Личным законом физического лица считается. Личный закон физического лица (lex personalis)

Личный закон

Личный закон - право страны в соответствии с которым определяется правовой статус субъекта, участвующего в гражданско-правовом отношении, осложненном иностранным элементом. Правовой статус включает: правоспособность субъекта и дееспособность субъекта.

В международном частном праве выделяют: личный закон физического лица (lex personalis) и личный закон юридического лица (lex societatis).

Личный закон физического лица

По общему правилу, личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет.

Российское законодательство определяет ряд специальных правил определения личного закона физического лица (ст. 1195 ГК РФ):

  • Если лицо наряду с гражданством другого государства имеет российское гражданство, его личным законом является российское право
  • Если иностранный гражданин имеет место жительства в РФ, его личным законом является российское право
  • При наличии у лица нескольких иностранных гражданств личным законом считается право страны, в котором это лицо имеет место жительства
  • Личным законом лица без гражданства (апатрида) считается право страны в которой это лицо имеет место жительства
  • Личным законом беженца считается право страны, предоставившей ему убежище

Личный закон физического лица определяет: способность лица иметь права и нести обязанности, дееспособность лица и ее объем. Например, определяет возраст с которого лицо считается совершеннолетним, брачный возраст, обязательные критерии личного состояния для совершения сделок и т. п.

Личный закон юридического лица

Личный закон юридического лица определяет (ст.1202 ГК РФ):

  1. Статус организации в качестве юридического лица
  2. Организационно-правовую форму юридического лица
  3. Требования к наименованию юридического лица
  4. Вопросы создания, реорганизации и ликвидации юридического лица, в том числе вопросы правопреемства
  5. Содержание правоспособности юридического лица
  6. Порядок приобретения юридическим лицом гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей
  7. Внутренние отношения, в том числе отношения юридического лица с его участниками
  8. Способность юридического лица отвечать по своим обязательствам

Личным законом юридического лица считается право страны, где учреждено юридическое лицо

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Личный закон" в других словарях:

    ЛИЧНЫЙ ЗАКОН ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА - в международном частном праве система определенных правовых норм, регулирующих порядок создания, деятельности и ликвидации того или иного юридического лица. Л.з.ю.л. применяется, лишь если субъектом правоотношения является иностранное юридическое … Юридическая энциклопедия

    Юридический словарь

    Юридический словарь

    В международном частном праве система определенных правовых норм, регулирующих порядок создания, деятельности и ликвидации данного юридического лица. Л.з.ю.л. применяется лишь если субъектом правоотношения является иностранное юридическое лицо,… …

    - (личный статут юридического лица) (лат. lex societatis) понятие международного частного права, означающее определенные правовые нормы, регулирующие порядок создания, деятельности и ликвидации данного юридического лица в случае коллизии законов. Л … Энциклопедия юриста

    - (лат. lex personalis) один из распространенных коллизионных принципов(см. Коллизия законов), применяемый для выбора права при регулировании отношений, существующих или возникающих в связи с правоспособностью и дееспособностью физических лиц. их… … Энциклопедия юриста

    В международном частном праве наиболее распространенный вид коллизионной привязки. Существует два его варианта: а) национальный закон или закон гражданства (lex nationalis, lex patriae); б) закон места жительства (lex domicilii). Первый означает… … Энциклопедический словарь экономики и права

    личный закон физических лиц - в международном частном праве наиболее распространенный вид коллизионной привязки. Включает два варианта: а) национальный закон или закон гражданства (lex nationalis, lex patriae); б) закон места жительства (lex domicilii). Первый означает… … Большой юридический словарь

    личный закон юридического лица - термин международного частного права, означающий определенные правовые нормы, регулирующие порядок создания, деятельности и ликвидации иностранного юридического лица. Л.з.ю.л. также определяет, является ли данное образование (объединение) вообще… … Большой юридический словарь

    Личный закон иностранной организации - Личным законом иностранной организации, не являющейся юридическим лицом по иностранному праву, считается право страны, где эта организация учреждена...

