должно быть назначено и выплачено в размере, установленном на текущий год.

В текущем году размер:

  • единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, возрос до 21 793,38 руб. (20 725,60 руб. × 1,05),
  • а ежемесячного пособия на ребёнка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, - до 9326,52 руб. (8882,40 руб. × 1,05).

Предельная величина базы для начисления страховых взносов установлена пунктом 4 статьи 8 закона № 212-ФЗ в сумме 415 000 руб. Эта величина в силу пункта 5 статьи 8 закона № 212-ФЗ ежегодно индексируется.

Возрастание максимальной величины среднего дневного заработка в текущем году не приводит к пересчёту ежемесячного пособия по уходу за детьми, если отпуск по уходу был оформлен в 2013 году.

Работодателю следует увеличить сумму выплачиваемого пособия также в случае, когда расчётная сумма превосходила минимальный размер пособия, установленный в 2013 году, но оказалась меньше минимального размера пособия в текущем году.

Совокупный размер пособия, исчисленный исходя из среднего заработка (дохода, денежного довольствия), не может превышать 100 % размера указанного заработка (дохода, денежного довольствия).

С 1 января 2014 года увеличен минимальный размер оплаты труда с 5205 до 5554 руб. (ст. 1 Федерального закона от 02.12.13 № 336-ФЗ ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона „О минимальном размере оплаты труда“»). И в некоторых случаях величина МРОТ используется при расчёте пособий.

Если страховой стаж работницы меньше 6 месяцев, то размер её пособия по беременности и родам за полный календарный месяц не может превышать МРОТ, установленного на этот месяц (п. 3 ст. 11 закона № 255-ФЗ).

Максимальный размер пособия по производственной травме, выплачиваемого работодателем за счёт взносов на травматизм, теперь составляет 247 680 руб. (61 920 руб. × × 4) (п. 2 ст. 9 закона № 125-ФЗ).

Размер материнского (семейного) капитала равнялся:

  • 408 960,50 руб. - в 2013 году (п. 1 ст. 10 закона № 216-ФЗ);
  • 429 408,50 руб. - в 2014 году (п. 1 ст. 9 закона № 349-ФЗ).

Леонид ИОФФЕ, аудитор

Сроки выплаты пособий

  • При рождении
  • По беременности и родам (БиР)
  • По уходу за ребенком до 1.5 лет
  • Путинские на ПЕРВЕНЦА

5. Максимальный размер детского пособия для работающих в 2019 г.

Определяется в зависимости от , или их называют предельная величина, лимит базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Покажем расчет максимального пособия

  • 2017 г. составляет - 23 089,04 руб. ((670 000 руб. + 717 000 руб.) : 731 дн. х 40% х 30,4).
    Максимальный заработок за расчетный период (365 + 366), а не на 730. А все из-за того, что 2016 год високосный.
  • 2016 г. составляет - 21 554,85 руб.
  • 2015 г. составляет - 19 855,82 руб.

Примечание : о том, средний дневной заработок для расчета декретного пособия и ежемесячного пособия по уходу за ребенком, не может быть больше, чем величина, полученная от деления суммы предельных величин базы для начисления взносов за два предыдущих календарных года на 730.

6. Максимальный размер декретного пособия 2019 = 301 095,89 руб.

2018 год = 282 493,15 руб.

2017 год = 266 191,78 руб.

2016 год = 248 164,0 руб.

2015 год = 228 602,74 руб.

Если страховой стаж женщины менее шести месяцев, ей выплатят пособие, не превышающее за полный календарный месяц.

Таблица детских пособий 2019

Коэффициент индексации размера ДЕТСКОГО пособия на 2019 таблица

1.07

КОМПЕНСАЦИЯ по уходу за ребенком от 1,5 до до 3-х лет

Всем сотрудникам, которые находятся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет , работодатели обязаны выплачивать ежемесячную компенсацию в размере 50 руб.

Порядок назначения и выплаты компенсации утвержден постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. № 1206 . В нем записано, что компенсация назначается на всех местах работы. И с учетом районных коэффициентов.

Пособие в 50 рублей платится с начала отпуска по уходу за ребенком и до 3-х лет, то есть Вы должны платить его с самого начала. Оно платится только по заявлению сотрудницы, если заявления нет, можете и не платить. А за месяц оно платится пропорционально дням отпуска.

Примечание : Данный вид денежных выплат по своей правовой природе фактически является государственным пособием, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Когда, с какой недели уходят в декретный отпуск в 2019 году, как оплачивается и начисляется пособие. С какой недели начинается отпуск по беременности и родам? Чего вообще стоит ожидать, если вы молодая мама и собираетесь взять на работе декретный отпуск? В статье все подробно рассказано как рассчитать декретные выплаты в 2019 году, а также как начисляются и выплачиваются декретные для всех женщин.

Правительство планомерно продолжает воплощать в жизнь программы поддержки семей с детьми. Делается это не только для того, чтобы материально поддержать россиян, воспитывающих подрастающее поколение. Одной из основных целей такой социальной политики является восстановление уровня рождаемости в стране.

Как показывают исследования, благодаря реализации таких программ, как Материнский капитал и Молодая семья, во многих регионах демографическая ситуация стала улучшаться. Пока рано говорить об окончательном решении проблемы, но положительная динамика ощущается явно.

Порядок назначения и условия выплаты федеральных детских пособий в России регулируется несколькими законодательными актами, но прежде всего это Закон «О пособиях гражданам, имеющим детей» и «О дополнительных мерах государственной поддержки семей с детьми» , а также Указ Президента «О мерах по реализации демографической политики РФ» . Кроме этого в каждом субъекте федерации для урегулирования порядка предоставления муниципальной помощи местными органами законодательной власти издаются региональные нормативно-правовые документы.