  • 19. Оговорка о публичном порядке: понятие, сфера применения.
  • 20. Нормы непосредственного применения. Сверхимперативные нормы.
  • 21. Правовое регулирование вещных отношений международного характера.
  • 22. Трансграничная (международная) коммерческая сделка: доктринальное и нормативное понятие; особенности содержания.
  • 23. Коллизионно-правовое регулирование международных коммерческих сделок: автономия воли сторон, принцип «характерного исполнения», закон наиболее тесной связи.
  • 24. Унификация права международной торговли: результаты и перспективы.
  • 25. Гармонизация права международной торговли. Своды принципов и норм международной торговли.
  • 26. Договор международной купли продажи товаров. Венская конвенция о международной купли продажи товаров 1980 г.
  • 27. Трансграничный лизинг.
  • 28. Трансграничный факторинг.
  • 29. Трансграничный франчайзинг.
  • 31. Принципы унидруа. Значение, общая характеристика.
  • Правовая природа инструментов унидруа
  • Технический подход к гармонизации или унификации
  • Факторы, которые определяют выбор предмета регулирования
  • Факторы, которые определяют выбор выпускаемого документа
  • 32. Lex mercatoria и мчп.
  • 33. Личный закон физического лица и правовой режим.
  • 33. Личный закон физического лица и правовые режимы.
  • 34. Гражданская правоспособность и дееспособность физических лиц в международном частном праве.
  • 35. Правовое положение иностранных физических лиц в Российской Федерации.
  • 37. Правовое положение иностранных юридических лиц в Российской Федерации.
  • 38.Международные организации как субъекты международного частного права.
  • 39. Особенности правового положения государства как субъекта международного частного права.
  • 40. Иностранные инвестиции: понятие, виды, субъекты.
  • 41.Международные стандарты защиты иностранных инвестиций.
  • 42. Трансграничные соглашения о разделе продукции и концессионные соглашения.
  • 43. Правовое регулирование иностранных инвестиций в рф.
  • 45. Интеллектуальная собственность: территориальный характер и особенности ее правой охраны за рубежом.
  • 46. Международно-правовая охрана авторского права. 47. Международно-правовая охрана смежных прав.
  • 48. Особенности правовой охраны авторских и смежных прав в сети интернет
  • 49. Международно – правовая охрана изобретений.
  • 50.Международно-правовая охрана товарных знаков и фирменных наименований (средств индивидуализации)
  • 51. Международное и конвенционное регулирование расчетных и платежных отношений. Роль международных обычаев.
  • 52. Формы международных расчетов, особенностих правового регулирования.
  • 53. Банковские гарантии как средство обеспечения обязательств по внешнеэкономическим контрактам Виды международных банковских гарантий.
  • 54 .Трансграничные внедоговорные обязательства в рф. Основные изменения в их регулировании по фз «о внесении изменений в часть третью Гражданского кодекса рф» от 20.09.2013 г.
  • 55. Трансграничные деликты: коллизионно-правовое и материально-правовое регулирование.
  • 60. Международная подсудность гражданских дел: понятия, виды. Пророгационные соглашения.
  • 61. Правовые основы признания и исполнения иностранных судебных решений. Способы исполнения. Принцип взаимности.
  • 62. Признание и исполнение иностранных судебных решений в рф.
  • 63. Легализация официальных документов: понятие и способы.
  • 64. Правовые основания исполнения иностранных судебных поручений: понятие, виды, способы.
  • 65. Международно-правовое регулирование оказания правовой помощи в рамках снг.
  • 66. Международный коммерческий арбитраж: понятие, виды, принципы деятельности.
  • 67. Международный коммерческий арбитраж в Российской Федерации. Правовые основы деятельности. Практика разрешения споров.
  • 69. Признание и исполнение решений международных коммерческих арбитражей в рф.
  • 70. Основания для отказа в принятии и исполнении решений международных коммерческих арбитражей: нормы Нью-Йоркской конвенции 1958 г., апк рф
  • 33. Личный закон физического лица и правовой режим.

    ЛИЧНЫЙ ЗАКОН ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА (лат. lex personalis)

    один из распространенных коллизионных принципов, применяемый для выбора правапри регулировании отношений, существующих или возникающих в связи с правоспособностью идееспособностью физических лиц. их личным статусом. Особенно широка и значима сфера действияЛ.з.ф.л. в области брачно-семейных отношений. Решающую роль здесь играет "закон местонахождения",существующий в двух разновидностях: закон гражданства и закон местожительства. Формула отсылки кзакону гражданства свойственна законодательству (и праву вообще) стран континентальной правовойсистемы, принцип домициля - странам англосаксонской системы. права. Однако некоторые государства, непринадлежащие к последней, тем не менее также применяют рассматриваемый принцип (Аргентина,Бразилия, Норвегия. Дания и т.д.). Практика Великобритании. особенно Англии, следуя принципу домициля.вместе с тем не характеризуется строгостью в определении этого понятия. Фактически в отношении любогобританского подданного, родившегося от домицилированных в Англии родителей, может быть использована презумпция, что он имеет (и сохраняет) домициль происхождения, даже если он большую часть временипроживает за границей. Вопрос о доми-циле решается в английских судах с весьма значительной долейсудейского усмотрения. Для стран, где высока доля иммиграции. закрепление принципа домициля являетсяединственным способом распространения собственного законодательства страны-реципиента наиностранцев-иммигрантов. В то же время государства, граждане которых в больших масштабах эмигрируют вдругие страны

    мира (например. Германия в годы и после окончания второй мировой войны), испытываютзаинтересованность в том, чтобы юридическая связь лица с данным государством продолжалась. Врезультате такие государства придерживаются принципа закона гражданства. Это явствует из содержания ихвнутреннего законодательства. Так, во Вводном законе к Германскому гражданскому уложению 1896 г. (ныне- Закон ФРГ 1986 г. "О новом регулировании в области международного частного права"), а также в 1942 г. вИталии установлен один принцип - закон гражданства. Тот же принцип заложен в международно-правовыхмногосторонних и двусторонних конвенциях и соглашениях о правовой помощи (например, в Конвенции оправовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам стран СНГ от 22января 1993 г.).

    Таким образом, указанные два начала коллизионного регулирования личных отношений в международномчастном праве противостоят друг другу, и нет пока примеров выработки какого-либо единообразногорешения. Об этом свидетельствуют как Кодекс Бустаман-те. который не привел участвующие в немгосударства к единому для всех пониманию личного закона, так и Гаагская конвенция 1955 г. "Орегулировании конфликта между национальным законом и законом домициля". В то же время в последниегоды усилилась тенденция к совмещению этих принципов в национальном законодательстве. Так, некоторыестраны придерживаются позиции "смешанной системы" (Австрия,Швейцария. Чили, Эквадор, Мексика и др.) - подчинение собственному закону личного статуса иностранцев, домицилированных на ихтерриториях(принцип домициля), и "своих" (национальных) граждан, постоянно проживающих за границей(принцип закона гражданства). Законодательство РФ использует "смешанную систему". Так. в ОГЗ СССР1991 г. и проекте раздела VII "Международное частное право" третьей части ГК РФ наряду с общей нормой оподчинении дееспособности иностранных граждан закону страны гражданства устанавливается, что вотношении сделок, совершаемых на территории РФ (СССР), а также обязательств, возникающих изпричинения вреда в РФ (СССР), действует право РФ (СССР). Вместе с тем данный подход выработан вотечественном праве не на основе принципа домициля,а исходя из принципа места совершения действия.

    Коротко.

    Личный закон физического лица (lex personalis) – один из самых распространенных коллизионных принципов, применяемый для выбора права при регулировании правового положения физического лица.

    Личный закон физического лица – это:

    lex patriae – закон гражданства (Россия, Франция, Швейцария);

    lex domicilii закон места жительства (США, Канада).

    В соответствии с личным законом решаются вопросы, связанные с гражданско-правовым статусом физического лица, его правоспособностью и дееспособностью, личными семейными и наследственными правами.

    Если в качестве личного закона применяется закон гражданства, то все спорные вопросы должны рассматриваться по нормам национального права страны, гражданином которой является соответствующее лицо.

    При применении закона места жительства спорные вопросы должны рассматриваться по нормам права страны, где данное лицо проживает.

    Из смысла части третьей ГК РФ можно сделать вывод, что, если лицо наряду с иностранным гражданством имеет и российское гражданство, его личным законом является российское право.

    Личный закон применяется в отношении различных категорий иностранцев следующим образом:

    · для граждан иностранных государств применяется право страны гражданства лица;

    · лиц без гражданства – право страны места жительства;

    · лиц с двойным гражданством:

    граждан Российской Федерации и иного государства – право РФ,

    граждан иностранных государств – право страны места жительства;

    беженцев – право страны, предоставившей убежище.

    Личный закон юридического лица (lex sovietatus) – это:

    · закон «национальности» юридического лица;

    · закон местонахождения.

    Привязка «личный закон» позволяет определить национальность юридических лиц и отделить отечественных юридических лиц от иностранных.

    Личным законом юридического лица (законом «национальности» юридического лица) определяется соответствующий правовой статус юридического лица, гражданская правосубъектность этого юридического лица.

    Личный закон (статут) применяется для решения вопросов:

    · о порядке создания и прекращения деятельности юридического лица; 0 об организационно-правовых формах юридического лица;

    · о правоспособности юридического лица;

    · о порядке реорганизации и ликвидации юридического лица;

    · о порядке признания юридического лица несостоятельным либо банкротом;

    · о порядке получения разрешения на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности.

    Законом регулируются также вопросы правового статуса филиалов и представительств юридического лица и вопросы остаточных при ликвидации юридического лица материальных средств.

    «Национальность» права определяется:

    · в странах с англосаксонской системой права – в зависимости от места учреждения или регистрации юридического лица;

    · в странах с романо-германской системой права – от места нахождения центральных органов управления данного юридического лица;

    · в развивающихся странах – от места нахождения наибольшей части имущества соответствующего юридического лица;

    · в некоторых других странах – от места осуществления юридическим лицом своей деятельности.

    1. Личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет.

    2. Если лицо наряду с российским гражданством имеет и иностранное гражданство, его личным законом является российское право.

    3. Если иностранный гражданин имеет место жительства в Российской Федерации, его личным законом является российское право.

    4. При наличии у лица нескольких иностранных гражданств личным законом считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства.

    5. Личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства.

    6. Личным законом беженца считается право страны, предоставившей ему убежище.