В соответствии с этими документами в 2014 году выплачиваются следующие виды федеральных единоразовых пособий на детей:

  • Беременным женщинам, при постановке на медицинский учет на сроке до 12 недель;
  • По беременности и родам;
  • Беременной жене военнослужащего, находящегося на срочной службе;
  • При рождении, или передаче на воспитание ребенка;
  • Материнский капитал.

Кроме этого, начисляются следующие ежемесячные выплаты:

  • По уходу за ребенком до 1,5 лет (прекратит существование с 01 января 2014 года);
  • По уходу до 3-х лет;
  • На ребенка военнослужащего–срочника.

Кроме этого, практически во всех субъектах России действуют следующие региональные программы:

  • Материнский капитал;
  • Молодая семья;
  • Дополнительные выплаты за третьего и последующих детей, порядок назначения которых в каждом регионе свой.

Размер и индексация в 2014 году

В основе ежегодных расчетов размера пособий лежат базовые суммы, установленные законами. Эти начальные значения ежегодно увеличиваются на коэффициент, который определяется Федеральным Законом «О государственном бюджете Российской Федерации» на каждый год, в том числе и на 2014-й.

Изначально такой механизм индексации был введен для того, чтобы сумма денежной помощи из года в год не обесценивалась из-за инфляции, которую до конца еще не побороли. Однако в последние два года федеральное правительство, используя коэффициент индексации, не только обеспечивает инфляционный рост, но и проводит политику постепенного увеличения размера поддержки семей с детьми.

Законодательно установлены следующие базовые показатели детских выплат:

В течение последних пяти лет происходило постепенное повышение выплат, и в итоге, в 2014 году их размер составит:

По сравнению с 2013 годом индексация размера выплат составила 5%. На пособиях, сумма которых невелика, этот увеличение может быть ощущается и не очень сильно, зато, например, размер материнского капитала увеличился на целых 27 000 р. А это совсем немаленькая сумма. Если же сравнить величину помощи в натуральном денежном выражении, которая оказывалась семьям в 2008 году, ту, которую начнут выплачивать с 1 января 2014 г., то ее рост очевиден.

Изменения и новости

Кроме чисто математической индексации размеров выплат, федеральное правительство постоянно оптимизирует сами механизмы их финансирования и принципы назначения. Ярким примером стал Федеральный Закон, принятый и подписанный президентом в июне. Согласно его положениям, финансирование детских пособий теперь будет осуществляться не из средств Фонда Социального Страхования, как это было ранее, а за счет Федерального бюджета.

Это с одной стороны снимет огромную финансовую нагрузку с активов государственного фонда, что, безусловно, необходимо при внедрении накопительной пенсионной системы. А с другой стороны, позволит государству напрямую регулировать финансирование этих начислений. Теперь выделение средств на оплату пособий, будет происходить из государственной казны в пользу местных бюджетов путем назначения субвенций соответствующих размеров.

Кроме этого, депутаты Государственной Думы планируют существенно увеличить Минимальный размер оплаты труда. Он повышается ежегодно и от его значения сильно зависит размер ежемесячной помощи по уходу за ребенком.

Но, пожалуй, самым ощутимым нововведением станет повышение до 3-х лет возраста малышей, до достижения которого выплачивается ежемесячное пособие по уходу за ними, на всей территории страны. Дело в том, что на протяжении многих лет этот вид поддержки выплачивался только до 1,5 летнего возраста.

С 2012 года началось планомерное введение нового порядка в отдельных субъектах Федерации. Так в 2012 году эта новация была реализована в 21-м регионе, в 2013-м охватила еще 24, а с 1 января 2014 начнет действовать в оставшихся 37.

Таким образом, новый год уравняет в правах и возможностях абсолютно всех мамочек страны в части получения ежемесячной помощи по уходу за детьми. Единственное в чем останется разница, так это в применении региональных коэффициентов при определении ее размера, но этот механизм используется для хоть какой-то компенсации за жизнь в сложных климатических условиях Крайнего Севера и Дальнего Востока, и в его справедливости практически никто не сомневается.

Право на получение соответствующих денежных сумм получат родители абсолютно всех детей до 3-х лет, в независимости от того, были остановлены им до этого начисления по достижению ребенком 1,5 летнего возраста, или нет.

Новости в регионах

Изменения в сфере детских пособий коснутся и регионов. Ни для кого не секрет, что во многих субъектах федерации местные власти совершенно по-разному подходят к вопросам социальной поддержки семей с детьми. В одних областях программы регионального Материнского капитала и материальная помощь многодетным семьям работают на полную мощность, оказывая реальную поддержку людям.

В других регионах по разным причинам этому вопросу уделяется гораздо меньше внимания, и это несмотря на программы, принимаемые на федеральном уровне.

К счастью в 2014 году ситуация начнет меняться в лучшую сторону. По крайней мере, как минимум еще в 53 регионах были приняты нормативные акты, которые вводят дополнительные меры поддержки семьям с тремя и более детьми.

В большинстве регионов им будут выплачиваться дополнительные денежные средства, а в некоторых бесплатно или на льготных условиях оказываться медицинские и образовательные услуги.

С января 2014 года во многих регионах значительно увеличивается помощь по программе региональный материнский капитал. А также начнут работать проекты, стимулирующие усыновление детей. Положительными примерами может послужить Башкирия и Сахалин, в которых местные власти готовы выделять семьям-усыновителям помощь из местного бюджета в размере от 500 тысяч до 1 миллиона рублей.

Таким образом, государственная бюджетная политика на деле становится социально-ориентированной не только на уровне федерального правительства, но также и на региональном. А это вселяет оптимизм в отношении нашего завтрашнего дня.