    Комментарий к статье 1195 Гражданского Кодекса РФ

    1. Коммент. ст. впервые в российском законодательстве вводит легальное понятие личного закона физического лица, которое ранее существовало только в российской теории международного частного права и в национальном законодательстве ряда государств, а также в некоторых двусторонних международных соглашениях о правовой помощи. Введением коллизионной формулы личного закона устранен пробел в отечественной регламентации таких отношений, тогда как ранее, например, российский суд, разрешая дела, касающиеся правоспособности иностранных граждан или лиц без гражданства, находящихся за границей, не имел возможности ни применять иностранное право, поскольку отсутствовала необходимая коллизионная норма, обеспечивающая привязку к нему рассматриваемого отношения, ни обратиться к российскому материальному праву в силу неприменимости принципа национального режима (см.: Международное частное право: Учеб. / Под ред. Т.К. Дмитриевой. М., 2008. С. 197).

    Определение правоспособности, дееспособности, права на имя и т.п. физического лица путем установления его личного закона отражает современную тенденцию доктрины международного частного права и позволяет не предусматривать в последующих статьях части третьей ГК коллизионные привязки для российских граждан, иностранцев или лиц без гражданства.

    2. В мировой практике выработано два основных подхода при определении личного закона физического лица. При первом подходе, который присущ государствам континентальной Европы и государствам СНГ, личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет (lex patrio). Если же лицо не имеет гражданства или, напротив, имеет двойное или несколько иностранных гражданств, то его личный закон определяется по общему правилу по законам страны, в которой это лицо имеет место жительства (lex domicili). Для государств общего права, государств Латинской Америки, некоторых государств Европы характерен иной подход, при котором личный закон физического лица определяется, во-первых, правом государства его места жительства; во-вторых, при отсутствии определенного места жительства - правом страны места пребывания и, наконец, при наличии места жительства физического лица в нескольких странах может учитываться гражданство физического лица.

    Нетрудно заметить, что при определении личного закона физического лица коммент. ст. придерживается первого подхода: "Личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет". Это позволяет достичь большей ясности в определении правового статуса индивидуума, поскольку в отличие от места жительства гражданство, как правило, и более формально, и более стабильно. Вместе с тем нельзя не признать, что в настоящее время происходит взаимное проникновение этих двух подходов, приводящее к смешанной системе личного закона.

    3. В п. 2 коммент. ст. регламентируется случай, когда лицо наряду с российским гражданством имеет еще и иностранное гражданство. Конституция допускает, что российский гражданин может иметь гражданство иностранного государства в силу федерального закона или международного договора (ч. 1 ст. 62). Закон о гражданстве содержит понятие двойного гражданства как наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства (ст. 3), а ст. 6 указывает, что гражданин Российской Федерации, имеющий иное гражданство, рассматривается в Российской Федерации только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

    Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращения гражданства Российской Федерации. Такая регламентация отношений означает, что приобретение гражданином Российской Федерации иностранного гражданства допустимо и не противоречит законам Российской Федерации, однако отношение такого гражданина с Россией, в том числе и установление его личного закона, определяется только российским законодательством, а принадлежность к гражданству другого государства не принимается во внимание.

    4. Пункт 3 коммент. ст. впервые появился в российском законодательстве с принятием части третьей ГК, представляет собой одностороннюю коллизионную норму и, как уже не раз отмечалось в юридической литературе, отражает стремление увязать два существующих подхода в определении личного статуса физического лица - гражданства и места жительства. В изъятие из общего правила об определении личного статуса на основе права страны гражданства иностранные граждане, т.е. физические лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и имеющие доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства, проживающие (имеющие место жительства) в Российской Федерации, имеют личным законом российское право. В гражданском законодательстве Российской Федерации установлено, что местом жительства лица признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (п. 1 ст. 20 ГК). Доказательством постоянного или преимущественного проживания иностранного гражданина на территории Российской Федерации является наличие у него разрешения на временное проживание или вида на жительство.

    По Закону о правовом положении иностранных граждан разрешение на временное проживание - подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года. Вид на жительство - документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации. Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет; по окончании срока действия вида на жительство его срок по заявлению иностранного гражданина может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено (ст. 8).

    5. Пункт 4 коммент. ст., как и предыдущий, появился в российском законодательстве с принятием части третьей ГК. При наличии у лица нескольких иностранных гражданств, но при обязательном отсутствии у него российского гражданства личным законом считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства. Семейный кодекс РФ, принятый ранее, содержит иное правило: при наличии у лица гражданства нескольких государств условия заключения брака для него определяются по его выбору согласно праву одного из этих государств (ст. 156).

    В мировой практике при определении личного закона лица, имеющего гражданство нескольких государств, используются две коллизионные привязки: либо это право страны, в которой это лицо имеет место жительства (например, Венгрия, Румыния), либо право страны, с которой у лица имеется наиболее тесная связь (например, Австрия, Италия, Турция).

    6. Лицом без гражданства является физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства (ст. 2 Закона о правовом положении иностранных граждан). Личным законом такого лица считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства, т.е. место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (ст. 20 ГК). Постоянное или преимущественное проживание предполагает, что гражданин всегда присутствует в определенном месте, хотя бы в тот или иной промежуток времени его там не было. (См.: Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, частям первой, второй и третьей / Под ред. Т.Е. Абовой, М.И. Богуславского, А.Ю. Кабалкина, А.Г. Лисицына-Светланова. М., 2008. С. 38.)
    7. Пункт 6 коммент. ст. посвящен определению личного закона беженца. Согласно Закону о беженцах беженцем является лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе либо политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений, или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного места жительства в результате подобных событий, не может либо не желает вернуться в нее вследствие таких опасений (ст. 1). Лицо признается беженцем в порядке, установленном Законом о беженцах, и ему выдается удостоверение беженца, которое является документом, удостоверяющим личность лица, признанного беженцем. Поскольку беженцы вынужденно покинули страну своего гражданства и по объективным причинам утрачивают с ней связь, то п. 6 коммент. ст. вполне обоснованно устанавливает, что их личным законом считается право страны, предоставившей убежище.

    Правовому статусу беженцев посвящена Конвенция о статусе беженцев и Протокол, касающийся статуса беженцев, от 31 января 1967 г., а также Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам.

    От беженцев следует отличать лиц, получивших временное убежище, которое предоставляется иностранному лицу или лицу без гражданства, если они имеют основания для признания их беженцами, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации либо не имеют оснований для признания беженцами, но из гуманных соображений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации. Таким лицам выдается свидетельство установленной формы. Личный закон таких лиц будет определяться не п. 6 коммент. ст., а либо п. 3, либо п. 5 в зависимости от того, является ли такое лицо иностранцем или апатридом.

    В российской науке МЧП правовой статус физических лиц рассматривается в трёх аспектах: 1) личный закон физического лица; 2) правовое положение иностранцев в России; 3) правовое положение российских граждан за рубежом.

    Гражданский кодекс РФ (раздел VI, часть третья) вводит новые для российского законодательство понятия: «личный закон физического лица» и личный закон юридического лица», которые соответственно определяют правовой статус физических и юридических лиц.

    Личный закон физического лица (lex personalis) – давно сложившаяся и широко применяемая в МЧП различных стран формула прикрепления (коллизионный принцип, коллизионная привязка). Личный закон существует в двух вариантах: как закон гражданства (lex patria) и как закон места жительства (lex domicilii).

    Общая тенденция в развитии МЧП разных стран, в том числе и России – применение смешанной системы личного закона, применение, как закона гражданства, так и закона места жительства .

    Российское коллизионное законодательство, не допуская в принципе обратной отсылки, разрешает её применение в случаях отсылки к российскому праву, определяющему правовое положение физического лица (статьи 1195-1200).

    Среди физических лиц выделяют три категории: граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства. Особый статус имеют беженцы.

    Российское законодательство (ст.1195 ГК) предусматривает шесть вариантов личного закона физического лица. Статья 1195 ГК содержит ассоциацию коллизионных норм.

    Основная (генеральная) коллизионная норма содержит общий коллизионный принцип определения личного закона физического лица.

    1.Личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет (п.1).

    Следующие пять пунктов статьи содержат дополнительные (субсидиарные) нормы, объёмы которых выступают как дифференцированные к общему объёму пункта 1.

    2.Если лицо наряду с российским гражданством имеет и иностранное гражданство, его личным законом является российское право (односторонняя субсидиарная норма).

    3.Если иностранный гражданин имеет место жительства в РФ, его личным законом является российское право (односторонняя субсидиарная норма).

    4.При наличии у лица нескольких иностранных гражданств личным законом считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства .

    5.Личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства .

    6.Личным законом беженца считается право страны, предоставившей ему убежище.

    Таким образом , российское законодательство при определении личного закона физического лица применяет смешанную систему , используя как закон гражданства, так и закон места жительства.

    Закон гражданства применяется в качестве основного (генерального) коллизионного правила определения личного закона физического лица, для определения личного закона российских и иностранных граждан. Закон места жительства определяет личный закон иностранных граждан, имеющих место жительства в РФ, иностранных граждан, имеющих несколько гражданств, лиц без гражданства (апатриды). Не совсем ясна ситуация с лицом, имеющим несколько гражданств, но не проживающим ни в одной стране своего гражданства. По буквальному толкованию п.4 ст.1195 ГК здесь применяется закон места жительства лица безотносительно к его гражданствам.

    В силу п.1 ст.1187 ГК квалификация юридических понятий при определении применимого права осуществляется по российскому праву.

    Гражданство физического лица. По закону «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. гражданством признаётся устойчивая правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей (ст.3). Проживание российского гражданина за пределами РФ не влечёт прекращения российского гражданства (п.2 ст.6), и в России его личным законом будет российское право.

    Иностранный гражданин – это лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства.

    Лицо без гражданства (апатрид) – лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства.

    В законодательстве ряда стран для лиц, имеющих гражданство более чем одного государства (бипатриды), решающее значение для определения личного закона имеет принадлежность к тому государству, с которым у этого лица существует наиболее тесная связь (§9(1) закона Австрии «О международном частном праве», ст.23(2) закона Швейцарии «О международном частном праве»). Вводный закон Германии (ст.5(1)) применяет тот же коллизионный принцип с некоторыми уточнениями – применяется право страны, с которыми лицо наиболее тесно связано, в особенности в силу постоянного места жительства или в течение своей жизни. Модельный гражданский кодекс для стран СНГ от 17 февраля 1996 г. также предлагает считать личным законом бипатридов право страны, с которым лицо наиболее тесно связано (ч.1 ст.1204 Модели).

    Такой выбор в науке получил название «принципа эффективного гражданства».

    Место жительства физического лица. Статья 20 ГК определяет местожительство как место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

    Закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» уточняет это определение ГК.

    Местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), по договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ. Таким местом могут быть: жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежития, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом – интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение.

    Место, где гражданин временно проживает, - гостиница, санаторий, больница и т.п. не является местом жительства, а относится к месту пребывания.

    При определении места жительства иностранца в России следует принимать во внимание его намерение рассматривать своё место нахождения как постоянное, а не временное, доказательством чего может служить получение им разрешения на постоянное проживание и вида на жительство и последняя регистрация в РФ по месту жительства. Временный характер пребывания иностранцев, въезжающих в Россию по российским визам, подтверждается при её оформлении.Если намерение иностранца установить невозможно суд не должен руководствоваться одним фактом наличия или отсутствия постоянной регистрации, а самостоятельно оценивает все фактические обстоятельства дела.

    На это указал Конституционный Суд РФ в постановлении от 15 января 1998 г. №2-П «По делу о проверке конституционности положений частей первой и третьей статьи 8 ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в связи с жалобой гражданина А.Я. Аванова».

    Суд признал противоречащей Конституции правоприменительную практику рассмотрения органами внутренних дел и судами места жительства как факта, подтверждённого регистрацией.

    Постановлением КС РФ признаны не соответствующими Конституции положения Закона (ч.1 ст.8) в части, по существу препятствующей выдаче гражданину РФ при отсутствии у него регистрации по месту жительства или по месту пребывания заграничного паспорта в ином порядке. Не соответствуют Конституции также положения ч. 3 той же статьи в части, по существу препятствующей выдаче гражданину РФ, имеющему место жительства за пределами её территории, заграничного паспорта в РФ.

    Беженцы. Определение беженца даётся в ФЗ «О беженцах» от 19 февраля 1993 г. (в ред. От 7 августа 2000 г.). Определение слишком громоздко и трудно для восприятия, а потому назовём те признаки, которые позволяют квалифицировать лицо как беженца.

    1. Лицо не является российским гражданином.

    2. Лицо вполне обоснованно опасается стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определённой социальной группе или политических убеждений.

    3. Лицо в силу этих опасений находится вне своей страны гражданской принадлежности и не может или не желает пользоваться защитой этой страны вследствие таких опасений.

    4. Эти же признаки характеризуют и беженца, который является лицом без гражданства.

    Закон называет обстоятельства, при которых лицо не может быть признано беженцем. Решение о признании либо отказе в признании беженцем выдаётся компетентным государственным органом. На основании решения выдаётся удостоверение беженца.

    На международном уровне правовое положение беженцев определяется Конвенцией о статусе беженцев 1951 г. и Протоколом, касающемся статуса беженцев 1967 г.

    В рамках СНГ заключено Соглашение об оказании помощи беженцам и вынужденным переселенцам (24 сентября 1993 г., Москва).

    От беженцев следует отличать вынужденных переселенцев, правовое положение которых определяется ФЗ «О вынужденных переселенцах» от 19 февраля 1993 г. (в редакции от 7 августа 2000 г.).

    Вынужденные переселенцы являются гражданами РФ, а не иностранцами как беженцы. Поэтому их личным законом будет российское право. Вынужденные переселенцы – это те лица, которые покинули своё место жительства вследствие совершённого в отношении них или членов их семей насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию. Преследование совершается по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания и т.п.

    Россия заключает двусторонние договоры со странами СНГ и Балтии о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев; о правовом статусе российских граждан, постоянно проживающих на территории другой страны и граждан этой страны, постоянно проживающих на территории РФ; по вопросам гражданства.

    Личный закон физического лица

    В доктрине МЧП для регулирования вопросов правосубъектности физических лиц очень давно сформировалось понятие личного закона физического лица. Данное понятие было знакомо и российской (советской) доктрине. Однако, впервые оно было закреплено законодательно только в ст. 1195 ГК РФ.

    Личный закон определяет право, подлежащее применению при решении вопросов гражданской правоспособности физического лица, его дееспособности, прав физического лица на имя, вопросов опеки и попечительства, а также признания лица безвестно отсутствующим или объявления его умершим. Другими словами, решение всех вопросов, непосредственно связанных с личностью физического лица, с его правовым статусом, как правило, решаются по личному закону.

    Существует несколько вариантов определения личного закона физического лица. В зависимости от исторических причин личный закон физического лица может определяться либо по праву страны гражданства лица - lege nationalis , либо по закону его места жительства - lege domicilii .

    Закон места жительства лица получил свое наибольшее распространение в странах англо-саксонской системы права, в то время как закон гражданства свойственен континентальному праву.

    Закон гражданства, как разновидность личного закона означает, что вопросы правоспособности решаются по праву того государства, гражданином которого является данное лицо. Закон места жительства подчиняет вопросы правосубъектности физического лица праву страны проживания. Выбор того или иного варианта правового закрепления личного закона физического лица обусловлен сформировавшимся в государстве подходом к характеру связи между государством и физическим лицом, к основанию возникновения такой устойчивой связи, коим может выступать приобретение гражданства или факт постоянного место жительства.

    В РФ личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет. Эта коллизионная норма, закрепленная в п. 1 ст. 1195 ГК, является генеральной (основной), устанавливающей основное правило определения личного закона физического лица. С 1 июля 2002 г. на территории РФ действует новый ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

    В соответствии со ст. 3 гражданство Российской Федерации - устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Заключение или расторжение брака между гражданином Российской Федерации и лицом, не имеющим гражданства Российской Федерации, не влечет за собой изменение гражданства указанных лиц. Изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменение гражданства другого супруга. Расторжение брака не влечет за собой изменение гражданства родившихся в этом браке или усыновленных (удочеренных) супругами детей.Основаниями приобретения гражданства Российской Федерации являются: а) приобретение гражданства по рождению;б) в результате приема в гражданство Российской Федерации;в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;г) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.При приобретении гражданства по рождению , как известно, сложилось два основания: по праву крови и по праву почвы. В РФ гражданство по рождению приобретается, по общему правилу, по праву крови (в том случае, если на день рождения ребенка: а) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка); б) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка); Однако в некоторых случаях учитывается и место рождения ребенка, то есть право почвы: а) если один из родителей ребенка имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства; б) оба его родителя, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему свое гражданство. А также ребенок, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, становится гражданином Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.Прием в гражданство РФ может осуществляться в общем порядке и в упрощенном порядке.Прием в гражданство Российской Федерации в общем порядке осуществляется по заявлению о приеме в гражданство иностранных граждан и лиц без гражданства, достигших возраста восемнадцати лет и обладающих дееспособностью. В РФ установлены следующие условия для приема в гражданство:- так называемый ценз оседлости (непрерывное проживание на территории РФ в течение 5 лет. Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года. Срок проживания на территории Российской Федерации сокращается до одного года в случае: рождения лица на территории РСФСР и наличие у него в прошлом гражданства СССР; состояния в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет; наличия у нетрудоспособного лица дееспособных сына или дочери, достигших возраста восемнадцати лет и имеющих гражданство Российской Федерации; наличия у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладания лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации; предоставления лицу политического убежища на территории Российской Федерации; признания лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом.- соблюдение Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации;- наличие законного источника средств к существованию;- обращение в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или настоящим Федеральным законом либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин;- знание русского языка; порядок определения уровня знания русского языка устанавливается положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.Лицо, имеющее особые заслуги перед Российской Федерацией, может быть принято в гражданство Российской Федерации без соблюдения названных условий.Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке осуществляется, если иностранные граждане и лица без гражданства, обратившиеся с соответствующим заявлением: а) имеют хотя бы одного нетрудоспособного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации; б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства.В гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства: а) ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации; б) ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению родителя; в) ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство, - по заявлению опекуна или попечителя, имеющих гражданство Российской Федерации.Кроме приема в гражданство возможно восстановление в гражданстве Российской Федерации в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, ранее имевших гражданство Российской Федерации. Условия восстановления в гражданстве такие же, как и при приеме в гражданство, но срок их проживания на территории Российской Федерации сокращается до трех лет.В случае территориальных изменений в соответствии с международным договором Российской Федерации лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и сроки, которые установлены соответствующим международным договором Российской Федерации.

    Использование закона гражданства в качестве личного закона получило наибольшее распространение в современном мире, тогда как привязка к закону места жительства сохраняется в основном лишь в странах англо-американского общего права и некоторых государствах Латинской Америки.



    Примечательно, что ГК учитывает для российского гражданина и возможность одновременно состоять в гражданстве иностранного государства (двойное гражданство) , предусмотренную ст. 62 Конституции РФ. Однако наличие двойного гражданства все же является исключением из общего правила, поскольку п. 1 ст. 62 Конституции РФ и ст. 6 ФЗ «О гражданстве РФ» придают официальное значение гражданству иностранного государства лишь при наличии с ним соответствующего международного договора.

    По новому Закону гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом. Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации.Именно такой вывод и получил свое продолжение в части 3 ГК, где в ст. 1195 говорится о том, что личным законом лица, которое наряду с гражданством РФ имеет и иностранное гражданство, считается российское право.

    В ГК РФ законодатель закрепил в качестве основы для определения личного закона не только закон гражданства, но и закон места жительства лица. Сочетание двух различных коллизионных привязок позволило законодателю весьма полно урегулировать основные вопросы определения личного закона физического лица.

    Закон места жительства используется в следующих случаях:

    1) если иностранный гражданин имеет место жительства в РФ – его личным законом является российское право.

    Понятие иностранного гражданина, которым оперирует комментируемая норма, раскрывается в ст. 3 ФЗ «О гражданстве», которое российский суд может использовать в соответствии с п. 1 ст. 1187 ГК при квалификации юридических понятий при определении права, подлежащего применению.

    Так, иностранным гражданином признается лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства. Однако эта формулировка приходит в противоречие с возможностью для российского гражданина иметь двойное гражданство. С учетом этого иностранными гражданами сегодня следовало бы признавать только лиц, имеющих доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства. Надлежащими доказательствами такой принадлежности обычно служат паспорта граждан или заменяющие их документы.Понятие иностранного гражданина в полной мере охватывает и лиц, состоящих в подданстве иностранного монарха (например, в государствах Персидского залива);2) при наличии же у лица нескольких иностранных гражданств – личным законом считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства;3) личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства. Лицо без гражданства - лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства. Доказательствами наличия гражданства служат правоустанавливающие документы (паспорт и другие).

    Формула прикрепления lex domicilii используется не только комментируемой статьей, но и п. 2 ст. 1211 ГК, ст. 1217 ГК, п. 2 ст. 1219 ГК и п. 1 и 2 ст. 1221 ГК и ст. 1224 ГК.

    Значение точного определения места жительства велико и для правильного применения норм права к отношениям, не осложненным иностранным элементом: при решении вопросов признания гражданина безвестно отсутствующим (ст. 42 ГК) или объявления умершим (ст. 45 ГК), для определения места исполнения обязательств (ст. 316 ГК) и места открытия наследства (ст. 1115 ГК). Во всех этих случаях место жительства физического лица следует понимать в соответствии со ст. 20 ГК как «место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает».

    Особая категория физических лиц, о которых говорит ст. 1195 ГК, это беженцы. Ст. 1 ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О беженцах» от 28.06.97 г. определяет беженца как «лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений».

    Таким образом, по смыслу приведенной нормы беженцем может стать как иностранный гражданин, так и лицо без определенного гражданства, что и обусловило необходимость появления отдельной коллизионной привязки в комментируемой статье.

    Отказ законодателя от использования закона гражданства при определении личного закона беженца обусловлен тем фактом, что одной из причин, побудившей лицо бежать из своей страны, как раз, и могут выступать преследующие его национальные законы. Коль скоро беженец не может или не желает пользоваться защитой страны, гражданином которой он является, было бы неразумно распространять на него действие ее правовой системы.

    Привязка личного закона беженца к праву государства, предоставившего ему убежище (а не к праву страны места жительства), также вполне оправданна. Ведь прежде, чем беженец, прибывший в ту или иную страну, получит в ней постоянное место жительства, может пройти весьма длительное время, тогда как его права нуждаются в немедленной защите.

    Наряду с беженцами отечественному законодательству известна и еще одна категория лиц, вынужденно сменивших свое место жительства. Это - вынужденные переселенцы , правовое положение которых определяет ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О вынужденных переселенцах» от 20.12.95 г. П. 1 ст. 1 этого Закона определяет вынужденного переселенца как «гражданина Российской Федерации, покинувшего место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка».

    Как следует из этого определения, вынужденным переселенцем может быть признан как гражданин РФ, покинувший место жительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывший на территорию другого субъекта РФ, так и гражданин РФ, прибывший в Россию из иностранного государства, где он подвергался или мог подвергнуться преследованиям. Кроме того, статус вынужденных переселенцев может быть предоставлен и иностранным гражданам или лицам без гражданства, постоянно проживающим на законных основаниях на территории Российской Федерации, если они изменили место своего жительства в пределах территории РФ по обстоятельствам, предусмотренным данным Законом (п. 3 ст. 1).

    Необходимости в специальных коллизионных нормах, определяющих личный закон вынужденного переселенца, не возникает. Ведь личным законом гражданина РФ всегда является российское право (п. 1 ст. 1195), а вынужденное переселение иностранцев или лиц без гражданства с одного места жительства в пределах РФ на другое также не влияет на решение вопроса об их личном законе.

    Таким образом, российский законодатель использует для определения личного закона физического лица, как закон гражданства, так и закон места жительства лица. А также для особой категории лиц – беженцев – закон страны, предоставившей убежище. Такой подход позволяет в максимальной степени реализовать права и обязанности лиц, решая вопросы право- и дееспособности.